Подземный храм преподобного серафима саровского. Подземный храм преподобного Серафима Саровского: уникальное сооружение на Тульской земле

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) посвятил свою жизнь служению Богу, вел аскетический образ жизни.

Такой путь он избрал еще в юности. Сподвижник православной церкви Серафим Саровский является одним из самых почитаемых монахов Русской Церкви.

Преподобному посвящены несколько православных памятников:

  1. Донской монастырь (храм Серафима Саровского);
  2. Храм Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.

Православный комплекс в Туле

Подземный храм расположен в подвале красивого старинного здания, который входит в комплекс Храма Сергия Радонежского. Комплекс находится в городе Туле. Впервые он был открыт для прихожан в1893 году.

В состав комплекса входили:

  1. 3 воскресные школы;
  2. Сиротский приют;
  3. Больница для прихожан;
  4. Библиотека с духовной литературой;
  5. Слесарная мастерская.

Здание, где расположена церковь Серафима Саровского , поражает и своими размерами и архитектурными решениями. Выстроенное из красного закаленного кирпича оно увенчано красивым золоченым куполом. Более величественный вид храму придает высокая колокольня. Роспись выполнил известный художник Сафронов.

Комплекс долгое время был духовным центром города, но в 1930 году был закрыт, как и все православные святыни. Вновь он открылся только в 1991 году. Сегодня здесь проходят ежедневные службы, открыты воскресные школы. В библиотеке имеется более 5000 книг , которые доступны всем прихожанам.

Полностью восстановлен прежний вид комплекса, отреставрирована роспись талантливого художника.

Сам подземный Серафимовский храм отличается своим оформлением от других помещений комплекса. Его стены не имеют росписи, а выкрашены в спокойный нейтральный цвет. В его помещении царят простота и уют. Такое оформление напоминает о жизни преподобного - правильной, лишенной богатства. В помещении с четырехметровыми сводами поражает спокойствие и тишина, которые привлекают в сюда множество прихожан. Имеется здесь алтарь, проходят богослужения.

Донской монастырь

Церковь на территории Донского монастыря стала первой в Москве, посвященной Серафиму Саровскому. Решение о возведении церкви было принято Николаем I. I. в начале XX века. Архитектором проекта стал Иван Сергеевич Кузнецов. Строительство длилось с 1903 по 1914 год.

Церковь имела два уровня :

  1. Верхний;
  2. Подземный.

Верхний храм изначально посвятили Святому Серафиму. Он включал алтарную часть, трапезную и колокольню. Подземный, вмещающий склепы-усыпальницы, во время строительства было решено посвятить Анне Кашинской.

В 1918 году, когда земли монастыря были конфискованы, церковь превратили в антирелигиозный музей. В середине 1920-х ее решили преобразовать в крематорий, проект переоборудования был поручен Дмитрию Осипову. Храм претерпел множество изменений - колокольня была снесена, а ее место занял бетонный параллелепипед; была перестроена западная стена и вход в здание; разобраны перегородки и склепы в нижнем храме; от внутреннего убранства не осталось ничего. Так, в 1927 году произошло открытие крематория.

Возрожденному Донскому монастырю церковь была возвращена только в 1992 году, но на реконструкцию у монастыря в то время не было достаточно средств. Первые работы по ее восстановлению начались уже в конце 1990-х, а регулярные службы начали проходить только в начале 2000-х.

В настоящее время в храме проходят ежедневные богослужения, венчания, крещения. Подготовлен проект реставрации, после которой храм предстанет в былой красоте.

Церковь на Серафимовском кладбище

В 1903 году, когда в Санкт-Петербурге значительно выросло население, появилась необходимость открытия нового кладбища. Для этого были приобретены земли севернее полотна Приморской железной дороги, а в 1905 году произошло первое захоронение на новом кладбище.

В то время было принято строить храмы на территориях всех кладбищ. Поэтому к 1907 году на территории был построен деревянный храм, который посвятили Преподобному, а кладбище назвали Серафимовским.

Архитектором храма стал Николай Никонов. Большая часть утвари и икон была подарена или пожертвована. Здесь сохранились православные реликвии :

  1. Образ старца с частицами его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился;
  2. Портрет преподобного, написанный его учеником и биографом игуменом Иосифом;
  3. Образ Божьей Матери «Умиление»;
  4. Икона Смоленской Божией Матери, написанная в XVIII веке;
  5. Образы Казанской Божьей Матери.

После революции Серафимовская церковь осталась действующей, а в 1923 стала приходской. До 1942 года она принадлежала «Живой церкви» и закрывалась только на несколько месяцев в самый тяжелый период блокады Ленинграда, когда ее использовали как морг.

Серафимовское кладбище стало так же местом воинской славы. Здесь были захоронены павшие на Первой мировой войне, жертвы блокады Ленинграда, солдаты, погибшие в Афганистане. Это сделало Серафимовское кладбище местом встречи ветеранов, памятных мероприятий.

Сегодня церковь несмотря на относительно небольшой размер является одним из самых посещаемых православных мест в Санкт-Петербурге.

Вся жизнь которого была наполнена служением Богу, отказом от мирских радостей, лишениями и аскетизмом. Еще в юности будущий подвижник православной церкви решил избрать нелегкий путь, который подсказала ему искренняя вера в Господа. Он претерпел много страданий, болезней, но не сошел с выбранного пути, много работал и вел аскетический образ жизни. В данной статье рассмотрим православный памятник, посвященный великому святому, который находится в прекрасном городе Туле. Подземный храм преподобного Серафима Саровского располагается в подвале старинного здания, являющегося выдающимся архитектурным сооружением и входящим в состав величественного комплекса Храма Сергия Радонежского.

История православного комплекса

Храм Сергия Радонежского был открыт для посещения в 1989 году. Это массивное здание, построенное из закаленного кирпича. Храм представляет собой впечатляющее сооружение темно-красного цвета. Высота здания поражает, как и стиль возведения. Большой золоченый купол украшает архитектурный шедевр, а высокая колокольня придает зданию еще более величественный вид. Комплекс включал также следующие постройки:

  • приют для сирот, вмещающий более ста человек;
  • три воскресные школы;
  • больница для прихожан;
  • мастерская, предназначенная для слесарного дела.

Роспись храма была выполнена известным художником Сафроновым. Комплекс являлся духовным центром города. Большая библиотека, расположенная в храме, содержала большое количество духовной литературы и была открыта для всех желающих.

В 1930 году комплекс не избежал печальной участи многих православных святынь - он был закрыт. Ежедневные богослужения возобновились только в 1991 году.

Уникальный храм преподобного Серафима Саровского находится в подвале комплекса. Спокойствие и тишина, царящие под четырехметровыми сводами этого места привлекают большое количество прихожан. Стены храма и потолки выполнены в спокойных, нейтральных оттенках, без росписи. В храме имеется алтарь, и проходят богослужения.

Начиная с 1991 года, в храме Сергия Радонежского ежедневно проходят службы, православный комплекс функционирует, сохраняя, при этом, свои традиции, заложенные еще при его основании. Количество книг в библиотеке храма превышает 5000 экземпляров. Данная литература весьма востребована и способствует духовному развитию прихожан. Кроме этого, в храме регулярно проводятся беседы с духовным наставником, помогающие человеку выбрать правильное решение в сложной ситуации, а также разбираются многие вопросы религии.

Следуя современным тенденциям, в храме работает видеотека. В 1992 году была открыта Воскресная школа для детей. В ней проводятся занятия по основным православным дисциплинам. Особое внимание уделяется различным кружкам и творческим вечерам. Дети много времени проводят в школе, устраивая концерты и праздничные вечера для родителей. На территории комплекса есть центр Православного Молодежного Движения. Под руководством Вячеслава Ковалевского, протоиерея храма, молодые люди осуществляют общественную деятельность, направленную на духовное совершенствование общества.

Облик храма полностью восстановлен, уникальная роспись, сделанная талантливым художником, воссоздана в первоначальном виде. После открытия храма люди приносили иконы, среди которых есть редкие и старинные экземпляры. Главной святыней православного комплекса является Сергия Радонежского, выполненная в полный рост, которая была передана храму вместе с частью мощей святого.

Решение об устройстве на землях Донского монастыря кладбища с храмом-усыпальницей было принято по указу Николая II. Одобренный в начале XX века проект предполагал строительство ограды вокруг новой территории монастыря, а также устройство здесь особого храма-усыпальницы.

Проект храма был разработан архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым и предполагал строительство двухуровневого здания. Под верхним храмом, имевшим центральный неф и два боковых притвора, и состоявшим из алтарной части, трапезной и колокольни, был ещё один – подземный, в котором располагались склепы-усыпальницы.

Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид

Верхний храм с самого начала работ предполагалось возвести в честь святого Серафима Саровского; это была первая церковь в Москве, посвящённая этому святому, канонизированному в 1903 году.

Решение о посвящении нижнего храма пришло по ходу строительства. Когда в 1909 году произошло восстановление почитания Анны Кашинской, некогда деканонизированной в ходе полемики со старообрядцами, нижний храм-усыпальницу решено было посвятить ей.

Строительство храма велось долго. Известно, что первые материалы для него монастырь закупал ещё в 1903 году, однако потом дело затормозилось сначала болезнью архитектора, после – нехваткой средств. В итоге готовый, отделанный храм со всем внутренним убранством был освящён лишь 26 мая 1914 года.

Из внутреннего убранства того времени не сохранилось ничего, однако известно, что в нижнем храме были установлены три фарфоровых иконостаса, специально изготовленных товариществом М.С.Кузнецова, а иконы для них писались здесь же – в иконописной мастерской монастыря.

Превратить храм в… крематорий

В 1918 году земли Донского монастыря были конфискованы. И если на старой территории монастырская жизнь продолжалась вплоть до середины 1920-х годов и некоторое время функционировал антирелигиозный музей, благодаря которому удалось в целом сохранить архитектурный ансамбль, на бывшем монастырском кладбище новая власть хозяйничала вовсю.

В середине 1920-х годов было решено переоборудовать Серафимовский храм в крематорий. В объявленном конкурсе приняло участие несколько проектов, однако лучшим был признан вариант перестройки, предложенный Дмитрием Петровичем Осиповым.

Согласно этому плану, основной объём храмового здания оставался без изменений. Подлежала сносу колокольня, вместо которой возвели бетонный параллелепипед; наиболее сильной перестройке подверглась западная стена со входом.

Перегородки и склепы в нижнем храме также были разобраны. (Все имевшиеся к тому времени захоронения перенесли оттуда в некрополь Донского монастыря на старой территории). В восточной части нижнего храма установили печь, а весь верхний переоборудовали под ритуальный зал и колумбарии.

Общество… распространения кремации

Доставленное в СССР оборудование для «самого прогрессивного вида погребения» было немецким, его монтаж закончили в 1926 году, а в 1927 состоялись несколько «пробных пусков».

Торжественное открытие крематория произошло накануне десятой годовщины Октябрьской революции. (Сначала хотели официально открыть его именно 7 ноября 1927 года, но вовремя спохватились, решив, что общественное мнение может неправильно истолковать подобное мероприятие). Однако пользоваться «прогрессивным способом захоронения» москвичи упорно не спешили.

Фото 1930-х годов. На переднем плане нынешняя братская территория Донского монастыря. За горизонтальной стеной – новая территория Донского монастыря, переоборудованная в кладбище с крематорием.

Тогда в прессе началась активная пропаганда нового способа захоронения. Её инициаторами были «Союз воинствующих безбожников» и специально образованное «Общество распространения идеи кремации».

Статьи и фельетоны на своеобразную тему появлялись так часто, что упоминания о ней попали даже в «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и «Мастера и Маргариту» М.А.Булгакова.

И всё же на полную мощность московский крематорий заработал лишь в 1930-е – с началом репрессий. В войну здесь же сжигали трупы умерших в госпиталях – из опасения эпидемии.

В итоге по современному Новому Донскому кладбищу можно изучать историю России XX века – мемориал погибшим в Великой Отечественной войне здесь соседствует с братскими могилами жертв репрессий, на которых уже в наши дни родственниками были установлены индивидуальные таблички.

Крематорий на Новом Донском кладбище продолжал работать до 1972 года, дальше начались протесты москвичей, указывавших на то, что жилая застройка вплотную подошла к бывшей монастырской территории. Отдельные сожжения проводились здесь до 1982, а потом ещё несколько лет проходили церемонии прощания.

Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на Новом Донском кладбище. (На стенах – фамилии похороненных здесь бойцов, списки до сих пор уточняются и пополнются).

В 1992 изуродованный храм был возвращён возрождённому Донскому ставропигиальному мужскому монастырю.

Снова храм

В первые годы жизнь монастыря была настолько сложной, что ресурсов на поддержание сразу старой и новой территории не хватало. Поэтому первые работы по приспособлению Серафимовского храма для богослужебных нужд были проведены лишь в конце 1990-х.

Тогда в нижнем храме были демонтированы печи, разобран венчавший крышу бетонный параллелепипед и устроена небольшая колокольня в западной части здания. Западная стена перестроена с частичным восстановлением исторического облика.

В самом помещении храма убрали перенесённый сюда некогда из лютеранской церкви орган, установили иконостас и декоративную перегородку, отделяющую помещение храма от колумбариев, которые до сих пор сохраняются в пристройках советского времени.

С начала 2000-х в храме проходят регулярные богослужения, и вот уже несколько лет – крещения и венчания. Захоронения из храмовых приделов, хоть и почти не видные за перегородкой, постепенно продолжают переносить. Подготовлен проект реставрации, который поможет вернуть храму былую красоту.

Разборка венчающей части крематория (конец 1990-х годов)

Сегодня, сто лет спустя после первого освящения, на торжественную храмовую литургию с удивлением поглядывает из-за перегородки Дмитрий Петрович Осипов. По иронии судьбы, автор проекта превращения храма в «комбинат прогрессивного погребения» похоронен здесь же; теперь мимо его бюста священники идут в алтарь. Что он об этом думает, – Бог весть.

Храм св. прп. Серафима Саровского

Приход соответствует требованиям проекта "Доступная среда"

В апреле 1900 года было организовано Тульское городское попечительство о бедных жителях Тулы. Одним из первых его шагов стало открытие в ноябре 1901 года «Убежища для неизлечимо больных бедных граждан». Вначале убежище находилось в наемном доме, а затем переместилось в специально обустроенное здание, рассчитанное на 50 человек, на Петровской улице (ныне ул. Ф. Энгельса). В расположенном на усадьбе другом доме разместился «Приют для нищенствующих детей», которых предполагалось обучать грамоте, Закону Божию, церковному пению, а в перспективе - ремеслам. 20 декабря 1902 года комплекс благотворительных учреждений был освящен епископом Тульским и Белевским Питиримом.

После канонизации почитаемого в народе старца Серафима Саровского (1759-1833), состоявшейся в 1903 году, на усадебном участке Попечительства, рядом с приютом, в 1905 — 1906 гг. была построена церковь с одним престолом во имя преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский родился в Курске в купеческой семье. С детства мечтал он о монашеской жизни и в 1778 году ушел в Саровскую пустынь, где и прошла вся его подвижническая жизнь. Молитвенные труды и подвиги даровали ему высокую душевную чистоту, прозорливость и дар чудотворений. Он исцелял души приходящих людей кротким словом, наставлением; ко всем он обращался: «Радость моя». Вся жизнь Серафима Саровского была по слову, сказанному им одному из монахов обители: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Иконостас храма во имя Серафима Саровского был сосновым, в три яруса, с позолоченной резьбой, царские врата тоже позолочены.

В «Тульских епархиальных ведомостях» об этой церкви говорилось так: «Уютная, чистенькая, небольшая церковь своим внешним видом скорее походит на часовню, но в тоже время как нельзя лучше соответствует характеру, деятельности и простоте преп. Серафима, любившего молиться в своей маленькой келейке и ютившего около себя всех обездоленных. Желая обеспечить и церковь, и приют на вечные времена, благотворители внесли солидный капитал, на проценты с которого и содержится этот святой уголок в Туле».

О благотворителях следует сказать особо. И убежище для неизлечимо больных, и сиротский приют, и храм обязаны своим появлением тульским купцам, потомственным почетным гражданам братьям Александру, Николаю и Сергею Степановичам (встречается написание их отчества «Стефановичи») Ермолаевым-Зверевым.

На храм каждый из них пожертвовал по 8 тысяч рублей, на приют для детей — по 22 тысячи, на убежище для неизлечимо больных - по б тысяч. Кроме того, братья ежегодно выделяли по 160 рублей на содержание церковного причта. Братья Ермолаевы-Зверевы прославились и иными благотворительными делами. В 1904 году открыли приют для детей-сирот бедных граждан, которому присвоили их имя. Для приюта они передали в распоряжение Тульского городского попечительства о бедных принадлежавшее им усадебное место с двухэтажным каменным домом и двумя флигелями. В приюте работали переплетная мастерская и типография, в которых обучались мастерству не только 20 воспитанников приюта, но и приходящие подростки. Позже при приюте была открыта кузнечно-слесарная школа. Еще одно усадебное место с постройками братья Ермолаевы-Зверевы пожертвовали для проживания бедных вдов с детьми. Выделили они и денежные средства на содержание этих благотворительных заведений. В 1910 году братья Ермолаевы-Зверевы были награждены орденами св. Станислава 3-й степени «за заслуги по духовному ведомству».

К Серафимовскому храму была приписана часовня во имя Феодосия Черниговского, освященная в сентябре 1899 года и находившаяся в Новых торговых рядах (в бывшем здании Новых торговых рядов на улице Советской сегодня размещается военная комендатура и военная прокуратура). Часовню построили на средства купцов, торговавших в Новых торговых рядах.

Благотворительный комплекс на Петровской улице продолжал расширяться, и в 1910 году в нем на попечении находились 66 женщин, 17 мужчин и 56 детей. В официальных документах того времени этот комплекс именуется «Серафимовским благотворительным домом».

В начале 1920-х годов «Богадельня св. Серафима» (такое наименование дали благотворительному учреждению советские власти) была закрыта. Одновременно закрыли и церковь Серафима Саровского. В зданиях приютов и убежищ поселились семьи рабочих.

Купол церкви и верхние ярусы колокольни были снесены.

Как первоначально использовалось здание храма, пока не установлено. С середины XX века до 1976 года в нем размещался клуб областного общества глухонемых.

После того, как клуб получил новое здание, Тульский горисполком признал целесообразным оборудовать в бывшей церкви... пивной бар. Но в связи с проблемой нехватки площадей для хранения документов Тульского областного архива в здании храма разместили архивное хранилище.

В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

В августе 2002 года архивные документы были вывезены, храм Серафима Саровского возвратили Тульской епархии, и 4 октября 2002 года епископ Тульский и Белевский Кирилл служил в нем первую литургию.

В январе 2004 года в храме устроили придел во имя преподобного Серафима Вырицкого, в миру Василия Николаевича Муравьева (1866-1949). Он был купцом, крупнейшим торговцем мехами в Петербурге. Незадолго до Октябрьской революции пожертвовал свое состояние на монастыри. В 1920 году он и его жена выбрали монашеский путь. В 1927 году В.Н. Муравьев принял великую схиму с именем Серафим и был избран духовником Александро-Невской Лавры. Из-за тяжелой болезни переехал жить в поселок Вырица, находящийся недалеко от Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда Серафим Вырицкий тысячу дней и ночей провел в молитвенном стоянии на камне, молясь о помощи России перед иконами преподобного Серафима Саровского и Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на вы» (копия этой иконы имеется в храме Серафима Саровского).

В храме находится поясная икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей и его ростовая икона с частицей рубища. В числе святынь - икона преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены с частицами мощей, икона прославленных монахинь Дивеевского монастыря Параскевы, Пелагеи и Марии.

В 2006-2007 гг. был установлен купольный барабан храма, увенчанный луковичной главой. На барабане помещены барельефы преподобного Серафима и святых жен Дивеевских. Как пояснил настоятель храма протоиерей Сергий Мосягин, барабан проектировался без использования старинных фотографий церкви, поскольку их к тому времени еще не удалось обнаружить. Фотография, приведенная на страницах этой книги, стала известна позднее.

Храму помогают благотворители. Наибольшую финансовую поддержку в восстановительных работах оказал Геннадий Александрович Кочетков.

В 2008 году была восстановлена колокольня. Воссоздается внутреннее убранство храма.

При храме открыт православный духовный центр, в котором проходят беседы со священником, устраивается просмотр фильмов, чаепития, работает библиотека.