Украинская православная церковь кп. «Заявляем о своем выходе из Украинской Православной Церкви Киевского патриархата», — архиереи УПЦ КП. Возрождение уапц в украине

О церковном расколе, его пагубной сути и неотвратимых последствиях.

Чем отличаются Украинская Православная Церковь и “Киевский патриархат”? На этот вопрос отвечают светские журналисты, PR-специалист, искусствовед и священники.

«У них совершенно другая точка зрения»

Арина Контонистова , журналист, прихожанка храма в честь Иоанна Кронштадтского, Винница:

«Была семья и она раскололась. Кто-то ушел в другую сторону, говорит те же молитвы, но думает совершенно иначе. Но Бог есть любовь, и все должны помириться. Произошел раскол: они молитвы читают на украинском языке, у них совершенно другая точка зрения по поводу сегодняшних событий в Украине. Они за Европу, они за то, что все виноваты. В наших храмах не благословляли ходить на Майдан, а там – наоборот – прямо все Майданом жили.

И моя точка зрения: если есть спор, значит обе стороны что-то сделали не так. По поводу раскола мне много раз рассказывали с нашей стороны, но я никогда не могу эту суть запомнить, причину этого всего. Вроде бы Филарет захотел создать Украинскую церковь, а ему не дали. И не одна из Поместных Православных Церквей в мире “Киевский патриархат” не признала. Но для меня самое главное, когда все люди живут мирно, дружно и плодотворно».

«Службу вели на понятном мне языке»

Евгений Фролов , главный редактор еженедельника «RIA»:

«То, что я заметил для себя при крещении моей племянницы в церкви “Киевского патриархата” – службу вели на понятном мне языке. В отличие от службы в “Московском патриархате”, где говорят на церковнославянском, который для меня звучит точно так же, как латынь или любой другой незнакомый мне язык.

Я, вообще, в церковь не хожу. Но когда я слышу службу “Московского патриархата”, я не понимаю ни слова – редко выхватываю какие-то слова. На богослужениях “Киевского патриархата” – все понятно. Для меня это определяющий момент».

«Это не Церковь, а сборище ряженых»

Сергей Баранчук , журналист, прихожанин Свято-Никольского храма, пгт. Стрижавка, Винницкий р-н:

«Отличается так называемая УПЦ КП тем, что это не Церковь, а сборище ряженых – бутафорская “церковь”. Там нет благодати, ибо она самодельная – не получила законной автокефалии от Матери Церкви РПЦ. Потому, это раскол, самочинное сборище ряженых, у которых не Христос – Бог, а личные амбиции лжепатриарха расстриги Денисенко и “националистическая чесотка”. Это секта – эту псевдоцерковь не признает весь Православный мир. Ибо в этой так называемой “церкви” УПЦ КП правит бал гордыня и властолюбие, там безблагодатная пустыня, там спасение невозможно. Там все Таинства недействительны: люди, которые там крестились, – на самом деле не крещенные, венчавшиеся там – не венчанные, те, кто там исповедовался – не получил отпущение грехов и т.п.».

«Я очень далека от этого всего»

Оксана Несторович , искусствовед:


«Ничего не могу ответить на этот вопрос, потому что я не слежу за жизнью ни той, ни другой церкви. Я очень далека от этого всего. Конечно, какая-то разница, наверно, есть, но я не знаю, в чем она. Кроме того, что одна церковь принадлежит Московскому патриархату, а другая – Киевскому патриархату. Ну, наверно, есть Киевский патриархат. Разве в Киеве нет своего патриархата?!»

«Вопиющих стереотипов у меня нет»

Ольга Юркова , журналист, журнал «Країна», Киев:


«На УПЦ, все-таки, сильно влияет Россия. У УПЦ КП - четко проукраинская позиция в вопросах конфликта Украины с Россией. В УПЦ чаще проводят службы и проповеди на русском языке. УПЦ нетерпима к другим конфессиям (не знаю, так ли это на самом деле, но стереотип такой есть). Я же, все-таки, прихожанка УПЦ, поэтому совсем уж вопиющих стереотипов у меня нет».

«Для меня нет разницы, но “Киевский патриархат” ближе»

Наталья Тарнопольская , PR-специалист, Киев:

«Мне ближе украинский патриархат. Я понимаю, что по каноническим законам Церкви они нигде не признаны, но кто писал законы, для меня непонятно. Потому что есть Библия, и я, как верующий человек и изучающий Библию, по ней могу ориентироваться в своей вере и поступках. А написанные законы где-то там священниками – мне непонятны. Тем более, что в Библии Иисус говорит, что собрание священников изживает себя, потому что очень много грехопадений среди священников. Вера и Бог один, а собрание священников нужно ликвидировать. Это не точно, это я так поняла, я в украинском варианте Библию читаю – так, как вижу для себя. Для меня, как верующего человека, есть закон – это Библия. А непризнанность Украинской Православной Церкви считаю неправильной – для меня она признана. Потому что если соберутся Кирилл и там еще Синод и будут утверждать – для меня это не является показателем: законно это или незаконно.

Я прихожу в православную церковь Киевского или Московского патриархата – для меня нет разницы. Прихожу в намоленое место – и молюсь. А все эти правила для меня неприемлемы. Но для меня неприятно, когда в церкви Московского патриархата в конце службы восхваляют Кирилла. Потому что я слушаю его разные высказывания и мне неприятно. И “Киевский патриархат” мне ближе, потому что когда я стою на службе, то понимаю, о чем говорится, слышу речь и понимаю смысл молитвы.

У меня, конечно, знаний нет, и я сама не могу понять, где лучше, где хуже. Поэтому было бы интересно прочитать, что говорят священники об этих отличиях».

«Нет благодати Святого Духа и апостольской преемственности»

Иерей Александр Лапко , настоятель храма в честь первосвященномученика Стефана, с. Чернятин, Винницкая обл.:


«Церковь в обществе не берет на себя какую-то отдельно взятую роль благотворительной организации или органа, оказывающего помощь. Церковь руководствуется Духом Святым и управляется через Святые Таинства.

Церковь является Телом Христа Спасителя, и главой Церкви есть Сам Иисус Христос, а мы – живые члены этого организма. Кроме того, в Церкви есть апостольская преемственность, и благодать была передана от Христа апостолам, а от апостолов – их ученикам, епископам и священникам, которые являются последователями.

Христос сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». И еще: «И Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

По определению Вселенских Соборов, которые через апостольскую преемственность имеют благодать Святого Духа, каждый, кто отвергается от единства Церкви через раскол, через непослушание вышестоящей иерархии, становится отлученным от единства Вселенской Церкви.

Украинская Православная Церковь является одной из 15 канонических Церквей. А кто выходит из единства со Вселенской Церковью, утрачивает полностью благодать Святого Духа, которая руководствует всем служением и совершением Таинств. Таинства утрачивают силу, потому что на них нет благодати. Поэтому богослужения раскольников – безблагодатные и кощунственные.

В этом и есть главное отличие т.н. “Киевского патриархата” от канонических церквей – у них нет благодати Святого Духа, и отсутствует апостольская преемственность. Это самое основное. Как будто бы видимо похоже на общецерковное служение – даже есть такие раскольничьи общины, в которых служат на церковнославянском, но поминают не Патриарха, а раскольничьих иерархов. Эти службы не являются действительными, каноническими, потому что эти церкви не находятся в общении со Вселенской Церковью. Есть Апостольские правила, которые эти понятия регулируют. Для рядового человека, который никогда не соприкасался с церковными законами, это может быть очень сложно.

Поэтому важно понимать, что есть Церковь каноническая, законно унаследованная от Христа Спасителя, а есть церкви, ставшие на путь раскола и несогласия».

«Филарет просто повторил падение сатаны»

Протоиерей Сергий Белянов , клирик Иоанно-Усекновенского храма г. Харьков, главный редактор и издатель детского православного журнала «Капельки»:


«Нужно смотреть в корень. Наша Церковь берет начало из глубины веков, имея свою законную преемственность от Самого Христа и апостолов. УПЦ является частью Вселенского Православия. Нашей Церкви уже более двух тысяч лет, и ее задача – благовествование о Христе, служение Богу и людям.

УПЦ КП возникла только лишь 23 года назад, и начало их т.н. церкви положено скандалом. Филарет Денисенко, бывший предстоятель УПЦ, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Денисенко, не подчинившись такому решению, в 1992 году с частью клира и мирян покинул Украинскую Православную Церковь, образовав свою, назначив себя Патриархом Киевским. Важно знать: «церковь» эта до сих пор не признана всем христианским миром как законная!

С самого начала образования УПЦ КП – грязный скандал. Но не может быть чистой воды от грязного источника. Филарет захотел быть первым, стал противником воли Церкви, организовал себе свою, чтобы стать в ней главным. Аналогия: Денница (сатана), который захотел быть Богом, отпал от Бога, став его противником, создал свое царство, назначив себя в нем первым. Филарет просто повторил падение сатаны – воспротивился Собору, который движим Духом Святым и который и есть голос Бога.

И титула просто «Патриарх Киевский» ему оказалось мало. В 1995 году он добавляет к своему титулу ещё и «Всея Руси-Украины». И назваться бы выше, да выше уже некуда. В общем, в основании образования УПЦ КП лежит СВОЕвоелие личности человеческой.

В том и разница – мы разные изначально! Наше стремление – нести благовествование о Христе всему миру, не ограничивая себя национальной идентичностью, языками и границами. Мы часть Вселенского православного мира.
Априори, они не могут вести себя так, как поступает Вселенская Церковь, к которой принадлежим и мы. Они и вышли из неё, чтобы вести себя отличительно. Отсюда – идеи о национальной церкви. А это путь самоизоляции, путь, который отрезает их от мирового Православия».

Какие же права УПЦ дает статус автокефалии? Он предусматривает ее полную независимость от других церквей, закрепляет за ней каноническую территорию и позволяет самостоятельно избирать себе предстоятеля. Кроме того, автокефалия УПЦ станет еще одним шагом на пути Киева к окончательному разрыву всех связей с Москвой. Этому способствует и рост числа сторонников независимости Киевского патриархата.

Борьбу за поместную Церковь начал митрополит Филарет, провозгласив в 1992 году создание отдельной Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, за что был предан анафеме руководством РПЦ. В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко во время визита Патриарха Варфоломея в Киев попытался убедить его Святейшество признать УПЦ автокефальной, но дело дальше разговоров не пошло. С первых дней пребывания у руля государства о намерении отделить Украинскую Церковь от Русской заявлял и Петр Порошенко.

Пока нет полной ясности к каким итогам привела встреча между двумя Патриархами в Стамбуле. В РПЦ лишь озвучили совместную позицию, заключающуюся в том, что «созданием нового раскола на Украине нельзя уврачевать старый раскол». Правда епископ Константинопольский Эммануил все же заметил, что автокефалия в Украине Варфоломеем фактически одобрена, хотя окончательное решение еще не принято.

По данным украинского фонда «Демократические инициативы», количество верующих, причисляющих себя к Киевскому патриархату, неуклонно растет. Так, если в 2010 году их было 15,1%, то 2017-м стало 26,5%, а вот прихожан Московского патриархата за тот же период, согласно тем же данным, уменьшилось с 23,6% до 12%. Большинство же верующих, судя по опросам, называют себя просто православными.

По мнению многих экспертов, стремление УПЦ к независимости лежит преимущественно не в церковной, а в геополитической плоскости. Укрепление связей с Константинопольским патриархатом, который тесно интегрирован в западное сообщество, позволит нанести ощутимый удар по интересам Кремля, став мощным довеском к череде антироссийских санкций.

Немаловажную роль в этом вопросе играет и внутриполитическая повестка дня в Украине. Алексей Макаркин из Центра политических технологий уверен, что отделение УПЦ от РПЦ – едва ли не последняя возможность Порошенко повысить свой рейтинг в преддверии президентских выборов, который сильно просел на фоне затянувшейся войны на юго-востоке страны и ухудшающегося экономического положения.

А вот для рядовых верующих новый статус Православной Церкви в Украине мало что изменит. Единственные, кто может ощутить новшество, так это воцерковленные прихожане. Эксперт по религиозным вопросам Роман Мельниченко отмечает, что для тех, кто прибегает к услугам Церкви станет проще отправлять обряды и таинства, не опасаясь что-то сделать не по канону.

В том, что Варфоломей примет положительное решение по вопросу независимости УПЦ не сомневаются даже в России. Так, протодиакон Андрей Кураев прогнозирует, что Константинополь сначала вернет статус Киевской митрополии в своем патриархате, а затем даст ей и автокефалию.

По словам Кураева, воспрепятствовать воплощению в жизнь такого сценария может украинское законодательство, по которому голосовать о смене прихода будут не епископы, а прихожане. Однако очевидно, что политическая власть в Украине сделает все возможное, чтобы такое голосование было в пользу автокефалии.

К чему же может привести создание единой поместной УПЦ? В любом случае это ослабит позиции РПЦ в мировом православии, приведет к потере значительной части своей паствы, а также большого числа приходов на территории Незалежной. По данным Минкультуры Украины, на начало 2017 года Московскому патриархату принадлежало свыше 11 тысяч культовых сооружений, которые обслуживали более 12 тысяч общин верующих.

Учитывая, что уже сейчас представители УПЦ активно захватывают храмы, принадлежащие Московскому патриархату, а также угрожают «москалям» физической расправой в случае, если те не изменят свою конфессию, то с официальным провозглашением автокефалии в Украине РПЦ будет фактически невозможно противостоять церковному рейдерству. Это подтверждают и слова патриарха Киевского Филарета, который заявил, что «никакой собственности РПЦ в Украине нет».

Есть еще один болезненный нюанс. Ведь если сегодня РПЦ официально ведет свою родословную с 988 года, то теперь уже УПЦ будет иметь все основания назвать этот год датой основания своей Церкви. Московскому патриархату придется вести свой отсчет с 1448 года, когда Русская Церковь во главе с московским митрополитом обрела независимость от Константинопольского патриархата.

В РПЦ заявляют, что в случае провозглашения автокефалии в Украине грянет раскол, который по масштабам будет сопоставим с церковным расколом 1054 года, когда Христианство разделилось на две ветви – Православие и Католицизм. А итоги этой трагедии будет расхлебывать еще не одно поколение православных верующих как в Украине, так и в России.

Является преемницей учрежденной в 988 году Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата, перешедшей в 17м веке в юрисдикцию Московского Патриархата, который, в свою очередь, является преемником древних Митрополитов Киевских.

УПЦ получила права широкой автономии согласно Томосу Патриарха Алексия II и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 года. Ее границы определены в границах Республики Украина. УПЦ является самой многочисленной религиозной организацией на всей территории страны, за исключением трёх западных областей (Львовской, Ивано Франковской и Тернопольской).

Предстоятелю УПЦ усвоен титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины».

По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром, УПЦ состоит из 43 епархий , которые управляются 54 четырьмя архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской

Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. В 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женскихБ 4.650 монашествующих.

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ)

Украинская Автокефальная Православная Церковь восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 30-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ (как и УГКЦ) на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.

19 августа 1989 года о выходе из юрисдикции Московского Патриархата объявил приход святых апостолов Петра и Павла во Львове во главе со своим настоятелем - протоиереем Владимиром Яремой. На соборе 1990 года предстоятелем был избран митрополит Мстислав (Скрыпник), после смерти которого большинство епископов УАПЦ перешло под юрисдикцию Московского Патриархата либо создававшейся Украинской Православной Церкви - Киевского Патриарахата. Вторым главой УАПЦ в современный период стал Ярема с титулом «патриарха Димитрия» (умер в 2000). В ноябре 2000 года новым предстоятелем УАПЦ избран Мефодий (Кудряков), носящий титул «митрополита Тернопольского и Подольского». УАПЦ на Украине имеет 11 епархий.

Общее число приходов (данные на 2001 год) - 556, число священников - 409.

Канонический статус и взаимоотношения УАПЦ с православными Церквями остаются неурегулированными .

Распространена преимущественно в Западной Украине.

Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ КП)

Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата была учреждена на т.н. "всеукраинском православном соборе" , проходившем 25-26 июня 1992 года, и включила в себя отколовшуюся часть бывшего Украинского Экзархата РПЦ и часть УАПЦ. Главным создателем этого движения является бывший митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (РПЦ) Филарет (Денисенко), который после проигрыша выборов на московский патриарший престол в 1990 году заключил союз с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком.

Сегодня носит титул «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси Украины».

Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси Украины и именует себя наследницей Киевской митрополи и в составе

Константинопольского Патриархата, существовавшей до 17го века.

Однако каноничность т.н. Киевского патриархата не признала ни Русская Православная Церковь, ни другие поместные православные церкви , включая Константинопольскую.

Решением Архиерейского Собора РПЦ , который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, монах Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Деянием Архиерейского Собора еще в 1992 году).

По данным УПЦ КП , церковь включает около 4000 приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).

К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей

Кроме того, в стране существует Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ)

Украинская Греко-Католическая Церковь также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской Империи. Является крупнейшей католической церковью восточного обряда. После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне национального подъема большую часть храмов. В начале 1990х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.

По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год , численность верующих составляет 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежат 4 175 приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.

Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви - Верховный Архиепископ Киево Галицкий кардинал Блаженнейший Любомир Гузар (с 26 января 2001 года).

В последние годы Церковь лоббирует в Ватикане признание за кандиналом Гузаром патриаршего достоинства - пока безуспешно.

Является главенствующей конфессией в Львовской и Ивано-Франковской, отчасти в Тернопольской области, активно распространяется на Восток Украины. В 2005 году кафедра главы Церкви перенесена из Львова в Киев, где идет строительство кафедрального собора.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Украи́нская правосла́вная це́рковь Киевского патриархата (укр. Українська Православна Церква Київського Патріархату ), также Ки́евский патриарха́т (укр. Київський Патріархат ); сокращённо УПЦ КП ) - канонически непризнанная православная церковь на Украине .

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44 % украинцев, 21 % населения назвали себя верующими Украинской православной церкви (Московского патриархата), 11 % - Украинской грекокатолической церкви . По состоянию на ноябрь 2016 года 25,3% православных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ МП - 39,4%, УГКЦ- 21,3%, УАПЦ - 4,6%) либо же 39,5% православных на Украине являются прихожанами УПЦ КП (25,4% считают себя «просто православными»; 23,3% - УПЦ МП; 4,8% - УАПЦ; 1,3% - непосредственно РПЦ)

История

Конец 1980-х гг. Обострение церковно-политической ситуации на Украине

В конце 1980-х годов на территории УССР в результате политики «перестройки» и общей либерализации политической жизни произошло резкое обострение церковно-политической ситуации. В особенности это коснулось западноукраинских областей, где на волне растущих национал-сепаратистских настроений началось возрождение греко-католицизма (УГКЦ) и автокефалистских религиозных общин (УАПЦ). В этой ситуации руководство Московской Патриархии не смогло найти приемлемого решения униатской проблемы, а иерархи Украинского экзархата РПЦ отказались от попыток диалога со священноначалием Украинской греко-католической церкви и предпочли занять бескомпромиссную позицию , что привело к массовому переходу клириков и мирян из канонической православной церкви в УГКЦ и УАПЦ, стихийному захвату собственности и имущества РПЦ на Западной Украине. Острое межконфессиональное противостояние привело к тому, что православные епархии были здесь подвергнуты разгрому.

Стремясь предотвратить углубление раскола православия и распространение униатства на Украине, Архиерейский собор РПЦ 30-31 января 1990 г. принял решение о предоставлении более широкой автономии Украинскому и Белорусскому экзархатам, которые получили финансовую самостоятельность, право именоваться Украинской и Белорусской православными церквями соответственно и иметь собственные Синоды, которым передавалась высшая судебная, законодательная и исполнительная церковная власть в епархиях, расположенных на их территории. Автономизация Украинского экзархата, однако, лишь усугубила дело - митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), в течение 25 лет занимавший пост экзарха Украины , стал управлять им почти бесконтрольно, а его непродуманные действия в новых условиях способствовали дискредитации Православия в западных регионах Украины .

Этим же летом митрополит Филарет под предлогом необходимости нормализации церковной жизни на Украине стал стремиться к ещё большему расширению автономии УПЦ. 9 июля украинский епископат по инициативе митрополита Филарета принял «Обращение Украинской православной церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении», на Соборе в Киеве избрал митрополита Филарета своим предстоятелем, а 10 июля Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на расширение автономии Украинского экзархата, что вновь мотивировалось сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. В связи с принципиальной значимостью данного вопроса он был вынесен на обсуждение на Архиерейском соборе РПЦ 25-27 октября 1990 года.

22-23 ноября 1990 года в Киеве в связи с предоставлением УПЦ статуса независимой и самостоятельной в управлении по решению Синода УПЦ прошёл её I Поместный собор, на котором был принят новый Устав УПЦ.

1991-1992. Борьба за автокефальный статус УПЦ

К середине 1990 года процесс разделения украинского православия на каноническое (УПЦ) и автокефалистское (УАПЦ) в основном приостановился. В УАПЦ к этому времени ушло около 1,5 тыс. приходов, ранее находившихся в юрисдикции УПЦ, но во второй половине 1990 - первой половине 1991 г. положение фактически стабилизировалось - в юрисдикции УПЦ оставалось около 5 тыс. общин .

Вопрос о предоставлении автокефалии УПЦ рассматривался на заседаниях Священного Синода РПЦ в декабре 1991 года и феврале 1992 года , но каждый раз члены Синода констатировали, что этот вопрос, имеющий исключительное значение для Украинской Церкви, должен быть всесторонне рассмотрен на Архиерейском соборе РПЦ. В феврале митрополит Филарет отказался принять участие в заседании Синода, сообщив, что болен и не может приехать .

Священный Синод РПЦ ещё в декабре 1991 года принял решение разослать обращение и определение Собора УПЦ всем архиереям РПЦ для тщательного изучения. В то же время митрополит Филарет разослал по украинским епархиям циркуляр о проведении собраний духовенства в поддержку решения Собора УПЦ о предоставлении ей независимости .

22 января 1992 года митрополит Филарет собрал Украинское епископское совещание, на котором настоял на предоставлении автокефалии, адресованного Святейшему Патриарху и Священному Синоду РПЦ. Три архиерея, заявившие о своём несогласии и отказавшиеся поставить подписи под обращением, - епископы Донецкий и Славянский Алипий (Погребняк) , Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) , Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) - были на другой же день лишены своих постов. 29 января обращение епископата УПЦ было доставлено в Москву. Одновременно Патриарху Алексию II было доставлено и открытое письмо Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, которое также содержало настоятельную просьбу предоставить автокефалию УПЦ.

На заседании Священного Синода РПЦ 18-19 февраля было принято «Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и епископату Украинской Православной Церкви», в котором указывалось, что просьба Собора УПЦ о предоставлении «полной канонической самостоятельности» выходит за пределы компетенции Священного Синода и может быть ответственно рассмотрена только на соборном уровне. Кроме того, в послании указывалось на необходимость обеспечения свободного волеизъявления клира и мирян Украины в соответствии с нормами канонической традиции Православия. На заседании Священного Синода впервые было заявлено, что в случае, если митрополит Филарет предпримет действия, направленные на получение автокефалии УПЦ неканоническим путём, Московский Патриархат намерен принять украинскую паству в свою непосредственную юрисдикцию .

31 марта - 5 апреля 1992 года состоялся Архиерейский собор РПЦ, в котором приняло участие 97 архиереев РПЦ, включая 20 архиереев с Украины (из них 18 с правом голоса). Четыре дня из шести были посвящены обсуждению церковной ситуации на Украине и статуса УПЦ . Это обсуждение, проводившееся в условиях, исключавших давление на украинских архиереев, позволило получить адекватное представление о церковной жизни на Украине. Мнения, высказывавшиеся архиереями, разделились, однако итог стал неожиданным: не только российские иерархи, но и подавляющее большинство украинских епископов высказались против предоставления полной самостоятельности УПЦ, главным образом потому, что при полной самостоятельности православная Церковь на Украине будет вынуждена в одиночку противостоять «униатской агрессии», а раскольники из УАПЦ всё равно не прекратят своей разрушительной деятельности. Большинство архиереев украинских епархий дезавуировали свои подписи, поставленные под обращением с просьбой о даровании автокефалии, объяснив, что они действовали под принуждением, опасаясь притеснений со стороны митрополита Филарета и украинских властей .

Начало дискуссии положил доклад, с которым выступил митрополит Филарет, который продолжал отстаивать линию на полную независимость УПЦ, обосновывая необходимость этого шага распадом СССР и образованием независимого украинского государства. В обсуждении вопроса приняло участие большинство архиереев - выступило 58 человек. Даже некоторые из тех, кто первоначально поддержал идею предоставления УПЦ автокефалии, были вынуждены признать, что самостоятельность, предоставленная УПЦ в 1990 г., за полтора года дала лишь отрицательные результаты и никоим образом не способствовала ликвидации раскола в украинском православии. Вину за это выступающие возлагали на митрополита Филарета, который использовал предоставленную УПЦ широкую автономию в качестве орудия укрепления личной власти и произвола против всех несогласных с его курсом. Украинские архиереи сообщали о резко негативном отношении своей паствы к возможному отделению УПЦ .

Было также высказано предложение [кем? ] рассмотреть вопрос о смене предстоятеля УПЦ митрополита Филарета, поскольку сторонников независимости Украинской Церкви крайне мало, а вся кампания за церковную независимость основана исключительно на личных амбициях митрополита Филарета. Немногочисленные сторонники автокефалии пытались не допустить его отставки. Шестеро присутствовавших епископов - приверженцев автокефалии подготовили обращение, в котором утверждалось, что ввиду дарованной УПЦ в 1990 г. самостоятельности и независимости они считают антиканоничным рассмотрение на Соборе РПЦ вопросов, касающихся внутренней жизни Украинской Церкви, а именно деятельности её предстоятеля. Это обращение не получило поддержки у большинства украинских архиереев, которые, напротив, сочли приемлемым свободное обсуждение вопроса о деятельности митрополита Филарета именно в Москве, где на епископат не оказывали давления сам предстоятель УПЦ и власти Украины. В итоге обсуждение проблемы автокефалии постепенно переросло в дискуссию об аморальном поведении митрополита Филарета и его грубых ошибках в управлении Украинской Церковью .

Подводя итог дискуссии, предстоятель РПЦ Патриарх Алексий II сказал:

Нас уверяют, что предоставление автокефалии Украинской православной церкви решит все вопросы, как ранее нас уверяли в необходимости независимости в управлении и даровании митрополиту титула Блаженнейшего. Но титул Блаженнейшего не спас положения, предоставление независимости и «незалежности» тоже не дало результата. Не вернулись ушедшие в неканоническую автокефалию приходы, раскол укрепился. Возьмём ли мы на себя ответственность за разделение, есть ли у нас уверенность в том, что это принесёт благо Святой Церкви? Такой уверенности нет ни у украинского епископата, ни у всего Собора. Для того чтобы говорить об автокефалии, нужна спокойная обстановка. Но в наше время - время разрушения экономических, национальных, человеческих связей, разделения и противостояния, от которых так устал народ, желание сохранить единство Церкви является гласом Божиим. Все мы в ответе за то, что происходит на Украине, но с предстоятеля Украинской Церкви спрос особый. Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля .

На уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали и многие другие иерархи. Митрополит Филарет отказался выполнить это требование, однако согласился на проведение голосования по этому вопросу на Архиерейском соборе, выступив при этом со встречной просьбой:

Я чувствую, что нужен пророк Иона , и я готов им быть. Но я прошу, чтобы этого Иону бросили так, чтобы на Украине не взбунтовалось море, поэтому прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового предстоятеля Украинской православной церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведён, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового предстоятеля. Украинская православная церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей Архиерейским собором 1990 года. Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у престола Божия и не отправлять меня на покой .

Патриарх поблагодарил митрополита Филарета за его готовность сложить с себя обязанности предстоятеля Украинской церкви, а также обещал, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины. Когда же со стороны украинских архиереев были высказаны сомнения по поводу того, можно ли верить словам митрополита Филарета, тот по настоянию Патриарха перед крестом и Евангелием подтвердил своё обещание сложить полномочия, как только соберётся Собор УПЦ; он также обещал немедленно провести заседание Синода УПЦ для восстановления на своих кафедрах незаконно смещённых им епископов .

В Определении Архиерейского собора РПЦ было отмечено, что в ходе обсуждения выявилось неоднозначное отношение духовенства и верующих Украины к вопросу об автокефалии: идея церковной независимости популярна на западе Украины, но не находит отклика в восточноукраинских епархиях, а потому, для полноты выражения воли УПЦ, вопрос о её полной независимости решено было вынести на обсуждение ближайшего Поместного собора РПЦ.

1992. Создание УПЦ КП

Тем временем, вернувшись в Киев, митрополит Филарет, вопреки данному обещанию, продолжил действия, направленные на создание на Украине независимой церковной структуры. 7 апреля 1992 года, в ходе богослужения в киевском Владимирском соборе в день праздника Благовещения, Филарет объявил об отказе сложить с себя обязанности предстоятеля УПЦ, а 14 апреля заявил на пресс-конференции, что Архиерейский собор в Москве прошёл с нарушениями Устава об управлении и регламента РПЦ. Филарет сказал, что его присяга была вынужденной, а потому недействительной. Он, по его словам, был оклеветан и по этой причине отказался уйти в отставку. Филарет объявил, что будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию» .

Администрация президента Кравчука оказывала всемерную поддержку противоканоническим действиям митрополита Филарета. Тем не менее, когда Филарет призвал украинских архиереев собраться в его киевской резиденции, к нему присоединился лишь викарий Тернопольской епархии, епископ Почаевский Иаков (Панчук) , наместник Почаевской лавры, изгнанный братией из обители как сторонник Филарета. Филарета отказались поддержать даже те украинские иерархи, кто на Архиерейском соборе в Москве выступал поборниками автокефалии. Лишь спустя несколько месяцев к Филарету примкнул епископ Львовский Андрей (Горак) , который в начале июля с большинством духовенства своей епархии покинул УПЦ и перешёл в УАПЦ . Большинство верующих также отнеслись к действиям митрополита Филарета негативно. Практически во всех храмах Украины прекратилось поминовение предстоятеля УПЦ во время богослужения, а Одесская епархия обратилась к Патриарху Алексию II с просьбой принять её в непосредственное Патриаршее управление. 30 апреля в Житомире состоялось Собрание архиереев, духовенства, монашествующих, представителей православных братств и мирян УПЦ, где Филарета обвинили в клевете на Архиерейский собор и в клятвопреступлении, потребовав от него незамедлительной отставки .

6-7 мая состоялось расширенное заседание Священного Синода РПЦ. Филарет на приглашение принять участие в заседании не ответил. Синод предписал митрополиту Филарету до 15 мая созвать Архиерейский собор УПЦ и подать на нём прошение об отставке. В связи с чрезвычайным положением, возникшим в УПЦ по вине её предстоятеля, Синод запретил митрополиту Филарету до Архиерейского собора УПЦ действовать в качестве её предстоятеля - созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения. Синод предупредил Филарета, что в случае неисполнения постановлений Собора и данного решения Синода он будет предан церковному суду. Эти решения были доведены до сведения верующих на Украине специальным Посланием Святейшего Патриарха и Священного Синода, в котором подчёркивалось, что эти решения не являются покушением на самостоятельность УПЦ, дарованную ей Архиерейским собором РПЦ в октябре 1990 года .

В связи с отказом Филарета подчиниться решению Священного Синода РПЦ, Синод 21 мая поручил старейшему по хиротонии среди украинских иерархов - митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку) - незамедлительно созвать Архиерейский собор УПЦ для избрания её нового предстоятеля. В ответ на это Филарет отправил на имя Патриарха Алексия сообщение о том, что он считает решения Синода «необоснованными и недееспособными» .

26 мая Филарет собрал в Киеве своих сторонников на так называемую «Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской православной церкви». Конференция, в которой не принял участие ни один из украинских архиереев, отвергла майские решения Священного Синода РПЦ. Небольшая группа сторонников Филарета, стремясь вовлечь в церковный конфликт на Украине Константинопольского Патриарха Варфоломея I, обратилась к нему с посланием, в котором заявлялось об отвержении акта 1686 года о передаче Киевской Митрополии из юрисдикции Константинопольской церкви в ведение Московского Патриархата. 30 мая Филарет направил Патриарху Варфоломею послание, в котором обвинил Московскую Патриархию в «антиканонической деятельности» и в том, что она «фактически учинила раскол в лоне Украинской православной церкви». Филарет просил Варфоломея I принять его вместе с ближайшими помощниками под свою юрисдикцию .

11 июня 1992 года для рассмотрения деятельности митрополита Филарета был созван Архиерейский собор РПЦ, на суд которого было представлено заявление украинского епископата, подписанное 16 иерархами. По итогам разбирательства, в ходе которого были доказаны все предъявленные обвинения, Собор постановил лишить митрополита Филарета церковного сана и всех степеней священства .

Филарет, лишённый священного сана, своей отставки не признал, и в этом он получил защиту у украинских властей. Милиция совместно с членами организации УНА-УНСО не допустила в митрополичью резиденцию делегацию представителей УПЦ, которые пришли принять дела у низложенного Филарета. То же самое произошло у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда приехал новоизбранный предстоятель УПЦ - митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Члены УНА-УНСО перекрыли подступы к храму и забаррикадировались изнутри. Чтобы избежать кровопролития среди православных, митрополит Владимир призвал не применять силу и отправился в Киево-Печерскую Успенскую лавру , которую боевики из УНА-УНСО не смогли взять штурмом, натолкнувшись на сопротивление монахов и верующих, на стороне которых выступило подразделение ОМОН «Беркут», прибывшее для обороны лавры от националистов. Владимирский собор, однако, остался в руках Филарета и его приверженцев .

Государственное вмешательство в церковные дела продолжилось. При поддержке президента Кравчука Филарет сохранил за собой контроль за денежными средствами УПЦ. Президент своим указом сместил председателя Совета по делам религий Н. А. Колесника и заменил его А. Л. Зинченко, сторонником Филарета. Кравчук и Зинченко объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ. Президиум Верховной Рады Украины принял заявление, в котором харьковский Собор объявлялся не только незаконным, но и неканоническим .

Оказавшись в полной изоляции со стороны канонического Православия, Филарет нашёл для себя единственный выход - пойти на объединение с УАПЦ , которую он ещё недавно обличал как раскольническую. 25-26 июня 1992 года в киевской приёмной Филарета (ул. Пушкинская, 36) прошло собрание нескольких епископов УАПЦ, депутатов Верховной рады Украины, обслуживающего персонала митрополии, именовавшееся Объединительным собором двух церквей - УПЦ и УАПЦ. Решением «собора» УПЦ и УАПЦ были упразднены, а всё их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной организации, названной «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата». Её руководителем решено было считать проживавшего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава (Скрипника) , заместителем - Филарета (Денисенко), управляющим делами - Антония (Масендича) . Фактически всей деятельностью УПЦ КП руководил Филарет, что впоследствии и привело к конфликту с бывшими иерархами УАПЦ, вошедшими в УПЦ КП.

30 июня 1992 года состоялась поездка делегации УПЦ КП в Константинополь. В состав делегации входили митрополит Филарет (Денисенко), митрополит Антоний (Масендич), архимандрит Валентин (Дажук), игумен Даниил (Чекалюк), депутат Верховного Совета Украины Василий Червоний . После этого по Украинскому телевидению была распространена информация о якобы возможном признании новой церкви Вселенским патриархом. Константинополь, однако, опроверг это утверждение.

Константинопольский патриарх Варфоломей в июле 1993 года в ходе визита в Русскую православную церковь официально заявил, что признаёт только одного канонического митрополита Киевского - Владимира (Сабодана) .

После смерти в 1993 году престарелого Мстислава УАПЦ вышла из союза с УПЦ КП. Её возглавил Димитрий (Ярема) , получивший в УАПЦ сан патриарха, тогда как патриархом УПЦ КП стал Владимир (Романюк) . В декабре 1993 - январе 1994 года из УПЦ КП официально вышли пять архиереев: митрополит Антоний (Масендич), архиепископ Спиридон (Бабский), епископ Роман (Попенко), епископ Софроний (Власов) и епископ Иоанн (Сиопко) . Епископы выступили с покаянным обращением к украинскому народу, в котором призвали свою бывшую паству вернуться в каноническую Церковь, ибо Филарет и его лжецерковь «ведут их к вечной погибели» .

В 1995 году глава УПЦ КП Владимир (Романюк) умер при невыясненных обстоятельствах. В октябре того же года Филарет (Денисенко) стал патриархом УПЦ КП.

В 1995 году Филарет создал в России структуру, получившую название «Российская православная церковь Киевского патриархата» (РПЦ-КП) и «Истинно-православная церковь Киевского патриархата» (ИПЦ-КП). Первыми епископами в России Филарет поставил изгнанных из РПЦЗ и лишённых сана по обвинению в раскольничестве архимандрита Адриана (Старину) из Ногинска и архимандрита Иоасафа (Шибаева) из Обояни , а также Варуха (Тищенкова) из Тобольска. По признанию самих представителей УПЦ КП, «РПЦ-КП» представлял собой самый неудачный проект, подорвавший их позиции даже на Украине, а созданная в России «альтернативная » структура показала полную свою несостоятельность и неуправляемость .

В 1997 году по представлению епископата УПЦ (МП) Филарет (Денисенко) был отлучён Архиерейским собором РПЦ от церкви (сана он был лишён ещё в 1992 году) и предан анафеме за «раскольническую деятельность» .

25 марта 2000 года синод УПЦ КП издал «томос» о создании греческого экзархата во главе с «архимандритом» Тимофеем (Кутальяносом), рукоположенным 26 марта в «митрополита Корсунского». Рукоположив нового «Экзарха всея Греции», Филарет через украинский МИД обратился к послу Украины в Греции с предписанием содействовать укреплению позиций «экзархата» в Греции. В результате действий украинского посла, вынужденного выполнять это предписание, Священный Синод Элладской Церкви сделал следующее заявление: «Святая Автокефальная Элладская Православная Апостольская Церковь, так же как и все остальные Поместные Православные Церкви, с которыми она находится в Евхаристическом Общении, никогда не признавала существования на Украине Автокефального Православного Патриархата, в том числе так называемого „Киевского Патриархата“» .

Современное состояние и устройство

По состоянию на 1 января 2010 года, согласно данным, обнародованным Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий, УПЦ КП имела 4281 приходов, объединённых в 32 епархии (для сравнения УПЦ МП имеет более 11000 приходов). Наибольшее количество приходов на западе Украины - в Галиции и на Волыни , а также в Киевской и Черкасской областях. Ни в одной области Украины Киевский Патриархат не являлся доминирующей конфессией по количеству приходов: на западе Украины таковой является Украинская грекокатолическая церковь , в юго-восточных регионах - УПЦ МП. В то же время в Ивано-Франковской , Львовской и Тернопольской областях УПЦ (КП) имеет больше приходов, чем УПЦ (МП) .

По состоянию на январь 2015 года, согласно результатам совместного исследования Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» (укр.) русск. и социологической службы «Ukrainian Sociology Service» сделанного по заказу Международного центра перспективных исследований (укр.) русск. , в большинстве регионов к Украинской православной церкви (Киевского патриархата) относят себя 44 % украинцев, 21 % населения назвали себя верующими Украинской православной церкви (Московского патриархата) , 11 % - Украинской грекокатолической церкви. Только в Донецкой области 55% отнесли себя к УПЦ МП, а на Галичине большинство населения считает себя верующими Греко-католической церкви - 67%. Исследование проводилось с 25 декабря 2014 года по 15 января 2015. Всего было опрошено 4413 респондентов и при этом опрос не проводился в Луганской области и Крыму .

УПЦ КП демонстрирует прирост численности верующих. Так, согласно результатам исследования религиозной идентичности на Украине в 2010-2016 годах, количество верующих Украинской православной церкви (Киевского патриархата) за 6 лет увеличилось на 14,5 %, а число людей, относящих себя к Украинской православной церкви (Московского патриархата) за этот же промежуток времени уменьшилось на 5,8 %. Аналитический отчёт был подготовлен по результатам всеукраинского опроса (укр.) русск. (КМИС) 2014 респондентов в возрасте от 18 лет в период с 19 по 31 мая 2016 года в 110 населённых пунктах всех регионов Украины (кроме Крыма и территорий контролируемых ДНР и ЛНР) методом личного интервью с использованием стохастической выборки .

В ноябре 2016 года руководитель социологической службы «Ukrainian Sociology Service», заведующий отделом социально-политических процессов доктор социологических наук А. И. Вишняк и кандидат социологических наук, научный сотрудник этого же отдела О. Р. Козловский на пресс-конференции «Результати соціологічного дослідження “Релігійне життя України” (вересень 2016 р.)» в информационном агентстве УНИАН сообщили, что согласно проведённому Ukrainian Sociology Service опросу 25,3 православных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ МП - 39,4%, УГКЦ- 21,3%, УАПЦ - 4,6%).

Согласно опросу проведенному социологической службой Центра Разумкова с 4 по 9 ноября 2016 года к православным себя относит большинство украинцев - 64,7%. 39,5% православных на Украине идентифицируют себя с УПЦ КП, 25,4% считают себя «просто православными», 23,3% - с УПЦ (МП), 4,8% - с УАПЦ, 1,3% - непосредственно с РПЦ. «Было опрошено 2018 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины, за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей по выборке, представляющей взрослое население Украины по основным социально-демографическим показателям. Выборка опроса строилась как многоступенчатая, случайная с квотным отбором респондентов на последнем этапе. Опрос проводился в 118 поселениях (67 - городских и 51 - сельских). Теоретическая погрешность выборки (без учета дизайн-эффекта) не превышает 2,3% с вероятностью 0,95» .

По данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на май 2016 года владела 3 676 помещениями (из них 2 260 культовых сооружений), среди религиозных организаций уступая лишь УПЦ (МП). Наибольшее количество помещений УПЦ (КП) находится в Киевской (377), Ивано-Франковской (327) и Львовской (314) областях, наименьшее - в Луганской (17) и Закарпатской (18) .

Социолог религии и историк, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Н. А. Митрохин в мае 2016 года в интервью Религиозно-информационной службе Украины по итогам своих наблюдений во время поездки по югу страны отметил, что «количество приходов УПЦ Киевского Патриархата за пределами Западной Украины приблизительно на 50-70 % меньше от официально зарегистрированных», в то время как для «УПЦ (МП) это порядка 12-15 %» [значимость факта? ] . А также комментируя УПЦ Московского патриархата, он сообщил, что «наблюдается сложная динамика вырастания проукраинской части, перераспределения сил, интеллектуальный рост, переоценка богословского наследия и т. д.» [значимость факта? ]

Епархии

Усилия по нормализации канонического статуса

Со времени своего создания в 1992 году УПЦ КП пыталась урегулировать своё каноническое положение, но до сих пор не получила какого-либо признания со стороны мирового Православия. Все попытки сторонников автокефалии УПЦ КП выдать желаемое за действительное наталкивались на опровержение как со стороны Московского, так и со стороны Константинопольского патриархатов. По свидетельству митрополита Сасимского Геннадия (Лимуриса) , члена Синода и представителя Константинопольского патриархата во ВСЦ , «в нашей Церкви мы не называем Киевский патриархат Киевским патриархатом. Мы называем их раскольниками, чтобы не было впечатления, что мы их признаем. Они могут себя называть, как хотят, но их не признает ни одна Церковь» .

Учебные заведения УПЦ КП сотрудничают с Украинским католическим университетом и Галле-Виттенбергским университетом имени Мартина Лютера .

Русская православная церковь

12 января 2007 состоялась встреча президента Украины Виктора Ющенко с предстоятелем УПЦ КП Филаретом (Денисенко) и высшими иерархами УПЦ КП в резиденции Денисенко . По сообщениям прессы, Виктор Ющенко высказался за создание смешанной комиссии УПЦ (МП) и УПЦ КП для «преодоления раскола в украинском православии и создания единой поместной Церкви», что вызвало резко негативную реакцию со стороны Русской православной церкви . Фактически на сторону РПЦ в данном вопросе стал Премьер-министр Украины Виктор Янукович .

Украинская православная церковь (Московского патриархата)

Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский Собор Украинской православной церкви в составе Московского патриархата выразил недоумение относительно предложения президента Украины «сесть за стол переговоров с лжепастырями». Епископы УПЦ (МП) приняли решение о создании комиссии, которая займется приёмом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви.»

В ответ на решения Архиерейского Собора УПЦ (МП) 29 января 2007 года пресс-центр Киевского патриархата распространил заявление по поводу инициатив относительно восстановления единства украинского православия, в котором, в частности, говорилось: «Такие формулировки условий и форма работы комиссии УПЦ (МП) „по восстановлению единства украинского православия“ сознательно унижают представителей Киевского патриархата как сторону возможного диалога. Представители Киевского патриархата не намерены при посредничестве указанной комиссии „раскаиваться“ или „возвращаться в лоно“ Московского патриархата. В связи с тем, что возможные встречи представителей Киевского патриархата с членами указанной комиссии могут оцениваться как желание „покаяться“ перед Московским патриархатом и „войти в его лоно“, представители Киевского патриархата вынуждены воздержаться от сотрудничества с этой комиссией на подобных условиях.» Тем не менее, Синод УПЦ КП на заседании 28 февраля 2007 благосклонно отнёсся к обращению В. Ющенко относительно возможности диалога с УПЦ Московского Патриархата и легализации неканонической УПЦ КП .

15 апреля 2007 года собор епископов УПЦ КП принял «Историко-каноническую декларацию» - документ, в котором были представлены основные каноны, догмы и исторические основания существования самостоятельного Киевского патриархата. Особое внимание в нём уделено проблеме раскола украинской церкви и отношениям между УПЦ КП и УПЦ (МП).

Украинская автокефальная православная церковь

Переговорный процесс об объединении Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви длится с перерывами с 1995 года . 12-14 июня 2001 года в Стамбуле в резиденции Константинопольского Патриарха прошла встреча участников Смешанной комиссии для изучения путей достижения единства Православной церкви на Украине, в которой приняли участие представители УПЦ КП и УАПЦ, а также митрополит УПЦ в США Константин (Баган) . Участников встречи принял Вселенский Патриарх Варфоломей I , после чего были подписаны договоренности («Συμφωνητικών») о будущем объединении УПЦ КП и УАПЦ в единую церковную структуру .

Переговоры интенсифицировались в период президентства Виктора Ющенко , который сам активно в него включился, пытаясь заручиться поддержкой Вселенского Патриарха Варфоломея I. В этот период была выработана трёхступенчатая схема создания независимой украинской церкви :

  • Первый шаг – объединение УПЦ КП и УАПЦ;
  • Второй шаг – объединённая церковь приобретает канонический статус, войдя во Вселенский патриархат ;
  • Третий шаг – Вселенский патриархат предоставляет ей автокефалию.

Однако, во время визита на Украину Вселенского Патриарха по случаю празднования 1020-летия крещения Киевской Руси , проходившего 25-27 июля 2008 года , представителям украинской власти и УПЦ КП не удалось согласовать с патриархом Варфоломеем условии создания на Украине канонической юрисдикции . В свою очередь, предстоятель УАПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Мефодий (Кудряков) выдвинул первоочередным условием объединения отставку предстоятеля УПЦ КП Филарета (Денисенко) , а УПЦ КП в ответ на данное заявление приостановила 14 ноября 2011 года работу комиссии по ведению переговоров об объединении . Ввиду данных причин 9 февраля 2012 года УАПЦ официально прервала переговорный процесс по объединению двух церквей .

V Поместным собор УАПЦ, проходивший 4-5 июня 2015 года, и совещание Священного синода УПЦ КП, проходившее 12 июня того же года, приняли решение в ближайшее время объединиться в единую Поместную Православную Украинскую Церковь. 8 июня в Киеве состоялось совместное заседание комиссий УПЦ КП и УАПЦ, на котором также присутствовали иерархи Константинопольского патриархата - епископ УПЦ в Канаде Илларион (Рудик) и епископ УПЦ в США Даниил (Зелинский) , уполномоченные Константинопольским патриархатом принять участие во встрече комиссий. Итоговым решением комиссии подтвердили намерение и желание двух церквей в ближайшее время объединиться в единую Поместную Православную Украинскую Церковь , подписи под документом поставили и епископы Константинопольского патриархата .

Украинская грекокатолическая церковь

3 мая 2003 года в Свято-Владимирском кафедральном соборе Украинской православной церкви Киевского патриархата в Киеве Патриарх Филарет (Денисенко) и предстоятель Украинской грекокатолической церкви Верховный архиепископ Киево-Галицкий кардинал Любомир (Гузар) совершили совместный экуменический молебен .

7 мая 2011 года УПЦ КП обнародовала заявление в связи с всплеском спекуляций вокруг сотрудничества Киевского патриархата с УГКЦ, в котором отметила, что сотрудничество УПЦ КП и УГКЦ ведется и в дальнейшем будет вестись исключительно с сохранением верности Киевского патриархата догматам, канонам и вероучению Православной церкви . В данном заявлении внимание акцентировалось на том, что пока Католическая церковь в целом или УГКЦ частности придерживаются латинских догматов, которые отличают её от Православной Церкви, - объединение УПЦ КП и УГКЦ в единую Церковь невозможно. В частности, указывалось на то, что Киевский патриархат не считает возможным евхаристическое единение с УГКЦ, ввиду того, что он твердо и неизменно придерживается догматов православной веры и отвергает те латинские догматические нововведения, которые привели к Великой схизме 1054 года , в числе которых: учение о примате Римского папы , о исхождении Святого Духа от Отца и Сына, а не только от Отца , о непорочном зачатии Девы Марии и прочие .

В ноябре 2012 года глава Украинской грекокатолической церкви Святослав (Шевчук) заявил, что у грекокатоликов «нет сомнения в достоверности» таинства крещения в Киевском патриархате , несмотря на то, что это «православное церковное сообщество» не находится «в полноте общения с мировым православием» .

Константинопольская православная церковь

12 июня 2007 года ІІ Всеукраинский церковно-общественный форум «За Украинскую Поместную Православную Церковь» принял письмо-обращение к главе Константинопольской православной церкви Архиепископу Константинополя - Нового Рима и Вселенскому Патриарху Варфоломею І с просьбой «признать Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата как Поместную и автокефальную Церковь Украины»


После воцарения на Украине новой постмайданной власти, мы можем наблюдать как страна медленно, но верно катится в пропасть. Причем подобная тенденция наблюдается во всех сферах жизни страны, включая социальную и экономическую. Как ни прискорбно, но эти изменения коснулись в том числе и духовной сферы, на которую посягнуло нынешнее украинское правительство.
В попытках «подмять» под себя духовную составляющую жизни граждан, правительство нашло идеального кандидата на роль проводника своей воли. Этим человеком стал предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата — «патриарх» Филарет (Михаил Антонович Денисенко), для которого не впервой сотрудничать с украинскими власти ради обоюдной выгоды.
Дабы в полной мере понять, что же из себя представляет УПЦ Киевского патриархата и «патриарх» Филарет, следует немного углубиться в историю.
УПЦ Киевского патриархата «образовалась» путем объединения некоторых «епископов» УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь) и лишенного сана за личные грехи и церковные нарушения Филарета 25 июня 1992. И еще до этого на архиерейском Соборе 1-3 апреля 1992 в Москве Филарет, признав свою вину в распространении искушения в Украине, перед Крестом, Евангелием и всем епископатом РПЦ, пообещал по возвращении в Украину сдать полномочия новому избраннику Архиерейского собора УПЦ, который соберет в Киеве. Поскольку Украинская Православная Церковь в то время уже была самостоятельна в управлении.
Но украинские архиереи предупреждали, что он может обмануть, и Патриарх спросил Филарета при всех еще раз. И тогда Филарет не без раздражения ответил (цитируем по сохраненному аудиозаписи): «Мы ведь христиане. Сказано в Расписной «да будет слово ваше да - да, имеется - имеется, а все остальное от лукавого».
Но, вернувшись в Киев и получив поддержку президента Украины Леонида Кравчука, с которым был знаком еще со времен работы последнего в идеологическом отделе ЦК Компартии Украины, Филарет собирает пресс-конференцию. И на ней объявляет о том, что все обещания он давал под давлением, поэтому никакого заявления об отставке не будет. И вообще, уйти со своего поста не может, ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом. Не забыл при этом упомянуть о своем, якобы, самопожертвовании ради независимости УПЦ и о происках «имперской церкви-насильницы».
В конце концов, безграничное терпение Матери-Церкви лопнуло и «за продолжение Филаретом раскольнической деятельности, распространение раскола за пределы Русской Православной Церкви, что, в частности, привело к увеличению раскола в Болгарской Православной Церкви; за принятие в «общение» раскольников из других Православных Церквей» и за многие другие преступления против Церкви и Веры Архиерейский Собор РПЦ постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом».
Филарет не покорился решению Собора и с пущим упорством продолжил строить свою личную церковь. По сути, УПЦ-КП является политическим бизнес-проектом, который только маскируется под церковь и к которому многие государственные чиновники приложили свои нечистые руки. При их поддержке денисенковские боевики начали захватывать храмы и монастыри, церковное имущество и приходские кассы.
Однако, когда в 1994 году Леонид Кучма одержал победу на выборах, раскол потерял своего покровителя в лице уже бывшего президента Кравчука, и впервые правоохранители занялись филаретовством. Что же они обнаружили? Оказалось, что двухгодовалая патриотическая «церковь» обзавелась своим коммерческим банком («Ажио», Филарет – учредитель), а на резиденцию Филарета зарегистрировано с десяток фирм. Чем же занимались патриотические молитвенники? Ввозом и торговлей нефтью, металлом, иномарками, тканями, бытовой и офисной техникой, шинами и т.д. с «криминальным сокрытием от налогообложения». Объемы «работы» впечатляли: тысячи тонн металла, 30 тысяч аккумуляторов и т.д. Это целая теневая экономика и отмывка финансов. Торговали в Украине и за рубежом. Хотя именовались «православными» благотворительными миссиями и братствами.
На время Украинская православная церковь Киевского патриархата поумерила свои амбиции, но все изменилось с приходом к власти новой волны политических деятелей. Сегодня, пользуясь покровительством киевских властей лжепатриарх снова развернул бурную деятельность в деле личного обогащения и укрепления влияния УПЦ КП на территории Украины.
Результатом этого стало возрастающее давление на каноничную УПЦ Московского патриархата. Так, политики уже на протяжении нескольких лет пытаются протолкнуть антиконституционные законопроекты, направленные на вмешательство в деятельность УПЦ МП.
С резкой критикой подобных действий выступил правозащитник из общественной организации «Украина православная» Олег Денисов. «Таким образом, авторы законопроекта фактически пытаются легализовать схему политического давления на религиозные организации», - считает Денисов.
Со своей стороны, Филарет продолжает планомерно захватывать храмы, ранее принадлежащие УПЦ МП. Ведь древнейшие храмы с многомиллионным имуществом – это огромные деньги. И существующая политическая обстановка – это идеальная возможность их заполучить. Политизировавшееся духовенство УПЦ Киевского патриархата уподобилось украинским чиновникам – вместо того, чтобы выполнять свою истинную функцию, оно занимается переделом власти, сфер влияния, и, главное, денег.
Из последних бизнес-проектов «патриарха» Филарета можно выделить строительство многоквартирного жилого дома на территории епархии УПЦ КП.
В 2016 году стало известно, что УПЦ Киевского патриархата возводит в Тернополе девятиэтажный дом, квартиры в котором пойдут на продажу частным лицам. Сообщается, что деньги, полученные от продажи недвижимости, будут направлены на возведение крупного собора.
На земельном участке, отведенном Тернопольской епархии УПЦ КП, идет возведение девятиэтажного дома с последующей продажей квартир.
Заказчиком строящейся недвижимости выступает епархия. Декларация строительства дома опубликована на сайте собора, который будет возведен рядом с девятиэтажным домом.
Дом, в котором будет 117 квартир, расположится на перекрестке улиц Генерала Тарнавского и Киевской. Прибыль, полученную от продажи квартир, церковь собирается использовать для строительства собора.
«В случае форс-мажора, если квартиры не будут продаваться, надеемся на деньги жертвователей (для постройки собора)», — заявили в пресс-службе Тернопольской епархии УПЦ КП.
Также УПЦ КП не брезгует ради получения прибыли сдавать помещения древних соборов и монастырей в пользование различным структурам, часть из которых, как показывает определенная практика, может исповедовать в находящемся под омофором Киевского патриархата месте далеко не православные ценности.
Для примера можно привести объявление Эзотерического культа, расположившегося в Выдубицком монастыре.
«Мы находимся в самом сердце древнего Киева, в Выдубицком монастыре (принадлежит УПЦ Киевского патриархата). рядом с Ботаническим садом. Атмосфера мира и покоя, чистый воздух, красивый сад, уютные залы и помещения помогут сделать занятия максимально эффективными».
Украинская православная церковь Киевского патриархата на сегодняшний день не признана ни в одной стране мира, ни одной из конфессий, патриархий. Во всём мире к УПЦ КП относятся как к секте, которой она и является.
Это полностью личное бизнес-предприятие Филарета, которое он создал на страшнейших грехах гордыни и тщеславия. Как заявил сам лжепатриарх: «Не имеет значения, присутствует ли Святой Дух в наших церквях или нет, для нас важно иметь возможность делать то, что мы хотим». А из действий УПЦ КП ясно видно, что единственной её заботой является личное обогащение, а отнюдь не духовная составляющая жизни украинского общества и стремление к Богу.