Толкования на Мф. Почему сексуальная сфера в отношениях важна

Галина задала следующий вопрос : Иисус сказал, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому - в царство небесное. Означает ли это, что богатые не могут спастись?


Место, которое цитирует Галина — Лука 18:18-25 "И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ". — Это известный многим разговор богатого юноши с Иисусом.

Теперь давайте внимательно прочитаем слова Иисуса:
Лука 18:24-25 " Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ".

Иисус не сказал, что богатые не могут войти в Царствие Божие. Он сказал, что им будет очень трудно войти в Царство Божие. А теперь давайте рассмотрим два вопроса, напрашивающиеся сами собой: (1) Почему Иисус сказал "трудно", а не "невозможно"? и (2) Почему богатому трудно войти в Царствие Божие?

1. Почему Иисус сказал "трудно", а не "невозможно"?

Спасение - это дар Божий. И если бы не наш любящий Бог, то никто бы вообще не мог спастись: не только богатые, но и бедные. Однако наш Господь любящий, многотерпеливый и многомилостивый. О Нём в Библии сказано, что Он - Бог, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тимофею 2:4 ).
Как понимать словосочетание "все люди"? Разве это относится только к небогатым? Нет, все люди - это все люди: и бедные, и богатые; и умные, и не очень; и хорошие, и плохие. В глазах Господа Бога мы все - грешники, из-за греха потерявшие облик и подобие нашего Бога, по которому Он нас сотворил. Об этом говорится в Послании Римлянам 3:23 "Потому что все согрешили и лишены славы Божьей" .
Итак, сам человек спастись не может, но это возможно только благодаря Божьей благодати. И эта благодать распространяется на любого приходящего к Богу и кающегося грешника. Как сам Иисус сказал Своим ученикам после разговора с богатым юношей, "невозможное человекам возможно Богу" (Лука 18:27 ).

2. Почему богатому трудно войти в Царствие Божие?

Ответ на этот вопрос даёт сам Иисус во время разговора с богатым юношей. Чтобы найти ответ Иисуса, давайте обратимся к Евангелию от Марка, и посмотрим, как эта история описана там:
Марк10:23-25 " И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" .

Итак, Иисус объясняет, что богатому трудно войти в Царство Божие, потому что он больше надеется на своё богатство, чем на Бога.

В Евангелии от Матфея 6:24 Иисус сказал, что невозможно служить Богу и Маммоне. Слово “маммона” происходит от арамейского слова “богатство” и имеет одинаковый корень с еврейским словом, означающим “то, чему доверяешь” или “то, на что надеешься”.

Господь хочет, чтобы мы надеялись не на своё богатство, не на самих себя и свои способности и таланты, не на идолов или кого-то другого, а только на Бога. Ниже приводятся библейские стихи, подтверждающие эту истину:

Исаия 42:17 "Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов , говорящие истуканам: "вы наши боги"" .
Исаия 40:30-31 "Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся" .
Исаия 49:23 "И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся" .
Исаия 57:13 "Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? - всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею" .
Притчи 16:20 "Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа , тот блажен" .
Притчи 28:25-26 "Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. Кто надеется на себя , тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел" .
Притчи 29:25 "Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен" .
Псалтирь 124:1 "Надеющийся на Господа , как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек" .

Исповедь прогоревшего бизнесмена эпохи первоначального накопления капитала.

Первым, кто по Воскресении Христовом вошел с Ним в рай, был, как повествует Евангелие, распятый рядом со Спасителем и исповедавший Его на кресте разбойник. Попросту говоря, бандит. Господь обещал спасение всем раскаявшимся грешникам. Но при этом почему-то особо выделил богатых, предупредив, что им войти в Царствие Небесное будет очень трудно. Не невозможно, а именно трудно. Почему именно им? Ведь в Евангелии о них чаще всего говорится как об очень приличных, достойных людях? Значит, происходит в их душах что-то такое, что становится почти непреодолимой преградой между ними и Богом? Вряд ли какой-нибудь бизнесмен согласился бы откровенно обсуждать с нами эту тему – ответы на такие вопросы человек обычно ищет в разговоре с духовником, а не с корреспондентом журнала, пусть даже православного. Поэтому мы обратились к нашему коллеге, журналисту Владимиру ШПАКУ, который в начале 90-х был в буквальном смысле "владельцем заводов, газет, пароходов" и все искушения богатством в его "новой русской" версии прошел на собственном опыте.

Надоело быть бедным

– Владимир Георгиевич, вот Вы – журналист. Вы и в 80-е годы были журналистом. Почему Вы вдруг решили заняться бизнесом?

– Ну, это чисто американская история. Мне надоело быть бедным. Впереди было светлое капиталистическое будущее, кооперативное движение развивалось. А поскольку я работал в газете, появилась идея продавать газеты. В разгар перестройки они покупались с лета. В Москве были знакомые, которые этим занимались. И все начиналось с мелкого опта: с "Московских новостей", "Огонька" и газеты "Демократический союз". Но постепенно ассортимент расширялся, и к 1991 году, когда этот бизнес стал уже побочным, там было все – от "Московских новостей" до совершенно порнографической газеты "Еще". А ведь поначалу имелось в виду продавать не абы что, а нести в массы что-то доброе, светлое, демократическое.

Первое ощущение – опьянение от того, что у тебя появляются деньги не только на закупку следующей партии, но и для себя. Но когда эйфория прошла, стало ясно, что это все мелко и надо что-то еще придумать.

Тогда началась торговля книгами – тоже был дефицит. А потом родилась здравая мысль: зачем торговать чужими, если можно продавать свои. Тогда все смотрели "Рабыню Изауру", и мы решили, пока сериал не закончился, быстренько издать "первоисточник". Эту книжку на португальском нам из Латинской Америки бесплатно привез знакомый студент. Литературного переводчика, естественно, не было, и перевод делал человек, который до этого имел дело только с морскими коносаментами и накладными. Ну и результат, конечно, был соответствующий. Там была фраза, которая, как я понимаю, должна была звучать как "щелкнул клювом" – у нас она была переведена: "лязгнул зубами". А поскольку переводчик, как водится, затянул, типография уже стояла под парами, и, кроме того, наш креатив неожиданно нашел отклик – люди, у которых мы до этого покупали книги, заинтересовались нашей "Рабыней" и уже прислали машину, пришлось издавать ее, даже не показав корректору. "Зубастый петух" – это еще цветочки. Литературный критик Андрей Немзер в газете "Сегодня" потом разразился разгромной статьей по поводу нашей "Рабыни", назвав ее самым чудовищным изданием за всю историю русской словесности.

Но продавалась она, как горячие пирожки – сериал еще шел. Первый тираж – 50 тысяч, потом еще пятьдесят, потом, еще, еще… Потом мы выпустили еще один бестселлер – руководство "Как изготовить вино в домашних условиях". Тоже популярная была книжка, но успех "Рабыни Изауры" повторить не удалось. А потом это стало неинтересно. Пришел 91-й год, и у людей кончились деньги. Было понятно, что в ближайшее время на фоне тогдашней инфляции и того падения уровня жизни книжки просто не будут покупать.

А рыба… Ее можно кушать, а кушать люди любят.

– Когда деньги появились, благотворительностью не занимались?

– Нет. Я помогал газете, в которой раньше работал, особенно в августе 91-го: я им всю бумагу для экстренных выпусков во время ГКЧП проплатил. Потом одной знакомой, которая создавала семейный клуб и службу психологической помощи. А просто дать денег каким-то бедным, чтобы они себе купили колбасу и съели?… Как-то нелепо. Значит им и завтра нужно давать, и послезавтра… А зачем? Я тоже был бедным: у меня, когда я пришел корреспондентом в редакцию, зарплата была 90 рублей – до конца месяца не хватало. Но я же пошел и заработал! И любимое присловье у меня тогда было: просить – дело нехитрое, а попробовать поработать не думали?

Понимаете, отношение человека, который заработал первые деньги, к бедным, к людям, которые не заработали – почти всегда плохое. Потому что если я, в общем, такой же как все – могу, то почему ты не можешь? Конечно, у кого-то – я знал таких людей – возникает ощущение собственного превосходства, и они начинают заниматься благотворительностью, движимые именно этим ощущением. "Я же крутой… И я даю вам деньги, потому что сами вы – ни на что не способны ". Честно говоря, не знаю, какое из этих ощущений "лучше".

Размывая границы совести

– А почему Вы решили заняться именно рыбой? Сейчас все успешные бизнесмены рассказывают, что начинали с компьютеров.

– Конечно, жил бы я не в Астрахани, занялся бы чем-нибудь еще, той же нефтью. Или компьютерами. Мы их тоже продавали, но для нас это был побочный бизнес. Вообще, те бизнесмены, которые говорят, что начинали с компьютеров – это люди, которые изначально работали с бюджетными деньгами (тогда была объявлена программа компьютеризации госучреждений, и под это дело был выделен бюджет). А это уже не капитализм, не бизнес. Это – классический "откат", который тогда только начинался. Если госпредприятию надо было по разнарядке закупить, скажем, 100 штук компьютеров на 100 тысяч инвалютных рублей, чиновники за 20% "отката" с удовольствием покупали какую-нибудь гонконгскую "серую сборку". И прибыль это давало примерно такую же, как рыба.

– Выходит, вы сами развращали чиновников? Угрызений совести не было?

– Да, развращали. И совесть не мучила. Просто так было удобно. А потом было очевидно, что государство разваливается. И это было совершенно замечательно для бизнеса. Зачастую ты мог вполне обойтись вообще без чиновника. В конце концов, тот же сертификат на рыбу ты мог на ксероксе сделать – никто в твои дела не лез. Чиновник был нужен для решения тех немногих вопросов, которые государство пока оставляло за собой. То есть, было ощущение (иллюзорное, конечно), что это – умирающий класс, который доживает последние дни. А потом великая рука рынка сама все расставит по своим местам.

Казалось, это – просто бизнес. Ну, вот хотя бы продажа конфиската: наши славные борцы с браконьерами отбирают у них рыбу, ее надо куда-то деть, государство устанавливает определенную цену, отлично! – оно свои деньги получает. Но реальная рыночная цена от государственной отличается, мягко говоря, серьезно. Поэтому ты договариваешься с конкретными людьми, и они всю эту рыбу отдают тебе и говорят (вполне резонно для периода первоначального накопления капитала): понимаешь, старик, мы тебе отдаем рыбу, ты ее продаешь втрое дороже; так вот, рыбу мы тебе гарантируем, а прибыль делим с тобой пополам, или ты получаешь две трети, а мы одну (это уже – как договоримся).

Конечно, в принципе, можно этим не заниматься. У меня была ситуация, когда я не стал работать с чиновниками. Мне надо было везти рыбу в Казахстан, нужны были всякие документы и регистрация на таможенных постах. С меня за оформление всего этого сразу потребовали деньги. Меня это возмутило, и мы просто возили рыбу без таможенного оформления. Это, конечно, криминал. Но и то – тоже криминал. Выбор был не богат. Самое смешное, что и чиновники понимали, что без них можно обойтись, и очень обижались. Они приходили и убеждали: может быть, я все-таки буду оформлять все легально и что-то им платить, но снижали ставки. Вот такой бизнес.

– То есть бизнеса, не преступавшего закон, в России вообще не было?

– Не могло быть. Статью за валютные операции отменили только в 90-х. А статья за спекуляцию? То есть, когда я покупал газеты по оптовой цене и продавал раза в 2-3 дороже, по рыночной цене, я нарушал, как минимум, эту статью. А когда покупал валюту, я совершал валютное преступление. Но было понятно, что меня за это не накажут. А планка-то смещается. И мне было совершенно ясно, что за эту рыбу меня не накажут. Но, конечно, приличнее возить через таможню. Вся загвоздка была даже не в цене вопроса, а в том, что таможенники занимались вульгарным вымогательством.

А взятку ни морально, ни психологически, я не мог дать никогда. То есть прийти в какой-то кабинет, занести конвертик – это для меня физически невозможно. Другое дело некая договоренность с частными лицами об оказании мне частных услуг. У меня был человек, который занимался вопросами квот: я ему платил и говорил, какие квоты мне нужны, и он "решал вопрос". В моих глазах он был просто лоббистом. А проблемы начались, когда мне предложили вступить в "союз промышленников" и внести деньги, которые какие-то дяди из администрации потратят, как сочтут нужным. При этом ничего для меня делать они не собирались. Это была просто плата за невраждебное отношение. Вот это уже коррупция. Я отказался. И понеслось…

– А вообще, в принципе, бизнесмен может быть совестливым? Совесть и бизнес – это совместимые понятия?

– Совестливый бизнесмен – это человек, который чувствует ответственность за тех людей, которые с ним работают. Человек, который вовремя платит зарплату и не "кидает" своих. А по возможности, вообще никого не "кидает".

Миллион на двоих не делится

– А не "кидая", можно вести бизнес?

– Конечно. Есть люди, которые это делают. Понимаете, всем, кто приходил в бизнес, в самом начале, на первом этапе, казалось, что все очень просто – ты производишь для людей некую услугу (ну хотят они узнать, что будет с рабыней Изаурой дальше, и ты даешь им такую возможность), а они тебе за это дают деньги. И все счастливы. Ты снабжаешь Кузбасс карасем, сазаном, судаком и щукой, люди их кушают, тебе за это дают деньги – и опять все счастливы. Но так не может продолжаться всегда. Рано или поздно возникает ситуация – нет такого бизнеса, в котором бы этого не приходило – когда нельзя сделать так, чтобы все были счастливы. Кто-то должен пострадать. А поскольку ты все-таки не христианский подвижник, то быть пострадавшим лично тебе не хочется.

А потом, есть такой парадокс – миллион на двоих не делится. Когда люди придумывают некий бизнес-проект и зарабатывают первые деньги – их легко можно поделить, потому что они идут на личное потребление. "Куплю жене сапоги! Куплю себе машину, квартиру…" Но вскоре достигается первый уровень насыщения. У тебя, конечно, еще есть проблема с покупкой виллы в Ницце, но проблем "что покушать", "что одеть" и так далее – уже нет. Бывает, в этот момент люди ломаются и уходят из бизнеса - я знаю несколько таких примеров – потому что пропадает интерес. Или бизнес у них не растет – превращается в обычную работу.

Но в большинстве случаев происходит нечто иное: денег становится столько, что их начинают инвестировать. Но вдвоем определить, как это делать, невозможно. Это не делится. Как не делится ответственность. И здесь возникает реальный конфликт между вчера еще близкими людьми, который разрешается … самыми разными способами.

Ну, самый простой и безболезненный – это когда человек, который ближе всех из команды стоит к деньгам, морально подчиняет себе остальных, и они становятся просто исполнителями. Это очень болезненно, когда тебе говорят: твоя доля – это твоя доля, но вот, нужно сделать то-то и то-то, а я тебе, так и быть, дам "Жигули", бери и действуй. Даже если не "Жигули", а, скажем, "Бентли" и дом в Испании, сути это не меняет. По факту человек лишается права управления собственностью. А деньги перестают быть тем, что удовлетворяет твои насущные потребности, и становятся инструментом – власти, ведения бизнеса, да чего угодно… Но они уже не делятся! Ни с кем.

Ну, а о том, что бывает в "крайнем случае", нам каждый день показывают в телесериалах. Мне, к счастью, не довелось с этим столкнуться. Но я знаю такие ситуации – и я подходил к ним очень близко – особенно, когда бизнес начинали два одинаково сильных человека. У меня с моим компаньоном сферы интересов были поделены изначально, и вклад был примерно одинаковый. Но когда наши две фирмы преобразовались в "Астраханскую рыбную компанию", сразу начался конфликт интересов и выяснение – кто главный. И невозможно было сказать: давай все посчитаем и поделим пополам. Потому что я начал строить рыбоперерабатывающий завод, а он хотел развивать флот. Это было неразрешимое противоречие.

Слава Богу, до крови не дошло. Но мне, во всяком случае, предлагали его убить. Вообще-то, бизнес и нравственность в ее религиозном понимании совершенно не сходятся. В бизнесе нравственность – это прибыль: все, что приносит прибыль – нравственно, а не получать прибыль – безнравственно, это разрушать капиталистическую систему отношений. И мне было понятно: вот не будет его (скажем, умрет он от инфаркта или в речке утонет) – и вся компания становится моей. Но меня остановила мысль даже не о душе, а просто: мне же с этим потом жить! То есть, если я приму это решение, я всегда буду знать, что я переступил некую черту. Вот тогда бы я наверняка занялся благотворительностью. Чтобы самому себе доказать: ну, да, я это сделал, зато теперь я людей спасаю – вот такой я молодец! Или вкладывал бы деньги в молодежь, которая растет и этим все оправдывает… Но как бы я ночью спал? Не знаю… Меня вообще пугал сам факт, что я об этом думал.

Очень многие люди через эту черту переступили. Это не обязательно прямое убийство, просто некая грань, которая отделяет собственно человека от человека, превращенного в машину по производству… даже не дензнаков, а движения к некой цели. Вообще, я твердо уверен, что без этого по-настоящему большого бизнеса просто не бывает.



– Получается, бизнес – это что-то вроде портрета Дориана Грея?

– Видите ли, я остановился на грани – мой бизнес не перешел в ту стадию, когда это начинается. Ну, эксцессы, конечно были… Но это уже в финале, когда стоял вопрос о выживании. Эксцесс – это когда берут в долг без отдачи: берешь деньги у одних, чтобы отдать их другим, не имея ни малейшего представления о том, как отдать первым. На это моей бессовестности хватило. Выхода не было.

А на что не хватило? Ну, скажем, была такая безумная идея объявить свой завод стройкой века, сказать, что мы всю Европу завалим нашей рыбой в красивой упаковке, и создать некое "народное предприятие" – тогда был самый расцвет финансовых пирамид. Но когда берешь у своих коллег, у тех, кто занимается бизнесом, ты еще как-то можешь себя оправдать: потому что они играют в ту же игру, они знают ее правила и риски. Ну, попали… С точки зрения бизнеса, это – их проблемы. Это неправильно, нехорошо, но они должны были сами думать. А когда ты имеешь дело с людьми бедными, которым ты надменно говоришь: "а сами заработать не пробовали?", то впаривать им, что ты заработаешь для них золотые горы… ну, я не знаю, это все равно, что у ребенка шоколадку отбирать.

С горы на велосипеде

– Когда у Вас начались серьезные проблемы с криминальными "разборками", было внутреннее ощущение, что Вы расплачиваетесь за какие-то свои грехи?

– Знаете, есть такая формулировка: жить будем красиво, но недолго. Я в какой-то момент посчитал, и у меня получалось, что если я все продам по оптимальной цене (не по максимальной!), я отдам все долги, и у меня еще останется достаточно личных денег на домик на Кипре с бассейном и пятью спальнями, и даже на то, чтобы в нем жить. Причем тогда было уже очевидно: либо я успеваю достроить завод, начинаю что-то выпускать, это начинает приносить прибыль, и я как-то выхожу из пике, либо – не успеваю и… То есть, "либо я ее веду в загс, либо она меня ведет к прокурору". Конечно, внутреннее ощущение, что я не успеваю – было. Но я же живой человек, я его все время гнал. И делал лихорадочные займы… А потом на меня наехали кредиторы. И оказалось: все, что было вложено в завод – это выброшенные на ветер деньги.

В моем случае, правда, были еще и объективные обстоятельства. Как раз в тот год, когда у меня начался кризис, резко упал лов, особенно осетровых. И на тот же год пришелся выход на рыбный рынок очень серьезных криминальных структур. Если бы не это, я бы что-нибудь придумал. Но меня поглощал завод, он меня просто жрал. И меня и всю мою компанию. Все эти кирпичи, бетонные блоки, рабочие, импортное оборудование…

Ведь что такое бизнес? Это ответственность. Даже не перед людьми – перед процессом. Если ты строишь завод, ты не можешь вот так, добровольно бросить его на середине. Это как ехать с горы на велосипеде. Кредиты, которые ты брал – их надо отдавать, люди, которых ты нанял и им надо платить, вот эти железки, в конце концов, твои планы. Это предмет твоей состоятельности. И бросить все это и сказать: все, спасибо, до свидания! – совершенно невозможно. Это больше, чем семья. Ты оказываешься опутан таким количеством обязательств, что отказаться от них – все равно, что с поезда спрыгнуть. И чем выше скорость, тем труднее. Потому что разбиться можно. Да и просто страшно. Тем более, что на этом поезде ты не пассажир, а машинист. И ты сам возложил на себя эту миссию.

Поэтому когда разразился кризис, у меня было одно чувство – лучше бы меня уже убили – и все. Либо уже отстали бы.

Знаете, чем отличаются "старые" деньги от "новых"? "Новые" делает человек, который раньше не жил в мире денег, тем более, больших денег. Теперь он в этот мир попал, но он знает, что вокруг живут миллионы, у которых всего этого нет. И в душе он понимает – он обязательно это понимает, по-моему – что он, конечно, умнее большинства, он круче, но не самый умный. Не исключение. И справедливость того, что у него все это есть, для него не очевидна. Тот, кто богат в четвертом поколении, для него это просто норма жизни. И он искренен, когда говорит: ну что они так переживают, что нет хлеба – пусть покупают пирожные! Но мы сами недавно были в ситуации, когда нет хлеба. Может, поэтому такие люди как Ходорковский довольно стоически переносят свой крах. У нувориша нет уверенности в справедливости его денег, даже если чисто теоретически предположить, что он их заработал, не совершая того, что мы называем безнравственным. Если, конечно, не считать безнравственной неуплату налогов государству… Хотя я сильно сомневаюсь, что такое возможно.

Простой пример. У меня в Москве был приятель, у которого был промышленный холодильник (это такие цеха по замораживанию продуктов). У него случился финансовый кризис, и ему срочно нужна была сумма, составлявшая где-то треть стоимости холодильника. Он ее у меня попросил. Я предложил ему заложить холодильник. Деньги ему были нужны на месяц. У меня было сильное подозрение, что отдать их он не сможет. Так и получилось. И холодильник я у него забрал. Друзьями мы не были, но выпивать вместе случалось. Думаю, это – не очень нравственный поступок. Но с точки зрения бизнеса, в общем, нормально. Не очень красиво, но и ничего безнравственного: я предложил – он согласился. Я у него ничего не отнимал.

Машина по производству денег

А почему Вы вернулись в журналистику?

Когда мой бизнес рухнул, я думал, чем заниматься дальше. Оставаться в Астрахани и торговать сникерсами?.. После того как ты купил первый в городе “Мерседес” - это как-то неприлично. А в Москве у меня был один должник. Кроме того, мне предлагали место директора холодильника. Но, честно говоря, было неохота.

И я пошел в газету. Мне там страшно понравилось: там… не говорили о деньгах! А я семь лет прожил в мире, где критерием успешности, критерием состоятельности было - сколько ты стоишь? Других критериев в бизнесе нет. Особенно в период первоначального накопления. Как это трансформируется во втором-третьем поколении, я не знаю. Но в первом поколении это так. У тебя ничего не было, потом что-то появилось, потом еще, еще. Ты занят тем, что делаешь деньги. И твой успех, естественно, измеряется тем, сколько ты их сделал. И все разговоры в этом кругу вертятся вокруг проектов добывания денег. Не важно - производишь ты колбасу, нефть или атомную бомбу. Важно - сколько это приносит денег.

А в газете говорили о зарплате, о том, что сколько стоит - но абсолютно по-житейски. Это было так удивительно… И так приятно! И я решил на какое-то время остаться. Потом втянулся. А потом вдруг понял, какое это замечательное состояние - быть наемным рабочим! И ни за что не отвечать, кроме самого себя!

Когда бизнесмены говорят, что они “работают 24 часа в сутки”, это соответствует действительности в том смысле, что они пьют, едят, общаются с женщинами, ходят в церковь - и все это время над ними “висит” вся эта машина по производству денег. И ты никуда не можешь от нее уйти. В какой-то момент начинает казаться, что ты и сам уже - часть ее, и уже не ты ей управляешь, а она тобой. Как будто ты уже не машинист, а кочегар: поезд идет, а ты кидаешь в топку деньги… То есть, когда ты машинист - ты не можешь спрыгнуть, зато ты рулишь. Но периодически возникает ощущение, что ты просто приставлен к этой машине. И если ты не будешь кидать в нее топливо, она развалится и тебя задавит. В каком-то смысле, у меня так и произошло. Потому что я так морально устал, что у меня не было сил придумать очередную “Рабыню Изауру”, то есть переориентироваться вместе с этой машиной и перейти на новый уровень, чтобы то, что было раньше, показалось мелким, и идти дальше. Но у меня больше не было сил быть частью этого.

В бизнесе человек всегда чувствует себя частью этой машины. Я не знаю, может, есть какие-то люди, которые научились медитировать. Или молиться. Возможно, на несколько минут они абстрагируются. Но над ними все равно висит эта тяжесть. Всегда. И они постоянно думают о том, как производить деньги. Конечно, они могут размышлять и о чем-то философском, о вечном… Но мысль о деньгах в голове всегда. Это - счастье, которое всегда с тобой.



- Ну, а если вдруг опять “приступит сатана” и начнет соблазнять каким-нибудь бизнес-проектом?

Не знаю. Как-то в отпуске я познакомился с человеком, у которого был псориаз (профессиональная болезнь бизнесмена) на всем теле - на лице, на руках, на ногах. Когда мы с ним заговорили о бизнесе, и я ему сказал, что уже несколько лет им не занимаюсь, он вздохнул и признался: а я не могу…

Страх


Дорогая Л. Н.!

Прочитал Ваше тревожное письмо и должен огорчить Вас. Живя по Вашему мнению, с Богом в душе, Вы практически остаетесь без Бога.

Живой веры в то, что Господь управляет жизнью мира и Он промышляет о каждом человеке,- нет.

А когда нет веры во всемогущество Бога, в его безграничную милость, тогда к нам находит дорожку враг Божий и враг человеческий. Со своими страхованиями приступает он к нам, лишая нас спокойствия духа и мира. И выматывающий страх делает человека больным.

На Вас это выражено очень явственно. Боюсь всего, боюсь за всех, боюсь людей. Самой Вам преодолеть такое состояние души не в силах, надо искать помощи у всесильного Бога. Для начала надо и Вам, и О. поисповедоваться, и пособороваться, и причаститься. Это духовное врачество.

А потом возьмите свою волю под свой контроль и начните причащаться пока через 2 недели, когда состояние Ваше будет полегче, можно будет причащаться и один раз в месяц, но никак не реже.

Выходя из дому, непременно читайте молитву кресту Господню, и, когда предстоит встреча с людьми, которых Вы боитесь, тоже читайте эту молитву.

И оградит Вас Господь и Ваш Ангел-хранитель от всякого зла.

Да, есть сейчас люди, которые сознательно избирают зло, но тем, кто с Богом, они ничего сделать не могут. Ведь враг силен, но всесилен только Господь.

А помолиться о Вас и дочери Вашей я обещаю.


Суд Божий


Дорогая о Господе И.!

Суд Божий мы взять на себя не можем.

А вот пока мы живы и осознаем свою оторванность от спасительного корабля - от Церкви Православной, надо к ней присоединиться. Перекрещиваться не надо, а миропомазаться надо непременно.

О своих усопших родных тоже в Церкви не подавайте, но молитесь дома и подавайте о них милостыню.

Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно.

Умудри Вас Бог.

Таинства Церкви


Дорогая Л.!

Получил Ваше письмо, но ни места жительства менять не надо, ни работу свою оставлять не следует.

Менять можно и надо только своего внутреннего человека, который уже 9 лет в Церкви, а еще и не начинал верить, что миром правит Промысл Божий, и нет дней в году черных, но все светлые, все Божий, что смерть - это сон и переход в другую жизнь, а житейские невзгоды - это экзамен на духовную зрелость. А то, что мы с момента рождения каждый день приближаемся к своему концу,- это факт неоспоримый. И как Вы, войдя в Церковь, перестали понимать смысл жизни?

Дорогая Л., Вам надо срочно исповедоваться и пособороваться, И тогда в уме и чувствах Ваших прояснится. Ведь мгла-то не ноги Ваши окутала, но голову и сердце. Помочь Вам и Вашим детям может только Господь, но Его об этом надо просить и молить, а не погружаться в томительную бездну отчаяния, ведущую в "небытие". Небытия нет, но есть вражьи козни, обманывающие людей и Вас теперь. Вы, Л., должны воспрянуть.

Как враг получил к Вам открытый доступ, я не знаю, это могла бы установить исповедь, но я только констатирую, что Вы сейчас - вся во власти врага. Причащайтесь сейчас по возможности чаще. Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни - от Бога.

А Ваши скорби, дорогая моя, еще не самые тяжелые, уверяю Вас. Почитали бы Вы, какие письма я получаю. А сколько Божиих людей провело всю жизнь свою в болезнях и в застенках, и благодарили Бога. И душа их не только не потерпела ущерба, но засияла светлее злата и возросла до таких высот духовности, что стали они, эти Добровольные страдальцы, святыми.

А мы, теперь понаделав в жизни таких безобразий, которые нашим бабушкам и дедушкам и представить было невозможно, не желаем терпеть очистительных покаянных скорбей. Ведь одно дело - покаяние словом, и совсем другое - делом. И нетерпением спасительных скорбей дальше изрываем под собою яму. Опомнитесь, дорогая моя. Я буду о Вас молиться, чтобы Вы могли покаяться истинно, рассмотрев свою жизнь в Свете Божественной Истины и сказав от сердца: "Слава Богу за всё!"

Р. S. А за хождение по "бабкам" и по экстрасенсам не Бог наказывает, но сам враг. Вселяясь в человека, он начинает тиранствовать над ним своею жестокой властью.

Умудри Вас Бог.


Раба Божия А.!

О дедушке своём в церкви не подавайте. Это ни ему, ни Вам не принесёт облегчения.

Поминайте его только в домашней молитве и то с осторожностью, только молитвой старца Льва (вкладываем листок, почитайте).

О супруге своём молитесь святому мученику Вонифатию и Матери Божией "Неупиваемая Чаша".

Хорошо бы ему пособороваться, поисповедоваться и причаститься. Ведь иначе ему не справиться будет с тёмной силой, которая его захороводила.

Помогайте супругу молитвой о нём тайной, а сочувствием и любовью - явными.

Умудри Вас Бог.


Дорогая о Господе Л.!

Божие благословение Вам. От Господа пути человека исправляются. Вот и положитесь во всём на Милость Божию.

Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь, и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства - от Бога, и они даны нам в помощь. Вот знаю и из старцев некоторых, которые трудятся ещё благодаря искусству врачей, со стимулятором в сердце.

Так что с Богом. А мне телеграмму пусть дадут, когда будут делать Вам операцию.


Таинство брака


Дорогая о Господе В.!

А вот болезни-то свирепеют, так как мы грех ко греху прилагаем, да ещё и сознательно. Надо бы Вам с Л. пожалеть души друг друга, а то в житейском - помощь и жалость, а в духовном - губительство.

Вы - вдова законная, и нет препятствий для Вас во второбрачии, но ведь надо же всё законно сделать: и расписаться, и повенчаться... А уж при взрослых-то детях подавать им пример беззакония никак нельзя.

О Н. молитесь, да пошлёт Господь ей помощь Свою и вразумит во всём.

Божие благословение Вам.


Дорогие о Господе Т. и Н.!

Да вразумит Господь вас и умудрит, чтобы с любовью и желанием вы подклонили главы свои под венцы - да почиет Божие благословение на вашем брачном союзе.

Не медлите! Божий дела не поздно делать никогда, пока живем в здешней жизни. А ведь она коротка и цель ее единственная - приготовление к вечности.

Буду молиться о вас, а меня порадуйте сообщением о Милости Божией к Вам, полученной в Таинстве венчания.


Раб Божий Н.!

В Таинстве венчания вы со своей супругой дали обет верности друг другу и вместе пили до дна из одной чаши воду, смешанную с вином. А это значит, обещались Богу все радости и горести жизни выпить - пережить - вместе до самой смерти.

Поэтому учитесь строить семью, а о разорении ее не думайте.

Общий лечебный массаж делать можно.

Умудри Вас Бог и укрепи.


Таинство крещения


Л.!

Вы только-только входите в церковь, но уже попались на неправое мудрование. А потому, когда Вам бывает что-то непонятно, не спрашивайте у бабушек, но у священника. И не будет еретических ошибок. О некрещеных в церкви молиться нельзя и крестить после смерти невозможно.

Крещение Ваше действительно и независимо от дальнейшей судьбы священника, Вас крестившего.

О своих родных молитесь. Да даст Господь и им понятие и разумение о том, что произошло с ними в Таинстве крещения. Молитесь о них, не уставайте и не отчаивайтесь. Уже ведь то хорошо, что о них можно молиться.

А Вы будьте такой, чтобы меньше скандалов было в семье. И в прическе греха не будет, если в доме мир водворится.

Чего же смотреть на внешнее, а о внутреннем, к чему нас призвал Господь, забывать?

Радость, мир, долготерпение, любовь - вот законы духовной жизни. А муж-то Вас любит и так много уже сделал в ответ на Ваши религиозные чувства, а Вы бежите в своей устремленности к Богу от него, забывая, что спасаться Вы можете только вдвоем - ведь Вы венчаны. И жить надо, как положено, а если Вы толкнете его на блуд - это что же лучше будет?

Живите, любя его, сейчас уступая его немощам и непониманию, только со временем, постепенно можно будет начать приучать его к порядку в жизни.

Ведь для этого надо знать закон Божий. А пока этого знания нет, то и спрашивать нечего.

Умудри Вас Бог!


Дорогая о Господе Л.!

А зачем Вам искать то, что Господь разметал по миру, по жизни? Вместо того, чтобы заниматься пустым, начните молиться живо и сердечно и о тех, кто ушел в мир иной, крепко держась за ризу Господню.

И они в своем дерзновении там вспомнят о Вас, такой немощной, не унаследовавшей от них их цельности и веры живой и действенной. Вот и наладится связь Ваша с родными в Боге.

Если дядя не знает, крещен или нет, то пусть поспешит покреститься с формулой: "Крещается раб Божий, аще не крещен". И все успокоитесь.

И еще пособоруйте его и причастите. А мешает Вам не то, о чем Вы пишете, но отсутствие живой веры.

Время настало такое, что без Божией помощи - погибель.


Дорогая о Господе Г.!

В церкви есть такой чин. Если человек не знает достоверно, крещен он или нет, то он, объяснив свое смущение священнику, может креститься с такой формулой: "Крещается раба Божия, аще не крещена". Вот и успокоится Ваша душа.

Ни о каком ребенке не помышляйте - у Вас на руках мама и страждущий брат - вот и несите свой нелегкий жизненный крест. Он дан Вам свыше, а тот, о котором помышляете, будет самодельным, а значит - неподъемным. Умудри Вас Бог!


Таинство причащения


Дорогая о Господе А.!

Трудно входить в совершенно неведомый мир духовной жизни взрослому человеку, сформировавшемуся по другим нормам жизни. Да и враг не вдруг отстанет.

Ведь те тяжкие смертные грехи, которые мы в свое время и не осознавали грехами, дали врагу доступ в душу и власти над ней. Вот почему Вам разрешили причащаться так часто, и по этой же причине уныние и смятение и всякая муть поднимается в душе.

Враг корежится, обжигается святыней, а Вы всё это ощущаете как сугубую тяжесть. Надо молиться и претерпеть как епитимию.

А в Церкви-то ведь нет понятия работы, но есть послушание, и вот поэтому всякий делает то и столько, сколько надо для дела, для Церкви. Укрепи Вас Господь.

Р. S. А подруги и должны были отойти. Хорошо учиться быть одной, иначе молитве не научитесь. Жизнь коротка, а Вечность беспредельна. Спасайтесь.


Дорогая С.

Если Вы не будете своих чад причащать, то они при отличном состоянии здоровья будут живыми мертвецами.

Без Бога и раньше-то жизнь шла кувырком, а теперь и подавно, когда враг получил свободу искушать и соблазнять людей, именно из-за того, что они не знают Бога.

Прислушаться к совету врача за немощь Вашу духовную надо.

А значит - последовать совету священника, который говорит, что можно причащать одной кровью. Хотя я тоже Вам скажу, что частица тела Христова так мала и что это уже совсем не хлеб, но тело, и страхования Ваши - вражьи.


Дорогой отец А.!

Причащать с такой невозможной путаницей в голове и в сердце невозможно.

Только необходимость пересмотра своих взглядов, связанная с запретом подходить к Чаше Жизни и соединяться со Христом, может отрезвить человека. Ведь мы не можем причащать больного, когда он не владеет языком своим и сознанием, а в данном случае она не владеет сознанием. Поработайте с ней. И присмотритесь, как поведет она себя в связи с запрещением.


Таинство соборования


Дорогая о Господе О.!

Письмо Ваше получил и просьбу о молитве выполняю. А Вам сейчас надо не столько акцентировать внимание на ошибках прожитой жизни, сколько на чуде милости Божией к Вам. Господь не отверг отвергающих Его, а ждёт и стучится в сердце именно в тот момент, когда оно способно открыться Ему навстречу.

Хорошо бы к обычному лечению Вашему добавить и духовное врачество - Таинство соборования. Многие, очень многие испытали на себе его чудодейственную силу. Соборное масло надо пить и им помазываться. О близких не печальтесь, учитесь предавать и их воле Божией в своей материнской молитве. Их не оставит Господь. Божие благословение Вам.


Дорогая о Господе Н.!

Письмо твое я получил и просьбу о молитве выполняю. Но ты и сама должна потрудиться в молитвенном обращении к Господу, ибо молитва от болезнующей души - это вопль, прорезающий небеса. Хорошо бы тебе каждый пост собороваться и причащаться хотя бы на дому. Твоя болезнь призывает тебя ко спасению. Соборное масло непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой. Ко Господу надо принести нашу немощь, а у Него и здоровья, и сил на всех предостаточно. Умудряйся, после соборования и врачи умудрятся на помощь тебе.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно

Действительно, не столько имеют препятствий на пути ко спасению те, которые владеют немногим, сколько те, которые погружены в бездну богатства, - потому что страсть к богатству тогда бывает сильнее. И я никогда не перестану повторять, что приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего: возбуждая в них беспрестанно новые пожелания, заставляет чрез то сознавать всю свою нищету. Смотри вот, какую силу и здесь показала эта страсть. Того, кто с радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что, когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицом и с печалью. Что же Христос? Яко неудобь богатые внидут в царствие небесное . Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в царствие небесное богатому, то что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже препятствие на пути к царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое! Но для чего же Христос сказал ученикам Своим, что трудно богачу войти в царствие небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Для того, чтобы научить их не стыдиться бедности и как бы оправдаться пред ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь. Сказав здесь, что неудобно богатому войти в царствие небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. Удобнее, говорит, есть велбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие. А отсюда видно, что немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить. Когда же ученики смутились, слыша Его слова, Он далее сказал: у человек сие невозможно, у Бога же вся возможна . Но отчего смущаются ученики, будучи бедны, и даже слишком бедны? Что их беспокоит? Оттого, что имели слишком сильную любовь ко всему человечеству, и уже принимая на себя должность его учителей, страшились за других, за спасение всех людей. Эта-то мысль очень много и смущала их, так что они великую имели нужду в утешении. Потому Иисус, посмотревши сначала на них, сказал: невозможная у человек возможна суть у Бога (Лк. XVIII, 27) . Кротким и тихим взором Он успокоил волнующиеся их мысли, и разрешил недоумение (на это самое указывает и евангелист словами: воззрев ), а потом ободряет их и словами, указывая на силу Божию, и таким образом возбуждая в них надежду. А ежели хочешь знать, каким образом и невозможное может быть возможным, то слушай. Не для того ведь сказал Христос: невозможная у человек возможна суть у Бога, чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, Он сказал это для того, чтобы ты, сознавая великость предмета, тем скорее принялся за дело спасения и, с помощью Божьею ступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие

Верблюдом (κάμηλον) Господь называет здесь не вьючное животное, но толстую веревку, к которой моряки привязывают якоря. И совершенно не бесцельно Он дает такое обозначение, но чрезмерно придирчивому [человеку] показывает, что это дело некоторым образом близко.

Фрагменты.

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие

Заносчивый юноша, когда ему повелевается исполнить закон, становится удрученным и опечаленным. Ведь народу этому крест и страдание - соблазн, а потому для юноши в них нет никакого спасения. Однако он хвалится законом, отвергает язычников-сонаследников и отказывается обратиться к евангельской свободе; тем самым трудно ему будет войти в Царство Небесное. Ведь немногие из них (а в сравнении со множеством язычников - очень редко кто) были иудеями, которые уверуют: трудно им обуздать свою волю, так долго твердевшую под законом, чтобы обратить ее к евангельской проповеди смирения. А вот верблюду пройти через игольные уши легче. Верблюд не может войти в отверстие иглы, как не может принять в себя это огромное животное узкое ушко иглы. В начале этой книги, обсуждая одежды Иоанна, я отметил, что верблюд означает язычников. Это животное подчиняется слову, сдерживается страхом, терпеливо воздерживается от пищи, дисциплинированно встает на колени, чтобы взять ношу. В таком сравнении дикость язычников смиряется послушанием Божьим заповедям. И тогда они встают на очень узкий путь в Царство Небесное, то есть отверстие иглы, которое и есть проповедь Евангельского слова. Им сшиваются раны тела, восстанавливаются разодранные одежды, и сама смерть оказывается пригвожденной. Таков путь этой новой проповеди, и на него легче встает слабость язычников, нежели изобилие богатого, то есть того, кто гордится законом.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Иоанн Лествичник

Неудобь богатии внидут в царствие небесное ; неудобно и мудрецы безумные мира сего войдут в простоту.

Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.

Прп. Иустин (Попович)

Блж. Иероним Стридонский

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное

Но каким образом Авраам, Исаак и Иаков, люди богатые, вошли, по свидетельству Господа, в Царство Небесное (Быт. 13 и , а также Матфей и Закхей, по словам Евангелия, после оставления ими богатства? Однако здесь нужно обратить внимание на то, что когда они вошли, то уже перестали быть богатыми. Таким образом, они до тех пор не входили, пока были богаты. Впрочем, хотя богатства с трудом делаются предметом презрения, однако Он не сказал: «Невозможно, чтобы богатый вошел в Царство Небесное», а сказал: «Трудно». Где указывается трудность, там не представляется невозможность, а только заявляется о трудности.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие

Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти» , а здесь говорит, что совершенно невозможно. Некоторые под верблюдом разумеют не животное, а толстый канат, который употребляют моряки при бросании якорей.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иисус же рече учеником Своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное

Если богатому трудно войти, то любостяжательному совершенно не возможно. Если осуждается тот, кто не дает своего, то гораздо более тот, кто похищает чужое.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 23-24 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие

Игла - это Слово Божие, Которое есть Сам Сын Божий. Вершина иглы - острая и утонченная: утонченная в силу Его Божественности и острая в силу Его воплощения. Игла пряма и не имеет изгибов, то есть она не имеет отклонений. Раной Его страдания язычники теперь вошли в жизнь вечную. И только эта игла способна сшивать раны - Он снова сшил вместе разорванное Адамом одеяние бессмертия. Эта игла сшила вместе плоть и дух. Она соединила вместе иудеев и язычников, о чем апостол говорит: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду (Еф. 2:14) . Это та игла, которая воссоединила разрушенное содружество ангелов и человеков. Это та игла, которая прошивает и прокалывает, но не наносит раны.

Лопухин А.П.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное