Политическая культура в широком смысле. Что такое политическая социализация. Западная политическая культура

Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Структура политической культуры:

– политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политическое поведение;

политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Характерные черты политической культуры:

1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;

2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

Введение

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.

Политическая культура - это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.

Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

Весомый вклад в изучение политической культуры и поведения внесли Г. Алмонд и С. Верба, Л. Пай. Среди современных известных российских исследователей политической культуры следует выделить К.С. Гаджиева, А.С. Панарина, В.О. Рукавишникова, А.И. Соловьева и др.

В данной работе изучаются политическая культура и политическое поведение как ключевые детерминанты политической деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Политическая культура

Политическая культура: понятие, сущность, структура и функции

Понятие «культура» весьма многозначно и отражает широчайший набор человеческих представлений о ней. Известно более пятисот определений культуры. Не стремясь прибавить к ним еще одно, которое вряд ли будет признано самым лучшим, присоединимся к пониманию культуры как совокупности результатов деятельности людей, создавших систему традиционных для человечества ценностей материального и духовного характера. Культура, тем самым, является и «застывшей» частью человеческого общества, и, вместе с тем, совокупностью тех человеческих ценностей, которые определяют и выражают такие цели человеческого существования в истории, как Добро, Истина, Красота, Справедливость и др. Миронов В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность: размышления / В.В. Миронов // Человек и современный мир. - 2004. - №5. - С. 50-61.

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ эпохи Просвещения И. Гердер, в политическую науку - американский политолог Г. Алмонд. Политическая культура им определяется как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.

По отношению к политическим структурам политическая культура рассматривалась и как зависимая, и как независимая переменная, т. е. и как причина, и как следствие. Это означает, что политическая культура оказывает значительное влияние на существующие или формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама подвержена изменениям и влиянию со стороны политических структур.

Значительный вклад в изучение политических ценностей был внесен американским политологом Р. Инглхартом, разработавшим концепцию «бесшумной революции». Согласно ее основным положениям, наиболее устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими элементами политической культуры. Специфические сочетания этих ориентаций и настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. Основной культурный раздел начинает проходить между «материалистами» и «постматериалистами». «Материалисты» ориентированы на экономическое благополучие и безопасность государства, процветание своей семьи, сохранение собственного материального благополучия. Для них уровень жизни, законность и порядок имеют первостепенное значение. «Постматериалисты» в большей степени ориентированы на ценности нематериального характера: гарантии прав и свобод человека, самовыражение и самоопределение личности, защита окружающей среды и т. п. В отличие от «материалистов», «постматериалисты» ценят качество жизни. «Экономической и физической безопасности, - отмечал Инглхарт, - постматериалисты придают отнюдь не негативную ценность - они, как всякий, оценивают ее положительно; но в отличие от материалистов, они еще более высокий приоритет отводят самовыражению и качеству жизни». Наряду с самовыражением и качеством жизни постматериалисты особое внимание уделяют политическому участию.

Синтезируя подходы зарубежных и отечественных политологов, политическую культуру можно определить как «систему политических верований, символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие». Так, профессор Массачусетского технологического университета Лучиан Пай (1921-2008 гг.) под политической культурой понимал сочетание политической идеологии, национального характера и духа, национальной политической психологии и фундаментальных ценностей народа. Гаджиев К.С. Политология: конспект лекций / К.С. Гаджиев. - СПб.: Норма, 2009. - С. 11.

Политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом, пространственном и временном измерении. Это неформальная сторона политической системы, связанная с политической психологией, идеологией, основными ценностями общества, - субъективная сфера, образующая основание политических действий, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Ядром политической культуры является ценностно-нормативная система.

Раскроем функции политической культуры, которые отражают ее предназначение в обществе:

Функция идентификации - реализует потребность человека в групповой принадлежности (отнесение человеком себя к той или иной социальной группы);

Функция ориентации - помогает понять суть происходящих политических событий (объяснение смысла политических явлений);

Функция адаптации и социализации - способствует приобщению к навыкам политического поведения;

Функция интеграции - выражается в объединении различных социальных групп вокруг определенных ценностей;

Функция коммуникации - отражает взаимодействие субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и символов.

Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре (Приложение 1). С точки зрения совокупности позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан, политическая культура включает в себя четыре компонента:

1. Познавательный компонент. Его составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах власти, принимаемых решениях и их реализации.

2. Эмоционально-чувственный компонент. Его составляют чувства и переживания, которые испытывает человек в связи с его участием в политической жизни общества, это эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение или отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение. Сюда же входят конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь к «спасителям Отечества», разочарование по поводу невыполненных предвыборных обещаний и т.д.

3. Оценочный компонент. Его составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.

4. Поведенческий компонент. Это результат познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности. Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты, характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управлению и росту легитимации власти.

Элементами политической культуры являются политические представления, политические ценности и ценностные ориентации, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Наиболее полную характеристику структуры политической культуры мы получим при социологическом анализе ее как составной части духовной культуры общества. Структура политической культуры состоит из тех же элементов, как и духовная культура общества в целом. Первоосновой культуры любого общества является тот понятийный аппарат, который присущ мировосприятию того или иного общества, т.е. осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке.

Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Политическая символика, идеи, концепции, убеждения, верования и мифы опираются на определенную ценностно-нормативную систему, она составляет ядро политической культуры. Ценности - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к которым нужно стремиться, свойства того или иного общественного предмета, потребности, желания, интересы.

Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности.

Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Это - естественное выражение духовного богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная порядочность трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности, благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность, стойкость характера. Важные ее составляющие - развитое самосознание, творческие способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую зрелость.

Политическая культура имеет знаковый характер, который находит свое выражение в политической символике - геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль. Важными символами государства стали флаг, герб, гимн.

С точки зрения взаимодействия элементов, политическая культура общества представляет собой целостное образование. Смысловой, знаково-символический и ценностно-нормативный элементы в рамках политической культуры того или иного общества тесно связаны друг с другом, подкрепляют и подтверждают друг друга. На основе вышеизложенного можно дать такое определение политической культуры общества. Политическая культура - это часть духовной культуры общества, представляющая собой систему устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, объединенных в знаково-символических и институциональных формах, передаваемых из поколения в поколение, которые служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политических взаимодействий индивидов, общества и органов власти (Приложение 2).

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики» оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества. Можно сказать, что политическая культура, это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

Политическая культура отражает троякую способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений. Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей:

Во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение социальных изменений);

Во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида).

Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.

Выделяются три основные модели политической культуры.

Тоталитарная модель политической культуры характеризуется идеями одномерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, альтернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентацией на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления;

Демократическая (плюралистическая) политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической политической культуры являются плюрализм (от лат. «множественный») и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению);

Фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры.

Таким образом, политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения. Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А.Пронин. - М.: МИЭМП, 2005. - С. 51-55.

политический культура социальный общественный

Этот вид культуры включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных групп и индивидов. Она отражает механизмы реализации власти и отношение к ней. Политическая культура является частью политической системы общества. Политической культуре присуща специфическая система символов (флаг, герб, гимн страны, отличительные знаки различных партий и организаций и т.д.).

Можно выделить основные элементы в структуре политической культуры: политические знания, политические установки и политические действия.

Политическая культура является интегратором политического опыта. В рамках политической культуры разрабатываются механизмы передачи от поколения к поколению политических знаний, ценностей, навыков. Самой главной ценностью политики является власть. Выделяют 3 типа власти (М.Вебер):

1 Традиционный. Основан на народных традициях и обычаях. Правитель - господин или отец, которому все должны подчиняться.

2 Харизматический. Основан на преданности человеку, наделенному особыми качествами (харизма - благодать).

3 Рационально-легитимный. Предполагает веру в справедливость формальных правил, представление о договорной основе власти. Правитель берет на себя обязательства в соотвествии с требованиями граждан.

Политическая культура формируется и осуществляется на самых разных уровнях: личностном, групповом, общества в целом.

На уровне общественной системц в целом политическая культура проявляет себя в способах функционирования политических институтов и характере их взаимодействия, в поведении партий и общественных движений во время выборов (культура электорального процесса), в технологиях разрешения политических конфликтов, в принятой в обществе ценностно-нормативной системе стандартов политического поведения, в обычаях и традициях, касающихся взаимоотношений властных структур с различными социальными группами.

Общие закономерности политической культуры на групповом уровне конкретизируются в политических субкультурах. Прежде всего, следует отметить молодежную политическую культуру, своеобразие которой связано с психологическими особенностями и социальным статусом молодежи. Для молодежи характерны эмоциональное восприятие политической жизни, политическая неразборчивость, высокий уровень внушаемости, эклектичность, принципиальная оппозиция власти вообще. Тем не менее, именно молодежь является ядром будущих политических нововведений, одной из самых инициативных и активных политических сил. Конечно, молодежь как социальная группа также культурно неоднородна и представляет собой противоречивое многообразие политических ориентации и поведения.

Политическая культура имеет свои особенности в зависимости от нации, региона, исторической эпохи в целом.

К примеру, политическая культура современного Запада основывается на либерально-демократических ценностях гражданского общества, идее правового равенства всех ветвей власти, детальной правовой регламентации. Политическая культура Востока тяготеет к харизматическим лидерам, на нее большое влияние оказывает религия, традиции. В ней существуют ограниченный политический выбор, изолированность от политики многих слоев общества, политическая субординация ветвей власти, их элитарный характер.

Выделяют 3 исторических типа политической культуры (Г. Алмонд и С. Вербе):

1 Приходской (патриархальный). Встречается главным образом в примитивных обществах. Индивид не обладает политическими знаниями, а ориентируется на первичные отношения в группе и традиции.

2 Подданический тип присутствует в древневосточных цивилизациях, средневековье. Он характеризуется пассивным отношением субъектов политической культуры к политической системе в целом.

3 Активистский. Описывает, в первую очередь, политическую культуру античности и современную западноевропейскую традицию. Для этого типа характерны четкая дифференциация различных ветвей власти и политической структуры (партии, заинтересованные группы, СМИ); активность, постоянное участие в политической деятельности большого числа граждан; заинтересованный поиск различных методов участия в политической жизни; ориентация на политическую систему в целом.

Процесс формирования индивидуальной политической культуры протекает под влиянием семьи, школы, сверстников, большое значение приобретает здесь политическое окружение ребенка. Политическая социализация предполагает усвоение идей, взглядов, образцов политического поведения; становление политической позиции (отношение к власти, правительству, оценка их компетентности).

Особенности политической культуры в Республике Беларусь. Политическая культура современной Беларуси находится в стадии перехода к демократическому активистскому типу. Формирование высокого уровня политической культуры в современном белорусском обществе предполагает совершенствование культуры политического управления на всех уровнях власти (дебюрократизация), освоение культуры ведения политических дискуссий, ориентацию на компромиссные решения в условиях общественных трансформаций. Не менее важной является задача формирования политической культуры на индивидуальном уровне, что предполагает формирование у всех граждан демократических политических установок, развитие у них культуры участия в политической деятельности (выборы, митинги, демонстрации).

Политическая культура является одним из важнейших элементов политической системы, так как уровень ее развития говорит о качестве самой этой системы. Отражая политическую и юридическую осведомленность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, политическая культура оказывает большое влияние на деятельность политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

Структурные элементы политической культуры

Для понимания социального значения и роли политической культуры важно учитывать единство и взаимодействие политики и культуры . И та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Политическая культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Однако факт взаимосвязи политики и культуры не означает их тождества. Они различаются по сферам действия. Смысл политики – в развитии и преобразовании власти, смысл культур - в развитии и преобразовании личности. Их единство и различия объединены понятием «политическая культура». Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры.

В трактовке политической культуры существует два основных направления. Одно ограничивает ее сферой психического, другое, наряду с «образцами» политического сознания, включает в нее и «образцы» политического поведения людей. Но проявления культуры в сфере политического этим не исчерпываются. На индивидуальном и групповом уровнях политическая культура выступает как единство культуры политического сознания и поведения индивидов и групп. На уровне общественном она должна быть дополнена еще одним элементом – культурой функционирования политической системы и образующих ее структур. Структуру политической культуры составляют три взаимосвязанных элемента:

  • политический опыт;
  • политическое сознание;
  • политическое поведение.

Практическая направленность политической культуры на регуляцию политических отношений требует в ее структуре наличия средств такой регуляции. Таковыми являются нормы, ставшие правилами поведения, которые приняты в данной политической общности. Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей с четкой ориентацией их политического поведения. Это условный образ политических ценностей, идеалов, средство их пропаганды. Ими являются гербы государств, цвета национальных флагов, эмблемы политических партии, ордена. С учетом возможностей политической системы формируются такие компоненты политического сознания, как политические ориентации и установки граждан . К ним относятся установки:

  • На политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, доминирующий над обществом, либо как организующий и регулирующий институт).
  • На законы и другие нормативные акты (например, уважительное отношение к закону или правовой нигилизм). Сюда входит также отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к себе как участнику политического процесса. В результате у человека формируется ориентация на определенные образцы политического поведения.

Политическое поведение, формы политического участия обусловлены политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой. Включает в себя:

  • Формы и степень участия граждан в деятельности политических организаций, массовых движениях, митингах. Формы политического поведения могут быть различными: неучастия в политической жизни, пассивного участия (голосование, подчинение закону), активного участия.
  • Тип электорального поведения (например, поголовное участие в голосовании в тоталитарных обществах).
  • Формы и средства взаимодействия граждан с государством и другими политическими институтами.

В структуру политической культуры на уровне политической системы входят:

  • методы принятия политических решений (кем, в какой форме, на основе закона или нет);
  • формы и методы регулирования социально-политических конфликтов (например, использование силы);
  • тип электорального процесса (выборов).

Политическая культура оказывает троякое воздействие на политические процессы и институты .

  1. Под ее воздействием воспроизводятся традиционные формы политической жизни и происходит это даже при условии изменения политического режима.
  2. Политическая культура порождает новые для общества формы политической жизни.
  3. Она может комбинировать традиционные и новые формы политической жизни.

Основные функции политической культуры:

  • познавательная – формирование у граждан необходимых знаний, взглядов, убеждений;
  • интеграции – обеспечение возможности сосуществования различных групп на базе общепринятых ценностей в рамках определенной политической системы и политического строя;
  • коммуникации – обеспечение связи, взаимодействия всех участников политического процесса на основе использования общепринятых терминов, символов и других средств информации и языка общения;
  • социализации - обретение человеком навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права и политические интересы;
  • регулятивная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, целей, мотивов, норм поведения.

Типы политических культур

Политическая культура любой страны формируется под воздействием многочисленных и разнообразных факторов (в том числе исторических, географических, экономических). Это предопределяет многообразие типов политической культуры. Понятие «тип политической культуры» используется для отражения специфики политической культуры определенной исторической общности и фиксирует наиболее общие черты политического сознания и поведения людей, живущих в определенный момент истории и в одной исторической среде.

В основании типологии политических культур могут лежать различные критерии. В современной политологии особую известность получила классификация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963 год). Авторы сосредоточили внимание на ценностях, образцах поведения и способах организации власти. Они выделили три основных типа политической культуры :

  1. патриархальный, для которого характерно отсутствие в обществе, где он господствует, интереса граждан к политической жизни;
  2. отличающийся сильной ориентацией на политическую систему, но невысоким уровнем активности граждан;
  3. активистский с заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней.

На практике эти типы политической культуры в чистом виде встречаются редко, а образуют, взаимодействуя между собой, смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является, по мнению авторов, комбинация культур – гражданская или культура «гражданственности», в которой преобладают черты культуры подданнического типа.

В качестве еще одного критерия для типологии политической культуры выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. Здесь можно говорить о рыночной и бюрократической политических культурах . Рыночная политическая культура понимает политику как разновидность бизнеса, политика как «товар», политические решения – результат «торговой сделки». Высшей целью являются частные интересы, а государство и другие политические структуры рассматриваются как средство реализации интересов. Этатистская политическая культура демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и в регулировании политического участия граждан.

Существуют и более общие критерии типологии , заданные, в частности, цивилизованными особенностями Запада и Востока, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Политическая культура России

В России сложилась политическая культура, особенности которой обусловлены геополитическим положением, чертами национальной психологии, историческими традициями и другими факторами. Государство в общественной жизни занимает доминирующее положение по отношению к обществу и индивиду . Государственные интересы превалируют над целями и интересами личности. Жители страны веками ориентировались на нормы общинного коллективизма. Человек ощущал безусловную подчиненность своего «Я» групповым и коллективным интересам. В XX веке на характер политической культуры сильное влияние оказали уничтожение тоталитарным режимом целых социальных слоев и народностей, отказ от рыночных регуляторов экономики. Это нарушило историческую преемственность поколений, межкультурные связи России с мировым сообществом, сделало невозможным развитие плюралистических ценностей.

В результате политическая культура современной России представляет собой культуру весьма противоречивую, внутренне расколотую, с безоговорочным преобладанием норм и ценностей патриархального, традиционалистского типа. Большинство граждан демонстрирует стремление к поиску харизматичного лидера, способного вывести страну из кризиса, правовой нигилизм. Стиль поведения большинства населения отличается склонностью к несанкционированным формам протеста, силовым методам разрешения конфликтных ситуаций. Скрытая и явная борьба разнонаправленных политических тенденций (демократия – авторитаризм, централизация – регионализация), столкновение различных субкультур (коммунистической, радикал-либеральной, национал-патриотической), представители которых пользуются столь разным политическим языком и аргументацией, что не понимают друг друга, затрудняют компромисс, не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества. Преобладание таких норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, в ряде случаев способствует активизации движений националистического и фашистского толка, а в целом поддерживает и воспроизводит в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности.

Таким образом, одной из насущных задач реформирования российского общества является преобразование политической культуры на основе демократических ценностей . Политика властей должна быть направлена на утверждение правовых, цивилизованных отношений между гражданами и государством, реальное изменение гражданского статуса личности, создание механизмов, с помощью которых люди могли бы влиять на политику властей и сделать их подконтрольными народу, преодолеть безответственность политических лидеров, а государству быть защитником общих интересов.

Политическая социализация

Политическая культура не передается путем прямого обучения . В каждой стране существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к политической культуре. Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные, партийные организации, религиозные и общественные объединения, отдельные политические события. Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, это усвоение новыми поколениями существующей политической культуры, а с другой – ее изменение, трансформация за счет избирательного освоения личностью этих традиций, норм и закрепления их в формах политического поведения. Процесс этот непрерывен и идет на протяжении всей жизни человека.

Естественно, что под влиянием различных социальных и политических обстоятельств человек может воспринимать одни ориентиры и навыки и поступаться другими, то есть политическая социализация является процессом одновременного обретения и утрачивания человеком политических свойств . В силу этого уровень политической социализации не может оставаться неизменным. В зависимости от возраста, политического опыта и выполняемых в политике ролей, а также деятельности агентов социализации выделяются первичный и вторичный этапы политической социализации.

Первичная политическая социализация (с трех-пяти лет) – первоначальное, непосредственное восприятие ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. Особенность этого этапа в том, что человек еще не понимает сущности и значения политического мира. Поэтому естественность и постепенность включения в него предусматривает первоначальное восприятие информации в формах, неразрывно связанных с бытовым опытом, авторитетом учителя, примером деятельности старших.

Вторичная политическая социализация выступает тогда, когда человек усвоил формы и способы переработки политической информации, осуществления ролей в сфере власти и способен к индивидуальному и самостоятельному пересмотру идеологических позиций, культурных норм и традиций независимо от группового давления.

Различия в механизме передачи норм и традиций в тех или иных политических системах позволяет выделить следующие типы политической социализации :

  • гармонический , отражающий психологически нормальные отношения человека и институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
  • гегемонистский , характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
  • плюралистический , который свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия, переходить к новым ориентациям;
  • конфликтный , формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками.

Данные типы политической социализации выражают зависимость свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры (то есть типы вертикальной социализации).

Политическая культура

Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии , позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

История термина

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера . Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» ( г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США , Великобритании , Италии , ФРГ и Мексики . Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура - особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков - рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти .

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах , а также в странах Африки и Латинской Америки .

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

  • приходская культура (Parochial)
  • зависимая культура (Subject)
  • культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия - это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех .

Сравнительные исследования

Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной . Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы ) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.

Холодные общества - это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества - это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Литература

  • Алмонд, Г. А., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования . - 1992. - № 4.
  • Гуляихин В. Н. Архетипы политической культуры российских граждан // Проблемы общества и политики. - 2012. - № 1. - С. 153-170.

Примечания

Ссылки

  • Портал политических наук. Раздел: Политическая культура

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Видманн, Йорг
  • Honda S2000

Смотреть что такое "Политическая культура" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) Установки, верования и ценности, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Раньше в это понятие включались знания и мастерство, связанные с ее функционированием; вызываемые ею положительные и… … Политология. Словарь.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - см. КУЛЬТУРА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Политическая культура - часть культуры в целом, совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П.к. находит свое выражение в деятельности институтов общества… … Политическая психология. Словарь-справочник

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) нормы, убеждения и ценности в политической системе. Обычно предполагается, что особая политическая культура создается в результате продолжительного исторического развития и что ее отличительный характер оказывает глубокое… … Большой толковый социологический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения, характеризующая управление и политику в данном обществе. Часто сопутствующим смысловым значением рассматриваемого понятия выступает психологическое… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (POLITICAL CULTURE) Данным понятием обозначаются установки, убеждения и правила, лежащие в основании политической системы. Они определяются как историей системы в целом, так и опытом ее членов. Понятие политической культуры применяется для… … Социологический словарь