Легальность и легитимность политической власти. Легальность политической власти. Термин «легитимность» возник в начале XIX века во Франции

Важнейшими характеристиками политической власти являются ее легальность и легитимность. Легальность - это признание добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Легитимность - это принятие населением установившихся властных отношений, признание за властью права управлять и согласие подчиняться распоряжениям субъекта власти. Легальность власти - юридический феномен: она устанавливается и гарантируется властью, носит исключительно рациональный характер; в отличие от легальности, то есть законности, легитимность является феноменом политическим, не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легальное (рациональное) господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. По Веберу, бюрократия технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: 1) лично свободные и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную иерархию; 3) имеют твердо определенную компетенцию; 4) работают в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами; 7) рассматривают свою службу как единственную или главную процессию; 8) предвидят свою карьеру; 9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подлежат строгой, единой служебной дисциплине и контролю (Политология: Учебник /Под ред. М. А. Василика.-М.,2001.-С. 122).

При легальной власти существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов.

Что касается легитимной власти, то это такая власть, с существованием которой соглашается народ, которая признается основной массой людей. «Тот, кто приобретает хоть какую-то долю власти другими путями, чем те, которые предписаны законами сообщества, не имеет права на то, чтобы ему повиновались..., а следовательно, является не тем лицом, на которое дал согласие народ», - писал Дж. Локк (Локк Дж. Соч.- Т. З.- М., 1988.- С. 377-378).

Термин легитимности (легитимизм) возник давно, еще в начале XIX в. и выражал стремление восстановить во Франции власть короля, как единственно законную в отличие от власти узурпатора. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ. Но потребность в легитимности власти возникла задолго до французской революции. Идея законопослушания пронизывает все богословские учения средневековья. Крупнейший представитель средневековой мысли Ф. Аквинский призывает граждан к повиновению государственной власти. Одновременно обосновывалось право народа на восстание и даже цареубийство. Так, согласно учению английского богослова и юриста И. Солсберийского (XII в.) убийство тирана считалось вполне правомерным, Ф. Аквинский писал о власти приобретенной, которая используется в нарушение божественной воли. Узурпатору, недостойному правителю, подданные имеют право не повиноваться. Более того, народ имеет право на восстание, если правитель злоупотребляет властью.

В наше время легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности. Признание существующей государственной власти легитимной означает, что состоялся договор (не обязательно зафиксированный в каком-либо документе) между силой, владеющей государством, и народом о приемлемости направлений проводимой политики, способов и средств достижения поставленных целей. Поэтому легитимность не только признание данной государственной власти, но обязательство власти действовать в рамках закона. При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества, что обусловливает ослабление насилия со стороны субъекта власти по отношению к объекту и, наоборот, при отсутствии легитимности власти общественная жизнь утрачивает легитимность, так как в этом случае субъект власти сосредотачивает усилия на насильственном подчинении себе остальной части общества, используя принуждение.

С признанием легитимности основополагающим принципом внутреннего и международного порядка стали различаться понятия «использование силы» и «насилие». Использование силы - это демонстрация силы и предусмотренное законом принуждение со стороны государства. Насилием называют неправомерное использование силы государственными органами над частными лицами. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Но легитимность вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, уголовники, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.

Легитимизация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по-разному. Немецкий ученый М. Вебер, который, кстати, термин «легитимность» ввел в научный обиход, разработал типологию легитимного господства (власти). Он выделил три основных его типа:

1) традиционное господство. Этот тип господства опирается на силу традиций, нравов, привычек. Приказания, распоряжения руководителей являются правомочными, поскольку отвечают обычаям и историческим прецедентам. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания, распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Основа традиционной легитимности - привычка повиноваться издревле существующим, хорошо знакомым органам власти;

2) харизматическое господство (от греч. Harizma - благодать, дар божий) базируется на вере в особенные, сверхъестественные качества вождя, лидера. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности его лидера, связывают с ним его благополучие в настоящем или возможность улучшения своего положения в будущем. Сам лидер верит в свое призвание, пытается доказать массам, что он выполняет «историческую миссию», последователи верят в лидера. Поддержка лидера рассматривается как священный долг последователей. В трактовке М. Вебера харизматическое лидерство 1) носит личный характер, 2) строится на эмоциональной основе, 3) играет новаторскую или революционную роль, 4) недолговечно и с течением времени рутинизируется.

Харизматическое господство возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса. Со стабилизацией социальной системы общество трансформируется в традиционное или легальное господство. Образы харизмы М. Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, а также Цезаре, Наполеоне, Ленине и др.;

3) легальное (рациональное) господство, которое, как уже отмечалось, базируется на подчинении всех системе законов, которые устанавливаются и используются в соответствии с конкретными постоянными принципами.

Названные М. Вебером три идеальных (чистых) типа, в реальности чаще всего функционируют в форме комбинации этих типов легитимности, которые переплетаются, взаимно дополняя друг друга. Типология М. Вебера приобрела большую популярность и стала по существу классической. Вместе с тем изучение легитимности власти требует выяснения ее уровней характеристики. В политологии выделяются три уровня легитимности власти:

1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности. Идеологическая легитимность опирается на идеологические принципы и убеждения граждан в ценности политического строя как наилучшего, что подкрепляется интенсивной пропагандой. В качестве примера может служить бывший СССР;

2) структурный: приверженность граждан механизму и нормам политического режима, регулирующих политические отношения. Люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил. Стержнем такой легитимности является убежденность в правомочности существующей политической системы. Источник легитимности - специфические политические структуры. Как пример - Великобритания с ее демократическими традициями и парламентаризмом;

3) персональный (личный): он заключается в одобрении данного властвующего лица. Опирается на веру граждан в личные качества политического лидера, его способность надлежащим образом использовать политическую власть. Лидер идентифицируется с идеалом, личным выбором. Примером такого типа легитимности Д. Истон считает США, где президент должен обладать персональной легитимностью.

В соответствии с реальным значением идеологической и структурной легитимности, ролью личности политических лидеров формируется политика легитимизации данной власти.

Средствами и методами легитимизации власти являются прежде всего различные формы участия граждан в управлении, что создает ощущение причастности людей к политике, осуществляемой органами власти; легитимизация осуществляется путем административной, экономической, военной, образовательной и другой деятельности власти. Легитимность власти в этом случае зависит от эффективности данной деятельности. При этом важную роль играют технократические, социотехнические, политические, идеологические, психологические средства. Технократические средства сводятся к обеспечению взятого курса реорганизации (в политике, инфраструктуре, налоговой системе и т. д.). Социотехнические заключаются в поиске наименее болезненных путей перехода в новое состояние. Например, в условиях модернизации для власти актуальна проблема уменьшения безработицы. Одно дело - массовая безработица, совсем другое - структурная. Последняя сводит к минимуму социальную напряженность, открывает перед человеком перспективу переквалификации, перемены места работы и жительства.

Для поддержания легитимности власти используются и многие другие средства: изменение законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Средством легитимизации власти является также применение силы: чем выше уровень легитимности, тем меньше принуждения.

Легитимность власти не может быть успешной без пропаганды положительных моментов проводимой политики. Пропаганда призвана использовать информацию для формирования убеждения. Правительственная пропаганда служит функциональной социализации, то есть признанию массами правительственной политики. Здесь очень важно, чтобы правительственная информация была объективной, а также не осуществлялось блокирование другой информации, идущей из оппонирующих правительство центров. Действительно поможет та информация и пропаганда, которые достойны поэтапной политики утверждения общества гуманизма, демократии с учетом реальной действительности.

Наряду с легитимизацией власти происходит и противоположный ей процесс делегитимизации, то есть утраты доверия. Причинами делегитимизации являются: противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации по защите интересов народных масс. Причинами делигитимизации являются также нарастание бюрократизации и коррумпированности; национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющийся в отвержении федеральной власти; потеря правящей элитой веры в правомочность своей власти; возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти (Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василика.- М., 2001.- С. 127).

Легитимна ли государственная власть в современной России? По мнению специалистов, государственная власть в современной России переживает кризис легитимности. Это выражается в первую очередь в том, что она утратила национально-государственную идею, перестала соответствовать «образу» власти и оказалась социально неэффективной. Причины кризиса власти в России те же, которые были только что названы. Если говорить в целом, то в социальном плане этот кризис обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов, с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы жизнедеятельности страны. В общественном мнении преобладает представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии. Авторитет центральной власти снизился до критического уровня. Как показал анкетный опрос, проведенный в Республике Бурятия в 1995 г. (было опрошено 900 учителей, врачей, инженеров, журналистов и других представителей интеллигенции), лишь 3 % опрошенных ответили, что они с доверием относятся к Президенту Ельцину, около 8 % доверяют Председателю Правительства Черномырдину, его заместителю Чубайсу - около 3 %, Шумейко - 1 % (Правда Бурятии, 25 мая 1996г.).

Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Проблема легитимизации является важной для любого политического режима. Даже диктаторы не могут безгранично строить свою власть исключительно на насилии. Наибольшим потенциалом легитимности располагает демократический режим. Таким образом, проблема легитимизации имеет большое значение для политической власти и общества, она является одной из важнейших проблем политической науки.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Функциями политической власти являются: руководство, управление, организация, контроль.

1. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

2. Управление проявляется в сознательном целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

3. Организация включает в себя обеспечение политической жизни, политических отношений, отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д., управление делами общества и государства на разных уровнях.

4. Контроль выражается в корректировке движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами, с интересами (волей) самих участников политического процесса. Корректировка осуществляется путем минимизации отклонений поведения институтов политической системы и участников политического процесса от заданных им целей, направления и стандартов деятельности. Формы контроля различны. В их числе специально создаваемые институты - сеть соответствующих государственных учреждений, партийных инстанций, общественных организаций, движений. Сюда относятся прежде всего службы (ведомства) контроля, ревизии, проверки, надзора, имеющиеся в госаппарате, официальная пресса, телевидение и т. д.

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (от лат. legitimus – законный) власти.

Легитимность состоит в естественном, добровольном признании большинством населения страны системы, к которой оно принадлежит, в длительном согласии принять правление и власть данного класса, иерархии и т.д.

Речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывает ей народ, а не о правовом, формальном закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Следовательно, следует различать понятия «легитимность власти», которое носит оценочный, этический и политический характер, и «легальность власти», имеющее юридический и этически нейтральный характер. Власть может быть легальной, но нелегитимной и наоборот.

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.

Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти.

И так, легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти. Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил:

Традиционная легитимность - основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются (Великобритания).

Рационально-легальная легитимность - опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером явл. современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве (Р. Б.)

Харизматическая легитимность - основанная на признании авторитета и популярности полит. деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения полит. реформ или революционного преобразования общества (Будда. Христос, Магомет).

Легитимность власти не ограничивается указанными тремя классическими типами. В политической науке выделяется также идеологический тип легитимности, суть которого состоит в оправдании власти с помощью идеологии.

Соотношение легальности и легитимности.

1.Легитимная и легальная власть – после победы определенных сил на выборах.

2.Легитимная и нелегальная власть – после свершения революционного переворота (Китай, Вьетнам, Гвинея, Мозанбик).

3.Не легитимная и легальная власть – правление метрополией, колониальные страны беднейшей Азии и Африки.

4. Нелигитимная и нелегальная власть -

Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. Так, законно избранный в 1996 г. Президент России Б. Н. Ельцин в конце 1999 г. пользовался доверием не более 10 % российских граждан, т. е. полностью утратил свою легитимность. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Например, пришедший к власти в Чили в результате военного переворота в 1973 г. генерал А. Пиночет в результате эффективной экономической политики впоследствии стал вполне легитимным и законным президентом страны.

Легитимность и легальность государственной власти: понятие соотношение. Виды легитимности.

Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной (легитимность первоначально сводилась к её легальности, т.е. к наличию законного источника власти и законного основания обладания ей).

С течением времени понятия легитимность и легальность разделились. Легитимность – это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность (классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.

Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, её норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная (Конституция или, например, Акт о престолонаследии).

Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.

Легитимность государственной власти – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в: 1) её основанности на общечеловеческих нравственных ценностях; 2) добровольном признании населением права власти управлять и психологическая готовность подчиняться её велениям и согласие на применение мер принуждения со стороны власти.

Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.

Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.

Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман). Понятие легитимности не совпадает у различных слоёв населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.

Вопрос о легитимности – это вопрос о границах, о правомерности применяемого властью к физическим и юридическим лицам принуждения.

легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

Термин «легитимность » иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти . Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

9. Уровни и степени политической активности. Понятие правящей элиты и контрэлиты

Политическая активность - форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей.

Она может проявляться как политическое поведение (участие) и политическая деятельность.

Субъектами политической активности могут выступать общности и организации, а также личности, которые проявляют ее от имени и (или) во имя общности.

Политическое поведение (участие) - это активность субъектов в рамках предложенных им профамм реализации их коллективных интересов.

Существует два вида участия:

    участие с низкой вовлеченностью. Оно проявляется в выполнении распоряжений властных органов;

    участие с высокой вовлеченностью , которое предполагает активность в составе общественных движений, политических партий, групп интересов и др.; это может быть посещение митингов, участие в политических демонстрациях, избирательных кампаниях, коллективных обращениях и т. д.

В рамках второго вида различают подвиды: автономное и мобилизованное политическое участие. Автономное участие - это добровольная исполнительная активность граждан в составе общественных объединений. Мобилизованное участие - это принудительная активность в составе каких-либо общностей. Мотивами такого участия могут быть страх, административное принуждение, экономическая выгода, традиции и т. п. Мобилизованное участие всегда направлено на поддержку властного органа, проводящего акцию, ею целью является демонстрация преданности участников данному органу власти и одобрение политики, проводимой данным субъектом (будь то государственная или негосударственная организация). В любом обществе присутствуют элементы обоих названных подвидов.

Политическая деятельность - это творческая активность субъектов, целью которых является формулирование и реализация коллективных интересов определенного сообщества. Выразителями таких особых интересов выступают группы, обладающие необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, - элиты. Социальные элиты имеют целью свой вариант построения политических отношений и активно стремятся к достижению этой цели.

Эли́та (отлат.eligo ,англ.фр.élite - избранный, лучший ) - всоциологиииполитологии- совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

Контрэли́та -оппозиционнаяпо отношению к правящей политическойэлитечасть бюрократии, социальная группа, которая борется за право на вхождение в элиту или создание новой ;субъектполитики, который действует достаточно организовано (легально или нет) и стремится получить власть в свои руки или передать её другой политической силе.

1. Вступление

2. Понятие «власть» и сущность политической власти

3. Основные характеристики власти: легальность и легитимность

4. Соотношение легальности и легитимности

5. Заключение

6. Список литературы

Вступление.

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.

Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.

Понятие «власть» и сущность политической власти.

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть старших», «власть денег», «судебная власть, „партийная власть“ и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Власть – это не только политика. Она является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в производственном коллективе, в организациях, в государстве, в семье… Что же такое власть?

Существует много определений власти, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной стороне, на отдельных проявлениях власти. Вот некоторые важнейшие направления в трактовке власти.

Телеологическое: власть – способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

Бихевиористические трактовки, согласно которым власть – особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие – подчиняются.

Структурно-функционалистская трактовка: власть – способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.

Психологическая интерпретация, согласно которой стремление к власти и обладание ею – это компенсация физической и духовной неполноценности. Власть возникает при взаимодействии, когда одни готовы к властвованию, а другие – к подчинению.

Любая власть, в том числе и родителей над детьми, старших над младшими, начальников над подчиненными и т.п., отражает определенные отношения, при которых воля и действия одних господствует над волей и действиями других Властные отношения объективно присущи общественной жизни.

В самом обобщенном виде можно предложить следующее определение власти: власть – право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определенное влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Итак, власть в общесоциологическом понимании предполагает способность отдельного индивида или группы людей с помощью различных средств и методов утверждать в сфере социальных отношений собственную волю. Без властных отношений невозможно функционирование общества в целом, а также его элементов, их организация и взаимодействие.

Политическая власть является одной из разновидностей власти. В отличии от нравственной, семейной власти политическая власть имеет не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Для политической власти имеют значения не столько интересы частных лиц, сколько общие интересы всех групп и социальных слоев общества. Политическую власть можно определить как реальную способность индивида, группы людей к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса. Политической властью является всякая основанная на принуждении власть группы в отношении другой группы людей, если это взаимодействие имеет политический характер.

Основные характеристики власти: легальность и легитимность.

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

Легальность власти – это её нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах.

Политическая легитимность – это общественное признание власти и её права на управление.

С понятием легитимности отождествляют оценочный, этический характер власти, с легальностью – юридический.

Понятие легитимности впервые ввел в социологию М.Вебер; им обозначен такой порядок, который представлял значимость для индивидов и которому они подчинялись в силу его рационально признанной ценности. М.Вебер разработал концепцию о трех типах легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения или отторжения индивидами определенных типов социального порядка в виде норм, правил, обычаев, законов.

Во-первых, власть может обрести легитимность согласно традиции, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность веками существующих порядков. Например, переход власти по наследству в странах с монархическим режимом осуществляется в соответствии с традицией.

Во-вторых, политическая власть приобретает законность в глазах членов общества вследствие особой популярности государственного деятеля, достигающей масштабности культа его личности. Такой тип власти М.Вебер назвал харизматическим.

В-третьих, легальная и рационально-правовая легитимность. Люди признают такую власть потому, что она опирается на целесообразные, добровольно принимаемые ими законы. Этот тип легитимности основан на доверии граждан не к отдельным личностям, лидерам, а к устройству государства и характерен для демократических государств.

С этой классификацией М.Вебер связывает и типологию власти: государственной, при её рациональном обосновании, и личной, когда она основана на традиционных и харизматических легитимирующих началах. Эта типология и в современной западной политической науке.

Слово «легитимность» происходит от лат. «легитимус» - законный, однако легитимность политического явления не означает юридически оформленной законности, и поэтому легитимность не следует смешивать с легальностью, т.е. законностью. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Население может покорится власти, но в душе презирать её, смеяться над ней, при малейшей возможности уклоняться от неё. В этом случае власть прибегает к принуждению, применению силы. Власть, основанная на страхе, не может быть легитимной. Легитимация означает повиновение, согласие, политическое участие без принуждения. Легитимная власть авторитетна и эффективна, она характеризуется как правомерная и справедливая. Каковы же признаки легитимности политической власти?

Первейшим признаком является доверительное отношение к ней подавляющего большинства населения, основанное на вере в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, а власть способна решить важные для общества и индивидов проблемы.

Другим признаком легитимности власти является признание обществом значимости, ценности как самой власти, так и её организации. Власть воспринимается не как зло, с которым неизбежно нужно уживаться, а как фактор, обеспечивающий порядок в обществе, охраняющий жизнь людей. Легитимность власти утверждается тогда, когда она проводит политику, отвечающую интересам, пониманию граждан.

Еще одним, не менее важным признаком легитимности власти является одобрение массами политики, проводимой политическим и государственным руководством, выражающееся в согласии с их основными целями, методами и средствами. Этот признак раскрывает субъективное отношение людей к конкретному правительству, лидеру. Массы с пониманием относятся к использованию даже непопулярных средств и методов, в том числе и насильственных.

Все перечисленные признаки тесно связанны между собой и в рамках реальной жизни неразделимы. Легитимным является тот политический режим, который может обеспечить стабильность и развитие общества, не прибегая к массовому насилию. Американский теоретик-политолог Девид Истон писал: «То правительство легитимно, которое соответствует сложившимся в народе представлениям о справедливости и социальном назначении этого института».

Легитимность политической власти сочетается с противоположным ей явлением делегитимации – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарование в идеалах, концепциях политики, в её целях и методах, людях, которые её представляют, - один из аспектов политической жизни общества, такая же движущая сила развития политики, как и сама легитимация. Делегитимация может происходить вследствие следующих причин:

Противоречие между ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты, результатом чего является отсутствие поддержки власти народом;

Противоречие между демократией и социально-политической практикой, когда многие проблемы решаются не демократическим, а силовым путем, нажимом на средства массовой информации, ограничением прав и свобод граждан;

Растущее социальное неравенство, массовое обнищание большинства населения, в результате чего формируется оппозиция власти (как правило, из интеллектуалов);

Рост бюрократизации и коррумпированности при нулевом контроле процесса «снизу» и чрезвычайно слабом «сверху»;

Во многонациональном государстве – национализм, этнический сепаратизм, когда местные власти отвергают правомочность федеральной власти.

Соотношение легальности и легитимности.

Рассмотрим соотношение легальности и легитимности. Легальность и легитимность власти – однопорядковые, но не тождественные понятия. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. Так, законно избранный в 1996г. Президент России Б.Ельцин в конце 1999г. пользовался доверием не более 10% российских граждан, т.е. полностью утратил свою легитимность. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Например, пришедший к власти в Чили в результате военного переворота в 1973г. генерал А.Пиночет в результате эффективной экономической политики впоследствии стал вполне легитимным и законным президентом страны.

Легитимная, но не легальная власть как бы получает карт-бланш (полномочия) от народа на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, а уже потом установить законные основания власти. Законная, но не легитимная власть лишается поддержки своего народа и в дальнейшем может прибегнуть к незаконным средствам в политике.

Любая политическая власть (даже самая реакционная) стремится выглядеть в глазах своего народа и мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Одним из самых распространенных приемов в этом процессе является замалчивание негативных результатов своей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Поэтому неэффективная и нелегитимная власть всеми способами стремится ограничить их деятельность и/или поставить под свой контроль.

Другой прием заключается в том, что власть на словах признает ценности, желания и чаяния своих граждан, декларирует свои намерения бороться с коррупцией, наркоманией, преступностью и д.р., а на деле преследуют свои корпоративные цели, нередко «покрывая» преступность в собственных рядах.

Иногда люди, наделенные властью или стремящиеся к власти, искренне верят в то, что они являются основными выразителями общественных интересов и что граждане одобряют и поддерживают их политическую деятельность, хотя это не соответствует действительности. Такое самомнение политиков называется легитимным самозванством.

Заключение.

Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность» «Легитимность» и „легальность“ - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический. Исторически сформировались несколько типов легитимности: легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основа – общее понимание норм, установленных законом; идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа – идеологические ценности; традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа – традиции, традиционное сознание; структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа – специфические политические структуры; персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа – личный авторитет правителя; политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Список литературы.

1. Г.И. Козырев. «Основы политологии и социологии». Москва., 2005.

2. Е.В.Коровина. «Политология. Комплекс учебно-методических материалов.» Нижний Новгород, 2006.

3. Политология. Учебник для вузов. 2002.

4. Мухаев Р.Т. «Политология». Москва., 2005.

5. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. «Введение в политологию»: учебник для студентов вузов – 3 издание, переработанное и дополненное – М.: Аспект Пресс, 2001.

6. Соловьёв А. И. «Политология: политическая теория, политические технологии»: учебник для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2000.