Вывозные таможенные пошлины применяются к товарам. Покупки за границей, ввоз,зарубежные интернет-покупки и посылки. Утилизационный сбор для юридических лиц
Заказ товаров в зарубежных интернет-магазинах давно стал обыденной возможностью, которой пользуется едва ли не каждый второй активный пользователь интернета. Если это преувеличение, то не сильное. Для особенно активных покупателей, которым нравится возможность приобретать товары за рубежом по низким ценам, остро стоит вопрос лимита беспошлинного ввоза товаров в Россию и того, какие пошлины придется платить, если лимит будет превышен. Таможенные пошлины на ввоз товаров в Россию в 2018 году — в какой момент может наступить необходимость оплачивать их, как будет рассчитываться сумма пошлины в таком случае, как будет снижаться беспошлинный лимит в ближайшие годы.
Лимит беспошлинного ввоза товаров для физлиц в 2018 году остался прежним
В 2018 году действует прежний порог беспошлинного ввоза интернет-покупок. Один гражданин может получать без уплаты пошлин товары на сумму 1.000 евро в месяц. При этом общая масса таких товаров не должна превышать 31 кг. Если превышен хотя бы один из этих лимитов — придется платить таможенную пошлину.
Сумма таможенной пошлины в таком случае составит 30%, но не от общей стоимости всех покупок (или одного большого приобретения), а от той суммы, что является превышением порога. К примеру, если в течение одного календарного месяца на ваше имя придут товары общей суммой на 1.100 евро, то пошлина составит 30 евро — 30% от превышения лимита в 100 евро.
Установлено и еще одно ограничение — пошлина может составлять как минимум 4 евро за 1 кг “перевеса”. Так что если 30-процентная пошлина окажется ниже этого лимита, будет использоваться второе правило.
Оплатить таможенную пошлину можно будет с помощью Почты России уже в 2018 году
Администрирование сбора таможенных пошлин — удовольствие для государства тоже не из дешевых, поэтому оно придумало по-своему изящный трюк, который окажется удобен и выгоден как самому государству, так и простым гражданам, которым нужно заплатить пошлину за ввоз товаров в Россию. Принимать таможенные пошлины вскоре будет Почта России, которая обычно и доставляет покупки из-за рубежа.
Действительно, это будет удобно для всех. Почта России должна будет стать уполномоченным оператором по сбору пошлины. Если человек должен такую пошлину внести, он сможет сделать это прямо в почтовом отделении, после чего и получит свою посылку.
Сообщается, что такая возможность будет доступна уже в июне 2018 года.
Возможность эта будет тем более актуальной, что уже в ближайшие годы лимиты по беспошлинному ввозу товаров в Россию будут заметно снижаться, хотя и не столь драматическим образом, как об этом говорилось еще год назад.
Какой порог беспошлинного ввоза товаров в Россию будет установлен в ближайшие годы
Многим запомнились сообщения, которыми пестрели сводки новостей в 2017 году. Правительство тогда всерьез рассматривало возможность снизить лимит беспошлинного ввоза с тысячи евро в месяц до всего лишь 20 евро.
Да, большинство покупателей укладывается в такой лимит. По оценкам китайского интернет-магазина AliExpress, средний чек россиянина в магазине составляет около 700 рублей, то есть, 10 евро. Но не только о крупных но и о средних покупках при введении такого лимита пришлось бы забыть. Они бы стали, скорее всего, совершенно невыгодными.
К счастью, государству хватило здравого смысла не снижать пошлины настолько резко.
Многие эксперты-экономисты говорили, когда обсуждалась подобная идея, о том, что никакого смысла в ней нет. Опыт других государств показывает, что никакого существенного прироста поступлений в бюджет это не дало бы, а вот повод у граждан помянуть правительство недобрым словом однозначно бы появился.
Новые лимиты беспошлинного ввоза, которые начнут вводиться с будущего года, куда более лояльны:
- с 1 января 2019 года — 500 евро и 31 кг в течение месяца.
- с 1 января 2020 года — 200 евро и 31 кг на одну покупку.
Пошлина при превышении лимитов составит 15%, но уже не от величины превышения порога, а от всей стоимости покупки.
Важный нюанс, на который нужно обратить внимание — в 2020 году порог будет установлен уже не на общую стоимость всех посылок, которые придут в течение месяца на имя того или иного жителя России, а на стоимость и массу каждой посылки.
Таким образом, через два года теоретически возможно будет заказывать товары на несколько тысяч евро ежемесячно и не платить никакие таможенные пошлины. Главное, чтобы каждая покупка стоила не больше 200 евро и не весила больше 31 кг. Приобрести что-то крупное за рубежом, таким образом, без уплаты пошлин не получится, а во всем остальном фактически можно будет себя не ограничивать.
Минимальные суммы взимаются с сырья и некоторых полуфабрикатов, ввозимых для национального производства, максимальные — с товаров-конкурентов отечественной продукции.
От взноса освобождается гуманитарная и техническая помощь, товары из стран, входящих со страной назначения в свободную зону торговли, оборудование из категории основных производственных фондов, ввозимое для развития совместных предприятий, товары информационной направленности, валюта, ценные бумаги, товары для личного пользования. Льготы на импортную пошлину называются тарифными преференциями.
Размеры импортной пошлины
Величина платежа обусловлена политикой государства закреплена на законодательном уровне. В России основой для расчетов импортной пошлины являются базовые ставки (отображаются в 10-значных товарных кодах ТН ВЭД). Они рассчитываются и регулярно пересматриваются комиссией Минфина, закрепляются в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) и могут быть:
- адвалорными (уплачивается % от таможенной стоимости) — пошлина рассчитывается путем умножения значений таможенной стоимости и ставки. Например, ввозится партия моющих средств с таможенной стоимостью (указывается в декларации) 400 тыс. руб. Величина адвалорной ставки (можно легко узнать по коду ТН ВЭД, в данном случае это 3402209000) составляет 6,5%. Умножив 400000 на 0,065, получаем сумму импортной пошлины — 26 тыс. руб;
- специфическими (уплачивается сбор за количество единиц) — пошлина равна произведению значения ставки, количества товара и курса валют. Например, при ввозе 500 пар обуви (ставка составляет 0,47 евро за пару, курс валют — 78 рублей за евро) ввозная пошлина составит: 500×0,47×78 = 18330 руб;
- комбинированными (включающими свойства двух предыдущих) — документально могут выглядеть так: 10% от стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг.
Размер сбора для одного и того же товара, ввозимого из разных стран может различаться (при прочих равных условиях). Например, в Россию завозится 400 кг какао-порошка с таможенной стоимостью партии 2 тысячи долларов (код ТН ВЭД для какао-порошка 1805000000, специальных условий нет, базовая ставка 5%):
- если поставка будет осуществляться из Испании, то сумма импортной пошлины составит 100 долларов, так как применяется коэффициент тарифа равный одному (2000 умножаем на 1 и на 0,05 — получаем 100 долларов);
- если из Китая — 75 долларов — Китай входит в состав 103 развивающихся стран, к товарам которых в России применяется 75% преференциальная ставка (таможенный коэффициент равный 0,75);
- из Эфиопии — пошлины нет — эта страна включена в перечень 49 стран, некоторые товары из которых при ввозе в Россию пошлиной не облагаются.
Отдельные группы товаров могут ввозиться по другим видам ставок: с/х продукция по сезонным, товары, конкурирующие с отечественными производителями по антидемпинговым, продукция, выпускаемая с использованием субсидий — по компенсационным.
Окончательная сумма, которую придется заплатить за ввоз товара или транспортного средства, зависит от:
- вида товара (кода ТН ВЭД), страны-происхождения, его таможенной (не путать с закупочной/контрактной) стоимости;
- наличия/отсутствия таможенных льгот, привилегий, квот, преференций (как правило, актуальную информацию по данному вопросу можно получить у брокера).
Торгово-политический инструмент
Импортная пошлина относится к группе торгово-политических инструментов. В России базовые 100% ставки применяются к товарам, ввозимым из стран, пребывающих с ней в дружественных отношениях, максимальные (200%) — к товарам из стран, с которыми складываются напряженные отношения, а также на продукцию неустановленного происхождения.
Действующие ставки таможенных пошлин на автомобили, ввозимые и лицами с августа 2012 года (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54).
1. Автомобили, ввозимые юридическими лицами (действующие ставки)
1.1. Автомобили с бензиновым двигателем
1.1.1. Автомобили до трех лет
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703 21 109 0 | 0 | 1000 | |
8703 22 109 9 | 1001 | 1500 | 25%, но не менее €1,1 за 1 см 3 |
8703 23 191 0 | 1501 | 1800 | |
8703 23 192 1 | 1801 | 2300 | |
8703 23 192 2 | 2301 | 3000 | 25%, но не менее €1,8 за 1 см 3 |
8703 24 109 0 | 3001 | ∞ | 25%, но не менее €2,35 за 1 см 3 |
1.1.2. Автомобили от трех до пяти лет
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703 21 909 8 | 0 | 1000 | |
8703 22 909 8 | 1001 | 1500 | |
8703 23 901 8 | 1501 | 1800 | 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3 |
8703 23 902 4 | 1801 | 3000 | |
8703 24 909 8 | 3001 | ∞ | 25%, но не менее €1 за 1 см 3 |
1.1.3. Автомобили от пяти до семи лет
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703 21 909 4 | 0 | 1000 | 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3 |
8703 22 909 4 | 1001 | 1500 | 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3 |
8703 23 901 4 | 1501 | 1800 | 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3 |
8703 23 902 3 | 1801 | 3000 | 25%, но не менее €0,55 за 1 см 3 |
8703 24 909 4 | 3001 | ∞ | 25%, но не менее €1 за 1 см 3 |
1.1.4. Автомобили старше семи лет
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703 21 909 3 | 0 | 1000 | €1,4 за 1 см 3 |
8703 22 909 3 | 1001 | 1500 | €1,5 за 1 см 3 |
8703 23 901 3 | 1501 | 1800 | €1,6 за 1 см 3 |
8703 23 902 2 | 1801 | 3000 | €2,2 за 1 см 3 |
8703 24 909 3 | 3001 | ∞ | €3,2 за 1 см 3 |
1.2. Автомобили с дизельным двигателем
1.2.1. Автомобили до трех лет
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703 31 109 0 | 0 | 1500 | 25%, но не менее €1,2 за 1 см 3 |
8703 32 199 0 | 1501 | 2500 | 25%, но не менее €1,8 за 1 см 3 |
8703 33 199 0 | 2501 | ∞ | 25%, но не менее €1,25 за 1 см 3 |
1.2.2. Автомобили от трех до пяти лет
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703 31 909 8 | 0 | 1500 | 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3 |
8703 32 909 8 | 1501 | 2500 | 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3 |
8703 33 909 8 | 2501 | ∞ | 25%, но не менее €1 за 1 см 3 |
1.2.3. Автомобили от пяти до семи лет
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703 31 909 4 | 0 | 1500 | 25%, но не менее €0,4 за 1 см 3 |
8703 32 909 4 | 1501 | 2500 | 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3 |
8703 33 909 4 | 2501 | ∞ | 25%, но не менее €1 за 1 см 3 |
1.2.4. Автомобили старше семи лет
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703 31 909 3 | 0 | 1500 | €1,5 за 1 см 3 |
8703 32 909 3 | 1501 | 2500 | €2,2 за 1 см 3 |
8703 33 909 3 | 2501 | ∞ | €3,2 за 1 см 3 |
1.3. Утилизационный сбор для юридических лиц
С 1 сентября 2012 года в России начала действовать утилизационный сбор на ввозимые автомобили. Базовая ставка для легковых автомобилей была установлена в размере 20 000 рублей. В зависимости от объема и типа двигателя, а также возраста автомобиля она умножается на соответствующий повышающий коэффициент. Сумма утилизационного сбора вычисляется по формуле: U = B x K. Где U - сумма сбора, B - базовая ставка, а K - коэффициент.
Объем ДВС | Новые автомобили | Б/У автомобили старше 3 лет |
электродвигатель | 1,34 (26 800 р.) | 1,34 (26 800 р.) |
не более 2000 см3 | 1,34 (26 800 р.) | 8,26 (165 200 р.) |
от 2001 до 3000 см3 | 2,66 (53 200 р.) | 16,12 (322 400 р.) |
от 3001 до 3500 см3 | 3,47 (69 400 р.) | 28,50 (570 000 р.) |
более 3500 см3 | 5,5 (110 000 р.) | 35,01 (700 200 р.) |
2. Автомобили, ввозимые юридическими лицами (эти ставки уже не действуют)
2.1. Автомобили с бензиновым двигателем
2.1.1. Автомобили до трех лет
Код ТН ВЭД |
Объем двигателя, куб.с м |
||
30 %, но не менее 1.2 E вро /куб.с м |
|||
30 %, но не менее 1.45 E вро /куб.с м |
|||
30 %, но не менее 1.5 E вро /куб.с м |
|||
30 %, но не менее 2.15 E вро /куб.с м |
|||
30 %, но не менее 2.8 E вро /куб.с м |
2.1.2. Автомобили от трех до пяти лет
Старый код ТН ВЭД |
Новый код ТН ВЭД |
Объем двигателя, куб.с м |
||
35 %, но не менее 1.2E вро /куб.с м |
||||
35 %, но не менее 1.45E вро /куб.с м |
||||
35 %, но не менее 1.5E вро /куб.с м |
||||
35 %, но не менее 2.15E вро /куб.с м |
||||
35 %, но не менее 2.8E вро /куб.с м |
2.1.3. Автомобили от пяти до семи лет
Старый код ТН ВЭД |
Новый код ТН ВЭД |
Объем двигателя, куб.с м |
||
2.5 Евро/куб.с м |
||||
2.7 Евро/куб.с м |
||||
2.9 Евро/куб.с м |
||||
4 Евро/куб.с м |
||||
4 Евро/куб.с м |
||||
5.8 Евро/куб.с м |
2.1.4. Автомобили старше семи лет
Старый код ТН ВЭД |
Новый код ТН ВЭД |
Объем двигателя, куб.с м |
||
2.5 Евро/куб.с м |
||||
2.7 Евро/куб.с м |
||||
2.9 Евро/куб.с м |
||||
4 Евро/куб.с м |
||||
4 Евро/куб.с м |
||||
5.8 Евро/куб.с м |
2.2. Автомобили с дизельным двигателем
2.2.1. Автомобили до трех лет
Код ТН ВЭД |
Объем двигателя, куб.с м |
||
8703 31 1090 |
30 %, но не менее 1.45 Евро/куб.с м |
||
30 %, но не менее 2.15 Евро/куб.с м |
|||
30 %, но не менее 2.8 Евро/куб.с м |
1.2.2. Автомобили от трех до пяти лет
Старый код ТН ВЭД |
Новый код ТН ВЭД |
Объем двигателя, куб.с м |
||
35 %, но не менее 1.45 Евро/куб.с м |
||||
35 %, но не менее 2.15 Евро/куб.с м |
||||
35 %, но не менее 2.8 Евро/куб.с м |
2.2.3. Автомобили от пяти до семи лет
Старый код ТН ВЭД |
Новый код ТН ВЭД |
Объем двигателя, куб.с м |
||
8703 31 909 2 |
2.7 Евро/куб.с м |
|||
8703 32 909 2 |
4.0 Евро/куб.с м |
|||
8703 33 909 2 |
5.8 Евро/куб.с м |
2.2.4. Автомобили старше семи лет
Старый код ТН ВЭД |
Новый код ТН ВЭД |
Объем двигателя, куб.с м |
||
8703 31 909 1 |
8703 31 909 2 |
2.7 Евро/куб.с м |
||
8703 32 909 2 |
4.0 Евро/куб.с м |
|||
8703 33 909 2 |
5.8 Евро/куб.с м |
3. Автомобили, ввозимые физическими лицами
3.1 Автомобили до трех лет
Таможенная стоимость, евро |
Ставка |
Менее 8 500 |
54 %, но не менее 2,5 E вро /куб.с м |
8 500 — 16 700 |
48 %, но не менее 3,5 E вро /куб.с м |
16 700 — 42 300 |
48 %, но не менее 5,5 E вро /куб.с м |
42 300 — 84 500 |
48 %, но не менее 7,5 E вро /куб.с м |
84 500 — 169 000 |
48 %, но не менее 15 E вро /куб.с м |
Более 169 000 |
48 %, но не менее 20 E вро /куб.с м |
3.2 Автомобили от трех до пяти лет
Объем двигателя, куб.с м |
Ставка |
|
1,5 E вро /куб.с м |
||
1,7 E вро /куб.с м |
||
2,5 E вро /куб.с м |
||
2,7 E вро /куб.с м |
||
3 E вро /куб.с м |
||
3,6 E вро /куб.с м |
3.3 Автомобили от пяти до семи лет
Объем двигателя, куб.с м |
Ставка |
|
3 Евро/куб.с м |
||
3,2 Евро/куб.с м |
||
3,5 Евро/куб.с м |
||
4,8 Евро/куб.с м |
||
5 Евро/куб.с м |
||
5,7 Евро/куб.с м |
3.4. Автомобили старше семи лет
Объем двигателя, куб.с м |
||
3 Евро/куб.с м |
||
3,2 Евро/куб.с м |
||
3,5 Евро/куб.с м |
||
4,8 Евро/куб.с м |
||
5 Евро/куб.с м |
||
5,7 Евро/куб.с м |
3.5. Утилизационный сбор для физических лиц
С 1 сентября 2012 года при ввозе автомобилей на территорию России необходимо оплачивать утилизационный сбор. Сумма сбора для физических лиц при ввозе нового автомобиля составляет 2000 р., при ввозе автомобиля возрастом более 3 лет — 3000 р.
Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария в целях регулирования внешней торговли, защиты национальных производителей на внутреннем рынке, регулирования структуры экспорта и импорта товаров, а также пополнения доходной части федерального бюджета.
Таможенный тариф. Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенный тариф РФ - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.
В ТН ВЭД указываются ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через таможенную территорию Российской Федерации.
_________________
Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пошлины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы ее определения, тарифные льготы, преференции и привилегии.
Таможенная пошлина - это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.
Выделяется ряд экономических функций таможенных пошлин:
протекционистская - для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров;
преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;
статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота;
уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.
Наиболее заметная функция таможенных пошлин - это их це-нообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах. Значение пошлин как фактора, повышающего цену иностранного товара, различно по отдельным товарам. По одним (сырьевые, некоторые виды полуфабрикатов) оно обычно невелико, по другим (готовые промышленные изделия и сельскохозяйственные товары) - значительно. Таможенная пошлина является первым и часто основным фактором, повышающим цену конкретного иностранного товара при его движении на внутренний рынок страны. Однако на этом ценообра-зующая роль пошлины не заканчивается. Дело в том, что, создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рынках, пошлина влияет на общий уровень товарных цен в стране. Она позволяет национальным производителям повысить общий уровень
____________________
Рассматривать таможенную пошлину как обычный налог, взимаемый с целью пополнения доходной части бюджета, далеко неправомерно с точки зрения общепризнанных принципов и норм международного права.
Так, согласно принципам и нормам ГАТТ таможенная пошлина является торгово-политическим инструментом, главная цель которого состоит в оперативном регулировании внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина - это прежде всего не фискальная, а ценовая категория, выполняющая функцию регулятора внешнеторговых операций либо в сторону протекционизма, либо в сторону свободной торговли. Введение таможенных пошлин направлено на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечение оптимального соотношения между конкурирующим с отечественным производством товаров импортом аналогичных иностранных товаров.
Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.
Виды ставок пошлин. Существует следующая классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их исчисления.
По способу взимания:
адвалорные пошлины {ай \а1огет йи1у) - исчисляются в про центах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной.
Адвалорная пошлина - наиболее употребительная среди применяемых в международной торговле пошлин ввиду простоты ее расчета, большего соответствия принципам, нормам и правилам международной торговли, способности служить инструментом сравнения степеней защиты рынка.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:
С ПА - Т с х П А < 100% где С ПА - сумма таможенной пошлины;
Т - таможенная стоимость товара, руб.; П д - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.
специфические пошлины {зресЩс йШу) - начисляются в уста новленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Специфические пошлины наряду с комбинированными формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инстру ментом защиты внутреннего рынка.
Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых пошлиной по специфическим ставкам, исчисляется по формуле:
С ПС =В т >< П с >< К Е"
где С пс - сумма таможенной пошлины;
В т - количественная или физическая характеристика товара
в натуральном выражении; П с - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; К Е - курс евро, установленный ЦБ РФ.
При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы исчисления используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
комбинированные пошлины (сотЫпеа 1 йи1у), сочетающие оба названных выше вида исчисления размера таможенной пошлины, то есть исчисляемые в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к натуральному (физическому) объему товара. Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инструментом защиты внутреннего рынка.
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Положительной чертой адвалорных пошлин является поддержание одинакового уровня защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.
В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.
Импортные пошлины накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они являются преобладающей формой пошлин, используемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.
Экспортные пошлины применяютя к экспортным товарам при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используются обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. Их цель - сокращение экспорта и пополнение бюджета.
Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков. Они используются преимущественно как средство торговой войны.
В отдельную группу принято выделять так называемые сезонные и особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров.
Сезонные пошлины. Согласно ст. 6 Закона «О таможенном тарифе» для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
В целях оперативного регулирования внешнеторговых операций таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и некоторых других товаров. Они связаны с сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары.
Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары.
Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются.
Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действия относятся к стоимостным, рыночным регуля-
торам внешнеторгового оборота. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Однако за внешне простым и односложным действием пошлины на внешнюю торговлю скрыты сложные и многоплановые процессы, генератором которых выступает таможенное обложение.
Экономическая роль импортных пошлин, прежде всего, связана с тем что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они, повышая уровень внутренних цен, активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в национальных и международных условиях производства. Другими словами, таможенная политика затрагивает самые существенные стороны национального производства.
Уровень таможенного обложения неодинаков в различных государствах. Однако определенная закономерность при сопоставлении ставок пошлин на одинаковые товары в различных странах прослеживается достаточно четко - пошлины в развивающихся странах существенно выше, чем в развитых государствах. Это связано с тем, что развивающиеся страны с помощью таможенного обложения защищают отдельные отрасли своей национальной экономики, содействуя их ускоренному развитию.
По мнению профессора И. И. Дюмулена, пошлины можно классифицировать следующим образом :
Таможенные пошлины по объекту обложения делятся на две группы: импортные таможенные пошлины и экспортные таможенные пошлины.
Импортные таможенные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутренний рынок страны. Эта группа применяется всеми странами. Ими облагаются более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира. Они играют разную роль в экономике различных стран. В большинстве случаев эта роль торгово-политическая, с их помощью регулируется импорт иностранных товаров, осуществляются задачи и цели торговой политики. В большинстве развивающихся стран импортные таможенные пошлины выполняют серьезную фискальную роль и служат часто основным источником доходов государственного бюджета. Характерно, что по мере экономического развития страны фискальная роль таможенных пошлин падает. Например, в США еще в конце XIX века свыше 50 % всех поступлений в бюджет покрывалось за счет импортных пошлин. Сейчас эта доля составляет 1,5%.
Экспортные таможенные пошлины - это пошлины, которыми облагаются вывозимые товары. Экспортные таможенные пошлины обычно применяются теми странами, которые занимают лидирующее место в мировой торговле отдельными товарами. Экспортная пошлина в этом случае - своеобразная рента, взимаемая с иностранного покупателя товара за счет некоторого повышения экспортной цены товара. В современной торгово-политической практике экспортные пошлины применяются крайне редко.
По способу взимания различают четыре вида таможенных пошлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбинированные.
Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стоимости автомобиля). Адвалорные пошлины - это наиболее простой метод расчета денежной величины пошлины. Они являются наиболее распространенными видами таможенных пошлин. В большинстве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90 % номенклатуры ввозимых товаров. Адвалорные ставки пошлин облегчают и процесс переговоров о взаимном снижении таможенных барьеров, поскольку дают простую и наглядную базу для сопоставления высоты обложения товаров пошлинами.
Специфические ставки - это пошлины, размер которых устанавливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т. п.). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара. На первый взгляд, различия между адвалорной и специфической пошлинами носят чисто технических характер. Однако в таможенном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской зашиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен - специфические ставки оказываются более стабильными, и степень их протекционистской защиты повышается. В связи с нестабильностью цен и различием цен в разных странах на одни и те же товары специфические ставки пошлин трудно сопоставлять при ведении торговых переговоров. Поэтому в рамках ВТО действует рекомендация, обращенная ко всем странам мира, - постепенно изменить специфические ставки пошлин на адвалорные ставки.
Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адвалорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (например, 20 долларов за тонну груза или 10 % с цены товара, которая выше).
Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15 % от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).
По характеру обложения таможенные пошлины включают мини-мальные, максимальные и преференциальные ставки пошлин.
Максимальные ставки пошлин устанавливаются на основе односторонних решений органов государственной власти страны. Они обычно носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять исполнительная власть страны.
Минимальные ставки пошлин - это, как правило, ставки пошлин, которые применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Обычно эти ставки пошлин имеют так называемый конвенционный (договорный) характер. Эти ставки устанавливаются на основе двусторонних или многосторонних соглашений и применяются в течение того времени, пока действуют эти соглашения.
Преференциальные ставки пошлин - это более низкие ставки пошлин, чем минимальные. Эти ставки пошлин, как правило, устанавливаются односторонним решением правительства страны их вводящей. Преференциальные ставки пошлин в современных условиях применяются в двух направлениях: их используют развитые страны в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран, и их используют развивающиеся страны в торговле друг с другом. По решению ООН в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, развитые государства применяют нулевые ставки пошлин. Каждая страна, предоставляющая преференциальные ставки пошлин другой стране, как правило, ограничивает товарную номенклатуру в отношении преференциальных ставок пошлин.
Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохозяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например, 20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальные месяцы года).
В последнее десятилетие получили распространение так называемые тарифные квоты, которые предусматривают различные ставки пошлин на товары, ввозимые в рамках, тарифной квоты, и вне ее. Например, ставка пошлины на пшеницу в стране - 20 % с цены товара. Устанавливается тарифная квота в 20 000 тонн со ставкой пошлины в 10%. Это означает, что первые 20 000тонн пшеницы будут облагаться ставкой пошлины в 10%. Последующий ввоз облагается 20 %-ной ставкой. Другими словами, тарифная квота - это заранее установленное количество товара (квота), которое можно ввезти по заранее установленной более низкой ставке пошлины. Тарифные квоты широко применяются как инструмент аграрного протекционизма.
По способу взимания:
адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за одну тонну);
комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за одну тонну).
По объекту обложения:
Импортные - пошлины, которые накладываются на импорт ные товары при выпуске их для свободного обращения на вну треннем рынке страны. Являются преобладающей формой
пошлины, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределами таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеет целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средства торговой войны.
По характеру:
сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на данный период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб на циональным производителям таких товаров.
По происхождению:
Автономные - пошлины, вводимые на основании односто ронних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принима ется в виде закона парламентом государства, а^ конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно Министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашения о таможенном союзе;
преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференции, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе, в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Практика тарифных переговоров в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин. Прежде всего, это так называемые «связанные ставки». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать уровень таможенного обложения выше взятого на себя обязательства. Связанные ставки - это максимальные ставки пошлин, которые страна-участник Соглашения имеет право применять в рамках Соглашения. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большинство стран-членов ВТО связали ставки почти на все импортируемые товары.
Ставки таможенных пошлин
и порядок их установления
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О таможенном тарифе» в Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе.
Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством
________________
Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются
1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:
1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:
товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);