Военно-политический союз Японии и США. Формирование «корпорации нации»

I. Адаптация системыпредставительной демократии к японским условиям.

Навязав Японии систему демократии на основе Конституции 1946 г., апробировав ее в течение нескольких лет, США в апреле 1952 г. лик­видировали оккупационный режим и передали всю полноту власти правительству Сигэру Ёсида, который был ярым приверженцем тес­ного союза с США. Однако после инцидента в марте 1954 г. с судном «Фукуру мару» он вынужден был подать в отставку.

Главой правительства был назначен Итиро Хатояма. По настоя­нию министра иностранных дел Мамору Сигэмицу он выступил сто­ронником улучшения отношений с СССР и КНР. Именно в это вре­мя (1955) прекращено состояние войны между СССР и Японией; в страну вернулись, наконец, японские солдаты, взятые в плен еще во время Второй мировой войны.

Хатояму сменил Нубусукэ Киси, который добился заключения в I960 г. нового Договора (о взаимном сотрудничестве и гарантии безо­пасности) с США сроком на 10 лет. Он, впрочем, был непопулярен в японском обществе, его действия вызвали критику правительства: оно-де втягивает Японию в «холодную войну». Это мнение стало осо­бенно актуальным после инцидента с американским самолетом «У-2», сбитым СССР в мае 1960 г. В Японии начались беспорядки, приведшие к отмене визита президента США Д. Эйзенхауэра и отставке Н. Киси в конце 1960 г.

В 1960-е гг. произошла окончательная стабилизация политического режима в Японии: это стало возможным благодаря достигнутым успе­хам в экономическом развитии страны. Политическая демократия в Японии все более приобретала западные черты, хотя и сохраняла из­вестную специфику. Так сложилась система политических партий, среди которых условно можно выделить левые, правые партии и пар­тии центра, как на Западе.

К левым относились социалисты и коммунисты. Социалистическая партия считалась принципиально оппозиционной правительственно­му курсу. Она выступала за широкие социальные реформы на базе пе­ревода ключевых отраслей экономики в общественную собствен­ность. Социалисты также выступали за демократизацию общества, против возрождения милитаризма, а во внешней политике - за де­нонсацию Договора безопасности е США и улучшение отношений с СССР. В начале 1960-х гг. партия набирала на выборах до 30% голо­сов, позднее - до 20-25%. Главная ее опора - профсоюзы и населе­ние крупных городов.

Коммунистическая партия - одна из самых многочисленных в Япо­нии. Она создала широкую сеть печатных изданий, в том числе выпу­скала популярную газету «Акахата», которая пользовалась влиянием в некоторых профсоюзах и в крупных городах. На выборах партия полу­чала до 10% голосов. Уязвимым местом ее политики стало сотрудниче­ство с СССР, хотя руководство коммунистов не всегда было послушным Кремлю: председатель партии Кэндзи Миямото не раз демонстрировал независимую позицию перед лицом диктата Москвы. В программе ком­партии было много общего с программой социалистов, но некоторые аспекты сформулированы нарочито расплывчато, в частности идея «де­мократического коалиционного правительства» или «поворот к интере­сам народа» в экономической политике.

Центр представляли Партия демократического социализма (ПДС) и специфически японская партия «Комэйто». ПДС образовалась в 1960 г. в результате выхода из Социалистической партии деятелей правого толка. Она предлагала «третий путь»: «преодоление капитализма пу­тем реформ». На выборах эта партия получала 6-7% голосов, имея поддержку в профсоюзной организации «Домэй». Она выступала за развитие «производственной демократии»: за создание органов учас­тия работников в управлении производством, по образцу ФРГ. ПДС поддерживала Договор безопасности с США, но выступала с позиций пацифизма, т. е. добивалась неучастия Японии в каких-либо военных акциях. Она часто вступала в конфронтацию с Социалистической партией, блокируясь с правыми по различным вопросам.

Партия «Комэйто» создана в ноябре 1964 г. на базе буддийской сек­ты «Сока гаккай» (около 10 млн. семей). Партия «чистой политики», как она себя называла, ратовала за создание в Японии «общества все­общего благоденствия», свободного от всех пороков Запада. Она вы­ступала с острой критикой коррупции, с проповедями строгой религиозной морали, подчеркивала ценность национальных традиций - сдержанности, трудолюбия и т. п. В основе ее программы лежали три принципа: 1) гарантия прав человека, 2) суверенитет нации, 3) паци­физм. Ориентируясь на традиционные слои населения, «Комэйто» получала на выборах свыше 7% голосов и сумела создать в 1960-е гг. третью по величине фракцию в парламенте.

Правые силы представлены самой крупной - Либерально-демокра­тической партией (ЛДП). Партия возникла в 1955 г. в результате слия­ния Демократической и Либеральной партий, до этого формировав­ших коалиционное правительство. Будучи консервативной по духу, ЛДП с самого начала широко практиковала государственное регули­рование в экономике, опиралась на государственный сектор. Это бы­ло необычным для прочих развитых государств: по сути, ее политика более соответствовала левым взглядам. Другая отличительная черта партии состояла в стремлении стать правящей в условиях многопар­тийной системы, и это ей удавалось. ЛДП чутко улавливала новые ве­яния и, когда это было востребовано жизнью, быстро меняла свою экономическую стратегию. Это объясняет, в частности, ее интерес к экологическим проблемам (с начала 1970-х гг.), консервативный курс в экономике (в 1980-х гг.) и т. д.

Долгое время ЛДП сохраняла единство, не допуская раскола в сво­их рядах. Это объясняется наличием в структуре партии 5-6 фракций со своими региональными лидерами, что позволяло уживаться сразу нескольким видным политическим фигурам. Они поочередно сменя­ли друг друга на крупных государственных постах. Вопрос о председа­теле партии (он же автоматически становился новым главой японско­го правительства) решался на ежегодных съездах ЛДП. Там же фракции ставили вопрос о распределении министерских портфелей в правительстве в соответствии с результатами выборов в парламент.

Еще одна причина доминирующей роли ЛДП в политической жиз­ни Японии - существование системы разного рода фондов, позволяв­ших партии в нужный момент располагать финансовыми ресурсами. С помощью этих посреднических организаций ЛДП собирала до 80% своих средств и могла их использовать в политической борьбе. Это» было очень важно в Японии, ведь по Конституции 1947 г. правитель­ство могло распустить парламент досрочно, в любой момент, который правящая партия сочтет благоприятным для выборов, чем ЛДП неод­нократно и пользовалась. Другие партии, застигнутые врасплох этим неожиданным решением, попросту не могли за месяц, отводимый для подготовки новых выборов, мобилизовать достаточные финансовые ресурсы.

Групповая солидарность, характерная для японского общества, так­же отразилась на специфике политической системы. Преданность опре­деленным группам политиков, готовность «отблагодарить за под­держку» - все это вело к откровенным подкупам избирателей. Это it Японии отнюдь не считалось криминалом. Немыслимая, по запад­ным меркам, степень коррупции получила распространение и в ЛДП как партии, имевшей доступ к власти.

II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. и назревание кризисной ситуации в 1980-е гг. С I960 по 1964 г. премьер-министром Японии был Хаято Икеда. Затем его сменил на 8 лет Эйсаку Сато, который немало сделал для укрепле­ния международного престижа Японии, совершая поездки по столи­цам многих стран мира. К числу его достижений относится договор с США о передаче Японии острова Окинава (в июне 1971 г.). Но в на­чале 1970-х гг. резко ухудшилась экономическая ситуация и обостри­лись отношения между Японией с США. После встречи в Гонолулу в 1972 г. с президентом Р. Никсоном, Э. Сато по причине внутренних передряг в правящей партии уступает свое место Какуэю Танаке, лиде­ру крупнейшей фракции в ЛДП.

Он прославился своим визитом в КНР, в ходе которого восстано­вил дипломатические отношения со своим соседом, но в целом был непопулярен. С правлением К. Танаки началась серия скандалов, свя­занных со взятками компании «Локхид» высокопоставленным деяте­лям ЛДП. Разразились они в 1974 г., и это серьезно подорвало пози­ции ЛДП. Сам К.Танака подал в отставку еще в 1974 г., но и его преемник Такэо Мики продержался на своем посту лишь до 1976 г., когда ЛДП впервые лишилась большинства в Парламенте, набрав лишь 41,8% голосов.

Т. Мики стал публично осуждать коррупцию в рядах собственной партии, что стоило ему в 1976 г. поста лидера. Тогда же произошел первый крупный раскол: из партии вышли 17 депутатов парламен­та - в знак протеста против коррупции - они основали партию Но­вый либеральный клуб (НЛК), которая просуществовала до 1986 г. Но контроль над правительством ЛДП сохранила, благодаря поддержке 19 «независимых» депутатов, к тому же НЛК также голосовала за до­верие правительству.

В конце 1970-х гг. падение популярности ЛДП продолжалось: в 1977 г. партия терпит поражение на выборах в Палату советников, а с января 1979 г. началась новая серия коррупционных скандалов (на сей раз с американскими корпорациями «Грумман» и «Макдонел-Ду­глас»), в которых оказались замешанными крупные партийные деяте­ли. Ситуация усугубилась в результате внутрипартийных распрей: при­шедшего на смену Т. Мики в 1976 г. нового лидера Такэо Фукуда сменил через два года Масаеси Охира. На парламентских выборах 7 октября 1979 г. ЛДП с трудом набирает 41% голосов и остается у власти лишь благодаря поддержке «независимых» депутатов. Положение «Комэйто» и НЛК укрепилось, но распри в ЛДП еще больше усилились.

16 мая 1980 г., впервые в истории послевоенной Японии, прави­тельство М. Охиры отправлено в отставку в результате вынесения в парламенте вотума недоверия.

Новые выборы были назначены на 22 июня 1980 г. Накануне уми­рает от сердечного приступа лидер партии М. Охира - это вызвало волну сочувствия. ЛДП получила 55,6% голосов и в очередной раз сформировала правительство во главе с новым лидером партии Дзэнко Судзуки.

Оппозиция пыталась максимально использовать коррупционные скандалы для компрометации ЛДП. Особенно раздувалось «дело К. Танаки»: в 1983 г. депутаты от оппозиции потребовали даже лишить его депутатского мандата, стали бойкотировать заседания парламента, что привело к его роспуску и объявлению досрочных выборов. Судебное разбирательство в отношении К. Танаки тянулось с 1976 г. Все это вре­мя он регулярно избирался населением префектуры Ниигата, которую сумел облагодетельствовать в период пребывания на посту премьер-министра. Наконец, в 1983 г. суд вынес окончательное решение, при­говорив К. Танаку к 4 годам заключения и штрафу в 500 млн. йен.

На выборах в декабре 1983 г. ЛДП получила лишь 45,8% голосов избирателей, но удержалась у власти, и на этот раз благодаря под­держке «независимых» и НЛК.

Возрождение партии началось в 1986 г., когда ее лидер Ясухиро На-касонэ блестяще провел предвыборную кампанию и увеличил пред­ставительство ЛДП в парламенте сразу на 56 мандатов.

С ноября 1987 г. у ЛДП появился новый лидер - Нобуру Такэсита. Правительству Н.Такэситы удалось провести через парламент серию ре­форм налоговой системы, ввести непопулярный налог на потребление (3%), переориентировать бюджет на нужды средних городских слоев.

В том же месяце в Японии проведена реформа профсоюзного дви­жения: федерации СОХИО, СОРЕНКАЙ и ДОМЭЙ объявили о само­роспуске. Вместо них было создано единое объединение профсоюзов частного сектора РЭНГО, насчитывавшее 5,5 млн. человек.

Одновременно в стране разразились скандалы по поводу невидан­но крупных взяток, в которых оказались замешаны видные деятели ЛДП и компания по торговле недвижимостью «Рукурс космос». Это нынудило Н. Такэситу подать в отставку.

Его преемник - Тосики Кайфу, - несмотря на неудачу ЛДП на вы­борах в Палату советников в 1988 г., сумел все же сохранить большин­ство на парламентских выборах 1990 г. Ему пришлось пережить ряд финансовых скандалов («дело фирмы Рикруто»), но все же удалось несколько стабилизировать ситуацию, укрепив традиционную опору партии на сельских жителей, мелких предпринимателей и женщин.

Т. Кайфу удалось укрепить и международный престиж Японии в период аннексии Ираком Кувейта в 1990 г. Япония выделила между­народному воинскому контингенту 9 млрд. долл., предоставила мин­ные тральщики, гражданские самолеты и медицинское оборудование; еще 2 млрд. долл. были направлены в качестве финансовой помощи Египту, Иордании и Турции.

В это время в Японии развернулась было дискуссия по поводу изме­нения 9-й статьи Конституции, запрещающей использование воору­женных сил за пределами страны, но она была быстро свернута - от попыток изменить Конституцию пришлось отказаться. Лишь позднее, в августе 1992 г., парламент одобрил использование вооруженных сил в операциях ООН по поддержанию мира, и японские подразделения были направлены сначала в Камбоджу, а затем, в 1993 г., в Мозамбик.

III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в. С 1991 г. темпы роста в японской экономике резко замедлились. В ок­тябре 1991 г. на посту премьера Т. Кайфу сменил Киити Миядзаву.

К тому времени создалось много предпосылок для серьезных полити­ческих изменений.

ЛДП за послевоенные десятилетия превратилась в правящую пар­тию, она бессменно находилась у власти, и это способствовало кор­рупции. Вопросы административного управления были переданы ею в руки государственных чиновников, благодаря чему в партийную кассу поступали щедрые вознаграждения. За 1980-е гг. в японском об­ществе произошли огромные социальные изменения, они затронули и систему ценностей: молодежь уже не могла столь же благосклонно относиться к случаям коррупции в среде элиты.

В начале 1990-х гг. подобные настроения стали все чаще появлять­ся и внутри самой ЛДП. Начались массовые выходы из партии, возникла угроза раскола ее рядов. В 1992 г. в стране разразился финансо­вый скандал, известный как «дело Сагавы». Речь шла о более чем сот­не деятелей ЛДП, замешанных во взятках. В 1992 г. партию покинул Морихиро Хосакава, известный аристократ и внук крупного полити­ческого деятеля довоенной Японии князя Ф. Коноэ. Он создал Новую партию. Вышедшие из ЛДП группы образовали множество других партий. Крах политической системы наступил в 1993 г. На парламент­ских выборах 1993 г. ЛДП, хотя и оказалась крупнейшей партией в парламенте, все же потеряла большинство мест.

Летом 1993 г. создано коалиционное правительство из 7 партий во главе с М. Хосакавой - впервые без участия ЛДП. Правительство пы­талось провести реформы избирательной системы и налогообложе­ния, но не смогло выработать общей политики. Умеренными были ус­пехи в области децентрализации правительства и открытия японских рынков для иностранных конкурентов. Но главное, что М. Хосакава, активно выступая против коррумпированных чиновников, сам ока­зался замешанным в финансовых махинациях. Это вынудило его ме­нее чем через год с позором уйти в отставку.

Место премьер-министра занял лидер другой малой партии, Цутоми Хато, но он пробыл на посту совсем недолго. Социалистическая партия Японии (СПЯ) отказала Ц. Хато в поддержке и заключила сделку с принципиальным противником, создав летом 1994 г. коалицию с ЛДП. Новое правительство опять включало в свой состав деятелей ЛДП; прав­да, пост премьера был отдан лидеру социалистов Томиити Мураяме.

Тем временем политический кризис ширился. В сентябре 1994 г. последовал самороспуск ведущих оппозиционных партий, в их числе были «Комейто» и Партия демократического социализма. 10 декабря 1994 г. из 9 мелких групп была создана Партия новых рубежей во главе с И. Одзавой и Т. Кайфу. Этой партии предрекали большое будущее, она имела 214 мандатов в парламенте.

Правительство Т. Мураямы столкнулось с непростой проблемой: нужно было в соответствии со стратегией Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) отменять по требованию стран-конку­рентов пошлины на сельскохозяйственные продукты. Но правитель­ственная коалиция была непрочной, а это грозило вызвать негатив­ную реакцию среди сельских жителей. К тому же в 1995 г. в Японии произошло разрушительное землетрясение в городе Кобе. Расходы по восстановлению легли на плечи правительства. Авторитет Т. Мураямы постоянно снижался, и в январе 1996 г. он подал в отставку.

Новое, на сей раз однопартийное правительство возглавил лидер ЛДП Рютаро Хасимото. Он объявил о начале «шести реформ»: 1) налоговой; 2) в сфере образования; 3) в социальном обеспечении; 4) по ослаблению государственного регулирования экономики; 5) по де­централизации административного управления; 6) по наделению зе­мельными участками промышленных кампаний. К тому же Р. Хасимото демонстрировал новую дипломатию, пытаясь претворить во внешней политике концепцию «евразийства». Прославился он также решительными мерами по пресечению деятельности секты «Аум син-рике», устроившей в 1996 г. серию терактов в Японии.

Все это привело к укреплению позиций ЛДП на выборах 20 октября 1996 г. - она получила 239 мест правда, парламентского большинства ей добиться не удалось. Но оппозиция потерпела серьезное пораже­ние. Прежде всего, социалисты, которые в январе 1996 г. преобразова­ли свою партию в Социал-демократическую - они получили только 56 мест. Окончательно рухнули надежды Партии новых рубежей стать объединителем всех оппозиционных сил, она потерпела столь жестокое поражение, что в декабре 1997 г. объявила о самороспуске. Созданная буквально накануне, в сентябре 1996 г., Демократичес­кая партия не смогла составить достойную конкуренцию ЛДП. Посте­пенно в партию возвращались ранее вышедшие из нее парламентская база правительства укрепилась. ЛДП уже имела в парламенте 263 де­путата, что составляло абсолютное большинство. С 30 июня 1998 г. премьер-министром Японии становится Кэндзи Обута. После его смерти летом 2000 г. этот пост занимает Иосиро Мори. В настоящее время ЛДП сохраняет лидирующие позиции в поли­тической жизни Японии. Крупнейшая оппозиционная сила - Демо­кратическая партия Японии имеет в парламенте лишь 92 мандата. С 1998 г. она создала оппозиционный блок «Миньюрэн», но большин­ство входящих в него партий немногочисленны. Новая партия мира (бывшие сторонники «Комэйто») имеет лишь 47 мандатов, Либераль­ная партия (из осколков бывшей Партии новых рубежей) - 10 мест, коммунисты - 26, социалисты - лишь 15 мест в парламенте. Все они не могут составить сколько-либо серьезной конкуренции ЛДП.

В конце апреля 2001 г. в Японии сменился премьер-министр - им стал Дзюинъитиро Коидзуми. Он весьма экстравагантен, молод (1942 г. рождения) и пользуется большой популярностью в стране.

Д. Коидзуми выступает за прямые выборы премьер-министра, за реструктуризацию корпораций и приватизацию ряда отраслей. Однако настораживают его высказывания в пользу пересмотра 9-й статьи Кон­ституции, запрещающей Японии иметь вооруженные силы. Он также занял жесткую позицию по вопросу мирного договора с Россией, на­стаивает на предварительной передаче Японии спорных островов.

Следует отметить, что политические кризисы - характерное явле­ние не только для Японии. Нечто подобное происходит и в других странах, где сейчас идет рождение новой, постиндустриальной циви­лизации. Меняется социальный состав населения, иной становится суть проблем, волнующих общество; многие старые партии пережи­вают кризис - они с трудом приспосабливаются к новым проблемам, не всегда могут улавливать новые веяния. Современное поколение людей имеет и иную нравственную позицию: оно не приемлет в прин­ципе такие явления, как бюрократизм, коррупцию верхов, не терпит разного рода скандалы среди ведущих политиков, замеченных в нечи­стоплотных делишках.

Идет серьезная перестройка и в политической системе развитых стран. Развитие представительной демократии, вполне возможно, бу­дет иметь совершенно новое выражение в ближайшем будущем, ка­кое - покажет время.

Выводы

1 . В 1950-1960-е гг. в Японии окончательно оформилась система представи­тельной демократии. Она имела много общего с демократией на Западе, но обладала рядом специфических черт, главной из которых стало доминирова­ние в политической жизни одной партии - ЛДП.

2. Преобладание одной партии, групповая солидарность, как характерные осо­бенности японских традиций, привели к повсеместному распространению кор­рупции. Это вызвало ряд крупных скандалов в верхах, что поколебало имидж ЛДП, вело к постепенной утрате партией парламентского большинства.

3. Кризис политической системы разразился в Японии летом 1993 г. Он выра­зился в отстранении ЛДП от власти, в распаде большинства старых пар­тий, появлении на политической арене новых партий и групп.

4. Начиная с 1996 г. укрепляются политические позиции ЛДП. Она вновь верну­ла себе парламентское большинство, выдвинула новые лозунги и нанесла по­ражение своим политическим противникам. Но процессы в японском обще­стве, вызвавшие политические перемены, продолжаются, что не исключает любые неожиданности в будущем.

ХРОНОЛОГИЯ

1920 послевоенный экономический кризис в Японии.

1924 начало экономического оживления в Японии.

1924-1925 всеобщее избирательное право и «ответственное правительство».

1944 переход США к активным операциям на Тихом океане.

1945-1947 реформы в Японии американской военной администрации.

1947-1949 экономические реформы администрации США в Японии.

бурного экономического роста.

1972 принятие Программы реконструкции Японских островов.

1974-1975 экономический спад в Японии в результате «нефтяного шока».

1976 начало нового экономического подъема.

1979-1981 воздействие «второго нефтяного шока» на Японию.

1982 возобновление экономического роста.

1987 рост экономики за счет внутреннего рынка.

главе с М. Хосакавой (без участия ЛДП).

партии Японии во главе с Т. Мураямой.

____________________________________________

1. Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы: Научно-методический комплекс / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2011.

2. Джеймс Л. Мак-Клейн. ЯПОНИЯ. От сегуната Токугавы – в XXI век. –

3. История Востока в 6-и томах. Т. 5- 6. – М., 2000-2010.

4. Новейшая история стран Азии и Африки. Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.М.Родригеса в 3-х частях.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. ч. 1-2.

5. История Японии. В 2-х томах./Под ред. А.Е.Жукова.- М.: Институт Востоковедения РАН, 1998.- 703 с.

6. Капитализм на Востоке во второй половине XX в. – М., 1995.

7. Кузнецов Ю.Д. и др. История Японии. – М., 1988.

8. Япония. Справочник. – М., 1992.

Поражение во Второй мировой войне и безоговорочная капитуляция потрясли Японию. Народ, который воспитывался на легендах о непобедимости Японии и божественном происхождении ее императора, принял капитуляцию как национальный позор. Вместе с тем японцы, признав поражение, со свойственной им организованностью и дисциплинированностью подчинились оккупационным властям.

Реформы генерала Макартура

Народ ждал реформ и демократического переустройства общества.

В руках командующего оккупационными войсками США в Японии генерала Макартура оказалась неограниченная власть. В начале октября были начаты демократические преобразования. По предложению генерала Макартура были освобождены политические заключенные, ликвидирована тайная полиция, проведены меры по эмансипации женщин, расширены права профсоюзов, полностью перестроено народное образование.

Макартур Дуглас (1880-1964) - с 1944 г. генерал армии США. Во Вторую мировую войну командующий вооруженными силами США на Дальнем Востоке (1941-1942) и верховный командующий союзными войсками в юго-западной части Тихого океана. С 1945 г. командующий оккупационными войсками в Японии. В 1950-1951 гг. руководил операциями американских и южнокорейских вооруженных сил в Корее.

США стремились создать в Японии современную экономическую систему по своему образцу - применить здесь антитрестовские законы, которые были проведены в США еще в начале XX в. Дзайбацу были распущены (1945-1947). Закрыт 21 банк. Монополисты, милитаристы, а также крупные феодалы-землевладельцы были объявлены врагами народа. Многие военные и политические преступники были арестованы и казнены.

Партии, запятнавшие себя проведением агрессивной политики, были распушены. Образовались новые партии, которые определяли политику государства в послевоенной Японии: прогрессивная, либеральная и социалистическая. Большую часть послевоенного времени у власти была либеральная партия, ставшая с 1955 г. либерально-демократической.

На парламентских выборах 1946 г победу одержала либеральная партия. По инициативе генерала Макартура парламент в 1946 г принял закон об аграрной реформе: правительство выкупало землю у помещиков и продавало ее крестьянам. Земельная реформа повлекла за собой перераспределение земли в пользу крестьян. Основным налогом стал единый денежный налог. Теперь крестьянин мог поступать со своими продуктами по своему усмотрению.

Аграрная реформа совершила революцию в Японии. В сельском хозяйстве началось интенсивное внедрение химических удобрений, гидропоники, использование мини-тракторов и другой техники, приспособленной к малоземелью.

Принятая в 1947 г. конституция провозгласила демократические права и свободы, отказ от войны, запрет на свои вооруженные силы. Вместе с тем император оставался главой нации, символом ее единства.

Военно-политический союз Японии и США

Положение Японии резко изменилось в 1951-1954 гг в связи с подписанием ряда договоров с США. В 1951 г. в Сан-Франциско был подписан «договор о безопасности», которым был оформлен военно-политический союз между двумя странами. Договор предусматривал содержание в Японии американских вооруженных сил, которые должны были обеспечить «суверенитет» Японии. Договор практически увековечил американское военное присутствие в стране и не допускал создания собственных вооруженных сил.

Американо-японский договор 1952 г сохранял за американскими вооруженными силами все военные базы и обязывал Японию выплачивать ежегодно 150 млн долларов на их содержание. Американо-японский договор 1953 г. о дружбе, торговле и мореплавании предоставил возможность гражданам обеих стран и компаниям пользоваться равными правами в коммерческой деятельности на территории друг друга. Американо-японское соглашение 1954 г. о помощи и обеспечении взаимной обороны включало гарантии капиталовложений в экономические мероприятия, открывавшие американский рынок для японской промышленности.

Остров Окинава с населением в 1 млн человек стал постоянной военно-воздушной базой США в бассейне Тихого океана.

Создавая военно-политический союз с Японией, США пытались направить его острие против Советского Союза. Ратифицируя договор 1951 г., американский сенат пытался поставить под сомнение положения Ялтинского договора относительно Японии, где говорилось о передаче Советскому Союзу Курильских островов и Южного Сахалина. С тех пор острова Ха- бомаи, Шикотан, Итуруп и Купашир, входящие в Курильскую гряду, стали постоянным источником противоречий между Советским Союзом и Японией и камнем преткновения на пути нормализации их отношений.

Экономический подъем в 50-70-х годах

Вместе с тем заключение японско-американских договоров 50-х годов стало мощным стимулятором развития японской экономики. Япония получила доступ на американский рынок, где господствуют свои жесткие правила: товары, поставляемые сюда, должны иметь самое высокое качество, быть современными и конкурентоспособными. Японская промышленность добилась признания в настоящее время 20% американского импорта составляют японские товары, и ни одна другая страна не может соперничать с Японией на американском рынке. Ежегодно Япония поставляет на американский рынок товаров на сумму свыше 100 млрд долларов.

В связи с таким широким доступом на американский рынок во второй половине 50-х годов началось массовое переоснащение японской индустрии. За четыре десятилетия в Японии завершилась структурная перестройка производства, произошла научно-техническая революция. Все отрасли промышленности были переоборудованы, внедрены самые передовые в мире технологии и научные достижения.

За 1955-1970 гг. в японскую экономику было внедрено более 15 тыс. патентов и лицензий на новую технику. Сдвиги в размещении трудовых ресурсов вместе с массовым импортом «ноу-хау» составили технологическую базу стремительного рывка японской экономики.

Благодаря отсутствию расходов на военные нужды (всего 1% ВНП) Япония смогла сконцентрировать всю свою производительную мощь на новых технологических и наукоемких отраслях промышленности. Среди них важнейшее место заняла автомобилестроительная промышленность. За 1960-1980 гг производство легковых автомобилей увеличилось в 33 раза. В то же время высокими темпами росло производство в других отраслях машиностроения, радиоэлектронике, производстве ЭВМ, средств автоматизации, оборудования связи.

По производству автомобилей Япония с 1980 г вышла на первое место в мире и обошла США. Япония удерживает прочное первенство в использовании робототехники, бытовой техники и оптики, ЭВМ и цветных телевизоров, видеотехники и радиоприемников, магнитофонов и кондиционеров. Особенно быстро росло производство станков с числовым программным управлением и автоматизированных систем, а также ро- ботов-манипуляторов. Значительную роль в приспособлении японской экономики к современным условиям сыграло государственное регулирование. Его стратегическим направлением стало свертывание, модернизация нерентабельных отраслей и отбор наиболее жизнеспособных предприятий. Государство также осуществляло меры по поощрению слияния предприятий, укрупнения наиболее крупных и рентабельных предприятий.

Бурный рост промышленного производства сопровождался усилением позиций монополий, которые к концу 60-х годов вновь возродились. Дзайбацу вновь стали всесильными хозяевами Японии. Лидировали прежние «зрелые» группы, так называемая «большая тройка» - Мицуи, Мицубиси, Сумитомо. Япония стала ведущей державой и входит в семерку самых богатых государств мира.

Дзайбацу (с япон. - финансовая группа) - название, употребляемое для обозначения промышленных и финансовых монополий в Японии.

Решающую роль в столь стремительном подъеме японской экономики сыграл японский народ. Его трудолюбие, терпение, выносливость, дисциплинированность составили основу «японского чуда».

Формирование «корпорации нации»

В Японии сформировалась так называемая «корпорации нации», которая объединяет всех японцев, рабочих и предпринимателей в хозяйственную и культурную семью с целью повышения уровня производства и престижа Японии на мировом рынке.

По этой системе служащий и компания подписывают контракт, по которому фирма обязуется обеспечить работу на все время, пока служащий работоспособен, а взамен он обязуется быть дисциплинированным, покорным и переносить все тяготь!. Это является японской моделью гармонии и стабильности общественного строя.

В японском способе производства важную, если не решающую роль играют мелкие и средние предприятия. Малые предприятия имеют низкую производительность труда. Несмотря на большое число рабочих (7,5 млн человек), они производят всего 51% ВНП страны. Оплата этих рабочих является низкой. Обычно они получают лишь половину того, что получают рабочие крупных предприятий.

Экономический и политический кризис в 90-х годах

Вот уже три десятилетия каждой весной японские рабочие под руководством Генерального совета профсоюзов Японии (Сохе) проводят «весеннее наступление» за повышение жизненного уровня, улучшение условий труда и быта. Японские монополии вынуждены идти на уступки и ежегодно повышать зарплату, что заметно приблизило ее к европейскому и американскому уровню.

С 1990 г в экономике страны начали проявляться признаки застоя. С 1990 по 1994 г годовой прирост промышленного производства снизился с 5 до 1%. С 1990 г. на токийской бирже началась паника, акции компаний начали падать. Во всем мире доверие к японской экономике упало. Спад вызвал беспрецедентную волну увольнений и вынужденных отпусков.

Эти события были отражением ситуации в мировой экономике за последние 20 лет. В течение длительного времени динамизм японской экономики поддерживался, главным образом, за счет постоянного превышения экспорта над импортом.

До 1980 г Япония во внешней торговле имела пассивный баланс, т.е. вывозила меньше, чем ввозила. Только в 1981 г она добилась активного баланса, а уже после 1985 г активный баланс рос довольно быстро и вскоре стал главным источником обогащения японских монополий.

В последнее время проступают явные признаки кризиса в японской экономике. С 1983 по 1994 г. обанкротилось свыше 100 тыс. фирм, т.е. около четверти промышленных предприятий. В 1999 г. на грани краха оказалась банковская система. Для ее спасения часть банков была передана в государственную собственность с предварительным признанием их банкротами. Другая часть банков вынуждена была объединиться и создать гигантские корпоративные группы (кейрецу), которые напоминали довоенные дзайбацу Первой из них стала группа Мицубиси.

Экономический кризис вызвал кризис политический. С 1955 г. Либерально-демократическая партия Японии (ЛДПЯ) доминировала в политической жизни. Все правительства состояли главным образом из членов этой партии или же, как это было в 1993-1997 гг., ее лидеры возглавляли коалиционные правительства.

Такая абсолютная власть привела к бесконтрольности и вседозволенности в партии, она же привела к разложению ее руководства, обычным явлением для которого стали коррупция и взяточничество, казнокрадство и мошенничество.

Первый самый громкий скандал разразился в 1989 г в связи с подкупом крупной компанией лидеров ЛДПЯ. Серия подобных скандалов потрясала страну на протяжении 90-х годов. 25 июня 2000 г. в стране были проведены новые выборы. ЛДПЯ потеряла большинство в парламенте, но сумела сформировать правительство в коалиции с двумя другими партиями. Лидер партии Мори стал премьер-министром.

Однако вскоре Мори, замешанный в финансовом скандале, вынужден был подать в отставку В апреле 2001 г. лидером либерально-демократической партии и премьер-министром Японии стал популярный в стране политический деятель Юничиро Коизуми (род. 1942 г.).

Это был одиннадцатый премьер-министр в Японии за 13 лет Частая смена правительства отражала политическую нестабильность и экономический спад. Экономические реформы, которые обещал провести Ю. Коизуми, провалились. Экономический рост составляет не более 1% в год - самый низкий показатель в мире. В январе 2004 г. в нарушение конституции Япония послала в Ирак на помощь коалиционным силам свой воинский контингент.

Поражение во Второй мировой войне и его последствия
командующий оккупационными войсками генерал Макартур
демократические преобразования: освобождение политических заключенных, эмансипация женщин, ликвидация тайной полиции, роспуск дзайбацу, наказание военных преступников
1946 г. - аграрная реформа - выкуп земли у помещиков правительством и продажа ее крестьянам; введение единого денежного налога
1947 г. - конституция Японии - провозглашение прав и свобод, отказ от войны, запрет на собственные вооруженные силы; император - глава нации
1951 г. - договор с США о безопасности - оформление военно-политического союза; остров Окинава - военно-воздушная база США
с 1951 г. - выдвижение территориальных требований к СССР о возврате Курильских островов (о-ва Хабо-маи, Шикотан, Кунашир, Итуруп)
50-70-е годы - массовая модернизация промышленности, внедрение новейших технологий
Япония - одна из семи ведущих стран мира
1990-е годы - экономический спад, политический кризис, зависимость от экономики США
2001 г. - премьер-министр Юничиро Коизуми
2004 г. - направление воинского контингента в помощь коалиционным силам в Ираке

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Япония в 50-90-х годах: Послевоенное Возрождение Обновлено: Январь 25, 2017 Автором: admin

После окончания военных действий на Дальнем Востоке Япония была оккупирована войсками США, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть перешла в руки оккупационной армии. В первые годы США были вынуждены придерживаться принципов Потсдамской декларации (июль 1945 г.), стремились не допустить возрождения угрозы своим интересам на Тихом океане. Одной из первоочередных задач считали ослабление своего конкурента, установление не только военного и политического, но и экономического контроля. Смысл преобразований сводился к радикальной перестройке всей структуры Японии. Была осуществлена серия демократических реформ, включая возрождение партий, созыв парламента (апрель 1946 г.) и принятие новой конституции (май 1947 г.), оставлявшей за императором весьма ограниченные права. Статья 9 отсекала возможность возрождения японского милитаризма в будущем: Япония отказывалась от войны как средства решения международных споров. Запрещены фашистские организации, осуждены военные преступники, проведена чистка госаппарата, полиции. Пересмотрена система образования. Особые меры предусматривали ограничение возможностей крупнейших монополий (дзайбацу). В 1946 – 1949 г. была проведена радикальная аграрная реформа. В результате перераспределения земли в пользу зажиточного крестьянства ускорилось развитие капитализма. Эта серия реформ вместе с реализацией «линии Доджа» (план стабилизации японской экономики) оказалась мощным импульсом для быстрого возрождения побежденной Японии, которая смогла решительно воспользоваться всем тем, что может предоставить для развития демократизация.
В связи с переориентацией американского курса на Дальнем Boстоке целью политики США становится превращение Японии в основной плацдарм в регионе. После 1947 г. начался так называемый обратный курс: была развернута антикоммунистическая пропаганда, усилилось наступление на рабочее и демократическое движение, восстанавливались монокапиталистический капитал и военная мощь Японии, она использовалась как база американской агрессии против Кореи.
Встал вопрос о статусе послевоенной Японии. Проект Санфранцисского мирного договора (сентябрь 1951г.) был подготовлен США и Англией без учета советских предложений и принципов Потсдамской декларации (демилитаризация и демократизация Японии). СССР, Польша и Чехословакия отказались его подписать. Договор предусматривал признание Японией независимости Кореи, отказ от прав на острова Тайвань, Пэнхуледао и Курильские, на южную часть Сахалина. Однако умалчивался вопрос о возвращении их СССР КНР, что создало ряд внешнеполитических проблем в 90-е годы. Ряд других соглашений и договоров с США, в том числе «договор безопасности», предоставили США право размещать в Японии свои военные базы и войска (о. Окинава). Они юридически закрепили военно-политический союз с США, неравноправное положение в нем Японии и привязанность к их агрессивной политике. Этим завершался оккупационный период, хотя американские войска остались. Реакция японцев была неоднозначной. Страну охватили массовые протесты.
Американские военные заказы и политика займов и кредитов позволили форсировать развитие экономики. В условиях войны в Корее (1950 – 1953 г.) поступления от «спецзаказов» достигли 2,5 млрд. долларов. В 1951г. по всем областям промышленности достигнут довоенный уровень, в1957 г. страна вышла на первое место по судостроению, к 60-м годам ежегодный прирост промышленности составил около 20%. Сохранение сильной эксплуатации трудящихся вызвало с 1954 г. новую форму борьбы – весенние и осенние выступления рабочего класса.
В 50-е годы внешняя политика Японии была довольно ограниченной. Основной упор делался на развитие внешнеэкономических связей. Нарушены традиционные связи с СССР, КНР и КНДР, резко вырос удельный вес в торговле США. Без энтузиазма была встречена в Юго-Западной Азии «экономическая дипломатия» Японии. Важным фактором политической жизни стали отношения с СССР. Восстановление их в октябре 1956 г. и подписание декларации о прекращении состояния войны позволили Японии вступить в ООН и создало благоприятные условия для развития многосторонних торгово-экономических связей. Основой своей внешней политики Япония продолжала считать союз с США, это было закреплено новым «договором безопасности» 1960 г. В 1970 г. он был продлен, и сфера его действия была расширена за пределы Японии.
К началу 70-х годов Япония стала одной из первых промышленных держав мира. В 1970 г. BНП превысил уровень 1960 г. в 4,5 раза. Она вышла на первое место в мире по производству оптики, на второе – по производству электроники, синтволокна, автомашин, бытовых электроприборов, на третье – по выплавке стали. Несмотря на кризисные явления 1957, 1965 г., период 1957–1973 г. характеризовался значительным ростом производства. Он был следствием совокупности причин: серия послевоенных реформ: быстрое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка в результате аграрной реформы; сохранение низкой заработной платы; военные заказы 50–60-х годов; небольшая доля военных расходов (1% от валового национального дохода); многоотраслевая структура концернов; высокая роль государственного регулирования экономики; низкий уровень зарплаты при высокой производительности труда; трудолюбие работников всех категорий. Особую роль сыграло использование НТР. Япония не только импортировала новейшую технику, но и широко закупала патенты и лицензии на технологии, экономя тем самым время и средства на научнотехнических исследованиях. В итоге Япония создала второй в мире по масштабам экономический потенциал. С 1961г. уже проявились японо-американские экономические противоречия. Началась борьба за ограничение наплыва японских товаров на американский рынок и за создание более благоприятных условий для американского экспорта в Японию.
Для японской модели развития характерно полное господство свободного рынка с конкуренцией частных собственников. Оно напоминает чуткий барометр, моментально реагирующий на экономические затруднения и принимающий почти автоматически меры, необходимые для регулирования рынка. Не будучи втянутым в экономику через госкапиталистические предприятия, оно все время держит руку на рычаге хозяйственного регулирования. Государство перестало быть традиционновосточным и стало государством еврокапиталистического типа, как в Западной Европе или США. Но при этом Япония не потеряла своего лица, осталась страной Востока, причем в этом ее сила и даже преимущество перед Европой (дисциплина труда и отсутствие забастовок при достаточно гармоничном сотрудничестве труда и капитала).
Политическая система Японии основана на многопартийной парламентарной демократии с сохранением императора в качестве главы государства. Укрепление сплоченности левых партий, активизация рабочего движения, нарастание борьбы против атомного оружия и американских военных баз подтолкнули буржуазные партии к объединению. В 1955 г. была создана Либерально-демократическая партия (ЛДП), представлявшая интересы монополистического капитала, хотя использовала лозунги создания «государства всеобщего благосостояния». То есть консервативный лагерь и промышленно-финансовые круги объединились, отказались от западной модели соперничества нескольких буржуазных партий. Тем самым произошло четкое политическое размежевание. Сложившееся соотношение сил предопределяло политическую жизнь до начала 90-х годов. Его главными особенностями были: наличие постоянного большинства в руках ЛДП и обладание оппозиционными (левее центра) партиями более чем 1/3 депутатских мест в парламенте. Это мешало ЛДП пересмотреть конституцию и изменить политический строй. В 60-е годы усилилось влияние на рабочих мелкобуржуазных тенденций. В 1964 г. выдвинулась партия Комэйто с политикой «справедливого общества», рассчитанной на мелкобуржуазные слои города. Это завершило складывание многопартийной системы.
«Нефтяной шок» 1973 г. ускорил наступление экономического кризиса 1974–1975 г. Он был порожден обострением противоречий в результате однобокого быстрого роста экономики и проявился в неравномерности развития отраслей. Япония начала крутую перестройку структуры своей экономики: обеспечение приоритета наукоемких производств и сокращение энерго-и материалоемких, реконструкция отраслей, переживавших кризис из-за усиления иностранной конкуренции. Особенно большие масштабы перестройка приняла в начале 80-х годов, когда возникали отрасли, порожденные прогрессом науки, техники и технологии. Результаты ее позволили Японии с наименьшими потерями преодолеть серьезный спад производства во второй половине 80-х годов. Была сконструирована новая модель управления персоналом, основанная на традиционных факторах сплочения японского общества: семья – клан, групповая психология, жесткая регламентированность межличностных отношений.
В конце 80-х годов стали проявляться первые признаки кризиса в экономике. Это связано с тем, что в качественно новой экономике перестали играть положительную роль прежние факторы роста. С конца 1991г. небывало затяжная депрессия, уже в 1992 г. рост ВНП Японии застопорился, в1993 г. составлял 0,1% от 1992 г. С 1994 г. экономическая депрессия переросла в кризис. Весной 1995 г. безработица составила 3,2% (самая большая с 1953 г.). Структурный кризис 90-х годов обнаружил серьезные проблемы в обществе: отставание Японии в социальной инфраструктуре, снижение конкуренции товаров на мировом рынке, рост доли пенсионеров в обществе, резкое повышение цен на недвижимость, кризис финансовой системы, значительная зависимость от американской технологии, низкая компьютеризация жизни, отсутствие прорывов в ведущих отраслях (авиастроение, освоение космоса) и др. Анахронизмами выглядят закрытость экономики, протекционизм, ориентированность на консенсус, зарегулированность личной и общественной деятельности. С 1998 г. реализуется комплексный план развития страны до 2010–2015 г. Он нацелен на повышение роли и значения страны не только в мировой экономике, но и в мировой политике.
В ХХI веке Япония остается одним из главных центров силы современного мира. Она занимает первое место по запасам золота и валюты. Доход на душу населения превысил 18 тыс. долл. в год. Япония выпускает более 90% мирового производства видеоаппаратуры, обладает 2/3 всех роботов капиталистического мира. Крупные достижения отражаются на высоком образовательном уровне: к середине 80-х годов 93% японцев имели полное среднее образование, 40% молодежи до 25 лет – высшее.
Япония является крупнейшим кредитором мира. Покорение американского рынка в основном завершено, несмотря на периодическое обострение торговых отношений, и Япония обратила внимание на рынок ЕС и бывших социалистических государств Восточной Европы. Постепенно осуществляется переход от индустриального общества к информационному, в котором основными ценностями становятся знания.
В политической жизни в начале 70-х годов правящая ЛДП поощряла милитаристские тенденции, росли военные расходы. Престиж правительства подрывали факты прямого вмешательства крупного капитала в избирательную кампанию (дело «Локхид
»). В 1978 г. возникла ситуация близкого равенства сил между правящей партией и коалицией.
В 80–90-е годы продолжалось расширение многопартийной системы, обострилась борьба за избирателей и массовость партии (ЛДП насчитывала 1,5 млн. членов, в1983 г. возникло 12 мини-партий). ЛДП выдвинула концепцию «частичной коалиции» с целью привлечения центристской оппозиции, все чаще вынуждена была блокироваться с консерваторами. СПЯ и центристы встали на путь подготовки коалиционного правительства, выдвинули проект политической реформы (начало 90-х годов). В начале 90-х годов японское общество было готово к появлению «третьей силы». В 1993 г. наступил конец монополии ЛДП и к власти пришло коалиционное правительство. КПЯ фактически изолирована, СПЯ являлась участником коалиционных правительств с 1993 г., в1995 г. самораспустилась. С 1996 г. возвращается к активной политической жизни и входит во все последующие кабинеты. Во второй половине 90-х годов идет перегруппировка политических сил. Однако несмотря на появление нескольких новых партий, так и не возникла двухпартийная система, обеспечено принципиальное партийное соперничество. Наряду с укреплением коалиционного характера власти налицо новый политический феномен – формирование японской «средней политики», что может гарантировать стране устойчивость.
В целом в 90-е годы идет усиление неоконсервативных настроений, повышается общественный интерес к религии. Из-за бурных социально-экономических процессов сложился приоритет интересов собственников. В 80–90-е годы идет эволюция рабочего и профсоюзного движений на пути к социально-
экономическому компромиссу. Налицо тенденция снижения численности профсоюзов (в1990 г. – 25,2% наемных работников), сокращение числа трудовых конфликтов.
Внешняя политика в 60-е годы характеризовалась укреплением отношений с США. Однако под влиянием потребностей экономики проявляла интерес и к развитию связей с различными странами. В 1967 г. впервые заключено пятилетнее соглашение о товарообороте с СССР. В 70-е годы главными задачами было восстановить пошатнувшийся престиж Японии и расширить зарубежные рынки для японских товаров. Это привело к вспышке антияпонских настроений и обвинений в торговой экспансии. Продолжался курс «многосторонней дипломатии»: укрепление союзнических отношений с США, сдержанность в отношении с СССР, всемерное развитие связей со странами-членами АСЕАН («доктрина Фукуда»), Ближнего и Среднего Востока, сближение с КНР.
На рубеже 70 – 80-х годов утвердился курс на активное участие в международных делах. Новым стало вовлечение Японии в военно-морские маневры США. Правительство стало активно подчеркивать принадлежность страны к «западному лагерю» и АТР, необходимость отдавать приоритет «западной солидарности», намерение превратить Японию в «непотопляемый авианосец». Это резко изменило отношения между СССР и Японией: ограничены политические контакты и введены экономические «санкции». Активизировались территориальные притязания к СССР, которые стали увязываться с обоюдной торговлей. В середине 70-х годов, опираясь на возросшую экономическую мощь, правительство выдвинуло лозунг: «подведение итогов послевоенной политики». Он был нацелен на превращение Японии в военную державу. Под давлением массового движения ЛДП не удалось отменить предел военных расходов – 1% ВНП. В отношениях с СССР начался поворот к «развитию диалога», но в 1987 г. был прерван.
В 90-е годы Япония уделяет внимание обеспечению безопасности в АТР, энергично осваивает азиатские рынки (прорабатывает варианты организации «азиатской зоны свободной торговли, большое внимание уделяет Китаю и АТР), ищет «новый путь» и новую роль в мире, стала членом СБ ООН, приступила к урегулированию вопроса о более чем 20-ти военных базах США на ее территории. В отношениях с СССР и Россией отмечались периоды подъема и спада, в отличие от политикодипломатических и военных, экономические отношения развиваются с большим напряжением. Отмечается увязывание их с решением территориального вопроса. Япония требует возвращения ей островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной гряды Хабомаи, которые, по ее мнению, были незаконно отторгнуты в 1945 г. Эта проблема до сих пор является главным препятствием для подписания мирного договора между Японией и Россией.

Когда война закончилась, страна лежала в руинах. Мишенями для американских бомбардировщиков служили 90 городов, 20 из которых были разрушены более чем наполовину. Хиросима и Нагасаки были буквально стерты с лица земли. В результате авиационных налетов были убиты или ранены примерно 8 млн. человек и уничтожены 2,5 млн. жилищ.

Американское присутствие в стране началось с принятия широкомасштабной программы преобразований в социальной и политической областях. Среди важнейших мер были аграрная реформа, приведшая к созданию многочисленного слоя землевладельцев, принятие трудового законодательства, разрешившего деятельность профсоюзов, и роспуск гигантских промышленных и финансовых корпораций дзайбацу, которые контролировали довоенную экономику.

Японцы приступили к выполнению задачи экономической реконструкции, получая помощь от США в виде технологий, капиталовложений, продовольствия и сырья. По мере экономического роста для Японии все более важным становился доступ к внешним рынкам. К концу 1950-х годов были подготовлены условия для экономического рывка. Стратегической целью было не создание новых отраслей промышленности, а развитие уже существующих перспективных отраслей. Для этого копировались современные технологии или покупались лицензии.

В области внутренней политики управление страной взяли на себя довоенные консервативные партии под руководством бывшего дипломата Сигэру Ёсиды. Когда новые радикальные профсоюзы стали оказывать давление на руководство компаний и пригрозили проведением всеобщей забастовки 1 февраля 1947, вмешался Д.Макартур, приказавший Ёсиде провести в апреле 1947 всеобщие выборы. Социалистическая партия Японии считалась тогда ведущей, но сумела завоевать меньше трети мест в парламенте. Лидер социалистов Катаяма Тэцу сформировал коалиционный кабинет совместно с правоцентристской Демократической партией. Коалиционное правительство пало в начале 1948, когда ему отказало в поддержке правое крыло демократов. Новый блок под руководством лидера Демократической партии Хитоси Асиды распался в конце 1948, после ставших известными фактов подкупа Асиды и других правительственных чиновников. На проведенных после этого выборах убедительную победу одержала Либеральная партия Ёсиды.

Последовавшее слияние либералов с демократами, в результате которого в 1955 была создана Либерально-демократическая партия, привело к установлению монополии консерваторов на власть, которая просуществовала до 1993. Ослабление влияния социалистов явилось отражением изменений в американской политике на Востоке. Первоначально администрация США стремилась создать демилитаризованную Японию. Однако из-за ухудшения советско-американских отношений после 1945, китайской революции 1949 и начала Корейской войны в 1950 они увидели в Японии союзника, который способен помочь США отстаивать свои интересы в западной части Тихого океана.

В 1951 в Сан-Франциско был подписан мирный договор, формально прекративший состояние войны между США и Японией. Нерешенными остались проблемы, связанные с оккупацией Соединенными Штатами островов Бонин и Окинава, японский суверенитет над которыми был восстановлен соответственно в 1968 и 1972. В 1952 был заключен отдельный договор о взаимной безопасности, согласно которому США брали на себя обязательство защищать Японию в случае нападения в обмен на использование американцами военных баз на ее территории.

В 1960 премьер-министр Икэда Хаято обнародовал планы троекратного увеличения национального дохода к концу десятилетия. Встреченная с изрядной долей скептицизма, эта цель все же была достигнута. Другим успехом десятилетия стало проведение Олимпийских игр 1964, способствовавшее строительству сверхскоростной железной дороги между Токио и Осакой и сети первоклассных автомагистралей.

1970-е годы оказались более сложным десятилетием. Стоимость бензина, электроэнергии, пластмасс и многих других продуктов поднялась настолько, что в 1974 в первый (и единственный) раз в послевоенный период национальный доход не увеличился, а уменьшился. Был принят ряд энергосберегающих мер, благодаря которым компании удержали цены и сохранили жизненно важные экспортные рынки. В второй половине 1970-х годов национальный доход увеличивался ежегодно в среднем на 5%.

В 1974 страну потряс политический скандал, связанный с деятельностью американской авиастроительной фирмы "Локхид". Премьер-министр Какуэй Танака получил от этой компании крупную взятку в связи с закупкой самолетов авиакомпанией "Ол ниппон эруэйз". После ареста Танака формально вышел из ЛДП, но сохранил свое место в палате представителей и продолжал руководить крупнейшей фракцией в партии. Скандал вокруг "Локхид" обусловил уменьшение числа избирателей, поддерживавших ЛДП на выборах в органы власти в 1970-е годы.

Важным политическим шагом стало установление дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой в 1972, а затем и подписание договора о мире и дружбе в 1978.

В 1980-е годы экономика Японии продолжала расти быстрыми темпами, хотя и медленнее, чем в 1970-е годы. В значительной мере этот процесс был обусловлен дальнейшим расширением экспорта, особенно в США, в объемах, существенно превосходивших прирост японского импорта. Приток денег из-за рубежа, явившийся результатом внешнеторговых операций, обеспечивал банкам Японии твердое положение в международных финансовых сферах и позволял японским инвесторам активно приобретать собственность за границей. В атмосфере "легких" денег корпорации давали огромные средства ведущим функционерам правящей ЛДП, часто устраивая выгодные сделки с ценными бумагами.

Один такой эпизод в 1984-1986 вызвал публичный скандал, в который были вовлечены лидеры всех крупных фракций ЛДП, включая как действовавшего премьер-министра Нобору Такэсита, так и его предшественника Ясухиро Накасонэ. Общественное негодование по этому поводу, связанное с подкупом должностных лиц, вынудило Такэсита уйти в 1989 в отставку, и его сменил Сасукэ Уно, лояльный представитель фракции Накасонэ. ЛДП при Такэсита успела ввести общегосударственный потребительский налог, против которого решительно выступали оппозиционные политические силы, в том числе крупнейшая женская организация страны "Союз домохозяек" и Социалистическая партия во главе с Такако Дои. В результате на токийских муниципальных выборах в начале июля ЛДП потерпела поражение, а на промежуточных выборах в сенат в конце июля 1989 социалисты получили преимущество над ЛДП. В итоге Уно пришлось уйти в отставку, и его сменил Тосики Кайфу.

В 1991 Кайфу оставил свой пост из-за проблем, связанных с реформой избирательной системы. Несмотря на отставку с должности министра финансов в 1988, премьер-министром стал Киити Миядзава. Скандалы, из-за которых Син Канэмару сошел с политической сцены, привели к падению правительства Миядзавы и крупной неудаче ЛДП. Когда Канэмару был оштрафован на небольшую сумму за получение 4 млн. долл. в качестве незаконного пожертвования от транспортной компании, контролировавшейся якудзой (организованными преступными кругами), негодование общественности вынудило его в октябре 1992 отказаться от депутатского мандата. На всеобщих выборах в июле 1993, проведенных по инициативе Миядзавы, ЛДП потерпела поражение. Семь оппозиционных партий образовали альянс, покончивший с 38-летней монополией ЛДП на власть. В августе 1993 основатель Новой партии Японии Морихиро Хосокава возглавил правительство, а Такако Дои была избрана спикером палаты представителей.

Во время своего десятимесячного пребывания на посту премьер-министра Хосокава в январе 1994 добился принятия компромиссного законопроекта, предусматривавшего ограничения на финансирование корпорациями отдельных кандидатов, и заменил многомандатные избирательные округа нижней палаты одномандатными с пропорциональным представительством. Дезертирство нескольких членов его команды и жесткая оппозиция вынудили Хосокава подать в отставку в апреле 1994. Премьер-министром стал бывший министр иностранных дел Цутому Хата. Правительство Хаты находилось у власти два месяца. В июне 1994 еще один альянс, состоявший из бывших противников - ЛДП и Социал-демократической партии, поддержал кандидатуру лидера социалистов Томиити Мураямы на пост премьер-министра. Осенью того же года специальная сессия законодателей приступила к пересмотру границ избирательных округов.

В начале 1990-х годов Япония находилась на вершине процветания и экономической мощи. Однако ее положение нельзя было назвать прочным. Азиатские соседи, особенно Южная Корея и Тайвань (примеру которых следовали Таиланд и Малайзия), превратились в крупных производителей продукции с низкой себестоимостью, включая телевизоры, персональные компьютеры и автомобили, т.е. тех самых товаров, которые обеспечивали успех японскому экспорту с 1970-х до середины 1980-х годов. Чтобы адаптироваться к новым условиям, японская промышленность сосредоточила усилия на таких передовых и технически сложных изделиях, как оптические средства связи, биотехнология, телевизоры с высокой четкостью изображения, суперкомпьютеры, чипы с большим объемом памяти, самолеты и космические транспортные средства.

В последнее десятилетие 20 в. в Японии происходила перегруппировка основных политических сил. Процесс распада старых партий и появление новых (как правило, непрочных) объединений и организаций сказывались на стабильности политического положения в стране. После парламентских выборов 1996 ЛДП, получившая большинство депутатских мест, сформировала правительство.

В результате парламентских выборов 2000 большинство голосов снова получила ЛДП. Представителям партии в нижней палате принадлежат 233 места из 480 (в предыдущем парламенте - более половины). Правящая коалиция, состоящая из членов ЛДП, Комэйто и Консервативной (за которую голосовали в основном крестьяне и пенсионеры) партии, имеет 271 место. Главой правительства с 5 апреля 2000 является Иосиро Мори. Оппозиционная Демократическая партия получила 127 мандатов (в предыдущем парламенте 95).

Япония в 1946 – 2005 гг

1. Экономика Японии после второй мировой войны. Реформы второй половины 40-х – первой половины 50-х гг. XX вв.

2. Выдвижение Японии на ведущие позиции в мире.

3. Экономика Японии во второй половине 80-х – 90-х гг.

1. Экономика Японии после второй мировой войны. Реформы второй половины 40-х – первой половины 50-х гг. XX вв.

2 сентября 1945 г. под ударами союзных армий, в том числе и СССР, который объявил воину Японии 9 августа 1945 г., Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Так завершилась вторая мировая война. После окончания военных действий, Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть в стране перешла в руки американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д. Макартур.

Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии, были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в Японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека.

США, как оккупационная держава, придерживалась основных положений Потсдамской декларации. В тоже время руководящие круги США прилагали максимум усилий к тому, чтобы не допустить со стороны Японии возрождения угрозы своим интересам в Тихоокеанском регионе. Кроме того, фактически сразу после второй мировой войны стала формироваться политика противостояния двух мировых общественных систем – социализма и капитализма – в форме «холодной войны». Развернулось национально-освободительное движение, в Китае, Северной Корее и Северном Вьетнаме установились коммунистические режимы.

Эти и другие процессы заставили США проводить политику демилитаризации Японии по американским стандартам. В свою очередь правящие круги Японии, боясь, как бы капитуляция не привела к революции в стране, видели в недавнем враге – США не только своего союзника, но и потенциального помощника. В такой общественно-политической ситуации оккупационные власти провели в жизнь ряд директив по демилитаризации, в том числе и в экономической сфере.

После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14 % довоенного. В стране свирепствовала инфляция: бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота депортации японцев из бывших колоний и раннее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн. человек.

Японские монополии вначале саботировали восстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятия могут быть демонтированы в счет репараций. Заводы в фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т.д. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня.

Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946-1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на о. Хоккайдо - 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1,9 млн. до 3,8 млн. человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9,3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.

Серьезные изменения претерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны – дзайбацу Мицуи, Мицубиси Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступив силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем, 2 % акций прочих компаний.

В 1946 – 1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся имели право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д. I Положение японских трудящихся улучшилось по сравнению с довоенным и военным периодами.

На протяжении 1946 – 1947 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и издана новая японская Конституция, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Она превратила японскую абсолютную монархию в конституционную парламентскую монархию. По новой Конституции статут императора был коренным образом изменен: из почти абсолютного монарха он превратился в “символ единства нации”, и был фактически лишен политической власти. В статье 9 Конституции записано: “Японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права наций, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров”. Зафиксирован также отказ от формирования вооруженных сил. Предусмотрено образование сил самообороны и выделение на их поддержку до 1 % средств от валового внутреннего продукта. Все эти мероприятия, безусловно, сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитии ее экономики.

После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии, которая в советской историографии получила название “обратного курса”. Так, в 1948 г. был принят декрет № 201, который запрещал забастовки государственных служащих. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению “плана экономической стабилизации” Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62 %, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.

Были внесены существенные изменения и в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый “эквивалентный фонд”, который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, ранее поставлявшихся в порядке помощи. Из этого фонда кредитовались крупные японские компании под контролем оккупационных властей. Для сбалансирования торговли были приняты меры по расширению японского экспорта даже тех товаров, которых не хватало в самой Япония. Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 дол. США.

В 1949 г. проведена реформа налоговой системы. В целом налоги, как уже отмечалось, значительно повысились. Однако одновременно произошло их перераспределение - снижены налоги на корпорации путем переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счет увеличения налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста, который, однако, ограничивался низким покупательским спросом, так как заработная плата японского рабочего в первые послевоенные годы была в 5-8 раз меньше заработной платы западноевропейского и американского рабочего. По рекомендации Доджа правительство Японии провело упорядочение административного аппарата и реорганизацию управления предприятиями, сократив в 1949 г. свыше 0,5 млн. чиновников. Ограничивались права профсоюзов при увольнении, свобода их действий на предприятиях.

Война в Корее, начавшаяся в июне 1950 г., сыграла определяющую роль в восстановлении экономики Японии, которая в период военных действий стала как бы тылом американской армии. В результате войны резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, на воинские перевозки и услуги, на продовольствие и др., что обусловило военно-промышленный бум в японской экономике. Поступления от американских военных заказов в 1950 - 1953 гг. достигли 2,5 млрд. дол. Они позволяли Японии покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырьевых ресурсов. Для выполнения американских военных заказов были задействованы послевоенные мощности японской промышленности, которые сохранились после отказа США от конфискации японского промышленного оборудования в счет репараций. Были сняты всяческие ограничения в сфере промышленности и внешней торговли.

В результате в 1949 – 1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более чем в 1,9 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950 – 1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945 – 1949 гг. Однако японская промышленная база была отсталой технически и технологически. Более 70 % станочного парка насчитывало возраст свыше 10 лет, не хватало собственного продовольствия.

Следует иметь в виду, что 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско был заключен мирный договор с Японией, который подписали 48 стран. Только СССР отказался тогда от подписания договора. В связи со вступлением в силу Сан-Франциского договора вся полнота власти в Японии передавалась правительству, хотя в силу ряда других двусторонних договоренностей юридически закреплялось пребывание в стране американских войск.

Таким образом, за оккупационный период Японии американскими войсками 1945 - 1951 гг. японская экономика не только успешно закончила восстановительную фазу, но и смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. В 1951 г. в целом по всем отраслям был достигнут довоенный уровень промышленного производства.

В новых условиях японские ученые-экономисты с чисто японским энтузиазмом и педантичностью приступили к интенсивному знакомству в фундаментальному усвоению достижений экономических теорий Запада. За основу послевоенной экономической модели развития Японии была взята теория Кейнса. При этом японская модификация кейсианской концепции обеспечила стадию интенсивной индустриализации Японии в 50 – 70-е гг. Эта политика была принята на вооружение лидерами правящей многие послевоенные годы либерально-демократической партии. Необходимо особо подчеркнуть, что сразу же после окончания второй мировой войны в Японии разгорелась острая дискуссия о направлениях развития национальной экономики. Особые споры шли между сторонниками «внешнеэкономической ориентации» и их оппонентами, сторонниками «освоения внутреннего рынка». 50 – 60-е гг. стали эпохой триумфа первого направления.

Важнейшими практическими мерами в плане реализации определенных приоритетов стали решения японского правительства 1952 г., благодаря которым были сняты всяческие ограничения на связи между крупными компаниями и их “дочерними” предприятиями. Огромную роль в консолидации капитала сыграли финансово-промышленные объединения, такие как Мицубиси, Сумитомо, Фудзи в др. Однако это новые монополистические группировки не стали простым повторением довоенных дзайбацу. На смену семейной форме правления ими укоренилась новая практика коллективного управления в форме совещаний президентов важнейших компаний, которые входили в состав финансово-промышленных групп.

Для более эффективного использования американской помощи в 1952 г. “эквивалентный фонд” был реорганизован в “Специальный счет для промышленных инвестиций”. Средства с этого счета консолидировались с капиталами Экспортно-импортного банка, Банка развития, Банка долговременного кредита и др. В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.

Основной упор в первой половине 50-х гг. японское правительство сделало на развитие внешнеэкономических связей. В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США.

В 40 – 50-е гг. Япония поставляла в США главным образом продукцию легкой промышленности, в первую очередь текстиль. В этот период споры между этими странами велись вокруг медицинских термометр о, однодолларовых кофточек и лент для пишущих машинок. Чтобы избежать кризиса, в 1953-1954 гг. были заключены договоры о дружбе в мореплавании между Японией я США, соглашение о закупке Японией в США сельскохозяйственного продовольствия, о гарантиях капиталовложений и др.

Еще до окончания войны в Корее, в марте 1952 г., был принят закон о содействии рационализации предприятий, по которому оказывалась государственная помощь, предоставлялись и финансовые льготы предприятия м, осуществляющим конверсию в модернизацию производства, обновление оборудования. Государственные средства также выделялись на развитие инфраструктуры - дорог, портов т.д.

Таким образом, получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, который обеспечил ей высокие темпы экономического роста во второй половине 50-х гг. Несмотря на то, что с 1945 по 1955 г. в Японии сменилось шесть кабинетов министров, страна избежала каких-либо серьезных, радикальных общественных катаклизмов.