Выводы. Роль и место России в международном разделении труда. Основные этапы научно-технической революции

Итак, в своем реферате я раскрыла сущность научно - технической революции, описала ее основные особенности и направления. Научные и технические революции были и раньше, но они не совпадали по времени, не сливались воедино. Всего в мире произошло три научных революции, первая из которых произошла во 2-ой половине XV века. В конце XVIII века произошла техническая революция, начало которой связано с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. В середине 50-х годов XX века произошла научно - техническая революция, т.е. научная и техническая революция произошли одновременно, совпали по времени, произошло срастание науки и техники. Это стало возможным вследствие: во-первых, полета человека в космос, во-вторых, создания атомной бомбы, т. е. открыли атомную энергию, и, в-третьих, создания лазера.

В ходе НТР, начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Научно-техническая революция означает скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Научно-техническая революция - это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; открытие и использование новых видов энергии; развитие биотехнологии; создание и применение новых видов конструкционных материалов.

Одними из наиболее активно развивающихся направлений в XXI веке стали нано- и биотехнологии.

Биотехнология применяет современные знания и технологии для изменения генетического материала растений, животных и микробов, способствуя получению на этой основе новых результатов.

Под термином «нанотехнология» подразумевают совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, имеющие принципиально новые качества и позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы макромасштаба.

Достижения био - и нанотехнологий открывают принципиально новые возможности для повышения эффективности производства.

Именно потому, что области применения био- и нанотехнологий широки, трудно предсказать и описать все возможные их последствия для человека.

Что же ожидает человечество далее: решение проблем НТР или их усугубление? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Но можно с полной уверенностью утверждать, что будет продолжаться демографический взрыв, благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах. По прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI века на уровне 10 - 12 млрд. человек. Вопрос состоит в том, выдержит ли Земля такое число обитателей без сползания к необратимой экологической катастрофе. По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа межгосударственных конфликтов, но роста сепаратизма и конфликтов, связанных с ним. Это во многом связано с ростом национального самосознания народов. Однако интеграционные процессы также будут укрепляться. Эти два взаимообратных процесса приведут к тому, что вскоре мир будет состоять из небольшого числа конфедераций (наподобие ЕЭС), состоящих из стран объединенных в таможенный, экономический, политический союз с единой валютой, но автономных в вопросах культуры, религии и внутренней политики. В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все более, в связи с истощением ресурсов, будут использоваться ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Компьютерные сети, все более внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационного общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже частично живое общение.

Таким образом, НТР характеризуется :

  • 1) Срастанием науки с техникой.
  • 2) Успехами в деле покорения природы и человека как части природы.
  • 3) Достижения НТР впечатляющи.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
  • Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
  • Показать масштабы научно-технических достижений человечества.

Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.

Этапы урока:

  1. Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, помещенных на лист формата А4, раздать ученикам. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.
  2. Та же схема помещается и на доске. По ходу лекции к ней будем возвращаться, помечая, что уже пройдено.
  3. В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
    • Геоинформатика;
    • Геоинформационные системы.
  4. Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.
  5. В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.

Оборудование: учебники, настенная «Политическая карта мира», карты атласа, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала.

Введение в тему. (Слайд 1)

Определение целей.

Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.

Эпиграф. (Слайд 2)

Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. (Слайд 3)

План лекции: (Слайд 4)

  • Научно-техническая революция
  • Характерные черты НТР.
  • Составные части НТР.
  • Понятие о геоинформационных системах.

1. Работа с понятием НТР. (Слайды 5-6)

Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.

Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.

Беседа с классом

Вопросы:

  • Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей)
  • Что объединяет все эти определения?
  • Какое бы определение вы дали НТР?
  • В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?

Ответ:

Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?

Ответ:

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.

2. Характерные черты НТР. (Слайд 7)

1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 8–10)

НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 11)

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)

Работа с учебником

Задание:

  • Найдите пример в дополнительном тексте (с.103), который бы подтверждал эту черту НТР.
  • Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.

3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 12)

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

4) Военно-техническая революция. (Слайд 13)

Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее началевозвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

3. Составные части НТР. (Слайд 14)

НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость. (Слайды 15–17)

Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.

  • В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции) .

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

  • Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
  • В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

2) Техника и технология. (Слайд 18)

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:

  1. Эволюционный путь
  2. Революционный путь

(Слайд 19)

a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)

(Слайд 20)

Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

Ответ:

Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.

Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)

b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).

Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».

Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. (Слайды 21–26)

Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.

Вывод (ученики делают самостоятельно) : Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

3) Производство: шесть главных направлений развития. (Слайды 27–29)

Вопрос : Назовите основные направления развития производства. (У учащихся есть раздаточный материал, по которому можно ответить на поставленный учителем вопрос)

a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.

Например:

  • в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
  • в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
  • в связи – сотовые телефоны.

Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.

Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.

b) Комплексная автоматизация. (Слайды 30–34)

Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.

c) Перестройка энергетического хозяйства. (Слайды 35–37)

Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.

В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.

d) Производство новых материалов. (Слайды 38, 39)

Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.

Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.

e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды 40–42)

Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.

Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.

Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии.

Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.

f) Космизация. (Слайд 43)

Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».

Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.

Именно космические снимки подтвердили теорию Вегенера «О движении литосферных плит». Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд 44)

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика . Одновременно это наука об информации.

Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика .

4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

(ГИС – представляет собпой комплекс всаиомосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)

Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.

III . Итоги урока:

1) Проверка схемоконспекта.

2) Закрепление:

Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице:

  1. Производство новых материалов.
  2. Комплексная автоматизация.
  3. Перестройка энергетического хозяйства.
  4. Ускоренное развитие биотехнологии.
  5. Ускорение научно-технических преобразований.
  6. Космизация.
  7. Повышение требований к уровню квалификации.
  8. Зарождение НТР как военно-технической революции.
  9. Универсальность и всеохватность.
  10. Электронизация.

В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.

IV . Домашнее задание

  • Тема 4, §1 в учебнике В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
  • Подготовить презентации по темам:
  • «Использование достижений НТР в географии»,
  • «Развитие биотехнологий в современном мире», «Космос и НТР»

Интересные факты

В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.

В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.

Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.

А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.

Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.

Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.

Литература

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.:Просвещение, 2006.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.:Просвещение, 2001.
  3. Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2006.
  4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999

Введение

  1. Понятие научно-технической революции, и ее х арактерные черты
  2. Основные этапы научно-технической революции
  3. Значение науки на современном этапе научно-технической революции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Огромное и нарастающее воздействие на формирование будущего человечества оказывает научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия. По мнению современных ученых, аналогично аграрной революции в неолите и промышленной революции конца XVIII — начала XIX века она явилась радикальным технологическим переворотом в развитии производительных сил общества, став прологом новой технологической эпохи во всемирной истории.

В чем же состоит сущность и содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития, в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав? Для раскрытия темы необходимо ответить на эти вопросы.

Целью данного исследования является выявление роли науки в эпоху научно-технической революции.

Для этого необходимо решить ряд задач:

— определить понятие и сущность научно-технической революции;

— выявить ее характерные черты;

— проследить основные этапы развития научных знаний;

— проанализировать основные научные достижения и их применение в различных отраслях производства.

1. Понятие научно-технической революции, и ее характерные черты.

Развитие человеческой цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил. Данный процесс основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями (НТР). Начало современной НТР обычно относят к середине XX века.

В развитых странах мира ныне научно — технический прогресс принял революционную форму. Два потока — техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции.

Вопрос о сущности научно-технической революции является одним из наиболее спорных вопросов. Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в производительных силах общества, другие — к автоматизации производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи — к возрастанию роли науки в развитии техники, четвертые — к появлению и развитию информационной техники и т.д.

Однако во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны научно-технической революции, а не ее сущность, которую, по нашему мнению, можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.

Исследователи обычно выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как эта революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, атомная электростанция, телевизор и т.д.

Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применении его в практической деятельности сильно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка прошло 102 года, а для лазера этот период сократился до пяти лет.

Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В этих условиях увеличивается доля умственного труда.

Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы Второй Мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода.

Современная НТР является сложной системой, и условно ее можно разделить на четыре взаимодействующие части: 1) науку; 2) технику и технологию; 3) производство; 4) управление.

Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросла связь науки с производством, которое становится все более наукоемким. То есть в производстве повышается уровень затрат на научные исследования при изготовлении той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% ВВП, а в развивающихся — это доли процента.

2. Основные этапы научно-технической революции.

Для более глубокого понимания сущности научно-технической революции рассмотрим процесс ее развития. Прослеживая этот процесс, можно выделить определенные этапы: формирование предпосылок НТР, ее первые проявления, развертывание и, наконец, современный этап.

Формирование естественнонаучных предпосылок НТР относится к концу XIX-началу XX веков, когда классическая механическая ньютоновская картина мира с работами Герца, Рентгена, Лебедева, Лоренца, Томсона, Розерфорда, Бора, Пуанкаре, Планка, Эйнштейна была заменена релятивистской механикой, а по существу — новой естественнонаучной картиной мира. Поскольку работы в области физики и математики оказали стимулирующее воздействие на другие области естествознания, это была революция в естествознании.

На основе этих работ как из рога изобилия посыпались научные открытия — динамика твердого тела, аэродинамика, механика жидкости и газов, теория устойчивости движения, физико-химический анализ, теория вероятностей и другие. Но эти научные открытия еще не находили технического применения. Даже такие видные достижения технического прогресса того времени, как крекинг-процесс, двигатель внутреннего сгорания, самолет и радио базировались на использовании знаний классической механики. Однако эти научные открытия не могли не повлиять на общее миропонимание людей, на настрой их мыслей, перестройку этих мыслей. Именно эта революция в естествознании явилась предтечей последующей за ней научно-технической революции, которая возникает на основе использования новейших научных достижений в технике и развивает дальше как технику, так и науку.

В 30-х годах нашего века проявляются первые ростки научно-технической революции — новая квантовая теория, волновая механика, начало комплексной механизации производственных процессов, появление первых автоматов, радиолокации, осуществлены деление ядра и цепная реакция. Научные открытия получают быстрое применение. Дж. Бернал писал, что «впервые в истории наука и ученые принимают непосредственное и открытое участие в серьезных экономических, промышленных и военных событиях своего времени».

Участие науки в функционировании производства привело к качественному изменению технического базиса производства. Завершается переход от паровых двигателей к электродвигателям, происходит качественное техническое усовершенствование двигателя внутреннего сгорания и переход к турбодвигателям, дальнейшее развитие получают средства транспорта и связи, появляются реактивные самолеты, ракеты, полимеры и пластические массы, техника массового поточного производства и ядерная техника.

С середины 50-х годов в полной мере развертывается революционная форма научно-техничвеского прогресса как преобладающая форма развития науки и техники. Происходят дифференциация и интеграция различных областей научного знания. Углубляется специализация научной деятельности и, в то же время, интегративные процессы в науке преодолевают профессиональную ограниченность ученых, способствуют решению крупных комплексных научных проблем.

Для структурных сдвигов в науке свойственно также изменение удельного веса и значимости технических наук, занимающих лидирующее положение. Прежнее их понимание как прикладных отраслей механики, физики, химии отмирает и технические науки становятся самостоятельной группой наук, выполняющих функции познания, конструирования и функционирования мира искусственно созданной технической среды — второй формы объективной реальности. Все большую значимость приобретают фундаментальные научные исследования как теоретическая основа революционных сдвигов в технологии. Быстрыми темпами начинают развиваться биологические науки, возникает бионика как особая наука о свойствах живых организмов и использовании этих свойств в технике и технологии.

В процессе углубления науки в более сложные области материального мира содержание науки обогащается, наполняется новыми фактами, гипотезами, законами, теоретическими принципами и теориями. Возрастает точность и достоверность результатов научных исследований. Это обеспечивает все большую роль науки в развитии и функционировании практики, что приводит к изменению функций науки. Наука превращается в одну из производительных сил общества, а по мере дальнейшего развития научно-технической революции она становится непосредственной производительной силой общества.

В этот же период развития научно-технической революции происходит крупное научно-техническое и культурное событие — наука и техника вырывается в космос, начинается их космизация, утрачивается геоцентрический характер научно-технического прогресса.

Изменяется и область техники и технологии. В условиях глубокого космического вакуума испытываются свойства новых материалов, веществ, технических конструкций и технологических процессов. На основе передовых отраслей научно-технического прогресса на Земле создается огромное космическое хозяйство. Новые конструктивные решения, приборы, материалы, топливо, организация научных исследований и внедрений оказывают влияние на другие отрасли народного хозяйства, которые усиливаются работой космической техники на потребности общества.

С середины 70-х годов XX века начался новый, современный этап научно-технической революции, плоды которого получили широкое практическое применение. Теперь уже революционные научно-технические изменения охватили все отрасли производства и отрасли науки.

Сущность современного этапа научно-технической революции состоит в качественном повышении наукоемкости техники и технологии, в переходе от материало-, энерго- и трудоемких процессов к материало-, энерго- и трудосберегающим. Содержание нового этапа научно-технической революции составляют качественные изменения в системе научного знания в сочетании с приоритетными направлениями технического прогресса, которые определяют вступление человечества в новую технологическую эру XXI века. Каждое из направлений этого этапа научно-технической революции изменяют свою значимость и роль в процессе развертывания научно-технической революции в различных странах. Вместе с тем эти направления имеют глобальный характер, т.е. их важнейшие характеристики присущи в той или иной степени всем странам.

Задачи, выдвигаемые техническими потребностями производства, становятся все более сложными, возникают комплексные проблемы. Для их решения нужна другая методология научного исследования, делающая возможным обобщение более широкого и глубокого уровня. Возникает особый класс понятий — общенаучных: алгоритма, модели, вероятности, системы, функции, структуры и др., которые широко используются в особом классе наук и научных направлениях — общей теории систем, кибернетике, синергетике и др. Развитие традиционных областей научного знания, появление новых наук и научных направлений привело к экспоненциальному росту научных знаний и числа ученых. Во времена К. Маркса объем научной информации удваивался каждые 50 лет, ныне — каждые 20 месяцев.

Таким образом, процесс развития научно-технической революции прошел ряд этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития научных знаний. Для первого этапа (конец XIX-началоXX вв.) характерно огромное количество научных открытий, которые однако не находили в то время практического применения. Участие науки в функционировании производства на втором этапе (30-е гг. XX в.) привело к качественному изменению технического базиса производства. С 50-х гг. углубляется специализация научной деятельности, процессы в науке преодолевают профессиональную ограниченность ученых, способствуют решению крупных комплексных научных проблем. Начиная с третьего этапа, наука уже напрямую взаимодействует с производством, направлена на повышение качества и освоения новых технологий. И, наконец, последний современный этап научно-технической революции, который многие ученые называют «микроэлектронной революцией», характеризуется тем, что появляются новые научные направления, рождающиеся не только на стыке различных научных дисциплин, но и на стыке науки и техники. Так, например, новыми направлениями являются генная инженерия, кибернетика и др.

3. Значение науки на современном этапе научно-технической революции.

Во временном отношении, как видно из предшествующего изложения, научно-техническая революция охватывает довольно длительный период времени. Трудно сказать сейчас, когда она окончится. Но, учитывая нынешние темпы развития науки и техники, можно сделать предположение, что для завершения научно-технической революции потребуется не так уж сравнительно много времени. Она, видимо, завершится с переходом от старого индустриального технологического базиса, к качественно новой информационной технологии с формированием компьютерных интегрированных производств, внедрением комплексных автоматизированных систем и технологий, суть которых составляет переход от механических к физическим, химическим и биотехническим процессам. Достижением научно-технической революции является то обстоятельство, что эти процессы будут сопровождаться комплексным применением достижений всех наук в целях гармоничного развития человека. Таким образом, по мнению ряда авторов, за горизонтами современного этапа научно-технической революции вырисовываются контуры новой и более радикальной гуманитарной революции. Объектом этой революции будет сам человек, и ее ход будет подчинен гуманистическим идеалам человечества.

Качественно новый этап научно-технического прогресса делает еще только свои первые шаги, выступает еще в виде отдельных проявлений и намечающихся тенденций. Но сквозь них проглядывает основная черта современного этапа научно-технической революции — перерастание ее в научно-технологическую революцию.

Перерастание научно-технической революции в научно-технологическую революцию определяется осознанием ограниченности для человечества его жизнедеятельных ресурсов. От идеи господства над природой, на что нацелена современная техника и технология, люди переходят к идее гармоничного развития с ней, на что ориентируется технология будущего. Формируется новый уровень более глубокого слияния науки с производством, проникновение науки во все сферы общественной жизни. Технология как наука о производственной деятельности использует науку не только для достижения конечного эффекта данного конкретного производства, но и для научного обоснования всех социальных, культурно-гуманистических решений и процессов, связанных с этим производством.

Вполне естественно, что такие решения опираются на большое количество самой разнообразной информации. Объем расчетно-вычислительной деятельности, ее качество резко возрастают. Здесь уже не пригодны прежние расчетные средства. Их заменяют ЭВМ, компьютерная наука, информатика. Последняя формируется на базе синтеза компьютерной техники и науки и кибернетики.

Информатика — это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Под этим понятием объединяются ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта — информации.

В числе этих направлений можно назвать теоретическую информатику, кибернетику, программирование, искусственный интеллект, информационные системы, вычислительную технику.

Что касается ЭВМ, то они из вспомогательных устройств превращаются в один из ведущих факторов процесса производства и управления. Этим обстоятельством вызвана компьютерная революция — появление ЭВМ новых поколений, ведущих многоканальную параллельную обработку информации. Одновременно появляются роботы, обладающие автономией и способностью воспринимать и выдавать информацию на естественном языке.

Возвращаясь к современному этапу научно-технической революции, отметим его характерные черты. Он протекает на основе глубокого использования достижений фундаментальной науки, выступает в качестве главного фактора интенсификации всей экономики, концентрирует внимание на массовом тиражировании наукоемких видов продукции и предполагает активизацию человеческой деятельности.

Заключение.

В заключении можно сделать основные выводы по данной теме. Во-первых, научно-техническая революция представляет собой процесс развития человеческой цивилизации, основанный на усовершенствовании технологических элементов и превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Научно-техническая революция прошла в своем развитии ряд этапов: формирование предпосылок НТР, ее первые проявления, развертывание и, наконец, современный этап. Каждый этап является, по сути, показателем уровня развития научных знаний в то или иное время, начиная от эмпирического познания XIX века, заканчивая точными прикладными научными исследованиями современности.

Если говорить о научных знаниях современного этапа научно-технической революции, то они направлены напрямую на глубокие исследования в фундаментальных (особенно технических) направлениях науки, призваны интенсифицировать основные отрасли экономики и активизировать человеческую деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наука имеет первостепенное значение в процессе развития научно-технической революции. Взаимосвязь науки и техники можно сравнить с двумя поездами — пассажирским (техника) и скорым (наука). Первый из них отправился в путь раньше второго, но второй имеет большую скорость движения. В процессе движения этих поездов вначале техника шла впереди науки, затем они двигались как бы параллельно, а ныне наука идет впереди техники. Но пути движения этих поездов пролегают через широкие социальные просторы, поскольку и наука и техника всегда развивались и будут развиваться в социальной среде.

Список использованной литературы.

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979.
  3. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
  4. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 1973.
  5. Проблемы НТР. Вып. 2. ЛГУ. 1974.
  6. Негодаев И.А. Философия техники. Научно-техническая революция — синтез науки и техники // www.polbu.ru
  7. Фролов И.Т. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Научно-техническая революция и альтернативы будущего // www.polbu.ru

См., например: Фролов И.Т. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Научно-техническая революция и альтернативы будущего // www.polbu.ru

2. Проблемы НТР. Вып. 2. ЛГУ. 1974.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 383.

См.: Негодаев И.А. Философия техники. Научно-техническая революция — синтез науки и техники // www.polbu.ru

См., например: Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., 19. С. 188.

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 126.

Понятие о научно-технической революции

Современные достижения нашей цивилизации тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Научно-техническая революция (НТР) относится к такому временному периоду, когда происходит качественный прорыв в развитии науки и техники, и благодаря которому, проходят глубокие и коренные изменения производительных сил общества.

В некоторых странах в периоде между XVIIl-XIX вв., произошло ряд промышленных переворотов, что способствовало переходу от ручного труда к машинному производству.

Началом научно-технической революции принято считать середину двадцатого столетия. С этого времени начал стремительно увеличиваться экономический потенциал мирового хозяйства.

В первую очередь достижениями НТР сумели воспользоваться наиболее экономически развитые страны. Главными направлениями НТР стали такие области, как наука, техника, технология, а также особое внимание было уделено развитию производства и управления.

Характерные черты и составные части НТР

Теперь давайте более подробно попробуем разобраться в наиболее важных чертах, которые характеризуют научно-техническую революцию.

Главные черты, которые характерны для современной НТР:

Во-первых, с помощью НТР происходит бурное преобразование, охватывающее все важные отрасли. Довольно таки стремительное развивается наука. Такое развитие способствует наращиванию производственной силы. Меняется быт, культура, характер труда и даже психология человека. Огромное внимание и ресурсы направляются на научно-исследовательские работы. Символом НТР становится не паровая машина, а ЭВМ, космические корабли, реактивные самолеты, изучение атомных отраслей, телевидения и Интернета. Научно-техническая революция охватила не только все страны мира, но и космическое пространство.


Второй важной чертой НТР является колоссальное ускорение всех научно-технических преобразований. Такое стремительное ускорение в первую очередь связано с научными открытиями и широким применением в производстве ЭВМ. Это касается и обновления продукции, замены на новые технологии и использования новых видов энергии.

Третей важной чертой НТР является повышение эффективности труда благодаря высококвалифицированным специалистам, так как в этот период появились новые требования к квалификации трудовых ресурсов. Появилась тенденция к более интеллектуальному и умственному труду. В сельском хозяйстве стал преобладать более индустриальный характер. Стремительное развитие получили и такие отрасли промышленности, как машиностроение, электроэнергетика и химическая отрасль.

Четвертой чертой, характерной для научно-технической революции, является современное производство, развитие военной промышленности и ориентир на использование новейших достижений в военных целях. В этот период огромное внимание уделяется развитию науки, техники, современных технологий, производства и управления, которые тесно связаны между собой и являют единую сложную систему.

Наука: рост наукоемкости

Во время научно-технической революции огромное внимание уделяется получению и применению знаний, благодаря чему и образуется более обширное поле деятельности человека.

Важным аспектом становиться связь науки с производством и в тоже время производство становится более наукоемким. Хотя разница в экономическом развитии между развитыми и развивающими странами остается и довольно таки существенная.

Так, например, если по числу ученых и инженеров в мире лидирует США, далее за ней следует Япония, Западная Европа, Россия, немного позже сюда добавился и Китай. Но тем ни менее существуют и такие страны, а среди развивающихся стран, их большинство, где затраты на науку не превышают и 0,5%.

Развитие техники и технологии в условиях НТР

Как правило, в период НТР развитие техники и технологии имеет два пути развития.

Первым таким путем является эволюционный путь развития. Для него характерно постоянное усовершенствование, как техники, так и технологии. При эволюционном пути огромное внимание уделяется увеличению мощностей техники, совершенствования оборудования, а также росте грузоподъемности транспортных средств.

Примером может служить сравнение морского танкера, который был создан в 50-х годах и имеющий грузоподъемность в пятьдесят тысяч тон нефти, и танкер, который был произведен в период НТР. Грузоподъемность последнего уже достигала 500 и более тысяч тон.

Можно сказать, что в период НТР прилагаются все усилия, которые бы способствовали эффективности производства и высокой производительности труда.

Но все же, основным путем развития техники и технологии в эпоху НТР является революционный путь развития. Принцип такого пути заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Таким примером может служить производство электроники. Ведь не зря же говорят, что теперь наступил «век микроэлектроники».

Конечно же, такое определение было дано не без оснований, так как изобретение микропроцессора сравнимо разве, с изобретением человеком колеса, электричества и первой паровой машины. Сейчас, даже трудно представить жизнь современного человека без таких благ цивилизации, как военная, промышленная и бытовая электроника.

Также огромным прорывом является переход от механического труда к более современным технологиям. Ведь теперь трудно представить машиностроение без электрохимических, плазменных, лазерных и т.д. способов производства.

Развитие производства

Кроме развития и усовершенствования производства такими традиционными методами, как механизация, химизация, электрификация, в эпоху научно-технической революции применяют и более современные направления.

К таким направлениям следовало бы в первую очередь отнести:

Во-первых, повсеместное внедрение во все сферы деятельности человека электронно-вычислительной техники.

Во-вторых, необходимость внедрения комплексной автоматизации. Огромную роль в такой автоматизации играют разного рода электронно-механические манипуляторы, так называемые роботы, которые не только облегчают труд человека, но в некоторых случаях даже являются его заменой. В связи с этим появилась благодатная почва для создания гибких производственных систем и даже заводов-автоматов. Особенно в этом преуспела Япония. Она не только является лидером по количеству промышленных роботов, но и успешно оснастила ими не только производство в своей стране, но и за ее приделами.

В-третьих, появилась тенденция, связанная с перестройкой энергетики, направленной на энергосбережение и использования более современных источников энергии. Ведь ни для кого не будет секретом, что атомная энергетика вызывает ни мало проблем. А после аварии на Чернобыльской АЭС некоторые страны и вовсе объявили мораторий на их строительство.

В-четвертых, появилась необходимость в производстве новых материалов. В современном производстве стали использовать синтетические полимеры, керамические материалы. Для аэрокосмической промышленности стала необходимость в использовании таких современных материалов, как титан, бериллий, литий и другие.

В-пятых, ускоренными темпами началось развитие таких перспективных отраслей, как биотехнология и биоиндустрия. Их стали применять для повышения продуктивности в сельском хозяйстве, расширения ассортимента в пищевой промышленности. Они необходимы в энергетической отрасли для увеличения ресурсов и для защиты окружающей среды. Особенно биотехнология получили широкое применение в таких развитых странах, как США, Япония, Франция и Германия.

Так же стоит отметить, что в период НТР появилась такая новейшая и наукоемкая отрасль, как аэрокосмическая промышленность. Это способствовало появлению более современных машин, новых приборов, сплавов и всего того, что необходимо для дальнейшего развития разных отраслей. Появилась возможность более тесно подойти к изучению космических технологий и более подробно исследовать это направление.

Управление, как путь к высокой информационной культуре

В период научно-технической революции появилась необходимость в совершенно новом подходе к управлению. Ведь наше общество получило колоссальную возможность уйти от старых методов работы и перейти на более современные. Этому способствовало производство разнообразной информационной техники, благодаря которой управление получило шанс выйти на более высокий уровень.

Большое внимание начало уделяться развитию кибернетики, так как она является главной в науке об управлении и переработке информации. В связи с развитием информационных технологий появилась потребность и в кадрах. Теперь для обслуживания современной техники нужны операторы, программисты и другие специалисты. У этого направления огромное будущее, так как благодаря информационным технологиям можно осуществлять системный подход и применять экономико-математическое моделирование.

Также, конечно, нужно обратить внимание на размещение производства, особенно это касается наукоемких отраслей. А это в первую очередь, большие города и городские агломерации, где есть доступ к получению разнообразной информации.

В мире современных технологий в области коммуникаций, появилась возможность молниеносной доставки информации из любой точки нашей планеты во все страны мира. Огромную роль в доступе к информационному пространству играет Интернет. В настоящее время его стали активно применять и в образовательных целях.

На основе науки о географии появилось такое новое направление, как геоинформатика, без которой вряд ли бы появились современные электронные атласы.

1. Фактор территории — чем больше территория, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы. 2. Фактор ЭГП — центральное (выгодное), глубинное (не выгодное), соседское, приморское (выгодное). 3. Природно-ресурсный фактор влияет на размещение отраслей добывающей промышленности и сырьеемких отраслей (это районы нового освоения): северные районы Земли площадью в 20 млн. км2, континентальный шельф площадью в 31 млн. […]

Районы старого освоения сформировались в XIX — начале XX в. В эпоху НТР происходит их реконструкция, но наряду с этим в ряде районов происходит новое промышленное, городское, транспортное строительство и сельскохозяйственное освоение. Так возникают районы нового освоения. В эпоху НТР на размещение производства и его структуру оказывают влияние новая техника и технология. Так, прямое восстановление […]

НТР вызвала большие сдвиги в структуре материального производства. Изменилось соотношение между промышленностью и сельским хозяйством. В промышленности выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают 9/10 стоимости всей продукции и, особенно, «авангардная тройка», от которой зависит НТП. Современная промышленность состоит из более чем 300 отраслей. Для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов — […]

Науку можно рассматривать, во-первых, как систему знаний, а, во-вторых, как вид труда, человеческой деятельности. Наука — это сложная система знаний, которая обладает тремя главными функциями: познавательно-теоретическая (познание основных закономерностей); прикладная (наука — практика); культурно-просветительная. О науке как виде человеческой деятельности судят по занятости и размерам затрат. Наукой занято в мире 5,5 млн. чел. Наибольшим научным […]

До промышленного переворота XVIII — XIX вв. в мировом хозяйстве господствовала аграрная структура, при которой сельское хозяйство было основным источником получения материальных благ. Во второй половине XIX и в начале XX в. в развитых странах сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. На этой стадии мир вступил в эпоху НТР, которая оказала очень большое […]

Они воплощают в себе научные знания и открытия. Благодаря им повышается эффективность производства, производительность труда. В эпоху НТР наряду с трудосберегающей функцией все большее значение приобретают такие функции техники и технологии, как ресурсосберегающая и природоохранная. В Великобритании, Италии 2/3 стали, а в ФРГ, США и Японии более 50% ее получают из металлолома. В эпоху НТР […]