Эволюция российской государственности. Государственно-политическое развитие России в начале XXI в

История России XX - начала XXI веков Терещенко Юрий Яковлевич

3. Политическое развитие в 1994–1999 гг.

После трагических событий октября 1993 г., принятия новой Конституции и выборов Государственной Думы политическая активность в России резко упала. Она росла преимущественно во время парламентских и президентских выборов и сосредоточилась главным образом в парламенте.

Первой крупной акцией Государственной Думы стало амнистирование 23 февраля 1994 г. обвиняемых по «делу ГКЧП» и участников событий 3–4 октября 1993 г. в Москве. Использовав свое конституционное право на амнистию, Госдума положила начало процессу общественного примирения в стране. Он был поддержан президентом, и в апреле 1994 г. был подписан Договор об общественном примирении и согласии. Политические партии и общественно-политические движения страны обязались вести свою деятельность парламентскими средствами в рамках Основного Закона.

Второй политической акцией Государственной Думы, получившей широкий общественный резонанс, стало принятие постановления о признании недействительным решения о ликвидации СССР, закрепленного Беловежским соглашением 8 декабря 1991 г. (март 1994 г.). Однако постановление не имело силы закона.

Парламентские выборы 1995 г. 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу РФ второго созыва. В них приняли участие около 65 % избирателей, на 10 % больше, чем в 1993 г. Из 43 избирательных блоков и объединений, внесенных в избирательный бюллетень, 5 % барьер преодолели четыре: КПРФ (22,3 %), ЛДПР (11,2 %), «Наш дом – Россия» (НДР) (10,1 %), «Яблоко» (6,9 %). Эти объединения получили право на формирование депутатских фракций. Из 225 партийных мандатов КПРФ получила 99, ЛДПР – 50, НДР – 45, «Яблоко» – 31. Кроме фракций в Думе были образованы Аграрная депутатская группа (37 человек), депутатская группа «Народовластие» (37 человек) и депутатская группа «Российские регионы» (42 человека).

Поскольку относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, ее прозвали «красной» (общая численность фракции КПРФ с учетом прошедших по партийному списку и по одномандатным округам составила на момент регистрации 183 человека). Их представитель – Г. Н. Селезнев – был избран председателем Думы, его первым заместителем – А. Н. Шохин (НДР).

Парламентские выборы 1995 г. укрепили российский парламентаризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. К началу 1996 г. министерство юстиции зарегистрировало 83 партии. Российское общество совершило серьезный шаг в развитии политико-правовой культуры и демократии.

В январе 1996 г. был сформирован новый состав Совета Федерации. Две трети его состава были избраны в субъектах Российской Федерации, остальные (главы исполнительной власти) были назначены указами президента (осенью 1996 г. система назначений была заменена системой выборов). Председателем Совета Федерации второго созыва стал глава администрации Орловской области Е. С. Строев.

Президентские выборы 1996 г. В июне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы – первые выборы президента суверенной России. Они проходили в условиях политической нестабильности общества, вызванной ухудшением социально-экономического положения и военных неудач в Чечне. Рейтинг (популярность) президента среди избирателей был крайне низок (10 % в мае 1996 г.).

Благодаря массированной агитационно-пропагандистской кампании, в которой главную роль играло общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» во главе с председателем правительства В. С. Черномырдиным, а также благодаря финансовой поддержке крупнейших олигархов авторитет президента стал расти. Однако на выборах 16 июня победить своих соперников (на пост президента претендовало 10 человек) он не смог. Ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, а за бывшего Президента СССР М. С. Горбачева проголосовало менее одного процента избирателей, принявших участие в выборах.

Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) Б. Н. Ельцин, победив кандидата от оппозиции – лидера КПРФ Г. А. Зюганова, был избран на второй срок. Сразу после выборов решением Центральной избирательной комиссии избирательные бюллетени были уничтожены (случай в политической истории России уникальный).

«Вторая либеральная революция». После выборов президент активизировал процесс реформирования экономики, приступил ко второму этапу «либеральной революции сверху», приостановленной накануне выборов. Реформирование экономики в интересах крупного финансового капитала вернулось к привычной схеме – за счет снижения уровня жизни населения, не затрагивая интересов элиты.

В марте 1997 г. Ельцин усилил в правительстве В. С. Черномырдина позиции финансовой олигархии, введя в состав кабинета в качестве первых вице-премьеров их политических представителей – А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова (бывший губернатор Нижегородской области). В их руках оказались ключевые экономические ведомства – Минфин, Минтопэнерго. Обновленное правительство получило название кабинета «молодых реформаторов».

Немцов стал ключевой фигурой кабинета в сфере публичной политики. Под его руководством радикальные демократы развернули мощную кампанию против «консерваторов» в правительстве и президентских структурах (В. С. Черномырдина, Е. М. Примакова, С. М. Шахрая, А. Г. Тулеева, В. Серова – вице-премьера, курировавшего отношения со странами СНГ) и левой оппозиции во главе с Г. А. Зюгановым. Поводом для этого послужил договор о Союзе России и Белоруссии, подписанный в апреле. Радикалы расценили его как «тихий», «ползучий» государственный переворот с целью фактического отстранения президента России от власти, которая якобы должна была перейти в руки Высшего Совета Союза, где большинство было за представителями прокоммунистических и консервативных сил.

В мае 1997 г. «младореформаторы» обнародовали одобренную президентом политическую декларацию о целях деятельности правительства– «Программу семи главных дел». Этими делами были: реструктуризация естественных монополий, бастионов государственного капитализма (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС), переход к системе адресной социальной помощи и отмене неоправданных социальных льгот, борьба с коррупцией, ликвидация института уполномоченных банков, создание жесткой системы распределения бюджетных ресурсов, секвестирование (сокращение) госбюджета на 1997 г., проведение налоговой и бюджетной реформ.

Реализация этой программы, которую называли «второй либеральной революцией», требовала слома сопротивления со стороны естественных монополий, региональных лидеров, силовых ведомств, госаппарата, а также левой оппозиции. Первые вице-премьеры выступили с инициативой роспуска «красной» Государственной Думы и хотели в своей борьбе опереться на Совет Федерации. Однако в июне 1997 г. 92 сенатора подписали заявление «О поддержке конституционного строя в стране», где предупредили исполнительную власть о недопустимости попыток неконституционного роспуска Думы.

Правительственные кризисы 1998 г. Под давлением «консерваторов» президент был вынужден снять с министерских постов правых радикалов, но вскоре отправил в отставку их главного противника – председателя правительства В. С. Черномырдина (23 марта 1998 г.). Он предложил Государственной Думе утвердить на пост премьер-министра С. В. Кириенко, бывшего первого заместителя Б. Е. Немцова в Минтопэнерго, члена его «нижегородской команды». Это вызвало конфликт президента с Думой. Она дважды отклоняла предложенную кандидатуру. Однако в апреле 1998 г., оказавшись перед угрозой роспуска, была вынуждена отступить.

36-летний премьер-министр, продолжив прежний монетаристский курс экономической политики, за пять месяцев привел государство к финансовому кризису августа 1998 г. и был отправлен в отставку. В. С. Черномырдин вновь на короткое время (23 августа – 10 сентября 1998 г.) вернулся к руководству в качестве исполняющего обязанности премьера. 10 сентября, дважды отвергнутый Думой на пост главы правительства, он снял свою кандидатуру. Новый правительственный кризис закончился назначением на пост председателя правительства E. М. Примакова (сентябрь-май 1999 г.).

Попытка импичмента президента. Осенью 1998 г. по инициативе фракции КПРФ Дума возбудила процесс отрешения президента от должности. Коммунисты обвиняли его в нарушении Конституции, которое выражалось прежде всего в проведении социально-экономической политики, приведшей к обнищанию народа, «яблочники» – в незаконном развязывании кровопролитной войны в Чечне. Президент, в отличие от угрозы первого импичмента весной 1993 г., не опасался быть отстраненным от власти. По Конституции 1993 г. процедура отрешения президента была чрезвычайно сложна и практически неосуществима. Решение Думы могло стать лишь первым этапом этой процедуры. Но оно не состоялось. Голосование по пяти пунктам обвинения, которое прошло 15 мая 1999 г., не набрало в Государственной Думе квалифицированного большинства. По «чеченскому» пункту противники президента недобрали 17 голосов.

В мае 1999 г. Б. Н. Ельцин отправил в отставку E. М. Примакова, которого сторонники президента обвиняли в поддержке инициаторов импичмента. 12 мая премьер-министром стал С. В. Степашин.

9 августа 1999 г. указом президента в правительстве была введена дополнительная должность первого заместителя председателя правительства (третьего по счету), и этим же указом эту должность получил В. В. Путин. В тот же день указом президента кабинет Степашина был отправлен в отставку, а Путин был назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства.

В телеобращении к народу Б. Н. Ельцин назвал Путина своим преемником на посту президента. Весной 1999 г., занимая посты директора Федеральной службы безопасности (ФСБ, с 25 июля 1998 г.) и по совместительству секретаря Совета Безопасности РФ (с 29 марта 1999 г.), В. В. Путин сыграл важную роль в отстранении Генерального прокурора РФ Ю. И. Скуратова, обвинившего президента в причастности к коррупции, от исполнения его обязанностей. Это решение, вызвавшее серьезное возражение со стороны Совета Федерации, объяснялось недостойным поведением Скуратова в быту, дискредитирующим высокий государственный пост.

16 августа 1999 г. Государственная Дума с первого голосования утвердила В. В. Путина Председателем Правительства РФ (233 голоса– «за», 84 – «против», 17 – воздержались).

Парламентские выборы 1999 г. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания 3-го созыва. 5 % барьер преодолели 6 партий и объединений. 24,55 % избирателей, принявших участие в выборах, отдали свои голоса КПРФ (лидер – Г. А. Зюганов), 23,88 % – межрегиональному движению «Единство» («Медведь») (лидеры – С. К. Шойгу, А. А. Карелин, А. И. Гуров), 11,98 % – движению «Отечество – вся Россия» (E. М. Примаков, Ю. М. Лужков, М. Ш. Шаймиев), 8,63 % – «Союзу правых сил» (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко), 6,18 % – «Блоку Жириновского», 5,94 % – объединению «Яблоко».

В целом состав Государственной Думы 3-го созыва оказался более правым, чем состав Думы 2-го созыва (1995 г.). Председателем ГД вновь был избран Г. Н. Селезнев. Первым заместителем – Л. К. Слиска («Единство»).

После убедительного успеха на парламентских выборах пропрезидентского блока «Единство» президент Б. Н. Ельцин принял решение об отставке и передаче своих полномочий Председателю Правительства РФ В. В. Путину. 31 декабря 1999 г. он подписал указ «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации», в соответствии с которым Б. Н. Ельцин с 12 ч 00 мин 31 декабря 1999 г. прекратил исполнение полномочий президента и возложил временное исполнение его обязанностей на председателя правительства В. В. Путина.

5 января 2000 г. Совет Федерации Федерального Собрания принял постановление о назначении досрочных выборов президента на 26 марта 2000 г. 12 января 2000 г. В. В. Путин был выдвинут инициативной группой кандидатом на пост президента РФ.

Чеченская проблема. Главным дестабилизирующим фактом общественно-политического развития России в 1990-е годы стала Чечня. В октябре-ноябре 1991 г. чеченские националисты во главе с генералом Джохаром Дудаевым разогнали законно избранные органы власти Чечено-Ингушской республики, вывели Чечню из ее состава, провозгласили независимую республику Ичкерию, заявили о своем выходе из состава РСФСР.

Руководство России оказалось в сложном положении. С одной стороны, оно было заинтересовано в отстранении от власти сил, поддержавших ГКЧП (к ним относился и Верховный Совет Чечено-Ингушской республики), с другой – чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России. Попытка вице-президента РСФСР силой подавить эту угрозу была блокирована президентом СССР М. С. Горбачевым, который планировал включить российские автономии в состав будущего обновленного Союза в качестве субъектов.

Политическая борьба между ветвями власти не позволила руководству России решить чеченскую проблему в 1992–1993 гг. Тем не менее самопровозглашенная Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как ее субъект. Это было закреплено в Конституции РФ 1993 г. Чечня стала самым слабым звеном в цепи российской государственности. От его прочности зависела прочность федерации.

В декабре 1994 г. с целью «восстановления конституционного порядка» в Чечню были введены федеральные войска. Чеченские сепаратисты встретили их огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Ичкерии.

Вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В России росли антивоенные настроения и призывы «отпустить Чечню». В августе 1996 г. между руководством РФ (А. И. Лебедь, секретарь Совета Безопасности РФ) и сепаратистов (А. Масхадов) была достигнута договоренность («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни, проведении в 1997 г. президентских выборов в республике (состоявшиеся выборы принесли победу А. Масхадову). Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2000 г. Соглашение поощрило чеченских сепаратистов не только форсировать процесс выхода из состава Российской Федерации, но и вовлечь в этот процесс другие северокавказские субъекты России, прежде всего Дагестан.

Терроризм. В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты стали на путь террора. В эффективности этого средства борьбы они убедились в 1995–1996 гг. Захватывая больницы с тысячами заложников в городах Буденновске и Кизляре, террористы добивались от правительства России уступок, которые завершились «Хасавюртовским соглашением» и выводом федеральных войск из Чечни.

В августе 1999 г. вооруженные группы боевиков напали на соседние с Чечней районы Дагестана. Тогда же террористы взорвали жилой дом в г. Буйнакск (Дагестан), в сентябре 1999 г. – два жилых дома в Москве. Террористические акты унесли жизни сотен людей.

В сентябре 1999 г. правительство России начало широкомасштабную антитеррористическую операцию в Чечне.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Политическое развитие В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, летом того же года Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А. А. Громыко, а осенью Н. А. Тихонова на посту Председателя Совета Министров СССР сменил Н. И. Рыжков.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Политическое развитие 26 марта 2000 г. на досрочных президентских выборах В. В. Путин был избран президентом России, получив 52,5 % голосов избирателей. 7 мая 2000 г. состоялась церемония вступления его в должность. Председателем правительства стал М. М. Касьянов.Программа

автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Формирование и развитие новой политической системы. 1992-1999 Углубление конституционного кризиса. Январь - октябрь 1991 г. В начале 1993 г. острота конфликта между съездом советов народных депутатов, с одной стороны, и президентом, с другой, определялась не только

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Политическое развитие в XIV в К началу XIV в. на Руси складывается новая политическая система. Столицей становится город Владимир. Великий князь "Владимира стоял во главе княжеской иерархии и имел ряд преимуществ. Поэтому князья вели яростную борьбу за ярлык на

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНГЛИИ Укрепление английской монархии в эпоху раннего Нового времени связано с династией Тюдоров (1485–1603), утвердившейся на престоле после завершения войн Алой и Белой Роз. Победив в битве при Босворте Ричарда III, граф Ричмонд короновался как Генрих

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

30. Политическое развитие От победы горожан до триумфа короляВ ходе революции 1383- 1385 гг. крупная феодальная знать была временно разгромлена, так как приняла сторону кастильцев и потерпела поражение в войне. Влияние графов при дворе Фернанду I сменилось, судя по всему,

автора Николаев Игорь Михайлович

Политическое развитие Функционировавшая в XVII в. система центральных и местных органов власти и управления, их структура сложились в основном уже в XVI в. Ключевые позиции во всех звеньях государственного аппарата продолжали удерживать феодальная аристократия и

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Политическое развитие В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае-июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н. Ельцина главой государства, Р.И. Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет.

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Краткая история аргентинцев автора Луна Феликс

Политическое развитие Перонизм был оригинален и в политике. В нем явно присутствовали авторитаризм, популизм и склонность к однопартийной системе. Существовало официальное политическое движение, состоявшее из Мужской перонистской партии, Женской перонистской партии

Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина Цолаковна

Политическое развитие Выборы в Учредительное собрание в октябре 1945 г. В июле 1945 г. Временное правительство приняло решение о всеобщих выборах в Национальное собрание и наметило их на октябрь. Де Голль назначил также на день выборов всеобщий референдум. Избирателям

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Политическое развитие Европы в IX–XI вв Завершение складывания системы феодального землевладения и присвоение магнатами публично-правовых функций привели к распаду крупных политических образований там, где они имели место (Франция), и замедлили их формирование в других

автора Девлетов Олег Усманович

11.1. Социально-экономическое развитие России в 1992–1999 гг. Любые реформаторы в России в конце 1991 г. должны были исходить из объективных условий: валютные резервы СССР были истощены; государственный внешний долг вырос до 105 млрд долл.; рост инфляции достигал 30 % в месяц.

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

11.2. Политическое развитие России в 1994–1999 гг. 12 декабря 1993 г. были проведены новые выборы в Государственную думу и одновременно референдум по новой Конституции. Она установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых

12 декабря 1993 г. были проведены новые выборы в Государственную думу и одновременно референдум по новой Конституции. Она установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Главой государства является Президент, который избирается на 4 года и определяет основные направления внутренней и внешней политики. Президент РФ является гарантом Конституции и выступает в качестве арбитра, посредника между различными ветвями власти и государственными институтами. По сути, он должен осуществлять посредничество между самим государством и обществом. Таким образом, Конституция 1993 г. означала превращение России в «сверхпрезидентскую» республику. Парламент утратил многие свои полномочия. Президент России может принимать указы, имеющие силу нормативного акта. Российский Президент является Верховным главнокомандующим, ему непосредственно подчиняются все «силовые» министры и министр иностранных дел, а также Совет Безопасности.

В условиях концентрации основных властных полномочий в руках президента возросла роль его администрации. Опорой режима личной власти и проводником политики президента стал государственный аппарат и верхушка чиновничества. 22 декабря 1993 г. Ельцин подписал указ, которым федеральные чиновники были выделены в особую категорию со своим уставом и льготной системой финансового, медицинского, бытового и иного обеспечения. Всего за 1990-е гг. численность чиновников в России выросла, по сравнению с 1991 г. в 3 раза. Это означало крах либеральных надежд конца 1980-х гг. на глубокое реформирование бюрократической системы.

С конца 1993 года в России с небольшими перерывами проходили крупные политические кампании – выборы в Государственную Думу, выборы Президента РФ, а также выборы губернаторов и президентов во всех субъектах Федерации. Эти выборы показывали расстановку политических сил. В ходе этих кампаний многие политики, целые партии и движения сходили со сцены, а на политической карте страны появлялись новые фигуры. В декабре 1993 г. на выборах в новый парламент страны – Государственную думу неожиданный успех одержала ЛДПР (лидер- В.Жириновский), получив 24% голосов. Коммунисты и аграрии набрали в сумме 22% голосов избирателей. Другие оппозиционно настроенные партии (в том числе «Яблоко» Г.Явлинского) получили все вместе 28%. Проправительственный «Демократический выбор России» набрал лишь 15,4%. Большинство в Госдуме стало принадлежать оппозиции. Ее председателем был избран представитель аграриев И.П. Рыбкин.

Важнейшим фактором внутренней политики России стала Чечня. Летом 1991 г. группировка генерала Д.Дудаева, опираясь на самодеятельные вооруженные отряды, разогнала Верховный Совет Чечено-Ингушетии и объявила о создании независимой Чеченской республики Ичкерия. Это произошло при попустительстве союзной власти и российских руководителей. После распада СССР дудаевцы получили оружие, которое оставили после себя воинские части, спешно покинувшие республику. Сепаратисты готовились занять лидирующие позиции на Северном Кавказе. Фактически с конца 1991 г. в Чечне началась война внутри самих чеченцев (между тейпами – группами родственников) за сферы влияния. Участились факты насилия по отношению к мирному населению республики и российским военным. С января по июнь 1992 г. республику покинули около 40 тыс. человек. Криминальные финансовые структуры «отмывали» через Чечню огромные деньги.

После неудачного осеннего наступления пророссийской чеченской оппозиции на Грозный на территорию республики 11 декабря 1994 г. были введены федеральные армейские части. С помощью военной операции российское руководство пыталось предотвратить выход Чеченской республики из состава России, вернуть контроль над стратегическими нефтепроводами и железными дорогами, проходящими через республику. Однако «блицкриг» не удался. Чеченский конфликт превратился в полномасштабную войну с многочисленными жертвами среди мирных жителей и военных.

Неудачные военные действия на Северном Кавказе, экономическая политика правительства, усилившееся расслоение общества вызвали рост оппозиции в стране, что показали результаты выборов в Госдуму в 1995 г. Всего в кампании участвовало 43 партии и избирательных объединений, но 5% порог перешагнули только четыре партии: КПРФ (22% голосов), ЛДПР (10,9%), правительственный блок «Наш Дом – Россия» (10%) и «Яблоко» (7,1%). ДВР Е.Гайдара в Думу не прошел. По одномандатным округам КПРФ и ее союзники завоевали более половины мест. Спикером Госдумы стал коммунист Г.Селезнев.

Большое влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в России оказали президентские выборы 1996 г. Многим казалось, что с таким багажом проблем, неудач и невыполненных обещаний Ельцин не сможет победить. Популярность Ельцина у избирателей снизилась до 6%, и победа его соперника, лидера КПРФ Зюганова казалась весьма вероятной. Чтобы обеспечить победу Ельцину, руководство России предприняло беспрецедентную атаку СМИ на избирателя под лозунгом «Голосуй или проиграешь!». В полную силу был использован административный ресурс и разыграна антикоммунистическая карта. Правительство заявило о разработке новой программы преобразований, нацеленных на человека. Ельцин вывел из состава правительства самые непопулярные фигуры – министра иностранных дел Козырева и вице-премьера Чубайса, ответственного за провал приватизации. Специально под выборы был выделен кредит МВФ на 10 млрд. долларов, а также 3 млрд. долларов в виде займов западных правительств. Благодаря иностранным займам началось частичное погашение долгов бюджетникам. Правительство заявило о сближении с Белоруссией. Были предприняты энергичные шаги по решению чеченской проблемы – от разработки плана мирного урегулирования до физического устранения Дудаева и прекращения военных операций. Сам Ельцин, еще недавно казавшийся больным и вялым, обнаружил энергию, активность. Он посетил 24 города и региона – больше, чем за все годы своего президентства. Первый тур выборов не выявил победителя: Ельцин набрал 35,28% голосов, Зюганов – 32,04%, Лебедь – 14,52%, Явлинский – 7,42%, Жириновский – 5,7%. Чтобы победить, в промежутке между первым и вторым турами выборов Ельцин заключил политический союз с генералом Лебедем, назначив его секретарем Совета Безопасности и помощником Президента по национальной безопасности. Из правительства был уволен министр обороны П.Грачев (на него возлагалась основная вина за бездарное ведение войны в Чечне), начальник ФСБ М.Барсуков и любимец Ельцина – начальник его охраны А.Коржаков. В эти дни у Ельцина произошел тяжелый сердечный приступ. Это было скрыто от всего мира. 3 июля 1996 г. состоялся второй тур президентских выборов. По официальным данным за Ельцина проголосовало 53,8%, за Зюганова – 40,3%. Немало людей, отдавших голоса Ельцину, не были его сторонниками, но они не хотели возвращения коммунистов к власти. Таким образом, избиратели голосовали за меньшее из двух зол. Президентские выборы 1996 г. закрепили политические итоги революции 1989-1993 гг.

После выборов вновь обострилось положение в Чечне. Отряды боевиков взяли Грозный. В конце августа 1996 г. в Хасавюрте состоялись переговоры генерала Лебедя и начальника штаба дудаевских войск Масхадова. Были подписаны документы, согласно которым войска уходили с территории Чечни. Решение вопроса о статусе Чечни откладывалось до 2001 г. Хасавюртовские соглашения вызвали неоднозначную оценку. Чеченцы трактовали их как победу в войне. Генерал Лебедь и правозащитные организации усматривали успех в том, что удалось остановить кровопролитие и перевести урегулирование конфликта в политическое русло. Однако российские военные были недовольны тем, что политики не дали войскам возможности «добить противника». На деле, как отметил в начале 2004 г. президент В.В.Путин, «были брошены на произвол судьбы и сама Чечня, и весь чеченский народ».

После выборов возросло политическое влияние сил, выступавших в поддержку Ельцина. Примерно в это же время в политический лексикон вошло и утвердилось слово «олигарх», которое стали использовать при характеристике взаимоотношений власти и бизнеса в России.

В 1996-1999 гг. существенным фактором российской политики стало состояние здоровья Президента. Осенью 1996 г. Ельцин перенес тяжелую операцию на сердце. В последующие годы он много раз находился на больничной койке, лишь на время появлялся в Кремле. В то время как Ельцин фактически отошел от дел, возник такой специфический российский институт поддержки президентской власти, который получил название «семья». Ее образовал узкий круг лиц, в который входили некоторые члены семьи Ельцина и люди, предельно ему близкие. «Семья» брала на себя функции «теневого кабинета», занимаясь подбором кадров и выработкой политического курса.

В конце 1990-х гг. политический процесс характеризуется «кадровой чехардой». С марта 1998 г., после отставки В.С.Черномырдина с поста премьер-министра и до конца 1999 г. во главе правительства побывали С.В.Кириенко, Е.М.Примаков, С.В.Степашин и В.В.Путин. Финансовый кризис 1998 г. привел не только к падению правительства Кириенко. Парламент продемонстрировал готовность решительно противостоять президенту при формировании нового кабинета. Ельцин был вынужден уступить и впервые назначил главой правительства кандидата, предложенного Думой: академика и главу Службы внешней разведки Е.М.Примакова. Время премьерства Примакова характеризуется как период «двойного лидерства». Первым был дряхлеющий, утративший былую популярность президент (в 1999 г. негативно Ельцина оценивало 82-85% населения). Другим был председатель правительства, который пользовался авторитетом в обществе (в мае 1999 г. его рейтинг составлял 65%) и сумел добиться некоторых позитивных перемен в экономике.

С весны 1999 г. Ельцин искал преемника. Примаков был немолод, нелоялен, дружил с коммунистами. Попытка Госдумы провести импичмент президента дала повод Ельцину для досрочной отставки правительства Примакова. Та же участь ожидала и следующего премьера С.В.Степашина – молодого, лояльного, но не слишком решительного. Имя преемника Ельцин назвал 9 августа 1999 г. после подписания указа о назначении В.Путина и.о. премьер-министра. Его назначение совпало с обострением ситуации на Северном Кавказе. Чечня три года де-факто была независимой. Сепаратистский режим не в состоянии был наладить мирную жизнь в республике. Там процветала работорговля. Летом 1999 года многочисленные банды международных террористов во главе с Ш.Басаевым и Хаттабом совершили нападение на Дагестан с целью вовлечения этой республики в зону криминального влияния и отторжения от России. Это был серьезный вызов целостности Российской Федерации. В сентябре чеченские террористы произвели взрывы домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске. Погибло около 300 мирных жителей. В этой ситуации новый премьер-министр проявил себя энергичным, решительным руководителем. Федеральные силы разгромили вторгшихся в Дагестан боевиков и в начале октября 1999 г. вошли в Чечню. В феврале 2000 г. федеральные войска взяли Грозный. Успехи во второй чеченской кампании резко увеличили популярность В.Путина. Общество увидело в нем политика, способного объединить различные политические силы для решения государственных задач. Он нашел правильные слова и заговорил с народом на том патриотическом языке, которого народ давно ждал.

18 декабря 1999 г. прошли выборы в третью Государственную Думу. В результате в парламенте сложилась принципиально новая расстановка сил. Вновь на первом месте были коммунисты (24,3% голосов избирателей). Значительного успеха (23,6%) добилось избирательное объединение «Единство», созданное в октябре 1999 г. «в поддержку Путина». В Думу также вошли «Отечество – Вся Россия», Союз правых сил, «Яблоко», ЛДПР. Из числа депутатов, избиравшихся по одномандатным округам, были образованы фракции «Народный депутат», «Регионы России», Агропромышленная депутатская группа. Председателем Думы вновь стал Г.Селезнев. Впервые за годы реформ россияне избрали парламент, лояльный правительству. 31 декабря 1999 г., неожиданно для всего российского общества, Б.Н. Ельцин в прямом эфире заявил о досрочном сложении президентских полномочий. И впервые в многовековой истории России глава государства оставил свой пост не в результате смерти или переворота, а руководствуясь высшим законом страны. Согласно Конституции, обязанности президента наряду с функциями председателя правительства стал выполнять В.В. Путин. 26 марта 2000 г. он в первом туре одержал победу на досрочных президентских выборах. Пост главы правительства занял М.М. Касьянов. С уходом Б.Н. Ельцина закончился первый этап сложных преобразований советской социально-экономической и политической системы.

В полдень 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в обращении к гражданам страны сообщил о реше­нии досрочно уйти в отставку. В своем выступлении он подвел итоги своего президентства:

«...Дорогие друзья! ...Сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России. Я принял решение. ...Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я много раз слышал - Ель­цин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не от­даст. Это вранье. ...Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские вы­боры. Так это и произошло. И также мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы - в июне 2000 года. ...Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи влас­ти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному. ...Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы, те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.

Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. ...Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитар­ного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее».

Досрочные выборы Президента Российской Федерации были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обя­занности Президента стал В.В. Путин. В декабре 1999 г. рейтинг доверия ему составлял 49%, в январе возрос до 57%.

За день до добровольной отставки Ельцина Путин выступил в крупней­ших газетах со статьей «Россия на рубе­же тысячелетий», в которой обрисовал свое видение ситуации в стране и на­правления, в которых должна разви­ваться Россия. По признанию главы правительства, за 90-е гг. объем внут реннего валового продукта (ВВП) России сократился почти в 2 раза, снизи­лись денежные доходы россиян, ухудшилось состояние здоровья граждан, сократилась средняя продолжительность жизни.

На тот момент Россия перестала входить в число госу­дарств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и со­циального развития современного мира. По совокупному объему ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это было в 5 раз ниже среднего показателя стран «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

По оценкам Путина, Россия исчерпала свой лимит на по­литические и социально-экономические потрясения, катаклиз­мы, радикальные преобразования. Глава правительства заявил, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. В.В. Путин подчеркнул: «Осуществлялась в условиях политической стабильности и без ухудшения условий жизни российского народа, всех его слоев и групп. Это непреложное требование, вытекающее из положения, в котором находится ныне страна».



Тем самым была обозначена принципиальная грань меж­ду ельцинскими и путинскими реформами. Идеология реформи­рования жизнеустройства при Ельцине сводилась к формуле «реформы любой ценой». Так, автор идеи ваучерной приватиза­ции В.А. Найшуль заявлял: «Если народу не больно, значит, реформы не идут». Путин в основу своей государственной дея­тельности заложил иной принцип - улучшение условий жизни народа. 25 февраля 2000 г. В.В. Путин развил высказанные в статье идеи в «Открытом письме» к избирателям.

Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто чем владеет и кто за что отвечает. Были четко сформулиро­ваны четыре приоритетные задачи государства.

Первая приоритетная задача - побороть собственную бедность.

Вторая приоритетная задача - защита рынка от незакон­ного вторжения, как чиновного, так и криминального.

Третья приоритетная задача - это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоин­ства страны.

Четвертая приоритетная задача - строить внешнюю по­литику исходя из национальных интересов собственной страны.

Президентские выборы 26 марта 2000 г. показали высо­кий уровень доверия предложенному курсу. В.В. Путин победил уже в первом туре. 7 мая 2000 г. он вступил в должность Пре­зидента РФ.

13 мая 2000 г. В.В. Путиным был подписан указ «О пол­номочном представителе Президента РФ в федеральных окру­гах». Согласно данному указу, вместо должностей полпредов Президента России в каждом субъекте Российской Федерации учреждались должности полпредов в 7 федеральных округах - Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральс­ком, Сибирском и Дальневосточном. Границы этих округов оп­ределялись тем же указом. По существу, В.В. Путин начал этим указом глубокую реформу федеративных отношений. Ста­тус заместителей главы Администрации Президента РФ и не­совпадение границ федеральных округов с границами субъектов Федерации обеспечивали полпредам независимость от региональных властей, в то время как существовавшие в 1991-2000 гг. полпреды в субъектах РФ, как правило, оказывались включенными в местные системы власти и роль представителей Центра не выполняли.

17 мая 2000 г. Государственная Дума утвердила предло­женного новым Президентом кандидата на пост главы прави­тельства М.М. Касьянова, занимавшего в правительстве Путина пост министра финансов. (В феврале 2004 г. Касьянов был от­правлен в отставку, с марта 2004 г. правительство возглавил М.Е. Фрадков.) В тот же день Путин выступил с телевизионным обращением к гражданам, сообщив, что впервые с момента вступления в должность Президента вносит пакет законопроек­тов в Государственную Думу.

Законопроектов было три. Один из них предлагал изме­нить порядок формирования Совета Федерации. С 1996 г. чле­нами СФ по должности становились главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. В.В. Путин преддожил заменить их работающими в верхней палате на постоян­ной основе представителями соответствующих органов власти, избираемых законодательными собраниями регионов. Второй законопроект вводил порядок отстранения от должности руко­водителей регионов и роспуска законодательных собраний, принимающих акты, идущие вразрез с федеральными закона­ми. Третий законопроект распространял этот порядок на орга­ны местного самоуправления. Как заявил Президент, цель трех законопроектов была едина: «чтобы и в Москве, и в самой да­лекой российской глубинке одинаково строго соблюдались пра­ва граждан, одинаково точно понималось и исполнялось обще­российское законодательство».

Инициативы В.В. Путина сокращали власть, сосредото­ченную в руках региональных лидеров, и потому встретили со­противление и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Идеологом противодействия стал Б.А. Березовский. 31 мая

2000 г. газета «Коммерсантъ» опубликовала его открытое пись­мо Президенту, в котором федеративная реформа называлась антидемократической. Однако Государственная Дума огромным большинством голосов приняла все три законопроекта. Совет Федерации наложил на них вето. 10 июля 2000 г. Государствен­ная Дума преодолела вето Совета Федерации на закон о внесе­нии изменений в закон об органах власти субъектов Федерации. Эти изменения давали право Президенту снимать с должности губернаторов. Закон о формировании Совета Федерации был принят Думой в компромиссной (согласованной с членами Сове­та Федерации) редакции. По этой редакции на переход от заня­тия кресла сенатора по должности к избранию представителей в СФ законодательными собраниями регионов отводился срок до 1 января 2002 г.

Это был ключевой момент федеративной реформы - воз­можностей заблокировать ее у оппонентов не осталось.

Таким образом, Президент получил поддержку в Государ­ственной Думе. Позиция депутатов отражала общественное мне­ние: о своем положительном отношении к деятельности Путина на рубеже 2000-2001 гг. заявляло более 60% граждан России.

Вскоре эта поддержка переросла в организованное парла­ментское большинство. 12 апреля 2001 г. лидеры партий «Единство» С.К. Шойгу и «Отечество» Ю.М. Лужков выступили с совместным политическим заявлением, в котором говорилось: «Мы нашли, что общего у нас гораздо больше, чем различий... Это привело нас к решению объединить усилия и создать Коор­динационный совет для выработки стратегии и тактики действий в обществе и в Государственной Думе». 12 июля 2001 г. состоялся учредительный съезд Общероссийского союза «Един­ство» и «Отечество». Союз возглавили два сопредседателя: Шой­гу и Лужков. В соответствии с начавшимся процессом консоли­дации центристских политических сил в Государственной Думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций «Отечество - Вся Россия» и «Един­ство», а также депутатских групп «Регионы России» и «Народ­ный депутат». 1 декабря 2001 г. состоялся третий съезд Союза. На нем делегаты единогласно приняли решение о преобразова­нии общественной организации «Союз «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТ­ВО» в партию «ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО» - «Единая Россия». Эта партия стала опорой Президента В.В. Путина в парламенте.


17 марта 1997 г. первым заместителем председателя правительства были назначены Борис Немцов и Анатолий Чубайс. Последний одновременно возглавлял и Министерство финансов. Привлечение указанных лиц в правительство должно было продемонстрировать его обновление. Бывший губернатор Нижнего Новгорода Б. Немцов некоторое время даже считался одним из возможных преемников действующего президента. С апреля 1997 г., оставаясь первым заместителем председателя правительства, он одновременно руководил Минтопэнерго.

В качестве эффективной контрольной меры, направленной на борьбу с коррупцией, новым составом правительства было предложено ввести декларирование доходов высших государственных чиновников и членов их семей. Выполнение этого решения, столкнувшись с целой чередой скандалов, связанных с продекларированными доходами А. Чубайса, В. Черномырдина и Б. Немцова, в дальнейшем было фактически приостановлено. Была также начата кампания по поддержке отечественной промышленности путем «пересадки» государственных чиновников на отечественные марки автомобилей.

В ноябре 1997 г. состав правительства претерпел новые изменения. Была прекращена практика совмещения постов первых вице-премьеров и других должностей. Пост министра финансов, ранее занимаемы А. Чубайсом, перешел к М. Задорнову, а Минтопэнерго – от Б. Немцова к С. Кириенко. Оба первые вице-премьера, несмотря на критику оппозиции, сохранили свои посты.

Новый 1998 г. начался с важного политического шага Б.Н. Ельцина. В ответ на заявления оппозиции, что Ельцин добровольно власть не отдаст, 30 января он заявил, что не станет нарушать конституцию и выдвигать свою кандидатуру на третий срок президентства. Таким образом, помимо экономических проблем актуальность приобретал вопрос с определением кандидата на роль нового главы государства от правящих кругов. Свою заинтересованность в этом вопросе проявили финансовые деятели, в частности, Б.А. Березовский. Совмещение этих факторов и определило своеобразие российского политического процесса 1998 - 1999 гг.

23 марта 1998 г. Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске Правительства. Бывшему главе Кабинета В.С. Черномырдину было предложено сосредоточиться на подготовке очередных выборов в парламент 1999 г. и президентских выборах 200 г. Исполняющим обязанности главы Правительства был назначен С.В. Кириенко (24 апреля, с третьего захода, его кандидатура была утверждена на заседании Государственно Думы). Отдельными указами были отправлены в отставку первый вице-премьер А. Чубайс и министр внутренних дел А. Куликов.

Столкнувшись с проблемой обеспечения выплат по государственным внешним и внутренним обязательствам (рынок ГКО), новое Правительство предприняло попытку проводить более жесткую экономическую политику, в том числе в налоговой сфере. Но последовавший за этим 10% рос цен привел к катастрофическому обвалу финансового рынка России. 17 августа 1998 г. Правительство и Центральный банк России сделали заявление о финансовом положении, объявив, практически, о банкротстве страны. Предпринятые Правительством в условиях кризиса меры оказались неэффективны. 23 августа правительство С. Киреенко ушло в отставку.

10 сентября Б.Н. Ельцин внес на рассмотрение Думы более «проходную» кандидатуру Е.М. Примакова, занимавшего ранее пост министра иностранных дел. На следующий день за него проголосовали большинство депутатов. Новым министром иностранных дел стал И. Иванов. Среди приоритетов нового правительства было сохранение единство России и поддержка отечественной промышленности. В состав кабинета вошли представители широкого спектра политических партий и движений: от коммунистов до умеренных либералов-рыночников. Данный состав обеспечил политическую и экономическую устойчивость внутреннего положения России в конце 1998 – первом квартале 1999 г.

Постепенно начали расти производственные показатели, отечественная промышленность укрепила свое положение в условиях оттока иностранного капитала. Вместе с тем различные взгляды на проблемы, стоящие перед экономикой России, не позволяли правительству предпринимать решительные меры. По мере приближения к выборам снижалась поддержка правительства и со стороны президентских структур, для которых все более очевидным становилось усиление позиций Е. Примакова как потенциального кандидата на пост президента от оппозиции.

27 апреля Б.Н Ельцин назначил С.В. Степашина первым заместителем председателя Правительства с сохранением за ним поста министра внутренних дел. А после отставки Е. Примакова, последовавшей 12 мая 1999г., С. Степашин был назначен исполняющим обязанности главы правительства. Обязанности министра внутренних дел стал исполнять В. Рушайло. Помимо приближающихся выборов перемены в высшем эшелоне власти были вызваны завершением работы комиссии Государственной Думы по подготовке импичмента был вынесен на обсуждение нижней палаты российского парламента. Однако Государственной Думе не удалось набрать необходимого конституционного большинства в 300 голосов ни по одному из 5 пунктов обвинения. За признание Б. Ельцина виновным в подписании Беловежских соглашений и развале СССР проголосовало 240 депутатов, против 72, недействительными были признаны 7 бюллетеней. Виновным в трагических событиях осени 1993 г. Б. Ельцина признали 263 депутата, против – 60 парламентариев, недействительными признаны 8 бюллетеней. За обвинение в развязывании чеченской войны проголосовали больше всего депутатов – 283, против – 43, недействительных бюллетеней – 4. В развале армии виновным президента счел 241 депутат, против высказалось 77, недействительных бюллетеней – 14. В геноциде Б. Ельцина обвинили 283 членов Государственной Думы, против высказались 88 депутатов, недействительных бюллетеней – 7.

В условиях провала процедуры импичмента Б. Ельцина 19 мая С. В. Степашин был утвержден Государственно Думой в качестве нового главы Правительства. В конце мая формирование Правительства было завершено.

Основным направление деятельности нового Кабинета министров стало урегулирование вновь обострившегося положения на Северном Кавказе. Первые случаи нападения чеченских боевиков на территорию Дагестана были зафиксированы еще в начале июня 1999 г. В течение последующих месяцев эти случаи участились. В первых числах августа произошло массовое вторжение вооруженных чеченских отрядов под командованием Ш. Басаева и Хаттаба в Цумандинский район Дагестана. Был осуществлен захват нескольких селений чеченскими боевиками в Ботлихском и других районах Дагестана. Численность вторгшихся вооруженных сил сепаратистов достигла по различным оценкам от 3до 8 тыс. человек. Лишь после неожиданного удара боевиков в августе 1999 г. с запозданием началась переброска в горные районы Дагестана дополнительных войск МВД и МО. Критика российской общественностью неубедительных действий правительства на Северном Кавказе привела к отставке 9 августа с поста главы Правительства С. Степашина. Исполняющим обязанности главы Кабинета был назначен В.В. Путин. На посту директора ФСБ его заменил Н. Патрушев. 16 августа кандидатура В.В. путина была утверждена Государственной Думой. Основные министерские посты остались за прежними руководителями.

Тогда же началась реализация программы по «зачистке» территории Дагестана от чеченских боевиков. Первый этап операции (освобождение всех захваченных населенных пунктов) был завершен через 10 дней, к 25 августа. Вытеснение отрядов боевиков за пределы Дагестана стало главной составляющей объявленного в последующие дни второго этапа операции. Однако в конце августа – начале сентября новая вылазка боевиков вновь привела к захвату населенных пунктов теперь уже в Буйнакском и Новолакском районах Дагестана. Затяжные бои выявили безусловную поддержку боевиков со стороны чеченского руководства. В этих условиях было проведено усиление группировки российских войск м конкретизации стоящих перед ними задач – ликвидация не только вторгшихся на территорию республики Дагестан сил боевиков, но и их опорных пунктов на территории Чеченской республики. Чеченские боевики решили ответить террором на активные действия правительственных войск. 5 сентября 1999 г. ими были взорваны жилые дома в военном городке Буйнакска (погибли 62 человека, искалечены 146), 9 и 13 сентября – в Москве на улице Гурьянова (погибли 102 человека, искалечены 214) и на Каширском шоссе (погибли 24 человека), 16 сентября – в Волгодонске (погибли 17 человек). Эти трагические события подтверждали необходимость незамедлительного решения проблемы чеченских террористов, уничтожения их баз на территории Чечни.

В конце сентября, после освобождении Дагестанских селений, части российской армии перешли административную границу с Чечней. Ликвидация баз террористов в Чеченской республике, возобновление контроля над ее территорией стали одним из основных вопросов предвыборной президентской кампании В.В. Путина. Глава Правительства продемонстрировал готовность к решительным действиям по укреплению российской государственности. К 12 октября под контроль федеральных войск были взяты Наурский, Шелковской и Надтеречный районы. 12 ноября 1999 г. от террористов был освобожден Гудермес, второй по значению город Чеченской республики. Решительными действиями был заложен фундамент для окончательного разгрома сил боевиков в 2000 г. Рейтинг популярности нового премьера-государственника осенью 1999 г. стремительно рос.

19 декабря 1999 г. прошли выборы в Государственную Думу. Радикальной левой оппозиции (КПРФ), региональной центристской оппозиции (блок «Отечество – Вся Россия» во главе с Е. Примаковым, Ю. Лужковым и В. Яковлевым) был противопоставлен проправительственный избирательный блок «Единство». Финансовые и информационные ресурсы, наряду с явным ассоциированием блока «Единство» с именем В.В. Путина, значительно его электорат. Объединив свои силы и заявив о поддержке В. Путина, вступил и борьбу и праволиберальных блок «Союз правых сил» во главе с С.Кириенко, Б. Немцовым и И. Хакамадой. В ходе выборов КПРФ получила 24,3% голосов избирателей, «Единство» - 23,3%, «Отечество – Вся Россия» - 13,3%, «Союз правых сил» - 8,5%, ЛДПР и «Яблоко» - по 6%. «Единство и КПРФ в дальнейшем взяли под контроль ключевые думские комитеты. Спикером Государственной Думы был вновь избран представитель КПРФ Г.Н. Селезнев. Состав верхней палаты российского парламента – Совета Федерации – в ходе выборов 1999-2000 гг. не претерпел существенных изменений. Обязанности его главы по-прежнему Е.С. строев.

Успех блока «Единство» на выборах увеличивал шансы на избрание В.В. Путина. Этому способствовали и удачно разворачивающиеся действия Российских войск в Чечне. Учитывая эти обстоятельства и желая максимально обеспечить победу на выборах своему объявленному преемнику, президент РФ Б. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил стране о сложении с себя президентских полномочий. Согласно Конституции РФ 1993 г., к их исполнению приступил глава российского правительства В.В. Путин.

Страница 19 из 63


Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)

Восьмилетний период проведения реформ начала 90-х годов при всей их противоречивости свидетельствовал о том, что Россия в политической сфере выходила на качественно новый этап развития. К концу 1999 - началу 2000 г. в России уже был создан и действовал комплекс институтов и норм, в рамках которых осуществлялась государственная власть и протекала общественная и политическая жизнь граждан, появились новые общественные институты, к которым, прежде всего, следует отнести политические организации. На референдуме 12 декабря 1993 г. принята Конституция, закрепившая переход к демократии и рыночной экономике, основы новой политической системы, фундаментальные принципы организации власти, в том числе принцип разделения властей, идеологический и политический плюрализм и т.д.

С другой стороны, восьмилетний период проведения реформ, несмотря на вносимые в них коррективы, оказался тяжелым не только для народного хозяйства, но и для внутриполитической жизни. Накануне прихода В. Путина к власти вся политическая система была поражена жесточайшим кризисом: обострились политические противоречия, медленно, но неуклонно поднималась волна общественного недовольства, имели место разброд и разочарование, отход от ельцинской политики. Политическая модель давала сбои, в долгосрочной перспективе она оказалась нежизнеспособной. В регионах развивались процессы сепаратизма (отделения), набирали обороты процессы разложения государственности, отсутствовал механизм цивилизованной передачи власти, не было должного контроля общества над государством. Дело дошло до того, что отдельные регионы отказывались отчислять налоги в Федеральный бюджет, требовали «так называемых собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем, региональных денежных единиц». Неизбежным следствием такого положения дел стали деструктивные процессы разложения государственности и произвол властей, от которых страдали люди.

На политическое состояние страны оказывал влияние и ряд других негативных факторов. Летом 1999 г. банды террористов совершили открытое нападение на Дагестан; они были разгромлены, но цели войсковой операции не были полностью достигнуты. Власти заявили об окончании военной фазы операции в Чечне, но в республике не прекращались кровавые вылазки боевиков, гремели взрывы не только в самой Чечне, но и в других городах. В течение 2000 г. по состоянию на июль, по данным временного пресс-центра Министерства внутренних дел на Северном Кавказе, на территории Чечни было задержано 11417 лиц, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, из них 1183 членов вооруженных бандформирований, конфисковано более 52 тонн взрывчатых веществ, 3000 взрывных устройства и более 980 тыс. боеприпасов. Все это свидетельствовало об ухудшении социально-политической ситуации. Не случайно после терактов в Буденновске, Кизляре, Волгодонске, Буйнакске, Махачкале, Москве, Грозном в обществе резко возрос накал дискуссии вокруг возможности отмены действующего в России моратория на смертную казнь. За отмену моратория высказались многие политические деятели, в том числе члены Федерального Собрания РФ.

В августе 2000 г. произошло еще несколько трагических событий. 15 августа в переходе под Пушкинской площадью взорвалась бомба, в результате несколько человек погибло и около 200 были ранены. 13 августа в ходе испытания нового оружия, при загадочных обстоятельствах погибла современная атомная подлодка «Курск». По некоторым источникам, она была торпедирована одной из западных субмарин. Общество было потрясено трагедией, бессилием и бездействием властей, высоких армейских чиновников. Членов экипажа подлодки «Курск» хоронили всей страной. 22 августа того же года Президент России В. Путин провел встречу с родственниками погибших моряков с атомной подлодки, в которой приняли участие более четырехсот человек. В числе прочих вопросов были обсуждены и проблемы оказания помощи семьям погибших со стороны Правительства. В конце августа вспыхнул пожар на Останкинской башне, оставивший значительную часть страны без программ центрального телевидения. Различные районы страны то и дело поражали всевозможные стихийные бедствия и промышленные катастрофы.

Следовало срочно выправлять ситуацию и одновременно защищать целостность страны. Путь к решению этой задачи руководство страны видело в укреплении государства, сильной государственной власти, достижении гражданского согласия. Курс Президента был направлен на утверждение «диктатуры закона» и государства, ослабление криминальной олигархии (круга крупнейших капиталистов), упорядочение партийной системы. Вопрос состоял в том, удастся ли преодолеть негативные тенденции, включая и порожденные характером президентской власти, создавшей дисбаланс между ветвями власти, неэффективность функционирования системы сдержек и противовесов.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом