Взаимосвязь человека и общества. Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с исьменными. Здесь появляются письменность, разветвлен

На протяжении всей истории развития социологии одной из важнейших ее проблем был вопрос о том, что такое общество, как возможно его существование и развитие. Признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи прошлого и настоящего расходятся в определении того, что является первоосновой этого объединения. Так, Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер понимал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. У К. Маркса общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. С точки зрения Т. Парсонса и Р. Мертона, первоосновой общества являются фундаментальные нормы и ценности, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.

При всем своем различии многочисленные социологические теории объединяет понимание общества как сложной, многогранной, неоднородной и, в то же время, целостной социальной системы, которая функционирует и развивается по своим собственным законам, имеет внутреннюю упорядоченность и устойчивость.

Как социальная система общество состоит из различных элементов, связанных между собой определенным образом. Основным элементом общества являются люди, а также их социальные связи и действия, в результате которых отдельные разнородные индивиды объединяются в социальные группы и общности. Т.е. общество – это совокупность не только людей, но и социальных общностей (социальных групп) этих людей, также выступающих в качестве субъектов социальной жизни. Социальная группа представляет собой своеобразного посредника между человеком и обществом в целом. Социальные группы вступают между собой в социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальное взаимодействие – это система взаимно обусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Одной из форм проявления социальных взаимодействий являются социальные отношения, отличающиеся длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью социальных взаимодействий.

В качестве элементов общества выступают также социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение), являющиеся исторически сложившимися, устойчивыми формами организации совместной деятельности людей. К ним относятся, например, институт семьи, институт образования, институт здравоохранения, институт государства и другие социальные организации и учреждения, образованные людьми в процессе их жизнедеятельности.

Важным элементом общества выступают социальные нормы и ценности. Социальные ценности представляют собой разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, стоящих перед обществом, а также по поводу средств и путей их достижения. Производными от социальных ценностей являются социальные нормы, понимаемые как стандарты поведения людей, исходящие из принятой обществом системы ценностей. Социальные нормы могут быть правовыми и моральными. Правовые нормы проявляются в форме закона или иного государственного или административного нормативного акта. Их соблюдение обеспечивается соответствующими органами

Каждый элемент общества находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими элементами, занимает специальное место и играет определенную роль. То есть общество как система имеет упорядоченную структуру. Благодаря этому оно отличается от хаотичного, произвольного скопления людей устойчивостью и стабильностью.

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Важнейшими характеристиками общества являются устойчивость и целостность, самовоспроизводство и самодостаточность, саморегулируемость и саморазвитие.

Многообразие существовавших и ныне существующих обществ не позволяет создать их единую классификацию. Все существовавшие и существующие сейчас общества социологи разделяют на определенные типы. При этом основой классификации является сходный признак или критерий, принимаемый за сравнение.

Достаточно распространенной в социологии является классификация обществ на простые и сложные. В ее основе лежит такой критерий, как степень социальной дифференциации и число уровней управления. Для простого общества характерно отсутствие богатых и бедных, руководителей и подчиненных. Оно возникло около 40 тыс. лет назад. Возраст сложного общества значительно меньше - 6-10 тыс. лет. Оно характеризуется наличием государства, социальной и экономической дифференциацией, сложной системой руководства и подчинения.

Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски предложили классификацию по основному способу добывания средств к существованию, выделив: а) общество охотников и собирателей – самый древний и самый продолжительный тип общества; б) общество скотоводов и огородников, характеризуемое переходом от присваивающего хозяйства к производящему; в) промышленное общество, характеризуемое заменой ручного труда машинным.

Марксистская социология в основу классификации обществ положила способ производства, характеризующийся особой формой собственности. Это позволило все общества разделить на пять общественно-экономических формаций, последовательно сменявших друг друга: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Общественно-экономическая формация, таким образом, представляет собой общество, характеризуемое определенным способом производства, создающим его экономический базис, и соответствующую базису социально-политическую и духовную надстройку (государство, культура, семья, быт и т.д.). При этом общества, различные по уровню и образу жизни, политическому строю и культуре объединялись в одну формацию только при условии общности способа производства.

В современной социологии популярной является предложенная в 60-70-х годах XX столетия Д.Беллом классификация обществ по уровню и характеру технологий. Принимая во внимание указанный критерий, Д.Белл выделяет три типа обществ: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. При этом переход от одной стадии развития общества к другой в этой модели сопровождается не только изменением технологии, но и изменением способа производства, господствующей формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни, социальной структуры, ценностей и целей общества.

Доиндустриальное (или традиционное) общество - это закрытое, несвободное общество с сильной церковью и армией как главными институтами, с жесткой регламентацией социальных норм, социальных институтов, социальной структуры. Всякое проявление свободы личности подавляется и властными структурами, и социальными институтами. Его основой является аграрное производство, а главной целью - власть.

Индустриальное общество начинает формироваться в ХVIII веке вследствие промышленной революции. Его отличает гибкость социальной структуры, прозрачность границ социальных слоев, социальная мобильность, открытость к инновациям. Определяющим фактором развития общества выступает промышленность с корпорацией и фирмой как главными социальными институтами. Целью этого общества становятся деньги.

Следствием научно-технической революции, начавшейся в середине ХХ века, становится переход наиболее развитых стран на уровень постиндустриального общества, главным фактором развития которого являются наука, информатизация. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается переходом от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей. В результате этого в обществе происходят существенные изменения в социальной структуре. Классовое деление уступает место профессиональному, собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Целью и главной ценностью общества становятся знания.

Перечисленные теории не исчерпывают многообразия оснований для классификации общества. Например, по типу господствующей в обществе религии выделяется христианский и мусульманский мир. В свою очередь, внутри христианского мира можно выделить православный, католический и протестантский мир. Если за главный признак сравнения берется письменность как средство сохранения и передачи знания, то можно выделить дописьменные и письменные общества и т.д.

Существующие классификации неравнозначны. При этом нельзя ни одну из них ни отвергать, ни считать единственно правильной. В зависимости от того, какая сторона общества изучается, с такой целью и принимается необходимая классификация. Так, например, если изучается степень открытости общества, то за основу берутся различные политические критерии: форма правления, политический режим; если исследуются этнические отношения, то общества классифицируются на мононациональные и полинациональные.

Общество не мертвый, застывший, а живой, подвижный социальный организм, неизменно подвергающийся более или менее существенным переменам. Поэтому одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизм и направленность. Социальное изменение - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием «развитие».

Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

Доминирующее положение в социологии занимает концепция социального эволюционизма, рассматривающая процесс развития общества как часть общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли. Сущность социальной эволюции - постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машиной технологией и т.д. Таким образом, переход от одной стадии исторического развития человеческого общества на другую происходит в результате длительного процесса накопления, количественных изменений.

Наряду с концепцией социального эволюционизма достаточно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. В соответствии с марксистской концепцией переход от одной общественно-экономической формации, понимаемой как ступень развития общества, к другой осуществляется в результате социальной резолюции. Социальная революция - это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Рассматривая развитие общества как естественно-исторический, закономерный процесс, К. Маркс большое значение придавал революциям, называя их «локомотивами истории». Именно социальные революции, по мнению К. Маркса, устраняют преграды с пути общественного развития, служат стимулом ускорения общественного прогресса.

Следует отметить, что и сторонники эволюционной теории, и сторонники революционной теории основываются на идее общественного прогресса, т.е. утверждают возможность развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, который может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, не носит, по их мнению, глобального характера.

Признавая сам факт общественного прогресса, исследователи общества расходятся в его критерии. Так, у О. Конта критерием общественного прогресса выступает развитие знания, у Г. Спенсера - усложнение социальной организации общества, переход от однородности к неоднородности, дифференциация и интеграция. В марксизме критерием развития общества выступает рост производительных сил, требующий изменений производственных отношений. В современной социологии (Д. Белл, Л. Арон, У. Ростоу) в качестве критерия прогресса общества принимается уровень и характер производства и потребления.

Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов развития общества. Она сформировалась в противовес линейной, европоцентристской модели развития общества, в соответствии с которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой цивилизации и представляет собой однонаправленный, однолинейный процесс перехода от низших ступеней к высшим. С точки зрения ее авторов (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин), нельзя говорить о цивилизации вообще, поскольку, например, невозможно объяснить развитие Востока, России и других регионов с точки зрения европоцентристской концепции развития общества.

В теории культурно-исторических типов исторический процесс рассматривается как многолинейное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, акцент делается на их своеобразии, выдвигается идея замкнутости и локальности некоторых культур и цивилизаций.

В современной социологии достаточно большое распространение получили идеи глобализма. С позиций глобализма современное человечество рассматривается не как простая сумма более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная суперсистема, все структурные элементы которой находятся в тесной, неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация обусловлена возрастающей интеграцией экономических, политических, культурных отношений и процессов и имеет своим следствием не только появление так называемых глобальных проблем современности, но и то, что достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается в прямой зависимости от состояния и изменения мира в целом.

Ключевые понятия темы: общество, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные ценности, социальные нормы, простое общество, сложное общество, общественно-экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество постиндустриальное общество, социальная эволюция, социальная революция, теория культурно-исторических типов, глобализм.

Человек с самого момента своего рождения является неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих общественных связей. Он оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.

Еще более сложные взаимодействия характеризуют жизнь общества, ведь общество это процесс и продукт взаимодействия людей как с природой, так и между собой. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-эстетические и иные) взаимодействия.

Равным образом любое общество взаимодействует между собой путем использования взаимодействия, без которого ничего не было бы, позволяя при этом вырабатывать характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. Именно сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. По определению К. Маркса, общество - это «продукт взаимодействия людей»

Взаимодействие содержит в себе и познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря “вписанности” познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействий и его обнаружения человеком.

Данность взаимодействия ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей. Эта парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов.

Для гомо сапиенс, возникшего исторически, его сознания, окружающий мир уже представлял собою взаимодействие коренных начал - материального и духовного - в качестве реальностей, существующих вне и независимо от воспринимающего их сознания и явившихся для него одновременно. Такое представление может исторически эволюционировать, но в принципе оно сохраняет свою внутреннюю устойчивость и всеобъемлющий характер, тенденцию к бесконечному уточнению, развитию и совершенствованию, приближаясь к наиболее верному пониманию мира и самого человека, с точки зрения “философии взаимодействия”, но никогда не исчерпывая его.

Стремление всюду и везде, всегда и во всем видеть и находить взаимодействие соответствует объективной природе предметов, вещей и явлений - материальных и духовных - и одновременно дает человеку самую универсальную и правильную ориентацию для постижения им окружающей реальности и самого себя, а также для его поведения в обществе и в общении с другими людьми.

Стремление к взаимодействию пробуждает, стимулирует, развивает и закрепляет самые лучшие, общеполезные непреходящие по своему значению человеческие качества, такие, как проницательность, терпимость, выдержка, сочувствие, самообладание, доверие, уступчивость, милосердие, доброта и т. д.

В социально-политической сфере установка на взаимодействие предполагает понимание противоположной позиции, других интересов и потребностей, известной правоты другой стороны, способность прийти к более широким и комплексным взглядам, к осознанию приоритета более глубоких, сближающих и объединяющих различные позиции совместных интересов.

В результате взаимодействия истинной победой оказывается победа каждой из сторон над собой, своей ограниченностью, узостью и эгоизмом. Победа становится тогда обоюдной победой, а потому внутренне прочной и благотворной для обеих сторон и шире - для всех, кто так или иначе связан с процессом взаимодействия противостоящих в данном случае друг другу сторон или сил.

При взаимодействии сохраняется принципиальная самостоятельность и определенность каждой из взаимодействующих сторон. В то же время, каждая из них идет на некоторые уступки, в конечном счете взаимоприемлемые и взаимополезные. Однако подлинное взаимодействие невозможно при полной капитуляции или полной неуступчивости одной из сторон. Это относится и к материальной, и к духовной сферам жизни, и к политике и к культуре.

Зрение, слух, осязание, обоняние есть взаимодействие между объектами восприятия и определенными органами чувств. Любые перемещения в пространстве тоже есть взаимодействие различных физических тел и человека с землей, водой и т. д. Находясь в любой среде, физические тела и человек взаимодействуют с ней и между собой, даже будучи в состоянии покоя. Любые отношения человека к какому-либо предмету и действия с ним представляют собой взаимодействие с этим предметом. Всякая человеческая деятельность (материальная и духовная) - это взаимодействие между замыслом исполнителя и его реальным воплощением, в процессе которого происходит их взаимокоординация. Взаимодействие происходит в объектах живой и неживой природы на разных уровнях их структуры и различных протекающих в них процессов. Одним словом, феномен взаимодействия охватывает собою весь окружающий человека мир (материальный и духовный) и самого человека.

Взаимодействие как реальное явление и как представление фактически существовало всегда, если брать за исходную позицию возникновение гомо сапиенс, но только в современных условиях есть наибольшие исторические и логические основания сделать взаимодействие поистине ведущим и определяющим постулатом особой “философии взаимодействия”, действительно всеобъемлющей и принципиально новой, по сравнению со всеми предшествующими философскими направлениями и концепциями.

Истинное благо и счастье человека состоит в его взаимодействии, максимально полном, органичном и плодотворном, с окружающим миром, материальным и духовным, и с другими людьми, а взаимодействие со всем “неподобным” и подобным себе, позволяющее человеку проявить собственные возможности и усвоить все нужное и полезное ему, получаемое извне, составляет цель и смысл человеческой жизни.

Каждое взаимодействие подразумевает стремление индивида достижения конкретных целей. Под целями философии взаимодействия понимается состояние или результат, которых в настоящее время еще нет, но которые намечено достигнуть и в процессе взаимодействия с другими объектами.

Степень достижения поставленных целей при осуществлении взаимодействия называют его эффективностью. Чем больше степень достигаемых целей, тем больше эффективность. Однако цели могут быть неодинаковы и неравноценны. В юридической литературе они подразделяются по степени их важности на цели высокого и более низкого уровня.

Характеристика взаимодействия как взаимного изменения сторон системы, при котором движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутренней противоречием данной конкретной системы.

Взаимодействие всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон. Определяются целостной системы, например солнечной системы, растительного, животного царств, человеческого общества, определенных общественно-экономических формации. Содержание взаимодействия обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектического взаимодействия может служить любая конкретная система, например живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфическую организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизводящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить именно человеческое общество в его развитии, основанном на специфических социальных закономерностях.

Отдельно хочется остановиться на появившееся в середине 20-го столетия течении - а именно «Философии взаимодействия» («биализм»). «Философии взаимодействия» исходит из того, что все реальные явления в мире, то есть существующие вне и независимо от своего восприятия, на всех уровнях и в любом выражении представляют собою взаимодействие присущих им материального и духовного начал. Мир «бинарен», а не «монистичен». Оба начала исконны и суверенны. Нет и не может быть никакой «первичности», онтологически - генетической и структурно-функциональной одного из них. Одно начало не существует вне и без другого. Оно может доминировать в явлении. Оба начала постоянно и неисчерпаемо многообразно дополняют и взаимообогащают друг друга. При этом они способны частично переходить друг в друга, усиливая одно из начал. В то же время никогда и не где, ни в чем и ни на каком уровне одно из начал полностью не перейдет в другое.

Взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собственным следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на «кольцо», но и на «спираль». Образцом такой формы взаимодействия является система взаимодействия экономических явлений, научно воспроизведенная в «Капитале» Маркса.

В аналогичном отношении взаимодействия находятся между собой теория и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику.

Однако при более внимательном анализе выявляется, что "чистое" взаимодействие двух - это идеализация, оставляющая за рамками "скрытых" посредников: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие "за границы" непосредственного контакта. В сфере анализа природных объектов и систем также приходится при характеристике взаимодействия учитывать разного рода временные, ансамблевые, популяционные зависимости, не фиксируемые в рамках непосредственных взаимодействий. Человек, т. о., оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.

Собственно, это и отличает современную "неклассическую" ситуацию познания от классической, образованной "вокруг" отдельного взаимодействия вещей, предполагающей отдельного субъекта с отдельным актом фиксации взаимодействия. Но чем заметнее это отличие, тем яснее, что определение познавательной ситуации схемой отдельного взаимодействия было своего рода идеализацией, акцентированной на привычных и устойчивых формах человеческого опыта. Простота опыта человеческих взаимодействий оказалась предзаданной, обусловленной, потребовавшей дополняющих обычный опыт объяснений.

Взаимодействие содержит в себе познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря "вписанности" познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействие и его обнаружения человеком.

Можно отметить, что такая парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов. Ему постоянно приходится переходить от отдельных взаимодействий к их сцеплениям и цепочкам, а следовательно, и менять свои познавательные позиции, средства и инструменты. Фактически ему необходимо делать это для того, чтобы за непосредственными взаимодействиями видеть взаимодействие опосредованные, чтобы осваивать или создавать средства, включающие его в системы взаимосвязей более широких, чем те, что ему непосредственно даны.

В области общественной примером взаимодействия может быть непосредственное общение между человеческими индивидами. Зачастую взаимодействие отождествляют именно с непосредственным взаимодействием.

Непосредственные взаимодействия выявляют отдельные свойства объектов, но далеко не всегда могут характеризовать их особенности, определенность присущих им форм движения. Конкретизация представлений о типах движения, об особых совокупностях взаимосвязанных объектов, об их качествах достигается человеком за счет создания средств измерения, понятий о мерах, знаний о категориях явлений и способах их сопоставления. Этот опыт закрепляется в познании, которое принято называть научным.

Ключевым является вопрос о соотношении данности человеку ситуации его бытия и необходимости для человека выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия. Взаимодействие являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. Взаимодействие, "открывая" свойства включенных в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его "помещенность" в ситуацию, его причастность взаимодействия, а стало быть, и его собственные свойства.

взаимодействие общество человек философия

Начнем со второй части приведенного определения. Общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скрепленная многочисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между ее участниками.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде приспосабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)

В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление не предел человеческих возможностей. Человеческая деятельность не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком (орудия труда).

И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определенной целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве - его поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе его поведения - биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Человеческая деятельность - это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка в человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными. Описанные в литературе случаи выживания человека в отрыве от общества объясняются лишь тем, что он мог пользоваться если не предметами, созданными в совместной деятельности людей, то по крайней мере знаниями и опытом, полученными в обществе.

Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понято не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей - социальную группу, класс, нацию.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения - устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей - и называются общественными.

К изучению общества мы еще вернемся. А теперь рассмотрим отношения между обществом и природой.

§ 1 Понятие «общество»

Для того чтобы говорить об обществе, его жизни и его проблемах, нам нужно выяснить, что скрывается за этим понятием. Многие слова в русском языке имеют несколько смыслов, или употребляются в нескольких значениях. Понятие «общество» также имеет несколько значений.

Мы можем говорить о группе людей, объединенных какими-либо интересами или совместной деятельностью - общество любителей книги или общество декабристов. В данном случае понятие «общество » синоним понятия «союз», «организация», «объединение».

Если мы говорим об определенном этапе истории человечества, первобытном или средневековом, то синонимами будут термины «этап», «период».

Если речь идет о качественном состоянии определенного типа развития, то это аграрное общество, постиндустриальное и т.д.

Население страны, государства, региона тоже являются обществом - советское, европейское, французское.

Это примеры употребления термина «общество» в узком смысле слова.

Нас интересует значение понятия «общество» в самом широком смысле - это обособившаяся от природы и тесно с ней связанная часть материального (реального) мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Ключевыми в данном определении являются две позиции:

1. общество является частью реального мира;

2. общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях.

Люди, способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют, в конечном счете, общество.

Ученые считают, что человек и общество возникли одновременно. Множество проблем, возникающих в жизни человека, (защита, добыча пропитания, поддержание огня, передача информации другому поколению), можно было решить только совместно, иначе было просто не выжить. Общество появилось как форма совместной жизнедеятельности людей на основе взаимопомощи и разделения труда. Все люди, когда-либо жившие на земле, или живут сейчас, и те, кто будет жить - часть общества. То есть, общество - это все человечество в целом, вместе с его прошлым, настоящим и будущим.

В древности считалось, что общество - это просто совокупность отдельных людей. В целом это верно, но людей, живущих в обществе, всегда что-то объединяет. Различных связей, возникающих между людьми, огромное множество. Структура общества очень сложна.

Каждый человек одновременно может быть членом многих коллективов (семейного, спортивного, трудового). Также человек входит в большие группы: классы, нации. Являясь членом многих коллективов, человек вступает в разнообразные отношения как внутри одного коллектива, так и с другими коллективами. Такие отношения, возникающие между различными группами людей, а также внутри них, называют общественными отношениями.

§ 2 Сферы жизни общества

Общество возникло вместе с человеком и развивается вместе с ним. Следовательно, мы можем говорить об обществе как динамической системе. Попробуем разобраться. Динамическая - значит, изменяется, развивается; возникают новые и отмирают старые части и связи между ними. Система - значит, «целое», «составленное из частей», совокупность. Мы можем сравнить общество с автомобилем. Это тоже система, которая состоит из многих составляющих: ходовая часть, топливная система, тормозная. Все они между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Так же и общество состоит из множества частей. Ученые называют их подсистемами или сферами и выделяют четыре главных, взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью.

Принято начинать характеристику общества с его экономической сферы, в которой осуществляется деятельность людей по производству, распределению и потреблению результатов труда: условий жизни, материальных благ и услуг. Экономика является основой жизнедеятельности общества. Все, что мы производим, покупаем и обмениваем, является предметом экономической деятельности. Таким образом, экономическая сфера - это то, что позволяет нашему обществу развиваться с материальной точки зрения.

Политическая сфера- это очень важный элемент человеческой жизни, включает в себя все, что связано с управлением человеческим обществом, с властью. Она захватывает проблему государства, политических партий, объединений, групп и т. д.

Социальная сферарассматривает проблемы деления общества на классы, слои и национальные общности. Регулирует отношения между сословиями, классами, нациями и возрастными группами.

К духовной сфереотносится все то, что связано с наукой, искусством, религией, моралью. Любому человеку необходимо не только восстанавливать физические силы с помощью еды, но и получать определенную духовную пищу. Все отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, потребления, относятся к этой сфере.

Все сферы жизни общества между собой связаны, друг на друга влияют и составляют единое целое.

Чтобы сохранялась эта целостность общества, существуют социальные нормы. Это правила поведения, складывающиеся в соответствии с потребностями общества. Социальные нормы демонстрируют, какое поведение обществом одобряется, а какое нет с помощью предписаний (указаний на требуемые действия), дозволений (разрешения вести себя определенным образом) и запретов (указания на действия, которые совершать не нужно). К наиболее распространенным социальным нормам относятся обычаи, мораль и правовые нормы.

§ 3 Этапы развития общества

Общество прошло длительный путь своего развития и претерпело множество преобразований.

Ранние общества - это аграрные или доиндустриальные общества. Для аграрного общества характерны следующие черты: большая часть людей занята в сельском хозяйстве, труд преимущественно ручной, примитивные орудия труда. В таком обществе сохраняется сильная зависимость от природы, общинный уклад жизни, религиозное мировоззрение, жизнь согласно обычаям и традициям. Поэтому эти общества еще называют традиционными.

Следующий этап общественного развития - это индустриальное общество. Индустриальное общество от аграрногоотличается тем, что большая часть населения занята в промышленном производстве. Преобладает машинное, массовое производство, а также бурный рост городов, городского населения и значительная социальная мобильность. Многие страны до сих пор находятся на этом этапе развития общества, поскольку переход - это очень сложный процесс, и развитие общества происходит неравномерно.

Постиндустриальное или информационное общество- последний на данный момент этап развития общества. В информационном обществе на первое место выходит сфера услуг и информации. Этому типу общества присуще следующие черты:ведущая роль науки, знаний и информации в обществе, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда. Происходит стирание классовых различий. Высокая социальная мобильность. Меняется отношение к природе, она уже не рассматривается как простой источник сырья.

Тип общественных отношений, уровень развитости цивилизации, этап общественного развития сильно влияли на повседневную жизнь людей, на структуру общества. Меняется общество - меняется жизнь людей. На каждом этапе исторического развития существуют общества, очень различные по своему устройству, по положению в нем каждого конкретного человека.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен»

Использованные изображения:

В первую очередь, общество следует рассматривать как совокупность людей. Однако ложным является воспринимать его как набор индивидов.

Общество как совместная жизнедеятельность людей

Все индивиды являются своеобразными атомами, имеющими взаимосвязь между собой, которая приводит к формированию целостной материи, самого общества. Первоосновой человеческого общества является деятельность людей. Именно человеческая деятельность обуславливает возникновение взаимосвязи между людьми.

Общество – это синтез таких сфер деятельности людей как экономическая, политическая, духовная и социальная. Все эти сферы взаимосвязанные между собой, однако, в рамках человеческого общества сохраняют свой индивидуализм. История показывает нам, что первое общество появилось в тот момент, когда первобытные люди начали объединяться в племена.

Каждый человек в племени исполнял свою функции, от которых зависела жизнь других людей в племени. Со временем, человеческое общество достигло такого уровня развития, что для обеспечения его жизнедеятельности понадобился такой инструмент как государство. Причиной этого стало существенное возрастания спектра прав и обязанностей человека.

Общество и природа

По своей сути, каждый человек является неотъемлемой частью природы. Из такого суждения, можно сделать логический вывод о том, что и человеческое общество – это часть природы. Взаимосвязь природы и общества в разные эпохи приобретала различные толкования.

В период Античности, общество рассматривалось как совершенное творения космоса. Благодаря человеческому обществу, был побежден хаос, так как деятельность людей была согласованной. В эпоху Средневековья, общество и природа рассматривались как равные друг другу низшие институты, так как верховенство принадлежало Богу.

Мыслители Возрождения воспринимали природу как главный источник духовного роста человеческого общества. В наше время природа воспринимается как плато для экспериментов со стороны общества. Идеей полного подчинения природы под свои потребности, руководствуется уже много поколений.

В этом и заключается главная проблема взаимодействия общества и природы: человеческое общество не воспринимает ее как дар, который нужно беречь, а использует ее инертность с целью улучшения жизни.

Общество и культура

Культура и общество – это понятия, которые неразрывно связанны между собой. Культура – это наглядный показатель духовного и практического развития любого человеческого общества.

Именно по уровню культуры в том или ином государстве можно сделать вывод о том, в каком состоянии находиться общество. Кризис в культурном развитии человеческого общества говорил о начале его деградации.

Науки об обществе

Человеческое общество можно изучать с довольно разных позиций. Поэтому под категорией «науки об обществе» мы подразумеваем несколько дисциплин, объектом исследования которых является общество, а также процессы, возникающие в нем.

К наукам об обществе относятся такие науки: философия, социология, история, антропология, политология, правоведенье, культурология и экономика. Основные элементы этих научных дисциплин, касающиеся общества, объединены в науке обществознание.