Духовно-нравственное оскудение народа во второй половине XIII века. Духовное оскудение нации. Временный регресс непристойности

Декаданс как теоретическое явление и художественная практика в современной литературе

дипломная работа

2.2 Бог умер: духовное оскудение общества. Мотив богооставленности и пустоты

Но жить с тревогой за себя посмертного тяжело, поэтому душа начинает требовать определённости уже здесь, вести активные поиски «светлого во тьме» и наоборот: «И в поисках крыши летает душа,/То в самый низ, то в самые верха» («ХалиГалиКришна») . В таких странствиях перестаёшь понимать, гибнешь ты или спасаешься, чей голос ведёт тебя: чёрта или ангела? Во сне встречаешь Крылатого Серафима, говоришь ему:

«Летим, летим, летим,

Я знаю, есть и ждет меня

Желанный мой причал,

Даруй мне путь, скажи пароль,

Я так о нем мечтал

И слышишь в ответ от приближённого к Богу:

«Идет-грядет Последняя война,

Идет войной на тех, кто чист,

Проклятый сатана.

Летим со мной, летим со мной

С тобой мы победим.

Умрешь за Бога, наш герой,

И мы тебе вручим

Аусвайс аусвайс аусвайс на небо»

(«Аусвайс»)

В собственных сказках становится страшно. Уверенное и дерзкое «а я лечу наверх» тут же сменяется очевидным «или иду на дно». «Заберут на небо» или «отправят в ад»? Этим вопросом Глеб Самойлов пытается пробить небеса и вызвать на сакральный диалог Бога или того, «кто там вместо него», но «наш Бог ушёл в почётный отпуск/Жрецы ведут всемирный розыск» («Никто не выжил»). Небо пусто, «в небе одиноко и темно», поэтому -- «я сбрасываю пепел в это небо» («Серое небо») . Но этот жест -- более трагический, нежели кощунственный, и его без Ницше, предвестника декаданса, верно не понять. Бог умер, потому что не нашёл себе места ни в человеке, ни рядом с ним, и поэтому на небе вместо спасителя «затаился чёрный зверь/В глазах его я чувствую беду» («Чёрная луна») , небо больше не священно и способно оно теперь только на кары и месть. Выходит, человек лишён всего: неба, Бога, Любви, земли, истории -- наступила эпоха симулякров, об очевидности которой всё чаще говорят современные философы Например, Жан Бодрийяр «Прозрачность зла», статьи и монографии Александра Дугина и т.д..

Должно быть ночь,

Но не темно

Всё в этом городе кино

Сверкает купленным огнём…

(«В такси»)

Мы все попали в цирк,

И я один из вас.

(«Один из вас»)

Иного мы не заслужили: «Не вернётся чистая душа/В тело, где танцует пустота» («Споёмте о сексе») . Излюбленная тема современного французского писателя и поэта Мишеля Уэльбека: «мы пусты, небо пусто тоже» [М.У.]. Оба -- «активные пессимисты» Глеб Самойлов с присущей ему иронией называет себя «жизнерадостным пессимистом» или «оптимистом, находящимся в вечной депрессии», говорит о том, что он, вероятно, «единственный в стране декадент, который любит жизнь» - и надо сказать, что он вполне оправдывает эти слова и своим творчеством и своей жизнью., оба стоят, на наш взгляд, на границе декаданса и экзистенциализма и с этой позиции смотрят на мир, захваченный «весёлой мутью» постмодернизма. «Мир -- как дискотека», в котором ни Бога, ни любви -- а потому и жизнь обоими ставится под сомнение: нечем её оправдать, не за что её отдавать.

В небо уносятся горькие жалобы

Траурных колоколов.

Плачут монахи, рыдают монахи,

Они потеряли любовь.

Прыгают плясом, задравши рясы,

От края до края зари.

Смотрят на небо и ищут по книгам

Следы настоящей любви.

(«Вечная любовь»)

Небо молчит и не шлёт знамений, потому что мир ответил психоделическое ДА мракобесию и пустоте:

Психоделическое диско

Отдайся небу и умри.

И ждёт певица из Норильска

Кому отдаться по любви

Психоделическое диско

Ремикс из денег и любви

Поёт певица из Норильска

Что неба нет, как нет земли.

(«Психоделическое диско»)

Экзистенциальный мотив богооставленности реализуется в контекстах, удобных для падений. Эти контексты поэту диктует реальная действительность, однако ощущения безысходности и отчаяния в нём не рождает: сначала Глеб Самойлов предложит выпить бокалы крови за обаяние борьбы, а потом назовёт себя и нас королями и сообщит, что «король - король до конца, А конец - всего лишь слово,/Гильотина - начало сна Другого…» и что мы будем жить всегда извечной весной в холодном декабре, смертельно и везде («Мы будем жить всегда») . Весьма сомнительный оптимизм, скорее, горькая ирония, но, поверьте, именно таким образом он чаще всего находит себе выражение у Глеба Самойлова.

Так традиции декаданса сливаются с традициями экзистенциализма и рождают мощный и в то же время ироничный ответ постмодернизму, который следует, на наш взгляд, называть уже не «отдыхом культуры», не «прогулкой под дождём», а, скорее, настоящим «закатом» мира --- «неспокойного покойника» А. Г. Дугин - русский философ, политолог, социолог, публицист.. Пускай в небе все ходы записаны, дома все дела закончены, вся любовь проплачена, все счета закрыты, в небо все билеты проданы, но мы -- достойно встретим финал на нашем радостном шоу («Билеты проданы») .

А.М. Горький - детям

Воробьишко Пудик любил прихвастнуть. Но до самовара ему далеко. Вот это хвастун! Всякую меру забыл. И в окошко он выпрыгнет, и на Луне женится, и обязанности солнца на себя возьмёт! Хвастовство до добра не доводит...

Духовная драма "сына века" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

При изучении романа закономерно возникает несколько вопросов: случайно ли М.Ю. Лермонтов отказался от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман? Почему М.Ю...

Духовный мир человека в произведениях Василия Белова

Роман «Кануны» (1976) - первое выступление В. Белова в жанре большой эпической формы. Мысли художника о судьбах страны и крестьянства, тех путях, которыми суждено развиваться народной культуре, получили здесь углубленное обоснование...

Значение мотива в литературных произведениях

Мотив (фр. motif, нем. motiv от лат. moveo - двигаю) - термин, перешедший в литературоведение из музыковедения. Это «наименьшая самостоятельная единица формы музыкальной <…> Развитие осуществляется посредством многообразных повторений мотива...

Мотив жениха в русской драматургии XIX века

Мотив жениха в комедии Н.В. Гоголя «Женитьба» позволил показать автору галерею типичных для России 19 века образов. Так, Подколесин, служащий, надворный советник, и Яичница, экзекутор, Анучкин, отставной пехотный офицер, и Жевакин, моряк...

Мотив утраты тени в сказке Г.Х. Андерсена "Тень" и сказке Шамиссо "Удивительные приключения Петера Шлемеля"

Понятие тени в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (у В. Даля приводится пример тени как «сени», отсутствия прямого солнечного света, и как души умершего...

В сложный и чреватый историческими событиями период возвращается Достоевский на арену журналистской деятельности. Писатель, страстно желавший напрямую говорить с читателем, намеревался выпускать сначала единоличный журнал «Записная книга»...

Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского ("Дневник писателя", 1873-1881 гг.)

По воспоминаниям Всеволода Соловьева, больше всего в идейной задаче «Дневника» Достоевского увлекала мысль «прямо и ясно высказаться, о вещах, о которых если вдруг, так никто даже и не поверит». Волгин, И.Л...

Поэзия декабристов

Новыми литературными интересами была вызвана организация новых литературных обществ. Еще в самый разгар деятельности «Арзамаса» организовывается Вольное общество любителей российской словесности...

Предметные символы в романах Ч. Диккенса

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в мелкобуржуазной семье в небольшом домике на одной из расположенных террасами улиц Портсмута - этого оживленного портового города почти в центре южного побережья Англии. Умер он 9 июня 1870 года...

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Вспомним также такой роман об общественной жизни, как «Господа Головлевы» М.Е. Сатыкова-Щедрина. В романе представлена дворянская семья, на которой отражается разложение буржуазного общества. Как и в буржуазном обществе...

Реализм как литературное направление в западной литературе

Раннему творчеству как доклассовому, так и раннеклассовому (рабовладельческому, раннефеодальному) свойствен стихийный реализм...

Формирование взглядов и мировосприятия Кристи происходило на рубеже веков и, по её собственному признанию, ей всегда было присуще ощущение своей принадлежности к двум эпохам -- уходящей в прошлое викторианской и наступающей современной...

Структура повседневности английского общества в избранных произведениях Агаты Кристи

Высший класс (Upper Class) - Социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный бизнес или владеющих акциями на большую сумму см.:Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев.- М...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Мотивы наказания и раскаяния в романе наиболее полно выражены в образе Домби. Крах его фирмы, его единственного по-настоящему любимого детища предстает как наказание за его черствость, эгоизм, его унизительное отношение к Флоренс...

В рассказе "Ионыч", написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, - духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его "дорогу вниз".

Рассказ "Ионыч" - это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе.

Это семейство и в самом деле блистало "талантами". Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря "на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку...". Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, "что не бывает в жизни". А дочь Туркиных, которую все ласково звали "Котик", по слухам, собиралась стать великой пианисткой и "удивляла" гостей своим умением "ударять изо всей силы" по клавишам. На фоне этого, в высшей степени "интеллигентного" и "одаренного", семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.

В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом", потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей.

Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, "упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля". Но Старцеву было приятно "смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо". И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.

Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: "она казалась ему очень умной и развитой не по летам". Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его "нежному, радостному, мучительному чувству..." примешивается испуг. "К чему поведет этот роман?" - размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же "что скажут товарищи, когда узнают?". Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого "дадут, должно быть, немало". Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. "Дня три" Старцев "не ел, не спал", а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: "как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак". Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удерживала его от духовной деградации.

По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и "тройка с бубенчиками") его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. "Старимся, полнеем, опускаемся... жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?" - жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.

Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения "о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...". И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен "общей идеей", цель труда в одном - "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой", и периодически отвозить их в банк.

Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окружающей жизни. "Мещанское болото" окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утратам возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимости становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради "бумажек". Остальное время он играет в карты и ведет "светские" беседы с другими обывателями. В Старцеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформируется и его внешний облик: Ионыч "еще больше пополнел, ожирел", обрел внешнее безобразие, и когда он, "пухлый, красный", проезжает на своей тройке с бубенчиками, "кажется, что едет не человек, а языческий бог".

В рассказе "Ионыч" А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательская среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.

Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в "футляр" собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.


Сейчас - больше чем когда-либо - мы обладаем большими домами, но разрушенными семьями, имеем высокие доходы, но низкий моральный уровень, защищенные права, но пониженное уважение друг к другу. Мы преуспели в зарабатывании себе на жизнь, но часто терпим поражение в строительстве этой жизни. Мы радуемся своему процветанию, но томимся от отсутствия цели. Мы заботимся о своей свободе - и в то же время страстно желаем установить контакт с другими людьми. В наш век достатка мы испытываем духовный голод.
Психолог Дэвид Майерс.

Для удовлетворения высших потребностей человеку, чтобы отличаться от животных, в первую очередь необходимо удовлетворить физиологические потребности: пища, питье, жилье, тепло и другие первостепенные органические потребности (пирамида Маслоу). Как говорится - на голодный желудок плохо думается.

Но наша жизнь показывает, что в обществе потребления человек все больше и больше нуждается не только в товарах и услугах, но и в предметах роскоши. Тут сразу возникает вопрос: где грань и мера - и насколько является это ценностью?

Нужны ли товары детского макияжа, детские конкурсы красоты или SPA-процедуры для собак, няни для собак при офисах, массаж для менеджеров без отрыва от работы? Почему в так называемых распродажах (или, как их еще называют - «черные пятницы») в погоне за вещами обычные люди, теряя человеческий облик, проявляют агрессию по отношению к другим людям? С появлением огромного количества товаров и услуг производителям становится все труднее продать товар, донести до потребителя, чем его изготовить.

Некоторые ученые обо всем этом говорят как о болезни – так называемый «синдром потребляйства». Это когда «потребление превращается в патологию, поскольку его значение все возрастает и возрастает прямо пропорционально нашему уменьшающемуся чувству удовлетворения», - говорит Г. Дэли.

Для удовлетворения всех этих потребностей, которые уже сложно назвать органическими, потребитель тратит все больше и больше рабочего времени. Свое свободное от работы время он посвящает приобретению, потреблению и обслуживанию товаров. Обремененный вещизмом, он ищет ложное успокоение в эгоистическом гедонизме – все это практически не оставляет возможности для удовлетворения высших потребностей.


Следствие первое - переедание

Такого рода образ жизни порождает много проблем, связанных со здоровьем. У многих людей проблемы с избыточным весом, а некоторые страдают от ожирения. В США у более половины граждан лишний вес. «В странах Европейского региона ВОЗ от избыточной массы тела страдают 30–80% взрослых и до одной трети детей»,- сообщает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). В глобальном масштабе, по данным этой же организации, на 2005 г. «более одного миллиарда людей в мире страдают избыточным весом и ожирением. Если ничего не предпринять, то к 2015 году это число возрастет до полутора миллиардов».

Некоторые виды индустрии развлечений вызывают интерес к пагубным, ненужным потребностям. Если уровень потребления алкоголя в последнее время в развитых странах держится на одном уровне, то борьба с курением приводит к увеличению потребления наркотиков.

Чревоугодие, пристрастие к пагубным привычкам вызывают физически болезни, а погоня за деньгами (или, если выражаться библейским языком, - сребролюбие) для постоянно возрастающих аппетитов, которые не всегда удовлетворяются, способствует нервозности и депрессивным состояниям.

«В наше время уровень депрессии в Соединенных Штатах в десять раз превышает тот, который существовал до 1945 года»,- пишут Джон де Грааф, Дэвид Ванн, Томас Х. Нэйлор. А согласно данным, опубликованным Еврокомиссией в «Зеленой книге» (Gruenbuch), 30% граждан Евросоюза страдают расстройством психики.

Хронические неинфекционные заболевания, к примеру, в Европейском регионе ВОЗ, как сообщает доктор Мартин Морено, составляют более 85% от общего бремени болезней, причины которых заложены в человеческих страстях, пороках и образе жизни (примерно та же ситуация и в других развитых и развивающихся странах).

В частности, неинфекционные болезни характеризуются такими факторами риска: высокое артериальное давление, употребление табака и наркотиков, злоупотребление алкоголем, высокий уровень холестерина, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность и бытовая психогенная напряженность.

Стремительное развитие медицины и улучшение бытовых условий жизни уже не могут оказывать такого воздействия на общественное здоровье. Как пишут Дейвид И. Блум, Дейвид Кэннинг и Дин Т. Джеймисон, ссылаясь на данные Всемирного банка, рост продолжительности жизни в развитых странах за период 1960–1990 гг. составлял 2,3%, а за период 1990–2001 гг. прирост уже снизился до 1,8%.

Еще очень удивительный момент – это эффективность финансовых вложений, с учетом времени. «Если в начале XX века увеличение расходов на здравоохранение на 10% обусловило увеличение показателей общественного здоровья на 12%, то в дальнейшем это соотношение постоянно уменьшалось, и в 80-е годы увеличение затрат на здравоохранение на те же 10% приводило в развитых странах к улучшению общественного здоровья лишь на 1,8% », - пишут О. Щепин и Е. Тищук.

И только изменение образа жизни, от которого, как утверждают эксперты ВОЗ, улучшение здоровья зависит на 50%, не только уменьшит проблемы с финансированием здравоохранения, с которым сталкиваются все страны, но и сократит социальные издержки, связанные с преждевременным уходом на пенсию, оплатой больничного и т.д.

Расширение органических потребностей и стремительное растущее богатство без выработки новых форм общественных отношений привело к увеличению потребности в безопасности. Сейчас с полной уверенностью можно сказать: чем богаче мы становимся, тем меньше безопасности в мире.

Так, к примеру, в США, как утверждает Ф. Фукуяма, «доход на душу населения возрос с поправкой на инфляцию между 1965-м и 1995 годами с $14 792 до $25 615, в то время как расходы на личное потребление увеличились от $9257 до $17 403».


Следствие второе - преступность

Одновременно с увеличением доходов как в США, так и во всех развитых неазиатских странах начиная с 60-х годов и до 90-х годов происходил рост преступности. «Американцы могут не осознавать, что точно такой же прирост преступности приблизительно в тот же период времени имел место практически во всех других неазиатских развитых странах», - утверждает Ф. Фукуяма.

Увеличение роста преступности - это только один из аспектов несоответствия стремительно растущего богатства социальному развитию и управлению.
С такого рода несоответствием, вовлекая все большее количество стран в процесс обогащения, человечество расширило сами формы безопасности. Уже нет смысла перечислять то, что человеку угрожает, так как безопасность проникает практически во все области жизни.

Из-за несоответствия стремительно растущего богатства социальному развитию и при отсутствии выработки новых норм, регулирующих общественные отношения, мы столкнулись с «огромными разрывами» между бедными и богатыми слоями населения, между бедными и богатыми странами, а также с огромными различиями в мировоззрении - все это порождает проблемы, связанные с безопасностью.

После теракта, совершенного Брейвиком, ни одна страна мира, какой бы высокий уровень материального благосостояния у нее ни был, не может сказать, что проблема там, далеко, а у нас все спокойно. И все это перевооружение (как пишет А. Арнольдов, если перевести все ядерное оружие в мире на обычную взрывчатку, то на каждого человека выйдет примерно четыре тонны обычной взрывчатки) не только не вселяет чувство безопасности, но и тормозит экономическое развитие.

В данное время безопасность - это не проблема силовых структур. Единственная угроза безопасности человека установлена только в нем самом. Стремление к «обладанию», а не к «бытию», по мнению Э. Фромма, лишает человека свободного и безопасного мира.

Следствие третье - безбрачие

Упадок различного рода отношений, и в частности семейных, резкое увеличение разводов практически во всех постиндустриальных обществах в период с 1960 по 1990 г. во многом связаны с нынешним экономическим положением. Так, ссылаясь на данные Всемирной организации ценностей, Р. Инглхарт и К. Вельцель пишут, что «с 1960 по 1990 год показатель количества разводов резко вырос почти во всех постиндустриальных обществах, кроме Ирландии, где разводы оставались под запретом до 1995 года».

При переходе экономики индустриальной эры к экономике информационной эры для увеличивающейся потребности в обогащении рынку труда требовалась большая вовлеченность женщин. «Увеличение числа разводов в развитых странах, по мнению Беккера, вызвано прежде всего возросшей активностью женщин на рынке труда, что резко понизило для них издержки, связанные с жизнью вне брака или с попытками повторного создания семьи», - пишет Р. Капелюшников.

«Заключение брака интерпретируется Беккером по аналогии с созданием партнерской фирмы: люди вступают в брак, если ожидаемый объем выпуска совместно производимых ими потребительских благ превосходит арифметическую сумму выпусков, которые они могут производить порознь...» - сообщает Р. Капелюшников.

Если развить интерпретацию Г. Беккера, то брак определяется как некая сделка, основанная на внешних факторах: красоты и денег, положения и молодости, прибавления одного состояния к другому. Таким образом все больше искажается потребность в любви через оценочную сторону о человеке, воспринимаемую не какой он по сути, а что он имеет.

Можно сказать, что человек стремится к некоему «обладанию», а не к «любви». Разумеется, у категории «обладателей» на первых порах присутствуют какие-то чувства, точнее это можно назвать страстью, но вот когда страсть охладевает, один из участников сделки находит новую, более выгодную партию - для того чтобы заключить более выгодную сделку.

Следует сказать, что существует категория людей, которые хотят любить, но из-за сформировавшегося образа жизни просто не знают как. В данном случае этой категории людей не остается времени на духовное развитие, позволяющее не только найти совместимого для себя партнера, но и выстроить эти отношения.

В большинстве своем устранены все препятствия для того, чтобы «обладать» в отношениях. Мешающие люди преклонного возраста, которые все больше свою старость проводят в пансионатах, уже становятся нормой. А падающая рождаемость наводит на мысль, что уже не человек стал мерой всех вещей, а вещь стала мерой для человека.

Следствие четвертое - бездетность

Начиная с 60-х годов практически во всех развитых странах начала падать рождаемость. «Многие страны, такие как Франция и Япония, столкнулись с падением рождаемости еще до 60-х годов», - пишет Ф. Фукуяма. К рубежу 2000 года на Земле впервые за всю историю человечества замедлился прирост населения. Такого рода явление называют демографическим переходом, - который, как доказал С. Капица, связан не с недостатком природных ресурсов, а имеет исключительно внутренние причины.

Доминирование внешних факторов в личных отношениях не только искажает саму потребность любви и лишает человека полноценного ощущения жизни, но и отражается на экономическом состоянии общества.

Испытывающие эмоциональные потрясения от разлуки люди страдают депрессией, подвержены психическим заболеваниям, а одной из главных причин суицида является личное расставание. Люди, которые разведены или одиноки, чаще болеют и более склонны к хроническим заболеваниям, нежели люди, которые живут счастливой семейной жизнью. Помимо этого разведенные люди теряют работоспособность, не так собраны и мобильны, как люди, состоящие в браке. Воспитанный одним из родителей ребенок не только многого не дополучает, но и становится тяжелым бременем как для родителя, так и для государства.

Упадок семейных ценностей привел к снижению рождаемости, что вызвало стремительное старение населения. Данное обстоятельство, безусловно, отражается на экономике, в частности - на обеспечении пенсионной системы. Более позднее возникновение серьезных семейных отношений в развитых странах, как и снижение материнского инстинкта, объясняется тем, что у людей сместились приоритеты в пользу признания карьерного роста.

Относительно потребности в признании Ф. Фукуяма пишет: «Насущность и фундаментальность этой потребности делают ее, по сути дела, одним из главных двигателей всего исторического процесса».

Далее автор продолжает: «На ранних стадиях истории она реализовывалась на полях сражений, где короли и принцы вели свою битву за первенство, не щадя ни своей, ни чужой жизни. В современную эпоху борьба за признание переместилась в экономическую сферу, отчего общество в целом только выиграло: теперь эта борьба способствует уже не уничтожению, а созиданию материальных благ».

Нет сомнений, лучше доказывать свою состоятельность не на полях сражений, как это делали в Средневековье, а в экономической сфере, повышая уровень материального благосостояния. Но если заглянуть глубже и разобраться в мотивах человеческой деятельности, то спустя века они мало в чем претерпели изменения, а возможно, за последние десятилетия стали менее человечными.

Согласно одному из исследований, «в 1967 году две трети студентов американских колледжей сказали, что «формирование ясной жизненной философии» является «очень важным» для них, тогда как меньше одной трети заявили то же самое о «зарабатывании большого количества денег». В 1997 году эти цифры поменялись местами», - пишут Джон де Грааф, Дэвид Ванн, Томас Х. Нэйлор.

Мотив практически любой трудовой деятельности сводится к обладанию материальными благами или к удовлетворению гордости и тщеславия. Популярность и материальное благосостояние стали настолько важными, что от них зависит способность человека сохранить самоуважение. Такие веяния лишили и женщину творческой самореализации в воспитании детей.

«Молодые люди, которые толпами идут в школы права и бизнеса, трудолюбиво заполняют свои резюме в надежде поддержать стиль жизни, который, как они считают, им положен, - мне кажется, что им куда больше грозит опасность стать последними людьми, чем оживить страсти первого человека. Для них либеральная идея наполнить жизнь материальными приобретениями и безопасным, разрешенным честолюбием слишком хорошо подходит», - говорит Ф. Фукуяма.

Безумная страсть к результату, которая оценивает общество, лишает человека радости самого творческого процесса - роста его скрытых способностей, возникновению новых идей. Престиж некоторого ряда профессий заставляет многих людей заниматься чуждым для них делом, тем самым ограничивая свой человеческий и творческий капитал.


Следствие пятое - бескультурность

Повальная увлеченность людей экономической деятельностью привела к тому, что экономическое могущество просто стало не соответствовать социальному развитию и социальному управлению. Это несоответствие исходит прежде всего от современной системы образования.

Современное образование утилитарно по своей сути, оно не заостряет внимание на самопознании, оно делает из человека специалиста - винтик системы, которым очень легко управлять. «Специалист служит нам как яркий, конкретный пример «нового человека» и позволяет нам разглядеть весь радикализм его новизны... Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все-таки «человек науки» и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной», - пишет Оpтега-и-Гассет

Отделив духовность от науки, а интеллект от творчества в познавательных потребностях, человека лишили цельного, свободного восприятия мира и ограничили проявление его человеческой сущности, его возможностей в любых видах деятельности. Как справедливо написал Э. Фромм, «человеческий мозг живет в двадцатом веке; сердце большинства людей - все еще в каменном».

Утилитарная система не только не вызывает стремления к самообразованию, но и из-за ограниченного кругозора человек становится беспомощен в хитросплетениях информационного и культурного хаоса. Это время многие ученые называют эпохой избыточной информационной нагрузки. Человек буквально завален ненужной информацией, пропагандой, псевдокультурой, где ему очень трудно разобраться.

Превратив культуру, эстетические потребности в инструмент материального благосостояния, мы перестали заниматься своим внутренним миром. Нас перестали интересовать, выражаясь словами Достоевского, «новые сведения о природе человека». Слоганы нам заменяют поэзию, а весь этот гламур, который считается чуть ни эталоном красоты, думаю, вряд ли сможет спасти мир.

Мир уже некому встряхнуть личностями масштаба Л. Толстого, А. Чехова, Б. Шоу, И. Бунина, М. Булгакова, Э. Хемингуэя, Ремарка! Ныне здравствующий Р. Щедрин является одним из последних великих композиторов. Классическая музыка уже практически не создается, а только исполняется.

Так называемые «художники» стараются показать себя, не важно каким образом, но главное - самовыразиться. Нарисованные Дюшаном усы на картине Моны Лизы Леонардо да Винчи или выставка Д. Белдассари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, - все это проявление вредоносного псевдоискусства.

Вредоносным является и большая часть кинопродукции. Через прямое воздействие на подсознание фильмы ужасов, катастроф создают напряжение и внушают страх, а так называемый «герой нашего времени» в кинематографе борется со злом исключительно тем же методом - насилием. Это полностью противоречит христианскому закону - не отвечать насилию насилием. У нас вообще появилось много новых религий, в которых мало веры в бога, а одни лишь сплошные обещания счастья и успеха.

Интересную историю мне рассказали об одном «культурном мероприятии». Однажды задумавшись в общественном транспорте, человек, рассказавший мне эту историю, вдруг увидел людей в масках. Первое, что ему пришло в голову – ограбление. Естественно, впечатления от такого не пожелаешь никому. Через некоторое время удалось выяснить, что это подростки так по-новому «прикалываются» в «культурном мероприятии» - Хэллоуин.

А все эти телешоу на выживание заставляют нас воспринимать друг друга не партнерами или коллегами, а конкурентами по зарплате, на карьерной лестнице и т. д. Такого рода шоу, на мой взгляд, подталкивают людей к проявлению «звериной конкуренции».

Так, владельцы некоторых американских автомастерских нанимали хулиганов, чтобы те разбивали лобовые стекла, отвинчивали колеса, вырывали музыкальные системы. В итоге расстроенные владельцы автомобилей обращались в ближайшую мастерскую. И подобного рода случаев - масса.

Предназначение культуры - искать устраивающие всех новые формы взаимодействия, которые скрыты только в самом человеке. Повышение уровня материального благосостояния посредством культуры - ее коммерциализация - как ничто способствовало кризисной ситуации.

Уже в «Слове о законе и благодати» Иллариона и «Поучении» Владимира Мономаха звучат мысли о том, что материальное богатство не может быть оценено в отрыве от духовных начал. И только культура, направленная на самопознание, самоактуализацию человека, способна сократить многие экономические издержки и дать толчок экономическому развитию.


Что такое самоактуализация

Конечно, в рамках статьи невозможно полностью дать полное определение потребности в самоактуализиции, но привести некоторые характеристики в контексте данной темы представляется возможным.

Исследуя самоактуализирующихся людей, А. Маслоу отмечает, что, будучи успешными и востребованными в профессиональном плане, эти люди в меньшей степени обеспокоены проблемами выживания – они просто живут и развиваются. Органические потребности требуют удовлетворения для того, чтобы двигаться дальше - это первичное, своего рода некий «фундамент, на котором будет воздвигнут храм», - пишет А. Маслоу.

Но если им не удается самореализоваться в профессиональном плане, они, в отличие от обычного человека, не будут испытывать дискомфорт и поддаваться самобичеванию, потому что благодаря духовности чувство долга вызывает у них удовольствие и радость. Этим людям не свойственно какое-либо состояние фрустрации, которое является источником депрессий и психических заболеваний.

В любви они не ставят никаких целей и намерений; для них любовь – это некое состояние ради самого состояния. Взаимная совместимость является практически нормой, так как чувства дружат с их разумом. Они обладают удивительными качествами - умением распознавать ложь и способностью к максимальной концентрации.

«Самоактуализированный человек строит свою жизнь не по законам общества, не по законам культуры, а скорее по общечеловеческим законам и законам его собственной человеческой природы», - пишет А. Маслоу.

Доктор Дэйвид Леви как-то сказал, что в средние века таких людей называли божьими или святыми людьми. А по результатам исследований, проведенных Ашем и Макклелландом, в США от пяти до тридцати процентов можно отнести к самоактуализирующимся личностям.

Безусловно, такое небольшое количество самоактуализирующихся людей недостаточно для каких-либо кардинальных изменений, но уже сам факт их существования вселяет в нас надежду на лучшее, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. И как знать, может, уже в недалеком будущем самоактуализирующийся человек будет среднестатистическим человеком.


В качестве заключения

При всем том, что мы сейчас переживаем глубочайший кризис, можно с полной уверенностью сказать, что условия жизни в развитых и развивающихся странах за последние двести лет стремительно выросли. Увеличилась продолжительность жизни — примерно в два раза, уменьшилась детская смертность, уменьшились эпидемии, увеличилась доступность образования. Многие имеют достойное жилье.

Но здесь есть очень важный момент. Благодаря научно-техническому прогрессу стремительное увеличение материального благосостояния не сопровождалось соответствующим духовным развитием, то есть образовался «огромный разрыв». «В Западной Европе доход на душу населения вырос к настоящему времени более чем в десять раз по сравнению с серединой восемнадцатого века», - пишет Ф. Фукуяма. А вот насколько «выросли» нравы? Думаю, ответ понятен для всех!

Все высшие потребности работали на органические потребности и их расширение, то есть это уже можно назвать не природными потребностями, а фиктивными. Высшие потребности были или искажены, неправильно истолкованы, или вообще не востребованы. Такого рода подход образовал дисгармонию и породил экономический кризис.

Прекращение количественного развития и переход в качественное развитие подсказывает сама история человечества. Если С. Капица обобщил положительный сценарий тем, «что если мы рассчитываем на оптимистическое будущее, нужно думать о том, чтобы все было лучше, а не больше», — то Арнольд Тойнби конкретизировал и сформулировал закон развития цивилизаций как «способность перемещать энергетические затраты из области материального в область духа, эстетики, культуры и искусства».

Это отнюдь не означает, что материальные блага куда-то исчезнут. Просто для того чтобы не потерять все блага и выстроить гармоничное развитие, новый человек не должен постоянно беспокоиться о проблемах выживания, ему также необходимо развитие новых скрытых внутренних способностей, развивать так называемый духовный капитал, который позволит не только сократить издержки, связанные с преступностью, здоровьем, коррупцией, теневой экономикой, перевооружением, но и вывести экономику на новый виток развития.

В статье Геннадия Рогова, российского журналиста, поднято множество проблем современного общества. Среди них, на мой взгляд, наиболее актуальной является духовное оскудение нации.

Автор пишет, что сегодня все чаще можно услышать разговоры о спасительной национальной идее, которая смогла бы сплотить россиян. Для привлечения нашего внимания автор припоминает, что попытки воплотить эту идею были: например, введение в школах светской этики и преподавание основ религиозной культуры. Так же он сравнивает прошлое нашей страны и нынешнее положение России. Раньше существовали салоны - кладези для ищущих " национальные идеи " . В наше же время на смену салонам пришли телепередачи, некоторые из которых не несут в себе ничего интеллектуального и познавательного.

Геннадий Рогов плохо относится к этой проблеме. Ведь людей, которые не желают просветления меньше не становится. По его мнению именно эти люди и создают различные интернет - проекты и телепередачи на подобие " Дом - 2 " . " Духоподъемная идея " необходима нашему обществу, и примеры содержательной жизни не трудно отыскать в славном прошлом нашей страны.

Я поддерживаю позицию автора. Отсутствие общенациональной идеи не приведет ни к чему хорошему. Люди будут зациклены на удовлетворении личных потребностей и получении личной выгоды, что приведет к равнодушию и жестокости в обществе.

Над этой проблемой размышлял и Лев Николаевич Толстой в своем романе - эпопее " Война и мир " .

Даже во время войны, когда весь народ объединяется, находятся люди, которые прикрываются мнимым патриотизмом и продолжают жить своей повседневной жизнью. В своем произведении Толстой подчеркивает, что Россия выстояла не только благодаря Кутузову, Багратиону, но и благодаря простому народу, который объединяла любовь к своей Родине и желание освободить ее от захватчиков. Воодушевившись народным настроением главные герои: Андрей Болконский и Пьер Безухов нашли смысл своей жизни.

Хочется отметить, что люди, которых правда волнует будущее страны, не сидят сложа руки. Они создают статьи, сайты, а также телеканалы и музеи, например, " Россия - культура ", " Звезда ", где говорится о нашей культуре и наших традициях. Благодаря этим людям, которые хранят и передают опыт прошлого, и делают все для просвещения народа, не дают развалиться обществу.

В заключение хочется подчеркнуть, что современному обществу необходима духоподъемная, объединяющая идея, ведь духовное оскудение приведет только к разрушению общества, разрушению страны. Нам всем стоит помнить славное прошлое России и равняться на него.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-09-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

О ревности душевной и духовной

Нижепубликуемое поучение святителя Игнатия (Брянчанинова) написано для иноков, но душеполезно всем христианам - особенно в наше время. Потому что сегодня, с одной стороны, вследствие многолетних гонений на Православие и оскудения носителей благодатного духовного опыта, в нашу церковную и духовную жизнь внедряются различные отступления.

А с другой - мы, борющиеся с этим люди - такие же нищие духом и неукорененные в святоотеческих традициях, и потому не всегда находим верные пути и способы противостояния.

Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности - безрассудной и душевредной.

Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что ее источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения.

Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать Святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по Повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто ж решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумней и добродетельней обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами.

Подобает помнить заповедание Спасителя: Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего: и се, бревно во оце твоем? Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоею (Мф. 7, 3-5).

Что такое - бревно? Это плотское мудрование, дебелое, как бревно, отъемлющее всю способность и правильность у зрительной силы, дарованной Создателем уму и сердцу.

Человек, водимый плотским мудрованием, никак не может правильно судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних. Он судит о себе и о других так, как представляется себе он сам и как представляются ему ближние по наружности, по его плотскому мудрованию, ошибочно, и потому Слово Божие весьма верно наименовало его лицемером. Христианин, по исцелении себя словом Божиим и Духом Божиим, получает правильный взгляд на свое душевное устроение и на душевное устроение ближних.

Плотское мудрование, поражая бревном согрешающего ближнего, всегда смущает его, нередко губит, никогда не приносит и не может принести пользы, нисколько не действует на грех. Напротив того, духовное мудрование действует исключительно на душевный недуг ближнего, милуя ближнего, исцеляя и спасая его. Достойно замечания, что по стяжании духовного разума, недостатки и погрешности ближнего начинают казаться весьма маловажными как искупленные Спасителем и удобно врачуемые покаянием - те самые погрешности и недостатки, которые плотскому разуму казались необъятно великими и важными. Очевидно, что плотское мудрование, будучи само бревном, придавало им такое огромное значение.

Плотское мудрование видит в ближнем и такие грехи, каких в нем вовсе нет: по этой причине увлекавшиеся безрассудною ревностью часто впадали в оклеветание ближнего и соделывались орудием и игралищем падших духов. Преподобный Пимен Великий рассказывал, что некоторый инок, увлекшийся ревностью, подвергся следующему искушению: он увидел другого инока лежащим на женщине.

Долго боролся инок с помыслом, понуждавшим его остановить согрешающих, и, наконец, побежденный, толкнул их ногою, сказав: «Перестаньте же!» Тогда оказалось, что это были два снопа (см.: Алфавитный патерик). Преподобный авва Дорофей рассказывает, что в бытность его в общежитии аввы Серида некоторый брат оклеветал другого брата, будучи увлечен безрассудною ревностью, которая всегда сопряжена с подозрительностью и мнительностью, очень способна к сочинениям.

Обвинявший винил обвиняемого в том, что этот рано утром крал из сада смоквы и ел их: по произведенному игуменом исследованию оказалось, что оклеветанный в указанное утро находился не в монастыре, а в одном из соседних селений, будучи послан туда экономом, и возвратился в монастырь только к тому времени, как оканчивалась Божественная Литургия (см.: Преподобного аввы Дорофея поучение 9-е).

Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением евангельских заповедей относительно ближнего. Не дерзни обличать его, не дерзни учить его, не дерзни осуждать и укорять его! Это деяние не веры, а безрассудной ревности, самомнения, гордыни. Спросили Пимена Великого: «Что такое вера?» Великий отвечал: «Вера заключается в том, чтоб пребывать в смирении и творить милость» («Алфавитный патерик»), т. е. смиряться пред ближними и прощать им оскорбления и обиды, все согрешения их. Т. к. безрассудные ревнители в начальную причину своей ревности выставляют веру, то да знают они, что истинная вера (здесь разумеется вера деятельная, а не догматическая. О различии их см.: Добротолюбие. Ч. 2. Иноков Каллиста и Игнатия гл. 1-я, б, - примеч. свт. И.), а следовательно, и истинная ревность - должны выражаться в смирении пред ближними и в милости к ним. Предоставим суд над человеками и обличение человеков тем человекам, на которых возложена обязанность судить братий своих и управлять ими.

«Имеющий ложную ревность , - сказал святой Исаак Сирский, - недугует великим недугом. О человек, мнящий износить ревность против чужих недугов, ты отрекся от здравия души твоей! Потрудись со тщанием о здравии души твоей. Если же желаешь уврачевать немощных, то знай, что больные нуждаются более в уходе за ними, нежели в жестких обличениях. Но ты, иным не помогая, сам себя ввергаешь в тяжкую и мучительную болезнь. Эта ревность в человеках не признается одним из видов премудрости, но причисляется к недугам души, есть признак скудости [духовного] разума, признак крайнего невежества. Начало премудрости Божией - тихость и кротость, свойственные великой и крепкой душе, основательнейшему образу мыслей, и носит человеческие немощи. Вы бо сильнии, - говорит Писание, - немощи немощных носите (см.: Рим. 15, 1), и согрешающаго исправляйте духом кротости (см.: Гал. 6, 1). Мир и терпение причисляет апостол к плодам святого Духа » (Слово 89).

В другом слове преподобный Исаак говорит: «Не возненавидь грешного, потому что мы все грешны. Если ты ради Бога подвизаешься против него [грешника], то пролей о нем слезы, для чего же ты и ненавидишь его? Возненавидь грехи его, а о нем помолись и тем уподобишься Христу, Который не негодовал на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как Он плакал о Иерусалиме? И мы во многих случаях служим посмешищем для диавола. Зачем же ненавидим того, над кем посмевается посмевающийся и над нами, диавол? Зачем ты, о человек, ненавидишь грешника? За то ли, что он не так праведен, как ты? Где же твоя правда, когда у тебя нет любви! Отчего ты не восплакал о нем, но гонишь его? Некоторые, мнящие о себе, что они здраво судят о делах грешников, и [по этому поводу] гневаются на них, действуют так из своего невежества » (Слово 90-е).

Великое бедствие - самомнение!

Великое бедствие - отвержение смирения! Великое бедствие - то душевное устроение или состояние, при котором инок, не будучи призван или вопрошаем, по собственному сознанию своего достоинства, начинает учить, обличать, укорять ближних! Будучи спрошен, или откажись дать совет и сказать свое мнение как ничего не знающий, или, при крайней нужде, скажи с величайшею осторожностию и скромностию, чтоб не уязвить себя тщеславием и гордостию, а ближнего - словом жестким и безрассудным. Когда за труд твой в вертограде заповедей Бог сподобит тебя ощутить в душе твоей ревность Божественную, тогда ясно увидишь, что эта ревность будет побуждать тебя к молчанию и смирению пред ближними, к любви к ним, к милованию их, к соболезнованию о них, как сказал святой Исаак Сирский (см.: Слово 38-е).

Божественная ревность есть огонь, но не разгорячающий крови! Он погашает в ней разгорячение, приводит в спокойное состояние (см.: Добротолюбие. Ч. 1. Собеседование преподобного Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом). Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови, с нашествием многочисленных помыслов и мечтаний. Последствиями слепой и невежественной ревности, если ближний ей воспротивится, обыкновенно бывают негодование на него, памятозлобие, мстительность в различных видах, а если покорится - тщеславное довольство собою, возбуждение и умножение наших высокоумия и самомнения.