Мировые религии христианство. Предпосылки возникновения новой религии. Развитие и распространение христианства

8.1. Возникновение христианства
8.2. Эволюция христианства
8.3. Католицизм
8.1. Возникновение христианства. Христианство - самая распространенная мировая религия, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд. человек (минимальные данные - 1,4-1,5 млрд.). Оно сформировалось вначале I в. н. э. в Палестине - исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль, Сирия и Иордания. Христианство, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления (конфессии, деноминации): православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. Религиозным истоком христианства было иудейское сектантство. Слово «сектантство» не должно вводить в заблуждение, оно представляло собой оппозиционное официальному иудаизму движение. Однако это было не течение из нескольких замкнутых, немногочисленных группировок. Наоборот, это было направление, опиравшееся на широкие народные массы и черпавшее свой авторитет в том пророческом движении, которое сыграло решающую роль в оформлении иудаизма в качестве монотеистической религии, Идеологии иудейского сектантства были присущи две основные черты: а) эсхатологизм (греч. конец) - учение о «конце мира» и его последующем обновлении вместе с последним Судом над всеми когда-либо жившими; б) мессианизм (мессия - букв. помазанник, посланник Божий, спаситель) - вера в божественного Спасителя, который совершит этот переворот. В Мессии народная фантазия видела «царя», «сына Давидова», основателя Иудейско-Израильского царства. О приходе посланца Божьего неоднократно возвещали и ветхозаветные пророки.
В 4 в. христианство при императоре Константине стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в., приблизительно в 988 году н. э. киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1,5 млрд. человек.
Ева;нгелие (греч. - «благая весть» от греч. - «добро, благо» и греч. - «весть, известие») - книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении. Все книги под названием «Евангелие» написаны спустя годы после завершения земной жизни Иисусом Христом. Термин же «Евангелие» употребляется в самих книгах. Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия. По именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.
Три первые Евангелия довольно схожи между собой и повествуют примерно об одних и тех же фактах из жизни Иисуса, а четвертое Евангелие во многом отличается от них по своему содержанию. Поэтому первые три книги Нового Завета, из-за упомянутого сходства, называются синоптическими. Прилагательное "синоптический" происходит от греческого слова "синоптикос", которое можно перевести как "видеть сообща". Хотя Матфей, Марк и Лука ставили перед собой разные цели, их подход к описанию жизни Иисуса Христа был более или менее идентичным.
Авторы Евангелий, жившие в первом столетии, лично и подробно были осведомлены о значительной части того, что впоследствии было ими записано. Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа и в общении с Ним провели много времени. Марк мог составить свое повествование на основании слышанного им от Петра, который тоже был учеником Иисуса. А Лука многое мог узнать от апостола Павла и от других лично знавших Господа. Все эти сведения и были использованы при написании трех синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна. Истории, связанные с Иисусом Христом, записывались в первом веке разными людьми. Об этом свидетельствует в начале своего повествования Лука (Лук. 1:1-4). Тем не менее, это не могло гарантировать написание свидетельства о жизни Иисуса Христа, которое было бы свободно от каких бы то ни было ошибок. Из всех евангельских повествований больше всего бесед Спасителя находим у Матфея. Три главы в его Евангелии (5-7) составляют так называемую Нагорную проповедь Христа. Излагаются наставления Иисуса ученикам перед тем, как послать их на служение. Заканчивается книга поручением Христа: "Идите, научите все народы" (28:19).

8.2. Эволюция христианства. Иудейское сектантство появилось не само по себе, а имело глубокие социальные корни. Эти корни - раскол в иудейском обществе после распада единого еврейского государства, противоречия между узкой верхушкой - саддукеями и фарисеями - и широкими народными низами, представленные сектой ессеев. Ессеи жили небольшими общинами, вели аскетический образ жизни, дабы не обременять себя новыми грехами накануне Конца Света, проповедовали общность имущества, безбрачие, не допускали рабства, практиковали всеобщий труд. Основным культовым обрядом у них была коллективная трапеза. Кроме того, значительная часть ночи отводилась ессеями для чтения и изучения собственных «священных текстов». В общине существовали ритуальные омовения; важной особенностью было требование предварительного духовного покаяния. Поскольку Евангелия прослеживают жизнь Иисуса только до 12 лет (совершеннолетия), а потом возобновляют свой рассказ о его служении, начавшемся по достижении им 30-летнего возраста, некоторые религиоведы считают, что реальный Иисус значительную часть жизни провел именно в секте ессеев. Саддукеев ненавидели за то, что они обращали в свою пользу обязательную десятину в пользу храма, не считая пасхальных и других праздничных жертвоприношений. Они превратили Иерусалимский храм в нечто среднее между рынком, где продавались животные и птицы для жертвоприношений сотням тысяч паломников, стекавшимся сюда со всех уголков мира по великим храмовым праздникам, и меняльной конторой для обмена денежных пожертвований храму на местную монету. Недаром в середине І в. до н. э. римский полководец Марк Лициний Красс, победитель Спартака, дочиста ограбив храм, вывез оттуда 300 тонн золота (храмовая и общинная казна, драгоценная богослужебная утварь) (Флавий И. Иудейские древности, кн. 14, гл. 7:1).
Фарисеев же в народе презирали за их показную добродетель, за лицемерие, поскольку всем было известно, что их благочестие идет не от чистого сердца, они охотно председательствуют в синагогах, занимают почетные места на праздничных трапезах, собраниях и церемониях и благосклонно отзываются на почтительное обращение «рабе» - «учитель» (Лк. 20:46). За это их обличал Иисус Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:13-28).
Христианство привлекало все большее число своих сторонников. В начальной стадии на себя обращало внимание отсутствие в христианском учении разделения людей по происхождению. Со слов апостолов было четко и понятно, что христианство в своей основе не делает различия между эллинами, рабами, свободными, именуя всех братьями во Христе. Вначале так оно и было. Христиане составляли почти дружеские общины, в которых они сходились для молитв и бесед, как правило вечерами, памятуя о Тайной вечере Христа. В ходе братской трапезы члены общины причащались. Впоследствии причастие все чаще переносилось на утро, следующее за трапезой. Трапезы составлялись благодаря общим взносам, при этом имущие христиане прибавляли дополнительные дары, сотворив благое дело во имя Христа и ради очищения души. Спасением души считалось также и освобождение, путем выкупа, раба из неволи. В начальном христианстве было много споров и кривотолков по поводу догматов и правил, но вера в жертву во имя искупления, принесенную Христом за грехи человеческие, была единой для всех. Чем плотнее христиане обосновывались в Риме, тем яснее становилось правящей верхушке, что именно христианская церковь в состоянии дать всем жителям и новую религию со всеобщим единением, и понятную всем общую веру.

8.3. Католицизм – крупнейшая из конфессий христианства. Католицизм сейчас представляет собой самую массовую разновидность христианства. Приверженцами католицизма являются свыше 1 млрд человек. Население, крещенное по католическому обряду, составляет большинство в 50 странах мира. Географически католицизм наиболее распространен в Америке (США, Мексика, Латинская Америка) и странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (Испания, Италия, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Венгрия, Польша, Чехия, Литва, часть Украины и Беларуси). Большие католические общины существуют во многих странах Африки и Азии (Филиппины).
Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; а в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Католическую и православную церкви до сих пор разделяют такие догматические расхождения:
1. Догмат о «филиокве» (латин. filioque - и от Сына) - об источнике исхождения Святого Духа. Западные христиане считают, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, тогда как православные убеждены, что он исходит только от Бога-Отца.
Именно так, как верят православные, гласила формулировка восьмого пункта Символа веры, утвержденная на II Константинопольском Вселенском соборе (381 г.). Прибавление к Символу веры о втором источнике Святого Духа было сделано в 589 г. на поместном (региональном) Толедском соборе с целью борьбы против еретиков-ариан, которые признавали не «единосущность», а только «подобносущность» Бога-Отца и Бога-Сына. В таком виде Символ веры получил распространение, начиная с IX в. в империи Карла Великого, охватывавшей территории современных Франции, Германии и Италии. Несмотря на то что Третий Вселенский Эфесский собор (431 г.) запретил дополнять хотя бы одним словом уже утвержденный Символ веры, император Карл Великий попросту приказал ввести в богослужение Credo («Верую» - изложение Символа веры латынью) с добавкой Filioque. В официальную практику Римско-Католической Церкви этот догмат вошел при папе Бенедикте VIII (начало XI в.), одобрившем исполнение Credo во время литургии. Во время Великого Раскола догмат о «филиокве» был использован константинопольским патриархом для обвинения папы римского в еретическом переиначивании Символа веры, и с тех пор он стал одним из основных расхождений между Восточной и Западной Церквями.
2. Учение о чистилище. В соответствии с православным вероучением о загробной жизни, души людей в зависимости от того, как они прожили свою земную жизнь, обязательно попадают в рай или ад. Католическая же Церковь отстаивает представление о чистилище как промежуточном месте между раем и адом, где находятся не отягченные смертными грехами души грешников. Догмат о чистилище был принят на Вселенском Флорентийском соборе в 1439 г. Собором было также определено, что «молитвы живых верных, т. е. жертвы, молитвы и милостыня, равно как другие дела благочестия, кои верные имеют обыкновение совершать для других верных, - служат этим душам к уменьшению их страданий»66.
Несмотря на то что Вселенский Тридентский собор (1545-1563), подтвердивший догмат о чистилище, запретил печатать сомнительные суждения по поводу участи душ грешников в чистилище, по наиболее распространенному мнению, в чистилище души мучаются огнем, подобным адскому огню, хотя их мучения менее сильны, чем адовы. Кроме того, в чистилище души испытывают муки от временного лишения лицезрения Бога.
3. Учение о «сверхдолжных заслугах», т. е. добрых делах, не необходимых для спасения самих совершителей, потому что они совершены сверх религиозного долга. Например, «сверхдолжными заслугами» будет считаться обет добровольной бедности, когда достаточно раздачи щедрой милостыни, или следование обету девства, когда для спасения достаточно образцового выполнения супружеских и материнских обязанностей.
Но все-таки эти сверхдолжные дела не проходят бесследно, а пополняют церковную сокровищницу заслуг. Католическая Церковь считает, что за счет деятельности святых и праведников у нее накопился запас добрых дел. Как мистическое тело Христа, его Наместник на земле, Церковь призвана распоряжаться этой сокровищницей по своему усмотрению и распределять среди тех, кому это особенно необходимо.
4. Теория и практика индульгенций (латин. indulgentio - милость). В развитие учения о «сверхдолжных заслугах» Католическая Церковь считала возможным выдавать особые папские грамоты - индульгенции об отпущении грехов их владельцам. Индульгенция обычно приобреталась за деньги. Были даже разработаны специальные таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Считалось, что с помощью денег, вырученных за продажу индульгенций, Римско-Католическая Церковь сможет совершить новые «добрые дела», которые покроют те издержки, которые понесла сокровищница заслуг ради спасения закоренелого грешника. Откровенные злоупотребления, связанные с предоставлением индульгенций, вынудили Католическую Церковь в XVI в. категорически запретить их продажу, как противоречащую нормам церковного права.
5. Возвышенное почитание Богородицы - Матери Иисуса Христа Девы Марии (Мадонны). Оно начинает оформляться уже в IV в. На Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Дева Мария была признана Богородицей и Царицей Небесной в противовес некоторым еретическим мыслям епископа Нестория, который учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество соединилось с ним впоследствии, и на этом основании называл Деву Марию Христородицей.
С XII в. на Западе стала распространяться легенда о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. В 1854 г. эта легенда нашла официальное подтверждение в соответствующем догмате, провозглашенном папой Пием IX в специальном папском послании (булле): «блаженнейшая Дева Мария была в первое мгновение своего зачатия, в силу исключительной благодати и (исключительного) изъятия, сохранена - ввиду заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого, - нетронутою от всякого пятна первородного греха». В 1950 г. Папа Римский Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Богоматери после окончания ее земного пути, что демонстрировало почти Божественную сущность Богородицы, поскольку все другие души ждала встреча с телом только на Страшном суде. В 1964 г. Папой Римским Павлом VI Пресвятая Дева Мария была провозглашена «матерью Церкви». Культ Девы Марии часто приобретал экзальтированные формы. Особую популярность получило «Фатимское чудо», по названию португальской местности, где в 1917 г. Дева Мария несколько раз явилась трем крестьянским детям, каждый раз произнося пророчества. Последние из ее пророчеств стали известны буквально несколько лет тому назад и касались предсказания Девой покушения на папу римского, действительно имевшего место в 1980-х годах. Православная Церковь тоже всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов, но никогда не допускала догмата о непорочном зачатии.
6. Учение о верховенстве Папы Римского над всеми христианами и его непогрешимости. Догмат о непогрешимости папы был принят на І Ватиканском соборе (1869-1870 гг.) и подтвержден ІІ Ватиканским собором (1962-1965 гг.). Он гласит: «Когда Римский Первосвященник говорит ex cathedra, то есть выполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своей верховной апостольской властью определяет учение в области веры и нравов, обязательное для всей Церкви, тогда в силу Божьей помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он имеет ту безошибочность, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы его церковь была одарена в определениях, которые касаются учения о вере и нравственности». Это учение связано с претензией католицизма (греч. - общий, всемирный) на власть над всем христианским миром. Глава Римской Католической Церкви - наместник Христа на Земле, наследник святого Петра, который был, по преданию, первым епископом Рима. Для управления католическим миром Папа Римский издает разного рода документы, прежде всего буллы (латин. bulla - свинцовый шарик, который прикрепляется к документу, как печать) и энциклики (апостольские послания, адресованные всем католикам).
7. Католики продолжают развивать свое учение и после 1054 г., руководствуясь принципом догматического развития. В основе концепции догматического развития лежало учение о праве Собора приводить традиционное положение в соответствие с «живым голосом» (т. е. существующей церковной практикой). Поэтому они продолжали созывать новые Вселенские соборы (всего 21), последний из которых состоялся в 1962-1965 гг. (II Ватиканский собор). Православные после Седьмого Вселенского собора после Седьмого Вселенского собора больше Вселенских соборов не созывали. Кроме догматических, существуют и канонические отличия католиков от православных, касающиеся обрядово-культовой стороны христианства.
1. В отношении католического духовенства существует принцип целибата (латин. сaelebs - неженатый) - обязательного безбрачия: Кодекс канонического права, канон 1037). Принцип целибата был утвержден в практике католической церкви Папой Римским Григорием VII (1073-1085) для сохранения в неприкосновенности своей земельной собственности и не допущения ее раздела между наследниками священнослужителя, кроме того, в качестве предупредительной меры против создания «духовных династий». Специальной энцикликой «О целибате священников» 1967 г. Папа Римский Павел VI подтвердил незыблемость обязательного безбрачия. Православное же духовенство, как было уже сказано, делится на черное, придерживающееся этого принципа, и белое - состоящих в браке священников.
2. Для католиков таинство брака считается незыблемым: «Одобренный и завершенный брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти» (Кодекс канонического права, канон 1141). В этом отношении Католическая Церковь следует заповеди Христа: «…Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Нерушимый характер брака подчеркивается теми супружескими обетами, которые дают молодожены во время венчания: «Я (имя) беру тебя (имя) в жены (в мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и в несчастии, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей». Православие же допускает возможность развода и повторного бракосочетания.
3. Таинство крещения в католицизме осуществляется над детьми чаще всего через троекратное окропление, в православии же это таинство осуществляется посредством обливания или троекратного погружения в водную купель.
4. Для таинства евхаристии (причастия) в православии используется квасное тесто в виде просфоры, которая олицетворяет тело Христа, в католицизме печется из пресного теста облатка в форме плоской круглой лепешки. В православии причащаются хлебом и вином и миряне, и духовенство, в католицизме же миряне причащаются только хлебом. Хотя после II Ватиканского собора было разрешено мирянам по их желанию причащаться и хлебом, и вином.
5. Католики крестятся пятью пальцами, делают крестное знамение сверху вниз и слева направо. Православные же крестятся тремя пальцами - большим, указательным и средним, что символизирует христианскую Троицу. Другие два пальца прижимаются к ладони, символизируя два естества Христа - божественное и человеческое, соединенные «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», как гласит соответствующий догмат Четвертого Вселенского Халкидонского собора (451 г.). Крестное знамение делают они сверху вниз и справа налево.
6. Католическое монашество имеет собственные организации - ордена, которых сегодня насчитывается более 150. Монашеские ордена имеют свои уставы, выполняют свои функции, подчиняются непосредственно Папе. Православное монашество орденов не имеет.
8.4. Католические монашеские ордена. Самый крупный и древний монашеский орден - бенедиктинцы (VI в.). Их устав требует постоянного пребывания в монастыре, обязательного труда. Бенедиктинцы занимаются и литературным творчеством. Следуя своему девизу «ora et labora» - «молись и трудись», они заложили основы всей западной европейской цивилизации. Бенедиктинцы ввели в употребление кофе, изобрели шампанское, создали нотную грамоту. Францисканцы (XII в.) - нищенствующий орден. Основное их требование - бедность. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали, занимались благотворительностью и уходом за больными. Орден иезуитов (латин. Societas Jesu - Общество Иисуса) был основан в XVI в. Для иезуитов характерна жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение начальству и Папе. С самого начала иезуиты стремились дать своим членам всестороннее образование. До сих пор иезуитские школы считаются самыми лучшими в Европе. Орден доминиканцев возник в XII в. и ставил главной своей целью борьбу с ересями. Доминиканцы широко привлекались в качестве экспертов к деятельности инквизиции, много занимались миссионерством.
католическое духовенство, по данным 1989 г., это 4 тыс. епископов, 400 тыс. священников, 1 млн монахов, из которых свыше 90% - женщины.
Распространенным повседневным облачением римско-католического духовенства является сутана (итал. sottana - юбка, ряса). Сутана ведет свое происхождение от одеяния, которое традиционно носили ученые люди - врачи, адвокаты и т. д. Церковная сутана представляет собой длинное платье, которое застегивается впереди сверху донизу и перехватывается на талии широким поясом из ткани. Священники носят черную сутану, епископы - фиолетовую, кардиналы - красную, Папы - белую. Так повелось с XVI в.
Само слово «папа» происходит от греч.- отец. Так первые христиане называли своих руководителей. C конца III в. так стали почтительно величать и римского епископа. В официальных документах и церковном праве папа именуется не иначе, как «Pontifex maximus» - «Верховный Первосвященник». Среди остальных официальных титулов важнейшим является «Викарий (наместник) Иисуса Христа». Официальная церковная история католической церкви насчитывает 261 Папу и несколько десятков «антипап». Из общего количества пап более 200 были по национальности итальянцами, остальные - других национальностей (преимущество французами и греками). Самый длительный понтификат (правление) длился 32 года, самый короткий - три дня. Папа Стефан II (752 г.) умер, даже не успев «вступить в должность», поэтому его имя в официальном реестре пап не фигурирует. Самому молодому Папе на момент избрания было 12 или 15 лет (Бенедикт IX,1032-1044) самому старому - 80 (Климент X, 1670-1676). Среди Пап, по преданию, была одна женщина - папесса Иоанна (Иоанн VIII, 855-858). Большинство историков отрицают этот факт, но до XV в. было принято проверять принадлежность новоизбранного Папы к мужскому полу, усаживая его в специальное кресло с широким вырезом в сиденье.
Папа - глава всей католической иерархии, которая включает в себя, как и у православных, три степени священства: диаконов, священников и епископов. Избирается Папа с XII в. на конклаве, специальном закрытом собрании, двумя третями голосов высших должностных лиц Католической Церкви - кардиналов (латин. cardinalis - главный), причем до сих пор формально сохраняется право выбора на эту должность любого католика-мужчины (фактически с 1378 г. Папами избирались только кардиналы). В 1978 г. на папский престол был избран поляк - кардинал Кароль Войтыла, который принял имя Иоанн Павел II (род. 1920 г.).
Наглядным признаком папской власти с X в. служила тиара, которую папа до недавнего времени надевал в особо торжественных случаях. Она представляла собой головной убор в виде стогообразного шлема из белой плотной ткани и щедро украшалась золотой вышивкой. Со временем на тиаре появились три короны, символизировавшие духовную и светскую власть Папы, власть над всем миром. Последнюю тиару Папа Павел VI (1963-1978) продал в один из американских музеев, а вырученные миллионы передал на благотворительные цели.
Вместе с Папой Римским действует собрание кардиналов - Святая Коллегия. Сначала она состояла из пресвитеров города Рима и его окрестностей и не превышала по численности 25 человек. Со временем, когда в коллегию стали включаться все кардиналы, количество ее членов начало постоянно возрастать. Сегодня в католицизме насчитывается приблизительно 200 кардиналов из более чем 50 стран, из которых 120 имеют право голоса при выборе Папы. Большая часть кардиналов исполняет «служебные обязанности» в странах проживания, меньшая - осуществляет общее руководство Католической Церковью.
Для управления Церковью Папа имеет собственную систему органов власти - Святой Престол. Существовал в церковной организации Католической Церкви и свой репрессивный аппарат - раньше это была Св. Инквизиция. Кроме верховного руководства Церковью папе принадлежит высшая законодательная, судебная и исполнительная власть в границах его резиденции - Ватикана. Это сравнительно небольшая территория (44 га) с населением 1 тыс. чел. - все, что осталось от Папского государства, которое когда-то занимало значительную часть Северной и Центральной Италии. Ватикан включает в себя собор Св. Петра и близлежащую площадь, Ватиканский и Латеранский дворцы с садами и несколько церквей, расположенных на Капитолийском холме в Риме, а также загородную папскую резиденцию в 25 км от Рима. Ватикан имеет все атрибуты независимого государства - герб, флаг, гимн, армию из сотни швейцарских гвардейцев, жандармерию, почту, телеграф, собственных наблюдателей практически во всех больших международных организациях, включая ООН, своих представителей (нунциев) в 125 странах мира. Годовой бюджет Ватикана превышает несколько миллиардов долларов.

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).

Христианство
Относят к числу
мировых религий,
учитывая влияние на ход
мировой истории, и
масштабы
распространения. Число
приверженцев
христианства
приближается к
2 млрд. человек.

В I Н. Э. В ВОСТОЧНОЙ
части Римской империи зародилась данная
религия. Она возникла в условиях
разложения рабовладельческого строя и
первоначально была выражением
бессильного протеста рабов и беднейших
слоев населения против гнета
рабовладельцев. Не видя выхода из
создавшегося положения, беднота обращала
взоры к небу.

Римская империя, включала в себя в тот период весь
средиземноморский мир, была основана на рабстве,к
тому же цивилизация уже клонилась к упадку.
К 60-м гг. I в. н.э. существовало уже несколько
христианских общин помимо самой первой,
иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся
вокруг Иисуса.

В основу христианской религии легла вера
в искупительную миссию Иисуса Христа,
который своей мученической смертью
искупил грехи человечества. Эти
догматические положения являются
основными для всех христианских
течений. В них заключено существо
христианской веры, дающей
приверженцам христианства надежду на
избавление от тягот земного
существования в вечной жизни, которая
должна наступить после смерти.

В начале второго тысячелетия пути
развития христианства на Востоке
и Западе разошлись, образовались
практически не общающиеся между
собой церкви:
Восточная
(православная)
церковь
Западная
(католическая)
церковь

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

Православие
Католицизм
Протестантизм

Православие
Первая сохранила неизменным вероучение,
сформировавшееся в первом тысячелетии, и до
нашего времени именуется
Православной.
Православные
церкви

Христианская религия
провозглашает принцип
единобожия. Вместе с тем
основные направления
христианства придерживаются
положения о божественной троице.
Согласно этому положению, Бог
хотя и один, однако выступает в
трёх ипостасях (лицах):
Бога - отца,
Бога - сына и
Бога - духа святого.

До последнего времени в мире существовало 15 автокефальных
(самостоятельных, не подчиненных единому центру) православных церквей:
Константинопольская
Александрийская
Антиохийская
Иерусалимская
Русская
Грузинская
Сербская
Румынская
Болгарская
Кипрская
Элладская (Греческая)
Албанская
Польская
Чешских земель и Словакии
Православная Церковь в Америке

Католичество
Вторая, за которой закрепилось название
Католической (вселенской),
в достаточной степени отклонилась от православного вероучения.
Католические
церкви

Католицизм- крупнейшая по числу приверженцев ветвь христианства. Главой Католической Церкви является Папа римский

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира

Он является основной
религией во многих
европейских странах:
Италия, Испания,
Португалия, Австрия,
Бельгия, Литва, Польша,
Чехия, Венгрия, Словакия,
Словения, Хорватия,
Ирландия и Мальта).
Всего в 21 государстве
Европы католики
составляют большинство
населения.

Протестантизм

Возникшее в шестнадцатом веке,
антикатолическое движение,
Реформация- привела к появлению третьего направления в
христианстве - протестантизма.
Протестантские
церкви

Протестантизм - одно из трёх главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церкв

Протестантизм - одно
из трёх главных направлений
христианства,
представляющее собой
совокупность
многочисленных и
самостоятельных Церквей.

Протестантизм в
противоположность католицизму
и православию представляет
собой совокупность многих
течений и церквей, наиболее
влиятельные из которых лютеранство (в основном
страны Северной Европы),
кальвинизм(в отдельных
странах Западной Европы и
Северной Америке) и
англиканство, половину
приверженцев которого
составляют англичане.

Коренным различием
трех христианских исповеданий
является их выбор
авторитета в вопросах веры.

Христианство объединяет всех людей,
верящих в то,
что Иисус Христос - Бог, пришедший во
плоти для спасения мира.
От чего должен быть
спасен мир?
От греха, проклятия и смерти, или,
иными словами,
от всех форм зла.

Христианство развивается идеей
единого Бога. Все существа и
предметы являются его
творениями. Два центральных
догмата христианства говорят о
триединстве Бога и
Боговоплощении. Человек сотворен
как носитель «образа и подобия»

Возникновение и этапы развития христианства. Общая характеристика христианства как мировой религии. Общественно-исторические условия и идейные предпосылки возникновения христианства в Римской империи. Ветхозаветные пророчества о Мессии. Христос и мессия Ветхого Завета. Иисус Христос как основатель христианства. Основные трактовки его образа в науке, мифологический и исторический подходы. Деяния апостолов. Начало церкви. Начальная организация церкви. Стремительное распространение христианской религии, предпосылки и причины.

Основные положения христианского вероучения. Источники вероучения. Священное Писание христиан - Библия: история библейского текста, история возникновения, датировка. Соотношение частей канона,структура и содержание Ветхого и Нового Заветов, проблема переводов. Библейский канон и апокрифы. Формирование и институционализация Священного Предания.

Миссия апостола Павла. Возникновение и первые века христианской Церкви. Причины гонений на христиан. Катакомбный период.

Формирование епископальной церкви. Вероучение и организация христианства в IY-YII в.в. Вселенские соборы.

Наиболее общие доктринальные положения христианского вероучения. Никео-царьградский «символ веры». Христианский культ. Храм, литургия. Церковные Таинства.Этические предписания христианства. Формирование епископальной церкви.

Начало христианской теологии. Истоки ересей. Опасные и неопасные ереси. Арианство и монофизитство. Несторианство. Иконоборчество.

Церковь на западе и на востоке: проблемы взаимоотношений. Пять патриархатов (Иерусалимский, Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Римский). Личность императора Константина. Миланский эдикт и превращение христианства в господствующую религию. Христианство - государственная религия.

Формирование целостной системы христианской мысли: патристика. Возникновение монашества. Монашество на востоке и на западе.

Тема 11. Основные направления в христианстве

Распад христианства в 1054 г. на западную (католиче­скую) и восточную (православную) ветви. Общая характеристика исторических условий и причин разделения церквей в XI и XVI вв. Направления христианства: католицизм, православие, протестантизм.

Католицизм. Католицизм как одно из основных направлений христианства. Особенности вероучения, культа и организации. Особенности вероучения: догмат о "филиокве", непогрешимость Папы в делах веры, представление о "чистилище", учение о "запасе добрых дел", культ Девы Марии, целибат. Отличия в совершении и толковании та­инств. Особенности богослужения и религиозной архитектуры. Особенности организации и управления Римской Католической церковью. Ватикан как центр католицизма. Папа Римский - глава всех католиков.

История Римской Католической церкви и основные вехи. Крестовые походы. Средневековые ереси. Нищенствующие монашеские ордена (францисканцы и доминиканцы) и причины их возникновения. Франциск Ассизский. Схоластика и исихазм. Фома Аквинский. Григорий Палама. Феномен инквизиции. Церковь и государство: становление отношений.

Современные отличия между католичеством и православием. Первый Ватиканский Собор. Старокатолики. Второй Ватиканский Собор. Особенности развития Римской Католической церкви. Социальная доктрина католической церкви.

Православие - восточная ветвь христианства. Понятие "православия". 15 автоке­фальных православных церквей, автономные церкви. Особенности православного вероучения, культа и организации. Институт монашества в православии. Поклонение святым. Православные праздники. Православный храм и его символика. Иконопочитание.

Принятие христианства на Руси, его значение для политической и культурной истории России. Пережитки язычества (феномен двоеверия в русской религиозной культуре).

Основные этапы истории Русской православной церкви. Роль русских монастырей в созидании русской нации. Воплощение церковного идеала в русских святых (преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский). Феномен старчества. Русская Православная церковь и государство. Раскол и его значение в российской истории. Богослужебная специфика старообрядчества. Реформы Петра I. Церковь в XX в.. Восстановление Патриаршества. Новомученики. Секты в русском православии.

Протестантизм. Исторические условия и причины возникновения протестантизма. Реформация, ее причины. Виттенбергские тезисы М. Лютера. Отношение к папству и мистике. Аугсбургское вероисповедание. Реформаторская деятельность и религиозное учение Кальвина и Цвингли.

Общие принципы вероучения, культа и организации протестантских церквей. Свобода воли и предопределение. Концепция об "оправдании одной только верой" и ее влияние на развитие капитализма и предпринимательства. Основные отличия протестантизма от православия и католичества. Отрицание культа Богородицы, почитания икон, крестного знамения, посреднической роли церкви. Протестантская этика.

Основные направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство. Краткая история возникновения. Доктринальные, богослужебные и организационные особенности. Особенности руководства протестантскими общинами. Социальная деятельность протестантизма.

Тенденции в современном протестантизме. Протестантские деноминации сегодня (баптисты, пятидесятники, адвентисты, методисты и т.д.). Социально-политические позиции протестантских церквей. Роль в зарождении экуменического движения в XX в. Церкви и секты в России.

Тема 12. Ислам

Ислам как мировая религия. Социально-экономические условия и идейно-теоретические предпосылки возникновения ислама. Преемственная связь ислама с предшествовавшими верованиями и религиями. Роль Мохаммеда в возникновении ислама. Хиджра - переселение из Мекки в Медину. Начало мусульманской эры. Формирование и утверждение мусульманской догматики и культа. Становление ислама как мировой религии.

Основы вероучения ислама ("пять столпов веры" и другие принципы). Священная история мусульман. Отношение к Христу в мусульманском мире. Культ святых в исламе. Культ и организация.

Коран как основа вероучения и Священная Книга мусульман (структура и содержание). Сунна. Праведные имамы. Шариат - основа мусульманского образа жизни, мышления и права. Правовые школы. Социальная этика ислама.

Основные направления ислама: шииты и сунниты. Причины расколов. Основные течения и секты в исламе: хариджиты, исмаилиты, бабиты, бехаиты, ваххабиты и др. Аскетизм и мистицизм в исламе. Исламская мистика. Суфии.

Ислам и этноконфессиональные отношения. Сущность джихада и его эволюция в исламе. Фундаментализм, традиционализм и модернизм в исламе. Ваххабизм как крайне экстремистское течение в исламе.Возрастание роли ислама в современном мире причины и следствия.

Ислам в России.

Раздел III. Религия и общество

Тема 13. Свободомыслие и свобода совести

Свободомыслие в древнем мире, в эпоху феодализма, в новое и новейшее время. Свободомыслие, его разновидности: вольнодумство, антиклерикализм, богоборчество, скептицизм, нигилизм, индифферентизм, атеизм.

Проблема религиозной терпимости. Содержание принципов свободы вероисповеданий, свободы совести и отделения церкви от государства. Свобода совести как вид социальной свободы. Содержание принципов свободы вероисповеданий, свободы совести и отделения церкви от государства. Объективные условия осуществления свободы совести. Законодательства о свободе совести. Конституционные и законодательные акты различных стран о свободе совести. Конституция РФ о свободе совести и вероисповеданий. Современное законодательство РФ о свободе совести и о религиозных объединениях.


Мировые религии:

Христианство

Христианство - самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М..1998, с.860), в мире в 1996 году было около 2 миллиардов христиан. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.

Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра - Марк и Павла - Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему “Осанна!”. Слово “осанна” в буквальном переводе с еврейского означает “спасение” (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа “Слава”).

Одним из важных событий в жизни Иисуса Христа после его въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел. Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали “тайной вечерей”. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя “царём иудейским”). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга “Деяния апостолов” уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе. В оценке истинности евангельских рассказов люди расходятся. Одни считают, что всё, что написано в Евангелиях, имело место в действительности. Другие, напротив, полагают, что в Евангелиях быль перемешана с художественным вымыслом.

В формировании конкретных особенностей новой религии, по мнению историков, сыграли свою роль и некоторые другие социальные обстоятельства. Существование императорской власти содействовало выработке и закреплению представления об едином Боге на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (в результате образования Римской империи) формировало и закрепляло представление об интернациональном Боге, который заботится о всех людях, независимо от их национальности. Кризис рабовладельческого общества привёл верхи общества к разочарованию в старых религиях, к потере веры в богов, которые не смогли предотвратить ухудшения положения правящих классов. И на вновь возникшую религию многие из представителей правящих классов возлагали надежды как на могучую силу, которая может их поддержать. Если сравнить христианскую религию с религиями и философскими учениями, которые уже существовали в Римской империи, то в ряде случаев можно увидеть нечто общее. Историки считают, что эти общие моменты говорят о том, что у христианской религии были идейные источники. Наиболее важным из них является иудаизм.

Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию. Из иудейской религии христиане приняли идею Мессии. Само слово Христос есть не что иное как перевод еврейского слова Мессия на греческий язык. Ряд положений, вошедших потом в систему христианских религиозных и нравственных взглядов, высказал александрийский философ Филон: о прирождённой греховности людей, об аскетизме и страданиях как о средствах спасения души, о том, что Мессия - тоже Бог и что его имя - Логос (это имя в христианстве стало вторым именем Христа, в переводе с греческого на русский Логос - это Слово). У римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве всех людей перед Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о любви к врагам, о покорности судьбе. Кумранская община (в прошлом - конфессия в иудаизме) пропагандировала идеи об уже состоявшемся первом пришествии Мессии и ожидаемом втором, о наличии у Мессии человеческой природы. Эти идеи также вошли в христианство.

В I в.н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом. Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.

Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.

В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям.

Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют “отцами церкви”). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни. В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.