Индийский политический деятель джавахарлал. Неру, джавахарлал. Внутренняя политика. Реформы в экономике и социальной сфере

Первого премьер-министра освобожденной Индии встретил исключительно теплый прием в СССР. Он сошел с борта самолета, по очереди здороваясь со встречающими. Толпа москвичей, приветственно размахивая флажками и букетами цветов, неожиданно устремилась к иностранному гостю. Охрана не успела среагировать, и Неру оказался окружен. Продолжая улыбаться, он остановился и начал принимать цветы. Позднее в беседе с журналистами Джавахарлал Неру признался, что его искренне тронул такой незапланированный беспорядок во время его первого официального визита в Москву.

Происхождение и семья

Джавахарлал Неру (фото общественного деятеля есть в статье) родился в ноябре 1889 года в Аллахабаде, городе в индийском штате Уттар-Прадеш. Его родители принадлежали к касте кашмирских брахманов. Эта группа ведет свою родословную от первых брахманов с ведийской реки Сарасвати. Семьи представителей касты обычно были многодетными, а из-за высокой смертности среди женщин многие представители сильного пола практиковали многоженство. В семьях особенно ждали мальчиков, потому что считалось, что достичь мокши (освобождения из круговорота рождении и смертей, всех страданий и ограничений существования) можно только при кремации отца его сыном.

Матерью Джо Неру (так его для упрощения называли на Западе) была Сваруп Рани, отцом - Мотилал Неру. Отец Мотилала, Гангадхар Неру, был последним начальником стражи города Дели. Во время восстания сипаев в 1857 году он бежал в Агру, где в скором времени скончался. Тогда семью возглавили старшие братья Матилала - Нандалал и Бонсидхар. Матилала Неру рос в Джайпуре, штат Раджастхан, где его брат занимал должность главного министра. Затем семья переехала в Аллахабад, где молодой человек окончил колледж. Он решил продолжить образование в Кембридже.

Матилал Неру принимал участие в деятельности Национального конгресса Индии, он выступал за ограниченное самоуправление в рамках Британской Империи. Его взгляды значительно радикализировались под влиянием идеологии Ганди. Семья Неру, ранее ведущая западный образ жизни, отказалась от английской одежды в пользу домотканого платья. Матилал Неру был избран президентом партии, принимал участие в организации Конгресса Профсоюзов, пытался организовать крестьянское движение. Его дом в Аллахабаде, где росли дети Неру, быстро превратился в штаб-квартиру борьбы за национальное освобождение всей страны.

В семье Мотилала Неру и Сваруп Рани родилось трое детей. Первенцем стал Джавахарлал Неру, появившийся на свет в 1889 году. Через год родилась Виджая Лакшми Пандит, а еще через семь лет - Кришна Неру Хутисинг. Это была одна из самых известных семей в Индии. Джавахарлал Неру стал первым премьером освобожденной Индии, Виджая - первой индийской женщиной, которая заняла пост в правительстве. Кришна Неру Хутисинг занялась писательской карьерой, в чем преуспела не менее, чем ее родственники на политической арене.

Ранняя биография

Джавахарлал Неру получил начальное домашнее образование. Затем Мотилала Неру отправил своего сына, чье имя переводится как «драгоценный рубин» с языка хинди, в престижную школу в Большом Лондоне. В Великобритании Джавахарлал был известен как Джо Неру. В двадцать три года молодой человек окончил Кембридж. Во время обучения изучал юриспруденцию. Еще во время пребывания в Великобритании внимание Джавахарлала Неру привлекла деятельность Махатмы Ганди, возвратившегося из Южной Африки. В дальнейшем Махатма Ганди станет политическим наставником и учителем Неру. А пока после возвращения в Индию Джо Неру поселился в родном городе и приступил к работе в адвокатской конторе отца.

Молодежный лидер

Неру стал одним из активных деятелей Национального конгресса, который боролся за независимость страны ненасильственными методами. На родную землю он теперь смотрел глазами человека, получившего европейское образование и усвоившего западную культуру. Знакомство с Ганди помогло ему синтезировать европейские веяния с индийской национальной традицией. Джо Неру, как и другие члены Национального конгресса, хорошо знал доктрину Махатмы Ганди. Власти Великобритании неоднократно заключали активного деятеля в тюрьму. В общей сложности в заключении он провел около десяти лет. Неру принимал участие в кампании несотрудничества с колониальными властями, инициированной Ганди, а затем - в бойкоте английских товаров.

На посту председателя

В возрасте тридцати восьми лет Джо Неру был избран председателем ИНК. В том же году он приехал в СССР на празднование десятилетней годовщины Октябрьской революции вместе с женой Камалой, сестрой Кришной и отцом Матилалом Неру. За десять лет численность партии увеличилась более чем в десять раз, но к тому моменту уже четко обозначился раскол между мусульманами и индуистами. Мусульманская лига выступала за создание исламского государства Пакистан, Неру же заявлял, что считает единственным ключом к решению всех проблем социализм.

Первый премьер-министр

В конце августа 1946 года Джо Неру стал премьером Временного правительства страны - Исполнительного комитета при короле, а через год - первым главой правительства, министром обороны и иностранных дел освобожденной Индии. Джавахарлал Неру во главе правительства принял предложение Британской Империи о разделе Индии на два государства, а именно - Пакистан и Индийский Союз. Неру поднял флаг независимого государства над Красным фортом в Дели.

Последние контингенты британских войск покинули бывший доминион в начале 1948-го, но следующие два года были омрачены войной между Индией и Пакистаном за Кашмир. В результате в составе Индии оказались две трети спорного штата, остальные территории были включены в Пакистан. После этих событий большинство населения доверяло ИНК. На выборах в 1947 году соратники Джавахарлала Неру получили 86 % голосов в правительстве. Председателю удалось добиться присоединения практически всех индийских княжеств (555 из 601). Через несколько лет к Индии были присоединены сначала французские, а затем и португальские анклавы на берегу.

В 1950 году Индия была провозглашена светской республикой. Конституция включала гарантии всех основных демократических свобод, запрет дискриминации по признакам национальности, религии или касты. Основная власть в президентско-парламентской республике принадлежала премьеру, избираемому парламентом. Парламент состоял из палаты штатов и народной палаты. Двадцать восемь индийских штатов получили внутреннюю автономию и право на свободу в регулировании экономической деятельности, собственное законодательство и полицию. Число штатов в дальнейшем возросло, так как было создано несколько новых по национальному признаку. Все новые провинции (в отличие от старых штатов) имели более или менее однородный этнический состав.

Внутренняя политика

На посту премьер-министра Джавахарлал Неру стремился к примирению всех народов Индии и индуистов с сикхами и мусульманами, составляющими враждующие политические партии. В экономике он придерживался принципов планирования и свободного рынка. Джо Неру удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций правительства, баланс в политике, избегая радикальных решений. Премьер предупреждал индийский народ, что нищету невозможно сразу же превратить в богатство, применив капиталистический или социалистический метод. Путь лежит через улучшение производительности труда, тяжелую работу и организацию справедливого распределения благ. Цитата Джавахарлала Неру о путях преодоления бедности стала лучиком надежды для многих миллионов граждан. Он верил, что непрерывного прогресса удастся достичь только с помощью планового социалистического подхода.

В любой краткой биографии Джавахарлала Неру всегда упоминается, что он подчеркивал свое стремление сгладить разнообразные классовые и социальные противоречия. Премьер-министр верил, что эту проблему можно решить путем мирного сотрудничества. Нужно пытаться сглаживать классовые конфликты, а не обострять их, чтобы не грозить людям борьбой и уничтожением. Неру провозгласил курс на создание социалистического общества, что означало поддержку мелкого предпринимательства, развитие государственного сектора, создание общенациональной системы соцстрахования.

На первых выборах в 1951-1952 годах Конгресс получил 44,5 % голосов, более 74 % мест в палате. Тогда Неру активно укреплял национальный сектор. В 1948 году он провозгласил резолюцию, согласно которой устанавливалась монополия государства на производство железнодорожного транспорта, атомной энергии и вооружения. В угольной и нефтяной промышленности, машиностроении и черной металлургии только государство могло создавать новые предприятия. Семнадцать ключевых областей промышленности тогда были объявлены национализированными. Также под национализацию попал Банк Индии, был установлен контроль над частными банками.

В аграрном секторе прежние были отменены только в пятидесятых годах. Помещикам теперь запрещалось отнимать у арендаторов землю. Также ограничивались размеры землевладений. На выборах 1957 года Неру снова победил, сохранив большинство в парламенте. Количество голосов возросло до сорока восьми процентов. На очередных выборах партия потеряла три процента голосов, но при этом сохранила контроль над правительствами большинства штатов и парламентом.

Внешняя политика

Джавахарлал Неру пользовался большим авторитетом на международной арене. Он же стал автором политики неприсоединения к различным политическим блокам. Основные принципы внешней политики освобожденной Индии были сформулированы им в 1948 году на съезде в Джайпуре: сохранение мира, нейтралитет, неприсоединение к военно-политическим блокам, антиколониализм. Правительство Джо Неру одним из первых признало КНР, но это не предотвратило острых конфликтов по поводу Тибета. Недовольство Неру внутри страны нарастало. Это привело к отставке членов правительства, которые принадлежали к левой фракции. Но Неру удалось сохранить пост и единство политической партии.

В пятидесятых-начале шестидесятых годов важным направлением работы парламента во главе с Неру была ликвидация анклавов европейских государств в Индостане. После переговоров с правительством Франции в состав независимой Индии были включены территории Французской Индии. После непродолжительной военной операции в 1961 году индийские войска заняли колонии Португалии на полуострове, а именно Диу, Гоа и Даман. Это присоединение было признано Португалией только в 1974 году.

Великий миротворец Джавахарлал Неру посетил Соединенные Штаты Америки в 1949 году. Это способствовало установлению доброжелательных связей, активному притоку в Индию американского капитала и развитию торгово-экономических отношений между странами. Для США Индия выступала противовесом коммунистическому Китаю. В начале пятидесятых между странами был подписан ряд соглашений о технической и экономической помощи, но Неру отверг предложение американцев оказать военную помощь в ходе конфликта Индии с Китаем. Он предпочитал сохранять приверженность политике нейтралитета.

Индия принимала экономическую помощь от Советского Союза, но так и не стала стратегическим союзником, а выступала за мирное сосуществование стран с разным политическим строем. В 1954 году Неру выдвинул пять принципов сосуществования в мире и согласии. На основе этого патча позже возникло Движение неприсоединения. Джавахарлал Неру кратко выдвинул такие тезисы: уважение суверенитета и территориальной целостности государств, ненападение, невмешательство во внутренние государственные дела, соблюдение принципов взаимной выгоды и мирное сосуществование.

В 1955 году премьер Индии нанес визит в Москву, в ходе которого сблизился с СССР. Он посетил Сталинград, Тбилиси, Ташкент, Ялту, Алтай, Магнитогорск, Самарканд, Свердловск (сейчас Екатеринбург). Джо Неру побывал на заводе «Уралмаш», с которым Индия после этого визита заключила контракт. Завод поставил в страну более 300 экскаваторов. По мере усиления противоречий отношения между СССР и Индией становились более хорошими, а после кончины Неру они фактически стали союзными.

Личная жизнь

В 1916 году, в день индуистского праздника, который знаменует приход весны, Неру взял в жены Камалу Каул, которой тогда было всего шестнадцать. Через год у них родилась единственная дочь. Джавахарлал Неру назвал дочь впервые встретилась с Махатмой Ганди всего в возрасте двух лет. Уже в восемь она организовала детский союз домашнего ткачества по его совету. Дочь Джавахарлала Неру Индира Ганди в Оксфорде в Англии изучала управление, антропологию и историю. В 1942 году она стала супругой - однофамильца, а не родственника Махатмы Ганди. Межрасовые браки считались кощунством по отношению к законам и традициям Индии, однако молодые люди поженились вопреки кастовым и религиозным барьерам. У Индиры и Фероза родились два сына - Раджив и Санджай. Дети находились преимущественно под присмотром матери и жили в доме деда.

"Любовница" лидера

Камаоа Каул умерла молодой, а Джо Неру остался вдовцом. Но в его жизни была и другая женщина, с которой он не связал себя узами брака. Джо Неру был глубоко связан с Эдвиной Маунтбеттен, женой лорда Луи Маунтбеттена - британского наместника короля в Индии. Дочь Эдвины всегда утверждала, что отношения между ее матерью и Неру всегда были исключительно платоническими, хотя у жены лорда Маунтбеттена был опыт внебрачных связей. При этом были найдены различные любовные письма, общественности тоже было известно, что эти двое любили друг друга.

Джавахарлал Неру был старше Эдвины на двенадцать лет. С четой Маунтбеттен их сдружили схожие либеральные взгляды. В дальнейшем супруга лорда сопровождала премьер-министра Индии в самых его рискованных поездках. Она ездила с ним в разные части страны, раздираемой религиозными противоречиями, страдающей от нищеты и болезней. Супруг Эдвины Маунтбеттен спокойно относился к этой связи. Его сердце было разбито после первой измены, но он был адекватным и разумным политиком, который осознавал масштаб личности Неру.

На прощальном обеде по поводу отъезда четы обратно в Великобританию Неру практически признался леди в любви. Народ Индии и так уже полюбил Эдвину. Но теперь она и Джо Неру жили в разных странах. Они обменивались письмами, наполненными нежностью. Послания женщина не скрывала от мужа, потому что они с Луи расстались. Тогда леди Маунтбеттен поняла, как сильно она успела полюбить Индию. Бывшую колонию для нее олицетворял именно Джавахарлал. Народ Индии тоже отмечал, как сильно постарел их лидер после отъезда Эдвины. Леди Маунтбеттен умерла в возрасте пятидесяти восьми лет в 1960 году.

Смерть Джо Неру

Отмечается, что здоровье Неру сильно пошатнулось после войны с Китаем. Он ушел из жизни в конце мая 1964 года в городе Дели. Причиной смерти Джавахарлала Неру стал сердечный приступ. Прах общественного, политического и государственного деятеля был развеян над рекой Ямуной, как и было указано в завещании.

Annotation

Эта книга видного политического и государственного деятеля, одного из лидеров национально-освободительного движения в Индии, ее первого премьер-министра Джавахарлала Неру была написана им в тюрьме в 1944 году, в момент, когда борьба за освобождение страны от колониального владычества близилась к победному завершению. В ней рассказывается об истории, драматических страницах освободительной борьбы, культуре, религии, быте и традициях Индии. Автор размышляет о важнейших проблемах жизни индийского народа.

Джавахарлал Неру

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава первая ФОРТ АХМАДНАГАР

Глава вторая БАДЕНВЕЙЛЕР, ЛОЗАННА

Глава третья ИСКАНИЯ

Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИНДИИ

Глава пятая СКВОЗЬ ВЕКА

Глава шестая НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глава седьмая

Глава восьмая

ЗАКОН ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНДИЕЙ 1935 г.

Глава девятая

Глава десятая СНОВА АХМАДНАГАРСКАЯ КРЕПОСТЬ

СТРУКТУРА ИНДИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОСТСКРИПТУМ

Джавахарлал Неру

Открытие Индии

ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Я счастлив, что моя книга «Открытие Индии» переводится на русский язык. Эта книга была написана двенадцать лет назад, когда я находился в тюрьме, а на большой части земного шара бушевала война. В книге отражены мои настроения и мысли того периода.

За последнее десятилетие в мире произошли крупные перемены и мы, кажется, уже далеко ушли от начала сороковых годов этого столетия. Но книга касается, главным образом, далекого прошлого Индии, и, быть может, она несколько облегчит понимание истории этой древней страны. Возможно также она поможет получить некоторое представление о событиях, которые оказали влияние на современное поколение Индии.

Я надеюсь через несколько дней посетить Советский Союз, эту великую страну, чтобы лично увидеть то, о чем я читал так много, и познать в какой-то мере те силы, которые содействовали созданию в наш век этой великой и обширной страны, оказывающей столь большое влияние на судьбы всего мира. Мне особенно приятно, что эта книга, созданная в уединении тюремной жизни, теперь выйдет в свет на русском языке.

Дшавахарлал Неру

Дели.

«Когда в мечтаньях сладких , молчаливых

Я вспоминаю о делах прошедших ...»

МОИМ КОЛЛЕГАМ И ТОВАРИЩАМ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ В АХМА ДНАГАРСКОЙ ТЮРЬМЕ

С 9 АВГУСТА 1942 ГОДА ПО 28 МАРТА 1945 ГОДА.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга была написана мною в Ахмаднагарской тюрьме за пять месяцев, с апреля по сентябрь 1944 года. Некоторые из моих коллег, отбывавших заключение вместе со мной, оказали мне любезность, прочитав рукопись и сделав ряд ценных замечаний. Просматривая свою книгу в тюрьме, я учел эти замечания и внес некоторые добавления. Едва ли надо оговаривать, что никто из читавших рукопись не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязательно разделяет мои взгляды. Но я должен выразить глубокую благодарность моим сотоварищам по заключению в Ахмаднагарской тюрьме за наши бесчисленные беседы и споры, которые в значительной мере помогли мне уяснить для самого себя различные стороны индийской истории и культуры. Пребывание в тюрьме неприятно даже в течение короткого срока, не говоря уже о долгих годах. Но мне посчастливилось жить в тесном контакте с людьми выдающихся способностей и высокой культуры, чьи широкие гуманистические взгляды не омрачались даже бушевавшими в то время страстями.

В лице моих одиннадцати сотоварищей по Ахмаднагарской тюрьме весьма любопытным образом была представлена вся Индия. Они олицетворяли, каждый по-своему, не только политику, но и индийскую науку, как старую, так и новую, и различные стороны жизни сегодняшней Индии. Были представлены почти все основные существующие индийские языки, а также классические языки, оказавшие огромное влияние на Индию в прошлом и в настоящем, причем уровень знаний был часто высоко научным. Среди классических языков были: санскрит и пали, арабский и персидский; из современных - хинди, урду, бенгали, гуджарати, маратхи, телугу, синдхи и ория. Все это богатство было к моим услугам, и пользование им было ограничено лишь моими собственными возможностями. Хотя я питаю благодарность ко всем моим сотоварищам, мне хотелось бы особенно выделить маулана Абул Калам Азада, чья огромная эрудиция неизменно удивляла и восхищала меня, Говинда Баллабх Панта, Нарендра Дева и М. Асафа Али.

Прошел уже год и три месяца с тех пор, как я закончил эту книгу; некоторые ее разделы несколько устарели, ибо за это время произошло много событий. У меня было искушение внести в книгу добавления и исправления, но я не поддался ему. Да, собственно, я и не мог поступить иначе, ибо жизнь за стенами тюрьмы течет по-иному, и для размышлений и литературной работы нет времени. Я не мог даже перечитать написанное. Вначале я писал от руки, а после моего освобождения рукопись была перепечатана на машинке. Мне трудно было выбрать время, чтобы прочитать отпечатанный текст, и издание книги все откладывалось, пока на помощь мне не пришла моя дочь Индира, которая и сняла это бремя с моих плеч. Книга осталась такой же, как она была написана в тюрьме, без добавлений или изменений, кроме постскриптума в конце книги.

Я не знаю, какие чувства вызывают у других авторов их произведения, но когда я читаю что-либо написанное мною ранее, у меня всегда бывает какое-то странное ощущение. Это ощущение еще более усиливается, когда рукопись пишется в душной, ненормальной атмосфере тюрьмы, а читается потом на свободе. Я, конечно, узнаю свою книгу, но не полностью. Мне кажется, что я читаю нечто знакомое, написанное другим человеком, который был мне близок и все же был иным. Быть может, это связано с теми переменами, которые происходят во мне.

Такие же чувства вызывает у меня и эта книга. Она - моя и, вместе с тем, не совсем моя, поскольку сегодня я уже иной. Она представляет скорее некое мое прошлое я, которое уже ушло с целым рядом других я, существовавших какое-то время и исчезнувших впоследствии, оставив после себя одно лишь воспоминание.

Джавахарлал Неру.

Аианд Бхаваиу ^^.ллсюьаб&д j

» является частью «Махабхараты », одним из эпизодов обширной драмы. Но она стоит особняком и представляет собой законченное произведение. ...Ее популярность и влияние не уменьшились со времени ее создания в добуддийскую эпоху, и сейчас в Индии ее притягательная сила так же велика, как и прежде. Все школы мышления и философии обращаются к ней и толкуют ее каждая по-своему. В период кризиса, когда разум человека мучат сомнения и терзают противоречивые обязанности, он все более обращается к «Гите» в поисках света и руководства, ибо это - поэма, созданная в эпоху политического и социального кризиса и, более того, кризиса человеческого духа.
...«Гита» касается главным образом духовной основы человеческого существования, и именно в этом контексте предстают практические проблемы повседневной жизни. Это призыв к действию, для того чтобы выполнить обязанности и долг, налагаемые жизнью, всегда имея, однако, в виду духовную основу и более широкую цель вселенной. Бездействие осуждается, а действие и жизнь должны соответствовать высшим идеалам эпохи, ибо сами эти идеалы могут меняться от одной эпохи к другой...
Поскольку для современной Индии весьма характерно чувство глубокого разочарования и она пострадала от излишнего квиетизма, этот призыв к действию обладает особой притягательной силой. Это действие можно также истолковать с современных позицийкак действие в интересах улучшения социальных условий и практического, бескорыстного, патриотического и благородного служения обществу. Согласно «Гите», такое действие желательно, но в нем должен содержаться духовный идеал. Кроме того, действие должно совершаться в духе отрешенности и не следует особенно беспокоиться о его результатах. Закон причины и следствия сохраняет свою силу при всех обстоятельствах, поэтому правильное действие должно неизбежно дать правильные результаты, хотя они, возможно, и не скажутся сразу.
Сказание «Гиты» не является сектантским по своему содержанию и не адресуется какой-либо одной школе мышления. Она универсальна в своем подходе ко всем: и к брахману и к парии. «Все пути ведут ко Мне», - гласит она. Именно в силу этой универсальности она пользуется успехом у всех классов и школ. В ней есть нечто нестареющее и способное постоянно обновляться - некое внутреннее качество, состоящее в способности к серьезному исследованию и исканиям, к созерцанию и действию, устойчивости и равновесию, несмотря на конфликты и противоречия. Во всем этом имеется какая-то уравновешенность и единство среди неравенства, и вся она проникнута духом превосходства над меняющимся окружением, но не уходит от него, а приспосабливается к нему. В течение 2500 лет, истекших со времени ее написания, природа индийца неоднократно подвергалась процессам изменения, развития и упадка. Опыт сменялся опытом, мысль следовала за мыслью, но она всегда находила в «Гите» что-то живое, что-то отвечавшее развитию мышления, что-то свежее и применимое к тем духовным проблемам, над разрешением которых бьется разум.

Неру Джавахарлал

(Род. в 1889 г. – ум. в 1964 г.)

Премьер-министр и министр иностранных дел Республики Индия в 1947–1964 гг.

Один из лидеров Индийского национального конгресса (ИНК). Неоднократно, в 1929–1930, 1936–1937, 1946, 1951–1954 гг. избирался председателем этой партии.

Джавахарлал Неру вошел в историю как один из самых ярких и прогрессивных политических деятелей Азии. Его по праву называют «строителем новой Индии», человеком, который сумел превратить страну, не имеющую опыта строительства государственности, в одну из самых мощных держав, играющую значительную роль в мировой политике.

Будущий премьер-министр родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде – небольшом городе в штате Уттар-Прадеш. Отец Джавахарлала, Мотилал Неру, был известным на всю Индию адвокатом и принадлежал к касте брахманов – высшей в сложной иерархии индуистской кастовой системы. Он стоял у истоков индийского национализма и Индийского национального конгресса.

Семья Неру была хорошо обеспечена. Великолепный дом, названный «Обителью радости», всегда полный гостей: политических и общественных деятелей, литераторов, юристов, видных чиновников английской колониальной администрации; открыт для мусульман и индуистов, верующих и атеистов, без различия национальностей и кастовой принадлежности.

Мотилал Неру не останавливался ни перед какими расходами, чтобы дать сыну хорошее европейское образование. Благодаря ему Джавахарлал сначала окончил школу-пансион для английской знати в Харроу, а позже поступил в Кембриджский университет и завершил образование в ассоциации адвокатов Иннер Темпл в Лондоне, где получил диплом, дающий право заниматься адвокатской практикой. Здесь же он проникся модными в то время социалистическими идеями.

Осенью 1912 г. Неру вернулся в Индию и поступил в адвокатскую контору отца. Свой досуг молодой адвокат заполнял националистической деятельностью. Уже в декабре он принял участие в сессии Индийского национального конгресса. На пылкого юношу обстановка, царящая на ней, произвела удручающее впечатление. Возмущенный Неру назвал Конгресс «досужим развлечением кабинетных дельцов» и начал выступать с дерзкой критикой высших властей.

Встревоженный этим Мотилал решил поскорее женить сына. Невесту звали Камалой, и была она дочерью ашмирского брахмана Джавахармуля Кауля. В соответствии с принятым в Индии обычаем, родители заключили соглашение о бракосочетании еще в 1912 г., когда Камале было всего 13 лет. Джавахарлалу показали фотографию юной невесты, и девушка поразила его своей красотой. Однако он считал ее слишком молодой для себя (разница в возрасте составляла 10 лет) и решил жениться, когда невесте исполнится не меньше 18–19 лет. Все годы до свадьбы Камала прожила затворницей в Дели, а ее родители с нетерпением ожидали, когда она выйдет замуж. Свадьба со стоялась в феврале 1916 г. Брак оказался на редкость счастливым, несмотря на разницу в образовании и возрасте. Следуя старинному обычаю, запрещавшему девочкам посещать школу, родители научили дочь читать на хинди, урду и английском. Она хорошо знала священные книги индуистов и индийский фольклор. Однако природный ум и горячая любовь к мужу со временем позволили молодой женщине не только понять политические устремления мужа, но даже самой активно участвовать в борьбе за независимость и стать одной из первых индийских женщин, открыто занимавшихся агитацией.

Со временем «Обитель радости» стала штабом индийского национализма. Здесь часто бывал Махатма Ганди. Джавахарлал называл его «Бапу» – «Отцом нации». В свою очередь Ганди дал будущему премьеру прозвище «Бхарат бхушан» – «Жемчужина Индии». Когда в 1919 г. Махатма пришел к руководству в Конгрессе, Неру-младший стал его горячим приверженцем. Он считал, что только Ганди может превратить ИНК из политического клуба в орган, способный объединить народ в борьбе за независимость. Молодой конгрессист развил кипучую деятельность в годы первой кампании сатьяграхи, а в 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту.

Но уже в 1922 г., когда Ганди прекратил сопротивление, Неру стал искать другие пути национальной борьбы. В тот период, когда большинство конгрессистов готовы были удовлетвориться статусом доминиона для Индии, Джавахарлал решительно выступил за независимость. Многие поддержали его. Но семейные обстоятельства не позволили Джавахарлалу в то время занять ведущее положение в ИНК. В 1925 г. тяжко заболела Камала. Врачи советовали ехать в Швейцарию, славившуюся своими туберкулезными лечебницами. Вместе с женой и дочерью Индирой Джавахарлал некоторое время прожил в Женеве. Однако его деятельная натура не позволяла сидеть на месте. Как только Камала почувствовала облегчение, Неру оставил ее и Индиру в санатории в Монтани, а сам отправился в Берлин для подготовки Международного конгресса угнетенных народов. Его главной заботой в то время стала работа по расширению солидарности рабочих партий европейских стран с народами Востока. С этой целью он побывал в Париже, Брюсселе, Берлине, Праге, Вене и Лондоне.

Вернувшись в Индию, Неру сразу же окунулся в работу Конгресса. Именно ему, признанному лидеру левого крыла партии, поручили написать резолюцию для очередной сессии ИНК о предоставлении стране независимости. Ее проект был принят в 1929 г. в Лахоре. В это же время он впервые стал председателем партии. Популярность Неру-младшего быстро росла. Индийцы называли Джавахарлала Пандитджи – Уважаемым ученым, Тиагамурти – Воплощением жертвенности.

В 1935 г. Камале вновь пришлось отправиться для лечения в Лозанну. Здесь 28 февраля 1936 г. она умерла, так и не увидев больше Индии. Урну с ее прахом Джавахарлал привез в Аллахабад и рассеял пепел над водами Ганга.

Вернувшись в Индию, Джавахарлал много внимания уделял противоборству английским властям, использующим индийцев в качестве пушечного мяса на фронтах Второй мировой войны. Поэтому почти весь военный период ему пришлось провести в тюрьме, куда лидеры ИНК попали в связи с резолюцией Ганди «Вон из Индии».

В послевоенной Индии Джавахарлала ждали новые заботы. Сопротивляясь неизбежному, колонизаторы применили политику, известную еще в античном Риме под девизом «Разделяй и властвуй!». Ловко играя на религиозно-общинном фанатизме определенных кругов и сепаратистских настроениях, они спровоцировали индуистско-мусульманскую резню в Пакистане. Лидер Мусульманской лиги Али Джинна объявил о начале борьбы за создание Пакистана и призвал единоверцев держать наготове оружие. Джинн в буквальном смысле слова был выпущен из бутылки.

7 сентября 1946 г. Неру выступил по радио с объявлением о создании промежуточного временного правительства. Он заявил, что это лишь шаг к обретению полной независимости, но шаг очень важный. По его представлению, суверенитета можно достичь, постепенно обретая самостоятельность во внутренней и внешней политике.

Предполагалось, что на международной арене Индия будет избегать участия в политике силы, подчеркивалась заинтересованность «в освобождении колониальных и зависимых стран и народов». Это стало зародышем знаменитой «политики неприсоединения», сыгравшей значительную роль в развитии отношений между странами в послевоенном мире.

После раздела Индии 4 августа 1947 г. было сформировано первое национальное правительство. В нем было всего 14 человек. Джавахарлал занял посты премьер-министра, министра иностранных дел и министра по научным исследованиям. А через десять дней состоялась историческая сессия Учредительного собрания, провозгласившая образование нового государства – Индийского Союза. Неру призвал присутствующих принести клятву, посвятив себя служению родине и народу. А на следующий день, который с этих пор ежегодно празднуется как День независимости Индии, в 16 часов над площадью перед крепостью Лал-Кила в Дели первый премьер-министр независимого государства впервые поднял национальный флаг шафранового, белого и зеленого цветов.

Но тут страну охватила волна религиозных распрей и насилия. Полыхали пожары, лилась кровь. Меры правительства не смогли остановить насилие. Только голодовка Ганди помогла народу обрести здравый смысл. Постепенно вспышки религиозного безумия сошли на нет, и Джавахарлал смог заняться экономическими и внешнеполитическими проблемами. Он понимал, что полная экономическая независимость Индии может быть достигнута только постепенно, через укрепление равноправных связей с другими государствами, прежде всего с Советским Союзом. В то же время премьер-министр открыто выступил в поддержку стран, борющихся против колониальной зависимости, и стал отстаивать идеи всеобщего мира между народами.

Именно такая позиция сделала Индию бесспорным лидером среди молодых государств, возникших на карте мира в послевоенное десятилетие. В апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция освободившихся стран Азии и Африки, положившая начало движению неприсоединения. В организацию этого форума и разработку пяти знаменитых принципов мирного сосуществования панчашила большой вклад внес Джавахарал Неру.

Шло время. Резиденция премьер-министра, расположившегося в доме бывшего английского главнокомандующего в Индии, наполнилась гомоном детских голосов, принадлежащих внукам главы государства. Перебравшаяся к отцу Индира обустроила апартаменты Джавахарлала в духе национальных традиций. После многих лет неустроенности Неру отдыхал в мирной домашней обстановке, наполненной тихими семейными радостями. В доме постоянно жило множество домашних животных: породистые собаки и дворняжки, белки, голуби, попугаи и даже тигрята. Особенно любил Джавахарлал красного гималайского панду по имени Бхимса, который платил хозяину горячей привязанностью. Однажды во время болезни Неру он отказался от еды и успокоился только тогда, когда Индира впустила его в комнату больного.

Просоциалистические взгляды Джавахарлала постепенно претерпевали изменения, стали преобладать идеи либерализма и гандизма. Сбылось пророчество Ганди о том, что со временем друг «заговорит на его языке». В целом такая трансформация взглядов понятна. Неру был человеком совестливым и любящим народ Индии. На его плечи легла ответственность за судьбы миллионов людей, расслоенных на множество социальных, кастовых и национальных групп. Он не мог относиться к ним как к пешкам в политической игре за воплощение в жизнь тех или иных теорий или в борьбе за власть, понимая, что радикальные меры могли привести к кровопролитию, гражданской войне, расчленению государства. Во внутренней политике Неру предпочел выбрать умеренный курс демократических и социальных реформ. Оставаясь сторонником социализма, он не выдвинул его строительство целью для нации, понимая, что ей противостоит сильная оппозиция как внутри Конгресса, так и в народной среде. Социализм в Индии отождествлялся с планированием, созданием государственного сектора в экономике, экономическим ростом, повышением благосостояния народа, провозглашением принципа «равных возможностей» для всех граждан страны. На деле же произошло укрепление позиций крупного капитала, а социальное расслоение только усилилось. Пока Неру был у власти, его авторитет во многом сдерживал социально-экономические противоречия между богатыми и бедными, религиозные и национальные распри. Однако после его смерти, последовавшей от сердечного приступа 27 мая 1964 г., его дочери пришлось в полной мере столкнуться со всеми этими проблемами.

Несомненно, Джавахарлал Неру был не только одним из самых крупных гуманистов XX века, но и романтиком. Он вдохновенно верил в то, что мир идет к лучшему. Вот-вот, еще немножко усилий, и все человечество, а с ним вместе и Индия, заживет в радости и довольстве. Но мир в который раз изменился, по существу ничего не изменив в самой сущности отношений между странами, народами и отдельными людьми. Золотая эра недостроенного социализма миновала, оставив по себе горечь разочарования для нынешних и соблазн возобновления социалистического строительства для последующих поколений.

Один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости 15 августа 1947.


Неру родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Его отец Мотилал Неру был одним из руководителей крупнейшей в стране партии Индийский национальный конгресс. Своего сына Джавахарлала (чьё имя переводится с хинди- «драгоценный рубин») он отправил в престижную английскую школу в Харроу. В 1912 году Неру окончил юридический факультет Кембриджского университета и вернулся в Индию. Он поселился в Аллахабаде и работал в адвокатской конторе отца.

Молодёжный лидер

Одновременно Неру стал одним из активистов ИНК, боровшегося за независимость Индии ненасильственными средствами. На родную землю он смотрел глазами человека, получившего европейское образование и глубоко усвоившего западную культуру. Знакомство с учением Ганди помогло вернуться на родную почву и синтезировать европейские идеи с индийской традицией. Неру, как и другие лидеры ИНК, исповедовал доктрину Махатмы Ганди. Колониальные власти неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем - в кампании бойкота британских товаров. Однажды полицейские пытались подбросить ему револьвер, но Неру с негодованием отшвырнул оружие прочь.

Председатель ИНК

В 1927 году Неру был избран председателем ИНК. В 1938 году численность партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами. Партия последних - Мусульманская лига - стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан - «страны чистых».

Первый премьер-министр Индии

В 1946 году Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии - Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в июне 1947 года - первым главой правительства и министром иностранных дел и обороны независимой Индии. В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов принял британское предложение о разделе Индии на два государства - Индийский Союз и Пакистан. 15 августа 1947 года Неру впервые поднял флаг независимой Индии над красным фортом в Дели. В феврале 1948 года Индию покинули последние контингенты британских войск. В 1947-1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. В результате треть спорного штата оказалась под контролем Пакистана, а основная часть была включена в состав Индии. Большинство индуистского населения доверяло ИНК. На выборах 1947 года соратники Неру завоевали 86% всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году - португальские анклавы на побережье. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. 28 штатов получили широкую внутреннюю автономию, право на собственное законодательство и полицию, регулирование экономической деятельности. В дальнейшем число штатов возросло, так как было создано несколько новых штатов по национальному признаку. В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.

Внутренняя политика. Реформы в экономике и социальной сфере

Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними.

Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951-1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате. В тоже время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения. На вторых всеобщих выборах в 1957 году ИНК во главе с Неру вновь одержал победу, сохранив абсолютное большинство в парламенте. Количество поданных за ИНК голосов возросло до 48 %. На следующих выборах в 1962 году партия Неру потеряла 3 % голосов, но, благодаря мажоритарной системе, сохранила контроль над парламентом в Дели и правительствами большинства штатов.

Внешняя политика

Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Ещё в 1948 году на съезде ИНК в Джайпуре были сформулированы основные принципы внешней политики Индии: антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. Одним из первых правительство Неру признало Китайскую Народную Республику, что, однако, не предотвратило острых пограничных конфликтов с Китаем из-за Тибета в 1959 и в 1962 годах. Неудачи индийской армии в начальной стадии конфликта 1962 года привели к нарастанию критики правительства Неру внутри страны и к отставке членов правительства, принадлежащих к левой фракции ИНК. Но Неру удалось сохранить единство партии.

Осенью 1949 года Неру посетил США. Этот визит способствовал установлению дружественных отношений, активному приходу в Индию американского капитала, развитию торгово-экономических связей. США видели в Индии противовес коммунистическому Китаю. В начале 1950-х годов был подписан ряд соглашений с США об экономической и технической помощи. Однако Неру отверг американское предложение о военной помощи в ходе индийско-китайского вооружённого конфликта 1962 года, предпочтя сохранить приверженность политике нейтралитета.

Он принимал экономическую помощь от СССР, но не стал советским союзником, а выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования (панча шила), на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения. Эти принципы были впервые отражены в индийско-китайском соглашении о Тибете, по которому Индия признавала включение этой территории в состав КНР. Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. В 1955 году Неру нанёс визит в Москву и сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. По мере нарастания советско-китайских противоречий советско-индийские отношения становились всё более тесными, а уже после смерти Неру они фактически превратились в союзные.

Кончина

Неру умер 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа. Согласно завещанию, его прах был развеян над священной рекой Ямуной.

Посмертные почести

В Москве близ МГУ стоит памятник Неру. Территория вокруг него зовётся среди студенчества «Джа». Площадь на пересечении Ломоносовского проспекта с проспектом Вернадского носит имя Джавахарлала Неру.