Государство как основной институт политической жизни. Государство – основной институт политической системы. Политическое учение Фомы Аквинского

Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

Государство - это политическая организация, обладающая суверенной властью в пределах определенной территории и отправляющая ее посредством постоянно действующих институтов.

Государство является основным институтом политической системы общества. Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и др.), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения .

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под действием ряда факторов, важнейшие из которых:

1. развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального орана - государства;

2. возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм);

3. завоевание одних народов другими. Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

4. демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

5. психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

6. антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливце, нравственные начала .

Также отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д.

Существуют две пути возникновения государства:

1. Восточный (азиатский) - данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет, Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления, превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего государственного аппарата.

2. Западный (европейский) - дынный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государствообразующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма. В современной науке есть мнение, что первые государства везде были раннеклассовые .

В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы, поэтому возникавшие проблемы и противоречия между членами общества решались силой авторитета вождей, общественного мнения и привычек. Однако с развитием общества появилась необходимость адекватного и однозначного решения общих проблем. Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы (слои и классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между группами, в защите частной и коллективной собственности. Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения государства.

Выделяют следующие признаки государства:

· наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

· наличие права, системы норм, санкционированных государством (законы и другие нормативно-правовые акты), обязательных для выполнения всеми субъектами общества;

· наличие определенной территории, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства.

К признакам государства также относят его исключительное право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения .

Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями.

В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления - внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

Экономическая проявляется в активной разработке и проведении государством экономической политики, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы;

Социальная - проявляется в заботе о тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях, принимаются меры по развитию систем здравоохранения, поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан;

Культурно-воспитательная - общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Уважение к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их;

Правовая. Защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов;

Природоохранительная - в современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов;

Охранительная - проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. Любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания .

К внешним функциям относятся:

Защита общества от внешних врагов - нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Развитие цивилизованных отношений с другими странами - в основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор);

Борьба с международной преступностью - ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью, а именно создание международных организаций по борьбе с преступлениями (Интерпол).

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве сформировалось разделение властей .

Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

· состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

· является постоянно действующим органом

· Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

· заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

· палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

· члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

· одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

· утверждение изменения границ

· утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

· назначение выборов Президента РФ

· назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

· отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

· принятие федеральных законов

· дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

· решение вопроса о доверии Правительству РФ

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

· объявление амнистии

· выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

· Председателя Правительства РФ

· заместителей Председателя Правительства РФ

· федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

· разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

· обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

· обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

· обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

· управляет федеральной собственностью

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

· организует охрану собственности и общественного порядка

· в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

· издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

· имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

· в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

· Конституционный Суд РФ

· Верховный Суд РФ

· Высший Арбитражный Суд РФ

· система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

· система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

· о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ

· не вступивших в силу международных договоров

· споры между федеральными органами власти

· споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти

· споры между высшими гос. органами власти субъектов

· проверяет конституционность законов

· дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

· никакой гос. орган, должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов

· основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты

· судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком

· судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны

· судья не может быть привлечен к административной ответственности

· к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей - органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти .

В последнее время выделяют еще и четвертую власть - средства массовой информации. Средства массовой информации не входят непосредственно в структуру государственных органов. Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа .

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

Форма правления - это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением. Характеризуется формальным источником власти.

В соответствии с этим определением в современных государствах различают следующие формы правления.

1. Монархия - формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.

Виды монархий:

По объему ограничений

Абсолютная монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis - двойственный) - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений .

По традиционному устройству

Древневосточная монархия - первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

Феодальная монархия (средневековая монархия) - последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.

Раннефеодальная монархия - хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности.

Вотчинная монархия - монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

Сословно-представительная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

Абсолютная монархия - монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

Теократическая монархия - монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру .

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

· Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

· Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

· Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

· Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

· Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

· При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

· При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

· Монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

· Монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;

· После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

Недостатками монархии называют:

· Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии - после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и / или других претендентов на престол для получения власти, в то время как в республике для тех же целей используют агитацию среди народа.

· Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;

· Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства .

2. Республика - другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления. В республике формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти.

Республике присущи следующие признаки:

· Существование единоличного главы государства - президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

· Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

· Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

· В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

· Источником власти признается народ.

· Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик) .

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

· как избирается парламент,

· как формируется правительство,

· какой объём полномочий принадлежит президенту.

Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто, в конечном счете, руководит страной - президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением) .

В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть и пост Президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном - представительские функции.

У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно - волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров. В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов .

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.

К характерным признакам унитарного государства относится:

· на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

· в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

· в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.

· в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

· существует единое гражданство, действующее на территории всего государства .

Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. «autonomia» - самоуправление, независимость) в государственном смысле - это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, которые назначаются центральной властью .

Заключение

Государство является основным институтом политической системы в обществе. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление. В широком смысле государство - это организованное политической властью общество, подчиненное правовым законам, целостность которого создается публично - властными структурами, олицетворенными в государственно-правовых институтах и отношениях. В узком смысле государство - это система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий как интересы определенных социальных групп, так и интересы общества в целом.

В контрольной работе были рассмотрены следующие вопросы: сущность, основные признаки и функции государства, причины и условия его возникновения, а также формы государственного правления и формы государственного устройства, были сформулированы понятия «государства», «правового государства», «монархии», «республики».

Список литературы

государство правовой монархия правление

Василенко И.А. Политология: учебник для вузов. - М.:ЮРАЙТ, 2010. - 398 с.

Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2009. - 256 с.

Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.

Исаев Б.А. Политология. Краткая хрестоматия. СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

Кулаков В.В., Каширина Е.И. Политология Издатель: ФениксРостов-на-Дону, 2011 г. - 187 с.

Ланцов С.А. Политология. СПб.: издательство Питер, 2011, - 544 с.

Муштук О.З. Политология. М.: ЕАОИ, 2008. - 384 с.

Мельвиль А.Ю. Политология. - М: Проспект, 2010. - 495 с.

Решетников С.В. Политология. Практикум. Минск: ТетраСистемс, 2008. - 256 с.

1. Государство – основной политический институт, причины его

возникновения.

2. Сущность, признаки и функции государства.

3. Формы государственного правления.

4. Формы государственного устройства.

5. Правовое государство: понятие и признаки.

6. Понятие и сущность гражданского общества.

Государство – основной политический институт, причины его возникновения.

Политические институты – это совокупность организационных форм и норм в политике, которые объединяют граждан, выражают их коллективную волю, ценности и интересы, регулируют общественные отношения. Такими институтами являются государство и его органы, политические партии и общественные объединения.

Государство – это основной, универсальный политический институт, непосредственно управляющий обществом. Его органы принимают законы (законодательная власть), претворяют в жизнь законы и другие политические решения (исполнительная власть), урегулируют спорные проблемы (судебная власть), наказывают нарушителей общепринятых правил (институты принуждения).

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Основными из них являются:

· углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

· возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – считал В.И.Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы ".

Немарксистские научные направления не абсолютизируют роль частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

· демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. С ростом численности и плотности населения происходил переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

· антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Ещё Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

· психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные формы до государственного общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

· завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В политологии выделяются и другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Сущность, признаки и функции государства.

Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую или организационно-структурную В зависимости от основы сложились три подхода к исследованию государства:

1) политико-философский , при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение проблем общества, регулирование взаимоотношений власти и народа;

2) классовый , согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы;

3) политико-правовой или организационно-структурный подход , исследующий государство как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.

Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение государства:

Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная (предопределённая) его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая как официальный представитель всего общества.

Признаки государства. Основными элементами государства являются: территория, население, публичная власть.

1. Территория государства составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

2. Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

3. Публичная власть является важным, отделённым от общества атрибутом государства. Такая власть персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

4. Суверенитет , то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

5. Монопольное право на применение принуждения . Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

6. Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

7. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

Функции государства. Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

Правовая функция – установление правовых норм, поддержание законности и правопорядка в обществе.

Организаторская функция – обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.

Экономическая функция – стимулирование и регулирование экономической деятельности.

Социальная функция – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.

Культурно-идеологическая функция – внесение в сознание граждан духовных ценностей, интегрирующих общество, охрана и обогащение историко-культурного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.

Внешние функции государства составляют:

· защита интересов данного государства на международной арене;

· обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами;

· участие в международном разделении труда.

Внешние функции вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Государство - центральный институт власти, политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное, непосредственное осуществление политики.

Государство включает в себя систему политического управления - правительство, которое в свою очередь состоит из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от возможных злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.

Современное государство выступает одновременно как арена политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного проявления государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает в себе все богатство и разнообразие упорядоченных, скрепленных одной целью представлений о наилучших способах социально-политического управления.

Основные признаки государства можно определить следующим образом:

  • 1. Власть отделена от гражданского общества, существует профессиональный слой управленцев - бюрократия.
  • 2. Государство обладает суверенитетом, т.е. является единственным и универсальным носителем власти на определенной территории.
  • 3. Государство обладает монополией на применение силы во всех формах.
  • 4 Государство обладает исключительным правом на издание законов, обязательных для всех проживающих на его территории

Государство выполняет разнообразные функции, касающиеся в настоящее время многих сфер общественной жизни. Современное государство - это уже не «ночной сторож» собственности, но зачастую крупнейший собственник и экономический регулятор, действующий посредством налоговой, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики. Оно выполняет социальные функции, субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую политику. Современное государство формирует новый тип социально-ориентированной власти, движется в направлении так называемого «социального государства»

Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан в самых разнообразных сферах социальной жизни. Одной из новых его функций, появившихся в последние десятилетия, стала функция обеспечения экологической безопасности. Она реализуется через систему экологического законодательства.

Государство представляет народ на международной арене, являясь субъектом международных отношений. Оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну и заключает мир.

Выполнение внутренних и внешних функций государства обеспечивается системой органов и учреждений, которые получили название «механизм государства». Центральным элементом механизма государства выступает государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам компетенцию, организуется особым, сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. В современной политологии выделяют четыре разновидности государственных органов:

  • 1) органы законодательной власти;
  • 2) органы исполнительной власти;
  • 3) судебные органы;
  • 4) контрольно-надзорные органы.

Современное демократическое государство в своих политических действиях реализует себя как правовое государство, т.е. как система органов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа, в интересах народа, на основе верховенства правового закона, разделения властей и признания равенства и свободы за всеми участниками демократического процесса.

Основные признаки правового государства можно представить в следующем виде.

  • 1. Законы и акты государственной власти не должны противоречить конституции.
  • 2. Человек как гражданин государства имеет определенные права и обязанности. Одновременно человек обладает свободой и правом самостоятельного регулирования своей жизни. Политическая сфера правового государства разделена на два относительно самостоятельных сектора: государственный и частный.
  • 3. В правовом государстве любая вина человека, в том числе и политическая, может быть доказана только в суде. Внесудебные обвинения, какими бы тяжкими они ни были, отражают только частное мнение тех, кто их выдвинул,

Правовое государство предполагает наличие определенной системы взаимоотношений между основными ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Сущностным признаком этой системы является принцип разделения властей, который предполагает определенную самостоятельность и независимость соответствующих органов власти этой системы. Он несет в себе определенные гарантии против сосредоточения власти в руках какой-либо одной системы органов.

Принцип разделения властей несет в себе и задачи рационализации деятельности государства посредством разделения труда между отдельными его органами. Тем самым ставится задача повышения уровня профессионализма и компетентности в деятельности государственных органов.

Форма государственного правления представляет собой тип внутренней организации системы властвования в обществе. К основным формам правления относятся монархия и республика. Монархии подразделяются на абсолютную, дуалистическую и конституционную. Абсолютный тип монархии является древнейшей из известных человечеству форм правления. Исторически можно выделить европейский тип абсолютной монархии, где правление опиралось на законы и традиции, охранявшие власть монарха. В этой системе власть носила светский характер, т.е. монарх не являлся одновременно носителем высшей религиозной власти. Другой особенностью было ограничение власти монарха наличием вольностей и свобод основных сословий (дворянства, духовенства, горожан и т.п.). В настоящее время такой тип монархии не сохранился.

Следующим типом абсолютной монархии можно считать теократические монархии Востока, где владыка государства являлся одновременно и олицетворением высшей небесной воли. Таковы были монархии Индии, Китая, Японии. Сегодня этот тип сохранился в исламских странах Востока.

Наконец, символом абсолютного беззакония была султаническая, или деспотическая, монархия. При ее господстве единственным законом является воля монарха, который сам создает нечто вроде идеологизированного культа вокруг своей персоны. Такая власть иррациональна и всецело личностно ориентирована. Сегодня подобными чертами обладает, пожалуй, только режим Северной Кореи. Дуалистическая монархия представляет собой вариант частичного ограничения полномочий владыки. Существует выборный законодательный орган. Однако полномочия монарха и законодателей определены недостаточно полно и точно, они как бы соперничают за верховенство, причем чаще всего позиции монарха сильнее. Примером могут служить монархии в Иордании и Марокко.

Конституционная, или парламентская, монархия родилась в Англии на рубеже XVII-XVIII вв. и существует во многих европейских и неевропейских государствах. Постепенно она эволюционировала в сторону сохранения монархии в чисто декоративном виде как части социокультурной традиции.

Республика как форма правления ведет свою историю от традиций античных полисов. В настоящее время республика доминирует в мире в двух формах - парламентской (преобладает в странах Западной Европы) и президентской {преобладает в Америке, Азии, Африке, Восточной Европе), которые по внутренним параметрам соответствуют парламентскому и президентскому типам демократических политических режимов.

Существенной частью концепции государства как центрального института политической системы общества является выделение различных типов его территориального устройства. Суть этого понятия состоит в формах взаимоотношений центральной и местной власти.

Выделяются следующие типы территориального устройства государств.

  • 1. Унитарное государство. Образуется по принципу: одна страна, одна конституция, одно правительство, одна судебная система, одно гражданство и т.п. Примеры - Франция, Польша, Венгрия, прибалтийские государства.
  • 2. Федеративное государство. Представляет собой единое союзное государство, в состав которого входят государственные образования, самостоятельные только в рамках компетенции прав, распределенных между ними и федеральной властью. Примеры - США, Германия, Россия.
  • 3. Конфедерация. Представляет собой союз государств, которые ради достижения общих целей объединяются на договорной основе, формируют общий властный центр, в полномочия которого входят специально оговоренные сферы совместной деятельности. Например, военное дело, финансы, регулирование экономики, внешняя политика и т. п.

Конфедерация - непрочное образование. Оно либо распадается с выполнением своих задач, либо, если связи оказываются достаточно прочными и жизнеспособными, превращается в федерацию. Примерами государств такого рода могут быть Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты, В современном мире отчетливо проявляются тенденции федерализации государств.

Этот процесс основывается, с одной стороны, на децентрализации и повышении статуса административно-территориальных образований, с другой - на реализации принципа национально-государственной автономии в многонациональных государствах.

Государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения.

Термин «государство» вошёл в политику и науку с середины XVI – XVII вв. Им стали обозначать государственные образования, которые ранее именовали «княжествами», «королевствами», «империями», «республиками» и т.д. К началу XVIII в. понятие «государство» распространилось по всей Европе и прочно вошло в политическую практику.

Государство – это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Существует несколько концепций происхождения , природы и социального назначения государства.

1. Теологическая концепция , в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает, порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Концепция получила теоретическое обоснование в одной из работ английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

3. Договорные теории происхождения государства оформились в XVII – XVIII вв. в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и др. В соответствии с ними возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти добровольно передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4. Социально-экономическая (марксистская)концепция (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), в соответствии с которой государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов.

5. Теория «насилия» или «захвата» . Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и многие другие.

27. Признаки, сущность и функции государства Современное государство имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают четыре важнейшие элементы государства:

1 . Территория это физическая, материальная основа государства. Как признак государства территория: нераздельна ; неприкосновенна (это находит свое выражение в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства); исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

2 . Население (народ) как составляющий элемент государства – есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Целостность народа , т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием стабильности государства. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному и иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства (подданства). Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

3. Суверенная власть является определяющим элементом государства. Суверенитет (от лат. super – над) – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.

Будучи суверенной, государственная власть: универсальна , распространяется на все население, общественные, политические и другие организации; обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей ; имеет право легитимного насилия путём применения исключительных средств воздействия (армия, милиция, тюрьмы и т.д.).

4. Наличие органов государственной власти . Государство представляет собой особую организацию публичной политической власти , обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, осуществляющих управление обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти .

Государство как важнейший общественный институт обладает рядом исключительных прав :

Правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;

Правом использования специальных средств воздействия на населения (легитимный аппарат принуждения и насилия);

Правом принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность

Функции государства. Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества, является её основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

Функции государства это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. В современном политическом мире можно обобщить и классифицировать функции государства следующим образом:ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ: Политическая функция

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста и осуществления санкций по обеспечению макроэкономической стабильности.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума и состоит в удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, здравоохранении, образовании, поддержке социально незащищенных групп населения. Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы. Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

ВНЕШНИЕ: Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны, обеспечение невмешательства во внутренние дела других государств.

Дипломатическая функция: реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений, а также осуществление внешней торговли, участии в международных организациях.

28. Формы государственного устройства Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства» .

Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, политический режим .

Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

Основными формами государственного устройства являются:

1. Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире (Беларусь, Финляндия, Франция, Испания, Великобритания). Для унитарного государства характерно:

Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

Единая система высших органов государственной власти;

Единое гражданство;

Централизованная судебная и правовая система;

Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью , их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.

2. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации ), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью . Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Индия, Австралия, Бразилия). Объединяющими началами федерации выступают:

Единое социально-экономическое пространство;

Единая валютно-денежная система;

Федеральное гражданство;

Федеральная конституция;

Федеральные органы власти и управления.

Специфические черты субъектов федерации:

Наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

Субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;

Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;

Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (например, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии – Бундесрат).

Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя полную государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.

Конфедеративные союзы, как правило, либо предшествуют образованию федераций, либо распадаются на ряд суверенных государств, когда достигнуты или утратили актуальность цели объединения. Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776 – 1787) гг., Швейцария (1815 – 1848) гг., Германский союз (1815 – 1867) гг. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе, Содружестве Независимых Государств (СНГ), сформированном после распада СССР в составе 12 государств.


Похожая информация.


Исторические формы государственности и их характеристика. Отличительные признаки государства как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие.

Форма государственного правления и форма государственного устройства. Суверенитет государства, его структура и типы. Разделение властей. Факторы и условия устойчивости и адаптации института государства к современным условиям. Социальное государство. Государственная политика: понятие и основные сферы.

В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.

2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.

3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

Суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;

Наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;

Исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;

Монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

Исключительное право государства эмиссии денежных знаков;

Монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

Монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;

Монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);

Обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 11. Государство как основной политический институт.:

  1. 46 Государство как основной элемент политической системы.
  2. 30. Характер взаимодействия государства и рынка как основных политических и экономических факторов развития национального хозяйства.