Святые отцы о земной власти. Как понимать утверждение Всякая власть от Бога? Стоит ли повиноваться любой власти? Кто правит этим миром

«Революционеры не делают революций. Революционеры лишь замечают, что власть лежит на улице, и поднимают ее», — заметила как-то Ханна Арендт, немецко-американский философ и политолог.

В России это выражение связывается прежде всего с 1917 годом и нередко приписывается Ленину. Первое верно — так стали у нас говорить именно после Февраля 17-го. Однако Ленин, хотя и подобрал бесхозную власть, выражением этим не пользовался. Зато к нему неоднократно прибегали эсеры. Их лидер Виктор Чернов вспоминал: «Очень часто даже от министров (Временного правительства) приходилось слышать: если власть не валяется на улице, то она будет валяться, что всякий, кому не лень, может нагнуться и эту власть подобрать и ею овладеть».

Это выражение было заимствовано из французского языка («Le pouvoir est dans la rue»). В XIX веке власть не раз и не два лежала на улицах Парижа — в июле 1830-го, в феврале и июне 1848-го, осенью 1870-го. Последний раз это случилось — так, во всяком случае, казалось участникам событий, — в 1968 году, когда парижская «Фигаро» от 15 мая вышла под шапкой «ВЛАСТЬ ЛЕЖИТ НА УЛИЦЕ».

Можно вспомнить предсказание Гитлера: «Национал-социализм станет хозяином улицы, а потом и хозяином государства» («Моя борьба», 1925-1927). Геббельс превратил эту мысль в лозунг: «Кто овладеет улицей, овладеет и государством» (речь на съезде нацистской партии в Нюрнберге, август 1927 г.).

Но вернемся в XIX век. Родион Раскольников, русский студент 60-х годов, восклицал: «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!» («Преступление и наказание», 1866). Раскольников, как известно, равнялся на Наполеона: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

Менее известно, что фраза Раскольникова о власти, которую нужно поднять с земли, тоже восходит к Наполеону. В декабре 1804 г. Бонапарт возложил на себя императорскую корону. Наследственные монархи объявили его узурпатором, однако сам он считал иначе: «Я нашел корону Франции на земле и поднял ее». Так передает слова нового императора мадам де Сталь в «Размышлениях о Французской революции». Другой вариант этой фразы приводит граф де Сегюр в своих мемуарах: «Разве мы бандиты, и я — не более чем узурпатор? Я никого не свергал с трона; я нашел корону в сточной канаве и поднял ее, а народ возложил ее на мою голову». В изгнании, на о-ве Св. Елены, Наполеон повторял: «Я не узурпировал корону: я поднял ее из сточной канавы» (запись Э. Лас Казеса 14-18 сентября 1815 г.).

В 1888 г. той же метафорой воспользовался Энгельс в своем знаменитом прогнозе хода будущей всемирной войны. В предисловии к брошюре С. Боркхейма «На память ура-патриотам 1806-1807 годов» он предсказывал «крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны». Энгельс, можно сказать, перекидывал мостик от 1800-х годов к 1917-му и 1918-му.

Но и метафора Наполеона принадлежит ему лишь отчасти: в поисках ее истоков мы приходим к античности. Полководец Александра Македонского Селевк, который в 321 г. до н.э. стал царем Сирии, говорил: «Тот, кто знает, как тяжел царский скипетр, не стал бы его поднимать, когда бы нашел его валяющимся на земле». Во всяком случае, так передает его слова Плутарх в трактате «Должен ли старец вмешиваться в государственные дела».

Другой вариант этого изречения приписывался македонскому царю Деметрию Полиоркету (ок. 327 — 283 до н.э.): «Если бы я знал, чего стоит царская власть, я не наклонился бы поднять упавшую диадему». Царская диадема, напомню, — предшественница королевской короны.

В 1991 году власть валялась на улицах Москвы. Лет десять спустя Юрий Шевчук написал песню «Мама, это рок-н-ролл», в которой не без ностальгии вспоминал:

«Были времена и получше
Были и почестней,
Догорали дожди да веселые путчи,
Умирали ночи без дней (...)
Когда власть валялась на улице
На глазах у трезвых бичей».

В 2004 году власть лежала на улицах Киева, совсем недавно — на улицах Каира. Но, как говорил Станислав Ежи Лец, «если власть лежит на улице, стоит поинтересоваться, в каком она состоянии».
Есть у него и другой афоризм на ту же тему: «В некой стране литератор C. сообщил мне: «Власть лежит на улице». — «Спешить некуда, — ответил я, — здесь не убирают улиц».

Константин Душенко.

В дни Иисуса очень часто задавался вопрос, как Божий народ должен относиться к гражданским властям. Однажды враги Иисуса спросили Его: «Позволительно ли нам давать подать кесарю или нет?» (Лк. 20:22). Иудеи ненавидели римлян и считали неприемлемым платить им налоги, но в данном случае их вопрос был ловушкой. Если бы Христос ответил «позволительно», то Он бы оттолкнул от Себя Своих иудейских последователей. Если бы ответил «непозволительно», то Его враги тут же донесли бы на Него римскому правителю (ст. 20).

Иисус показал динарий и спросил: «Чьё на нём изображение и надпись?» (ст. 24а). «Они отвечали: “Кесаря”» (ст. 24б). Тогда Иисус сказал: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие-Богу» (ст. 25).

Иудеи не хотели «отдава[ть] кесарево кесарю». Римляне сделали много уступок им и их вере, но в их сердцах всё равно тлело негодование. Ненависть нарастала, пока в 64 г. не вылилась в иудейское восстание, результатом которого стало разрушение Иерусалима в 70 г.

Когда Павел писал римской церкви, а это было в 57 или 58 году, негодование приближалось к точке кипения. Как уже отмечалось ранее, в церкви этого города были иудеи (2:17), которые, несомненно, таили злобу на римское правительство. Язычники в римский церкви, возможно, разделяли чувства своих иудейских
братьев в этом вопросе. Несколькими годами ранее Рим изгнал из своей столицы иудеев и христиан. Возможно, среди прочих и эти факторы побудили Павла включить изучаемый нами текст в своё письмо в Рим. Ещё одним фактором может быть то, что некоторые христиане могли думать, что благодаря своей свободе во Христе (Гал. 5:1) они были свободны от всякого закона, в том числе и от законов Рима. Кроме того, Павел, вероятно, ожидал гонений вроде того, что развязал Нерон всего через несколько лет, и заранее старался определить, как это повлияет на отношение христиан к государству.

Какими бы ни были его мотивы, Павел, вдохновлённый Духом, счёл необходимым включить в своё письмо указания о том, как спасённый благодатью человек должен относиться к земному правительству. Эта тема затрагивается также в 1 Тим. 2:1, 2; Тит. 3:1 и 1 Пет. 2:13, 14, 17, но в Рим. 13:1–7 содержится самое длинное обсуждение этого предмета во всём Новом Завете.

Наш текст не разбирает каждый аспект этого отношения и не отвечает на каждый возможный вопрос. Тем не менее, это важное откровение по данной проблеме, которое воздействует на всю нашу жизнь.

Становясь христианами, мы избавляемся от власти тьмы и переходим в царство возлюбленного Сына Божьего (Кол. 1:13). Но мы по-прежнему остаёмся гражданами земного царства/государства. Как нам относиться к гражданским властям? Каковы наши обязанности? Какими гражданами хочет нас видеть Бог? Эти вопросы и поднимает Павел в Рим. 13:1–7.

ПРИЗНАВАЙТЕ ВЛАСТЬ!

Отрывок начинается с такого предписания: Прежде чем приступить к обсуждению этой и других заповедей в 13:1–7, нам нужно сделать краткий обзор этого отрывка, чтобы установить, почему Павел дал такое обобщённое повеление.

Общий принцип

Павел начинает с основания для нашего послушания: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст. 1б). Словами «власть» и «власти» переведено греческое эксусиа, что означает «право применять силу». Павел иногда употреблял слово эксусиа, говоря об ангелоподобных существах (Еф. 6:12), поэтому некоторые считают, что апостол и здесь имеет это в виду. Однако в других местах эксусиа относится к земным властям (Лк. 12:11). В Рим. 13:6, 7 Павел говорит об уплате налогов этим властям, поэтому он наверняка имел в виду человеческое правительство. В СЖ сказано: «Каждый человек должен подчиняться правящей власти». Приняв, что Павел говорит здесь о гражданском правительстве, давайте продолжим чтение: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст. 1б).

«Установлены»-от тассо, что значит «помещать в порядке, упорядочивать, назначать, предписывать», а также «поставлять» (см. РБО и СЕО). Взглянув на стих 4, мы видим, что земной начальник дважды назван «Божьим слугой». В стихе 6 гражданские начальники названы «Божьими служителями». Если вы никогда не изучали Рим. 13, эти высказывания могут вам показаться странными или даже чрезмерными.

Однако ещё в главе 9, говоря о фараоне, Павел подчёркивал, что Бог осуществляет контроль над земными правителями (ст. 16–18). Павел не первый библейский писатель или провозвестник, заявлявший, что земные правители подчинены Божьему всевластию. Говоря от имени Бога, Соломон писал: «Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду» (Прит. 8:15, 16а). Кир, персидский правитель, язычник, был назван Божьим «пастырем» и Божьим «помазанником» (Ис. 44:28; 45:1). Даниил сказал вавилонскому царю Навуходоносору, что Бог «низвергает царей и поставляет царей» и что «Всевышний владычествует над царством человеческим»
(Дан. 2:21; 4:14). Когда Иисус предстал на суд перед Пилатом, Он сказал римскому прокуратору: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше» (Ин. 19:11а).

Общие замечания

Когда читаешь эти вдохновенные стихи, в голове возникает масса вопросов. А как быть со злыми правителями прошлого и настоящего? Бог их тоже назначал? Их правления тоже были установлены Богом? Мы не можем ответить на все возникающие вопросы, но можем высказать кое-какие замечания о Боге и земных
правительствах.

1. Бог учредил гражданскую власть для блага человечества. Бог учредил дом, семью (Быт. 3) и церковь (Деян. 2), и, как утверждает Рим. 13, Он же является учредителем земного правительства. Он основал гражданскую власть, потому что люди нуждаются в ней.

В стихе 4 говорится, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро». Наши городские, областные и государственные власти, помимо своей главной функции защиты, для нашего благополучия делают то, что нам
самим было бы сделать трудно или даже вовсе невозможно.

2. Всякая гражданская власть существует потому, что Бог позволяет ей существовать. Мы не можем сказать, что Бог ответствен за каждый конкретный земной режим, зато можем утверждать, что он существует только с Божьего изволения.

В прошлом тираны злоупотребляли Рим. 13:1–7, стараясь принудить своих подчинённых к беспрекословному послушанию. Они заявляли, что их режимы угодны Богу. Они приводили цитаты из Рим. 13 и говорили, что
руководители церкви должны публично поддерживать их безбожные планы. Павел учит, что Бог установил принцип земного управления, но не учит, что Бог даёт силу персонально каждому государственному руководителю.

Если Бог учредил земное правительство, означает ли этот факт, что Он одобряет любое правительство? Бог учредил также и семью. Означает ли это, что Ему нравится всякая семья? Нет. Бог учредил церковь. Означает ли это, что Он с одобрением смотрит на каждую общину? Нет (см. Отк. 2:4, 14, 20). Так и не всякое правительство имеет Божью личную печать одобрения.

Всякий государственный деятель, который будет настаивать на слепом повиновении, основываясь на Рим. 13:1–7, должен понимать, что этот текст представляет собой обоюдоострый меч. Он также говорит ему, что он должен быть «Божьим слугой». Слуга имеет обязанности, а особенно слуга Господа!

В Дан. 2:21 сказано, что Бог не только «поставляет царей», но и «низлагает» их. Эта мысль должна отрезвить каждого правителя.

3. Бог даже нечестивое правительство может использовать для осуществления Своих целей. Иногда Бог использует нечестивые народы для осуществления Своих целей. Ассирия была жезлом Божьего гнева для наказания Израиля (Ис. 10:5). Господь использовал Вавилон для наказания Иудеи за её греховность (Иер. 25:9–11). В положительном случае Бог использовал персидского царя Кира, чтобы освободить Иудею из плена (Ис. 44:28-45:7; Езд. 1:1–4). Эти примеры показывают, что Бог может использовать негодные гражданские власти и иногда использует их. Дальше этих утверждений мы идти не имеем права. Всё, что мы знаем, это что Бог каким-то образом контролирует правительства мира. В конечном итоге Его цели будут осуществлены.

  • «Бог каким-то образом контролирует правительства мира. В конечном итоге Его цели будут осуществлены»…

Пытаясь уйти от силы учения Павла, люди иногда различают «хорошие власти» и «плохие власти». Они говорят: «От нас требуется подчиняться только хорошим правительствам». Изучая Рим. 13:1–7, мы должны помнить о правящей силе в дни Павла: о Римской империи.

Римская империя была «хорошей властью»? Некоторые её аспекты были хорошими, но если вы знакомы с историей Рима, то знаете, что римское правительство было в огромной степени порочным и коррумпированным. Когда Павел писал эти строки, императором был Нерон, которого Р. Белл называет «бесчеловечным чудовищем», виновным в «матереубийстве». И всё же апостол говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (13:1а).

Высказывается мнение, что, когда Павел писал Рим. 13, он симпатизировал римскому правительству, потому что был римским подданным и римские власти обращались с ним по справедливости, но что позже он изменил свои взгляды. Такое предположение есть отрицание богодухновенности и искажение фактов.
Оно игнорирует то, что ещё до написания Послания к римлянам Павел был несправедливо брошен в тюрьму и принял много ударов палками по приказу римских властей (Деян. 16:22–24). Сказать точнее, его три раза били палками (2 Кор. 11:25), что являлось римской формой наказания.

Кроме того, это предположение игнорирует тот факт, что даже после того, как Павел около четырёх лет незаслуженно провёл в заключении по приказу римских властей, он всё равно написал следующие строки: …Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1, 2). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям (Тит. 3:1а).

В самый разгар гонений другой апостол писал: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия: чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:13–17).

Новый Завет последовательно учит, что христианин должен стремиться быть добропорядочным гражданином независимо от того, кто держит бразды политической власти.

УВАЖАЙТЕ ВЛАСТЬ!

Правление

Памятуя о том, что человеческое начальство установил Бог, давайте рассмотрим текст. Стих 1 начинается так: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (ст. 1а).

«Покорна»-это перевод слова гипотассо, которое, в первую очередь, является военным термином и означает «быть рангом ниже» (гипо [«под»] плюс тассо [«устанавливать»]). Это слово предполагает покорность, но его значение шире. Оно включает в себя «взаимодействие, верность и готовность повиноваться».

Перевод «подчиняться» (ВП, СЕО, СЖ и др.), пожалуй, лучше передаёт смысл этого слова. Как люди стремятся провести различие между «хорошими властями» и «плохими властями», так они пытаются разграничить «хорошие законы» и «плохие законы». Под «плохими законами» они обычно понимают
законы, которые кажутся им бессмысленными или причиняют им неудобство, возможно, даже трудности.

Они утверждают: «Бог не хочет, чтобы мы подчинялись плохим законам». Время от времени большинство из нас возмущают правительственные правила и директивы. Нас выводят из себя дорожные правила, строительные законы, налоговые инструкции и медленное делопроизводство. Мы чувствуем, как нас душит политическая бюрократия. Тем не менее, нам не дано право проводить различие между «хорошими законами» и «плохими законами». Если это закон, мы должны повиноваться ему.

Есть ли исключение из этого основного принципа? Единственное известное мне исключение-то, что озвучил Пётр. Иудейский синедрион запретил ему и Иоанну учить и проповедовать во имя Иисуса (Деян. 4:18), но они проигнорировали этот приказ. Когда их снова притащили в синедрион, Пётр произнёс вот эти классические слова: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). Как применить этот принцип к нашей теме? Мы должны повиноваться законам страны, если они не противоречат Божьим законам. На ум приходит несколько примеров. В Ветхом Завете Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклоняться золотому истукану (Дан. 3), а Даниил проигнорировал царский указ молиться только ему и никому больше (Дан. 6). В новозаветные времена Антипа был умерщвлён за то, что отказался отречься от веры (Отк. 2:13).

Прежде чем завершить эту мысль, нужно выделить две истины. Во-первых, когда мы повинуемся «больше Богу, нежели людям», то должны приготовиться к негативным последствиям. Вспомните, что произошло с апостолами, с Седрахом, Мисахом и Авденаго, с Даниилом и с Антипой. Во-вторых, если мы не будем скрупулёзно следовать закону, то, когда мы начнём повиноваться «больше Богу, нежели людям», наши действия будут рассматриваться не как выражение позиции совести, а как дополнительное доказательство того, что мы смутьяны.

Пётр писал: «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15, 16).

Значит, правило таково: если местный, областной или государственный закон не нарушает никакого Божьего указания, тогда подчиняйтесь ему. Он нелогичен? Подчиняйтесь ему. Он непоследователен? Подчиняйтесь ему. Он демонстрирует фаворитизм по отношению к одному слою общества? Подчиняйтесь ему.

Джимми Аллен пишет: «Прежде всего мы должны задумываться не над тем, плох ли тот или иной закон, а над тем, нарушает ли этот закон Божье слово? (Деян. 4:19). Если только учеников силой не заставят совершить зло, они должны подчиняться закону, который им самим приносит неприятности».

Причины

1. Потому что Бог учредил земную власть.

Почему мы должны быть «покорны высшим властям»? Мы уже отметили первую причину: земную, человеческую власть учредил Бог. «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божьему установлению» (13:1б, 2а)».

Не повиноваться земным властям - значит фактически противиться Самому Богу. Словом «противящийся» переведено греческое антитассо (анти [«против»] плюс тассо [«устанавливать»]). Это третье употребление
Павлом слова тассо («устанавливать») в главе 13. Бог «установил» человеческое правительство. В случае гражданских властей мы должны быть под тассо (Божьим «установлением»). Если мы отказываемся делать это, значит мы против тассо (Божьего «установления»).

Коффман отмечает: Христос никогда не возглавлял мятеж, не организовывал подполье, не критиковал
правительство, не принимал сторону иудеев против Рима… Хотя не подлежит сомнению, что Его святые учения оказали глубочайшее влияние на ход истории, оно всегда действовало подобно закваске, а не динамиту.

2. Чтобы избежать наказания.

Павел приводит вторую причину для покорности гражданским властям: чтобы избежать наказания.
«А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (ст. 2б) . Словом «осуждение» переведено
обычное греческое слово со значением «суд»: крима. В СП сказано «…навлекут на себя наказание» (выделено мной-Д.Р.). Следующий стих указывает на то, что Павел прежде всего имел в виду наказание гражданскими властями, но, конечно же, нельзя исключать и божественное наказание, поскольку непокорные выступают против богоданного установления.

Свою мысль Павел продолжает в стихе 3: «Ибо начальствующие страшны [фобос] не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться [фобеомай] власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё». Как правило, даже плохие правительства любят хороших граждан.

Павел добавляет: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (ст. 4а) . «Слуга» - это диаконос-то же слово, которое употреблялось для описания дьяконов, евангелистов и других работников в церкви (Рим. 12:7; 1 Тим. 3:10, 13; 4:6). Конечно, гражданское правительство не «Божий слуга» в том смысле, о котором мы только что сказали. Дьяконы и другие работники в церкви знают, что они служат Богу, и делают это охотно. А гражданские власти обычно не осознают себя Божьими служителями и не принимали никакого решения функционировать в этом качестве. Тем не менее-охотно или неохотно, осознанно или неосознанно-человеческое начальство, как утверждает вдохновенный апостол, есть слуга Господа, «Божий слуга, тебе на добро».

Можно высказать множество возражений: «Разве Павел не знал, какими несправедливыми могут быть гражданские власти, как часто они бывают слугами не добра, а зла?» Не сомневайтесь: Павел прекрасно знал, что отправляющие правосудие могут быть и часто бывают непоследовательными.

В Коринфе римский проконсул Галлион поступил с ним справедливо (Деян. 18:12–16), а вот ранее, в Филиппах, римские власти обошлись с ним жестоко (Деян. 16:19–39).
Позже, в Иерусалиме, римские воины спасли его от разъярённой толпы иудеев (Деян. 21:27–36), но он провёл два года в римской тюрьме в Кесарии (Деян. 24:27), потому что отказался подкупить продажного римского чиновника (Деян. 24:26).
Ещё позже, когда он подал апелляцию кесарю, его римское гражданство спасло его от выдачи иудеям и несомненной в таком случае смерти (Деян. 25:9–12). Однако (согласно невдохновенному преданию) его жизнь закончилась, когда римский меч обезглавил его. (Его мученическая смерть была предсказана во
2 Тим. 4:6–8).

Почему же после таких испытаний Павел говорит, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро»? Потому что это общая истина. Как правило, власти вознаграждают хорошее поведение и наказывают плохое; это им выгодно. Правительство, которое пытается действовать на каком-либо ином основании,
долго не продержится.

В главе 12 подчёркивалось, что мы не должны мстить, но должны передать дело в Божьи руки (см. 12:19).
Один из способов наказания Богом зла в этой жизни-через государственные суды. Слова «не напрасно носит меч» означают, что свои мечи правоохранители носили не для виду. (Один из моих преподавателей говорил: «Они носили их не для того, чтобы намазывать ими масло на хлеб»). Меч мог использоваться и
использовался для борьбы со злом. Это указывает на то, что использование так называемой «смертоносной силы» согласуется с Божьим установлением для гражданских властей. Закон без средств принуждения-всего лишь добрый совет.

Здесь возникают другие сложные вопросы. Бог дал право гражданскому правительству использовать силу для наказания зла, но может ли христианин применять эту силу? Иными словами, может ли христианин занимать политическую должность? Может ли христианин быть полицейским или военным? Что касается последнего вопроса, то в прошлом многие христиане сказали бы «нет». Сегодня же многие (или даже большинство) ответили бы «да».

Подозреваю, что на большинство из нас оказали влияние современные события, причём влияние не меньшее, чем всё, о чём говорит или не говорит Новый Завет. Этот вопрос принято считать делом совести, и
каждый христианин сам решает, какова Божья воля в отношении него. (То, как мы должны вести себя с собратьями христианами, которые не согласны с нами в вопросах мнения, рассматривается в Рим. 14).

Дискуссиям по этим и подобным вопросам можно посвятить бессчётное количество страниц, но всё это практически не имеет отношения к главной мысли Павла в Рим. 13:4. Павел подчёркивает, что одна из причин, почему нужно повиноваться законам страны, такова, что за неповиновение вы будете наказаны.

3. «По совести» .

А что если вы уверены, что можете нарушить закон и не попасться, избежав тем самым наказания? Об этой возможности Павел говорит в стихе 5: «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Совесть-это богоданная способность внутри каждого из нас, которая помогает отличать правильное от неправильного.

Некоторые не превышают скорость только потому, что боятся штрафа; некоторые платят подоходные налоги лишь потому, что боятся судебного преследования. Павел говорит, что мы должны повиноваться властям не просто потому, что так безопаснее, но и потому, что так правильно,-потому что это то, чего хочет от нас Бог. Подобно Павлу, мы должны стремиться «иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).

ОТНОСИТЕСЬ К ВЛАСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО!

В стихах 1–4 Павел установил общие принципы отношений христианина с земным правительством: мы должны повиноваться законам страны; мы должны быть добропорядочными гражданами. В стихах 6 и 7 апостол даёт конкретные указания, что значит быть добропорядочными гражданами.

Платите налоги

Стих 6 говорит: «Для этого [поскольку земные власти установлены Богом] вы и подати [от форос] платите, ибо они Божии служители, именно этим постоянно занятые».

«Служители»-в греческом другое слово, нежели то, что в стихе 4 переведено как «слуга». Это множе-
ственное число от лейтургос-«слова, которым обычно называли тех, кто исполнял работу священника» (Брискоу). Это слово подчёркивает тот факт, что «земные правители, которые, хотя и не все действуют сознательно как Божьи слуги, всё же исполняют функции, предписанные Богом» (Вайн).

Фраза «именно этим постоянно занятые» означает то, что Павел сказал (прямо или косвенно) об обязанностях человеческих властей: защищать своих граждан и предоставлять им услуги, которые они сами себе предоставить не могут. Потому, что земное правительство было установлено Богом, и потому, что государственные работники (в определённом смысле) осуществляют Божье предназначение, мы должны платить налоги. Джон Стотт отмечает, что люди спорят о том, сколько правительства нам
нужно (что влияет на объем налогов, которые мы платим), но «все согласны… что есть некоторые услуги, которые должно предоставлять государство, что за них нужно платить и что это делает налоги необходимыми».

Наставление платить налоги в этом разговоре не попутная мысль. В предыдущих стихах Павел заложил основание для такого вывода. Как отмечалось во вступлении к этому уроку, иудеи терпеть не могли платить налоги Риму. Тем не менее, Павел настаивает, что это нужно делать. Если мы не платим налоги, мы не только обманываем государство, не внося свою честную долю, но и не повинуемся Богу.

Часто можно услышать и другое возражение: «Но если я плачу налоги, то я финансирую нечестивые дела, в которых участвуют власти!». Позвольте мне напомнить вам слова Иисуса: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие-Богу» (Лк. 20:25). К тому же не забывайте, что Павел, прежде всего, говорил об уплате налогов языческой Римской империи, высшие власти которой погрязли в политической коррупции, а чиновники использовали государственные деньги не по назначению. И всё же Иисус и Павел говорили, что платить налоги нужно. Наша обязанность-платить налоги, а обязанность чиновников-мудро расходовать деньги. Если они не выполняют своих обязанностей, это не освобождает нас от наших.

В стихе 7 Павел усиливает свою мысль. Вот начало стиха: «Итак, отдавайте всякому должное». Учитывая контекст, «всякому» здесь означает гражданские власти-от низших до высших, от самых незначительных до самых важных. «Отдавайте»–в греческом то же самое слово, что употребил Иисус, когда сказал: «Отдавайте кесарево кесарю». «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать-подать; кому оброк-оброк» (ст. 7а, б).

«Подать»-по-гречески форос. Это слово встречается в стихе 6, а также в вопросе, заданном Иисусу в Лк. 20:22. Форос означает «дань, которую платил покорённый народ» (Вайн). «Оброк», телос, «в своём втором значении означает “то, что платится для общественных нужд, сбор, налог, таможенная пошлина”» (Вайн).

Между этими двумя греческими словами трудно увидеть разницу. Возможно, Павел употребил оба эти слова, чтобы с их помощью охватить все налоги, как официальные, так и скрытые. Весть ясна: христиане должны платить налоги.

Проявляйте уважение к государственным служащим

Затем Павел добавляет требование, которое для некоторых труднее, чем уплата налогов: «Кому страх-страх; кому честь-честь» (ст. 7в). «Страх»-это по-гречески фобос, слово, имеющее много смысловых оттенков. Оно употреблено в стихах 3 и 4, где говорится о страхе наказания, но в стихе 7 оно подчёркивает нечто другое. «Уважение» лучше выражает заложенную здесь мысль (см. РБО; СП). «Честь» (тимэ), означает то, что считается ценным. Не забывайте, что в данном контексте Павел говорит о государственных служащих.

И, наконец, последнее возможное возражение: «Но я не могу проявлять уважение к определённому чиновнику и отказываюсь оказывать ему честь. Он бесчестный и аморальный человек!» Я снова напоминаю вам, что Павел говорил о чиновниках в римском правительстве, многие из которых были чрезвычайно коррумпированы и аморальны. Когда Пётр сказал: «Царя чтите [от тимэ]» (1 Пет. 2:17),-он имел
в виду нечестивого римского императора Нерона. Как говорится, если вы не можете уважать человека, уважайте хотя бы должность.

Прежде чем распрощаться со стихом 7, хочу заметить, что сказанное применимо и к другим лицам, наделённым определёнными полномочиями,-к родителям, руководству учебных заведений, начальникам на работе, старейшинам и мужьям. В каждом обществе есть люди, которые почти или совсем не уважают власти. Им бы Павел сказал: «Отдавайте каждому должное… кому-уважение, кому-почёт» (СП;
выделено мной-Д.Р.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как подвести итог учению Павла в Рим. 13:1–7? Уильям Баркли делает это так: В государстве Павел видел инструмент в Божьих руках, оберегающий мир от хаоса. Те, кто управлял государственными делами, играли свою роль в грандиозном деле. Знали они это или нет, но они выполняли Божью работу, и долгом христианина было помогать, а не мешать.

Конечно, в Рим. 13:1–7 Павел не исчерпал тему отношения христианина к земным властям. Например, в этом отрывке он ничего не говорит о молитве за стоящих у власти, как делает это в 1 Тим. 2:1, 2.19 Прибавив 1 Тим. 2 к Рим. 13, можно сказать, что основные обязанности христианина перед властями-это
«платить налоги, молиться и повиноваться». А что сверх того, то дело личной совести.

Сатана и власти

Относительно земных правительств, думаю, будет к месту высказать несколько конкретных замечаний. Во-первых, нам нужно знать, что сатана часто использует власти для собственных целей. Но даже в таком
случае Бог контролирует ситуацию и осуществляет Свои замыслы. Например, дьявол использовал иудейские и римские власти, чтобы умертвить Иисуса. Тем не менее, Бог не утратил контроля над ситуацией, поскольку Распятие было важнейшей частью Его предвечного плана. Таким же образом сатана использовал римские власти, чтобы бросить Павла и Силу в темницу, подвергнув их порке, но Бог использовал этот случай, чтобы обратить темничного стража и его домашних (см. Деян. 16:16–34).

Рассмотрим ещё один, последний, пример: дьявол, несомненно, думал, что нейтрализует Павла, когда с помощью римских властей на многие годы заключил его в тюрьму. Однако заключение апостола дало ему возможность проповедовать правителям и царю (Деян. 24:24, 25; 25:23; 26:1–29). Затем Павла доставили в Рим, где он, будучи в узах, учил и проповедовал, в результате чего евангелие достигло даже кесарева дома (Фил. 4:22). В Рим. 13:1–7 Павел не ставил перед собой цель разбирать сложные вопросы, как Бог использует дьявольские власти, чтобы всё обратить ко благу, или как Он может, вопреки их желаниям, осуществлять Свои планы. Апостол просто утверждал общий принцип, что Бог установил земное правительство и использует его для осуществления Своих замыслов.

Я живу в стране, где сравнительно легко уважать государственные власти и подчиняться им, но мне известно, что в некоторых странах трудней исполнять указания Павла. Я бы очень хотел ответить на все вопросы, которые могут у вас возникнуть, но не могу. Всё, что я могу, это сделать учение Павла как можно яснее. А дальше вы сами применяйте его к своей ситуации. Да пребудет с вами Бог в этом стремлении.

Дэвид Ропер

Advertisements

Эдуард Николаевич Успенский

«Власть земли»

I. Иван Босых

Во двор дома, где я живу, приходит Иван Петров по прозвищу «Босых». Он стоит у поленьев, но не рубит их на дрова. Я знаю, что он пришёл лишь для того, чтобы попросить деньги на опохмел. Таких, как он, называют «деревенский пролетариат». Нелепого расхождения в крестьянских правах достаточно, чтобы человек сманил свой родной дом на питейный. Эти расхождения создают человека без будущего, стремятся сделать раба из человека, который не может существовать без сознания, что он — хозяин. Ещё недавно Иван имел крепкое хозяйство и жил в ладах с женой, но сегодня пропивает все в кабаке, бьёт жену, а его дети похожи на беспризорников.

II. Рассказ Ивана Босых

Пьянство Ивана переросло в болезнь, в народе именуемую «ослаб». Он объяснял свою слабость «волей». Раньше Иван работал на вокзале, ему неплохо платили, и он «забаловал». При отце не пил, и когда семья появилась, но потом как стал сам себе барин, так и не удержался. Почему же хорошая жизнь превращает человека в свинью? Иван рассказал о господине Подсолнухове. Он хотел заняться молочным делом и привёз корову из-за границы. Она много ела и давала мало молока, потому как думала не о молоке, а о собственном удовольствии. А наши коровы думают только о работе. Так и люди крестьянские рождены для труда. Есть те, кто капитал наживает, как еврей Шнап, а Ивану бы тут же потратить. И только за крестьянским трудом он снова стал походить на человека.

III. Расстройство

Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинается пьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроив посменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки, но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе, он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иван не согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.

IV. Власть земли

Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без неё немыслим. Об этом говорится в былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время как крестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, которая завтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станут жалкими и бесполезными. Земля не ждёт, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина. Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.

V. Народная интеллигенция

Русский народ выжил под гнётом татарщины и крепостничества, так как был не оторван от земли. Богатство и бедность тоже зависят от неё — уродила земля или нет. И лишь злобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция, существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хоть он близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легенда о Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека. Вернувшись к богу от народа, Касьян пришёл франтом, а Николай — весь в грязи, стало быть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьяна и много раз — Николая.

VI. Земледельческий календарь

В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святые и чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либо рода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них. Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нет для образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль они характеризуют достаточно.

VII. Теперь и прежде

Не являясь злостным крепостником, я все же думаю, что при крепостном праве отношения крестьянина с землёй были правильнее. Умный хозяин будет правильно обращаться со своими людьми, так как они приносят ему доход. Сейчас же мужиков очень много дерут розгами. Пока не появится возможность посмотреть на человека по-человечески, это будет продолжаться. При этом, жестоки в этом «дрании» те, кто сами были в крестьянах и выбились в старосты. Я никогда не понимал смысла телесного наказания. Однако, поскольку начальники желают только нажиться, то и их подопечные поступают так же.

VIII. Жадность

Был помещик Сютаев, который понял неправильность таких методов. Но это единичный случай. Крестьяне понимают, что большое состояние может вызвать зависть соседа, потому почти не платят подати, за это отвечает староста. При этом старосты объясняют жестокость по отношению к крестьянам тем, что те не хотят платить подати, хотя средства имеют. А через некоторое время они же жалуются, что крестьяне совсем нищие. Такие «новообращённые» берут за товар большие проценты, но не признаю в этом ничего неправильного. Каждый беспокоится о себе, покупая у соседа овёс и продавая его весной за двойную цену. Были даже случаи, когда из амбаров вывозились хлеба, то есть крестьяне воровали у крестьян же.

IX. Прошлое Ивана Босых

Если есть «биржевики», наживающиеся на соседях, то есть и те, на ком наживаются. Таков и Иван Босых. Когда его выгнали с вокзала, хозяйство его также пришло в негодность. Раньше оно было всем на зависть. Босыми семейство прозвали, потому что были там все богатыри, которые в сапогах и в мороз не нуждались. Во времена Ивана пришли перемены, к которым он не приспособился. В прежнее время знай себе работай, а сейчас много трудностей с финансовыми операциями. Сибирская язва повалила весь скот, и к барину уже не обратишься за лошадью. Пришлось брать в аренду лошадь, покупать сено — в итоге, нищета и недоимки. Так начал пить. А сейчас чувствует Иван, что будет беда, потому как у него домовой под крыльцом воет.

X. Земельные непорядки

Все бедствия можно объяснить нарушением земельного порядка. Усугубляет ситуацию воинская повинность. Раньше она затрагивала большие семьи, а сейчас и маленькие могут лишиться кормильца. Раньше те, кто стремился жить за счёт другого, хотя и делал это в солдатах, но хоть не вертелся под руками трудящихся. Налоги раньше были правильнее — все платили, исходя из состояния. Я вовсе не поддерживаю крепостное право, а просто говорю о системе, более правильной для крестьян. Сто лет назад Тихон Задонский публично говорил о том, что перекупщики, наживающиеся на ком-либо в трудном положении, это воры. Сегодня этого нельзя открыто говорить.

XI. Школа и строгость

Деревенский учитель не пользуется уважением. Мужики считают, что у него нет строгости, и он ничему не учит. Часто они даже отказываются платить сбор на школу. Но это не от невежества, а от высокой требовательности к обучению. В народе есть скрытая сила, которая помогает ему пережить любые трудности. Идёт она от указаний самой природы. В этом нет выдумки, потому что природу не обманешь. Христианская идея позволяет народу не жить по-звериному, отличать добро от зла. Чтоб яснее было видно, что мы считаем злом и что добром, приведём следующие два примера. Как-то папа Лев XIII, вложив деньги в банк, неплохо заработал. А одна бедная крестьянка, потеряв мужа, зарезала своих пятерых детей и попыталась утопиться, потому что выбилась из сил. Папу не осудили, а женщину посчитали преступницей.

XII. Заключение

Проекты опережают время. Нужно думать не о проблеме пьянства, а о земельном вопросе, являющемся первопричиной. Все стороны жизни крестьянина зависят от земли. Среда крестьянская и среда некрестьянская разнятся. Например, мышиный жеребчик и снохач оба пристают к молодым девушкам. Но первый является развращённым и пресытившимся представителем привилегированного сословия, а второй трудился с малолетства и к пятидесяти годам накопил состояние и может себе позволить отдохнуть, при этом не являясь внешне и физически стариком. У крестьян часта свадьба «уходом», когда жених просто увозит невесту, таким образом, не нужны никакие затраты. Да и семьи создаются с рациональными целями — так проще вести хозяйство. Крестьянство следует религиозным требованиям, хотя сами церковники бывают не так уж праведны.

(Из записной книжки)

Когда я говорю с Гаврилой Волковым, то всегда думаю, что будет, когда вся его злоба выйдет наружу. Родился он при крепостничестве, а когда его отменили, отец-деспот все старался накопить денег, забирая все заработанное у сыновей, но всё равно не получалось так удачно, как у соседа Черемухина. Черемухин же был типичным наживающимся на соседе. После смерти отца Гаврила стал жить один. Пытался он разбогатеть мошенничеством, продавая гнилое сено, пытался подставить барина, но ничего не выходило. Сейчас у Гаврилы есть семья, но он думает только о накопительстве, все экономя и строя планы афер. Как-то он решил поработать извозчиком в Петербурге. Работал он по ночам, и как-то подвыпившая дама забыла у него муфту с кошельком. Гаврила спрятал находку под половицу. Его стал подозревать городовой, но получил взятку и больше не приходил.

Все эти ужасы рассказал я лишь затем, чтобы сказать, что нужно дать мужику землю, чтобы все встало на свои места. Как писал Лев Толстой о Платоне Каратаеве в «Войне и мире», он жил, только чувствуя себя частью чего-то большего. Это ведь идёт из недр самой природы. Есть ещё и человек-хищник. А где же третий тип? Тот, который знает жизненную правду — народная интеллигенция. Жаль, но сейчас его нет, а жизнь на стороне хищника. Пересказала Юлия Шафранская

Иван Петров, прозвище «Босых», приходит к рассказчику повести попросить денег на выпивку, чтобы опохмелиться, Он был хозяином хорошего и крепкого хозяйства, но начал много пить, бить свою жену и перестал заботиться о детях.

Объяснением пьянства, по словам Ивана, стала «воля». Ранее он не пил, но, заимев немного денег и семью – разбаловался. Выходит, что хорошая жизнь делает из человека свинью? Крестьянский народ построен таким образом, что находит себя в тяжелом труде и постоянной работе. Иван также, занявшись работой, возвращался к нормальной человеческой жизни и приобрел здоровый внешний вид. Простые рабочие зарабатывают больше крестьян и учителей. Это приводит к пьянству.

Власть земли способна удержать крестьянина крепко стоящего на ногах. Человек зависит от продукта своего труда. Если лишить человека кусочка земли, он обнищает и станет бесполезным и жалким существом. И даже, умирая, крестьянин всегда вспомнит о земле, на которой когда-то работал.

Русский народ прошел множество испытаний и воин, но земля всегда помогала выжить. Место для интеллигенции отводится особое. Она не дает простым людям слиться с природой воедино и жить, соблюдая лесные законы. Эта истина отражена в легенде о Николае и Касьяне. Крестьянский календарь имеет для народа большое значение, и несет в себе множество примет и обычаев.

Рассказчик видит положительные стороны в крепостном праве. Люди имели тесную связь с землей, а хозяева обращались с людьми благоразумно. Теперь же мужиков избивают розгами. Очень жестоко это делают крестьяне ставшие старостами, осуществляя, таким образом, месть за свои побои.

Помещик Сютаев осквернял такие методы, но его мнение разделяли единицы. Жадность крестьян берет свое начало в воровстве у своих же «соратников».

Иван Босых относится к разряду людей, на котором наживаются другие. Босым прозвали его потому, что семейство походило из богатырей, не боявшихся выйти босиком на мороз. Теперь все стало по-другому. Трудные финансовые проблемы стали причиной выпивок. Но теперь он стал бояться, ведь под крыльцом у себя увидел воющего домового.

Воинская повинность обостряет состояние людей. Семьи по одному приказу могут лишиться кормильца. Все было проще ранее. Крепостное право не было правильным, но имело в себе грамотные порядки.

Природа человека довольна умна. Имея в деревне не уважаемого учителя, мужики перестали платить в школу сбор. Требования к обучению высоки, потому и оплата должна быть соответствующей. Люди способны отличать добро от зла, такова их христианская сущность.

Проблемы одного характера порождают другие. Так же и пьянство берет истоки в вопросах с землей. Вся жизнь простых крестьян зависит от власти земли. Нужно дать человеку работу и в его жизни появится ответственность за себя и свою семью. Личность должна быть частью чего-то большого, в данном случае крестьянин – это неотъемлемая часть огромной матушки-земли. Этот смысл пытались олицетворять многие писатели, включая Толстого. Такова человеческая природа, порождающая народную интеллигенцию.

Из наследия Оптинских старцев


Может ли и должен ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Можно ли совмещать дорогу к Богу с восхождением по ступенькам карьерной лестницы? Искать ли начальственных должностей или отказываться от них?


Преподобный Иоанн Лествичник писал свою знаменитую «Лествицу» о духовном росте. В его книге нет советов о том, как сделать карьеру. Похоже, что мысль о социальной успешности мало занимала святых отцов. Они думали о спасении своих чад, а не об их земном процветании. Но разве нельзя это совмещать? Ведь это было бы так прекрасно: процветающий, социально успешный человек делает карьеру, при этом духовно растет и легко спасается.


Что говорят нам Оптинские старцы по этому поводу?


Преподобный Амвросий советовал:


«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится; это и есть жить проще».


«Нужно жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение».


Как это – не тужить?


«Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».


И еще старец напоминал:


«За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана тебе ради твоей пользы. Повторяй себе: “Я и той доли не стою, которою в настоящее время наградил меня Господь».


Мы часто забываем, что Господь ведет нас по жизни. Что существует Промысл Божий, о котором преподобный Варсонофий Оптинский говорил:


«У кого в душе мир, тому и на каторге рай»;


«Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».


Святые отцы определяли Промысл Божий как действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. Господь промышляет обо всех нас. И обстоятельства нашей жизни, наша карьерная успешность или неуспешность зависят от Промысла Божия.


Оптинские старцы хорошо различали ситуации, когда Промысл Божий ставит человека руководителем, а когда человек сам домогается власти.


Преподобный Амвросий подчеркивал различие между теми, кто получил власть законным путем, и теми, кто ее «восхитил незаконно»:


«Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову святого Златоуста, боятся являться пред подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским и гордым и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто и кротко и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но, напротив, очень возвышают и возвеличивают».


Старец предупреждал:


«По опыту знаю я, что тяжелый начальнический крест вдвое тяжелым становится тем, кто желал начальства, и вовсе бывает неудобоносим для тех, кто добивается оного».


Также преподобный Амвросий отмечал, что поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу:


«Если дело искупления рода человеческого совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившегося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святого, как свидетельствует апостол (см.: 1 Кор. 12: 28)».


Старец Макарий писал, что самому не нужно искать высокой должности, но и отказываться, если она будет предложена, не стоит:


«Касательно должностей или послушаний честолюбивых – должно уклоняться и самому не наскакивать, а когда будет звание Божие, то не без погрешения будет и противление. Святой Григорий Богослов велит не наскакивать на начальство, но и не отрицаться, а иначе может превратиться весь иерархический порядок. Ежели, например, через сопротивление твое займет место такой, который не может соответствовать назначению, и последует вред, то нельзя за это не дать ответа. Нам кажется, что мы уклоняемся от скорбей, предлежащих в послушании, и потому в этом случае надобно по молитве, с извещенною верою иметь совет. Хорошо, если бы у нас был такой залог смирения, что мы считали бы себя не только недостойными таковых начальств, но и проходящих оные ублажали бы, яко находящихся в подвиге терпения; а как мы иногда смотрим на них осудительным оком, а сами тайно стяжаваем фарисея, то какая польза от сего?»


Старец Иосиф утешает свое чадо, сомневающееся в том, что справится с высокой начальственной должностью:


«Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает».


И советует не предаваться скорби и отчаянию, что непосильна эта должность, а возложить свою печаль на Господа и от Него Единого ждать помощи и утешения:


«Скорбите о своем начальствовании, и приходят вам мысли, не согрешили ли вы тем, что взялись за это непосильное для вас дело. Видя обстоятельства, при которых вы приняли начальствование, можно положительно сказать, что не согрешили. А что дело это для вас непосильное, то нужно сказать правду, что оно и ни для кого из настоятелей непосильное. Но если вы во всем будете возвергать печаль свою на Господа и от Него Единого искать и ожидать помощи и вразумления, то Сам Господь невидимо будет управлять и вами, и вашими делами, так что вы сами будете в чувстве своего сердца восклицать: “Дивны дела Твои, Господи! (Пс. 138: 14). Вся Премудростию творил и теперь творишь со мною, грешною и недостойною рабою Твоею!”


Того ведь только и ищет от нас Господь, чтобы мы смирились, чтобы сознали свое бессилие, свое ничтожество, свое окаянство, свою никуда-не-годность и всем сердцем обращались бы к Нему и всеусердно просили у Него помощи, как Он Сам говорит через святого пророка Давида: “Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя” (Пс. 49: 15). И еще говорил: “Сила Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12: 9).


И святой апостол Павел о себе сказал: “Егда немощствую, тогда я и силен” – то есть силен всесильною благодатиею Божиею. Когда человек в чувстве сердца, как беспомощный ребенок, взывает ко Господу: “Помози, пощади, спаси!” – тогда Господь, по беспредельной Своей благости, не может не внять гласу с плачем призывающего грешника. И Сам Он сказал в утешение нам грешным: “Скорее забудет мать исчадие свое, Аз же не забуду” (Ис. 49: 15)».


Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал принять возлагаемый начальнический крест как послушание и не снимать его самолично, так как Господь возлагает его на пользу душе нашей и других:


«Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже двадцать лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею, но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды Своей и доброго произволения и расположения сердца».


Когда духовное чадо жалуется преподобному Иосифу на скорби, сопутствующие его начальствующей должности, старец отвечает, что без скорбей прожить нельзя. А если попытаться самочинно скинуть дарованный Господом крест, то скорби могут только усугубиться:


«Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спрашиваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы можете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может; напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: “Побежишь от волка – нападешь на медведя”.


И Господь наш Иисус Христос во святом Евангелии нигде не заповедал Своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: “В терпении вашем стяжите души ваша” и “Претерпевый до конца, той спасен будет”. И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби. Все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем. А потому и вы, честнейшая матушка, если желаете уневеститься Христу в чертоге небесном, не отрицайтесь нести иго начальствования, возложенное на вас Самим Господом, а лучше предайтесь в Его святую волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает».


Старец Иосиф отмечал, что начальствующим особенно потребна мудрость:


«Господь сказал: “Будите мудры, яко змии”. Начальствующим мудрость в особенности потребна».


Также старец предупреждал, что, ожидая помощи от Господа, следует хранить свою совесть, то есть стараться жить и действовать так, чтобы угрызения совести не мучили. Поступать в каждом случае по заповедям. А в случае преткновений не унывать, а каяться и исправляться:


«Только старайтесь жить и действовать по совести. Даже и в случае преткновений не унывайте, а приносите Господу покаяние с твердою надеждою на милосердие Божие».


На просьбу научить правильно обращаться с подчиненными преподобный Иосиф советовал каждый раз просить помощи и вразумления у Бога:


«Тебя Господь да вразумит, как с ними обращаться, каким способом, и слово даст тебе на пользу им. Когда хочешь говорить им что, не забывай прежде мысленно у Бога помощи и вразумления просить».


На вопрос духовного чада, можно ли делать замечания неисправным, критиковать недостатки, старец Иосиф советовал стараться делать такие замечания без раздражения:


«Недостатки можно высказывать, если со смирением принимает это, или как-нибудь приводить к сознанию»;


«Когда нужно, то неисправным надо делать замечание, не обращая внимания на то, что они могут рассердиться или что перед сном. Старайся только без раздражения делать. А если видишь, что та, которой сделала замечание, осталась смущена, то положи за нее несколько поклонов».


Преподобный Амвросий также никогда не благословлял делать замечания или выговоры во время смущения и рассказывал, как у архимандрита Моисея был келейник отец Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечает ничего. Отец Нифонт приходит к нему и все ждет выговора, а архимандрит дает ему разные приказания. Так было несколько раз. Раз как-то отец Нифонт пришел к архимандриту очень веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать».


Когда духовное чадо признавался старцу Амвросию, что скорбит, когда замечает в начальствующих страсти, которые плохо воздействуют на подчиненных, старец отвечал, что бесстрастных людей очень мало. Но нужно все-таки стараться жить и действовать по Богу, тогда и Господь подаст Свою помощь:


«На земле людей бесстрастных очень мало, а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица по возможному исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов: “Браздами и уздою челюсти их восстягнеши не приближающихся к Тебе” – то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь».


Своему чаду, назначенному на должность начальствующего, преподобный Амвросий советовал:


«Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй и бразды правления из рук не выпускай, как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее».


Так что же, Лествица или карьерная лестница? Возможно ли подниматься одновременно по обеим? Может ли и должен ли быть социально успешным верующий воцерковленный человек?


Может быть социально успешным, а может и не быть. Если его карьера не мешает делу его спасения, то он может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств:


«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».


Господь, Которому все возможно, силен устроить любые внешние обстоятельства для Своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведет верующего в Него человека в нужное место и поместит его в подобающие условия.


Но искушения властью и богатством проходят далеко не все. Это очень тяжелые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу».


Апостол Павел писал:


«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».


Значит, от нас зависит трудиться, а Господь Сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. И если карьерный рост или богатство будут мешать спасению человека, то Промысл Божий отведет такие искушения от Своего верного чада.


Лучше спастись, будучи скромным служащим, чем погибнуть, будучи президентом компании. Поэтому переживать за верующих, что не все из них социально и профессионально успешны, не все достигли высот карьеры, – значит не верить в Промысл Божий о каждом человеке. Забывать, что Господь Своим ученикам обещал спасение, а не земные блага, не социальную успешность.


И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице.

Пища для ума тоже придаёт человеку силы, но об этом замалчивается, так как земной власти нужно, чтобы подданные были слабоумными, иначе управлять ими, используя кнут и пряник, она не сможет. А править, увлекая и вдохновляя людей своим добрым примером, она не умеет.

Добрая пища для ума придаёт человеку силу воли, которая позВОЛЯет ему идти по жизни вверх и только вверх – к божественному совершенству. Этого человека трудно соблазнить и трудно запугать, и такие люди – своевольные и свободомыслящие, живущие по своему внутреннему закону, – невыгодны земным властям, поэтому таких людей они не воспитывают, и воспитывать не будут.

Как тут не вспомнить: «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен»….

Воспитанием людей, свободных в душе, живущих по своему внутреннему закону, занята власть небесная, божественная власть. Свободную душу не притягивают прелести грешного мира, она ищет вечных ценностей.

Представителем божественной власти был Иисус Христос, и его учение не утратило своей божественной силы. Словесное наставничество Иисуса Христа, записанное в Евангелиях, – это и есть пища для ума, придающая людям силу для движения к божественному совершенству.

Вслушайтесь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Поданное устами Иисуса Слово Божье – это семя, которое производит побеги, прорастая в уме многими выводами. Выводы из Слова Божьего – это и есть та сила, которая освобождает душу от грешных пристрастий.

Освобождение происходит небезболезненно для человека, потому что в нём идёт борьба внутренних сил – сила сделанных им выводов из Слова Божьего о тяжких последствиях греха выступает против силы его грешных привычек.

Здесь происходит замена внутренней программы с подчинения греху на его преодоление, и для такой замены человек должен убедиться, что подчинение греху приводит к страданиям. Принять Слово Божье, как новую программу действий, заставляют горькие плоды от жизни не по Слову.

Поэтому грешникам, отвергающим Слово, неизбежно придётся хлебнуть горечи, вызывающей отвращение к грешному образу жизни. Без отвращения к злым делам, вызванного горькими плодами этих дел, ни один злодей не будет исправляться. Принуждать к усвоению Слова людей, не познавших злого возмездия за грехи, бесполезно, у них от Слова будет несварение в уме, и принимать эту пищу для ума можно только добровольно. Не нравится – не ешь….

С усвоением Слова взгляды проникают за обстановку, и за любой обстановкой начинает просматриваться, что тебя окружает Любовь Небесного Отца, окружают Его незримые силы, которые заботятся о твоём добром воспитании с неизменной Любовью. Люди несведущие скажут, что у тебя тут просто выдумки, и им невдомёк, что ты обо всём додумался правильно, чтобы уже и действовать всегда и везде правильно, стараясь жить так, чтобы только радовать Небеса каждым своим словом и поступком. Таково действие Слова, принесённого с Небес.

Вы можете считаться воспитанными людьми, но если вы – безбожники, то цельного воспитания вы не получили, а получили неполное воспитание, не приняв к сведению информацию о расплате, которая ждёт человека за все его дела. С взглядами безбожников у вас никак не получится радовать Небесного Отца своими поступками, и вы будете Его постоянно огорчать. Если же Его огорчать достаточно долго, вы и себе добьётесь долгой полосы огорчений, когда накопившееся огорчение Отца выльется на вас всё сразу. Примеров, когда добрые и воспитанные люди попадают в чёрную полосу огорчений, сколько угодно. Горькие плоды заставляют людей протрезветь, потому что в чёрной полосе нет пьянящих радостей. И спасение от горечи можно найти за чтением евангельских наставлений Христа, из которых трезвый разум примет мысль, что у тебя есть Небесный Отец, а ты – дитя Божье. С этой мыслью ты начинаешь верить в Любовь к тебе Отца и надеяться на светлое будущее. А главное, ты начинаешь понимать, что здесь тебя учит обладающий всей полнотой знания Создатель Вселенной, и Он учит любви.

Зачем тебе учиться любви? Да вот затем, чтобы вызывать Любовь Божью, а не отвращение и не гнев.

Всего двумя словами «нет Бога» люди превращены в слепцов, которых ведут те же слепцы, а в общем плане весь народ с верой в эту ложь движется на поводу нечистой силы к плачевному результату. Миллионы людей этими двумя словами превращены в рабов греха и порока, и их души познают всё горе, связанное с таким рабством.

Если вам нужна свобода, придётся за неё бороться. Победам в этой борьбе вы можете научиться у Иисуса Христа. Его учение содержится в Евангелиях.