Буддизм в китае. Китайский буддизм. Буддизм и китайская культура. Буддизм в Китае

Буддизм появился в Китае при императоре Мим Ди династии Хань во времена усиления связей западных земель Китая со Средней Азией, откуда и появились первые буддийские монахи и буддийские книги. Он стал распространяться в форме хинаяны, но просуществовал недолго. Вторая волна распространения буддизма в Китае имела место в начале V в. уже в виде махаяны. Впоследствии разница между этими двумя течениями экспортируемой религии исчезла в результате "китаизации" буддизма, заключалась в проникновении в буддизм конфуцианских даосских идей и в практическом слиянии культов этих трех религий.

Уже в конце IV в. буддизм приобретает статус государственной религии, но без преимуществ перед другими религиями. И для буддизма, чтобы быстро распространить свое влияние, и этого было достаточно.

V-VI в. часто присматривает золотым веком буддизма в Китае. В IV-VI вв. буддийские монастыри активно расширяют свои землевладения, особенно на севере Китая. К VI в. там насчитывалось около 30 тыс. буддийских монастырей с 2 млн монахов. На юге Китая в УИ ст. было 2 846 монастырей с 82 700 монахами.

По политическим соображениям иногда буддизм ограничивался. Так, в 842-845 гг. По императорскими указами были закрыты 4 600 монастырей, разрушено 40 тисе буддийских храмов, расстриженного 260 тыс. Монахов.

Впрочем при первой же возможности он наверстывал упущенное. В частности, возрос авторитет буддизма во Время господства монгольской династии Юань. В 1221 количество буддийских монастырей и храмов составляла более 40 тыс. Из почти 500 тыс. Монахов.

Но наряду с буддизмом не сдавало своих позиций и конфуцианство. Император Чжу Юаньчжан, несмотря на то, что сам был буддийским монахом, ограничил политическое влияние буддизма и даосизма и объявил идеологической основой своего государства конфуцианство. Когда после переворота 1402 к власти пришло правительство Чжу Ди, снова было подчеркнуто, что большие законы управления государством были открыты Конфуцием и они не могут быть изменены.

Появление буддизма в Китае не.зустрила сопротивления со стороны конфуцианства и даосизма. Уверенность китайцев в том, что Поднебесная государство является центром Вселенной делала непоколебимыми их убеждение в том, что их религии, является найистиниши в мире. И они охотно шли на сближение с "варварами". Будда быстро был включен в даосский пантеон. Буддийских представлений о душе, потусторонний мир, рай и ад не хватало даосам. Относительно моральных принципов, то во всех трех религиях они были созвучны. Состоялся процесс взаимопроникновения пантеонов.

Буддизм в Китае почувствовал на себе уважение китайцев к своему благополучию. Нищета сальника стала призрачной. Великолепие и торжественность буддийского культа нашла понимания. Буддийские монастыри были не только религиозными центрами культуры, но и заботливыми хозяевами, с минным хозяйством с большим количеством рабов и зависимых крестьян. При этом это были не пришлые люди, а те же китайцы, только изменили веру, но отнюдь не потеряли своего национального менталитета. Поэтому в условиях уже существующей терпимости двух религий друг к другу проблемы отношений с третьей почти не возникало.

Если в области догматической при решении взаимоотношений еще приходилось встречаться с теми или иными проблемами, то в области практического религиозной жизни они исчезли сразу. Вскоре верующие, не очень хорошо разбираясь в богословских тонкостях, пришли к практическому отождествление всех трех религий. В любом храме можно было обращаться к любому бога с любым обращением. Причем конфуцианство брало на себя решение этических, социальных и политических проблем верующих, буддизм предлагал религиозную утешение, даосизм удовлетворял желаемое фантастически мифологическое объяснение мира. Это повышало религиозный сервис.

И все это не мешало буддизма продолжать свое внутреннее развитие. В буддизме шел процесс образования различных сект, ответвлений, школ, направлений, течений, находили важные для себя нюансы трактовки вероучений или культовых положений, которые отличали их от других, приводили к принципиальных разногласий, но вовсе не были поводом к религиозной борьбы, а спокойно воспринимались дискутируя сторонами, не мешая их мирному сосуществованию.

Среди многочисленных буддийских сект в Китае нашла признание секта Чань, учение которой распространил в Китае в VI в. индийский монах Бодхихарма.

Суть учения чань заключается в том, что для обращения к Богу нужен не разветвленный и развит культ, а соответствующий внутренний духовный стен человека.

Поиски религиозной истины, по этому учению, заключаются не в изобретении культовых хитростей, не в молитвах, заклинаниях и обрядах. Чань считает, что истину выразить человеческим языком невозможно, слово бессильно перед глубиной истины, интеллект не может проявить себя в словах, нужно внутреннее понимание без слов. Истина - в поисках внутреннего общения с божеством. Для этого необходимо внутренняя сосредоточенность, которая приведет к внезапного озарения. Такое сосредоточение получило название медитации, Дхиан. От этого санскритского слова и пошло китайское - чань.

Чань-буддизм оперирует канонам "хитрых" вопросов, которые ставят под сомнение возможность рационального мышления. Наш разум способен точно определить предметы и явления мира, а когда у него возникают затруднения в этом, то это его не несостоятельность, а признак того, что процесс познания еще не завершился.

Но канон, по мнению чань-буддистов, свидетельствует о несостоятельности ума. Тогда его заменит внезапное озарение дау, оно может быть выражено в словах, но без соответствующего смысла, потому что этот смысл понятен только самому озаренному. Если человек верит в такие построения, то остается пожелать ей успеха в жизни без ума, потому что это очень нелегко.

Чань-буддизм предлагает различные формы Дхиан, это уже дело культовой психотехники. Необходимым фактором успешной Дхиан чень-буддизм считает соблюдение высокой нравственности, гуманизма, ответственности перед обществом, усердного труда, стремление к миру и тому подобное. Это, безусловно, положительные черты чань-буддизма.

Чань-буддизм не осуждает практическую нерелигиозную деятельность, как это делают многие буддистских школ. Напротив, он пытается использовать достижения чаньськои психотехники для чисто практических действий человека, к его непосредственного существования в реальном мире. Это и теперь вызывает интерес к чань-буддизма (и его продолжению - японском дзена) как к средству решения современных практических дел.

стороны верований, представлений, желаний и стремлений китайского народа.

Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианства никогда им всерьез не оспаривалось. Однако в периоды кризисных ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная администрация приходила в упадок и конфуцианство переставало быть эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходили на передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаях даосско-буддийские идеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение бунтарско-эгалитаристских традиций в истории Китая не должно преуменьшаться. Особенно если принять во внимание, что в рамках даосских или даосско-буддий-ских сект и тайных обществ эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они сыграли определенную роль и в революционных взрывах XX в.

Глава 20 Китайский буддизм

Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индуистско-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индуистско-будций-ской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III–VI вв.) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия. В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря не могли не показаться привлекательными. В III–IV вв. вокруг столичных центров, Лояна и Чанани, действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен, а к концу V в. в государстве Восточная Цзинь их было уже 1800 с 24 тыс. монахов.

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, или беглых горожан, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских), так и особенно северных некитайских, «варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

Распространение и китаизация буддизма

Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она ни была, проникая в Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что в конце концов возникала достаточно оригинальная система идей и институтов, приспособившаяся к

привычным китайским принципам, понятиям и нормам и лишь в самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию. Это свойство китайской цивилизации проявилось на примере буддизма.

Уже в IV в. китайские буддисты, например Сунь Чо, пытались доказать, что Будда – это воплощение Дао. Подчеркивая, что главное в их учении – высокие моральные стандарты (доброта, терпение, добродетель), они весьма уважительно относились к конфуцианскому принципу сяо. Соответственно изменялись, причем нередко неосознанно, автоматически, отдельные строки из сутр: например, вместо фразы «жена заботится об удобствах для мужа» писали, как на то обратил внимание японский ученый X. Накамура, более естественную для китайца – «жена почитает мужа». Показательно, что китайские буддисты, воздвигавшие на свои деньги в пещерных храмах ступы или статуи в честь будд и боди-сатв, как правило, сопровождали эти свои дары надписями в типично китайско-конфуцианском духе (например, «молим о спасении душ наших драгоценных предков таких-то»).

Изменения коснулись и других сторон. Так, на авансцену в китайском буддизме вышли те идеи, принципы и будды, которые более всего соответствовали традиционным китайским нормам, идеалам и представлениям. Начало таким изменениям положил знаменитый Дао-ань (312–385) – первый известный китайский патриарх буддизма, основатель монастыря в Сяньяне. Образованный конфуцианец, он увлекся буддизмом и вскоре стал его блестящим знатоком и активным проповедником. На основе заповедей Винаяпитаки, многие тексты которой Дао-ань сам перевел на китайский, он собственноручно составил образцовый монастырский устав. С его именем связаны многие переводы и комментарии к китайским буддийским текстам, составление первого каталога переведенных сутр. Он ввел для китайских буддийских монахов фамильный знак Ши – из китайской транскрипции рода Гаутамы (Шакья). Однако вершина деятельности Дао-аня в ином. Он основал культ будды грядущего Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие поколения китайских буддистов связывали свои надежды на лучшее будущее и на всеобщее благоденствие, так же как христиане со вторым пришествием Христа, а мусульмане с Махди. Не раз вожди китайских крестьянских движений объявляли себя или своих сыновей возродившимися Майтрейями, а культ Милэфо в Китае занимал центральное место в идеологии многих тайных обществ.

Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань (334–417), тоже конфуцианец, прошедший через увлечение даосизмом и примкнувший затем к буддизму. Основанный им монастырь Дунлинь-сы в провинции Цзянси пользовался большой известностью и влиянием, собирал в своих стенах лучшие умы страны. Однако в отличие от Дао-аня Хуэй-юань был скорее блестящим популяризатором буддизма, нежели ученым его знатоком. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа будды Запада – Амитабы, покровителя «Западного рая», «Чистой земли», чем было положено начало китайскому, а затем и японскому амидизму. Культ Амитабы, как и культ Майтрейи, в Китае всегда тесно связывался с мечтами о светлой жизни и райском будущем. Во взаимодействии с последователями Майтрейи китайские амидисты, прежде всего сторонники секты Цзинту («Чистая земля»), участвовали в деятельности тайных обществ и в революционных крестьянских восстаниях.

Трансформация буддизма на китайской почве заставила эту религию приспособиться к социальной структуре Китая, к нормам и запросам традиционного китайского общества. В частности, это проявилось в том, что это учение, как и другие религиозные доктрины Китая, выступало в различных своих ипостасях по отношению к образованным верхам и к крестьянским низам.

Буддизм для низов (народный) быстро стал своего рода разновидностью китайского даосизма. Буддийский монах бок о бок с даосским отправлял несложные обряды, принимал участие в ритуалах и празднеств, охранял буддийские храмы и кумирни, служил культу многочисленных будд и бодисатв, все больше превращавшихся в обычных богов и святых. Кроме будд Майтрейи и Амитабы, ставших центральными фигурами в китайском буддизме,

особой популярностью в Китае пользовалась бодисатва Авалокитешвара, знаменитая китайская Гу-ань-инь, богиня милосердия и добродетели, покровительница страждущих и несчастных. Эту богиню по ее популярности и функциям можно сравнить с девой Марией в христианских странах. Примерно с VIII в., приобретя женское обличье (ранее в Китае как и в Индии, бодисатва Авалокитешвара считался мужчиной), Гуань-инь превратилась в богинюпокровительницу женщин и детей, материнства, богиню – подательницу детей. Это сыграло существенную роль в ее известности. Храмы в ее честь стали создаваться по всей стране, причем они никогда не пустовали, а алтари в этих храмах всегда были полны даров и приношений.

Зачислив в свой пантеон многочисленных будд, бодисатв и буддийских святых, простой народ в Китае принял главное в буддизме – то, что было связано с облегчением страданий в этой жизни и спасением, вечным блаженством в жизни будущей. Имевшие отношение к ним основные нормы и культы, буддийские праздники и чтения заупокойных сутр, а также многие элементы магии, даже эротики (тантризм) – все это вместе с армией малообразованных монахов и послушников, знакомых лишь с самыми элементарными принципами учения, легко укрепилось в жизни Китая, стало ее естественной интегральной частью и вполне удовлетворяло запросы простых китайцев.

Верхи же китайского общества, и прежде всего его интеллектуальная элита, черпали из буддизма значительно больше. Делая упор на философию этого учения, на его метафизику, они нередко пренебрегали его обрядовой стороной и магической практикой. В уединенных кельях и больших библиотеках крупных буддийских монастырей они погружались в полуистлевшие тексты, изучали сутру за сутрой, стремясь найти что-то новое, важное, сокровенное, тайное, применить это в новых условиях, приспособить к китайской действительности. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из самых интересных и глубоких, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм (ял. – дзэн).

Буддизм Чань (дзэн)

Возникло это течение в форме эзотерической секты. Название «чань» произошло от санскритского «дхиана» (сосредоточение, медитация). Древнее буддийское направление – школа дхиана – призывала своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного. Целью дхианы было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакь-ямуни под деревом Бо (Бодхи).

Сутры дхианы были переведены на китайский язык еще Дао-анем. Впоследствии они стали широко известны в китайских буддийских монастырях. Легенда повествует, что чаньбуддизм возник в Китае после того, как туда переселился из Индии в начале VI в. знаменитый патриарх индийского буддизма Бод-хидхарма. На вопрос принявшего его известного покровителя буддизма императора У-ди из династии Лян, как будут оценены его заслуги (строительство монастырей и храмов, копирование сутр, предоставление буддистам льгот и пожертвований), Бод-хидхарма будто бы ответил, что все эти деяния ничего не стоят, все суть прах и суета. После этого патриарх покинул разочаровавшегося в нем У-ди, удалился с группой последователей и положил начало новой секте – чань.

Это легендарное предание обычно подвергают сомнению, считая, что ранний этап истории секты теряется в веках, тогда как подлинная и документированная ее история начиналась с VII в., когда после смерти пятого патриарха, имевшего свыше 500

последователей, секта распалась на северную и южную ветви. Звание шестого патриарха стали оспаривать двое – Шэнь-сю, бывший сторонником традиционной точки зрения, согласно которой просветление – это закономерный результат длительных усилий и напряженных раздумий в процессе медитации, и Хуэй-нэн, противопоставивший этому каноническому тезису идею о внезапном озарении в результате интуитивного толчка. Вскоре более каноническая северная ветвь пришла в упадок и практически заглохла, а идеи Хуэйнэна, нашедшие отражение в известной «Сутре шестого патриарха», стали основой для последующего развития секты в ее китайском (чань) и японском (дзэн) вариантах.

Чань-буддизм был плотью от плоти Китая, так что многие авторитетные специалисты считают его китайской реакцией на индийский буддизм. Действительно, учению чань были присущи трезвость и рационализм китайцев, которые оказались напластованы на глубочайшую мистику брахманизма и буддизма. Начать с того, что чань-буддизм низвергал все канонические буддийские ценности. Не следует стремиться к туманной нирване, учил он, едва ли там, да и вообще в будущем кого-нибудь ожидает что-либо заманчивое. Стоит ли ограничивать себя всегда и во всем во имя неопределенной перспективы стать буддой или бодисатвой? Да и зачем все это, для чего?! Надо обратить свои взоры к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть.

Казалось бы, это – рационалистический эгоизм, гедонизм, вообще не имеющий отношения к религиозной мысли и к этическим идеалам. Но нет! Здесь не идет речь о чувственных наслаждениях, которые, кстати, отвергаются и буддизмом, и конфуцианством. Чань-буддизм звал к иному. Как бы воскресив в китайской мысли идеи раннего философского даосизма и многократно обогатив эти идеи за счет неисчерпаемых глубин индийской мистики, он призывал своих последователей не стремиться вперед, не искать Истину и не пытаться достичь нирваны или стать Буддой. Все это прах и суета. Главное в том, что Истина и Будда всегда с тобой, они – вокруг тебя, надо только уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Истина и Будда вокруг и во всем – в пении птиц, в нежном шелесте листвы, в дивной красоте горных хребтов, в умиротворенной тиши озера, в сказочной красоте природы, в разумной сдержанности церемониала, в очищающей и просветляющей силе медитации, наконец, в радости труда, в скромном величии простой физической работы. Кто не видит Будды и Истины во всем этом, тот не сможет найти их ни на небе, ни в раю, ни сегодня, ни в отдаленном будущем. Словом, нужно уметь жить, познавать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всем ее богатстве, многообразии и красоте.

Чань-буддизм ставил в центр своего внимания свободного от обязанностей и привязанностей человека, готового отрешиться от мирских забот и посвятить всего себя умению и искусству жить, но жить только для себя (в этом индийская традиция в чаньбуддизме решительно восторжествовала над китайской). Познать истины чань-буддизма и принять его принципы было непросто, для этого требовалась специальная длительная подготовка. Подготовка и посвящение обычно начинались с парадоксов. Первым из них было решительное отрицание знаний, особенно книжных, канонических. Одна из основных доктрин чань гласила, что основанный на писаных догмах интеллектуальный анализ не проникает в сущность явления и не способствует успеху в постижении Истины. Зачем напрягать ум и тем более загружать его книжной мудростью, когда можно дать полный простор интуиции и самовыражению и полностью отринуть каноны и авторитеты?! Именно так следует понимать ставший хрестоматийным завет известного мастера чань-буддизма И- сюаня (IX в.): «Убивайте всех, кто стоит на вашем пути! Если вы встретите Будду – убивайте Будду, если встретите патриарха – убивайте патриарха!» Иными словами, ничто не свято перед лицом великого сосредоточения индивида и внезапного его озарения и просветления, постижения им Истины.

Как постичь Истину? Этот вечный вопрос мыслителей чань-буддизм решал до удивления просто и парадоксально. Истина есть озарение. Оно нисходит на тебя внезапно, как интуитивный толчок, как внутреннее просветление, как нечто, что нельзя выразить

Влияние буддизма на культуру Китая велико, к тому же это учение имеет глубокие корни в самых разных странах. Но в чем заключается это влияние и что оно несёт людям? Понимают ли жители страны настоящие ценности названного верования и живут ли согласно советам великого Будды? Далее в статье мы рассмотрим, как выглядит буддизм в Китае. И так как эта тема очень обширна и многогранна, нам придётся лишь кратко излагать основные положения.

Немного о буддизме

Прежде чем перейти к основной теме статьи, следует разобраться с тем, что же такое буддизм. Бесспорно, каждый из нас слышал это слово много раз и имеет примерное понятие о том, что это такое. Но эти знания могут быть разрозненными или даже ошибочными, если их черпали из непроверенных источников. Именно для этого следует хотя бы кратко узнать историю и суть буддизма.

Где же возник буддизм как учение? Появился он на севере Индии, именно там, где располагались такие древние государства, как Магадха и Кошала. Зарождение данной религии произошло в I тысячелетии до н. э.

К сожалению, информация ученых очень скудна об этом периоде, но даже из имеющихся данных можно сделать определенные выводы. Так, на указанное время приходится кризис ведийской религии, а как мы знаем, подобные ситуации всегда способствуют возникновению чего-то нового, появлению альтернативных учений. Создателями нового направления стали обычные путешественники, странствующие старцы, шаманы и монахи. Среди них нашелся лидер буддизма Сиддхартха Гаутама, который признан его основателем.

Кроме того, в это время происходил Властителям нужна была сила, помимо армии, которая помогала бы держать народ в повиновении. Такой силой и стал буддизм. Он по праву считается царской религией. Замечено, что он развивался только в тех государствах, правители которых разделяли буддистские взгляды.

Философия буддизм, даосизм, конфуцианство

Три названные течения являются фундаментальными в философии Китая. Религиозная система страны полностью построена на этих трех учениях, которые очень схожи между собой. Почему три? Дело в том, что территория Китая очень большая, и найти общий язык разным религиозным общинам было довольно трудно. Именно поэтому в разных окрестностях формировались отдельные течения, но через время все они трансформировались в какую-то из трех названных религий.

Что же общего у этих течений? Важной особенностью является отсутствие божества, которому необходимо поклоняться. Это очень важный момент, который отличает буддизм от других религий мира, в которых всегда есть верховный Бог. Также этим учениям свойственна философская оценка мира. Другими словами, здесь вы не найдёте четких указаний, заповедей или приказов, потому что у каждого человека есть свобода выбора. И третьей важной особенностью является то, что эти три направления в одинаковой степени направлены на развитие человеческого потенциала и самосовершенствование.

Конфуцианство, даосизм, буддизм в Китае зарождались не одновременно. Первой массовой религией стал буддизм, который насчитывал с каждым годом всё большее число последователей. При этом следует отметить, что китайский несколько отличался от того учения, которое было популярно в Индии. На смену ему постепенно пришел даосизм, который популярен и по сегодняшний день. Это учение рассказывает о духовном пути и помогает правильно его отыскать.

И завершающим было конфуцианство, которое основывалось на утверждении, что цель жизни любого человека заключается в творении блага для окружающих, гуманизме и справедливости. Конфуцианство, буддизм в Китае распространены больше всего. Даже на сегодняшний день эти две религии имеют самое большое число верных последователей на территории Китая.

Проникновение буддизма в Китай

Буддизм в Китае зарождался постепенно. Время его становления пришлось на рубеж нашей эры. Правда, существуют данные, в которых говорится, что буддистские проповедники появились на территории Китая раньше, но доказательств этому нет.

Следует отметить, что информация учёных настолько разнится, что некоторые источники утверждают, что буддизм зародился в Китае в то время, когда там уже существовали даосизм и конфуцианство. Эта версия так же не имеет абсолютных доказательств, но к ней склоняется большинство учёных.

Дело в том, что конфуцианство, буддизм в Китае переплетались очень тесно. Если бы последователи двух течений не разграничивали постулаты религий, то возможно они бы слились в единое направление. Четкое разграничение происходило из-за того, что буддизм в Древнем Китае в некоторой мере противоречил нормам поведения в конфуцианстве.

Принесли религию в Китай купцы, которые следовали по Великому шёлковому пути из других государств. Примерно во втором веке нашей эры буддизмом начинает интересоваться и двор императора.

Но неужели китайский народ мог так просто отказаться от старых, пусть и похожих, верований и принять новое учение? Дело в том, что буддизм воспринимался китайцами как некая модификация даосизма, а не абсолютно новое течение. С течением времени даосизм и буддизм так же очень тесно сплелись, и на сегодняшний день эти два течения имеют очень много точек соприкосновения. История проникновения учения Будды в Китай заканчивается в начале второго века, когда была создана «Сутра 42 статей» - письменное изложение основ учения.

Монах Ань Шигао

Основоположника буддизма мы знаем, но кто же считается родоначальником этой религии в Китае? Такой человек действительно был и звали его Ань Шигао. Он был простым парфянским монахом, который приехал в город Лоян. Это был образованный человек, и благодаря этому он проделал огромную работу. Конечно, он работал не сам, а с группой помощников. Вместе они перевели около 30 буддийских сочинений.

Почему же это огромная работа? Дело в том, что перевести религиозный текст не сложно, но сделать это правильно, понять замысел автора и передать именно его точку зрения - это не каждый переводчик сможет. Ань Шигао это удалось, и он создал прекрасные переводы, которые полностью отображали суть буддийского учения. Кроме него этим также занимались и другие монахи, которые переводили сутры. После появления первых достоверных переводов всё большее число людей стали интересоваться новым течением.

С этого момента в хрониках того времени всё чаще упоминалось о великих празднествах, которые проводили буддийские монастыри. Религиозное течение становилось более популярным с каждым годом, а в государстве появлялось все больше иностранных миссионеров. Но даже несмотря на активизацию всех этих процессов, ещё целое столетие течение не было признано в Китае на официальном уровне.

Время смуты

Буддизм в Древнем Китае был воспринят отлично, но время шло вперед, менялись люди и власть. Заметное изменение произошло в IV веке, когда это течение стало завоевывать верховных властителей. Почему новая религия резко стала так популярна?

Особенности буддизма в Китае заключаются в том, что он приходит во времена кризисов, когда народ недоволен и растерян. Так случилось и на этот раз. В государстве началось время смуты. Буддийские проповеди посещало много людей, ведь эти речи успокаивали людей и приносили умиротворение, а не злость и агрессию. Кроме того, такие отрешенные настроения были весьма популярны среди аристократического общества.

Аристократы Южного Китая любили отгораживаться от происходящих событий, и обычный народ перенял эту способность, только в несколько ином виде. Именно в период кризиса люди захотели окунуться в свой внутренний мир, найти себя настоящего и понять окружающих. В этом и состоят особенности буддизма в Китае - он давал своим последователям ответы на все волнующие вопросы. Ответы были ненавязчивые, каждый свободно выбирал свой путь.

Судя по достоверным источникам, можно сказать, что в это время в стране процветал буддизм переходного типа, в котором значительное внимание уделялось медитации. Именно из-за этого некоторое время народ воспринимал новое течение как модификацию уже известного даосизма.

Такое положение вещей привело к созданию некоего мифа в народе, который гласил о том, что Лао-Цзы покинул родные края и отправился в Индию, где стал учителем Будды. Доказательств эта легенда не имеет, но даосы часто использовали её в своих полемичных речах с буддистами. По этой причине в первых переводах очень много слов заимствовано из даосской религии. На этом этапе буддизм в Китае характеризуется тем, что складывается определённый Китайский буддийский канон, в который входят китайские переводы, тексты с санскрита и сочинения из Индии.

Следует отметить монаха Даоань, который внес наибольший вклад в развитие буддизма в Китае. Он занимался миссионерской и комментаторской деятельностью, создал монастырский устав, а также ввел культ будды Майтреи. Именно Даоань начал добавлять к фамилиям всех буддийских монахов приставку «Ши» (из-за того, что Гаутама Будда происходил из племени Шакья). Ученик этого монаха активно доказывал и защищал тезис о не подвластности религии правителю, а также именно он создал культ Амитабхи, который стал самым известным и популярным божеством на Дальнем Востоке.

Кумараджива

В определенное время считалось, что Китай - центр буддизма. Такое мнение бытовало в те времена, когда государство стало предметом нападения для ряда кочевых племен. Религия только выиграла от того, что в Китае смешалось столько этносов. Пришедшие племена благоприятно воспринимали новое верование, так как оно напоминало им магию и шаманство.

Кумараджива - это известный монах-проповедник на севере Китая. Стоит отметить, что именно в этой части государства, религия развивалась под очень строгим контролем со стороны императора. Именно Кумараджива заложил фундаментальные основы буддийской школы в Китае. Он также занимался переводом оригинальных текстов и проповедничеством. В V-VI веках началось четкое разграничение религии по ветвям (этот процесс начал Кумараджива). Активно происходил процесс «индианизации» и принятия подлинных буддийских концепций. Последователи разделились, что послужило возникновению 6 разных школ. Таким образом, окончательно сформировался чань-буддизм в Китае.

Каждая школа группировалась вокруг своего последователя, а также вокруг определённых текстов (китайских или оригинальных буддийских). Именно ученик монаха Кумарадживи создал учение о том, что дух Будды присутствует во всём живом, а также о том, что можно спастись при помощи «внезапного просветления».

Династия Лян

Влияние даосизма и буддизма на культуру Китая сделало своё дело. Уже в VI веке буддизм становится официальной религий и господствующим течением. Однако, как мы уже знаем, случиться такое без поддержки верховной власти не могло. Кто же этому поспособствовал? Поднял буддизм на новый уровень император У-ди из династии Лян. Он провел довольно заметные реформы. Буддийские монастыри стали крупными собственниками земель, они начали приносить доход императорскому двору.

Если вы спросите, какой буддизм в Китае, то однозначного ответа вам никто не даст. Именно во времена императора династии Лян сформировался так называемый комплекс трех религий, или сан цзяо. Каждое учение из этой тройки гармонично дополняло другое. Считалось, что буддийское учение отражает внутреннюю и сокровенную мудрецов. Также в это время буддизм получил свою нишу, которая заняла достойное место в обрядности китайского народа, - речь идет о заупокойных обрядах.

Этот этап характеризовался тем, что китайцы начали праздновать молебнами день поминовения усопших и отмечать день рождения Будды. Все большее распространение набирал культ, который сводился к освобождению живности. Этот культ возник из учения о том, что всё живое имеет в себе частичку Будды.

Школы буддизма

Распространение буддизма в Китае произошло довольно быстро. За короткое время успели сформироваться определённые школы чань-буддизма, которые оказали значительное влияние на традиции Дальнего Востока. Все школы можно условно разделить на три группы: школы трактатов, сутр и дхьяны.

Школа трактатов основывалась на индийский учениях. Последователи этого направления больше занимались философскими вопросами, чем распространением своего учения. Обычные люди и монахи, которые принадлежали этой школе, писали философские трактаты, а также изучали материалы, которые были написаны в глубокой древности. Ещё одним направлением их деятельности были переводы писаний с индийского на китайский.

Школа сутр базировалась вокруг одного главного текста, который выбирал лидер. Именно этому писанию следовали все ученики, и именно в нем они находили высшее выражение мудрости Будды. Как мы уже поняли, школы сутр основывались на конкретном доктринально-религиозном тексте. Несмотря на это, последователи занимались и рассмотрением многим теоретических и философских вопросов. Ещё они разрабатывали сложные системы, которые трудно отнести к определенному индийскому тексту.

Школа дхьяны - это школа практиков. Здесь последователи занимались йогой, медитацией, молитвами и тренировали психотехнику. Они несли своё знание в народ, обучали его простым способам контролировать свою энергию и направлять её в правильное русло. Также сюда относят школу монашеских заклинаний и школу монашеской дисциплины.

Буддизм и культура

Бесспорно, что буддизм в культуре Китая играет значительную роль. Влияние этой религии наиболее ярко видно в литературе, архитектуре и искусстве страны. Во времена буддийских монахов было построено огромное количество монастырей, храмов, пещерных и скальных комплексов. Они отличались архитектурным великолепием.

Строение этих времен характеризуются изящностью и ажурностью, что показывает неконсервативный характер буддистов. Новые религиозные сооружения буквально обновили старые и некрасивые постройки Китая. Они выделяются многоярусными крышами, которые символизируют небеса. Все построенные здания и подземные комплексы являются ценнейшей исторической памяткой. Очень органично в архитектурный ансамбль вписываются фрески, барельефы и характерная округлая скульптура.

Округлые здания были популярны в Китае давно, но во времена буддийских монахов они распространились в огромном количестве. На сегодняшний день, буквально в каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, восходящие к индокитайской культуре. Вместе с религией в страну также пришло и новое животное, которое очень часто можно встретить на различных скульптурных произведениях, - лев. До момента проникновения верования Гаутамы, это животное было практически неизвестно китайскому народу.

Именно буддизм привил китайской культуре некую любовь к художественной прозе, которая до этого была совершенно не распространена там. Новеллы со временем стали самым дорогим для китайского человека видом художественной прозы. В то же время, возникновение художественной прозы в Китае повлекло за собой создание более крупных жанров, таких как классический роман.

Именно чань-буддизм занимает важное место в формировании китайской живописи. Для художников сунской школы присутствие Будды во всем сущем отыграло особенную роль, благодаря чему их картины не имели линейных перспектив. Монастыри стали богатым источником информации, так как именно здесь собирались, размышляли и писали свои труды великие монахи, художники, поэты и философы. Эти люди приходили именно в монастырь для того, чтобы отрешиться от внешнего мира и следовать своему внутреннему творческому пути. Стоит отметить, что китайские монахи первыми изобрели ксилографию, то есть книгопечатание при помощи размножения текста посредством матриц (досок с зеркальными иероглифами).

Китайская устная культура очень пополнилась благодаря буддийским легендам и мифам. тесно сплелись в сознании людей, что породило даже некоторую привязку к реальным историческим событиям. Большое влияние на философскую мысль Китая имели буддийские идеи о внезапном просветлении и интуиции.

Удивительно, но даже известная чайная также берет свое начало в буддийском монастыре. Считается, что искусство чаепития зародилось именно тогда, когда монахи искали способ медитировать и не засыпать. Для этого и был изобретен полезный и бодрящий напиток - чай. По легенде, один монах заснул во время медитации, и чтобы больше такого не происходило, он обрезал свои ресницы. Упавшие ресницы дали ростки чайного куста.

Настоящее время

Есть ли сегодня буддизм в ответить на этот вопрос сложно. Все дело в том, что исторические обстоятельства сложились таким образом, что начиная с 2011 года деятельность буддистов в КНР находится под строгим контролем. Это связано с тем, что современная китайская власть, начиная с 1991 года, ведет жесткую политику. Правительство само диктует правила того, как должен развиваться буддизм в Китае.

В частности, монахи должны были отречься от Далай-ламы XIV, чтобы заняться изучением коммунистических текстов. Естественная реакция буддистов на это понятна. Буддизм в Китае не имеет возможности развиваться и находить новых последователей. Такая политика государства приводила к неоднократным случаям ареста и произвола. К сожалению, на сегодняшний день КНР не принимает буддизм в его естественном виде. Возможно, в будущем ситуация пойдет на улучшение, ведь исторически китайскому народу очень близок буддийский взгляд на жизнь.

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что философия Древнего Китая буддизм воспринимает, как нечто подобное и родное. Представить религиозно-философские идеи этой страны без буддийских мыслей просто немыслимо. Такие слова, как «Китай», «религия», «буддизм» исторически связаны и неразделимы.

Каким был век распада империи?

Четыре века, следовавшие за гибелью династии Хань, проходили под знаком восстаний, военных конфликтов и набегов кочевников на северных рубежах. Срединная империя переживала период политического распада. Кочевники, пробив брешь в Великой стене, разрушали города и продвинулись к Янцзы. Население бежало от завоевателей на юг, переправляясь через Янцзы. На севере правили варвары. В 581 г. генерал Ян Цзян завоевал столицу Чаньян и основал династию Суй.

Беспокойные времена сказались на духовной жизни Китая. Неуверенность в завтрашнем дне заставляла искать выход в религии, многие прибегли к конфуцианству и даосизму. Других привлек к себе буддизм.

Откуда пришел буддизм?

Буддизм возник в V веке до н.э.

Учение основано на озарении исторического Будды, принца Гаутамы Сидхартхи, жившего в эпоху Конфуция в Индии. Под священным древом бодхи он открыл срединный путь, который ведет к пониманию внутреннего мира. Так он стал Буддой, что означает «Просветленный».

Ученики Будды сохранили заветы Учителя и позднее записали их. К новому учению о спасении обратились, прежде всего, высшие слои общества. Конфуцианство и даосизм продолжали свое существование.

В 629 г. н.э. монах Сюаньцзан отправился из тогдашней столицы Китая Чаньян в долгий и опасный путь. Он хотел изучить в стране Будды, в Индии, на реке Ганг, истинное чистое учение и привезти в Китай священные тексты. Ведь чтобы буддизм мог распространиться в Китае, необходимо было сперва перевести на китайский язык священные тексты.

Кто принес буддизм в Китай?

Почти 17 лет провел Сюаньцзан в странствиях, преодолев тысячи километров пешком и на лошадях по Шелковому пути до Индии. В Китай он вернулся не с пустыми руками.

Сюаньцзан привез с собой 657 свитков, намотанных на деревянную скалку, на которых были записаны буддийские учения на санскрите, древнем языке Индии.

Понадобилось еще долгих 17 лет, чтобы расшифровать эти тексты и перевести их на китайский язык.

Буддизм в Китае был больше чем религия. Он стал всеобъемлющей формой жизни. Китайцы видели в нем обогащение китайских традиций. Даоуди, первый император династии Северная Вэй (386-534 гг. н.э.) особенно поддерживал новое учение. Он повелел вырубить из серого песчаника в горах Ужоу пещерный храм Юньган. В нем скрыта 51 ООО (из 100 ООО уцелевших) статуй Будды, которые по внешнему облику напоминают императоров династии Вэй.

Один из колоссов достигает в высоту 17 м. Ухо сидящего Будды имеет в размере 3 м, стопа - 4,6 м, а средний палец - 2,3 м.

Почему китайские императоры поощряли буддизм?

Император Вэньчэнди, правивший государством Вэй через 50 лет после Даоуди, поручил монаху Та-ньао (Тапуао) построить императорские гроты и установить в них статуи Будды. Одна из статуй наделена по его воле сходством с императором Даоуди. В книге Вэй говорится: «Основатель династии - мудрый, доброжелательный император, идущий священным путем. Он воистину является воплощением Будды». Таким образом, император Даоуди был возвышен до высшего в почитании существа, Ш£ и все буддисты должны были отныне ему подчиняться. Так появился Будда-император; соединив свой авторитет с буддизмом, правитель достигал абсолютной Стены одной власти. Император бодхисатвам Вэньчэнди сделал буддизм государственной религией и повелел возвести многочисленные храмы.

Объявленный государственной религией буддизм требовал признания всех граждан. Однако крестьяне и ремесленники, торговцы и солдаты не были монахами, которые часами медитируют, подчинив свою жизнь строгим религиозным правилам. Им требовалась более простая вера.

Сяовэнди, шестой император Северной Вэй (годы правления с 471 по 499), был воспитан в буддийской вере и благочестии. Пятилетним ребенком он взошел на трон и как император принимал участие в буддийских храмовых ритуалах. Он воспринимал себя не воплощением Будды, а благочестивым верующим. К этому времени буддизм проник в жизнь простого народа.

Как буддизм дошел до простого китайского народа?

Особое значение обретает культ бодхисатв. Бодхисатва - это существо, стремящееся к освобождению, которое со временем станет предельно просветленным Буддой. На его лице отсвет сочувственной улыбки. Он обращен к страдающим людям, которым желает добра. От верующих требуется простое признание: «Молись Майтрейе (Бодхисатве), и когда-нибудь Майтрейя придет в этот мир и принесет освобождение». Это было доступно пониманию каждого. Никаких обременяющих вероучений, никаких требований изучать сложные буддийские тексты - достаточно было обратиться к мягкой улыбке статуи Майтрейи, внимавшей молитвам простых людей.

О чем поведали гроты Мохао?

Неподалеку от Дуньхуаня, пограничной заставы на Шелковом пути, находятся гроты Мохао. Сохранилось 492 грота разной величины, высеченных из гряды песчаных скал, простирающихся на 1600 м над долиной реки. Первый грот был высечен в 366 г., остальные достраивались вплоть до 1100 г. и использовались буддистскими монахами для жилья и свершения культовых обрядов. На площади в 45 ООО кв. м сохранились росписи и скульптуры, позволяющие заглянуть в прошлое и представить, как жили буддисты разных веков. Наряду с религиозными темами встречаются также сценки из повседневной жизни. Среди культовых предметов, таких как книги и манускрипты с буддистскими текстами на разных языках, число которых превышало 50 000, в гротах было найдено издание Ветхого Завета на еврейском языке.

Буддизм то и дело подвергался в Китае гонениям и запретам. Уже через 60 лет после воцарения династии Северная Вэй император Тайуди по наущению своего советника, уверявшего, что буддистские монахи замышляют свергнуть правительство, запретил буддизм, повелев в 446 г. разрушить все изображения Будды. И лишь император Вэнчень отменил в конце VI века направленные против буддизма законы и поддержал учение Просветленного.

Почему буддизм сохранился в Китае?

В китайской истории периоды гонения на буддизм и его возвышения постоянно сменяли друг друга, тем не менее учение Будды оставалось в сердцах людей. Вплоть до последней династии Цинь, основанной в 1644 г., императоры оказывали поддержку буддизму. Шестой император Цинь Цянлун повелел возвести множество храмов и даже пожелал быть изображенным в одеждах буддийского монаха.

В китайской провинции Шаньси археологи обнаружили несколько тысяч статуэток Будды, спрятанных в трех пещерах. Высота статуэток составляет 12-25 см. Найденные тут же на каменных плитах надписи дают основания предположить, что время создания статуэток относится ко времени правления Минской династии.
Как говорят ученые, подобные изделия были популярны во времена династии Тан, поэтому данную находку можно считать уникальной.
Буддизм на территории Китая имеет многотысячелетнюю историю, и изображения Будды встречаются в стране повсеместно. В Китае расположено множество изваяний Будды, как древних, так и современных. О самых крупных из них мы расскажем ниже.

1. Будда из Лэшаня.

Это, пожалуй, наиболее известное древнее изваяние Будды в Китае, получившее мировую известность. Расположена статуя в центральной китайской провинции Сычуань. Огромное изваяние Будды вырублено прямо в скалах горы Линюньшань. Время возведения изваяния относится ко времени царствования династии Тан. Работы по его созданию начались в 713м г. и заняли девяносто лет. Лицо каменного изваяния направлено к Эймэйшань – священной горе, возвышающейся прямо напротив. Голова статуи возвышается вровень с окружающими скалами, а ноги статуи упираются в речные воды. Высота статуи достигает 71 м., а ширина плеч – около 30 м. Это одна из самых огромных статуй Будды на планете. Прошедшие столетия оставили на изваянии свои следы и изменили изначальный вид статуи. Когда-то Будду украшала деревянная позолоченная «броня», которая служила изваянию защитой от непогоды, но во время пожара деревянная оболочка статуи сгорела. Местные жители даже говорят по этому поводу, что медленно гора превращается в Будду, а Будда превращается в гору.

2. Будда Весеннего Храма.

Эта гигантская статуя Будды расположена в Чжаоцуне – небольшом поселке в Поднебесной. Статуя изображает одного из 5 священных Будд – Будду Вайрочана. Изваяние было создано после того, как афганские талибы взорвали несколько древних статуй Будды. В Китае очень негативно восприняли этот факт и в ответ возвели у себя самую высокую статую Будды на планете. В результате в провинции Хэнань появилась статуя Будды, символизирующая уважительное отношение жителей Поднебесной к буддийскому наследию своей страны. Строительство изваяния проходило ускоренными темпами, и было завершено в 2002м г. Высота Будды из Чжаоцуна достигает 128 метров. Сама статуя достигает в высоту 108 метров, а еще 20 метров составляет основание статуи, построенное в форме цветка лотоса. И вся эта конструкция опирается на 25-метровый пьедестал. В 2010м году была проведена небольшая реконструкция архитектурного комплекса и в результате холм, на котором распложено изваяние был обработан в форме двух огромных каменных ступеней, что добавило высоты конструкции. После реконструкции высота комплекса достигла 208 метров, что было зафиксировано в книге Гиннеса. В ходе строительства изваяния было израсходовано 15000 тонн конструкционной стали, 108 килограммов золота, 33 тонны меди. Статую создавали по частям, которые затем монтировались на единую конструкцию. Количество составных частей, из которых собрана статуя, составляет 1100 единиц. На строительство статуи было затрачено 55 миллионов долларов, из которых непосредственно на статую ушло 18 миллионов.

3. Гранд Будда из Уси.

Это изваяние Будды расположено в провинции Цзянсу и является крупнейшим в мире изваянием Будды, сделанным из бронзы. Высота изваяния, возвышающегося на холме Линшань, достигает 88 метров. Вес гигантской статуи составляет более 800 тонн. К статуе можно попасть, преодолев лестницу в 217 ступеней. Гранд Будда расположился неподалеку от храма Сянфу и озера Тайху, которые являются популярными туристическими достопримечательностями. Недавно возле Гранд Будды достроили храм в виде руки Будды.

4. Большой Будда Гонконга.

Эта гигантское изваяние Будды Шакьямуни возвышается на горе Нгонпхин, расположенной на острове Лантау. По замыслу архитекторов статуя должна символизировать гармонию в отношениях между природой и людьми, человеком и верой. Проектировать сооружение начали еще в 1976м г., однако работы по строительству статуи начались лишь в 1990м. На торжественное открытие комплекса в 1993м г. в Гонконг приехали высокопоставленные представители буддизма из КНР, Японии, Кореи, Индии, других стран. Изваяние Большого Будды собрано на стальном каркасе, на котором закреплено 202 отдельных бронзовых части. Лицо статуи покрыто позолотой. Будда расположился на трехъярусном пьедестале в форме цветка лотоса, который является копией пекинского храма Неба. Высотой Будда достигает 34 метра, а его вес превышает 250 тонн. Площадь архитектурного комплекса составляет более 6,5 тыс. кв.м. К изваянию ведет лестница, насчитывающая 268 ступенек. Будда сидит в медитативной позе, а правая рука статуи показывает мудру Абхая, которая защищает и рассеивает страхи. На ладони Будды изображено колесо Дхармы, которое должно символизировать прогресс. Пальцы левой руки статуи показывают мудру Куберу, которая помогает исполняться желаниям. Перед статуей расположено 6 маленьких бронзовых изваяний бодхисатв, которые преподносят дары Будде. Эти дары символизируют медитацию, мудрость, терпение, мораль – все необходимое для достижения просветления.