История вцик. Всероссийские съезды советов и вцик рсфср. Всероссийский Центральный ис­полнительный комитет

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (ВЦИК; иногда назывался также ЦИК),

1) общественно-политическая организация. Избран 16(29).6.1917 как полномочный орган 1-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов для руководства местными Советами, «защиты и расширения завоеваний революции», а также для контроля за социалистами, входившими в состав Временного правительства. Из 256 членов к меньшевикам принадлежали 107 человек, к эсерам - 101, к большевикам - 35 человек. Председатель Президиума - Н. С. Чхеидзе, его заместители - А. Р. Гоц и И. Г. Церетели. ВЦИК по наиболее важным вопросам проводил совместные заседания с Исполкомом Всероссийского совета крестьянских депутатов. После июльских событий 1917 года объявил Временное правительство «правительством спасения революции и отечества» и согласился предоставить ему неограниченные полномочия. Во время Корнилова выступления 1917 создал Комитет народной борьбы с контрреволюцией. Созвал Демократическое совещание 1917 года. После того, как проходивший во время Октябрьской революции 1917 2-й Всероссийский съезд Советов покинули эсеры и меньшевики, ВЦИК объявил съезд «неправомочным частным совещанием большевиков». ВЦИК участвовал в создании Комитета спасения родины и революции, Союза защиты Учредительного собрания и в антибольшевистской демонстрации накануне открытия Учредительного собрания. 10(23).1.1918 руководство ВЦИК приняло решение о прекращении деятельности комитета.

2) В 1917-37 годах в РСФСР законодательный, распорядительный и контролирующий орган власти; с 1923 орган республиканской власти, существовал наряду с ЦИК СССР и центральными исполнительными комитетами союзных и автономных республик. Действовал в период между Всероссийскими съездами Советов (формировали состав ВЦИК), был ответствен перед ними. Первый состав ВЦИК избран на 2-м Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, включал, помимо большевиков, также левых эсеров и нескольких представителей других политических партий (выведены из ВЦИК летом 1918). В обращении к местным Советам объявил о прекращении полномочий ВЦИК, избранного 1-м Всероссийским съездом Советов. Первоначально работал непрерывно, с осени 1918 года перешёл к сессионному порядку работы. В компетенцию ВЦИК входило: определение общего направления деятельности СНК и других государственных органов РСФСР; рассмотрение бюджета РСФСР; издание собственных законодательных актов и распоряжений; созыв Всероссийских съездов Советов; назначение и смещение как отдельных членов СНК РСФСР, так и всего Совета, утверждение его председателя; рассмотрение и утверждение важнейших постановлений и решений СНК РСФСР, право отменять или приостанавливать действие постановлений СНК РСФСР. В перерывах между сессиями ВЦИК его полномочным органом являлся Президиум, он же готовил различные материалы для сессий ВЦИК и съездов Советов. При ВЦИК и Президиуме действовали различные комиссии: Центральная комиссия по улучшению быта рабочих, Центральная комиссия помощи голодающим (обе в 1921-1922), Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода (1922-23), Всероссийская центральная избирательная комиссия (1925-37) и др. Официальный орган ВЦИК - газета «Известия». По Конституции РСФСР 1937 года высшим республиканским органом государственной власти стал Верховный Совет РСФСР.

Председатели Президиума: Л. Б. Каменев , Я. М. Свердлов (1917-19), М. И. Калинин (1919-37).

Лит.: Федоров К. Г. ВЦИК в первые годы Советской власти. 1917-20 годы. М., 1957; Клеандрова В. М. Организация и формы деятельности ВЦИК (1917-1924 годы). М., 1968; Разгон А. И. ВЦИК Советов в первые месяцы диктатуры пролетариата. М., 1977.

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) , по действующей Конституции РСФСР , высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в РСФСР в периоды между Съездами Советов ; был впервые организован 1-м Съездом Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в июне 1917 как всероссийский центр для приведения в исполнение решений Съезда с одной стороны и для руководства работой местных советов - с другой. Первоначальный его состав был менышевистско-эсеровским. Просуществовав в таком составе до Октябрьской революции , он был заменен вновь избранным на 2-м Съезде Советов (октябрь 1917) новым ВЦИК с большинством, принадлежащим к партии большевиков - из 102 членов ВЦИК большевиков было 62 чел.

После Октябрьской революции ВЦИК делается органом высшей государственной власти. Это положение Всерос. Центральн. Исполнит. Комитета юридически закрепляется Конституцией РСФСР 10 июля 1918.

По действующей Конституции 1925, ведению ВЦИК подлежат все вопросы общегосударственного значения: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР , утверждение бюджета , установление госуд. и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, равно как и контроль над их собиранием и расходованием, утверждение кодексов, право амнистии , установление границ автономных республик , а также разрешение споров как между ними, так и споров между автономными республиками и друг. частями республики, отмена постановлений всех местных съездов советов, в том числе и съездов автономных республик и областей, окончательное утверждение положений об автономных областях и предварительное, до внесения на Всероссийский Съезд Советов, утверждение конституций автономных республик.

ВЦИК может вносить частичные изменения в действующую Конституцию РСФСР, за исключением основных ее начал, представляя их на окончательное утверждение Всероссийского Съезда. ВЦИК наблюдает за проведением Конституции РСФСР и исполнением постановлений Всероссийских Съездов, направляет всю деятельность правительства по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ВЦИК и Совнаркома. Он созывает очередные и чрезвычайные Съезды Советов, образует Совнарком и народные комиссариаты. Все декреты, устанавливающие общие нормы экономической и политической жизни или вносящие коренные изменения в практику гос. органов, а также в бюджет РСФСР, обязательно должны поступать на рассмотрение ВЦИК. ВЦИК избирается Всероссийским Съездом Советов в количестве членов по определению Съезда. Для исполнения своих функций ВЦИК созывается Президиумом ВЦИК на сессии. В своей деятельности ВЦИК подотчетен Всероссийскому Съезду Советов. Из своей среды ВЦИК избирает Президиум, который и является высшим органом власти в промежутки между сессиями ВЦИК. Права и обязанности членов ВЦИК определяются особым положением о членах Всероссийского Центр.Исполн.Комитета от 24 октября 1925.

Съезд Советов созывался всего несколько раз в год и не мог в постоянном режиме заниматься управлением и текущим законодательством. Эта роль была отведена ВЦИКу. Обычно федеративное устройство крупного государства предполагает создание двух палат в общенациональном законодательном органе. Таким представлялся законодательный орган России и деятелям Особого комитета Юридического совещания, которые готовили проекты документов к Учредительному собранию. Но в данном случае двухпалатная система объявлялась изжитой и похороненной по двум причинам. Во-первых, большевики критиковали двухпалатную систему за ее законодательную волокиту. Во-вторых, в переходный от капитализма к социализму момент правящая партия нуждалась в сильной общероссийской власти и не могла допустить создания местных и областных суверенных органов власти параллельно с центральной.

Однопалатный ВЦИК избирался съездом Советов в числе нс свыше 200 человек (позднее это число было увеличено до 300) и был всецело ответствен перед ним. В период между съездами именно ВЦИК являлся высшим законодательным, исполнительным и контролирующим органом власти, в полном соответствии с идеей единства нормотворчества и исполнения законов в Советской республике. Он мог самостоятельно решать вопросы общегосударственного значения, в том числе осуществлять руководство внутренней и внешней политикой РСФСР, определять административное деление республики, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил, утверждать бюджет РСФСР, устанавливать налоги и повинности, систему судоустройства и судопроизводства, принимать законы по всем отраслям.

Конституция сохраняла установленный в ноябре 1917 г. порядок, согласно которому ВЦИК являлся постоянно действующим органом. Учитывая редкость и кратковременность съездов, это превращало ВЦИК в реальный высший орган государственной власти. Допускалось, чтобы члены ВЦИК работали в наркоматах. Все это означало, что они работают на освобожденной основе, не имея возможности отлучаться из столицы, чтобы исполнять свои обычные трудовые обязанности. Такой порядок очень быстро сочли нерациональным, но дело было легко поправить: с самого начала исходили из того, что Конституция "будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизнь" . В 1919 г. решением очередного съезда Советов был введен сессионный порядок работы. Вне сессий члены ВЦИК должны были работать на основном месте, а также официально разъяснять трудящимся смысл мероприятий советской власти.

В результате изменения порядка работы ВЦИК его Президиум, едва упомянутый в Конституции (ст. 45), которому первоначально отводилась достаточно скромная роль технической структуры и арбитра в спорах между наркомами и коллегиями наркоматов, приобрел весьма обширные полномочия. В перерывах между сессиями ВЦИК он замещал этот орган власти, ему были даны не только организационные и административные, но и законодательные полномочия. Позднее Президиум получил право отменять постановления СНК и издавать в порядке управления постановления от имени ВЦИК. Одной из особенностей Конституции 1918 г. следует признать недостаточную проработанность вопросов, связанных с компетенцией высших органов государственной власти и их организационной структурой. Так, не были строго разграничены предметы ведения и полномочия съезда и ВЦИК. Устройство этого органа и порядок его работы также почти не отражены в Конституции. В итоге все эти вопросы решались ВЦИК самостоятельно. Помимо Президиума, рабочими органами ВЦИК были отделы и комиссии. К числу отделов ВЦИК относились общая канцелярия, финансовый, справочный и пр. Основной задачей отделов было осуществление организационно-технической работы, подготовка необходимых материалов. Комиссии ВЦИК образовывались из его членов преимущественно для законопроектной работы.

Общее управление делами Советской республики предоставлялось, как и до принятия Конституции, СНК (ст. 37), задачей которого было принятие мер, "необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни". Сохранялись за ним и законодательные полномочия. Положение о том, что все постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК, по существу сводилось на нет оговоркой о праве СНК непосредственно осуществлять мероприятия, требующие неотложного выполнения. СНК, руководимый В. И. Лениным, активно занимался законотворчеством, пользуясь уже упомянутой здесь нечеткостью в разграничении компетенции высших органов государственной власти. Нередко нормотворчеством занимался так называемый малый Совнарком, который даже не упоминался в Конституции.

Конституция определила состав СНК (ст. 43), в который входило 17 наркомов, в том числе по иностранным, военным, морским, внутренним, финансовым делам. Среди других наркоматов были созданы наркоматы юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, по делам национальностей, почт и телеграфов, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, здравоохранения. В деятельности наркоматов доминировал принцип единоначалия, поскольку решения по всем вопросам, подлежащим ведению комиссариата, нарком принимал единолично (ст. 45). Однако принятое решение он доводил до сведения коллегии, состав которой утверждался СНК и члены которой имели право обжаловать решение наркома в СНК или Президиум ВЦИК.

В условиях Гражданской войны существенно менялись статус и компетенция ряда центральных органов государственной власти. Причем эти изменения, которые были, по сути, изменениями Конституции, не получали закрепления в порядке, который был предусмотрен для изменения и дополнения Конституции. Это коснулось и изменений в порядке работы СНК. Под предлогом того, что в чрезвычайных условиях от СНК требовалась особая оперативность, многие вопросы стали решаться на Малом Совнаркоме, который действовал на правах комиссии СНК. В его состав входили представители ВЦИК, ВСНХ, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (далее – ВЦСПС), Народных комиссариатов финансов, контроля, юстиции, внутренних дел, труда, продовольствия, земледелия, национальностей. Все решения Малого Совнаркома представлялись председателю СНК. В условиях военного времени народным комиссариатам были предоставлены чрезвычайные полномочия, в частности наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и другим.

Особенности политики военного коммунизма породили потребность в организации специфической системы управления производством и распределением продукции, предполагавшей использование исключительно административных механизмов и полное отрицание правовых рыночных средств. Кроме того, в стране стремительно нарастали центробежные тенденции, которые разрушали экономику. Поэтому к концу 1918 г. в Советской России сложилась сосредоточенная в ВСНХ жестко централизованная плановая система управления промышленностью, получившая название "главкизм". Название это произошло от низшего звена отраслевого управления – главков. К лету 1920 г. в стране было создано 52 главных управления: Главторф, Главруда, Центрохладбойня и т.д. В них сосредоточилась работа по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции. Даже кустарной промышленностью ведал Главкустопром ВСНХ. Главки устанавливали планы для всех работающих предприятий, которые без денежных расчетов получали от государства все необходимое для производства и бесплатно сдавали произведенную продукцию. Система главков привела к существенному расширению бюрократического аппарата, отсутствие денежных механизмов – к быстрому развалу экономики.

В целях привлечения широких рабочих и крестьянских масс к участию в контроле в феврале 1920 г. Наркомат Госконтроля был реорганизован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ, или Рабкрин). Значение этого наркомата увеличивалось в отсутствие прокуратуры. Он осуществлял государственный контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц (партийно-советского, хозяйственно-профсоюзного и комсомольского аппаратов). Главной задачей Рабкрина был надзор за соблюдением законности. Новизна идеи заключалась в попытке соединения государственного и общественного контроля в одном органе, что должно было достигаться за счет организации ячеек содействия Рабкрину на предприятиях, в селах и т.д. Рабочие и крестьяне привлекались к массовым обследованиям деятельности государственного аппарата. В качестве средства борьбы с бюрократизмом и злоупотреблениями было создано Центральное бюро жалоб Рабкрина. Туда поступали в том числе жалобы на конфискации и аресты, которые, впрочем, редко признавались обоснованными.

В систему органов государственной власти Советской республики, наряду с конституционными, входили создаваемые на относительно короткий период чрезвычайные органы управления. В числе центральных учреждений следует назвать, прежде всего, созданный в условиях Гражданской войны Совет рабочей и крестьянской обороны под руководством В. И. Ленина (постановление ВЦИК и СНК от 30 ноября 1918 г.). Среди других органов государственной власти он занимал особое место. Это был чрезвычайный орган, ему передавалась вся полнота власти в области обороны страны. Персональный состав позволял Совету объединять усилия Военного ведомства, Чрезвычайной комиссии по производству, ведомств путей сообщения и продовольствия. Совет рабоче-крестьянской обороны осуществлял мобилизацию граждан, принимал меры к укреплению вооруженных сил, решая вопросы оперативного руководства фронтами и военными операциями. В состав Совета обороны входили: председатель Реввоенсовета республики, председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, заместитель наркома продовольствия и другие. С переходом к мирному строительству, в 1920 г., Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (далее – СТО).

Для выполнения специальных и временных поручений существовала практика назначения чрезвычайных уполномоченных и комиссаров центральных органов. Особенно активно институт чрезвычайных уполномоченных действовал в первые годы советской власти. По мере становления общей системы управления соответствующая практика постепенно сходит на нет.

Очевидно, что именно советский государственный аппарат выступал основным организатором всех революционных преобразований в стране. Государственное управление постепенно охватывало все без исключения отрасли хозяйства и культуры. Старый государственный аппарат был ликвидирован. По в первые годы советской власти по необходимости приходилось использовать элементы его структуры, а также старые дореволюционные кадры, что отчасти возрождало бюрократические традиции в управлении. Советский государственный аппарат строился преимущественно по отраслевому признаку. Это означало, что однородные организации с общим объектом управления и сходными характеристиками и условиями функционирования управлялись из единого центра специализированным государственным ведомством. Такими ведомствами выступали, в частности, наркоматы. Структура государственных органов и учреждений постоянно менялась в зависимости от текущего момента и вытекающего из него комплекса задач, выполняемых как государством в целом, так и отдельными его учреждениями.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. М., 1969. С. 21.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 17 августа 2018; проверки требуют.

Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (аббр. : офиц. ВЦИК ; ВЦИК РСФСР [ ] ) - высший после Всероссийского съезда Советов , законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики в - годы и РСФСР с по 1937 год .

Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР .

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В. И. Ленин , замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов» .

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства, отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики» .

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве» . Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК . Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, региональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызвано условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК .

Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.

В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.

Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.

В январе 1918 года избрал ВЦИК в составе 326 человек, среди которых было 169 большевиков, 132 левых эсера, 5 эсеров-максималистов, 5 правых эсеров, 4 анархиста, 4 меньшевика-интернационалиста, 2 меньшевика (Ф. Дан и Ю. Мартов).

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

Сформирован на заседании ВЦИК 2 ноября 1917 года в качестве постоянно действующего оперативного органа власти. С переходом ВЦИК на сессионный порядок работы фактически стал органом верховной власти в период между сессиями. Конституционно положение о Президиуме ВЦИК было закреплено 9 декабря 1919 года декретом «О советском строительстве» VII съезда Советов. Согласно нему Президиум руководил заседаниями ВЦИК, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума ВЦИКа, наблюдал за выполнением его постановлений. 29 декабря 1920 года декретом «О советском строительстве» VIII съезда Советов Президиуму ВЦИК было дополнительно предоставлено право отменять постановления СНК РСФСР, издавать постановления от имени ВЦИК и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

По Конституции РСФСР 1925 года Президиум ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИК. Избирался ВЦИК очередного созыва. Ликвидирован 3 декабря 1938 года.

Первоначально аппарат Президиума ВЦИК состоял из отделов, в большинстве своем не имевших четких и законодательно оформленных положений. В состав аппарата Президиума в 1917-1921 годах входили следующие подразделения:

В дальнейшем структура аппарата неоднократно менялась. К моменту расформирования она имела следующий вид:

Вопрос о кандидатуре на пост председателя ВЦИК рассматривался на Пленуме ЦК РКП(б) 25 марта 1919 год . Были предложены кандидатуры Ф. Э. Дзержинского , М. И. Калинина , Н. Н. Крестинского , А. Г. Белобородова , В. И. Невского и представителя облисполкома Западной области и фронта Иванова. За кандидатуру Калинина проголосовало 7, против - 4, воздержалось - 2.

1.2 ВЦИК: его формирование, полномочия, структура

Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР (после января 1918 – ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов) – формально высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР в 1917-1937 гг. между Всероссийскими съездами Советов. Впервые избран II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г. в количестве 101 чел. 15 ноября 1917 г. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с исполкомом Всероссийского Совета крестьянских депутатов, созданного на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в мае 1917 г., и стал представлять все Советы республики. 18 января 1918 г. ВЦИК был избран III съездом Советов в составе 306 человек. По Конституции 1918 г. он не должен был превышать 200 человек. Постановлением VIII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920) состав ВЦИК был увеличен до 300 человек. ВЦИК мог решать самостоятельно все вопросы общегосударственного значения, в т.ч.:

1. утверждать, изменять и дополнять Конституцию РСФСР;

2. осуществлять общее руководство всей внутренней и внешней политикой РСФСР, устанавливать границы и компетенцию областных союзов, образованных по национальному признаку, разрешать споры между ними, принимать в состав РСФСР новых членов и оформлять выход ее отдельных частей, определять общее административное деление РСФСР и утверждать областные объединения губерний;

3. осуществлять законодательную деятельность, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил Республики, утверждать бюджет РСФСР, принимать законы по вопросам судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и других отраслей законодательства;

4. устанавливать и изменять систему мер, весов и денег, общегосударственные налоги и повинности, объявлять амнистии;

5. назначать Совет Народных Комиссаров, утверждать его председателя, назначать и смещать отдельных членов СНК.

Предоставленная Конституцией возможность ВЦИК решать вопросы наряду со Всероссийским съездом Советов на практике привела к тому, что действительной полнотой власти в РСФСР обладал ВЦИК. Действуя постоянно (до 1920 года), он самостоятельно решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Собирающийся время от времени на непродолжительный срок Всероссийский съезд Советов не мог оказывать существенного влияния на деятельность ВЦИК и по существу превратился в некий бутафорный орган, призванный создавать видимость полновластия трудящихся в стране. Ни один из съездов не принял ни одного принципиального решения, которое бы противоречило решениям ВЦИК, проводимой им политике, а в конечном счете интересам большевиков.

Конституция не определяла ни организационной структуры ВЦИК, ни порядка его работы. Все эти вопросы ВЦИК решал самостоятельно. Пленарные заседания проводились в расширенном составе, при наличии более половины членов ВЦИК, по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Так, за период с ноября 1917 года по июль 1918 года состоялось около 50 пленарных заседаний. Рабочими органами ВЦИК были его Президиум, отделы и комиссии. Первоначально Президиум создавался как коллегиальный орган из представителей партий, входящих во ВЦИК. Президиум ВЦИК осуществлял всю организационную работу по подготовке пленарных заседаний ВЦИК: вырабатывал повестку дня, доводил ее до сведения членов ВЦИК, назначал докладчиков и содокладчиков, предварительно рассматривал вопросы и запросы, поступавшие в адрес ВЦИК. Кроме того Президиум ВЦИК должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

Отделы ВЦИК в основном выполняли организационно-техническую работу и обеспечивали ВЦИК необходимыми материалами, осуществляли издание нормативных актов, иных печатных работ, готовили справки и др. Так, в июле 1918 года во ВЦИК имелось пятнадцать отделов, в том числе финансовый, общая канцелярия, справочный, агитационный, автомобильный, литературно-издательский, печати.¹º


1.3 Особые органы управления: полномочия, порядок формирования, структура

Совет народных комиссаров (СНК, Совет министров) РСФСР и СССР (1917-1991). Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Создан 26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов, в котором, в частности, говорилось: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров». В момент создания СНК включал 13 комиссий, заведовавших отдельными отраслями государственной жизни: внутренних дел, земледелия, труда, по делам военным и морским, по делам железнодорожным, по делам торговли и промышленности, по делам иностранным, по делам продовольствия, народного просвещения, финансов, юстиции, почт и телеграфов, по делам национальностей. Председатели этих комиссий – народные комиссары, назначенные съездом, - стали членами СНК. СНК создавался как исполнительный орган всецело подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. В частности Конституция обязывала СНК незамедлительно информировать ВЦИК о всех своих решениях и постановлениях, а постановления и решения, имеющие большое политическое значение, представлять на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Он же наделялся правом назначения наркомов и смещения их с должности. Однако с первых же дней своего существования СНК, руководимый Лениным, пользуясь отсутствием законодательно установленной компетенции ВЦИК и СНК, принимал декреты и постановления, т.е. осуществлял законотворческую деятельность и тем самым подменял ВЦИК.

Совет рабочей и крестьянской обороны РСФСР – чрезвычайный орган советского государства. Образован постановлением ВЦИК 30 ноября 1918 года. Его задача заключалась в мобилизации всех сил для успешного ведения гражданской войны. Постановления Совета обороны были обязательны для всех ведомств. В его состав входили представители ВЦИК, РВСР, НКПС, Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, Наркомпрода, Всероссийского совета профсоюзов, ВСНХ и Главкомтруда. Руководил Советом обороны председатель СНК. Заседания, как правило, проходили два раза в неделю. Решения принимались большинством голосов. Совет обороны при необходимости создавал многочисленные комиссии и направлял на места чрезвычайных уполномоченных, которые имели широкие права, в том числе отстранять от работы и предавать суду ревтрибуналов всех должностных лиц.

Между 3 и 7 апреля 1920 года ВЦИК преобразовал Совет обороны в Совет труда и обороны (СТО). Большую важность теперь приобрели вопросы экономического развития. В СТО вошли наркомы земледелия, труда, РКИ, представитель ЦСУ. Местными СТО являлись областные экономические совещания (ЭКОСО). СТО имел ряд собственных комиссий: Госплан СССР (до 1923 года), Комиссию по внутренней торговле (9.05.1922 – 9.05.1924) и др. Впоследствии СТО был ликвидирован в 1937 году. Вместо него был образован Экономический совет при СНК СССР (ЭКОСО СССР).

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов узаконил победу Великой Октябрьской социалистической революции, свержение помещичье-буржуазной власти и установление диктатуры пролетариата в форме Советов, руководимых большевистской партией. Решения, принятые на съезде, открывали новый этап в развитии революции – этап строительства социализма в Советской России.

III съезд принял историческое решение о преобразовании Советской республики в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (РСФСР) на основе добровольного союза народов России. Образование РСФСР имело большое значение для укрепления дружбы и доверия между всеми народами Советского социалистического государства.

10 июля 1918г. На IV съезде было уделено главное внимание, обсуждению проекта первой Советской Конституции. В основу Конституции была положена историческая « Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа ».

На IX Всероссийском съезде Советов были подведены первые итоги новой экономической политики. Анализируя международную обстановку, В.И. Ленин показал, что после разгрома интервентов и белогвардейцев наступил период равновесия, он подчеркнул, что основная задача партии и Советского государства - укрепление союза рабочих и крестьян.

26 октября 1917 г. впервые был избран Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР - формально высший законодательный, распорядительный орган в РСФСР в 1917-1937гг.

Совет народных комиссаров - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Создан 26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов, в котором, в частности, говорилось: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров». СНК создавался как исполнительный орган всецело подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.

Но решения принимают раздельно. Они вправе привлекать к своей работе различных экспертов, запрашивать необходимые документы и материалы у руководителей государственных органов и иных организаций. §2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума...

Создававшихся опасность распада РФ, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Глава 3. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации В 90-е г.г. прошлого века многие важнейшие для России вопросы федеративных отношений решались исключительно путем...