Где и когда проходили последние олимпийские игры. Олимпийские игры. История проведения Олимпийских игр

Первые Олимпийские игры современности проходили в греческом городе Афины в период с 6 по 15 апреля 1896 года.

Решение о проведении Первых Олимпийских игр

23 июня 1894 год, город Париж, университет Сорбонна - проведен 1 конгресс Международного олимпийского комитета (МОК). инициировал мероприятие с целью объявить о проекте возрождения Древнегреческих Олимпийских игр. По предложению литератора и переводчика Деметриуса Викеласа (который впоследствии стал Первым президентом МОК) было принято решение о проведении новых Олимпийских Игр в городе Афины (Греция). По замыслу организаторов Олимпиады, такое решение свидетельствовало бы о преемственности Олимпийских игр современности традиций Древней Греции и, к тому же, в городе был единственный большой стадион на всю Европу. К сожалению, от идеи провести Игры в г. Олимпии пришлось отказаться в связи с огромными затратами на реконструкцию стадиона.

Церемония открытия Первых Олимпийских игр

В пасхальный понедельник христианства (католицизма, православия и протестантизма) и, к тому же, в День независимости Греции, 6 апреля 1896 года состоялась церемония открытия Первых летних Олимпийских игр современности. В день торжественного начала состязаний на стадионе в Афинах присутствовало больше 80 тыс. зрителей. Церемонию посетила и королевская семья Греции. Король Георг I с трибуны торжественно объявил Первые международные Олимпийские игры в городе Афины открытыми.

С этого дня зародились первые олимпийские традиции: глава государства, где проходят соревнования, открывает Игры, на церемонии игр звучит Олимпийский гимн. Правда, таких традиции Олимпиады, как церемония зажжения огня, парад стран-участниц, произнесение клятвы еще не были установлены.

Участники Первых Олимпийских игр

В первых олимпийских соревнованиях приняли участие более двухсот сорока спортсменов-мужчин. Было разыграно сорок три комплекта олимпийских медалей в таких олимпийских видах спорта: борьба, лёгкая атлетика, велоспорт, плавание, стрельба, спортивная гимнастика, теннис, фехтование, тяжёлая атлетика.

По данным МОК, в Первой Олимпиаде современности участвовали представители четырнадцати стран, своих спортсменов делегировали: Австралия, Болгария, Австрия, Великобритания, Германия, Венгрия, Греция, Кипр, Египет, Измир, Италия, Дания, США, Чили, Франция, Швеция и Швейцария.

В незапамятные времена организовал Геракл в 1210-е годы. Они проводились один раз в пять лет, но потом по неизвестным причинам эта традиция прервалась и была возрождена при царе Ифите.

Первые Олимпийские игры в Греции не нумеровались, их называли исключительно по имени победителя, причем в единственном тогда виде состязаний - беге на определенную дистанцию.

Античные авторы на основании материалов начали отсчёт соревнований с 776 года до н. э., именно с этого года Олимпийские игры стали известны по имени атлета, победившего на них. Однако существует мнение, что им просто не удалось установить имена более ранних победителей, и поэтому само проведение не могло в те времена считаться состоявшимся и достоверным фактом.

Первые Олимпийские игры проходили в Олимпии - городке, расположенном в Южной Греции. Участники и десятки тысяч зрителей из многих полисов Эллады добирались к месту морем или по суше.

В состязаниях в ловкости и силе участвовали бегуны, а также борцы, метатели дисков или копий, прыгуны, кулачные бойцы. Игры проводились в самый жаркий месяц лета, а на это время под запрещались войны между полисами.

Глашатаи в течение всего года разносили по городам всей Греции весть об объявлении священного мира и о том, что дороги, ведущие в Олимпию, безопасны.

В соревнованиях имели право участвовать все греки: и бедные, и знатные, и богатые, и незнатные. Только лишь женщинам не разрешалось присутствовать на них, даже в роли зрительниц.

Первые как и последующие, в Греции были посвящены великому Зевсу, это был исключительно мужской праздник. Согласно легенде, одна очень смелая гречанка в мужской одежде тайно проникла в город Олимпию, чтобы посмотреть на выступление своего сына. И когда он победил, мать, не сдержавшись, в восторге бросилась к нему. Несчастную женщину по закону должны были казнить, однако из уважения к ее победителю-отпрыску помиловали.

Почти за десять месяцев до начала Олимпийских игр все, кто собирался в них участвовать, обязаны были начать тренировки в своих городах. День за днем в течение десяти месяцев подряд атлеты непрерывно упражнялись, а за месяц до открытия состязаний они прибывали в Южную Грецию и там, недалеко от Олимпии, продолжали подготовку.

Обычно большинство участников игр обычно были зажиточными людьми, ведь бедняки не могли себе позволить тренироваться целый год и не работать.

Первые Олимпийские игры длились лишь пять дней.

На пятый день перед храмом главного бога Зевса устанавливали стол, сделанный из слоновой кости и золота, а на нем ставили награды для победителей - венки из оливы.

Победители подходили один за другим к верховному судье, который на их головы возлагал эти наградные венки. При во всеуслышание объявлял имя атлета и его город. При этом зрители восклицали: «Слава победителю!».

Слава об Олимпийских играх пережила многие века. И сегодня каждый житель планеты знает пять колец, которые означают единство континентов.

Первые Олимпийские игры современности положили начало традиции: произносить клятву. Есть еще и другая прекрасная традиция: зажигать в Греции, как и в древности, олимпийский огонь, а затем нести его эстафетой через страны в руках преданных спорту людей, к месту проведения очередной Олимпиады.

И хотя в результате сильнейшего землетрясения все олимпийские сооружения древности стерты с лица земли, однако в XVIII веке, в результате раскопок в древней Олимпии, были найдены многие атрибуты тогдашних игр.

А уже в конце XIX века бессменный и первый барон де Кубертен, вдохновленный трудами археолога Курциуса, возродил игры, а также написал свод, определяющий правила их проведения - «Олимпийскую Хартию».

“Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.”

Пиндар

Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.
Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество.
Такова Олимпия, колыбель игр. О ее былом величии напоминают ныне отнюдь не безмолвные руины. Свидетельство античных авторов, статуи и изображенния на вазах и монетах воссоздают картину Олимпийских зрелищ.
Возле священной Олимпии вырос впоследствии одноименный городок в окружении апельсиновых и оливковых рощ.
Ныне Олимпия – типичный провинциальный городок, живущий туристами, что стекаются к олимпийским развалинам со всего света. В нем решительно все олимпийское: от названия улиц и отелей до блюд в тавернах и сувениров в бесчисленных лавченках. Достопримечателен же он своими музеями – археологическим и олимпийским.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, расположенный неподалеку, в котловине у холма Кроноса. Зарастали травой беговая дорожка стадиона и окаймлявшие арену откосы холма и насыпей, служившие трибуной для зрителей. Не раздавался стук копыт и грохот влекомых конями колесниц на близлежащем ипподроме. Не было тренирующихся атлетов на окруженной стоями просторной площади гимнасия и в монументальном здании палестры. Не слышались голоса в леонидайоне – гостинице для почетных гостей.
Зато во время Олимпийских игр здесь бурлила жизнь. Десятки тысяч прибывающих атлетов и гостей до отказа заполняли грандиозные по тем временам спортивные сооружения. Их ансамбль по своему составу в основе мало отличался от современных спортивных комплексов. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик. Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достижения атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.
Как известно, древнегреческую историю с некоторой степенью достоверности отображает мифологию. Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Если прислушаться к этой легенде, то его основателем был Геракл из Крита. Примерно в 17 в. до н. э. Он и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.
Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее, который похитил огонь с огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.
Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение “прометеев огонь” означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.
Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.
Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.
Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.
В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго он стал привилегией “избранного” мошенничества, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами.

Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело. Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот... его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса... Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!
У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге.

C наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера Де Кубертена: “Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!”, нашел должный отклик во многих странах.
23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.
По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в столице Греции на Панафинийском стадионе. Энергия Кубертена и энтузиазм греков преодолели многие препятствия и позволили выполнить намеченную программу первых игр современности. С восторгом принимали зрители красочные церемонии открытия и закрытия возрожденного фестиваля спорта, награждение победителей соревнований. Интерес к соревнованиям был так велик, что на мраморных трибунах Панафинийского стадиона, рассчитанных на 70 тысяч мест уместилось 80 тысяч зрителей. Успех возрождения олимпийских игр подтвердили общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.

Легенды, связанные возникновением Олимпийских игр:

* Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, посде того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то бобежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.

Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.
Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку.
Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.
С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гипподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

* Другие легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.
* Но, пожалуй, самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотноного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его.
Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиде, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войск и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.
Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.
* По неоспоримым приметам появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может убречь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту:
"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!"
Ифит без промедления отправляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.
Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.
Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.
* Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр. Было решено проводить Игры регулярно каждые четыре гола "между жатвой и сбором винограда". Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течние пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца.
Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли "олимпиаду" - греческий олимпийский год.

Содержание статьи

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха , Геродота , Пиндара , Лукиана, Павсания , Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы , где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады ).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История ).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры : для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен , Демокрит , Платон , Аристотель , Сократ , Пифагор , Гиппократ . Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

Олимпийские игры (Олимпиады) - крупнейшие современные международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся раз в четыре года. Летние Олимпийские игры проводятся с 1896 года (лишь во время мировых войн эти соревнования не проводились). Зимние Олимпийские игры, учрежденные в 1924 году первоначально проводились в тот же год, что и летние. Но в 1994 году было принято решение сдвинуть время проведения зимних Олимпийских игр на два года относительно времени проведения летних Олимпиад.

Согласно греческим мифам, проведение Олимпиад учредил Геракл после успешного окончания одного из славных деяний-подвигов: очистки Авгиевых конюшен. По другой версии эти соревнования знаменовали успешное возвращение аргонавтов, которые, по настоянию Геракла, поклялись друг другу в вечной дружбе. Для того, чтобы достойно отпраздновать это событие, было избрано место над рекой Алфей, где позднее был воздвигнут храм богу Зевсу. Также существуют легенды, повествующие о том, что Олимпия была основана оракулом по имени Ям или же мифическим героем Пелопсом (сыном Тантала и предком Геракла, царем Элиды), победившим в состязании на колесницах Эномая, царя города Писы.

Современные ученые-археологи считают, что соревнования, подобные олимпийским, проводились в Олимпии (западный Пелопонесс) примерно в IX - X вв. до н.э. А наиболее древний документ, в котором описываются Олимпийские игры, посвященные богу Зевсу, датирован 776 годом до н.э. По мнению историков, причина столь высокой популярности спортивных соревнований в Древней Греции чрезвычайно проста - страна в те времена была разделена на небольшие города-государства, постоянно враждовавшие между собой. В таких условиях, чтобы отстоять свою независимость и одержать победу в сражении, как солдаты, так и свободные граждане вынуждены были посвящать немало времени тренировкам, целью которых было развитие силы, ловкости, выносливости и т.д.

Список олимпийских видов спорта вначале состоял всего из одной дисциплины - бега на короткую дистанцию - 1 стадию (190 метров). Бегуны выстраивались на стартовой линии во весь рост, протягивая правую руку вперед, и ждали сигнала судьи (элланодика). Если же кто-то из атлетов опережал стартовый сигнал (т.е. имел место фальстарт), он подвергался наказанию - судья бил провинившегося спортсмена припасенной для этой цели тяжелой палкой. Несколько позже появились состязания в беге на длинные дистанции - в 7 и 24 стадии, а также беге в полном боевом вооружении и беге за лошадью.

В 708 году до н.э. в программе Олимпийских игр появились метание копья (длина деревянного копья равнялась росту спортсмена) и борьба. Этот вид спорта отличался довольно жестокими правилами (например, были разрешены подножки, захват противника за нос, губу или ухо и т.д.) и был чрезвычайно популярен. Победителем объявляли борца, которому удалось трижды повалить соперника на землю.

В 688 году до н.э. в список олимпийских видов спорта включили кулачный бой, а в 676 году до н.э. добавили состязание на колесницах, запряженных четверкой или парой лошадей (или мулов). Вначале хозяин упряжки сам обязан был управлять животными, позднее для этой цели разрешено было нанимать опытного возницу (независимо от этого венок победителя получал хозяин колесницы).

Несколько позже на Олимпиадах стали проводиться состязания по прыжкам в длину, причем спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнуться обеими ногами и резко выбросить руки вперед (в каждой руке прыгун держал по гире, которые должны были как бы увлечь его за собой). Также в список олимпийских состязаний были включены соревнования музыкантов (арфистов, герольдов и трубачей), поэтов, ораторов, актеров и драматургов. Вначале празднество длилось один день, позже - 5 дней. Однако бывали случаи, когда торжества затягивались на целый месяц.

Чтобы обеспечить безопасность участников Олимпиад, три царя: Клеосфен (из Писы), Ифит (из Элиса) и Ликург (из Спарты) заключили соглашение, согласно которому на время проведения игр прекращались любые военные действия - из города Эллис рассылали гонцов, объявлявших о перемирии (возродить эту традицию уже в наши дни, в 1992 году, пытался МОК, призвавший все народы мира отказаться от военных действий на время проведения Олимпиад. В 1993 году было провозглашено, что перемирие должно соблюдаться "от седьмого дня перед официальным открытием Игр до седьмого дня после официального закрытия Игр". Соответствующая резолюция была утверждена в 2003 году Генеральной Ассамблеей ООН, а в 2005 году вышеупомянутый призыв был включен в "Декларацию Тысячелетия", подписанную лидерами многих стран мира).

Даже когда Греция, потеряв независимость, стала частью Римской империи, Олимпийские игры продолжали существовать, вплоть до 394 года н.э., когда император Феодосий I запретил данный вид состязаний, поскольку считал, что празднество, посвященное языческому богу Зевсу, не может проводиться в империи, официальной религией которой принято христианство.

Возрождение Олимпиад началось около ста лет назад, когда в 1894 году в Париже по инициативе французского педагога и общественного деятеля барона Пьера де Кубертена Международный спортивный конгресс утвердил основы Олимпийской хартии. Именно этот устав является основным конституционным инструментом, формулирующим основополагающие правила и главные ценности олимпизма. Организаторы первой возрожденной Олимпиады, желающие придать соревнованиям "дух античности", испытывали немало трудностей при выборе видов спорта, которые можно было бы считать олимпийскими. Например, футбол после долгих и жарких споров был исключен из списка соревнований I Олимпиады (1896 год, Афины), так как члены МОК утверждали, что эта командная игра резко отличается от античных соревнований - ведь в древности атлеты выступали исключительно в индивидуальных состязаниях.

Порой к олимпийским причисляли довольно экзотические виды состязаний. Например, на II Олимпиаде (1900 г., Париж) проводились соревнования по плаванию под водой и плаванию с препятствиями (спортсмены преодолевали дистанцию в 200 метров, ныряя под стоящие на якоре лодки и огибая погруженные в воду бревна). На VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) состязались в метании копья обеими руками, а также в метании палицы. А на V Олимпиаде (1912 г., Стокгольм) спортсмены соревновались в прыжках в длину, высоту и тройных прыжках с места. Также олимпийским видом спорта долгое время считались состязания по перетягиванию каната и толканию булыжника (который лишь в 1920 году был заменен ядром, применяемым и в наши дни).

Много проблем было и у судей - ведь в каждой стране на тот момент действовал различный регламент соревнований. Поскольку за короткий срок невозможно было составить единые требования для всех участников, спортсменам было разрешено выступать в соответствии с правилами, к которым они привыкли. Например, бегуны на старте могли становиться как угодно (принимая позицию высокого старта, с правой рукой, вытянутой вперед и т.д.). Позицию "низкий старт", общепринятую в наши дни, на первой Олимпиаде принял только один спортсмен - американец Томас Барк.

Современное олимпийское движение имеет девиз - "Citius, Altius, Fortius" ("Быстрее, Выше, Сильнее") и свою эмблему - пять перекрещивающихся колец (этот знак был найден Кубертеном на одном из дельфийских алтарей). Олимпийские кольца являются символом объединения пяти континентов (голубое символизирует Европу, черное - Африку, красное - Америку, желтое - Азию, зеленое - Австралию). Также у Олимпийских игр есть и собственный флаг - белое полотнище с олимпийскими кольцами. Причем цвета колец и флага подобраны так, что хотя бы один из них встречается на национальном флаге любой из стран мира. И эмблема, и флаг были приняты и утверждены МОК по инициативе барона Кубертена в 1913 году.

Барон Пьер Кубертен первым предложил возродить Олимпийские игры. Действительно, благодаря усилиям этого человека Олимпиада стала одним из крупнейших спортивных соревнований в мире. Однако идею возрождения данного вида состязаний и вывода их на мировую арену высказывали несколько ранее еще два человека. Грек Евангелис Запас еще в 1859 году за собственные деньги организовал проведение Олимпиады в Афинах, а англичанин Уильям Пенни Брукс в 1881 году предложил правительству Греции проводить состязания одновременно в Греции и Англии. Он же стал организатором игр под названием "Олимпийская память" в городке Мач Венлок, а в 1887 году - инициатором проведения общенациональных Британских Олимпийских игр. В 1890 году Кубертен посетил игры в Мач Венлоке и высоко оценил идею англичанина. Кубертен понимал, что посредством возрождения Олимпиады можно, во-первых, поднять престиж столицы Франции (именно в Париже, по мнению Кубертена, должна была состояться первая Олимпиада, и только настойчивые протесты представителей других стран привели к тому, что первенство было отдано родине Олимпийских игр - Греции), во-вторых, оздоровить нацию и создать мощную армию.

Девиз Олимпиады придумал Кубертен. Нет, олимпийский девиз, состоящий из трёх латинских слов - "Citius, Altius, Fortius!" был впервые произнесен священником французом Анри Дидоном на церемонии открытия спортивных соревнований в одном из колледжей. Кубертену, присутствовавшему на церемонии, понравились слова - по его мнению, именно эта фраза выражает цель атлетов всего мира. Позднее, по инициативе Кубертена, это высказывание стало девизом Олимпийских игр.

Олимпийский огонь знаменовал начало всех Олимпиад. Действительно, в Древней Греции участники соревнований зажигали огонь на алтарях Олимпии, чтобы воздать почести богам. Честь самолично возжечь огонь на жертвеннике богу Зевсу предоставлялась победителю соревнований по бегу - наиболее древней и почитаемой спортивной дисциплины. Кроме того, во многих городах Эллады проводились состязания бегунов с зажженными факелами - Прометейи, посвященные мифическому герою, богоборцу и защитнику людей Прометею, который похитил огонь с горы Олимп и подарил его людям.

На возрожденных Олимпийских играх огонь впервые был зажжен на IX Олимпиаде (1928 год, Амстердам), причем, как утверждают исследователи, он не был доставлен, согласно традиции, эстафетой из Олимпии. На самом деле эта традиция была возрождена лишь в 1936 году на XI Олимпиаде (Берлин). С тех пор бег факелоносцев, доставляющих огонь, зажженный солнцем в Олимпии, к месту проведения Олимпиады - торжественный пролог игр. Олимпийский огонь преодолевает к месту соревнования тысячи километров, а в 1948 году даже был перевезен через море, чтобы дать начало XIV Олимпиаде, проводившейся в Лондоне.

Олимпиады никогда не становились причиной конфликтов. К сожалению, становились. Дело в том, что святилище Зевса, при котором обычно проводились игры, находилось под контролем города-государства Эллис. По свидетельствам историков, как минимум дважды (в 668 и в 264 гг. до. н.э.) соседний город Писа, используя военную силу, предпринимал попытку захвата святилища, надеясь таким образом получить контроль над проведением Олимпиад. По прошествии некоторого времени из наиболее почитаемых граждан вышеупомянутых городов была сформирована судейская коллегия, которая оценивала выступление спортсменов и решала, кому из них достанется лавровый венок победителя.

В древности в Олимпиадах участвовали только греки. Действительно, в античной Греции только греческие атлеты имели право участвовать в соревнованиях - варварам был воспрещен вход на стадион. Однако это правило было упразднено, когда Греция, утратившая независимость, вошла в состав Римской Империи - к участию в соревнованиях стали допускаться представители разных народностей. Даже императоры снисходили до участия в Олимпиадах. Например, Тиберий был чемпионом в гонках на колесницах, а Нерон победил в состязании музыкантов.

В античных Олимпиадах женщины не участвовали. Действительно, в Древней Греции женщинам не только воспрещалось участвовать в Олимпийских играх - прекрасных леди даже на трибуны не пускали (исключение делалось только для жриц богини плодородия Деметры). Потому иногда особо азартные болельщицы пускались на хитрости. Например, мать одного из атлетов - Калипатерия, - чтобы понаблюдать за выступлением сына, переоделась мужчиной и прекрасно сыграла роль тренера. По другой версии она участвовала в состязании бегунов. Калипатерию опознали и приговорили к смертной казни - отважную спортсменку должны были сбросить с Тифийской скалы. Но, учитывая то, что ее муж был олимпиоником (т.е. победителем Олимпиады), а сыновья - победителями на соревнований юношей, судьи помиловали Калипатерию. Но коллегия судей (элланодиков) обязала атлетов впредь выступать на состязаниях обнаженными, дабы избежать повторения вышеописанного инцидента. При этом следует заметить, что девушки в Древней Греции отнюдь не чуждались занятий спортом, да и соревноваться любили. Потому в Олимпии проводились игры, посвященные Гере (супруге Зевса). В этих состязаниях (на которые, кстати, мужчины не допускались) участвовали исключительно девушки, соревнуясь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин. Также женщины-спортсменки принимали участие в Истмийских, Немейских и Пифийских играх.
Интересно, что в Олимпийских играх, возрожденных в XIX веке, поначалу также состязались исключительно мужчины-спортсмены. Лишь в 1900 году в соревнованиях по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету приняли участие женщины. А в состав МОК представительницы прекрасного пола вошли только в 1981 году.

Олимпиада - лишь возможность продемонстрировать силу и удаль или завуалированный способ выбора и подготовки тренированных бойцов. Изначально Олимпийские игры представляли собой один из способов почитания бога Зевса, часть грандиозного культового празднества, во время которого приносились жертвы Громовержцу - из пяти дней Олимпиады два (первый и последний) посвящались исключительно торжественным шествиям и жертвоприношениям. Однако со временем религиозный аспект отошел на задний план, а политическая и коммерческая составляющая состязаний проявлялись все сильнее и ярче.

В древности Олимпийские игры способствовали мирному сосуществованию народов - ведь на время олимпийского перемирия войны прекращались. Действительно, города-государства, участвовавшие в играх, прекращали военные действия на пятидневный срок (именно столько длилась Олимпиада), чтобы дать возможность спортсменам беспрепятственно добраться до места проведения соревнований - в Элиду. Согласно правилам, участники соревнования и болельщики не имели права вступать в схватку между собой, даже если их государства находились в состоянии войны друг с другом. Однако это вовсе не означает полного прекращения вражды - после окончания Олимпийских игр военные действия возобновлялись. Да и сами дисциплины, избранные для проведения соревнований, больше напоминали подготовку хорошего бойца: метание копья, бег в доспехах и, конечно, чрезвычайно популярный панкратион - уличная драка, ограниченная лишь запретом кусаться и выдавливать глаза сопернику.

Изречение "Главное не победа, а участие" было придумано древними греками. Нет, автором изречения "Самое главное в жизни не победа, а участие. Суть в интересной борьбе" был барон Пьер де Кубертен, который в XIX веке возродил традицию Олимпийских игр. А в Древней Греции победа была основной целью соревнующихся. В те времена даже не присуждались призы за вторые и третьи места, а проигравшие, как свидетельствуют письменные источники, были весьма уязвлены своим поражением и старались как можно скорее скрыться.

В древности соревнования велись честно, лишь в наши дни спортсмены для достижения лучших результатов используют допинг и т.д. К сожалению, это не так. Во все времена спортсмены, стремясь к победе, использовали не совсем честные методы. Например, борцы натирали тело маслом, чтобы легче освобождаться от захвата соперника. Бегуны на длинные дистанции "срезали углы" или подставляли подножку сопернику. Имели место и попытки подкупа судей. Уличенному в мошенничестве атлету приходилось раскошеливаться - на эти деньги изготавливались бронзовые статуи Зевсу, которые устанавливались вдоль дороги, ведущей к стадиону. Например, во II веке до н.э., во время одной из Олимпиад, было установлено 16 статуй, что свидетельствует о том, что даже в древние времена честную игру вели отнюдь не все спортсмены.

В Древней Греции соревновались лишь ради получения лаврового венка и немеркнущей славы. Конечно, восхваления - вещь приятная, да и родной город встречал победителя с радостью - олимпионик, одетый в пурпур и увенчанный лавровым венком, въезжал не через ворота, а через специально приготовленный пролом в городской стене, который тут же заделывался, "дабы олимпийская слава не покидала город". Однако не только лавровый венок и прославления были целью соревнующихся. Само слово "атлет" в переводе с древнегреческого означает "соревнующийся ради призов". И награды, которые получал победитель в те времена, были немалые. Кроме скульптуры, устанавливаемой в честь победителя либо в Олимпии у святилища Зевса, либо на родине спортсмена, а то и обожествления, атлету полагалась немалая по тем временам сумма - 500 драхм. Кроме того, он получал целый ряд политических и экономических привилегий (например, освобождение от всех видов повинностей) и до конца своих дней имел право ежедневно бесплатно отобедать в городском управлении.

Решение об окончании поединка борцов принимали судьи. Это не так. Как в борьбе, так и в кулачном бою сам боец, принявший решение сдаться, поднимал правую руку с оттопыренным вверх большим пальцем - этот жест служил сигналом окончания схватки.

Лавровыми венками венчали атлетов, победивших в состязаниях. Это действительно так - именно лавровый венок был в Древней Греции символом победы. А венчали им не только спортсменов, но и лошадей, обеспечивших своему хозяину победу в состязании колесниц.

Жители Элиды были наилучшими спортсменами в Греции. К сожалению, это не так. Не смотря на то, что в центре Элиды находилась всеэллинская святыня - храм Зевса, при котором регулярно проводились Олимпиады, жители этой области пользовались дурной славой, ибо были склонны к пьянству, лжи, педерастии и лености, мало соответствуя идеалу крепкого духом и телом населения. Однако в воинственности и предусмотрительности им не откажешь - сумев доказать соседям, что Элида - страна нейтральная, против которой нельзя вести войну, элейцы, тем не менее, продолжали нападения на близлежащие области с целью захвата оных.

Олимпия находилась неподалеку от священной горы Олимп. Ошибочное мнение. Олимп - высочайшая гора Греции, на вершине которой, по преданию, обитали боги, расположена на севере страны. А город Олимпия располагался на юге - в Элиде, на острове Пелопонесс.

В Олимпии, кроме обычных граждан, жили наиболее известные атлеты Греции. В Олимпии постоянно проживали только жрецы, а спортсмены и болельщики, в огромном количестве стекавшиеся к городу раз в четыре года (стадион был рассчитан на присутствие 50000 зрителей!), вынуждены были ютиться в собственноручно изготовленных палатках, шалашах, а то и просто под открытым небом. Лишь для почетных гостей был построен леонидайон (гостиница).

Для измерения времени, потребовавшегося атлетам для преодоления дистанции, в Древней Греции использовали клепсидру, а длину прыжков мерили шагами. Ошибочное мнение. Приборы для измерения времени (солнечные или песочные часы, клепсидра) были неточны, да и расстояния чаще всего мерили "на глазок" (например, стадия - это 600 футов или расстояние, которое может пройти человек спокойным шагом за время полного восхода солнца, т.е. примерно за 2 минуты). Потому ни время прохождения дистанции, ни длина прыжков не имела значение - победителем считался тот, кто приходил к финишу первым или прыгнул дальше всех.
Даже в наши дни для оценки достижения спортсменов долгое время использовали визуальное наблюдение - вплоть до 1932 года, когда на X Олимпиаде в Лос-Анжелесе впервые были использованы секундомер и фотофиниш, чрезвычайно облегчившие работу судей.

Длина марафонской дистанции издревле была постоянной. Это не так. В наше время марафон (одна из дисциплин легкой атлетики) - это забег на дистанцию 42 км 195 м. Идею организации забега предложил французский филолог Мишель Бреаль. Поскольку и Кубертену, и греческим организаторам это предложение понравилось, марафон был включен в список олимпийских видов спорта одним из первых. Различают шоссейный марафон, бег по пересеченной местности и полумарафон (21 км 98 м). Шоссейный марафон включен в программу Олимпийских игр с 1896 года для мужчин и с 1984 года - для женщин.
Однако длина марафонской дистанции менялась неоднократно. Легенда гласит, что в 490 году до н.э. греческий воин Фидиппид (Филиппид) пробежал без остановки от Марафона до Афин (примерно 34,5 км), чтобы порадовать сограждан вестью о победе. По другой версии, изложенной Геродотом, Фидиппид был гонцом, посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим за два дня расстояние в 230 км.
На первой современной Олимпиаде состязания по марафонскому бегу проходили по маршруту в 40 км, проложенному между Марафоном и Афинами, а вот в дальнейшем длина дистанции варьировалась в довольно широких пределах. Например, на IV Олимпиаде (1908 г., Лондон) длина маршрута, проложенного от Виндзорского замка (королевской резиденции) до стадиона составила 42 км 195 м. На V Олимпиаде (1912 г., Стокгольм) длина марафонской дистанции была изменена и составляла 40 км 200 м, а на VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) бегунам пришлось преодолевать расстояние в 42 км 750 м. Длина дистанции менялась 6 раз, и лишь в 1921 году была установлена окончательная длина марафонского забега - 42 км 195 м.

Олимпийские награды получают спортсмены, показавшие наилучшие результаты в соревнованиях, после долгой борьбы с достойными соперниками. Это действительно так, однако из данного правила существуют исключения. Например, гимнастка Елена Мухина, которая за несколько дней до Олимпиады на одной из тренировок повредила шейный позвонок, была удостоена олимпийского ордена за мужество. Причем вручал ей награду лично президент МОК Хуан Антонио Самаранч. А на III Олимпиаде (1904 г, Сент-Луис, штат Миссури) безоговорочными победителями стали американские спортсмены по причине почти полного отсутствия конкуренции - многие зарубежные атлеты, не имевшие достаточной суммы денег, просто не смогли принять участие в соревнованиях, отдав пальму первенства хозяевам Олимпиады.

Экипировка спортсменов способна оказать влияние на результаты соревнований. Это действительно так. Для сравнения: на первой современной Олимпиаде форма спортсменов была изготовлена из шерсти (материала доступного и недорогого), обувь, подошвы которой снабжались специальными шипами, - из кожи. Понятно, что такая форма доставляла соревнующимся немало неудобств. Больше всего страдали пловцы - ведь их костюмы были сшиты из хлопчатобумажной ткани, и, отяжелев от воды, замедляли скорость спортсменов. Следует также упомянуть, что, например, для прыгунов в высоту с шестом маты не предусматривались - соревнующиеся были вынуждены думать не только о том, как преодолеть планку, но и о правильности приземления.
В наши дни, благодаря развитию науки и появлению новых синтетических материалов, спортсмены испытывают гораздо меньше дискомфорта. Например, костюмы для легкоатлетов создаются так, чтобы свести к минимуму риск растяжения мышц и уменьшить силу сопротивления ветру, а материал на основе шелка и лайкры, из которых шьют спортивную одежду, отличаются низкой гигроскопичностью, и обеспечивают быстрое испарение влаги. Для пловцов также создаются специальные обтягивающие костюмы с вертикальными полосами, позволяющие максимально эффективно преодолевать сопротивление воды и развивать наибольшую скорость.
Немало способствует достижению высоких результатов и спортивная обувь, специально спроектированная с учетом предполагаемых нагрузок. Именно благодаря новой модели обуви, снабженной внутренними камерами, наполненными углекислым газом, десятиборец из Америки Дейв Джонсон продемонстрировал в 1992 году наилучший результат в эстафете 4х400 м.

В Олимпийских играх участвуют только молодые, полные сил спортсмены. Не обязательно. Самый старый участник Олимпийских игр - Оскар Свабн, житель Швейцарии, занял второе место в соревнованиях по стрельбе на VII Олимпиаде (1920 г., Антверпен) в возрасте 72 лет. Более того, именно он был отобран для участия в соревнованиях 1924 года, но по состоянию здоровья вынужден был отказаться.

Больше всего медалей на Олимпиадах завоевали спортсмены СССР (позже - России). Нет, в общем зачете (согласно данным обо всех Олимпийских играх, до 2002 года включительно) первенствует США - 2072 медали, из них 837 золотых, 655 серебряных и 580 бронзовых. СССР на втором месте - 999 медалей, из них 388 золотых, 317 серебряных и 249 бронзовых.