Специализация информатика и вычислительная техника. Чему учат на специальностях "Информатика и вычислительная техника" и "Информационные системы и технологии"? Чем они отличаются между собой

Направление «Информатика и вычислительная техника» – одно из наиболее стабильных в плане высокой востребованности во всем мире. Спрос на специалистов в области программирования, информатики и работы с вычислительной техникой (инженеры и техники) начал расти еще в 90-е годы, в 2000-е стал стабильно высоким, каковым остается и по сей день. И очевидно, что такая ситуация продлится еще не одно десятилетие.

«Информатика и вычислительная техника» – ключевая группа специальностей в компьютерной индустрии. Программное обеспечение – основа работы как традиционных персональных компьютеров, так и более мощных, предназначенных для научных целей или обеспечения работы крупных предприятий. Выпускники вузов по специальности «Информатика и вычислительная техника» работают в таких компаниях, как Microsoft, Oracle, Symantec, Intel, IBM, HP, Apple. Но если перечисленные выше компании относятся к так называемой «старой гвардии», то сегодня хорошие программисты работают также и в таких компаниях, как Google, Facebook, Amazon, PayPal, EBay, Twitter и др.

Выпускники бакалавриата или магистратуры по специальности «Информатика и вычислительная техника» могут занимать должности в следующих областях:

  • разработка программного обеспечения: сюда относятся системные аналитики, программисты, разработчики. Во время обучения большое внимание уделяется изучению языков программирования, таких как C++, Java и т.д. Важно понимать, что даже после окончания вуза такие специалисты должны постоянно проходить курсы повышения квалификации, чтобы не отставать от новых тенденций и изменений в языках программирования;
  • техника программного обеспечения (или программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем) – сюда относится более комплексная разработка программных продуктов на стыке компьютерных технологий, инженерии, математики, дизайна и организации командной работы;
  • контроль качества и тестирование;
  • разработка технической документации;
  • техническая поддержка;
  • управление большими базами данных;
  • веб-дизайн;
  • проектный менеджмент;
  • маркетинг и продажи.

За последние десятилетия мир стремительно обрастает новыми технологиями, и специалисты в области информатики и вычислительной техники нужны все больше. Перед выпускниками вузов откроются перспективы построения карьеры в качестве инженеров-специалистов по программному обеспечению, веб-дизайнеров, разработчиков видеоигр, системных аналитиков, управляющих базами данных и администраторов сетей.

Еще одним направлением специальностей является непосредственная работа с вычислительными машинами, комплексами, системами и сетями. Это значительный подсектор компьютерной индустрии. Инженеры и техники учатся работать с «железом», то есть на производстве оборудования и компьютеров, а также самых разных гаджетов, например принтеров, сканеров и т.д.
Разработка компьютеров начинается в отделах научно-прикладных исследований крупных компаний. Команды инженеров (механика, электроника, электрика, производство, программирование) работают вместе над разработкой, тестированием и производством компонентов. Отдельным направлением является маркетинговое исследование рынка и производство конечного продукта. Именно в этом секторе наблюдается самая большая нехватка квалифицированных специалистов, знакомых с программированием, робототехникой, автоматизацией и т.д.

Но если эти специальности можно отнести к достаточно традиционным для данного направления, то сегодня все большую популярность приобретает ряд профессий, которых примерно 10–15 лет назад просто не существовало.

  • Разработка пользовательского интерфейса: данные специалисты требуются в такие компании, как Electronic Arts, Apple, Microsoft и в другие, занимающиеся разработкой видеоигр, мобильных приложений и т.д.
  • Облачная обработка данных: такие специалисты, как разработчик облачного программного обеспечения, инженер облачных сетей, продакт-менеджер в области облачных продуктов необходимы многим компаниям, в частности Google, Amazon, AT&T и Microsoft.
  • Обработка и анализ больших баз данных: специалисты по обработке больших баз данных (Big Data) могут работать в самых разных компаниях – в бизнесе и финансовом секторе, электронной коммерции, государственных учреждениях, медицинских организациях, телекоммуникациях и т.д.
  • Робототехника: данные специалисты востребованы в крупных промышленных компаниях, например, в машиностроении (особенно, в автомобилестроении и самолетостроении).

Вузы, которые предлагают подготовку в области «Информатика и вычислительная техника», включают в себя: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МИРЭА, МЭСИ, МТУСИ, НИУ ВШЭ, МЭИ, МАИ, МАМИ, МИЭТ, МИСиС, МАДИ, МАТИ, ЛЭТИ, Политех (Санкт-Петербург) и многие другие.

Общайтесь с представителями вузов лично

Как видно, и вузов, и программ по данной специальности великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в или .

Профильным предметом при поступлении в ВУЗ на специальности информатики является математика, а также физика и ИКТ . В среднем по России, для поступления достаточно набрать по этим предметам, и русскому языку на ЭГЕ от 35 до 80 баллов. Проходной балл зависит от престижности учебного заведения и конкурса в нем. Иногда, на усмотрение ВУЗа, для поступления может потребоваться знание иностранных языков.

Специальность "прикладная информатика"

Наиболее современным, прогрессивным и перспективным направлением при изучении IT является прикладная информатика. Это инновационное направление, предполагающее творческий подход, при последующей работе по специальности "прикладная информатика".

Код специальности "Прикладная информатика" – 09.03.03. Также она называется информатика ИКТ . Специальность изучается на многих факультетах – экономических, юридических, менеджмента и образования, в качестве дополнительного предмета. Специальность предполагает изучение языков программирования и иностранных языков, однако упор делается на практическое применение этих навыков в различных информационных системах.

Специальность "бизнес информатика"

По классификатору "Бизнес информатика" имеет код 38.03.05. Данная специальность достаточно новая и появилась только в 2009. Соответственно, выбирая специальность "бизнес информатика", кем работать для студента является важным вопросом. Бизнес-информатика позволяет получить квалификацию проектировщика, оптимизатора и администратора систем и процессов программ для бизнеса.

Чтобы студент смог получить специальность "бизнес информатика", ВУЗы обучают проводить аналитику, планирование и организацию IT-проектов различного уровня сложности. Кроме логического мышления и технического склада ума, от студентов по направлению 38.03.05 требуются аналитические способности, коммуникабельность и лидерские качества.

Специальность "информатика и вычислительная техника"

Под кодом 09.03.01 в классификации находится специальность "Информатика и вычислительная техника". Кем работать с такой квалификацией каждый решает сам, на основании усвоенных знаний в областях разработки ПО, IT дизайна и информационной безопасности. За период обучения студенты овладевают высокоуровневыми языками программирования, и навыками администрирования ОС и локальных сетей.

Обучение по направлению 09.03.01 занимает 4 года. Несмотря на относительно короткий срок обучения, направление "Информатики и вычислительной техники" считается одним из самых сложных, поскольку подразумевает получение навыков для разработки программ и алгоритмов.

Специальность "прикладная информатика в экономике"

Прикладная информатика с уклоном в экономику является подразделом "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" 02.03.03 по бакалавриату и 02.04.03 в магистратуре. Информатика с дополнительной специальностью "экономиста" позволяет создавать, внедрять и сопровождать ПО в сфере экономики, анализируя его работу и алгоритмы.

Студент, получивший образование в области "прикладной информатики в экономике" умеет решать функциональные задачи, и оперировать финансовыми и материальными потоками, посредством специального ПО.

"Математика и информатика" - специальность

Прикладная математика и информатика – специальность в вузах по коду 01.03.02 в бакалавриате и по коду 01.04.02 в магистратуре. В противовес узким специалистам областей экономики, образования и юриспруденции, "Математика и информатика" позволяет применять полученные навыки в любой работе, которая связана с использованием ПО, ИКТ , коммуникационных сетей и систем, и ведением математических расчетов. Полученные навыки студент сможет применять в аналитических, научных, проектных и технологических сферах.

Информатика и системы управления - специальность

На кафедре "Информатика и системы управления" изучаются направления раздела "Информатика и вычислительная техника" 09.00.00. Студенты получают навыки в сферах 3D моделирования, WEB-разработки, технологии защиты информации, проектировании интеллектуальных систем контроля и разработки микропроцессорных систем.

Информатика и статистика - специальности

Кафедра "Информатика и статистика" позволяет студентам получить квалификацию по специальностям раздела "Информационная безопасность" 10.00.00. На кафедре преподаются специальные дисциплины, которые направлены на обеспечение информационной безопасности по специальностям 10.05.01-05 и взаимодействию с соответствующим программным обеспечением.

"Фундаментальная информатика и информационные технологии" - специальность

Специальность уровня бакалавра по направлению 02.03.02 "Фундаментальная информатика и информационные технологии" имеет направленность на системное математическое программирование, обработку информации и управление коммуникационными системами. Кроме программирования, студент получает знания в областях дизайна и звукообработки , и может управлять телекоммуникационными объектами.

Институты по специальности "информатика"

В России насчитывается более 50 ВУЗов, предлагающих обучение студентов по направлениям информатики.

В институтах России можно получить навыки для работы программистом, разработчиком, инженером информационных систем, дизайнером, и администратором локальных и WEB сетей. Также изучается специальность учитель информатики в ВУЗах на магистратуре, по направлениям 02.04.01 и 09.04.02.

Колледж - специальность "прикладная информатика"

Специальность "прикладная информатика" в колледже не вошла перечень кодов специальностей от 2015 года. Обучение прикладной информатике на основании диплома дает выпускникам право без сдачи ЕГЭ получить квалификацию "Техник-программист". Обучение длится 3-4 года и открывает возможности для работы на любом предприятии в должности программиста.

Кем можно работать по специальности "информатика"

Одной из наиболее востребованных технических специальностей в настоящее время является информатика. Поэтому многие выпускники, получившие высокие баллы по математике, выбирают направление IT. Специальности, связанные с информатикой можно подразделить на фундаментальные, прикладные и дополнительные.

В зависимости от выбора, студент обучается взаимодействовать с различными системами на этапах от разработки до администрирования и практического использования в различных вычислительных сферах.

Возможно Вас заинтересуют.

я учусь на факультете Информатики и вычислительной техники на кафедре Автоматизированных Систем Обработки Инфомации и Управления в КПИ, Киевском Политехническом Институте, и Информационные системы и технологии - - моя стезя.
Собственно, выдержка из описания на сайте, дабы не тянуть кота за хвост:

Учебная программа бакалавриата

1. Цикл программирования

Алгоритмизация и программирование. Алгоритмы и структуры данных. Объектно - ориентированное программирование. Объектно - ориентированное моделирование. WEB - технологии и WEB-дизайн. Организация баз данных и знаний. Компьютерная графика. Компьютерные технологии статистической обработки информации. Кросс - платформенное программирование. Технология создания программных продуктов. Операционные системы. Основы WEB-дизайна.

2. Математический цикл

Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Высшая математика. Элементы теории функций комплексного переменного и операционное исчисление. Дискретная математика. Теория вероятностей, вероятностные процессы и математическая статистика. Математические методы исследования операций. Теория алгоритмов. Численные методы. Теория принятия решений. Статистические методы, теория потоков событий.

3. Системно-технический цикл

Системный анализ. Моделирование систем. Технологии распределенных систем и параллельных вычислений. Технологии защиты информации. Проектирование информационных систем. Технологии компьютерного проектирования. Интеллектуальный анализ данных. Методы и системы искусственного интеллекта. Управление IT - проектами. Физика. Электроника и электротехника. Компьютерная схемотехника и архитектура компьютера. Компьютерные сети. Микропроцессорные системы.

Сферы деятельности

Наши выпускники - это специалисты широкого профиля. Объекты их специализации находятся в различных областях деятельности человека - в сферах

  • промышленности
  • медицины
  • финансов
  • транспорта
  • торговли
  • бизнеса

Наши выпускники способны решать разнообразные проблемы: от автоматизации бухгалтерского учета к разработке компьютерных сетей и интеллектуальных систем принятия решений. Как системные аналитики, они глубоко понимают сущность сложных процессов взаимодействия различных сфер производственной, гуманитарной и бизнес-деятельности, что дает им преимущества для успешного конкурирования на рынке труда.

Выпускники работают везде, где разрабатывается, внедряется, адаптируется или эксплуатируется программное обеспечение и различные информационные (системные) технологии, в частности, как:

  • системные аналитики,
  • руководители проектов,
  • специалисты по обработке данных,
  • консультанты по внедрению и реинжиниринга,
  • администраторы баз данных,
  • прикладные программисты,
  • инженеры по сопровождению,
  • тому подобное.

Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?

Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.

Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.

На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:

"Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
1. Направление «Информатика и вычислительная техника» , профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.

Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.

Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.

Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:

2. Направление «Информационные системы и технологии» , профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.

Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?

Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?

Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.

Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?


Диаграмма из заметки