Признаки государственно подобных образований. Международная правосубъектность государственно-подобных организаций. Международная правосубъектность государств

Лекция 5. Субъекты международного права

5.6. Государственноподобные образования как субъекты международного права

Истории известны отдельные политико-территориальные образования, по своему содержанию не являющиеся государствами, так как их правосубъектность производна от правосубъектности государств, их создавших. К числу таких образований относятся вольные города (Краков -1815 - 1846 гг., Данциг - 1920 - 1939 гг., Западный Берлин - 1971 - 1990 гг.). Указанные образования были созданы международными договорами, в которых определялся их правовой статус.

Поскольку данные образования отвечали практически всем признакам государства, но правосубъектностью обладали производной, то их в международном праве стали называть государствоподобными образованиями.

В настоящее время к таким образованиям принадлежат Ватикан и Мальтийский орден.

Правовое положение Ватикана определено соглашением между Итальянской республикой и святым престолом от 11 февраля 1929 г. В соответствии с указанным соглашением Ватикан наделен всеми атрибутами государства: территорией, гражданством, законодательством, армией и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование, активно участвующее в международных отношениях. Обменивается представительством с государствами, имеет миссии наблюдателей при ООН и специализированных учреждениях ООН.

Государственно-подобные образования - особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

К ним в первую очередь относят так называемые «вольные города» и свободные территории.

В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене вольные города представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация.

Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша. Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии в 1990 г. действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии.

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме.

Внешне Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство, скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права.

Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

Государство становится субъектом МП с момента возникновения (ipso facto – в силу факта своего существования).

Черты государства как субъекта МП:

1) суверенитет, абсолютно суверенных государств нет;

2) иммунитет – изъятие из под юрисдикции, распространяется на государство, его органы, государственную собственность, должностных лиц за рубежом. Государство само решает вопрос об объеме иммунитета, может отказаться в целом либо в какой-то части.

Концепции:

Абсолютного иммунитета – распространяется на все действия государства;

Относительного иммунитета – только на те действия, которые государство осуществляет как суверен, как носитель власти. Когда государство действует как частное лицо, то иммунитет не действует (США, ЮАР, Сингапур, Великобритания). Есть ряд международных договоров, придерживающихся эту концепцию: Европейская конвенция об иммунитете государства, Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета торговых судов.

Виды иммунитетов:

а) Судебный иммунитет – неподсудность одного государства другому без его на то согласия; запрет применения мер по обеспечению иска, запрет принудительного исполнения судебного решения;

б) Иммунитет государственной собственности – неприкосновенность собственности, запрет изъятия, ареста, обращения взыскания;

в) Фискальный (налоговый) – деятельность государства за рубежом не облагается налогами, сборами, кроме тех, которые представляют собой плату за какое-либо обслуживание.

3) население – все лица, которые проживают на территории и государства и подчиняются его юрисдикции.

4) территория – в МП рассматривается как часть географического пространства, значение государственной территории: материальная основа существования населения; сфера действия права государства. В государственную территорию входит суша, недра, водное пространство (внутренние воды, архипелажные воды, территориальное море), воздушное пространство над сушей и водой. Пределы очерчены государственными границами. Существуют государственные территории с международным режими, например Шпицберген – территория Норвегии.

5) наличие системы органов, отвечающих за международные отношения государства (органы внешних сношений).

Органы внешних сношений:

а) внутригосударственные:

Предусмотренные конституцией государства: глава государства, парламент, правительство;

Не предусмотренные конституцией государства: ведомство иностранных дел, иные органы (например, министерство внешнеэкономических связей), органы, создаваемые для выполнения определенных международных обязательств – например, НЦБ Интерпола;

б) зарубежные:

Постоянные: дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые и иные специальные представительства (например, туристские), представительства при международных организациях (постоянные представительства либо миссии наблюдателей);

Временные: специальные миссии, делегации на конференции, совещания.

Особый вопрос МП – являются ли члены федеративных государств субъектами МП? в частности, являются ли ими субъекты РФ?

Анализ российского законодательства (ФЗ «О международных договорах РФ», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ») позволяет сделать ряд выводов:

Субъекты РФ могут заключать международные соглашения, но эти соглашения не являются международными договорами; и эти соглашения не могут заключать без разрешения Федерации.

Федерация согласует международный договор с субъектом РФ, если договор затрагивает территорию субъекта, но права вето у субъекта нет.

Субъекты могут быть членами международных организаций, но только тех, которые допускают членство несуверенных образований.

Таким образом, субъекты РФ не являются субъектами МП.

35. Государственно-подобные образования – субъекты международного права.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Г.п.о. является, как правило, демилитаризованным и нейтрализованным. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы 1 .

Ö Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

Ö Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

Ö К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан . Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

Государственно-подобные образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Таковыми, в частности, являются вольные города, Ватикан и Мальтийский Орден.

Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. В 19-20 вв. статус вольных городов определялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН и других организаций.

Объем международнойправосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обладали полным самоуправлением. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в международные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации.

Именно к этой категории исторически относились Вольный город Краков (1815-1846гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная территория Триест (1947-1954гг.) и, в определенной степени, Западный Берлин, который пользовался особым статусом, установленным в 1971 году Четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобритании, Франции.

Ватикан. В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан. В преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию.

Главная цель Ватикана – создать условия независимого правления для главы католической церкви. Вместе с тем Ватикан является самостоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями. Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций, имеет постоянных наблюдателей при ООН и других организациях.

Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви – папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой католической церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

Мальтийский орден . Официальное название – Суверенный военный орден госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты.

После потери территориального суверенитета и государственности на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1834 года в Италии, где ему были подтверждены права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает официальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая Россию, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих официальных представителей при ЮНЕСКО, МККК и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена – Великий магистр обладает иммунитетами и привилегиями, присущими главе государства.

6. Признание государств: понятие, основания, формы и виды.

Международно-правовое признание – это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.

Признание не создает нового субъекта международного права. Оно может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием де-юре. Неокончательное признание именуется де-факто.

Признание де-факто (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Признание де-факто, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Признание де-юре (официальное) выражается в официальных актах, например, в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительств и т.д. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Признание эд-хок – это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

Основания для образования нового государства, которое впоследствии будет признано, могут быть следующими: а) социальная революция, приведшая к замене одного общественного строя другим; б) образование государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияние двух и более государств или разъединение одного государства на два и более.

Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Признание исходит от органа, компетентного согласно публичному праву заявлять о признании соответствующего государства.

Виды признания: признание правительств, признание в качестве воюющей и восставшей стороны.

Признание обычно адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству государства, когда оно приходит к власти неконституционным путем – в результате гражданской войны, переворота и т.д. Каких-либо сложившихся критериев признания такого рода правительств не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, если оно эффективно осуществляет власть на территории государства, контролирует ситуацию в стране, проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, уважает права иностранцев, выражает готовность к мирному урегулированию конфликта, если таковой имеет место внутри страны, и заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

Признание в качестве воюющей и восставшей стороны – это как бы предварительное признание, направленное на установление контактов с признаваемым субъектом. Данное признание предполагает, что признающее государство исходит из наличия состояния войны и считает необходимым соблюдать по отношению к воюющим правила нейтралитета.

7. Правопреемство государств: понятие, источники и виды.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях: а) при территориальных изменениях – распаде государства на два и более государств; слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого; б) при социальных революциях; в) при определении положений от метрополий и образовании новых независимых государств.

Государство-преемник наследует в основном все международные права и обязанности своих предшественников. Разумеется, эти права и обязанности наследуют и третьи государства.

В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Вопросы правопреемства других субъектов международного права детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных договоров.

Виды правопреемства:

Правопреемство государств в отношении международных договоров;

Правопреемство в отношении государственной собственности;

Правопреемство в отношении государственных архивов;

Правопреемство в отношении государственных долгов.

Правопреемство государств в отношении международных договоров. Согласно ст. 17 Конвенции 1978 г. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Данное требование не применяется, если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. Если же участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может – если это допускается договором – выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями.

Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.

Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда: а) они явственно об этом договорились или б) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

Правопреемство в отношении государственной собственности. Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государства. Как правило, переход государственной собственности происходит без компенсации.

Согласно ст. 14 Венской конвенции 1983 г. в случае передачи части территории государства другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения передача части территории государства может быть решена двумя способами: а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику; б) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

В случае, если государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, то недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого оно находится. Если же недвижимая собственность государства-предшественника находится за пределами его территории, то она переходит к государствам-преемникам в справедливых долях. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства государств, переходит к соответствующему государству-преемнику. Иная движимая собственность переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных архивов. Согласно ст. 20 Венской конвенции 1983 г. «государственные архивы государства-предшественника» есть совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Датой перехода государственных архивов государства-предшественника является момент правопреемства государств. Переход государственных архивов происходит без компенсации.

Государство-предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственных архивов.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходят к новому независимому государству.

Если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, государственные архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику.

В случае разделения государства на два или несколько государств-преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе, то часть государственных архивов, находящихся на территории данного государства-преемника, переходит к этому государству-преемнику.

Правопреемство в отношении государственных долгов. Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Датой перехода долгов является момент правопреемства государств.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если же государство разделяется и прекращает свое существование, и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи сданным государственным долгом.

Раздел 5“Право международных договоров”.

Основные вопросы:

1) понятие, источники, виды и стороны международных договоров;

2) стадии заключения международных договоров;

3) вступление договоров в силу;

5) действие договоров;

6) недействительность договоров;

7) прекращение и приостановление действия договоров.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

    постоянное население;

    определенная территория;

    правительство;

    способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть .

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость . Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    государства юридически равны;

    каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

    каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

    территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

    каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

    каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

    внешнеэкономические отношения РФ;

    оборона и безопасность;

    определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ » 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

    вступать в отношения с иностранными государствами;

    заключать с ними межправительственные договоры;

    обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;

    быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.