Православные монастыри и храмы закарпатья. Монастыри закарпатья. Церковь Николая Чудотворца

Ужок – это небольшое живописное село на западе Украины. Не смотря на свои маленькие размеры, село имеет богатую историю и традиции, ведь основано оно было в далеком 1582 году.

Рядом с селом расположен Ужокский перевал, а в самом селе протекает речка Уж. Основной достопримечательностью Ужка является деревянная церковь Архангела Михаила с колокольней, построенная в 1745 году.

Деревянная Успенская Церковь

С. Новоселица – упоминается впервые в 1619 г., сохранилась деревянная Успенская церковь (1654-1656 гг., по другим данным 1611 г.) с отдельной колокольней – памятник мараморошской или потисской школы зодчества. Сохранились росписи 1662 г. в интерьере, иконостас нач. 19 в. Рядом – этнографический музей.

Деревянная церковь Параскевы

Александровка Географическое расположение Село Александровка (укр. Олександрівка, венг. Ó sá ndorfalva) находится в Хустском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в 22 км. от районного центра – Хуста и в 15 км. от железнодорожной станции Сокирниця на линии Королево – Великий Бычков. История Первое упоминание об Александровке в исторических документах относится к 1390 г. Она издавна славилась на все Закарпатье источниками ропы, использовавшейся вместо пищевой соли. В 15-19 ст. на территории села вручную добывали каменную соль. До наших дней сохранились деревянные стволы шахт.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1645, 1761 гг.

Из с. Сян-ки Львовской области перевезена и поставлена на настоящем месте в 1703 г. Над срубом верха бабинца в 1761 г. надстроена каркасная колокольня.

Деревянная, трехсрубная, трехверхая. Угловые соединения выполнены врубками в простой замок с потайным прямым шипом. В плане все три сруба близки к квадрату, центральный сруб шире остальных срубов. Все три объема церкви перекрыты шатровыми завершениями с двумя заломами. Над бабинцем устроены эмпоры. Окружена поддашием на выпусках сруба. Срублена из еловых брусьев. Верхи, поддашие и стены над опасанием покрыты гонтом. Сохранилась деревянная резьба XVIII в.

Памятник тяготеет к бойковской архитектурной школе. Однако надстройка колокольни над западной частью, которая по высоте превзошла центральный сруб, нарушила равновесие архитектурных масс и придала сооружению черты, типичные для лемковской архитектуры.

Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа располагается в Колочаве построена в 1795 году по проекту Ф. Гекка.

Эксперты относят стиль к лемковскому типу деревянного зодчества. Три сруба разные по ширине изготовлены из еловых брусьев, крыша покрыта гонтом. Над бабинцем расположена башня в виде квадрата, которая завершается двухъярусной баркой. С восточной стороны находится барочная глава.

В 1784 году обитель была расписана немецким мастером Ф. Пеером. Именно эта роспись сохранилась до наших дней. В советские времена храм был отреставрирован и превращен в музей атеизма. Церковь не действует.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В «сердце Верховины», а именно в славном Пилипце есть не только профессиональные горнолыжные трассы и красивый водопад Шипот, но есть также незаметный на первый взгляд выдающийся архитектурный памятник национального значения - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, XVIII ст.

Древнейшую церковь построили в урочище Закутья в начале 1500-ых гг., но она сгорела. Вторая церковь Благовещения Господня была построена посреди села, на холме Юрчика в 1671 г., сгорела в 1758 г. В 1801 г. в селе были две деревянные церкви - главная на 340 верян и малая, на 120 верян в верхнем конце. Верхняя церковь уже тогда была в плохом состоянии, и вещи из нее перенесли в нижнюю, которая по сей день украшает село.

Струковская церковь

Струковская или Вознесенская церковь в Ясине – одна из таких старинных, невероятных, удивительных церквей. Это главная достопримечательность бывшего центра Гуцульщины.

Струковская церковь была построена на склоне горы Костеривка в 1824 году. С тех пор она стала главным сокровищем жителей поселка Ясиня. И немалую роль в этом сыграла не только красота сооружения. С местом, на котором уже почти два века стоит храм, связывают историю о настоящем чуде.

Николаевская Церковь

с. Прислоп, Закарпатская обл.

Церковь Св. Николая Чудотворца в Прислопе напоминает формами деревянный храм в Торуни, но она намного больше и стройнее, с тонким рисунком силуэта башни и изящными линиями. С трех сторон храм окружает аркада на высоких резных фигурных столбах. В уменьшенном размере они повторяются в аркаде обхода. Двухъярусная колокольня с широким навесом опасанья и аркадой во втором ярусе, где размещены колокола, покрыта восьмискатной шатровой крышей. Формы колокольни намного древнее форм самого храма и резко контрастируют с ним. В интерьере сохранились декоративная резьба XVIII в. в стиле барокко работы местного мастера, а также отдельные произведения станковой темперной живописи XVI-XVII вв. Николаевская церковь действующая, от реставрирована в 1968 г. Считается шедевром барочной верховинской деревянной архитектуры.

Церковь Николая Чудотворца

Датирующая резная надпись находится на дверях. Деревянная, двухсрубная, трехчастная. Построена из дубовых брусьев, соединенных врубками в натяжной замок, покрыта лемехом. Фундамент каменный, положенный на растворе. Над бабинцем возвышается четырехгранная каркасная башня, завершенная высоким шпилем с четырьмя башенками на углах основания. Под крышей башни размещены аркада и подсебитье.

Реформаторская церковь

В украинском закарпатском селе Четфалва, за которым начинается территория Венгрии, находится национальный храм венгров Закарпатья – Реформаторская церковь. Построена она в XV веке.

Во время реконструкции в 1753 году была достроена деревянная колокольня с высоким восьмигранным шпилем, в готическом стиле, и напоминающая оборонную башню. Высота двухъярусной, квадратной в плане, колокольни составляет почти 30 метров. Она вызывает интерес еще и тем, что возведена прямо на земле без фундамента и свай. Ее оригинальную каркасную конструкцию удерживают 16 деревянных опор с раскосами.

Реформаторская церковь представляет собой однонефное каменное сооружение с одним окошком, которое укреплено с юго-западного угла контрфорсом. Оригинальный потолок расписан яркими растительными орнаментами, запечатленными на 60-ти квадратных деревянных кессонах. Из них повторяются только два. Создал эту колоритную красоту венгерский художник Шандор Ференц. Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть это неповторимое произведение народного декоративного искусства.

Современная Закарпатская Реформаторская церковь насчитывает 114 приходов, в трех церковных округах, где служат 76 пасторов.

Деревянная Николаевская церковь (верхняя)

СРЕДНЕЕ ВОДЯНОЕ, село

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ВЕРХНЯЯ), 1428 г.

Относится к наиболее древним закарпатским храмам потисской группы. Около 1600 г., вероятно, были надстроены срубы над опасанием всех трех частей и перекрыты по сволокам. Над бабинцем в границах сруба над опасанием устроены эмпоры с плоским перекрытием. Входные двери низкие (120 см). Около 1760 г. в центральном объеме были заменены плоские перекрытия на трапециевидные из дубовых брусьев, растесаны стрельчатые окна в нефе, в бабинце устроено подшивное перекрытие из сосновых досок, построена высокая каркасная башня. Деревянная (дубовые брусья), двухсрубная, с равноширокими бабинцем и нефом, перекрытыми общей двускатной крышей. Более узкий и низкий восточный объем покрыт меньшей, но такой же крутой крышей. Над бабинцем возвышается квадратная в плане башня с шатровым завершением и подсебитьем. На южной и се* верной стенах бабинца сохранились узкие окна готической стрельчатой формы. Поддашие, опоясывающее церковь со всех сторон, опирается на выпуски венцов срубов.

Николаевская церковь

Туристов в Сваляве заинтересует памятник архитектуры XVI в. - деревянная церковь Николая Чудотворца. Из документальных источников известно, что в XVIII в. на южную окраину Свалявы, вприселок Быстрый, из соседнего горного села перевезли старую лемковскую Николаевскую церковь. Изначально, по мнению исследователей, ее построили в 1588 г. по образцу бойковского стиля.

В 1759 г. храм существенно перестроили и перенесли на новое место, хотя дубовые срубы и перекрытия навы с одним заломом сохранились. На стенах бабинца виднелись даты «1733» и «17..2». Очевидно, они свидетельствуют не о возрасте церкви, а о ее ремонтах. Именно после ремонтов церковь стала образцом лемковского архитектурного стиля. На лемковское происхождение церкви указывает высокая башня с барокковым окончанием, стремительное нарастание форм от низкого алтаря до башни и открытая галерея с резными столбиками вокруг бабинца.

Церковь Михаила Архангела

Негровец (укр. Негровець, венг. Felső kalocsa) село в Межгорском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в верховье реки Теребля, на расстоянии 20 км. от районного центра – Межгорье. Через село проходит автодорога Колочава – Межгорье.

В Негровеце есть архитектурный памятник деревянного зодчества – церковь Св. Арх. Михаила. В постройке храма чувствуется опыт мастеров, создавших образцы святынь Марамороша.

Деревянная Михайловская церковь

В селе Крайниково в окружении вековых могучих деревьев стоит Михайловская церковь, построенная в 1668 г.

Громадные дубовые колоды сруба, маленькое крыльцо у бабинца придают зданию весьма суровый вид. Здание меннее протяжно по продольной оси, чем другие постройки. Такая композиция основных масс придает крайниковскому готическому деревянному храму особую монолитность. Поэтому впоследствии он стал своеобразным эталоном для мастеров, строивших церкви в селах севернее Крайникова – Данилове и Олександровке (историческое название Шандорово).

Деревянная церковь Св. Духа

С. Гукливый - деревянная церковь Св. Духа (18 в.) с отдельной колокольней – памятник лемковской школы народного зодчества. В интерьере сохранился иконостас 1784 г. (немецкий мастер Франц Пеер).

Деревянная церковь Сошествия Святого Духа

В Колочаве-Горбе у главной дороги, на холме спорит стройностью с елями музей - деревянная церковь Сошествия Святого Духа. Согласно надписи на притолоке «Создан храм сей 1795 при священнику Иоанне Попович при царе Францишко ИИ мастеру Ференц Текке. Тогда был большой голод ». В древние времена голод часто сопровождал верховинское жизни и подобные несчастья время фиксировались в парохиальных книгах, а в Колочаве запись попала даже на притолок церкви.

Согласно археологическим и письменным источникам, на территорию современного Закарпатья христианство пришло еще до того, как оно было официально принято Киевской Русью. Большинство исследователей (И. Базилович, М. Лучкай, архимандрит Василий (Пронин) и др.) связывают распространение христианства греческого обряда с именами святых Кирилла и Мефодия или, по крайней мере, их учеников. Некоторые венгерские источники свидетельствуют о том, что, когда угры пришли в Паннонию, местное славянское население имело епископство (см. «Повесть о приходе венгров»). По мнению архимандрита Василия (Пронина), ученики святых Кирилла и Мефодия, вынужденные оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало Угольскому монастырю . Свидетельством того, что в Закарпатье имел распространение греческий обряд, является деятельность Георгия, Ефрема и Моисея Угринов при дворе киевских князей Бориса и Глеба.

В те времена местами, где процветали духовность и образование, были монастыри. Анализируя источники и монографический материал, можно прийти к выводу, что в дотатарские времена в Закарпатье могли существовать монастыри не только в Угольке, но и в Грушеве. Эту мысль подтверждает исследователь начала ХХ века Ю. Жаткович. Он пишет, что после отхода татар грушевские монахи жаловались венгерскому королю Бейле IV о потере документов и грамот на землевладение . Что же касается монастыря в Мукачеве, то документы о его основании ранее 1360 года не обнаружены.

Расцвет Православия в Закарпатье связывают с деятельностью подольского князя из рода Гедиминов - Федора Корятовича. Князь перестроил Мукачевский монастырь и передал ему во владение несколько сел из своего имения; он содействовал развитию образования и культуры в крае.

Сложным вопросом остается определение церковной юрисдикции края. Ученые допускают, что в Закарпатье формировались два центра церковной власти. Первый - в Мукачеве и второй - в Грушеве. В середине ХV столетия в Мукачеве упоминается пресвитер Лука, который мог выполнять епископские функции, подчиняясь Сербскому митрополиту. Известна также грамота Константинопольского патриарха Антония от 1391 года о предоставлении Грушевскому монастырю ставропигии. В 1491 году в Мукачеве упоминается епископ Иоанн, который стремился распространить свое влияние на всю территорию Закарпатья.

В ХVІ-ХVІІ веках Православие в Закарпатье стало испытывать сильное давление со стороны католичества и реформации. По инициативе местных правителей и церковной верхушки было инициировано заключение в 1646 году Ужгородской унии. Согласно унии, «новая церковь» хранила восточный обряд и язык богослужения, но признавала догмат о римском папе и его власть. После смерти епископа Василия (Тарасовича) униатским епископом был избран Петр Парфений, а православным епископом - Иоанникий (Зейкан). Последний был вынужден в 1663 году оставить Мукачевский монастырь и руководить епархией из Имстичева и Угли (Угольки). С этого времени для православной веры начались тяжелые времена гонений. Центром сопротивления унии и латинизации оставалась Мараморощина (восточная часть Закарпатья), где в конце ХVІІ - начале ХVІІІ столетий было основано около десяти монастырей. Среди них, согласно «Списанию обителей Мараморошских», были Драговский, Кричевский, Боронявский, Бедевлянский, Белоцерковский, Вильхивский, Бичковский монастыри. Все они основаны стараниями православных владык Иосифа (Стойки; 1690-1711) и Досифея (Федоровича; 1717-1735), которые стремились создать крепкий плацдарм для обороны Православия.

Австрийская власть встала на сторону униатской церкви и сделала все, чтобы не допустить выборов нового православного владыки, а императрица Мария-Терезия заявила, что на Закарпатье православных больше не существует. Восточный обряд и православная вера сохранились благодаря преданности местного населения вере своих предков и деятельности отдельных униатских священников.

Известна борьба против латинизации писателя-полемиста Михаила Андрелли (1635-1710). Он открыто отрекся от унии и написал несколько полемических произведений; наиболее известные из них - «Логос» и «Оборона». Спасаясь от преследований, он переселился в Изу, где и умер. Его дело продолжил отец Иоанн Раковский (1815-1885), который имел значительное влияние на возрождение Православия.

В начале ХХ века в Закарпатье началось возрождение Православной Церкви. Венгерское правительство всячески пыталось препятствовать этому, считая, что движение за возрождение Православия носит выраженный социальный и национально-освободительный характер. Власть организовала два судебных процесса против православных в Мараморош-Сиготе (1903-1904 и 1913-1914 гг.), но эти судебные преследования не могли остановить возрождение Православия. Во главе православного движения встал преподобный Алексий (Кабалюк; † 1947).
После вхождения Закарпатья в 1919 году в состав Чехословакии (под названием Подкарпатская Русь) Православная Церковь получила наконец возможность свободно развиваться. Согласно каноническим правам, на эту территорию распространила свою власть Сербская Православная Церковь. В 1921 году Синод СПЦ направил в Подкарпатскую Русь своего иерарха - епископа Нишского Досифея (Васича). Этому епископу принадлежит значительная роль в утверждении Православия среди русинов. Он основал десятки православных парафий, упорядочил монашескую жизнь. Были созданы мужские и женские монастыри в Изе, Липче, Теребле.

Одной из наиболее значительных проблем того времени было недостаточное количество православного духовенства. В связи с этим в 1920-1930 годах немало закарпатцев получали духовное образование в богословских заведениях Сербии. После епископа Досифея Карпаторусской Православной Церковью руководили епископы: Новосадский Ириней (Чирич), Призренский Серафим (Иванович) и Битольский Иосиф (Цвиевич).

В 1931 году была возобновлена древняя Мукачевская кафедра, в состав которой также вошли приходы Восточной Словакии. Первым Мукачевско-Пряшевским епископом стал Дамаскин (Грданичка). Епископ реорганизовал духовную консисторию, способствовал повышению образования духовенства. Для этого он организовал пастырско-богословские курсы в Изском Николаевском монастыре. Был также построен дом епархиального управления в Мукачеве. Чешское правительство начало оказывать православному духовенству финансовую помощь.

В 1936 году в состав Мукачевско-Пряшевской епархии входили 127 приходов, в них было 160 тыс. прихожан. Действовало также пять монастырей: три мужских - Николаевский (в Изе), Преображенский (в Теребле), преподобного Иова Почаевского (в Ладомирове) и два женских - Рождества Пресвятой Богородицы (в Липче) и Благовещения (в Домбоках). Кроме того, существовало еще пять мужских скитов .

В 1920-1930-х годах часть православных приходов, монастырей и скитов подчинялась также Пражскому архиепископу Савватию (Врабцу), который был хиротонисан Константинопольским патриархом Мелетием (Метаксакисом).

В 1938 году на Мукачевско-Пряшевскую кафедру был назначен епископ Владимир (Раич). В Мукачеве епископ пробыл недолго, поскольку, по Мюнхенскому соглашению, часть Подкарпатской Руси была оккупирована Венгрией. Епархиальное управление и епископ перешли в Хуст, который в марте 1939 года также захватили венгры. В апреле 1941 года епископа Владимира арестовали, а в октябре того же года выслали в Сербию.

Регент Венгрии Миклош Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» Михаила Попова. Попов проводил провенгерскую политику и пытался создать в Венгрии «автокефальную православную церковь».

5 февраля 1944 года новым администратором был назначен игумен Феофан (Сабов). В документе его должность значится как «епископский заместитель и администратор православной Мукачевско-Пряшевской епархии» .

В октябре 1945 года Мукачевско-Пряшевская епархия перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Во времена советской власти Православная Церковь в Закарпатье (как, впрочем, и в других местах) пережила немало трагедий и потрясений. Были ликвидированы почти все монастыри и скиты, некоторые священники были репрессированы.

Качественно новый этап в жизни Православной Церкви начался в конце 1980 - начале 1990 годов, когда Мукачевско-Ужгородской епархией управлял архиепископ Евфимий (Шутак). За несколько лет были возобновлены десятки православных церквей и монастырей, возродилось духовное образование в крае. В 1994 году из состава Мукачевско-Ужгородской епархии была выведена Хустско-Виноградовская епархия.

В 2000-2007 годах епархией в Мукачеве руководил епископ Агапит (Бевцик). В декабре 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви назначил епископом Мукачевско-Ужгородским Феодора (Мамасуева). Хустской епархией управляет архиепископ Марк (Петровцы).

На конец 2008 года на территории двух епархий Закарпатья насчитывается около 520 приходов и 35 монастырей. Действует духовная семинария в Иршаве и академия в Ужгороде. Издаются периодические издания «Православная летопись» (Мукачево) и «Духовная криница Карпат» (Хуст).

Неподалеку от Хуста, среди лесных зарослей Карпатских гор, от взора простых обывателей сокрылся небольшой уголок Афона – Свято-Пантелеимонов монастырь, где до сих пор соблюдаются строгие афонские правила. Основанная 81 год назад афонским иеросхимонахом, постриженником Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, одноименная закарпатская обитель стала как бы символом преемственности православного иночества Закарпатья от монашеского центра на Святой Горе. Уже само название обители свидетельствовало о подражании и наследовании традиций Афонского Пантелеимонова монастыря, где в начале ХХ века духовно возрастали многие православные подвижники Закарпатья . Претерпев эпоху советского безбожия и атеистических гонений, обитель возродилась вновь в начале 1990-х годов.

Своим благочестием, достойным подражания, он привлек к себе внимание игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Мисаила (Сапегина) , который 18 августа 1926 постригает Михаила в рясофор с именем Мелетий. Пробыл о. Мелетий на Афоне до 1927 года и по болезни вынужден был вернуться домой. Выздоровев, о. Мелетий был назначен прп. Алексием (Кабалюком) экономом гимназических курсов для православных священников в селе Иза, являвшемся в то время православным центром на Закарпатье.

29 апреля 1931 по благословению прп. Алексия (Кабалюка) он был рукоположен в иеродиакона, а 1 мая в иеромонаха епископом Битольским Иосифом (Цвиевичем) . В 1934 году о. Мелетий снова поехал на Афон, где принял великую схиму с именем Лука и после шестимесячного пребывания на Святой Горе вернулся пешком в Хуст . В целом о. Мелетий побывал на Афоне за свою жизнь три раза.

С разрешения епископа Дамаскина (Грданича) он 18 июня 1934 поселился в лесной пуще в 5 километрах западнее Хуста в урочище «Колесарово» или «Камень», где выкопал в скале пещеру и начал пустынное житие. В городе об этом никто не знал, но со временем люди увидели, что в одно и то же время ночью на горе горел свет и они пришли посмотреть, что там такое. Они увидели о. Мелетия, который молился в пещере. Об этом узнал хустянин Василий Росоха и предложил о. Мелетию свой земельный участок. Отец Мелетий обратился в епархиальное управление за разрешением на строительство монастыря. Оттуда поступило письмо за подписью о. Иоанна Кополовича следующего содержания: "Из канцелярии епархиального управления имею честь сообщить Вам, что его Преосвященство благоизволил дать Вам благословение на постройку келии на земле В.Росохи на горе "Колесарово" возле Хуста ".

Итак, в 1934 году скит был основан . Отец Мелетий начал строительство небольшой кельи и часовни в честь Святого Пантелеимона. Здесь он ввел строгие афонские правила, заимствованные им из Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. Богослужение начиналось в 12-м часу ночи и продолжалось до утра, а в праздник – целую ночь. Есть можно было только два раза в день. Вовсе не употребляли мяса. Своей аскетической жизнью о. Мелетий манил к себе молодых людей. В 1950 году в скиту проживало уже шесть монахов и один послушник. Из них двое были нетрудоспособны, по причине болезней и старости . Монахи построили церковь из дерева размером 11 на 5 м кв. .

В монастыре занимались домашним хозяйством и различными ручными работами. Для содержания скота построили сараи 6 на 5 м. Имея 2 га земли, монахи выращивали картофель, средний урожай которого в 1949 году составлял 30, а 1950 году – 25 центнеров .

В 1951 году была построена колокольня 4 на 3 м кв. и 2 дома: 1) 8 на 8 м кв., , 2) 4 на 5 м кв. и мастерская 10 на 3 м кв.

Возрастное распределение среди братии в 1951 году было таким: с 19 до 40 лет – 5 чел., с 41 до 55 лет – 1 чел., за 55 лет – 1 чел., всего: 7 чел. .

В 1946 году настоятелем скита становится о. Серафим (Шандра М. И.). Он родился 1 мая 1910 года в селе Приборжавское Иршавского района . Окончил 4 класса народной школы. С 1931 по 1933 гг. служил в чехословацкой армии. С 1933 по 1935 жил с родителями. В 1935 году уехал в Югославию, но через год возвращается в родную деревню. 1936 пострижен в монахи. С 1939 по 1941 год проживал в Бедевлянском монастыре. В 1941 году поступает в скит Колесарово .

В 1952 году под давлением советских властей скит закрыт и превращен в 3-й приход города Хуст. Настоятелем назначен о. Анания (Бонь) . В связи с этим епископ Иларион рядом указов переводит послушника Грицко Г. В. , о. Захарию , о. Мелетия , о. Исаию , о. Серафима . Но монахи во главе с о. Мелетием не хотели покидать родной скит вплоть до 1956 года.

27 марта 1956 в связи с этим секретарь епархии М. Логойда издал указ, которым предписывалось: в виду того, что о. Мелетий, о. Серафим, о. Анания, незаконно живущие в Колесарово, "направляю их: о. Мелетия в Теребельський монастырь, о. Серафима настоятелем прихода в Александровку, о. Анания настоятелем прихода в М. Березный" .

Деревянную церковь сняли с регистрации действующих церквей 1 июня 1961 и 8 августа разобрали . После этого о. Мелетий продолжал тайно служить на дому, хотя в селе все думали, что он слепой. Скончался 30 сентября 1983 г., похоронен на местном кладбище.

Пантелеимоновский монастырь в Колесарово возобновил свою деятельность лишь после падения советской власти в начале 1990-х годов. 9 августа 1991 епископ Мукачево-Ужгородский Евфимий (Шутак) освятил первый камень престольного храма в честь святого Пантелеимона .

Возглавил монастырь духовный сын о. Мелетия архимандрит Дионисий (Бонь). Он родился в 1936 г. в селе Монастырец. С 12 лет был послушником о. Мелетия при Пантелеимоновском ските. Когда обитель закрыли, он отправился в Россию, где 15 лет служил настоятелем приходов в Костромской области. Он как человек очень добродушный и набожный привлекал молодых людей, желающих вести аскетическую жизнь.

До сих пор в монастыре сохранены строгие афонские правила и не каждый выдержит их. Молитвы монахов настолько сильны, что люди, приходя с тяжелыми болезнями, исцеляются.

Освятив первый камень и собрав некоторые пожертвования, монахи во главе с архимандритом Дионисиием и при участии хустского архитектора И.Д. Мельника начинают в 1992 году строительство новой церкви Святого Пантелеимона. Ее решили строить на том же месте, где раньше была старая церковь .

Монахи отремонтировали старые деревянные домики, сарай и другие хозяйственные постройки, которые чудом были сохранены тремя монахинями. Они поселились здесь в 1961 году после закрытия церкви и оберегали имущество монастыря целых 30 лет. Теперь они уверенно доживают свой век в монастыре, зная, что о них обязательно позаботятся. Собрав средства, монахи купили три небольших колокола и установили их на колокольне.

Чтобы сделать храм Святого Пантелеимона большим и просторнее, монахи решили снести склон земли, который нависал над церковью. И перед ними появилась прочная скала, высотой более 13 метров. Чтобы не допустить сползания грунта, построили защитную стену из бетона, а в ней оставили небольшие дверцы, за которыми выкопали кладовую для свечей. Поскольку скала очень прочная, монахи решили выкопать здесь и пещерный храм. В 1993 году начались работы по возведению пещерного храма, за два месяца рабочие выкопали и вывезли на тачках тонны земли . В 1995 году пещерный храм в честь прп. Иова Почаевского был готов и освящен епископом Мефодием . Эта церковь расположена на глубине 7 метров и имеет размеры 6 на 15 м кв. и является зимней церковью монастыря .

В 1998 году в монастыре проживало 5 человек . Над пещерной церковью в 2000 году монахи построили также летний храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Роспись сделал художник М. Щербан. Ю. Исаак из с. Приборжавское вырезал из дерева иконостас, подобного которому еще нет на Закарпатье. Алтарь храма и иконы иконостаса расписал В. Якубец. В это же время построен небольшой двухэтажный дом из кирпича для размещения в нем комнат для паломников и келий для монахов. В 2001 году монахи получили в подарок от Михаила Гинцяка колокол весом 1350 килограммов, его освятил епископ Хустский и Виноградовский Иоанн.

В 2002 году было начато возведение дома под трапезную, кухню, келью для повара, приемную настоятеля.

Монастырь, как уже отмечалось, живет по своим строгим внутренним уставам, которые основываются на афонских правилах. Служба ежедневно начинается в 12-м часу ночи и продолжается до 6-ти утра. Еженедельно проводится обычная служба, на которой всегда присутствуют до 100 человек. В день Святого Пантелеимона сюда приходит до пяти тысяч паломников.

На 2003 год в монастыре проживало 5 человек. По возрасту все монахи имели от 23 до 30 лет, кроме архимандрита Дионисия. По сану: 1 архимандрит, 2 монаха, 2 послушника.

Монахи ведут домашнее хозяйство, на 2 полях выращивают кукурузу и картофель, содержат 2 коровы и кур, тем самым обеспечивая себя полностью продовольствием. Все средства, поступающие от мирян, идут на развитие монастыря .

Кладбище монастыря является совместным с сельским. Здесь в 1983 году похоронен о. Мелетий (Рущак) . В 1985 году благодарными учениками была установлена мраморная плита на кресте умершего, на ней выбиты слова: "Крепко ты держал свой путь святой в душе великой и простой".

В монастырь подведена дорога с твердым покрытием, но зимой сюда можно дойти только пешком. Возле тропы, ведущей к монастырю, расположен источник с целебной водой, выкопаный о. Мелетием еще в 30-е годы ХХ века.

Юрий Данилец,
кандидат исторических наук,
руководитель Закарпатского отделения Международного института афонского наследия в Украине

Источники и литература:

1. ГАЗО. – Ф. Р – 1490. – Оп. 4д. – Д. 14. – Л. 40.
2. Проща о. Мелетія //Слово. – 2002. – №6. – С. 6.
3. Проща о. Мелетія... –С. 7.
4. Пагиря В. Указ. соч. – С. 75.
5. ГАЗО. – Ф. Р 1490. – Оп. 4д. – Д. 14. – Л. 46.
6. Там же. – Л. 41.
7. Там же. – Л. 43.
8. Там же. – Л. 42.
9. Там же. – Л. 46.
10. Там же. – Л. 43.
11. Там же. – Л. 40.
12. Там же. – Л. 50.
13. Там же. – Л. 57.
14. Там же. – Л. 53.
15. Там же. – Л. 54.
16. Там же. – Л. 55.
17. Там же. – Л. 56.
18. Там же. – Л. 51.
19. Там же. – Л. 59.
20. Сирохман М. Указ.соч. – С. 804.
21. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 1.
22. Там же. – С. 2.
23. Там же. – С. 1.
24. Сирохман М. Указ.соч. – С. 804
25. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 2.
26. Игумен Гавриил (Кризина). Указ. соч. – С. 121
27. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 2.
28. Проща о. Мелетія... – С. 8.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Мукачевская и Ужгородская епархии
Религии. Христианство. Православие. Русь

В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края.


Мукачевский Свято-Николаевский монастырь


После смерти венгерского короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию.

Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление православной веры. Австро-венгерские власти всячески препятствовали его распространению и организовали преследования. В 1903—1904 годах был организован первый Марамарош-Сигетский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за переход в православие. Второй Марамарош-Сигетский процесс завершился 3 марта 1914 года открытым осуждением перешедших в православие исключительно за религиозные убеждения.


Кафедральный собор Почаевской иконы Божией Матери в г. Мукачево


По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Её конституция провозглашала свободу вероисповедания, и местное население массово возвращалось в православие. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской православной церкви в Закарпатье, после чего, по архиерейский собор Сербской церкви принял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу, где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Преемники епископа Досифея, также носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен архиереем уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил Мукачевскую кафедру, и в этом же году Сербская церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями, закрепленному на заседании Священного Синода Русской православной церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия.

Приглашаем Вас, Ваших друзей, семью посетить святые места, где сошла Божья благодать…


Даты тура:
см. расписание туров
Длительность тура: 2 дня / 1 ночь
Маршрут: Львов - Ужок - Кострино - Малый Березный - Ужгород - Горцы - Четфалва - Колодное - Стебливка - Александровка - Бороняво - Хуст - Джублик - Мукачево - Свалява - Львов

ПРОГРАММА ТУРА:

1 день
Прибытие во Львов. 08.00- Выезд из Львова.
Переезд в Ужок, осмотр деревянной церкви . На границе трех стран, у живописного карпатского перевала вверх прижался один из самых деревянных храмов Украины - шедевр бойкивской сакральной архитектуры церковь св. Михаила (1745), которая занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Переезд в Кострино , осмотр деревянной церкви . Украшением села есть деревянная церковь св. Покровы (1645), построенная в с.Сянки на Львовщине и в 1703 г. привезли на настоящее место.
Переезд в с.Малый Березный, молитва к чудотворной иконе.
Переезд в Ужгород, экскурсия по храмам . При осмотре города основной акцент сделаем на осмотр его храмов, в первую очередь осмотрим известный храм города - Кафедральный Крестовоздвиженский собор (1841), Синагогу (1904), Римо-католический костел св. Георгия (1775) и шедевр сакральной деревянной архитектуры лемковскую Михайловскую церковь (1777), перенесенную из села Шелестово в Закарпатский музей народной архитектуры и быта (скансен).
Переезд в Перечин, обед в ресторане "Подкова". Предлагаемое меню: борщ, куриный стейк, картофель запеченный с сыром и беконом, салат, блин, компот. Стоимость 85 грн.
Переезд в Горцы, обзор ротонды . В этом пригороде Ужгорода находится одна из старейших каменных храмов Украины, памятник архитектуры мирового значения - Горская ротонда (X-XIИI в.). Храм в плане шестиугольным, а внутри находятся уникальный стенопись (XIII в.) в стиле итальянской проторенессансной школы Джотто.
21:00 Позднее поселение в селе Четфалва, Береговский р-н. Ужин в усадьбах после поселения и состоит из блюд венгерской национальной кухни: бограч-гуляш, венгерские голубцы, сладости, вино/палинка, компот. Стоимость 75 грн.

2 день
Завтрак в усадьбах, предлагаемое меню: колбаса, сыр, лангош с джемом (похожи на оладьи), масло, хлеб, кофе/чай. Стоимость 55 грн.
Обзор церкви в Четфалве. Пограничное венгерское село у реки Тиса, в котором находится великолепный архитектурный ансамбль, удачно соединил в себе, оборонный каменный протестантский храм (XIV вв.) и современную деревянную церковь Святого Духа (2001). Украшением села также самая высокая в Закарпатье стройная готическая колокольня (XVIII в.).
Переезд в Колодное, обзор церкви. Здешняя церковь св. Николая (1779) является самой высокой и живописным из всех деревянных храмов Хустского района.
Обзор церкви в селе Стебливка. Небезразлична греко-католическая община этого села пытается восстановить один из самых совершенных образцов т.н. «Марамороской готики» церковь Рождества Богородицы (XVI в., 1797), которая сгорела в 1994 году.
Посещение монастыря в Бороняво. В этом известном паломническом месте можно увидеть Боронявский чудотворную икону Пресвятой Богородицы (1785) в Благовещенском Василианском монастыре.
Переезд в Хуст, обзор храмов . В столице Карпатской Украины, что славится своими живописными руинами замка (XI-XVI вв.), мы осмотрим жемчужину закарпатского сакрального строительства протестантский храм.
Обед в ресторане "Старый замок". Меню: салат овощной, солянка, картофель пюре с мясом по-венгерски, хлеб, чай. Стоимость - 90 грн.
Переезд в с.Джублик, обзор монастыря и молитва . Так называемое "Украинское Междугорье", известное паломническое место в Закарпатье, в котором находится монастырь Собора Пресвятой Богородицы, построенный на месте, где двум девушкам Елене и Марьянке в 2002 г. явилась Богородица. После этого в Джублыке с 2003 года началось кровоточения креста, а также это единственное место на земле где было появление Пресвятой Семьи. К этому паломническому месту из Львова идет самый длинный крестный путь в мире.
Вместо мощного замка в Мукачево, который Вы наверное видели несколько раз, предлагаем Вам посмотреть женский православный Николаевский монастырь (XIV в.), что построил князь Федор Корятович.
Обзор церкви в Сваляве . Столица минеральных вод Закарпатья скрывает от нас жемчужину деревянной сакральной архитектуры - церковь святого Михаила (1588), которая является одной из двух церквей такого типа в Закарпатье.
23:30 ориентировочное время прибытия во Львов. Отъезд ночным поездом в Одессу. (№107 Ужгород-Одесса)

СТОИМОСТЬ ТУРА:
895 грн.

В стоимость ВХОДИТ:
  • проезд автобусом туристического класса,
  • проживание,
  • сопровождение гида-экскурсовода,
  • экскурсионное обслуживание в туристических объектах,
  • страхование на время путешествия.
В стоимость НЕ ВХОДИТ и дополнительно оплачивается:
  • входные билеты в туристические объекты,
  • питания,
  • ж/д билеты
Стоимость входных билетов:
  • Ужгородский скансен: общий, пенсионный - 35 грн., Студенческий - 20 грн., Ученический - 15 грн.