Суббота или воскресенье святой день? Воскресный день. — Отец Владимир, спаси Вас Господь за советы

29.07.2011

Воскресенье – славный день Господа

Этот документ был составлен по двум причинам. Во-первых, как это часто происходило в истории после Реформации, возникли разногласия о взаимосвязи между четвертой заповедью и последствиями соблюдения воскресного дня. Во-вторых, из-за подоплеки этих разногласий, а именно изменения духовного климата в нашей стране (Нидерландах), превратившейся в светское мультирелигиозное общество. Недавние экономические и социальные явления (интернационализм, глобализация и развитие технологий) оказали серьезное влияние на традиционную культуру нашего народа. Поэтомумы надеемся, что представленный документ поможет нидерландским реформатским церквам двадцать первого столетия заново переосмыслить собственное учение о воскресном отдыхе и праздновании дня Господня.

Введение

Мы, реформатские церкви Нидерландов, признаем обязательность исполнения четвертой заповеди, как неотъемлемой части Д есяти заповедей, и всех наставлений, которые относятся к ней в Святом Писании. Эта заповедь является одной из основных причин, почему мы празднуем последний день недели как день воскресения нашего Господа Иисуса Христа. Мы желаем больше узнать о том, как воскресенье было даровано Богом для нашего искупления и освящения в повседневной жизни.

Наставление

От шабата к воскресенью

Как Израиль в течение многих столетий праздновал шабат , так христианская Церковь празднует воскресенье как день воскресшего Господа. Иисус Христос называет Себя «Господином шабата » (Мк . 2:28). Он проявил С вое полное послушание Богу и принес совершенную жертву за грех. В первый день недели Он воскрес из мертвых. Божьи великие деяния творения и спасение Израиля из египетского рабства были главными мотивами для празднования ветхозаветного шабата . Во Христе Бог целенаправленно развивает историю искупления. Божье великое деяние, воскрешение С воего Сына из мертвых, являетсядополнительным мотивом для празднования воскресного дня.

В Новом Завете упоминается о том, что воскресший Христос являлся С воим ученикам в первый день недели (Ин. 20:19, 26). Первая христианская община собиралась каждый день в иерусалимском храме и по домам (Деян . 2:46). Первый день недели приобретает новое значение, потому что именно в этот день община собиралась для слушания апостольского учения, преломления хлеба (Деян . 20:7) и приношения даров (1 Кор . 16:2). Позднее этот день будет назван «днем Господа» (Откр . 1:10). Вот почему христианская церковь называет воскресенье «славным днем Господа».

День Господень и дни Господни

В Новом Завете практически нет упоминания о взаимосвязи между празднованием воскресного дня и исполнением четвертой заповеди Божьего Закона. Каждый день, как и вся жизнь, освящен Господом Христом. Тот, кто празднует определенный день как знаменательный день, прославляет Господа (Рим. 14:6). В новозаветном мире воскресенье было первым днем обычной рабочей недели. Однако вскоре этот день приобрел новое значение, благодаря тому, что христианские общины начали собиратьсяутром и вечером для богослужений.

Христос – исполнение всего Закона (Мф . 5:17). В С воем учении о Царстве Иисус уделяет серьезное внимание обсуждению Божьих заповедей. Великая заповедь любви и совершенства укрепляет тех, кто идет по стопам своего Господина. В Евангелиях рассказывается о том, как Христос соблюдал день субботний согласно Божьим постановлениям и участвовал в синагогальном богослужении. Читая эти тексты, совершенно не ожидаешь, что празднование седьмого дня будет изменено. Однако все меняется с момента смерти Иисуса Христа и пребывания Его тела в гробнице в субботний день. Воскресение Христа определило различия между старым и новым пониманием.

Подобно всем остальным заповедям, четвертая заповедь представлена нам в личности Христа. В свете единства Святого Писания и личности Господа Христа Церковь желает понять, что же значит помнить день субботний, свято хранить его, а также почивать в день ГОСПОДЕНЬ. Пользуясь свободой Святого Духа, мы хотим узнать, что является временным, а что вечным и новым в Божьей воле относительно четвертой заповеди Его закона.

Временные, вечные и новые аспекты

Бог желает, чтобы Его творениеимело возможность отдохнуть и позволяет ему «перевести дыхание» (Исх. 23:12). Он желает освободить людей от бремени тяжелого труда, который они выполняют по причине проклятия. Этот мотив из области творения (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11) усиливается мотивом из области искупления (Втор. 5:15). Человеку, животному и земле позволено наслаждаться отдыхом, который им дарует Господь.

Временный аспект четвертой заповеди проявляется в седьмом дне, в жизни на земле обетованной, в утверждении закона в израильском народе и в постановлениях относительно седьмого дня для Божьего народа. Следует отметить, что все эти законы и постановления вели Израиль к Христу. Святое Писание называет день субботний тенью будущих благ, в то время как Христос является исполнением всех ветхозаветных чаяний (Кол. 2:17). Земля обетованная была временным олицетворением покоя. Христианская Церковь является странницей, временно пребывающей в этом мире. Христиане далеко не всегда и далеко не везде способны сделать так, чтобы день покоя совпадал с днем воскресным.

Вечные аспекты четвертой заповеди проявляются, прежде всего, в чередовании работы и отдыха. Мы замечаем действие этого принципа в днях покоя и праздниках, когда люди отдыхают от всех дел своих, наслаждаясь тем, что дарует им щедрая десница Господа. Этот принцип мы наблюдаем в примере С амого Бога, когда Он почил на седьмой день после шести дней работы (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11). Кроме того, Сам Господь говорит о том, что не «человек для субботы, но суббота для человека» (Мк . 2:27). Эта истина проявляется в провозглашении Им Евангелия, а также в исцелениях в субботний день. Они особенным образом указывают на покой, который можно обрести в Нем, и в который Господь приглашает войти С воих людей (Мф . 11:28-12:21).

Новый аспект заключается в том, что благодаря воскресению Христа, уже имеет значение не седьмой день недели (суббота), а первый (воскресенье). Только во Христе мы можем обрести истинный покой (Мф . 11:28-30). Он наш Шабат . Вся жизнь грешников освобождена Христом от гнета греха и вины. Благодаря Ему , свет сияет над всеми днями недели и над всеми людьми, населяющими этот мир. Пришествие Его Царства облагодатствует нас вечным покоем шабата (Евр. 4:9). Вот почему мы молимся: «Ей, гряди Господи Иисусе » (Откр . 22:20).

Воскресенье день для церкви

В свете нового аспекта, который проявился во Христе, мы можем увидеть вечные принципы четвертой заповеди (в отношении новозаветной церкви). Повеление об отдыхе должно быть четким и ясным. В воскресный день мы учимся обретать покой в завершенной работе нашего Творца и в завершенных страданиях нашего Спасителя. Начиная с воскресения Христа, первый день недели приобретает новое значение в Святом Писании. Живой Господь собирает в этот день С вой народ, чтобы на протяжении последующих дней он был светом этому миру.

Собрание новозаветной Церкви в день Господень соответствует «святому собранию» ветхозаветного Израиля в день субботний. Мы не должны «оставлять собрания своего, как у некоторых есть обычай», видя приближающийся день Господнего суда (Евр. 10:25). Божий призыв к покаянию звучит каждый день (4:1-13). Глас Господень слышен особенным образом, когда читается Святое Писание и звучит проповедь в собраниях верных. Христос является Господом Церкви, которая образует Его тело. Мы желаем серьезно относиться к Божьему повелению об отдыхе и воспоминании Божьих деяний. Мы исполняем эту заповедь, когда празднуем воскресный день, собираясь вместе как община Христа. Будучи христианской церковью, мы знаем, что призваны принять дар этого дня отдыха с благодарением, пользуясь всеми без исключения его благами для Божьей славы. Воскресенье – этосимвол нашего желания служить Господу в полноте свободы.

Мы поддерживаем друг друга в желании отстраниться, насколько это возможно с нашей стороны, от профессиональной работы и любой другой деятельности, которая препятствует участвовать в богослужениях в день Господень, общаться с братьями и сестрами, а также отдыхать на законных основаниях. Мы исполняем четвертую заповедь, когда наслаждаемся днем Господним, отказываясь от повседневной работы (Ис . 58:13).

Община как Тело Христово

Двойная заповедь любви является кратким изложением Божьего закона, а также красной нитью, которая проходит через все заповеди (Мф . 22:27-40; Рим. 13:8-10). Любовь к Богу, как наивысшая заповедь, исполняется в собрании церкви пред своим Господом. На подобных собраниях община предстает пред своим Главой. Любовь к ближнему проявляется в желании собраться вместе как община. Тело Христово – это почетное звание Церкви. Эта заповедь призывает нас не пренебрегать собраниями, а поддерживать друг друга. В Теле Христовом не должен отсутствовать ни один член (1 Кор . 12:12-31). Соблюдение дня Господня объединяет верующих водно Тело. Именно в этом Теле мы все крещены одним Духом (1 Кор . 12:12-13).

Воскресенье и общество

По Божьему провидению воскресенье в Европе стало днем отдыха. Нидерландские реформатские церкви благодарны Господу за этот дар. Однако современные голландцы позабыли о религиозном содержании воскресного дня, считая его обычным выходным днем. Ввиду того, что законодательство нашей страны создало больше возможностей для работы в этот день, становится очевидным факт ослабления государственной защиты воскресенья. Данные обстоятельства побуждают нас открыто и единодушно, словом и делом провозглашать Евангелие Ии суса Христа. Это значит, что:

мы указываем на Творца всего сущего, Который установил ритм чередования работы и отдыха для людей, созданных по Его образу и подобию;

мы свидетельствуем о Спасителе, Который спасает погибающих людей от власти греха и объединяет их в С вою общину;

мы прославляем Святого Духа, Который желает обновить людей в соответствии с образом Христа, иК оторый направляет их к новому небу и новой земле.

Мы желаем соблюдать день воскресный во славу живого Господа и праздновать его как день христианской общины. Мы также считаем, что воскресенье является днем коллективного отдыха. От начала Бог Израиля повелел, чтобы в день субботний отдыхали не только израильтяне, но и слуги, чужеземцы и скот (Исх. 20:10; Втор. 5:14). Мы стремимся к тому, чтобы облечь празднование воскресения в форму, которая бы отображала прекрасную картину нашего отдыха с Богом и общения друг с другом. Мы молимся, чтобы этот пример и свидетельство способствовали обращению наших ближних к Христу. В повседневной жизни, во время отдыха и в воскресный день мы желаем быть верными Господу, обретая в Нем покой. Именно таким образом мы, едины в своем исповедании учения тридцать восьмого дня Гейдельбергского катехизиса, желаем в наше время и в наших обстоятельствах исполнить Божий замысел в отношении четвертой заповеди и воскресного дня.

Практическо-этический раздел

В обществе, где активно пользуются мобильными телефонами, ноутбуками,интернетом и электронной почтой, люди находятся в постоянном движении. В таком контексте, времени на отдых практически не остается, и это несмотря на сокращение рабочей недели. Поэтому нам необходимо обратиться за помощью к нашему Создателю, Который есть Творцом и работы, и отдыха . Нам следует помнить, что Христос является Господом как освобожденных рабов, так и дня отдыха.

Вся человеческая жизнь, включая работу, продолжает находиться под проклятием грехопадения (Быт. 3:15-19). Кроме того, в обществе с высокоразвитой экономикой работа по-прежнему остается тяжким трудом (Еккл . 1:3). Образование оказывает серьезное давление как на молодых, так и на пожилых людей. Поэтому, как чудесно, что Творец включил день отдыха в семидневную неделю (Быт. 2:2-3; Исх. 20:8-11; 23:12)!

Следуя Божьему примеру и повелению, мы должны уделять время отдыху, учась наслаждаться жизнью и проделанной работой. Таким образом мы прославим Бога как совершающего всю работу в нашем мироздании. Ведь все в нашем мире существует исключительно благодаря Его благословениям, а не нашей деятельности.

Вначале отдых

Вначале отдых, а затем празднование. Бог завершает С вои творческие деяния и таким образомзакладывает основание для Шабата . Христос завершает С вое искупительное деяние, и таким образом закладывает основание для Воскресенья. Бог создает время, чтобы установить отдых. Его заповедь относительно отдыхане трудна (1 И н. 5:3; Мф . 11:30). Через это мы учимся стремиться к совершенному покою (Евр. 4).

Господь заповедал, чтобы работники, животные и земля наслаждались отдыхом. Это повеление об отдыхе относится к нашему народу, обществу и экономике. Бог желает, чтобы мир умел отдыхать по-настоящему. И словом, и делом Церковь должна свидетельствовать о Творце и Искупителе, Который обновляет все живущее. Соблюдая день покоя, мы демонстрируем, что освобождены от рабства, от своих собственных грехов, поступков и экономических законов. Празднуя воскресенье, мы провозглашаем Христа Господом этого дня отдыха (Мк . 2:28). Слова Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне», несомненно, относятся к воскресному дню (Мф . 6:34). В день покоя мы учимся радоваться Его заботе, подобно тому, как Израиль научился ощущать Божью заботу, вкушая манну.

Хотя в Ветхом Завете содержится мало предписаний относительно поклонения в субботний день, само празднование должно было соответствовать определенной форме. Можно вспомнить, к примеру, «скинию собрания» и жертвоприношения, «святое собрание» и позднее – синагогу. Для Иисуса участие в синагогальном богослужении в субботний день было обычным делом (Лк. 4:16). В Новом Завете говорится, что Христос после С воего воскресения явился ученикам, собравшимся в первый день недели (Ин. 20; Деян . 20), который был назван «днем Господа» (Откр . 1:10).

Христос вводит нас в С вою общину , которая является Его Телом. Община – это не собрание отдельно взятых личностей, а Тело Христа, которое, благодаря действию Святого Духа, состоит из многих членов. Когда Искупитель призывает нас присоединиться к Его общине, нам следует помнить, что в ней нет места индивидуализму.

Когда община собирается для богослужения, она представляет собой Тело Христово, которое служит своему Господу. На богослужении община предстоит пред Богом, искренне готовая войти в Его покой (Евр. 4). Следуя примеру ранней Церкви, нам следует возродить практику вечернего богослужения, дабы наслаждаться воскресением во всей его полноте. Если на вечернее богослужение приходит слишком мало людей, тогда необходимо наставить общину и призвать ее к более ответственному отношению к служению Господу.

Обучая церковь, необходимо обратить внимание на взаимосвязь между :

Божьим повелением и нашим добровольным подчинением;

собравшейся общиной и пониманием того, что значит быть живым членом Христова Тела;

работой и нашей личной ответственностью.

Для того чтобы возрастать в христианской жизни,необходимо верное провозглашение Божьего Слова и общение святых.

Принимая во внимание факт увеличения числа работающих в воскресный день по причине социального и экономического давления, следует напоминать друг другу о необходимости установленного Богом отдыха и о нашей полной зависимости от Божьего благословения. Важно отметить, что есть работа, которой можно заниматься в воскресный день, например, евангельское служение (Мф . 12:4-5) и дела милосердия (Мф . 12:6-7). Данные обстоятельства предоставляют возможность осмыслить нашу христианскую жизнь. Какая работа (профессиональная деятельность) необходима в день Господень, а какая нет? На этот вопрос необходимо отвечать, руководствуясь принципом христианской свободы. Решения по данному вопросу должны приниматься после внимательного исследования Святого Писания, молитвы о ниспослании мудрости и совместного обсуждения. Стих из Исаии 58:13 может служить для нас практическим руководством в этой области.

Опасность постоянной работы в воскресный день заключается в утрате ритма воскресного отдыха. В данном случае у человека не остается сил посетить даже одно богослужение. Кроме того, он не принимает никакого участия в жизни общины. При таких обстоятельствах важность молитвенной жизни становится еще более очевидной. Мы должны усиленно молиться о нашей посвященности Богукак Господу не только всего сущего, но и Господу Церкви, принадлежащей Ему. Очень хорошо, когда поместные общины оказывают поддержку тем, кто попросту вынужден работать в воскресный день. Эта поддержка может быть как в форме молитвы, так и в форме общения. Решая вопрос о времени проведения богослужений, необходимо учитывать возможности членов церкви, которые вынуждены работать.

Работу ради увеличения и без того достаточного заработка необходимо отвергнуть как сребролюбие (1 Тим. 6:9). Господь ясно говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть . Не можете служить Богу и маммоне » (Мф.6:24).

Закон Господень – это руководство по благодарению Господа за искупление, которое у нас есть во Христе. Четвертая заповедь помогает нам в труде и в отдыхе испытать освящение всей нашей жизни. Святой Дух наполняет общину как храм, в котором грешники обретают силу жить для славы Божьей на протяжении всех дней недели.

Христос освободил шабат от человеческих законов, которые обременяли этот день покоя. Развитие модели воскресного освящения требует творческого подхода, дабы узнать, что «есть воля Божия , благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Дабы дополнять друг друга как члены Христова Тела, нам необходима любовь . Оценивая друг друга и говоря друг о друге, полезно помнить о терпении и милосердии. Кроме того, размышляя о работе в воскресный день, необходимо принимать во внимание не сам факт этой работы, а мотивы и обстоятельства работающего. В данном контексте важно помнить следующие слова нашего Господа: «если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных , ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф.12:7,8).

Наставляя людей в вере, очень важно служить для них примером в личной жизни, и указывать на достойную подражания жизнь общины. Домашние правила могут помочь нам насладиться отдыхом и покоем в день Господа. Домашние правила – это договоренность между взрослыми относительно образа жизни, связанного с празднованием воскресного дня (например, о работе на дому, средствах массовой информации, развлечениях и т. д.). Свобода, которую Святой Дух желает даровать в наши сердца, не должна подавляться нашей работой и занятостью. Кроме того, следует помнить, что Бог даровал нам воскресенье для наслаждения досугом и семейным общением. Взрослым членам семьи необходимо объяснять детям домашние правила относительно отдыха в воскресный день. Благодаря такому подходу, молодое поколение сможет иметь правильное представление об отдыхе в день Господа.

Еще один аспект празднования воскресения заключается в отказе полагаться лишь на себя и собственные усилия. Только Христос способен избавить нас от рабства проклятия и силы греха. Покаяние в совершении мертвых дел – это обращение к живому Богу. Бессодержательное и безрадостное празднование воскресения указывает на недостаток веры, которая в таком случае не может укрепляться Христом как Господом. Однако живая вераво Христа, живого Господа, ведет к ревностному и радостному празднованию дня Его воскресения.

Постоянное напоминание о завершенной работе Христа и обновляющей силе Святого Духа влияет на наше понимание этого дня покоя. Это значит, что мы должны радостно праздновать день воскресения нашего Господа, отказываясь участвовать в тех делах, которые противоречат этому празднику.

Общество отстранилось от празднования воскресенья как дня отдыха. Воскресенье как день покоя, в основном, празднуется только в поместных церквях и в семьях членов этих церквей. Церкви Иисуса Христа следует искать способы, с помощью которых она может указать своим ближним на Христа и помочь им понять, что такое истинный покой. Тем, кто уверовал во Христа и пожелал стать членом поместной общины, мы должны объяснить огромную важность этого дня и причину, почемупразднование воскресенья доставляет нам такую радость.

«Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками
и когда наша праведность состоит не в наших заслугах,
но в помиловании Божием»
(Блаженный Иероним в Dialogue contra Pelagianos, кн. 1)

Евангельские воскресные чтения, предваряющие наше вхождение во дни , открываются чтением Евангелия о Закхее (Лк. 19, 1–10), рассказывающего нам о самом плохом человеке в городе Иерихоне, Закхее, который был «начальник мытарей» (Лк. 19, 2) – то есть, будучи коллаборационистом, собирал подати для языческих оккупантов с собственных соотечественников. Следующее Евангелие о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14) рассказывает о самом плохом прихожанине Иерусалимского храма (мытаре). За ним идет воскресное Евангелие о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), рассказывающее нам о самом слабом звене в жизни семьи (блудном сыне).

Далее, воскресное Евангелие о Страшном Суде (Мф. 25, 31–46) поставляет нас на Суд последнего Дня. Тогда как следующее воскресенье предлагает Воспоминание Адамова изгнания , оно же называется: Прощеное воскресенье (Евангелие Прощения – Мф. 6, 14–21).

Композиционно все эти темы более чем взаимосвязаны.

Главная цель и назначение любого поста – покаяние и молитва

Евангельские чтения, таким образом, предлагают нам темы для их седьмичного осмысления – «Неделя о…», где первая группа тем (о Закхее, мытаре и фарисее и блудном сыне) как бы сообщает нам: если мы худшие жители в городе, самые плохие прихожане и самые слабые звенья в собственных семьях, то самое время нам положить в течение Великого поста начатки покаяния, так как главная цель и назначение любого поста – и молитва.

Следовательно, следующая группа евангельских воскресных чтений (о Страшном Суде и Прощении ) ставит нас перед необходимостью позаботиться о собственных последних днях в надежде – через покаяние – возвращения в Рай Сладости.

Только в Боге грешник может обрести избавление от собственного греховного прошлого

Библейское Откровение не возводит человека в культ, реально оценивает всякого, называя вещи своими именами. Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Нет в Библии и попытки что-то замолчать или скрыть из «неудобных» фактов биографии как ветхозаветных, так и новозаветных угодников Божьих (пророков и апостолов). Со всею искренностью библейский глагол повествует о нравственных проблемах собственных персонажей, указывая на их моральные изъяны и пороки. Подобное мы обнаруживаем в описании жизни таких угодников Божьих, как Ной (пьянство: ср. Быт. 9, 21), Моисей (убийство: ср. Исх. 2, 12), Давид (прелюбодеяние: ср. 2 Цар. 11, 4; убийство: 11, 15), Соломон (ср. идолопоклонство: 3 Цар. 11, 4). Достаточно нелицеприятные слова в адрес ап. Павла мы находим у ап. Петра (ср. 2 Пет. 3, 15–16) ; видим и обвинение ап. Петра со стороны ап. Павла (ср. Гал. 2, 11–14).

Не испытывали христиане иллюзий и относительно всего своего сообщества. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных (1 Кор. 1, 26); Ибо когда один говорит: “я Павлов”, а другой: “я Аполлосов”, то не плотские ли вы? (1 Кор. 3, 4). Не было в христианском сообществе и пиететного отношения к собственному церковному начальству. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3, 5–7); И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека … (Гал. 2, 6).

«Священное Писание представляется перед оком ума как зеркало, в котором мы видим наше внутреннее лицо. В нем мы познаем наше уродство и нашу красоту. Там мы узнаем, насколько мы преуспели и как далеко находимся от цели. Оно же рассказывает о делах святых и этим побуждает к подражанию сердца слабых. Ведь когда оно вспоминает победы святых, их сражения против пороков, то этим врачует наши немощи. Благодаря словам Писания ум меньше трепещет во время искушений, поскольку видит перед собой такое число побед сильных мужей. Иногда оно являет нам не только их храбрость, но и делает известными их падения, чтобы в победах храбрых мы видели то, чему должны подражать; и в падениях – то, чего мы должны бояться. Иов описывается укрепленный испытанием, а Давид – поверженный искушением, для того, чтобы добродетель святых укрепляла нашу надежду, а их падения приучали нас к осторожности смирения. Насколько те вдохновляют радующихся, настолько эти вызывают страх; и душа слушающего, наставляемая то твердостью надежды, то смирением страха, не будет необдуманно гордиться, поскольку угнетается страхом, но и не отчается, подавленная страхом, так как примером добродетели утверждается в уверенности надежды» .

И более того, однажды изреченное Христом не может не шокировать: …истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21, 31).

Подлинные святые каялись даже в собственных добродетелях, находя в них порочность тщеславия

Подобное может быть объяснимо только тем, что такие люди, как «мытари и блудницы», не испытывали иллюзий по отношению к собственной человеческой праведности, о которой и сказано, что вся наша праведность – как запачканная одежда . Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас (Ис. 64, 6). – Как общеизвестно, подлинные святые каялись даже в собственных добродетелях, находя в них порочность тщеславия.

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!

И в этом смысле, тематически, евангельские воскресные чтения, вводящие нас во дни Великого поста, предлагают нам совсем другую картину домостроительства нашего спасения, когда будут последние первыми, и первые последними (Мф. 20, 16).

(как надлежит проводить его?)

Как день воспоминания величайшего акта в искупительном деле Спасителя мира, воскресный день более всякого другого должен быть проводим в молитве и делах благочестия. Богослужение со всеми его особенностями, совершаемое церковью в воскр. день, приспособлено к воспоминаемому в последний центральному моменту, как нельзя более разносторонне. Стоя в храме и прислушиваясь к молитвам, произносимым священником.., к чтению, пению, мы воспоминаем о Спасителе, искупившем нас, спасшем нас, призывающем нас к жизни в духе взаимной любви и проч. Занятые в течение шести дней недели мирскими делами и хлопотами и не имея достаточного времени на удовлетворение своих духовных потребностей, теперь - в воскр. день, мы можем удовлетворить последние в достаточной степени: получив обильнейшую духовную пищу и духовное назидание в храме и чрез это настроившись известным образом, мы и дома продолжаем размышлять о том же, о чем думали в храме. А чтоб такие размышления были более плодотворны, чтоб они оставили в нас более глубокие следы, мы занимаемся чтением книг соответствующего характера и содержания, читаем их сами, читаем их и другим: членам своей семьи, а также и своим знакомым и проч., беседуем с окружающими о тех или иных нравственно-религиозных вопросах и т. д. В таких и подобных им занятиях и проходит у нас - христиан - весь воскр. день: в то время как тело наше отдыхает от тяжелого шестидневного труда, ум наш, в течение шести дней отвлекаемый в сторону мирских забот, насыщается теперь здоровою, крайне необходимою для него, духовною пищею... Отсюда по окончании воскресного дня мы бодро и энергично снова принимаемся за будничные занятия, укрепленные и телесно, и духовно. Такое провождение воскр. дня, как нельзя более желательное, в действительности, однако, является по большей части лишь идеалом, наблюдаемым только издали. Часто приходится наблюдать, что не все, именующие себя христианами, посещают в воскресные дни храм Божий, а посещающие не все держат себя и настраивают себя в нем надлежащим образом, - что вне храма не все проводят время в чтении хороших религиозно-нравственных книг или в подобного рода беседах и пр. Подобные явления, как рассеянность в храме Божием, как пустое бездельничанье дома или чтение дурных книг, дурные беседы, пьянство и пр., разумеется, нежелательны и несогласны с духом христианства. Здесь смысл воскр. дня утрачивается или извращается совершенно. Однако, нельзя впадать и в противоположную крайность, т. е., думать, что в течение воскр. дня будто бы уже совсем нельзя заниматься никакими делами, кроме выше намеченных нами; дела христианской любви, напротив, не только могут, но должны быть совершаемы нами во всякое время; могут быть исполняемы нами и наши личные - неотложные - дела, если только от этого не произойдет какого-либо ущерба для наших душ, т. е., если будем совершать их с молитвою на устах и в сердце. Впрочем, такого рода занятия могут быть допускаемы нами лишь в самых крайних случаях, потому что иначе мы недостаточно уважали бы воскр. день, установленный церковью, как мы видели, для иной цели. С особенною заботливостью празднуется воскр. день в Шотландии, в Англии и в некоторых других странах (напр., в многострадальном Трансваале). Но самое важное в праздновании воскр. дня - то, чтоб не телом только своим мы проявляли здесь свое участие, а и духом и прежде всего духом, чтоб праздновали этот день, проникнутые истинно-христианским пониманием дела. Одна же буква, одно внешнее исполнение предписаний и желаний церкви - нечто, не имеющее никакого в сущности смысла. Подражать евреям в данном случае было бы верхом нелепости. Но, с другой стороны, мы всеми силами должны стараться о том, чтоб недостаточный класс (фабричные рабочие, прикащики в лавках...), ныне работающие в течение воскр. дня, иногда всего, иногда - той или иной его части, и чрез то лишенные возможности не только посетить храм, помолиться здесь, побывать на какой-нибудь религиозно-нравственной беседе и проч., но и вообще хоть сколько-нибудь телесно отдохнуть, - был освобожден от работы в этот день: стыдно фабрикантам, купцам и проч. до такой степени проникаться грубыми материальными заботами, чтоб, в увлечении ими, совершенно игнорировать и подавлять даже высшую, духовную сторону я их рабочих. Пусть и они проведут этот день в кругу своей семьи, в религиозно-нравственных беседах, в чтении хороших, назидательных книг, а всего лучше, в общественной молитве в храме Божием или хотя бы - в физическом только отдыхе (конечно, последний, рассматриваемый сам по себе, далеко не отвечает прямому смыслу установления воскресного дня, но, в крайнем случае, нельзя отказать в большом значении и ему в виду необходимости рабочим - без оглядки трудиться день за днем и не иметь никакой возможности сколько-нибудь сознательно подумать о своей душе, разобраться в насущных духовных запросах...)! В похвалу нашего русского общества нужно сказать, что мысль о воскресном отдыхе для прикащиков и проч. в последнее время начинает проникать в его сознание все более и более и в некоторых случаях сопровождается существенными практическими результатами (особенно в нашей столице устраиваются для рабочего класса полезные чтения и беседы, театры с назидательными пьесами..., причем магазины, фабрики, типографии и пр. иногда закрываются на весь воскр. день).

* Александр Александрович Бронзов,
доктор церковной истории,
ординарный профессор
С. Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 979. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Суббота или воскресенье святой день?

    ВОПРОС ОТ ЕВГЕНИЯ
    В Новом Завете несколько раз упоминается, что первые христиане собирались в первый день недели, под которым подразумевается воскресенье. Разве этого не достаточно, что бы перенести день богослужения с субботы, как это было во времена Христа, на воскресенье, как это принято в современном христианстве?

Добрый день, Евгений. Ранняя церковь жила общиной, поэтому они могли собираться для молитв и преломления хлеба ежедневно. Однако, как тогда, так и сейчас главное собрание любой общины проходит один раз в неделю.

Давайте рассмотрим тексты, о которых вы говорите, но прежде обратим внимание вот на что: как известно, в Новом Завете мы не находим повеления об отмене субботней заповеди. С этим утверждением согласно большинство мировых церквей, включая католичество и православие. Не находим мы ничего и об освящении и благословении воскресенья, как это сделал Господь по отношению к седьмому дню, субботе (Быт. 2:2-3, Исх. 20:11).

Этот факт выглядит особенно удивительным, если принять во внимание, что на страницах Священного Писания Бог всегда лично устанавливает Свой Закон, ритуалы и праздники поклонения. Так было в Эдемском саду, когда при ликовании утренних звезд был заключен завет с Адамом и Евой, так было у горы Синай при заключении Завета с Израилем, так было в Иерусалиме и его окрестностях, когда по этой земле ступал Христос. Вам должно быть известно, что главные обряды христианской веры – крещение и вечеря (евхаристия) были лично заповеданы и соблюдены нашим Спасителем. Есть лишь «Един законодатель» , – пишет апостол Иаков, а люди – исполнители Закона (Иак. 4:11-12).

Как правило, каждая христианская деноминация называет свои причины, по которым соблюдение субботы, четвертой заповеди, на практике заменяется воскресеньем, библейским первым днем недели. Действительно, многие противники седьмого дня указывают на четыре эпизода в Новом Завете, как основание для введения воскресной доктрины. В данной статье будут рассмотрены все эти тексты.

Подробности воскресения Христа

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно , и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1-2).

Комментарий : Если время ареста, суда, истязаний и распятия Христа, имевших место в пятницу, зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения скрыт от взора читателя. Известно только, что оно происходит за некоторое время до рассвета, из чего можно предположить, что Бог намеренно ожидал окончания субботы и последовавшей ночи. Таким образом, даже после распятия Иисус продолжал соблюдать священный субботний покой!

Затем, когда воскресное солнце взошло, Евангелия упоминают лишь краткую встречу Спасителя с Марией, после с Петром (вообще без подробностей) и двумя путниками на дороге в Эммаус. Первая же встреча Христа со всеми апостолами в верхней горнице (за отсутствием Иуды и Фомы), при внимательном изучении Библии, состоялась с наступлением темноты, а значит в следующий день – т.е. уже во второй день недели (по-нашему понедельник). Дело в том, что библейский календарь (Быт. 1:5,8, Лев. 23:32) предполагает переход от одного дня к другому с момента захода солнца текущего дня (ведь раньше часов не было). Стоит отметить, то такая практика исчисления дней присуща и некоторым популярным христианским церквям, будучи перенятой от иудаизма и первых христиан.¹

Согласно Лк. 24:28-36, к концу воскресного дня Христос находился в небольшом селении под названием Эммаус, где попутчики уговорили Его зайти к ним в дом: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру . И Он вошел и остался с ними» (Лк. 24:29; в это время года в Иерусалиме солнце заходит около 18:00). Далее, после того как был преломлен хлеб и Он исчез, эти двое успели преодолеть довольно длительное расстояние до Иерусалима (по разным данным от 12 до 15 километров по горной, каменистой местности), найти там апостолов и пересказать все происшедшее с ними. И только затем в горнице появляется Христос: «И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).

О том, что первое явление Христа своим последователям состоялось после захода солнца свидетельствует и Иоанн: «В тот же первый день недели вечером , когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев , пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19-20). Ученики Христа боялись провокации от иудеев именно после того как стемнело, так как в темное время суток более безопасно творить злые дела, а именно нападать на религиозных сектантов – раскольников, коими иудеи считали последователей Иисуса из Назарета.

Слово «вечер» в Библии в большинстве случаев используется для описания наступившей темноты, причем евангелисты не всегда обращают внимание на то, что с заходом солнца сменяется календарный день. Буквально два дня до этого Христос и двенадцать учеников также «вечером» (см. Мф. 26:20, отсюда у обряда принятия хлеба и вина есть название «Вечеря»), т.е с появлением первой звезды, приступили к пасхальной трапезе. В своем труде «Из Иерусалима в Эммаус и обратно» священник православной церкви Федор Людоговский указывает, что это событие произошло «среди ночи»; такого же мнения придерживаются и многие другие комментаторы Нового Завета.

Таким образом, первая соборная служба первоапостольской церкви, когда к ученикам в первый раз явился воскресший Христос, по иудейскому канону, признаваемому и перенятому многими христианскими церквями, состоялась после окончания воскресного дня. То есть ее нужно классифицировать, как первую службу понедельника. Следовательно, с богословской точки зрения, этот евангельский эпизод некорректно приводить в качестве доказательства воскресной доктрины.

¹ Вот как это положение изложено в официальном издании Русской Православной Церкви (РПЦ):

«В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

«В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру… Эта особенность библейского календаря сохраняется до сих пор в православной богослужебной традиции. Поэтому, например, в субботу вечером служится «воскресная всенощная», а в сам воскресный вечер служба будет уже вполне будничной…» (Андрей Кураев, книга «Протестантам о православии»).

Преломление хлебов в первый день

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников . Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета , и потом вышел» (Деян. 20:7-11).

Комментарий : На основании этого текста защитники богослужений и отдыха по воскресеньям делают вывод, что раз преломление хлебов с участием апостола Павла состоялось в первый день недели, это означает, что церковные службы ранних христиан проходили именно по воскресеньям. Однако такое утверждение рассыпается при внимательном изучении данного и других текстов, имеющих отношение к Вечери Господней:

a) В рассматриваемом отрывке ясно указано, что встреча началась в вечернее время, а преломление хлебов с участием руководителя общины и вовсе состоялось за полночь (т.е. в понедельник, как по светскому, так и по библейскому календарям), после того как Павел исцелил выпавшего из окна юношу. Таким образом, данный текст свидетельствует, что у Павла и христиан Троады не было особого намерения провести общую трапезу и обряд вечери именно в воскресенье, иначе это было бы сделано утром или днем, до захода солнца.

b) Как известно, первая Вечеря Господня состоялась с заходом солнца в четверг, т.е., по библейскому исчислению недели – в пятницу, день в день с распятием и смертью Христа. Именно поэтому апостол Павел учил, что Вечеря символизирует смерть, а не воскресение Спасителя: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1 Кор. 11:26).

c) Устанавливая обряд Вечери Христос не говорил Своим ученикам, что его необходимо проводить в какой-то конкретный день недели и тем более во время богослужений. Поэтому неудивительно, что все эпизоды преломления хлебов в книгах Нового Завета происходят вне храма, во время домашних трапез или общих собраний. Следующий текст из книги Деяний апостолов ясно показывает, что преломление хлебов в иерусалимской общине не было закреплено за каким-то конкретным днем, а имело место ежедневно, во время коллективных трапез и использовалось на благо распространения Евангелия:

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб , принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

Хозяйственные вопросы воскресного и субботнего дня

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает , сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду » (1 Кор. 16:2).

Комментарий : Сторонники воскресных богослужений приводят этот стих апостола Павла к верующим Коринфа в подтверждение того, что первые христиане осуществляли дела благотворительности в воскресенье, первый день недели. Однако этот текст, как правило, не цитируется полностью и повеление откладывать деньги «у себя» , т.е. дома, опускается. Согласитесь, актом благотворительности является фактическое принесение денег в церковь, а не планирование этого, что описано в данном стихе Библии.

Обратим внимание, что в подстрочном, дословном переводе Нового Завета с древнегреческого, Павел просит Коринфян сберегать деньги «в первый день после субботы», что как раз указывает на святость седьмого дня, во время которого возбраняется заниматься финансовыми делами.

Святой День Господень – суббота, а не воскресенье

Прочитаем дословный перевод с оригинала отрывка из книги Откровения:

«В день Господень, я, будучи во власти Духа, услышал за спиной громкий голос, звучавший как труба. Он [Христос] говорил: “Запиши в свиток все, что видишь, и пошли семи Церквам: в Эфес, в Смирну, в Пергам, в Тиатиру, в Сарды, в Филадельфию и в Лаодикею”» (Откр. 1:10-11).

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его ; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр 11:19).

Комментарий : Суббота является днем Господним по той же причине, по которой Господней является и Вечеря. На протяжении всей Библии она называется днем, принадлежащим Богу, но никогда человеку. Сравним некоторые аналогичные тексты: «святой день Господень» (Ис. 58:13), «святая суббота Господня» (Исх. 16:23), «Мои субботы» (Исх. 31:13, Лев. 19:30, Ис. 56:4, Иез. 20:13), «день седьмый - суббота Господу, Богу твоему» (см. Исх. 20:8-11), «Господин субботы» (Мк. 2:28).

Таким образом, приведенный выше текст (Откр. 1:10-11) убедительно свидетельствует, что даже по прошествии многих лет после распятия (книга Откровение была написана в 80 — 100 годах по Р.Х.), апостолы Христа продолжали чтить седьмой день и учить этому новообращенных христиан из язычников (апостол обращается к семи церквям Малой Азии, расположенным на территории современной Турции). Что еще важней, Дух Господень изливается на апостола именно в этот день.

В некоторых старых изданиях Библии данный отрывок ошибочно переведен следующим образом: «был я в духе в день воскресный». Однако такой перевод не считается корректным по нескольким причинам:

a) Дословный перевод этих слов (hemera kuriake ) с древнегреческого не оставляет сомнений, что там написано «день Господень».

b) Нигде в Библии нельзя встретить слово «воскресенье» применительно к дню недели, оно во всех случаях подчеркнуто безлико именуется «первым днем». В своем Евангелии, написанном, по мнению большинства ученых, в один промежуток времени с книгой Откровение, апостол Иоанн упоминает воскресенье исключительно как «первый день», в том числе и после воскресения Христа. Свое имя собственное в Библии из всех дней недели имеет только суббота («шаббат»).

c) Далее по тексту книги Откровение мы встречаем два стиха, которые свидетельствуют о том, что суббота, день Господень, будет иметь силу вплоть до событий последнего времени: открытие взору вселенной ковчега завета, содержащего скрижали с десятью заповедями (Откр. 11:19) и призыв ангела поклониться «создавшему небо, землю, море и источники вод!» (Откр. 14:7), что является практически дословным цитированием «мотивационной» части заповеди субботнего покоя («Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил», Исх. 20:11). Оба приведенных стиха относятся ко времени непосредственно перед вторым пришествием Христа.

d) Выражение «день Господень» в Библии имеет два значения: суббота (Ис. 58:13-14) и второе пришествие Иисуса Христа (Деян. 2:20). Таким образом, в книге Откровение эти значения соединяются, так как именно в субботний день Иоанну приходит видение о возвращении Христа.

Почему суббота, а не воскресенье?

Большая часть проповедей на тему переноса субботы на воскресенье, как правило, начинается со стиха в книге Второзаконие, в котором Бог заповедует евреям соблюдать субботу в память об их исходе из Египта. Однако такой подход нельзя назвать объективным, так как первый раз о седьмом дне мы узнаем в книге Бытие: в течение шести дней Бог творит небо, землю и все воинство их, а в седьмой день отдыхает (Быт. 2:2). Поэтому Всевышний благословляет и освящает субботу (Быт. 2:3), причем во всей Библии это единственный пример одновременного благословения и освящения кого-либо или чего-либо. Что более важно, каждое из этих понятий имеет конкретный богословский смысл: благословить означает вознести хвалу, наделить благодатной силой, а освятить – посвятить на служение Богу. Из этого становится понятным, что Бог благословляет и освящает субботу не для самого себя, но для сотворенных им людей.

Именно поэтому, главной причиной, по которой народ Божий должен помнить о субботе названо творение нашего мира, «ИБО в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:8-11).

Слово Божье убедительно свидетельствует нам о том, что община Христа соблюдала субботу по заповеди Декалога (Лк. 23:55-56). И в этом заключается главное: в течение сорока дней после Своего воскрешения, а не конкретно по первым дням недели, Христос являлся ученикам. Он лично установил крещение и вечерю, однако нигде в Писаниях мы не находим, что бы Господь освятил, благословил или просто заповедал приходить к нему на поклонение в иной день, кроме того, который от самого начала назван днем Господним, субботой, священным собранием.

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев. 23:3).

Более подробно вопрос субботы в Библии разобран в книге « ».

Александр Константинов



Церковные праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники, в свою очередь, разделяются на три разряда.

К первому принадлежит высочайший праздник христианства - Пасха. Оканчивая светлое торжество Пасхи Светлой седмицей, Церковь продолжает праздновать его, хотя с меньшей торжественностью, еще 32 дня - до Вознесения Господня.

Великие двунадесятые праздники установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господними, другие - Богородичными.

Эти праздники, по течению церковного года, следующие:

1) Рождество Пресвятой Богородицы;

2) Воздвижение Креста Господня;

3) Введение в храм Пресвятой Богородицы;

4) Рождество Христово;

5) Крещение Господне (Богоявление);

6) Сретение Господне;

7) Благовещение Пресвятой Богородицы;

8) Вход Господень в Иерусалим;

9) Вознесение Господне;

10) День святой Троицы (Пятидесятница);

11) Преображение Господне;

12) Успение Пресвятой Богородицы.

К великим недвунадесятым праздникам относятся дни Покрова Богородицы, Обрезания Господня, рождество Иоанна Предтечи, день Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи.

Средние и малые церковные праздники посвящены памяти святых, икон Божией Матери, событиям церковной истории.

Кроме праздников общих, торжественно отправляемых всей Православной Церковью, имеются местные и храмовые праздники, совершаемые с особой торжественностью в некоторых местах и храмах. Это дни, ознаменованные явлениями особого Промысла Божия, дни освящения храмов, дни Господа, Пресвятой Богородицы и святых, которым посвящены храмы.

День воскресный заменил ветхозаветное празднование субботы. Первый день седмицы, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, Церковь посвящает воспоминанию славного воскресения. В постановлениях апостольских заповедуется: «Шесть дней делать, а в неделю, то есть в день воскресный, упраздняться в церковь, поучения ради». Воскресный день, еженедельно со времени воскресения Христова празднуемый Церковью, есть высокий христианский праздник. Игнатий Богоносец называл день воскресный царем и владыкою всех дней. Соборные правила гласят, что если кто, не имея настоятельной нужды или препятствий, в продолжение трех седмиц не посетит в воскресные дни церковное собрание или ради мнимого подвижничества постится в воскресный день, тот да будет удален от сообщения с Церковью.

Церковное празднование и вообще Богослужение Православной Церкви состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа и с Ним всех верующих в Него над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение людей с Богом для нашей вечной блаженной жизни, предызображена в Таинстве святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского Богослужения и с которым соединены вселенскою Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому или непосредственно от Бога, или чрез святых Его, и моления о живущих и умерших.

Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее и торжественнее праздники. В великие праздники Церковь внушает непременно принимать участие в ее торжестве - посетить храм, молиться за Богослужением, если кто готовится принять Таинство Причащения. В великие праздники Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных работ для радостного общения с Богом, святыми, между собой и для освящения себя. С духовным веселием несовместимы ни житейские заботы, ни телесное утомление, ни зависимость от прихотей плоти - поэтому в праздники мы должны иметь ослабление от трудов и покой от дел житейских, отлагая это земное бремя и духом пребывая и успокаиваясь в Боге. Церковь призывает проводить праздники в молитве, Богомыслии, чтении Священного Писания и писаний святых отцов, в благочестивых разговорах, делах любви христианской. Празднику приличествует и лучшая одежда, на что Церковь указывает светлым облачением храма и священнослужителей при праздничном Богослужении, и употребление лучшей пищи, как многократно позволяет в праздники устав Церкви, и телесный покой. В дни праздников прекращаются мирские и житейские дела и особенно тяжелые работы (не выносите нош из домов ваших в день субботний и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний - Иер. 17, 22), для которых есть будние дни. И, отпуская верующих в великие праздники из храма молитвы к телесной трапезе, Православная Церковь, сообразно духовной радости, благословляет ослаблять или совершенно разрешить пост.