Как связаны потребности и ресурсы в экономике. Потребности и экономические ресурсы. Альтернативные издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек

2.1ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО ИЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

2.2ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

2.4 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА.

2.1ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Жизнь человека, где бы он ни обитал и чем бы ни занимался, прежде всего определяется необходимостью удовлетворять свои потребности.

Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Можно дать и такое определение потребности: потребность – это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить

Потребности личности и общества многообразны, безграничны, полностью неутолимы. Это свойство потребностей находит свое отражение в законе возвышения потребностей . Суть его в том, что с возникновением новых потребностей появляются и новые объекты их удовлетворения, возбуждающие у личности интерес и любопытство. Современные условия действия данного закона позволяют судить о возникновении необходимости удовлетворения последних не столько с точки зрения количественного роста, сколько в качественном аспекте.

Поскольку потребности разнообразны, их можно классифицировать. Так, с точки зрения уровня развития выделяют элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности . В зависимости от социальной структуры общества различают потребности общества в целом, потребности отдельных социальных групп, потребности отдельных людей .

В современной экономической литературе чаще всего встречается классификация потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные) . Первичные – это потребности в еде, питье, одежде и т. п. Это самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т. п. Они удовлетворяются после первичных.

Кроме того, различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и нерациональные (потребности в курении, употреблении наркотиков или алкоголя). Определенный интерес представляет структура потребностей человека, предложенная известным американским социологом и психологом А. Маслоу.

Маслоу полагал, что человеческие потребности можно подразделить на пять категорий и расположил их в своей «пирамиде» в соответствии с их развитием от низшего к высшему следующим образом.

Физиологические потребности необходимы для выживания. Это потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психических опасностей со стороны окружающего мира (необходимость страхования от несчастного случая, потребность в поиске надежной работы).

Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности, включают необходимость чувствовать свою принадлежность к чему или кому-либо, чувствовать, что тебя понимают и принимают другие, ощущать социальное взаимодействие, привязанность и поддержку.

Потребности в уважении включают потребности в уважении со стороны окружающих, признании.

Потребности в самовыражении – это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, в личных достижениях, в компетентности и росте как личности.

Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. Интерес представляет собой то, что побуждает человека действовать, мотив его деятельности. Следовательно, интересы – это осознанные потребности, которые человек стремится реализовать в своих действиях.

Наиболее распространенной классификацией является деление интересов на личные, коллективные и общественные . Личные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей отдельного человека; коллективные – с необходимостью удовлетворения потребностей различных социальных групп; общественные – с необходимостью удовлетворения потребностей общества.

То, что удовлетворяет конкретную потребность, называется благом. Блага подразделяются на неэкономические и экономические. Признаком неэкономических благ является их неограниченность, непосредственная общедоступность для каждого человека (солнечный свет, воздух). Признаком экономических благ является их редкость, опосредованная доступность для ограниченного числа людей. Люди преодолевают, т.е. уменьшают редкость экономических благ с помощью производства. Произведенные экономические блага обобщаются в понятие продукция.

Формой проявления потребностей в реальной жизни выступают интересы. В том случае, когда человек осознал потребность, у него появляется интерес. Следовательно, интересы – это осознанные потребности. Поэтому интересы и стоящие за ними потребности являются движущей силой деятельности человека. Интересы бывают индивидуальные, коллективные, общественные.

2.2 ПРОИЗВОДСТВО. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

Для удовлетворения своих потребностей люди осуществляют процесс производства материальных и нематериальных благ.

Производство – это целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их потребностей. Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех основных элементов: предмета труда, средств труда и человека.

Рисунок 2.1 – Элементы процесса производства

Предмет труда – это то, на что воздействует человек в процессе труда (например, зерно, которое в результате человеческого труда превращается в муку).

Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (например, молоток или станок). Совокупность предметов и средств труда называется средствами производства .

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения его потребностей. Труд – это свойство человека, живой личности, рабочей силы. Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, которые пускаются им в ход каждый раз, когда начинается процесс труда.

Производство невозможно прекратить, поскольку нельзя прекратить удовлетворения потребностей, которое оно обеспечивает. Следовательно, производство необходимо снова и снова возобновлять. Непрерывно возобновляемый процесс производства называется воспроизводством .

Воспроизводство может осуществляться в различном масштабе, поэтому различают три его вида:

· простое воспроизводство , когда производство возобновляется в прежнем объеме;

· расширенное воспроизводство , когда производство, возобновляясь, растет, не только количественно, но и качественно;

· убывающее воспроизводство , когда в последующем периоде объемы производства оказываются меньше предыдущих.

Процесс воспроизводства включает четыре основные фазы:

· производство – начальная фаза воспроизводства, представляющая процесс создания того, что необходимо для удовлетворения потребностей;

· распределение – фаза воспроизводства, на которой совершается разделение изготовленного продукта между участниками производственного процесса в определенных пропорциях (по мере их участия в этом процессе);

· обмен – это взаимообратный процесс, состоящий в передаче одним субъектом другому всего необходимого для удовлетворения потребностей;

· потребление (производительное и личное)– заключительная фаза воспроизводства, процесс удовлетворения потребностей.

Для осуществления процесса производства необходимы ресурсы (от фр .ressource – вспомогательное средство) – это все то, что может быть использовано для производства. Все ресурсы подразделяются на следующие большие группы:

1. Природные ресурсы – естественные, имеющиеся в природе компоненты (земля, вода, воздух, леса, ископаемые и т. д.). Могут быть воспроизводимые и невоспроизводимые.

2. Материальные ресурсы – все то, что создано человеком. Средства производства, которые сами являются результатом производства и имеют материально-вещественную форму.

3. Трудовые ресурсы –население в трудоспособном возрасте.

4. Финансовые ресурсы – все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства.

5. Информационные ресурсы – данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий.

В современных условиях в качестве факторов производства также выделяют предпринимательство и информацию. Предпринимательство представляет собой инициативную новаторскую деятельность, заключающуюся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства. Что же касается информации , то она представляет собой комплекс сведений, необходимых для осуществления процесса производства и управления им.

По мере развития производства люди выяснили, что ресурсы обладают особенностью быть ограниченными. Различают абсолютную ограниченность ресурсов , когда существует абсолютный недостаток или дефицит определенных ресурсов для удовлетворения всех имеющихся потребностей, и относительную ограниченность ресурсов , при которой определенное сужение потребностей делает ресурсы достаточными.

Ресурсы, объединяясь в процессе производства, превращаются в факторы. Факторы производства – это уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Причем ресурсы могут быть разрозненными, а факторы производства всегда существуют во взаимодействии.

Экономической теорией выделяются три основных фактора производства: труд, земля, и капитал.

Труд как фактор производства представляет собой процесс расходования рабочей силы человека. Земля рассматривается как используемые в производстве естественные, природные ресурсы. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности средств, используемых для производства. Это необходимые в производстве финансовые и материальные ресурсы (деньги, оборудование, производственные помещения, транспорт, средства связи т. д.).

Результатом производства является благо. Благо – это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. А.Маршалл называл благом любую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).Блага делят на две большие группы: экономические и неэкономические (рис.2.2).

Экономические блага подразделяются на потребительские (продукты питания, одежда, обувь и т. д.) и производственные (станки, инструмент и т. д.). В свою очередь, потребительские блага делятся на материальные, имеющие конкретную вещественную форму, и нематериальные (услуги), ощущаемые через оказываемое ими полезное действие.

Рисунок 2.2 – Экономические и неэкономические блага

Неэкономические блага включают безграничные, существующие в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, солнечная энергия, земля), и ограниченные (полезные ископаемые, нефть, газ) блага.

2.3 ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Обо­ротная сторона проблемы выбора – это проблема эффективности, так как она связана с рациональностью действий экономических субъектов, вы­бирающих из ограниченных ресурсов варианты, которые позволяют получить наилучшие результаты с минимально возможными затра­тами. На всех этапах социально-экономического развития общество интересовал вопрос: «Ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат?» Иначе говоря, должно иметь место обязательное соизмерение, соотнесение производственных результатов и понесенных в процессе производства затрат. Таким образом, понятие эффективности является одним из основополагающих понятий экономической теории.

Эффективность рассчитывается по формуле: «результат / затраты». При этом экономически целесообразным, эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затрат производственных ресурсов. Следовательно, чем меньше в отношении знаменатель, тем больше результативность производства, тем оно эффективнее.

Различают эффективность потребления, эффективность производства и эффективность распределения.

Рисунок 2.3 – Виды эффективности

Эффективность потребления имеет место, если потребители распределили свои ограниченные доходы так, что могут макси­мально удовлетворить имеющиеся потребности.

Эффективность производства (производственная эффектив­ность) отражает ситуацию, когда производство каждого товара осу­ществляется с минимальными издержками (ресурсы скомбиниро­ваны таким образом, что любое другое их сочетание увеличит за­траты фирмы или государства).

Эффективность в распределении присутствует, когда разде­ление труда и специализация способствуют улучшению результа­тов при неизменных издержках. Этот вид эффективности называют аллокационной эффективностью.

Остановимся более подробно на эффек­тивности производства.

Производственная эффективность характеризует деятельность одной хозяйствующей единицы. На этом уровне она охватывает проблему «затраты - выпуск», то есть выражает зависимость между объемом ресурсов, применяемых для производства какого-то продукта, и произведенным его количеством в натуральном или де­нежном выражении. Чем больше создано продукции при фиксиро­ванных затратах, тем выше эффективность работы данной хозяй­ствующей единицы.

В хозяйственной практике эффективность деятельности пред­приятия (фирмы) оценивается системой показателей, которые на­зываются показателями эффективности.

Производительность труда и трудоемкость характеризуют эффективность использования трудовых ресурсов. Показатель производительности труда отражает количество продукции (в натуральном или стоимостном измерении), созданной работником в единицу времени, а трудоемкость - количество времени, необходимое для создания единицы продукции (рис. 2.4).


ПРОИЗВОДСТВА

прямые обратные ТРУД Производительность труда = стоимость произведенной продукции/затраты труда Трудоемкость = затраты труда/стоимость произведенной продукции СРЕДСТВА ТРУДА Фондоотдача = стоимость произведенной продукции/стоимость основных средств Фондоемкость = стоимость основных средств/стоимость произведенной продукции ПРЕДМЕТЫ ТРУДА Материалоотдача = стоимость произведенной продукции/ стоимость сырья, материалов Материалоемкость = стоимость сырья, материалов /стоимость произведенной продукции

ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Рисунок 2.4 – Показатели производственной эффективности

Об эффективности функционирования имеющегося на предприятии основного капитала свидетельствуют показатели фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача рассчитывается в стоимостном выражении и показывает, сколько продукции, произведенной на предприятии за определенный период, приходится на единицу (рубль, например) функционирующего основного капитала. Фондоемкость - сколько основных фондов необходимо привлечь для создания единицы продукции.

Эффективность использования предметов труда определяется показателями материалоотдачи и материалоемкости. Материалоотдача - выпуск продукции в расчете на единицу израсходованных предметов труда. Количество сырья, материалов в денежном выражении, соотнесенное с объемом выпущенной продукции, на­зывается материалоемкостью. Она показывает, сколько предме­тов труда в стоимостном выражении необходимо расходовать для производства единицы продукции

Уровень рентабельности показывает, сколько прибыли получа­ет предприятие на единицу затраченных средств в стоимостном вы­ражении.

Таким образом, все конкретные показатели производственной эф­фективности представляют собой относительные величины, иллюст­рирующие соизмерение «выгод» в виде произведенного объема про­дукции и «затрат» израсходованных при этом ресурсов. Вместе с тем по отдельности ни один аспект хозяйственной деятельности пред­приятия не может позиционироваться в роли обобщающего. Для пол­ной оценки степени производственной эффективности требуется их комплексное рассмотренное.

Эффективность потребления, производства и распределения яв­ляется обязательным, но не достаточным условием достижения экономической эффективности. И эффективность должна показывать нам степень удовлетворения всех потребностей членов общества. Но мы знаем, что наряду с физическими потребностями есть потребности социальные. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей людей.

Социальная эффективность - показывает степень соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Недопустимо увеличение масштабов производства за счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения других показателей жизнедеятельности человека. Социальная эффективность показывает уровень жизни населения, содержание и условия труда, состоянием среды обитания человека, масштабы свободного времени.

Показатели социальной эффективности:

· повышение уровня жизни - рост оплаты труда, реальных доходов, обеспечение жильем, уровень медицинского обслуживания и пр., общеобразовательный и профессиональный уровень работников;

· масштабы свободного времени и рациональности его использования;

· условия труда - сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения;

· состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране (регионе).

Социальная эффективность предполагает усиление социальной ориентации экономического роста. При характеристике социально-экономической эффективности на уровне общества следует обратить внимание на широко используемое в западной экономической литературе понятие «Парето-эффективность». Итальянский экономист и социолог В. Парето определил эффективность как состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. На практике достичь такого состояния достаточно сложно, современ­ная экономика далеко не всегда соответствует критерию Парето-эффективности. Оптимум Парето-эффективности достигается тогда, когда изменения в производстве не вызывают ухудшения положения хотя бы одного человека, но улучшают положение всех членов общества.

Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач.

Факторы и пути, влияющие на эффективность производства, довольно разнообразны. Установившейся точки зрения в отношении того, какие именно факторы и в какой степени воздействуют на эффективность, нет, тем не менее в экономической теории их принято группировать в следующие группы:

· научно-технические – ускорение научно-технического прогресса, автоматизация, применение ресурсосберегающих и высоких технологий безотходных технологий; использование новых материалов и вторичных ресурсов;

· организационно-экономические – снижение трудоемкости, устранение простоев, совершенствование управления и организации производства и труда; сокращение сроков ввода оборудования; сокращение транспортных расходов; соблюдение ГОСТов и системы качества продукции и т.п.;

· социально-психологические – материальная и моральная заинтересованность образовательный и профессиональный уровень подготовки кадров, формирование определенного стиля экономического мышления, создание благоприятного морально-психологического климата на предприятиях;

· внешнеэкономические – развитие внешней торговли, взаимосвязь и сотрудничество стран; свободные экономические зоны; организация совместных предприятий.

2.4 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЫНКА. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА

Поскольку ресурсы редки и ограничены, то даже при полной их занятости и полном объеме производства невозможно обеспечить неограниченный выпуск всей необходимой продукции, что, в свою очередь, свидетельствует об ограниченности производственных возможностей общества. Таким образом, в каждый данный момент можно производить лишь определенное количество той или иной продукции и не более. Отсюда возникает необходимость решения следующей проблемы: какую продукцию следует производить, а от какой отказаться.

В экономической науке такая проблема носит название проблемы выбора , решая которую общество стремится дать ответы на три фундаментальных вопроса:

- ЧТО производить и СКОЛЬКО? ;

- КАК производить? ;

- ДЛЯ КОГО производить?

Вопрос «Что производить?» предполагает возможность многофункционального использования ресурсов. Ответ на этот вопрос заключается в выборе состава производимой продукции и в выборе оптимальной структуры производства.

Проблему экономического выбора удобно рассматривать с помощью упрощенной модели, известной как кривая производственных возможностей (КПВ).

Рисунок 2.5 – Кривая производственных возможностей

Из рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. При этом предполагается, что все ресурсы экономики использовались полностью, а она функционировала на грани своих производственных возможностей и была эффективна.

В случае, когда ресурсы используются неудачно, экономика будет находиться не на КПВ, а под кривой – в точке Е. Это свидетельствует о неэффективности ее функционирования. Производство в точке К вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей, у общества нет необходимых для этого ресурсов. Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не под ней или за ее пределами.

Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта. Из-за ограниченности ресурсов экономика должна жертвовать выпуском одних продуктов, чтобы добиться увеличения производства других.

Те издержки, или расходы ресурсов, на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого, называют вмененными (альтернативными) издержками . Переключение ресурсов из одной сферы в другую обусловливает действие закона возрастающих вмененных (альтернативных) издержек , графическим изображением которого и является кривая производственных возможностей. Суть этого закона в следующем: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством другого продукта.

Вопрос «Как производить?», с помощью каких технологий. Почти для любого товара и услуги существует несколько способов производства. Производственные способы, которые обеспечивают больший объем выпуска при эксплуатации наличных ресурсов, позволяют более полно удовлетворить человеческие потребности. При выборе таких способов необходимо руководствоваться понятием эффективности.

Вопрос «Для кого производить?» или кто потребит произведенные блага или услуги решается в условиях рыночной системы голосованием доллара покупателя (по образному выражению П.Самуэльсона). Здесь заложен основной недостаток рыночного механизма, о котором позже мы будем говорить более детально.

В современное время к этим вопросам прибавился четвертый: когда будут потреблены произведенные блага и услуги? Сейчас или в будущем?

Следует отметить, что проблема выбора неоднозначно решается в различных экономических системах.


Похожая информация.


Любое экономическое благо производится с целью его потребления, т.е. должно удовлетворять потребности людей.

Потребность – это желание людей иметь какие-либо блага, которые удовлетворяют их желание.

Потребности бывают :

* первичные и вторичные;

* материальные и духовные;

* производственные и личные;

* общественные.

К первичным потребностям относятся самые насущные нужды человека (питание, одежда, обувь); к вторичным – потребности, которые удовлетворяются после того, как будут удовлетворены первичные потребности это потребности досуга – кино, театр, спорт. Первичные потребности в отличие от вторичных не могут быть заменены одна другой.

Материальные потребности – это удовлетворение желания людей в жилье, одежде, обуви, автомобиле.

Духовные потребности – удовлетворение умственных потребностей (произведения искусства, культуры, науки). Среди них выделяют:

Личные потребности удовлетворяемые предметами личного потребления (пища, одежда, обувь);

Производственные потребности – это потребности предприятий, фирм, предпринимателей в средствах производства.

Кроме того, выделяют общественные потребности – школы, больницы, военная техника.

Потребности могут быть насыщаемыми, имеющими четкий предел, и ненасыщаемыми , не имеющими четко обозначенных границ.

Американский ученый Маслоу все человеческие потребности разделил на 5 групп:

* физиологические потребности (сон, прием пищи, жажда);

* потребности в самосохранении (безопасность, защищенность);

* социальные потребности (общение с людьми, любовь, власть);

* потребности в признании человека как личность (статус, авторитет);

* потребности в самоуважении (саморазвитие, самореализация).

При осознании потребности возникает мотивация (стимул) к труду. Потребности в данном случае превращаются в конкретную форму – форму интереса.

Экономический интерес есть форма проявления потребностей. Он реализуется в определенном количестве материальных и нематериальных благ. Личный экономический интерес для предпринимателя – это прибыль при наименьших затратах, а для потребителя – заинтересованность в низких ценах и высоком качестве товаров и услуг.

Средствами для удовлетворения потребностей людей и производства экономических благ (товаров и услуг) являются экономические ресурсы.

Ресурсы – это все то, что используется для производства и реализации товаров и услуг.

Экономические ресурсы – это ресурсы, рассматриваемые с точки зрения редкости и ограниченности.

Редкость означает то, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен.


Ограниченность ресурсов бывает абсолютной и относительной.

Абсолютная ограниченность характерна для природных и трудовых ресурсов, относительная – для материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Выделяют ресурсы:

* природные (земля, нефть, газ, растения). Среди них различают:

- возобновляемые (леса, почва, растения);

- невозобновляемые (нефть, газ уголь);

- неисчерпаемые (морские приливы и отливы, воздух, энергия ветра и воды);

- заменимые (топливные ресурсы на солнечную или атомную энергию);

- незаменимые (воздух, вода).

* материальные – все то, что создано руками человека.

* трудовые – это население в трудоспособном возрасте (рабочая сила) и предпринимательские способности (умение рисковать, интеллект, талант);

* финансовые – денежные средства, которые необходимы для экономической деятельности.

* информационные .

Ресурсы по происхождению бывают двух видов:

* первичные (природные, трудовые, финансовые и материальные);

* вторичные (производные) – ресурсы, которые появились в связи с НТП (информация, технология, организация, управление, инфраструктура).

В западной экономической мысли, в отличие от марксистской, нет различий между ресурсами и факторами производства. Так, ресурсы – это то, к чему еще не прикасалась рука человека (уголь, нефть).

Факторы производства – это ресурсы, приведенные в действие, т.е. в рамках процесса производства ресурсы превращаются в факторы производства, они в отличие от ресурсов всегда имеют собственника.

Неоклассическая теория выделяет 4 группы факторов производства : капитал; труд; земля; предпринимательские способности.

Капитал объединяет материальные, финансовые и информационные ресурсы. Земля в широком смысле означает все природные (естественные) ресурсы. К труду относятся трудовые ресурсы. Предпринимательские способности – это интеллект, талант, способность рисковать и внедрять новшества. Ими обладают 10-15% людей. Эти способности относятся к категории труда.

2 Цит. по: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс / Пер. с англ. В 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 18.

Свести только к этому современную экономическую теорию.нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всег да ограниченны.

Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала . Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 36). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса - капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство - взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату ,

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Модель Кобба-Дугласа

Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба-Дугласа (названа по имени двух американских экономистов).

Понятие рынков ресурсов

5. На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится выбирать, какие блага производить и какие дяя этого есть производственные возможности. При этом используется понятие альтернативной (вмененной) стоимости (издержек), которое означает то, от чего приходится отказываться для производства желаемого блага.

6. Увеличение альтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной единицы продукции является сутью закона возрастающих альтернативных издержек, С ним тесно связан закон убывающей отдачи, который означает, что прирост выпуска продукции становится все меньшим по мере добавления новых единиц экономического ресурса в сочетании с неизменным количеством прочих экономических ресурсов.

7. Экономическая теория и практика широко используют понятие предельных (маржинальных) величин, под которыми понимают прирост одной величины, вызванный приростом другой величины на единицу (при условии, что все остальные величины остаются неизменными). Говорят о предельных затратах, предельном доходе , предельной полезности. Концепция предельных величин базируется прежде всего на двух идеях. Во-первых, на определенном этапе затраты на производство блага (издержки производства) начинают расти быстрее, чем само производство этого блага. Во-вторых, чем обильнее благо, тем меньше оно ценится.

8. Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты (издержки), или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты. Эффективность рассчитывают различными способами.

9. Разделение производства продукции междуразличными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны, а также между странами называется разделением труда. Соответственно различают профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.

Термины и понятия
Экономические блага
Экономические потребности
Товары и услуги (товары)
Продукты первой необходимости
Закон Энгеля
Экономические ресурсы
Взаимозаменяемость (альтернативность) экономических ресурсов
Производственные возможности
Альтернативная (вмененная) стоимость (издержки)
Закон возрастающих альтернативных издержек
Закон убывающей отдачи
Экономическая эффективность
Эффективность по Парето (оптимум Парето)
Разделение труда
Специализация

Вопросы для самопроверки

1. Как формулируется закон (принцип) возвышения потребностей?

2. Перечислите известные вам экономические ресурсы.

3. Какие последствия вытекают из сочетания безграничности потребностей и ограниченности ресурсов?

4. Что дает предпринимателю такое свойство экономических ресурсов, как их взаимозаменяемость (альтернативность)?

5. Объясните, что демонстрирует кривая производственных возможностей?

6. Чем схожи и чем различаются закон возрастающих альтернативных издержек и закон убывающей отдачи?

7. Где в хозяйственной жизни, на ваш взгляд, можно использовать идеи маржинализма?

8. Какие показатели экономической эффективности вам известны и как они рассчитываются?

9. В чем разница между фирменной и народнохозяйственной эффективностью?

10. Докажите, что специализация связана с разделением труда.

Тема 2. Общая характеристика хозяйственной деятельности

И экономической системы общества.

2.1. Ресурсы и потребности.

2.2. Экономические блага и их классификация.

2.3. Производство: возможности развития и ограничения.

Ресурсы и потребности.

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные отрасли знания, каждая из которых может доминировать в ограниченной сфере, в точно отведенных ей пределах исследования. Теоретическая экономика изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.

Обмен – это движение материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ.

Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Любому человеку (независимо от того, хочет он этого или не хочет) постоянно приходится заниматься экономической деятельностью и сталкиваться с широким кругом экономических проблем.

Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности (редкости) имеющихся в распоряжении человека (и общества) ресурсов , с одной стороны, и в неограниченности постоянно возникающих потребностей – с другой.

Рассмотрим основные понятия данного определения: «ресурсы» и «потребности».

Ресурсы представляют собой совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Все ресурсы можно разделить условно на два класса – свободные и экономические .

Свободные ресурсы имеются в неограниченном количестве и, как следствие, имеют нулевую цену на рынке. Примером могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра и т.д.

Количество экономических ресурсов относительно ограниченно, и за их использование необходимо платить. Иными словами, их рыночная цена всегда больше нуля.

Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера, а зависит от сложившейся экономической ситуации. Кроме того, при различных обстоятельствах один и тот же ресурс может выступать как свободный и как экономический (пр., песок в строительном карьере и на морском побережье).


Ограниченность экономических ресурсов носит не абсолютный , а относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Ограниченность ресурсов относительна в сопоставлении с нашими потребностями.

Экономические ресурсы (их также называют факторами производства) традиционно подразделяются на следующие составляющие:

· трудовые ресурсы, или труд;

· инвестиционные ресурсы, или капитал;

· природные ресурсы, или земля;

· предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

· информация;

· знания, или управленческие способности.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

Инвестиционные ресурсы, или капитал , включают в себя всю совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К капиталу (а точнее, к реальному капиталу ) относятся здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты и т.п., используемые для производства и транспортировки товаров и услуг потребителю.

Следует отметить, что финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к факторам производства не относится, так как не связан с реальным производством, а выступает лишь в качестве инструмента получения реального капитала.

Ресурс земля , охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные под промышленную или жилищную застройку, а также всю совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг, - полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

· организовать производство и выпуск товаров и услуг путем создания всех необходимых факторов производства;

· принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

· рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность в условиях рынка связана с большой неопределенностью, а прибыль не гарантирована;

· быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе является информация . Под информацией обычно подразумевается набор «сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах».

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическими субъектами проблем. Вместе с тем одной. Даже самой обширной информации недостаточно. Умение использовать полученные данные для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания , или управленческие способности .

Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара.

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый доход в виде ренты (земля), процента (капитал), заработной платы (труд, управленческая способность) или прибыли (предпринимательская способность).

Потребности можно определить как объективную нужду человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п.

В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел.

В течение более ста лет экономисты и психологи пытались создать классификацию потребностей человека . В экономической литературе можно встретить самые разные подходы к данному вопросу.

Широкую известность получила теория иерархии нужд (потребностей), разработанная американским психологом Абдрахомом Маслоу . Согласно этой теории люди постоянно ощущают какие-либо потребности. Отдельные сильно выраженные потребности могут быть объединены в самостоятельные группы.

Иерархическая теория Маслоу вводит следующие пять основных категорий потребностей.

1) Физиологические потребности .

К данной группе относятся потребности в продуктах питания, воде, воздухе и т.п., необходимых для физического выживания человека. Эти потребности в значительной степени связаны с подержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека.

2) Потребность в безопасности.

Потребности данной группы связаны со стремлением и желанием человека находиться в стабильном и безопасном состоянии. Быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человека.

3) Потребность социальная.

Это потребность в человеческих взаимоотношениях, в любви, семье, друзьях и дружеском общении.

4) Потребность в самоутверждении .

Данная группа отражает потребность людей в самоуважении за счет достижения определенного уровня мастерства и компетентности, потребность в успехе, карьере и признании со стороны окружающих.

5) Потребность в самоактуализации.

Последняя группа объединяет потребности человека в самовыражении, в реализации скрытых способностей, в понимании собственного значения, наиболее полном использовании своих знаний и умений.

Маслоу полагал, что по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня возникают потребности более высокого порядка.

Существуют и другие исследования о природе человеческих потребностей и их классификации. При всем их многообразии общим для анализа потребностей является допущение о безграничности человеческих желаний и невозможности их полного удовлетворения в силу ограниченности экономических благ, которыми располагает человек или группа людей.

С помощью благ удовлетворяются потребности людей.

Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения. Потребности – это также состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремиться выйти или же некоторое состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.

Потребности человека многообразны. Наиболее распространена классификация потребностей А. Маслоу , которую он составил по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» материальный до «высших» духовных:

1. Физиологические (в еде, питье, сексуальные и т.д.);

2. В безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

3. В социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе населения и т.д.);

4. Самоуважения (в достижении цели, признания, одобрения);

5. В самоактуализации (реализации способностей, понимания, осмыслении и т.д.).

Первые две группы – это потребности низшего порядка , но пока они не удовлетворены не действуют потребности высшего порядка .

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду.

Существует также определенная связь между материальными потребностями и производством, где чаще функционируют так называемые экономические потребности.

Экономические потребности – внутренние побудительные мотивы развития производства и потребления в рамках определенной системы экономических отношений. Все экономические потребности можно разделить на перспективные (абсолютные) и действительные (необходимые).

Перспективные потребности – возникшие, определившиеся и выявленные при данном уровне развития науки, техники и производства.

Действительные – те потребности, которые могут быть реализованы при данном уровне развития производства.

Экономические потребности динамичны. Они трансформируются так как действует закон возвышения потребностей, то есть происходит постоянный и качественный рост экономических потребностей. Сфера потребностей расширяется не только по вертикали, но и по горизонтали: потребности высшего порядка возникают у большего числа населения при развитии производства. К специфическим особенностям экономических потребностей относится их необратимость: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста.

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. В экономической теории (микроэкономике) понятием «ресурсы» обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.



Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые применяются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами.

Производственные ресурсы делятся на людские – трудовые ресурсы, создавая в свою очередь предпринимательскую деятельность; материальные ресурсы, создаются трудовыми ресурсами; естественные (природные); инвестиционные (капитальные) ресурсы.

Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства.

Материальные ресурсы представлены всеми средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда).

Материальные ресурсы подразделяются еще и по критерию их места в производстве: на «предметы труда» и «средства труда». К предметам труда относят все то, на что направлена целесообразная деятельность человека, что преобразуется. Предметы труда представлены, прежде всего, сырьем (природные ресурсы) и материалами. К средствам труда относят все то, с помощью чего осуществляется целесообразная деятельность человека и преобразуется предмет труда. Наиболее активную часть средств труда составляют орудия труда.

Единство предметов труда и средств труда отражено в категории «средства производства».

Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, то есть населением в трудоспособном возрасте. Существенное значение для характеристики трудовых ресурсов имеет состав по возрасту, полу, квалификации, уровню образования, по мотивации к труду.

Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства. Их источниками являются инвестиционные средства, ценные бумаги, налоги, денежные сбережения, государственные займы.

Информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Ресурсы, задействованные в производстве, становятся факторами производства . Образуются четыре главных фактора производства: труд (Т); земля (З); капитал (К); предпринимательская способность (П.С.).

«Предпринимательская способность» (предприимчивость) – это вторая специфическая характеристика способности человека. Раскрыть ее специфику можно через взаимосвязанные функции, выполняемые предпринимателем:

· берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала, и труда для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом;

· берет на себя трудную задачу принятия основных решений, которые и определяют курс деятельности предприятия (что? как?);

· это новатор, стремящийся вводить в практику, на коммерческой основе, новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;

· это человек, идущий на риск. Предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыль или убытки и банкротство. Он рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами – собственными и своих компаньонов, акционеров.

Основное свойство ресурсов: редки и ограничены .

Таким образом, налицо возникает противоречие между ограниченными ресурсами и безграничными, постоянно растущими, потребностями .

Вследствие этого общество не может произвести все, что оно хотело бы иметь в настоящее время.

Сколько уровней потребностей выделял А.Маслоу?