Политические партии правящие и. Смотреть что такое "Политическая партия" в других словарях. «Основные политические партии современной России»

Партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия - иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Программа и Устав Рабочей партии России. И.М.Герасимов. 29.09.2018.

    ✪ Геннадий Балашов программа партии 510

Субтитры

Классификация партий

  1. Социально-классовый критерий:
    1. буржуазные
    2. трудящиеся
    3. партии меньшинств
    4. бюрократические
    5. всеклассовые
  2. По организации (критерии Дюверже):
    1. массовые
    2. кадровые
  3. По степени участия во власти:
    1. правящие
    2. системно-оппозиционные
    3. несистемно-оппозиционные
    4. маргинальные
  4. По месту в партийном спектре:
    1. правые
    2. центристы
    3. левые
    4. смешанные
    5. радикальные
  5. По организационной структуре:
    1. классического типа
    2. движенческого типа
    3. политический клуб
    4. авторитарно-собственнического типа
    5. основанные на декларативном членстве
  6. По отношению к власти и праву:
    1. легальные
    2. нелегальные
    3. полулегальные

Идеальные типы партий

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX-XXI вв.).

Цвета и эмблемы партий

Цели политических партий

Любая партия непосредственно ставит перед собой задачу овладеть политической властью в стране или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления .

В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

  • формирование общественного мнения ;
  • политическое воспитание и образование граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Прочие цели определяются политической программой партии.

Наименования политических партий

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия, Союз Правых Сил), основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия Возрождения России); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианский демократический союз) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникновения, как это было в случае с «Единой Россией»: первоначальное наименование партии, «Всероссийская политическая партия „Единство и Отечество - Единая Россия“» отразило в себе названия учредителей - объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей («Яблоко» - Я влинский, Б олдырев, Л укин).

Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации ». Наименование некоторых партий не содержит в названии слова «партия» (Политическая партия «Русское национальное единство »). Наименования партий также могут быть краткими и ёмкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или социал-демократическая партия России]]. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» ). Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания , Словения , Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

Международные политические объединения

.

Организация и структура политической партии

В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия - региональные отделения - местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, формирующий постоянно руководящие органы, на уровне региона - собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения. Определённые требования к структуре и руководящим органам содержит закон № 95-ФЗ «о политических партиях», предписывающий наличие региональных отделений, коллегиальных органов управления и руководящую роль съезда.

Субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года - сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 года - 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу , а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из неё. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).

  • В Мексике существуют федеральные партии, партии штатов и муниципальные партии. Партии штатов могут баллотироваться только в своём штате, а муниципальные партии только в своём муниципалитете, при этом они могут иметь несколько регистраций в разных штатах и муниципалитетах. При этом партия автоматически теряет регистрацию, если на выборах не проходит в парламент соответствующего уровня.
  • Библиография
    • Автономов А. С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах // Сов. государство и право. 1990. N 6.
    • Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000.
    • Байрамов А. Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 1993.
    • Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988.
    • Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
    • Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
    • Даниленко В. Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.
    • Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
    • Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1980.
    • Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.
    • Заславский С. Е. Правовые формы организации политических партий в России // Законодательство и экономика. 1997. N 1-2.

Понятие политической партии: это есть организованная общность людей, имеющая определенные общественные задачи, представляющая интересы определенного общественного класса. Отличительным признаком политической партии является захват власти. В партию вступают люди, имеющие похожие идеологические взгляды, проявляющие политическую активность и желающие управлять государством.

Политические партии и признаки политической партии:

  • Существование единой идеологии и целей, которых организация стремиться достичь.
  • Существование политической программы, объясняющей, зачем существует эта организация.
  • Наличие партийного устава или иного документа, регламентирующего внутреннюю жизнь партии.
  • Наличие должностей в организации (председатель партии, заместитель председателя и иное).
  • Организация имеет местные отделы в разных регионах. Региональные отделения поддерживают контакт с партийным руководством.
  • Добровольность. В партию приходят люди, потому что стремятся воплотить свои идеи, касающиеся развития общества, в жизнь.

Виды политических партий.

Политические партии можно подразделять по разным признакам, но в этом разделе мы обсудим деление по идеологической направленности.

Партия Идеологическая приверженность. Основные ценности.
Либералы Отдельная личность имеет большее значение, чем все общество в целом. Должна господствовать рыночная экономика, в которую государство обязано не вмешиваться чрезмерно. Ценности индивидуализма, просвещения, прогресса. Положительное отношение к частной собственности. Имеют твердые позиции в демократическом обществе.
Консерваторы Стоят за незыблемость существующего общественного порядка. Принимают реформы, если их проведение крайне важно. Поддерживают церковь, традиционные ценности, выступают за крепкую государственную власть. Считают людей неравными. Поддерживают частную собственность. Представители зачастую относятся к элите.
Социал-демократы Эти политические партии стремятся к идеалу социальной справедливости. Защита малоимущего населения, участие в жизни трудового народа, предоставление широких социальных гарантий, защита демократических ценностей, обеспечение политического и идеологического плюрализма, пацифизм. Защита населения от агрессивного воздействия рынка.
Коммунисты Главная цель - достижения бесклассового коммунистического общества, где будут стерты любые отличия одного человека от другого. Равенство трудящихся, отмена частной собственности и замена ее государственной, использование методов плановой экономики, национализация. Коммунизм призывает передать собственность, которой владели частные собственники, в руки народа. Отрицание религии, отказ от национальных, религиозных отличий. Ведение классовой войны за коммунизм.
Националисты Высшей ценностью провозглашается народ. Сохранение культурных традиций нации. Препятствует увеличению числа мигрантов. Регулярно вырождается в шовинизм и ненависть ко всем, кто не принадлежит к титульной нации. Эта идеология возрождается "как феникс из пепла" в условиях нестабильности, когда не к чему апеллировать, кроме как к мертворожденному чувству национальной гордости.
Фашисты Подчинение индивида обществу. Тоталитарная машина, практикующая террор. При фашизме существует лишь политическое мнение, исповедуемое действующей властью. Все остальные идеологии уничтожаются и дискредитируются. Милитаризм, ведение экспансии, проявление агрессии к другим государствам, репрессии по отношению к несогласным. Нацизм, франкизм (от испанского генерала-фашиста Франко), фалангизм, усташи - эти политические течения относятся к фашизму.
Анархизм Глупо представлять анархистскую партию, заседающую в Правительстве, ведь анархия есть немедленное упразднение государства. Анархизм относится к социалистическому течению. Цель - уничтожить государство здесь и сейчас. Согласно анархической идеологии все беды человечества происходят от того, что один человек имеет власть над другим. Это противоречит нравственному принципу, поэтому не столько государство, сколько институт власти должен быть немедленно упразднен. Анархизм выступает за социальное равенство, уничтожение частной собственности (хотя существуют анархо-капиталисты, требующие, чтобы было уничтожено государство, но остался саморегулирующийся рынок). Справедливость, пацифизм, самоорганизация на добровольных началах, коллективное решение общественных задач, отсутствие угнетения человека человеком - вот принципы анархической идеологии.

Классификация политических партий

Можно классифицировать политические партии не только тем способом, который описан в вышестоящей таблице. Рассмотрим основные способы классификации:

  • Правящая или оппозиционная . Первая осуществляет государственную власть и находится при ней, вторая состоит в оппозиции и протестует. Оппозиционные общественно-политические движения могут существовать и на легальной основе, и на нелегальной.
  • Кадровая или массовая . В состав первой будет входить небольшое количество политиков-профессионалов. Такие общественно-политические движения проявляют активность лишь в предвыборный период, их активно спонсируют крупные владельцы капитала. Массовая же партия имеет иерархию, структуру, действует непрерывно, постоянно. В них существует связь между партийными и дисциплина. ЛДПР, КПРФ, Единая Россия — все эти партии являются, безусловно, массовыми. Свою деятельность они ведут непрерывно.
  • Левые, центристские и правые . Это удивительное разделение на «лево» и «право» появилось во времена Великой Французской Революции. Те, кто занимал места левее (просто по расположению) в Парламенте, предлагали самые радикальные и революционные идеи, те, кто сидел правее, настаивали на сохранении бытующего порядке вещей, центр же назывался «болотом», так как он склонялся то в одну, то в другую сторону и решительной активности не проявлял. «Левые» выступают за государственную собственность, социальную справедливость, революцию или существенные реформы, правые же стоят за частную собственность, сильное, стабильное и крепкое государство, хранят институт частной собственности, выступают против «бунташных» движений, на реформы соглашаются с большим трудом и только тогда, когда это действительно нужно. Центр смотрит на ситуацию компромиссным взглядом, ищет консенсуса, порядка, а в действительности не проявляет желания менять существующий порядок.
  • Реформистская и революционная . Первая будет проводить реформы, то есть постепенные преобразования общественной жизни, не рушащие коренные устои, вторые отличает то, что они выступают с лозунгом «Весь мир до основанья мы разрушим». Цель революционеров — построить новое справедливое общество на руинах прогнившего старого порядка.

Партии в политической системе общества играют большую роль. Функции политических партий: они воспитывают у населения активную гражданскую позицию, участвуют в управлении государством, от них во многом зависит то, как будет развиваться страна. Ярким примером будет являться партия большевиков, которая из небольшой, строго законспирированной и дисциплинированной организации превратилась в КПСС, которая стояла во главе огромного Советского Союза.

Определение термина политическая партия.

Конституционное определение термина политическая партия .

- Политическая партия и политологическая литература.

Типология политических партий.

Идеальные типы партий.

Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства.

Наименования политических партий.

Цвета и эмблемы партий.

Финансирование партий.

Трансформация статуса партии как политического института.

Политическая партия, партия

П артия - э то группа людей, объединённых общностью идей, интересов или выделенных для выполнения какой-либо работы.

Политическая партия - это стабильная иерархическая политическая , объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Политическая партия - это независимое общественное объединение предприятий, имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности выражающее политическую волю своих членов и сторонников.

Политическая партия это общественная фирма (объединение предприятий ), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев.

Политическая партия - это общественное объединение предприятий , главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе основного Закона государства и действующего законодательства.

Политическая партия - это компания , объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает ос­новные направления политики государства.



Определение термина политическая партия

Политическая партия - это объединение предприятий, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Политическая партия - это политическая , выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения и защиты интересы определенных социальных слоев и групп премущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти .

Нередко в определении политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе . К. фон Бейме характеризует партии как общественные компании, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

Первые политические партии появились еще в Древней Греции (разуме­ется, не в том виде, в каком они существуют сейчас). Для современных поли­тических партий характерно, в частности, то, что они:

Представляют собой политические фирмы;

Представляют собой компании общественные (негосударственные);

Являются устойчивыми и достаточно широкими политическими объеди­нениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Имеют свою программу и устав;

Построены на определенных организационных принципах;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, республиканская и демо­кратическая партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице го­лосующих за представителей партии на выборах.

В демократических государствах запрещаются партии, которые использу­ют подрывные, насильственные методы борьбы за , партии фашистско­го, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение основного Закона страны , и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конститу­цию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. В международном документе Копенгагенской встречи 1990 г., в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (СБСЕ) записано, что партии не должны сливаться с государствам. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных ре­жимов, в том числе и советского, когда единственная партия поглотила не только , но в значительной степени и гражданское общество. В та­ких случаях образуются так называемые «партийные государства». Сама по себе концепция «партийного государства» («государства партий») изначально ничего плохого в себе не несет: она служила лишь обоснованием необходи­мости правового регулирования деятельности партий. Основная идея этой концепции - признание партий как необходимых элементов функциониро­вания демократических государственных институтов.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной представляется функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур.

Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций.


Конституционное определение термина политическая партия.

В конституциях разных стран, в том числе и в российской, нет юридичес­кого определения политической партии. В этих конституциях определяются только цели и задачи партий: политические партии «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 основного Закона государства Франции); партии способствуют «выражению народной воли и фирмы политической власти» (ст. 47 Кон­ституции Португалии). Более точно функция политической партии определе­на в основного Закона страны Италии: партии создаются для того, чтобы «демократичес­ким путем содействовать определению национальной политики » (ст. 49). Аналогичное содержание имеет и ст. 29 основного Закона государства Греции : «Партии долж­ны служить свободному функционированию демократического режима».

В конституциях этих государств закреплены принципы свободного обра­зования партий, многопартийность, политический плюрализм. Идея полити­ческого плюрализма состоит в том, что в обществе существуют разнообраз­ные интересы и, следовательно, их выражают различные партии, которые конкурируют в борьбе за власть, за голоса избирателей.

В настоящее время в основного Закона страны Российской Федерации правовое положение политиче­ских партий приведено в соответствие с мировыми демократическими стан­дартами: признаны политический плюрализм, в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей, запрещены партии тота­литарного типа, исповедующие насилие как главное средство политической борьбы (ст. 13 основного Закона государства РФ ). Партия организуется по инициативе учре­дителей и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции России . Ее деятельность может быть запрещена, если она преступает конституционные рамки, нарушает тре­бования основного Закона страны и закона, предъявляемые к политическим партиям.


Политическая партия и политологическ ая литератур а.

В политологической литературе политическая партия (от лат. pars, partis -часть) определяется как наиболее активная и организованная часть общест­венного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Или, более полно, как «специализированная организационно упорядоченная груп­па, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе».

И партии, и государство являются политическими организациями, поли­тическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном полити­ческой системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политичес­ких сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической си­стемы в единое целое.

Думается, однако, что такая конструкция, как «политическая система», во многом требует пересмотра. Она была удобна для советского политического мышления, когда все политические институты должны были находиться в од­ной упряжке, вращаться вокруг одного политического «ядра».

Баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существую­щие в свободном, демократическом обществе, - это система особая. В любом случае, это не та политическая система, какой она была представлена в совет­ском государствоведении и тоталитарном политическом мышлении. С точки зрения современных представлений, наряду с государством следует учиты­вать и интегрирующую роль гражданского общества, его определяющее вли­яние на государство. А ведь политические партии являются одним из инсти­тутов гражданского общества.

Вместе с тем, в отличие от партий, государство выражает интересы об­щества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибу­тами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ. Правящие политические пар­тии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механиз­му государственной власти, осуществляют власть главным образом через рас­становку членов своих партий на важнейшие государственные посты.

Cоциолог Роберт Михельс отмечал, что любая централизованная , в частности политическая партия, представляет собой корпорацию, конкурирующую с другими, ей подобными.

Т ипологи я политических партий.

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и компании их внутренней жизни. По этому признаку он выделял кадровые и массовые партии.

Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению предприятий элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение — проведение и фирма предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов имеет обычно «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных по такому принципу, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать подобные партии кадровыми.

В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.

Различия в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой, лежат в основе широко распространенного в западной политологии деления современных партий на кадровые и массовые - классической типологии, предложенной М. Дюверже. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций - комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США - демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде - некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).

Существуют и другие подходы к типологии политических партий. Так, по характеру участия в осуществлении государственной власти различают правящие и оппозиционные партии; последние в зависимости от их места в политической системе подразделяются на легальные, полулегальные и нелегальные. По способу связи с парламентской фракцией выделяются “жесткие” и “гибкие” партии: в первом случае при принятии важных политических решений депутаты должны голосовать в строгом соответствии с позицией, выработанной партийным руководством или съездом (например, лейбористская и консервативная партии Англии); напротив, “гибкость”, свойственная, в частности, обеим ведущим партиям США , означает, что конгрессмены или сенаторы воспринимают точку зрения руководящих партийных органов только как “рекомендацию”, голосуют более свободно, и в результате между президентом и членами конгресса от той же партии могут возникать острые противоречия.

В зависимости от идейно-политической ориентации в условной системе координат “левые-правые” выделяются “слева направо” коммунистические, социалистические и социал-демократические, либерально-демократические, консервативные, неоконсервативные и праворадикальные (в том числе фашистские) партии.

Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, а также особенности межпартийной конкуренции в ходе борьбы за завоевание власти или участие в ее осуществлении. Р.-Ж. Шварценберг показал, что в странах Запада фактический уровень межпартийной конкуренции во многом предопределяется утвердившейся в обществе избирательной системой: пропорциональная избирательная система нередко приводит к возникновению “полной многопартийности” - появлению пяти и более партий, обладающих примерно одинаковой степенью политического влияния; введение “избирательного барьера”, когда партии, претендующие на парламентское представительство, должны набрать определенный минимум голосов от общего числа избирателей, способствует постепенному формированию “умеренной многопартийности”, представленной 3-4 влиятельными политическими силами; мажоритарная система в два тура голосования ведет к образованию двухблоковой системы (“несовершенной двухпартийности”), мажоритарная система с голосованием в один тур - к формированию устойчивых двухпартийных систем.Однако в развивающихся странах характер партийных систем в значительной степени испытывает воздействие исторических и национально-культур

ных факторов: мажоритарная избирательная система нередко приводит к тому, что на выборах в течение длительного времени, причем с постоянным большим преимуществом, побеждает одна и та же партия, получающая тем самым возможность практически единолично формировать стабильные органы власти. Основными причинами, вследствие которых другие политические силы не могут составить действительную конкуренцию подобной “господствующей” партии, следует назвать отсутствие необходимого количества общепризнанных лидеров, наличие устойчивых консервативных традиций в обществе, малочисленность и большое количество партий, не имеющих достаточного опыта демократической борьбы за власть.

В последние годы ряд зарубежных исследователей фиксируют падение роли политических партий: в странах Запада - на фоне активизации общественно-политических движений непартийного типа, в развивающихся странах - на фоне тенденций к широкой этатизации партий.


Идеальные типы партий .

партии элиты

народные/массовые партии

этнически-направленные партии

избирательные объединения предприятий

партии тех или иных движений.

Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные треста делятся на индивидуальные партии, партии большинства, программные объединения предприятий.

Ключевую роль в этом отношении сыграл Морис Дюверже, разграничивший два типа партий: "кадровые" и "массовые". Расцвет "кадровых партии", или, как их еще называют, "партий элит" - XIX век, когда власти народа еще только развивалась, а избирательное право было ограничено. Такие партии чаще всего представляли интересы господствующих классов.

В первой половине XX века вместе с введением всеобщего избирательного права на первый план выходят "массовые" партии. Эти партии ориентируются уже на более широкие слои. Они многочисленны, сплочены, имеют четкую идеологию, во главе их находится централизованная иерархизированная организационная структура. Будущее, как считал Дюверже, было именно за массовыми партиями.

Следующий этап эволюции/деградации был подмечен Отто Киркхаймером. В 1950-х-1960-х годах на материале немецких реалий им был сформулирован тезис о "всеохватных" партиях. Массовые партии, стремящиеся получить как можно большее число голосов, "уже не могут стоять на уникальной идеологической платформе, им приходится становиться "всеохватными", то есть жертвовать идеологией во имя электоральной поддержки.

Однако тот же Киркхаймер подметил еще одну решающую тенденцию: "всеохватные" партии начали постепенное слияние с государством. Данная тенденция в 1995 году была концептуализирована Ричардом Кацем и Питером Мейром как теория "картельных партий", возникновение которых они наблюдали начиная с 1970-х годов. "Картельная" партия - новый этап эволюции/деградации партий. Они все больше отдаляются от избирателей, их начинает интересовать не проведение той или иной политики, но сам факт пребывания у власти. Более того, они попадают в зависимость от государственных субсидий. Крупные партии сливаются друг с другом, образуя картель, стремящийся к удержанию власти и вытеснению конкурентов.

Не все исследователи разделяют эту четырехчастную схему эволюции от партий элит к картельным партиям через массовые и всеохватные партии. Выдвигаются и иные концепции, претендующие на описание сложившегося положения. Однако почти все исследователи солидарны в одном: на наших глазах происходит стремительное выхолащивание народного правления , сопровождающееся эрозией репрезентативных институтов.

Если принять во внимание данный , то легко предположить возникновение в ближайшем будущем нового феномена: мы рискнем назвать его "партия всего народа". Это будет партия, сочетающая в себе элементы "всеохватной", "картельной" и иных моделей. Такая партия будет нацелена на захват всего электората посредством превращения имеющихся в обществе классовых и идеологических противоречий, запускающих партийную конкуренцию, во фракционные разногласия. Эти разногласия отныне будут разрешаться не в процессе публичной политики, но посредством элитного диалога. Известный отечественный политолог Виталий Иванов в своем исследовании истории "Единой Российской Федерации" вслед за Юрием Пивоваровым называет такое элитное объединение предприятий "властной плазмой", внутри которой должны "протекать, разрешаться и гаситься конфликты", способные "разрушить режим и строй снаружи".

Однако не все так просто: "партиям всего народа", к которым можно отнести помимо "Единой Российской Федерации" еще и Либерально-демократическую партию Японии, Индийский национальный , почти всегда не удается достигнуть поставленной цели. Ведь никакое самое большое, самое рыхлое объединение предприятий не способно включить все политические идентичности, отразить интересы и ценности сразу всех слоев населения. Какая-нибудь одна непокорная, бунтующая радикальная идентичность неизбежно вываливается. Исламисты в арабских странах, индуистские фундаменталисты в Индии, наследники Ленина и радикальные последователи Гайдара в Российской Федерации. Любопытней всего то, что в какой-то момент именно эта бунтующая идентичность может оказаться наиболее востребованной, наиболее приемлемой для всего общества просто в силу своей особости и принципиальной неуступчивости.

Таким образом, бюрократизация партийной жизни грозит обернуться ее парадоксальной радикализацией. Впрочем, данный вывод пока не более, чем наше, весьма вероятно, поспешное предположение.


Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства .

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы Конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её влияние закреплено законодательно и является неоспоримым. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР.

В системах с правящей партией оппозиционные партии разрешены; могут даже присутствовать глубокие демократические традиции, но «альтернативные» партии представляются не имеющими реальных шансов получить над властью. Пример из новейшей истории — Россия в начале XXI века. В некоторых случаях правящая партия может долгое время удерживать страну под своим контролем всеми средствами, включая фальсификации результатов выборов. В последнем варианте разница с однопартийной системой носит лишь официальный характер.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и . При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Британии , могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).


В повседневной жизни и, особенно, в СМИ мы часто слышим разговоры о политических партиях, их лидерах, победах и поражениях. При этом в массовом сознании отношение к политическим партиям, партийным функционерам и их деятельности разное: от восторга до равнодушия, а то и до немотивированного неприятия. Что же такое политические партии, когда и как они возникли, какую роль играют в политической жизни общества, чем отличаются одна от другой?

Партия (лат.) – «часть» целого, более крупной общности. Родина современных политических партий Европа. Современные политические партии – это добровольные общественные организации, объединяющие наиболее активных приверженцев той или иной идеологии, политической цели или лидера, и служащие для завоевания и использования государственной власти или влияния на власть. Иными словами, политические партии – это особые, отличные от всех иных многочисленных и разнообразных по составу, предназначению и задачам добровольных самодеятельных общественных организаций.

В истории формирования политических партий выделяют 3 этапа (М. Вебер):

1. Аристократические кружки (котерии). Это немногочисленные группировки знати периода средневековья, соперничавшие за влияние на английского короля.

2. Политические клубы – более многочисленные и разнообразные по социальному составу группы политически активных людей, характерные для начала буржуазной эпохи во многих европейских странах.

3. Политические партии , положившие начало современному партийному строительству. Профессиональное исследование этого процесса стало предметом специального раздела политической науки, названного «партологией».

Первая партия современного типа была основана в 1861 г. в Англии. Это Либеральная партия, выражавшая интересы нового нарождавшегося предпринимательского класса – буржуазии, боровшейся против абсолютизма за равные права и свободы для всех граждан. Первая массовая рабочая партия («Всеобщий германский рабочий союз») была создана в 1863 г. в Германии Ф. Лассалем. А уже к концу XIX в. массовые, в основном социал-демократические, партии появились в большинстве стран Западной Европы. В России это была РСДРП, нелегально созданная в 1898 г. для борьбы против царского самодержавия.

Политические партии отличаются большим разнообразием. Однако для всех их характерны общие признаки, выделяющие партии среди иных многочисленных и разнообразных самодеятельных общественных организаций.

Общие отличительные признаки политических партий

1. Наличие формальной организации сверху донизу, включая высшие, промежуточные (региональные) органы партии, первичные (местные) организации и рядовых членов. Членство в партиях строится исключительно на добровольной основе и может быть как индивидуальным (персональным), так и коллективным (ассоциированным).

2. Приверженность той или иной идеологии, политической цели либо партийному лидеру, наличие партийной программы, вокруг которых и объединяются члены партии.

3. Активное участие в политической борьбе – борьбе за власть. Как метко заметил в своё время А. Лебедь, активный сподвижник первого президента России Б. Ельцина, «для политической борьбы ничего лучше партий в мире не придумано».

4. Главный отличительный сущностной признак любой самостоятельной политической партии заключается в её стремлении к своей главной политической цели – к завоеванию государственной власти, участию во власти или влиянию на власть.

Как следует из перечисленных признаков, политические партии существенно отличаются от всех иных общественных организаций, включая профсоюзные, молодёжные, женские, творческие и многие другие, непосредственно не связанных с политикой и не преследующих собственно политических целей, т.е. владения государственной властью или участия в этой власти.

Функции политических партий:

    Главная из них – борьба за государственную власть, то есть за право формирования высших органов государственной власти и использования их полномочий для реализации партийных целей и задач. Благодаря этому своему основному предназначению политические партии представляют собой постоянно и открыто действующую альтернативу существующей государственной власти, а также друг другу. Тем самым они, как никакие другие общественные организации, создают и поддерживают в обществе конкурентную политическую среду как для правящих в данный исторический период партий, так и для всех других своих политических соперников, также стремящихся к власти.

    Разработка и навязывание обществу и государству методами партийной пропаганды своих партийных идеологии, целей и программ развития.

    Отбор и воспитание кадров политических руководителей и управленцев, необходимых как для текущей партийной работы, так и для будущего (в случае прихода к власти) руководства государством. Таким образом, партии формируют политическую элиту общества, готовую (и политически, и профессионально) возглавить государство после возможного прихода к власти.

    Вовлечение в свои ряды новых членов, политическая социализация и мобилизация населения, особенно молодёжи, на реализацию партийных целей и задач.

    Представление и отстаивание на государственном уровне интересов классов, групп и слоёв населения, соответствующих природе и идеологии партии.

Таким образом, политические партии выступают исключительно важными инструментами формирования и функционирования реальной политики. Их место и особая роль в жизни общества заключаются в следующем:

    Политические партии – это вторые по силе влияния на общественные процессы и политической значимости после государства институты политической системы общества.

    Это основные институты гражданского общества, непосредственно связывающие его с государством и представляющие в нем интересы различных конкурирующих классов и групп населения.

    Партии – главные носители, политические знаменосцы и движущие силы демократии, без которых она невозможна. Как справедливо заметил известный западный исследователь О. Ренни, «следует признать, что политические партии создали демократию и что современная демократия немыслима иначе, кроме как через партии».Поэтому не случайно, демократические государства не только терпимо, но и бережно относятся к партиям даже в тех случаях, когда их политическая активность представляется госорганам и чиновникам назойливой, неуместной, «мешающей решать государственно-значимые задачи». Об этом свидетельствуют соответствующие положения в конституциях, специальные законы о партиях, а также, нередко, и государственное финансирование их деятельности.

Основные источника финансирования политических партий:

1. Возможные партийные членские взносы. Размер и периодичность внесения членами партии взносов в общую партийную кассу регламентирует сама партия. Имеются партии, не обязывающие своих членов платить членские взносы.

2. Возможное частное финансирование (спонсорство). Частное финансирование, как правило, регламентируется государством с целью недопущения возможного превращения партий в «политические филиалы» отдельных финансово-промышленных групп, компаний или так называемых олигархов.

3. Доходы от собственной производственной деятельности партий (в основном за счёт производства своей агитационно-пропагандистской печатной, аудио и видеопродукции).

4. Возможное государственное финансирование, когда партиям, прошедшим в парламент, выплачиваются денежные бонусы в объёме, пропорциональном количеству полученных на выборах голосов избирателей. Иными словами, финансовую поддержку государства получают не все, а только те партии, которые пользуются доверием значительной части избирателей.

Денежные средства расходуются партиями на содержание штатных сотрудников своих руководящих органов, на аренду (или содержание собственных) помещений для офисов и предвыборных штабов, на проведение массовых партийных мероприятий, обеспечение избирательных кампаний, помощь ветеранам партий и иные цели.

Мы уже отмечали многообразие политических партий. Для того чтобы в нём было легче ориентироваться, политологи производят научную классификацию или типологию политических партий.

Типология современных партий осуществляется по различным основаниям:

1. В зависимости от способа формирования и условий приобретения членства различают (М. Дюверже) кадровые и массовые партии .

Кадровые партии формируются «сверху» вокруг авторитетных политических деятелей или групп, как правило, только для проведения выборов. Такие партии не акцентируют внимание на своей идеологической ориентации. Они имеют мощные профессиональные штабы и свободное членство, не обязывающее рядовых членов состоять и постоянно работать в конкретных организациях партии. Принадлежность к подобным партиям рядовой гражданин определяет самостоятельно, демонстрируя это своей политической позицией преимущественно на выборах и референдумах. Большинство современных российских (проправительственных, а также мелких) партий создавались в 90-е годы как кадровые под предстоящие выборы и исчезали с политической арены вскоре после их проведения. Кадровые партии с течением времени могут приобретать отдельные черты и свойства массовых партий.

Массовые партииформируются, как правило, «снизу», являются централизованными, дисциплинированными организациями с фиксированным уставным членством. Работают такие партии постоянно, а не только на выборах. Придают большое значение общности взглядов, идейному, идеологическому единству. Чаще всего это коммунистические, социал-демократические, популистские, харизматические, патриотические, а также националистические, фашистские и подобные им партии.

2. В зависимости от главных оснований деятельности различают доктринальные, прагматические и харизматические партии.

Доктринальные партии во главу угла ставят идеологию, то есть преимущественно отдалённые цели, подчиняя им текущие, повседневные дела и проблемы. К доктринальным партиям относятся коммунистические, религиозные, националистические и им подобные партии.

Прагматические или патронажные партии, наоборот, на первый план ставят текущие задачи и проблемы, ориентируются на практическую целесообразность своих действий. Например: победа на выборах, повышение (снижение) налогов, защита экологии (партии «зелёных»), улучшение условий труда, быта, отдыха и т.д. Кредо таких партий, даже если они и придерживаются определённых идеологических принципов, можно было бы выразить формулой одного из основоположников социал-демократии Э. Бернштейна: «Конечная цель – ничто, движение – всё».

Харизматические партии – партии, объединяемые харизматическими лидерами и следуемые за ними независимо от предлагаемой ими идеологии или практических целей.

3. В зависимости от общей идейно-политической ориентации партии подразделяются на правые илевые . Делению на правых и левых в политике положила начало Великая французская революция (1789 г.). В зале Учредительного (конституционного) собрания революционной Франции справа сели сторонники восстановления королевской власти – представители привилегированных сословий в лице дворянства и крупных землевладельцев. Слева – революционеры-республиканцы, выступающие за власть средней и мелкой буржуазии и малоимущих, народного большинства. В современной политической истории к крайне правым относят партии, выражающие преимущественно интересы крупного бизнеса, как локомотива экономического развития, к левым – партии, отстаивающие интересы трудящихся, беднейших слоев населения.

4. В зависимости от политической идеологии партии делятся на: либеральные, коммунистические, социал-демократические, консервативные, патриотические, националистические, фашистские, религиозные и т.д. В широкой палитре современных политических партий к правым обычно относят преимущественно либеральные и консервативные, к левым – коммунистические и социал-демократические партии. Партии, стремящиеся избежать крайностей правового и левого флангов в своей идейно-политической ориентации, называют себя «правоцентристскими», «левоцентристскими» или собственно «центристскими».

5. В зависимости от способов и средств политической деятельности различают партии: парламентские (основывающие свою работу на участии в деятельности парламентов) инепарламентские (игнорирующие парламентские методы политической борьбы, предпочитая работать непосредственно в массах; легальные (действующие открыто на законных основаниях) инелегальные (сознательно или вынужденно находящиеся в подполье, действующие нелегально).

6. В зависимости от отношения партий к правящему режиму они подразделяются на:

    Правящие – находящиеся у власти, т.е. имеющие большинство мест или доминирующие в парламентах.

    Оппозиционные, т.е. находящиеся в оппозиции к правящему режиму, несогласные с ним.

    Консервативные – выступающие за сохранение режима.

    Реформистские – выступающие за совершенствование режима.

    Революционные – ставящие своей целью насильственное свержение

существующего политического режима.

7. В зависимости от состава своих членов партии могут подразделяться:

    По социальному составу – на рабочие, аграрные, пенсионеров и т.д.

    По этническому (национальному) составу (например, баскская партия «Эрри батасуна» в Испании).

    По демографическому составу (например, старейшая в Европе Женская объединённая партия Бельгии).

    По культурологическим привязанностям, увлечениям своих членов (к примеру, весьма известная в Германии партия любителей пива).

Таким образом, политические партии отличаются большим многообразием по своему внутреннему устройству, составу, организации, основаниям, формам и методам деятельности и другим критериям. Зная это многообразие, легче ориентироваться в вопросах партийного строительства, делать взвешенные выводы и оценки относительно идеологических ориентаций и деятельности различных партий и их лидеров.

Справочно

Представленный, как и встречающиеся в политологической литературе иные подходы к типологии политических партий, – это методологический инструмент для оценки и выработки собственного отношения к той или иной из них как для профессиональных политиков, так и для рядовых граждан. Однако пользоваться этим инструментарием в каждом конкретном случае необходимо творчески, с учётом конкретно-исторических и ряда иных условий и обстоятельств. Так, идеологическая типология партий предполагает наличие чётких представлений о содержании соответствующих политических идеологий. Дело в том, что многие партии не содержат в своих названиях чётких указаний на свою идеологическую, социальную, национальную и т.п. принадлежность. В сегодняшней России это, например, партии «Единая Россия», «Правое дело», «Справедливая Россия», «Яблоко». Однако в своих программных документах некоторые из них прямо заявляют о своих идеологических ориентациях: «Единая Россия» – левоконсервативной, «Правое дело» – либеральной (точнее – праволиберальной), «Справедливая Россия» – социал-демократической, Яблоко – социал-либеральной. Другие партии, наоборот, носят идеологически окрашенные названия (например, КПРФ, ЛДПР). Однако политические программы и практически политическая деятельность некоторых из них, в частности ЛДПР, не всегда совпадают с заявленными идеологическими ориентациями, а нередко и противоречат их основному содержанию. Поэтому если судить об идеологической ориентации той или иной партии только по декларируемому названию, можно легко впасть в заблуждение. Гораздо важнее заявляемая партией в её программных документах и, главное – отстаиваемая на деле – позиция по важнейшим политическим проблемам внутренней и внешней политики государства.

Итак, современные политические партии – это по историческим меркам сравнительно молодые, особые, добровольные общественные организации, выполняющие исключительно важные функции в общественной, политической и государственной жизни. Выражая многообразие общественных интересов в своих программах и политической деятельности, партии являются непременным условием демократического устройства общества и государства.

Понятие, функции и структура политических партий

Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Политические партии выступают в своем государстве творцами текущей политики, они преследуют определенные цели, добиваясь государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В нормально организованной политической системе действуют несколько партий, каждая из которых отражает интересы своего класса или большой группы людей, не связанных классовыми признаками. Деятельность партий связана с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других институтов общества, которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются на защиту социально-экономических интересов их членов, политические партии нацелены на завоевание и осуществление власти. Для этой цели они создавались, за нее и ведут борьбу.

Политическая партия хотя и выражает устремления определенного класса или слоя общества, в то же время представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Среди функций политических партий выделяют:

1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

2) активизацию и интеграцию определенной части людей;

3) борьбу за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

4) подготовку и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение своих сторонников, организацию контроля за парламентской деятельностью;

5) разработку партийной идеологии, создание и реализацию политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6) политическое воспитание общества в целом или его части;

7) подготовку и выдвижение кадров.

Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.

Сущность политической партии – это выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев общества. Есть три способа образования политической партии: путь «сверху» предполагает формирование партии на базе парламентской группы, политической элиты; путь «снизу» предполагает формирование партии на основе общественных движений или объединений сторонников конкретной идеологии; комбинированным является способ возникновения, когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.

В отличие от социальных движений и ряда других организаций, политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся к ее завоеванию или к влиянию на нее. Политические партии характеризуются степенью внутренней организованности. В некоторых партиях существует фиксированное членство. Внутренняя жизнь партии определяется ее уставом, внешняя – конституцией страны, называющей ее права и обязанности в обществе. Также партию отличает наличие программы действий и определенной идеологической системы ориентации.

Основными признаками партии являются: идеология, система общих ценностей и норм поведения добровольное, организованное объединение людей; нацеленность на осуществление политической власти; выражение и защита политических интересов определенных социальных групп; наличие определенной программы деятельности партии; особый социальный статус, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в проведении выборных кампаний; специфическое положение в государстве, в том числе связь с частями государственного механизма, участие в их формировании и функционировании; особый правовой режим, т. е. конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование ее деятельности; общественная база партии.

Структура политической партии состоит из трех уровней:

Блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;

Официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;

Партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии президент, губернаторы, члены парламента и т. д.

Виды политических партий

Политические партии выражают интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, поэтому их много и они имеют разные программы и цели.

Принято классифицировать политические партии по следующим критериям:

1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

2) по идейным основаниям деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего, на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.