Урок по основам православной культуры «Добро и зло. Уникальная ценность сделанных добрых дел. Почему так происходит

В «Беседах, прочитанных во время пассий в Николо-Кузнецком храме» протоиерей Всеволод Шпиллер вспоминал горькие высказывания двух наших писателей - , который восклицал: «Кто из нас по совести знает теперь, что есть добро и что есть зло?», и , записавшего в «Дневнике»: «Грусть от того, что не видишь добра в добре» . Путаница понятий о зле и добре привела к грозному нарастанию зла вокруг нас повсюду, во всем мире.

И Достоевский, и Гоголь писали в те времена, когда мир еще не пережил ни русских революций, ни мировых войн, ни эры тотального атеизма и полного социального переустройства. И если тогда чуткие сердца улавливали путаницу и подмены, что же следует ожидать от нашего времени?

«Конечно, добро и зло существуют в людях, - пишет молодой человек, недавний студент. - Каждый человек имеет набор моральных принципов, свою собственную этику. Если люди живут в соответствие с этим, они делают добро. Если нет - зло. Зло действует в них через внутренний конфликт, рожденный несоблюдением тех принципов. Личный выбор каждого человека - оценивать или нет свои поступки и насколько правдивым следует быть по отношению к себе, в оценке себя. Аргумент же к утверждению, что добро и зло не существуют, исходит, как я думаю, из того факта, что нет ни универсального этического кода, ни абсолютных и общих для всех моральных принципов. То, что может считаться противным моральному коду одного человека, приемлемо для другого, и нет способа определить, что является правильным, поскольку не существует такого критерия. Некоторые принципы могут происходить из внешних источников, таких как общество или религия, не являясь однозначно правильными, так как могут меняться, в зависимости от времени, например. Я могу принять, что то, как я чувствую, и есть мои принципы, и жить в соответствии с ними. Или попытаться отыскать и осознать те, что происходят извне, но не думаю, что есть верный способ понять разницу. Не знаю, был ли я рожден с некоторыми из этих принципов или они выучены и приобретены. В таком случае, есть ли действительно такие вещи, как добро и зло?»

Приведенные слова - выражение воспринятой и усвоенной философии современного западного индивидуалистического общества: человек решает, что есть добро, а что есть зло. Следуя такой логике, человеку дозволено все, а нравственности как закона жизни не существует. Если принять такую позицию как возможную, возникает вопрос: как способен человек существовать в таких неопределенных рамках - без ясных понятий, без значимых границ допустимого и позволительного? Если условия и возможности столь свободны и широки, каково содержание жизни человека, каковы его понятия о себе, о смысле жизни? Это вопрос даже не философского порядка, а приземленного, психологического: как человек видит и понимает себя. «Я не знаю, кто я. И, наверное, никогда не смогу найти ответ. Как возможно понять человеку, кто он? Узнать свою настоящую цель? Неужели всю жизнь быть в поиске?» - из размышлений того же юноши.

Думающего человека непонимание смысла своей жизни неизбежно ведет к переживанию несчастья. Отдадим должное мыслям молодого человека - он удивительно тонко чувствует и последовательно анализирует свои представления, стараясь быть искренним. Собственное сознание подвело его к ясной связи между нравственными представлениями и понятиями о смысле жизни, к тому, что понимание себя неотделимо от нравственных выборов. Однако он не смог сделать шаг к соединению своих исканий с устремлением к Абсолютному Добру как единственно возможному для человека пути.

Известные психологические школы так или иначе признают необходимость присутствия в структуре личности человека нравственных и этических представлений. В контексте предлагаемой темы теории личности обосновывают необходимость рамок для полноценной и плодотворной жизни - рамок как внешних, определяющих поведение человека в обществе и его адекватное общение с людьми, так и внутренних, формирующих критерии оценки себя и устремленность к идеалу.

Процесс развития личности имеет множество граней, так же как и понятия о добре и зле усваиваются человеком как сознательно через знания, освоение мира, обучение, приобщение к социальным приоритетам, так и посредством жизненного опыта - через воспитание, эмоциональные переживания, общение с близкими людьми. Процитированные размышления - убеждения сложившегося молодого человека, воспринявшего определенную систему ценностей. Его взгляды родились не сразу и не вдруг. Можно ли узнать путь, по которому идет детское сознание в освоении окружающего мира, к пониманию добра и зла?


Дети чутки к различению добра и зла, изначально для них это не философские категории и не социальные одобряемые или неодобряемые понятия, а скорее особое целостное внутреннее переживание правильного и справедливого устройства мира. Интерес к суждениям детей, к процессу формирования у них осознанных понятий побудил автора статьи провести выборочный опрос мнений школьников разного возраста . Детские представления о добре и зле по их смысловой составляющей можно условно систематизировать: есть размышления, в которых дети пытаются давать собственную оценку наблюдаемым явлениям или личным переживаниям. Есть те, в которых главным критерием добра и зла ставится собственное комфортное состояние, удовольствие или неприятность переживаний. Есть и путаница в понятиях, есть и принципиальные суждения, где добро и зло - это два полюса жизни, и человек должен выбирать одну из сторон. Собранный материал сам по себе оказался довольно интересным, с некоторыми детскими мнениями предлагаю познакомиться в конце работы.

Хотя считается, что школьникам свойственно стремление давать «правильные», то есть ожидаемые, ответы, из нашего опыта видно, как многие респонденты были открытыми и искренними, высказывая свои мысли, пытались размышлять логически. Два ответа обратили на себя особое внимание и приводятся полностью, без сокращений, с целью продемонстрировать ход мысли писавших:

«Многие думают, что мир делится только на добрых и злых людей, но это не так. Есть то, что посередине. Некая серая масса, обыватели, которые делают все для себя. Их нельзя назвать злыми, так как злых поступков они не совершают, но и добрых тоже. Не хотела бы я быть таким человеком. Даже будучи в выборе злой или “серой”, я выберу быть злой, дабы не быть “серой”, так как злой - это конкретно выраженное качество. К тому же у каждого злого человека есть надежда когда-то стать добрым».

«Для каждого человека слова имеют разный смысл, разные значения. В частности, такой термин как добро. На самом деле очень сложно сделать по-настоящему добрый поступок, чтобы он еще и имел хорошие последствия. Многих из нас с детства воспитывают и учат, что надо помогать маме, уступать места пожилым, не обижать людей и животных, и вследствие этого из списка добрых дел можно вычеркнуть все вышесказанное, так как это норма. Но все-таки я сейчас писала не о себе. Раньше бывало такое, что если я сделаю “чё-нить” нехорошее, потом “мучает совесть”. Сейчас не так. Я с каждой секундой пытаюсь убить в себе это качество (совестливость), потому, как я считаю, у по-настоящему сильного человека не должно быть таких качеств. Скорее всего вы подумаете, что это - плохо, но я - эгоист. Я всегда думаю, что из какого-либо дела, поступка будет выгодно для меня. Но, как ни странно, я оставляю в себе место для таких вещей, как долг и честь, и для меня не помочь другу - это преступление. Но, опять же, я знаю, что этот человек потом поможет и мне.

Зло, как большинство это понимает, плохо. Но опять же, не для меня. Зло - оно притягивает, прельщает, но то “зло”, которое могу сделать я, - оно коснется только других, тех, кто мне не дорог. Злыми действиями в отношении других можно доказать собственное превосходство. Но если делать только злые дела, люди рано или поздно отвернуться. Все-таки люди по своей большей части слабы и только прикрываются злом, чтобы никто не понял их слабости. (Не обо мне, а вообще.)».

В представленных размышлениях просматривается попытка осознания себя во взрослом мире, адаптации детских представлений о добре и зле к реальному жизненному опыту. У писавших нет путаницы понятий, они ясно видят, в каких границах лежит их выбор. И этот выбор - личностный: каким быть и что считать ценным в человеке. По сути именно в таком внутреннем выборе (о котором могут не знать ни родители, ни учителя, да и сами дети далеко не всегда хорошо и четко могут сформулировать свои переживания) начинается настоящая духовная жизнь человека, его склонение на сторону добра или на сторону зла. «Зло относится к перспективе не сущностной, а личностной. “Мир во зле лежит”, - говорит Иоанн Богослов; зло - это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога» (В.Н. Лосский) . Опыт общения и работы с детьми убеждает, что среди причин, по которым дети могут отворачиваться от Бога, есть и те, которые можно рассмотреть как психологические последствия социальных изменений.

Ниже приводятся некоторые детские ответы о добре и зле, полученные нами в ходе проведенного опроса .

«Добро - это хорошее дело. Зло - плохой человек». (8 лет)

«Добро - это когда человек добрый и помогает. Зло - когда человек злой, он бьет и обижает». (8 лет)

«Добро - это когда дети дружат и играют. Зло - драка». (8 лет)

«Добро - это радость, счастье, исполнение мечты, нет ссор и ругани, и никто никого не убивает. Зло - это много ругани, обид, споров, все идет не так». (9 лет)

«Добро - это добро. А зло - это что-то противное и, короче, зло». (11 лет)

«Добро - это когда люди бескорыстно помогают друг другу; когда улыбаются и радуются; когда мама тебя любит. Зло - это когда люди издеваются друг над другом». (12 лет)

«Добро - это счастье за счастье других. Зло - это эгоизм и ненависть». (12 лет)

«Зло, мне кажется, плохое отношение человека к окружающим. Бог сотворил мир прекрасным, добрым. Зло - то, что идет против Божиего творения. Грех - это зло. Ненависть, хитрость, коварство и т.д. - проявления зла. Зло - это что-то противное, гадкое, страшное. Я думаю, зло и красота никогда не совместимы». (13 лет)

«Я думаю, что добро - это очень широкое слово. Мне тяжело объяснить значение этого слова, наверное, потому, что в детстве я мало его получала. Добро - это хорошее отношение к окружающим, любовь к ближним. Семья - это добро. Если есть у тебя хорошие друзья - это добро. Добро - это когда даешь руку помощи, утешишь, поможешь. Если у человека радость - то это добро. Общение с дорогими тебе и любимыми людьми.

Зло - это когда человеку причиняешь боль. Если тебе обидно и грустно ужасно - это тоже зло. Меня часто обижают и очень сильно оскорбляют. Я думаю, что это - большое зло». (14 лет)

«Добро. Честно, я даже не знаю, что это. Ну, наверно, это умение помогать людям, но молчать об этом, а именно быть поскромнее, лишний раз отдать последнее своему другу (подруге).

Зло . Со злом встречаюсь чаще в нашем мире. Больше всего меня бесит эгоизм, сплетни, “крысятничество”, предательство, трусость. Зло - это когда человек ради выгоды для себя способен на что угодно, любую низость». (15 лет)

«Для меня добро - это любовь и милосердие. Добром я считаю настоящую дружбу. Преданность и верность друг другу супругов - это тоже добро. Добро - это когда внезапно получаем помощь от незнакомых людей. Внутренняя сила и легкость человека, легкость души - это тоже добро. Уважение старших - тоже добро. Умение слушать… тоже добро. Добро - это то, что дает человеку возможность развиваться, совершенствоваться, дает ему какой-либо (положительный) стимул жить. Нежность матери к ребенку - это тоже добро. Надеяться и верить - тоже добро.

Зло для меня - это предательство, неверие, жестокость, мстительность. Недружелюбность (предвзятость) человека по отношению ко всему - другим людям, к миру и т.п. Мне часто не нравится, как люди, например в общественном транспорте, высказывают друг другу гадости. Это как бы мельком проявления зла. Зло - это предательство, лицемерие, проявление грубости. Зло - это измена. Расизм, фашизм - тоже зло. Нельзя ненавидеть человека только за национальность или вероисповедание». (15 лет)

«Для меня зло - это то, что меня окружает. В людях много зла. Люди могут предать! Это касается каждого. Людей идеальных нет, любой человек может сделать что-нибудь плохое. Зло - когда мстишь, лицемеришь, делаешь пакости. Каждому человеку присущи эти качества. Он может делать зло, даже не задумываясь об этом. Но людям присуще и добро. С одними людьми человек хороший и добрый, а с другими - жестокий и злой: у каждого свой выбор любить и ненавидеть. Добрые люди всегда для меня - это кто отзывается с тобой по-хорошему, любит тебя и гордится тобой». (15 лет)

«Для меня нет точного разделения добра и зла. Человек сам выбирает, как он считает, “добро”, но потом его выбор выливается “злом”. От этого человек считает себя несчастным. Добро - это когда человек может радоваться за других. Зло - это истребление морских черепашат. Человек сам уничтожает, что создал. Час пик - зло. Деньги - зло. Деньги - добро». (15 лет)

«Добро: правда, совесть, вера, любовь, эмоции, чувства, добродетель, общение, понимание, умение любить, жизнь, сочувствие, ценности и интересы (например, для меня музыка, концерты, Интернет, общение, любовь, увлечение, книги, искусство), грусть, значки, арафатка, дружба, независимость от общества.

Зло: ложь, агрессия, тирания, диктат (диктатура), фашизм, наркотики, система управления, школа, учеба, кража, убийство, загрузка мозгов и истребление души, дурное влияние, дурь, зависть, сочувствие, тьма, метро, водка, общество, алчность, одиночество, не знаю, не разобрался». (16 лет)

«Добро - любить других, уметь прощать, желание понять других, помочь в трудную минуту. Зло - не любить, причинять людям вред, быть жестоким, эгоистичным, стервозным». (17 лет)

«Добро - это смех, радость, надежда, когда один человек помогает другому, это что-то положительное, это рождение… Зло - это смерть, убийство, ненависть, презрение, издевка, оскорбление, подозрение, что-то отрицательное…» (17 лет)

«Добро - не обижать людей, уважать всех людей, любить людей, детей, безграничная отдача людям, жизнь ради других людей. Зло - обижать людей, не уважать людей, не любить людей, жестокость, несправедливость». (17 лет)

Наступает вечер, на город опускается темнота и детки укладываются в свои кроватки, чтобы заснуть сладким сном. Но перед тем, как насладиться приятными сновидениями, каждый ребенок любит послушать волшебные сказки, которые на всю жизнь остаются в сердце. Тогда почему бы не совместить приятное с полезным и не почитать ребенку на ночь полезные и поучительные притчи для детей .

Притча - это короткая история, в которой заключена мудрость наших предков. Зачастую притчи для детей являются поучительными рассказами на какую-либо нравственную тему. Раньше они использовались как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности. Тем самым притчи и отличаются от басен , которые весьма аллегоричны и не всегда понятны маленьким слушателям. Детские притчи рассказывают о дружбе, семье и семейных ценностях, о добре и зле, о Боге и многом другом.

Библейские и православные притчи для детей

На протяжении многих веков Библия является самой известной книгой во всём мире. Это не только священные тексты для христиан, но и величайший памятник культурного наследия человечества. Библейские притчи встречаются на страницах Старого и Нового Заветов. Конечно, маленьким детям будет сложно понять весь сакральный смысл, который спрятан в библейских текстах, но с помощью родителей ребенок сможет разобраться в них. Самыми известными православными притчами для детей можно назвать притчи «О блудном сыне », «О мытаре и фарисее », которые рассказывают детям о милосердии и прощении, притча «О Добром самаритянине », которая учит малышей доброте и состраданию, и многие другие. Иисус Христос очень часто общался со своими последователями притчами, поскольку именно они помогают понять смысл всего сокровенного.

Короткие притчи для детей

Некоторые детки, особенно совсем маленькие, не любят длинных историй, им гораздо проще понимать короткие тексты, с простыми выводами. В этом случае можно короткие притчи для детей читать ребенку каждый вечер. И каждый раз его будет ждать поучительная и интересная история, которая останется в памяти.

Особенно рекомендуем притчи о дружбе для детей - например, притчу о гвоздях . Очень часто дети говорят что-то злое и плохое своим друзьям и родным. Эта притча поможет им понять, как важно ценить близких людей и не обижать их неосторожными словами.

Детские притчи о добре и зле, наверное, самые полезные для нашего подрастающего поколения. Ведь ребёнок не имеет жизненного опыта, поэтому ему сложно отличать плохое от хорошего, добро от зла, белое от чёрного. Нужно научить малыша таким базовым понятиям, а притчи о добре и зле для детей будут наиболее полезны. Рекомендуем почитать: «Добрый лисёнок », «Дедушка и смерть ».

Всему могут научить притчи. Самые важные и полезные маленькие истории - притчи о семье и семейных ценностях, ведь ничего важнее в нашей жизни нет. Особенно полезно детям читать притчи о матери, о любви, о хорошем и плохом, о правде и лжи.

Учите и воспитывайте своего ребёнка с раннего детства, тогда в будущем он вырастет хорошим и добрым человеком, отзывчивым к чужому страданию, милосердным и честным. Только так наш мир станет добрее и чище!

Учебно - методическая разработка урока курса "Основы религиозных культур и светской этики". Урок содержит различные виды работы над текстом учебника А.Кураева. На уроке используются различные приёмы и методы организации детей, один из этапов содержит исследовательскую работу. Содержание урока можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок курса «Основы православной культуры»

Тема: Православие о Добре и Зле.

Цель: осмыслить понятия Добра и Зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со Злом, преумножать меру Добра в себе и в мире.

Задачи:

  1. Познакомить детей с закономерностями проявления Добра и Зла в личности человека и в окружающей жизни;
  2. Сформировать представление о грехе и его связи со Злом;
  3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
  4. Поднять проблему добротворчества;
  5. Установление правил жизни доброго человека;
  6. Воспитание нравственных качеств личности школьника;
  7. Обогащение словарного запаса;
  8. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, терпимости, взаимопонимания, уважения к высказываниям одноклассников.

Виды деятельности: устный рассказ на тему; беседа, комментированное чтение, работа со справочной литературой, самостоятельная работа с источниками информации, поисковая деятельность.

Основные термины: Добро, Зло, грех, грехопадение, покаяние.

Оборудование: древо познания Добра и Зла, листья с Названиями «добрых дел»;

Карточки с заданиями;

Весы;

Компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся. Психологический настрой на урок.

Дорогие друзья! Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.

Пусть ваши улыбки согреют наши сердца, а тепло наших сердец согреет всех гостей, собравшихся в классе.

  1. Введение в тему урока.
  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим последний урок по предмету «Основы православной культуры».

Сосредоточьтесь и вспомните, какие основные понятия мы встретили на этих уроках? (ответы детей)

2. Определение темы урока.

А) Поэтическая минутка.

Тему нашего разговора на последнем уроке поможет определить стихотворение, которая подготовила ученица первого класса.

Баллада о Добре и Зле.

Однажды с Добром встретилось Зло

Кто встречался со Злом, тому не везло

С Добром кто встречался, тот вечно был счастлив,

Умён, остроумен и просто удачлив.

И думало Зло, что Добру точно также

Ходить по Земле унижаться и даже

Не делать добра никогда никому,

Но тут вдруг Добро прошептало ему:

«Ведь знаешь, что я не такое как ты,

Я жду веселья, а ты ждёшь беды.

Я процветаю от детского смеха,

А бить, убивать это разве потеха?

Откуда взялось ты вообще на Земле?»

А Зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,

Михаил Реутов

Наплевать, что с другими случится,

Я буду от горя людей веселиться,

Я буду молиться, чтоб кого – то убили,

Потом посижу, посмеюсь на могиле.

А так, как нас больше – я буду плеваться

На всех, кто захочет с тобою остаться!»

Добро от такого шатнулось немного:

«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,

Просить у Него чьей – то смерти, ведь Он

Творец этой жизни – Примите Поклон»

«А мне наплевать на Него, не боюсь я,

Его добрых чар, потому что мне грустно,

Когда кто - то делает только добро.

Пойду я» - «иди, но запомни одно –

Нас больше и этим всё решено!!!»

б) Беседа по содержанию стихотворения.

О чём шёл спор?

Какие вопросы возникли в ходе этого спора?

Что такое Добро и Зло? Как появилось Зло на Земле?

Чего больше на Земле: Добра или Зла?

Какова тема нашего разговора?

Работая над темой, нам предстоит ответить на определённые вами вопросы.

  1. Работа по теме урока.
  1. Размышляем сами.

Подумайте, как определить Добро и Зло (ответы детей)

Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека, христианина.

Зло – противоположное добру, худое, лихое, отрицательное, противное всякому благу.

Так определяет эти понятия В.И.Даль. А как говорится об этом в православии?

2.Самостоятельная работа в группе.

Найдите нужные слова для определения основных понятий урока.

(У детей карточки для составления окончания фразы)

Добро – это то, ... (что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога)

Зло – это то, … (что удаляет человека от этих добрых целей, толкает к дурным поступкам, соблазняет к совершению греха, губит душу)

3.Проверка самостоятельного задания.

  1. Выбор материала для ответа на второй вопрос темы.

1.Размышляем сами.

- Как же появилось Зло на Земле? (ответы детей)

2. Прослушивание рассказа заранее подготовленным учеником.

(Демонстрация кадров презентации)

№1

Бог, создатель всего сущего создал сначала мир духов, которые жили в небесном мире. Он наделил их бессмертием, разумом и свободной волей. Такой мир называется в Священном Писании небесным или ангельским. Эти духи были разделены Богом на 9 чинов: первая тройка – престолы, херувимы и серафимы, вторая тройка – начала, господства и власти, третья – силы, архангелы и ангелы. Один из семи высших архангелов назван был Денницей, что означает утренняя звезда. Он не захотел идти путём, определённым Богом. Вместо того, чтобы созерцать своего Творца, он направил свои cилы на созерцание своей собственной красоты. Он сам захотел стать Богом для ангелов. И тогда он породил ложь. Рождая одну ложную мысль за другой, он изобрёл клевету и стал Дьяволом (что означает – клеветник ).

Через некоторое время, осознав свою неправоту, но, не признав её перед всеми, Дьявол пошёл уже осознанно против всех божественных слов и понятий, перестал слушать и слушаться Бога и стал Сатаною, что означает противник. Так появилось противостояние, началась Небесная война.

№2

Услышав мысли Сатаны, ангелы начали обсуждать то, что тот предлагал. Ангелы стали сомневаться в незыблемости своего Творца.

Заступником за истину и истинное божественное знание стал другой могущественный архангел, получивший имя Михаил за победу в богословском ангельском споре. Имя Михаил означает «Кто как Бог». Задав этот вопрос всем спорящим, Архангел Михаил подвёл черту спора, после чего мир разделился окончательно. Одна треть ангельских духов была соблазнена Сатаной, а две трети осталось с Архангелом Михаилом, ставшим заступником Бога. За свой подвиг Архангел Михаил удостоился стать Архистратигом всех ангелов, то есть главным воеводой святого ангельского воинства. Впоследствии Архангел Михаил на иконах стал изображаться в золотых воинских, княжеских доспехах, с пламенно, горящим (духовным) мечом в руке.

Так появилось в мире Добро и Зло.

Кто же олицетворяет Зло? Добро?

  1. Работа с материалом учебника.
  1. Размышляем сами.

Как же Зло пришло на Землю? (рассуждения детей)

2. Чтение эпизода учебника.

А.В.Кураев. Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2010, с.92.

Какую библейскую историю имел в виду автор учебника?

3.Прослушивание выступление ученика.

Библейская история грехопадения.

Первозданные люди жили в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и, где не было смерти. Люди наслаждались жизнью, беседами с Творцом. Им было разрешено всё. Только нельзя было «вкушать плоды древа познания добра и зла».

Однажды, Ева прогуливалась по саду и внезапно она увидела змея. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Бог» в образе змея в саду к женщине обращался, искушая ее, сам сатана. Змей спросил Еву: «Говорил тебе Бог, если ты попробуешь плодов с дерева познания добра и зла, ты умрешь?"

Ева ответила ему: «Да, Господь действительно говорил нам не есть плодов с дерева, стоящего посредине сада, и не касаться его, иначе мы умрем ». «Нет, не умрете» - солгал сатана «Если вы вкусите плодов этого дерева, ваши глаза откроются, вы станете подобны Богу, который знает, что есть добро и зло». Попробовав запретный плод, Адам и Ева взяли на себя право решать, что для них благо, а что зло. Они отвергли духовный Закон Бога, преступив его. Они выбрали для себя сторону Сатаны в вопросе, что есть добро, а что зло, вместо того, чтобы прислушаться к тому, что говорил Бог Отец, который знал это лучше, чем любой. После того, как Адам и Ева вкусили запретного плода, они впервые ощутили неприятное чувство гнетущей вины. Они осознавали, что ослушались Бога, совершив нечто, противное Его воле. Адам и Ева совершили первый на земле грех, сделав то, что Господь повелел им не делать. Этот проступок в дальнейшем изменил жизнь всего человечества.

4. Беседа по содержанию.

Что послужило началом Зла среди людей?

Что они совершили? (ослушались, грех)

Что такое грех? (грех – непослушание человека перед Богом)

К чему привёл первый грех? (грехопадению)

Что такое грехопадение? (первое нарушение заповеди)

  1. Дискуссия о доле Добра и Зла на Земле.
  1. Примеры Зла. Иллюстрация с помощью весов Истины.

Какое Зло пришло в мир? Положим его на одну чашу весов.

(Дети называют поступки)

Война, алкоголизм, непослушание, жестокость, воровство, прелюбодеяние. убийства, преступления, издевательства, сквернословие, хамство, неуважение.

Где кроются корни этих явлений? (в человеке)

Совершенно верно, корни – в человеке, т.е. – в нас. Как не попасть в сети зла?

  1. Тренинг «Как не попасть в сети Зла?»

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается Зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно Зло достигает вершины. А дальше сё быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти Зла (сжать пальцы кулак)

Покажите, где на каком этапе надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (на мизинце)

Какой надёжный щит мы можем поставить на пути зла? Выберите те качества, которые помогут не впустить Зло.

Добро, любовь, хамство, терпение, уважение, злоба, забота, бестактность, сострадание, неприязнь, добродетель, послушание, грубость, честность, непослушание, благодарность, милосердие, лживость, взаимопомощь, жестокость, прилежание, жадность, щедрость, трудолюбие, корысть, спокойствие, лень, скромность, развязность, тактичность.

Дети выбирают карточки и прикрепляют на доску.

  1. Проверка задания тренинга.

Ребята, посмотрите, какая получилась стена. Она не даст проникнуть в душу Злу.

4. Анализ нравственной ситуации.

Но может так случиться, что Зло проникло в душу. Так как у героя стихотворения.

Гнев опять ко мне пристал:

Спорить с бабушкой я стал,

Бросил вещи, не убрал,

И на кошку накричал.

Я старался, я пытался

С гневом я своим сражался:

Но гнев не унимался,

На дне души остался.

Ребята, помогите!

Что делать мне, скажите?

Что же делать герою?

Как избавиться от злого?

Каким словом можно этот определить? (покаяние)

Что это такое?

5. Работа над термином. Выбор информации из учебника для объяснения определения.

А.В.Кураев. Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2010, с.38.

Покаяние (раскаяние) – это изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам.

Осмысление своей греховности - тяжёлый душевный подвиг. Чтобы принести покаяние в содеянных грехах и очистить свою совесть, православные приходят в храм на исповедь. Но прежде чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.

  1. Рефлексия.
  1. Продолжение дискуссии о доли Добра и Зла в мире.

Ребята, посмотрите на наши весы. Неужели Зло так и останется большей силой? Приведите примера Добра из нашей жизни.

(Дети называют примеры и кладут фишки на чаши весов)

Акции доброты, милосердие, миротворчество, отряды волонтёров, которые помогают нуждающимся, проекты помощи инвалидам, экологические акции, организация помощи животным, умение прощать, любовь к окружающим.

  1. Подведение итогов работы.

Каждый из нас вспомнил то добро, которое есть в мире, и оно, конечно же перевесит Зло.

Какой вывод можно сделать, глядя на наши символические весы Истины?

Чтобы прийти к добру, вам самим нужно нести в мир добро. Каким бы добрым ни был мир вокруг нас, мы не становимся добрыми без труда и работы над собой. Это большая работа нашей души.

3. Игра «Дерево Добра»

Зло пришло в жизнь человека с дерева познания Добра и Зла. Мне хочется, чтобы у нас в классе «выросло» дерево Добра, на котором – каждый листок – сделанное доброе дело. Украсьте свой листок добрым делом и поместите его на крону нашего дерева. Пусть и наши гости помогут нам. (Дети и гости украшают дерево).

Какое роскошное дерево получилось! О чём это говорит? (добрых дел может быть больше, чем злых)

От кого это зависит?

4.Итог урока.

Группа ребят работала над сводом правил Добра для нашей жизни. И вот что у них получилось:

1.Помогать людям;

2.Защищать слабого;

3.Делиться последним с другим;

4. Не завидовать

5. Прощать ошибки другим;

6. Найти общий язык с недругом.

Как можно всё это заменить одной фразой?

Выполнять заповеди Божьи.

Ребята, смогли ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

(Все дети берутся за руки, встав в круг)


00:06 03.01.2018

Человек предпочитает, чтобы его окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую квартиру. Но если такое отношение касается неодушевлённых вещей, то тем более оно проявляется в отношениях к людям. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали хорошие люди - порядочные, честные, верные, добрые. Но тогда мы и сами должны стремиться быть лучше.

И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтёт, чтобы его считали хорошим человеком. Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Но проходят годы, и, как правило, всё больше позади ошибок и всё больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остаётся недостижимым.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая - неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина - неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

Господь может исправить любого грешника. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и (Он) приблизится к вам», - говорит апостол Иаков (Иак. 4, 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря последнему важнейшему условию пути к святости - совершению добра и укоренению в добродетели.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть тех самых семи греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещённого Христом.

Самая большая сложность в делании добра - определение чётких ориентиров и понятий. Для многих людей серьёзным препятствием на этом пути стало непонимание того, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. В некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок будет правильным и хорошим, но такая ясность есть далеко не всегда.

Святой Тихон Задонский даёт такое определение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим».

В этом изречении святитель сразу даёт понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Как мы помним, Бог абсолютно добр и Он - подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в установленных Им духовных закономерностях, то есть заповедях Божиих.

Добро настоящее и мнимое

Каждый человек, даже неверующий, как создание Божие чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким намерением он совершается. Известна такая притча. Трое рабочих переносили кирпичи для строящегося храма. Каждому задали вопрос: «Что ты делаешь?» Первый ответил: «Таскаю кирпичи»; второй - «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»; а третий сказал: «Строю храм». В глазах сторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога и неодинаковое значение имело для души каждого из них.

Итак, нравственная ценность дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего (или ради кого).

Помогать больным - дело хорошее. Однако представим человека, который собирает средства для больных, но и себя при этом не забывает. Творит ли он ли добро? Нет, просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему кругу людей. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто зарабатывает себе хорошую репутацию, людскую славу, уважение.

Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне такую гадость учинил!» Да ещё добавляет: «Вот и делай после этого добро людям». Но эти слова значат, что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, желал привязать к себе облагодетельствованного человека, рассчитывал на взаимность по принципу «ты мне, я - тебе»; то есть здесь те же самые корыстные цели, пусть корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении конкретного человека.

Вернёмся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворённым, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, которая губит значение его доброго дела?

«Как сгнивший плод бесполезен земледельцу, так добродетель гордого не нужна Богу»,  - учит преподобный Нил Синайский.

Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных побуждений, в действительности не является настоящим добром. Не являются также подлинным добром те поступки, которые совершаются под явным или неявным нажимом других людей. Сделает ли доброе дело человек, потому что его кто-то заставляет, или донимает просьбами, или для того, «чтобы не выделяться из всех», как, например, в храме многие прихожане во время обхода с тарелкой для пожертвований охотно кладут деньги на виду у всех, но далеко не все из них опускают пожертвование в церковную кружку, когда этого никто не видит.

О подобных вещах святитель Иоанн Златоуст сказал: «Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду». По свидетельству святителя Григория Богослова, «добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро». И преподобный Иоанн Кассиан говорит, что «тот, кто хочет достичь истинного усыновления Богу, должен творить благое из любви к самому благу».

Недостаток добра

В наше время многие жалуются на подавленное настроение, раздражительность, депрессии. Не потому ли всё это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро? Многие знают, что человек по-настоящему хороший, добродетельный, выделяется даже внешне, как иногда говорят, «прямо светится». Почему так? Потому что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость».

«Живые отличаются от мёртвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то... ничем не лучше мёртвых», - говорит святой Григорий Богослов. Сколь многие могли убедиться в истинности этих слов, найдя подтверждение им если не во всей своей жизни, то хотя бы в отдельные её периоды, наиболее «тёмные» в эмоциональном плане. Люди не чувствуют в себе радости, потому что не чувствуют в себе жизни, а не чувствуют жизни, потому что не творят истинное добро.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки - и всё из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра - елею, любовь - фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же недостаёт елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати гаснет».

Уникальная ценность сделанных добрых дел

Все люди смертны. Каждый знает это, но многие стараются забыть, отодвинув подальше тот момент, когда о смерти придётся задуматься всерьёз. А любые честные размышления о смерти неизбежно приводят к двум главным вопросам: «Что останется после меня?» и «Что возьму я с собой?» Смерть - тот рубеж, который обесценивает многие земные ценности. Умный человек понимает, что ни деньги, ни имение, ни слава, ни власть, ни родные, ни друзья не сопроводят человека, отправляющегося в «путь всея земли». Всё останется здесь, когда душа его уйдёт на суд Божий. Имущество достанется другим, людская память исчезнет, тело истлеет.

Но искреннее добро, сделанное человеком, не исчезнет и не истлеет; оно - то единственное, что он может взять с собой, что сохранится в вечности и что определит его загробную участь. Наши добрые дела останутся с нами и на суде Божием будут свидетельствовать в нашу пользу. Так об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Всё преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит».

Заблуждения относительно добродетели

Иногда люди боятся браться за добродетели, полагая, что не смогут со своего сегодняшнего уровня подняться так высоко, чтобы сплести такой венец добродетелей, какой сплетали себе святые. Однако нужно понимать, что совершенствование в добродетелях происходит не столько силами самого человека, сколько силой Бога, которая подаётся, если человек принял и показал твёрдую решимость стать на путь добра.

А кроме того, добродетели приобретаются не последовательно, как кирпичи, слагающие дом. Нет, «все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависит», - говорит святой Макарий Египетский. Поэтому «одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели».

В духовной жизни особенно важно помнить, что добрые дела мы совершаем благодаря Богу, Который дал нам возможность, разумение и силу их совершить. Это понимание уберегает от эгоистичного тщеславия, которое губит душевную пользу от сделанных добрых дел так же, как ржавчина губит металл. Ошибочно приписывать лишь себе самому свои добродетели, ибо «как источник дневного света - солнце, так начало всякой добродетели - Бог», - пишет Марк Подвижник.

Ошибаются те, кто говорит: «Вот, я крещён, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь - и этого достаточно для моего спасения». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах… ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха».

О двух крайностях

Господь Иисус Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21), тем самым ясно давая понять, что одно лишь называние себя христианином и даже молитвы ко Господу, если это не сопряжено с творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и спасения. Об этом свидетельствует и апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 14–17).

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, - главное, чтобы человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно совершенствоваться в добродетели, имея искажённые или ложные представления об источнике добра - Боге.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что для успеха истинная вера должна сочетаться с доброделанием: «Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы - быть воздержанным и нечестиво богохульствовать?». И святой Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «только тогда принимает Бог добродетели наши, когда они - свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога».

О видах добродетелей

Существует несколько видов добродетелей, которые, хотя имеют внутреннее единство, как происходящие от единого Бога, при этом являют видимое многообразие. Из них наиболее известны воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, милосердие, смирение, любовь. В том, что Господь предлагает для желающих достичь святости разные пути в виде различных добродетелей, проявляется Его внимание к свободе человека и Его любовь к нам.

Чтобы укорениться в добродетелях, нужно все творимые добрые дела посвящать Христу, творить их во имя Его. Так, например, если обидят нас и захочется нам отомстить, то сдержимся, говоря в себе: «Прощу ради Христа, простившего мне мои грехи». Если у нас самих мало денег, а к нам подошёл нищий и нам не хочется давать, вдобавок бесы насылают мысли, что он будто бы недостоин нашего подаяния, то пересилим себя и дадим с мыслью: «Подам ради Христа, давшего мне всё, что я имею». Если мы уже съели достаточно, а чрево просит ещё и ещё, остановимся, встанем из-за стола, говоря в себе: «Воздержусь ради Христа, Своим постом научившего меня воздержанию».

С подобным расположением нужно творить и все остальные добрые дела, большие и малые. Кроме такого внутреннего посвящения, совершение добрых дел нужно обязательно сопровождать молитвой, например: «Господи, дай мне сил простить (подать) воздержаться» и так далее. Молитва есть мать всех добродетелей. Мы не можем стяжать добродетели без помощи Божией. Сам Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Те, кто не понимают этого и пытаются исполнять заповеди, опираясь лишь на собственные силы, быстро надрываются и приходят в разочарование.

Чтобы успешно постигать добродетели, очень полезно советоваться с теми, кто уже прошёл по этому пути. Найти в жизни столь опытного духовного наставника не всякому возможно - это особый дар Божий, но всякий может получить ценные советы из книг, написанных святыми отцами.

Злые духи, стремящиеся сбить человека с пути, разумеется, будут пытаться помешать тому, кто решил подвизаться в добродетелях. Но даже если бы они не мешали, само естество, привыкшее грешить, все порочные привычки наши будут, особенно поначалу, мешать нам укореняться в истинном добре.

Поэтому святые отцы предупреждают: «Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине» (преподобный Исаак Сирин). «Кто совершает дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение. Ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением» (преподобный авва Дорофей).

Так что «когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся - тебе непременно воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет» (святитель Иоанн Златоуст). «Не думай, что ты приобрёл добродетель, если прежде не боролся за неё до крови» (преподобный Нил Синайский).

Это, конечно, не означает, что из-за страха перед возможными искушениями лучше ничего доброго не делать. Добро нужно делать безо всякого страха: пусть нам мешает диавол, но зато помогает Сам Бог, Который сильнее диавола. На нашей стороне не только Бог, но и все ангелы и святые Его, особенно же наш личный ангел-хранитель и святой Небесный покровитель, который даётся Богом при крещении каждому православному христианину. Все они помогают в нашем пути к добру.

Так что любой христианин пусть помнит слова, которые пророк Елисей сказал своему слуге, испугавшемуся вражеских полчищ: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (4 Цар. 6, 16).

Кто встречался со Злом, тому не везло

С Добром кто встречался, тот вечно был счастлив,

Умён, остроумен и просто удачлив.

И думало Зло, что Добру точно также

Ходить по Земле унижаться и даже

Не делать добра никогда никому,

Но тут вдруг Добро прошептало ему:

«Ведь знаешь, что я не такое как ты,

Я жду веселья, а ты ждёшь беды.

Я процветаю от детского смеха,

А бить, убивать это разве потеха?

Откуда взялось ты вообще на Земле?»

А Зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,

Михаил Реутов

Наплевать, что с другими случится,

Я буду от горя людей веселиться,

Я буду молиться, чтоб кого – то убили,

Потом посижу, посмеюсь на могиле.

А так, как нас больше – я буду плеваться

На всех, кто захочет с тобою остаться!»

Добро от такого шатнулось немного:

«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,

Просить у Него чьей – то смерти, ведь Он

Творец этой жизни – Примите Поклон»

«А мне наплевать на Него, не боюсь я,

Его добрых чар, потому что мне грустно,

Когда кто - то делает только добро.

Пойду я» - «иди, но запомни одно –

Нас больше и этим всё решено!!!»

б) Беседа по содержанию стихотворения.

О чём шёл спор?

Какие вопросы возникли в ходе этого спора?

Что такое Добро и Зло? Как появилось Зло на Земле?

Чего больше на Земле: Добра или Зла?

Какова тема нашего мероприятия?

Работая над темой, нам предстоит ответить на определённые вами вопросы.

Работа по теме.

Размышляем сами.

Подумайте, как определить Добро и Зло (ответы детей)

Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека, христианина.

Зло – противоположное добру, худое, лихое, отрицательное, противное всякому благу.

Так определяет эти понятия В. И. Даль. А как говорится об этом в православии?

2.Самостоятельная работа.

Найдите нужные слова для определения основных понятий урока.

(У детей карточки для составления окончания фразы)

Добро – это то, ... (что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога)

Зло – это то, … (что удаляет человека от этих добрых целей, толкает к дурным поступкам, соблазняет к совершению греха, губит душу)

Выбор материала для ответа на второй вопрос темы.

1.Размышляем сами.

- Как же появилось Зло на Земле? (ответы детей)

2. Прослушивание рассказа заранее подготовленным учеником.

Бог, создатель всего сущего создал сначала мир духов, которые жили в небесном мире. Он наделил их бессмертием, разумом и свободной волей. Такой мир называется в Священном Писании небесным или ангельским. Эти духи были разделены Богом на 9 чинов: первая тройка – престолы, херувимы и серафимы, вторая тройка – начала, господства и власти, третья – силы, архангелы и ангелы. Один из семи высших архангелов назван был Денницей, что означает утренняя звезда. Он не захотел идти путём, определённым Богом. Вместо того, чтобы созерцать своего Творца, он направил свои c илы на созерцание своей собственной красоты. Он сам захотел стать Богом для ангелов. И тогда он породил ложь. Рождая одну ложную мысль за другой, он изобрёл клевету и стал Дьяволом (что означает – клеветник ).