Какие молитвы читать утром в страстную неделю. Страстная неделя — как её провести? Молитва в Великий четверг

Наступила Страстная седмица - последняя неделя перед Пасхой. И посвящена она воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданиям, Крестной смерти и погребению (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

Страстная седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу Богу. Страстная седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога (диакон Андрей Кураев).

Богослужения Страстной отличаются целым рядом знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

Но реалии современной жизни не позволяют всем бывать каждый день на богослужениях в храме. Поэтому христианин сам может что-то делать для своего духовного роста и, соответственно, для правильной подготовки к встрече Светлой Господней Пасхи.

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское - и последовать за Спасителем.

Первое – по мере веры и здоровья (и если работа не связана с серьезными физическими нагрузками) усугубить пост в эти страстные дни.

По Уставу: в первые четыре дня Страстной недели - сухоядение (не вареная пища без масла). В приходской практике на Страстной седмице - питание без рыбы, мяса и молочных продуктов. Многие стараются вкушать пищу и без растительного масла.

«Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в Бога или в зверя », - говорил князь Е. Н. Трубецкой. И подняться над собою помогает человеку пост – школа воздержания и воспитания силы воли... Все животные живут исключительно инстинктом. Человек же может постараться взять под контроль своего ума и сердца (ради достижения высших благ) и сами естественные потребности. Если человек ради достижения сверхъестественного (т. е. господства в себе образа Божия) силой воли не покорит в себе естественные нужды, то противник нашего спасения (диавол) будет навязывать такому безвольному человеку нижеестественную для человека звероподобную жизнь (Откр. 15:2). А иногда и не только нижеестественную, но и противоестественную (Рим.1:21-32).

Вот ещё несколько полезных советов от протоиерея Александра Рябкова: «Наш пост в эту неделю должен становиться строже – не только в плане пищи, но и, конечно, в духовном плане .

Время поста – это время научения истинам Божиим. Им мы научаемся, в первую очередь, через чтение Священного Писания – поэтому в Страстную седмицу нам еще усерднее надо читать Библию.

Нам желательно полностью перестать смотреть телевизор и бесцельно блуждать в интернете – во многом потому, что такое времяпрепровождение ведет к рассеянности – а нам нужно концентрировать свой ум на молитве. Давайте исключим из своей жизни все, что может помешать нам прийти к Пасхе с чистой душой.

…И будем помнить – когда мы пост превращаем просто в диету, это однозначно неправильно. Часто люди говорят: «Наступил пост – теперь я буду давить соки и кушать морковку». Подобный пост всегда заканчивается крахом. Если это будет телесный крах – ну, сорвется человек, и то слава Богу! Это, как ни удивительно звучит, будет самый хороший исход. Потому что духовный крах – гордыня – всегда опаснее. Ведь человек может и попоститься таким – сугубо физическим образом – все сорок дней, но его пост будет как труп – тело, не наполненное духом» .

Ведь пост – не цель, а средство. Средство для достижения главной цели жизни христианина – стать наиболее похожим по характеру на Христа.

И в этом ещё может помочь нам непрестанная молитва. Например, молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного ». Эта молитва краткая, но содержит в себе всё главное в христианстве. 1) В ней мы исповедуем Иисуса нашим Господом, а сказано: …Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется (Рим.10:13). 2) В ней человек признаёт себя грешным, а именно - у такого человека всегда есть перспектива стать лучше. Ведь только тот, кто видит свои недостатки, может с ними бороться и, надеясь не на себя, а на помощь Божью, побеждать. 3) В этой молитве мы признаём, что веруем в милосердного, т.е. любящего и всепрощающего Бога.

«Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной...» (преподобный Амвросий Оптинский).

Также как можно более полезно провести время Страстной седмицы нам поможет познание воли Божией, Его святых заповедей из чтения Священного Писания (по возможности - всего Нового завета, а как минимум - Евангелия от Иоанна). Можно, например, с молитвой утром прочитывать примерно по 4 главы Евангелия от Иоанна и в течение дня, когда будет появляться свободное время, проводить его не в курилке с друзьями, не в интернете или за телевизором, а мысленно возвращаться к прочитанному утром и, прося у Бога мудрости (Иак.1:5), рассуждать: как прочитанное может изменить лично меня?

Страстная неделя называется также Великой, и не потому, что содержит больше дней или часов, но поскольку на этой неделе мы празднуем великие события, принесшие нам невероятную пользу: был положен конец войне человека с Богом, упразднилась смерть и власть дьявола, исчезло проклятие, воцарился мир между Богом и людьми.

Службы Великой недели совершаются утром – это ежедневные утрени. Но для того, чтобы люди имели возможность их посещать, соответствующие песнопения поются вечером предшествующего дня: вечером Вербного воскресенья поется утреня Великого понедельника, вечером Великого понедельника – утреня Великого вторника и т.д. Утром одного дня служатся часы и вечерня следующего дня.

Вербное воскресенье

После воскрешения Лазаря Христос вновь удалился к реке Иордан, чтобы Его не схватили первосвященники, замышляющие Его убийство.

За шесть дней до иудейской Пасхи Христос возвратился в Вифанию, где на трапезе в доме семьи Лазаря, его сестра Мария помазала ноги Иисуса миром. На следующий день, в Вербное воскресенье, Он, сидя верхом на осле, вошел в Иерусалим.

Народ застелил землю пальмовыми ветвями (так встречают триумфаторов), поскольку люди сочли Его земным Царем, который освободит их от римской власти. Встречая Его, все восклицали: “Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне, Царь Израилев”. Во время этой встречи Сион содрогнулся от радости. Сегодня же ликует и празднует новый Сион, новый Израиль – все мы, поскольку грядет Господь, победитель смерти, предвещающий Свое и наше будущее Воскресение.

В этот день в греческих храмах верующим раздаются ветви пальмы, лавра или ели. А в России – вербные веточки.

Мягкие ветви финиковых пальм символизировали победу Христа над дьяволом и смертью. “Осанна” означает “прошу, спаси меня”. Осленок, на котором сидел Иисус, согласно закону Моисея, считающийся животным нечистым и диким, является символом прежней нечистоты и дикости народов, которые отныне будут подчиняться Евангельскому закону.

Великий понедельник (вечер вербного воскресенья)

В этот день мы вспоминаем два важных события. Первое – память праведного Иосифа (сына Иакова, правнука Авраама), являющегося прообразом Христа. Как и Христос, Иосиф подвергся зависти, был продан, погружен в могильную яму, замучен и прославлен (Иосиф – как сановник фараона, Христос – как воскресший Господь), накормил народ (Иосиф – пшеницей, Христос – Хлебом жизни, Пресвятым Своим Телом).

Второй символ этого дня – бесплодная смоковница, проклятая Господом не только в знак конца бесплодной иудейской Синагоги, но и как указание всем тем, кто не может принести духовные плоды.

Песнопения этого дня призывают нас к борьбе за добродетели. Первый тропарь, поющийся в этот день, “Се Жених грядет в полунощи”, вдохновленный притчей о десяти девах, повторяется и в два последующих дня. Службы Великого понедельника, вторника и среды называются “последованиями Жениха”.

Великий вторник

(Вечер Великого п онедельника)

В день Великого вторника мы вспоминаем притчу о десяти девах, которая призывает и нас встретить Христа с лампадами наших добродетелей (в особенности милости). Второе событие этого дня – воспоминание притчи о талантах, которая учит нас преумножению наших даров.

Обо всем вышеперечисленном Церковь напоминает нам с помощью песнопений этого дня, подчеркивая, что Христос придет внезапно, как в час нашей смерти, так и в день Своего Второго Пришествия. Он попросит нас представить свои духовные достижения, пусть и небольшие. Как мы помним, в притче о талантах господин обвинил третьего раба в том, что тот не преумножил данный ему единственный талант, несмотря на то, что, как пишут святые отцы, он хранил закон Моисея.

Кроме того, мы никогда не должны забывать и о примере пяти неразумных дев, которые не удостоились рая, несмотря на свою “набожность”. Это означает, что простое исполнение долга, лишенное глубокого живого переживая своей веры, или же “включение” религиозности лишь в определенные часы жизни не смогут снискать милость и благодать Божью.

Великая среда

(Вечер Великого вторника)

Сегодня мы вспоминаем о трех событиях:

1. Помазание ног (в Евангелии от Матфея главы) Господа блудницей миром за триста динариев (тогдашний дневной заработок составлял один динарий).

2. Созыв иудейского синедриона для осуждения Христа.

3. Приход Иуды к первосвященникам и договор о предательстве (в связи с этим в апостольские времена по средам был установлен пост).

В конце службы поется известнейший тропарь Кассии, благочестивой и образованной византийской женщины-гимнографа, которую некоторые авторы с богатой фантазией называют блудницей. Кассия не была блудницей, в отличие от героини ее произведения – женщины, помазавшей ноги Господа миром.

Вечером Великой Среды (до последования Жениха) в храмах совершается таинство миропомазания.

Великий ч етверг

(Вечер Великой среды)

В Великий четверг вспоминаются следующие события:

1. Омовение Господом ног апостолов.

2. Тайная вечеря.

3. Чудесная молитва Господа Своему Отцу.

4. Предательство Господа Его учеником Иудой.

Этим вечером свершилась Тайная Вечеря, которую Иуда покинул, чтобы предать Христа, пока Он омывал ноги Своих учеников. После этого они отправляются в долину Кедрон, куда после архиерейской молитвы приходит Иуда со своими спутниками и, поцеловав Иисуса, предает Его. Затем Иисуса приводят к первосвященникам Анне и Каиафе. Ученики разбежались, кроме Иоанна и Петра, который трижды отрекается от Иисуса. На синедрионе Иисус признается, что Он Христос, за что подвергается всяческим осмеяниям и получает смертный приговор.

В Великий четверг совершается Божественная литургия в знак воспоминания о первой литургии, дарованной нам Господом вечером этого дня в иерусалимской горнице. Служится литургия Василия Великого, которая объединяется с вечерней и совершается утром Великого четверга вместо вечера, поскольку вечером будет отслужена утреня Великой пятницы.

Великая пятница

(Вечер Великого четверга)

Сегодня мы вспоминаем Страсти Господни: плевки, пощечины, глумление и, наконец, Распятие и страшную смерть. А также разбойника, который на кресте исповедует, что Христос – Царь Небесный, и просит Христа помянуть его во Царствии Своем.

Это день крайнего смирения и величайшей жертвы, когда связанный Христос всю ночь с четверга на пятницу подвергается допросам, как преступник, и, в конце концов, признается виновным и в шестой час (около двенадцати часов по полудню) распинается вместе с двумя разбойниками. В девятый час (в три часа по полудню), сказав: “Совершилось”, “Агнец Божий, взявший на себя грех мира”, испустил дух. Далее следует снятие с Креста и погребение до захода солнца “во гробе новом”.

Сегодня читаются двенадцать отрывков из четырех Евангелий, связанных со Страстями Господними (так называемые двенадцать Евангелий). Между чтением пятого и шестого отрывков совершается литания и Распятый помещается в центр храма для поклонения.

Утром в пятницу читаются Великие часы: первый, третий, шестой и девятый. Они называются Великими не из-за своей длительности, но в связи с тем, что имеют отношение к важным событиям. Сразу после часов следует Великая вечерня, на которой читается Евангелие. В это время совершается Снятие с Креста. Через некоторое время в кувуклий помещается ткань, на которой вышито изображение умершего Господа. Эта ткань называется плащаницей.

Все эти чтения, пения и другие действа не являются обычным воспоминанием или театрализованным представлением. Нет, это нечто большее. Они – живое воплощение событий Страстной недели, перенос прошлого в настоящее, а настоящего – в прошлое. Это таинство оживляет все вспоминаемые события для каждого из нас, заставляя пережить их как личный опыт.

Сегодня на Божественной литургии священники приносят Жертву, поскольку она уже принесена Великим Архиереем на Кресте в момент Его Распятия. Церковь оживляет эту жертву Господа, словно заново проживая день Страстной пятницы на Божественной литургии.

Великая суббота

(Вечер Великой пятницы)

В день Великой пятницы осуществляется воспоминание о погребении Тела Христа, от Которого, однако, не отделилась Его Божественная сущность, и о сошествии во ад Его души, также объединенной с Его всемогущей Божественностью. Он сокрушил ад и освободил томящиеся там души (конечно, тех, кто верил).

Сегодня, в субботу, Господь отдыхает, как отдыхал Бог на седьмой день после шести дней творения. Эта суббота Закона и творения становится параллелью к субботе Господа: его упокоению в гробнице. Поэтому каждую субботу мы совершаем поминовение усопших и служим панихиду.

На третий день Его душа и тело вновь соединились и Господь воскрес из мертвых. Трехдневность погребения объясняется следующим образом: первый день – пятница с трех часов после полудня до захода солнца, второй день – суббота целиком, третий день – от захода солнца в субботу до полуночи воскресенья.

Таким образом, Душа Господа сокрушила ад, а Тело победило смерть, поскольку они были объединены Его Божественностью.

На вечерней службе поются три статии так называемых Похвал – небольших и очень любимых всеми тропарей неизвестного автора. Вероятно, созданы они были в XV веке. После славословия осуществляется выход из храма и обнесение плащаницы вокруг кувуклия.

Утром в Великую субботу служится Пасхальная вечерня вместе с литургией Василия Великого. Она проникнута пасхальным настроением, за что народ называет ее “первым Воскресением”. И действительно, это очень красивое богослужение мироспасительного праздника Пасхи.

Страстная неделя - самое важное время в году для любого христианина. С Великого понедельника все православные вспоминают события, произошедшие две тысячи лет назад, и молятся Спасителю, добровольно взошедшему на Крест ради человечества.

Великий понедельник — особо важный день, ведь именно в это время все молитвы, обращенные к Господу, имеют особую силу. Люди молятся об изменении своей судьбы и прощении грехов , а на службе, посвященной справедливости Божьей, вспоминается проклятие бесплодной смоковницы и связанный с ней урок.

По легенде, в день входа Господня в Иерусалим Иисус удалился на окраину города и провел всю ночь в молитве. На обратном пути Его одолел голод, и Спаситель подошел к плодородной смоковнице, но не нашел на ней ни одного плода.

В гневе Господь произнес: «Да не будет на тебе отныне ни одной смоковницы!» — и дерево тут же засохло. Этой притчей объясняется справедливость Божья ко всем людям, имеющим природные таланты, но не приносящие пользы и плодов.

Христиане молятся Господу и святым в начале Страстной недели, чтобы их таланты и предназначение развивались и принесли благодатные плоды.

Молитвы Спасителю

«Господи, Боже мой, Спаситель, от зла укрывший весь народ израильский! Не оставь меня, верного раба Твоего, и укажи мне путь к истинной вере. Аминь».

Эта молитва способна напомнить каждому православному об истинной вере и страданиях Христа, пошедшего на смерть ради спасения человечества:

«Господи, путь Твой страшен, и истинный Ты, не убоявшийся смерти и боли. Господи, Твоими слезами очистится душа моя, и предстану пред Тобой светлым и смиренным. Господи, адских мук не убоюсь, ибо Ты защитник и покровитель страждущих и верящих Тебе. Не оставь меня и укажи мне путь в Царствие Небесное. Аминь».


«Господи, помилуй меня, недостойного раба Твоего, ибо слаб я, слаба душа моя и дух мой. Господи, Тебя ли убоюсь я, нет мне дороги в Царствие Небесное? Господи, озари меня Своим вечным светом, пронзи тьму, окружившую меня. Отец мой, не оставь меня на растерзание дьяволу, освети душу мою и успокой мой разум. Аминь».

Эта короткая молитва предназначена для чтения перед приемом пищи в Великий понедельник:

«Господи, помилуй меня! Проклятия смоковницы бесплодной убоюся, к Твоим ногам припаду и с плачем умолю Тебя: Господи, Боже мой, излечи душу мою и ниспошли благословение Свое на любую пищу, вкушаемую мной. Да укрепит она тело мое, и восславлю я Господа и Бога моего Иисуса Христа. Аминь».

В Великий понедельник можно полностью изменить свою Судьбу с помощью веры и молитв. Мы желаем вам мира в душе и внутреннего смирения перед Господом. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

10.04.2017 05:05

Страстная седмица - это последняя неделя Великого поста перед наступлением Светлой Пасхи. В этот период...

Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом. Все верующие будут просить друг у друга...

На Страстной неделе (со 22 по 27 апреля 2019 года) верующему человеку нужно обязательно побывать в храме. И, конечно эти дни невозможно провести без молитв. Христианам следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным.

Какие молитвы читать на Страстной неделе?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

Страстная седмица - это последняя неделя Великого поста перед наступлением Светлой Пасхи. В этот период у каждого человека есть возможность очистить душу от грехов и заручиться поддержкой Высших сил.

Страстная неделя перед Пасхой в 2017 году продолжается с 10 по 16 апреля. В этот период особое внимание стоит уделить своему духовному состоянию и посвятить время молитвам. Истинная вера поможет душе каждого освободиться от негатива и впустить в сердце Господа.

Молитва в Великий понедельник

«Господи Иисусе! Душой и сердцем всегда с Тобой каждый грешный на этой Земле. Возмолимся Тебе, вспоминая жертву Твою для всего рода человеческого. Милостью Твоей да обретем душевный покой, избавимся от демонов, нас с верного пути совращающих. Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности. Аминь».

Молитва в Великий вторник

«Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к Тебе обращенные. Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к Тебе, Господи. Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной. Аминь».

Молитва в Великую среду

«Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

Молитва в Великий четверг

«Слава Тебе, Господи! Помяни меня, грешного, в Царстве Твоем. Не позволь проискам нечистого поведать тайны и секреты Твои, запри на замок уста мои дерзновенные. Дай насладиться светом, с Небес исходящим, проникнуться мудростью в веках и научить сыновей и дочерей своих жить в праведности и безгреховности. Аминь».

Молитва в Великую пятницу

«Молитвой праведною да смирением христианским молю Тебя, Господи. Благослови меня на дела безгрешные, дай сил бороться с проявлениями негативными, не винить обидчиков своих и ставить их наказание на Волю Твою. Праведными молитвами воскрешаю Тебя ежедневно, молю за весь род людской, даруй нам всепрощение. Аминь».

Молитва в Великую Субботу

«Слава Господу нашему за Крест, за смерть Христа, за Воскресение Святое. Нет больше преград душе праведной, ибо смерть — лишь сон и упокоение. Помолимся же за души наши, за мир на Земле грешной, против козней дьявольских. Да не оставит нас Господь в наших метаниях, укажет дланью путь чрез темноту да к свету Божьему. Благослови нас, Господи. Аминь».

Завершает Страстную неделю Светлая Пасха , праздник Воскресения Христова. В этот день православные христиане радуются этому событию, прославляют Господа и приветствуют друг друга словами: «Иисусе Воскресе! Воистину Воскресе!».

Молитвы и обращение к Небесам каждый день дают нам великую силу противостоять негативу, что окружает нас. С их помощью мы просим прощения и благословения, защищаем себя от болезней и робости, помогаем детям нашим . Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.04.2017 03:01

Пасха - главный праздник для всех верующих, но не менее важное значение имеет подготовка к...