Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Раковорская битва – взгляд с разных сторон

Конец XV в.

  • Onasch 1961: Конец XV в.
  • Антонова, Мнева 1963: Последняя четверть XV в.
  • Лазарев 1969: Конец XV в.
  • Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982: Первая половина - середина XV в. (?)
  • Новгородская икона 1983: Последняя четверть XV в.

Орнамент такого типа, как на полях издаваемой иконы, встречается в иконах XV в.: ср.

  • «Отечество» в ГТГ (видимо, первой половины XV в.) 16 ,
  • деисусный чин из собрания И. С. Остроухова в ГТГ (кат. № 4) 17 ,
  • «Богоматерь Умиление», неясного происхождения, считавшуюся тверской , в ГТГ 18 .

Сходный мотив видим в серебряных окладах 19 . По сравнению с другими произведениями, на описываемой иконе ГТГ - наиболее тонкая и четкая прорисовка деталей орнамента.

19 Ср. «Рождество Богоматери » XV в. из Покровского монастыря в Суздале, в ГРМ (Н. В. Розанова. Ростово-суздальская живопись XII–XVI веков. - М., 1970), «Богоматерь Владимирскую», «Троицу», и «Распятие» в Загорском музее (Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, №№ 143, 130, 131).

ГЛАВА II. ЛЕГЕНДЫ ИОАННОВСКОГО ЦИКЛА.

2. Битва новгородцев с суздальцами.

А знаете ли вы, что в Софийском Соборе есть икона, пред которой преклонял колени сам Иоанн? Нет?

Тогда представьте, что вы в храме Святой Софии. Справа от иконостаса стоит чудотворная икона Божьей матери - Знамение.

Эта икона была изъята из построенного в ее честь Знаменского Собора и в течение многих лет была недоступна для церковного почитания.

Ныне перед святым образом вновь зажглась свеча, вновь звучат слова молебного пения. Они поются в благодарность за чудесное избавление Новгорода от осады суздальцев в 1169 году.

Что же произошло в те годы? Почему эти события неразрывно связаны с именем архиепископа Иоанна?

Центральная легенда иоанновского цикла, нашедшая отражение и в ле-тописи, и в "житии", подробно и красочно повествует о свершившемся чуде.

К середине XII века отношения Новгорода с князем суздальским Андреем Боголюбским стали открыто враждебными. Новгород упорно стремился соблюдать "всю свою волю", звал и изгонял князей, обращаясь то к северной, то к южной Руси. Но не менее упорной была и воля князя Андрея к объединению. Решив покорить Новгород, он собрал огромное войско, которое возглавил его сын Мстислав. С суздальцами шли князья Рязанский, Муромский, Смоленский, Полоцкий "и просто рещи, вся земля Русская совокупися, единых бо князей бяше тогда 72", - как выразился летописец.

И вот зимой 1169 года суздальская рать вошла в новгородские пределы, сжигая и грабя на своем пути села и деревни, убивая земледельцев, беря в рабство жен и детей.

Не устоять гордым новгородцам против этой силы великой, не отстоять своей независимости, не удержать город. Ибо в городе в то время находилась только небольшая дружина молодого князя Романа да посадник Якун с воеводою. Соорудив острог вокруг города, жители укрылись за ним.

Силы были неравны, судьба Новгорода, казалось, была предрешена. По-пытки послов договориться о мире ни к чему не привели. В стане осаждающих уже и улицы поделили - кому какая достанется. Спасения ждать было неоткуда. Во всех храмах и домах день и ночь молились горожане. Молился о спасении Новгорода и архиепископ Иоанн. Третий день не выходил он из Софийского Собора, третий день молился и поднимал свой взор туда, где в главном куполе храма сиял чудотворный образ Спасителя со сжатой правой рукой. И вот в третью ночь почувствовал он необычайный трепет и услышал голос:

"Епископе! Услышана бысть молитва твоя; аще хощети спасения града получити, утру вставшу иди в церковь Преображения Господня, на исходящие пути, глаголема Ильина улица, и тамо вземь образ Пречистна Богородицы, вознеси на стены града противу супостатовъ, и узриши спасение граду чудное..."

Утром Иоанн рассказал священству о чудесном гласе и послал диакона за святой иконой. Посланный диакон вернулся без иконы и с ужасом поведал, что он не смог сдвинуть икону с места. Тогда сам владыка, сопровождаемый множеством людей, пошел на Торговую сторону в церковь Спаса. И зазвенели колокола Святой Софии, и откликнулись им большие и малые церкви на Софийской стороне и на Торговой.

Иоанн, войдя в алтарь церкви, долго молился на коленях пред святой иконой. Отслужили молебен. Иоанн принял на руки икону, и с пением и молитвами крестный ход двинулся на Софийскую сторону. Затем владыка поставил икону на острог против супостатов.

25 февраля вражеские войска начали бой. На город была пущена куча стрел. Попали стрелы и в икону Богородицы. Архиепископ и все, бывшие с ним, стали свидетелем великого чуда - икона сама повернулась лицом к городу и от нее истекли слезы, которые принял Иоанн в свою фелонь и сказал: "О преславное чудо! Како се можете быти от суха древа? - Не суть бо слезы, но являет знамения своея милость: сим бо образом молится святая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град наш - не дати в поругание супротивным".

И в то же самое время напало на осаждающих затмение, и почувствовали они страх, и в смятении перестали отличать своих от чужих, посекая друг друга, пытались бежать от стен города.

Видя смятение, новгородцы воспряли духом и устремились на неприятеля. Отбили городские ворота. В кровавой сече попадали вражеские знамена перед хоругвями и стягами новгородцев.

Многие полегли в этой битве, многих взяли в плен. Тяжек был и обратный путь суздальцев. Остатки войск долго выбирались из Новгородской земли, терпя голод: ведь приходилось идти по сожженным ими местам, и умирали воины Андрея Боголюбского от холода и болезней.

Какой мерой можно было измерить то великое чувство благоговения, которое испытывали новгородцы к Пресвятой Богородице и ее чудотворному образу?

Чудесную икону Богоматери с большими торжествами проводили в храм Спаса Преображения на Ильине улице, и она стала самой почитаемой святыней Великого Новгорода.

Заканчивая рассказ, летописец говорит и о вине новгородцев перед князьями, о самочинии и гордости жителей Новгорода, которых Бог "смирил рукою князя Андрея"; видя в чуде знамение для всех и наказание как за злобу, так и за гордость.

После чудесного спасения Новгорода Иоанн установил праздник в честь Знамения Богородицы, который стал называться "Днем избавления и днем наказания" - 27 ноября. А на месте, где поднята была на острог икона, впоследствии был основан Десятинный монастырь.

Со времени прославления иконы в XII веке ее история теснейшим образом связывается с историей Новгорода. Связь эта пронизывает все пласты народной жизни: церковные, бытовые, политические, сказывается в судьбах о-дельных людей.

Образ Богоматери "Знамение" становится символом Новгорода. Ее изображение помещается на печатях новгородских владык, на боевом стяге новгородцев.

Икона разделена на три яруса.

В верхнем ярусе мы видим перенесение иконы из церкви Спаса на Софийскую сторону. Справа духовенство выносит икону из церкви.

Владыка Иоанн в крестчатой ризе и омофоре, с бородой по грудь, передает икону молодому архидиакону в присутствии еще двух священников. В центре - процессия движется по мосту, люди преклонили колени перед крестом и иконой.

В XIV веке складывается письменное сказание о знамении, получившее широкое распространение в древнерусской литературе. Сказание помещается в житии святого архиепископа Иоанна, в минеях новгородских и московских летописях. В XV веке новую редакцию сказания создал писатель Пахомий Логофет, известный также под фамилией Серб. Он был приглашен в Новгород архиепископом Евфимием для воплощения многочисленных литературных начинаний.

Тогда же, в XV веке, когда Москва все настойчивей стала подчинять себе Новгород, идеи патриотизма зазвучали с новой силой и появилась икона "Битва новгородцев с суздальцами", где развернулся живописный рассказ о событиях XII века. Только теперь мы с вами можем увидеть его на полотне.

В верхнем ярусе мы видим перенесение иконы из церкви Спаса на Софийскую сторону. Справа духовенство выносит икону из церкви. Владыка Иоанн в крестчатой ризе и омофоре, с бородой по грудь, передает икону молодому архидиакону в присутствии еще двух священников. В центре - процессия движется по мосту, люди преклонили колени перед крестом и иконой.

В среднем ярусе запечатлены переговоры послов. Со стороны новгородцев выступают князь Роман, посадник Якун и воевода. От суздальцев князь Мстислав Андреевич с другими князьями, которые изображены безбородыми юношами. Справа - суздальское войско, открывшее боевые действия. Стрелы летят "яко дождь мног", чтобы осквернить и унизить святыню. Слева на высокой стене, над новгородскими полками, возвышается наподобии военной хоругви икона Богоматери.

В нижнем, третьем ярусе, из городских ворот выезжает новая рать. Во главе ее святые воины: Борис, Глеб, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, которые, согласно одному из вариантов легенды, были посланы Богоматерью, чтобы оказать помощь новгородцам. Новгородскую конницу ведут в бой не только эти святые, но и ангел с мечом, занесенным над неприятелем. На иконе изображен момент, когда суздальцы дрогнули, ряды их обращаются вспять, на земле лежат тела убитых. Началась паника. Передние еще обращают копья против новгородцев, а задние уже повернули прочь.

А объединяет всю композицию и царит над ней образ Богоматери, молящейся за народ своему Сыну. Он как бы осеняет собой все события и олицетворяет покровительство и заступничество великому городу.

Особую ценность представляет та историческая достоверность, с которой изображена икона Богородицы и церковь Спаса на Ильине улице, как они выглядели в XV веке.

В 1354 году повелением архиепископа Моисея для чудотворной иконы была построена каменная церковь Знамения на Ильине улице рядом со Спасской церковью, в которой находилась икона. В 1366 году она была торжественно перенесена в Знаменскую церковь и поставлена справа от царских врат.

Чудотворная икона, "раненная" стрелами, неоднократно поновлялась. В 1527 г. чтимый образ поновил сам митрополит Макарий и украсил его окладом. В настоящее время от самого древнего изображения сохранились лишь крупицы краски на мафории Богородицы и фигуры Апостола Петра и мученицы Наталии на обороте. Лик Богоматери на иконе Знамения написан в XVI веке.

Чудотворная икона, переданная в музей, в 1980 - е годы была отреставрирована и тщательно исследована в Институте реставрации. Данные обследования иконы подтвердили сведения легенды: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел. Одно из отверстий расположено над левым глазом Богоматери, там, где осталась "незаживающая" рана.

15 августа 1991 г. накануне освящения Софийского собора чудотворная икона была возвращена Церкви.

Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)

Икона, хранящаяся в
Дата появления середина XV века
Местонахождение ,
Дата празднования 10 декабря (27 ноября)
Изображения иконы на Викискладе

Исторический сюжет

В начале 1170 года соединённые силы русских князей: , и , — возглавляемые княжичем Мстиславом Андреевичем, сыном , подошли к стенам и осадили город.

Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в , и возьми , и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…> И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь . А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них свою. <…> Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при , когда , а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Значение победы новгородцев было огромным ещё с учётом того, что всего лишь за год до событий войсками Андрея Боголюбского и его союзников впервые за историю русских междоусобиц был , где в то время княжил .

Память о чудесном избавлении Новгорода от вражеского войска долго сохранялась в форме устных преданий. Архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь (27 ноября). В XIV веке написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами) . В XV веке рассказ об этом чуде вошёл в , и афонский иеромонах написал «Слово похвальное Знамению».

Композиция

Композиционно икона «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» состоит из трёх расположенных одна под другой частей (регистров). В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом «Богоматерь Знамение» у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону «Богоматерь Знамение». В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).

Формат иконы точно соответствует золотому квадрату. Композиция произведения напоминает воинский штандарт, состоящий из трёх горизонтальных прикреплённых к древку полос. Вместо древка через два нижних регистра иконы проходит вертикаль крепостной стены. Ввысь устремлены и главы храмов, и звонницы, фигуры людей, размещённых в верхнем поясе.

Распространение

Предполагается, что в XV веке (в эпоху расцвета новгородской иконописи) были написаны первые иконы на этот сюжет. Одна из них в настоящее время находится в . Две аналогичные известные иконы, созданные приблизительно в тот же период, находятся в и . Иконы «Чудо от иконы Знамение» имеются также и в других местах, в частности, в церквах в селах и Новгородской области.

«Битва новгородцев с суздальцами» — излюбленный сюжет стенописи ярославских изографов XVII века.

Примечания

Литература

  • Древнерусские жития. С. 126-128.
  • О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI-XII столетия. Киев, 1878. С. 129-130.
  • Гусев П. Л. Новгородская икона св. Иоанна (Илии) архиепископа в деяниях и чудесах. СПб., 1903.
  • Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 120-123, 151-154.
  • Труды 15-го археологического съезда в Новгороде. 1911. М., 1914. Т. 1. Протоколы. С. 78.

На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними вьются флаги, скачут кони, сверкают копья - идет сражение. Рать Владимиро-Суздальского князя святого благоверного Андрея Боголюбского бьется с новгородцами, о победе которых тем временем молится Пресвятой Богородице другой святой - святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой?

Знамение

«Сюжет этой новгородской иконы уникален, - рассказывает доктор искусствоведения, профессор МГУ, специалист по древнерусской иконописи и миниатюре Новгорода Энгелина Смирнова , - потому что через нее мы узнаем, как исторически сложилось особое почитание другой иконы - образа Пресвятой Богородицы “Знамение”. А сложилось оно так: в житии святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (прославлен в 1547 году), говорится, что в 1170 году Новгород осадили войска Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского (прославлен в 1751 году). Святитель Иоанн трое суток провел в соборном храме, слезно моля о помощи. В ночь перед штурмом он услышал голос, повелевший ему идти в одну из церквей в торговой части Новгорода, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену - “тогда узриши спасение граду”.

Наутро святитель рассказал клирикам кремлевского собора о повелении и послал архидиакона за иконой. Войдя в указанную церковь Преображения на Ильине улице, архидиакон, поклонившись, хотел взять икону, но не смог сдвинуть с места. Архидиакон вернулся и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором сам пришел в Ильину церковь и на коленях стал молиться пред иконой Богородицы. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака “Заступнице христианом” икона сама сдвинулась с места. Народ со слезами взывал: “Господи, помилуй!” Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее на другую сторону реки Волхов в Кремль, а после молебна в Софийском соборе Кремля прикрепил икону на городскую стену.

Новгородцы трепетали и ожидали гибели - суздальцы с союзниками уже поделили их улицы для грабежа, о чем и объявили осажденным. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Одна из них ударила в икону. Из очей Царицы Небесной закапали слезы, и икона повернулась ликом к городу. Святитель Иоанн, с трепетом приняв слезы на свою фелонь, воскликнул: “Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города!” Вдруг тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и убивать друг друга. В итоге суздальцы в смятении и страхе бежали от стен Великого Новгорода. Святитель Иоанн в честь этой победы установил торжественный праздник - Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 10 декабря н. с.), а за иконой Пресвятой Богородицы, перед которой молились новгородцы, с тех пор закрепилось название - “Знамение”».

«Но на иконе, которая рассказывает об этом событии, главное все-таки не битва. Главное, на чем мы должны сосредоточиться, всматриваясь в этот образ, - это чудо, чудесное избавление, произошедшее по молитвам к Пресвятой Богородице, - объясняет игумен Лука (Головков), руководитель иконописной школы МДА , - И молиться, стоя перед этой иконой, мы должны Пресвятой Богородице в надежде на Ее заступничество и помощь в трудных обстоятельствах, которые так же, как и тогда новгородцам, могут быть оказаны и нам».

Почему святой князь стрелял в икону?

Судя по сюжету иконы, получается, что раз Пресвятая Богородица помогла новгородцам, то они «хорошие», а суздальцы вместе со святым благоверным князем Андреем Боголюбским - «плохие». Как же святой князь может быть плохим?

«Во-первых, войском руководил не сам святой князь, а его сын - Мстислав, и сам князь в том походе не участвовал, - объясняет кандидат исторических наук, иерей Василий Секачев . - Во-вторых, Андрей Боголюбский (канонизирован в 1751 году) почитается в лике святых за свою мученическую кончину как страстотерпец, погибший от рук изменников. Тверская летопись сообщает, что в 1174 году князь Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану, вломилась в опочивальню безоружного князя и изрубила его мечами и саблями. В чине страстотерпцев могут быть канонизированы люди, по-христиански претерпевшие мучительную насильственную смерть, но необязательно бывшие святой праведной жизни, потому что решающим в жизни христианина является именно его кончина. А в жизни князя действительно были непримиримые противоречия: с одной стороны, он был боголюбив, за что его и прозвали Боголюбским - привез Владимирскую икону из Вышгорода во Владимир, установил некоторые церковные праздники (например, именно он установил празднование Покрова Богородицы - 14 октября по н. с. - и Изнесения древа Честнаго и Животворящего Креста - 14 августа по н. с.), построил прекрасные храмы - Успенский Собор во Владимире, храм Покрова на Нерли (первый храм Покрова Богородицы). Но, с другой стороны, он был вовлечен в междоусобицы того времени и здесь, к сожалению, часто давал волю своему гневу. Проявления его ярости были страшны: попытка разорения Новгорода (изображенная на рассматриваемой иконе), разорение Киева в 1169 году. Князь хотел, чтобы Русь объединилась, чтобы не было распрей, и эта его идея была правильной. Однако он добивался этого насильственными методами. Может быть, Господь и послал ему такую страшную кончину, дав возможность пострадать, чтобы все доброе в личности князя восторжествовало, а темное отступило».

Не битва - главное

Композиция иконы «Битва суздальцев с новгородцами» делится на три регистра (части), в которых последовательно иллюстрируется повествование о чуде. В первом регистре действие разворачивается справа налево: на фоне церкви Преображения на Ильиной улице изображен свт. Иоанн, облаченный в крестчатые ризы, с иконой Богородицы в руках. Рядом с ним - архидиакон с клириками кремлевского собора. Левее, в том же первом регистре, изображено перенесение иконы Пресвятой Богородицы через реку Волхов. У стен Детинца (Новгородского кремля. - Авт.) с Софийским собором внутри процессию с иконой встречают выходящие из ворот новгородцы.

Вторая и третья части объединены изображением слева крепостной стены, на которой укреплена икона Богородицы. В центре второго регистра представлена сцена переговоров послов враждующих сторон: новгородцев и суздальцев. Эти сцены разработаны иконописцем с детальной конкретностью: выглядывающие из новгородских бойниц любопытные воины хотя и готовы к сражению, но не знают о ходе переговоров и, возможно, надеются на мирный исход дела. Тем временем кто-то из суздальских всадников (справа) стреляет в икону и начинается битва. В нижней части композиции иконы представлена победа новгородского войска: суздальцы охвачены смятением, часть уже пустилась в бегство, ослепнув, они нападают друг на друга, им под ноги падают обезглавленные соратники. Новгородцам же, одержавшим победу с помощью чудесного заступничества Богородицы, покровительствует предводитель небесного воинства архангел Михаил: во главе новгородской конницы выступают святые воины Александр Невский, Борис и Глеб, Георгий Победоносец, иногда среди них пишут Иисуса Навина (он обычно бывает написан в шлеме), ветхозаветного предводителя еврейского народа.

Игумен Лука Головков: «Это именно икона, а не благочестивая картина. Картин в средневековой Руси не было в принципе. Кроме того, например, в Греции подобные сюжеты нравоучительного и воспитательного характера писали обычно в настенной росписи, а на Руси росписей в храмах из-за более холодного и сырого климата было меньше, и поэтому мы видим этот образ на доске. Такие иконы выполняли в большей степени функцию назидания, воспоминания, а не поклонения».

Екатерина Степанова

"В новгородских иконах, в рассказе об истории, особое понимание её, характерное именно для средневековья.
Ведь как понимается история в Новое время? Как следствие проявления воли человека, или огромной массы людей, в которой, тем не менее, всегда выделяется именно чья-то личная сильная воля.
Средневековый человек мыслил историю иначе. Она для него есть проявление Божьего Промысла. Там где Высшая Святость осуществляет свою волю, там всё остальное не имеет значения: ни военная сила, ни чьи-то стремления, ни государственные интересы, ни что."


Дерево, темпера. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.


Чудо от иконы "Знамение" ("Битва новгородцев с суздальцами"). Новгородская икона, 1460-е гг. Фрагмент.