Потомственный военный и подлинный аристократ, Леонид Михайлович Чичагов закончил элитное учебное заведение – Императорский Пажеский корпус. Думается, у многих на слуху последний «титул» владыки Серафима – митрополит Ленинградский



Храм в честь священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

АДРЕС: ЮЗАО. Привокзальная площадь у ж/д станции Бутово

НАСТОЯТЕЛЬ: священник Максим ГЛУХИХ

Контакты: 8 985 183-75-94

На месте строительства основного храма уже построена временная церковь в честь иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша». 17 марта 2013 года епископ Красногорский Иринарх, управлявший тогда Юго-западным викариатством, совершил малый чин освящения временного храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

За это время на приходе своими силами воздвигли здание Воскресной школы.

Официальный сайт прихода: butovo.moseparh.ru

Новости прихода:


Прощание с зимой

12 декабря иерей Максим Глухих, настоятель храма священномученика Серафима, митрополита Петроградского, совершил панихиду на Бутовском полигоне о всех «во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших»

29 ноября по приглашению руководства школы №1355 клирик храма священномученика Серафима (Чичагова) в Южном Бутове диакон Сергий Онг провел урок «Основы православной культуры» для учеников 4 класса

18 ноября в храме священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове состоялась экскурсия для учащихся 4-х классов школы №1355

Праздник Рождества Христова в Юго-Западном викариатстве (новости приходов)

Епископ Дмитровский Феофилакт посетил храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

Молодежь - наша надежда


ВНИМАНИЕ! Открыт расчетный счет храма в честь священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

«ПОДАРИ МНЕ ЖИЗНЬ»




Привокзальная площадь Бутово украсилась святой церковью

Cерафим значит Пламенный

В. А. Юлин

Cерафим значит Пламенный

Земная жизнь св. митрополита Серафима (Чичагова)

Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился о возрождении приходов. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденском переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.

Потомок древнего дворянского рода, человек незаурядных дарований и способностей, Леонид Михайлович Чичагов оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви, которой отдал всего себя без остатка, приняв за Веру мученическую кончину в 1937 году. Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг митрополита Серафима Чичагова, возвела его в сан св. Новомученика Российского.

В 2003 году Русская Православная Церковь отметила большой праздник - столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Участники торжеств в Сарове с благоговением вспомнили тех, кто явился инициатором канонизации смиренного инока Саровской обители. Первыми, выступившими с предложением прославить преподобного, были митрополит Антоний (Вадковский) и архимандрит Серафим (Чичагов).

«Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни», - таковы яркие образы, запечатлевшие в русской церковной и гражданской истории эту замечательную личность.

***

Леонид Михайлович Чичагов - потомственный военный. Он родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны (до замужества Зварковской). Родители крестили своего младенца в храме св. Александра Невского при Михайловском артилерийском училище. И это оказалось весьма символичным: служение воином для него, как и для его предков, было важнейшей формой исполнения христианского долга, характерного для всего семейства Чичаговых. Детей было пятеро: четверо сыновей: Николай, Михаил, Леонид и Александр, и дочь, которая умерла в младенческом возрасте (ей было всего три года).

Родительская любовь в семье сочеталась с должной требовательностью и уважительным отношением между всеми членами семьи. В детях воспитывалось чувство чести и долга перед Отечеством, прививалась чистота нравственных ценностей Православной Веры. Добросердечности в семье немало способствовала мать Мария Николаевна. Она была наделена писательским талантом, великолепно играла на фортепьяно. Любовь к музыке привила и своим сыновьям.

Отец Леонида Михаиловича дослужился до звания генерал-майора. Последние годы своей жизни провел в Калуге, где занимал должность воинского начальника (коменданта города), под надзором которого находился плененный на Кавказе и сосланный вместе со своей семьей в Калугу имам Шамиль.

5 июня 1866 года семью Чичаговых постигло несчастье: умер Михаил Никифорович. Потеря отца побудила десятилетнего Леонида, отличавшегося необыкновенной религиозностью, еще больше искать утешения в вере и стремиться в меру своих сил помогать матери, на плечи которой легла нелегкая задача вырастить четырех сыновей. По окончании гимназии трое из них были зачислены в Его Императорского Величества Пажеский корпус, а младший - Александр «пошел по юридической части». Мария Николаевна скончалась 17 ноября 1894 года и была похоронена на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге в семейной усыпальнице рядом со своим мужем Михаилом Никифоровичем. «Смерть разлучила. Смерть соединит. Господи, внемли слезному молению моему!» - написано на их надгробье.

Закончив 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, Леонид Чичагов поступил в Пажеский корпус в 1870 году с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 года он был произведен в камер-пажи. Это открывало перед ним блестящую перспективу придворной службы. Однако 18-летний юноша отдал предпочтение воинской службе со всеми ее испытаниями и тяготами.

Окончив по первому разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, он был произведен по экзамену в подпоручики в августе 1875 года и направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-артиллерийской бригады. Начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война привела Чичагова в состав действующей армии на Балканах, сделала его участником основных кровопролитных сражений, где он проявил личное мужество, храбрость и распорядительность.

Леонид Михайлович принимал непосредственное участие в боях под Горным Дубняком и Филиппополем в составе отряда генерал-адъютанта Вельяминова, а также при взятии Телеша и осаде Плевны войсками генерал-адъютанта Гурко. За проявленные им лично отвагу и героизм он был произведен в гвардии поручики и награжден орденами Св. Анны 2-ой степени, 3-ей степени с мечами и бантами и 4-ой степени с надписью «За храбрость» и орденами Св. Станислава 2-ой степени и 3-ей степени с мечами и бантами. Генерал М.Д.Скобелев лично вручил герою именную саблю «За храбрость». Великий князь Николай Николаевич Старший возложил на поручика Чичагова Георгиевский крест - знак военной храбрости и самоотвержения.

Позже Леонид Михайлович описал события, связанные с освобождением Болгарии, в книгах «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров», «Дневник пребывания Царя-освободителя в Дунайской армиив 1877 году». «Дневник» был очень популярен и выдержал три издания. За этот труд портрет Чичагова был пожизненно помещен в Национальный Музей в Софии. Впоследствии работа над «Дневником» побудила автора обратиться к Императору Александру III с письмом, в котором он доказывал необходимость иметь при Дворе историографа для составления прижизненных дневников царствующего Императора, что обеспечило бы написание правдивой русской истории. Письмо было прочитано Александром III и предложение Чичагова было одобрено.

Отметим, что главными темами размышлений молодого офицера стали «не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества…», но « духовный смысл жизни и смерти, нравственный смысл страданий и самоотвержения, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе ». (Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). 1856-1937. СПб. 1997).

В 1878 году Чичагов был назначен и.д. старшего адъютанта Управления артиллерии гвардейского корпуса и откомандирован в распоряжение Управления в Сан-Стефано, откуда в августе 1878 года он возвращается пароходом в Севастополь, а из Севастополя отбывает в Санкт-Петербург. Здесь молодой человек впервые встречается с протоиереем Иоанном Кронштадским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы.

Так, в 1890 году по совету святителя Чичагов бросил блестящую военную карьеру и в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.

Священник

26 февраля 1893 года Леонид Михайлович был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня - 28 февраля. Став священником Московской церкви Двенадцати Апостолов, отец Леонид восстановил этот храм на собственные средства. Испытания первого года священнического служения оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Натальи, которая привела ее в 1895 году к безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей - 9 лет.

Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи отец Леонид приготовил место для собственного погребения, которому, впрочем, так и не суждено было принять мощи будущего священномученика.

14 февраля 1896 года священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был «определен к церкви в Москве для артиллерийских частей, заведений и учреждений Московского Военного Округа». Он со свойственной ему энергией частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. Был награжден камилавкой.

Подвижник глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Однажды, решив съездить к местам подвигов святого, отец Леонид встретился там с одной из трех монахинь, помнивших старца. Уже старая и больная старица Пелагея Ивановна обрадовалась приходу будущего митрополита, сказав: «Вот хорошо, что ты пришел, я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, что наступило время открытия его мощей и прославления». В недоумении будущий святитель ответил, что в силу своего общественного положения не может быть принят Государем, на что старица повторила: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный». Через некоторое время Серафим (Чичагов) начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». К моменту завершения этого труда автор был уже архимандритом. Вскоре ему удалось встретиться с Государем. Поднеся Императору свою книгу, Чичагов сумел убедить Царя в необходимости открытия мощей преподобного.

Будущий святитель сделал очень многое для канонизации угодника, им же был написан акафист Серафиму Саровскому и краткое житие.

Иеромонах

30 апреля 1989 года отец Леонид получил отставку от Пресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. При пострижении в мантию 14 августа 1898 года был наречен именем Серафим.

Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита. Проявив твердость церковного администратора, практичность рачительного хозяина и отеческую любовь подлинного пастыря, архимандрит Серафим за пять лет своего игуменства сумел преобразить как хозяйственную, так и духовную жизнь некогда величественного, но ко времени назначения отца Серафима пришедшего в глубокий упадок монастыря. Священноначалие высоко оценило заслуги архимандрита Серафима и как настоятеля возрожденного им Спасо-Евфимиева монастыря, и как замечательного агиографа подвижников иноческого благочестия, и 14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Проведя всего лишь год в Воскресенском монастыре, архимандрит Серафим запечатлел свое игуменство реставрацией знаменитого Воскресенского собора.

Смута. Путь мученика

Многое уже было сделано подвижником для возрождения и созидания святынь Русской Православной Церкви, когда в 1918 году он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Правда, из-за сложившейся политической обстановки не смог отправиться к месту назначения и поселился в Москве, где служил в различных храмах.

24 июня 1921 года состоялось заседание судебной Тройки ВЧК в составе Самсонова, Апетера и Фельдмана, которые постановили: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года», но не отдали распоряжение о его аресте и этапировании. Некоторое время владыка продолжал жить на воле и служить в храмах Москвы. Митрополита арестовали только 12 сентября 1921 года и поместили в Таганскую тюрьму.

22 апреля 1922 года Рутковский дал новое заключение по «делу» митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным (патриарх Тихон), совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.». В Архангельске митрополит прожил до конца апреля 1923 года, а затем с разрешения ВЦИК переехал в Москву.

Многое в жизни семидесятилетнего старца было связано с преподобным Серафимом Саровским. Даже теперь, 20 лет спустя после канонизации преподобного, ГПУ ставило ему в вину организацию торжеств: «16 апреля 1924 года гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...»

8 мая 1924 года Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении находившегося в Бутырской тюрьме митрополита Серафима, престарелого и больного, за лояльное отношение которого к существующей гражданской власти он, Патриарх Тихон, ручается. Письмо было получено Тучковым на следующий день и оставлено без последствий, дело шло своим чередом. Наконец, 17 июля 1924 года уполномоченный ОГПУ Гудзь предложил освободить митрополита Серафима из-под стражи, и вскоре тот был освобожден.

Ленинградская епархия в 1928 году представляла собой одну из самых исполненных внутрицерковных противоречий епархий Русской Православной Церкви. И именно сюда 8 марта 1828 года прибыл святитель Серафим в качестве нового правящего архиерея. За годы служения владыки в Ленинградской епархии его архипастырский авторитет постоянно возрастал. Выразительным свидетельством этого стало создание православными христианами города в сентябре 1930 года «Общества митрополита Серафима» при Троицком Измайловском Соборе.

14 октября 1933 года указом Синода святитель был отправлен на покой. Первое время владыка жил в резиденции митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1934 года он поселился в Малаховке, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Это были две небольшие комнаты и кухня. С ним были две его верные келейницы, монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастина, сопровождавшие владыку уже более семи лет.

Спокойными и безмятежными были последние месяцы жизни митрополита в Удельной. Самое скорбное - это были старость и связанные с нею болезни. Он сильно страдал от гипертонии, одышки, последнее время от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Днем к нему приходили духовные дети, иные приезжали из Петербурга. Посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий). Вечерами, когда все расходились, митрополит садился за фисгармонию и долго-долго играл известную духовную музыку или сочинял сам.

30 ноября 1937 года святитель был арестован. Сотрудники НКВД не стали увозить его в арестантской машине, вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму.

7 декабря священномученик решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической организации» был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

11 декабря 1937 года святой был расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД.

В Тверской епархии находится церковь в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова. Это небольшая церковь в деревне Дубровка Бологовского района, построенная в 1999 году.

Тропарь, глас 5-й:

Воинство Царя Небесного
паче земнаго возлюбив,
служитель пламенный
Святыя Троицы явился еси.
Наставления Кронштадтского
пастыря в сердце своем слагая,
данная ти от Бога
многообразная дарования к пользе
народа Божия преумножил еси.
Учитель благочестия и покорник
единства церковнаго быв,
пострадати даже до крове
cподобился еси.
Священномучениче Серафиме,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.

Кондак, Глас 6:

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,
теплую любовь к нему имел еси,
писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив,
верныя к его прославлению подвигл еси
и благодарственнаго посещения
самого Преподобнаго сподобился еси.
С нимже ныне, священномучениче Серафиме,
В Небесных чертозех водворяяся,
моли Христа Бога
серафимския радости нам причастником быти.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Русского патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в Бари (Италия) протоиерей Андрей Бойцов, представитель Всемирного русского народного собора при ООН протоиерей Игорь Выжанов (клирик Московской епархии), протоиереи Михаил Подолей, Михаил Браверман, заместитель председателя ОРОиК иерей Илия Макаров .

За богослужением пел малый состав хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова.

«Христиане всегда особым образом относились к священным реликвиям — ко всему, что было связано с земной жизнью Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов, преподобных и богоносных отцов наших, — сказал владыка Амвросий. — Образ жизни во Христе свидетельствует, что, прикладываясь к святыням, мы получаем благодать, если делаем это с верой, с молитвой, и приобретаем в этой жизни те дары, которые иным способом получить невозможно. Поэтому для православного верующего человека на Руси особенно важно было почитание святых мощей, чудотворных икон. Проходили годы, века, и сегодня, в XXI веке, мы должны с особой ответственностью относиться к тому, что мы именуем святынями, реликвиями. Очень много было перемешано, запутано в предшествующее время, и мы не всегда внимательно относились к подлинности священных предметов, которым надлежит занимать особое место в Церкви. Кто-то злоупотреблял верой простого народа, кто-то искренне заблуждался. Сегодня мы имеем замечательную возможность определить подлинность тех или иных древних христианских святынь. Мы не будем отыскивать ошибки в ранее принятых решениях, мы просто будем внимательно относиться к тому, какие святыни приходят в Россию сейчас. Особенно этой ответственности должны учиться священнослужители. Здесь, в храме священномученика Серафима, митрополита Петроградского, находятся частицы Креста Господня, Ризы Господней и другие древние христианские святыни. Я надеюсь, что число святынь будет умножаться».

Архиепископ Амвросий поблагодарил тех, с чьей помощью был устроен храм священномученика Серафима Петроградского, и вручил им церковные награды. Иерей Илия Макаров был награжден медалью святого апостола Иоанна Богослова 2-й степени, ктитор храма и председатель Союза православных предпринимателей Владислав Жукович — медалью святого первоверховного апостола Петра 1-й степени. Знаками священномученика Серафима Петроградского награждены директор Центра по изучению православных святынь Михаил Артеев, протоиереи Андрей Бойцов, Игорь Выжанов, проректор СПбДА по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров) , актер и режиссер Игорь Копылов, начальник отдела по связям с религиозными организациями при администрации губернатора Санкт-Петербурга Владимир Иванов и другие. Состоялось также награждение грамотами ОРОиК.

В ответном слове иерей Илия Макаров отметил, что в этом корпусе здания епархиального управления, бывшем семинарском, архиерейское богослужение не совершалось более полувека. Он поблагодарил владыку Амвросия за совместную молитву, подчеркнув, что владыка — и председатель епархиального ОРОиК, то есть занимается делом катехизации, и глава просветительских курсов , где миряне получают богословские знания.

В память об освещении храма-часовни отец Илия преподнес владыке облачение, созданное современными мастерами на основе реконструкции византийского облачения, сделанной будущим священномучеником архиепископом Иннокентием (Тихоновым), выпускником Петроградской духовной академии 1915 года, и панагию, изготовленную по древним образцам.

Протоиерей Андрей Бойцов преподнес владыке небольшой сосуд с неразбавленным миром от мощей святителя Николая Чудотворца в Бари.

Затем состоялся брифинг для журналистов с участием директора Центра по изучению православных святынь Михаила Артеева.

«В Средние века за обладание реликвиями даже велись войны, — отметил Михаил Артеев. — Целый швейцарский кантон Аргау был обменян на копье мученика Маврикия. Барийцы совершили рискованную экспедицию, чтобы выкрасть мощи святого Николая. Реликвии были теми предметами, которые придавали особую значимость месту, в котором они находятся. Но к концу ХХ века ситуация изменилась, и изменилась она в нашу пользу. Если сегодня храмы в России открываются, то в Европе они закрываются. В свое время крестоносцы вывезли множество реликвий из Константинополя, и подлинные реликвии находятся в храмах Европы. Когда монастыри и храмы закрываются, реликвии освобождаются. Разумеется, мы говорим о православных реликвиях, тех, которые попали в Европу из православных земель. Путем переговоров можно получить эти реликвии, и они обладают необходимыми сертификатами подлинности. Чем отличается эта часовня? Все реликвии, находящиеся здесь, исчерпывающе документированы. Когда архиерей подписывает документ о положении реликвии в реликварий, он обладает средневековыми документами, подтверждающими ее подлинность. Мы знаем судьбу каждой реликвии. Здесь находятся частицы мощей Иоанна Предтечи, святителя Николая, мученика Вонифатия — мы считаем его особым покровителем этого храма, потому что его мощи положены в престоле. Есть и святыни, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Божией Матери. Здесь находится частица Покрова Божией Матери — это накидка, которая была на Ней. Она была в Константинополе, перенесена крестоносцами в Париж, во время Великой французской революции была разделена на несколько частей, и вот — небольшая частица этой накидки находится здесь. Многие короли, епископы в свое время собирали реликвии. Сегодня часовен, подобных этой, больше нет».

Михаил Артеев обратил внимание журналистов на распятие XVII века с частицей Святого Креста Господня. Он рассказал, что святыня получена от настоятеля базилики Санта-Мария Маджоре. Туда она была в свое время перенесена из храма Санта-Кроче, куда ее передала непосредственно святая царица Елена.

В холле перед часовней на отдельном стенде под стеклом тоже находятся святыни, о которых корреспонденту ИА «Вода живая» рассказал первый заместитель председателя ОРОиК иерей Илия Макаров.

«Если в храме находятся святыни, связанные с зарождением и первыми веками христианства, то здесь — реликвии ХХ века, — объяснил он. — Вот частичка рясы небесного покровителя епархиальных курсов святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святой подарил ее одному священнику, она сохранилась у его потомков. Иногда рясу приносят на православные выставки. Небольшая частица естественным образом отделилась от рясы, и мы попросили нам ее передать. Священномученик Серафим (Чичагов) пострадал в Бутове, его останки не сохранились. Но есть предметы, связанные с ним, в том числе — его архиерейское облачение. В свое время, когда мученически скончался архиепископ Иларион (Троицкий), его не в чем было хоронить — он умер в тюремной больнице. И тогда митрополит Петроградский Серафим дал свое архиерейское облачение, и в нем похоронили владыку Илариона на Новодевичьем кладбище. Когда обрели мощи священномученика Илариона, обрели и архиерейское облачение, которое носили двое святых. Облачение осталось в Новодевичьем монастыре, владыка Амвросий обратился к игумении Софии, и она передала нам часть саккоса. Она хранится в часовне реликвий, мы выносим ее для поклонения по субботам, когда проходят богослужения с участием слушателей епархиальных курсов; а здесь — небольшая частица. И еще один петербургский Серафим — преподобный Серафим Вырицкий, вот частичка его епитрахили. Целиком епитрахиль хранится в Казанском храме Вырицы. Интересно, что эта епитрахиль относится ко времени, когда преподобный был насельником Александро-Невской лавры, на оборотной стороне сохранился тогдашний лаврский штамп — все облачения были подписаны. Этот маленький кусочек тоже естественным образом отделился. Нам его передали, потому что здесь проходят заседания Союза православных предпринимателей, а они считают преподобного Серафима Вырицкого своим небесным покровителем. Мы разместили святыни именно здесь, в свободном доступе, чтобы в любое время, даже когда часовня закрыта, люди могли приложиться к ним».

Отец Илия рассказал также о необычном образе Богоматери, который расположен неподалеку от стенда со святынями. Это специально написанный для епархиальных курсов образ, который решено было назвать «Возношение сердец (Петроградская)».

«Сначала хотели назвать икону Петербургской, потом решили — на славянский манер, Петроградской, — говорит иерей Илия Макаров. — На иконе помимо Богоматери изображены люди — это не святые, у них нет нимбов, это просто представители разных сословий. Главный момент, который хотели выразить в этой иконе, такой — в чинопоследовании Евхаристии есть возглас: «Горе имеем сердца!» и ответ: «Имамы ко Господу». И вот здесь изображен момент возношения сердец к Спасу Эммануилу, Младенцу Иисусу. Прототипом для лика Богородицы стала Филермская икона, поскольку история этого образа тоже связана с Санкт-Петербургом».

Единственный в России Центр по изучению православных святынь под руководством Михаила Артеева ведет работу по исследованию мощей и их документальному подтверждению. Филиал Центра в Санкт-Петербургской епархии открыт в 2014 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Часовня реликвий при ОРОик — первая в России часовня, где собраны святыни со всего мира, подлинность которых документально подтверждена. Среди святынь — старинное Распятие с частицей Креста Господня и Тернового венца Спасителя, Покрова и Ризы Приснодевы Марии, престольный крест с частицами мощей 12 апостолов, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, великомучениц Екатерины и Варвары, мученика Вонифатия.

«…мало кто знает, что владыка Серафим имел медицинское образование и был практикующим врачом… В то время, когда он учился в семинарии, разрешалось иметь второе образование, и отец Серафим как вольнослушатель посещал медицинский институт, где параллельно с духовным получал медицинское образование» – сообщает нам книжонка в мягкой обложке, отпечатанная на тонкой серой бумаге. Называется книжонка «Оздоровление организма по методу священномученика Серафима (Чичагова)».


Из каких еще удивительных фактов состояла жизнь новомученика митрополита Серафима?

1. Мало кто знает… точнее, никто не знает о медицинском образовании митрополита Серафима.


Первый том труда Л. М. Чичагова. 1891
А все потому, что медицинского образования владыка не имел. В это нелегко поверить, когда берешь в руки два увесистых тома его «Медицинских бесед» – обстоятельнейшей книги с изложением оригинальной системы лечения болезней человека (не имеющей, к слову, ничего общего с содержимым книжонки в мягкой обложке). Удивительно, как человек, освоивший медицину самоучкой, смог прочесть и проработать горы специальной литературы – от античных трактатов и рукописных народных лечебников до новейших монографий зарубежных профессоров! И, тем не менее, во время учебы в семинарии будущий владыка не получал никакого второго образования. И не мог получить. Потому что этот выдающийся церковный деятель и энциклопедически образованный богослов… никогда не учился в семинарии.

2. Потомственный военный и подлинный аристократ, Леонид Михайлович Чичагов закончил элитное учебное заведение – Императорский Пажеский корпус.


Леонид Чичагов - офицер. Фото до 1890 г.
И в молодости сделал блестящую военную карьеру, достойную своих именитых предков – адмиралов и министров. Впрочем, сам Леонид Михайлович воспринимал это поприще как стезю испытаний и скорбей. Впоследствии он впоследствии говорил, что именно скорби убедили его в необходимости «проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением». Сила этого убеждения и незаурядные дарования молодого офицера определили необычную разносторонность его интересов. К 35 годам он полковник артиллерии, кавалер 12 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений (книга «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» выдерживает три издания)… и – что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века – состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой. И вот, неожиданно для своих близких он выходит в отставку и начинает самостоятельное изучение богословских наук для подготовки к принятию священства.

3. Несомненно, большинство из нас наслышано о выдающемся вкладе святителя в дело церковного прославления его любимого святого – преподобного Серафима Саровского.


Митрополит Серафим в своем кабинете в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Ленинград, начало 1930-х гг.
Многие читали самое значительное литературное произведение Серафима (Чичагова) – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Но не многие помнят, что многолетняя работа над «Летописью» и труды по организации торжеств прославления преподобного осуществлялись в «свободное время» от основных церковных послушаний иерея Леонида – впоследствии архимандрита Серафима. Мало кто знает, сколько сил положил будущий святитель на восстановление обветшавших храмов и обителей, на наведение образцового порядка во всех местах своего служения. На стенах Храма Святителя Николая в Старом Ваганькове (одного из московских храмов, отреставрированных на личные средства настоятеля иерея Леонида Чичагова) до наших дней сохранились изображения евангелистов, написанные лично отцом Леонидом. Да, будущий святитель был еще и прекрасным иконописцем; в московском храме Илии Обыденного можно увидеть два замечательных образа его письма.

4. Возможно, кто-то вспомнит, что епископ (а затем – архиепископ) Серафим Чичагов был одним из самых ревностных энтузиастов возрождения жизни приходов Российской Церкви.


Митрополит Серафим с духовенством и прихожанами Троицкого прихода. Конец 1920-ых годов
«Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни… Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой» – писал владыка Серафим. Заслуживает самого пристального внимания его «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни» – обстоятельный программный документ, актуальность которого лишь возросла в наши дни. Немногие слышали о том, как своеобразно «отблагодарила» святителя за труды его паства. Весной 1917 года по России прошла волна епархиальных съездов духовенства и мирян; в Твери такой съезд предпринял попытку радикального переустройства епархиального управления… и отстранил от власти преосвященного Серафима, не скрывавшего своего отрицательного отношения к произошедшим в стране переменам и пользовавшегося прочной репутацией монархиста и «черносотенца». Кстати, вполне заслуженной репутацией – в предреволюционные годы владыка искренне участвовал в деятельности национально-патриотических организаций. Вот как сам он формулировал смысл этой деятельности, обращаясь к членам «Союза русского народа»: «…Сзывайте же народ на мирную борьбу с распространившемся злом в Отечестве, на защиту веры православной, для объединения под сенью храмов, и тогда он на своих могучих плечах высоко поднимет Помазанника Божия, Русского Царя, и снова воссияет сила русская, создавшая великое государство не многочисленным войском, не золотом, а единственно крепкой верой в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа».

5. Думается, у многих на слуху последний «титул» владыки Серафима – митрополит Ленинградский.


Митрополит Серафим (Чичагов). Фото 1925 г.
А многие ли хоть раз задумались о вопиющем внутреннем противоречии этого словосочетания – соединения имени святителя Серафима с названием города Ленина? Мало кто знает, что 72-летний митрополит, живший на покое после череды арестов и ссылок, был вновь призван к архиерейскому служению в условиях серьезного кризиса центральной церковной власти, когда большинство ленинградских приходов вышло из подчинения Заместителю патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию. Принимая назначение на ленинградскую кафедру, святитель мог бы, наверное, повторить слова, сказанные им почти четверть века назад при епископской хиротонии: «Когда… во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне еще испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу, – то несмотря ни на какие препятствия, поставленные мне миром, я исполнил святое послушание». Годы служения святителя на Ленинградской кафедре совпали с началом разгрома Православной Церкви в Советском Союзе. При преосвященном Серафиме прошла первая волна массового закрытия приходских храмов Ленинграда и была фактически ликвидирована монашеская жизнь в городе.

6. Многие слышали о мученической кончине святителя на полигоне НКВД в Бутово.


Последняя фотография митрополита Серафима. Таганская тюрьма, 1937
Но можно ли объяснить смысл ареста тяжело больного и почти обездвиженного старика, для доставки которого в Таганскую тюрьму потребовались носилки и машина «скорой помощи»? Не признавший своей вины, не назвавший на допросах ни одного имени, митрополит был расстрелян 11 декабря 1937 года. Ближайшие родственники так и не узнали дату его смерти и место захоронения. Но, говорят, что они верили в связь мученической кончины владыки с одним чудесным событием, произошедшим в 1902 году. Святитель сам описал это событие в частном письме: «…я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме, и увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим».



Храм в честь священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

АДРЕС: ЮЗАО. Привокзальная площадь у ж/д станции Бутово

НАСТОЯТЕЛЬ: священник Максим ГЛУХИХ

Контакты: 8 985 183-75-94

На месте строительства основного храма уже построена временная церковь в честь иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша». 17 марта 2013 года епископ Красногорский Иринарх, управлявший тогда Юго-западным викариатством, совершил малый чин освящения временного храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

За это время на приходе своими силами воздвигли здание Воскресной школы.

Официальный сайт прихода: butovo.moseparh.ru

Новости прихода:


Прощание с зимой

12 декабря иерей Максим Глухих, настоятель храма священномученика Серафима, митрополита Петроградского, совершил панихиду на Бутовском полигоне о всех «во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших»

29 ноября по приглашению руководства школы №1355 клирик храма священномученика Серафима (Чичагова) в Южном Бутове диакон Сергий Онг провел урок «Основы православной культуры» для учеников 4 класса

18 ноября в храме священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове состоялась экскурсия для учащихся 4-х классов школы №1355

Праздник Рождества Христова в Юго-Западном викариатстве (новости приходов)

Епископ Дмитровский Феофилакт посетил храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

Молодежь - наша надежда


ВНИМАНИЕ! Открыт расчетный счет храма в честь священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

«ПОДАРИ МНЕ ЖИЗНЬ»




Привокзальная площадь Бутово украсилась святой церковью

Cерафим значит Пламенный

В. А. Юлин

Cерафим значит Пламенный

Земная жизнь св. митрополита Серафима (Чичагова)

Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился о возрождении приходов. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденском переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.

Потомок древнего дворянского рода, человек незаурядных дарований и способностей, Леонид Михайлович Чичагов оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви, которой отдал всего себя без остатка, приняв за Веру мученическую кончину в 1937 году. Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг митрополита Серафима Чичагова, возвела его в сан св. Новомученика Российского.

В 2003 году Русская Православная Церковь отметила большой праздник - столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Участники торжеств в Сарове с благоговением вспомнили тех, кто явился инициатором канонизации смиренного инока Саровской обители. Первыми, выступившими с предложением прославить преподобного, были митрополит Антоний (Вадковский) и архимандрит Серафим (Чичагов).

«Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни», - таковы яркие образы, запечатлевшие в русской церковной и гражданской истории эту замечательную личность.

***

Леонид Михайлович Чичагов - потомственный военный. Он родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны (до замужества Зварковской). Родители крестили своего младенца в храме св. Александра Невского при Михайловском артилерийском училище. И это оказалось весьма символичным: служение воином для него, как и для его предков, было важнейшей формой исполнения христианского долга, характерного для всего семейства Чичаговых. Детей было пятеро: четверо сыновей: Николай, Михаил, Леонид и Александр, и дочь, которая умерла в младенческом возрасте (ей было всего три года).

Родительская любовь в семье сочеталась с должной требовательностью и уважительным отношением между всеми членами семьи. В детях воспитывалось чувство чести и долга перед Отечеством, прививалась чистота нравственных ценностей Православной Веры. Добросердечности в семье немало способствовала мать Мария Николаевна. Она была наделена писательским талантом, великолепно играла на фортепьяно. Любовь к музыке привила и своим сыновьям.

Отец Леонида Михаиловича дослужился до звания генерал-майора. Последние годы своей жизни провел в Калуге, где занимал должность воинского начальника (коменданта города), под надзором которого находился плененный на Кавказе и сосланный вместе со своей семьей в Калугу имам Шамиль.

5 июня 1866 года семью Чичаговых постигло несчастье: умер Михаил Никифорович. Потеря отца побудила десятилетнего Леонида, отличавшегося необыкновенной религиозностью, еще больше искать утешения в вере и стремиться в меру своих сил помогать матери, на плечи которой легла нелегкая задача вырастить четырех сыновей. По окончании гимназии трое из них были зачислены в Его Императорского Величества Пажеский корпус, а младший - Александр «пошел по юридической части». Мария Николаевна скончалась 17 ноября 1894 года и была похоронена на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге в семейной усыпальнице рядом со своим мужем Михаилом Никифоровичем. «Смерть разлучила. Смерть соединит. Господи, внемли слезному молению моему!» - написано на их надгробье.

Закончив 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, Леонид Чичагов поступил в Пажеский корпус в 1870 году с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 года он был произведен в камер-пажи. Это открывало перед ним блестящую перспективу придворной службы. Однако 18-летний юноша отдал предпочтение воинской службе со всеми ее испытаниями и тяготами.

Окончив по первому разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, он был произведен по экзамену в подпоручики в августе 1875 года и направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-артиллерийской бригады. Начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война привела Чичагова в состав действующей армии на Балканах, сделала его участником основных кровопролитных сражений, где он проявил личное мужество, храбрость и распорядительность.

Леонид Михайлович принимал непосредственное участие в боях под Горным Дубняком и Филиппополем в составе отряда генерал-адъютанта Вельяминова, а также при взятии Телеша и осаде Плевны войсками генерал-адъютанта Гурко. За проявленные им лично отвагу и героизм он был произведен в гвардии поручики и награжден орденами Св. Анны 2-ой степени, 3-ей степени с мечами и бантами и 4-ой степени с надписью «За храбрость» и орденами Св. Станислава 2-ой степени и 3-ей степени с мечами и бантами. Генерал М.Д.Скобелев лично вручил герою именную саблю «За храбрость». Великий князь Николай Николаевич Старший возложил на поручика Чичагова Георгиевский крест - знак военной храбрости и самоотвержения.

Позже Леонид Михайлович описал события, связанные с освобождением Болгарии, в книгах «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров», «Дневник пребывания Царя-освободителя в Дунайской армиив 1877 году». «Дневник» был очень популярен и выдержал три издания. За этот труд портрет Чичагова был пожизненно помещен в Национальный Музей в Софии. Впоследствии работа над «Дневником» побудила автора обратиться к Императору Александру III с письмом, в котором он доказывал необходимость иметь при Дворе историографа для составления прижизненных дневников царствующего Императора, что обеспечило бы написание правдивой русской истории. Письмо было прочитано Александром III и предложение Чичагова было одобрено.

Отметим, что главными темами размышлений молодого офицера стали «не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества…», но « духовный смысл жизни и смерти, нравственный смысл страданий и самоотвержения, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе ». (Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). 1856-1937. СПб. 1997).

В 1878 году Чичагов был назначен и.д. старшего адъютанта Управления артиллерии гвардейского корпуса и откомандирован в распоряжение Управления в Сан-Стефано, откуда в августе 1878 года он возвращается пароходом в Севастополь, а из Севастополя отбывает в Санкт-Петербург. Здесь молодой человек впервые встречается с протоиереем Иоанном Кронштадским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы.

Так, в 1890 году по совету святителя Чичагов бросил блестящую военную карьеру и в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.

Священник

26 февраля 1893 года Леонид Михайлович был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня - 28 февраля. Став священником Московской церкви Двенадцати Апостолов, отец Леонид восстановил этот храм на собственные средства. Испытания первого года священнического служения оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Натальи, которая привела ее в 1895 году к безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей - 9 лет.

Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи отец Леонид приготовил место для собственного погребения, которому, впрочем, так и не суждено было принять мощи будущего священномученика.

14 февраля 1896 года священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был «определен к церкви в Москве для артиллерийских частей, заведений и учреждений Московского Военного Округа». Он со свойственной ему энергией частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. Был награжден камилавкой.

Подвижник глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Однажды, решив съездить к местам подвигов святого, отец Леонид встретился там с одной из трех монахинь, помнивших старца. Уже старая и больная старица Пелагея Ивановна обрадовалась приходу будущего митрополита, сказав: «Вот хорошо, что ты пришел, я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, что наступило время открытия его мощей и прославления». В недоумении будущий святитель ответил, что в силу своего общественного положения не может быть принят Государем, на что старица повторила: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный». Через некоторое время Серафим (Чичагов) начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». К моменту завершения этого труда автор был уже архимандритом. Вскоре ему удалось встретиться с Государем. Поднеся Императору свою книгу, Чичагов сумел убедить Царя в необходимости открытия мощей преподобного.

Будущий святитель сделал очень многое для канонизации угодника, им же был написан акафист Серафиму Саровскому и краткое житие.

Иеромонах

30 апреля 1989 года отец Леонид получил отставку от Пресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. При пострижении в мантию 14 августа 1898 года был наречен именем Серафим.

Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита. Проявив твердость церковного администратора, практичность рачительного хозяина и отеческую любовь подлинного пастыря, архимандрит Серафим за пять лет своего игуменства сумел преобразить как хозяйственную, так и духовную жизнь некогда величественного, но ко времени назначения отца Серафима пришедшего в глубокий упадок монастыря. Священноначалие высоко оценило заслуги архимандрита Серафима и как настоятеля возрожденного им Спасо-Евфимиева монастыря, и как замечательного агиографа подвижников иноческого благочестия, и 14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Проведя всего лишь год в Воскресенском монастыре, архимандрит Серафим запечатлел свое игуменство реставрацией знаменитого Воскресенского собора.

Смута. Путь мученика

Многое уже было сделано подвижником для возрождения и созидания святынь Русской Православной Церкви, когда в 1918 году он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Правда, из-за сложившейся политической обстановки не смог отправиться к месту назначения и поселился в Москве, где служил в различных храмах.

24 июня 1921 года состоялось заседание судебной Тройки ВЧК в составе Самсонова, Апетера и Фельдмана, которые постановили: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года», но не отдали распоряжение о его аресте и этапировании. Некоторое время владыка продолжал жить на воле и служить в храмах Москвы. Митрополита арестовали только 12 сентября 1921 года и поместили в Таганскую тюрьму.

22 апреля 1922 года Рутковский дал новое заключение по «делу» митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным (патриарх Тихон), совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.». В Архангельске митрополит прожил до конца апреля 1923 года, а затем с разрешения ВЦИК переехал в Москву.

Многое в жизни семидесятилетнего старца было связано с преподобным Серафимом Саровским. Даже теперь, 20 лет спустя после канонизации преподобного, ГПУ ставило ему в вину организацию торжеств: «16 апреля 1924 года гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...»

8 мая 1924 года Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении находившегося в Бутырской тюрьме митрополита Серафима, престарелого и больного, за лояльное отношение которого к существующей гражданской власти он, Патриарх Тихон, ручается. Письмо было получено Тучковым на следующий день и оставлено без последствий, дело шло своим чередом. Наконец, 17 июля 1924 года уполномоченный ОГПУ Гудзь предложил освободить митрополита Серафима из-под стражи, и вскоре тот был освобожден.

Ленинградская епархия в 1928 году представляла собой одну из самых исполненных внутрицерковных противоречий епархий Русской Православной Церкви. И именно сюда 8 марта 1828 года прибыл святитель Серафим в качестве нового правящего архиерея. За годы служения владыки в Ленинградской епархии его архипастырский авторитет постоянно возрастал. Выразительным свидетельством этого стало создание православными христианами города в сентябре 1930 года «Общества митрополита Серафима» при Троицком Измайловском Соборе.

14 октября 1933 года указом Синода святитель был отправлен на покой. Первое время владыка жил в резиденции митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1934 года он поселился в Малаховке, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Это были две небольшие комнаты и кухня. С ним были две его верные келейницы, монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастина, сопровождавшие владыку уже более семи лет.

Спокойными и безмятежными были последние месяцы жизни митрополита в Удельной. Самое скорбное - это были старость и связанные с нею болезни. Он сильно страдал от гипертонии, одышки, последнее время от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Днем к нему приходили духовные дети, иные приезжали из Петербурга. Посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий). Вечерами, когда все расходились, митрополит садился за фисгармонию и долго-долго играл известную духовную музыку или сочинял сам.

30 ноября 1937 года святитель был арестован. Сотрудники НКВД не стали увозить его в арестантской машине, вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму.

7 декабря священномученик решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической организации» был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

11 декабря 1937 года святой был расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД.

В Тверской епархии находится церковь в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова. Это небольшая церковь в деревне Дубровка Бологовского района, построенная в 1999 году.

Тропарь, глас 5-й:

Воинство Царя Небесного
паче земнаго возлюбив,
служитель пламенный
Святыя Троицы явился еси.
Наставления Кронштадтского
пастыря в сердце своем слагая,
данная ти от Бога
многообразная дарования к пользе
народа Божия преумножил еси.
Учитель благочестия и покорник
единства церковнаго быв,
пострадати даже до крове
cподобился еси.
Священномучениче Серафиме,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.

Кондак, Глас 6:

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,
теплую любовь к нему имел еси,
писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив,
верныя к его прославлению подвигл еси
и благодарственнаго посещения
самого Преподобнаго сподобился еси.
С нимже ныне, священномучениче Серафиме,
В Небесных чертозех водворяяся,
моли Христа Бога
серафимския радости нам причастником быти.