С какими вопросами связано направление географического детерминизма. «Белгородский государственный университет». Географическая среда как важнейшее условие осуществления процесса общественного воспроизводства

Определение полюсов силы в мире (регионе)

Определение центров силы в полюсах

Анализ могущества (политического, экономического, военного) центров силы

Оценка международной (региональной) политической ситуации

Разработка прогноза развития международной (региональной) политической ситуации

2. Географический детерминизм

Географический детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином «географический детерминизм» иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой.

Предтечи (Гиппократ, Аристотель, Полибий)

Идея географического детерминизма в зачаточной форме присутствовала в рассуждении знаменитого античного ученого и врача Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 до н.э.)«О воздухах, водах и местностях» . Обозревая различные местности и народы, Гиппократ неоднократно подчеркивал, что от природных условий зависит не только физический облик людей, но и их нравы и тем самым общественные порядки. Общий его вывод состоит в том, что «большей частью формы людей и нравы отражают природу страны».

Эта идея была подхвачена Аристотелем , который писал в«Политике» : «Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватают мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии».

Большое значение придавал влиянию климата уже известный нам историк Полибий (ок. 200 - 120 до н.э.). «...Природные свойства всех народов, - писал он, - неизбежно складываются в зависимости от климата. По этой, а не по какой-либо иной причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий».

Первая концепция географического детерминизма была создана только в XVI в.. Ее творцом был Жан Боден . Он развивал и обосновывал эту идею как в«Методе легкого познания» (1566), так и в«Шести книгах о государстве» (1576). По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Он выделяет три основные климатические зоны: южную, умеренную и северную. Одновременно он вводит также деление на Восток и Запад, приравнивая первый к югу, а второй - к северу. Помимо климата оказывают влияние также и такие природные факторы, как характер местности: она может быть горной, болотистой или пустынной, ветреной и безветренной, и, наконец, качество почвы - ее плодородие или бесплодие. Но главным является, конечно, климат.

По мере движения к северу количество тепла постепенно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне - к ручным ремеслам и изобретениям, люди среднего района - к устройству различного рода общественных дел.

Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши. Люди, населяющие бесплодные места, - доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство.

Ф. Бэкон, У. Темпл, Б. Фонтенель

Вслед за Ж. Боденом к идее географического детерминизма склонялся великий английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626), что видно из его работы«Опыты или наставления нравственные и политические» . Более детально она разрабатывалась ужеУильямом Темплем в работе«Очерки происхождения и природы власти» (1672).

Во Франции к этой идее обратился Бернар Ле Бовье де Фонтанель (1657 - 1757). В работе «Отступление по поводу древних и новых » он говорит о влиянии климата на склад ума людей и тем самым на их идеи.

Ж.-Б. Дюбо

Широкое развитие географический детерминизм получил в эпоху Просвещения. Эта идея была разработана Жаном-Батистом Дюбо (1670-1742), перу которого принадлежит несколько исторических работ, в частности знаменитая в свое время книга«Критическая история установления французской монархии в Галлии» (1734). Свои взгляды на роль географической среды он изложил в труде «Критические размышления о поэзии и живописи» .

В этой книге он рассматривает не историю человечества вообще, а историю искусства. Как указывает он, в истории искусства были периоды расцвета и периоды упадка. Всего он насчитывает четыре великие эпохи в истории искусства: 1) век, начавшийся за десять лет до воцарения Филиппа, отца Александра Великого; 2) век Юлия Цезаря и Августа; 3) век Юлия II и Льва X и 4) век Людовика XIV.

В поисках причин расцвета и упадка искусства Ж.-Б. Дюбо обращается к природным факторам. Как пишет он, есть страны, в которых никогда не родятся ни великие живописцы, ни великие поэты. Таковы страны Крайнего Севера. «Давно уже подмечено, - пишет Ж.-Б, Дюбо, - что некоторые местности славятся своими дарованиями, тогда как сопредельные вовсе не разделяют этой славы».

И главная причина - в климате этих мест, прежде всего в качестве воздуха. «Поскольку, - пишет Ж.-Б. Дюбо, - в продолжение всей человеческой жизни душа пребывает связанной с телом, то характер нашего духа и наших склонностей во многом обуславливается качествами крови, питающей наши органы и поставляющей им в течение детства и юности материал, нужный для их роста. А качества крови в свою очередь во многом зависят от воздуха, которым мы дышим. В еще большей степени зависят они от качества того воздуха, которым мы дышали в детские годы, ибо именно он определил особенности нашей крови. А эти особенности повлияли на строение наших органов, которое в силу обратной взаимосвязи уже в зрелые годы сказывается на качествах нашей крови. Вот почему народы, обитающие в разных климатах, столь разняться между собой по своему духу и наклонностям. Сами же качества воздуха зависят от испарения почвы, которую обволакивает этот воздух. При разных составах почвы разным бывает и омывающий ее воздух».

Введение в качестве главного фактора, определяющего дух и склонности народов, качества воздуха, которым дышат люди, позволяет Ж.-Б. Дюбо объяснить, почему жители одних и тех же стран в разные времена отличаются разными правами и разной степенью одаренности. Все дело в том, что воздух не остается одним и тем же, он подвержен многочисленным изменениям. А результатом изменения воздуха является изменение нравов народов.

Подводя итоги своим рассуждениям, Ж.-Б. Дюбо пишет: «Из всего вышеизложенного я заключаю: что причины перемен, происходящих в нравах и одаренности жителей разных стран, следует искать в изменениях, затрагивающих свойства тамошнего воздуха, подобного тому как отличия между характерами разных народов принято объяснять разницей между свойствами воздуха их стран. Подобно тому, как разницу, которая замечается между Итальянцами и Французами, приписывают различию между воздухом Италии и воздухом Франции, так и существенное различие, которое ощущается между нравами и одаренностью Французов в разные эпохи, следует приписать изменению свойств воздуха Франции».

Ш. Монтескье

Самая известная в эпоху Просвещения концепция географического детерминизма изложена в знаменитом труде Шарля Луи де Секонда , барона де ля Бред и де Монтескье (1689 - 1755)«О духе законов».

Ш. Монтескье, вслед за Ж. Боденом и Ж.-Б. Дюбо, к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит, прежде всего, климат. «Есть страны, - писал он, - жаркий климат которых настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную обязанность только из страха наказания. В таких странах рабство менее противно разуму; и так как там господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское рабство сопровождается в этих странах политическим рабством».

Другой важный фактор - рельеф местности. «В Азии, - читаем мы у Монтескье, - всегда были обширные империи; в Европе же они никогда не могли удержаться. Дело в том, что в известной нам Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области; а поскольку она расположена южнее, то ее источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более легкие преграды. Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в ней очень скоро произошло бы разделение на более мелкие государства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны».

И, наконец, большое значение имеет характер почвы. «Бесплодная почва Аттики, - утверждал Ш. Монтескье, - породила там народное правление, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристократическое правление, как более близкое к правлению одного - правлению, которого в те времена совсем не желала Греция».

Доктрине провиденциализма деятели эпохи Просвещения противопоставили положение о том, что при изучении истории нужно искать естественные и только естественные причины происходивших событий, что в истории, как и в природе, действуют естественные и никакие другие закономерности. Однако общими положениями о объективных законах истории ограничиться было нельзя. Нужно было искать реальные естественные факторы, определявшие жизнь общества. С этим и связано обращение Ш. Монтескье к природным условиям, в которых существовали конкретные человеческие общества. Но если влиянием географической среды еще как-то можно было объяснить особенности социального строя той или иной страны, то для понимания причин развития общества географический детерминизм в том его варианте, в каком он был изложен у Ш. Монтескье, не давал по существу ничего. Мало что давала в этом отношении и концепция Ж.-Б. Дюбо.

И это еще тогда было подмечено целым рядом мыслителей, выступивших с аргументированной критикой географического детерминизма. Ее мы находим в работе К.А. Гельвеция «Об уме» и труде Дж. Миллар «Происхождении различия рангов» (1771, 1781). «Как много наций может быть найдено, - писал последний, - где ситуация с точки зрения климата совершенно одинакова, а характер и политические институты, однако, полностью противоположны? Сравните, в этом отношении мягкость и умеренность китайцев с грубыми правами и нетерпимыми принципами их соседей в Японии. Что за контраст проявляют народы, жившие рядом, такие как афиняне и лакедемонцы? Может ли быть принято, что различие между климатом Франции и Испании, между Грецией и соседними провинциями Турецкой империи ответственны за различные обычаи и нравы их нынешних обитателей? Как возможно объяснить национальные особенности, которые отличают англичан, ирландцев и шотландцев, различной природной температурой, при которой они живут? Различные правы народа в той же самой стране, но в различные периоды не менее знаменательны, и дают свидетельства, еще более убедительные, что национальный характер мало зависит от непосредственного воздействия климата. Нынешние обитатели Спарты живут под влиянием тех же самых физических условий, что и во время Леонида. Современные итальянцы живут в стране древних римлян».

3.Русская школа геополитики .

Русская геополитическая школа, прошедшая в своем развитии несколько этапов, была многослойной, порой противоречивой, впрочем, так же, как школы и течения Западной Европы и США. Большое влияние на ее становление оказала теория географического детерминизма, и прежде всего труды Л.И. Мечникова. Нельзя не отметить, что русская школа геополитики имела свои истоки.

Русские геополитические истоки

Геополитика в России подпитывалась многими течениями, берущими начало в лоне географических, гуманитарных, естественных наук. Об универсальности научных интересов Н.Я. Данилевского, оказавшего сильное влияние на формирование взглядов геополитиков-евразийцев, мы еще скажем. Нельзя не отметить и статьи В.Ф. Головачева «О значении флота для России на основании истории», работы С.А. Скрегина «Мореходство и его влияние на развитие российского государства».

Большой интерес представляют труды вице-адмирала, крупного теоретика морского дела, этнографа, экономиста и политика Василия Михайловича Головнина (1776–1831). Его книгой «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах» зачитывались не только в России, но и во всей Европе. Сочинения мичмана Мореходова (под таким псевдонимом публиковался Головнин)«О состоянии Российского флота в 1824 году» , напечатанные в Санкт-Петербурге в 1861 г., содержат много идей, которые гораздо позже развил американец А. Мэхэн.

Наиболее глубоко с нашей точки зрения исследовал интересующую нас проблему морской истории старший лейтенант флота E.H. Квашнин-Самарин. Его фундаментальную работу«Морская идея в Русской земле. История до Петровской Руси с военно-морской точки зрения» можно назвать настольной книгой по геополитике. В ней прекрасно показано огромное значение флота в становлении русской государственности с VIII по XVIII в. Книга была издана Морским Генеральным штабом в Санкт-Петербурге в 1912 г.

Нельзя не упомянуть труды Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), написавшего трактат«Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763) и работу «Примерную инструкцию морским командующим офицерам, отправляющимся к поисканию пути на Восток Сибирским океаном» (1765). Идеи гениального русского ученого, по сути, стали востребованы только в начале XXI в..

В 1853 г. была издана любопытная книга Владимира Ивановича Даля (1801–1872)«Матросские досуги». Автор известного четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» тоже видел Россию могучей морской державой.

Следует упомянуть и о вкладе в развитие морской идеи величайшего ученого Дмитрия Ивановича Менделеева (1834–1907). В архивах найден черновой вариант его докладной записки С.Ю. Витте «Об исследовании Северного Полярного океана».

Но решающее воздействие на формирование геополитических идей все же оказали труды российских географов. Сочинения крупных русских ученых-географов А.И. Воейкова («Будет ли Тихий океан главным морским путем земного шара?»), географа и демографа П.П. Семенова-Тян-Шанского («Значение России в колонизационном движении европейских народов»), труд Л.И. Мечникова («Цивилизация и великие реки. Географическая теория развития современных сообществ»), военного географа Д.А. Милютина, A.A. Григорьева, Н.Я. Данилевского и других ученых подготовили хорошую теоретико-методологическую базу для формирования отечественной геополитической школы .

Ее основателями можно считать военного географ, статистика Д.А. Милютина, а также А. Вандама, издавшего в 1912 г. геополитический труд «Наше положение». Наиболее крупным представителем русской геополитической школы по праву считается В.П. Семенов-Тян-Шанский – единственный автор, развивавший геополитические идеи в Советской России, который в 1920–1930-х гг. был профессор страноведения географического факультета Ленинградского государственного университета.

Но первыми в России, кто поняли огромную важность роли пространств в развитии государства, были полковник Языков и генерал-фельдмаршал России Д.А. Милютин. Войны Французской республики и Наполеона, их огромный пространственный размах дали толчок к осмыслению роли пространства (географического фактора) в военных операциях. Первый русский учебник по военной географии был написан для русской Академии Генерального штаба полковником Языковым. Он поставил вопрос о влиянии на военные действия не только топографии, но и состава населения, экономики, государственного устройства, военной администрации, климата, этнологии, философии и даже богословия.

Д.А. Милютин: геополитические приоритеты России

Дмитрий Алексеевич Милютин (1816–1912) – автор многих трудов, но наибольший интерес с точки зрения геополитики представляет работа «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики». В ней заложены идеологические и теоретические основы русской геополитики. В 1846 г. полковник русской армии Д.А. Милютин подвел черту под дискуссией о предмете военной географии, выпустив брошюру «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики». Блестящий офицер (генерал в 40 лет), ученый с обширными познаниями, обладающий мощным аналитическим умом, Милютин в 1860 г. стал заместителем (товарищем) военного министра, затем возглавлял Военное министерство, а в последние годы жизни Александра II, после отставки канцлера Горчакова в 1878 г., фактически под его началом оказалось и Министерство иностранных дел.

Милютин верно определил геополитические приоритеты России .Основным противником он считал Британскую империю, но предпринимать активные действия против нее считал преждевременным . Россия еще не залечила раны Крымской войны 1853–1856 гг. Для поддержания равновесия в Европе и на Ближнем Востоке, по его мнению, нужен был военно-политический союз России и Германии. В Средней Азии Россия стремилась подчинить себе огромный Туркестанский край, где необходимо было ликвидировать феодальную зависимость среднеазиатских городов от полудиких племен кочевников. По сути, в Туркестане Милютин делал все для того, чтобы занять необходимые позиции, с которых можно было бы угрожать Индии – основе могущества Британской империи и одновременно ее ахиллесовой пяте.

Сложны и противоречивы были и геополитические отношения России с Турцией. По плану военного министра турок нужно было изгнать из Европы и создать Балканскую конфедерацию под общим покровительством Европы, а проливы должны получить нейтральный статус.

Персия и Китай получали гарантии Российской империи от всех превратностей английской политики. Эти страны, как и США, Милютин считал естественными союзниками России.

Плоды геополитических расчетов генерал-фельдмаршала, умевшего «мыслить континентами», Россия смогла пожинать уже в 1877-1878 гг. Русские войска тогда били турок на Балканах, а английская эскадра смогла решиться только на маневрирование в проливе Дарданеллы. Британию больше беспокоили казачьи полки, расквартированные в Мерве и Ташкенте, нацеленные на Индию.

Таким образом, за 10-11 лет в Европе и на Балканах создалась совершенно иная геостратегическая и геополитическая ситуация. Все это стало возможным в силу ряда объективных условий и субъективных факторов. Одним из последних было практическое применение знаний по военной географии, разработанной русскими офицерами-учеными Языковым, определившим военную географию как науку теоретическую, как отрасль или часть военной стратегии, а в большей степени благодаря научным трудам и практическим делам Милютина.

Последний генерал-фельдмаршал России справедливо критиковал работу Языкова и других ученых (европейских), старавшихся военной географии придать значение «специальное и самостоятельное». Он отмечает, что «ни один не достиг этой цели в самостоятельном исполнении, и что в немногих сочинениях, служащих образцами отдельных описаний театров войны, все исследования к другим эпохам применены быть не могут».

Предметом военной географии и военной статистики, по мнению Милютина, являются общие и частные закономерности функционирования и развития государства - политическая система, экономическая и военная мощь, территория, географическое положение, а такжеобщие топографические свойства - очертания границ, включая соседей:

«...иное государство растянуто на большое протяжение или разбросано отдельными частями, другое округлено и составляет сплошную массу; одно по своему положению есть государство исключительно континентальное, другое исключительно морское; одно принуждено иметь для обороны сравнительно большие войска, чем другое; одно обращает главное внимание на сухопутные войска, другое на флот».

Русский военный ученый еще в 1846 г., т. е. задолго до рождения X. Маккиндера и в то время, когда другому крупнейшему теоретику США, автору теории «морского могущества» А. Мэхену было только шесть лет, ставил вопросы о роли пространства, об очертаниях береговых линий и границ, о роли того или иного вида войск в защите государства.

«Производительность почвы, климат и другие свойства местности определяют собственные средства государства... Наконец, сообщения водные и сухопутные, искусственные и естественные... облегчают или затрудняют перевозку...».

Под углом зрения основных принципов геополитики рассматривает Д.А. Милютин роль народонаселения, государственного устройства в геополитических и геостратегических отношениях.

Геополитические концепции Н.Я. Данилевского

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) был универсальным ученым. Он оставил труды, например, в естественных науках (книга «Дарвинизм») и политической экономии («О низком курсе наших денег»). Но наиважнейшее его сочинение – фундаментальная книга по геополитике под названием«Россия и Европа» (1869). Методологическим основанием книги являетсяорганическая теория: на ней базируется теория социальных общностей (наций) и формируется область знания, называемая ныне геополитикой.Данилевский вводит в науку категорию «культурно-исторические типы» . Впоследствии его идеи развивали немецкий философ О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби.

Большинство идей Данилевского актуально и в третьем тысячелетии, когда идет столкновение цивилизаций, заново перекраиваются карты Европы, Евразии, Ближнего Востока. Сейчас идет очередной виток социального и национального переустройства России и мира, так что главная тема книги «Россия и Европа» – судьба России, условия выживания русского народа и славян вообще – не потеряла своей остроты и в наши дни.

Н.Я. Данилевский анализирует историю России почти за 200 лет. В этом труде ученый дал образец системного подхода к анализу взаимодействия России с государствами Европы. Автор подчеркивает, что социальные преобразования в стране окажутся не только безуспешными, но и разрушительными, если они будут осуществляться по рецептам западных советников. Чужеродные специалисты-советчики никогда не будут учитывать национальные интересы России (это они не раз демонстрировали в 1990-х г. и в начале XXI в.).

В глубоко аргументированном труде Данилевского рассмотрены геополитические закономерности, объясняющие место России в Европе. Он предложил «морфологический принцип», наделенный универсальностью, для построения всемирной истории. Господствующую, искусственную систему объяснения истории, он полагал заменить естественной. Первая система объяснения истории опиралась во многом на гегелевский спекулятивный панлогизм, европоцентризм, паневропеизм. Модель европейского развития принималась за универсальную, всеобщую.

«Морфологический принцип», по его мнению, позволяет рассматривать исторический процесс более объективно. Его можно представить как совокупность разнообразных, индивидуализированных форм жизни народов и национальных образований, существующих самобытно, причем определяются они внутренними факторами, детерминирующими исторический процесс. Таким образом, он идет от конкретных объектов, создает теорию множественности и разнокачественности человеческих культур. Отрицая идею общественного прогресса, ученый, по сути, критикует идею «общечеловеческих ценностей», которую с подачи заокеанских советников продвигал в свое время М.С. Горбачев, да и сейчас ее отстаивают многие российские либералы, не понимая ее разрушительного для России, да и для европейских государств, содержания.

Данилевский совершенно справедливо утверждал (вслед за ним об этом писал первый русский профессиональный социолог М.М. Ковалевский), что народы разновременно проходят однотипные ступени развития, что объектом истории следует считать не человечество (понятие абстрактное), а культурно-исторические типы, формирующиеся из народностей (племена и племенные союзы) и наций. Данилевский обозначил нацию термином «культурно-исторический тип», что не совсем корректно с позиций науки, но он подразумевал под этим социальную общность, носящую локальный характер и единообразие условий существования. Культурно-исторический тип обладает связями и внутренними структурами, его организация отличаются от других по индивидуальным видовым признакам, но имеет и совпадающие родовые характеристики.

Данилевский указывает на культурно-исторические типы , уже выразившие себя в истории.

Сегодня на планете доминирующим считается один вид - человек. И хотя понятие доминирования может меняться и включать в себя множество различных аспектов, в которых человек не будет являться более успешным, тем не менее, говорить о феноменальности истории и развития вида можно. К тому же в своей нише, то есть среди млекопитающих, доминирование человека бесспорно. Оно обусловлено рядом факторов, таких как: умение человека использовать сильные стороны остальных млекопитающих (и не только), наилучшая среди всех живых существ способность к коммуникации, хорошая обучаемость и пластичность мозга. А доминирование человека среди других видов во многом связанно именно с его мозгом, впрочем, это отдельная тема.

Ареал распространения человека (около 7,4 млрд, зелёный цвет) и коровы (около полтора миллиарда, штрихи)

Факторы развития человека

Даже в контексте человеческой истории попыток объяснить такую успешность человека или скорее улучшить её качество и обратить на неё наибольшее внимание делалось много. Поэтому многие учёные и философы пытаются объяснить, как и почему развивается человек. В советской педагогике даже выделен ряд факторов развития человека, к ним относят:

  • Наследственность - природные задатки человека, переданные ему от родителей. Основой наследственности является ген человека, который определяет физическую форму и способности человека.
  • Окружающая среда - этот фактор делят на два субфактора: географическая среда и социальная среда.
  • Воспитание - влияние родителей, воспитателей и учителей на развитие человека.
  • Собственная деятельность личности - активность подконтрольная человеку, которая в результате влияет на развитие человека.

В западной культуре принято выделять несколько иные факторы:

  • Физические - генетическая наследственность, жизненные выборы человека, заболевания и предрасположенность к ним.
  • Социальные, культурные и эмоциональные - влияние детских игр, культурные особенности региона проживания, религия, национальные традиции, пол человека, образцы подражания в СМИ, степень социальной изолированности.
  • Экономические - доходы человека, род деятельности, занятость, образование.
  • Окружающая среда - антропогенное загрязнение природы, качество и форма жилья человека
  • Психологические - взаимоотношение с членами семьи, воспитание, дружба, стрессоустойчивость.

Возможно, эти факторы выделялись для разных задач и уж точно в разных странах, также стоит сказать, что это не единственные классификации факторов. Но, тем не менее, какую-то базу они нам дают.

Чтобы понять вопрос развития человека и причин этого явления необходимо проанализировать , а также настоящее положение человека в биосфере и мире вообще. Можно строить различные предположения, почему именно человеческое существо получило такие возможности в развитии, но, если работать исключительно фактами, можно также сделать определённые выводы.

В истории человека есть один сложнообъяснимый факт-феномен - его появление. Существует целый ряд теорий на этот счёт. Странная вещь, но рассуждать на эту тему достаточно сложно, более того сложно поверить в то, что человечество вообще когда-либо появилось. Но даже если момент появления был растянут на многие миллионы лет, ситуации это не упрощает.

Конечно, есть теории о том, что человечество существует непрерывно без начала и конца, но вероятно они слабо связанны с нашей реальностью. Удивительно, как сложно представить даже момент собственного рождения или самое первое воспоминание в своей жизни. Точка появления человека также важна для человеческого развития, как идея важна для воплощения её в жизни. Если мы принимаем то, что человек когда-либо родился, мы принимаем существование некоей точки отсчёта. С неё и следует начать, говоря о факторах человеческого развития.

Как и в существования органической жизни на планете, в человеческом развитии имеет место такое понятие как масштаб. Надо понимать, что в объективном мире масштаба не существует, но для человека есть чёткие границы его зрения, слуха, обоняния и так далее. Это доказывает то, что человеческое существо развивается в пределах этих границ. Также подобное ограничение присутствует и для мысленного представления взаимодействующих объектов и их размеров.

Для современного хорошо образованного и развитого человека всё ещё сложно представить (мысленно, у себя в голове) движение небесных тел именно так, как оно есть на самом деле, а многие процессы, происходящие на Земле, вообразить себе в разы проще. Это связанно с невероятной огромностью масштабов Вселенной и собственно с очень сильным уменьшением масштабов для её изучения.

Тем не менее, будем надеяться на то, что когда-нибудь человеческий мозг сможет оперировать с такими сложными процессами также легко, как сейчас он оперирует с эндогенными процессами планеты или определённого региона. Поэтому факторы, влияющие на развитие человека должны иметь определённый масштаб.

Географический детерминизм

Концепция «географического детерминизма» утверждает, что на процесс общественного развития влияют в первую очередь природные силы. Само же общество со своими внутренними воздействиями отходит на второй план. Влияние общества не учитывается в данной концепции по той причине, что общество зародилось на основе влияния природных сил, а воздействие общества на человека есть не что иное, как внутренняя проекция тех же внешних природных сил в другой форме.

Наши предки, живущие в определённой точке планеты, должны были себя как-то прокормить, причём желательно на постоянной основе, что и стало причиной зарождения хозяйства. В одной природной зоне слой гумуса мощнее, чем в другой, что привело к разному количеству полученного урожая. Одни люди вынуждены были собирать всё, выжимая все ресурсы своей хозяйственной деятельности, другие напротив, могли оставить часть урожая природе за счёт большей урожайности региона. Сложно поверить, что этот и масса подобных природных факторов могли повлиять на и народов, но, учитывая хронологию в сотни тысяч лет, такая версия звучит вполне правдоподобно.

Грубо говоря, на различия народов тогда, могли повлиять:

  • Климат;
  • Урожайность;
  • Продолжительность зимы и лета;
  • Количество осадков;
  • Количество солнечных дней;
  • Флора и фауна региона;
  • Геологическая стабильность территории.

Концепт экзопланеты, похожей на Землю

Для жителей Земли можно выделить также «общие» для всех народов факторы, такие как: гравитация, периодичность вращения, магнитное поле Земли, количество спутников и т. д. А существование зон обитаемости у галактик, звёздных систем и по сути даже самих планет, приводит нас к высокой степени детерминизма развития биологической жизни на планете вообще. Как бы намекая на максимальное сходство биосферы обитаемых экзопланет с биосферой Земли.

Если человечество в начале своего пути было более-менее однородно и одинаково (существовала небольшая популяция в одной природной зоне), рано или поздно с распространением по всей планете появились расовые и национальные различия. Во многом это связанно с невозможностью связи между различными группами людей в результате природных катаклизмов или конфликтов между подгруппами. Поэтому главным фактором развития человека можно считать саму планету Земля. Конечно, чтобы описать все факторы и оценить степень их влияния необходимо провести невероятно огромную работу, но в современности малое количество источников указывает на важность концепции географического детерминизма, а сейчас отчасти его вытеснили другие концепции, а сам географический детерминизм получает своё развитие больше в политологии и социологии.

Несмотря на то, что, скажем, до появления языка, на человека не могли влиять такие факторы как: социальные, культурные, экономические; критически недостаточно влияние воспитания, очевидно отсутствие более-менее вменяемой собственной деятельности, менее сильно влияние психологическое и т. д. Таким образом, по обеим вышеперечисленным системам остаётся всего пару факторов, которые никак не противоречат концепции географического детерминизма - факторы окружающей среды и физические или наследственные. Создаётся впечатление, что от концепции отказались в силу якобы превалирующих националистических и расистских настроений. Хотя по своей сути эта концепция наоборот объединяет людей в нечто целое и изначально единое, поэтому теория географического детерминизма лишь объясняет фактически имеющиеся национальные, расовые и культурные различия.

Географический детерминизм - концепция, утверждающая, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей развития общества, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-экономические явления представители географического детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов.

XVIII век

Монтескье

Наиболее последовательно концепция географического детерминизма разработана в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». Монтескье заимствовал физиологические основы своего учения из вышедшей в г. работы Джона Арбетнота о влиянии воздуха, но широкое применение этого учения к жизни государства и общества было заслугой Монтескье. Было достижением, основываясь на возросших географических знаниях своего времени, вновь обратиться к систематическому решению вопроса, который, опираясь на попытки античных авторов, ставили и на который довольно примитивно отвечали еще Боден и другие. Но интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом (в этом ему предшествовал аббат Дюбо); полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

К географическому детерминизму близки взгляды испанского писателя и философа Анхеля Гарсия Ганивета, которые он выражает в своих произведениях "Испанская идеология" и "Письма из Финляндии", возводя своеобразие культур и менталитета народов к влиянию "духа территории" . Географическое положение и условия существования того или иного народа по Ганивету определяют менталитет и специфику исторического пути развития .

В той или иной степени склонность к географическому детерминизму в своих работах проявили такие авторы, как Ж. Ж. Элизе Реклю , Генри Томас Бокль , Карл Риттер , Элсуорт Хантингтон, Г. В. Плеханов , Л. И. Мечников .

XX век

В своих работах, посвященных влиянию природного фактора на общество

греч. "география" и лат. "determinismus", "предопределенность") - историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события предопределены той географической средой, где они развертываются.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Географический детерминизм

учение, согласно которому развитие общества, причины войн и революций, человеческие обычаи, нравы имеют «естественное происхождение» и определяются прежде всего географической средой, одно из проявлений натурализма. Сторонников Г. д. можно обнаружить еще в древности (Геродот). В Новое время сторонник Г. Д. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят особенности характера, привычки, привязанности людей. «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». К сторонникам этой натуралистической концепции можно отнести также французского государственного деятеля, философа, экономиста XVII в. А. Тюрго. Сторонниками Г. д. в XIX в. были английский историк Г. Бокль, французский философ и историк И. Тэн. Жаркий климат, по мнению Бокля, был причиной рабства в Индии, поскольку особым образом влиял на сознание местного населения. Благодатный климат, тучная почва Голландии, по мнению Тэна, определили натурализм и «полнокровность» голландской живописи. Отечественный мыслитель Л. Мечников (1838-1888) полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была «речная» цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с овладением морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная «океаническая» цивилизация. На принципы Г. д. опирается так называемая геополитика. Термин этот был введен шведским ученым и политиком Р. Челленом (1846-1922) и означал учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Дальнейшая разработка принципов геополитики была осуществлена немецким мыслителем Ф. Ратцелем (1844-1904). Он выделил народы с индивидуальными естественными особенностями, в частности «чувством пространства», и стремящиеся к увеличению территории проживания. Основные понятия теории геополитики этого периода - «жизненное пространство», «естественные границы». Внешняя политика государств, согласно этой версии геополитики, в основном определяется географическими факторами (климатом, местоположением, природными ресурсами, темпами роста народонаселения). Современные геополитические версии стремятся отделить геополитику от Т.д., рассматривают геополитический потенциал страны как один из важных факторов международных отношений.

Уже первых теоретиков геополитики упрекали в так называемом географическом детерминизме, а именно в том, что они организацию политической жизни общества ставили в строгую зависимость от того или иного ландшафта или географического положения страны. И в самом деле, когда речь идет об общественно-историческом процессе или развитии материального производства, возникает вопрос о том, насколько и как они зависят от естественных условий. В этой связи существенное значение приобретает анализ понятия «географическая среда», которое при обсуждении данной темы активно используется в науке и философии наряду с близкими ему по значению терминами («природа», «естественная среда», «окружающая действительность»), но в своем содержании к ним не сводится.

В специальной и философской литературе географическая среда определяется как такая часть земной природы, которая вовлечена в сферу человеческой деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества. Иными словами, речь идет о влиянии различных параметров: территории, климата, ресурсов, ландшафта, рельефа местности и т. п. на темпы и характер общественного развития.

Оставляя открытым вопрос о том, как и насколько географическая среда влияет на общественное и экономическое устройство общества, важно все-таки подчеркнуть, что она может оказывать влияние на ход исторического процесса, ускоряя или замедляя развитие производительных сил. Заметим при этом, что еще сотню лет тому назад производственная и общественная жизнь людей тем меньше зависела от географической среды и стихийных сил природы, чем выше становился их экономический и научно-технический потенциал. XX в. принципиально изменил ситуацию, так как он не просто нарушил указанную закономерность, но и придал ей обратную зависимость, поскольку человечество, став планетарным явлением, в своем экономическом росте натолкнулось на естественные границы географической среды, которая и по размерам, и по своим ресурсам оказалась слишком мала для современных все возрастающих масштабов производственной деятельности людей.

Таким образом, сегодня ведущая роль в изменении географической среды, бесспорно, перешла к человеку. В то же время он потерял обретенную к началу XX в. относительную независимость от нее, натолкнувшись на естественные барьеры в виде нехватки энергетических и сырьевых ресурсов, пахотных земель, пастбищ, экологических проблем и т. п. Это обстоятельство объясняет сохранявшийся не одно столетие, а время от времени и возрастающий интерес к попыткам дать теоретическое обоснование роли географической среды в развитии общества.

Совокупность накопленных в этой сфере знаний составила так называемую географическую школу с ее различными вариациями и концепциями, такими как «географический детерминизм», «убывающее плодородие почвы», «абсолютное перенаселение» и, наконец, «геополитика».

Хотя родоначальниками географической школы и принято считать французских мыслителей XVIII в. А. Тюрго и Ш. Монтескье, она как система различных учений, приписывающих географическому положению и природным условиям ведущую роль в развитии общества, берет свое начало еще в Античности. Так, еще Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон и др., уделяя большое внимание климатическим различиям разных регионов, считали наиболее благоприятными для жизни и деятельности людей Грецию и Средиземноморье.

Однако подлинный интерес к подобного рода идеям возник в эпоху Просвещения. Это было время, когда философские и естественно-научные идеи, объясняющие общественное устройство и законы исторического развития природными причинами, стали вытеснять господствовавшие до этого религиозные представления о божественном характере социальной жизни. Такие взгляды вполне соответствовали нарождавшимся в то время новым капиталистическим отношениям и потому с тех пор получили широкое распространение во Франции, Англии, Германии, а несколько позже и в России. Возраставшему населению Земли требовалось все больше и больше средств существования, и прежде всего продовольствия. Однако его производство, как известно, находится в прямой зависимости от естественных условий, в первую очередь - от наличия пригодных для ведения сельского хозяйства территорий. А ограниченность земельных ресурсов (тогда еще относительная) стала заметной специалистам уже в XVIII в.

Так, французский философ и экономист А. Тюрго, который исследовал возможность интенсификации земледелия, сформулировал «закон убывающего плодородия почвы». Смысл его заключался в том, что каждое добавочное вложение труда и капитала в обрабатываемую землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением результат, а по достижении определенного предела всякий дополнительный эффект становится невозможным. Несколько позже английский экономист Т. Р. Мальтус, развивая эти идеи, выдвинул концепцию, в соответствии с которой существует «естественный закон», регулирующий численность населения в зависимости от обеспеченности его средствами существования. Отмечая серьезную зависимость общественного развития от вечных законов природы, Мальтус, в частности, писал: «Явления природы подчинены неизменным законам, и мы не имеем никакого права думать, что с тех пор, как существует мир, законы, управляющие населением, подверглись каким-либо изменениям» 1 .

Среди различных направлений и течений географической школы следует особо выделить крайнюю ее форму - механистический географический детерминизм, который утверждает почти полную зависимость деятельности человека от естественной среды. Основателем и наиболее ярким представителем этого течения является французский философ-просветитель Ш. Л. Монтескье, который утверждал, что жизнь людей, их нравы, законы, обычаи и даже политическое устройство непосредственно проистекают из географических и климатических условий, в которых они живут. «Бесплодие земли, - писал он, - делает людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью» .

Соответствующие объяснения дает Монтескье и при описании специфики жизни островных народов. Они якобы более склонны к свободе, чем жители континентов, так как обычно небольшие размеры островов, по его мнению, затрудняют возможность для одной части населения угнетать другую. Острова отделены морем от больших империй, и тирания не может получить от них поддержку, море также преграждает путь завоевателям. Поэтому, считает он, островитянам не грозит опасность быть покоренными. Оценки и философские выводы Монтескье о жесткой зависимости общественной жизни людей от природных условий получили не только дальнейшее развитие, например, у Г. Т. Бо- кля, Э. Реклю, Л. И. Мечникова и др., но и были подвергнуты серьезной критике с позиции так называемого географического индетерминизма - отрицающего причинность во взаимодействии природы и общества.

В современной философии и науке имеются и другие теории общественного развития, в которых географической среде придается первостепенное значение. Так, ярким представителем новейшей формы географического детерминизма является известный российский историк, географ Л. Н. Гумилев, автор пассионарной теории этногенеза, в основе которой лежат представления об этносе как биосферном феномене, теснейшим образом связанном с ландшафтом. Согласно его концепции, в основе как социальных, так и этнических процессов лежат в первую очередь географические причины, которые определяют направленность этих процессов. «Этногенез, - отмечает он, - природный процесс, флуктуация биохимической энергии живого вещества биосферы. Вспышка этой энергии - пассионарный толчок, происходящий в том или ином регионе планеты, - порождает движение, характер которого определяется обстановкой: географической, влияющей на хозяйственную деятельность этноса» .

С позиции своей оригинальной теории Л. Н. Гумилев объяснял также и сложившийся к сегодняшнему дню баланс общественных систем, и современные тенденции социального развития, что множит как число его сторонников, так и оппонентов. Это лишь указывает на то, что Л. Н. Гумилев затронул такие проблемы, которые все больше обнаруживают свою фундаментальность в современных условиях, когда человечество вплотную подошло к естественным пределам своего развития и столкнулось с необходимостью решать сложнейшие задачи, обусловленные глобализацией.

Современные процессы глобализации по мере их нарастания увеличивают желание разобраться в них, выявить природу, генезис и тенденции их развития, что, в свою очередь, усиливает интерес к исторической и философской стороне дела, без чего справиться с указанными задачами не представляется возможным. При этом следует особо отметить, что дело касается сложнейших, взаимозависимых и разноплановых процессов и явлений, которыми характеризуется любое общество, а тем более человечество в целом. Исследовать их разносторонне и в полном объеме методами отдельных наук невозможно. Здесь требуется комплексный подход, при котором ретроспективное видение, а также динамика и направленность развития тех или иных исторических процессов должны быть сопоставлены, увязаны с другими подходами и методами, вырабатываемыми философией истории, социальной философией, а также другими социальными науками.

  • Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения. Т. 1. СПб., 1868. С. 469.
  • Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 394.
  • Гумилев Л. Н. Из истории Евразии. М., 1993. С. 26.