Ребенок - дошкольник и компьютер. Развитие или зависимость. "Компьюшка" программа обучения детей старшего дошкольного возраста компьютерной грамотности

МКДОУ Детский сад № 6 к. в.

Программа

Компьютер для дошкольников

с. Песчаное 2009 г.

1. Введение.

2.

3. Организация учебного и игрового процесса.

4. Литература.

Введение.

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивается на человека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, холодильником и электрическим чайником, печатной машинкой и компьютером.

Мы живём в век информации, когда происходит компьютерная революция, и являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, проникают в школы, дома и детские сады.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов деятельности ребёнка. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Занятие детей на компьютере имеет большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Учёные отмечают, чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше польза нашему мозгу.

Работа на компьютере вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Компьютер также помогает развивать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, воспитывает волевые качества и приобщает ребёнка к сопереживанию, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста и учебной направленности.

Психологи отмечают: чем раньше ребёнок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, т. к. у ребёнка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка.

Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.

Цель: развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий .

Задачи: 1. Ознакомительно – адаптационного цикла.

· Познакомить детей с компьютером

· Познакомить с историей ЭВМ

* Познакомить с правилами поведения и правилами безопасности

работы на компьютере.

* Сформировать начальные навыки работы за компьютером.

* Познакомить с клавиатурой, монитором, «Мышкой».

2. Образовательно – воспитательного цикла.

* Учить осознавать цель

* Выбирать системы действий для достижения цели

* Учить оценивать результаты деятельности

Формировать элементарные математические представления

* Совершенствовать навыки счёта

* Изучать и закреплять цифры

* Проводить работу с геометрическими фигурами

* Решать простейшие арифметические задачи

* Развивать умение ориентироваться на плоскости

* Закреплять представления о величине предметов

Развитие речи

* Расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире

Развивать сенсорные возможности ребёнка

* Формировать эстетический вкус

Развивать знаковую функцию сознания

Развивать эмоционально – волевую сферу ребёнка

* Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность

усидчивость

* Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству

3. Задачи творческого цикла.

* Развивать конструктивные способности

* Тренировать память, внимание

* Развивать воображение

4. Развивать творческое, логическое, абстрактное мышление.

* использовать элементы эвритического мышления

* Развивать потребность к познанию.

Основные принципы построения программы.

Программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип развивающего обучения.

* Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребёнка.

* Определять зону ближайшего развития

· Аквариумы для поддержания воздушного режима;

· Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста ребенка.

II. Зал для предкомпьютерной подготовки и послекомпьютерной релаксации.

1. Раздаточный материал для каждого ребенка.

2. Дидактические игры.

3. Средообразующие модульные предметы.

4. Разнообразные игрушки.

5. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.

6. Мягкая мебель.

7. Зал оформляется обилием разнообразных цветов.

III. Техническое помещение.

IV. Санузел.

Формы контроля.

Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы «Практического применения компьютера в детском саду» проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий. Подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности занятий, опираясь на зону ближайшего развития. Диагностика проводится три раза в год.

В начале года (сентябрь) определяется общий уровень развития ребенка :

1. Изучение личности:

· Изучения умения сохранять цель в случае затруднения успеха;

· Изучение самоконтроля.

2. Изучение познавательной сферы:

· Оценка общего психического развития;

· Изучение объема произвольного внимания;

· Изучение устойчивости и распределения внимания;

· Изучение зрительной и слуховой памяти;

· Изучение оригинальности воображения;

· Изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

· Изучение умственной работоспособности.

3. Изучение физического развития:

· Изучение скорости движения и уровня развития координации кисти;

· Изучение координации движения, взаимодействие руки и глаза.

В середине года (декабре, январе) проводится диагностика развития речи:

· Изучение грамотного строя речи;

· Изучение звуковой стороны речи;

· Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;

· Изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1. Изучение личности:

· Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу;

· Слушать и точно выполнять указания взрослого;

· Изучение целенаправленности деятельности;

2. Изучение познавательной сферы:

· Оценка уровня общего психического развития (сравнить с результатом первой диагностики);

· Изучение общей способности к обучению;

· Изучение устойчивости внимания;

· Определение объема памяти;

· Диагностика уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

· Изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.

3. Диагностика физического развития:

· Определение скорости движения и уровня развития координации кисти руки.

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется большое внимание робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций родителям. Даются дополнительные задания на дом, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа , а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.

Для контроля за усвоением знаний проводятся контрольные занятия: игры, ребусы и т. п. (как с применением компьютерной техники , так и без неё):

1. Реши кроссворд «Компьютерный мир»;

2. Математический КВН;

3. Развлечение «Звуковая дорожка»;

4. Страна «Воображалия»;

5. Путешествие с Вини-пухом (выбор самых внимательных детей и их награждение памятными эмблемами);

6. Итоговое развлечение «Какими были, какими стали» (повторение любимых физминуток, игр). Награждение памятными подарками, сладкими призами.

Литература:

1. , Смирнова игры для детей младшего дошкольного возраста.

2. , Павлова Л, Н., Новикова для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1990.

3. Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая Л. Энциклопедия профессора Фортрана.

4. Михайлова занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1992.

5. Никитин игры. 5-е изд. доп. М., Знание, 1994.

6. Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. Челябинск, Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.

Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

Развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

Формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

Закрепление навыков счёта и чтения;

Приобретение практических навыков при работе с ПК.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с учащимися 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

- практические занятия;

- беседы;

- работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);

- активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие- соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учащиеся должны знать:

Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

Правила безопасной работы с компьютером.

Пользоваться манипулятором «мышь»;

Различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

Выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

Рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

Перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Е nter »;

Выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

Нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

Вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши « BackSpace ».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

- ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;

- на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;

- на высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:

Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

Магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;

- принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.

- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

Использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;

- включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);

- подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальный подход

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Домашнее задание

Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Компьютерная азбука

8

Учимся работать на компьютере

10

Развиваемся с компьютером

- игры на развитие внимания,
мышления, памяти;

- развитие речи;

- знакомство с окружающим миром;

- формирование математических
представлений;

- развитие творческого воображения.

16

Культурно – досуговая деятельность

2

Итого :

36

Содержание программы

1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка

«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».

«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».

Flash -игра «Загадки о животных».

2. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc .

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift .

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift .

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock .

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».

«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».

3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

Внимания;

Зрительной и слуховой памяти;

Навыков простого счета и чтения;

Распознавания цветов и геометрических фигур;

Логического, образного и ассоциативного мышлений;

Творческого подхода к изучению нового;

Навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).

«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».

«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».

Методическое обеспечение программы

Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.

Занятия проходят по следующей схеме:

Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.

Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.

Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).

Раздача «мышек» (поощрение) – 2 мин.

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.

При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.


Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Техническое обеспечение

Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/ XP , привод CD - ROM , колонки, наушники.

Информационно-методическое обеспечение

1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.

2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.

5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.

6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.

7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.

9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета, 1992.

10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.

11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001

12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.

13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

15. Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996.

17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.

18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.

19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.

Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.

Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.Авторская программа по

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие

в компьютерную страну»

Программа обучения детей

старшего дошкольного возраста компьютерной грамотности

Шиганова И.Н.

2008-09 уч.год

Овладевать знаниями надо в детстве,

ибо то, что будет запечатлено в

раннем возрасте

останется в памяти навсегда»

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

Заявка

Место работы: Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

157510 Костромская область

Шарьинский район

п.Ветлужский,

м-н Победы, д.8

/49449/ 5-70-60; 5-68-06

[email protected]

Должность: воспитатель компьютерного класса высшей квалификационной категории

Педагогический стаж: 27 года

Название учебной программы: « Путешествие в Компьютерную страну»

Адрес :

157510 Костромская область

Шарьинский район

п. Ветлужский,

м-н Победы, д. 4 «Б», кВ. 30

/49449/ 5-70-88;

[email protected]

Руководитель (директор прогимназии): Шаухова Надежда Константиновна

1 . Пояснительная записка

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.

Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.

Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

  1. В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

  1. Открытие нового знания или умения.

С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

  1. Повторение и развивающие задания.

Проводятся при наличии свободного времени.

  1. Итог занятия.

Дети фиксируют в речи, что нового узнали;

Примечание. Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами 2–5 минут (клавиатурой и мышью). Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

  1. Целью программы «Путешествие в компьютерную страну» является обучение детей компьютерной грамотности.
  2. Задачи
  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
  1. познакомить с историей ЭВМ;
  2. познакомить с назначением ЭВМ;
  3. познакомить с устройством ЭВМ.
  1. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  2. Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
  3. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
  1. познакомить с манипулятором "Мышь"
  2. познакомить с клавиатурой;
  1. Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением
  1. Актуальность

"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства Д.А. Медведева.

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Отличительная особенность программы «Путешествие в компьютерную страну» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

  1. Новизна

Новзна программы «Путешествие в компьютерную страну» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

Программа использует современные компьютерные программы:

  1. «Компьютер для дошкольника»(2008г. «Одиссей»),
  2. «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),
  3. Tux Paint(2007г. компания «медиаХауз») входит в комплект образовательной системы «Школа 2100»;
  4. «Раскрась-ка» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
  5. А так же «Пазлы для все семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.
  1. Концепция:

Программа разработана на основе исследовании ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им.Ломоносова., НИИ общей и педагогической психологии Педагогического института РАО и независимой Ассоциации «Компьютер и детство», а так же с учетом опыта создания информационной компьютерной среды в прогимназии №18 «Родничок» и в рамках реализации муниципальной программы «Компьютеризация в образовании».

Идея концепции заключается в формировании системы знаний и умений при работе с современными технологиями, в обеспечении развития личности ребенка. В центре образовательного процесса – взаимодействие преподавания и учения, деятельность, как педагога, так и ребенка.

Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития личности» (Л.С. Выготский).

Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие способностей личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно - практическую сферы .

Основные принципы концепции :

  1. Высокий, но посильный уровень трудности.
  2. Воспитание у детей положительной мотивации к обучению, познавательных интересов, включение в образовательный процесс эмоциональной сферы.
  1. Содержание
  1. в рамках программы «Радуга» Т.Н.Дороновой;
  2. в соответствии с Временными (примерных) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении;
  3. конкретное содержание деятельности определено рамками учебного плана «Путешествие в компьютерную страну»

Старшая группа /

раздел

тема занятия

цель

средства

Компьютерная азбука

Знакомство с компьютером

Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении.

Для чего нужен компьютер?

Где можно встретить компьютер?

Правила работы в компьютерном классе

Познакомить с правилами работы в компьютерном классе.

Как правильно вести себя за компьютером?

Инсценировка различных ситуаций

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе»

Правила техники безопасности

Познакомить с техникой безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз.

Знакомство со Смайликом. Рассказ Смайлика о запрещающих и разрешающих знаках (в картинках)

CD «Компьютер для дошкольников»

Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера

Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь.

CD «Компьютер для дошкольников»

Лого пеналы с муляжами Мышь.

Знакомство с мышью

Познакомить с устройством ввода МЫШЬ

Рассказ Смайлика о устройстве ввода - мышь, рассмотреть действующие кнопочки и колесико, нажатие на кнопки мыши – дид. задание «Повтори»

CD «Компьютер для дошкольников»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью. Один щелчок мыши

Научить нажимать на левую кнопочку мыши один раз

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация одиночного щелчка мыши

дид. задание «Повтори»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью. Двойной щелчок мыши

Научить нажимать на левую кнопочку мыши два раза, выполнять двойной щелчок

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация двойного щелчка мыши.

Практические упражнения – «Сделай так же»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью

Научить перетаскивать элементы с помощью мыши

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация способа перетаскивания мышью. Развивающая программа «Пазлы для всей семьи»

Презентация «Мышка»

«Пазлы для все семьи»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Перспективное планирование учебного материала / Подготовительная к школе группа/

тема занятия

цель

Компьютерная азбука

Знакомство с компьютером

Продолжать знакомство с компьютером, его свойствами, назначением. Познакомить с историей возникновения

Для чего нужен компьютер? История возникновения компьютера Кому нужен компьютер в работе? Где можно увидеть компьютер? (беседа)

CD «Компьютер для дошкольников»

Правила работы в компьютерном классе и техника безопасности

Закрепить правила работы в компьютерном классе, технику безопасности работы с компьютером и с гимнастку для глаз.

Рассказ Смайлика о Правила работы за компьютером, о технике безопасности. Продолжать знакомство с запрещающими и разрешающими знаками (картинками) Инсценировка различных ситуаций

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе».CD «Компьютер для дошкольников»

Презентация гимнастики для глаз

Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера, с устройствами ввода и вывода информации

Рассказ Смайлика о составных частях компьютера: мониторе, системном блоке, приборах ввода и вывода информации - принтер, колонки; Дид. игра: «Назови правильно»

Презентация «Из чего состоит компьютер»

Карточки с изображением Смайликов

Учимся работать на компьютере

Знакомство с рабочим столом.

Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол»

Рассказ Смайлика о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол»

CD «Компьютер для дошкольников»

Мышь и ее устройство

Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскиваание элементы с помощью мыши

Рассказ Смайлика о устройстве ввода – МЫШЬ, ее свойствах, устройстве, функции. Практическое задание:

Один щелчок мыши, Двойной щелчок мыши. Перетаскивание

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь.

Знакомство с клавиатурой

Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками

Рассказ Смайлика о устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – букв ы; кнопки – цифры;

кнопки – стрелки; Enter; delete; пробел

Презентация «Клавиатура»

Лого пеналы с муляжами Клавиатура.

Знакомство с программами

Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ

Рассказ Смайлика о ярлычках знакомых программ:Paint; Tux Paint; Раскрась –ка. Дид игра: «Найди ярлычок»

CD «Компьютер для дошкольников»

С файлами и папками

Дать понятие «папка»,»файл», учить различать их ярлыки

Рассказ Смайлика о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойства. Дид игра: «Найди и назови отличие»

CD «Компьютер для дошкольников»

Тестовое занятие «Компьютер – что это?»

Выявить уровень знаний и умений

  1. Ожидаемые результаты

По окончании 2-х годичного курса

Ребенок узнает :

  1. правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
  2. название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
  3. сущность понятия алгоритма ввода информации,
  4. правила работы с исполнителями алгоритмов
  5. правила работы, основные функции графического редактора;

Ребенок будет уметь :

  1. иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора
  2. пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя,
  3. составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
  4. пользоваться игровыми и обучающими программами.
  5. понимать язык стрелок.
  1. Методический инструментарий

Методологической основой программы «Путешествие в компьютерную страну» является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате обучения по данной программе ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими умениями и знаниями, которые заданы целями обучения.

Основные методические подходы :

  1. Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.
  2. На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.
  3. Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  4. Образовательный процесс строится на основе применения современных педагогических технологий.

Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентированного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.

Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть и объединяет общим содержанием, сюжетом. На первом занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в «Компьютерную страну». Все последующие занятия строятся в виде игры – путешествия в ходе, которого дети получают определенные знания и умения. В ходе реализации программы поддерживаются определенные правила поведения в компьютерном классе и имеются определенные атрибуты – Лого мышка.

Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятия сюрпризный момент.

  1. Формы

Программа «Путешествие в компьютерную страну» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий:

  1. учебный план, рассчитанный на два года обучения (8 занятия в год), по 20 - 25 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
  2. деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводятся перед обедом или после дневного сна;
  3. проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий (учебника) и компьютерных тестов .
  1. Методы и приемы

В программе «Путешествие в компьютерную страну» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово), игровой, диагностический; метод авансирования личности,метод мозгового штурма, а так же интерактивный метод.

Интерактивный метод взаимный, «act» - действовать) –означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности воспитанников в процессе обучения. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности на достижение целей. Педагог также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания , в ходе выполнения которых ребенок изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются детьми. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их дети не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

  1. Средства

Для реализации программы «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:

  1. Компьютерный класс : компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала; компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы; принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.
  1. Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. Мониторы соответствуют стандарту ТСО-95, компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.
  1. Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации включает в себя:
  1. Столы для работы детей
  2. Раздаточный материал – логопеналы на каждого ребенка:
  3. тетради с игровыми заданиями на каждое занятие
  4. игры – головоломки,
  5. раздаточный материал
  6. Демонстрационные дидактические игры
  7. Демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке
  1. Пособия для занятий
  1. СД «Компьютер и дошкольник» автор
  2. Программы: Paint; TuxPaint; Раскрась-ка; ПервоЛого авторы
  3. Индивидуальные пеналы с набором игр головоломок, дидактических игр и раздаточного материала
  1. Рекомендации

Программа «Компьютер в детском саду» прошла апробацию в прогимназии №18 «Родничок» городского округа город Шарья, одобрена экспертным советом прогимназии, рекомендована для дальнейшего использована в обучении детей в детских дошкольных образовательных учреждениях, Центрах развития, прогимназиях и для изучения в семье.

Программа «Компьютер в детском саду» рецензирована заслуженным учителем российской Федерации Шауховой Надеждой Константиновной

Блиновой Любовь Гельфановны

  1. Инструктаж

Для получения положительных результатов обучения по программе «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:

  1. ИКТ компетентность педагога
  2. соблюдение рекомендованных методов и приемом,
  3. использование авторских форм работы
  4. учебный план
  5. соблюдение техники безопасности работы на компьютере
  6. строгое выполнение требования СанПиН

Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении,содержание программы можно корректировать в зависимости от:

  1. индивидуальных возможностей ребенка,
  2. творчества воспитателя
  3. технических средств обучения образовательного учреждения
  1. Список литературы
  1. Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
  2. Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot ; [email protected]
  3. «Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
  4. Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)
  5. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 1998г»
  6. Журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.
  1. Заключение

Программа «Путешествие в компьютерную страну» рекомендована для широкого круга читателей: воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.

Программа способствует формированию у ребенка знаний необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и применения их в обучении новым информационным технологиям.

Компьютер является эффективным

техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развивать ребенка. Программа «Путешествие в компьютерную страну» вам в этом поможет. Желаю успеха!

С уважением____________

Шиганова Ирина Николаевна – воспитатель МОУ прогимназия №18 «Родничок»



Согласитесь, что жизнь киношных шпионов и боевиков представляет собой сплошную череду захватывающих и головокружительных приключений. Но подумайте, ведь им всегда нужно рассчитывать на собственные мозги и навыки. Поживите в их шкуре. Испытайте себя, найдите выход из трудной ситуации. Это реально с нашей игрой из категории , которая даст вам возможность оторваться от проблемной реальности.

Как известно, новинки в области мини игр всегда привлекают внимание, особенно если этой новинкой становится мини игра от известного разработчика. , которую можно загрузить и установить бесплатно в разделе , - это как раз тот самый случай! Теперь вам просто некогда будет скучать, ведь эта казуальная игра заполнит все паузы, возникшие между делами.



Вас ждет увлекательный сборник , включающий в себя развивающие игры, задания и видеоматериалы. Игра очень полезны для маленьких детишек, поэтому вам стоит скачать ее у нас бесплатно и без регистрации прямо сейчас! В игре обучающие видеосюжеты поведают малышу что такое компьютер, про ег устройство, из чего он состоит и как работает. Это очень интересно, а что самое главное – полезно! Ваш ребенок сможет освоить основные действия, научиться запускать и закрывать программы, создавать папки и файлы, а так же набирать текст и рисовать. Игры полезны ребенку будут тем, что благодаря веселым заданиям можно развить внимание и память, хорошенько натренировать логическое мышление, кроме того научиться различать буквы и цифры, цвета, формы фигуры, и др. а для родителей игра Компьютер для дошкольников дает возможность использовать множество дополнительных материалов, которые способствуют развитию и обучению ребенка, используя для этого компьютер, грамотные советы психологов и педагогов. Попробуйте, и развивайте у своего ребенка внимательность, усидчивость, наблюдательность с использованием компьютера!

Минимальные системные требования игровой программы:
* Операционная система Microsoft® Windows® 2003/XP/Vista
* Процессор Pentium® 300 МГц
* 128 МБ оперативной памяти
* 5 МБ свободного места на жестком диске
* Видеоадаптер и монитор SVGA
* Разрешение экрана 800х600
* Устройство для чтения компакт-дисков

Язык игры: русский
Версия игры: смонтируй образ диска игры, установи и играй без ограничений
Размер образа диска игры: 201 Мб

Современными детьми компьютер все чаще используется в качестве основного источника информации. К сожалению, это происходит в ущерб двигательной активности, чтению книг, что так необходимо для полноценного развития гармоничной личности. Вопрос о влиянии компьютерной техники на неокрепший детский организм является сегодня одним из наиболее актуальных. В данной статье мы поговорим о плюсах и минусах раннего знакомства ребенка с компьютером, о функциональной готовности дошкольников к работе за компьютером, а также о том, как ребенка к этой работе правильно подготовить.

Аргументы «за»

Компьютер развивает мышление и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Этот аргумент имеет научное основание, его поддерживают многие педагоги. Дети дошкольного возраста, которые периодически проводят время за компьютером, могут похвастаться следующими улучшенными качествами: вниманием и произвольной памятью, познавательной мотивацией, моторной координацией, а также координацией совместной деятельности зрительного и моторного анализатора. Все это психологически .

Аргументы «против»

В основном их выдвигают медики, говоря о том, что электромагнитное излучение, долговременное пребывание в сидячем положении негативно сказываются на здоровье ребенка, приводя к утомлению, эмоциональным стрессам, нервно-эмоциональному напряжению, ухудшению осанки и зрения. Медики приходят к выводу, что для психического и физического здоровья дошкольника компьютер скорее вреден, чем полезен.

Нельзя однозначно сказать, что правы те или другие. Приносить здоровье ребенка на алтарь прогресса, конечно, нельзя, но и забывать о том, как важна компьютерная грамотность в современном стремительно развивающемся мире тоже не стоит. Так как же найти «золотую середину»?

  1. Игра совместима с вашей моделью компьютера
  2. Соответствует уровню знаний и возрасту ребенка
  3. Привлекательна по оформлению и содержанию
  4. , ее положительные и отрицательные персонажи, их взаимодействие друг с другом – все отвечает вашим моральным принципам
  5. Обратите внимание на то, какие знания будет ребенок приобретать в процессе игры
  6. В игре должны присутствовать разные уровни сложности, она должна быть увлекательной, требовать сосредоточенности, умения анализировать ситуацию, умения комбинировать различные элементы
  7. Хорошо, если игра предполагает одновременное нахождение за компьютером 2 или 3 человек, тогда вы сможете присоединиться к ребенку
  8. В игре длительные задания должны чередоваться с краткосрочными задачами
  9. Обязательно проводите гимнастику для глаз в конце работы за компьютером!

Готовность дошкольника к работе за компьютером

Дело в том, что в значительной мере возникающие при работе ребенка за компьютером трудности связаны с особенностями адаптации неокрепшего детского организма к новой деятельности. Для 5-6 летних детей характерна незавершенность как функционального, так и анатомического развития всех систем и органов, что обуславливает высокую чувствительность ребенка к воздействиям извне. Когда границы выносливости нарушаются, у ребенка могут возникать расстройства в функционировании организма и различные отклонения в состоянии здоровья. Это научно доказано исследованиями адаптации детей данной возрастной группы к школьному систематическому обучению. Нарушается поведение, изменяется эмоциональный настрой, появляется возбудимость, также характерны неадекватные реакции на замечания (плач или агрессия). В процессе адаптации организм привыкает, ребенок более спокойно реагирует на нагрузки и осваивает навыки учебной деятельности. То же самое происходит, когда ребенок учится работать за компьютером. Его организм точно так же приспосабливается к новым условиям. Чтобы адаптация была менее продолжительной и тяжелой, необходима «зрелость» определенных функций, обеспечивающих успешность овладения этими навыками.

Функции, значимые для успешного общения ребенка с компьютером

Сначала ребенок учится работать с клавиатурой, нажимать нужные клавиши точно и быстро, переводя при этом взгляд с монитора на клавиатуру и обратно. Порой приходится работать более быстро, и тогда дети могут испытывать затруднения и допускать ошибки. Следовательно, для работы с клавиатурой будет иметь значение подвижность нервных процессов, которая определяет скорость действия, степень сформированности двигательных функций.

Разумеется, для работы за компьютером важно развитие зрительной системы, испытывающей повышенные нагрузки.

Упражнения на развитие координации и точности движений

Кегли

Понадобятся наборы кеглей и мячей. Кегли необходимо выстроить в ряд. Ребенок сидит на полу, ноги в стороны, держит в руках мяч. Прокатывая по полу мяч, он должен сбивать кегли. Упражнение повторяется 6-8 раз.

Детский баскетбол

Понадобится деревянный куб 35х35 см с круглым отверстием на одной из граней (диаметр отверстия 14 см). Можно сделать такой куб из картонной коробки. Куб устанавливается отверстием вверх.

Ребенок стоит рядом с кубом, в руках у него мяч. Необходимо попасть в отверстие мячом. Выполнятся 5 бросков двумя руками, затем 5 бросков левой и 5 бросков правой рукой. Попадая в цель, ребенок делает от куба шаг в сторону, при неудаче остается на месте. Если играют несколько детей, то победителем будет считаться набравший больше очков при максимальном удалении.

Детский футбол

Соорудите «футбольные ворота» 35х35 см из любых предметов. Ребенок сидит на полу на расстоянии 5 метров от ворот, ноги в стороны. Задача ребенка – прокатить мяч по полу так, чтобы попасть в «ворота».

Занимайтесь этими упражнениями с ребенком 2 раза в неделю по 10-15 минут. Если в семье один ребенок, то его «соперником» должен стать кто-то из взрослых, потому что дети любят соревноваться.

Упражнения на развитие тонких движений кисти и пальцев рук

Знакомство

Ребенок должен поочередно прикоснуться к большому пальцу руки другими пальцами. Можно чередовать темп касаний, а также делать несколько касаний одним и тем же пальчиком подряд.

Ручка ребенка лежит ладонью вверх. Пальцы нужно укладывать на ладошку поочередно (пальчики «засыпают»). Когда они соберутся в кулачок, начинается «просыпание» - выпрямление пальчиков также по очереди. Упражнение выполняется для левой и правой ручки поочередно.

Вот и я!

Каждому пальчику присваивается имя – можно использовать имя сказочного персонажа. Пальчики ребенок собирает в кулак. Затем взрослый называет одно из имен, ребенок должен выпрямить соответствующий пальчик. Два или даже три персонажа могут «появляться» одновременно.

Опасный поворот

Это упражнение особенно заинтересует мальчиков. Нарисуйте на листе бумаги три машинки и для каждой из них – дорогу с крутыми поворотами. Каждую машинку ребенок должен провести в гараж. Для этого он сначала проводит пальцем по линии дороги, затем повторяет упражнение мягким карандашом. Непременное условие: не отрывать карандаш от листа бумаги на протяжении всего пути и не «съезжать в кювет» (не задевать края дороги). Девочкам можно предложить путешествие в «сказочный замок принцессы».

  1. Не усаживайте ребенка за компьютер только потому, что дети ваших друзей, знакомых или родственников много времени проводят за монитором. Ребенок должен сам решить, чем ему приятнее заниматься. Возможно, выбор малыша окажется полезнее для его развития и здоровья. Словом, никакое насилие тут неприемлемо.
  2. Наблюдайте за поведением ребенка, когда он только-только начинает знакомиться с компьютером. Эти наблюдения позволят своевременно предупредить возможные проблемы.
  3. Начинайте упражнения по функциональной подготовке (см.материал выше) заблаговременно.
  4. Старайтесь, чтобы занятия на компьютере были для ребенка увлекательными, сами принимайте в них участие с удовольствием. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
  5. Выполняйте некоторые упражнения во время прогулок или поездок. Используйте любую возможность, чтобы укрепить , развить точность, координацию его движений и другие качества, важные для работы за компьютером.
  6. Не начинайте заниматься всеми предложенными упражнениями сразу, вводите их постепенно. Упражнения не должны утомлять ребенка.
  7. Подбирайте свои варианты упражнений, игр, это поддержит интерес дошкольника, сделает занятия нескучными и разнообразными. Придумывайте новые игры вместе с ребенком.
  8. Помните, что не все упражнения будут получаться у ребенка с первого раза. Ни в коем случае не выражайте своего недовольства. Лучше обсудите с маленьким учеником причины неудачи и постарайтесь его подбодрить.
  9. Заведите специальный блокнот, куда вы будете записывать результаты выполнения тех или иных упражнений, отмечать, что у ребенка получается, а что – пока нет. Чаще говорите с дошкольником о его успехах, о том, чему он уже научился и чего достиг.
  10. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми и не торопите его. Помните, что функциональная и психологическая готовность детского организма к новому виду деятельности вырабатывается у каждого в индивидуальном темпе. , ведь каждый малыш уникален.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!