Возникновение философии в древнем китае кратко. Древнекитайская философия. Учение Лао Цзы

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай – одно из древнейших среди существующих нынче государств. Он имеет многовековую историю, культуру, философское воззрение. Философия Китая – предмет многочисленных обсуждений, поэтому предлагаем познакомиться с ней, кратко затронув основные моменты и разложив все «по полочкам».

Из сегодняшней статьи вы узнаете о становлении китайской философии на протяжении нескольких веков, о главных направлениях философской мысли и отличительных чертах.

Исторический экскурс

История китайской философии берет начало приблизительно к 6 столетию до нашей эры. Впоследствии она повлияла на всю восточную мысль в целом: японскую, корейскую, вьетнамскую. Ее влияние на Азию можно сравнить с вкладом философских взглядов Древней Греции в культуру остальных европейских государств.

Выделяют несколько этапов развития китайской философской мысли.

  • Период до 6 столетия до нашей эры

К этому периоду относят зарождение философии. Характеризуется он существованием первоначальных религиозных верований, основанных на мифах. В те времена люди гадали и верили в предзнаменования, богов, духов.

Были сильны:

  1. культ предков – согласно ему, духи усопших влияют на жизнь живущих родственников, заботятся о них;
  2. связь мужского и женского – предполагает, что изначально Вселенная был повергнута в хаос, но появление двух начал позволило навести порядок и создать единство неба и земли; за небесные тела отвечал мужской символ Ян, а за земные дела – женская энергия Инь.

К 7-6 веку появились созерцательные практики.

  • 6-2 столетия до нашей эры – философия Древнего Китая

В этот временной отрезок централизованное государство терпит крах в лице раздробленности и разделяется на несколько царств. Между крупнейшими из них ведется ожесточенная борьба, которая проявляется также в противостоянии различных философских школ, отличающихся разными взглядами на политику и этику.

Этот период в истории философии называют золотым веком.

Тогда уже оформились важнейшие философские направления среди так называемых «ста школ»:

  1. – учение о дао;
  2. моизм;
  3. легизм – направление законников;
  4. минцзя – школа имен;
  5. учение об инь-ян.

Золотой век закончился весьма неожиданно – мыслителей преследовали, а написанные ими трактаты повсеместно сжигали.


  • 2 столетие до нашей эры – 10 столетие нашей эпохи

Данный период считается китайским средневековьем. В тройку лидеров вошли конфуцианство, даосизм и легизм, между которыми велась борьба за господство в умах китайцев. В начале новой эры границ Китая достигла такжебуддийская .

  • С 10 века

Официально признанной идеологией стало учение Конфуция, в то время как даосизм подвергался резкой критике и гонениям. На протяжении нескольких веков традиции конфуцианства определяли жизнь китайцев, оберегая их гармонией и семейными ценностями.

  • С середины 20 века

Когда к власти пришли коммунисты, идеология Китая резко изменила вектор развития. И хотя укоренившаяся за 2 тысячелетия в китайском разуме доктрина Конфуция продолжает влиять на некоторые сферы жизни, ее влияние заметно ослабло.

Учение Конфуция

Конфуцианство зародилось в 6-5 столетиях до нашей эры и быстро обрело популярность среди китайцев благодаря своему гуманизму. Оно считалось господствующей религией до середины прошлого века.

Основоположником является Конфуций. После смерти отца его детство было сложным, он как мог помогал матери с ранних лет, но это не помешало ему стать образованным и глубоко мыслящим человеком.


Портрет Конфуция

За свою жизнь он написал несколько трактатов:

  • «Лунь Юй»;
  • «Мэн-цзы»;
  • «Трактат о середине»;
  • «Большое учение».

Главным последователем Конфуция был Цзэн Цзы.

Учение Конфуция опирается на следующие понятия:

  • благородный муж – человек, обладающий ответственностью, требовательностью, готовностью к самопожертвованию, подвигам, открытостью к окружающим;
  • жень – гуманизм, благородство;
  • сяо – почтительность, уважение со стороны сыновей;
  • ли – соблюдение правил морали и этикета;
  • и – тяга быть справедливым и осознание необходимости отдать долг;
  • мин – понимание вселенской воли;
  • уважение к традициям и мудрости предков;
  • справедливое, честное отношение к родным, преисполненное любви;
  • соблюдение ритуальных практик.

Основные идеи конфуцианства сводятся к жизни человека, его воспитанию, стремлению к нравственному и духовному росту, развитию интеллекта. Об управлении государством учитель говорил, что взаимоотношения «император-подчиненный» должны строиться по модели «родитель-сын».


Храм Конфуция

Правитель может быть строгим, но ни в коем случае не жестоким. Нельзя принуждать, подвергать подчиненных насилию, и по этой же причине нельзя насаждать чрезмерно строгие законы.

Учение Лао Цзы

Основоположником даосизма считается ученый Лао Цзы – старший современник Конфуция. В основе этого философского воззрения лежит понятие дао – всеобщий закон мира — то, откуда все начинается и где заканчивается, правильный путь, сущность природы, управляющей всем.

С понятием дао связана энергия дэ, исходящая от дао как благодать, преобразующая его в мир вокруг. Самое главное в даосизме – это стремиться к гармонии природы, которой можно достичь, соблюдая принцип дао. Человек не должен совершать целенаправленные действия, подкрепленные усилиями – это наоборот усилит напряженность и спровоцирует хаос.


Портрет Лао Цзы

Отсюда вытекает принцип недеяния, или правильнее будет сказать – невмешательства – у-вэй. Принцип у-вэй распространяется также на правителя – он не должен вмешиваться в жизнь подчиненных, а лишь предупреждать бунты и не менять привычного уклада. Народ, в свою очередь, должен прислушиваться в императору и выполнять приказы.

В системе даосизма присутствует Земля, Небо и Человек, а над всеми ними стоит Дао.

Буддизм

Как известно, зародился в Древней Индии, но Китая достиг только спустя 5 веков с момента появления – на рубеже двух эр, в период правления семейства Хань. Он распространялся по стране три столетия и при империи Цзинь – в 4-5 веках – достиг своего пика.

Буддизм поддерживали в основном кочевники из соседних стран, прибывшие в Китай, представители других азиатских стран. Все дело в том, что даосизм и конфуцианство были довольно сильными философскими идеологиями, которые к тому же находились ближе к китайской ментальности с их уважением традиций, стремлением к труду.


Нельзя сказать, что буддизм не был популярен среди китайцев – напротив, даже сегодня он имеет значение, в основном в виде школы дзэн, которое в Поднебесной известно как чань.

Легизм

Легизм – название, больше известное европейцам, в то время как представители Востока знают эту государственно-философскую доктрину как «фацзя», или направление законников. Его основоположником был Сюнь-Цзи, дело которого продолжил Хань Фэйцзы.


Портрет Сунь-Цзи

Легизм в первую очередь рассматривает политическую власть. Особенности идеологии заключаются в следующем:

  • Человек по своей натуре эгоистичен, зол, недобр, постоянно желает извлечь личную выгоду.
  • Справиться с темной человеческой сущностью могут строгая этика, тотальный контроль и строжайшие порядки.
  • Лучший способ подействовать на людей – угрожать наказанием, насилием.
  • Иерархия власти должна быть жестко структурирована, нельзя допускать наследования должностей от отца к сыну.
  • Среди чиновников должна постоянно происходить ротация кадров.
  • Властям разрешается вмешательство в экономическую сферу и частную жизнь населения.

В циньские времена – в 3 столетии до нашей эпохи – легизм считался государственной идеологией.

Моизм

Куда более гуманным и либеральным по сравнению с легизмом был моизм. Его основателем является философ Мо Цзи, живший в 5-4 столетии до нашей эры. Его последователями можно назвать Цинь Хуали, Мэн Шэня, Фу Дуня.

Портрет Мо-Цзи

Главные черты моизма:

  • любовь к ближним;
  • равноправие всех членов общества;
  • необходимость указать людям на традиции, которые им действительно нужны;
  • стремление к благосостоянию всех людей;
  • власть – способ дарить благо народу;
  • чувство долга;
  • стремление не только обеспечить благо себе, но и помочь в этом другим.

На этом мы сегодня остановимся, но в дальнейшем вернемся к данной теме и рассмотрим ее более глубоко.

Заключение

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что китайская философия многогранна. Она складывалась не один год, и на протяжении разных периодов преобладали те или иные воззрения. В средние века существовало «сто школ», главными из них было конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм и моизм.

Лидерство этих течений сохранялось несколько веков, среди которых особенное распространение получило учение Конфуция. На сегодняшний день в Китае чтят философию, доставшуюся в наследство еще от предков древности, ведь для китайцев традиции – превыше всего.


Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, нам удалось кратко изложить основные идеи популярных философских школ Китая, и вы почерпнули для себя что-то полезное.

И подписывайтесь на наш блог — мы будем рады и дальше искать истину вместе с вами!

До скорых встреч!

Китай – очень древняя страна, имеющая не только богатую культуру, а отличающаяся также своей философией. Следует отметить, что еще Киплинг отмечал, что западу и востоку никогда не сойтись вместе, настолько они разные. Именно древнекитайская философия позволяет наглядно продемонстрировать разницу в культуре и традициях двух сторон света.

Кратко о философии Древнего Китая

Для стран востока китайская философия оказалась таким же катализатором развития мысли и культуры, каковым для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции.

Основу философии Древнего Китая составлял принцип триединства Вселенной, которая, по мнению китайских философов, включала в себя небо, землю и человека. При этом вся вселенная состоит из особой энергии, именуемой «Цы», которая в свою очередь подразделяется на женское и мужское начало – инь и янь.

Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление действительности и построения миры имело религизно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица являлись духами и богами зооморфного характера.

Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой в сравнении с остальными философскими течениями, особенностью являлся культ предков, предполагающий приятие факт влияния ушедших в мир иной на судьбу жившего поколения. При этом обязанностями духов была забота о здравствующих.

Вторым отличием является понимание мира как постоянное взаимодействие двух начал – женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. Рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли. Подобное мировоззрение демонстрирует зачаточность имеющийся натурфилософии.

Также для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.

Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:

  1. Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии;
  2. Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение;
  3. Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы;
  4. Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию.

Философские школы Древнего Китая

Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений.

Философия Древнего Китая: конфуцианство . Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.


Философия Древнего Китая: даосизм . Еще одно течение, которое также имеет множественных последователей. Его основателем является также реальный человек по имени . Само понятие Дао означает многогранность, которая включает в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – это всеобщее начало и всеобщий конец. И главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.

Философия Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н.э. Формирование философских представлений в Китае проходило в сложных социальных условиях. Уже в середине II тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства, начинается зарождение экономики Древнего Китая.


Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джоу господствующим было религиозно – мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующих в них богов и духов.

Верховным божеством являлся Шан-ди - первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.

“Первой” Особенностью китайской философии, (скорее мифологии) был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.

“Вторая” особенность древнекитайской философии является представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского - ян. В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Дух ян стал управлять небом, а дух инь - землей. В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.

Для понимания китайской философии необходимо учитывать, что Китай - мир правополушарной культуры, что выражено в . В правом полушарии хранится мир зрительных образов, музыкальных мелодий, локализованы центры гипноза, религиозных переживаний. В левополушарных культурах мощно развит речевой центр и центр логического мышления. В правополушарных культурах слышат и воспринимают звуки иначе, выразить звуки буквенно представителям этих культур очень трудно, они воспринимают мир в конкретных, единичных образах.

Философское мышление Китая

Холизм – Мир и каждый индивид рассматриваются как “единая целостность”, более важная, чем составляющие ее части . Китайское холистическое мышление делает акцент на таких характеристиках явления, как «структура - функция», а не «субстанция - элемент». Идея о гармоническом единстве человека и мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как “целостная структура”, в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.

Интуитивность – в китайском традиционном философском мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого - холизм. “Единое” не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять “единую целостность” - необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

Символизм – традиционное китайское философское мышление использовало образы (синсян) в качестве орудия мышления.

Тиянь – познание принципов макрокосма осуществлялось посредством - сложного когнитивного акта , включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

Философия – школы древнего Китая

Начало бурной идеологической борьбе различных философских и этических школ древнего Китая вызвали глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. -
распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами.

Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют “золотым веком китайской философии”. Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В тот период существовало 6 (шесть) основных философских школ :

  • : Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель - который оставляет людей в покое. Мыслители: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма : Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань
  • : правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Мыслители: , Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао,Мэн-цзы, Сюнь-цзы.
  • моизм : смысл учения заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители моизма : Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
  • школа законников : занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители философской школы: Жэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; также к ним относят Шэнь Дао.
  • школа имён : несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители шолы имен: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
  • школа “Инь-Ян” (натурфилософы). Представители этой школы: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

В большинстве школ преобладала практическая философия , связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретика была наиболее развита в даосизме.

Основные проблемы поставленные древнекитайскими философами

Общество и человек
Социально – этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях.
В Древнем Китае космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.

Природа человека
В древнекитайском обществе в силу устойчивости кровно-родственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

В Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в своей концепции воспитания и обучения .

Природа знания и логические идеи
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

Вопрос о знании и его источниках сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не интересовало понятийно-логическая основа знания.

Конфуций считал основным методом получения знаний – обучение, а источником знания древнее придание и летописи. Он проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности. Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления стал серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае .

Просмотры: 122

Китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов : Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

Отличия от западной философии

  • цельное (холическое) восприятие вместо аналитического ;
  • периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

История развития

Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)

В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков.

В VII-VI вв. до н.э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин , в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.

Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.)

Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами – нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

  • даосизм : Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель - который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы , Чжуан-цзы , Ян Чжу;
  • конфуцианство : правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций , Мэн-цзы , Сюнь-цзы ;
  • моизм . Представители: Мо Ди;
  • школа законников («фа-цзя», по-европейски – легизм). Представители: Шан Ян , Хань Фэйцзы;
  • школа имён («мин-цзя»). Представители: Дэн Си , Хуэй Ши , Гунсунь Лун ;
  • школа «инь-ян» (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй,Цзоу Янь ;

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировозренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.

Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.)

Для этого периода характерна полемика между конфуцианством , легизмом и даосизмом . В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм . Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н.э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н.э.- 18 н.э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н.э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии.Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н.э.

Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)

Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 - дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 - причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма - - 1183). Христианство , проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.

Ссылки

Литература

  • Иванов А.И. Материалы по китайской философии. СПб., 1912.
  • Петров А.А. Очерк философии Китая. – В кн.: Китай. М. – Л., 1940
  • Петров А.А. Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954.-104 с.
  • Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957
  • Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1897). М., 1960
  • Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961
  • Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
  • Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1973
  • Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980
  • Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
  • Ян Хиншун Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984.-181 с.
  • История китайской философии. М., 1989
  • Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989
  • Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1989. -188 с.
  • Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
  • Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен» М., 1993. – 240 с.
  • Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб, 1994
  • Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 – 573 с. ISBN 5-244-00757-2
  • Антология даосской философии. М., 1994
  • Ломанов А.В. Современное конфуцианство:философия Фэн Юланя. М., 1996.-248 с.
  • Абрамов В.А., Абрамова Н.А. История философии Китая (истоки,основные этапы развития,современность). Курс лекций. Ч.1 и 2. Чита,1997.-205 с.
  • Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.-503 с.
  • Великие мыслители Востока. М., 1998
  • История восточной философии. Учебное пособие. М., 1998.- 122 с.
  • Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998
  • Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб: Евразия, 1998.
  • Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Собрание трудов. М., 1999.- 384 с. ISBN 5-02-017868-3
  • Кобзев A. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур - М.: Восточная литература, 2001. С. 200-219.
  • Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. – 606 с. ISBN - 5-02-018063-7
  • Гране М. Китайская мысль. М., 2004.- 526 с. ISBN 5-250-01862-9
  • Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен».2-е изд., испр. и доп. М., 2005.- 600 с., ил. ISBN 5-86218-383-3
  • Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. СПб., 2006.- 276 с. ISBN 5-85803-323-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Древнекитайская философия" в других словарях:

    ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ см. Китайская философия. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия

    - (кит. 中国哲学) является частью восто … Википедия

    Сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… … Философская энциклопедия

    Возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основной состав лексикона традиционной китайской… … Энциклопедия Кольера

    - «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия

    древняя философия (какая) - ▲ философское направление (какое) древний древнегреческая философия: ионийская философия. милетская школа. перипатетики. пифогореизм. платонизм. неоплатонизм. пирронизм. эпикуреизм. киники. киренаики. элеаты. доксографы. древнекитайская… … Идеографический словарь русского языка

Философия Древнего Китая имела много общего с древнеиндийской: своими корнями она также уходит в мифологию и религию, резко не размежовываясь с ними. Но религиозная традиция не получила столь интенсивного развития как это было в Древней Индии, поскольку была иная культура, где религиозность не занимала существеного места. В Древнем Китае не было жречества как особого социального института, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками, царями – ваннами. Поэтому философия Древнего Китая оказалась больше под влиянием мифологии и обыденного знания.

Для древнекитайской мифологии, откуда берет свое начало философия, характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах – небесной Ян и земной Инь. Легкие частицы образуют небо –Ян, а тяжелые – землю –Инь. Всем правит дао – безличный мировой закон (путь), которому подчиняются и природа, и люди. Дао – и космический, и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» - «почтительность», «церемониал», «ритуал», «сяо» - почитание родителей, «ди» - почитание старшего брата. Традиционализм китайской культуры, в частности, нравственности, повлиял и на философию: внутренне она необычно стабильна, ориентирована на исключительность китайского способа мышления.

Философская мысль сложилась на основе классических книг китайской образованности (первая половина 1 тыс.до н.э.). Их знание служило основой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Для истории китайской философии наибольшее значение имела «Книга перемен» (XII – VI вв. до н.э.). В ней содержались первые представления о мире и человеке, разрабатывался понятийный аппарат. Движение инь и ян понималось как диалектическое изменение в едином, которое имеет свой путь – Дао, и этот путь переживают все вещи. В «Книге преремен» прослеживается натуралистическое наименование природных явлений: «три данности», которые движутся по своим путям, всегда вместе – небо, земля, человек. Познание человека должно быть направлено на различение, обозначение и понимание всего сущего.

Появление философии в Древнем Китае представляло шесть основных школ: 1) конфуцианство; 2) моизм; 3) школа закона («фа – цзя»), по европейски – легизм; 4) даосизм; 5) школа «инь – ян» (натурфилософы); школа имен («мин – цзя»). При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была мало системна. Это объяснялось тем, что она была слабо связана даже с той наукой. какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики.


Примером может служить Конфуцианство . Как определённая теория организации общества конфуцианство сосредотачивалось на этических правилах, социальных нормах и регулировании органов управления. Основатель учения – Конфуций, который считается первым китайским философом. В его социальной этике личность являлась личностью не «для себя», а для общества. Значимость человека определялась его социальной функцией, воспитание же – подведение человека к надлежащему исполнению этой функции.

Конфуцианство не рассматривало тайны бытия и вопросы познания мира. Конфуций считал, что жизнь человека определяется небом и его судьбой, а также Дао. Дао, по Конфуцию, – путь поведения, долг человека. Этот путь даётся Небом, но человек должен постичь своё Дао и следовать ему. Степень овладения Дао зависит от образованности, гуманности человека, стремления к самосовершенствованию. Главное стремление – получение статуса «Благородного мужа», который обладает совершенствованием поведения, честностью, бескорыстностью, мудростью и справедливостью. Его добродетели: знание, человеколюбие, чувство долга, знание этикета (правил поведения в соответствующей обстановке), сыновья почтительность (сяо). Сяо – одна из важнейших добродетелей, традиционная идея китайской культуры. Вообще, традиции играют исключительную роль в учении: всё прошлое – это хорошо, всё плохое – от нового. «Не дай бог тебе жить в век перемен»,- писал Конфуций. «Благородному мужу» противопоставлялся простолюдин, или «низкий человек» (сяожань). Первый следует долгу и закону, второй думает, как бы получить выгоду и получше устроиться. «Благородный муж» требователен к себе, «низкий человек» - к людям. Первый идёт на смерть ради человеколюбия, второй «кончает свою жизнь в канаве».

В отличие от конфуцианства – преимущественно этико – политического учения, где главное внимание уделялось не проблемам бытия, а человеку и обществу, другое влиятельное учение – даосизм глубже занималось вопросами объективной картины мира в его абстрактно – философском категориальном аспекте. Решались такие роблемы, как бытие, небытие, становление, единое, многое и т.п. Из этого уже делались выводы относительно человеческого общества и человека в его системе.

Основателем даосизма считается Лао-цзы – старший современник Конфуция – полулегендарная личность. Главный труд даосизма «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»). Само название представителей школы – даосы – говорит о том, что в основу своего мировоззрения они положили «Дао». В предфилософии оно родилось как представление, а затем стало понятием – одним из основных в китайской философии вообще. Для даосов «дао» не просто путь развития и нравственно – политическое поведение человека, а всеобъемлющее мировоззренческое понятие, суть их онтологии. Дао – это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего не только в Поднебесной, но и в самом мире. Но «дао» – не только первоначало и первооснова, но и всеобъемлющий закон мироздания. Вместе с тем, как философия даосизм недостаточно зрелое учение: пережитки антропоморфизма в понимании «дао» (иногда о «дао» говорилось как о живом существе), художественно – поэтическая форма выражения и т.д.

Понимание дао дается недостаточно ясно и определенно, пронизано противоречивостью, что исследователи относят к диалектике Дао. Даосы говорили о двух Дао: безымянное (постоянное) Дао и дао, обладающее именем. Первое Дао, поскольку оно бестелесно, безымянно, пусто, отождествлялось с небытием. Второе Дао, имеющее имя, – с бытием, порождаемым первым Дао. Таким образом, небытие первично, это и есть Дао, не имеющее имени, потому что, назвав его, мы тем самым превращаем его уже в бытие. Небытие порождает бытие. Бытие – Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля. Второе Дао на уровне вещей сопровождается «дэ », которое поддерживает их существование. Второе Дао состоит из мельчайших частичек «ци », содержит в себе образы – вещи.

Имея своей глубочайшей субстанцией небытие, все вещи, несмотря на то, что непосредственно опираются на бытие, непрочны, они постоянно уходят в небытие, в котором и обретают свой покой.

Гносеология даосизма подчинена его онтологии: двум дао соответствует два вида знания. Знание безымянного дао особое, оно мистично, ибо знание о нем состоит в молчании, это знание доступно не всем людям, а лишь совершенномудрым. Такой человек видит за борьбой вещей гармонию, за движением – покой, за бытием – небытие. И это все потому, что он лишен страстей, видит чудесную тайну (дао). Кто же имеет страсти, видит дао только в конечной форме, т.е. мир вещей. Это – второй вид знаний. Оба вида знания связаны.

Этический идеал даосов – шэнжень - «совершенномудрый». Он противопоставлялся конфуцианскому идеалу – «благородному мужу». Последний объявлялся как человек с «низшим дэ», тогда как «шэнжэнь» - человек «высшего дэ» и дао. Они отвергали ценности конфуцианцев: человеколюбие, справедливость, мудрствование, сыновнюю почтительность, отцовскую любовь – как то, что возникло как компенсация в тот период, когда общество утратило первоначальное совершенство и отошло от дао. «Благородный муж», совершая добрые дела, надеется на воздаяние. Его действия нарочиты и суетливы. Он носитель знания дао в конечной форме (знания вещей). Напротив, «человек с высшим дэ» не стремится делать добрые дела, потому что он добродетелен. Он подобен дао, не имеющему имени. Его главное качество – мудрое недеяние, т.к. самое основное в деятельности человека – ни во что не вмешиваться, представить всему идти своим естественным путем – дао.