Проблемы межнациональных отношений в ссср. Распад ссср и образование снг. развитие национальных отношений в бывших союзных республиках и внутри россии. Межнациональные отношения в ссср

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о «сплоченной семье братских народов» и созданной в СССР новой исторической общности - «советском народе» - очередными мифами «развитого социализма».

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению «социалистической законности» и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось «умиротворить» лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа) .

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной «пакта Риббентропа-Молотова» состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала «тихой» массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.

Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного «малодержавия», их национальное движение носило как бы оборонительный характер. Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием «Заявления 9 + I», в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.

Распад СССР вступил в решающую стадию в августе 1991 года. О выходе из него заявили республики Балтии. Первого декабря на Украине прошел референдум, на котором население республики высказалось за свою независимость. 8 декабря руководители России, Украины, Белоруссии Б.Ельцин, Л.Кравчук, С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года и объявили о создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате ск СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Тем самым был подтвержден факт распада Советского Союза как единого государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.

Реформы, которые вследствие привели к демократизации общественной жизни не могли не затронуть межнациональные отношения. Первыми, кто начал открыто отстаивать свои национальные свободы стали якуты. В начале 1986 года в Якутске были проведены ряд протестов, на которых демонстранты требовали отмены массового закрытия якутских школ.

На сторону простого населения постепенно переходила и правящая верхушка органов местного самоуправления и государственной власти. Так, к примеру, М. Горбачев был вынужден поменять председателя ЦК Компартии Казахстана, который активно поддерживал и поощрял народные протесты.

После того, как должность занял Г. В. Кунаев, по стране прокатилась волна протестов, которая впервые начинала носить революционный характер. Воссоздать свою автономию хотели крымские татары, немцы Поволжья, однако территорией наиболее острого конфликта на национальной основе стало Закавказье.

Формирование национальных движений

Воспользовавшись началом конфликтов в Закавказье, в странах Прибалтики активно создавались народные фронты, целью деятельности которых был выход Литвы, Латвии и Эстонии из СССР.

На первоначальных этапах своей деятельности, радикальные националистические организации Прибалтики смогли добиться от Верховных советов республик провозглашения национальных языков единственными государственными. Уже в середине 1989 года русский язык был лишен статуса государственного в этих странах.

По примеру Прибалтики, требования ввести национальные языки в государственные заведения были выдвинуты Молдовой, Белоруссией и Украиной. Населения Татарии, Башкирии и Якутии требовали немедленного признания их республик полноправными членами Союза.

«Парад суверенитетов»

В первой половине 1990 года, национальные движения и попытки правительства самостоятельно без участия Центра решить экономические и социальные вопросы, привели к принятию суверенитета во многих союзных республиках.

Суверенными государствами стали Российская Федерация, Украина, страны Прибалтики, Грузия, Молдова, Узбекистан и Беларусь. Реакция верхушки ЦК КПСС была резкой ко многим государствам были применены экономические санкции.

С большим опозданием Горбачев принялся разрабатывать новый союзный договор, который все же не смог сохранить Советское государство.

Попытка правительства при помощи ГКЧП спасти разрушающееся государство привели к прямо противоположному результату. В период августа- октября 1991 года декларации о государственной независимости были приняты в Прибалтике, Украине, Молдове, Беларуси, Узбекистане и Киргизии, Армении и Туркмении.

Существования Советского государства стало возможным только в статусе конфедерации. В сентябре 1991 года Госсовет СССР признал независимость Союзных республик, что стало началом конца существования Советского союза.

Уже 8 декабря на официальной встрече президентов России, Украины и Беларуси была объявлена ликвидация СССР как субъекта международного права и прекращении его геополитического существования.

Окончательный развал СССР стал очевидным 27 декабря 1991 года, когда последний советский Генсек, М. Горбачев, подал в отставку. Так скоропалительно закончилась история некогда одной из самых могущественных мировых держав. Мечты отцов коммунизма были похоронены под развалинами государства Советов.

Предпосылки распада СССР.

1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".

2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра.

3) Распад КПСС.

4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали государственное единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.

5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.

Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии:

а) конец 1989-1990 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий.

б) 1990 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС).

в) 1990-1991 гг. - многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать референдум 17 марта и распустить СССР.

Ослабление власти советов - следующий этап ослабления центра.

Национальные конфликты - " разбегание" республик, парад суверенитетов:

а) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах).

б) 1988 г. - начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев. Беспомощность союзных структур.

в) 1990 г. - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва - 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР.

Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе: Тбилиси - сентябрь 1989 г., Баку - январь 1990 г., Вильнюс и Рига - январь 1991 г., Москва - август 1991. Кроме того - межнациональные конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе, Ош и др.

Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново- Огарево.

Новоогаревский процесс:

1990-1991 гг. - обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства).

23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ), как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.



Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор и объявили о создании независимых государств (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).

Августовский путч 1991 г. и его провал.

Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.

Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс защитить свои политические свободы.

Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991 гг.).

Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.



1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость своей республики.

8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.

21 декабря 1991 г. - на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.

15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия).

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.

После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова отношения России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996 г. между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России», который предусматривал воссоздание в 1996- 1997 гг. единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая подписан Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании союзного государства», который 22 декабря 1999 г. был принят Государственной Думой и 2 января 2000 г. ратифицирован и.о. Президента России В.В. Путиным.

37. Россия после распада СССР: экономическое и политическое развитие.

После событий августа 1991г. российское руководство взяло под свой контроль союзные министерства и ведомства. На место арестованных по “делу ГКЧП” министров были назначены политические марионетки, формально возглавлявшие их до распада Союза ССР. По указу президента РСФСР Ельцина 6 ноября 1991 г. КПСС была запрещена, а ее имущество конфисковано.

Однако положение российского руководства во многом зависело от позиции республиканских лидеров. Некоторые из них, наиболее амбициозные, воспользовались ситуацией для усиления автономии своих регионов. В российских же областях и районах указами Ельцина были назначены главы местных администраций.
Руководство правительством президент России взял на себя, но экономический блок вопросов находился в ведении первого вице-премьера Е.Т. Гайдара, ставшего проводником т.н. “шоковой терапии”.

21 сентября 1993 г. Б. Ельцин подписал указ о поэтапной конституционной реформе, предусматривавший роспуск Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ и проведение 11-12 декабря того же года выборов в новый орган представительной власти – Государственную Думу. Фактически Ельцин совершил государственный переворот. Руководство Верховного Совета и Конституционный Суд признали действия президента неконституционными.

Серией указов Ельцин повсеместно прекратил деятельность Советов как органов государственной власти. По новой Конституции, утвержденной референдумом, Россия объявлялась президентской республикой с необычайно широкими полномочиями главы государства. Законодательная власть была представлена Федеральным Собранием из двух палат: Совета Федерации из назначенных президентом глав российских областей и избранных руководителей республик и Государственной Думы, депутаты которой избирались всенародным голосованием. Исполнительную власть должно было осуществлять правительство, глава которого утверждался Думой по представлению Президента.
Выборы в Думу, победу на которых одержал проправительственный блок “Выбор России” Е. Гайдара и утверждение новой Конституции способствовали стабилизации внутриполитической ситуации. С подачи президентской администрации Государственная Дума приняла решение об амнистии лицам, находившимся под следствием в связи с событиями 1991-1993 гг. В апреле 1994 г. различные политические силы подписали т.н. « Договор об общественном согласии».
Еще 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, определивший принципы взаимоотношений федерального центра и республик. По этому договору национальные республики в составе России получали ряд существенных преимуществ по сравнению с российскими областями. Однако и в таком виде договор не был подписан руководителями Татарстана и Чечни.
В основе противоречий лежала борьба за бывшую союзную собственность. Особенно напряженно развивались взаимоотношения федерального центра и Чечни, образованной осенью 1991 г. вследствие раздела Чечено-Ингушской АССР. Президент Чечни Д. Дудаев инициировал захват военных складов бывшей Советской Армии, ликвидировал местные отделения МВД и ФСБ, добился вывода частей российской армии из республики. Возможность переговоров с Дудаевым Б. Ельциным была упущена. Ставка была сделана на вмешательство силовых структур. Военная операция оказалась плохо подготовленной, руководителям государства недоставало единства воли.В январе 1997 г. А. Масхадов был избран президентом “Ичкерии” и им был взят курс на полную независимость республики от России.
Экономическая политика Ельцина-Гайдара, т.н. “шокотерапия”, включала в себя следующие направления: 1.Разовое введение свободных цен с января 1992 г., что должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит и ввести механизм конкуренции между предприятиями и заставить людей “зарабатывать деньги”; 2.Либерализация торговли, которая должна была ускорить товарооборот; 3.Приватизация госпредприятий и жилья с целью создания слоя собственников и установления стимулов к предпринимательской деятельности; 4.Реформирование банковской системы, образование частных банков с целью создания условий для более эффективного оборота денежной массы.
«Рецепты» для оздоровления экономики вырабатывались с учетом мнения зарубежных консультантов. В прожектах Ельцина-Гайдара содержался значительный элемент авантюризма, легковесности, социальной демагогии и откровенной лжи.
Отпуск цен при полной монополизации рынка товаров подстегнул инфляцию – за 1992 г. цены возросли в 36 раз! Обесценились сберегательные вклады населения. Сильно пострадали промышленные и сельскохозяйственные предприятия, утратившие оборотные средства. Кризис неплатежей потряс экономику. Вместо развития товарно-денежных отношений в России был сделан шаг назад, к примитивному бартеру.
Более благоприятные последствия имела либерализация торговли. Стали возникать товарно-сырьевые биржи, оптовые и мелкооптовые рынки. Крупные и мелкие торговцы - «челноки» заполнили рынок относительно дешевыми зарубежными товарами. Крупные капиталы стали складываться в сфере торговли алкогольными и табачными изделиями.
Осенью 1992 г. развернулась кампания по приватизации государственных предприятий в сфере промышленности и торговли. Каждый гражданин получал приватизационный чек – ваучер, который впоследствии можно было самостоятельно обменять на акции приватизируемых предприятий либо доверить чек частному чековому инвестиционному фонду /ЧИФВ целом, ваучерную кампанию можно назвать крупнейшей аферой ХХ века.
Одним из наиболее циничных методов передачи за бесценок в частные руки крупных объектов государственной собственности стали т. н. залоговые аукционы. С помощью нечистых на руку правительственных чиновников, включая министров. были розданы нефтедобывающие и горнорудные предприятия, чья экспортная продукция приносила миллиардные прибыли в валюте. Именно таким образом составили себе состояния российские миллиардеры М. Ходорковский, В. Потанин, Р. Абрамович и другие.
Появление сети частных банков не способствовало складыванию устойчивого рынка капиталов.

Подавляющее большинство населения оказалось разорено. Сильный удар был нанесен по промышленному и сельскохозяйственному производству. За 5 лет /1992-1997 гг./ по официальным оценкам производство сократилось на 50%.Особенно пострадала т. н. «оборонка». За годы «реформ» практически не происходило обновления основных производственных фондов. Усилилось технологическое отставание российской промышленности от западной. Российский производитель оказался «задавлен» дешевым зарубежным импортом. Чрезвычайно усилилась зависимость отечественной экономики от колебания цен на энергоносители на мировом рынке.
Нестабильность политической и экономической ситуации в стране, постоянные изменения условий хозяйствования способствовали постоянному оттоку капиталов за рубеж. Крупный заемщик у международных кредитных организаций, Россия в
1990-е гг. стала одновременно донором мировой, прежде всего западной, экономики. По официальным оценкам, вывоз капиталов из России составлял до 2 млрд. долларов в месяц. При этом годовой бюджет страны в середине 1990-х гг. не превышал 20-25 млрд. долларов.
Социальные последствия экономических реформ оказались крайне тяжелыми для основной массы населения страны. Даже по официальным оценкам, 30% семей оказались за чертой бедности. При этом рост зарплаты долгие годы фактически был «заморожен».
Резкий разрыв в уровне доходов людей, слабость и непоследовательность действий правоохранительных органов способствовали увеличению числа правонарушений и преступлений. Выросло число тяжких и особо тяжких преступлений. Россия сегодня остается одной из самых крупных тюремных империй мира.
Сокращение бюджетного финансирования сферы здравоохранения, фактическая ликвидация системы диспансеризации, дороговизна лекарств, ухудшение условий жизни и труда способствовали росту т. н. социальных болезней. Уровень заболеваемости многими из них сегодня находится на пороге эпидемии.
Распад СССР в начале 1990-х гг. внес значительные изменения в расстановку сил на международной арене.
Сразу после ликвидации СССР Россия с согласия других участников СНГ объявила себя правопреемницей бывшего Союза: обязывалась соблюдать ранее подписанные международные договоры, брала на себя совокупный внешний долг СССР, подтверждала свое членство в международных организациях.
Со второй половины декабря 1991 г. новую Россию признало более 40 государств мира. Представитель России занял место СССР в Совете Безопасности ООН. Однако геополитические условия развития страны заметно ухудшились: Россия утратила многие военно-стратегические объекты, ранее обеспечивавшие безопасность страны. У России не осталось ни одного нефтяного терминала, значительные участки нефте- и газопроводов, позволяющих экспортировать эти виды ресурсов за рубеж, оказались в распоряжении правительств соседних стран, отношения с которыми развивались не всегда благоприятно.
Декларация об образовании СНГ стала лишь началом длительного процесса урегулирования взаимных отношений бывших союзных республик. Значительные трудности были порождены необходимостью раздела прежних единых энергосистем, железных дорог, трубопроводов. Возникли проблемы раздела зарубежного имущества СССР, делимитации границ и др.
Денежная реформа 1993 г. в России привела к распаду единого рублевого пространства на территории СНГ, что нанесло урон общим интересам. Договор о создании экономического союза стран СНГ того же года в качестве приоритетных задач поставил поэтапное формирование общего рынка, единого таможенного и валютного пространства.
Экономическая и военно-политическая слабость России заставляла лидеров государств СНГ искать новые внешнеполитические и внешнеэкономические ориентиры. Особую позицию заняло лишь новое правительство Белоруссии /А. Лукашенко/, отдавшее приоритет развитию отношений с Россией. Весьма трудно развиваются отношения с Украиной, Грузией, Азербайджаном. Отношения с Узбекистаном и Туркменией оказались на периферии внешней политики Российской Федерации.
Противоречиво развивались в 1990-е гг. отношения с США и участниками блока НАТО в целом. «Рецидивы мышления «холодной войны»/В. Путин/ оказались сильнее у западной стороны. В апреле 2000 г. Россия ратифицировала российско-американский договор СНВ-2, оставляющий у двух держав по 3500 ядерных боезарядов. Однако расширение блока НАТО на восток требует от российской дипломатии поиска адекватных ситуации мер.
Негативное влияние на международное положение России оказали первая и вторая чеченские кампании. Лишь крупные террористические акты в мире за последние годы наметили тенденцию к формированию согласованной позиции России и Запада.
Главными задачами внутренней и внешней политики правительства В.В. Путина (избран Президентом России в марте 2000 г.) стали политическая и экономическая стабилизация в стране, укрепление вертикали исполнительной власти, преодоление сепаратистских устремлений в регионах, обеспечение безопасности России и повышение ее авторитета на международной арене.
В ходе проведения антитеррористической операции в Чечне на всей территории республики было обеспечено восстановление конституционного порядка. Дальнейшими шагами по возвращению к нормальной жизни стали всеобщие президентские и парламентские выборы, создание условий для возвращения беженцев, оказание материальной помощи пострадавшим в конфликтах, восстановление народно-хозяйственного комплекса.
В 2000 г. в Российской Федерации было сформировано 7 федеральных округов во главе с назначаемыми Президентом представителями. Ускорена работа по приведению местного законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Позднее был утвержден новый порядок формирования региональной власти, начата реформа местного самоуправления. Повышается роль политических партий в жизни общества, определены правовые основы деятельности некоммерческих общественных организаций.
Осуществляется военная реформа. К 2008 г. намечено сокращение срока службы по призыву до одного года, обеспечено право призывника на альтернативную военную службу. Неуклонно растут расходы на материальное обеспечение военнослужащих. Извлечены уроки из катастрофы АПЛ «Курск». Осуществляется модернизация обычных вооружений, совершенствуются силы ядерного сдерживания, возрождается военно-космический комплекс.
Совершенствуется законодательство. Утверждены Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный и др. Серьезные меры предпринимаются по повышению эффективности действий правоохранительных органов.
Продолжилось реформирование в области экономики и социальных отношений. Осуществляются налоговая, земельная, пенсионная реформы, в 2005 г. введен в действие закон о монетизации льгот. 5 сентября 2005 г. были определены главные национальные проекты в сфере жилищного строительства, здравоохранении, сфере образования, в сельском хозяйстве. Повышение качества жизни граждан впервые было объявлено приоритетом государственной политики. Остается актуальной задача борьбы с бедностью. Обеспечена экономическая стабилизация, намечены амбициозные планы по удвоению ВВП к 2010 г. Россия уверенно продвигается ко вступлению в ВТО. Успешно осуществляется реформирование банковской системы, ускоренными темпами погашается внешний долг страны.

Заметно активизировалась внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность российского руководства. На пространстве аморфного СНГ созданы более эффективные межгосударственные образования. Новые угрозы объективно способствуют упрочению сотрудничества РФ и стран Запада. В 2006 г. Россия принимает на себя председательство в т.н. «Восьмерке». Усиливается экономическая интеграция. Осуществляются крупные международные проекты («Голубой поток», строительство Североевропейского газопровода).
По-прежнему сильны позиции России на рынке вооружений, в ядерной энергетике, имеются перспективы сотрудничества в развитии нефтегазовых месторождений и мировой энергетики в целом. Продолжена работа по укреплению границ РФ.

Национальный вопрос и национальные отношения

Национальные отношения всегда связаны с решением определённых этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов, в том числе проблем территории, языка, традиций, духовной жизни в целом.

Объективной основой возникновения и развития национально-этнических отношений является сосуществование отдельных этносов на единой территории (соседних территориях). Как правило, эти отношения не существуют в чистом виде, они вплетены в сложившиеся экономические, социальные, политические отношения, однако их субъектами являются этносоциальные общности.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этносов в работе, определённом уровне потребления, собственности. Социальные отношения этносов реализуются в быту, семейной структуре (склонности к межэтническим бракам, или, наоборот, к их избеганию), в структуре производственных коллективов и т.д. Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия этносов в осуществлении политической власти, в национально-государственном устройстве, в практике осуществления гражданских прав. Межнациональные отношения в области культуры характеризуют взаимодействие этносов в духовной жизни и направлены, с одной стороны, на сохранение национальной самобытности, с другой - на взаимное обогащение и интернационализацию.

Взаимодействие национальных общностей характеризуется следующими социальными процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация (адаптация), аккультурация.

Под миграцией понимается передвижение этносоциальных групп в пределах этнической территории или переселение на территорию других титульных этносов. (Титульный этнос даёт название территории государства, национально-государственному образованию).

Довольно часто в западной социологии, этнографии термин «миграция» относят к культуре, в таком случае миграционные процессы рассматриваются как вторжение населения или культур в чуждую этническую или культурную область.

Интеграция характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-экономической и политической общности (например, формирование в России у разных этносов одинаковых традиций, обрядов). Во времена существования СССР и социалистического лагеря под интеграцией понимали и хозяйственные связи, развивающиеся по единому плану.

Консолидация - это процесс слияния относительно самостоятельных этносов и этнических групп, обычно родственных по языку и культуре в единую этносоциальную общность. Например, Алтай-кижи, теленгиты, телеуты, челканцы, кумандинцы в двадцатом столетии сформировались в алтайскую народность.

Ассимиляция - процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносоциальных общностей, значительно различающихся по происхождению, культуре, языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса. Как правило, при этом они утрачивают прежнюю национальность (этническую принадлежность), растворяются в социокультурной среде другого этноса. Ассимиляция бывает естественная, добровольная и принудительная. Последняя сопровождается угнетением одного народа другим, социально-экономическим неравенством, нарушением гражданских прав.

Аккомодация, или адаптация - это приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного существования и взаимодействия в экономической и социальной сферах. Эти термины были заимствованы социологами-позитивистами из биологических наук.

Аккультурация - это процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Зачастую в западной этносоциологии аккультурация предстаёт как синоним европеизации, американизации, т.е. означает процесс распространения у народов Азии, Африки, Восточной Европы, России чужих элементов культуры, форм хозяйствования, социальных институтов.

Идеология и практика регулирования национальных отношений в СССР, несмотря на их официальную интернационалистскую оболочку, формировали этническое самосознание граждан как путём официальной регистрации этнического происхождения по одному из родителей, так и путём огосударствления этничности в системе национально-государственного устройства.

Российская империя, в отличие от западных государств, насильно вытеснявших и уничтожавших коренные этносы (аборигенов) на завоёванной территории, создавала условия для сохранения этносов и обеспечивала им военно-политическую защиту. Большинство народов вошло в состав Росси добровольно. Тем не менее, уровень социально-экономического и культурного развития большинства этносов различался значительно, что приводило к периодическим обострениям национального вопроса.

Под национальным вопросом чаще всего понимают вопрос об угнетении одной нации другой, об их неравноправии и социально-экономическом неравенстве, освобождении и самоопределении этноса.

В учебных пособиях и словарях можно встретить и другое определение, где акцент делается на системе взаимосвязанных проблем развития народов. Правильнее, на наш взгляд, первое определение, поскольку о самом национальном вопросе вспоминают, когда общество сталкивается с определёнными противоречиями, дисфункциями, несправедливостями.

Проблемы национального равноправия и справедливости являются исключительно сложными и не всегда поддаются успешному разрешению даже в развитых демократических странах. Десятилетиями сохраняется курдский национальный вопрос в Турции, французский - в Канаде (Квебек), ирландский - в Великобритании (Ольстер). Этническую напряжённость отмечают социологи во взаимоотношениях между испанцами и басками, валлонами и фламандцами в Бельгии и т.д.

Ещё задолго до Октября 1917 года большевики предложили для решения национального вопроса принцип полного равноправия наций. После прихода к власти большевиков Сталиным была произведена подмена принципа самоопределения понятием отделения, выхода из состава государства (сецессии).

Самоопределились, в смысле отделения, ещё при Временном правительстве польская, финская, литовская, латышская и эстонская нации. Самоопределение же советских республик через отделение, в условиях военной и хозяйственной разрухи, было равносильно самоубийству. К моменту революции Россия, в основе своей, оставалась традиционным обществом с глубокими общинными традициями, патриархальным азиатским способом производства, тяготевшим к административным методам управления экономикой. Эти причины существенно повлияли на форму самоопределения. Сталин - нарком по делам национальностей, затем глава государства - фактически заложил традицию отношения к самоопределению исключительно как отделению, которое, в свою очередь, оказывалось иллюзорным, так как право рабочего класса на укрепление своей диктатуры считалось выше права на самоопределение.



В итоге один вид господства - от имени великорусской нации сменился другим - от имени великорусского пролетариата. Русская нация сохранила в административно-политическом аспекте доминирующее положение в СССР. При этом в социально-экономическом смысле русский этнос десятилетиями жил отнюдь не лучше политически зависимых братьев по социализму.

На словах провозглашалась недопустимость принудительного ассимиляторства. Если ассимиляция осуществляется без принуждения, то ничего предосудительного в ней нет. В странах Западной Европы и Америки активно ассимилируются иммигранты. На практике же проводилась линия на принудительную ассимиляцию малых народностей, ликвидацию организаций, занимавшихся национальными делами. В середине 30-х годов были ликвидированы 250 национальных районов, в том числе немецкий национальный район на Алтае, 5300 национальных сельских Советов. В докладе Сталина о проекте конституции утверждалось, что в стране существует 60 этносоциальных общностей, хотя ещё во время переписи 1926 года были учтены 194 этноса. В 40-х годах ликвидированы автономии немцев Поволжья, калмыков, крымских татар, балкарцев, ингушей, чеченцев-акинцев и других народов, а сами они депортированы - принудительно выселены с этнических территорий с лишением гражданских прав.

В языковой политике отчётливо прослеживались элементы «русификации». Сегодня из 120 языков, распространённых на территории России, только для четырёх (русского, татарского, башкирского и якутского) доступно полное среднее образование.

Поскольку этническая структура общества была построена по принципу ветвящегося дерева (автономные округа входили в области, автономные области - в края и т.д.), малые этносы оказывались в подчинении у более крупных. Поэтому, например, в Таджикистане игнорировали проблемы народностей Памира, а в Азербайджане - Нагорного Карабаха. Некоторые этносы стали объектами настоящего этноцида, то есть уничтожения по признаку принадлежности к этнически общностям или создания условий для их суженного воспроизводства. Это касается, прежде всего, народностей Севера и Сибири, которые сохранялись в течение 5-6 тысячелетий и были подорваны за 30-40 лет. Их численность сокращается, а средняя продолжительность жизни намного ниже общероссийской.

Эти печальные факты и тенденции не должны заслонять выдающихся достижений СССР в области экономики и культуры большинства наций. Многие из них обрели свою письменность и достигли уровня образования, сравнимого с развитыми странами мира, создали национальный кинематограф и литературу. С 1922 по 1985 г.г. объём промышленной продукции Казахстана вырос в 950 раз, Таджикистана - 905 раз, Киргизстана - в 720 раз. Национальные окраины развивались гораздо более высокими темпами, чем Россия. Убедительным испытанием дружбы наций стали страшные испытания Великой Отечественной войны и общенародная победа над фашизмом.

Мы уделили большое внимание допущенным ранее ошибкам и просчётам в национальной политике, потому что именно они создали предпосылки для резкого обострения национальных отношений в конце 80-х начале 90-х годов. Политика гласности всколыхнула все старые обиды, а кризисные явления в экономике большинства регионов подготовили почву сначала для распространения национализма, а затем и общественно-политических движений за отделение от СССР.

Этнонационализм - это провозглашение приоритета этнических ценностей над личностными и групповыми, пропаганда исключительности и превосходства одной нации над другими.

Подъём национального самосознания сопровождался ростом напряжённости и конфликтности в межнациональных отношениях, появлением сильных центробежных тенденций. Авантюризм политиков довершил развал Советского Союза.

Перед социологами, этнологами, юристами встали новые серьёзные вопросы, потребовавшие специальных исследований. С особой остротой встала проблема форм реализации суверенитета национально-государственных образований - субъектов Российской Федерации. Резко возросла миграционная активность русских и русскоязычных национальных групп в бывших республиках СССР. Ухудшилось социальное самочувствие. Если в период застоя реальной была ассимиляция русскими остальных национальностей, то сегодня можно говорить о другой крайности - принудительной ассимиляции русских, а в некоторых республиках - Чечне, Латвии, Эстонии - о вопиющих нарушениях гражданских прав, этнических чистках.

На геополитическом пространстве бывшего СССР резко возросло количество этнических конфликтов, то есть таких, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Усилились диспропорции между этнической и социальной структурами в республиках. Ещё в 70-е годы при сохранении моноэтничности сельского населения престижные профессии стали превращаться в привилегию титульной национальности, а доля последней в составе рабочего класса сокращаться. Под влиянием эмиграции русскоязычного населения в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане почти исчез национальный рабочий класс. Казахи составляли не более 1% среди рабочих в промышленности в середине 80-х годов, а сегодня их доля снизилась до 0,5%.

29. Перестройка и нац отношения в СССР. Распад СССР.

Современный этап российской истории уже сегодня может быть расценен как один из самых динамических периодов её развития.

11 марта 1985 года мир узнал о смерти Генерального секретаря ЦК КПСС К. Черненко. В тот же день состоялся внеочередной Пленум ЦК КПСС, избравший новым Генеральным секретарём самого молодого члена Политбюро, пятидесятичетырёхлетнего М.Горбачёва. Этот политический деятель явился символом перехода от социалистического общества к постсоциалистическому.

Сначала Горбачёв решил направить курс своих реформ в русло ускорения лишь в рамках социализма. Но этот курс на практике потерпел провал.

Впервые Горбачёв изложил первый этап задуманных им реформ на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 года. Основной идеей его выступления являлась своего рода «невиновность» социализма за экономический спад в советском обществе. Основным убеждением, которое отстаивал Горбачев, было то, что потенциальные возможности социализма использовались недостаточно.

Однако, реформа Горбачева не могла не затрагивать национальную структуру Союза. Вместе с этим, Горбачев рассчитывал сохранить объединяющий характер партии, в рамках государства, которому в целях своего демократического развития предстояло децентрализовать многие функции, передав их республикам.

2-ая половина 80-х гг. была отмечена чередой столкновений. Самым важным моментом оставалось «хитросплетение народов в пестрой мозаике этнических групп», который представлял собой Советский союз. В реальности не существовало ни одной республики, которая была бы однородной по своему национальному составу. Каждая имела меньшинства, отличные от численно преобладающей нации республики.

Важным событием (дек. 1986 г.) стало смещение казаха Кунаева с поста руководителя партии в Казахстане . На его место был поставлен русский Колбин. Ответной реакцией на это действие стали демонстрации протеста в Алма-Ате. Вскоре Колбина вынуждены были снять.

В 1988 году наметился кризис в межнациональных отношениях. Первый конфликт, который нерешен до сих пор, возник не на основе противоречий между русскими и нерусскими, а на основе противоречий между двумя кавказскими народами – армянами и азербайджанцами, по поводу территории Нагорного Карабаха (1987 – 1988 гг., в состоянии войны до 1994 г.) В рамках СССР это была автономная область Азербайджана, населенная преимущественно армянами. Армения посчитала, что Баку выделяет мало средств на ее развитие. 75 тыс. человек подали петицию Горбачеву о передаче Карабаха Армении.

В 1989 году на окраинах Союза возникли два очага кризиса (Грузия и Прибалтика), когда понятное стремление к утверждению собственного национального достоинства трансформировались сепаратистские движение.

В балтийских республиках народные фронты, заявившие о себе в начале как организации в поддержку перестройки, превратились в движения за независимость. С самого начала из 3-ёх стран ведущую роль взяла на себя Литва. С этнической точки зрения её население представлялось наиболее компактным: на её территории проживало всего 20% нелитовского населения.

Общим требованием прибалтов было осуждение соглашения 1939 года.

Грузинский конфликт . Здесь движение отличалось шовинистическим настроениями враждебными ко всем негрузинам. Самым крупным представителем движения оказался Гамсахурдия, человек склонный к экстремизму. Сепаратистские тенденции получили довольно серьезные развития, как и напряженность между различными нациями.

Крайний национализм в Грузии, который возобладал с приходом к власти Гамсахурдии, вызвал немедленную реакцию: начались вооруженные выступления абхазов и осетин, народов не только многочисленных, но и наделенных собственной государственностью по Советской Конституции.

Гамсахурдия и его сторонники хотели подчинить их своей власти. В ответ абхазы и осетины провозгласили свое отделение от Грузии, настаивая на создании соответствующих суверенных республик или на вхождение в Российскую Федерацию. В абхазском селе Лыхны состоялся сход абхазцев с требованием передать Абхазию в состав РСФСР. Митинг в Абхазии стал поводом для развертывания целого ряда трагических событий. 9-го апреля 1989 года в Тбилиси была организована демонстрация под лозунгами «Долой советскую власть!» Силами солдат внутренних войск попытались разогнать демонстрацию. Во всем обвинили местные власти, КГБ, армию, русских… На самом деле, войска столкнулись с сопротивлением хорошо подготовленных сил.

Январь 1990 г. – события в Баку. Народный фронт выступил против советской власти в лице председателя правительства Везирова. Ввод советских войск. Власти Азербайджана в опоре на советские войска подавили демонстрации. Авторитет советской власти подорван.

Январь 1991 г. – события в Вильнюсе. Промосковские силы попытались свергнуть законные литовские власти. КГБ пытается штурмом взять телебашню, миф о расстреле народа советскими войсками . Миф, т.к. 1 из руководителей национальных сил проболтался: стреляли по толпе национальные силы (ранения сверху).

Май-июнь 1989 г. – 1-ый съезд народных депутатов, лозунги националистов. Война законов: союзных и республиканских.

1990 г. – указ президента СССР о роспуске незаконных вооруженных формирований.

Однако, все факторы, которые были способны удержать единый Союз, оставались достаточно сильными. Уровень экономической интеграции между различными регионами был настолько высок, что представлялось невозможным их существование по отдельности.

В ходе всего кризисного периода в межнациональных отношениях линия Горбачева была обречена на поражение, несмотря на то, что отличалось последовательностью. Горбачев оставался верен своим убеждениям, что Союз, как необходимая форма существования народов СССР, должен быть в любом случае спасен. Однако он понимал, что для достижения этой цели, Союз предстояло радикально реформировать, для чего каждой республике необходимо было гарантировать суверенитет и демократический контроль на своими делами, оставляя главные функции, обеспечивающие совместную жизнь в Союзе, за Центром. Он допускал, хотя и осуждал отделение одних народов от других, но требовал, чтобы все происходило в рамках закона. Он одобрил юридическую процедуру, которая открывала возможность каждой нации реализовать свое конституционное право на отделение по согласию сторон. В связи с этим, Горбачев был подвергнут обвинениям в развале Союза.

Важнейшим политическим и историческим шагом стала организация референдума по всей стране в марте 1991 года. 80 % приняло участие в голосовании, но референдум не проводился в Прибалтике, Молдове. 76 % высказались «за» сохранение союза при условии его реформации на демократической основе . В следующем месяце начались переговоры с Республиками для заключения Договора, который должен был определить основы обновленного государства.

Этот документ был назван Ново-Огаревским договором (по имени резиденции вблизи Москвы, где он был составлен).

Согласно этому документу, каждая отдельная республика, согласившаяся делегировать Центральному правительству ряд полномочий в области обороны, внешней политики, экономической сфере, была признана суверенной и независимой. За Россию договор подписал Ельцин.

Положительные итоги референдума Горбачев расценил как личную политическую победу. Однако Горбачев допустил грубый политический просчет: 28 марта, в день открытия внеочередного съезда народных депутатов РСФСР, в Москву были введены войска, что было воспринято радикальными, умеренными и консервативными депутатами как оскорбление . В разговорах с Хасбулатовым Горбачев согласился вывести войска лишь на следующий день. Деятельность съезда была приостановлена. 19 августа 1991 года начался путч, продолжавшийся три дня. Однако ГКЧП не смог реалистически оценить реакцию масс российского населения на его действия, другой просчет путчистов заключался в переоценке власти Центра над союзными республиками. 23 августа Горбачеву было выдвинуто требование о подписании Указа о немедленном роспуске КПСС . Вслед за этим начался распад всех старых государственных структур.

8 декабря во время встречи в Белоруссии, которая была проведена в тайне от Горбачева лидеры трех славянских республик (Ельцин, Кравчук и Шушкевич) заключили сепаратное межгосударственное соглашение, в котором заявили об образовании Содружества Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР и Украины.

Ни с кем не консультируясь, три человека положили конец СССР. Более того, республики могли лишь выйти из союза, но не ликвидировать его. 25 декабря Горбачёв оставил пост президента государства, которое уже не существовало.

Через несколько дней центральные азиатские республики и Казахстан изъявили готовность присоединиться к Содружеству. 21 декабря на встрече в Алма-Ате, куда Горбачев не был приглашен, 11 бывших советских республик (кроме Прибалтики и Грузии), позднее независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий.

Действия национальных элит, интеллигенции были решающей причиной распада СССР.