Самое главное правило в храме. Правила поведения в храме. Что надо делать перед входом в храм

Как вести себя в церкви — этим вопросом, в основном, задаются люди, не часто бывающие в священных культовых местах. Тем не менее, существуют свои обычаи и правила, которые необходимо изучить, прежде чем идти в храм. О них мы вам и расскажем.

Правила поведения в церкви: внешний вид

В церковь приходят со смирением, поэтому и одежда для ее посещения должна быть соответствующей: аккуратной, чистой и скромной. Лучше всего остановить свой выбор на одеянии спокойных тонов, хотя иногда его цвет должен быть определенным — светлая одежда будет уместна на пасхальном богослужении, а черная — в скорбные дни. Не допускается посещать церковь в домашней или пляжной одежде.

Женщинам:

  • Не стоит приходить в храм в джинсах или брюках, лучше надеть юбку длиной ниже колен, без разрезов и вычурных деталей. Особенно это важно, если вы собрались на исповедь или причастие. Блузка должна быть скромной, с длинным рукавом, без глубоких вырезов и ярких акцентов. Голова обязательно покрывается платком или легким шарфом. Не стоит излишне пользоваться косметикой (помадой особенно), духами, надевать украшения.

Мужчинам:

  • Для представителей сильного пола джинсы не возбраняются, но лучше отдать предпочтение брюкам в паре с неяркой рубашкой или водолазкой, уместен будет и костюм. Недопустимы шорты и майки, даже в жару. В противоположность женщинам, мужчинам, входя в храм, следует обнажать голову — и в холодное время года тоже.
  • Если вы берете с собой в церковь детей, помните о том, что для них тоже есть правила. Их одежда не должна быть слишком открытой и яркой, шорты допускаются только для детей до 7 лет. Не одевайте ребенка на службу в одежду с кричащими надписями и наклейками. Если ребенок мал и начал капризничать в церкви, стоит его вывести и успокоить, чтобы не мешать окружающим. Перед посещением храма с подросшим ребенком объясните ему, что в нем нельзя бегать, громко смеяться и кричать.

Общие правила таковы: ваш внешний вид и поведение должны выражать смирение, не вызывать у верующих негативных чувств и не создавать им неудобств. Во время церковных празднеств можно одеться более торжественно, а в дни постов — поскромнее. Что же касается выбора одежды и обуви с точки зрения функциональности, они должны быть максимально удобными, поскольку на службах приходится проводить на ногах довольно долгое время — 2-3 часа.

Как вести себя в храме: крестное знамение

Казалось бы, даже если мы не знаем правил поведения в церкви, то креститься точно умеем. Однако часто и это делаем неправильно. Обратите внимание, что непосредственно крестное знамение, как и нательный крест, не являются спасением. Их недопустимо использовать просто как талисманы и обряды, защищающие от зла. По православным канонам спасением является лишь истинная вера. А крестное знамение и ношение крестика - ее видимые проявления.

Как правильно совершать крестное знамение?

  1. Сложите вместе кончики указательного, большого и среднего пальцев правой руки (так выражается вера в Бога Отца, Бога Сына и в Бога Духа Святого). Безымянный и мизинец следует прижать к ладони (это символизирует Христа, сошедшего на землю, когда в Нем были соединены две сущности — и человека, и бога).
  2. Сложенные три пальца приложите к себе в следующем порядке: ко лбу - освящая ум, к животу (но не к груди) - освящая внутренние чувства, к правому плечу и, напоследок, к левому плечу - освящая телесную силу.
  3. Опустите руку и поклонитесь, отдавая дань подвигу Христа. Недопустимо одновременно делать поклон и крестное знамение.

Крестное знамение совершают: приближаясь к святыням (входя в храм, прикладываясь к кресту, иконам и т. п.), в начале и конце молитвы, а также в ходе ее, в главные моменты богослужения, в начале утрени и во многих других случаях, которые необходимо уточнить перед посещением церкви.

Правила поведения в храме во время богослужения

Собираясь посетить службу в храме, придите на нее заблаговременно — за 10-15 минут до начала. В это время можно поставить свечи, подать записку, приложиться к иконам, чтобы не отвлекаться на это во время самой службы и не мешать окружающим.

Зайдя в храм, сначала прикладываются к главной иконе, находящейся напротив Царских врат (двустворчатых дверей, ведущих к алтарю). Перед этим необходимо трижды перекреститься, а далее поцеловать уголок иконы или край одежды того, кто изображен на ней, еще раз перекреститься и спокойно отойти. Ни в коем случае нельзя прикладываться к иконе накрашенными губами.

Свечи ставятся следующим образом: за упокой — на квадратном подсвечнике с малым распятием. Свечи за здравие ставятся на других подсвечниках.

Во время богослужения старайтесь выбрать такое место, чтобы вам было удобно. В то же время старайтесь не тревожить молящихся. Не разговаривайте, отключите сотовый телефон. Во время службы необходимо стоять, но если стоять вам трудно, можно присесть на лавочку.

При открытых Царских вратах сидеть не положено никому, даже больным и немощным. Не допускается во время богослужения находиться к алтарю спиной. За Царские врата женщины и девочки не допускаются ни при каких условиях, а мальчики и мужчины могут пройти в них только во время совершения таинства крещения.

Не следует уходить со службы до ее окончания. Но если вам по той или иной причине необходимо ее покинуть, тихонько, не мешая никому, выйдите из церкви, перекрестившись у выхода из нее и перед самой церковью.

Всегда ли можно ходить в церковь женщинам?

Часто встает вопрос о том, можно ли ходить в церковь женщинам во время критических дней. К сожалению, на него нет однозначного ответа. По Ветхому Завету, если человек не чист (а месячные он относит к этому понятию), ему лучше находиться в стороне от Бога.

А вот Новый Завет ситуацию излагает по-другому, разрешая женщине посещать церковь в эти дни. Считается, что месячное очищение, как и саму женщину, создал Бог, а все им созданное не может быть нечистым. Новый Завет также допускает причастие и прикладывание к святыням во время месячных, если женщина в этом нуждается.

Таким образом, сегодня одни священнослужители придерживаются прежних правил, а другие считают их устаревшими и не видят ничего плохого в посещении храма женщиной во время критических дней. Возможно, лучше придерживаться золотой середины — если сильной необходимости нет, отложите посещение храма на несколько дней. Ну а если вы очень нуждаетесь в духовной поддержке, помните о том, что во время месячных это не возбраняется.

Правила поведения в храме и закон

В России существуют не только общепринятые церковные правила, но и законные нормы, защищающие чувства верующих и устанавливающие ответственность за правонарушения, связанные с церковью и религией. К ним можно отнести:

  • Статью 148 УК РФ, касающуюся оскорбления чувств верующих, в том числе в церквях и храмах.
  • Статью 213 УК РФ, устанавливающую ответственность за хулиганство, совершенное по религиозным мотивам.
  • Статью 214 УК РФ, наказывающую за вандализм, в том числе по религиозным мотивам.
  • Статью 244 УК РФ, которая применяется за осквернение тел умерших и мест захоронений.
  • Статью 5.26 КОАП, защищающую свободу вероисповедания.

По этим статьям предусмотрены очень серьезные штрафы — до миллиона рублей, а по уголовным преступлениям возможна даже потеря свободы на несколько лет.

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.
Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.
Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.
Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).
Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь - это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь - исполнить молитвенное правило. Такая молитва - грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, - это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:
Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:
Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Затем надо подойти и приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:
Вси святии, молите Бога о нас.
Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою - то получишь то, что просишь.
Ибо где образ, там и благодать первообразная.

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный - Адамов грех - и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос - это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии - трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча - помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.
С этой же целью подается и записочка о поминовении.
Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное - поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Об упокоении

Андрея
Марии
Николая

Заказная

Таким образом оформленная записка будет подана на проскомидию.

О здравии

Б. Андрея
мл. Николая
Нины

Заказная

Таким же образом подаётся записка о здравии, в том числе и болящих.

Записку можно подать с вечера, указав дату, на которую предполагается поминовение.
Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли - всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, - вопрошает св. Иоанн Златоуст, - стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора - хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам - пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека - неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник - лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя - какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его - исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему - «Блудный сын».
«...Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20-23.)
Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре - осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое...
Что он может сказать брату своему в оправдание?
Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно...
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души...
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат... Прости меня... Не я устроил этот пир... И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники... Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца...
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда...
Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха...
Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет... Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу...
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца...
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений...
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно...
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я?..
Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?..»

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем
(Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
«...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов » (Мф. 26, 26-28).
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели - восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «...огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море ». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло - Божественная Плоть Христова, второе крыло - Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя ».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия - это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», - и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей .
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше - не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам - в день их бракосочетания.

30. Что такое соборование?

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова - главы первой Иерусалимской Церкви:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.
В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.
Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:
«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?
Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:
«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина - это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа - Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17-18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение - оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее - из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное - из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

34. Что такое пост?

Пост - это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Преподобный Варсонуфий Великий говорит:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод . Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвы после вкушения пищи:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть - единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы - Каины, предатели Господа - Иуды, люди-звери - Нероны и другие?»
Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

В период испытаний человек стремится к Богу. Его душа просится в святое место – в церковь. Чтобы найти ответы на свои вопросы, найти умиротворение. Как в светских местах, так и в церковных, есть свои основные правила и дресс-код. Соблюдать их обязательно. В противном случае прихожане сделают вам замечание, т.к. неправильное поведение оскорбит их чувства. Да и ваше настроение испортится. Во время царского правления людей обучали, как вести себя в церкви правильно, сейчас приходится узнавать информацию самостоятельно.

Заранее подготовьтесь к походу в церковь:
  • Подберите подобающую одежду. Женщины надевают кофты с длинным рукавом, юбки ниже колена, желательно до пола. Голова обязательно прикрыта платком, палантином. Главное – спрятать волосы. Будьте максимально естественны. Не стоит наносить макияж, даже гигиенической помаде скажите “Нет”. Мужчины аналогично выбирают одежду, максимально закрывающую тело. Не рекомендуется надевать шорты, даже в жаркое время. Остановите свой выбор на одежде свободного кроя.
  • Если вы планируйте попасть на богослужение, заранее узнайте время начала службы. Обычно расписание висит на доске в притворе – месте, находящемся на уличной территории храма. Там же приобретите свечи. Церковь недоброжелательно относится к свечам, купленным в обычных магазинах. Приходите на богослужение заранее, минут за 15-20. Если вы все-таки опоздали, не заходите, т.к. вы помешаете молиться людям. Просто подождите окончания службы и поставьте свечу за здравие или за упокой.
Важно правильно креститься. Сложите вместе большой, указательный и средний палец правой руки. Это является символом Троицы. Безымянный палец и мизинец прижмите к ладони. Это знак единения мирского и святого во Христе. Начинайте описывать крест в воздухе: от головы до живота, от правого плеча к левому. Затем следует поклон. Желательно до пояса, если позволяет здоровье. Обязательно совершать данный ритуал:
  • 1 раз на улице перед входом в церковь;
  • 1 раз перед дверями в церковь;
  • 3 раза на пороге церкви;
  • 3 раза у главной иконы в центре, после прикоснитесь к ней губами;
  • 3 раза на выходе из церкви;
  • 1 раз возле иконы.
В церкви разрешается свободно передвигаться. Доступ закрыт к алтарю, начиная от возвышенной площадки, именуемой солеей. Только с благословения священника мужчинам разрешается ступать в это место. Соблюдайте тишину. Если есть необходимость заговорить, делайте это шепотом. Выключите мобильный телефон. Если вы пришли с детьми, заранее объясните им правила поведения. Если они забудутся и нарушат тишину, быстро выведите их. Свечи ставятся в церкви определенным образом:
  • Свечи ставьте перед иконой. Зажгите фитиль от любой горящей свечи, а потом слегка расплавьте нижний кончик вашей свечи. Чтобы она стояла прямо и устойчиво.
  • Если чужая свеча погасла, разрешено ее зажечь вновь. Тушить чужие свечки нельзя, свои допустимо.
  • Свечу за упокой поставьте на специально отведенный для этого подсвечник. У него квадратная форма и малое распятие.
Не бойтесь сделать что-то не так во время богослужения. Многие делают ритуалы интуитивно. Повторяйте за всеми движения. В особых случаях делается земной поклон. Для этого встаньте на колени и коснитесь лбом пола. Вы поймете, что момент настал, когда прихожане начнут опускаться вниз. Ничего страшного, если вы выпадете из общего ритма, погрузившись в свою молитву. Приготовьтесь долго стоять во время службы. Разрешается присесть на лавку немощным и пожилым людям, когда закрыты Царские врата – главные ворота алтаря.

Важно вести себя в церкви правильно. Это проявление уважения к окружающим, соблюдение традиций.

Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей. рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно. Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.

Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид. Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена. Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки. Остальные детали одеяния, аксессуары и дополнительные элементы гардероба не должны притягивать внимание окружающих и отвлекать от богослужения.

Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы. Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу. А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:

  • «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
  • «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
  • «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.

Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.

Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей

Как уже было сказано выше, в намоленном и святом месте имеются свои правила поведения. Недостаточно уметь грамотно войти в храм, нужно знать как правильно держать себя на богослужении.

  1. Прийти в церковь нужно заблаговременно, чтобы успеть поставить свечи, подать записки и приложиться к иконам до начала песнопений (в первую очередь целуют главную икону, которая находится напротив Царских врат).
  2. Прихожане должны держать себя тихо, скромно и благоговейно.
  3. Мысли должны быть направлены к Богу, следует отпустить всё земное и простить всё плохое.
  4. Строго запрещается разговаривать, а тем более смеяться и вести себя вызывающим образом. Грех стараться привлечь к себе внимание и нарушить строй песнопений.
  5. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
  6. Переходить с места на место, суетиться и создавать панику также запрещается.
  7. Присесть можно в случае недомогания. Если позволяют силы, лучше провести время на служении стоя. В то время как открыты Царские врата, стоять должны и больные, и немощные.
  8. Обязательно выключить сотовый телефон! А разрешение на видеосъёмку заранее испрашивается у настоятеля.

Правила действуют и для взрослых, и для маленьких детей. Если маме не удаётся внушить разбаловавшемуся ребёнку правила покорности и смирения, то следует вывести шалуна из храма, дабы не создавать неудобств для присутствия других прихожан. А лучше накануне провести беседу с малышом и объяснить всю важность достойного поведения в священных местах.

Нельзя забывать о том, что не стоит покидать храм до окончания службы. Это не просто дурной тон, это – пренебрежительное . Возможно, пришедшие на богослужение в первый раз или только начинающие посещать святые места не знают, как правильно заходить в церковь и остальных тонкостей и нюансов, но всегда можно обратиться за помощью к священнослужителям. При каждом храме организуют воскресные школы для детей и взрослых, где легко познаются азы православия. Также печатная литература всегда придёт на помощь в трудноразрешимой ситуации. В конце концов, не страшно обратиться за советом к старшему поколению. Главное, совершать всё с чистым открытым сердцем и искренней любовью к Господу нашему.

Православный храм - это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки о здравии и об упокоении, купить свечи, поставить их и не спеша, благоговейно приложиться к иконам, положить пожертвование на канун.

Перед входом в храм, и войдя в храм , нужно трижды перекреститься и поклониться, молясь: “Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя”, “Боже, милостив буди мне грешному”, “Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго”, “Вси святии, молите Бога о мне, грешном”.

Затем нужно поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое, - возвышении в центре храма перед Царскими вратами, к чтимому образу Божией Матери, иконе Спасителя.

Прикладываясь к иконам , следует сначала дважды с молитвой осенить себя крестным знамением с поклонами, потом поцеловать святой образ, а затем снова перекреститься и поклониться. Целовать следует изображение руки, край одежды Спасителя, Божией Матери или святого. Когда мы прикладываемся ко кресту, то целуем стопы Спасителя. На иконе усекновения главы св. Иоанна Крестителя целуем власы.

Осенять себя крестным знамением надо не спешно и благоговейно. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - на всенощной за елеопомазанием и после первого часа.

Проходя мимо Царских врат, надо остановиться, повернуться лицом ко Святому Престолу и перекреститься.

По древнему обычаю, в церкви положено мужчинам стоять на правой стороне, а женщинам на левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не занимает.

"Каждый брат, придя к церкви Божией, должен пред дверьми ее оградиться крестным знамением и положить поясной поклон, воздавая этим честь жилищу Божию, которое - церковь.

По входе в церковь каждый брат обязан встать посреди ее пред царскими вратами и положить три поясных поклона, а в Великий пост - три земных; потом, поклонившись на обе стороны предстоящему народу, становиться на свое место.

Церковь - земное небо. Стоящие в ней должны стоять с благоговением, чинно, подобно святым ангелам, иметь глаза опущенными к земле, на стены не облокачиваться, держать руки опущенными, не складывая их вместе, не отставлять ног, но стоять на обеих ногах равно.

Церковь - судилище Божие. Из нее можно выйти или оправданным, или осужденным, по свидетельству Святого Евангелия (Лк. 18, 14). И потому должно отправлять чтение и пение со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха и шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневав Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему [Лествица. Слово 28, гл. 3].

На народ, присутствующий при богослужении, не должно оглядываться. Должно всячески хранить зрение, как то отверстие в душу, через которое могут войти в нее заразительнейшие страсти [Преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик]" - пишет св. Игнатий (Брянчанинов).

Если вы опоздали к началу богослужения, то нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то это будет неуважением к святыне, помешает молиться другим и может стать причиной их греха осуждения. Поэтому надо постараться никому не помешать, вести себя тихо и благоговейно, найти себе место в храме и, встав пред Богом, присоединиться к общей молитве. Если вы увидели знакомых, то поздоровайтесь с ними молчаливым поклоном.

Креститься во время богослужения принято при славословиях Святой Троице и Иисусу Христу, а во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, а при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься во время каждения не следует. Склонять голову принято и в те моменты, когда открывают или закрывают царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием, а также после слов «Главы ваши Господеви преклоните».

Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») в момент выноса их из алтаря (перед причастием) нужно совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны делать не положено, не совершают их и после причастия (до самого вечера). В эти дни делаем поясные поклоны.

Нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до "Отче наш").
Молиться в храме положено стоя, но по причине немощи, болезни, или сильного утомления можно и посидеть. Святитель Филарет (Дроздов) сказал по этому поводу: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах". Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.

Если Вы пришли в храм с детьми , то надо следить, чтобы они вели себя скромно и тихо. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

В какой одежде ходить в храм?


Когда мы идем в гости, то заранее думаем о том, как и во что одеться, какую сделать прическу, чтобы выглядеть прилично перед людьми. Тем более, когда мы идем в храм Божий, нам надо позаботиться об этом.

Одежда должна быть скромной, не броской, не обтягивающей, чтобы не отвлекать взоры молящихся. Полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Женщины покрывают голову платком или другим головным убором. Платок это знак скромности. Апостол Павел говорил, что покрытая голова у женщины - это знак для ангелов. Дорогое и роскошное платье неуместно будет в храме так же, как и неприкрытые голые плечи и руки, косметика, особенно помада на губах, и украшения. Так же неуместны будут короткие юбки и брюки.

Аромат модных духов и одеколона лучше оставить для других случаев жизни. Вообще надо сделать все так, чтобы ничем не привлекать к себе внимания.

Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Согласно древней традиции христиане и по сей день возжигают восковые свечи пред святыми иконами. Такие свечи продаются в Церкви. Горящая свеча - символ нашего молитвенного горения пред Господом, его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божьими. Так же это и наша жертва на храм. Поэтому свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли.

Если вы материально стеснены, то, не смущаясь, попросите дать вам свечу, просфору или заказать молебен, совершить таинство крещения без оплаты. Поверьте, в церкви всегда с пониманием пойдут вам навстречу и продавец свечей, и священнослужитель. Так что не следует бояться идти в церковь без денег.

По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
Выходя из храма, следует трижды перекреститься и поклониться.