Geopolitika - Российскому флоту придется уходить из Севастополя? «Россия сэкономит огромные деньги

Севастополь будет главной базой Черноморского флота как минимум до 2042 года.

Во вторник, 27 апреля, в день, когда в Верховной Раде решалась судьба Севастополя до 42 года, в Киеве кипели нешуточные страсти, а в городе-герое было на удивление спокойно. Митинг, собранный партией «Русский Блок», не был особо многочисленным, поскольку его не поддержали ни Партия регионов, ни КПУ, фракции которых голосовали в задымленной Верховной Раде за ратификацию соглашения.

В тексте подписанного президентами соглашения не прописано никаких очевидных перемен, кроме смены даты окончания договора. Ни о какой «сдаче территории Украины», о которой кричат националисты в Киеве и Львове, речь не идет. Исполнительной властью будет заведовать по-прежнему администрация, подчиненная украинскому президенту. По приказу из столицы она может создавать для российского флота благоприятные условия, а может - проблемы с парадами и прочей жизнедеятельностью, как это было при предыдущем президенте. То же самое касается и ВМС Украины, которые будут действовать по приказу того или иного министра.

Что уж говорить о сферах жизни города, не связанных с флотом, например, образовании и культуре. Нет никаких гарантий, что после очередной смены власти Севастополь не накроет очередная волна украинизации.

Никакие инфляционные процессы не повлияли на определение суммы, выплачиваемой Россией за аренду севастопольской инфраструктуры. Это по-прежнему сто миллионов долларов в год. Просто до 2017 года эти средства будут гасить старые украинские газовые долги.

Напомним, что Севастополю стали выплачивать компенсацию из госбюджета за базирование ЧФ РФ из расчета 50% от суммы аренды только с 2006 года. По тогдашнему курсу это составляло примерно 250 миллионов гривен. Но в 2008 году курс доллара скакнул вверх, а сумма компенсаций уменьшилась до 100 млн грн. И в этом году она, судя по всему, останется прежней, хотя новая севастопольская администрация пытается убедить нового министра финансов увеличить компенсацию до 202 млн грн. Нетрудно посчитать, что и это далеко не 50%.

В угаре ликования и отчаяния немногие заметили, что сокращения на Черноморском флоте продолжаются. И хотя высшее руководство России заявило о намерении прислать в Севастополь новые корабли, никто не говорит пока об увеличении числа рабочих мест для вольнонаемных. А ведь именно военные предприятия, на которых работали севастопольцы - граждане Украины, являлись основой той поддержки, которую имели черноморцы в Севастополе. В 2009 году было уволено 2225 человек, и их никто не позвал обратно работать. Напротив, в начале этого года были предупреждены о возможном сокращении около 9 тыс. гражданских работников подразделений Черноморского флота РФ.

Впрочем, как утверждали депутаты горсовета, выступавшие на внеочередной сессии на прошлой неделе в поддержку сокращения, все эти обиды для Севастополя с лихвой перекроют огромные инвестиции, которые устремятся в наш город из России.

Новое соглашение

Госдума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали российско-украинское соглашение о продлении пребывания Черноморского флота РФ в Крыму после 2017 года. За документ проголосовали 410 парламентариев из 439, зарегистрированных для участия в заседании Государственной Думы. В Верховной Раде «за» проголосовали 236 депутатов от правящей коалиции. Оппозиция не принимала участия в голосовании.

Соглашение было подписано 21 апреля в Харькове президентами России и Украины Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем. Одновременно лидеры государств договорились о предоставлении Киеву скидки на российский газ - в 30% от цены, но не более 100 долларов на тысячу кубометров. Скидка будет учитываться как часть арендной платы РФ за базирование кораблей российского ВМФ в Крыму.

Российский Черноморский флот будет базироваться в Севастополе до 2042 года с правом последующего продления аренды еще на 5 лет.

Как делили ЧФ

После распада СССР в 1991 году ЧФ стал объектом спора между Россией и Украиной. Встал вопрос о его разделе. Первым шагом в разрешении этого вопроса было подписание 3 августа 1992 года в Мухалатке президентами двух стран Соглашения о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР. В течение пяти лет шел трудный переговорный процесс, результатом которого стало подписание 28 мая 1997 года в Киеве соглашений между Украиной и Россией по разделу, взаимным расчетам, статусу и условиям базирования Черноморского флота на территории Украины. Черноморский флот был поделен между Россией и Украиной, за Россией остались три пункта базирования корабельного состава - Севастополь, Феодосия и временно Николаев. Украинским ВМС отошли 7 пунктов базирования кораблей. Расположенная в Севастополе бухта Стрелецкая используется флотами двух стран совместно.

В соответствии с этими документами флот должен был находиться в Севастополе 20 лет - до 2017 года, а ежегодная плата за пребывание была установлена в размере 97,75 млн долларов в счет погашения госдолга Украины перед Россией.

Базовое соглашение по ЧФ определило право России держать в Крыму и Севастополе свыше 100 боевых кораблей и наращивать численность военнослужащих до 25 тыс человек.

Использованы материалы информационно-справочной службы ИТАР-ТАСС

«Российское присутствие на Черном море усиливается. Это важный геополитический момент», – считают эксперты, изучая, насколько выиграет Россия от приема Крыма в свой состав. В частности, будет наконец обновлен Черноморский флот. Кроме того, Кремль получает еще и мощный рычаг для геополитического давления на власти в Киеве и на Запад.

В воскресенье события вокруг Крыма продолжали бурно развиваться. Так, председатель Верховного совета Крыма Владимир Константинов выступил с обращением к крымчанам, в котором перечислил все преимущества от вхождения в состав соседнего государства.

«Родина ждет нас. Если мы сделаем правильный выбор, нам помогут адаптироваться в родном для нас государстве. Уже наработаны необходимые для этого программы для учащихся, бюджетников, пенсионеров, которые предусматривают защиту интересов наших граждан, позволят им избежать потерь во время этого перехода. Нам готовы помогать центральное руководство Российской Федерации, российские регионы», - подчеркнул . Он призвал «не упустить шанс, оставаясь крымчанами, никуда не переезжая, вернуться домой - в Россию».

Тем временем политологи обсуждают выгоды для самой России от присоединения Крыма, директор Центра политической информации Алексей Мухин насчитал их как минимум четыре. «Российское присутствие на Черном море усиливается. Это важный геополитический момент. Во-вторых, мы получаем дополнительно портовые мощности. Третий момент - мы получаем довольно серьезные преференции при выстраивании отношения с юго-восточными и восточными частями Украины», - перечисляет Мухин в интервью газете ВЗГЛЯД.

Что касается давнего спора двух республик о границе в Азово-Керченском бассейне, а также необходимости для российских кораблей платить Киеву за проход через Керченский пролив, то эти две проблемы отпадут теперь сами собой. Отметим, что, по данным Минтранса, за проход по Керчь-Еникальскому каналу российские суда платили Украине порядка 15 млн долларов в год. Это плата за навигационные, лоцманские услуги и ряд других сборов.

По мнению Мухина, такое развитие событий, кроме того, будет иметь сильный психологический эффект и внутри России. « , то политический рейтинг властей вырастет довольно серьезно», - предположил эксперт.

Напомним, валовой региональный продукт (ВРП) Крыма в 2012 году составлял $4,3 млрд. Это 2,4% ВВП Украины, а к ВВП России полуостров прибавит 0,2%. Основные отрасли экономики - это отнюдь не туризм, как может показаться многим россиянам, а промышленность, торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство. В 2012 году промпредприятия Крыма реализовали продукции почти на 2,8 млрд долларов, из нее 60% приходилось на перерабатывающую промышленность - производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (26%), химические и нефтехимические предприятия (20%) и машиностроительные заводы (10%).

Выпрямление «потока»

Теоретически перемены в статусе Крыма могут изменить и маршрут проекта «Южный поток». Провести часть «потока» по югу Украины еще в сентябре 2011 года предложил Виктор Янукович. В Киеве тогда заманивали Россию расчетами о том, что прокладка трубы по украинской суше удешевит «Южный поток» в 5 раз. Однако Газпром не проявил заинтересованности в очередном попадании в зависимость от малонадежного партнера.

«Можно было бы провести через Крым, выйти в Евпатории и дальше - в Черное море. Но какой смысл, когда можно просто напрямую?» - риторически спросил тогда замглавы Газпрома Валерий Голубев. Если предположить, что Крым теперь изменит свою юрисдикцию, то позиция российских газовиков теперь также может измениться.

По нынешнему варианту проекта морской участок газопровода пройдет от Анапы по дну Черного моря, в исключительных экономических зонах России, Турции и Болгарии.

4 марта Газпром заявил о том, что сдача первого этапа проекта сдвигается на конец следующего года. Однако несколько дней спустя агентство Moody"s выпустило неожиданный прогноз о том, что в ответ на кризис на Украине Газпром, наоборот, ускорит инвестиции в «Южный поток» и ради этого временно отложит другие проекты, например, газопровод в Китай. В отчете Moody"s подчеркивается: европейские партнеры Газпрома предпримут усилия для бесперебойного получения российского газа, на который приходится почти треть газового импорта Евросоюза.

Политический обозреватель
2008 09 15

В 2017 году, в общем-то, довольно скоро, истекает срок соглашения об аренде порта Севастополь, подписанного Россией и Украиной на два десятилетия. И тогда Москве придется решать, где размещать военные корабли.

20 мая украинский президент В. Ющенко издал декрет, которым поручил правительству подготовить проект закона о выводе Черноморского флота (ЧФ) России в 2017 году. Кроме того, было дано указание завершить правовое оформление украинско-российской границы по Азовскому и Черному морям.

В 1997 году Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, которым российская сторона признала Украину в границах 1954 года в расчете на гарантии развития дружеских отношений с Россией и уважение ее интересов в Крыму.

Упомянутый договор предусматривал раздел ЧФ между двумя странами. Россия получила 80 процентов Черноморского флота бывшего СССР и право аренды у Украины порта Севастополь на 20 лет. Аренда обходилась России в сумму примерно 100 млн. долларов США; деньги списывались в счет долга Украины за нефть и газ. Цена аренды не была конкретно зафиксирована, поэтому с ухудшением отношений Киев заговорил о том, что она, эта цена, может повыситься в разы.

Россия остро реагирует на любые дискуссии, связанные с Черноморским флотом. Москва уже пригрозила, что, если Киев не продлит соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года, то могут быть пересмотрены принципы договора от 1997 года, касающиеся границ Украины. А срок «большого договора» истекает в 2009 году…

Агрессия России против Грузии, стремление Грузии и Украины в НАТО вновь обострили внимание к проблеме Крыма – Севастополя и в частности – базирования российского ЧФ.

Как известно, несколько российских военных кораблей подошли к берегам Грузии, что уже само по себе было давлением на Тбилиси. Указ В. Ющенко, запрещающий без предварительного согласования с правительством Украины пересекать ее морскую границу, Москва сочла юридически ничтожным. Такое игнорирование Киева и возможное отделение Крыма от Украины омрачают и так напряженные украинско-российские отношения.

Становится очевидным, что Киев не намерен продлевать соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года. А Россия за девять лет вряд ли успеет обзавестись новой военно-морской базой.

Российская морская база в Севастополе за 17 лет изжила себя. Если в 1991 году ЧФ составляли 6 эскадр (противолодочная группа, десантники, морская авиация, береговая охрана и др.), то сегодня имеется всего одна эскадра, в которой три боевых корабля первого ранга. В случае утраты одного корабля было бы уже проблематичным говорить «эскадра», да и базирование в другой стране потеряло бы смысл…

Сегодняшний Черноморский флот стоит на рейде в Троицкой бухте, выход из акватории которой затрудняют затонувшие суда – и так зажатые российские военные силы без труда могут быть заблокированы несколькими украинскими катерами прибрежной охраны. К тому же, 500 километров линии берега контролируется украинцами.

Российские стратеги предлагают искать запасные варианты. Примерно 200 кораблей может принять Цемесская (Новороссийская) бухта, но она не защищена от штормов и норд-оста. Сейчас появилась возможность разместить корабли малого водоизмещения в абхазском порту Очамчира, контролируемом Россией. Москва упоминает и о возможной переброске военных кораблей в сирийский порт Тартус, что на Средиземное море. Но президент Ассад не вечен…

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

Соглашение о продлении на 25 лет срока пребывания Черноморского флота России в Севастополе ратифицировано Госдумой РФ и Верховной Радой Украины. Однако Дмитрий Медведев и Владимир Путин не сошлись в оценке адекватности арендной платы, а украинские юристы ставят под сомнение конституционность договора.

21 апреля Дмитрий Медведев и Виктор Янукович договорились о продлении после 2017 года на 25 лет базирования Черноморского флота (ЧФ) РФ в Крыму. Арендная плата за пребывание ЧФ, начиная с 28 мая 2017 года, будет складываться из платежей России Украине в размере 100 миллионов долларов в год, а также из дополнительных средств, получаемых за счет снижения цены за газ, поставляемого на Украину.

При цене в 333 доллара и выше за тысячу кубометров газа снижение составит 100 долларов, при цене ниже 333 долларов снижение составит 30% от такой цены. За 10 лет эти договоренности позволят Украине сэкономить порядка 40 миллиардов долларов.

Премьер-министр РФ Владимир Путин назвал такую цену запредельной. "Я бы за эти деньги съел бы вашего президента", - пошутил Путин. - "За эти деньги можно построить несколько баз".

"Но для нас это вопрос не только денег, но и сотрудничества с Украиной, а сотрудничество в военной сфере, безусловно, поднимает степень доверия, возможность работать доверительно и в экономике, и в социалке, и вот это, на самом деле, самое главное", - добавил он.

Президент России Дмитрий Медведев, в свою очередь, считает арендную плату за базирование Черноморского флота РФ в Севастополе высокой, но не запредельной.

"Это соглашение имеет взаимовыгодный характер и для России, и для Украины. Только выгоду нужно правильно считать, отрешиться от арифметических приемов, не говорить о том, кто больше проиграл, кто выиграл, не говорить о том, каким образом это отразится на тех или иных текущих вопросах, а смотреть в будущее", - сказал Медведев.

Если отталкиваться от рыночной цены земли на южном берегу Крыма, то прописанная в договоре сумма выглядит вполне справедливо. Стоимость годовой аренды гектара земли в местах базирования ЧФ оценивается в пределах от 10 тысяч до 50 тысяч долларов. Арендуемые Россией для нужд ЧФ 18,2 тысяч га должны были бы по таким расценкам стоить от 182 миллионов до 910 миллионов долларов в год. Плюс аренда примерно 10 тысяч погонных метров причалов.

С другой стороны по действующему сейчас базовому договору, заключенному в 1997 году, Россия платит Украине арендную плату 98 миллионов долларов. Надо заметить, что новая цена за аренду территории под военную базу в Украине одна из наиболее высоких в мировой истории.

Для сравнения, США платит Кубе за аренду базы Гуантанамо 3,4 тысячи долларов в год. Нынешний статус этой базы регулируется договором, подписанным в 1934 году. Договор является бессрочным и может быть расторгнут только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды.

В 1959 году Куба отказалась принимать от США плату за Гуантанамо, однако формальных причин для расторжения договора не было. В 2002 году база была перепрофилирована в тюрьму, Куба посчитала это нарушением условий аренды и потребовала от США ухода с острова.

Впрочем, финансовые условия американского военного присутствия на Кубе можно назвать казусом или исключением из правил. Однако таким общим правилом является финансовые аспекты экстерриториального базирования сил США в рамках союзных обязательств: в Южной Корее, Италии и Японии.

Согласно данным ежегодного доклада Пентагона, стоимость аренды в этих странах подсчитывается, но к оплате не предъявляется, поскольку считается вкладом в общую оборону и составляют основу т.н. поддержки принимающей стороны.

В 2003 году финансовая поддержка американских сил со стороны Южной Кореи составила чуть более 843 миллионов долларов, Италии - около 367 миллионов долларов, Японии - 4,4 миллиарда долларов. Причем Япония оплачивает практически все затраты США, связанные с базированием на японской территории, кроме зарплаты американских военнослужащих.

Если заявление Медведева о вкладе Черноморского флота в обеспечение европейской безопасности получит международное признание, то договор с Украиной теоретически можно было бы заключить на аналогичных основаниях. На самом же деле, поскольку Украина не является участницей Ташкентского договор о коллективной безопасности, то и вкладом в общую оборону эту сумму назвать пока нельзя.

В качестве альтернативного примера можно привести Великобританию, которая не имеет союзных обязательств с Кипром, однако за свои базы в этой стране аренды не платит. Согласно договору 1960 года о предоставлении Кипру независимости эти базы являются суверенной британской территорией.

Экономическую политику России в отношении своих военных баз наиболее наглядно демонстрирует история с арендной платой за базу Камрань во Вьетнаме. Она была передана Вьетнамом в бесплатную аренду СССР в 1979 году сроком на 25 лет. После распада Советского Союза права на бесплатную аренду перешли к России. В конце девяностых не базе начались активные восстановительные работы.

Однако осенью 2001 года Россия заявила про закрытие базы Камрань. Военные говорили про экономические причины этого решения. На самом деле, Вьетнам только лишь предлагал обсудить возможность проведения аукциона, на котором предварительно соглашался пролонгировать соглашение с Россией за 300 миллионов долларов в год (сообщалось, что США и Китай предлагали по 500 миллионов долларов в год).

Правовое положение военных баз

Согласно концепции национальной безопасности, интересы Российской Федерации диктуют необходимость её военного присутствия в некоторых стратегических регионах мира и размещения там военных баз.

Юридически эта потребность закреплена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и в Основных положениях военной доктрины РФ. В них говорится, что угрозу национальной безопасности России в оборонной сфере представляют собой возникновение или обострение в государствах СНГ политических и экономических кризисов, также существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в этих странах.

Военное присутствие России в странах СНГ использует опыт сотрудничества бывшего СССР с рядом зарубежных государств (Венгрией, Чехословакией, Кубой, Вьетнамом и т.д.) и основывается на Договоре о коллективной безопасности (1992 года), Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ (1994 года), Меморандуме о поддержании мира и стабильности в Содружестве.

Заключенные в развитие этих документов многосторонние и двусторонние международные договоры, определили, что размещение российских военных баз на территории стран Содружества содействует созданию устойчивого военно-стратегического баланса сил в этих регионах.
Таким образом, международно-правовое положение российских войск и военнослужащих за границей определяется комплексной системой правовых норм, в состав которой входят международные договоры различного характера, федеральное законодательство РФ и национальное законодательство государств СНГ, на территории которых находятся российские войска.

Однако вызывает опасение недостаточная регламентация обеспечения собственной безопасности военных баз, что может сказаться на их функционировании. Не совсем ясно, например, каким образом порядок обеспечения безопасности объекта, установленный в Вооружённых Силах РФ, может возыметь действие в отношении граждан страны пребывания и других лиц, намеревающихся совершить противоправные действия в отношении военной базы.

Потенциальную угрозу правовому положению российских военных баз в странах СНГ представляют особенности национального законодательства этих стран. Проблема усугубляется тем, что взаимодействие международных документов, которые регулируют правовое положение российских войск за рубежом, в отечественной правовой науке не подвергалось специальному комплексному юридическому исследованию.

Черноморский флот и украинские законы

Наиболее нестабильным, с правовой точки зрения, представляется положение Черноморского флота. Как утверждают украинские юристы, договор об аренде этой базы нарушает нормы Конституции Украины, а также нормы действующего законодательства Украины, регламентирующие порядок заключения, расторжения и пролонгации международных договоров, заключенных между государствами.

В части первой и третей статьи 2 Конституции говорится, что территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, он означает верховенство, полноту, целостность, неотчуждаемость и самостоятельность власти в пределах государственной границы.

В Основном законе Украины сказано, что "заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможно лишь после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины". В то же время, согласно предписанию части первой статьи 17 Конституции Украины, защита суверенитета и территориальной целостности Украины является самой важной функцией государства, делом всего украинского народа. Поэтому в части седьмой указанной статьи в качестве соответствующей гарантии этого предусмотрено, что на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз.

Однако, в соответствии с пунктом 14 Конечных положений Конституции Украины, определено: "Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины".

Принятие этой нормы было обусловлено тем, что на момент принятия Конституции Украины на территории страны уже существовала военная база, на которой находились иностранные военные формирования. Поэтому, предусмотрев в Конституции положение, не допускающее расположения на территории страны иностранных военных баз, Верховная Рада, предусмотрела возможность продолжения использования существующих военных баз.

Однако, как поясняют украинские юристы, такое пребывание по содержанию пункта 14 раздела XV "Переходные положения" должно было быть исключительно временным, а использование соответствующих военных баз может осуществляться лишь на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины.

В этой связи, условия заключения нынешнего соглашения между РФ и Украиной вызывают у украинских экспертов сомнения, что органами государственной власти Украины соблюдена соответствующая процедура, которая предусмотрена нормами специального нормативно-правового акта Украины.

Более того, статья 20 закона "О международных договорах Украины" гласит, что "международный договор Украины может быть пролонгирован в соответствии с условиями, определенными самим международным договором". А в статье 4 этого же закона говорится, что заключения международных договоров Украины подаются Министерством иностранных дел Украины после проведения Министерством юстиции правовой экспертизы о соответствии проекта международного договора Конституции и законам страны.

В действующем договоре о базировании Черноморского флота четко прописана процедура: если в 2016 году ни одна из сторон не заявит о его расторжении, то он автоматически продлевается на пять лет. Таким образом, подписание нынешних соглашений можно признать нарушением сразу двух статей (4 и 20) закона "О международных договорах Украины".

Перспективы

Впрочем, вопрос конституционности соглашения об аренде базы в Севастополе затрагивался неоднократно. Обращения к Конституционному Суду Украины депутатов Верховной Рады Украины и президента Виктора Ющенко по поводу соответствия Конституции указанного международного соглашения каких-либо действенных результатов не принесли.

Давайте разбираться.

«Договор «Газ в обмен на Черноморский флот». По этому договору Россия будет платить $4 млрд в год за аренду базы в Севастополе - неслыханная сумма. Американцы за крупнейшую военно-морскую базу на Окинаве платят $800 млн, за базу в Южной Корее $660 млн. Теряет при этом не «Газпром», а российский бюджет - расходы газового монополиста компенсируют за счет обнуления экспортной пошлины. Потеря доходов бюджета в $40 млрд за десять лет неминуемо приведет к росту налогов (прежде всего единого социального), а на фоне снижающихся цен на газ на Украине тарифы на газ и коммунальные услуги в России будут стремительно расти».

Такую оценку дает Немцов в брошюре «Путин. Итоги.» Дотошные люди подсчитали, что это составляет 1\75 расходов или 1,33% бюджета РФ в 2010 году. Сумма внушает.

Действительно, объем льготной поставки 30 млрд. куб. м в 2010 году, и 40 млрд. куб. м — в последующие годы, льгота при рыночной цене на газ выше 333 доллара за 1000 куб. м. встанет нам в 3 млрд. долларов и 4 млрд. долларов ежегодно соответственно. Однако, контрактом от 19 января 2009 года оговорен объем поставки газа по льготной цене только до 2019 года. Это означает, что с 2020 года этот объем может быть как уменьшен, так и увеличен, мы можем с 2020 года вообще ничего не поставлять по льготной цене, соглашение по вопросам пребывания ЧФ РФ на территории Украины при этом останется в силе. Стоит учесть, что при падении рыночной цены за газ ниже 333 долларов за 1000 куб. м. - размер льготы составит уже не фиксированные 100 долларов с 1000 куб. м., а 30% от стоимости, т.е. при низких ценах на нефть и газ, а значит сложной финансовой ситуации в России - мы и за черноморский флот платим меньше, пропорционально сложности ситуации.

Газовый контракт с большим объемом поставки по льготной цене, а могло ли быть иначе?

«Сохранение цены импортированного природного газа на уровне 330-340 дол. США за 1000 куб. м, которая устанавливается в соответствии с формулой, зафиксированной в контракте покупки-продажи от 19 января 2009 г., привело бы к значительному увеличению долговых обязательств Компании (на начало 2010 года объем заимствований составил около 39 млрд. грн.), дополнительного роста задолженности предприятий коммунальной энергетики (долг предприятий ТКЭ на конец отопительного сезона 2009-2010гг. составил около 5,86 млрд. грн.) и населения перед Компанией и необратимого ее банкротства уже в этом году.»

Экономика Украины больна - факт неоспоримый, та цена за газ, которую могут платить другие, Украина платить не в состоянии. Что было бы дальше? Несанкционированный отъем газа, либо нарушение поставок газа в Европу. Приемлемая для России ситуация - нет!

Был еще один выход. Прокредитовать нам Украину на эти 4 млрд. долларов ежегодно, этим мы бы загнали украинскую экономику в еще больший тупик и в конечном счете денег бы не отбили.

Россия впервые за долгие годы на безвыходной для себя ситуации смогла сделать небольшой гешефт в виде продления базирования Черноморского флота в Севастополе.

Это не единственный положительный результат, которого удалось достичь.

Во-первых, не стоит забывать, что газ продается, даже с учетом льготы, выше себестоимости.
Во-вторых, к 2019 году Россия вполне может успеть ввести в строй альтернативные газопроводы в эксплуатацию (например,