Форма правления российского государства. Форма правления рф. Форма правления в рф

Статья 1 Конституции Российской Федерации характеризует Россию как государство с республиканской формой правления.

При этом Конституция не определяет, к какой разновидности республики относится Российская Федерация - парламентской или президентской. Но в тоже время, Конституция Российской Федерации говорит нам о том, что в нашей стране предпочтение отдано президентской форме правления.

Президент Российской Федерации может быть отнесен к вполне самостоятельному виду органов государственной власти, так как провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти как это было по Конституции РСФСР 1978 г. следовательно, он не руководит Правительством. На основании Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» принятого 17 декабря 1997 года, закрепившим новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти. Правительство это высший орган, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Так как исполнительная власть теперь полностью возложена на Правительство, Президент не несет прямой ответственности за политику и действия исполнительной власти. Президент РФ и ветвь исполнительной власти отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от модели президентской республики, созданной в Штатах, которая предполагает тесную связь между этими двумя ветвями власти.

И опять же, но Президент наделен определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у него функций исполнительной власти. К их числу, мы относим руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, обладание правом председательствовать на заседаниях правительства. Также, Президент, реализуя свои конституционные полномочия, осуществляет исполнительную власть, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, входящих в компетенцию Правительства РФ.

Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, полномочия по согласованному функционированию и взаимодействию Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в случае государственной измены или совершении иного тяжкого преступления, обязательно подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также меру ответственности правительства перед парламентом. Назначение председателя правительства согласовывается с Государственной думой; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. государство правительство дума власть

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Теперь Думе Правительство представляет отчет о федеральном бюджете и о его исполнении, информирует о ходе исполнения федерального бюджета, также при осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета предоставляет информацию в Счетную палату РФ. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на законопроекты требующие финансирования из федерального бюджета, ведение или об отмене налогов Правительство дает письменные заключения. Правительство как высший государственный орган исполнительной власти, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. Деятельность Правительства оценивается при рассмотрении практики выполнения конкретных законов палатами Федерального собрания.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, в меру своих полномочий осуществляет независимое правосудие, исполнение судебных постановлений. Конституция предоставляет право Правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов Конституции, с запросами о толковании Конституции. В случае признания судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента Правительство приводит указанные акты, положения в соответствие с законодательством.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. В России действуют федеральные, конституционные и мировые суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В Конституции говорится о том, что Федеральное собрание - законодательный орган. Значит, Федеральное собрание выполняет функции издания правовых актов самой высокой юридической силы, после Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом.

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал симбиоз (сожительство) власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, в последующем его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы. По-моему, система президентской власти в России - это уже структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно сформировавшаяся.

Форма государственного устройства

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. послужила основой для упорядочения системы федеративной отношений. Одним из основополагающих принципов явилось равенство прав субъектов федерации. Данное равенство распространяется на все субъекты федерации, и реализуется как в отношениях отдельных субъектов федерации с центром, так и в отношениях субъектов федерации друг с другом.

Субъекты федерации имеют ряд общих признаков:

  • 1) Собственные местные парламенты и свои правительства (администрации);
  • 2)Иметь право на собственное законодательство;
  • 3) разделение полномочий, в конституциях оговаривается; 4)В федерациях верхняя палата парламента является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы. Обычно, эта палата, формируется на основе равного представительства субъектов федерации;

Субъекты федерации обязательно принимают участие в решениях общефедеральных вопросов, в различных формах. Организационной формой является верхняя палата. Конституция наиболее точно определяет вопросы, решаемые без ее участия (например, внесение поправок в федеральную конституцию), для обсуждения важных вопросов созывается совещание. Для решения наиболее важных вопросов совещание созывает президент, с приглашением руководителей федерации и субъектов.

Федеративное государство, независимо от его разновидности, характеризуется следующими государственно-правовыми признаками:

  • 1) государство является единым и сложным, поскольку состоит из субъектов, при этом каждый из которых обладает значительной самостоятельностью;
  • 2) договор или конституция выступает в качестве правовой формы закрепления государственных связей;
  • 3) единая территория, образовавшаяся в результате объединения территорий её субъектов;
  • 4) помимо федерального гражданства, одновременно с ним может сохраняться гражданство её отдельных субъектов;
  • 5) органы государственной власти являются общими для всего государства. В то же время субъекты федерации вправе иметь свои законодательные и исполнительные органы государственной власти;
  • 6) единые вооруженные силы;
  • 7) денежная система единая на территории всего государства;
  • 8) система федеральных налогов.

Российская Федерация немного отлична от ряда других федераций. Природа современного российского федеративного государства состоит в том, что она основывается на конституционно-договорном, добровольном разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Документом, который заложил принцип разграничения этих полномочий, выступает федеративный договор. Его содержание и положения полностью вошли в Конституцию Российской Федерации.

Многовековая история Российского государства не могла не найти отражение в Конституции Российской Федерации, закрепившей разный статус субъектов федерации.

В ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации определено, что в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации, а далее в алфавитном порядке перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Данный способ расположения говорит о том, что нашей страны подразделяются на различные типы. Доказательством этого деления субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики - Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Но тут же в ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие всех субъектов российской федерации.

Здесь мы можем сказать, что в Конституции Российской Федерации закрепляется разделение субъектов федерации, именно в зависимости от того, каким типом они являются: - национально-государственному (республики), административно-территориальному (края, области, города), национально-территориальному (автономная область, автономные округа). Хоть такое деление в чистом виде не зафиксировано в законодательстве, но о нем можно говорить исходя из содержания статей 65-66 Конституции Российской Федерации.

Ч. 5 ст. 66 закрепляет, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». Практически же, мы видим, что республики занимают более прочное место, в системе федеративных отношений, чем другие субъекты федерации. По отношению к ним федеральные органы власти, как правило, воздерживаются от каких-либо резких методов воздействия. Этого нельзя сказать о других субъектах федерации. То есть, как бы замечаются элементы неравенства российского федерализма.

В современной форме государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации на лицо существенные по своему характеру изменения в форме управления территориями, регионами (федеральными округами), но пока не в самом территориальном устройстве федерации. Борьбы за полномочия и компетенцию идет внутри неизменной федеративной национально-территориальной формы организации государства. Этому во многом способствует не ясное конституционное описание российского федеративного устройства, дополненное особенностями договорного статуса отдельных субъектов федерации.

Республики, входящие в состав Российской Федерации - это субъекты с огромным политическим преимуществом, перед другими субъектами, о чем и говорится в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Главным критерием, позволяющим существовать и выделять республиканские политические системы, является национально-территориальный принцип.

Я считаю, что человек должен знать о том, как устроено его государство. Даже те, кто не учатся в юридических вузах, должны изучить положения Конституции. Первые свои знания о форме правления в России я получил в школе на уроках истории.

Какие бывают формы правления

Форма правления - это одно из свойств страны, которое стало объектом изучения еще в Античной Греции. Под ней подразумевают совокупность государственных органов, порядок их образования, участие граждан в их создании.

Согласно общемировому опыту выделяют такие формы:

  • Монархия, предполагает единовластие в стране. Обычно во главе такой страны стоит государь.
  • Республика. Главным признаком является избираемость высших государственных органов. В мире сейчас около 150 республик.
  • Гибридные, очень редкие формы правления. Как пример можно назвать теократическую республику. Во главе страны находится духовное лицо, которое избирает не народ, а определенный орган.

Какая форма государственного правления в РФ

С самого начала своего существования Россия была абсолютной, а со временем конституционной монархией. После создания СССР форма правления сменилась на республику. Сейчас же, согласно Конституции РФ, наша страна является смешанной республикой.

Вся государственная власть делится на три ветви. Первая ветвь - законодательная. К ней относится двухпалатный парламент. Вторая ветвь - исполнительная власть. Сюда входит система государственных органов, во главе которой находится Правительство РФ. Третьей является судебная власть. К ней относятся суды местной юрисдикции, Верховный Суд и другие.


Во главе государства находится Президент. Его полномочия очень схожи с полномочиями исполнительной власти. Ученые не относят Президента ни к одной ветви власти, а ставят над ними.

В РФ особое внимание уделяется местному самоуправлению. Я это ощутил, когда самостоятельно и свободно мог принимать участие в конференциях или готовить правотворческую инициативу в местный совет. Также можно голосовать за отзыв выбранного депутата и тем самым выбрать человека, который будет выполнять предвыборные обещания.

Порядок, в соответствии с которым осуществляется организация и взаимодействие высших органов страны (форма правления), в России устанавливается с учетом различных факторов. Наиболее существенными из них следует назвать уровень политической и соотношение социальных и политических сил и прочие.

В связи с особой обстановкой перехода к рыночной экономике, форма правления в современной России - президентская республика. Следует при этом сказать, что этот порядок обладает своими особенностями.

Так какая форма правления в России?

Необходимо в первую очередь отметить, что вместе с признаками, которыми обладает президентская республика в традиционном понимании (в частности, при наличии президентского контроля над правительственной работой), этот порядок обладает некоторыми чертами Эти черты состоят в том, что Госдума может выражать недоверие Правительству, при том, что окончательное решение по этому поводу принимает Президент.

Одной из основных проблем считается территориальная организация госвласти. Задача состоит в поиске и укреплении оптимального соотношения между сферами деятельности власти на федеральном уровне, главным образом, в обеспечении целостности территории, единства страны и стремлением ряда регионов и областей к большей самостоятельности.

Россия представляет собой уникальное государство, и форма правления в России строится, главным образом, на договорном конституционном правовом фундаменте. В качестве механизма самостоятельной настройки и регулирования федеративных взаимоотношений выступают договоры двустороннего характера между и органами госвласти. Следует сказать, что по числу субъектов РФ находится на первом месте в мире.

Децентрализация и увеличивающаяся самостоятельность регионов уравновешивается базовыми принципами, которые отражены в Конституции. Эти принципы гарантируют равноправие всех членов Федерации, незыблемость целостности территории страны, единство основ, составляющих

Форма правления в России предусматривает защиту свобод и прав граждан. В конституционных основах отражено верховенство федерального закона, а также указано на недопустимость совершения действий, каким-либо образом направленных на изменение статусов субъектов в одностороннем порядке.

Конституционно в стране разграничены предметы ведения органов госвласти на три категории: предметы, составляющие совместное ведение субъектов и Федерации, отдельное ведение и Федерации, и субъектов.

Для гармонизации федеральных взаимоотношений необходима гибкая политика межнационального согласия. Для этого разрабатывается определенная концепция политики страны, предусматривающая урегулирование и предотвращение конфликтов на различном уровне.

Закрепленная Конституцией РФ, республиканская форма правления стала предметом научных дискуссий о том, к какому виду республик следует относить современную отечественную форму государственного устройства. Юридическая неопределенность конституционной формулировки обусловила остроту споров относительно квалификации установленной Конституцией 1993г. модели организации государственной власти в Российской Федерации. В специальной литературе, политической практике обнаружились разные подходы к проблеме. Одни авторы оценивают форму правления Российского государства как смешанную (полупрезидентскую) республику ; другие рассматривают ее как неопрезидентскую. Во многих научных публикациях стала характеристика российской формы правления как «сверхпрезидентства», «суперпрезидентства» и «выборной ненаследуемой монархии».

Очевидно, что вывод о конкретной разновидности формы правления Российского государства возможен на основе систематического истолкования положений статей 1, 10, 11 Конституции РФ, а также положений ее глав 4-6.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993г. всенародным голосованием, из текста ст. 1 следует, что Россия есть правовое государство с республиканской формой правления.

В Российской Федерации законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется органами, порядок формирования и полномочия которых определяется ее Конституцией и законами. Так, ст. 11 Конституции РФ является непосредственным продолжением содержания ст. 10, в которой, как мной было сказано выше, закреплен принцип разделения властей. В ст. 11 названы федеральные органы государственной власти. Эти органы -Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Их "роль" раскрывается в гл. 4-7 Конституции. Особая роль в этой системе органов государственной власти принадлежит Президенту.

Президент Российской Федерации выступает в качестве

системообразующего фактора. Он является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Само понятие "президент" в конституционно-правовом смысле означает главу государства. Ради этого данный институт и был создан в мировой практике.

Институт президентства призван обеспечивать устойчивость

Главная задача президента заключается в том, чтобы олицетворять государство внутри страны и вовне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия. В ч. 2 ст. 80 российская конституция исходит из того, что современная цивилизация не может отказаться от древнего принципа единоличного охранителя основ существующего порядка. Поэтому Президент обеспечен полномочиями, необходимыми ему для выполнения функций, направленных на охрану существенных ценностей общества, которые перечислены в ст. 80.

Президент Российской Федерации является вершиной государственной власти. Хотя Президент, в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности наиболее близок к правительству, чем к другим органам власти, тем не менее юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении Президент стал более защищён, что позволяет, в свою очередь укрепить авторитет федеральной государственной власти в целом.

Президент в России, как и во Франции и в США, фактически возглавляет исполнительную вертикаль.

Президент является ключевой, могущественной фигурой во властных структурах Российской Федерации. Уже одно то, что "Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" (ч. 3 ст. 80) говорит само за себя.

Президент осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, представляет Россию на международном уровне. Кроме того, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, которые формулируют основные направления внешней и внутренней политики страны, являясь обязательными для исполнительной власти и задавая ориентиры для деятельности других ветвей власти. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат - Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) и Государственной Думы (450 депутатов), которые заседают отдельно. Федеральное Собрание приступило к работе с начала 1994г., после того, как вместе с голосованием по Конституции 12.12.1993г., прошли выборы в Государственную Думу. Государственная Дума дает свое согласие на назначение и высвобождение от занимаемой должности основных ключевых государственных должностей (председатель правительства, судей Конституционного Суда, Генерального Прокурора РФ), а также решение о доверии правительству. Согласно Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской

Федерации" статьи 7 Председатель правительства (премьер-министр) назначается и освобождается от должности Президентом РФ, Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения. Это означает, что освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Правительство подотчетно Президенту и Федеральному Собранию (ст. 38 ФКЗ «О правительстве РФ» гласит, что «члены правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат»). Но в силу того, что Правительство не несет по Конституции прямой ответственности перед парламентом, все те «выпады», на которые отваживалась Государственная Дума, повисали в воздухе. Законодательная власть имеет правом импичмента по отношению к Президенту.

К одному из важнейших составляющих элементов формы правления России является отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти. Основные аспекты этих взаимоотношений, это конечно же участие президента и правительства в законодательном процессе, политическая ответственность правительства и роспуск Государственной Думы.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации Президент и Правительство наряду с другими субъектами обладают правом

законодательной инициативы. При этом в последние годы Президент вносит в Государственную Думу законопроекты по ключевым вопросам социальнополитической и экономической жизни страны. Проведенный анализ показал, что в течение 2008-2010 гг. удельный вес законодательных инициатив Президента РФ составил более 8%. При этом все законодательные инициативы главы государства получили воплощение в принятых парламентом федеральных конституционных и федеральных законах.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации Президент имеет право вето, или право отлагательного вето, которое может быть преодолено только лишь 2/3 голосов каждой из палат парламента.

Конечно, невозможно отрицать, что Президент имеет ключевое значение в механизме применения конституционной ответственности как в отношении Правительства, так и Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением нижней палаты парламента (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Точно также, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству, то Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). Таким образом, невозможно отрицать, что правительство в России несет ответственность перед президентом.

С учётом всего выше сказанного можно сделать вывод, что институт парламентской ответственности правительства в России на самом деле отсутствует, как следствие, не является актуальным в условиях российской действительности. Институт парламентской ответственности характерен для стран с парламентским правлением и в некоторой степени для смешанных республик. Отнесение Российской Федерации к парламентским республикам достаточно проблематично.

Также, можно говорить, что по ряду характерных форме правления Российской Федерации характеристик ее нельзя отнести и как смешанную, то есть полупрезидентскую. Правительство РФ формируется и несет ответственность главным образом перед Президентом и в гораздо меньшей степени перед Государственной Думой, это и будет являться главным отличием Российской Федерации от такой формы правления. Отсюда, можно говорить о том, что Государственная Дума не имеет достаточного количества властных полномочиями для конкурирования с Президентом по вопросу о формировании Правительства. Но все таки, внесение Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» в пункт «а» ст. 114 Конституции РФ изменений усиливает основополагающие полномочия Государственной Думы. Соответственно нововведениям Правительство РФ «представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой». Таким образом, Правительство конституционно обязано ежегодно отчитываться перед одной из палат Федерального Собрания РФ.

В связи со всем выше сказанным, логичен был бы вывод о том, что российская модель организации государственной власти в силу своего фактического отсутствия парламентской ответственности Правительства предполагает функционирование государства именно по образцу президентской республики. Однако, стоит принимать во внимание, что у Президента имеется права роспуска одной из палат российского парламента, что противоречит классическим представлениям о данной форме правления. Таким образом, проведенный анализ показывает, что российская форма правления отличается существенными особенностями. При этом критика российской формы правления идет с двух позиций, а именно правовой и политологической. Юристы обращают внимание на сугубо правовые аспекты организации верховной власти в стране: право президента издавать указы, фиксация в Конституции РФ нормы об определении президентом основных направлений внутренней и внешней политики, процедура импичмента, процедура «преемственности» власти.

Политологи делают акцент на влиянии конфигурации власти на социальные и политические процессы. В частности, утверждается, что российская форма ведет к неразвитой партийной системе, подрывает стимулы к партийной деятельности, влечет коррупцию, разбухание государственного аппарата, рост неформальных процедур принятия решений и другие пагубные последствия.

Большинство исследователей, оценивающих российскую форму правления, полагает, что основной ее недостаток - склонность к авторитаризму. Многие авторы обращают внимание на тяготение России к «чистой» президентской системе, учитывая и конституционно-правовые, и фактические ее характеристики.

В то же время при анализе особенностей российской формы правления, обращается внимание на следующее: во-первых, не следует все недостатки организации и функционирования власти приписывать только форме правления. Дело в том, что в России большую роль играют неформальные практики в процессе принятия решений. Многое определяет «теневая» борьба заинтересованных групп в администрации президента и правительстве, а также влияние групп интересов на исполнительную власть; во-вторых, у российской формы правления есть и преимущества. К их числу обычно относят: сильную президентскую власть, которая необходима в «переходных» условиях; президента как гаранта Конституции, прав и свобод, стабильности в стране; демократичность прямых президентских выборов; ясный выбор электората при неразвитой партийной системе; преемственность и последовательность политического курса; малый риск прихода к власти экстремистов и радикалов.

Следует согласиться с мнением А. Н. Медушевского, который считает, что основным и решающим ее преимуществом является «обеспечение политической стабильности в условиях переходного периода»; в- третьих, критика существующей в России формы правления отнюдь не означает предложения ввести парламентскую или иную систему. Проблематично, что достоинства этих форм будут реализованы в российских условиях, к тому же, сами эти формы не лишены недостатков.

В политологии обращается внимание и на такое достоинство формы правления современной России, как ее соответствие определённой общественной формации, при этом отмечается, что уровень ее институционализации не является низким. В пояснение к этому подчеркивается, что после 1993г. в стране не было ни конституционного кризиса, ни дисфункции или паралича власти, ни делегитимации государственной системы в целом. Вопреки печальным прогнозам 1993г. форма правления продемонстрировала высокую живучесть и, несмотря на очевидные дефекты, выстояла, сохранила свою работоспособность, стала определенным стабилизатором государства и политической системы в целом. Адаптивность российской системы правления проявилась и в том, что она осталась прежней при смене политического лидера и правящих элит. Отмечается, что российская форма правления адаптировалась к изменениям среды и политического курса.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что форма правления Российского государства приближена к близкой по своим типологическим характеристикам модели организации государственной власти, квалифицируемой как президентская форма правления.

Вместе с тем, сохраняющие принципиальные отличия от этой модели государственного устройства, указывает на несовпадение конституционно установленной формы правления с типологическими характеристиками президентарной формы правления. С учетом этого, представляется обоснованным мнение российских ученых, квалифицирующих форму правления Российского государства квазипрезидентской республикой, или субпрезидентской, то есть близкой (сходной) по своему значению с президентской формой правления. Сформулированный в начале 2000-х гг. этот вывод, думается, остается наиболее точным в оценке организации государственного устройства современной России. Представляется, что и в практическом значении вывод о президентальной форме правления в современной России является перспективным, в наибольшей мере отвечающим практике российского конституционализма.

  • Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном мире / Государство и право. 1994. № 1.С. 23.
  • Варнавский А.Г. Форма правления современного Российского государства как объект Конституционного регулирования// Журнал социально-экономические явления и процессы, 2011, №1-2