Представителями неопозитивизма являются. Современная философия

Неопозитивизм - метод изучения общества, человека, культуры, задающий параметры исследовательской деятельности, связанные с лин­гвистическими правилами изложения научного знания. Неопозитивизм рассматривают как этап углубления идей позити­визма. Вместе с тем неопозитивизм формируется в результате восприя­тия некоторых идей, сформулированных в рамках аналитического дви­жения в Кембридже и Оксфорде.

Аналитическое движение - важней­шая тенденция философии XX века - характеризуется направленностью на детальное исследование языка, с учетом новейших достижений логи­ки и лингвистики. Главная задача аналитической философии - выяв­ление структуры мысли, достижение «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений. У истоков аналитического движения стоят английские философы - Джордж Эдвард Мур, Бертран Рассел и немецкий логик Готлоб Фреге. Неопозитивизм вбирает в себя методологические идеи, сформулированные представителями аналитического движения, в пер­вую очередь Бертраном Расселом и Людвигом Витгенштейном.

К основным принципам и исследовательским процедурам неопозитивистского метода, согласно Е.Н. Ярковой, можно отнести следующие:

1. Исходное допущение - всякое познание есть выражение или репрезентация, следовательно, наука есть система предложений.

2. Постулат логического эмпиризма - научными могут считать­ся высказывания о наблюдаемых феноменах или чувственно воспринима­емых вещах и их свойствах. Утверждения логики и математики, которые не сводимы к чувственно данному - всего лишь схемы рассуждений.

3. Понятие «протокольное предложение». Высказывания о наблюдаемых феноменах или чувственно воспринимаемых вещах и их свойствах называются протокольными предложениями. Протокольные предложения выражают чувственный опыт субъекта, абсолютно досто­верны, нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, гносе­ологически первичны. Таким образом, исходная позиция исследования - не первичные факты, а первичные высказывания.

4. Основные исследовательские процедуры - фиксирование протокольных предложений и последующая их обработка, с помощью теоретического аппарата науки.

5. Принцип редукции к протокольным предложениям - достоверность протокольных предложений обеспечивает достоверность всех научных предложений; смыслом обладают только те предложения, ко­торые могут быть сведены к протокольным предложениям.

6. Принцип верификации - всякое научно-осмысленное утверж­дение о мире должно быть сводимо к совокупности протокольных пред­ложений, фиксирующих данные чистого опыта. Идея критики всего на­личного массива знаний согласно требованиям принципа верификации - очищения от бессмысленных псевдопредложений с помощью логическо­го языка науки.



7. Принцип методологического монизма и эссенциализма - положение о единстве метода, из которого следует, что необходимо отказаться от традиционного деления на физические, биологические и социальные науки и создать унифицированный язык науки. Таким образом, утверждается идея единства научного знания, опирающаяся на представление о существовании некоторой универсальной внеисторической и кроссдисциплинарной методологии, составляющей теоретичес­кий каркас любых частных методик. Помимо этого осуществляется сбли­жение логики и теории познания, вследствие которого логика определя­ется как методологическое основание науки, вне зависимости от объекта ее исследования. Изменчивость научного знания квалифицируется как метаморфоза изначальной инвариантной сущности (эссенции).

8. Принцип размежевания с экзистенциальными, герменевтическими течениями, антиметафизическая направленность. С точки зрения неопозитивизма, философия, направленная на постиже­ние интеллигибельных - умозрительных сущностей, не имеет смысла. Деятельность ученого, в таком контексте, понимается как операцио­нальная и графологичная.

9. Трактовка наук о культуре, обществе, человеке как эмпирических наук, объекты исследования которых - наблюдаемое поведение человеческих групп, набор фактов, образующих лабораторию социологии, экономики, лингвистики. Неопозитивисты полагают, что за­дача теоретика - формулирование законов в целях объяснения фак­тов, историк - хроникер. Важнейшее положение неопозитивизма - отрицание познавательной и теоретической ценности философии.

Витгенштейн Людвиг (1889–1951) - основоположник двух этапов становления аналитической философии в XX веке - логического (совместно с Б. Расселом) и лингвистического. В творчестве Витгенштейна выделяют два периода. Первый из них связан с написанием (во время нахождения в плену) «Логико-философского трактата», первое издание которого было осуществлено в Германии (1921), а второе в Англии (1922). Основной замысел книги Витгенштейн видел не в построении развитой теории предложения как образа мира, а в создании особой этической позиции, целью которой является демонстрация того тезиса, что решение научных проблем мало что даст для решения экзистенциальных проблем человека. Тот, по Витгенштейну, кто осознал это, должен преодолеть язык «Трактата», подняться с его помощью еще выше.

В 1929 г. Витгенштейн говорил: «Я вполне могу себе представить, что подразумевает Хайдеггер под бытием и ужасом. Инстинкт влечет человека за границу языка. Подумаем, например, об удивлении перед тем, что что-то существует. Оно невыразимо в форме вопроса и на него нельзя дать никакого ответа. Все, что мы можем сказать, априори может быть только бессмыслицей. И, тем не менее, мы постоянно стремимся за границу языка». По мысли Витгенштейна, «языковость нашего опыта мира предшествует всему, что познается и высказывается как сущее. Поэтому глубинная связь языка и мира не означает, что мир становится предметом языка. Скорее то, что является предметом познания и высказывания, всегда уже охвачено мировым горизонтом языка». Иными словами, по Витгенштейну, невозможно отыскать такую позицию вне языкового опыта мира, которая позволила бы сделать последний предметом внешнего рассмотрения.

Основные понятия и положения работы Л. Витгенштейна «Философские исследования» - «языковые игры», «семейное подобие».

Языковая игра - это определенная модель коммуникации или конституция текста, в которой слова употребляются в строго определенном смысле, что позволяет строить непротиворечивый контекст. Языковая игра дает возможность произвольно, но строго описать факт, явление, построить модель поведения человека или группы, задать самим построением текста способ его прочтения. При этом на первый план выступает то, что можно было бы назвать «анатомией чтения» - ситуация, когда одна возможная языковая игра прочитывается принципиально различными стратегиями. Интересно отметить, что в такой ситуации происходит превращение и изменение языковой игры из того, что уже создано и написано как текст, в то, что создается различными стратегиями чтения. Большое значение для Витгенштейна имел вопрос о том, как возможна коммуникация различных языковых игр. Этот вопрос решался Витгенштейном при помощи введения в свою систему концепта «семейное подобие», включающего реальное многообразие способов языка и мира.

В «Философских исследованиях» Витгенштейн показывает, что тому, что в языке обозначается с помощью определенного слова или понятия, в реальности соответствует огромное множество сходных, но не тождественных между собой явлений, процессов, включающих в себя многочисленные случаи взаимопереходов. Такое понимание происхождения абстракций говорит о том, что метод «семейного сходства» является сугубо номиналистической идеей и служит для развенчания представлений о том, что в основе какого-либо понятия (например, «сознание») лежит конкретная сущность.

Особое внимание Витгенштейна привлекали проблемы природы сознания, механизмов его функционирования и их выражения в языке, проблема индивидуального языка и его понимания, вопросы достоверности, веры, истины, преодоления скептицизма и многое другое. По мысли Витгенштейна, подлинность «значения» слова, традиционно трактуемого как субъективные образы-переживания сознания индивида, можно установить исключительно в границах коммуникационного функционирования языкового сообщества, где нет, и не может быть, ничего сугубо внутреннего.

Если на первом этапе целью интеллектуальных усилий Витгенштейна выступал сконструированный по логическим законам язык, то на втором - естественный язык человеческого общения. По мысли Витгенштейна, структура языка - суть структура мира. Смыслом творчества Витгенштейна явилось желание гармонизировать реальность и логику при помощи достижения полной прозрачности и однозначной ясности языка.

Мир, по Витгенштейну, - совокупность вещей и явлений, которую невозможно, да и нельзя точно описать. Позитивизм Витгенштейна тесно сопрягался с его мистицизмом; будучи своеобычным аскетом, стремившимся этикой трансформировать мир, размышляя преимущественно афоризмами, репликами и парадоксами, Витгенштейн был убежден в том, что «о чем нельзя сказать, о том нужно молчать» (такова последняя фраза его «Трактата»).

Идеи Витгенштейна были подхвачены членами Венского кружка (Морис Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Курт Гедель, Карл Густав Гемпель, Альфред Айер и др.), основанного в 1922 году руководителем кафедры философии индуктивных наук Венского университета Морицом Шликом. В 1929 году появился манифест круж­ка «Научное понимание мира. Венский кружок», который представлял собой программу неопозитивизма. После прихода к власти в Германии нацистской партии члены кружка эмигрировали в Англию и США. С 1939 года начинает выпускаться журнал и энциклопедия Венского кружка. Неопозитивисты, или логические позитивисты, развивают идеи О. Конта и Э. Маха, а также принципы логического атомизма Б. Рассе­ла и Л. Витгенштейна. Они рассматривают логику как средство философско-методологического анализа науки.

Рудольф Карнап (1891–1970) - австрийский логик, автор методо­логических работ «Значение и необходимость», «Философские основа­ния физики. Введение в философию науки». Карнап конструирует ори­гинальную модель роста научного знания - прогресс науки, в его видении, есть процесс построения и слияния пирамид, складывающихся из основных понятий, постулатов, предложений, выводимых из акси­ом - протокольных предложений. Протокольные предложения, пред­стающие в репрезентации Карнапа как исходный пункт научного иссле­дования, имеют следующую формулу - «наблюдал такой-то и такой-то объект в такое то время, в таком то месте». Достоверность протоколь­ных предложений обеспечивает достоверность всех научных предложе­ний, при условии сведения последних к протокольным. В 30-х гг. в результате дискуссии о протокольных предложениях их феноменаль­ная трактовка была заменена вещной. Протокольные предложения ста­ли пониматься как предложения, обозначающие чувственно восприни­маемые вещи и их свойства.

Карнап рассматривает проблему статуса и специфики работы фило­софа науки. Философия науки, в его определении, - это новая филосо­фия, не имеющая в отличие от старой философии, дела с открытием законов и метафизическими рассуждениями о мире. Философия науки исследует саму науку, научные понятия, методы, логику науки. Карнап считает, что одной из наиболее важных задач философии науки являет­ся анализ понятия причинности и разъяснение его значения. Он крити­кует антропоморфное понимание причинности. Причинность, в его ви­дении, - не вещь, но процесс.

Неопозитивизм - это философская школа, включающая в себя идеи эмпиризма. Данное учение заключается в том, чтобы познавать мир, используя чувственный опыт. И опираясь на логику, рациональность и математику иметь возможность систематизировать полученные знания. Логический позитивизм, как еще иначе называют это направление, утверждает, что если устранить все то, что познать невозможно, то мир будет познан. Неопозитивизм, представители которого в основном проживали в Варшаве и Львове, Берлине, и даже в Соединенных Штатах Америки, гордо несли это звание. После начала Первой мировой войны многие из них эмигрировали на запад Европы и через Атлантический океан, что способствовало распространению данного учения.

История развития

Впервые заговорили о новом направлении Эрнст Мах и С их слов выходило, что неопозитивизм - это синтез метафизики, логики и науки. Один из них даже написал трактат о логике, где подчеркнул центральные положения формирующейся школы:

  1. Наше мышление ограничивается только языком, следовательно, чем больше человек знает языков и чем шире его образование, тем дальше простирается его мышление.
  2. Существует только один мир, факты, события и научный прогресс определяют, как мы его себе представляем.
  3. Каждое предложение отражает весь мир, так как построено по аналогичным законам.
  4. Любое сложное предложение можно разбить на несколько простых, состоящих, по сути, из фактов.
  5. Высшие невыразимы. Проще говоря, духовную сферу нельзя измерить и вывести в виде научной формулы.

Махизм

Этот термин часто употребляют как синоним к определению «позитивизм». Создателями его считаются Э. Мах и Р. Авенариус.

Мах был австрийским физиком и философом, изучал механику, газовую динамику, акустику, оптику и оториноларингологию. Главная идея махизма заключается в том, что опыт должен формировать представление о мире. Позитивизм и неопозитивизм как учения, ратующие за эмпирический путь познания, отвергаются махизмом, основное утверждение которого - философия обязана стать наукой, изучающей ощущения человека. И только так можно получить знания о реальном мире.

Экономия мышления

Неопозитивизм в философии - это новое виденье старой проблемы. «Экономия мышления» позволила бы охватить максимум вопросов при минимуме затраченных усилий. Именно такой прагматичный подход основатели неопозитивизма полагали наиболее приемлемым, логичным и организованным для исследований. Кроме того, эти философы считали, что для ускорения научных измышлений и формулировок описания и объяснения необходимо изъять из них.

Мах считал, что чем проще наука, тем она ближе к идеалу. Если определение сформулировано максимально просто и понятно, оно отражает действительную картину мира. Махизм стал основой неопозитивизма, он отождествлялся с «биолого-экономической» теорией познания. Физика утратила свою метафизическую составляющую, философия же стала лишь способом анализа языка. Так утвердил неопозитивизм. Представители его стремились к простому и экономному понимаю мира, что им отчасти удалось.

Венский кружок

На кафедре индуктивных наук Венского университета сформировался круг людей, желающих заниматься наукой и философией одновременно. Идейным стержнем этой организации был Мориц Шлик.

Дэвида Юма можно назвать еще один человеком, продвигавшим неопозитивизм. Проблемы, которые он считал непостижимыми наукой, как то Бог, душа, и подобные метафизические аспекты, не являлись объектом его исследований. Все члены Венского кружка были твердо убеждены, что вещи, не доказанные эмпирическим путем, являются несущественными и не требуют подробного изучения.

Гносеологические принципы

У "Венской школы" были сформулированы свои принципы познания окружающего мира. Вот некоторые из них.

  1. Все знания человечества основаны на чувственном восприятии. Отдельные факты могут быть не связаны между собой. То, чего человек не может понять эмпирическим путем, не существует. Так родился еще один принцип: любое может быть сведено к простому предложению, основанному на чувственном восприятии.
  2. Те знания, которые мы получаем путем чувственного восприятия, являются абсолютной истинной. Также они ввели понятия истинного и протокольного предложения, что изменило отношение к научным формулировкам в целом.
  3. Абсолютно все функции знания сводятся к описанию полученных ощущений. Неопозитивистам мир представлялся совокупностью впечатлений, сформулированных в простые предложения. Позитивизм и неопозитивизм отказывались давать определения внешнему миру, реальности и другим метафизическим вещам, считая их несущественными. Главной их задачей было составление критериев для оценки индивидуальных ощущений и систематизация их.

Тезисы

Отрицание высших идей и проблем, специфическая форма получения знаний и простота формулировок значительно усложняют такое понятие, как неопозитивизм. Это не делает его более привлекательным для потенциальных приверженцев. Два важных тезиса, которые были краеугольным камнем этого направления, сформулированы так:

Решение любой проблемы требует ее тщательной формулировки, поэтому логика имеет центральное место в философии.

Каждая теория, не являющаяся априорной, должна быть доступна проверке эмпирическими методами познания.

Постпозитивизм

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм - звенья одной логической цепи. Это направление в философии появилось в тот момент, когда ученые поняли, что сформулировать все научные тезисы, основываясь исключительно на невозможно. Одинаково потерпела поражение и попытка исключить из философии метафизику, поднимавшую классические проблемы человека и человечества. Само признание этого факта дало возможность говорить о том, что неопозитивизм - это уже неактуальная система для формулирования научных изысканий. Точной невозврата стала работа Карла Поппера «Логика научного открытия». На первый план вышла логика и критический взгляд на проблему, а что касается науки, то под каждым фактом необходима была долженствующая доказательная база.

Позитивизм и неопозитивизм морально устарели для стремительно развивающегося научного прогресса. Необходим был свежий взгляд и здравый философский подход. Постпозитивизм счел недопустимым разделять науку и философию, отвергается жесткая оппозиция метафизике и другим аспектам области умозрительных заключений. Неопозитивизм в философии - это была возможность логиков захватить власть над умами. Но их сгубила простота и эмпиричность на фоне быстро приближающегося будущего.

В ХХ в. возникает третий этап развития позитивизма, который характеризуется различными направлениями. Особенно активно он себя проявил в 30-60-е гг. XX. Прежде всего, позитивизм связан с идеями Людвига Витгенштейна и Венского кружка. Витгенштейн - австрийский философ, несколько дистанцировавшийся от философов Венского кружка. В своем известном «Логико-философском трактате» наиболее отчетливо изложил идеи неопозитивизма. Такие же идеи разрабатывались в Венском кружке.

Венский кружок создан Максом Шликом (учеником Маха) на кафедре философии Венского университета. Программный документ вышел в 1929 г., называлась эта работа «Научное познание мира. Венский кружок». В Венский кружок входили, кроме Макса Шлиха, Отто Нейрат, Вайсман, Курт Гедель (известный математик, своими теоремами о непротиворечивости и неполноте внесший весьма значительный вклад не только в математику, но и в философию) и Рудольф Карнап. Кроме Венского кружка к неопозитивизму примыкают также Львовско-Варшавская школа и Берлинский кружок (Берлинское отделение Венского кружка). Берлинское отделение называлось Обществом эмпирической философии.

Главным идейным источником неопозитивизма был махизм. Также как и махисты, они пытались изгнать из философии метафизику. Они считали, что основной вопрос философии, а также другие коренные вопросы философии неразрешимыми из-за слабости человеческого разума, что и основной вопрос философии и вообще проблемы, считавшиеся ранее философскими, - это мнимые проблемы, которые нужно отбросить как лишенные научного смысла. Знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения, не может создать никакой картины мира. Ее задача - логический анализ и прояснение положений науки, в которых выражаются знания о мире. Это направление - аналитическая философия - в свою очередь распадается на два: логический анализ философии (использование математических методов и формальной логики, создание единого научного метаязыка для единой формализации науки)- и лингвистическая философия (исследование обыденного языка, оттенков значений и устранение двусмысленности при использовании в науке, выступает против вольного обращения с языком). Они отрицают возможность получения достоверного знания не только о явлениях широкого масштаба, но и в отношении каких-либо локальных ситуаций, например, дорожного происшествия, поскольку объективную необходимость в природе выявить невозможно.

Основная задача философии поэтому состоит в логическом анализе языка науки. В качестве средств такого анализа предлагается использовать математическую логику и аксиоматический метод. В отношении науки философия призвана осуществить не разбор тех или иных конкретных научных теорий, а выполнить логический анализ языка теории (совокупности готового знания). А поскольку всякая научная теория – конструкция несовершенная, то ее следует заменить соответствующей гипотетико-дедуктивной моделью. По большому счету, история неопозитивизма – это история смены различных способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее – к лингвистическому анализу.

Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) - процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т. е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной логике и методологии науки различают непосредственную верификацию (наиболее тесно и прямо «выходящую» на факты) и опосредованную (через логические следствия из проверяемого положения). Однако, строго говоря, любая верификация является опосредованной (косвенной), ибо факты всегда так или иначе «теоретически нагружены». «Чистого опыта», зафиксированного в так называемых «протокольных предложениях», быть не может, как полагали представители логического позитивизма. Тем не менее верифицируемость научных выводов может быть отнесена к одному из важных признаков (критериев) научности.

Рассмотрим кратко идеи одного из крупных представителей неопозитивизма Р. Карнапа.

1) Карнап Рудольф (1891-1970) - австрийский философ и логик, один из лидеров логического позитивизма. Преподавал в Венском и Пражском университетах, с 1931 г. работал в США.

Основные работы: «Значение и необходимость». (1959); «Философские основания физики. Введение в философию науки» (1971); «Введение в символическую логику» (1954).

Обосновывая свою концепцию, Карнап считал важным уточнение основных понятий философии и науки с помощью аппарата формальной (математической) логики. Опираясь на идеи Витгенштейна и Рассела, главную задачу философии науки он видел в анализе структуры естественнонаучного знания формально-логическими средствами. Некоторые результаты этого анализа были использованы в исследованиях по кибернетике. Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию. Научный язык в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть: истинными; ложными; бессмысленными.

Отделение истинных или достоверных предложений от ложных и, особенно, бессмысленных производятся через верификацию. Верификация предполагает сведение к так называемым «протокольным предложениям». Последние абсолютно достоверны, выражают «чистые» чувственные переживания субъекта, лежат в основе научного знания, нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, гносеологически первичны. Предложения, которые верифицировать невозможно, - не имеют смысла и должны быть устранены из науки. Неопозитивисты (в том числе Карнап) считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью). Истинность аналитического предложения определяется его собственным содержанием: "В квадрате все углы прямые", "Тела протяженны". По определению в квадрате все углы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное.

Синтетические предложения – эмпиричны, они отражают экспериментальные данные. Примеры синтетических предложений: "На столе лежит книга". По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга, поэтому истинность этого синтетического предложения устанавливается эмпирическим путем. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протокольными предложениями, или предложениями наблюдения). Элементарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удостовериться в истинности утверждения: "Все студенты группы "Экономика" ростом выше 160 см". Это утверждение будет сведено к предложениям: "Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см". Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава группы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперименте, т.е. в нашем случае измеряя рост студентов. Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Таким образом, вся деятельность ученого сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению.

В соответствии с этим можно разделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика).

Одной из важных задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех, которые лишены его с научной точки зрения, и, таким образом, очистить науку от бессмысленных предложений.

Неопозитивисты различают три типа осмысленных предложений: 1) высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более); 2) предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказываниям об эмпирических фактах); 3) предложения логики и математики (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания).

А предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы. Истинность философских предложений невозможно обосновать. Предложения типа «душа человека бессмертна» бессмысленны, так как не могут быть проверены. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание. Поскольку на этой основе невозможно верифицировать (проверить эмпирическим способом) и моральные высказывания, содержащие общие понятия “добра” и “зла”, постольку логические позитивисты выводили, например, этику за пределы науки.

Принцип верификации «все проверяй фактами» оказался в некотором смысле ловушкой для неопозитивистов, так как его нельзя отнести ни к аналитическим, ни к синтетическим суждениям, ему не находится места в неопозитивистской схеме научного знания, и результатом верификации является признание его бессмысленным. Кроме того, верификация всегда относится к данному «чувственному содержанию» или к конечному числу фактов и поэтому нельзя верифицировать прошлые или будущие события. Также, например, для верификации какого-либо общего положения, например: «все деревья имеют листву», необходимо осмотреть все деревья, что практически невозможно, а опровергнуть это предложение может лишь один факт дерева без листьев. Если это дерево имело листья в прошлом, как упоминалось, верифицировать прошлые события нельзя. Логические позитивисты вынуждены были пойти на ослабление принципа верификации, заменив актуальную верификацию верифицируемостью, т. е. принципиальной возможностью проверки, а затем подтверждаемостью, т. е. возможностью хотя бы частичного эмпирического подтверждения. Но при этом выявились новые трудности, связанные с крайней неопределенностью понятия частичной подтверждаемости и с обнаружившейся возможностью найти частичное подтверждение даже для таких утверждений, которые считались бессмысленными. Затем было предложено для выяснения истинности предложения сравнивать его с другими предложениями. Таким образом, критерием истинности становится согласие исследователей.

Философско-логические представления Карнапа менялись в ходе его творческой эволюции. В последние годы жизни Карнап более решительно, чем раньше, высказывал положение о существовании «ненаблюдаемых материальных объектов» как основы для построения логических систем, близкое к естественнонаучной материалистической тенденции. Постепенно отходил он и от неопозитивистской модели научного знания.

Таким образом, неопозитивизм сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественнонаучного знания, как это делал «классический» позитивизм, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирается на логику. Знание для него является действительным только тогда, когда оно может быть адекватным образом представлено в языке.

На формирование философии лингвистического анализа значительное влияние оказало творчество Людвига Витгенштейна (1889– 1951). Этот философ и логик затронул многие проблемы, в частности, проблемы значения и понимания, логики и оснований математики, но главными для него оказались логические проблемы языка. Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой работе Витгенштейна « Логико-философский трактат". Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие.

Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление "за" языком - это химера).

Есть только один мир - мир фактов, событий (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

Смысл предложения выражает событие.

Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.

Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: "Сергей любит Лену" и "Сергей ненавидит Лену". В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. "В мире,- пишет Витгенштейн ,- все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности...". Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)

- "То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно". Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

Цель философии - не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия - это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

Перед нами философия, которая вплоть до середины ХХ века считалась образцом ясности и незыблемости.

Во всех своих формах он оказал значительное влияние на естественные, гуманитарные науки и науки о познании, мышлении.

Положительное влияние позитивизма проявилось, в частности, в следующем: критика умозрительного типа философствования, разработка ряда теоретико-методологических проблем (формализация, язык, лингвистика, формальная логика и др.), стремление «подключить» философию к общим процессам развития точного знания: убрать из нее «общие слова», «не­ясные рассуждения, усложненный язык, полумистические по­нятия» (абсолютный дух, чистый разум и т. д. и т. п.), дисцип­линировать (на основе критического анализа) обыденные науч­ные (в т. ч. философские высказывания), попытка осуществить процесс математизации в гуманитарных науках и т. п.

Говоря о роли позитивизма в развитии науки, великий физик В. Гейзенберг отмечал, что всякий охотно присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов - тщательность и точность в деталях, максимальная ясность языка. Но нужно «думать о широких взаимосвязях», ибо будет утерян компас, по которому мы можем ориентироваться.

Представители неопозитивизма внесли определенный вклад в решение целого ряда сложных и актуальных философско-методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможности математизации знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др.

Вместе с тем позитивизм проявил и свою ограниченность: сведение философской методологии к частнонаучной, а самой философии - к анализу языка науки; абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании; преувеличение принципа верификации; антиисторизм, агенетизм - анализ лишь готового, «ставшего» знания, вне и помимо его возникновения и развития; игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса, попытка придать специальным методам исследования познания свойства всеобщей универсальной философской методологии и др.

Критику и ревизию позитивизма предприняли сторонники постпозитивизма.

2. Неопозитивизм

Одним из распространенных философских течений в XIX веке был позитивизм. Как самостоятельное философское направление он оформился в 30-е годы прошлого столетия. В центре внимания позитивистов находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Они полагали, что всякое подлинное, по их представлениям, «положительное» (позитивное) знание может быть получено в виде результата отдельных специальных наук, либо их синтетического объединения. Поэтому-де философия, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование в качестве особой научной дисциплины.

Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 30–40-е годы XIX века и связан с философской школой его основоположника О. Конта. Вторая историческая форма позитивизма представлена махизмом и эмпириокритицизмом (Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843–1896).

Неопозитивизм, таким образом, представляет третий этап в развитии позитивизма и являет себя в различных вариантах: логический позитивизм, философия лингвистического анализа или лингвистическая философия и т. д. По большому счету, история неопозитивизма – это история смены различных способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее – к лингвистическому анализу.

Как правило, неопозитивистов объединяет программа-максимум, иными словами, стремление добиться абсолютной формализации знаний на основе искусственно формализованного языка. При этом они высказывают претензию на монопольное владение методологическими проблемами науки, что, естественно, приводит их к абсолютизации некоторых сторон познания. Неопозитивисты оказались не в состоянии охватить познание как целостное явление со всеми присущими ему противоречиями, трудностями, возникающими, к примеру, в ходе формализации языка.

Следует отметить определенные, подчас довольно крупные, успехи, достигнутые неопозитивизмом, в разработке специальных отраслей знания, несущих большую методологическую нагрузку, математической логики, семиотики, семантической теории информации. Однако попытка придать специальным методам исследования познания свойства всеобщей универсальной философской методологии к успеху не привела. Хотя некоторые выводы неопозитивистов и оказались справедливыми, в частности, утверждение о неприменимости количественного подхода к области духовных явлений.

Существенная особенность неопозитивистских представлений связана с намерением разработать эффективную методологию, исключив из нее понятие материи в его философском значении. Отсюда следуют призывы устранить из философии так называемые «метафизические» вопросы о реальности, о природе понятий науки. В итоге используемые неопозитивистами термины приобретают сугубо субъективистскую окраску. Они отрицают возможность получения достоверного знания не только об явлениях широкого масштаба, но и в отношении каких-либо локальных ситуаций, например, дорожного происшествия, поскольку объективную необходимость в природе выявить невозможно.

Основная задача философии поэтому состоит в логическом анализе языка науки. В качестве средств такого анализа предлагается использовать математическую логику и аксиоматический метод. В отношении науки философия призвана осуществить не разбор тех или иных конкретных научных теорий, а выполнить логический анализ языка теории (совокупности готового знания). А поскольку всякая научная теория – конструкция несовершенная, то ее следует заменить соответствующей гипотетико-дедуктивной моделью. Подобная точка зрения ведет к иной крайности – абсолютизации метода аксиоматизации научных теорий.

Основы логического позитивизма были разработаны участниками венского кружка в 30-е годы XX века. Этот кружок включал в себя таких ученых и философов, как М. Шлик (1882–1936), К. Гедель (1906), А. Д. Айер (1910) и Р. Карнап (1891). Впоследствии ведущие члены кружка создали школы логического позитивизма в различных странах, особенно активной их роль была в Англии и США. Один из главных выводов логического позитивизма связан с разработкой принципа верифицируемости (проверки) знания. В соответствии с ним, критерий значения или истинности знания состоит в том, что фактическое значение эмпирического утверждения выражается в методе его верификации. Однако никакая окончательная верификация эмпирического утверждения невозможна, ибо опыт, который для этого используется, никогда не бывает окончательным.

Другое важное достижение логического позитивизма связано с выводом о невозможности полной формализации человеческого мышления. В 1931 г. австрийский логик и математик Курт Гедель опубликовал статью «О формально неразрешимых предложениях Principa Mathematica и родственных систем», в которой сформулировал теорему о неполноте. Из нее вытекает, что даже в достаточно содержательных (способных выразить арифметику натуральных чисел) формальных системах имеются неразрешимые предложения. Эти выводы не утратили доныне своего методологического значения, ибо они подтверждают ограниченность теоретического знания на путях его формализации.

На формирование философии лингвистического анализа значительное влияние оказало творчество Людвига Витгенштейна (1889–1951). Этот философ и логик затронул многие проблемы, в частности, проблемы значения и понимания, логики и оснований математики, но главными для него оказались логические проблемы языка. Свои воззрения он сознательно противопоставляет логическому позитивизму и отказывается от верификационной теории. На смену ей приходит логика функционирования различных языковых структур. В основе случившейся переориентации лежит очевидный факт: слова и выражения, внешне кажущиеся одинаковыми, зачастую не совпадают в своих значениях. Поэтому важно разрешить проблему значения – сделать правильный выбор между тем или иным способом употребления слова в определенном значении. Целью лингвистической философии становится не открытие, а прояснение, не истина, а значение. По словам Л. Витгенштейна, «философия оставляет все, как оно есть».

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные особенности развития современной философии;
  • основных представителей современной философии;
  • проблематику современной философии и ее категории;

уметь

  • выделять то общее, что характерно для всех современных философов;
  • характеризовать философские идеи основных направлений современной философии;
  • сравнивать разные направления в современной философии;

владеть

  • навыками сравнительного анализа разных направлений в философии;
  • умением вести дискуссию по проблемам современной философии;
  • способностью критически оценивать конкретные философские идеи и концепции.

Неопозитивизм

Неопозитивизм, или логический позитивизм (логический эмпиризм), – одно из основных направлений философии первой половины XX в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата современной (математической, символической) логики.

Становление неопозитивизма. Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в середине 20-х гг. прошлого века философами, входившими в так называемый "Венский кружок". Они опирались, прежде всего, на идеи Л. Витгенштейна (1889–1951), изложенные в его "Логико-философском трактате".

Согласно Витгенштейну, мир устроен так же, как язык современной классической логики, сложившейся в конце XIX – начале XX вв. Мир – это совокупность фактов, а не вещей. Отдельные атомарные факты могут объединяться в более сложные молекулярные факты. Атомарные факты независимы один от другого. Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым. Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет не только каких-либо закономерных связей, но даже причинной связи. Вера в такую связь – предрассудок. Наука представляет собой комбинацию предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход из одномерного мира фактов, что затрагивает связи и тем более какие-то сущности, должно быть исключено из науки как не имеющее смысла. Именно для очищения науки от бессмысленных предложений (о связях фактов, сущностях, законах, причинах и т.д.) требуется логический анализ языка науки. Именно это должно стать главной задачей философов.

Атомарные факты Витгенштейна неопозитивисты заменили чувственными переживаниями субъекта и комбинациями этих чувственных переживаний. Мир оказался калейдоскопом чувственных впечатлений.

Так как всяким знанием считаются только чувственные впечатления, центральным в неопозитивизме становится принцип верифицируемости: всякое подлинно научное и осмысленное предложение должно быть сводимо к предложениям, выражающим то, что дано в чувственном восприятии. Если положение нельзя свести к высказываниям о чувственно воспринимаемом, то это положение лежит вне пауки. Более того, согласно неопозитивистам, такое положение попросту бессмысленно.

Предложения, выражающие чувственные переживания субъекта, неопозитивисты называют протокольными предложениями. Истинность таких предложений, выражающих то или иное переживание, должна быть несомненной для субъекта. Система протокольных предложений образует твердый базис науки. Гарантией истинности всего научного знания является сводимость всех остальных научных предложений к протокольным.

Задачу описания принципов сведения всякого научного положения к протокольному неопозитивистам так и не удалось решить. Осталось неясным, как вообще можно свести всякое положение к утверждению о чувственном опыте.

Отрицание развития. Неопозитивизм отрицает какое бы то ни было развитие в мире. Развитие предполагает взаимосвязь и взаимодействие фактов. Но мир представляет собой совокупность чувственных переживаний или лишенных связей фактов. Поэтому в нем не может быть развития. Все изменения, происходящие в мире, сводятся к перекомбинациям фактов или ощущений. Ни одна комбинация не порождает другую, они только следуют во времени друг за другом.

Нет развития и в самом познании мира. Рост знаний о мире – это только добавление все новых фактов. Имеющееся знание никогда не претерпевает никаких потрясений. Неопозитивизм доводит до предела характерный для стиля мышления Нового времени кумулятивизм в трактовке развития знания. Его развитие напоминает процесс такого строительства здания, когда к тому, что уже сделано, поочередно добавляются все новые и новые кирпичи (факты), но сделанное никогда уже не перестраивается. Понятие научной революции, ведущей к коренной ломке когда-то созданной теории, совершенно чуждо для неопозитивизма.

Оценки в познании. Одной из важных ошибок неопозитивистов является сведение всех употреблений языка к описаниям. Тем самым отрицается возможность использовать в процессе познания и в изложении его результатов оценок и их частного случая – норм, т.е. утверждений со связкой не "есть", а "должно быть". Отказ от оценок приводит к тому, что неопозитивисты почти не занимаются социальными и гуманитарными науками, невозможными без оценок. Эти науки считаются еще незрелыми, не дотягивающими до уровня естественных наук, и в особенности до идеала каждой науки – физики.

Неопозитивисты подхватили выдвинутый еще в начале XX в. тезис "свобода от ценностей". Ценностные суждения, писал, в частности, Р. Карнап, являются не более чем приказами, принимающими грамматическую форму, вводящую нас в заблуждение. Они не являются ни истинными, ни ложными. Они ничего не утверждают, и их невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Как таковые ценностные суждения не имеют никакого отношения к научному познанию.

Жесткий отказ от ценностей в научном познании и, прежде всего, в социальных науках является, однако, крайней позицией. Он плохо согласуется с реальной практикой науки, и в особенности с практикой социальных и гуманитарных наук, всегда опирающихся на определенные ценности и стремящихся каким-то образом обосновать их.

Интересно отметить, что в то время как неопозитивисты настаивали на устранении ценностей не только из естественных, но даже из социальных и гуманитарных наук, сами представители естествознания, не колеблясь, признавали важную роль ценностей даже в физическом знании. Так, физик М. Планк считал поразительным тот факт, что понятие ценности совершенно не употребляется в методологии науки: "Значение физической идеи только при учете ее ценности может быть полностью исчерпано". Физик В. Гейзенберг говорил, что не видит, чтобы в той части современного мира, в которой, как кажется, совершаются наиболее сильные движения, а именно в естествознании, движение уводило прочь от идей и ценностей. Напротив, это истолкование через идеи и ценности практикуется с большей интенсивностью, только в каком-то более глубоком слое.

Отказ неопозитивистов использовать оценки в научном познании непосредственно связан с идеей физикализма , одной из центральных в неопозитивизме: идеалом каждой науки является физика; нужно стремиться к тому, чтобы любая наука, в том числе и социальная, стала похожа на физику. Эта идея перекрывала неопозитивизму дорогу для сколько-нибудь глубокого исследования общества и человека.

Отрицание традиционной философии. Витгенштейн заявлял, что пришел к окончательному решению вопроса о возможности философии, после чего ее существование должно прекратиться раз и навсегда. Ключ к этому решению находится в языке. Философия возникла вследствие путаницы в значениях языковых выражений, а сама эта путаница – результат сочетания слов из несопоставимых категорий. Например, вопрос "В чем цель жизни?" вообще не имеет смысла, поскольку слова "цель" и "жизнь" относятся к несопоставимым категориям. То, что именуется философией, – всего лишь результат ошибок в использовании языка. Если распутать переполняющие философию языковые клубки, ошибки исчезнут сами собой. То, что останется от философии, будет всего лишь "языковой терапией".

Идея о замене философии анализом языка является одним из основных положений неопозитивизма. Он отрицает традиционную философию, поскольку она всегда стремится сказать что-то о том, что лежит за ощущениями, старается вырваться из узкого круга субъективных переживаний. Либо не существует мира вне чувственных переживаний, либо о нем ничего нельзя сказать. В обоих случаях философия оказывается ненужной. Единственное, в чем она может быть хоть сколько-нибудь полезна, так это в анализе научных предложений и в разработке способов их сведения к протокольным предложениям. Поэтому философия отождествляется с логическим анализом языка.

Уже в 50-е гг. прошлого века обнаружила свою несостоятельность неопозитивистская идея сведения научного знания к протокольным предложениям. Исследование реальной истории научного познания показало искусственность неопозитивистской модели развития научного знания.

Проблемы и трудности, возникшие при разработке неопозитивистской философии, оказались непреодолимыми. К началу 60-х гг. прошлого века эта философия растеряла всех своих сторонников. Тем полезным, что осталось от неопозитивизма, оказались только стремление к ясности, точности, обоснованности философских положений и отказ от туманных рассуждений, не имеющих сколько-нибудь убедительных оснований.