Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы. Игры для начальной школы

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Дидактические игры в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Дидактические игры крайне важны на каждом этапе школьного обучения. Игровые методики в школе отличаются подходом и ориентацией на определенный возраст учащихся.

Понятие дидактической игры

Современная педагогика немыслима без дидактики. Дидактические игры являют собой один из важнейших элементов образовательного процесса. Они позволяют превращать уроки и занятия из рутины в интересные мероприятия, посредством которых значительно улучшается процесс восприятия учебного материала.

В современной науке существует несколько трактовок такого понятия, как дидактическая игра. Приведем самое актуальное и распространенное.

Дидактические игры – это обучающие игры, которые способствуют лучшему усвоению содержания учебного материала и развитию общеучебных умений и навыков. Иначе говоря, – это специально создаваемые или приспособляемые для целей обучения игры .

Дидактические игры обладают рядом характерных признаков, к числу которых можно смело отнести следующее:

  1. преднамеренность,
  2. планируемость,
  3. наличие учебной цели,
  4. наличие предполагаемого результата, который может быть обособленным.

В процессе дидактической игры педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках проведения дидактической игры ее цели достигаются посредством решения игровых задач.

Виды дидактических игр

В современной педагогике имеет место несколько подходов к классификации дидактических игр. На рисунке 1. представлена одна из распространенных классификаций. Каждый вид дидактической игры , представленной на рисунке обладает рядом характерных особенностей.

Рисунок 1. Классификация дидактических игр №1

Игры-путешествия подобно сказкам насыщены чудесами и фантастическими событиями. Игра-путешествие отражает реальные факты или события следующим образом: обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое и т.д.

Игры-путешествия зачастую ошибочно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма прямого обучения и разновидность занятий.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Игры-загадки направлены на развитие мышления у детей. Кроме того, игры-загадки объединяют детей, и тренирую командные виды взаимодействия в рамках учебного процесса.

Игры-беседы основаны на взаимодействии взрослого с ребенком, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.

Другой подход базируется на том, что в педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида. Они изброжены на рисунке 2.

Рисунок 2. Классификация дидактических игр №2

Теперь обратимся к описанию каждого из видов дидактических игр согласно классификации №2. Так, в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься интеллектуальным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности интеллектуальной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Дидактические игры в младшей школе

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игры необходимы для развития младшего школьника.

Рисунок 3. Игровая деятельность в младшей школе

Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

Литература

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М.: Педагог. 2011
  2. Горкин А.Г. Большая педагогическая энциклопедия Том II. – М.: Педагог 2000
  3. Дроздовский В.П., В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко Преодолеть пропасть – М.: Просвещение, 1999
  4. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999.
  6. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 2002
  7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Просвящение, 2003.
  8. Немов Р. С. Психология. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2009

В младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Вместе с тем, появление интереса к обучению у младших школьников в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует развитию внимания, мышления и других психических процессов.

Именно в эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывать активность, самостоятельность, инициативность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебную деятельность младших школьников, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ на уроке вызывает самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума. Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Учеба - это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Мы считаем, что дидактические игры повышают интерес учащихся, а это как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.

Игра - это одновременно развивающая деятельность, принцип, метод форма жизнедеятельности. В игре ребенок автор и исполнитель, и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.

В дипломной работе мы попытались подобрать систему дидактических игр. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательными элементами урока.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, например, во время проверки домашнего задания. В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Особенно полезны дидактические игры на этапах повторения и закрепления.

Дидактические игры расположены по учебным предметам 2-го класса:

Русский язык.

Математика.

Это значительно упрощает выбор игрового материала.

Также предлагаются игры на развитие воображения, внимания, памяти.

Для более точного и правильного выбора игрового материала, некоторые игры сопровождаются комментарием, указываются цели, оборудование, условия проведения. Предложенный набор игр поможет сделать процесс обучения более интересным, разнообразным по характеру используемых методов и приемов, а учащихся - более активными и самостоятельными.

На наш взгляд, дидактические игры, включенные в урок, повышают интерес детей к учению, предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников, способствующие общему развитию школьников.

Дидактические игры по русскому языку.

Игра "Где галчонок?"

Цель: развитие умения правильно употреблять предлоги со словами.

Оборудование: набор картинок (галчонок, деревья, скамейка, дорожка и тому подобное).

Ход игры: учитель рассказывает, что в парке живет галчонок. Он еще маленький, ему хочется играть. Он все время перепрыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.

Игра "Помогите разобраться!"

В каких словах Ь разделительный, а в каких Ь показатель мягкости (рисунок 1).

Рисунок 1. Игра "Помогите разобраться!"

Игра "Отгадай кроссворд" (рисунок 2).

Снежная буря.

Домик для пчел.

Мать, отец, дети.

Животное.

Ягоды, сваренные в сахаре.

Рисунок 2. Игра "Отгадай кроссворд"

Игра "Потерялись знаки"

Цель: поставить нужные знаки препинания: ? - ! в конце предложения

Прочитайте, ставя в конце предложений нужные знаки, выделите их интонацией.

Лис и Мышонок.

Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный

Землю копал

Для чего землю копал

Норку делал

Для чего норку делал

От тебя, лис, спрятаться (В. Бианки).

Игра "Как кого зовут?" (рисунок 3).

Цель: закрепить правописание слов с удвоенными согласными.

Рисунок 3. Игра "Как кого зовут"

Игра "Гласные - близнецы"

Цель: организовать работу со словарем.

Ход игры: найдите слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова.

БАРАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, БЕРЕГ

Дома дети продолжают эту игру-поиск, игру - наблюдение. На следующих уроках учащиеся обмениваются интересными словами, запоминают их правописание. С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три, четыре, пять неповторяющихся гласных. Таким образом, легче воспринимаются трудные для написания существительные: ТОВАРИЩ, ПРАВИТЕЛЬСТВО

Упражнения и игры для психического развития

Важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте является речевое развитие. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Игры "в слова". Игры "со словами"

Игры "в слова" обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова ("не лезть за словом в карман"), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

"Дополни слово"

Ведущий называет часть слова (кни...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, р

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т.п.

"Кто больше сочинит"

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец - молодец. Заяц - палец. Очки - значки. Цветок - платок. И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия "рифма" можно привлечь отрывок из книги Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей" о том, как Незнайка сочинял стихи.

"Перевернутые слова"

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример: НЯНААВ - ВАННАЯ.

"Из слогов - слова"

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

  • а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:
  • б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ - риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ - домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

К числу более сложных игр относится составление палиндромов.

Палиндромы - это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.

Задания, упражнения, игры для развития памяти

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. "Память в этом возрасте становится мыслящей".

Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.

У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако, далеко не все из того, что приходится запоминать ученику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: "Как ты запомнил?", - ребенок этого возраста чаще всего отвечает: "Просто запомнил и все".

По мере усложнения учебных заданий установка "просто запомнить" перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно привести высказывание Л.Н. Толстого: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью".

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи - крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Задания, упражнения, игры для развития мышления

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словеснологическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. Информированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т.п.

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.)

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере"), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").

Исключение лишнего

Берутся любые три слова, например, "собака", "помидор", "солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному. Лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить "собаку", а "помидор" и "солнце" оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным "правильным" решением, а надо искать целое их множество.

Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Задания, упражнения, игры для развития воображения

Великий А. Эйнштейн утверждал, что "фантазия важнее знания". Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.

Воображение - психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.

Л.С. Выготский считал, что "первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека".

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества.

Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, "чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта".

Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. "Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения".

Завершение рассказа

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: "Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...".

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

  • - законченность рассказа;
  • - яркость и оригинальность образов;
  • - необычность поворота и сюжета;
  • - неожиданность концовки.

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова.

Например:

  • а) девочка, дерево, птица;
  • б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Дидактические игры по математике

Игра " Числа вокруг нас"

Цель: расширение кругозора детей, разъяснением значения слов.

  • 1. единица, единство, одинокий, однажды.
  • 2. вторник, двойник, двойняшки, двушка, двустволка.
  • 3. треугольник, тройник, трезубец, треножник, трио, тройка (лошадей).
  • 4. четверг, четверть, четырехугольник.
  • 5. пятница, пятидневка, пятачок, пятилетка.
  • 6. шестилетка, шестерка, шестигранник.
  • 7. цветик - семицветик, семиструнная (гитара), семилетки.
  • 8. осьминог (восемь ног), восьми этажный.
  • 9. "девятый вал", девятилетний.
  • 10. десятка (в мишени), десятина.

Игра "Математические бусы" (рисунок 4).

Цель: развитие навыка устного счета

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

Рисунок 4. Игра "Математические бусы"

Игра "Коллективный счет"

Дидактическая задача: формирование умения быстро и правильно складывать одинаковые и двузначные числа.

Правила и игровые действия.

Класс разбивается на команды по рядам парт. По каждому ряду передают лист бумаги с написанным на нем произвольным числом, например: для первого ряда - число 7, для второго - 4, а для третьего - 5. Каждый из учеников, сидящий первым в своем ряду, должен прибавить к написанному числу 1; вторым - число 2 и т.д. В первом ряду получится следующее сочетание чисел (рисунок 5):

Рисунок 5. Игра "Коллективный счет"

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит работу.

Игра "Звезда из треугольников" (рисунок 6).

Вычислите суммы чисел, вписанных в маленькие треугольники, составляющие звезду.

Рисунок 6. Игра "Звезда из треугольников"

Игра "Магические рамочки" (рисунок 7).

Цель: развитие навыка устного счета.

В пустые клеточки с каждой стороны квадрата впишите такие числа, произведение (сумма, разность) которых равна 24.

Рисунок 7. Игра "Магические рамочки"

Игра "Стрельба" (рисунок 8).

Иван, Николай, Петр и Олег соревнуются в стрельбе. Условные знаки показывают, куда попали выпущенные ими снаряды.

Правило следующее: 25 очков получает тот, кто попал в 3 часть круга; 18 - кто попал в 2 часть круга; 7 очков - кто попал в 1 часть круга.

  • а) Не производя специальных подсчетов, можете сказать, кто победил в этом соревновании, у кого из участников оказалось меньше всего очков?
  • б) Подсчитайте, сколько очков у каждого из участников.
  • в) Определите, кто из участников занял какое место.

Рисунок 8. Игра "Стрельба"

дидактический игра школьник память

Дидактические игры по чтению

Игра "Измени одно слово"

Цель: формировать умение владеть языковым материалом в процессе пересказа и беседы.

Задание: учитель предлагает прочесть предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово (рисунок 9).

Рисунок 9. Игра "Измени одно слово"

Игра "Все ли верно?"

Цель: развивать внимание к тексту, сознательное освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово.

Задание: дети читают предложения и определяют, может ли это быть, если да, то когда, где, почему.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что попала под дождь.

Усталый заяц вернулся с охоты.

Солнце закрыло облака.

Игра "Веселые рожицы"

Вспомни стихи, рассказы, сказки, где герой (рисунок 10).

Рисунок 10. Игра "Веселые рожицы"

Игра " Мамы - дети"

Задание: прочитай, соедини в пары "мамы - дети" (рисунок 11).

Рисунок 11. Игра " Мамы - дети"

Игра "Дождик"

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому,

Дедушке седому!

Е. Благинина.

Задание: сколько капель-слов выпало из тучи?

Продолжи составлять слова сам (рисунок 12).

Рисунок 12. Игра " Дождик"

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. В связи с этим представляем подборку игр, направленных на адаптацию к школьной жизни первоклассников.

Список имеющихся в данном материале игр по целям:

Давайте познакомимся.

Цель: знакомство детей с учителем и друг с другом.

Игру начинает учитель. Он объясняет детям, что в называемых им словах встречается буква, с которой начинается его имя (количество букв в словах не должно превышать 3-4). Задача ребят - отгадать, как зовут учителя. Тот из учеников, кто правильно назовет имя педагога, становится ведущим и продолжает игру, также вспоминая слова, в которых есть первая буква его имени. Игра проводится до тех пор, пока все дети не представятся.

Школьные загадки

Цель: ознакомление учеников со школьными принадлежностями, их происхождением, предназначением, правилами применения.

Учитель зачитывает загадки, дети называют отгадки и показывают (если есть возможность) соответствующие предметы в классе. Педагог перед началом игры обращает внимание ребят на правило поведения ученика - поднять руку для демонстрации готовности к ответу.

На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит)

Знаки черные, кривые, От рожденья все немые. А как выстроятся в ряд - Сразу все заговорят. (Буквы)

Я все знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. (Книга)

В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, кисти, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал)

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? - (Мел)

Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (Циркуль)

Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта)

По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей - Чиста страница. (Школьная доска)

Мой класс

Цель: развитие умения пространственной ориентации в классе методом моделирования, составление и усвоение схемы класса.

Педагог раздает ученикам листы формата А4 и просит нарисовать схему класса (работа организуется в парах или в группах). Затем проводится коллективное обсуждение выполненных работ, учитель обращает внимание ребят на допущенные ошибки и неточности в пропорциях рисунков, отображении местоположения предметов мебели и оборудования класса и т. д.

Пантомима

Цель: ознакомление с понятием "режим дня ".

Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание придумать пантомиму на тему "Режим дня". Участники групп показывают жестами умывание, застилание постели, утреннюю гимнастику, завтрак, действия в школе и т. д. Остальные игроки должны угадать, что им демонстрируется. После игры проводится коллективная беседа о важности соблюдения режима дня.

Ежели вы вежливы

Цель: изучение правил вежливости и развитие коммуникативных умений при организации групповой работы.

Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание: назвать как можно больше вежливых слов; вспомнить, какие слова говорят при встрече (прощании); нарисовать вежливого (невежливого) человека; разыграть сценку "Вежливый мальчик"; придумать историю про лягушонка, которого друзья научили правилам вежливости и т. д.

Я и мы

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков через ознакомление учеников с индивидуальной и коллективной формами ответа на поставленный вопрос.

Перед проведением игры учитель объясняет ребятам, что будет задавать вопросы, на которые они должны ответить или хором, или индивидуально.

Вопросы, требующие коллективного ответа:

  1. Вы учитесь в пятом классе?
  2. Наша страна называется Республика Беларусь (Россия?)?
  3. Сколько ног у человека?
  4. У вас сейчас второй урок?
  5. Вы сейчас спите?
  6. Кого в нашем классе больше - мальчиков или девочек?
  7. Сегодня выходной день?
  8. Мальчики носят юбки?
  9. Вы чистите зубы?
  10. Можно переходить дорогу на красный сигнал светофора?

Вопросы, требующие индивидуального ответа:

  1. Как тебя зовут?
  2. У тебя есть домашнее животное?
  3. Как называется улица, на которой находится твой дом?
  4. На каком этаже ты живешь?
  5. Кем работают твои родители?
  6. Ты любишь рисовать?
  7. Где ты отдыхал этим летом?
  8. У тебя есть братья или сестры?
  9. Сколько тебе лет?
  10. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Нарисуй словами

Цель: развитие и совершенствование речевых умений и навыков учеников в процессе составления словесного портрета.

Учитель предлагает ребятам по желанию составить словесное описание кого-нибудь из одноклассников, не называя его имени. Задача остальных учеников - отгадать, чей это словесный портрет.

Что на что похоже?

Цель: развитие умения различать и определять геометрические фигуры при выполнении упражнений на соотнесение сенсорных эталонов с окружающими предметами.

Перед проведением игры учитель называет и показывает детям геометрические фигуры разных цветов и размеров, объясняет, чем они похожи и какие имеют отличия. Затем педагог обращает внимание учеников на изображения различных предметов, имеющих форму определенной геометрической фигуры. Задача учеников - назвать геометрическую фигуру и еще несколько предметов такой же формы.

  1. Тарелка, часы, колесо, бублик, пуговица, торт, мяч. (Круг)
  2. Плитка шоколада, книга, дверь, блокнот, кирпич. (Прямоугольник)
  3. Кусочек торта, линейка-угольник, крыша дома, пионерский галстук. (Треугольник)
  4. Подушка, печенье, стол, коробка для компьютерного диска. (Квадрат)
  5. Яйцо, мыло, зеркало, стадион, скрепка. (Овал)

Похоже, да не то же

Цепь: обучение нахождению различий и общих свойств предметов.

Учитель демонстрирует детям карточки с иллюстративным материалом, ученики должны определить, какой из рисунков лишний.

Карточка 1: вертолет, птица, воздушный шар, самолет.

Карточка 2: красный тюльпан, желтая роза, желтый нарцисс, желтый ирис.

Карточка 3: фломастер, карандаш, мелок, ручка.

Карточка 4: Буратино, Незнайка, Емеля, Дюймовочка.

Карточка 5: лиса, слон, кенгуру, гиппопотам.

Карточка 6: санки, велосипед, коньки, лыжи.

Карточка 7: дуб, клен, яблоня, каштан.

Карточка 8: петух, цыпленок, курица, индюк.

Карточка 9: зеленый помидор, зеленое яблоко, огурец, капуста.

Карточка 10: машина скорой помощи, автобус, милицейская машина, пожарная машина.

Карточка 11: клевер, мать-и-мачеха, астра, одуванчик.

Карточка 12: стакан, кружка, чашка, ваза.

Карточка 13: плюшевый медведь, бурый медведь, гризли, белый медведь.

Карточка 14: лужа, снеговик, река, озеро.

Карточка 15: ложка, нож, тарелка, вилка.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54

Г. ТОМСК

Дидактические игры для младших школьников

( из опыта работы Яркеевой Галины алексеевны )

Именно в начальной школе закладываются основы учебной деятельности учащихся. Принуждение ребёнка к учебе может повлечь за собой то, что он невзлюбит класс, книгу, самого педагога. Для предупреждения этой проблемы в работе учителя можно использовать игровые формы активизации детей. Малыши легко запоминают то, что для них интересно, и с трудом, то, что навевает на них скуку. В связи с этим главная задача учителя – пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию.

Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей! Не зевай! Отвечай сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.

2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра «Определи курс движения самолета».

3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра «Контролеры».

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра «Числа - перебежчики».

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре «Угадай - ка» дети сами формулируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.

Предлагаю примеры дидактических игр, которые я использую в организации учебной деятельности младших школьников на протяжении многих лет работы на всех предметах.

Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции . Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не – мальчики,

Все сейчас мы – попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти «Добавь следующее ». Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д. например:

2. Слон, тигр.

3. Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2 -4 слова, через некоторое время уже 8 – 10 слов.

Игра «Самый зоркий»

Нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым стимулирующим оттенком (кто окажется зорким и увидит больше орфограмм?)


Игру «Откроем замочек ключиком»

я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором расположены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрическим фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках - ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков

С интересом принимается игра «Чудесный мешочек». Обычно мешочек приносит кто – либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на доску, составляют из них слова. Можно дать дополнительное задание – произвести слого – буквенный анализ или придумать предложение с этим словом. В мешочек можно поместить цифры, геометрические или шахматные фигуры и придумать задания.

игра «На лугу»

Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т. д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.

Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.

На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.

Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.

Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.

Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.

Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.

Дело не в красоте, а в сладком нектаре.

Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром…

Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.

Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.

игра « Опиши цветок »

Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.

Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.

Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.

Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.

игра «Вы пришли в лес»

Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:

На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.

На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.

Началась гроза, а вы заблудились.

Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя попавшего в ту или иную ситуацию.

Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации за более короткое время.

Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.

игра «Если в лесу беда»

Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут. Например:

Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?

Если деревья к весне не распустятся?

Если осенью листья не опадут?

Если засохнут все лесные ручьи?

Если в лесу не будет насекомых?

Если летом всё время будут идти дожди?

Если в лесу не будет лесника?

Если в лесу не будет ягод и грибов?

Если зимой не будет снега?

Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.

Это задание должно выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.

игра «Этажи леса»

Попросите детей представить, что лес – это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.

Это задание дети могут выполнять группами.

После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:

Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?

Если зальёт верхний этаж дома?

Если сломается одна из стен дома?

Если дома будет очень холодно?

Если в доме не будет воды?

Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?

Если в дом зайдут нежданные гости?

Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.

игра «Как мы спасаем лес»

Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.

Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т. д.

На уроках я также использую интерактивные дидактические игры – тренажеры по русскому языку , математике. Дети с удовольствием играют и учатся, отрабатывают знания таблицы умножения, орфограммы по русскому языку(см. приложение)