Толкование от марка 2 глава. Толкование нового завета феофилактом болгарским

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к нему с расслабленным, которого несли четверо; и не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

По восшествии Господа в Капернаум, многие, услышав, что Он в дому, собирались в надежде удобного доступа к Нему. При сем вера мужей, принесших расслабленного, была столь велика, что они проломали кровлю дома и спустили его. Поэтому и Господь подает ему исцеление, видя веру сих принесших или веру самого расслабленного. Ибо и он сам не позволил бы взять себя, если бы не веровал, что исцелится. Впрочем, Господь часто исцелял ради веры одного приносящего, хотя приносимый не был верующим, и напротив, часто же врачевал ради веры приносимого, хотя приносящие не веровали. Прежде всего отпускает Он грехи болящему, а потом врачует болезнь потому, что труднейшие болезни большей частью происходят от грехов, как и в Евангелии от Иоанна Господь производит от грехов же болезнь одного расслабленного. Этот упоминаемый у Иоанна расслабленный есть не один и тот же с упоминаемым ныне; напротив, это два разных человека. Ибо упоминаемый у Иоанна не имел человека помогающего, а нынешний имеет четырех; первый был у купели овчей, а этот - в дому; тот - в Иерусалиме, а сей - в Капернауме. Можно найти и другие между ними различия. Но должно сказать, что упоминаемый у Матфея (гл. 9) и здесь, у Марка, есть один и тот же.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? иди сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Фарисеи обвиняли Господа в богохульстве за то, что он отпускал грехи, так как это принадлежит одному Богу. Но Господь дал им и другое знамение Божества Своего - знание сердца их: потому что одному Богу известно сердце каждого, как и пророк говорит: "Ты один знаешь сердце всех" (2 Пар. 6, 30; 3 Цар. 8, 39). Между тем фарисеи, хотя и было Господом открыто, что у них в сердце, остаются бесчувственными, и знающему сердца их не уступают того, чтобы Он мог врачевать и грехи. Тогда Господь чрез исцеление тела удостоверяет в том, что Он исцелил и душу, то есть посредством явного утверждает сокровенное и посредством легчайшего - труднейшее, хотя это казалось им иначе. Ибо фарисеи исцеление тела, как действие видимое, почитали труднейшим, а врачевание души, как невидимое, - легчайшим, и рассуждали как бы так: вот обманщик, который отклоняет от себя исцеление тела, как дело очевидное, и врачует невидимую душу, говоря: "прощаются тебе грехи". Если б Он в самом деле мог исцелить, то, наверное, исцелил бы тело, а не стал бы прибегать к невидимому. Поэтому Спаситель, показывая им, что Он может совершить то и другое, говорит: что легче уврачевать, душу или тело? Без сомнения, тело; но вам кажется напротив. Итак, Я исцелю тело, что на самом деле легко, а только вам кажется трудным, и тем уверю вас в исцелении души, что действительно трудно, и кажется легким потому только, что невидимо и необличаемо. Тогда говорит расслабленному: "встань, возьми постель твою", дабы таким образом более уверить в действительности чуда, что оно было не мечтательное, а вместе показать, что Он не только исцелил болящего, но и дал ему силу. Так поступает Господь и с душевными немощами: не только освобождает нас от грехов, но и подает нам силу для исполнения заповедей, Итак, и я, расслабленный, могу исцелиться. Ибо и ныне есть Христос в Капернауме, в доме утешения, то есть в Церкви, которая есть дом Утешителя. Я расслабленный, потому что силы души моей недейственны и недвижны во благо; но когда четыре евангелиста возьмут и принесут меня к Господу, тогда услышу слово Его: "чадо!" Ибо я делаюсь сыном Божиим чрез исполнение заповедей, и мне отпустятся грехи. Но как принесут меня к Иисусу? - Проломавши кров. Что же кров? Ум как верх существа нашего. На этом крове много земли и черепицы, то есть земных дел; но когда все это будет сброшено, когда будет разломана и освобождена от тяжести сила ума, когда потом спущусь вниз, то есть смирюсь (я не должен возноситься вследствие облегчения ума моего, но по облегчении обязан ниспуститься, то есть смириться), тогда исцелюсь и возьму одр мой, то есть тело, возбуждая оное к исполнению заповедей. Ибо не только должно восстать от греха и познать свой грех, но и взять одр, то есть тело, для делания добра. Тогда можем достигнуть и созерцания, так что все помыслы в нас скажут: "никогда ничего такого мы не видали", то есть никогда не имели такого разумения, как ныне, исцелясь от расслабления. Кто очищен от грехов, тот поистине видит.

И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники; ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисей, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

По совершении чуда над прокаженным Господь уходил к морю, вероятно, ища уединения, но народ снова стекается к Нему. Познай же, что по той мере, как ты станешь избегать славы, она будет гоняться за тобой; а ежели ты будешь гоняться за ней, она убежит от тебя. Вот и Господь только что удалился к морю, как народ опять бежит вслед за Ним. Однако Он и отсюда ушел, и на пути уловил Матфея. Именуемый теперь у Марка Левий есть Матфей, так как он имел два имени. Поэтому Лука и Марк, скрывая настоящее имя, называют его Левием. Но сам он не стыдится; напротив, откровенно говорит о себе: увидел Иисус Матфея мытаря (Мф. 9, 9). Так и мы не будем стыдиться открывать грехи свои. Левий сидел у сбора пошлин, занимаясь, по обязанности своей, или взыскиванием податей с кого-нибудь, или составлением отчета, или чем другим, что обыкновенно делали сборщики податей в местах своих занятий. Но теперь так оказался усерден ко Христу, что оставив все, последовал за Ним и в великой радости созвал многих на обед. А фарисеи начинают винить Господа, представляя себя, конечно, людьми чистыми. Но Господь сказал на это: "Я пришел призвать не праведников", то есть вас, оправдывающих самих себя (говорит в виде глумления над ними), "но грешников", призвать, впрочем, не с тем, чтобы они оставались грешниками, но "к покаянию", то есть, чтобы они обратились. "К покаянию", - сказал, - дабы ты не подумал, что, призывая грешников, Он нисколько не исправляет их.

Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

Иоанновы ученики, как еще несовершенные, держались иудейских обычаев. Поэтому некоторые из приходивших ко Христу представляли их в пример и винили Его за то, что ученики Его не постятся наравне с теми. А Он говорил им: ныне Я, Жених, нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься; но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть. Называет Себя "Женихом" не только потому, что обручал Себе девственные души, но и потому, что время первого пришествия Его есть время не плача и горя для верующих в Него, и не тяжелое время, но успокаивающее нас крещением без дел закона. В самом деле, что за труд креститься? И однако в этом легком деле обретаем спасение. "Сыны чертога брачного" суть апостолы, потому что они сподобились радости Господа и соделались причастниками всякого небесного блага и утешения. Можешь понимать и так, что всякий человек, когда совершает добродетель, есть "сын чертога брачного", и доколе имеет при себе Жениха-Христа, не постится, то есть не оказывает дел покаяния; ибо зачем каяться тому, кто не падает? Когда же отымется от него Жених-Христос, когда, то есть он впадет в грех, тогда начинает поститься и каяться, чтобы уврачевать грех.

Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Как "небеленная", то есть новая, заплата по своей твердости только раздерет ветхую одежду, если будет пришита к ней, и как новое вино по своей крепости разорвет старые мехи, так и ученики Мои еще не окрепли, и потому, если обременим их, мы через это сделаем им вред, так как они по немощи своего ума похожи еще на ветхую одежду. Итак, не следует возлагать на них тяжелой заповеди поста. Или можешь и так понимать: Христовы ученики, будучи уже новыми людьми, не могут служить старым обычаям и законам.

И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы: посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Ученики Господа срывают колосья, как приученные жить уже не по закону. Когда фарисеи стали негодовать на это, то Христос заграждает им уста, указывая на Давида, который по нужде нарушил закон при архиерее Авиафаре. Бегая от Саула, пророк Давид пришел к сему архиерею и обманул его, сказав, что он послан царем по крайней военной надобности. Тут он и ел хлебы предложения, и взял обратно меч Голиафа, некогда посвященный им Богу. Означенных хлебов было двенадцать; они каждый день возлежали на трапезе, шесть на правой и шесть на левой стороне трапезы. Некоторые спрашивают: почему евангелист назвал здесь архиерея Авиафаром, тогда как книга Царств именует его Ахимелехом (1 Цар. 21)? Можно сказать на это, что архиерей тот имел два имени: Ахимелеха и Авиафара. Можно объяснить и иначе, именно: книга Царств говорит о тогдашнем иерее Ахимелехе, а евангелист об Авиафаре, тогдашнем архиерее, и потому показания их не противоречат одно другому. Иерей был на тот раз Ахимелех, а Авиафар был тогда архиереем. В высшем смысле разумей это так: Христовы ученики идут в субботу, то есть в душевном покое (суббота - значит покой); следовательно, когда возымели свободу от страстей и от нападения бесов, тогда совершают путь, то есть делаются и для других путеводителями к добродетели, срывая и искореняя всякие земные и низкие мечтательные произрастания. Ибо кто предварительно не освободится от страстей и не настроит себя к тихому образу жизни, тот не может путеводить других и быть для них вождем ко благу.

Исцеление расслабленного; «власть прощать грехи».

1 . Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Мат. 9:1

2 . Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 . И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; Мат. 9:2 , Лук. 5:18

4 . И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 . Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Ис. 43:25

6 . Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 . Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 . Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Иоан. 2:24 , Иоан. 6:64

9 . Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи?» или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи?» Мат. 9:5 , Лук. 5:23

10 . Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:

11 . Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 . Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Призвание Левия.

13 . И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

14 . Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. Мат. 9:9 , Лук. 5:27

15 . И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 . Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 . Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Мат. 9:13 , Лук. 5:32 , 1 Тим. 1:15

О посте: новое вино и новые мехи.

18 . Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Мат. 9:14 , Лук. 5:33

19 . И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

20 . Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21 . Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Мат. 9:16 , Лук. 5:36

22 . Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

«Сын Человеческий есть господин и субботы».

23 . И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

I. ИСЦЕЛЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (2:1-12) (МАТФ. 9:1-8; ЛУК. 3:17-26)

Мар. 2:1-2 . Чрез несколько дней опять пришел Он в Капернаум (сравните 1:21), и слышно стало, что Он в доме (вероятно, в доме Петра). В соответствии с иудейскими обычаями множество людей пришло в дом без всякого приглашения, и немало толпилось у дверей дома. Он же говорил им слово (сравните 1:14-15; 4:14,33).

Мар. 2:3-4 . И тут четверо человек принесли расслабленного (т. е. парализованного), надеясь пробиться с ним к Иисусу. Но из-за многолюдства не могли приблизиться к Нему. Как обычно в домах Палестины, и здесь, верно, была наружная, лестница, которая вела на плоскую крышу дома. И "четверо" поднялись со своим больным, лежавшим на "постели", на крышу. Затем они раскрыли кровлю, делавшуюся обычно из травы, смешанной с глиной, и глиняной черепицы (т. е. разобрали крышу) и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный (возможно, использовав для этого рыболовные снасти, попавшиеся под руку).

Мар. 2:5 . Решительные усилия этих людей Христос воспринял как явное доказательство веры их в то, что Он может исцелить расслабленного. Он не стал упрекать их за то, что прервали Его беседу с народом, но тут же сказал больному: Чадо! прощаются тебе грехи твои.

В Ветхом Завете болезнь и смерть всегда рассматривались как последствие греховного состояния людей, а исцеление - как признак Божественного прощения (например, 2-Пар. 7:14; Пс. 40:4; 102:3; 146:3; Ис. 19:22; 38:16-17; Иер. 3:22; Ос. 14:4). Это, конечно, не значит, что за любым заболеванием стояло в представлении древних совершение того или иного греха (Лук. 13:1-5; Иоан. 9:1-3). Иисус же, скорее всего, подразумевал общую зависимость физического состояния человека от его духовного состояния.

Мар. 2:6-7 . Книжники, сидевшие тут, были задеты этим как бы завуалированным намеком. Ведь грехи может прощать только Бог! (Исх. 34:6-9; Пс. 102:3; 129:4; Ис. 43:25; 44:22; 48:11; Дан. 9:9). Причем в Ветхом Завете нигде не сказано, что и Мессия сможет прощать грехи. Они рассуждали в сердцах своих, что говорящий так, как говорит Иисус, бросает вызов силе Самого Бога и Его власти, т. е. богохульствует, а это согрешение карается смертью (побитием камнями; Лев. 24:15-16). Именно такое обвинение послужило впоследствии основанием для вынесения Иисусу смертного приговора (Мар. 14:61-64).

Мар. 2:8-9 . Иисус тотчас (1:10) узнал духом Своим, что они так помышляют, и бросил им вызов в форме контрвопроса (обычный риторический метод в раввинских дебатах; сравните 3:4; 11:30; 12:37).

Книжники допускали, что Иисус исцелит этого больного физически, а Он, вместо того, объявил о прощении его грехов. Возможно, они подумали, что это легче, чем исцелить, т. е. совершить некое видимое действие, подлежащее проверке.

Мар. 2:10 . Этот стих представляет определенную проблему для переводчиков Библии, поскольку в середине его внезапно меняется "адресат", к которому направлена речь. Поначалу Иисус как будто бы обращается к книжникам (стих 10 а), но потом речь Его неожиданно обрывается, и вот уже Он обращается к "расслабленному". Другую проблему представляет то, что, по словам Марка, Иисус уже на такой ранней стадии Своего служения, в присутствии неверовавших в Него, заявил о Себе как о Сыне Человеческом (сравните стих 9:9 и 10:33).

За исключением этих двух случаев (здесь - в 2:10 и в 2:28), в повествовании Марка этот "титул" не встречается до тех пор, пока Петр не исповедал Иисуса Сыном Божиим (8:29). После этого он повторяется 12 раз, играя решающую роль в раскрытии Иисусом Себя перед учениками (8:31,38; 9:9,12,31; 10:33,45; 13:26; 14:21 (дважды), 41,62; толкование на 8:31).

По причине упомянутых трудностей возникло предположение, что первую часть 10-го стиха, может быть, следует рассматривать как "мысль в скобках" или редакторское замечание самого Марка (схожие места находим в стихе 28; 7:3-4). То есть Марк мог вставить эти слова в свое повествование - с тем, чтобы объяснить значение этого события своим читателям, а именно, что превознесенный Сын Человеческий имеет власть (в значении права и силы) на земле прощать грехи, чего книжники понять не сумели.

В Евангелиях только у Марка и только здесь говорится, что Сын Человеческий имеет право прощать грехи.

В свете именно такого понимания вышесказанного раздел обретает литературное единство: прошение объявлено (2:5), поставлено под сомнение (стихи 6-9), доказано (стих 11) и признано (стих 12). Фраза, начинающая стих 10, - но чтобы вы знали - может быть передана как "вам же (читателям Евангелия от Марка) следует теперь знать, что". На этом слова самого Марка обрываются, и он снова переходит к изложению хода событий.

Мар. 2:11-12 . Итак, Иисус сказал парализованному, чтобы тот встал (это было испытанием его веры в то, что Говоривший с ним может исцелить его), взял постель свою и пошел домой (властный тон Христа подразумевал необходимость послушания). И тотчас парализованному дана была сила подняться, и вот он… вышел пред всеми, так что люди могли его видеть своими глазами, включая тех, кто были "критически" настроены по отношению к Иисусу.

И все вынуждены были признать, что воистину этот человек получил от Бога прощение своих грехов. Здесь иллюстрация того, что, спасая, Иисус Христос исцеляет человека "во всей полноте" - не только духовно, но и физически. Все (по-видимому, и книжники) изумлялись и прославляли Бога за явленную Иисусом сверхъестественную силу (т. е. свидетели происшедшего славили за это Бога).

2. ПРИЗЫВ, ОБРАЩЕННЫЙ К ЛЕВИЮ; О СОВМЕСТНЫХ ТРАПЕЗАХ С ГРЕШНИКАМИ (2:13-17) (МАТФ. 9:9-13; ЛУК. 5:27-32)

Мар. 2:13 . И вышел Иисус (из Капернаума) опять к морю Галилейскому… У Марка часто звучит мысль о том, что Иисус учил народ, что люди стекались к Нему толпами. Постоянным мотивом у Марка является и стремление Христа уйти прочь из густонаселенных мест (1:45; 2:13; 3:7,13; 4:1; 5:21 и т. д.), и это перекликается у него с "мотивом пустыни" (1:4,12-13,35,45).

Мар. 2:14 . Капернаум был таможенным пунктом на торговой дороге, ведшей из Дамаска к Средиземному морю. Левий (известен под именем Матфей - 3:18; Матф. 9:9; 10:3) был иудеем, собиравшим пошлины с проходивших через город торговых караванов - в пользу Ирода Антипы, тогдашнего правителя Галилеи. Сборщиков налогов или "мытарей", чья работа нередко бывала сопряжена с мошенничеством, иудеи откровенно презирали. Но милость и великодушие Христа простерлась и на Левия, которого Он призвал следовать за Собою, оставив свое прежнее презренное занятие (сравните Мар. 1:17-18).

Мар. 2:15-16 . Вскоре после этого Левий устроил угощение для Иисуса… и учеников Его. Тут у Марка первое упоминание (из 43) об "учениках" как обособленной группе последователей Христа. Евангелист поясняет при этом, что много их было тех, которые следовали за Ним (не только, мол, те пятеро, которых он до сих пор назвал по имени).

За трапезой вместе с Иисусом возлежали… многие мытари и грешники (слово "грешники" правоверными иудеями, т. е. теми же книжниками и законниками, воспринималось как некий термин для обозначения простого народа, закону необученного и не державшегося строгих фарисейских стандартов. То обстоятельство, что Иисус и Его ученики "делили с ними пищу" (в греческом оригинале - именно такое выражение, символизировавшее дружбу и доверие) возмутило блюстителей закона.

Фарисеи были тогда самой влиятельной религиозной партией в Палестине, известной своей особой приверженностью к закону Моисееву. Каждый шаг в своей жизни они придирчиво сверяли и тщательно соотносили с устными толкованиями закона, носившими преимущественно "запретительный" характер, и были мелочно пунктуальны в вопросах соблюдения ритуальной чистоты (7:1-5). Иисуса они обвиняли в том, что Он не разделял их "сепаратизма", их, как им казалось, благочестивого разделения иудеев на "праведных" (таковыми книжники и фарисея, конечно, считали себя) и "грешников".

Мар. 2:17 . Христос ответил на их обвинения хорошо известной тогда пословицей (популярной и в среде Его оппонентов) и логически связал ее с характером собственной миссии, явленным в Его поведении и делах. Слово праведники употреблено Им иронически - по отношению к тем, кто считали себя ими, и, в первую очередь, по отношению к фарисеям (сравните Лук. 16:14-15). Заблуждаясь на свой счет, они не сознавали своей нужды в покаянии и вере (Мар. 1:15).

Но Иисус-то знал, что все люди, включая и этих "праведников", - "больны", и название их болезни - грех. И вот Он пришел (в мир), чтобы призвать… грешников (т. е. тех, которые смиренно осознают свою нужду в покаянии и захотят получить Его благодатное прощение) в Царство Божие. Потому-то и готов был Иисус "возлежать" за одним столом с ними.

3. БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОСТА И НОВОЙ СИТУАЦИИ (2:18-22) (МАТФ. 9:14-17; ЛУК. 5:33-39)

Мар. 2:18 . Сначала Марк поясняет, что ученики Иоанна Крестителя (те, кто оставались последователями его) и ученики фарисеев (т. е. сами они и те, кто следовали их учению) постились, - возможно, как раз в то время, когда Иисус с Его учениками вкушали пищу в доме Левия. Ветхий Завет предписывал всем иудеям обязательное соблюдение поста лишь раз в году - в День искупления; это был пост в знак всеобщего покаяния (Лев. 16:29).

Фарисеи же по собственной инициативе предписывали поститься два раза в неделю (Лук. 18:12) - по четвергам и понедельникам - в знак особого благочестия. Против поста, установленного Законом, Иисус не возражал (Матф. 6:16-18), но, отвечая Своим критикам, Он объясняет, почему для Его учеников посты сверх того в данное время - неуместны (2:19-22).

Мар. 2:19-20 . В своем контрвопросе Иисус проводит завуалированную аналогию с Самим Собою. Жених - это Он, и как не пристало гостям жениха (сынам чертога брачного) поститься (пост - символ печали) в присутствии пригласившего их на пир, так и ученикам Иисуса Христа не следовало поститься (пребывать в печали), пока Он с ними. Ибо самое присутствие Его создавало атмосферу радостного настроя, подобную той, что царит на брачных пирах.

Однако эта ситуация изменится: придут дни, когда отнимется у них жених (здесь греческий глагол апарте, подразумевающий насильственное удаление), и тогда будут поститься в те дни, т. е., начиная со дня Его распятия. Речь, конечно, идет о "посте" в переносном смысле слова: вместо радости, печаль охватит учеников. Здесь первый в Евангелии от Марка намек на грядущую крестную смерть Христа.

Мар. 2:21-22 . Впервые Марк приводит две притчи, сказанные Иисусом (значение их выходит за рамки поста). В греческом оригинале здесь весьма сложная аллегория, не вполне переданная по-русски. Смысл ее, однако, в следующем. Пребывание Иисуса в этом мире, среди Его учеников, создает небывалую "новизну" и особую "полноту"; оно знаменует, что "ветхое", прежнее, ушло. А потому и "совмещать" его с этим "ветхим" невозможно; невозможно Благую весть во всей ее принципиальной новизне, "привязать" к ветхой (изжившей себя) религии иудаизма, как бессмысленно латать ветхую одежду куском новой ткани: от такого "совмещения" старая одежда окончательно распалась бы.

Равно опасно вливать молодое, еще неперебродившее, вино в мехи ветхие (слово, означающее "изношенные, ломкие, потерявшие эластичность"); как вином в стадии брожения такие мехи были бы прорваны, так "прорывает" учение Иисуса Христа в его новизне и полноте "ветхие мехи" иудаизма. Спасение через Христа "не смешивается" с этой устаревшей религиозной системой (Иоан. 1:17).

4. МОЖНО ЛИ СРЫВАТЬ КОЛОСЬЯ В СУББОТУ (2:23-28) (МАТФ. 12:1-8; ЛУК. 6:1-5)

Мар. 2:23-24 . И случилось Ему в субботу проходить засеянными полами, и ученики Его дорогою начали срывать колосья, чтобы есть их. В этом ничего незаконного не было (Втор. 23:25). Но фарисеи обвинили Иисуса в том, что ученики нарушают субботу. Среди богословов существует мнение, что они приравняли действия учеников к "жатве" (Исх. 34:21) - ведь утолять голод не запрещалось и в субботу!

Мар. 2:25-26 . В ответ Иисус напомнил им о происшедшем с Давидом, когда тот имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним (1-Цар. 21:1-6). Ключевые слова здесь "имел нужду" и "бывшие с ним". Давид вошел тогда в Дом Божий и потребовал, чтобы священник дал ему хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников (Лев. 24:5-9).

Сказано, что Давид ел… и дал бывшим с ним. Иисус привел в пример этот случай, за который Бог не осудил Давида, чтобы показать, что своим "узким" толкованием закона книжники и фарисеи искажают Божий намерения, вложенные в закон, и самый дух его. Ибо человеческую нужду закон ставил выше ритуальных требований.

По Марку упомянутый случай с Давидом произошел при первосвященнике Авиафаре, хотя на самом деле первосвященником был тогда Ахимелех, отец Авиафара (1-Цар. 21:1). Возможным объяснением может служить то, что у древних иудеев было принято при упоминании того или иного случая, происшедшего в давние времена, указывать на какой-нибудь выдающийся или известный большинству иудеев признак времени, когда это случилось. Авиафар стал первосвященником вскоре после случая, рассказанного здесь Христом, и поскольку он стяжал гораздо большую известность, чем его отец, то соответствующий период времени характеризуется его первосвященством, а не его отца.

Мар. 2:27-28 . Словами, начинающими стих 27 - И сказал им… Марк подчеркивает, что все написанное им далее (стихи 27-28) было сказано Самим Христом. Это Он заявил, что суббота (в англ. тексте Библии далее следуют слова "была создана" - в значении "учреждена") для человека (подразумевается - Богом), т. е. дана была людям для блага их и отдыха, а не для того, чтобы взвалить на них тяжелые и обременительные правила, связанные с ней.

Последующие слова Христа у Марка (стих 28) звучат как вывод из вышесказанного (тогда как у Матфея они являются основанием для выражения той же мысли) - Посему Сын Человеческий есть господин и субботы - подчеркивают истинность предыдущих (стих 27). Далее Марк показывает, как Христос продемонстрировал это в исцелении в субботу сухорукого.

2:1,2 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
Вести о перемещениях Христа распространялись молниеносно, поэтому не удивительно, что желающих увидеть и услышать Иисуса было много.
Иисус же, заметим, прежде всего, говорил собравшимся слово Божье, не спешил изумлять исцелениями, поэтому в истории человечества он больше известен как учитель, а не как народный целитель.

2:3-12 Эпизод исцеления парализованного, спущенного к Иисусу через крышу, см. разбор подробно в Мтф. 9:2-7

2:3-5 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Здесь Иисус указывает на греховность как на причину болезни, а потому, если грешник на самом деле прощён (Бог наделил Иисуса Христа полномочиями прощать грехи от Его имени), то прощение непременно ПРОЯВИТСЯ исцелением от недугов. Физическое исцеление ожидает всех спасённых, кому грехи будут прощены через Иисуса Христа, потому и предсказано то время спасения, когда хромой будет скакать, как олень, а немой заговорит (Ис.35:5,6)

Однако, возникает вопрос: означает ли прощение грехов и исцеление парализованного Христом - что он отныне непременно спасётся?
Увы, нет. Если, будучи исцелённым и прощённым Христом, этот человек не последует за Христом и вернётся к греховному образу жизни, то это его исцеление ничем ему не поможет.
В этом есть иносказание: всем христианам через искупление Христово простились грехи, соделанные прежде. Но для того, чтобы достичь истинного спасения и жизни вечной - им предстоит всю свою оставшуюся жизнь трудиться над собой и в деле Господа. Искупление и прощение грехов через искупление - это лишь шанс для достижения истинного спасения в веке грядущем.

2:6-9 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
Конечно же, просто сказать: «прощается тебе» - гораздо легче, чем сказать «встань и ходи» в подтверждение прощения, ибо многим в Израиле о прощении сообщали, да мало кто от этого становился здоровым.

2:10,11 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Иисус же, ИСЦЕЛИВ тяжело больного, показал всем, а особенно - подозрительным фарисеям - что он не только имеет право так ГОВОРИТЬ, но и правом (властью от Бога) ПРОЩАТЬ – обладает

2:12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Кажущийся парадокс: чудеса исцеления совершает Иисус, а вся слава проносится мимо него – к Богу, пославшего его. Почему так?
Потому, что у Иисуса Христа не было ни малейшего желания отхватить себе «кусочек» славы, принадлежащей Богу: он так всё преподносил, что люди правильно понимали суть происходящего и то, что всё дело в Боге, пославшего Иисуса на землю.

А вот в своё время дьявол поймался в Эдеме именно на желании присвоить себе чужую славу (тщеславие): помазанный херувим возмутился тем, что вдохновлял на добрые дела и осенял диковинными мыслями людей - он, а слава от них за это - доставалась Богу (Иез. 28:13,14). С этого момента и началось падение и приземление его до низменного уровня богопротивника.

2:13 И вышел [Иисус] опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.
Снова заметим, что основная деятельность Иисуса Христа сводилась к тому, чтобы стать духовным учителем для людей.

2:14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И [он], встав, последовал за Ним.
У евангелиста Матфея (9:9-13) этот человек назван Матфеем. Поскольку Матфей присутствует в приводимом Марком списке апостолов (3:18), а имени Левия там нет, следует предположить, что Левий, подобно Симону, став учеником и апостолом Иисуса, получил новое имя.

«Собрание», в котором «начальствующим» был Христос, имело в своём составе МНОГО мытарей и грешников. Но Иисус не лишал их своего общения, а позволял им следовать за собой - как раз для того, чтобы они имели возможность увидеть другой образ жизни и научиться вести его в случае, если он им понравится. Причина такому отношению к мытарям и грешникам проста: доктор старается помочь больным, а здоровые его не интересуют, с ними и без участия доктора - всё в норме.

2:18-20 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
Пост на самом деле заключается не в соблюдении формальных церемоний и ритуалов воздержания от пищи, а в печали и скорби сердца. Если сердце не скорбит, то и церемонии поста - не улучшат его и не сделают чище.
О чём было ученикам Христа скорбеть сердцем, если с ними был Иисус Христос и они чувствовали себя превосходно?
Пост учеников начнётся, когда Иисус Христос погибнет.

2:21,22 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
Почему дыра от совмещения нового и старого становится ещё больше (наложение нового на старое только усугубляет проблему)?
Пример Иисуса касается старой и новой ткани и заключается в свойстве натуральных тканей садиться после стирки. Заплата обычно берётся больше, чем дыра и пришивается дальше от краев дыры. Но, поскольку
новая ткань при стирке садится больше - она разрывает старую ткань по пришитому, поэтому дыра на старой ткани становиться ещё больше.

Этим примером Иисус показал несовместимость Ветхого и Нового Заветов, если в применении их накладывать один на другой (например, если принять жертву Христа - то жертвоприношения в храме уже не нужны. А если продолжать приносить жертвы в храме - значит, значение жертвы Христа понято неправильно).
Для того, чтобы принять новое (исполнять новый Завет) – нужно отвергнуть старое (Ветхий завет). Если их совмещать -
чёткой ясности пути служения Богу увидеть невозможно (к примеру, непонятно: храмовое служение отменено или действует, жертвоприношение отменено или действует?).

2:23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]?
25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
См. разбор Мтф.12:1-8
Почему Христос, можно сказать, пререкался с руководителями народа Бога по какому-то пустяковому вопросу о колосьях? Ведь на тот момент для народа Бога они имели неоспоримый авторитет учителей Израиля, разве он не мог им уступить, чтобы поддержать их репутацию? Разве трудно было просто извиниться и уйти, чтобы не претыкать начальников и не ронять их авторитет в глазах наблюдающих эту картину?

Вот – почему: Иисус точно знал, что эти требования учителей - не Божьи, а человеческие, неправильную точку зрения нужно исправлять даже у тех, кто считает себя непревзойдёнными в мудрости учителями.
Иисус так и сделал: размышлением вслух над Писанием он показал им, в чём их точка зрения на субботу расходится с Божьей.

Вывод: в подобных случаях, когда точка зрения духовных учителей не соответствует точке зрения слова Божьего, Библии - НЕДОПУСТИМО соглашаться потому, что авторитет Бога несравненно выше авторитета любого человеческого учителя или руководителя. Руководители народа Божьего - тоже люди, ради которых Иисус пришёл на землю, потому и они должны узнать точку зрения Бога, если есть возможность её показать по Писанию.

2:27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
Сначала Бог создал человека, а потом и день субботнего покоя для него организовал, чтобы человеку хорошо было. А не наоборот, не так, что сначала Бог создал седьмой день недели, а затем - и человека создал для того, чтобы он этот день соблюдал, а субботе от этого было бы хорошо.
Кто думает, что день недели важнее благополучия человека - тот Бога не познал и в требованиях Его не разобрался.

2:28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
В каком смысле Иисус является "господином субботы"? В двух духовных смыслах:
1) Иудеи, став "рабами буквы" закона о субботе не были способны понять, что закон Бога - гибкий: он дан для помощи людям в духовном исцелении, а не для того, чтобы заставлять людей трепетать перед пунктами правил (Иер.18:7-10; Мтф.12:11,12). Так как израильтяне не посвящали время духовным делам и служению Иегове добровольно - Бог установил им закон о 7 дне для того, чтобы они хотя бы 1 день в неделю уделяли время духовному – ради их же блага.

Но если Иисус всё своё время добровольно посвящал служению Иегове - зачем же ему был нужен закон о субботе? (Гал.5:23). У него духовная "суббота"- каждый день, Он сам для себя решал, когда ему "устроить субботу" - заниматься духовными делами, а когда - нет: таким образом Иисус как бы сам управлял "субботой", а не "суббота управляла им". Это - первое значение того, в чём проявлялось господство Иисуса Христа над субботой. Фарисеи, по рабски "служившие 7му дню", не смогли этого понять. Почему?

Потому, что они слишком увлеклись пунктом о 7м дне, он стал для них идолом, а люди – жертвами, обязанными служить их любимой "субботе". Увлечённость внешней стороной закона о субботе вытеснила из их понимания сущность субботы, как дня, предназначенного для блага людей. Поэтому они не поняли, что исцеление в субботу не могло быть грехом (Мтф.12:10-12).

2) Иисус - Господин субботы в значении "покоя Бога" - в принципе; он - царь будущего Божьего миропорядка, Господин над всем - в периоде покоя Божьего, в субботе вечной, в дне Господа вечном. Если над вечностью Иисус является Господином в земном миропорядке, то над днём недели у него и подавно полномочия от Бога имеются: он сам решает, что ему делать в субботу, а что нет. А фарисеи ему в этом - не указ.

. и не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

По восшествии Господа в Капернаум, многие, услышав, что Он в дому, собирались в надежде удобного доступа к Нему. При сем вера мужей, принесших расслабленного, была столь велика, что они проломали кровлю дома и спустили его. Поэтому и Господь подает ему исцеление, видя веру сих принесших или веру самого расслабленного. Ибо и он сам не позволил бы взять себя, если бы не веровал, что исцелится. Впрочем, Господь часто исцелял ради веры одного приносящего, хотя приносимый не был верующим, и напротив, часто же врачевал ради веры приносимого, хотя приносящие не веровали. Прежде всего отпускает Он грехи болящему, а потом врачует болезнь потому, что труднейшие болезни большей частью происходят от грехов, как и в Евангелии от Иоанна Господь производит от грехов же болезнь одного расслабленного. Этот упоминаемый у Иоанна расслабленный есть не один и тот же с упоминаемым ныне; напротив, это два разных человека. Ибо упоминаемый у Иоанна не имел человека помогающего, а нынешний имеет четырех; первый был у купели овчей, а этот – в дому; тот – в Иерусалиме, а сей – в Капернауме. Можно найти и другие между ними различия. Но должно сказать, что упоминаемый у Матфея () и здесь, у Марка, есть один и тот же.

. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

. что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

. Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

. Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному:

. тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Фарисеи обвиняли Господа в богохульстве за то, что Он отпускал грехи, так как это принадлежит одному Богу. Но Господь дал им и другое знамение Божества Своего – знание сердца их: потому что одному Богу известно сердце каждого, как и пророк говорит: «Ты один знаешь сердце всех» (; ). Между тем фарисеи, хотя и было Господом открыто, что у них в сердце, остаются бесчувственными, и знающему сердца их не уступают того, чтобы Он мог врачевать и грехи. Тогда Господь чрез исцеление тела удостоверяет в том, что Он исцелил и душу, то есть посредством явного утверждает сокровенное и посредством легчайшего – труднейшее, хотя это казалось им иначе. Ибо фарисеи исцеление тела, как действие видимое, почитали труднейшим, а врачевание души, как невидимое, – легчайшим, и рассуждали как бы так: вот обманщик, который отклоняет от себя исцеление тела, как дело очевидное, и врачует невидимую душу, говоря: «прощаются тебе грехи». Если б Он в самом деле мог исцелить, то, наверное, исцелил бы тело, а не стал бы прибегать к невидимому. Поэтому Спаситель, показывая им, что Он может совершить то и другое, говорит: что легче уврачевать, душу или тело? Без сомнения, тело; но вам кажется напротив. Итак, Я исцелю тело, что на самом деле легко, а только вам кажется трудным, и тем уверю вас в исцелении души, что действительно трудно, и кажется легким потому только, что невидимо и необличаемо. Тогда говорит расслабленному: «встань, возьми постель твою», дабы таким образом более уверить в действительности чуда, что оно было не мечтательное, а вместе показать, что Он не только исцелил болящего, но и дал ему силу. Так поступает Господь и с душевными немощами: не только освобождает нас от грехов, но и подает нам силу для исполнения заповедей, Итак, и я, расслабленный, могу исцелиться. Ибо и ныне есть Христос в Капернауме, в доме утешения, то есть в Церкви, которая есть дом Утешителя. Я расслабленный, потому что силы души моей недейственны и недвижны во благо; но когда четыре евангелиста возьмут и принесут меня к Господу, тогда услышу слово Его: «чадо!» Ибо я делаюсь сыном Божиим чрез исполнение заповедей, и мне отпустятся грехи. Но как принесут меня к Иисусу? – Проломавши кров. Что же кров? Ум как верх существа нашего. На этом крове много земли и черепицы, то есть земных дел; но когда все это будет сброшено, когда будет разломана и освобождена от тяжести сила ума, когда потом спущусь вниз, то есть смирюсь (я не должен возноситься вследствие облегчения ума моего, но по облегчении обязан ниспуститься, то есть смириться), тогда исцелюсь и возьму одр мой, то есть тело, возбуждая оное к исполнению заповедей. Ибо не только должно восстать от греха и познать свой грех, но и взять одр, то есть тело, для делания добра. Тогда можем достигнуть и созерцания, так что все помыслы в нас скажут: «никогда ничего такого мы не видали», то есть никогда не имели такого разумения, как ныне, исцелясь от расслабления. Кто очищен от грехов, тот поистине видит.

. И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники; ибо много их было, и они следовали за Ним.

. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

. Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

По совершении чуда над расслабленным Господь уходил к морю, вероятно, ища уединения, но народ снова стекается к Нему. Познай же, что по той мере, как ты станешь избегать славы, она будет гоняться за тобой; а ежели ты будешь гоняться за ней, она убежит от тебя. Вот и Господь только что удалился к морю, как народ опять бежит вслед за Ним. Однако Он и отсюда ушел, и на пути уловил Матфея. Именуемый теперь у Марка Левий есть Матфей, так как он имел два имени. Поэтому Лука и Марк, скрывая настоящее имя, называют его Левием. Но сам он не стыдится; напротив, откровенно говорит о себе: увидел Иисус Матфея мытаря (). Так и мы не будем стыдиться открывать грехи свои. Левий сидел у сбора пошлин, занимаясь, по обязанности своей, или взыскиванием податей с кого-нибудь, или составлением отчета, или чем другим, что обыкновенно делали сборщики податей в местах своих занятий. Но теперь так оказался усерден ко Христу, что оставив все, последовал за Ним и в великой радости созвал многих на обед. А фарисеи начинают винить Господа, представляя себя, конечно, людьми чистыми. Но Господь сказал на это: «Я пришел призвать не праведников» , то есть вас, оправдывающих самих себя (говорит в виде глумления над ними), «но грешников» , призвать, впрочем, не с тем, чтобы они оставались грешниками, но «к покаянию» , то есть, чтобы они обратились. «К покаянию», – сказал, – дабы ты не подумал, что, призывая грешников, Он нисколько не исправляет их.

. Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

. И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

. но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

Иоанновы ученики, как еще несовершенные, держались иудейских обычаев. Поэтому некоторые из приходивших ко Христу представляли их в пример и винили Его за то, что ученики Его не постятся наравне с теми. А Он говорил им: ныне Я, Жених, нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься; но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть. Называет Себя «Женихом» не только потому, что обручал Себе девственные души, но и потому, что время первого пришествия Его есть время не плача и горя для верующих в Него, и не тяжелое время, но успокаивающее нас крещением без дел закона. В самом деле, что за труд креститься? И однако в этом легком деле обретаем спасение. «Сыны чертога брачного» суть апостолы, потому что они сподобились радости Господа и соделались причастниками всякого небесного блага и утешения. Можешь понимать и так, что всякий человек, когда совершает добродетель, есть «сын чертога брачного», и доколе имеет при себе Жениха-Христа, не постится, то есть не оказывает дел покаяния; ибо зачем каяться тому, кто не падает? Когда же отымется от него Жених-Христос, когда, то есть он впадет в грех, тогда начинает поститься и каяться, чтобы уврачевать грех.

. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Как «небеленная», то есть новая, заплата по своей твердости только раздерет ветхую одежду, если будет пришита к ней, и как новое вино по своей крепости разорвет старые мехи, так и ученики Мои еще не окрепли, и потому, если обременим их, мы через это сделаем им вред, так как они по немощи своего ума похожи еще на ветхую одежду. Итак, не следует возлагать на них тяжелой заповеди поста. Или можешь и так понимать: Христовы ученики, будучи уже новыми людьми, не могут служить старым обычаям и законам.

. И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями , и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего́ не должно делать?

. Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

. как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

. И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

. посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Ученики Господа срывают колосья, как приученные жить уже не по закону. Когда фарисеи стали негодовать на это, то Христос заграждает им уста, указывая на Давида, который по нужде нарушил закон при архиерее Авиафаре. Бегая от Саула, пророк Давид пришел к сему архиерею и обманул его, сказав, что он послан царем по крайней военной надобности. Тут он и ел хлебы предложения, и взял обратно меч Голиафа, некогда посвященный им Богу. Означенных хлебов было двенадцать; они каждый день возлежали на трапезе, шесть на правой и шесть на левой стороне трапезы. Некоторые спрашивают: почему евангелист назвал здесь архиерея Авиафаром, тогда как книга Царств именует его Ахимелехом ()? Можно сказать на это, что архиерей тот имел два имени: Ахимелеха и Авиафара. Можно объяснить и иначе, именно: книга Царств говорит о тогдашнем иерее Ахимелехе, а евангелист об Авиафаре, тогдашнем архиерее, и потому показания их не противоречат одно другому. Иерей был на тот раз Ахимелех, а Авиафар был тогда архиереем.

В высшем смысле разумей это так: Христовы ученики идут в субботу, то есть в душевном покое (суббота – значит покой); следовательно, когда возымели свободу от страстей и от нападения бесов, тогда совершают путь, то есть делаются и для других путеводителями к добродетели, срывая и искореняя всякие земные и низкие мечтательные произрастания. Ибо кто предварительно не освободится от страстей и не настроит себя к тихому образу жизни, тот не может путеводить других и быть для них вождем ко благу.