Основные этапы развития политической мысли в западной европе. Культурное развитие Западной Европы в Новое время. Социал-демократы и социальное общество

Общественно-политическая жизнь Западной Европы первой половины XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому историческому процессу. Французская буржуазная революция конца XVIII в. сообщила мощный импульс развитию капитализма в Европе.

У него оказалось много противников. Водворение буржуазного, капиталистического уклада жизни встретили в штыки дворянско-аристократические, феодально-монархические круги, терявшие былые привилегии и желавшие реставрации старого, добуржуазного порядка. Комплекс их идей квалифицируется как консерватизм (в разных его вариантах). Яростно осуждали капиталистические порядки и представители совсем другого, нежели консерваторы, социального лагеря. Последний составляли пролетаризирующиеся массы тружеников, разорявшиеся мелкие собственники и т.д. Капиталистическая система ввергла тогда эти слои в бедственное положение. Спасение виделось им в тотальном отказе от мира цивилизации, основанного на частной собственности, и установлении общности имуществ. Такую антикапиталистическую позицию выражал социализм. Своеобразно выглядела программа еще одного идеологического течения – анархизма. Не все из его сторонников являлись врагами буржуазии и частной собственности. Однако практически единодушно выступали они против государства вообще (любого типа и любой формы), усматривая в нем самую главную причину всех общественных зол Соответственно отвергались ими капиталистическая государственность, буржуазное законодательство и т.д.

Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. В XIX в. он был очень влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Его

§ 1. Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли 465

приверженцы имелись в разных общественных группах. Но социальной базой ему служили, конечно, в первую очередь предпринимательские (промышленные и торговые) круги, часть чиновничества, лица свободных профессий, университетская профессура.

Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый: личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй: реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального, смыслообразующего ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т.п.

Пик распространения консерватизма пришелся на первую треть прошлого столетия. В отличие от социализма и либерализма консерватизм не имел столь определенно очерченного и устойчивого концептуального ядра. Вот почему здесь не будут рассмотрены политико-юридические идеи собственно консервативного толка. Тем не менее надлежит знать тех, кто в свое время приобрел известность благодаря их выдвижению и разработке. Во французской политической литературе это Жозеф де Местр (1753–1821) и Луи де Бональд (1754–1840), в немецкой – Людвиг фон Галлер (1768–1854) и Адам Мюллер (1778–1829).

В описаниях общего хода развития западноевропейской политико-юридической мысли XIX в. обычно приводится также характеристика взглядов крупного французского социолога Огюста Конта (1798–1857). Его воззрения непосредственно на государство и право сколько-нибудь значительного интереса не представляют. В работе «Система позитивной политики» (1851–1854) он изложил свой проект желательной социальной организации общества, построенной на принципах позитивизма, создателем коего считал себя О. Конт. Такой организацией должна была стать ассоциация, корпоративная по своему духу и порядку. Духовный авторитет в ней принадлежал бы философам, власть и материальные возможности – капиталистам,

466 Глава 17. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине ХЕХ в.

пролетариату же вменялась обязанность трудиться. Из политических мыслителей прошлого О. Конт более всего ценил Аристотеля и Т. Гоббса.

На обществоведение XIX в. (в том числе на науку о государстве и праве) определенное влияние оказали (в первую очередь в методологическом плане) контовские идеи о необходимости для исследователя стремиться к строго положительному, основанному на фактах знанию, выявлять закономерности исторического процесса, изучать социальные институты и структуры. Полезными в научно-познавательном плане являлись контовское понимание общества в качестве организма, органического целого, разграничение законов функционирования и законов развития общества, поиски факторов интеграции и стабильности общества и т.п.

Целостная и полная картина эволюции западноевропейской политико-юридической мысли первой половины XIX в. гораздо шире и многокрасочнее той, что самым лапидарным способом изображена на предшествующих страницах. Знакомясь с основными направлениями этой мысли, надо всякий раз рассматривать каждое из них не в изоляции от остальных, поскольку реально они существовали в одном и том же историческом времени и воздействовали (прямо либо косвенно) друг на друга.

§ 2. Английский либерализм

Последняя треть XVIII в. – время, когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы содействовали этому обстоятельству и многие характерные явления сопутствовали ему. Английская политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала происходившие в стране крупные социально-исторические перемены. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и поощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей и т.п.

Возобладало убеждение, что поступками индивида как частного собственника движут как спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы. Расчет мог иметь широкий диапазон: от стремления удовлетворить сугубо эгоистический, исключительно индивидуальный интерес до желания разумно сочетать собственную позицию с позицией других индивидов,

467 § 2. Английский либерализм

других членов общества с тем, чтобы в рамках достижения совместного, общего блага добиваться удовлетворения собственных потребностей.

В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748–1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т.д. Его политико-юридические взгляды изложены в «Принципах законодательства», во «Фрагменте о правительстве», в «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств», «Деонтологии, или Науке о морали» и др.

Давно и прочно Бентам числится в ряду столпов европейского либерализма XIX в. И не без основания. Но у бентамовского либерализма не совсем обычное лицо. Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, самоутверждения индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, «не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества».

Что касается категории «свобода», то она претила ему. Бентам видит в ней продукт умозрения, некий фантом. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Отсюда понятен враждебный бентамовский выпад против свободы:

«Мало слов, которые были бы так пагубны, как слова свобода и его производные».

468 Глава 17. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в

Свобода и права личности были для Бентама истинными воплощениями зла, потому он не признавал и отвергалих, как отвергал вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием. Права человека, по Бентаму, суть чепуха, а неотъемлемые права человека – просто чепуха на ходулях. Французская Декларация прав человека и гражданина, согласно Бентаму, «метафизическое произведение», части (статьи) которого возможно разделить на три класса:

а) невразумительные, б) ложные, в) одновременно и невразумительные и ложные. Он утверждает, будто «эти естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали... они несовместны с сохранением какой бы то ни было конституции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...».

Резко критический настрой Бентама в отношении школы естественного права выразился и в отрицании им идеи различения права и закона. Причина такого отрицания данной идеи скорее не столько теоретическая, сколько прагматически-политическая. Тех, кто различает право и закон, он упрекает в том, что таким образом они придают праву антизаконный смысл. «В этом противозаконном смысле слово право является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства... Вместо того, чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того, чтобы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматривают их в отношении к этому мнимому естественному праву, т.е. они заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения». Бентама справедливо называют одним из пионеров позитивизма в юридической науке Нового времени.

Не разделял он также мнение о том, что общество и государство возникли в истории посредством заключения между людьми соответствующего договора. Это мнение он расценивал как недоказуемый тезис, как фикцию. В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) стоял на демократических позициях. Таковые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он – за их кооперацию, взаимодействие, ибо «эта

469 § 2. Английский либерализм

взаимная зависимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход... Если бы власти были безусловно независимы, между ними были бы постоянные столкновения». Будучи твердым приверженцем демократически-республиканского строя, Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов.

С точки зрения Бентама, демократизировать следует не только организацию непосредственно государственной власти. Демократизации подлежит в целом вся политическая система общества. В этой связи он ратует, в частности, за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление избирательного права также и женщинам. Он надеялся, что с помощью институтов демократии (в том числе таких, как свободная пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т.п.) можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной властей.

Назначение правительства, по Бентаму, гарантировать в первую очередь безопасность и собственность подданных государства, т.е. выполнять по преимуществу охранительные функции. Он полагает, что у правительства нет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека, и тем более нет права навязывать ему (индивиду) такое представление и во что бы то ни стало осчастливливать его. Очень занимал Бентама вопрос об объеме правительственной деятельности, ее направлениях и границах. По этому вопросу он высказывался неоднозначно. Однако в принципе он склонялся к тому, что во всяком случае прямое вмешательство государства в сферу экономики крайне нежелательно, поскольку может привести к весьма негативным результатам. Надо помнить, что Бентам был учеником и последователем А. Смита.

Заслуга Бентама – в его стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происшедшими в обществе социально-экономическими и политическими переменами; он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам. Главная общая цель всей общественной системы, по Бентаму, наибольшее счастье наибольшего числа людей.

470 Глава 17. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине ХГХ в.

История политико-юридической мысли XIX–XX вв. свидетельствует о том, что ряд идей Бентама оказал ощутимое влияние на развитие правовой науки. Так, бентамовское соотнесение законодательства с социальными целями и балансом интересов послужило становлению социологической школы права. С другой стороны, бентамовский подход к вопросу о соотношении естественного права и закона по-своему предвосхищал юридико-позитивистскую школу права.

Англия – родина европейского либерализма – дала в XIX в. миру многих достойных его представителей. Но и среди них своей незаурядностью и силой воздействия на идеологическую жизнь эпохи, на последующие судьбы либерально-демократической мысли выделяется Джон Стюарт Милль (1806–1873), пользовавшийся, кстати, большой популярностью в кругах российской интеллигенции. Взгляды этого классика либерализма на государство, власть, право, закон изложены им в таких трудах, как «О свободе», «Представительное правление», «Основы политической экономии» (особенно пятая книга «Основ» – «О влиянии правительства»).

Начав свою научно-литературную деятельность в качестве приверженца бентамовского утилитаризма, Милль затем отходит от него. Он, например, пришел к выводу, что нельзя всю нравственность базировать целиком лишь на постулате личной экономической выгоды индивида и на вере в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого отдельного человека чуть ли не автоматически приведет к благополучию всех. По его мнению, принцип достижения личного счастья (удовольствия) может «срабатывать», если только он неразрывно, органически связан с другой руководящей идеей: идеей необходимости согласования интересов, притом согласования не только интересов отдельных индивидов, но также интересов социальных.

Для Милля характерна ориентация на конструирование «нравственных», а стало быть (в его понимании) правильных, моделей политико-юридического устройства общества. Сам он говорит об этом так: «Я смотрел теперь на выбор политических учреждений скорее с моральной и воспитательной точек зрения, чем с точки зрения материальных интересов». Высшее проявление нравственности, добродетели, по Миллю, – идеальное благородство, находящее выражение в подвижничестве ради счастья других, в самоотверженном служении обществу.

Все это может быть уделом только свободного человека. Свобода индивида – та «командная высота», с которой Милль

471 § 2. Английский либерализм

рассматривает ключевые для себя политические и правовые проблемы. Их перечень традиционен для либерализма: предпосылки и содержание свободы человеческой личности, свобода, порядок и прогресс, оптимальный политический строй, границы государственного интервенционизма и т.п.

Индивидуальная свобода, в трактовке Милля, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого; она означает возможность человека быть в границах этой сферы господином над самим собой и действовать в ней по своему собственному разумению. В качестве граней индивидуальной свободы Милль выделяет, в частности, следующие моменты: свобода мысли и мнения (выражаемого вовне), свобода действовать сообща с другими индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы. Все эти и родственные им свободы – абсолютно необходимые условия для развития, самоосуществления индивида и вместе с тем заслон от всяких посягательств извне на автономию личности.

Угроза такой автономии исходит, по Миллю, не от одних только институтов государства, не «только от правительственной тирании», но и от «тирании господствующего в обществе мнения», взглядов большинства. Духовно-нравственный деспотизм, нередко практикуемый большинством общества, может оставлять по своей жестокости далеко позади «даже то, что мы находим в политических идеалах самых строгих дисциплинаторов из числа древних философов».

Обличение Миллем деспотизма общественного мнения весьма симптоматично.Оно своеобразный индикатор того, что начавшая утверждаться в середине XIX в. в Западной Европе «массовая демократия» чревата нивелированием личности, «усреднением» человека, подавлением индивидуальности. Милль верно уловил эту опасность.

Из сказанного выше вовсе не вытекает, будто ни государство, ни общественное мнение в принципе неправомочны осуществлять легальное преследование, моральное принуждение. И то и другое оправданно, если с их помощью предупреждаются (пресекаются) действия индивида, наносящие вред окружающим его людям, обществу. Показательно в данной связи то, что Милль ни в коем случае не отождествляет индивидуальную свободу с самочинностью, вседозволенностью и прочими асоциальными вещами. Когда он говорит о свободе индивидов, то имеет в виду людей, уже приобщенных к цивилизации, окуль-

472 Глава 17. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в.

туренных, достигших некоторого заметного уровня граждансконравственного развития.

Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнуть™ стандартам европейской цивилизации) человеческое общежитие. Признание такой зависимости побуждает Милля пересмотреть раннелиберальную точку зрения на государство. Он отказывается видеть в нем учреждение, плохое по самой своей природе, от которого лишь претерпевает, страдает априори хорошее, неизменно добродетельное общество. «В конце концов,– заключает Милль,– государство всегда бывает не лучше и не хуже, чем индивиды, его составляющие». Государственность такова, каково общество в целом, и посему оно в первую очередь ответственно за его состояние. Главное условие существования достойного государства – самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов того общества, для которого предназначается государство.

Милль полагает, что государство, гарантирующее все виды индивидуальных свобод и притом одинаково для всех своих членов, способно установить у себя и надлежащий порядок. В узком смысле слова он (порядок) означает повиновение. Милль подчеркивает: «Власть, которая не умеет заставить повиноваться своим приказаниям, не управляет». Повиновение, послушание вообще является, на взгляд Милля, первым признаком всякой цивилизации. Ведя речь о повиновении властям, он говорит, в частности, о том, что люди обязаны не нарушать законные права и интересы других индивидов. Соблюдая общеобязательные правила, они должны также нести ту долю забот, «которая приходится на каждого, в целях защиты общества или его членов от вреда и обид». Свободная личность, по Миллю, есть вместе с тем личность законопослушная.

В более же широком смысле «порядок означает, что общественное спокойствие не нарушается никаким насилием частных лиц»; сюда же относится такая характеристика порядка: он «есть охранение существующих уже благ всякого рода». Ему не случайно уделяется столь большое внимание. Вызвано оно тем, что порядок в государстве выступает непременным условием прогресса, т.е. постепенного совершенствования, улучшения человечества в умственном, нравственном и социальном отношениях.

473 § 2. Английский либерализм

Милль – приверженец и идеолог исторического прогресса. Однако он считает, что дело улучшения человечества не всегда бывает праведным. Оно может вступить в противоречие с духом свободы, если совершается насильственно, «вопреки желанию тех, кого это улучшение касается, и тогда дух свободы, сопротивляясь такому стремлению, может даже оказаться заодно с противниками улучшения». Индивидуальная свобода есть мощный, постоянный и самый надежный генератор всяких улучшений в обществе. Благодаря чему она имеет такое громадное значение для социального прогресса? Где истоки ее созидательной силы? Милль на подобного рода вопросы отвечает следующим образом: «Там, где существует свобода, там может быть столько же независимых центров улучшения, сколько индивидов». Исторический прогресс имеет место благодаря энергии, конструктивным усилиям свободного индивида, соединенным с энергией, конструктивными усилиями всех его сограждан, таких же свободных индивидов.

Если порядок, основанный на свободе,– непременное условие прогресса, то залогом прочности и стабильности самого порядка является, по Миллю, хорошо устроенная и правильно функционирующая государственность. Ее наилучшей формой, идеальным типом он считает представительное правление, при котором «весь народ или по меньшей мере значительная его часть пользуется через посредство периодически избираемых депутатов высшей контролирующей властью... этой высшей властью народ должен обладать во всей ее полноте». В силу обладания такой властью, базирующейся на праве всех людей участвовать в общем управлении, народ «должен руководить, когда ему это захочется, всеми мероприятиями правительства».

В рассуждениях о представительном правлении Милль проводит одну из главных своих политических идей – идею непосредственной причастности народа к устройству и деятельности государства, ответственности народа за состояние государственности. Представительное правление учреждается по выбору народа, предрасположенного принять данную государственную форму. Это во-первых. Во-вторых, «народ должен иметь желание и способность выполнить все необходимое для ее поддержки». Наконец, в-третьих, «этот народ должен иметь желание и способность выполнять обязанности и функции, возлагаемые на него этой формой правления».

Целей у хорошо устроенной и правильно функционирующей государственности несколько: защита интересов личности и

474 Глава 17. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в.

собственности, содействие росту благосостояния людей, увеличение положительных социальных качеств в индивиде. «Лучшим правительством для всякого народа будет то, которое сможет помочь народу идти вперед».

Есть еще один существенный отличительный признак хорошо организованного и правильно функционирующего государства – качество государственного механизма, совокупности соответствующих политических установлении. Достоинство такого механизма Милль связывает, в частности, с его устройством на основе принципа разделения властей. Автор «Представительного правления» – сторонник четкого разграничения их компетенции, особенно компетенции законодательной и исполнительной властей. Законодательная власть в лице парламента призвана заниматься, естественно, законотворчеством. Но не им одним. Ей надлежит осуществлять наблюдение и контроль над правительством, отстранять «от должности людей, составляющих правительство, если они злоупотребляют своими полномочиями или выполняют их противоположно ясно выраженному мнению нации. Кроме того, парламент обладает еще другой функцией – служить для нации местом выражения жалоб и различнейших мнений». Милль отмечает и негативные тенденции, свойственные деятельности парламентов, вообще представительных собраний: в них «всегда сильно стремление все более и более вмешиваться в частности управления».

Однако задачи управления не их задачи. Они должны решаться администрацией. Так, «центральная административная власть должна- наблюдать за исполнением законов и, если законы не исполняются надлежащим образом-, должна обращаться к суду для восстановления силы закона, или к избирателям для устранения от должности лица, не исполняющего законы как следует».

Миллевский либерализм стоит, таким образом, не только на страже индивидуальной свободы, прав личности, но и выступает за организацию самого государственного механизма на демократических и правовых началах. Отсюда понятно, что концепция правового государства является одним из необходимых органических воплощений либеральной политико-юридической мысли.

Для нее также характерна и традиционная постановка вопроса о направлениях и границах деятельности аппарата государственной власти, об объеме выполняемых им функций. Сама постановка подобного вопроса была исторически обусловлена.

475 § 2. Английский либерализм

Ее мотивировало стремление социальных сил, заинтересованных в утверждении буржуазного миропорядка, в сокрушении всевластия абсолютистско-монархических режимов, которые жестко регламентировали общественную жизнь, сковывали свободу индивида, частную инициативу, личный почин.

Проблема определения тех сфер человеческой деятельности, которые должны быть объектами государственного воздействия и на которые должна непосредственно распространяться власть государства, для Милля в числе приоритетных и актуальных. Анализ ее приводит Милля к ряду важных выводов. Он убеждается в том, что «правительственные функции меняются, следуя различным состояниям общества: они обширнее у отсталого народа, чем у передового». Другой его вывод не менее значим как в теоретическом, так и в методологическом отношениях: «общепризнанные функции государственной власти простираются далеко за пределы любых ограничительных барьеров, и функциям этим вряд ли можно найти некое единое обоснование и оправдание, помимо соображений практической целесообразности. Нельзя также отыскать какое-то единое правило для ограничения сферы вмешательства правительства, за исключением простого, но расплывчатого положения о том, что вмешательство это следует допускать при наличии особо веских соображений практической целесообразности».

Ясно понимая объективную необходимость общепризнанных функций государства, понимая реальную потребность страны иметь государство, способное действенно осуществлять такого рода функции, Милль вместе с тем порицает расширение правительственной деятельности как самоцель, осуждает стремление государственных чиновников «присвоить неограниченную власть и незаконно нарушать свободу частной жизни». Это, по мнению Милля, «усиливает правительственное влияние на индивидов, увеличивает число людей, возлагающих на правительство свои надежды и опасения, превращает деятельных и честолюбивых членов общества в простых слуг правительства».

Когда государство подменяет своей собственной чрезмерной деятельностью свободную индивидуальную (и коллективную) деятельность людей, активные усилия самого народа, тогда закономерно начинают удовлетворяться прежде всего интересы государственной бюрократии, а не управляемых, не народа. Однако еще большее зло заключается в том, что в результате такой подмены народ поражается болезнью социальной пассивности, его охватывают настроения иждивенчества. В нем убива-

476 Глава 17 Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине ХГХ в

ется дух свободы, парализуется сознание личного достоинства, чувство ответственности за происходящее вокруг. При подобном обороте дела общество в гражданско-нравственном плане неизбежно деградирует. За этим наступает и деградация государственности. Либерал Милль был решительно против такой перспективы.

Западная Европа - это огромная часть света с богатой историей и культурой. Сегодня европейские страны являются наиболее развитыми в мире и более других влияют на международную политику.

Период Античности

Античную Грецию именуют колыбелью европейской цивилизации. Именно здесь зародилась привычная для нас модель демократической организации общества, сложились предпосылки для развития экономической системы и культурных традиций будущих стран. Эта цивилизация оказала огромное влияние не только на области Средиземноморья, а и на Азию и Африку.

Экономической основой античного мира был полис, где уже в ранее время, в отличие от восточных стран, произошло выделение частной собственности из коллективной. Древние Греция и Рим дали толчок к формированию европейского права как особого регулятора отношений между государством и гражданином.

Достижения античной культуры, несмотря на забвение в Средние века, в дальнейшем были переосмыслены и составили основу для развития различных областей знаний в Западном мире в Новое время. Кроме того, в эту эпоху образовались союзы племен, послужившие фундаментом для формирования европейских наций.

Период Средневековья

История Западной Европы в Средние века насыщена войнами и новыми достижениями науки. Именно в это время на политической карте мира возникли многие европейские государства, сложились принципы работы отдельных политических институтов.
Европа в эпоху Средневековья становится «христианским миром». Религия оказывает огромное влияние не только на общественные отношения, но и на политическую жизнь.

В это время возвышаются такие государства Западной Европы, как Остготское, Вестготское, Франкское и Англосаксонское королевства.

Важным достижением средневековой европейской цивилизации является отмена рабства. Это открыло возможность внедрения инноваций в общественную жизнь и в производство.

В период Зрелого Средневековья появляется романский стиль, который нашел свое отражение в архитектуре (например знаменитая «падающая» башня в Пизе), живописи, скульптуре, а также готика, колыбелью которой стала Франция.

Возрождение

Эпоха Возрождения - это переходный период между Средневековьем и Новым временем, который охватывает с XIV по XVI вв. Именно тогда сформировался новый образ европейского человека - волевого, сильного, интеллектуального.

Ренессанс - это особый период, который в своем развитии прошла культура Западной Европы. Его главной задачей и целью было возрождение античного наследия, его переосмысление и применение в новую эпоху.

Родиной Возрождения считается Италия. Именно здесь творили знаменитые Леонардо да Винчи, Филиппо Брунеллески, Мазаччо, Сандро Боттичелли.

В эпоху Возрождения Западная Европа вступила на путь Великих географических открытий, что способствовало расширению кругозора каждого человека, развитию культуры и ее внедрению в других частях света.

В это время сложилась особая форма мировоззрения - гуманизм (признание людей самой высшей ценностью и их права на свободное развитие и реализацию своих возможностей).

Новое время

Новое время охватывает период с XVI по XIX вв. Развитие Западной Европы в эту эпоху характеризуется такими понятиями, как «промышленная революция», «первоначальное накопление капитала», «колониальная система», «просвещение» и т. д.

В Новое время происходят изменения в религиозной жизни европейских стран, что было следствием Реформации (духовного и общественно-политического движения, направленного против католической церкви). Важнейшим событием этого периода стала Великая французская революция, повлекшая за собой ряд социальных и политических изменений в других странах Европы.

В XIX в. меняется карта Европы. В 1870-х годах были объединены Германия и Италия, а также образована Австро-Венгрия.

С Нового времени берет свое начало эпоха колониализма. Ведущие европейские страны, заинтересованные в торговле с Востоком, основывают там фактории. Позже появляются первые колонии в Индии, Африке, Канаде и т. д.

Огромным потрясением на завершающем этапе периода стала Первая мировая война.

Культурное развитие Западной Европы в Новое время

Западная Европа в XVIII веке вступила в эпоху Просвещения, которая по своему содержанию была продолжением Ренессанса. В это время все более актуальными становятся гуманистические идеи, признается огромная роль человеческого разума, растет авторитет науки. Выдающиеся просветители (Вольтер, Ш. Монтескье, И. Гете, И. Кант, Ж. Руссо, И. Гердер) разработали концепцию «естественного развития» и отстаивали неотъемлемые права человека.

В искусстве Нового времени выделяются такие направления, как классицизм и барокко. К концу периода они были вытеснены рококо, сентиментализмом и модернизмом. С этого времени европейские страны становятся ведущими в мировой культуре, отодвинув на задний план Китай и другие восточные государства.

Следует отметить и революцию в науке. Она связана с именами Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера, Р. Бойля, Р. Декарта, В. Паскаля, У. Гарвея и других. В Новое время наука приобретает глобальный характер.

Новейшее время

В Новейшее время Западная Европа окончательно приобрела свой современный облик. Самым значительным событием эпохи считается Вторая мировая война, в которой приняла участие 61 страна. В ходе этого конфликта впервые было применено ядерное оружие. После Второй мировой войны были созданы такие международные организации, как ООН и НАТО.

В Новейшее время были изобретены телефон, компьютер, АЭС, спутник, компакт-диск, Интернет, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого современного человека.

Культура Западной Европы в Новейшее время

Этот период отмечен появлением новых философских течений: экзистенциализма, неопозитивизма и неотомизма.

В начале Новейшего времени в литературе преобладали фантастическое и демократическое направления. Первое связано с попытками человека осознать значение войны и мира (Г. Уэллс), второе - понять смысл происходящих вокруг событий (Бернард Шоу, Теодор Драйзер, Томас Манн).

В искусстве Новейшего времени следует отметить появление разных течений модернизма (экспрессионизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм) и авангардизма.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Международное положение и внешняя политика Советского Союза после Великой Отечественной и Второй мировой войн. Холодная война, доктрина Трумена. Внутренняя политика СССР. Атомное оружие, сельское хозяйство. Общественно-политическая и культурная жизнь.

    реферат , добавлен 28.04.2014

    Основные проблемы, вставшие перед Секретной разведывательной службой Великобритании с началом Второй Мировой войны. Германское направление работы МИ-6, операции в 1939-1941 и 1944-1945 годах. Успехи и неудачи разведывательной службы в годы войны.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2018

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    "Малые страны" Западной Европы (Австрия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) после Второй мировой войны. Особенности их социально-экономического и политического развития во второй половине ХХ в. Международное положение "малых стран" Европы.

    реферат , добавлен 06.02.2011

    Итоги Второй мировой войны для стран Западной и Центральной Европы и США. Общее в развитии восточноевропейских стран в 50-е годы. Немецкое экономическое чудо. Снижение уровня обычных вооружений в конце 80-х - в начале 90-х годов. Распад Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2014

    Характеристика стран Северной Европы после Второй мировой войны. Изменения в партийной системе и внешнеполитическая ориентация этих стран. Их экономическое и социально-политическое положение во второй половине XX в. "Шведская модель" развития экономики.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Политическое и общественное положение Соединенных Штатов в послевоенное время. Реконструкция Юга в 1865–1877 гг. "Позолоченный век" в истории США, политический курс демократической администрации Б. Гаррисона и Г. Кливленда. Испано-американская война.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2009


Политическое развитие Европы

К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства.

В XI - XIII вв. вся территория Западной Европы представляла череду величественных неприступных замков, владельцы которых с помощью средне- и мелкопоместных дворян (баронов и рыцарей) осуществляли организацию близлежащей местности и живущего на ней населения, состоявшего преимущественно из крестьян. Владельцы поместий осуществляли на своих территориях функции государственной власти: судебную (символом всевластия сеньора были тюрьмы и виселицы, «украшавшие» въезды в замки), фискальную (сбор податей), политическую (военные отряды).

Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. Сама церковь была организована по феодальному образцу по принципу строгой иерархии, на монархических началах возглавлялась римским папой. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм, установленных церковью, имел юридическое значение (каноническое право). Духовенство было привилегированным сословием феодального общества, а церковь – важной частью феодальной структуры.

В период феодальной раздробленности католицизм был единственной силой, объединяющей западноевропейский мир. Будучи мощной экономически и политически, церковь играла господствующую роль в идеологии средневекового общества. Отсутствие резкой границы между рабовладельческим и феодальным обществами давало возможность использовать апологетику рабства для оправдания крепостничества.

Идеологическое господство религии и церкви обусловило то обстоятельство, что основные направления политико-правовой идеологии феодального общества Западной Европы выступали в религиозном облачении. Общей идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты св. писания. Идеологи господствующих классов-сословий ссылками на Библию стремились обосновать сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение крестьян. Этой цели служили тексты о “покорности рабов своим господам”, “богоустановленности власти”, “непротивлении злу насилием”, содержащиеся в Новом завете. Крестьянство и горожане свой протест против феодального строя выражали в еретических движениях.

Императоры и короли стремились обосновать свою независимость от церкви в светских делах; одним из острых вопросов была инвеститура (право назначать епископов). Защищаясь от притязаний церкви, императоры и короли ссылались на тексты того же писания о богоустановленности всякой (т.е. и их) власти (“существующие же власти богом установлены”). Они по-своему толковали “теорию двух мечей” – меч светской власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил: “Царство мое не от мира сего”.

Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изучение римского права, а также преподавание его в Парижском университете.

Борьба римских пап и императоров порой принимала довольно острые формы; католическая церковь взывала к подданным и вассалам неугодных ей правителей, освобождая их от присяги; короли и императоры в борьбе с церковными феодалами прибегали к вооруженной силе; однако всегда, когда движения народных масс принимали опасный характер, церковь и государство выступали совместно: короли и императоры помогали искоренять ереси, духовенство помогало подавлять крестьянские восстания.

Города, находившиеся под властью феодальных сеньоров, вели с ними ожесточённую борьбу, которая вначале нередко носила форму тайного заговора, а затем превращалась в открытую борьбу за коммуну и освобождение от сеньориальной власти. Развитие товарно-денежных отношений в Европе приводило к большим изменениям, как в помещичьем, так и в крестьянском хозяйстве.

И помещики, и крестьяне начали продавать на рынке часть своей зерновой, животноводческой и винодельческой продукции, а в связи с этим переходить к ведению более интенсивного хозяйства - осушать болота, расчищать леса, разрабатывать пустоши, разводить виноградники и т. д. Несмотря на продолжавшееся господство натурального хозяйства, в XII в. уже намечались новые формы экономического развития и совершался частичный переход к денежной ренте. Вместе с этим в ряде мест росла барщина и увеличивалась продуктовая рента.

Рост могущества многих крупных феодалов, превращавшихся в самостоятельных политических властителей - территориальных князей, использовавших развитие городов и товарного производства Германии в собственных интересах, ослабил власть императора в пределах Германского королевства. Правда, отдельные германские города (Вормс, Кёльн, Ульм и др.), стремясь избавиться от власти своих сеньоров - епископов и князей, поддерживали императоров как в конце XI в., так и позднее. Однако эта поддержка императорской власти была недостаточна. Остальные германские города всё более и более становились княжескими.

Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не обладали собственностью на землю, а лишь пользовались ею, выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении населения сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян.

В середине IX в. все крестьяне превратились из собственников в держателей земельных участков. Из свободных крестьян-общинников они становились феодально-зависимыми в соответствии с установленными государством принципами: нет земли без сеньора и каждый свободный франк должен найти себе сеньора.

Социальное развитие Европы

В X-XII вв. в Западной Европе окончательно складываются два главных слоя средневекового общества: зависимые крестьяне и воины-землевладельцы. У каждой из этих групп был свой образ жизни, свои взгляды на мир, свое положение в обществе. Их интересы нередко пересекались, что становилось порой причиной серьезных столкновений.

В раннем средневековье военный вождь (король) начинает как бы подниматься все выше по своему положению над рядовыми свободными членами варварских племен. Вслед за королем в его свите «возвышаются» и лично преданные ему люди, мужественные дружинники, даже верные слуги.

У народов, принявших христианство, возникает многочисленное духовенство. Оно также занимает свое, особое место радом с крестьянами и воинами.

Так, к XI в. сложилась новая структура общества. Она очень отличалась от первобытных порядков у древних германцев, с одной стороны, а с другой - от общества Древнего Рима.

К X-XI вв. свободных крестьян осталось не так уж и много. В основном на земле трудятся зависимые люди. Понятно, что среди них много потомков римских рабов и колонов. Но ведь и германцы оказались в том же самом положении.

Как вошло в обычай в раннем средневековье, крестьяне, остававшиеся на земле, снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей, что избрали своим делом войну. Так стали возникать подати и иные повинности крестьян в пользу «сильных» соплеменников.

В неспокойные времена крестьянину одному трудно защитить свое хозяйство, семью и жизнь. Для этого необходимо заручиться покровительством какого-нибудь могущественного соседа, например крупного сеньора или монастыря. Но в обмен на защиту крестьянину приходилось отказаться от собственности на землю и от свободы в пользу своего покровителя - признать себя зависимым.

Чем сильнее был сеньор, тем безопаснее чувствовал себя на его земле крестьянин. Чем больше земли с крестьянами было у сеньора, тем богаче и могущественнее он считался. Зависимыми становились и те, у кого не было собственной земли, а она была дана «из милости» каким-нибудь крупным землевладельцем, например дружинником, которому за службу король подарил большое поместье. Зависимыми становились за долги, из-за каких-нибудь провинностей, вступив в брак с кем-либо из зависимых, просто под нажимом могущественного соседа.

К XI в. владельцами лучших земель считались церковь и светские сеньоры. Крестьяне же за пользование землей и покровительство сеньоров должны были нести повинности, размер которых регулировал старый обычай.

Повинности в пользу сеньора могли состоять в работе на господском поле (от нескольких дней в году до нескольких дней в неделю), в продуктовом или денежном оброке, в обязанности молоть муку только на мельнице сеньора за назначенную им плату (а также давить виноград на его прессе и т. п.), выполнять «общественные работы» (например, чинить мосты или поставлять подводы в случае надобности), а также подчиняться судебным приговорам сеньора.

При этом уровень несвободы разных групп крестьянства очень различался. С одних крестьян их господин требовал только курицу на Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него чуть ли не половину всего времени. Крестьян, чья жизнь была особенно тяжела, называли во Франции сервами, а в Англии - виллaнами.

Но даже сервов и вилланов нельзя назвать крепостными. Крепостничество распространяется в Восточной Европе только на рубеже XV-XVI вв.

В XI в. сеньор не мог казнить серва, продать или обменять его без земли и отдельно от семьи. Более того, сеньор нес вполне определенные обязанности по отношению к крестьянину и действительно защищал его от разных бед, потому что понимал: он сам будет богаче, если его крестьяне не окажутся нищими. Сеньор не мог даже согнать серва с его земли, если серв выполнял все положенные повинности. Отношения крестьянина и сеньора регулировались не произволом сеньора, а древним устоявшимся обычаем. В некоторых странах при его нарушении крестьянин мог обратиться в суд, и не так уж были редки случаи, когда он дело выигрывал.

До поры до времени бремя зависимости было для крестьян вполне терпимым.

Во-первых, потому, что с крестьянина, который мало производит, много взять нельзя.

Во-вторых, тогда не умели сохранять надолго пищевые продукты, да и торговля продовольствием почти отсутствовала.

Значит, сеньор мог требовать лишь столько, сколько нужно для прокормления его самого, членов семьи, а также челяди. Лишь по мере оживления торговли поборы начинают понемногу расти там, где сопротивление крестьян не было достаточно сильным и упорным.



Средневековым периодом принято называть временной отрезок между Новой и Давней эпохой. Хронологически его умещают в рамки от конца V-VI до XVI (иногда включительно) веков. В свою очередь, Средневековье делится на три периода. Это, в частности: ранняя, высокая (середина) и поздняя эпоха (начало Возрождения). Далее рассмотрим, как развивались средневековые

Общая характеристика

По объему событий, имеющих то или иное значение для культурной жизни, XIV-XVI столетия считаются обособленными, самостоятельными периодами. Степень наследуемости характерных черт прежних этапов была различной. Средневековая Центральная и Восточная ее части, а также некоторые территории Океании, Азии и Индонезия сохранили элементы, свойственные Древнему периоду. Населенные пункты территории Балканского полуострова стремились к достаточно интенсивному Той же тенденции придерживались и другие Европы: на юге Испании, Франции. При этом им свойственно обращение к прошлому, сохранение рудиментов достижений предыдущих поколений в тех или других областях. Если говорить о юге и юго-востоке, то развитие здесь опиралось на традиции, сформированные еще в Римское время.

"Культурная колонизация"

Этот процесс распространился на некоторые средневековые Существовало достаточно много этносов, культура которых строго придерживалась рамок древности, но их стремились приобщить к господствующей на многих других территориях религии. Так, к примеру, было с саксами. Франки пытались силой приобщить их к своей - христианской - культуре. Это же коснулось и прочих племен, сохранивших политеистические верования. А вот римляне при захвате земель никогда не пытались заставить народ принять новую веру. Культурной колонизацией сопровождалась с XV столетия завоевательная политика голландцев, португальцев, испанцев, а позднее и прочих государств, осуществлявших захват территорий.

Кочевые племена

История средневековой Европы, на раннем этапе в частности, была наполнена пленениями, войнами, разрушениями населенных пунктов. В это время активно проходило движение кочевых племен. Средневековая Европа переживала Великое переселение народов. В ходе него происходило распределение этносов, которые оседали в определенных регионах, вытесняя или объединяясь с уже существовавшими там народностями. В результате формировались новые симбиозы, социальные противоречия. Так, к примеру, было в Испании, которая была захвачена арабами-мусульманами в VIII столетии нашей эры. В этом плане история Средневековой Европы мало чем отличалась от Древней.

Образование государств

Средневековая развивалась достаточно бурно. В ранний период сформировалось множество мелких и крупных государств. Самым большим было франкийское. Римская область Италии также стала независимым государством. Остальная Средневековая Европа разбилась на множество крупных и мелких княжеств, находившихся лишь в формальном подчинении королей более обширных образований. Это, в частности, относится к Британским островам, Скандинавии и прочим землям, не вошедшим в состав больших государств. В восточной части мира также проходили аналогичные процессы. Так, к примеру, на территории Китая в разное время существовало порядка 140 государств. Вместе с императорской существовала и феодальная власть - владельцы феодов имели, кроме прочего, администрацию, войско и в некоторых случаях даже собственные деньги. В результате этой раздробленности частыми были войны, отчетливо проявлялось своеволие, а государство было в целом ослабленным.

Культура

Средневековая развивалась весьма неоднородно. Это нашло свое отражение в культуре того периода. Существовало несколько направлений развития этой сферы. В частности, выделяют такие субкультуры, как городская, крестьянская, рыцарская. Развитием последней занимались феодалы. К городской (бюргерской) культуре следует относить ремесленников и купцов.

Виды деятельности

Средневековая Европа жила в основном за счет натурального хозяйства. В тех или других регионах, однако, отмечается неодинаковый темп развития и приобщения к тем или иным видам деятельности. Например, кочевые народы, оседавшие на землях, освоенных ранее другими народностями, стали заниматься земледелием. Однако качество их труда и последующие результаты деятельности были гораздо хуже, чем у коренного населения.

В ранний период Средневековая Европа переживала процесс дезурбанизации. В ходе него жители из разрушенных крупных населенных пунктов переезжали в сельскую местность. В результате горожане были вынуждены переходить к другим видам деятельности. Все необходимое для жизни производили крестьяне, кроме изделий из металла. Вспашка земли практически повсеместно осуществлялась либо самими людьми (они впрягались в плуг), либо с использованием крупного скота - быков или коров. С IX-X столетий стал применяться хомут. Благодаря этому стали впрягать лошадь. Но эти животные были в очень небольшом количестве. Вплоть до XVIII века крестьяне пользовались сохой и деревянной лопатой. Достаточно редко можно было встретить а ветряные стали появляться в XII столетии. Постоянным спутником того периода был голод.

Социально-политическое развитие

Земельная собственность начальных периодов распределялась между общинами крестьян, церковью и феодалами. Постепенно происходило закабаление людей. Земли свободных крестьян стали присоединяться под теми или другими предлогами к участкам церковных либо светских феодалов, проживающих с ними на одной территории. В итоге к XI столетию процветала экономическая и личная зависимость в разной степени практически повсеместно. Крестьянин за пользование участком должен был отдать 1/10 всего производимого, молоть на барской мельнице хлеб, работать в мастерских или на пашне, принимать участие в прочих работах. В случае военной опасности ему вменялась защита земли хозяина. Крепостное право Средневековой Европы отменялось в разных регионах в различные периоды. Первыми были освобождены зависимые крестьяне во Франции в XII столетии - в начале Крестовых походов. С XV века стали свободными крестьяне в Англии. Это происходило в связи с огораживанием земель. В Норвегии, например, крестьяне и не были зависимыми.

Торговля

Рыночные отношения были или обменными (товар на товар) или финансовыми (товар-деньги). Для разных городов был свой вес серебра в монетах, различная покупательская способность. Чеканить деньги могли крупные феодалы, те, кто брал патент на чеканку. В связи с отсутствием систематической торговли стали развиваться ярмарки. Они, как правило, приурочивались к тем или иным религиозным праздникам. Под стенами княжеского замка формировались крупные рынки. Купцы организовывались в цехи и вели внешнюю и внутреннюю торговлю. Приблизительно в то время образовался Ганзейский союз. Он стал крупнейшей организацией, объединившей купцов ряда государств. К 1300 году в его составе находилось более 70 городов между Голландией и Ливонией. Они были поделены на 4 участка.

Во главе каждой области стоял какой-либо крупный город. Они имел связи с более мелкими населенными пунктами. В городах были складские помещения, гостиницы (в них останавливались купцы), торговые агенты. Развитию в материально-культурном плане содействовали в определенной степени

Технический прогресс

В рассматриваемый период он имел исключительно количественный характер. Это можно отнести и к Китаю, который шагнул далеко вперед относительно Европы. Однако любое усовершенствование встречалось с двумя официальными препятствиями: цеховым уставом и церковью. Последняя налагала запреты в соответствии с идеологическими соображениями, первый - из-за боязни конкуренции. В городах ремесленники были объединены в цеха. Организация за их пределами была невозможна по нескольким причинам. Цеха распределяли материал, количество продукции, места для сбыта. Ими также определялось и строго контролировалось качество товара. Цеха следили за оборудованием, на котором осуществлялось производство. Устав регламентировал и свободное время, и трудовое, одежду, праздники и многое другое. Технологии хранились в строжайшем секрете. Если их записывали, то только шифром и передавали исключительно родственникам по наследству. Часто же технологии так и оставались загадкой для будущего поколения.