Архимандрит кирилл павлов в коме. Архимандрит Кирилл Павлов: биография, пророчества. О новой войне и тяжелых временах

Отказавшись от вступления в партию, воин-легенда был тут же разжалован и лишен геройского звания. В послевоенные годы окончил духовную семинарию, принял монашество и более 60 лет провел в главной обители России - Троице-Сергиевой Лавре.

Великий патриот и молитвенник, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, он многолетними трудами стяжал благодатный дар прозорливости. Полвека духовно окормлял братию монастыря, правителей, церковнослужителей и мирян, приезжавших к нему из разных городов и стран мира. Был духовником трех патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II. Не случайно его называют «последний светоч России».

Бывший солдат Иван Павлов принял иноческий чин 22 июня 1954г.- в день начала войны. Он и этим особо запечатлен как защитник народа от всех нападений врагов видимых и невидимых. Одних отбивал силой оружия, других (более 60 лет) - силой Иисусовой молитвы.

10 лет назад тяжелый недуг приковал отца Кирилла к постели. Сегодня он плохо видит, плохо слышит, но губы непрестанно шепчут молитву. Обладая острым духовным зрением, он даже в таком болезненном положении продолжает руководить своих чад ко спасению. Греческий епископ, недавно посетивший старца, сказал, что «архимандрит Кирилл распинается ныне на страдальческом кресте - один за всю Россию».

Усилиями его духовных чад и воспитанников была издана книга под названием «Духовник» (М., 2013). Автор ее - священник Виктор КУЗНЕЦОВ, член Союза писателей России. В ней собраны драгоценные крупицы наставлений отца Кирилла, факты из его биографии, фотоснимки и свидетельства многих людей. Приведем некоторые выдержки из этой замечательной книги.

«Читайте Евангелие!»

Еще учась в семинарии, на любой перемене, урывая каждую минутку, уклоняясь от пустых бесед, он уходил от сокурсников, скрывался где-нибудь в углу и читал Евангелие. И всегда носил его при себе - старенькое, затертое, найденное когда-то на руинах Сталинграда. Есть минутка - он сразу руку в карман. И всем своим чадам постоянно давал наставление: «Читайте! Как можно больше читайте Евангелие! Как же можно жить по-евангельски, не зная Священную Книгу? А мы если и читаем, то так, отвлеченно. Когда мы молимся - беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь Сам беседует с нами. Бабушки наши порой не могли читать, у них коммунисты все книги отобрали, но они жили по Евангелию! Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, то есть согласно воле Божией. Над головой скорбящих, болящих и кто сидит в тюрьме читайте Евангелие, сколько можно глав, и в конце - молитву. Пусть оно будет вашей настольной книгой».

Цитата

«Мы можем посмотреть, насколько благотворно действует Евангелие на человеческие души. Почему наша страна называлась Святая Русь? Потому что наши предки учились на Псалтири и Евангелии. И благочестие процветало. Сколько людей из мира шло в монастыри! Потоки были желающих служить в иноческом чине! В России было более 1500 монастырей, и всех желающих они не вмещали. А сейчас монастыри возрождаются, но желающих не хватает. Вот следствие того, что люди теперь воспитываются телевизором. Преподобный Серафим Саровский никогда не расставался с Евангелием и говорил, надо так его знать, чтобы ум как бы плавал в нем».

Архимандрит Кирилл

«Не бежать из городов»

В последние времена, кроме прямой атаки на Православную Церковь, идет мощная размывающая атака на верных чад. Чтобы отлучить верующих от исповеди и причастия, запущен миф о безблагодатности Церкви. Развернута активная агитация на исход населения из больших городов. Но ведь именно в них и идет основная битва! Так ведется разрушительная работа изнутри - для распыления сил протестующих.

Отец Кирилл, как честный и бдительный страж наших душ, дал четкие ответы на эти вопросы. Никогда не говорил он о том, чтобы мы массово разбегались из городов, и если кто заводил такую «песню», возражал:

Да вы что? В городах, в столице столько храмов, столько святынь, столько людей, желающих спастись, ваших родных и близких! И вы их хотите бросить?

Да, он благословлял иметь дом с землей на трудное время, но никогда не одобрял уезжать из городов, где было столько борений, столько пота пролито нашими предками. Кому оставлять города? Врагам? На поругание? Чтобы наше единое стояние в истине не мешало им творить смрадные дела? Наоборот, отец Кирилл все силы своих чад мобилизовывал на борьбу со злом. И они утверждали, что когда в точности исполняют все, что он заповедал, все дела идут хорошо, без неприятностей и срывов.

«Не сокращать богослужения»

Батюшка очень скорбел из-за того, что в храмах перестали читать Псалтирь, стали сильно сокращать службу. Говорил:

Богослужение - это основа основ, а мы прогоним всё быстрей, быстрей, зато на посиделках можем сидеть часами... Всё земное оставьте. Блаженны, кто взошёл и находится в ограде Церкви. Здесь всё - в небо. Любите друг друга и спасайтесь. Потеряете любовь - всё потеряете. Все ваши устроения будут напрасными и сгорят.

Подвигов у нас нет, поэтому спасаться будем болезнями и скорбями. Не бежать от них надо, а принимать со смирением, как заслуженную нами неизбежность. Заболевшие послушно принимают горькие лекарства - для своего же выздоровления. Следует помнить слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин. 16, 33).

Про будущее сказал так: «Если мы будем жить, подвигая Бога на милость, Бог продлит нам мирное время. А если будем жить так, как сейчас живем и собираем гнев Божий, - то ждите войн и бедствий. На Церковь нашу сегодня идет гонение. Все другие церкви восстанут против православных. Тогда Бог и попустит войну, как в 1941 году. Всё очистит Господь!

«Но если заслужим, будет у нас и Царь», - говорил отец Кирилл. Всю жизнь он чтит Государя Николая II. И даже в те годы, когда его еще не прославили в лике святых, поминал и служил о нем скрытно.

«Меньше внимания внешнему,
больше - внутреннему»

Батюшка, почему нет радости от причастия? Ведь все сделала по правилу, а на сердце скорбь...
- Милая ты моя, внешняя подготовка - это совсем не то. Мы часто только внешнее и делаем. Надеваем белый платок, белую кофту, три дня поста, вымыться и правило вычитать. Не «вычитывать» надо, а по-настоящему молиться перед причастием! Или уж на крайний случай - прочитать всё со вниманием. А то ещё скажи, отчитался перед Богом, а теперь пойду дальше грешить. Большое согрешение - недораскаянность в грехах. Не получим мы тогда на царском пиру должную брачную одежду. Никогда не надо забывать, что на пир вышел только тот, кто был в брачной одежде. Если ты исповедался плохо или формально к этому относишься, или вообще без исповеди хочешь причаститься, то тебе брачная одежда не предоставляется. Ты на пиру присутствуешь, но весь будто в лохмотьях и в грязи. Меньше уделяйте внимания внешнему, больше - внутреннему. Всеми силами направляйтесь к добрым делам, к милосердию, к молитвенному служению - это ведь борьба. Напряженное стояние пред Богом можно сравнить с добровольным мученичеством. Особенно в наше время. Люди кидаются кто в научный атеизм, кто в социальную перестройку, кто куда. Ничего у них не получается, но все равно к вере не идут. Ничего их не берет. Все равно они нас не понимают...

Цитата

«Вера - самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать. В земной жизни неверующие люди забывают Христа и минуют Его, но при смерти они уже не могут Его миновать и обязательно встретятся с Ним лицом к лицу. И страх обымет их оттого, что не имели они веры. Дорогие мои! Будем паче всякого драгоценного сокровища хранить нашу веру. И она при всяких бедствиях, постигающих нас, укажет, где найти утешение и как отразить зло».

Архимандрит Кирилл

«Церковь будут рушить изнутри»

«В современных духовных книгах сейчас много искажений, - предупреждал отец Кирилл. - Будьте к ним осторожны и разборчивы. Порой в них пишут то, что не соответствует истине. Молитвословы проверяйте, там очень много отсебятин, вставок, опечаток».

Именно таким методам когда-то учил своих сторонников вождь мирового пролетариата: не надо воевать с противником, надо в него встроиться и превратить в абсурд изнутри. И вот сейчас именно такое время. Очень много посторонних людей встроено в Церковь. Они получают определенное задание и положение в иерархии, изнутри расшатывают основы Церкви, пытаются ее опорочить и уничижить.

Отец Кирилл советовал читать творения святых отцов: Феофана Затворника, Игнатия БРЯНЧАНИНОВА и др. «Это самое приемлемое», говорил он, а о современных богословах как-то молчал. Он дал нам, чадам, такую крепкую программу на всю жизнь. Почему падаешь? Значит, что-то не выполняешь из его наказов, от молитвы отошел или ленишься, или послабление себе даешь. Он твердо заповедал: «Будешь нарушать посты - будут тебе скорби. Будешь болтать в алтаре во время службы - будешь иметь неприятности». Так оно и бывает...

Продолжая рассказ об архимандрите Кирилле Павлове, более подробно остановимся на его военной биографии и наставлениях для духовных чад.

Тернистый путь солдата

Воевать он начал еще в финскую, а в общей сложности прошел боевой путь длиною в шесть лет. С первых дней Великой Отечественной - в пехоте. Дошел до Румынии, Австрии, Венгрии. В 1946г. был демобилизован и приехал в Москву.

Самым тяжелым испытанием для 22-летнего сержанта Павлова было сражение за Сталинград. В очерке генерал-полковника Александра Ильича РОДИМЦЕВА «Дом солдатской доблести» подробно рассказано о том, как сержант Иван Павлов с тремя бойцами захватил четырехэтажный дом на нейтральной полосе в центре города, как прислали ему подкрепление, и как начали они обороняться от врагов. Более двух месяцев защитники находились под непрестанным яростным огнем противника, почти без пищи, без медикаментов. Одни погибали, на их место пробирались другие, но боевых позиций они не сдавали.

Генерал, в то время командовавший 13-й гвардейской дивизией, оборонявшей Сталинград, называет лишь несколько фамилий, известных с самого начала той операции. По документам, там побывало 24 бойца. Когда кончилась битва, герою-сержанту Ивану Павлову предложили вступить в партию, но неожиданно для работников политотдела он уклонился от почетного, торжественного вступления в ряды. Сказал, что «не достоин», «не готов». Особисты были в шоке, и бунтарь моментально «сгорел», став неудобным властям. По всему фронту, из уст в уста разнеслась эта весть. Пошли слухи. Скандал!

Тогда помогли местные НКВДшники: быстро свалили героя с пьедестала славы и перебросили в разведдесант - в самое пекло. Это те, кто, примостившись на броне мчащихся танков, первыми бросаются на штурм неприступных укреплений. Это верная и скорая смерть. Но чудом Божиим Иван остался жив. Был ранен в бою, и после ранения нашлись добрые люди, которые перевели его в другую часть, менее гибельную.

Отличительным признаком великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном или нескольких великих людях, которые и выведут его на прямую историческую дорогу, временно им покинутую. В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ. 1892г.


Как появился двойник

Уроженка Сталинграда А.А.БУДАНОВА вернулась в город сразу после его освобождения. Она хорошо помнит разрушенный Дом Павлова. После боёв на руинах висела доска, на которой черным карандашом было написано: «В этом доме держали героическую оборону советские воины под командованием сержанта И.Д. Павлова». Доска долго висела под стеклом, а потом ее убрали, повесили другую. С другим текстом, с другим именем...

Почему так произошло? В начале 50-х годов сержант И.Д. Павлов снова вернулся в поле зрения власти - поступил в семинарию, ушел в монахи! Что было делать? В мирное время штрафбатов нет, под пули его не пошлешь. В ГУЛАГ упрятать? Так он чист, ни к чему не придерешься. И тогда изобретательные органы состряпали двойника. Это давний, проверенный способ тихого убийства человека. Нашли другого боевого сержанта, участника битвы за Сталинград - Якова Павлова. Живых свидетелей: бойцов, оборонявших тот дом осенью 1942г., - к тому времени осталось всего трое. Один из них - узбекский крестьянин, а двух других вскоре репрессировали.

Вызвав монаха Кирилла и получив у него согласие на молчание, органы уверенно стали раскручивать новую версию. Широким потоком хлынули газетные статьи, фильмы, книги, прославляющие копию героя. При полнейшей монополии на печать властям легко удалось укоренить ложь, а потом только поддерживать эту конструкцию: она крепка и поныне. Интернет пестрит сообщениями о другом Герое. Но ложь не бывает вечной, ибо живет в веках евангельская истина: всё тайное становится явным.

Созданный двойник уже отошел в мир иной. Рухнула советская идеология атеизма, но до сих пор власти боятся открыть истину. В центре Волгограда стоит знаменитый «Дом сержанта Павлова», один из главных объектов воинской славы. Сюда часто приводят туристов со всего мира: как теперь признать ошибку? Его восстановили и спешно заселили сразу после войны. На память потомкам оставили фрагмент руин и мемориальную табличку...

(Из воспоминаний Николая СЕДОВА)

«Молчание по смирению»

«У одной старенькой монахини сохранилась фронтовая сталинградская газета, где была напечатана статья о подвиге и фотография Ивана Павлова. Когда я спросил ее, почему же сам батюшка не защищается от лживых нападок со всех сторон, ничего об этом не говорит, она ответила: «По монашескому смирению». Когда его вызывали и учиняли разбирательство по поводу имени, то спросили: вы такой-то? Сообразив, чего от него хотят, он ответил: «Если вам так удобно, то я монах Кирилл Павлов, а Иван Павлов умер».

Когда встал вопрос, зачислять ли его в братию монастыря, органы поставили условие: или ты молчишь «про это», или выгоним из Лавры. Он, конечно, сжег за собой все мосты и выбрал иноческую жизнь.

Сегодня нам, искренне любящим отца Кирилла, нужно восстановить истину. Ему не нужна загадочность в этом вопросе, висящая десятки лет. Он и без того претерпевает много бед и болезней, да еще по такому поводу несет тяжеленный крест - от своих же подвигов.

(Из воспоминаний игумена Ефрема)

Вопрос о наградах

Когда готовился к изданию очередной том «Энциклопедии русской цивилизации», Елене, духовной дочери отца Кирилла, поручили написать о нем статью. На вопрос, «есть ли у Вас военные и церковные награды», он своей рукой написал: «Орден Славы, много медалей, орден преп. Сергия, орден князя Владимира». О самой главной награде - Золотой звезде Героя Советского Союза - снова скромно умолчал.

Но звезду батюшке все же вручили, - свидетельствует профессор А.В.НЕДОСТУП, который в течение 20 лет был лечащим врачом архимандрита Кирилла, - уже в перестроечные времена, в начале 90-х годов. Все настоящие документы к тому времени были уничтожены, а вот указ о награждении каким-то чудом уцелел. Тогда открылись военные архивы, многое стало выясняться, и тот указ тоже реанимировали, но даже в церковных газетах об этом почему-то не пишут...

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Плохой мир лучше хорошей войны. Не нужно никакой вражды, враг эту мысль подает. Вражда - самое испытанное его средство. Поэтому желаю вам, чтобы братство было единодушное. Снисходили бы друг к другу, прощали... Кто преследует других гневом и мщением, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Нет милости не сотворившему милости. Мир Божий да владычествует во всех сердцах».

Архимандрит Кирилл

«Война - это хуже ада»

В своих проповедях отец Кирилл часто вспоминал войну, но говорил о событиях отстраненно, как бы от лица какого-то другого молодого человека, участника боевых действий. В беседах с близкими чадами иногда был более откровенен, и несколько эпизодов они записали с его слов.

Стоял он однажды в карауле на часах. Была темная, сырая, безлунная ночь. Кругом абсолютная темнота и - сильнейший трупный запах! Мурашки бегали у него по коже от трепета. Он думал, что попал в царство смерти. Рассказывал об этом так: «Меня охватил такой смертный ужас, которого я никогда не испытывал!»

Однажды кто-то завел разговор про войну. Отец Кирилл посмотрел пристально и сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело...»

По его словам, особенно трудно было переносить подлость и трусость. Война - это еще больший пресс. Здесь все разворачивается быстрее и резче. В минуты смертельной опасности сразу выявляются и самые лучшие, и самые низменные качества человека. На фоне массового героизма были случаи и предательства, и сотрудничества с органами, и подленькие переходы с передовой в тыловые службы.

Это особенно угнетало бойцов, отнимало духовные силы. Человек все время находился в круговой обороне. У него не было чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад - это и страшное духовное страдание здесь, на земле. Мы шли служить и не знали, сколько эта война продлится. Была безызвестность...»

«Не бойся! Я с тобой»

В самом начале Сталинградской битвы Иван Павлов попал в плен и оказался в лагере смертников. Когда их колонной повели на расстрел, он вдруг увидел, что прямо перед глазами у него встала, как живая, родная бабушка, которая в детстве учила внука молитве «Богородице Дево, радуйся...». На последнем рубеже между жизнью и смертью она пришла ему на помощь со словами: «Молись Божией Матери

Истово стал просить он Богородицу - и увидел в небе Её образ! Услышал голос, который трижды ему сказал: «Отходи тихонько в сторону. Я с тобой! Не бойся…» Словно в тумане он примечал, как постепенно отдаляется от общей колонны, и вот уже конвоиры с овчарками идут не сзади, а впереди. И никто не видит его отход, будто закрыты очи врагов. Так чудесным образом Господь сохранил Своего избранника от неминуемой гибели.

В Троице-Сергиевой Лавре никто не знал о его фронтовой биографии до тех пор, пока он не попал в больницу. Случилось это в 60-х годах, во время очередной волны гонений на Церковь. В приёмном покое его не хотели записывать как священнослужителя - принимать таких было запрещено.

Один врач все-таки сжалился и спросил: «Ну, вы хотя бы на фронте были?» И тогда отец Кирилл сказал: «Да, участник войны». После того случая монахи подняли документы и узнали, что его боевой путь прошел от Сталинграда до Европы. Однако он опять отреагировал скромно: «Все мы, кто тогда был в монастыре, - с фронта, испытанные жизнью».

«Он светит нам своим примером»

Бог милосерден! Он очень любит нашего старца и помогает ему в болезни. За эти годы наши немощи, лень и нерадение усилились, выросло и общее отступление, а батюшка наш - все тот же несгибаемый воин. И в свои 90 лет он не оставил бы боевых позиций, если б не подкосил его тяжелый недуг. Он и сейчас продолжал бы объяснять людям, где правда, где ложь. Сколько недоброжелателей набрасывалось на него, он не отступил ни на шаг - как в Сталинграде. Бог определил ему еще один подвиг - через болезнь уберег его от нападок, и он не сгорел до конца. Он и сегодня светит нам и своим высочайшим примером учит твердости и терпению.

(Из воспоминаний Владимира ЦЫГАНКОВА)

Известно, что батюшка очень уважал прославленного маршала Победы - Георгия Константиновича ЖУКОВА. Утверждал, что для страны это был истинный дар Божий, без него мы бы не выиграли войну. Мы все должны возносить Господу благодарность за Победу. В первые годы войны было попущено наказание народу, который в значительном своем составе отрекся от веры.

Но через некоторое время огненных испытаний мы очнулись от партийного угара, и Бог стал нам помогать. Мы стали одерживать победы. Всесилие партии пошатнулось, мнение Сталина изменилось. В 1943г. началось послабление к Церкви, и после этого течение войны резко переменилось. Г.К.Жуков в своих мемуарах отмечал: «Мы не узнавали некоторых немецких генералов. Они, опытные военачальники, стали делать крупные ошибки, одну за другой, а мы стали продвигаться шаг за шагом вперед».

9 Мая - это день великого поклонения Господу за победу в войне. В свое время при осторожной подсказке отца Кирилла было утверждено общецерковное поминовение павших воинов в День Победы, с панихидами и богослужениями. Сейчас это уже вошло в обычай. Недавно стали служить и благодарственные молебны. Это и есть живая народная память.

Преображение человека

О том, как благотворно влияние духовника на судьбы его чад, можно собрать множество историй и написать горы книг. Через руки и сердце отца Кирилла за 60 лет прошли тысячи людей. Приведем лишь несколько эпизодов.

Приехала в Троице-Сергиеву Лавру молодая виолончелистка, артистка оперно-симфонического оркестра. Она тяжело страдала сердечными приступами, и «скорая» приезжала к ней чуть ли не ежедневно. К отцу Кириллу она прибыла с мешком лекарств и кислородной подушкой, а в кармане держала листок с адресом: куда сообщить, если по дороге умрет. На исповеди сказала ему: верит, что заболевание у нее - духовное. По учению святых отцов, больное сердце - это кипение страстей, убивающее орган любви. Отец Кирилл накрыл ее голову епитрахилью:

Если веришь, что у тебя заболевание духовное, то будем лечиться духовно.

И потребовал, чтобы она выбросила мешок лекарств.

Вы что? Я сразу умру!

Не умрете, - спокойно возразил он.

Она долго не соглашалась, но все же пересилила себя и подчинилась. После этого отец Кирилл продолжил «лечение»:

Мяса никакого не ешь, это нагрузка на сердце. Кроме того, мясо - это тоже страсти, а нужно учиться полному безстрастию. Пост, молитва, частая исповедь и Причастие, ходить на исповедь только ко мне...

Прошел год и восемь месяцев. Врачи сказали артистке, что у нее сердце здорового человека. После этого она изменила всю свою жизнь. Окончила регентское отделение Санкт-Петербургской духовной академии и посвятила себя служению Богу. Не пропускает ни одной утренней и вечерней службы. Надо видеть ее лицо! Глаза льют свет доброты и понимания. В общении с ней у всякого тает жестокосердие, исчезает отчаяние. Своим преображением она обязана духовнику и всем рассказывает о том, что нужно неукоснительно следовать его слову, его проповеди любви и прощения. И тогда оздоровятся сердца...

Ответ офицеру

У дверей кельи батюшки ежедневно собиралось до двухсот человек. Ехали из всех городов, из разных стран. Даже если уделять по 3 минуты на каждого, то уже наберется 10 часов! Откуда взять старцу столько времени? Только отнять от сна и отдыха...

Однажды пришел офицер. Долго и терпеливо ждал в огромной очереди. Зайдя, спросил:

Батюшка, не знаю, что мне делать. У меня семья. Сократили из воинской части, уволили в запас. Идти в сторожа? Противно. Я пока еще в должной форме. Бывшие сослуживцы зовут в спецподразделение по борьбе с терроризмом. Благословите ли идти туда?

Не надо. Не принимай этого предложения. Душою погибнешь. Их скоро будут использовать против народа, и ты будешь соучастником их преступлений...

«Русь - это сталь непобедимая»

«Через наше охлаждение, отход от Церкви будет так же, как во время революции: одичание, голод, хаос, - говорит А.В.АРТЕМЬЕВ, духовное чадо архимандрита Кирилла. - Когда в Лавру привозили из Чикаго икону Божией Матери, она вся была в крови. Батюшки сказали: «Страшное кровопролитие будет там, откуда эта икона». И вскоре были взорваны два небоскреба в Нью-Йорке, чередой прошли сильнейшие смерчи и наводнения, смыли много домов, унесли много жизней. Во многих странах начались войны и революции.

Грядут тяжелые времена и для нас, но Русь - это сталь непобедимая. Не зря называют ее уделом Божией Матери. Даже природа это доказывает. Посмотрите, к примеру, на ёлки. Как кресты, верхушки их направлены в небо. Зимой и летом одним цветом, не меняют своего вида. Так и мы должны стоять - не гнуться, не ломаться, в любой ситуации держать православную веру, не подпускать к себе врагов. Пусть знают: никогда им не победить Россию!»

ИЗ ПОУЧЕНИЙ ОТЦА КИРИЛЛА

Если положить на одну чашу весов язык наш, а на другую - все наши добрые дела, то даже если их будет много и все из них - богоугодны, то все равно греховный язык наших осуждений и злословий перетянет в ад.

Когда открывали новые храмы с золотыми куполами, он очень радовался, но напоминал чадам о главном: «Души золотите, души! На покаянии надо делать акцент. Не молчать, а давать отпор злому, доброго всегда держаться. Мы в пагубном миру живем, и врага надо знать в лицо».

«Ограждал нас батюшка и от объедения, - вспоминает один священник, долгое время окормлявшийся у отца Кирилла. - Был Великий пост, я переедал и кусошничал, а он поучал: «Постным тоже можно объесться. Это сластолюбие, услаждение. За стол садиться только два раза в день, как положено: в обед и ужин. Перекусок чтоб не было. Чай можно попить. Объедение - смертный грех!»

«Сколько раз батюшка учил нас: «Ничего из храма не берите, ни клочка бумажки, ни нитку, ничего». А мы всё своё: «Да я малость возьму, немного, оно там и не нужно никому». - «Может, и не нужно, а ты всё равно не бери! Вот принести что-то нужное в храм мы забываем, а себе взять не забываем. Если на сердце тягость, значит, грех совершен. Живите по совести - вот ваша обязанность».

Еще в 80-х годах он говорил, что школы, библиотеки, больницы будут закрывать, как «нерентабельные». Так сейчас и происходит. И потому как общая масса верующих уменьшается и охладевает, сейчас наступает время индивидуального спасения. Каждый - сам иди на крест.

Когда всюду были разговоры о будущем и ожидался очередной конец света, многие решали куда-то уехать из Москвы. Батюшка мягко успокаивал: «Ну что вы? От этого не спрячешься. Надо вести себя спокойно. Молиться и заниматься своим делом, как обычно. Если настанут такие времена, когда придется страдать за веру, - не бойтесь. Не смерти, ни мук, ничего не бойтесь! И если придется умирать за Христа, то надо принять это с радостью. Это - большая честь». И все чада его успокаивались...

«Время сейчас сложное и опасное, - учил архимандрит Кирилл. - Враг тонко, хитро наступает, приближается. Чувствуется дыхание антихриста. Ни в коем случае в панику не вдаваться. Именно сейчас идут сигналы, которые настраивают нас на то, чтобы быть ближе к Богу и друг к другу. Свое нерадение стараться оставить, серьезнее отнестись к вопросу своего исправления и испытания. Сейчас как никогда нам надо облечься в броню веры и любви христианской. Не будем спать, как прочие, но будем трезвиться и бодрствовать...»

Отец Кирилл Павлов. Троице- Сергиева Лавра. Город Сергиев Посад.

Еще в начале девяностых, когда вчерашние атеисты находили свою дорогу к храму, один монах Троице- Сергиева Лавры, архимандрит Кирилл Павлов приобрел славу необыкновенного старца, продолжателя вековых традиций русского старчества.

Отец Кирилл Павлов:

«Приведу тебе изречения, старца Амвросия Оптинского: «Жить – не тужить. Никого не раздражать, никому не досаждать. Быть, тише воды, ниже травы. И, всем, мое почтение». Вот, так, ты будешь, вот, так, вот, - смиренно, о себе думать. То, не будешь ни лукавить, не превозноситься, не гордиться, и, никого не унижать».

Архимандрита Кирилла даже стали называть всероссийским духовником. И, если это определение и было явным преувеличением, то духовным наставником трех патриархов Московских и всея Руси: Алексея первого, Пимена и Алексея второго, смиренный, монах, действительно, успел послужить.

« И, в связи с восьмидесятилетием со дня рождения, духовник Троице- Сергиевой Лавры, архимандрит - Кирилл Павлов, награждается орденом русской православной церкви, преподобного Сергия Радонежского, первой степени».

Патриарха Алексея второго, старец иногда сопровождал и в поездках по стране. Как-то раз, в девяносто третьем, в год юбилея Сталинградской битвы, во время визита святейшего в Волгоград, их даже вместе пригласили в студию областного телевидения. Ведь в годы Великой Отечественной войны архимандрит Кирилл Павлов был лейтенантом Иваном Павлом. Он сражался за Сталинград.

Отец Кирилл Павлов:
«Мы стояли в обороне Сталинграда, наверное, так, в километрах, примерно, двадцати, двадцати пяти от города, оборону держали. И, в один из воскресных дней, августа месяца, сорок второго года, когда немецкие бомбардировщики, в количестве, около, тысячи самолетов, налетели на город, бомбили его, то, картина была очень и очень страшная. Город весь был охвачен пожаром, огонь, клубы черного дыма поднимались до облаков …. Тут, нашу оборону сняли, я, в это время, ранен был.

Ведущий:
«А, сколько вам было лет тогда, отец Кирилл?».

Отец Кирилл Павлов:
«Ну, считайте, наверное, двадцать три года».


«Он сказал мне такую вещь, вы знаете: «Я, однажды, в жизни испытал такой, очень большой ужас. Страх смерти». В городе это происходило, взятом. Руины, сплошные. Ни дыхания ветра, ни выстрела, они уже кончились, ни голоса. Ничего. Полная тишина. Полная чернота и запах тлена. Разлагающиеся трупы. Вот такое – царство смерти. Он говорит: «И, я почувствовал ужас, впервые».

Отец Кирилл Павлов:
«Война. Суровые условия жизни. Смерть всегда была перед глазами. И, это, конечно, заставляло, так, задуматься, и, искать какого-то решения».

Решение пришло очень скоро, в сорок третьем году, после той самой, страшной, Сталинградской битвы, унесшей, больше двух миллионов жизней. В одном из полуразрушенных домов, лейтенант Павлов нашел «Евангелие».

Отец Кирилл Павлов:
«Ответ, на все эти, такие, назревшие вопросы, я обрел в «Евангелие». В Сталинграде, когда мы уже заняли Сталинград. И, вот, во время занятия одного разбитого дома, я нашел «Евангелие». Ну, и, так, заинтересовался. Стал его читать, и оно привлекло меня своим содержанием. Настолько я проникся им, чувствовал я, как бальзам для моей души. И, я с ним не расставался. Так, он у меня в кармане и был, до самого окончания войны. И, собственно, оно меня и утешало. И сохранило меня».

Через многие десятилетия, после войны, в начале нового века, в церковной среде появилась молва о том, что архимандрит Кирилл Павлов, и, знаменитый защитник Сталинграда – сержант Павлов, - это, одно лицо.

Архимандрит Илия (Рейзмир):
«Он рассказывал про себя, конечно, это – сто процентов, то, что он – это второй Павлов. « Дом Павлова», в Сталинграде, в Волгограде, он - защитник этого дома. Он мне рассказывал, что там была страшная бойня...».

« Дом Павлова», в Сталинграде, - культовый символ той священной войны. Потом, его назовут «Домом солдатской славы». В сорок втором году, группа советских солдат держала здесь обороне в течение двух месяцев. Правда, мемориальная табличка на доме, и, официальные, исторические сведения говорят о сержанте Якове Павлове, который руководил обороной этого дома-бастиона.

Иерей Виктор Кузнецов:
«Настоящий сержант Павлов, тот герой Сталинграда – Иван Павлов. Не Яков Павлов, которого сделали по существу НКВД-эшники, а, именно, - Иван Павлов. Доказательств очень много. Получилось так, что когда уже наши войска освободили территорию, и, блокада Сталинграда была успешно завершена, то есть они генерала Паулюса, и других, взяли в плен. Тогда решили, с помпой, устроить, такую показательную, ну, партийную….. ну, такое, мероприятие, что ли.

«Мы принимаем знаменитого, вот, сержанта...», а, он беспартийный был, «... мы его принимаем в партию». И, вдруг, виновник торжества говорит: «А, я не буду вступать в партию». У них, у всех волосы... Понимаете. Они и так, и сяк его, а он – ни в какую. Говорит: «Да, я не достоин». И, говорит: «Я уже – христианин». И, что, еще, доказательство какое? Его бросили во фронтовую разведку. А, знаете, что это? Это страшнее штрафных батальонов».

Хотя, сам отец Кирилл публично никогда не подтверждал этой версии. А, среди защитников Сталинграда, Павловых были сотни, многие духовные чада старца до сих пор уверены, что он и есть – тот самый – Павлов.

Как бы, то, ни было, будущий монах – Иван Павлов, прошел всю войну, с первого до последнего дня. И, ему довелось пережить самые страшные испытания: кровопролитные бои, гибель друзей, контузии, ранения в ногу и руку. Однажды, все там же, под Сталинградом, он провел два месяца в открытом поле, в снегу.

Александр Недоступ – врач-кардиолог:
«У него был туберкулез, военный. Он, часто вспоминал, как они лежали в снегу, два месяца. Два месяца сдерживали натиск танковой армии. И, конечно, это лежание в снегу, даже не в земле, - в снегу, конечно, так, пройти не могло».

Отец Кирилл часто говорил, что страдания, которые перенес народ во время войны, в конце концов, послужили тому, что люди вновь обратились к христианской вере.

Отец Кирилл Павлов:
«В связи с религиозным, таким, упадком, в народе упала, глубоко, и нравственность, поэтому, вот эти беззакония, вот эти, Господь не потерпел. И, была попущена война, попущена. И, какое значение? То, что, во время войны, народ уже обратился к богу, оставил свое нечестие. И, люди, обливаемые скорбями, страданиями, люди почувствовали необходимость божьей помощи. И, к Богу потянулись».

Иван Павлов закончил войну в Австрии. А, вернувшись, в сорок шестом году, сразу пошел в Елоховский собор, узнать – где учат на священников? Он поступил в семинарию, которая была спешно открыта в Новодевичьем монастыре, прямо во время войны. И, стал одним из лучших учеников. В пятьдесят четвертом году Иван Павлов закончил Московскую Духовную академию. И, тогда же, в Троице- Сергиевой Лавре, принял монашество с именем Кирилл.

С тысяча девятьсот шестьдесят пятого года, отец Кирилл, несколько десятилетий подряд, был духовником Троице- Сергиевой Лавры. Он принимал исповедь у все братии. И, делал это, с таким сочувствием. Вниманием и любовью, что монахи часто говорили, что для них, старец Кирилл, - даже, не отец, а – мать.

Архимандрит Глеб (Кожевников):
«И, батюшка, как наседка. Он, так, мантией, человека всегда прикрывал. Если он очень громко, или, что-то говорил такое, и, смотрел так, прямо, глазами, чтобы, не дай Бог, кто-то услышал, чтобы это, как было известно, кроме его одного и Бога. И, вот это, запоминалось на всю жизнь. Потому, что. Это получалось, что это не отец, а – мать. И, батюшка никогда не насиловал в мнениях своих. Он спрашивал: «А. как ты хочешь поступить? Как бы ты поступил?». – «Ну, вот, так, и так, батюшка». И, если это было допустимо, то он говорил: «Ну. Тогда, нужно сделать еще, вот так, так, и так. И, все будет хорошо». Он никогда не говорил: «Нет. Не надо. Сделаешь так, я тебе скажу!».

К старцу приходили тысячи паломников. Долгие годы «приемной», отцу Кириллу служила, так называемая «посылочная» - две крохотные комнаты, под Трапезным храмом Лавры. Они были переполнены с утра и до вечера.

Архимандрит Агафодор (Маркевич):
«Ну, сумел он, многим людям сделать то, что он направил людей, как-то, делать и любить добро. Сколько людей приходило в храм, в Лавру, на Рождество Христово, или на Пасху. Пошла топа людей к нему. Казалось бы, многовато у нас людей, на всех. К нему, почему-то, шли».

И, все, кому доводилось поговорить с отцом Кириллом, выходили от него с необыкновенным чувством – утешенные и вдохновленные.

Олеся Николаева – писатель:
«У меня было такое, первое впечатление, вот, когда, попадаешь к мощам, у тебя, внутри что-то сразу замирает, и, возникает чувство. Какого-то, неземного покоя и блаженства. И, вот, около отца Кирилла, у меня тоже такое чувство сразу возникло, и оно, кстати, сказать, никогда, никогда не пропадало, когда я его видела, или, я, когда к нему приходила. Рядом с таким человеком, конечно, очень стыдно за то, что ты жил не достойно. И, всякий раз, когда я к нему приближалась, у меня возникало это чувство своего не достоинства. На самом деле, это чувство покаяния и очищения. Казалось, что сам Господь смотрит на тебя, его глазами».

Отец Кирилл Павлов:
«Это, мне кажется, самая роковая ошибка – мы очень легкомысленно смотрим на вопрос устроительства жизни. Поэтому, и, видим, что наша жизнь, подчас, она продолжается, ломается. И, под развалинами, ломает нас. Потому, что, мы не идем по тому пути, который указал нам Господь в своем «Евангелие».

Иерей Николай Кравченко:
«Выхожу, а, такой легкий морозец, выхожу, тишина в Лавре. Просто, идет, такой, монах, лицо закрывает, морозец, я понимаю, что, холодновато было».

Священник - Николай Кравченко, бывший снайпер, служил в десанте. В девяносто четвертом году, на побывке, он приехал в Лавру, и, стал искать прославленного старца Кирилла.

Иерей Николай Кравченко:
«Батюшка, вот, вопрос такой у меня, меня интересует. Где, здесь, можно найти старца Кирилла?». Ну, все говорят – старец, ну, я, как бы, не удаляясь от темы, тоже. «Где мне можно найти старца Кирилла?», - «Какого старца?». Я говорю: «Ну, старец – Кирилл». – «Какой же он старец, он обычный старик».

Монах благословил Николая на «держание оружия, защищающее Отечество».

Иерей Николай Кравченко:
«Я у него. Как бы спросил: «Батюшка, а ваше имя, святое, как?». Он говорит: «Та, грешный, монах, старик Кирилл». Вот, он и есть, такой, старец Кирилл-то. оказывается».

Николай тогда собирался в командировку в Югославию. А попал совсем на другую войну. И, старец Кирилл предупредил его об этом заранее.

Иерей Николай Кравченко:
«А. я ему говорю: «Вот, собрался. В часть надо возвращаться». А, он говорит: «Командировка?». Я говорю: «Да». Он говорит: «А, куда собрался?». Я говорю: «В Югославию». Он говорит: «Да, нет, какая Югославия. Ты дома пригодишься». Ну, думаю, что он … гражданское лицо, живущее в монастыре, что он знает, что он понимает, вообще. Если у меня уже предписание. Думаю, ладно, так, снисходительно, так, улыбнулся….».

Вскоре, Николая направили в Грозный. Он прошел чеченскую войну, не раз избежав верной гибели. И, снова, приехал в Лавру, на исповедь к отцу Кириллу. И, духовник спросил, не давал ли он каких-нибудь обещаний Богу, в минуты смертельной опасности?

Иерей Николай Кравченко:
«И, всплывает из памяти. А, да, батюшка, я, был такой момент ….». я рассказал ему. Я говорю: «Я пообещал храм построить». Он говорит: «О-о-о, вот это оно, вот это оно и есть. Ага. Ну, исполняй. Исполнять надо». Я говорю: «Ну, время будет, домой поеду – построю храм». А,он говорит: «А, зачем?». – «Как, зачем? Ну, служба будет там». – «А. если батюшки не будет?». «Ну, тогда, я кого-нибудь пошлю». – он говорит: «Ну, вот, представь себе. Храм построил ты, уехал, а, там, потом, танцы будут, будет там, овощехранилище. Кому ты этот храм построил». А, я говорю: «А, что делать?». – Он говорит: «вот. Тут, вот, здесь, вот, храм построй. Здесь храм построй, тогда будет правильно». А, я говорю: «А, как, здесь храм построить?». Вот, он и говорит: «твоя война закончилась. Все».

Так, по благословению отца Кирилла, Николай Кравченко и сам принял священный сан. Только старец, бывал солдат, смог убедить снайпера со стажем, что и «батяня-комбат» может стать батюшкой.

Иерей Николай Кравченко:
«А, в сорок шестом году, знаешь, сколько нас, с войны, сюда, в Лавру, пришло? Около двух тысяч. Что же …», говорит, - «… мы все не должны были заходить сюда? Что же, мы все грешники? Нет. Война – это другое, это, когда ты защищаешь Отечество. Это же – жертвенный подвиг. У нас, посмотри, сколько святых, у нас, половина святых - военные».

Профессор-кардиолог Александр Викторович Недоступ, доктор медицинских наук, был и лечащим врачом, и духовным чадом отца Кирилла.

Александр Недоступ – врач-кардиолог:
«2Батюшка, - это сама любовь, доброта, мудрость, и, конечно. Прозорливость. Хотя, сам он, это, отрицал. Смеясь, говорил, что: «Как один говорил, мой знакомый. Старец, вспоминал, - прозорливых не видел, прожорливых много».

Опытного доктора всегда поражало, как много людей, всегда, дожидались приема и врачевания души. У отца Кирилла.

Александр Недоступ – врач-кардиолог:
«Я помню, как-то, я прихожу к нему и спрашиваю: «Батюшка, 2у вас, вчера был прием? Много народу было?». Он подумал, подумал, и, так, с расстановкой, как он это говорит, сказал: «Сто пятьдесят семь человек». И, я, внутренне обмер, конечно, потому, что я знаю, что такое прием скорбящих, страждущих, болящих и, так, далее. Это – тяжелая вещь, которая изматывает самого себя. Почему, после обхода, выходишь такой, - язык на плечо … А, к батюшке, шли люди не для того, чтобы сказать ему: «Батюшка, хорошо-то, как всё! Помолись, чтобы еще лучше было. А, шли, для того, чтобы сказать: «Муж бьет, сын пьет». И, так, далее, и, так, далее. А, с другим, шли, и, он, - всех утешал».

Незадолго до того, как отца Кирилла, к постели, приковал инсульт, его келейница сняла эти уникальные видео-кадры в Переделкино. Ей удалось запечатлеть батюшку за его повседневными занятиями. Как, он, кормит птиц... Как, молиться перед трапезой... Как моет посуду... И, как, дает духовные наставления, своим духовным чадам, по телефону: «Есть, сила благодатная, созвучие слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них. С души, как бремя, скатиться, сомненья далеко, и, верится, и, плачется, и, так, - легко, легко». Вот, эту молитву, и тверди, она уже испытана, многими».

Отец Кирилл любил цитировать и классическую поэзию святоотеческие наставления. Но, был, только один, универсальный, совет, который он давал всем, кто к нему обращался – читать «Евангелие», каждый день. И, соотносить свою жизнь с жизнью Христа.

Архимандит Агафодор (Маркевич):
«От него, я стараюсь носить «Евангелие» в кармане. Когда мне было пятьдесят лет, он мне подарил «Евангелие». «Полюби, «Евангелие», и, оно тебе поможет в жизни. Когда ты его уже полюбишь читать, тогда у тебя на душе будет всегда хорошо».

Олеся Николаева – писатель:
«Мы жили большой семьей: мой муж, наши трое детей, мой брат, его трое детей, его жена и двое моих родителей. Мы жили все, водной квартире, и, это, было невозможно, совершенно. Мне приходилось работать про ночам. То, есть, вот, когда все засыпали, я выходила на кухню, где и работала по ночам. И, в общем, на самом деле, я, себе, повредила сон. В общем, это, как-то нехорошо на мне сказалось. И, вот, я поехала к отцу Кириллу, и, я ему это рассказываю, как это, вот это, вот. Что, я уже, больше не могу, что, тяжело мне, начинаю я высказывать недовольство жизнью. А, он, мне, говорит: « Да, ты что! Да, ты что! Это. тебя, Господь любит. Особенно! Он, тебе, свои скорби дает. Ему же тоже негде было голову преклонить!». И, он, меня, так, этим ободрил, что, я, с совершенно другим чувством, вышла оттуда. То, есть, я поняла, что, даже, к своим скорбям можно относиться совершенно, по-разному, совершенно, другим образом».

Отец Кирилл читает: Приходите ко мне, все, труждающиеся, и обремененные. И, аз, упокою вы. Возьмите иго мое на себе, и, научитеся от мене, яко кроток есть и смирен сердцем. И, обрящете покой душам вашим. Иго бо мое благо. И, бремя мое легко, есть».

В последнее время все чаще и чаще стали появляться в интернете так называемые пророчества старца Кирилла (Павлова). Иногда их приводится слишком много, а авторство их вызывает сомнение, действительно ли они принадлежат нашему любимому старцу? В действительности же основные изречения старца касающиеся предстоящих испытаний нашим народом и в частности православным людом, собраны в книге «СТАРЕЦ. АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)» (составитель священник Виктор Кузнецов). Последнее издание вышло в 2012 г. В этой книге собраны воспоминания духовных чад о.Кирилла, причем отмечено, что многие записи сделаны или во время бесед, или, что называется, “по свежим следам”. Таким образом достоверность публикуемых сведений представляется достаточно высокой.

Один православный пользователь интернета (togiya) проштудировал данную книгу и сделал подборку высказываний старца, полагая, что их можно рассматривать, как пророчества о. Кирилла (Павлова). Он предлагает ознакомиться с ними в той же последовательности, в какой они записаны в издании.

При встрече в интернете с публикациями других пророчеств архимандрита о. Кирилла (Павлова) будем испытывать источники их происхождения, опасаясь подлога. Почему есть такая опасность? Потому что с помощью подложным пророчеств можно манипулировать православными верующими людьми, а их в России много, если исходить из веры, а не из посещения храмов Московской Патриархии, которая постоянно сама себя дискредитирует.

ПРОРОЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СТАРЦА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА)

Архимандрит Кирилл (Павлов)

1 . Монахиня Таисия (Житинева)

.
Про наши времена отец Кирилл всегда говорил: «Молитесь, никого не осуждайте, и держите ухо востро».
Как-то стали говорить о втором пришествии.

.
Я и говорю отцу Кириллу:

.
– Как страшно дожить до прихода Антихриста…

.
Батюшка друг уверенно мне и отвечает:

.
– Ты доживешь до второго пришествия.

.
Матушка Мария – она меня на восемь лет старше, тоже спрашивает:

.
-Батюшка, а я доживу?

.
На что Батюшка и ей ответил:

.
– Да, если болеть не будешь.

.
Этот разговор был в 70-х годах. Мы тогда приняли это в шутку. Сейчас уже вон, какой год! И мне 75 лет! Значит, скоро уже?..”

2. Л . П.

.
Когда я училась в советском ВУЗе, у нас преподавали вопросы электронной техники.

.
Еще в те времена ученые и преподаватели, которые занимались этой темой, говорили нам в процессе обучения, что ничего хорошего развитие этой области человеку не даст. Наш преподаватель, который стоял у истоков этих разработок, говорил, что придет время и разовьется эта наука. Людям она никакой пользы не принесет, но сделает их зависимыми от этой техники.

.
Они очень многое от этого потеряют. Это страшный процесс, это будет порабощение человека. Началось с карточек пенсионных.

.
Один мужчина приносил отцу Кириллу карточку пенсионную. Отец Кирилл сказал, что в ней пока еще нет чипов, но скоро уже будут документы, в которых они будут. И это будет намного хуже.

3 . Монахиня Вероника

.
Про будущее, гонения мы тоже говорили.

.
Не помню уже, как к этому вышел наш разговор, но он заговорил про «последний поезд». Говорит:

.
– Матушка, ничего не бойся. Постарайся попасть на этот «последний поезд». (Имея в виду тот «последний поезд», про который старцы писали).

.
– Не отступай ни от чего. Будь в том поезде, в первом же поезде будь!

.
Чтобы уточнить, так ли я понимаю его, спрашиваю:

.
– Батюшка, как понимать про этот “поезд”? В переносном или прямом смысле?

.
Он говорит:

.
– Святые отцы сказали, в самом прямом смысле понимай.
– На нем увозить куда-то будут?
– Да. И ты не бойся в нем находиться.”

4 . Монахиня Вероника

.
Часто вспоминаю я слова отца Кирилла про «последний поезд»:

.
– Если в первый поезд не попадешь, цепляйся за второй. Беги за хвостом последнего поезда. Цепляйся за него.

.
Чутко слежу за тем, чтобы не опоздать на них.

5. Монахиня Феофилакта

.
«ПлАчу об уральцах, кто остался в тех краях, рыдаю навзрыд. Отец Кирилл утешает:

.
– Мать, не плачь, Урал выстоит.
– Батюшка, там еще китайцы.
– И им Урал даст сапогом. До Урала не дошли немцы, и китайцы получат.

6. Монахиня Феофилакта

.
Батюшка нас и готовил к грядущим скорбям.

.
Все принимать, как от руки Божией . Со смирением, с кротостью. Не роптать никогда. Мужественно, даже тогда, когда не хватит крепости, не сможешь своей волей управлять, к огда насильно поставят тебе уже электронный чип . Тогда человек не сможет сам контролировать свою волю, пресекать слова и действия свои, грех.

.
Даже тогда, «через не могу», молись! И тогда Господь сможет тебе помочь, как первым христианам, первым мученикам.

.
Отец Кирилл сказал, чтобы всегда был рюкзачок собран .

.
Стоять надо до конца за истину , не бояться. Сестер береги. которые за тобой пойдут. До конца надо стоять за Христа!

7. Монахиня Феофилакта

.
– Батюшка, а вот отец Николай сказал, что Россия еще воскреснет и расцветет, и что царь грядет?
– Не про тебя это.
– А мне что? Тюрьма будет?
– Тебе готовиться к другому кресту, тебя это не касается. Кто знает, может, Господь скоро заберет кого, а вы не готовы, по главному-то.

.
Ты еще эту стезю возьми, крест неси испытаний, страданий. Что тебе Господь даст, если мученичество, то – мученичество! От сумы и от тюрьмы не зарекаемся, но на все должны быть готовы. И никогда не унывать, нам радость какая дана! Мы со Христом идем и с Ним воскреснем!

8. Монахиня Феофилакта

.
– А будет ли у нас Царь? – донимаю я Батюшку своими вопросами.

.
Он ответил не с ходу, с грустью:

.
– Сомневаюсь, что будет Царь. Столько поколений было без Бога.

9. Монахиня Феофилакта

.
Настырная я, спрашиваю:

.
– Батюшка, а вот отец Николай о рассвете для России говорил, что у народа будет еще время для покаяния.

.
Отец Кирилл тоже не сразу ответил, помолчал, потом сказал:

.
– Не про тебя идет речь. Ты готовь сестер к мученичеству. Запасы не надо запасать. Запасы надо сделать божественные, духовные.

.
Когда погонят – не бойтесь Сибири – там сады расцветут… Россия спасется. Церковь до скончания века будет жива!

10. Монахиня Феофилакта

На будущее наставлял Батюшка так:

.
– Нужно главное, чтобы в сердце твое вселился Дух Святой, чтобы ты пребывала с Ним. И Дух откроет тебе, где быть, какие люди вокруг тебя будут, и через кого можно будет получить Таинство причастия, исповедь. Очень редкой будет такая возможность. Тогда каждый человек будет бояться другого и спасаться будут тайно .

.
Не все будут знать этих людей, т.е. возле таких редких старцев, у кого можно получить Причастие, не все будут знать их . Т.е. сердце свое нужно уготовить так, чтобы там пребывал Дух Святой, через Которого ты сможешь узнать, как молиться, так чтобы непрестанная молитва, несмотря на большие невзгоды, оставалась в сердце. Тогда только ты будешь иметь спасение.

11. Людмила А.

.
Так по жизни иногда получалось, что я куда-нибудь влезала и ничего не понимала. Знаний не было. Батюшка, жалеючи, мне говорил:

.
– Людмила, читай больше.
– Мне трудно даются богословские книги. Мне легче у вас спросить, и вы мне все объясните.
– Учись, Людмила. Будут такие времена, когда не у кого будет спросить и не на кого будет положиться. Самой надо будет думать.

12. Людмила А.

.
Про новую войну у отца Кирилла спрашивала. Он ответил: «Они войну могут сделать в любое время , когда захотят, у них все в руках для этого . Голод будет.

.
Нужно людям, особенно с детьми, сделать небольшой запас продуктов. Самое же главное, духовные закрома сейчас заготовить нужно».

13. Людмила А.

.
И о предсказаниях старцев, отправке «эшелонов» спросила, что хоть в последний вагон надо вскочить. Отец Кирилл сказал, что надо и это иметь в виду.

.
Не проморгать, не смалодушествовать, успеть там оказаться.

14. Александр Жиров

.
Поисповедовался. Задал мучивший меня вопрос о паспортах.

.
Отец Кирилл немного нахмурился, помолчал. Потом положил свою руку мне на голову. И дальше молчит, ничего не говорит.

.
Напоминаю ему про мой вопрос:

.
– Батюшка, как мне с паспортом поступать? Можно новый брать?

.
Отец Кирилл внимательно на меня посмотрел, а потом сказал:

.
– Ты сам как думаешь?

.
Отвечаю:

.
– Батюшка, мне сердце подсказывает, что нельзя брать все эти электронные паспорта и карточки. В Апокалипсисе же все сказано.

.
Он еще раз посмотрел на меня испытующе. Положил руку мне на плечо и сказал:

.
– Если ты, Александр, сможешь со старым паспортом, то лучше оставайся.

.
То есть, он строго не сказал: принимать – не принимать. На мою свободную волю и решение определил.

.
И правильно. Так крепче! Не на кого будет сваливать при неполадках каких, огорчениях. Сам же решился.

15. Александр Жиров

.
Задал я ему еще много вопросов…

.
Он вдруг взял меня за руку, сильно сжал ее и, приподняв, развернул меня к иконостасу. Потом подвел к Алтарю и говорит с доброй улыбкой:

.
– Да, Александр, готовься к испытаниям.
– Батюшка, к каким?

.
Он долго молчал, склонив голову, а потом ответил:

.
– Мы доживем до антихриста.

.
Очень удивился я такому ответу, осторожно спросил его:

.
– Как мы? Кто мы? – грешным делом думаю, мол, ну ладно, я – молодой, а Батюшка-то старенький. Ему уже за восемьдесят. И он, что-ли доживет? Так близко, значит, погубитель наш?!..

.
Отец Кирилл, будто читая мои мысли, подтвердил:

.
– Мы все доживем до антихриста. Время очень быстро идет. А мы должны пройти испытания, если хотим достойно Господа встретить. Эти испытания будут попущены нам Богом.

.
Улыбнулся он после этих слов своих, перекрестил меня и снова напомнил мне, что руководствоваться надо во всем, как сердце будет подсказывать.

16. Лариса Приходько

.
У нас в доме находится иконочка Царственных мучеников… Это было как раз накануне канонизации Царственных мучеников.

.
Мы подумали, может быть, это к тому, что Россия возродится? Мы спросили Батюшку об этом:

.
– Батюшка, может все-таки Россия воспрянет?

.
Отец Кирилл был тогда очень озабочен, огорчен надвигающимися процессами глобализации. Он грустно ответил:

.
– Дай-то Бог! Хотя на возрождение сейчас надежды мало

17. Георгий

.
Знакомые хотели продать дом в Семхозе и купить трехкомнатную квартиру в Москве. У них было трое детей.

.
Они пришли к о.Кириллу, а он им говорит: «А как же, когда трудности начнутся? С продуктами трудности настанут.

.
Электричество, газ, отопление начнет работать с перебоями… Где вы будете? Как сможете жить? У вас очень маленькие дети.

.
Не надо продавать. Дом с земелькой обязательно нужно иметь».

.
В назидание им Батюшка сказал, что настанет такое трудное время, которое надо будет переждать.
Для этого желательно иметь всем дом за городом.

18. Георгий

.
Благодаря отцу Кириллу, стала мне понятна и вся история России. Прояснялось многое.
Отец Кирилл не забывает в конце каждой почти проповеди напомнить:

.
«Времена сейчас последние. Трезвитесь, блюдите себя… Яко опасно ходите».

19. Отец Кирилл (Павлов)

«Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет.

.
Надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царства Небесного».

Только православные могут ждать последний эшелон и возлагать на него большие надежды. Спаси, Христос, всех верных Тебе. Аминь

8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, исполнилось 95 лет со дня рождения архимандрита Кирилла (в миру - Ивана Дмитриевича ПАВЛОВА). Герой Советского Союза, знаменитый сержант, защитник дома Павлова в Сталинграде, он 6 лет воевал на фронтах Великой Отечественной, а потом 60 лет служил в Троице-Сергиевой Лавре.

Отказавшись от вступления в партию, воин-легенда был тут же разжалован и лишен геройского звания. В послевоенные годы окончил духовную семинарию, принял монашество и более 60 лет провел в главной обители России - Троице-Сергиевой Лавре.

Великий патриот и молитвенник, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского, он многолетними трудами стяжал благодатный дар прозорливости. Полвека духовно окормлял братию монастыря, правителей, церковнослужителей и мирян, приезжавших к нему из разных городов и стран мира. Был духовником трех патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II. Не случайно его называют «последний светоч России».

Бывший солдат Иван Павлов принял иноческий чин 22 июня 1954г.- в день начала войны. Он и этим особо запечатлен как защитник народа от всех нападений врагов видимых и невидимых. Одних отбивал силой оружия, других (более 60 лет) - силой Иисусовой молитвы.

10 лет назад тяжелый недуг приковал отца Кирилла к постели. Сегодня он плохо видит, плохо слышит, но губы непрестанно шепчут молитву. Обладая острым духовным зрением, он даже в таком болезненном положении продолжает руководить своих чад ко спасению. Греческий епископ, недавно посетивший старца, сказал, что «архимандрит Кирилл распинается ныне на страдальческом кресте - один за всю Россию».

Усилиями его духовных чад и воспитанников была издана книга под названием «Духовник» (М., 2013). Автор ее - священник Виктор КУЗНЕЦОВ, член Союза писателей России. В ней собраны драгоценные крупицы наставлений отца Кирилла, факты из его биографии, фотоснимки и свидетельства многих людей. Приведем некоторые выдержки из этой замечательной книги.

«Читайте Евангелие!»

Еще учась в семинарии, на любой перемене, урывая каждую минутку, уклоняясь от пустых бесед, он уходил от сокурсников, скрывался где-нибудь в углу и читал Евангелие. И всегда носил его при себе - старенькое, затертое, найденное когда-то на руинах Сталинграда. Есть минутка - он сразу руку в карман. И всем своим чадам постоянно давал наставление: «Читайте! Как можно больше читайте Евангелие! Как же можно жить по-евангельски, не зная Священную Книгу? А мы если и читаем, то так, отвлеченно. Когда мы молимся - беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь Сам беседует с нами. Бабушки наши порой не могли читать, у них коммунисты все книги отобрали, но они жили по Евангелию! Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, то есть согласно воле Божией. Над головой скорбящих, болящих и кто сидит в тюрьме читайте Евангелие, сколько можно глав, и в конце - молитву. Пусть оно будет вашей настольной книгой».

Цитата

«Мы можем посмотреть, насколько благотворно действует Евангелие на человеческие души. Почему наша страна называлась Святая Русь? Потому что наши предки учились на Псалтири и Евангелии. И благочестие процветало. Сколько людей из мира шло в монастыри! Потоки были желающих служить в иноческом чине! В России было более 1500 монастырей, и всех желающих они не вмещали. А сейчас монастыри возрождаются, но желающих не хватает. Вот следствие того, что люди теперь воспитываются телевизором. Преподобный Серафим Саровский никогда не расставался с Евангелием и говорил, надо так его знать, чтобы ум как бы плавал в нем».

Архимандрит Кирилл

«Не бежать из городов»

В последние времена, кроме прямой атаки на Православную Церковь, идет мощная размывающая атака на верных чад. Чтобы отлучить верующих от исповеди и причастия, запущен миф о безблагодатности Церкви. Развернута активная агитация на исход населения из больших городов. Но ведь именно в них и идет основная битва! Так ведется разрушительная работа изнутри - для распыления сил протестующих.

Отец Кирилл, как честный и бдительный страж наших душ, дал четкие ответы на эти вопросы. Никогда не говорил он о том, чтобы мы массово разбегались из городов, и если кто заводил такую «песню», возражал:

Да вы что? В городах, в столице столько храмов, столько святынь, столько людей, желающих спастись, ваших родных и близких! И вы их хотите бросить?

Да, он благословлял иметь дом с землей на трудное время, но никогда не одобрял уезжать из городов, где было столько борений, столько пота пролито нашими предками. Кому оставлять города? Врагам? На поругание? Чтобы наше единое стояние в истине не мешало им творить смрадные дела? Наоборот, отец Кирилл все силы своих чад мобилизовывал на борьбу со злом. И они утверждали, что когда в точности исполняют все, что он заповедал, все дела идут хорошо, без неприятностей и срывов.

«Не сокращать богослужения»

Батюшка очень скорбел из-за того, что в храмах перестали читать Псалтирь, стали сильно сокращать службу. Говорил:

Богослужение - это основа основ, а мы прогоним всё быстрей, быстрей, зато на посиделках можем сидеть часами... Всё земное оставьте. Блаженны, кто взошёл и находится в ограде Церкви. Здесь всё - в небо. Любите друг друга и спасайтесь. Потеряете любовь - всё потеряете. Все ваши устроения будут напрасными и сгорят.

Подвигов у нас нет, поэтому спасаться будем болезнями и скорбями. Не бежать от них надо, а принимать со смирением, как заслуженную нами неизбежность. Заболевшие послушно принимают горькие лекарства - для своего же выздоровления. Следует помнить слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин. 16, 33).

Про будущее сказал так: «Если мы будем жить, подвигая Бога на милость, Бог продлит нам мирное время. А если будем жить так, как сейчас живем и собираем гнев Божий, - то ждите войн и бедствий. На Церковь нашу сегодня идет гонение. Все другие церкви восстанут против православных. Тогда Бог и попустит войну, как в 1941 году. Всё очистит Господь!

«Но если заслужим, будет у нас и Царь», - говорил отец Кирилл. Всю жизнь он чтит Государя Николая II. И даже в те годы, когда его еще не прославили в лике святых, поминал и служил о нем скрытно.

«Меньше внимания внешнему,
больше - внутреннему»

Батюшка, почему нет радости от причастия? Ведь все сделала по правилу, а на сердце скорбь...
- Милая ты моя, внешняя подготовка - это совсем не то. Мы часто только внешнее и делаем. Надеваем белый платок, белую кофту, три дня поста, вымыться и правило вычитать. Не «вычитывать» надо, а по-настоящему молиться перед причастием! Или уж на крайний случай - прочитать всё со вниманием. А то ещё скажи, отчитался перед Богом, а теперь пойду дальше грешить. Большое согрешение - недораскаянность в грехах. Не получим мы тогда на царском пиру должную брачную одежду. Никогда не надо забывать, что на пир вышел только тот, кто был в брачной одежде. Если ты исповедался плохо или формально к этому относишься, или вообще без исповеди хочешь причаститься, то тебе брачная одежда не предоставляется. Ты на пиру присутствуешь, но весь будто в лохмотьях и в грязи. Меньше уделяйте внимания внешнему, больше - внутреннему. Всеми силами направляйтесь к добрым делам, к милосердию, к молитвенному служению - это ведь борьба. Напряженное стояние пред Богом можно сравнить с добровольным мученичеством. Особенно в наше время. Люди кидаются кто в научный атеизм, кто в социальную перестройку, кто куда. Ничего у них не получается, но все равно к вере не идут. Ничего их не берет. Все равно они нас не понимают...

Цитата

«Вера - самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать. В земной жизни неверующие люди забывают Христа и минуют Его, но при смерти они уже не могут Его миновать и обязательно встретятся с Ним лицом к лицу. И страх обымет их оттого, что не имели они веры. Дорогие мои! Будем паче всякого драгоценного сокровища хранить нашу веру. И она при всяких бедствиях, постигающих нас, укажет, где найти утешение и как отразить зло».

Архимандрит Кирилл

«Церковь будут рушить изнутри»

«В современных духовных книгах сейчас много искажений, - предупреждал отец Кирилл. - Будьте к ним осторожны и разборчивы. Порой в них пишут то, что не соответствует истине. Молитвословы проверяйте, там очень много отсебятин, вставок, опечаток».

Именно таким методам когда-то учил своих сторонников вождь мирового пролетариата: не надо воевать с противником, надо в него встроиться и превратить в абсурд изнутри. И вот сейчас именно такое время. Очень много посторонних людей встроено в Церковь. Они получают определенное задание и положение в иерархии, изнутри расшатывают основы Церкви, пытаются ее опорочить и уничижить.

Отец Кирилл советовал читать творения святых отцов: Феофана Затворника, Игнатия БРЯНЧАНИНОВА и др. «Это самое приемлемое», говорил он, а о современных богословах как-то молчал. Он дал нам, чадам, такую крепкую программу на всю жизнь. Почему падаешь? Значит, что-то не выполняешь из его наказов, от молитвы отошел или ленишься, или послабление себе даешь. Он твердо заповедал: «Будешь нарушать посты - будут тебе скорби. Будешь болтать в алтаре во время службы - будешь иметь неприятности». Так оно и бывает...

(Окончание следует)

Сотрудница Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви монахиня Феодора (Лапковская).

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории.

Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие.

«Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).

Сразу после армии поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, – говорят, – духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.

25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года – духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита.

Назначен духовником Патриарха Алексия II, в связи с этим переехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святого князя Владимира. Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

В середине 2000-х годов перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром.