Зачатие крестителя господня иоанна. Проповедь на праздник Зачатия святого Иоанна Предтечи. О доверии Богу. Предтеча и христос состояли в кровном родстве

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя.

Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я - Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение.

Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Тропарь Предтечи, глас 4:

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:// проро́к Вы́шняго есть хотя́й роди́тися.Кондак Предтечи, глас 1: Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тою сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Мы судимы за наши мысли и дела при нашей жизни. Иногда нам кажется, что по непонятным причинам на нас вдруг обрушиваются невзгоды, болезни, неудачи. Ничего не происходит с нами без воли Божией, даже волос с головы не может упасть. Но это не значит, что Господь управляет нашими судьбами, нашими жизнями механически. Это не значит, что мы лишены всякой свободы. Мы живем свободно и сами выбираем свой путь, свое место в жизни, сами определяем свое место по отношению к Богу. А вот последствия этого выбора привлекают к нам либо милость Божию, либо Божие наказание. Поэтому не Бог нас наказывает – мы себя наказываем, поставляя под гнев Божий, под Божию справедливость. И завершится эта тайна Божественного суда над нами уже в вечности, когда весь род человеческий предстанет пред Богом на Страшном суде.

Зачатие Иоанна Крестителя. Дом Предтечи

Эйн Керем – тихий район Иерусалима в двадцати минутах езды на автобусе от центра. Здесь стоит всемирно известная больница «Гадасса» (помните второе имя ветхозаветной царицы Есфири?), а в ней – синагога с витражами, расписанными загадочным Марком Шагалом.

Здесь же находится место, известное каждому православному по стихам Евангелия от Луки, которые мы слышим на утрене любого богородичного праздника: «Во дни оны воставше Мариам иде в Горняя с тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет» . Да, именно здесь стоял дом первосвященника Захарии и его жены Елисаветы – родителей Иоанна Крестителя. Именно тут началась проповедь Предтечи Господня, из чрева матери поприветствовавшего Пресвятую Деву и тремя днями ранее зачатого от Духа Святого Господа Иисуса Христа.

Сейчас это место является обязательным пунктом программы для паломников из России (и не только) – Горненский монастырь Русской Православной Церкви Московского Патриархата гостеприимно распахивает ворота, и мы оказываемся в уютной тени кипарисовых деревьев, любовно насаженных первыми русскими насельницами.

На месте Рождества Иоанна Предтечи расположен пещерный храм в честь этого события.

Над входом – мозаичное изображение проповедника покаяния:

А на наружной стене удивительные иконы: Благовещение Рождества Иоанна Предтечи, Зачатие Иоанна Предтечи и Бегство Елисаветы с Иоанном Предтечей в пустыню:

Благовещение Рождества Иоанна Предтечи

Зачатие Иоанна Предтечи

Бегство св. прав. Елисаветы с Иоанном Предтечей в пустыню

О последнем событии мы поговорим чуть позже.

За стеной храма, в соседней католической церкви,

находится другая половина пещеры. Собственно, она и разделилась-то волей случая – после землетрясения. Вот так и получилось, что место Рождества Иоанна Предтечи поделилось между православными и католиками. И глухая стена как будто скорбно напоминает о разделении в христианском мире.

К сожалению, состояние храма не позволяет проводить в нем богослужения, и даже паломников туда пускают не всегда.

Поэтому богослужения праздника проходят в двух других храмах обители: Всех святых, в земле Российской просиявших:

и Казанской иконы Божией Матери (непосредственно на месте дома свв. прав. Захарии и Елисаветы):

В этот же день из монастыря уходит икона Благовещения Пресвятой Богородицы, находившаяся здесь три месяца, с праздника Целования (он отмечается только в Русской Духовной Миссии, на третий день после Благовещения).

А теперь вернемся к обещанному – бегство Елисаветы с Иоанном Предтечей в пустыню. От кого они бежали?

Бежали они от тех же солдат Ирода, от которых Святое Семейство уходило в Египет. Именно поэтому на соседней католической церкви изображена мозаика «Бегство в Египет»:


Задумывались ли вы когда-нибудь о числе убиенных Иродом младенцев, которое донесло до нас Священное Предание? Оно колоссально даже по нынешним временам – четырнадцать тысяч. Даже если поделить его на десять – все равно, для Вифлеема это очень много. Ведь Вифлеем и сейчас небольшой город, а тогда население было значительно меньше.

Между тем, Предание донесло до нас и еще один сюжет, значительно менее известный, согласно которому Ирод повелел убить всех младенцев не только в Вифлееме, но вообще в окрестностях Иерусалима.

Недалеко от Эйн Керема находится еще один монастырь, католический. Раньше он принадлежал греко-католикам (поэтому иконы здесь выполнены в греческой манере), а нынешние его хозяева – францисканцы-молчальники.

Пустынь св. Елисаветы

Это место называется “Иоанн в пустыне”. По Преданию, именно сюда бежали праведная Елисавета с младенцем Иоанном. Настигаемая воинами Ирода, Елисавета взмолилась ко Господу: «Пусть эта гора укроет нас со чадом!» – и гора расступилась, впуская беглецов в небольшую пещеру.

Елисавета, как мы помним, была в летах преклонных, когда зачала Иоанна, поэтому долго после рождения сына не прожила. Отрок остался жить в пустыне до выхода на общественную проповедь, о чем скупо сообщает последний стих первой главы Евангелия от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» .

Продолжает он, величайший из рожденных женами, по слову Спасителя, проповедовать и поныне.

В Горненском монастыре рассказывают такую историю. Был у них некоторое время назад охранник, араб-мусульманин. Однажды вечером, обходя территорию, он увидел незнакомого человека с посохом. «Ты что тут делаешь?» – сердито спросил он непрошенного гостя. «А ты сам-то кто?» – вместо ответа спросил его тот. «Я – тут хозяин», – ответил раздраженный охранник. Человек посмотрел на него сурово, сказал: «Нет, хозяин тут я», – и куда-то пропал. А утром охранник всмотрелся в икону Иоанна Крестителя и узнал вчерашнего посетителя.

Бесхитростная в общем-то история, но душу трогает. Может быть, как раз потому, что он, лишившийся крова через несколько дней после рождения и всю жизнь скитавшийся по пустыням, пока не казнили его сильные мира сего за правду, все-таки вернулся к себе домой.

Иоанн Предтеча: Предшественник новой жизни

Это о нем Христос сказал: «… из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » (Мф. 11: 11, ср.: Лк. 7: 28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного - просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил цветистых речей, как Исайя. Почему же он оказался «больше» их и в каком смысле можно понять это «больше»?

На стыке Заветов

Церковь тоже принимает этот масштаб, посвящая Иоанну целый ряд праздничных и постных дней: зачатие (6 октября по новому стилю); рождество (7 июля); усекновение главы (11 сентября); первое и второе обретение главы (8 марта); третье обретение главы (7 июня), не говоря уже о перенесении десницы с Мальты в Гатчину при императоре Павле (25 октября, сегодня эта святыня находится в черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции). Наконец, его память, т. н. «собор», отмечается и в день после Крещения (20 января).

Под именем пророка Яхьи почитают его и мусульмане; особую роль отводили ему в своем богословии самые разные религиозные учения и секты древности – например, гностики и манихеи. И даже знаменитое празднество Ивана Купала (его отмечают далеко не только на Руси) в церковном календаре не что иное, как день рождества Иоанна, хотя здесь наверняка старинные языческие обычаи в сознании народа просто соединились с датой христианского праздника. Иоанна считали и считают своим небесным покровителем многие общины, города, провинции и корпорации - например, канадский Квебек и Мальтийский рыцарский орден, а с ним и все островное государство Мальта.

Более того, мы читаем в Евангелии, что и при жизни Иоанна к нему стекались толпы народа, у него было множество учеников, и даже духовные вожди иудаизма специально отправляли к нему гонцов, чтобы спросить, кем он себя считает. Но в чем же причина такой популярности?

Он - первый, кого мы встречаем в Новом Завете; о его зачатии и рождении рассказывает подробно евангелист Лука. Его родители, священник Захария и его жена Елисавета, долгое время были бездетны (как, например, родители ветхозаветного пророка Самуила), и о грядущем рождении сына Захария узнал непосредственно от архангела Гавриила. Вообще, в его истории мы встречаем очень много деталей, напоминающих нам о Ветхом Завете, - и вместе с тем каждая из них ведет к новозаветному Откровению. Соединение двух Заветов мы видим и в том, как встретились Иисус и Иоанн, когда еще каждый из них был во чреве своей матери.

Юная Мария, которой тот же архангел Гавриил возвестил о рождении Сына, поспешила к Елисавете, своей родственнице преклонных лет, бывшей уже на шестом месяце беременности. Как повествует Лука, « когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее» (1: 41) - кто-то счел бы это простым совпадением, но Елизавета увидела в этом радостное приветствие. Евангелист подчеркивает, что это было действие единого Святого Духа.

Главным в Новом Завете было служение Иисуса, но Иоанн был тем, кто должен был приготовить народ к этому служению, и знак об этом был дан еще до их рождения. Именно поэтому церковная традиция называет его Предтечей, то есть «предшественником».

Проповедник новых смыслов

Дату начала его проповеди точно сообщает нам Лука: « пятнадцатый год правления Тиверия кесаря», то есть 28-й или 29 год н. э. Сам Иоанн жил в пустыне, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался саранчой и диким медом - то есть буквально тем, что можно найти в пустыне. Это, пожалуй, пример самого строгого аскетизма, какой только можно найти во всей Библии. Одновременно это признак беспредельного доверия Богу: человек совершенно не заботится о собственном пропитании, зная, что все действительно нужное ему пошлет Бог.

Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма - только верности Богу. Однажды к нему пришли воины - а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев - и спросили, что им делать. Они, наверное, ожидали, что он потребует от них немедленно отказаться от сотрудничества с римлянами, велит бежать в пустыню, поститься и молиться целыми днями… Иоанн сказал только: «…никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3: 14) - и тем самым раз и навсегда оправдал для христиан воинское ремесло. Оказывается, от солдат требуется честно выполнять свои обязанности, не прибегая к насилию и грабежу, и большего с них не требуется.

Но никак нельзя сказать, что Иоанн был так же мягок со всеми. Больше всего от него доставалось как раз духовным вождям иудеев, которые претендовали на обладание окончательной истиной, и эти их представления, как мы потом не раз увидим из Евангелия, закрывали им глаза на настоящую Истину. Согласно Матфею (3: 7), именно к ним обратил он слова: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»

Впрочем, Лука (3: 7) говорит, что эти слова он говорил приходившему к нему народу. Он стремился не оскорбить этих людей, а обратить их к покаянию, и для этого он указывал им на всю серьезность греха и того положения, в котором оказывается грешник перед Богом. И затем он говорил людям о приблизившемся Царствии Божием и проповедовал «крещение во оставление грехов», но, конечно же, это было не то крещение, которое совершается сегодня в христианских храмах. Никто еще ничего не знал о Кресте - речь шла о ритуальном омовении, которое по ветхозаветному закону предписывалось совершать после разнообразных осквернений (например, после прикосновения к мертвому телу).

Прообраз распятия

Немудрено, что к такому необычному проповеднику, буквально в нескольких словах выразившему всю суть Ветхого Завета, стекались толпы. Но сам он постоянно говорил людям, что он не Мессия, которого тогда напряженно ожидали, и даже отказывался называть себя пророком. Почему? На самом деле его служение было вполне пророческим, и даже Христос говорил, что его можно считать пророком Илией, который, как верили евреи, должен появиться перед пришествием Мессии.

Сказать о себе «я пророк» значило бы придать себе высокий статус, потребовать для себя высоких почестей. Для Иоанна все это было совершенно чуждо, он был «гласом в пустыне» - главным для него было то, что Господь открывал через него людям. И с самого начала он говорил о Том, Кто идет после него, но был прежде него. Когда к Иоанну действительно пришел Христос, тот сначала не хотел крестить Его: да кто он такой, чтобы совершать обряд над Мессией? Но, может быть, именно это высшее смирение Иоанна стало причиной того, что Христос (единственный раз во всем Евангелии!) ничего не сделал сам и все доверил ему - и потом назвал его самым великим из рожденных женами людей. И все-таки, добавил Христос, каждый в Царствии окажется еще больше его - так он согласился со смирением Иоанна, никогда не искавшим ни почестей, ни славы.

Как Иоанн закончил жизнь, знают все. Он обличал тогдашнего царя за его беззаконный брак с женой брата - и царь посадил его в тюрьму. При этом он все же уважал Иоанна и не решался причинить ему никакого вреда. Лишь хитрая интрига царицы, да пляска ее юной дочери на пиру, да оброненное наспех обещание исполнить любое желание плясуньи привели к тому, что царь как бы против собственной воли повелел отрубить Иоанну голову. Но разве не виден и в этом эпизоде прообраз распятия Христа, приказ о котором так же нехотя отдал Пилат? Погрязший во зле мир старается отвергнуть тех, кто обличает его, и находит для того множество способов и аргументов.

Величие смирения, величие подвига, величие жертвы - вот, пожалуй, главный урок Иоанна, сына Захарии, самого великого в Ветхом и самого первого в Новом Завете человека.

Сегодня, к сожалению, женщина не часто объявляет мужу ликующе: «Я беременна!» А были времена, когда неплодность считалась наказанием Божиим за тяжкий грех. В Ветхом Завете раввины говорили, что семь человек отлучаются от Бога, и список этот начинался так: «Иудей, у которого нет жены, или иудей, у которого нет дитяти». Бездетность была причиной для разводов.

В первой главе своего Евангелия апостол Лука рассказывает нам о неплодной паре Захарии и Елисаветы, которые, однако, были праведниками перед Богом.

В Священном Писании есть рефрен о бесплодной женщине, обретающей особую милость у Бога и рождающей дитя, которое принесет великую славу народу Божию. Это, например, Рахиль, мать Иосифа, и Анна, мать Самуила, в чьих сыновьях святитель Киприан видел прообраз Христа, а в матерях – прообраз Церкви (Свидетельства, 1, 20). Таким образом, праведность супругов у Луки противопоставляется отсутствию благодати.

Захария был священником, и вот однажды ему посчастливилось в порядке чреды по жребию служить и совершать каждение в Храме. Священников было около двадцати тысяч, вполне возможно, что многие священники ни разу в жизни так и не удостоились чести служить в Храме; но уж если кому выпадал такой жребий, этот день становился величайшим днем в его жизни.

В этот день жребий выпал Захарии, и он, несомненно, был потрясен до глубины души. И вот справа от жертвенника явился Ангел и сказал испуганному священнику о рождении сына. Из слов Ангела можно заключить, что, даже потеряв надежду, Захария молился о рождении сына. И далее Ангел возвещает, что Иоанн будет радостью не только для родителей, но и для многих людей. Он будет велик пред Господом. Не будет пить вина, потому что ему предстоит утолять жажду Святым Духом. Через его служение множество израильтян обратится к Господу (Мф. 3, 5; Мк. 1, 4), непокорных вернет он на путь праведности.

Захария, как и любой слабый человек, выказывает маловерие в словах: «А как я узнаю? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». Ангел лишает речи Захарию вплоть до рождения сына. Вспомним: «Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь Бог?» (Исх. 4, 11). Немота, следующая за получением откровения, предстает в Ветхом Завете как результат потрясения (Дан. 10, 15), иногда как знамение (Иез. 3, 26), иногда же как наказание (2 Мак. 3, 29).

Между тем народ ожидал, что Захария после положенной молитвы выйдет наружу, чтобы дать Аароново благословление, но он выйдя объяснялся с ними знаками. Каким жестом изобразить Ангела и то, что Он возвестил? Тем более что к Захарии у Луки употреблено слово «кофос», что могло означать «глухой», «немой», либо то и другое вместе, то есть глухонемой. Верно последнее, так как далее из Евангелия от Луки (1, 62) ясно, что Захария не только онемел, но и оглох.

По окончании дней своей службы Захария возвратился домой, потому что он жил с женой в другом городке. После этих дней Елисавета зачала и таилась пять месяцев о своей беременности, видимо, не желая вызывать пересуды среди недоверчивых соседей. Во время своего добровольного затворничества она неустанно благодарила Бога за Его великую милость. Беременность Елисаветы стала особым знаком Божиего всемогущества для Пресвятой Богородицы Девы Марии. Получив благовестие от Архангела Гавриила, она с поспешностью пошла к Елисавете, и, когда они поцеловались, приветствуя друг друга, Иоанн взыграл во чреве Елисаветы. Смотри, еще не рожденные дети могут принимать участие в событиях этого мира (ср. Быт. 25, 22–23). Так, согласно раввинистическим легендам, радовались еще не рожденные младенцы при переходе через Красное море во время исхода из Египта. Иоанн уже во чреве приветствует Иисуса, уже принимает Его как своего Господина, как Того, Кого ему суждено возвестить миру. Елисавета, исполнившись Святого Духа, благословляет Марию и грядущего Спасителя. Эти слова (Лк. 1, 42–45) принято называть «песнью Елисаветы», слова похожи на молитву Анны (1 Цар. 2, 1–10). В ответ на это Мария произносит слова благодарности Богу: «Величит душа моя Господа» (так называемый Магнификат, принимаемый всеми Церквями как прекраснейшая молитва). Мария остается с Елисаветой до тех пор, пока той не пришло время родить. Когда же рождается младенец, родители не сговариваясь нарекают его Иоанном («благодать Божия»), именем, которое дал до рождения Ангел. Причем Захария, все еще глухонемой, пишет имя сына на дощечке. После чего к нему возвращается дар речи и он тоже благодарит Господа («песнь Захарии»), возвещает пророчества о будущем служении Иоанна и рождении Спасителя.

Таким образом, праздник зачатия Иоанна Предтечи – это праздник долгого ожидания благочестивых родителей. А главное, праздник доверия Богу. Мы не выбираем родителей, мы не выбираем детей. И вот, дай Бог, чтобы мы были достойны того, кто рождается в нашей семье. Потому что сама беременность – это радость и чудо, и понимание того, что дети – это навсегда для нас. Если бы нам дано было видеть, какими прекрасными и великими они вырастут из этих милых шалопаев, если бы мы видели их детей, и внуков, и внуков их внуков, мы бы относились к рождению ребенка как величайшему сокровищу. Мы бы чувствовали присутствие Божие в детской святой возне.

Зачатие Крестителя Господня Иоанна празднуется 6 октября. В этот день церковь прославляет премудрость Божию за милость к благочестивым и праведным родителям святого Иоанна, праведным Захарии и Елисавете.

На протяжении всей жизни желавшие и просившие у Бога дитя, престарелые Захарий и Елисавета обрели возможность стать родителями. Их сын стал пророком и предтечей владыке Христу и спасителю мира. Также на шестой день октября в храме принято вспоминать о святителе Иннокентии, мученице Раисе Александрийской и священномученике Иоанне Анкратовиче.

История чудесного рождения Крестителя Господня Иоанна

Рождение святого Иоанна отождествляется с настоящим чудом. На территории исторической области ближнего Востока Палестине, жили праведные и благочестивые священник Захария и жена его Елисавета. Пожилые супруги много лет оставались бездетными и постоянно молились о том, чтобы Господь подарил им чадо. В одно из богослужений Захария узрел архангела Гавриила, который принес священнику благую весть о том, что вскоре у них родится сын. Однако Захария не уверовал в сказанные слова и понес наказание, лишившись дара речи. Однако наказание было послано Захарии не навсегда. В час, когда родится на свет его сын священник вновь обретет дар речи.

Пророчество сбылось тогда, когда благочестивая Елисавета подарила жизнь ребенку. Захария написав на табличке имя своего сына, которое он услышал от ангела, вновь обрел способность говорить. По церковным понятиям, возвещение про имя человека еще до его рождения означает, что он станет великим в истории. По прошествии 33-х лет пророк Иоанн провел обряд крещения Иисуса Христа в священных водах реки Иордан.

Великое Рождество Крестителя Господня Иоанна

День рождения святого Ионна является одним из трех Рождеств, которые верующие традиционно празднуют, а именно: Рождество Христово, Рождество Богородицы и рождество святого Иоанна предтечи. В этот значимый день, верующие поздравляют друг друга, а в храмах проходят праздничные литургии общеправославного уровня.

Также есть определенные запреты, которые присущи любому другому православному событию. В день великого Родждества Ионна нельзя заниматься тяжелой работой, сквернословить и ругаться. Священнослужители рекомендуют верующим к прочтению молитвы от Луки и послание к Галатам.

В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, совершилось славным и чудесным образом зачатие святого Иоанна Предтечи. Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось бы и праздновалось Святою Церковью . Известны только три матери, во чреве которых совершившиеся зачатия стали предметом удивления для всего мира. Это – праведная Анна, святая Елисавета и Пречистая Дева Мария. Анна праведная зачала Богородицу, Елисавета – Предтечу, а Дева Мария – Христа Спаса нашего. Все сии зачатия были возвещены ангелом и совершились по благодати Божией, но притом не иначе, как чрез беседу между благовестником и зачинающими, ибо Сам Бог требовал и соизволения зачинающих. Посему благовестник, святой архангел Гавриил, войдя в алтарь к священнику Захарии, служившему тогда пред Богом сказал:
– Не бойся, Захария: молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему – Иоанн. И многие возрадуются о рождении его.
Захария отвечал:
– То, что возвещаешь ты мне, вестник радостный, и неожиданно и странно, ибо родить детей в старости неестественно; я же стар, и жена моя в летах преклонных: как мы можем зачать и родить сына?
Ангел же ответствовал:
– С первых же твоих слов, Захария, я вижу, что ты маловерен; ты не веришь, что слова мои сбудутся. Правда, то, о чем я возвещаю, не свойственно твоей природе, но на сие есть воля Божия, для которой нет ничего невозможного: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9 ). Разве не известно тебе, что Бог мог сотворить Адама из земли, создать Еву из кости Адамово й и престарелой Сарре даровать сына Исаака? Посему и твоей жене Всемогущий Бог дарует в старости рождение сына; ибо услышана молитва твоя.
– Я, – сказал Захария, – ныне приношу Богу свои молитвы о пришествии вожделенного Мессии, Коего Он обещал устами святых Своих пророков; молюсь, чтобы Бог скорее послал Его на землю спасти семя Авраамово от рабства иноплеменников; молюсь Ему еще и о том, чтобы Он простил согрешения мои и грехи всего народа; а о том, чтобы иметь сына, я ныне не молюсь, ибо уже и сам достиг преклонного возраста, и жена моя состарилась.
Ангел же сказал ему:
– Я – Гавриил, предстоящий пред Богом; по откровению Божию я знаю, что ныне ты молишься не о даровании сына, а о том, о чем ты сказал мне; однако прежде, когда и ты и супруга твоя не были еще стары, ты усердно молил Господа, чтобы Он послал вам сына. Всемилостивый Господь, от Него не может укрыться даже и малейшее движение сердца человеческого, внимает молящимся Ему и исполняет желания боящихся Его. Услышав твои прежние молитвы, Он дарует тебе сына равноименного благодати 5977 ; ибо Господь ведает по Своему благоволению, когда исполнить прошения святых Своих: и вот у тебя родится сын, который велик будет пред Господом.
На сие Захария отвечал:
– Вижу я теперь, благовестник, что ты – ангел Божий, ибо и беседа твоя свидетельствует о сем, и твой вид ясно показывает сие, и сила слов твоих подтверждает то. Сначала же, когда ты внезапно предстал предо мною и стал вещать, я ужаснулся, подобно тому как некогда убоялся Даниил пророк, увидев ангела: «смотрел, – говорил он, – на это великое видение, но во мне не осталось крепости» (Дан.10:8 ); также и мать Самсона говорила: «Человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный [страшный]»(Суд.13:6 ). Посему я и убоялся и не дерзаю возражать против твоих ангельских слов; однако спрошу, почему имеющий родиться у меня сын будет велик? Разве он будет выше и святее пророка Иеремии, к которому было слово Господне: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:5 ).
Ангел же сказал:
– Велик будет пред Господом сын твой, и своим духовным величием не только будет равен пророку Иеремии, но и превзойдет его; если тот получил освящение до рождения своего, то сей еще более исполнится Духа Святого еще во чреве матери своей; Иеремия предназначался только к пророчеству о Мессии, а сей удостоится и руку возложить на Него и крестить Его. И не только Иеремию, но и прочих великих святых он превзойдет величеством благодати Божией, ибо и в наших ангельских чиноначалиях, которые всегда видят лицо Господа Саваофа, Бог не всем равно открывает тайны Своей благой воли, но чрез вышних чинов являет их низшим. Много звезд является перед восходом солнца, но одна лишь денница предшествует самому солнцу. Многие пророки проповедовали о пришествии Мессии, но отрок, рожденный тобою, не только будет проповедовать словом, но и перстом своим укажет людям Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Вот почему сын твой будет велик и больше среди всех рожденных женами. Насколько исполнение радостной вести приятнее, чем самая весть, настолько будет иметь более чести сравнительно с другими пророками тот пророк, который от тебя родится. До него пророчествовали все пророки и самый закон, сей же будет завершением всех пророков, концом Ветхого Завета, предтечей новой благодати.
Захария на сие сказал:
– Хороша и радостна весть твоя, ангел Господень! Если и всякий премудрый сын веселит отца, то насколько более возвеселил бы меня, старца, сын мудрейший, нежели все пророки! Но как мне радоваться, когда я сомневаюсь в словах твоих? Не бывает радости и веселия в вещах сомнительных, но только в достоверных. И так умоляю тебя, ангел Божий, скажи мне, как могу я увериться в том, что ты мне возвещаешь?
Тогда Гавриил отвечал:
– Ты еще продолжаешь сомневаться и не веришь моим словам, Захария; неужели буду говорить ложно я, посланник Бога, [ведь] «верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих» (Пс.144:13 ), так что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37 ). Ты – иерей и учитель Израилев, ужели не знаешь, что наступило время, которое я высчитал седминами, когда был послан в Вавилон к пророку Даниилу ? Разве вы не читали его пророчества? Рассмотри и познай, что уже приблизился Спасающий Израиля и пред лицом Его будет предшествовать ангел во плоти – сын твой, который уготовит путь Мессии, шествуя пред Ним в духе и силе Илии. Но за то, что не поверил словам моим, ты будешь нем и не скажешь ни слова до того дня, когда сие исполнится.
И тотчас немота сковала уста Захарии, а узы неплодия Елисаветы разрешились. Ангел же отошел к престолу Вседержителя. Слава Господу во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Первее нераждающая неплоды возвеселися, се бо зачала еси солнца светильника яве, просвещати имуща всю вселенную слепотою недугующую. Ликуй Захарие, вопия со дерзновением: пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак, глас 1:

Веселится светло Захария великий, со всеславною Елисаветою сопружницею, достойно зачинающе Иоанна Предтечу: егоже архангел благовести радуяся, и человецы достодолжно почтим, яко таинника благодати.

Припев Иоанну Предтече

Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас.

МОСКВА, 20 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Праздник Крещения Господня, отмечаемый в России массовыми купаниями в прорубях и освящением воды всех водоемов, неразрывно связан с фигурой Иоанна Крестителя. На следующий день после Богоявления Церковь празднует Собор Иоанна Предтечи, а всего в святцах ему посвящены целых семь праздников. Почему их так много, в чем их суть и какие необычные истории с ними соединяются — в материале РИА Новости.

Собор Иоанна Предтечи (20 января)

Празднование Собора Иоанна Крестителя 20 января связано с церковным обычаем: после больших праздников на следующий день вспоминать тех святых, которые имеют непосредственное отношение к этому событию. И если сразу после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, Иосифа Обручника и брата Господня Иакова, то после Крещения Господня чтят память того, кто собственноручно крестил Спасителя.

Слово "собор" в названии праздника — как его определял святитель Димитрий Ростовский в своих знаменитых "Житиях святых" — означает, что "народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне" Иоанна Крестителя.

Иоанн Предтеча, свидетельствовавший о пришествии на землю Сына Божия, завершает историю Ветхозаветной Церкви и открывает эпоху Нового Завета — установления новых духовных ценностей. Он считается самым великим из пророков. Сам Христос говорил о нем, что "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Евангелие от Матфея, 11-я глава). Евангелисты называют Предтечу Ангелом Господним, а на иконах его часто изображают с крыльями.

"Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию", — говорил известный проповедник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910-2006).

Зачатие Иоанна Предтечи (6 октября)

Это произошло примерно за два года до Рождества Христова. Иудеи, ожидавшие в то время Мессию, ждали и его Предтечу: в пророческих книгах говорилось, что тот явится раньше Мессии и укажет на Его пришествие. До рождения Иоанна Крестителя в древнем Израиле уже несколько веков не было пророков, поэтому народ с готовностью откликнулся на проповедь Крестителя, пусть и носившую обличительный и нелицеприятный характер.

В праздник Зачатия Иоанна Предтечи христиане вспоминают о том, как родители пророка — праведные священник Захария и жена его Елизавета — получили радостную весть о скором рождении у них сына. Супруги были уже в преклонном возрасте, но не имели детей и постоянно просили Бога о даровании им младенца.

Архангел Гавриил явился священнику Захарии, когда он служил в Иерусалимском храме. Ангел сказал, что у него родится сын, которого он должен назвать Иоанном. А за то, что Захария вначале не поверил словам архангела, он был поражен немотой до момента рождения сына.

Праздник Зачатия Иоанна Предтечи имеет византийское происхождение и известен с V века. Первоначально он совпадал с днем новолетия, который в 462 году был перенесен с 23 на 1 сентября по старому календарю.

Рождество Иоанна Предтечи (7 июля)

Рождество Иоанна Предтечи (как и Усекновение его главы) относится к пяти "великим" церковным праздникам, следующим по значению после "двунадесятых" (двенадцати главных) Господских и Богородичных праздников. Этот день всегда приходится на Петров пост, словно напоминание о том, что и сам Иоанн всю свою жизнь строго постился — питался только травой и диким медом, а чаще всего и вовсе "ничего не ел и не пил".

Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Перед этим, как рассказывает Евангелие, его мать Елизавету посетила Пресвятая Дева Мария, которая была ее дальней родственницей. И еще не родившийся Иоанн приветствовал Божию Матерь, "взыграв во чреве" Елизаветы. Это необычное событие постоянно вспоминается за праздничными богослужениями.

Когда Елизавета родила сына, этому радовались все ее родственники и друзья, приглашенные на торжество. Когда решали, как назвать младенца, Захария написал на дощечке: "Иоанн имя ему" — и сразу после этого вновь обрел дар речи. Тогда же Захария произнес пророческие слова о том, что в мир приходит Мессия, а его сын будет Его Предтечей.

Дальнейшее церковное предание сообщает о том, что праведная Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере, после повеления царя Ирода расправиться со всеми младенцами в районе места рождения Спасителя. А Захария был убит прямо в Иерусалимском храме за то, что не открыл местонахождение сына. Иоанн жил в пустыне вплоть до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.

По словам отца Иоанна (Крестьянкина), пустыня стала "матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова", и "в безмолвии пустыни он готовился заговорить гласом Истины в пустыне людской".

Рождество Предтечи с древности празднуется Церковью. Дата рождения "величайшего из пророков" была определена на основе евангельских данных о шестимесячной разнице в возрасте Иоанна и Христа. При этом праздник Рождества Христова оказался близок к зимнему солнцестоянию, когда длина светового дня начинает возрастать, а рождение Предтечи — к летнему солнцестоянию и уменьшению солнечного света. Возможно, на это указывают и образные слова самого Крестителя о том, что "Ему (Христу. — Прим. ред.) должно расти, а мне умаляться" (Евангелие от Иоанна, глава 3).

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

В этот день православный мир вспоминает смерть пророка на пьяном пиру во дворце иудейского царя Ирода. В тюрьму Иоанн Креститель был заключен за то, что обличал Ирода, жившего с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. Во время пира дочь Иродиады Саломия угодила Ироду и всем гостям своими танцами, и царь пообещал за это исполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись с матерью, Саломия попросила тотчас же принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. По приказанию правителя Предтеча был усечен мечом.

Это событие, подробно описанное в Евангелиях, произошло в 32 году. Между тем предание сохранило дальнейшее развитие этой трагической истории. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед и была им сдавлена: тело находилась в воде, а голова надо льдом. В итоге острый лед перерезал ей шею. Труп Саломии обнаружили, и ее голову принесли Ироду и Иродиаде. Свою жизнь они закончили в заточении в Испании, где, по легенде, были поглощены разверзшейся землей.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это всегда день строгого поста, даже если он выпадает на воскресенье, — таким образом Церковь чтит память мученика. На Руси в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков, а в 1914 году во всероссийском масштабе 11 сентября впервые отметили День трезвости.

Ровно 100 лет спустя, в 2014 году, по инициативе Русской православной церкви эта традиция была возрождена. Сейчас в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, ни разу за свою жизнь не выпившего вина, во всех храмах России возносятся особые молитвы об исцелении от "страсти винопития".

По словам патриарха Кирилла, пример Иоанна Предтечи показывает, что "для Бога нет этой жизни и жизни вечной — для Него все одна жизнь", и "то, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу".

"Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все это обретает свой конечный смысл и свое конечное значение", — сказал патриарх в проповеди, посвященной Предтече.

Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта)

Тело Предтечи его ученики захоронили в самарийском городе Севастии, а его голову Иродиада спрятала во дворце. Однако верующая жена домоправителя Ирода Хузы вынесла ее и погребла в глиняном сосуде на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Первое обретение главы произошло в IV веке, когда новый владелец поместья стал строить там церковь. Рабочие, готовившие фундамент, нашли сосуд с головой Иоанна Крестителя. Однако перед своей кончиной вельможа вновь спрятал святыню в том же месте, боясь, что она попадет в руки противников христиан.

Спустя какое-то время, в правление императора Константина Великого, Предтеча лично явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим поклониться святым местам, и открыл им местонахождение своей "честной главы". По преданию, откопав святыню, иноки положили ее в мешок и понесли домой, но потом дали ее нести встретившемуся им на пути незнакомому горшечнику. И тогда сам Предтеча, явившись ему, повелел скрыться от легкомысленных монахов, и с того момента горшечник стал хранителем святыни. После его смерти голова святого, запечатанная в водоносный сосуд, хранилась христианами.

Впоследствии впавший в ересь священник Евстафий закопал святыню в пещере вблизи сирийской Эмессы (ныне город Хомс), а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году Иоанн Креститель в видении указал игумену этой обители, где находится его глава. Именно это событие и празднуется как "второе обретение". Затем святыню перенесли в Константинополь.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи (7 июня)

Во время религиозных волнений в Константинополе голову Предтечи перенесли обратно в Эмессу, а оттуда, уже в начале IX века, из-за набегов сарацин — в абхазские Команы. Когда начались иконоборческие гонения, ее вновь скрыли в земле. Только после восстановления иконопочитания патриарху Игнатию во время ночной молитвы было открыто местонахождение святыни.

Первосвятитель сообщил об этом императору, и глава была в третий раз обретена в Команах (неподалеку от нынешнего Сухуми), в указанном патриархом месте (около 850 года). Здесь, в маленьком гроте, сохранился почитаемый верующими нерукотворный образ Иоанна Предтечи. А саму голову опять перенесли в Константинополь и 7 июня положили в придворной церкви. Часть реликвии была доставлена на Афон.

В память третьего обретения главы Крестителя Господня Православная церковь установила празднование 25 мая (по старому стилю, 7 июня — по новому).

Тем не менее относительно конечной судьбы святыни сегодня есть разные версии: в качестве местанахождения ее или ее частей фигурируют собор Амьена во Франции, церковь Сан-Сильвестро-ин-Капито в Риме, мечеть Омейядов (древний собор) в Сирии, коптский монастырь Вади Натрун и некоторые другие места. Возможно, святыня была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах.

Перенесение десницы Крестителя с Мальты в Гатчину (25 октября)

Помимо главы Иоанна Крестителя, Церковь особенно почитает его "десницу" (правую руку), которой он крестил Христа. Считается, что правую руку Предтечи принес из Севастии на свою родину, в сирийскую Антиохию, евангелист Лука. Там она хранилась около тысячи лет.

Но после завоевания Антиохии мусульманами христианскую реликвию переправили в Халкидон в Малой Азии, а потом, в 956 году, — в Константинополь. После взятия столицы Византии турками-османами в 1453 году ее святыни хранились в царской сокровищнице. Однако есть свидетельства о том, что в 1484 году правая рука святого Предтечи была отдана султаном Баязетом родосским рыцарям, а те перенесли святыню на Мальту, где она находилась почти три столетия.

Геннадий Заридзе: в чудо легче поверить, если оно подтверждается наукой Председатель Объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе, измеривший пирометром температуру Благодатного огня, в канун Дня знаний рассказал РИА Новости о полученных результатах и поделился своими мыслями о роли науки в религиозной жизни.

После того как в 1798 году французы захватили остров, мальтийские рыцари преподнесли десницу в дар императору Павлу I, находившемуся в это время в Гатчине. Это произошло 12 октября 1799 года. Осенью того же года святыню перевезли в Петербург и поместили в Спасову церковь в Зимнем дворце. Для десницы Крестителя был изготовлен специальный золотой ковчег. Праздник в честь этого события был установлен в 1800 году.

После революции 1917 года реликвию вывезли за рубеж. В конце концов она оказалась в Черногории, первоначально в монастыре святого Василия Острожского, а затем в Цетинском мужском монастыре. Там десница Иоанна Крестителя хранится по сей день. Впрочем, на ней отсутствуют два пальца: средний сейчас находится в одном из храмов итальянской Сиены, а мизинец — в Оттоманском музее в Стамбуле.

Тело же Иоанна Крестителя, первоначально захороненное в Севастии, в результате Первого крестового похода в XI веке было перевезено в Геную. Сейчас мощи хранятся в специальном ковчеге в кафедральном соборе Святого Лаврентия.