Абстрактное как абстрактно всеобщее определение конкретного целого. Понятия безотносительные и соотносительные. Смотреть что такое "конкретные и абстрактные понятия" в других словарях

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (лат. abstractio - удаление, отвлечение; concretio - сгущение) - философские категории, выражающие различные, диалектически связанные между собой моменты развития. Абстрактное - это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное - это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей.

Различие между А. и к. относительно. Конкретный целостный предмет, если его рассматривать как часть более общей системы, может оказаться абстрактным. Напр., человек как биологическое существо - это сложная конкретная структура, характеризующаяся большим многообразием функций, совокупностью сложных биохимических процессов. Вместе с тем, если рассматривать человека с точки зрения тех общественных отношений, в которые он включен, то его биологическая природа выступает уже как абстрактная сторона, во многом одинаковая у всех людей. А, и к. служат для характеристики главным образом теоретического знания о предметах. Под абстрактным понимают неполное, одностороннее знание. Оно отражает отдельные стороны, признаки конкретных предметов в отвлечении от других их сторон и свойств. Это дает возможность рассмотреть свойства предметов в их чистом виде, не учитывая всякого рода побочные, случайные воздействия. Однако при этом предметы расчленяются, теряют свою целостность, внутреннюю связь сторон. Между тем познание только тогда истинно, когда оно конкретно, когда оно раскрывает предметы и явления действительности «в их живой жизни», в целостном единстве их сторон. Такое конкретное знание не может быть получено сразу. Оно есть результат движения мысли от односторонних абстрактных определений предмета ко все более сложным, диалектически противоречивым определениям. Этот процесс движения мысли называют восхождением от абстрактного к конкретному. Впервые в общих чертах его описал Гегель, но, будучи идеалистом, представил его как процесс, в к-ром мысль порождает сами конкретные предметы. В действительности эти предметы как конкретное целое существуют до всякого познания, а в мышлении с помощью восхождения от абстрактного к конкретному они духовно реконструируются, воссоздаются. «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления» (Маркс). Воспроизведение предмета в мысли как живого целого не означает простое суммирование, перечисление абстракций, отражающих отдельные стороны предмета. В этом процессе преодолевается их односторонность, изолированность, и они располагаются в такой последовательности, которая отражает внутреннюю связь сторон самого предмета и процесс его развития. Научный метод восхождения от абстрактного к конкретному впервые применил Маркс при анализе капиталистического общества. Он начал с самого простого, абстрактного отношения, характерного для капиталистического способа производства: с обмена товаров и с их меновой стоимости. Отправляясь от этой элементарной «экономической клеточки», Маркс перешел к более сложным экономическим связям, выраженным в таких категориях, как деньги, капитал, прибавочная стоимость, прибыль, цена производства, рента и т. д., и так шаг за шагом раскрыл всю систему производственных отношений капитализма, показал «всю капиталистическую общественную формацию как живую» (Ленин). При этом капитализм был представлен и как развивающееся целое: в процессе его возникновения, развития и неизбежной гибели. При реконструкции предмета методом восхождения от абстрактного к конкретному применяются разнообразные приемы: различные формы абстрагирования (Абстракция), анализ и синтез, историческое и логическое и т. д. При этом познание не остается в рамках одного лишь мышления. Оно должно использовать материал эмпирического наблюдения, постоянно обращаться к реальным фактам, к практике, без чего не может быть получена правильная картина предмета как конкретного целого.

В классической логике под "конкретным" понятием понимается понятие, указывающее на материально-вещественные предметы (например, "яблоко", "дерево"); под "абстрактным" - понятие, указывающее на нематериальные, идеальные предметы (например, "добро", "любовь", "наука").

Таким образом, обыденное сознание полагает, что мыслить абстрактно - значит мыслить утонченно, теоретично; мыслить о чем-то сложном и неявном, не вполне очевидном.

Напротив, мыслить конкретно - это мыслить об очевидных вещах, так что сама "конкретность" оказывается доступной через наглядно- чувственный пример, демонстрацию конкретного материально-чувственного предмета, о котором идет речь. Абстрактное мышление здесь предстает как удел людей образованных, если не сказать - оторванных от реальной жизни.

Гегель в статье "Кто мыслит абстрактно?" (1807) дает совершенно иную трактовку абстрактного и конкретного. "Кто мыслит абстрактно? - задает он вопрос и отвечает, - необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто...". Гегель приводит ряд примеров, поясняющих его трактовку "абстрактного". Вот ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца - и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца - красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли назвать убийцу - красивым? Это и называется "мыслить абстрактно" - видеть в убийце только одно абстрактное - что он убийца и названием такого качества уничтожать всё остальное, что составляет человеческое существо.

Абстрактным, неразвитым мышлением является "первобытное" мышление, исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является "детское" мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мышление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характеристик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характеристик, т.е.

Конкретно.

Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие научно-теоретического языка, - абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными) абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными понятиями значительно чаще, чем принято считать - таков вывод из статьи Гегеля "Кто мысли абстрактно?" Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо вещь, он показывает на нее и говорит: "Это!" Но словом "это" можно обозначить и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком - вообще какой угодно предмет. Таким образом, слово "это" - пример наиболее абстрактного определения: оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано ("бессодержательное", или "пустое", по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответствует "рассудочной" форме логического.

"Мыслить конкретно" - значит воспроизводить предмет максимально полно, всесторонне, целостно (= конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степени "пустых", определений ко все более содержательным, воссоздающим "теоретическую модель" познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного мышления - диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют "положительно-разумной форме" логического.

В диалектической логике под "абстрактным" понятием понимается понятие, описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообусловленности; под "конкретным" - понятие, описывающее предмет наиболее всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (конкретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообусловленности и взаимосвязи.

Еще по теме Абстрактное и конкретное.:

  1. 3. ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИЗМЕРЕНИЕ
  2. Очерк 11 АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ
  3. Конкретный характер мышления. Переход от конкретного к обобщенному. Непоследовательность мышления. Некритичность суждений.

Занятие 2

Понятие

Цель: сформировать представление о понятии как форме мышления, видах, отношениях и операциях с понятиями.

План:

1. Понятие как форма мышления.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

5. Определение понятий.

6. Классификационные операции с понятиями.

Литература

1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

2.Гетманова А.Д. Логика. – М., 2008.

3. Демидов И.В. Логика. – М., 2006.

4. Ивин А.А. Логика. – М, 1999.

5. Ивлев Ю.В. Логика. – М., 1994.

6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2008.

7. Королев Б.Н. Логика.- Курск, 1995.

8. Светлов В.А. Современная логика. – СПб, 2006.

9. Свинцов В.И. Логика.- М., 1987.

Текст:

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются еди­ничными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестику­ляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принад­лежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они при­сущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными . Например, существенный признак товара - зат­раченный на его производство труд, определяющий стоимость товара. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущ­ности, называются несущественными. Например, несуществен­ный признак товара - его цена.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. По­нятия, отражающие множество предметов, включают общие сущест­венные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. По­нятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наря­ду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Различие между существенными и несущественными признаками предмета имеет относительный характер. В определенных условиях, а также с развитием предмета и нашего познания о нем они могут меняться местами. Один из главных критериев существенности признаков - социальная практика.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются сущест­венные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.В понятии отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить одно­родные предметы в класс.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например, «книга», «лес». Суще­ствуют слова-омонимы, имеющие различное значение, выража­ющие различные понятия, но одинаково звучащие (например, понятие «мир» как объективная реальность и «мир» как отсутст­вие войны). Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значение, т. е.; выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, родина – отечество, враг - недруг, бегемот – гиппопотам и т. д.).

Основными логическими приемами формирования понятий яв­ляются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однород­ных предметов.

Для выделения существенных признаков необходимо абст­рагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его состав­ные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию-синтез (мысленное объеди­нение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т. е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей пред­мета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположе­ния частей при сборке.

Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей пред­мета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделе­нии существенных признаков предметов и в отвлечении от несу­щественных, второстепенных.

Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одно­элементного класса или класса однородных предметов, отражен­ных в этом понятии. Содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелог­раммом» и «иметь равные стороны».

Объемом понятия называют класс обобщаемых в нем пред­метов. Объективно, т. е. вне сознания человека, существуют раз­личные предметы, например животные. Под объемом понятия «животное» подразумевается множество всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объек­тов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Напри­мер, множество планет Солнечной системы конечно, а множест­во натуральных чисел бесконечно. Множество (класс) А называ­ется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отноше­нием включения класса А в класс В.

Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родо­видовых отношениях. Объем одного понятия может входить в объем другого понятия исоставлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «моторная лодка» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «лодка» (составляет часть объема понятия «лодка»). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем у первого из двух понятий, тем уже его (первого понятия) содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Он указыва­ет на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «растение»), и наоборот, чем больше информация в понятии (например, «съедобное растение» или «съедобное злако­вое растение»), тем уже и определеннее круг предметов.

Так как понятие определенным образом связано со сло­вом, то его объем и содержание связаны со значением и смыслом - важнейшими логическими характеристиками сло­ва. Можно считать, что значением слова или словосочетания как языкового выраже­ния особого типа является объем соответствующего поня­тия, а их смыслом - содержание этого понятия.

Поэтому каждое понятие имеет свое значение и выра­жает свой смысл. При этом значение и смысл (объем и содер­жание) в понятиях могут соотноситься по-разному. Так, не­которые понятия имеют одно и то же значение, но выража­ют различный смысл. Например, понятия "великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)", "автор романа в стихах "Евгений Онегин", "автор стихотворения "Я помню чудное мгновенье", "поэт, смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом", "автор исторического труда "Ис­тория Пугачева" имеют одно значение - они обозначают одного и того же человека, но различный смысл, так как выражают о нем неодинаковую информацию.

Другие понятия могут иметь только смысл, но не иметь значения, если они не обозначают ни одного реально суще­ствующего предмета. К таким понятиям, например, относят­ся: "кентавр", "русалка", "круглый квадрат" и др. Различа­ют также другие виды понятий.

Следовательно, элементы логической структуры понятия непосредственно связаны с элементами логической характе­ристики слова и самого предмета, о котором составлено дан­ное понятие. Это необходимо учитывать при использовании различных видов понятий в реальном мыслительном процессе.

Понятия можно классифицировать по объему и по содержа­нию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «великий русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов»; «столица России» и др.). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «авто­мобиль», «портфель», «государство» и др.).

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т. е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пре­делах данных рассуждений (эти понятия называют универсаль­ными). Например, натуральные числа - в арифметике; расте­ния - в ботанике и др.

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечест­венной войны 1941-1945 гг.», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустое множество (например, «вечный двигатель», «баба Яга», «снегу­рочка», «дед Мороз», персонажи сказок, басен и др.).

Конкретные и абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, в которых отражены од­ноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «землетрясение» и др.

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправед­ливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимае­мые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдель­ных свойств предмета, отражают и отношения между предмета­ми (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходст­во» и др.).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ - философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции.

Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности).

Иногда, как особый тип, выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении)". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат. concretus - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.

С.В. Воробьева

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ

КОНКРЕ́ТНЫЕ И АБСТРА́КТНЫЕ ПОНЯТИЯ

(см. этимологич. справки при статьях Абстракция и Конкретное) – виды понятий, описываемые в традиц. формальной логике. Конкретным наз. , к-рое отражает отд. или класс предметов (напр., "Московский кремль", "дом" и т.п.); абстрактным наз. понятие, в к-ром мыслится не предмет как , а отд. , отвлеченный от предмета или предметов и мыслимый вне связи с ними, как нек-рый самостоят. ("храбрость", "храбрость Суворова" и т.п.). Как отметил еще Локк, понятия, фиксируемые прилагательными (" ", "красивый"), следует рассматривать не как абстрактные, а как конкретные, ибо в них имеются в виду, по существу, (белых, красивых и т.п.) предметов, а не отд. признаки ("белизна", " ") как таковые. Конкретные понятия образуются при помощи обобщающей абстракции и фиксируются словами и выражениями, допускающими обычно множественное ; абстрактные понятия образуются при помощи изолирующей абстракции и фиксируются словами и выражениями, обычно не имеющими множественного числа. Одну и ту же по содержанию часто можно выразить как с помощью конкретного ("NN – храбрый "), так и с помощью абстрактного понятия ("храбрость – одно из свойств NN"), См. Абстракция , Конкретное и библиографию при этих статьях.

К. Морозов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ" в других словарях:

    Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности… … Википедия

    Правовые понятия - словесные, концентрированные формулировки мысли как способ отражения типичного или конкретного явления, состояния или процесса в общем предмете юридической науки, как итог, добытых научных знаний о них. Они выражаются терминами в словах или… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П … Философская энциклопедия

    Концептуальное мышление методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из … Википедия

    Мысленное выделение словесно обозначаемого отд. признака к. л. предмета или предметов, соответствующего тому или иному их свойству или их отношению к др. предметам; при этом выделенный признак мыслится изолированным от др. признаков, охватывающих … Философская энциклопедия

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

    См. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КОНКРЕТНОЕ … Философская энциклопедия

    Математику обычно определяют, перечисляя названия некоторых из ее традиционных разделов. Прежде всего, это арифметика, которая занимается изучением чисел, отношений между ними и правил действий над числами. Факты арифметики допускают различные… … Энциклопедия Кольера

    Материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают… … Философская энциклопедия

    Это объект, не существующий ни в каком конкретном месте ни в какое конкретное время, но существующий как тип вещи (как идея или абстракция). Абстрактными объектами являются объкты, созданные путём идеализации и обобщения. В философии очень… … Википедия