Смысл искупительной жертвы иисуса христа. Зачем вам искупительные жертвы? Почему говорят о ходатайстве Христа за нас? Разве Бог Отец не любит людей, Его приходится упрашивать

Искупительная жертва Христа

Необходимость смерти Христа

главу 4 этой книги).

Кровь и ее значение

Искупительная жертва Христа, принесенная на Голгофе, ознаменовала собой поворотный момент во взаимоотношениях между Богом и человечеством. Хотя записи о грехах людей существуют, но благодаря примирению Бог не вменяет людям их грехи (см. 2 Кор. 5:19). Это вовсе не значит, что Бог смягчает наказание или что грех больше не вызывает Его гнева. Отнюдь нет. Просто Бог нашел способ даровать прощение кающимся грешникам и в то же время сохранить справедливость Своего вечного Закона.

Необходимость смерти Христа

Искупительная смерть Иисуса Христа стала для любящего Бога «моральной и юридической необходимостью» в целях поддержания Его справедливости и праведности. Божья «справедливость требует подвергнуть грех осуждению. Поэтому Бог должен совершить суд над грехом, а, следовательно, и над грешником. При исполнении суда Сын Божий по воле Бога занял наше место - место грешника. Примирение стало необходимо потому, что человек испытывал на себе праведный гнев Бога. Вот в чем суть Евангелия прощения греха и тайна креста Христова: совершенная праведность Христа вполне удовлетворила Божественную справедливость, и Бог согласился принять смерть Христа вместо смерти человека» .

Люди, не желающие принять искупительную кровь Христа, не получают прощение греха и еще находятся под гневом Бога. Иоанн сказал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). Поэтому на кресте была явлена и милость Бога, и Его справедливость.

«…Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25, 26).

Что совершает искупительная жертва?

Не кто иной, как Сам Отец предложил Своего Сына в «жертву умилостивления» (Рим. 3:25). Новозаветное слово «хиластерион», переведенное как «умилостивление», не имеет ничего общего с языческим представлением об «успокоении разгневанного Бога» или «умилостивлении деспотичного, своевольного и капризного Бога» . Библейский текст раскрывает, что «Бог по Своей милосердной воле предложил Христа в умилостивление Его святого гнева, направленного против грехов людей, потому что Он принял Христа как представителя человечества и Божественного Заместителя, Которому надлежало испытать на Себе Божий суд над грехом» .

В этом свете становится понятным описание смерти Христа, которое дает апостол Павел, называя ее «приношением и жертвой Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2; ср. Быт. 8:21; Исх. 29:18; Лев. 1:9). «Христово самопожертвование угодно Богу, потому что это жертвенное приношение удалило преграду между Богом и грешным человеком, поскольку Христос во всей полноте испытал на Себе гнев Божий, направленный против греха человека. Благодаря Христу Божий гнев не превратился в любовь. Христос отвел этот гнев от человека и взял его на Себя» .

В Рим. 3:25 апостол сосредотачивает наше внимание на том, что искупительная кровь делает для кающегося грешника. Такой грешник испытывает прощение, удаление чувства вины и очищение от греха .

Христос несет на себе вину грешника

В Священном Писании Христос представлен «понесшим на Себе» грех человечества. Проникновенно звучит пророчество Исайи: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Господь возложил на Него грехи всех нас… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению… (Он был) жертвой умилостивления… Он понес на Себе грех многих» (Ис. 53:5, 6, 10, 12; ср. Гал. 1:4). Именно это пророчество имел в виду апостол Павел, когда сказал: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3).В этих текстах представлена важная истина плана спасения: Христос понес на Себе наши грехи и вину, тем самым освободив от них нас (см. Пс. 50:12). Как раз об этой стороне служения Христа свидетельствуют обряды ветхозаветного святилища. Там перенос греха с раскаивающегося человека на невинное животное символизировал перенос греха на Христа, взявшего на Себя наши грехи (см. главу 4 этой книги).

Кровь и ее значение

В искупительных жертвах, приносимых во святилище, кровь играла главную роль. Бог показал ее важность для примирения, когда сказал: «Жизнь плоти в крови, и Я дал ее вам… чтобы совершить примирение для ваших душ» (Лев. 17:11, англ. пер.). После заклания животного священник должен был совершить особое служение, связанное с кровью жертвы, прежде чем могло быть даровано прощение.

В Новом Завете показано, что ветхозаветные обряды прощения, очищения и примирения через кровь заместительной жертвы нашли свое окончательное осуществление в искупительной Крови Христа, пролитой на Голгофе. Говоря об обрядах Ветхого Завета, апостол Павел утверждает: «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14). Пролитие Его Крови совершило искупление греха (см. Рим. 3:25). Иоанн сказал, что, поскольку Бог любит нас, Он «послал Сына Своего в умилостивление («хиласмос», греч.) за грехи наши» (1 Ин. 4:10).

Итак, «целенаправленное действие примирения со стороны Бога было совершено через примирительную и искупительную кровь (самопожертвование) Иисуса Христа, Его Сына. Следовательно, Бог в одно и то же время «обеспечивает примирение и принимает его»

Ответ священника:

В мире Христианства существуют три варианта ответа на вопрос о смысле Крестной жертвы Иисуса Христа: 1. Юридическая концепция Искупления, 2. Нравственная концепция, 3. Онтологическая концепция. Познакомимся с каждой из них. 1. Юридическая концепция именуется таковой потому, что Тайну нашего Спасения она интерпретирует в категориях средневекового права. Эту концепцию, правда с противоположными выводами из неё, доныне исповедуют Западные Христиане: Римо – Католики и Протестанты, а также появившиеся из последних, секты. Предпосылкой зарождения Юридической концепции было развитие в Западной части Римской империи юриспруденции. Своей самостоятельной философской школы Запад не имел. Даже такие известные западные философы, как Цицерон, Лукреций, были всего лишь компиляторами философских систем Востока (греческой философской мысли). Зато Запад прославился своим правоведением. Вплоть до Великих кодексов Наполеона, вся Европа подчинялась правовым нормам, основу которых заложил Рим. Система образования в Западной Римской империи, так – же строилась на изучении права. И когда Рим в 1 веке н.э. принял Христианство, суть Искупительной Жертвы Иисуса Христа, он стал объяснять в знакомых ему категориях права. Так, грехопадение Адама рассматривалось здесь, как оскорбление человеком Божественного величия. В средневековом уголовном кодексе, тяжесть вины определялась статусом того лица, против которого совершено преступление. Если человек украл коня у крестьянина, он получал одну форму наказания. Украл у вельможи, наказывался более серьёзно. Украл у царя, наказание становилось максимально тяжелым. Поскольку Бог – Бесконечное Существо, а люди – тварны и ограничены, ни сам Адам, ни все его потомки, (почему - то унаследовавшие его виновность), оказались не в состоянии оплатить Божественному правосудию за этот грех. Но вот приходит в мир Сын Божий, Воплощается в лице Человека - Иисуса Христа и приносит, так называемую, заместительную Жертву, то есть, принимает на Себя наказание, уготованное Богом Отцом, падшему Адаму и всем его потомкам. Он умирает на кресте, принося, таким образом, удовлетворение оскорбленному правосудию Божию за первородный грех. В силу этой заместительной Жертвы Сына Божия, Бог Отец амнистирует грешников, верующих в Иисуса Христа (то есть, освобождает от наказания за грех) с той лишь разницей, что с точки зрения Римо – Католицизма, человеку через принятие Таинства Крещения прощаются только грехи, совершенные до Крещения (в том числе – и первородный грех). Но в последующих за ними грехах, он может получить прощение через, так называемые, добрые дела, которые в Католическом богословии рассматриваются, как заслуги (и даже сверхдолжные заслуги - у святых). В Протестантизме и сектантстве утвердилась другая крайность. По мнению Протестантов, добрые дела в спасении вообще не нужны, но Бог вменяет человеку, верующему в Искупительную Жертву Иисуса Христа праведность Христову, и он становится свободен вообще от всех грехов. Юридическая концепция серьёзно искажает представления о Боге и Его взаимоотношениях с человеком. Греческий богослов Александр Каломирос в своей книге «Река огненная» говорит, что западное богословие, пропитанное духом юридизма заложило основу появления в Европе 18 – 19 веков атеизма и нигилизма, как попытку спрятаться от карающего за грехи Бога. Основные ошибки этой концепции можно выразить в следующем: А. Библия не знает таких терминов, как заместительная Жертва и удовлетворение и с точки зрения Евангелия, Бог не нуждается в каком - либо удовлетворении Своему правосудию за грех. Ярким подтверждением тому является притча Иисуса о блудном сыне, где отец просто и ничего не требуя взамен, прощает возвратившегося неверного сына. Б. Бог с точки зрения Юридической теории выглядит, как Существо, страдающее странной раздвоенностью. В Нем борются два свойства: правосудие и милосердие. Он и хотел – бы простить падшее человечество, как Милосердный, но не может, как Правосудный, пока не получит соответствующего удовлетворения. То есть, правосудие превращается в свойство, довлеющее над свободой Бога. В. Само спасение изображается, как изменение, происходящее лишь в Боге, но не касающееся человека. В его природе ничего не меняется. Она остаётся повреждённой, смертной и заражённой страстями. Меняется отношение к нему Творца. Как говорит диакон Андрей Кураев: «Кровь Сына Божия застилает очи Бога Отца. Теперь Он не видит грехи человека, хотя они в нем остаются, и видит его праведным, хотя он таковым не является». Но по словам митр. Сергия (Страгородского): «человеческая душа хочет не просто числиться в Царствии Божием, но жить в нем». 2. Как реакция на искажения Юридической концепции, возникает концепция Нравственная, которой придерживались некоторые богословы Русской Церкви, такие, как митрополит Антоний (Храповицкий), проф. Московской Духовной Академии – Тареев. Суть её заключается в том, что Христос, страдая на кресте, преподал нравственный образец преодоления искушений, послушания Отцу, самим делом проиллюстрировал Свое Евангельское учение. Очевидная ложность Нравственной концепции выражается в отсутствии в ней представления о Крестной Жертве, как о событии, способном преобрзить саму испорченную грехом природу человека. 3. Коснемся теперь интерпретации Искупительной Жертвы Христа, возникшей в Восточном Христианстве - в Православии. Само наименование её «Онтологической» говорит о рассмотрении как грехопадения, так и Искупления в категориях природы. Так, суть первородного греха эта теория усматривает не в виновности Адама и всех его потомков перед Богом, а в повреждении грехом самой человеческой природы, в разрыве падшим человеком связи с Богом, и, как следствие, в проникновении в него смерти. По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина «грех нас делает более несчастными, чем виновными». А святитель Василий Великий вообще говорит слова, повергающие Протестантов в полное недоумение: «Бог простил человечеству грехи ещё до пришествия Спасителя». И подтверждением тому является вся Ветхозаветная история: Творец печется о падших людях, заключает с ними Завет, несмотря на всю их греховность. И Сын Божий приходит в наш мир, как Врач. Он Воплощается, то есть, Родившись через Деву Марию «одевается» в человеческое естество, поврежденное грехом Адама. Для чего? – Что – бы в Себе Самом это воспринятое естество исцелить от последствий греха, проклятия и смерти и обожить, то есть теснейшим образом соединить со Своей Божественной природой. Поэтому, все основные события земной жизни Богочеловека Восточная традиция рассматривает, как послужившие исцелению Его человеческой природы и проникновению в неё Божественных энергий: Рождество, Крещение на Иордане, Преображение на Фаворе. Но особое место в этом ряду занимают Крестная Смерть Иисуса и Его Тридневное Воскресение. Апостол Павел в послании к Евреям пишет: «Ибо надлежало, что бы Тот (Бог отец), для Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их (Иисуса Христа) совершил через страдания» (Евр. 2.10). Слово «совершил» в греческом тексте послания звучит, как «тэлиосэ», буквально «довёл до совершенства». Что же в Иисусе Христе было несовершенно и нуждалось в усовершении? – Его Божество – совершенно. В усовершении, или в исцелении, нуждалась воспринятая Им в Воплощении человеческая природа. Её – то Он и «совершил через страдания» - исцелил в Себе Самом. А в Воскресении – освободил от власти смерти, проникшей в неё через падение Адама. Для наглядности, представим такой пример. Водолаз, опустившийся на дно моря, случайно перерезал себе шланг с подачей кислорода. И его вовсе не спасут слова капитана, произнесенные с корабля: «Я прощаю тебя за порчу государственного имущества». Если срочно не возобновить подачу кислорода, водолаз просто задохнётся. Именно так и рассматривает Православие спасение человечества, совершенное Иисусом: человек падением разорвал спасительное для него единство с Богом и стал задыхаться и умирать, пораженный грехом. Бог, в лице Иисуса, пришел на землю и в Себе Самом исцелил и обожил человеческую природу, возвращая нам её в Евхаристии. Причащаясь Евхаристического хлеба и вина, христианин приобщается к плодам Искупительной Жертвы, входит в онтологическое единство со Спасителем и обоживается. Он получает прививку бессмертия. Почему Сын Божий для спасения человечества избрал именно такой способ: унизительную смерть на кресте? – Это Тайна, которую ограниченный человеческий рассудок до конца не может вместить. Возможно потому, что в те времена крестная казнь была самой мучительно и позорной. И приняв её, Иисус, во – первых, через страдания исцелил воспринятую Им человеческую природу, во – вторых, явил во всей полноте Свою величайшую Любовь и Смирение, что – бы ею вызвать в искупленном человечестве ответную к Себе любовь и побудить людей воспользовавшись плодами Искупления, возвратиться через Него к Отцу.

В Ветхом Завете

Народ Израиля познал свое первое великое спасение, когда Господь избавил его от власти егип. фараонов. Слова «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. ) воспринимаются как введение к Десяти Заповедям. Свою тоску по новому великому освобождению народ Израиля выразил в страстном ожидании Мессии: «Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего» (Пс. ) О Господе как о Спасителе свидетельствует и освобождение израильтян из вавилонского плена (Ис 40-55). Подобно тому как раба выкупали из долгового рабства, Бог избавил народ Израиля от ига иноземцев. Господь восстановил благополучие Своего народа, возвратив ему свободу и землю.

Жертва

Роль в истории и культуре

С древнейших времен жертвы играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собственной ничтожности.

По свидетельству Библии, жертву Богу приносили Авель , Каин , Ной , Авраам , Исаак , Иаков , Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Жертва Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения, как правило, были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно.

Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность, а также кровь животных «покрывала» грехи тех кто приносил эту жертву; 2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа -> Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), Ж. благодарности, или мирная Ж. (Лев 3), а также Ж. за грех (Лев 4:1 - 5:13) и Ж. повинности (Лев 5:14 - 6:7). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, к-рое рассматривалось как дополнение к Ж. всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по к-рым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности). Была также жертва примирения (Лев 15).

Ветхозаветные жертвы

  1. Основной жертвой в израильском богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 - 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), к-рую приносили во искупление непреднамер. проступков (Лев 4:2).

Различаются четыре вида таких Ж.: Ж. за грех первосвященника (ст. 3-12), жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), Ж. за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и жертва за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в жертву тельца - самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин - козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.

Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, к-рое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда жертва приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:

  • представление Ж. (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертв. животное следовало привести к дверям скинии . Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
  • возложение руки. Приносивший Ж. возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
  • заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому - по милосердному установлению Бога - разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж., оплатив своей жизнью его грех;
  • помазание кровью. После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря - роги жертвенника всесожжения, если жертву за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о жертве священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (-> Окропление -> Чистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, след., вина оплачена;
  • после принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;

2) при принесении Жертвы всесожжения (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5).

Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что за представлением жертвенного животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение жертвы. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., жертва в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа - два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней жертвы (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);

3) Хлебное приношение (Лев. 2) состояло из плодов земли; оно вместе с жертвой возлияния дополняло собой жертву всесожжения (Чис 28:4-6). (При жертве возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной жертвы) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет к-рой символи-зировал чистоту. К этой Ж. добавляли -> ладан (ст. 1,2; в Синод. пер. - «ливан»), симво-лизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), к-рое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8).

Ж. следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (-> Маслина, масло, елей) (Исх 29:40). Те остатки Ж., к-рые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);

4) Мирная жертва (Лев 3:3) приносилась из крупного скота - быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого - овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, то есть лучшее от Ж. (см. Ис 25:6; 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время к-рой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного (Лев 7:15). Эта совместная трапеза была одновременно радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5; Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом.

Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15; 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16; 22:21; Чис 15:3); 5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 - 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех (Лев 7:7), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;

Отступив от Бога, человек в своем стремлении к неогранич. свободе попал в тяжелейшее рабство, оказавшись во власти мира, греха, дьявола и смерти; вместе с ним в рабстве оказалась и вся вселенная. Чтобы освободить мир и человечество от власти сатанинских сил, от проклятия и принуждения, чтобы помочь им осознать свое предназначение, потребовалась особая спасающая сила Бога Творца. Именно для осуществления этого спасения и явился в мир Иисус Христос (Евр 2:14 и след.). Как возвещается в хвалебной песни Захарии, Бог сотворил избавление, послав в мир Иисуса, и мы должны «небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» (Лк 1:71,74 и след.). Своей жизнью и смертью на кресте Иисус Христос «приобрел вечное искупление» для нас (Евр 9:12). В Нем мы имеем «искупление Кровию Его» (Еф 1:7) и прощение наших грехов. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28; 1Тим 2:6). Христос искупил людей не только от греха, но и от проклятия Закона (Гал 3:13 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; 4:5), избавил от грядущего гнева Господнего (1Фес 1:10) и от смерти (Рим 7:24 и след.; Евр 2:15). Это избавление предназначено не только конкретному человеку (2Тим 4:18), но и всей Церкви, всему Божьему народу (Лк 1:68). Через Иисуса Христа Бог примирил с Собой всю вселенную (Кол 1:20; Еф 1:10). Благая Весть об И. - основа христ. веры. Языч. народы также испытывали тоску по И. и ожидание некоего спасителя, к-рый оказал бы людям помощь в их бедствиях (с особой силой это проявилось в мистич. культах, ставших особ. популярными именно в новозаветный период). Однако истинное И., по свидет-ву Библии, явлено только в Иисусе Христе (1Кор 1:30). В смерти и в воскресении Иисуса Христа совершено полное И. всех наших грехов (2Кор 5:11-21). Верующие стали сопричастны к силам воскресения, но в течение всей своей жизни они должны бороться с силами зла (Рим 7; 1Кор 4:6-13; 2Кор 4:7-18). Начатый с И. процесс очищения и освобождения от грехов называется освящением. Только воскреснув из мертвых и войдя в Новое Царство, люди достигнут полного И. Это полное И. ожидает не только детей Божьих, но и все творение Господа (Рим 8:21 и след.), к-рое в день Страшного суда воссияет в своей совершенной славе. Верующие, к-рые Духом Божьим «запечатлены в день искупления» (Еф. ), будут жить на новой земле, наполненной «ведением Господа» (Ис 11:9; Авв 2:14).

Среди богословов возникали споры : кому же Христос принёс искупительную жертву, то есть, кому Он отдал Себя в обмен за грешных людей? Если Богу Отцу, то Бог Сын всегда Ему итак принадлежал и, кроме того, Он против жестокости и кровопролития. Если жертва принесена диаволу , то с ним нельзя договариваться, ибо «ложь есть и отец лжи». Если Сам Себе, то Его крестные страдания придётся признать актом бессмысленного самоубийства.

Принимается только то, что Христос принёс Себя в жертву за людей людям. И каждый, кто в таинстве святой Евхаристии принимает эту жертву - омыт Кровью Иисуса Христа.

Эзотерическое христианство на «Мистерию Голгофы» как на глобальный мистический акт, разрушивший преграду между земным и небесным мирами, возникшую после гибели Атлантиды, и определивший поражение сил тьмы, ибо казнь Христа кармически обрекла их.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Догмат об искуплении - это сердце православной веры. Все догматические утверждения в сфере триадалогии, христологии, экклесиологии и сотериологии проверялись отцами Церкви прежде всего по отношению к возможности искупления и спасения человека Христом. Он является не только критерием чистоты веры, но также камнем преткновения для еретиков и лжеучителей от апостольского века до наших дней.

Догмат об искуплении особенно раздражает либеральных теологов, которые, подобно древним иудеям, не хотят допустить, что Христос искупил и освободил их от плена греха и власти диавола. Они считают, что родились свободными и получат рай, как свое родовое наследство, а на Евангелие смотрят как на руководство к самосовершенствованию. Им чужд догмат об искуплении - это непоколебимое основание, на котором зиждется Новозаветная Церковь.

В других религиях и почти во всех конфессиях догмат об искуплении отсутствует или в корне искажен. В иудаизме этого догмата не существует. По учению Талмуда, Адамов грех не распространяется на его потомков. Иудей спасается исполнением предписаний Торы и Талмуда. Ожидаемый мессия избавляет не людей от греха, а Израиль от его врагов. Самые грешные из иудеев временно мучаются в аду, но затем получат прощение по молитвам Авраама и других праведников. Таким образом, в иудаизме содержится своеобразный национальный «апокатастасис».

В магометанстве учение об искуплении отсутствует. Исполнение Корана и сунны (предания) служит гарантией спасения для мусульманина. Магомет не искупитель, а посланник, через которого Аллах открыл людям свою волю. Коран категорически отрицает не только христианское учение о Жертве Христа, но сам факт распятия. По учению Корана, Христос взят на небо подобно пророку Илии, а вместо Него был распят Симон Киринейский (такая мысль встречается уже во втором веке у гностика Василида). Мусульмане верят, что все, исповедующие ислам, какие бы они грехи не совершили, в конце концов будут прощены и спасены по молитвам Магомета и его преемников. Таким образом, в исламе мы видим конфессиональный «апокатастасис».

В буддизме также отсутствует идея какого-либо искупления. Буддизм отвергает существование божества, как абсолютного духа. Мысль о вечной жизни, как продолжения бытия, вызывает у буддиста ужас и отвращение; он ищет спасения в смерти, в погружении себя в некий психический вакуум, где отсутствуют чувства, мысли и желания. Это психическое самоумерщвление воспринимается им как высшее метафизическое состояние. Нирвана - прорыв в воображаемую пустоту и переживание своего бытия как антибытия, где нет страданий - заветная цель буддизма.

Язычество, в самых высоких взлетах античной и индуистской философии и мифологиях, ничего не знало о той всемирной искупительной жертве, которую принесет Бог за человечество. В индуизме спасение - это растворение индивидуального в космическом, космического - в меоническом, меонического - в абсолютном; личность, как таковая, исчезает; спасителем является Шива - индийский сатана, который разрушает миры.

Только христианство принесло миру радостную весть о том, что человечество искуплено Кровью Христа. На эту весть языческий и иудейский мир ответил жестокими гонениями. Крест Христа казался языческим философам безумием, а иудейским учителям - унижением Божества. Однако уже во времена апостолов среди христиан появились еретики-докеты, которые учили, что Христос пришел на землю призрачно, в некоем эфирном теле. Эта ересь отвергала догмат об искуплении. Если Христос не принял человеческую плоть, то Его страдания призрачны, значит, искупление также призрачно и сама Голгофа превращается в сцену, где роль иллюзиониста исполняет Сын Божий. Это еретическое учение о «божественном обмане» было настолько пагубным и кощунственным, что апостол Иоанн запретил христианам пускать проповедников докетизма в свои дома и даже приветствовать их при встрече.

Другие гностики также отрицали искупительную Жертву Христа Спасителя. Гностик первого столетия Симон-волхв возил с собой женщину по имени Елену - блудницу из Тира, и учил, что его сожительница - образ человеческой души, а он - воплощение бога или высшего эона, который взял в свое общение падшую женщину. Это снисхождение божества к блуднице заменяет искупление у Симона-волхва.

Несколько отступая от темы, отметим следующее. Запутанное и темное учение Симона-волхва выглядит примерно так. Божество рождает мысль - эннию; энния творит ангелов; те восстают против своей родоначальницы и заключают ее в узы вещества. Энния переходит в тело Елены Прекрасной, из-за которой пала Троя, и в Елену-блудницу из Тира, которую Симон-волхв делает своей спутницей. Порочная жизнь женщин, в которых воплощается энния, не оскверняют саму эннию, и она в теле блудниц остается чистой искрой божества. В этом заключается тайное учение гностиков о том, что душа не зависит от телесных дел, как царственный узник не теряет своего достоинства от того, что находится не во дворце, а в мрачной темнице. Это значит, что можно отдаваться порокам и при этом оставаться чистым.

Другой гностик Карпократ развил учение Симона-волхва. Он считал тело постоянным врагом души и учил, что надо предаваться распутству для того, чтобы изнеможить и умертвить тело, и дать возможность душе скорее освободиться от его гнета. Унижение тела через пороки и разврат Карпократ считал спасением души и аналогом искупления. Это гнусное учение сирийских гностиков впоследствии преподнес своим читателям писатель-сатанист Анатоль Франс в повести «Таис», где проституцию представил как вид искупления.

Гностик второго столетия Василид создает теогоническую систему из 360-ти эонов по числу дней года. Эон София выпадает из плеромы - полноты бытия и погрязает в болоте вещества. Здесь к ней снисходит один из высших эонов - Христос и блистанием своего света открывает ей ту славу, которую она имела, находясь в плероме. Вслед за Христом София возвращается в свою небесную обитель. Никакого искупления здесь нет. Известный церковный историк Робертсон пишет: «Учение об искуплении было несовместимо с началами Василида. Он не допускал другого оправдания, кроме оправдания через усовершенствование в освящении, и заявлял, что каждый ответит за свои собственные грехи» («История христианской Церкви», Робертсон, 1 том, 45.стр.). Василид отрицал первородный грех и искупительную жертву Христа, а все сводил к научению.

Самым крупным гностиком второго века был Валентин, который описал перипетии и странствования Софии в духе детективно-мистического романа. В противоположность Василиду он допускал искупление, но в таком искаженном и изуродованном виде, что оно не имело ничего общего с апостольским учением о Жертве Христа.

Валентин делил людей на три группы: телесных, душевных и духовных. Для спасения духовных людей (пневматиков) было достаточно знания гностического учения; они спасались независимо от собственных дел и нравственных предписаний. Для душевных, к числу которых Валентин относил церковных христиан, Иисус распялся; перед распятием его покинул божественный эон-Христос и его собственный высший дух. Через распятие на кресте Иисус показал душевным христианам (психикам) как совершенствовать себя посредством страданий. Здесь был пример, а не искупительная жертва, и воздействие, подобное катарсису античных трагедий. Душевные, в отличие от духовных, могли спастись или погибнуть соответственно своим делам.

Всякая ересь связана с отвержением или искажением догмата об искуплении. Если нет искупления, то христологические догматы теряют свое значение; они становятся безразличными для сотериологии. Человечество мог искупить только Богочеловек, имеющий полноту Божественного бытия и совершенство человеческой природы. А дать заповеди и показать нравственный пример мог Христос, в интерпретации гностиков, монофизитов и несториан.

Если Христос не Искупитель, а учитель, то христология перестает быть необходимой для спасения, так как пример и учение - это внешние действия Божества по отношению к человеку, а искупление - замена человека Сыном Божиим на кресте, то есть мистическая онтология.

Почему православные богословы-апологеты так непримиримо боролись с арианством, считая эту ересь потерей вечной жизни? - Потому что Сын Божий, не равный Богу Отцу и иной Ему по природе, не мог принести совершенную, бесконечную, по своему достоинству, жертву искупления за все человечество, и стать Посредником между Святой Троицей и потомками Адама.

Почему Православная Церковь в течение многих столетий боролась и борется с монофизитством? Потому что монофизитство искажает догмат искупления. Если у Христа единая природа, то непонятно, Кто страдал на кресте, Кто умирал и воскрес: ведь Божество бесстрастно и неизменяемо. Если у Христа одна Божественная природа, то как же произошла замена человечества Христом на Голгофе?

Несторианство, с его учением о греховной природе Иисуса и о двух лицах, соединенных в Нем нравственно, извращает догмат об искуплении. Если человеческая природа греховна, то страдания и смерть становятся следствиями греха, а не добровольной жертвой.

Католики и значительная часть протестантов верят в искупление человека Христом, но экклесиологические ошибки их конфессий не дают им возможности воспользоваться плодами искупления.

В настоящее время активно действуют силы, которые хотят реформировать христианство в духе гуманизма и либерализма, осмеять учение о первородном грехе, унаследованного от Адама его потомками, изъять из сотериологии искупительную Жертву Христа и создать иное христианство в гностическом духе, где Христос выступает в роли учителя, и только в этом смысле является спасителем. Но подать пример и проповедовать новое учение может и несовершенное божество, как представляют Христа ариане.

Почему же тогда православные апологеты в течение нескольких столетий боролись с арианством? Почему христиане, не принявшие арианского символа веры и пострадавшие за это, являются мучениками и исповедниками, как те, кто во времена языческих гонений не отрекся от Христа? Христианские апологеты утверждали, что если Христос не равен Отцу, то наше искупление через Голгофскую Жертву не состоялось; оно потеряло свое аксиологическое совершенство, и мир остался неискупленным. Один из видных современных реформаторов заявил: «Христос спас меня тем, что научил, как побеждать грех». Но разве человечество не знало, что такое грех до Христа? Разве в ветхозаветной Церкви не существовало покаяния? В различных философских и религиозных учениях древности можно найти аналоги заповедям Священного Писания, но там не было Христа-Искупителя и Духа Святого - Освятителя, поэтому спастись не было возможно. Почему богоявления в Ветхом Завете не спасли людей, а необходимо было воплощение Сына Божия? Моисею явился Господь на Синае, беседовал с ним как бы «лицом к лицу», дал заповеди и подробные указания о богослужении. Но феофания (богоявление) без воплощения и искупления не могла освободить человечество от рабства сатаны и власти греха.

Голгофская Жертва усвояется человеком в таинстве крещения; оно означает, что человечество искуплено Кровью Христовой. В крещении человек получает не инициацию, как в языческих теургиях, а облачается во Христа. Если человек спасается только примером Христа - как надо жить, то что же он получает в таинствах Церкви? Почему до Голгофской Жертвы Дух Святой не мог сойти к людям и образовать Церковь благодати? Почему Христос не пришел на землю сразу же после грехопадения Адама, а понадобился срок в пять тысяч лет для приготовления человечества? Если дело в примерах, то ими полна вся история Ветхого Завета. Но почему же до пришествия Христа люди блуждали во тьме и праведники после смерти сходили в ад? Если дело только в научении и примере, то для чего нужны все христологические догматы, ведь Христос мог прийти в призрачном или ангельском теле и показать пример, как и что надо делать.

Но только Богочеловек - с совершенной божественной и человеческой природой в одном Лице - мог искупить нас. Если Христос не заменил человека Собой, а только показал ему как на картине, что надо делать, то тогда становятся бессмысленными все споры и догматические прения о Лице Иисуса Христа. Если нет искупления, то тогда открывается широкая дорога для экуменизма и теософии; более того, учение о соединении конфессий и затем религий, представляется как единственный христианский принцип, а догматические различия и Соборные Оросы - несущественными мнениями, которые не меняют сути христианства, а, напротив, являются преградами к единству веры и любви. Если Христос не принес за меня искупительную жертву, не заменил меня Собой, а только научил, как бороться с грехом, то какое мне дело, как в Его лице соединяются две природы, или сколько воль - одна или две - у Христа?

Меня должно только интересовать: как я своими усилиями воспроизведу в своей жизни пример Христа. Все конфессии согласны, что Христос учил добру, что Он страдал (призрачно или реально), а остальное, если нет искупления, не относится к моему спасению. Если жертвы за меня нет, а Евангелие - это педагогическое пособие с наглядными примерами, то какое мне дело, Христос - Богочеловек или простой человек, который нравственно совершенствовал себя всю жизнь и на кресте победил свой грех? Если Христос только учитель, а не Искупитель, то в этом смысле все основатели мировых религий могут называться «спасителями», так как учили, каким должен быть человек. Здесь Христос ставится в один ряд с Буддой, Магометом, Конфуцием, Пифагором и другими. Если нет искупления, то какая разница между феофанией и воплощением?

Ведь Господь говорил через Моисея и пророков. Если дело в научении, то какая принципиальная разница для меня между Нагорной проповедью Христа и голосом, исходящим от Огненной купины? Если нет искупления, а дело в назидании и примере, тогда открывается самая широкая возможность соединения Православия с чем угодно и как угодно, тогда интеркоммунион займет место общей сакральной трапезы, а теософия, как принцип единства во множественности, станет не только оправданной, но даже необходимой.

«И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиной» (Иоанн.17:19).

Иисус принес Себя в жертву за вас!

Некто молился: «Господи! Помоги нам взойти на гору вечности, туда, где веет ветер истины!» Этот ветер истины уносит копоть и гарь этого мира, которыми нам приходится дышать в греховной долине. И как бы хотелось оставаться на этой «вершине вечности» как можно дольше!

Вот оно, тихое дуновение ветра истины — Христос посвятил Себя за вас!

Слово «посвящать» в Библии означает что-то отделить, обособить, сделать предметом особого почитания и заботы. Это понятие относилось к предметам, дням, людям, которых отделяли для Господа. Так, Господь освятил седьмой день . Это значит, что Бог выделил его из всех дней, чтобы в этот день люди не занимались обычными делами, а сосредотачивались на Нем и Его слове.

Когда Господь освятил храм , это значило, что теперь весь храм и вся храмовая утварь должны служить одной цели – для совершения богослужения.

Когда Господь освятил Себе левитов , Он сказал, что они не имеют права заниматься земледелием или торговлей – их призвание служить Богу в храме

Когда Господь сказал, что Он посвящает Себя , это значит, что Христос посвятил Себя одной цели – быть нашим Спасителем. А без Голгофского креста быть нашим Спасителем невозможно.

1. Посвящение Христа было сознательным .

«И за них Я посвящаю Себя», - молился Спаситель. Он знал, за кого шел умирать.

Если говорить о знании Христа вообще, то оно поразительно всеобъемлюще. Иисус единственный, Кто в полноте знает Отца Небесного. Он знает ангелов. Он знает демонов. Он знает имя каждого небожителя, знает имя каждой звёзды. Он знает каждый атом в материальных объектах Вселенной. Христос знает, сколько людей живёт на нашей планете, и сколько волос у них на голове Пророк Давид восхищался полным знанием Бога: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда я встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:1-4).

В народе говорят: чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть. Для нас наш ближний — подчас загадка. Мы что-то знаем о нем, но не его. Христу не было необходимости даже знакомиться с человеком. «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2: 24-25). На тайной вечере Господь скажет то же самое: « Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13:18). Христу не нужно было никаких дополнительных свидетельств о людях. Он шёл на крестную смерть, зная, кто они, сколько они нагрешили, каковы их недостатки или достоинства. Он шел, говоря: «И за них Я посвящаю Себя …»

Для нас полное знание людской подноготной обернулось бы катастрофой. Вам известно очень верное, исполненное горькой иронии высказывание Уинстона Черчилля: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю свою собаку». Обычно во время брачной церемонии супруги посвящают себя друг другу «вслепую». Они предполагают, что их возлюбленный такой, каким они его себе нарисовали. Фактически они сочетаются не друг с другом, а со своим вымыслом. И когда наступает прозрение, и они узнают о неприятных чертах характера своих «половинок» — их любовь мало-помалу начинает истощаться. Приходят горечь и разочарование. Закручивается спираль конфликта: желание становится требованием; требование – потребностью; потребность формирует ожидание; неисполненное ожидание приводит к разочарованию; разочарование к гневу; гнев к наказанию. А уж наказывать мы умеем! Молчание, критика, обидные сравнения, насмешки, битье посуды, физическое насилие, разрыв отношений – вот неполный перечень «орудий возмездия».

Однако не так было со Христом! Господь в совершенстве знал греховность каждого человека. Он четко представлял Себе облик грешника, неприглядные черты которого изображены в пятой главе послания к Римлянам:

  • люди немощны .

Это значит – больные и слабые. Когда , оно не подразумевает их прикованности к инвалидным коляскам или к постелям. Речь идёт о немощи духовного свойства. Один из служителей верно заметил: «Большинство своего свободного времени мы свободны делать то, что хотим. Однако мы не свободны делать то, что нужно». Люди не делают нужного для спасения души, они не радуют Бога.

  • люди нечестивы .

Слово «нечестивы» означает «кощунники», те, кто неуважительно относится к святыне. Это порочные и развратные люди. Они сейчас на плаву. Александр Гордон сетовал: «То, что возвышает душу, сейчас запрещают, а то, что разлагает душу — разрешают» . И ему вторит писательница Нина Чагадаева: «Мат на сцене стал обычным явлением. Главный матерщинник страны, Шнуров, в течение десяти лет развращал нашу молодежь. Не все, конечно, знают, что в уголовном кодексе есть статья за сквернословие, но Шнуров не только не подвергался штрафам или арестам, ему, в Петербурге, представлялись лучшие концертные площадки ». Разносчики нечестия только потому не сидят без работы и преуспевают, что их товар без труда находит потребителя. Как говорится, спрос рождает предложение.

  • люди грешны

Грех – это осознанное или неосознанное нарушение Божьего закона. Французский эссеист Мишель Монтень сказал: «любой порядочный человек, представь он все свои мысли и действия перед законом, заслужил бы быть повешенным десять раз в своей жизни» Люди грешат не только по необходимости, но из-за пристрастия к греху. Любовь к греху нашла свое выражение в народных поговорках: «грехи любезны, доводят до бездны», «благословясь не грех, сказал убийца», «быть на свадьбе, да не быть пьяну – грешно».

  • люди враждебны

Они враги истины, враги Бога, враги Христа, враги церкви. Все их помышления, слова действия — это злой вызов Богу и вражда против Него. (Римл. 8, 7) Конечный результат эволюции всякого греха – Богоубийство: «Распни Его!»

Спаситель очень хорошо знал библейскую правду о людях. И для нас остаётся величайшей загадкой, как мог пресвятой, пламенно преданный истине, безмерно ненавидящий грех Христос возлюбить мир и принести Себя в жертву за его спасение?! «Мой ум смолкает, но сердце мне твердит, любовь великое свершает и в малом дивное творит!»

Любовь Христа – абсолютно осознанная, и оттого стойкая и неизменная. Она не знает взлетов и падений, не знает усталости, не испытывает разочарований. Она всегда на максимуме! Она вечна!

Не прячьтесь от Божьей любви, говоря: «моих грехов слишком много, чтобы быть возлюбленным и прощенным Богом». Христос знает каждую клеточку вашего тела и каждый закоулок вашей души. Вы для Него не сюрприз. Дело не столько в вашем нечестии, сколько в Его осознанном решении спасти вас и простить. Поэтому выйдите из берлоги невежества и самооправдания, вручите себя Тому, Кто посвятил Себя вам!

Ионафан неоднократно признавался Давиду в своей любви (1Цар.20:17). Признавайтесь в любви к вашему Небесному Давиду! Не измеряйте Его любовь вашим жалким опытом! В минуты духовных падений не рассуждайте: «если моя любовь способна обратиться в ненависть, то же самое может произойти и с Божьей любовью» Нет и нет! Господь постоянно обращён к вам Своим лицом, Своими очами, Своими устами, Своими руками! Он говорит: «приди ко Мне, усталый и обременённый, — Я успокою тебя».

Мы должны крепко ухватиться руками веры за сознательную посвященность Иисуса Христа нам. Не выпрашивайте никаких дополнительных подтверждений любви Господа. Никогда не говорите: «Господи! Если Ты любишь меня, пусть, произойдёт то или другое. И, тогда, я смогу убедиться в Твоей любви». Никогда не произносите таких дерзких и глупых молитв, ибо они уничижают крест! Лучшего доказательства, чем Голгофский крест Бог вам предложить не может! «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).

2. Посвящение Иисуса Христа было полным

«И за них Я посвящаю Себя» . Христос приносил в жертву не безгрешного херувима, не жертвенное животное, не золото или бриллианты, но Себя Самого. Это великая жертва!

Господь назван Альфой и Омегой! Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Ветхий Завет относит это выражение к Иегове (Ис.48:12), Новый Завет относит его ко Христу (Откр. 1:10), подчеркивая равенство Отца и Сына. Как не существует никаких букв до Альфы, так никого не существовало до Христа. И как не существует никаких букв после Омеги, так ничто не может существовать после Христа. Он – полновластный владыка вселенной! Он начало и конец всему! Апостол Павел очень хорошо выразил значимость Христа: «…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17).

Царь царей и Господь господствующих пожертвовал Собой ради блага подданных! Творец умирает за жалкое творение, которое было бы проще уничтожить, чем перевоспитывать. Какое полное посвящение!

Чем мы заслужили подобное отношение? Ничем! «Он выбрал крест и гвозди, чтобы завоевать твое сердце!» (М. Лукадо)

Дорогой брат и сестра! Если эта жертва так значима, если так полно, то как вы можете сомневаться в спасении, будто оно – результат ваших усилий, а не труда, совершаемого в вас Христом? Если эта жертва так значима, то как вы можете все дальше пренебрегать ею и не пользоваться ее плодами? Послушайте: «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него?» (Евр.2:2-3).

В житиях святых есть рассказ о том, как два пустынника ушли в город продавать свое изделие с тем, чтобы купить хлеба и вернуться в пустыню. За те несколько часов, которые они провели там, один из них согрешил, и другой пал. Когда они встретились, один сказал: Я в пустыню с тобой не вернусь, мне там больше нет места: я согрешил, я оскверню наше братство… Другой ему сказал: Бежим в пустыню, будем каяться – и Бог нас очистит!.. Он его убедил. И оба вернулись. Признались всему братству в своих грехах; им было велено в течение сорока дней, запершись в кельях, умолять Бога. И братья приходили к их окнам и дверям, и прислушивались. Первый – день и ночь исповедовал свой грех, плакал над собою, говорил Богу, что нет ему уже надежды на спасение. И братья изумлялись такой силе раскаянья. А у кельи другого они стояли в недоумении, потому что после первого исповедания подвижник стал петь пасхальные песнопения. Благодарить Бога за Его любовь, за Его милосердие, за то, что Он – спасение. Они отходили, покачивая головой: этому, верно, не спастись, он не умеет каяться… Прошло сорок дней, и оба вышли из своего келейного заточения. Первый сказал, что за эти сорок дней он до глубины познал свое недостоинство, понимает, что ему нет места в братстве, посвященном чистоте, подвигам и Богу. И он ушел из пустыни и погряз в грехе. А другой вышел с сияющим взором: он говорил о том, что Бог – его Спаситель, что все возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. И он остался, и долголетним подвигом вырос далеко за ту меру, от которой он отпал… Он спасся надеждой, он спасся той искрой радости, которая отличает надежду как предвкушение, от веры, являющейся лишь убеждением». (Митрополит Антоний Сурожский)

И если Христос отдал Себя нам полностью , также не будем ничего в нашей жизни считать своей безраздельной собственностью. Пусть Ему принадлежат ваши душа и тело, пусть Его славе служат ваши средства, семья, и работа. Господь! Всё отдаем Тебе в ответ на Твое полное посвящение!

3. Посвящение Иисуса Христа было целенаправленным .

«И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиной ». Конечная цель посвящения Спасителя – наше освящение. Спаситель не шел на крест вслепую – «будь, что будет». Иоанн пишет: «Иисус же, зная все, что с Ним будет…» (Иоан.18:4). Он знал, кто будет допрашивать его во дворе первосвященника, кто нанесет ему первый удар по голове. Он знал, как поиздевается над ним Ирод, как Пилат будет выкручиваться из щекотливой ситуации; Он знал, сколько ударов плетьми обрушится на Его спину, и какой тяжести взвалят на Него крест. Он знал, сколько шагов Он пройдет до Голгофы, и с какой болью отзовутся Его руки и ноги на пригвождение ко древу Креста. Он знал, сколь горькой окажется чаша временной разлуки с Отцом. Он знал, также и цель подвига - освящение учеников.

Эта желанная цель всегда была у Него перед глазами: «Предназначение человека не в счастье, не в здоровье, а в святости. Святость — это непорочное хождение ногами, непорочная речь устами, непорочное мышление мозгами. Для человека важно только одно — примет ли он такого Бога, Который хочет его сделать святым. Бог — это не машина для того, чтобы навечно благословлять людей. Он пришел не для того, чтобы спасти людей от погибели из жалости к ним, Он пришел, чтобы спасти людей от погибели, потому что создал их для святости». (Чемберс)

И вновь Господь подчеркивает, что средством освящения является истина. Как часто верующие забывают это! Они стремятся достичь освящения через покаяние, через жесткую дисциплину, через запреты, но не через познание истины. Отсюда и возникают печальные искажения.

Как-то я был приглашен на библейскую конференцию. Я сел в первом ряду возле незнакомого мне брата. Мы поприветствовали друг друга, познакомились. И без вступительных слов он рассказал мне свою печальную историю. «Было это на Украине в годы активного разделения в братстве ЕХБ. Я был ответственным за молодежь в общине Совета Церквей. Мы посещали с благовестием церкви, в том числе и регистрированные. Старшие братья дали нам наказ: «Пресвитеров регистрированных церквей не приветствуйте!»

Итак, мы прибыли в регистрированную общину, где нам любезно предоставили возможность петь и проповедовать. После служения пресвитер церкви, отсидевший при Сталине десять лет за веру, подошел ко мне и, протянув руку, сказал: «Приветствую, брат!» Взглянув на него, я спрятал руку за спину и сказал: «Нам нельзя приветствоваться с вами!» Старец растерялся. Слезы покатились из его глаз на белую бороду, а рука повисла в воздухе. После недолгого замешательства он произнес: «Да благословит тебя, Господь!»

Брат окончил свой рассказ. Видно было, что, несмотря на прошедшие десятилетия, его глубоко печалил поступок активной юности. А я думал, как же легко бывает в пылу борьбы за чистоту веры пренебречь Писанием и придумать свои способы освящения – «регистрированных пресвитеров не приветствуйте». А где ? А где же уважение к автономии церкви, которая имеет право решать, кого приветствовать, а кого нет? И еще я понял, как милостив Господь! В моем брате-собеседнике живет Христос. Когда-то Он нежно обличил эту неправедную горячность, это пренебрежение словом Божьим. Подлинное освящение возможно только от могущественного воздействия Библии. За нашу преданность Слову и возрастающее от него освящение Христос взошел на крест!

Виктор Семенович Рягузов г.Самара