Есть ли в христианстве святая марта. Святая марфа икона и молитва. Чудотворная молитва Марфе Царицынской

Святые Марфа и Мария близки сердцу каждого православного человека. Образ деятельной и созерцательной жизни, так ярко представленный в Евангелии от Иоанна, всегда живо предстаёт нашему мысленному оку. К сожалению, среди тех житий, которые Русская Православная Церковь унаследовала от Церкви Греческой, нет жития святой Марфы. Не сохранила его и восточная традиция . Однако Бог, прославляющий Своих святых, не допустил, чтобы сведения о жизни праведной Марфы исчезли бесследно.

Господни Апостолы, исходившие своими ногами всю вселенную, чтобы всем донести свет Христовой истины, много потрудились не только на Востоке, но и на Западе. Святые апостолы Пётр и Павел проповедовали в Риме и даже - согласно церковному преданию - дошли до пределов земли: Испании и Британии. Вся Западная Европа, более тысячи лет находившаяся в единстве со Вселенской Церковью, наполнена христианскими святынями. Именно на христианском Западе Божественному Провидению было угодно сохранить житиё святой праведной Марфы.

История жития

Предание сообщает, что первое житиё праведной Марфы составила её келейница Марцилла . В V в. житиё было записано ещё раз. Эту рукопись бережно хранили, по крайней мере, до IX в.: о ней упоминает Рабан Мавр . Сокращённый вариант жития сохранился в сочинении Иакова Ворагинского “Золотая Легенда”, написанном в середине XIII в. Представить это житиё православному читателю, познакомить его с обстоятельствами святой жизни праведной Марфы - главная цель перевода.

Иаков Ворагинский, религиозный писатель XIII века

Иаков Ворагинский родился в 1228 г. в Вараццо, прибрежном городке возле Генуи. Отсюда он и получил свое латинское имя . Монах ордена доминиканцев, в 1292 г. он стал епископом Генуи. Ему удалось примирить враждующие партии гибеллинов в гвельфов. Он заботился о бедняках: как передают исторические хроники Генуи, за шесть лет епископства Иакова город был переполнен его милосердием. Умер 13 июля 1298 г.; в 1645 г. жители города Вараццо избрали Иакова Ворагинского небесным покровителем своего города. В 1816 г. папа Пий VII (1800–1823) ратифицировал его культ.

Золотая Легенда

Сочинения Иакова Ворагинского многочисленны и до XV в. пользовались огромной известностью. Он перевёл на итальянский язык Священное Писание и творения блаженного Августина. Сохранились сборники его проповедей (более 300), а также история Ломбардии, описывающая церковные и гражданские события времени до 1296 г. Но подлинную славу Иакову Ворагинскому принесла его знаменитая книга “Золотая Легенда” (Legenda Aurea). Она представляет собою сборник, состоящий из небольших глав, в которых даются описания житий святых и объяснения церковных праздников и постов .

Основная часть “Золотой Легенды” была написана к 1255 г., когда автору было 27 лет. Вплоть до своей кончины в 1298 г. Иаков Ворагинский дополнял и редактировал сборник. Рукопись сразу же завоевала огромную популярность. Почти все библиотеки Европы до сих пор обладают копиями “Золотой Легенды”, многие из которых богато иллюстрированы и являются подлинными шедеврами искусства. Первое печатное издание на латыни появилось в 1470 г. в Базеле. К 1500 г. были изданы 74 латинских издания, 3 английских, 5 французских, 8 итальянских, 14 нижненемецких и 3 чешских перевода.

Кроме Священного Писания, возможно, ни одна другая книга не имела в Европе такого глубокого и благотворного действия, являясь неисчерпаемым источником идеала для христианства. Делая истины христианства привлекательнее и ближе, Иаков Ворагинский дал возможность огню веры с новой силой разгореться в душах людей. После появления его книги в нефах церквей сразу же стали освящать новые алтари в честь святых. Каменотёсы высекали в портиках соборов эпизоды из житий святых, а художники и мастера витражного искусства изображали их на стенах или в окнах. От фресок Делла Франчески до больших картин Рубенса, живописцы и художники почти буквально следуют тексту “Золотой Легенды”. “Жития святых” стали основанием для многих мартирологов Средневековья и религиозных поэм более поздних времён.

Век Ренессанса не принёс “Золотой Легенде” ничего доброго. Развернув кампанию борьбы со всем церковным, религиозные писатели Возрождения от Вивье до Лонуа старались высмеять сочинение Иакова Ворагинского. Не давая себе труд вникнуть в смысл повествования, они называли “Золотую Легенду” сделанной из железа и свинца. Протестанты и кальвинисты отвергали чудеса и не могли вынести ни чуда святого Георгия о змие, ни повествования о жизни святого Антония Великого, ни чудес святой великомученицы Екатерины. Выискивая подлинные, а большей частью кажущиеся противоречия, Вивье, Лонуа и им подобные фактически предлагали выбор в пользу атеизма, насаждая в душах людей неверие во всемогущество Божие. Конечно, в “Золотой Легенде” есть достаточно мест, которые не освещены в других дошедших до нас источниках, мест, где смешаны имена и запутана хронология. Но и сам автор не случайно указывал на маловероятность некоторых повествований и пытался по возможности их разъяснить.

В XIX в. научная среда Запада осознала, что отрицание церковного наследия есть тупиковый путь. В связи с развитием библейской и церковной археологии авторитет церковных свидетельств истории возрос. Новая наука - агиология - получила своё место среди исторических дисциплин. И интерес к “Зо­лотой Легенде” пробудился вновь, что вызвало серию новых изданий на нескольких европейских языках.

К XIII веку на Западе существовало несколько сборников жизнеописаний святых. Цитаты из этих сборников постоянно встречаются на страницах “Золотой Легенды”. Иаков Ворагинский прямо заимствует некоторые жития из “Жизни отцов-пустынников Востока” пресвитера Руфина. Его сочинение является компиляцией в том хорошем смысле, который сегодня несколько забыт. Подобно работе других агиографов, Legenda Aurea Иакова Ворагинского - это творческая переработка накопленного агиографического материала. Не только само содержание некоторых эпизодов, но и стиль повествования позволяет проследить явное сходство “Легенды” с древними памятниками христианской письменности. Всё это позволяет отнестись к агиографическим сведениям, доставляемым “Золотой Легендой”, всерьёз.

Текст жития

Для перевода на русский язык был взят латинский текст жития святой Марфы из современного критического издания “Золотой Легенды” . Авторы этого издания изучили 70 наиболее древних кодексов и - как настаивают итальянские учёные - представили тот вариант рукописи, который лёг в основу народной редакции Золотой Легенды.

Трудности перевода

Житиё святой Марфы - это средневековая латынь; здесь сказывается отсутствие необходимой литературы на русском языке . Выбирая стиль перевода, следовало учитывать, что переводимый текст принадлежит к жанру житийной литературы и потому должен опираться на соответствующую русскую церковную традицию. Она наиболее полно выражена в “Житиях святых” святителя Димитрия Ростовского, до сих пор являющихся самым популярным чтением среди православных христиан России. “Жития” святителя Димитрия, испытав редакторскую правку в начале XX столетия, стали с точки зрения языка более близки к современным языковым нормам. В то же время житиё святой Марфы - часть средневекового католического сборника. С целью отразить особенности западной традиции, но и не сделать перевод слишком “иностранным”, названия городов даются в современном произношении (Марсель, Экс, Авиньон, Периго, Рона), а некоторые специфические средневековые термины (лауды, оффиций) оставлены без перевода.

В западной литературе принято называть святых только по имени: “Павел пишет”, “Иероним вспоминает”, “Амвросий говорит” и т. п. Такая “непосредственность” задевает благочестивый слух православного христианина, поэтому ради почтения к памяти святых, их имена в переводе снабжены соответствующими эпитетами: святой, блаженный, святитель. При передаче имён выбор был сделан в пользу русской агиографической традиции.

Почитание праведной Марфы долгое время совершалось только в Тарасконе. Составление комментариев исторического характера потребовало знания местных преданий, сведения о которых приходилось искать на франкоязычных сайтах. Кроме классического латино-русского словаря И. Х. Дворецкого был использован латино-французский словарь средневековых авторов А. Блеза, латино-галльский словарь XVI в. Р. Стефана (R. Es­­tienne), а также Оксфордский словарь средневековой латыни . Текст сверялся с французским и английским переводами “Зо­лотой Легенды” .

Святая Марфа, служительница Христова

Марфа, служительница Христова, происходила от отца Сируса и матери Евхарии , которые по происхождению были царского рода. Её отец был правителем Сирии и многих приморских областей. Марфа и её сестра с материнской стороны владели по наследству тремя городами: Магдалой, Вифанией и частью Иерусалима . Никогда она не была замужем и не вступала в незаконное сожительство. Благородная служительница прислуживала Господу и желала, чтобы и её сестра также служила Ему, потому что ей казалось, что для исполнения такого служения не хватит и всего мира (Лк 10:38–42).

После Вознесения Господа, когда ученики Его рассеялись (Деян 8:1), Марфа со своим братом Лазарем и сестрой Марией Магдалиной, а также праведный Максимин, который их крестил и которому Святой Дух поручил их, и многие другие христиане были брошены неверующими в утлое судёнышко без вёсел, парусов и руля, лишённые какой бы то ни было пищи.

Водимые Господом, они достигли Марселя . Наконец, они вступили в область Экса и обратили к истинной вере живший там народ. А святая Марфа была сильна в слове и все её любили.

* * *

В то время был на реке Роне в лесу между Арлем и Авиньоном один дракон, наполовину животное, наполовину рыба, больше быка и длиннее лошади, с зубами острыми, как мечи, и со всех сторон покрытый чешуей. Скрываясь в воде, он убивал всех прохожих и топил суда . Он пришёл по морю из Галатии Асийской, порождённый Левиафаном , ужасным водным змием, и Онагром, чудовищем, появившимся в Галатийской стране. В своих преследователей он, словно дротики, извергал свои нечистоты на пространстве в один югер , и всё, к чему бы ни прикасался, выжигал, словно огонь.

Марфа, умоляемая народом, отправилась к нему и нашла его в лесу пожирающим какого-то человека. Она окропила его святой водой и осенила своим крестом. Мгновенно побеждённый и ставший подобно овце, он был связан святой Марфой её собственным поясом и сразу же был забит народом камнями и кольями .

Жители называли чудовище Тараском, откуда в память о нём место стало называться Тараскон, а раньше называлось Нерлюк, что означает Чёрное озеро, ибо до того времени там была лесная темень и мрак .

Тогда праведная Марфа, с разрешения Максимина, духовного наставника её и её сестры, осталась там и посвятила себя непрестанной молитве и посту. Вскоре на том месте собралась большая община сестёр и был построен огромный храм-бази­лика в честь Святой Приснодевы Марии. А святая Марфа проводила там жизнь весьма суровую: мяса, яиц, сыра, вина и всего утучняющего избегая, она вкушала пищу только один раз в день и совершала сто коленопреклонений днём и сто коленопреклонений ночью.

* * *

В то время, когда святая Марфа проповедовала возле Авиньона между городом и рекой Роной, некий юноша, оказавшийся на другом берегу, захотел слышать её проповедь. Не имея лодки, он решился плыть сам, но, погрузившись в поток, был подхвачен быстрым течением и сразу же захлебнулся . Его тело с трудом нашли через двое суток и положили к ногам святой Марфы, чтобы она воскресила его. И святая Марфа, простёршись на земле крестообразно, молилась так: Боже Господи Иисусе Христе, Который некогда воскресил моего брата, любимого Тобою, призри на меня, Твою верную служительницу, и ради веры тех, кто меня окружает, воскреси этого несчастного ! . И святая Марфа взяла юношу за руку, а он тотчас же поднялся живым и принял святое Крещение.

Евсевий Кесарийский в пятой книге Церковной истории вспоминает, что кровоточивая жена, после того как была исцелена, в своём доме или саду сделала статую, изображающую Христа в красивой одежде с бахромой, как Сам Он выглядел, и это изображение весьма много почитали . Возле статуи растёт трава, и кто, не имея никаких добродетелей, прикасается к краю одежды, столько добродетелей получает, что исцелялось множество расслабленных. Как говорит святитель Амвросий , эта вот кровоточивая, которую исцелил Господь, и была Марфа. Об этом пишет и блаженный Иероним в своей Истории в трёх частях , что Юлиан-отступник похитил изображение, которое сделала кровоточивая, а на том месте поместил своё, которое было разбито ударом молнии . Господь открыл святой Марфе время её кончины за год. Лихорадка, которой она страдала весь тот год, оставила её за неделю до смерти , и она услышала пение хора ангелов, переносивших на небо душу её сестры Марии. И как только братья и сёстры монастыря скоро собрались, она сказала им: Мои любезные и сладчайшие воспитанники! Прошу, поздравьте меня, потому что я вижу сонм ангелов, относящий душу моей сестры на обещанное седалище. О прекраснейшая моя и возлюбленная сестра, живи с твоим Учителем и послужи мне у престола славы! Затем праведная Марфа, предчувствуя свою близкую кончину, просила своих ближних, чтобы вокруг неё зажгли светильники и бодрствовали до конца. В полночь, когда окружавших её охватила тяжёлая дремота, внезапно ворвался сильный порыв ветра и погасил все светильники. Тут святая, увидев толпу тёмных духов, стала молиться: Отче мой Боже , меня, Твою усердную служительницу, обступают лукавые демоны, желающие поглотить меня, и держат хартии грехов, которые я соделала! Боже, не отступи от меня, но приди мне на помощь! И вот, она видит идущую к ней свою сестру Марию, которая, держа в руке факел, вновь зажгла свечи и лампады. И в то время, как две сестры стали вместе призывать спасительное имя Иисуса, явился Сам Христос и сказал: Прииди, возлюбленная Моя служительница, и там, где Сам Я есмь, пребудь и ты со Мною. Ты приняла Меня в своём доме, а Я принимаю тебя к Себе на небо, и ради твоей любви услышу молитвы тех, кто тебя призовёт .

Когда же приблизился час, святая Марфа попросила окружавших её вынести себя наружу, чтобы она могла видеть небо. Она велела положить себя на землю в прах и поставить перед собою крест, и молилась такими словами: Господи, меня, Твою верную служительницу, сохрани, и как Ты почёл достойным всегда пребывать со мной в моём служении, так и меня прими в Твои небесные обители! И просила также, чтобы читали перед нею страдания Спасителя из книги евангелиста Луки, и когда произнесли: Отче! в руки Твои предаю дух Мой! (Лк 23:46), - и она сама испустила дух.

* * *

На следующий день, который был воскресным , когда у её тела совершались лауды , около третьего часа в Периго святой Фронтон совершал торжественную литургию. Когда после чтения Апостола он задремал на своей кафедре, ему явился Господь и сказал: Возлюбленный Мой Фронтон, если ты желаешь исполнить то, что обещал некогда нашей служительнице, востань скоро и следуй за Мной . И тотчас, чтобы повеленное исполнилось, оба очутились в Тарасконе и, воспевая псалмы, в то время как другие отвечали, совершили вместе над телом святой Марфы весь оффиций, и своими руками положили тело святой в гробницу . В это время в Периго закончили петь стих после Апостола, и диакон, желая взять благословение на чтение Евангелия, разбудил епископа. Святой Фронтон, с трудом пробудившись, сказал: “Братья мои, зачем вы разбудили меня? Ведь Господь Иисус Христос привёл меня к телу Его служительницы Марфы и мы вместе предали её погребению. А теперь скорее отправьте туда гонцов, ибо мы оставили в ризнице наш золотой перстень и серые перчатки , когда готовились к погребению тела, и я их по забывчивости там оставил, потому что вы слишком быстро разбудили меня”. Гонцы отправились и нашли то, о чём говорил епископ. Они доставили перстень и одну перчатку, а вторую оставили как свидетельство о чуде. А святой Фронтон добавил, сказав: “Когда мы после погребения вышли из церкви, некий брат, сведущий в Священном Писании, последовал за нами и спросил Господа, какое имя Он носит. Господь же, ничего ему не ответив, протянул ему книгу, которую держал открытой в руках. Там был написан только следующий стих: В память вечную будет праведная служительница Моя, от слуха злого не убоится в последний ден ь . А когда брат вновь открыл книгу, то эту надпись содержали все листы”.

* * *

Когда же от мощей святой Марфы совершалось множество чудес, Хлодвиг , ставший христианским королём франков и получивший крещение от святого Ремигия , страдал от тяжёлой болезни почек. Придя к её гробнице, он получил совершенное исцеление. По этой причине он отдал той церкви землю, деревни и замки в области трёх миль по обоим берегам Роны и освободил их от податей.

А Марцилла, келейница святой Марфы, написавшая для нас её житиё, впоследствии отправилась в Славонию и там проповедала Евангелие Христово. Она упокоилась в мире спустя десять лет после кончины святой Марфы.

* * *

Житие святой праведной Марфы:
анализ содержания

Структура жития

Предисловие

o Происхождение святой Марфы

o Изгнание из Иерусалима

o

Жизнь святой Марфы в Галлии

o Чудо святой Марфы о Тараске

o

o

o

o Болезнь Святой и явление Марии Магдалины

o Кончина святой Марфы

o

o Исцеление Хлодвига

o История написания жития

Первые два фрагмента Предисловия построены в основном на Евангельском материале и позволяют соотнести повествование жития с событиями, описанными в Евангелиях и в книге Деяний апостольских. Третий фрагмент переносит читателя в Галлию - место непосредственной проповеди святой. Основная часть жития, повествующая нам о жизни праведной Марфы в Галлии, разрывается исторической вставкой, отсылающей к церковным историкам и святым Отцам. Несколько выделяется и рассказ о погребении Христовой служительницы святым епископом Фронтоном. Эпилог содержит прибавление, внесённое в житиё не ранее VI века, и заканчивается историей написания жития святой Марфы, вновь возвращающей нас к временам апостольских путешествий.

Можно попытаться выделить хронологические слои жития. В первую очередь обращает внимание смысловое и стилистическое единство следующих фрагментов:

o Происхождение святой Марфы

o Изгнание из Иерусалима

o Прибытие святой Марфы в Марсель

o Чудо святой Марфы о Тараске

o Организация монашеской общины

o Проповедь на берегах Роны и воскрешение юноши

o Болезнь святой и явление Марии Магдалины

o Кончина святой Марфы

Эти фрагменты жития объединяет стиль повествования, сближающийся с простотой Евангельских рассказов и со стилем апостольских житий. В них использована самая употребительная лексика. Предложения здесь небольшие по размеру и построены однотипно. Возможно, это самая древняя часть жития, которую составила келейница святой Марфы Марцилла перед тем, как отправиться в Славонию.

Еще два фрагмента - Богослужение в Периго и погребение святой Марфы и История написания жития - были написаны вскоре после кончины праведной служительницы Христовой. Рассказ о богослужении в Периго выполнен сложноподчинёнными предложениями, в лексике содержатся специальные литургические термины. Прибавление о Марцилле, хотя и соответствует стилю древней части жития, однако, как это следует из содержания самого прибавления, было сделано по крайней мере через десять лет после кончины святой.

Еще один фрагмент - Исцеление Хлодвига - был написан не ранее VI века. Существовавший монастырь не мог не отметить в своих записях ни исцеления знаменитого франкского короля, ни тех льгот, которые Хлодвиг даровал общине, собранной святой Марфой. Кроме того, этот фрагмент как бы восполняет форму жития: рассказ служит наглядным примером святости праведной Марфы и свидетельствует об исполнении обещания, данного Спасителем Своей верной служительнице: король, с верой призвавший святую Марфу, получил исцеление.

Наконец, последний фрагмент жития - Церковные писатели о святой Марфе - требует внимательного рассмотрения. Если три указанных выше фрагмента помещаются в конце главного повествования и являются логическим завершением жития (Бо­го­служение в Периго дополняет рассказ о кончине святой Марфы, Исцеление Хлодвига свидетельствует о благодатной помощи святой, а рассказ о составительнице жития естественным образом оканчивает повествование), то ссылка на церковно-исто­рические труды прерывает плавное течение основной части жития. Большая часть рассматриваемого фрагмента - прямые цитаты из Евсевия Кесарийского и Кассиодора, “Церковная история” которого ошибочно приписана блаженному Иерониму. Пожалуй, только слова святителя Амвросия Медиоланского имеют непосредственное отношение к житию: он прямо называет кровоточивую жену Марфой. На основании вышесказанного вполне допустимым будет предположение, что именно этот фрагмент жития принадлежит руке Иакова Ворагинского, который писал пояснения, чтобы облегчить народу понимание жития . И возможно, что фрагмент, дающий ссылки на церковных историков, и есть то новое, что внёс в традиционный текст жития Иаков Ворагинский.

На основании проделанного анализа можно отметить, что житиё содержит древнюю часть, близкую по стилю к текстам первых веков христианства и восходящую к современнику святой Марфы. С другой стороны, житиё из “Золотой Легенды” содержит последующие дополнения, свидетельствующие о непрерывности агиографической традиции. Наконец, один из фрагментов жития принадлежит, вероятнее всего, руке Иакова Ворагинского, автора “Золотой Легенды”.

Хронология жития святой праведной Марфы

Анализируя житиё святой Марфы, необходимо затронуть вопрос хронологии представленных в нём событий. Как всякое житиё, житиё праведной Марфы, служительницы Христовой, представляет нам эпизод церковной истории. Но история не обходится без хронологии. Занимая одно из первых мест среди вспомогательных исторических дисциплин, хронология позволяет не только определить место того или иного события в историческом контексте, но и помогает оценить степень достоверности того или иного повествования.

Согласно житию, представленному в “Золотой Легенде”, праведный Лазарь и две его сестры были изгнаны из Иерусалима вскоре после Вознесения. Время этого изгнания с большой долей вероятности можно приурочить к первому гонению на Церковь после кончины архидиакона Стефана, то есть к 34 г. по Р. Х. .

Путешествие на лодке от Иерусалима до Марселя, описанное в житии, на первый взгляд выглядит легендарно: расстояние очень велико. Гораздо более правдоподобно воспринимается восточное предание о том, что святой Лазарь, изгнанный иудеями из Иерусалима сразу после убиения архидиакона Стефана, пристал к острову Кипр, где и остался епископом . Впрочем, тогда Кипр уже с 34 г. должен был услышать проповедь о Христе, что трудно согласуется с книгой Деяний (Деян 13:4–6). Не исключено, что праведный Лазарь оказался именно в Марселе, откуда он вернулся на Восток и затем оказался на Кипре в промежуток времени от 34 до 45 г., что очень вероятно . С другой стороны, в те времена корабль мог делать около 200 км в сутки . От Иерусалима до Марселя при плавании вдоль берега расстояние не более 6000 км. При указанной скорости плавание займёт около 30 суток, немного меньше продолжительности поста (Мф 4:2). Житиё подчёркивает, что лодка была водима Господом, а для Творца всего сущего возможно и мгновенно перенести человека в любое место (Дан 14:33–39, Деян 8:39–40).

Житиё святой Марфы повествует о том, что в Марсель приплыла и Мария Магдалина . Сопоставление с немногими сведениями о жизни Марии Магдалины, которые у нас есть, приводит к неожиданным результатам. Восточная агиографическая традиция оставляет временной пропуск: после повествования о явлении воскресшего Христа Марии Магдалине её житие переносит нас в Рим, где она преподносит императору Тиберию (14–37) пасхальное яйцо со словами: “Христос воскресе!”. Затем, согласно восточной традиции, Мария Магдалина отправилась в Ефес, где разделяла проповеднические труды с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Там же она и отошла ко Господу . Церковное предание связывает осуждение Понтия Пилата именно с проповедью Марии Магдалины. Пилат был вызван в Рим в 36 г. . Значит, равноапостольная Мария Магдалина прибыла в Рим не позднее 36 г. Эта дата вполне укладывается в хронологические рамки жития праведной Марфы: путь из Марселя в Рим (около 900 км) вполне можно пройти за два года. Всё же отметим, что восточное предание иное: Мария Маг­далина решила отправиться к императору Тиберию прямо из Палестины. Она взяла камень, которым был привален гроб Господень, и чудесным образом приплыла на нём по морю в Ефес. Оставив камень в этом городе, она уже естественным путём достигла Рима .

Ещё один штрих в хронологию жития вносит упоминание о святом Фронтоне. О нём кратко упоминается в житии святых Фронтасия, Северина, Севериана и Силана . Они пострадали при императоре Клавдии (41–54). Житиё этих святых говорит о святом Фронтоне уже как о епископе святой жизни. Как известно, Клавдий изгнал иудеев из Рима в 50 г. в связи с распространением христианства . Возможно, это изгнание послужило поводом очередного гонения на христиан, и мученики пострадали между 50 и 54 годами. К этому времени и следует отнести епископство святого Фронтона.

Житиё не сообщает ни точного времени рождения, ни точного времени кончины праведной Марфы. Можно оценить эти даты, пользуясь некоторыми рассуждениями. Жёны-мироноси­цы, вероятно, были одного возраста с Апостолами. В таком случае, святая Марфа во время проповеди Спасителя была в возрасте около 20 лет и родилась, соответственно, не ранее 10 г. по Р. Х. . Обстановка кончины святой, описанная в житии, говорит нам, что праведная служительница Христова достигла преклонного возраста. Хотя болезнь, терзавшая её целый год, прошла, святая Марфа просит вынести себя на воздух, так как не в силах ходить. К ней стекаются братья и сёстры монастыря, которых она называет своими воспитанниками. Наконец, она повелевает чтецу, что именно читать из Евангелия. Несомненно, перед нами - кончина святой игуменьи монастыря, достигшей блаженной старости. Рабан Мавр свидетельствует, что святая Марфа окончила свою земную жизнь в возрасте 65 лет . Не имея других сведений для более точного установления искомой даты, можно твёрдо полагать, что кончина праведной Марфы последовала в конце I века по Р. Х. .

Точное определение хронологии событий, описанных в житии святой Марфы, требует дальнейших исследований и сопоставлений с другими историческими и агиографическими материалами. Представляя краткую хронологию событий, отметим, что она хорошо согласуется с историей Апостольской Церкви:

рождение святой Марфы после 10 г. по Р. Х.

прибытие в Марсель около 34 г. по Р. Х.

знакомство со св. Фронтоном середина 50-х гг. по Р. Х.

блаженная кончина святой Марфы конец I века по Р. Х.

Историческая судьба мощей
святой праведной Марфы, сестры Лазаря

Хотя древняя церковь и не сохранилась, однако существование церкви в Тарасконе подтверждается неоспоримыми свидетельствами. До наших дней уцелел каменный саркофаг V в., в котором и теперь лежат мощи святой праведной Марфы. В X веке в городе находились храм и приорат, подчинённый капитулу кафедрального собора в Авиньоне. В XI столетии Тараскон стал важным портовым городом на реке Роне, так что его называли часовней святителя Николая, по имени небесного покровителя моряков. Святое место становится знаменитым с XII века: в 1187 г. совершилось обретение мощей праведной Марфы. В 1197 г. новая церковь стала служить кровом для гробницы святой.

В 1469 г. король Рене установил в честь чуда святой Марфы два торжественных крестных хода, которые совершались при звуках барабанов, труб и флейт, один - во второе воскресенье после Пасхи, а другой - 29 июля, в день памяти святой Марфы. Церковь была вновь перестроена и, за исключением некоторых изменений, сохранила свой облик до настоящего времени. В 1482 г. Людовик XI даровал церкви статус собора и в придачу к имеющимся землям подарил местность вокруг Тараскона. В XVI веке была сделана новая каменная гробница святой Марфы. В 1653 г. её заменили гробницей генуэзской работы в стиле барокко. Она покрывает первоначальную гробницу - христианский саркофаг V в. Кровавая революция 1790 г. изгнала капитул святой Марфы. В результате бесчинств революционных лет исчезли золотая рака святой Марфы и серебряный ковчег, где хранились её руки. Однако мощи, оставшиеся в гробнице, были сохранены и торжественно открыты в 1805 г. Вторая мировая война также оставила свой печальный след на соборе святой Марфы: в результате бомбёжек 1944 г. церковь была сильно повреждена, а восьмигранная колокольня XV века совершенно разрушена. Торжественные шествия в честь победы святой Марфы над страшным драконом проводятся до сих пор. Однако они потеряли церковный характер и представляют собой только фольклорный праздник под названием F˜tes de la Tarasque .

Евангельские персоналии в житии святой Марфы

Житиё, написанное Иаковом Ворагинским, отождествляет святую праведную Марфу Вифанскую, сестру Лазаря, и евангельскую кровоточивую жену, исцелённую Спасителем (Мф 9:20–22; Мк 5:25–34; Лк 8:43–48). В подкрепление такому толкованию автор “Золотой Легенды” приводит слова Евсевия Кесарийского и святителя Амвросия Медиоланского. Но отец церковной истории не называет её имени . Более того, он говорит, что кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой и жила там долгое время. Это не согласуется с повествованием жития. Возможно, здесь мы видим своеобразное - уже римо-католическое - восприятие церковного предания. Другим аргументом Иакову Ворагинскому служат слова святителя Амвросия Медиоланского: “Христос Господь <…> иссушил у Марфы обильные потоки крови” (Christus Dominus noster <…> largum sanguinis fluxum siccat in Martha) . К сожалению, классические толкования не проясняют, кто была кровоточивая жена, исцелённая Спасителем. Об этом не имеется сведений и в триодных синаксарях, посвящённых жёнам-мироносицам. Епископ Михаил (Лузин) вообще считает, что имя кровоточивой - Вероника . Конечно, чтобы решить этот вопрос, необходимо тщательное исследование. Отметим только, что свидетельство Амвросия Медиоланского есть свидетельство святого Отца, и требует к себе соответствующего отношения.

В житии святой Марфы её сестра с материнской стороны Мария и Мария Магдалина считаются за одно лицо. Решение этого вопроса на современном научном уровне - дело большой сложности. Здесь мы представим только традицию, на которую опирается Иаков Ворагинский, и традицию, сложившуюся на Востоке.

Тертуллиан (†211) и святитель Амвросий Медиоланский (†397) признавали жену-грешницу и сестру Лазаря за одно лицо. Этого мнения придерживались блаженный Августин (†430) и святитель Григорий Двоеслов (†604) . Иаков Ворагинский, таким образом, следовал твёрдо сложившейся западной традиции, которая отличается от восточной .

Ориген (†254), святитель Иоанн Златоуст (†407), блаженный Феофилакт Болгарский (†1095) и архиепископ Симеон Солунский (XV в.) считали, что в Евангелиях упоминаются три различные жены . Греческие прологи ясно различают Марию, сестру Лазаря, и Марию Магдалину . Им следуют триодные синаксари . Восточную традицию обобщает святитель Димитрий Ростовский (†1709) . Современная церковная традиция отличает Марию, сестру Лазаря от равноапостольной Марии Магдалины.

Итак, восточная традиция твёрдо говорит, что равноапостольная Мария Магдалина не была сестрой Лазаря. Однако полностью проигнорировать западную традицию не представляется возможным: Тертуллиан - учитель Церкви; святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов - святые Отцы, их авторитет значим и для Востока. Возможно, разрешить проблему поможет краткое высказывание святителя Амвросия Медиоланского. В толковании на Евангелие от Луки (Лк 24:1–4) он пишет:

Не знала одна Мария Магдалина, из Евангелия от Иоанна (Ин 20:15); знала другая Мария Магдалина, из Евангелия от Матфея (Мф 28:9); действительно, она не могла одновременно прежде знать, а после не знать. Итак, если есть несколько Марий, возможно, есть и несколько Магдалин, поскольку одно есть имя лица, а другое - мест.

Таким образом, согласно толкованию святителя Амвросия, было две Марии Магдалины. Действительно, совпадение имён ещё не означает совпадения лиц. В качестве аналогичного примера можно привести двух Симонов - прокажённого и фарисея . Возможно, что именно на этом пути и лежит разгадка несовпадения двух традиций.

Чудо святой Марфы о Тараске

В житии святой Марфы читателя поражает описание победы благодати Христовой над исчадием ада. Описание страшного чудовища выглядит слишком “легендарным”. Однако история знает много подобных случаев. Средневековые хроники сообщают, что в Европе такие существа водились во множестве: города Мадрид, Барселона и даже Рим страдали от них . Все они назывались тарасками. Кто не знает чудовище из озера Лох-Несс в Англии? В Венеции печально знаменит канал Орфано. В Тонкинском заливе Северного Вьетнама водится дракон, вариант лохнесского чудовища. Удивительно, но вьетнамцы называют его “тараске”. В Швеции с 1635 г. известен так называемый “монстр из Стуршена”. В 1985 г. местные власти внесли чудовище в список охраняемых животных.

Скептики могут, пожалуй, приписать и эти свидетельства к разряду сказок или мифов. Но человек вдумчивый вспомнит представления палеонтологии о вымерших динозаврах - страш­ных рептилиях, буквально начинённых зубами, рогами, клыками и другими орудиями убийства. Для примера возьмём описание стегозавра, рептилии, жившей в конце юрского периода. Это чудовище 6–9 метров в длину и 2,5–5 метров в высоту, весом около 5 тонн. Полная острых зубов пасть, мощные когтистые лапы, длинный хвост с шипами, спина, покрытая твёрдыми чешуйчатыми пластинами и поверх неё гребень из двух рядов ромбообразных пластин. Описание его даже более “леген­дарное”, чем в житии святой Марфы .

В Тарасконе с 1474 года ежегодно проводится крестный ход в память избавления от ужасного зверя: народ во главе с духовенством, с хоругвями и иконами, ведёт куклу, изображающую покорённого Тараска. Средневековые изображения, сделанные задолго до открытий палеонтологов, доносят до нас внешний вид монстра: он поразительно схож с изображением стегозавра, реконструированного палеонтологами . Конечно, стегозавр был травоядным. Но кто не знает, что свинья может напасть на маленького ребёнка? А сколько человеческих жертв уносят совершенно травоядные слоны? Бык или корова, если их раздразнить, могут убить человека. Что же произойдёт, если ярость охватит такую огромную и “тупую” (по оценкам учёных, её головной мозг размером с грецкий орех) рептилию, как стегозавр?

Конечно, можно сказать, что динозавры вымерли много миллионов лет назад. Но кистепёрая рыба латимерия дожила до современности вопреки представлениям учёных. Живёт до сих пор гигантский варан с острова Комодо. Новозеландская ящерица гаттерия, появившаяся на свет 135 млн лет назад (по научной хронологии), здравствует и поныне. Ещё в 1860-х годах на Мадагаскаре жили ископаемые птицы - эпиорнисы. Сколько ни смеялись люди с неглубоким умом и слабым воображением над рассказами местных жителей, однако именно благодаря им были открыты карликовый бегемот и королевский гепард. Многие учёные считают, что динозавры вполне могли сохраниться в укромных уголках нашей планеты: непроходимых дебрях Амазонки, джунглях бассейна реки Конго, труднодоступных горных массивах .

Следует отметить, что рассказы о подобных страшилищах уходят далеко вглубь веков. Это и древнерусские былины о Змее Горыныче, и восточные сказки о драконах, и греческие мифы о Тритоне и Ехидне, Персее и Андромеде.

И церковное предание признаёт существование драконоподобных чудовищ. Это житиё святого Сильвестра, папы Римского (2 янв.), сказание о десной руке святого Иоанна Предтечи (7 янв.), страдание великомученика Феодора Стратилата (8 фев.), святой великомученицы Марины (17 июл.), Симеона Столпника (1 сент.), Павла Препростого (4 окт.), сказание о перенесении Мальтийских святынь (12 окт.) и многие другие. Среди них самые известные - чудо святого великомученика Георгия (23 апр.) и житиё Петра и Февронии Муромских (25 июн.). Неужели нам следует без всестороннего рассмотрения отвергать эти свидетельства Церкви?

Наконец, подобные существа описаны и в Священном Писании. В VI веке до Р. Х. святой пророк Даниил боролся с драконом, культ которого поддерживали жрецы-язычники (Дан 14:23–27). В VIII веке до Р. Х. пророк Исаия писал о левиафане, змее прямо бегущем, о левиафане, змее изгибающемся и о чудовище морском (см. Ис 27:1). А праведный Иов в XV веке до Р. Х. говорил о языческих жрецах, способных разбудить левиафана (Иов 3:8), и оставил нам полное реализма описание древнего чудовища (Иов 40:20–41:26). Вполне вероятно, что святой пророк Моисей имел в виду именно этих страшных тварей, когда писал, что перед потопом всякая плоть извратила путь свой на земле (Быт 6:12).

Преподобный Варсонофий Оптинский, вспоминая события русско-японской войны, во время которой он был военным священником, писал: “Верую вместе со всеми православными русскими людьми, что непостижимая Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста победит и раздавит тёмную силу глубинного змия-дракона, красующегося на японских знамёнах. Замечу, кстати, что мне пришлось тоже лично слышать от солдат, стоявших на постах у станции Хантазы, верстах в 70 от Муллина, что они нередко видели года два назад, как из одной горной пещеры выползал громадный крылатый дракон, наводящий на них ужас, и снова прятался в глубь пещеры. С тех пор его не видят, но это доказывает, что рассказы китайцев и японцев о существовании драконов вовсе не есть вымысел или сказка, хотя учёные естествоиспытатели европейские и наши вкупе с ними отрицают существование сих чудовищ. Но ведь мало ли что отрицается только потому, что не подходит под мерку наших понятий…” .

Всё же окончательное разрешение вопроса, кем был дракон, которого укротила праведная Марфа, лежит в области веры . Несомненно одно: игнорировать столь многочисленные свидетельства не представляется возможным. В заключение отметим, что во Франции открыты многочисленные кладбища динозавров. Одно их них, имеющее мировую известность, находится в районе Экса-в-Провансе, совсем недалеко от того места, где проповедовала святая Марфа .

Описание богослужения в Периго

Житиё святой Марфы затрагивает и область исторической литургики. Иаков Ворагинский, описывая обстоятельства погребения праведной служительницы Христовой, развёртывает перед читателем картину богослужения первого века христианства. Стиль повествования чрезвычайно мягок, что ещё более усиливает производимое им впечатление реальности происходящего. Строгий анализ этой части жития не входит в поставленную задачу. Постараемся представить литургическую информацию, которая содержится в житии, “как есть”.

Богослужение совершается в храме, где уже есть алтарь и в нём - особое место для епископа. Читается Апостол (Epistola - апостольские Послания) и Евангелие. Между ними поются положенные стихи. Евангелие читает диакон. Епископ имеет особые принадлежности сана (перстень, перчатки). Возможно ли, чтобы в первом веке всё происходило именно так?

Апостольские Послания читались в церкви как раз в середине I века (1 Фес 5:27; Кол 4:16). Уже во II веке чтение Священного Писания совершалось не предстоятелем собрания (еписко­пом или пресвитером), а чтецом Р ўnagignиskwn ) . Нет сомнения, что во второй половине I века - а именно к этому времени житиё относит описываемое богослужение - основные литургические реалии существовали. Конечно, сказывается западная традиция: житиё упоминает о перстне и перчатках, о нунциях как посланниках епископа. Богослужение описывается терминами грегорианского хорала (лауды, оффиций, респонсорий). Хотя грегорианский хорал сформировался в VI веке, происхождение лауд (аналог утрени) относят к I веку . В житии описывается особая служба погребения, характерная для римской традиции. Учёные считают, что это последование восходит к самым древним временам существования Церкви . В том, что Иаков Ворагинский использует термины средневекового хорала, нет ничего удивительного: его книга предназначена именно для народного чтения.

Использование источников в житии

Нельзя не заметить ошибок, которые допускает средневековый писатель, цитируя церковных авторов. Иаков Ворагинский ссылается на пятую книгу “Церковной истории” Евсевия Кесарийского. В действительности упоминаемый рассказ содержится в седьмой книге, и речь идёт не о святой Марфе. Другая ошибка - ссылка на сочинение Historia Tripartita, которое автор жития приписывает блаженному Иерониму. На деле автор этого сочинения - Марк Аврелий Кассиодор (487–583). Как объяснить эти ошибки? Вероятнее всего, это так называемая “ошибка памяти” Иакова Ворагинского: он мог писать “Золотую Легенду”, не имея под руками необходимых творений. И в то же время наличие этих неточностей демонстрирует специфику западного средневековья.

Заключение

Житиё святой праведной Марфы, изложенное в “Золотой Легенде” Иакова Ворагинского, является ценным агиографическим памятником. Описывая первохристианские времена, оно связывает эпоху апостольских путешествий с периодом Средних веков. Житиё, словно комментируя книги Нового Завета, даёт нам видеть воочию, как проповедь Евангелия распространяется по всей вселенной. На примере чудес святой Марфы мы видим исполнение пророческих слов Спасителя: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин 14:12). Мы видим устроение первых монашеских общин. Перед нами открывается картина богослужения первого века христианства. Далее мы видим, как проповеди христианства покоряется вся Галлия. Житиё вводит нас в круг церковной письменности: святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним, “восточный” историк Церкви Евсевий Кесарийский и “западный” Кассиодор привлекают внимание читателя, который ни на минуту не забывает, что пользуется трудом средневекового католического епископа. Так в одном небольшом тексте сливается воедино тринадцать столетий христианства.

Главная ценность представленного жития святой Марфы, на наш взгляд, в следующем. Житиё ставит читателя перед рядом церковно-научных проблем, которые побуждают мысль церковного учёного к исследованиям в самых разных направлениях. Какова действительная судьба святой праведной Марфы, сестры Лазаря? - Ответ на этот вопрос лежит на стыке агиологии и экзегетики. Действительно ли в первый век епископское богослужение совершалось так, как оно описано в житии? - В этом вопросе агиология соприкасается с исторической литургикой. Кто был страшный Тараск, покорённый святой Марфой? - Агиология здесь соприкасается и с естественнонаучными дисциплинами. Чудесное исцеление короля Хлодвига обращает внимание на то, какое большое значение имели христианские святыни в делах политических, как порой тот или иной угодник Христов в корне менял судьбу целого народа или государства.

Житиё пробуждает наш интерес к изучению церковного наследия. Немного умения надо, чтобы механически повторять заученные фразы и свою лень оправдывать мнимой непознаваемостью мира! Церковное наследие колоссально, необъятно. Его надо любить и стремиться постичь в той мере, которую Господь дарует. А Господь дает Духа без меры (ср. Ин 3:34). Житиё праведной Марфы открывает перед нами широкий простор для исследований. При этом каждое из обозначенных направлений может привести к важным для Церкви открытиям, существенным как для церковной науки, так и для проповеди христианства.

Rabanus Maurus . De vita beatae Mariae Magdalenae et sororis ejus sanctae Marthae. PL 112. Рабан Мавр, архиепископ Майнцкий (776–856), средневековый учёный, автор толкований на Священное Писание.

Использованы следующие источники: Ott M. Blessed Jacopo de Voragine // CatholicEncyclopedia on CD-ROM; Teodor de Wyzewa . Introduction // La bienheureux Jacques de Voragine. La Lеgende Dorеe. Traduite du latin d’apr–s les plus anciens manuscrits. Paris. Librairie Acadеmique. 1910. P. I–XXV; Miesel S. The Gol­den Legend: when Saints were Saints // Catholic Twin Circle. November 6. 1994, www.ewtn.com.

Вараццо (Varazzo) - современное итальянское название. На латыни город называется Varage. Вероятно, впоследствии переписчик ошибся, заменив первую а на о . В русской литературе существует два варианта перевода: Иаков Вараццкий и Иаков Ворагинский. Первый - калька с итальянского, второй - калька с латинского. Мы выбираем второй вариант, представленный в БСЭ.

Число глав колеблется в различных изданиях от 280 (по изданию 1470 г.) до 448 (1483 г.). Объясняется это тем, что “Легенда” воспринималась как общецерковный сборник житий, поэтому в последующие издания дополнительно включались жития других святых. Современное критическое издание содержит всего 178 глав.

Вивье Ж.-Л . (1492–1540), испанский гуманист и философ. В 1509 г. был изгнан из страны за критику церковной иерархии.

Лонуа Ж . (1603–1678), французский теолог. За свою ненависть к духовным орденам был прозван dеnicheur des saints - “разоритель гнезд святых”.

Iacopo da Varazze . LEGENDA AUREA / Edizione critica a cura di G. P. Mag ­ gi ­ o ­ ni . Seconda edizione rivista dall’ autore. Tavarnuzze - Firenze, 1998.

Blaise A. Dictionnaire latin-fran›aise des auteurs du moyen-„ge. Brepol, 1975; Dictionarium latinogallicum. R. Estienne, 1552 (http://www.lib.uchicago.edu/efts/
ARTFL/projects/dicos/ESTIENNE); The Oxford Latin Dictionary. London, 1968.

La bienheureux Jacques de Voragine. La Lеgende Dorеe. Traduite du latin d’apr–s les plus anciens manuscrits. Paris, 1910; The Golden Legend (Aurea Legenda). Compiled by Jacobus de Vogagine / Englished by W. Caxton . First edition, 1483, reprinted in 1931 (Medieval Soursebook: http://www.fordham.edu/halsall/sbook.html).

Касательно “царского” происхождения праведной Марфы и её сестры Марии, которую житиё отождествляет с Магдалиной, заметим, что подобное родословие было практически обязательным для древней литературы. Так, считалось совершенно необходимым возвести какой-либо народ к троянцам, от которых якобы происходили римляне, англы и скандинавы. И если такое происхождение может показаться сомнительным, то обратим внимание на то, что зато существование названных народов несомненно. К тому же маловероятное - не значит невозможное; так, русский историк XVIII века Ф. Эмин, человек действтельно бурной судьбы, в разное время представлял разные варианты своей биографии, причём тщательное исследование показало, что истинным был вариант, казавшийся самым фантастическим. - Ред .

Гора Елеонская… Как много раз упоминается она в Новом Завете! Не все знают, что название этой горы происходит от слова «елей» — масло. Потому по-русски название горы звучит так: Масличная. Священная, и как ни удивительно, трёхглавая гора! Имеет три вершины. На ней выращивали маслины. Здесь искал себе пристанище царь и песнопевец Давид. Здесь, среди древних маслин, в Гефсиманском саду молился Христос перед арестом. Отсюда вознёсся Христос на Небо…
Вот на этой удивительной горе, по дороге из Иерусалима в Галилею и располагалось селение Вифания. Христос часто проходил через него. И останавливался в доме сестёр Марфы и Марии и брата их Лазаря.
Марфа, скорее всего, была старшей. В текстах Писания говорится, что Марфа принимала Христа «в дом свой». То есть, дом принадлежал ей по старшинству. Потому она и вела в доме всё хозяйство. А сестра и брат помогали ей.
О вифанском семействе сведений мало и они – самые противоречивые. Кто-то из историков утверждал, что Марфа была девственницей, кто-то говорил противоположное: она пожила в браке недолго, овдовела, имела одного сына. Больше замуж не выходила. Многие древние историки отождествляли её с кровоточивой, прикоснувшейся ко Христу и получившей исцеление. Во всяком случае, традиция такова: святой Марфе молятся при женских болезнях и кровотечениях, ей молятся все домработницы, домохозяйки, поварихи, прачки… Она помогает женщинам болящим и женщинам, ведущим хозяйство и дом.
Обычно из вифанского семейства выделяют двоих – Марию, избравшую «благую участь», и Лазаря, воскрешённого Христом. А образ Марфы стал едва не нарицательным: суетливая, пекущаяся о многом. И это так несправедливо! То, что Христос один раз укорил Марфу, ещё не повод для того, чтобы мы, грешные, укоряли святую по сто раз! Внимательно прочитаем главу о воскрешении Лазаря! Евангелие от Иоанна, гл. 11, 27-28: Марфа «Глагола Ему: Ей, Господи! аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый!» И сия рекши, иде и пригласи Марию, сестру свою…» Вот какие слова сказаны Марфой! Ей было дано откровение Духа Святаго: Христос – Сын Бога Живаго.
Да, сестра её Мария, драгоценным миром помазывала Господа и своими волосами отёрла ноги Его. И Марфа знала, почему Мария это делала. Они обе знали: Христос – Бог!

О кончине Лазяря достоверно известно: он прослужил 30 лет епископом Кипрским, где и почил. А вот о кончине сестёр очень много разных толкований и предположений. Есть предания, что после Вознесения Христа их распяли. Но есть другие свидетельства, подтверждение которым мы находим во Франции.
Сёстрам принадлежали по материнской линии село Вифания, город Магдал и часть Иерусалима. Это было богатое семейство. Они всегда радушно встречали Христа. Господь любил гостить в их доме. Однако после Вознесения иудеи расправились с вифанским семейством весьма жестоко: они взяли утлую лодочку без паруса и вёсел. Без питья и еды посадили в это чахлое судёнышко сестёр и брата, вывезли в море и бросили, пустили по волнам, обрекая на медленную и мучительную смерть. О неверующие люди! Они могли помыслить, что Господь бросит тех, кто привечал Его на земле, давал кров, отдых, пищу и питие?! Кормчим лодочки стал Сам Иисус Христос. Лодка пристала к берегам Марселя, откуда Марфа, Мария и брат их Лазарь и пошли проповедовать Христа.
В Марсель Марфа прибыла около 34 года по рождеству Христову. Когда она принимала Спасителя в своём доме, ей было приблизительно 20 лет. Долгую и удивительную жизнь проживёт Марфа. Она скончается лишь в конце 1-го первого столетия, прожив приблизительно 90 — 100 лет.

В истории сохранилось очень много разных свидетельств, которые мы воспринимаем, как сказочные: это рассказы о драконах. Меж тем, многие древние историки относились совершенно серьёзно к таким свидетельствам, считая странных существ вполне распространённым явлением древности. О чудовищах мы знаем из русских былин – Змей Горыныч. От чудовищ в Европе страдали такие города, как Мадрид, Рим, Барселона. Чудовище жило в канале Орфано в Венеции. Георгий Победоносец сражался с чудовищем. И ещё известно много святых, которые сражались со странными существами. Так что православное предание не относится к этому, как к сказкам, но считает, что, увы, чудища действительно почему-то жили на белом свете.
В окрестностях Тараскона на реке Рона жил такой дракон. Слово «тараска», «талашка» — и означает «чудовище», «бесовское существо». От него погибло много жителей этой окрестности. И вот святая Марфа, вооружившись лишь верой в помощь Христа, одна пошла в логово дракона и привела его оттуда на своём поясе. В память этого чуда во Франции поставили скульптуру. Вокруг фигуры чудища – поясок. Марфа создала в той окрестности небольшой монастырь. Вела очень строгую постническую жизнь.
Кончина Марфы была такова: попросила святая, чтобы келейница и сёстры не оставляли её одну при смертном часе. Но девы заснули. В полночь погасли все светильники, зашумел в келье ветер, и Марфу обступили демоны. И вскричала Марфа: «Отче мой, Боже, меня, Твою усердную служительницу, обступают лукавые демоны, желающие поглотить меня, и держат хартии грехов моих, которые я соделала! Боже, не отступи от меня, но приди мне на помощь!» И явился Господь: «Приди, возлюбленная моя служительница, и там, где Сам Я есмь, пребудь и ты со Мною. Ты приняла Меня в своём доме, а Я принимаю тебя к Себе на небо, и, ради твоей любви, услышу молитвы тех, кто тебя призовёт!» Так отошла в Небесные обители Марфа – её забрал Сам Христос. На месте её домика построили церковь в честь святой Марфы Вифанской. Потом церковь стала собором. Там покоятся в саркофаге её священные останки, которых уже очень мало: по всему свету розданы мощи святой.
Погребение Марфы было так же удивительным. В Периго служил святой епископ Фронтон. Он присел и задремал после службы. Вдруг сошёл к нему Сам Христос и сказал, что им нужно торопиться в Тараскон – там скончалась святая Марфа, и тело её нуждается в погребении. Едва епископ успел завершить погребение, как братия его разбудила. Епископ Фронтон стал сокрушаться: «О братие мои! Зачем столь поспешно меня разбудили? Из-за этого я оставил в Тарасконе свои перчатки и перстень. ..» И действительно: перчатки и перстень епископа нашли в церкви в Тарасконе. В память этого чуда одну из перчаток там и оставили.
В 1469 году король Рене в честь чуда победы Марфы над драконом провёл два крестных хода, с флейтами и трубами – один в день Жен-Мироносиц, а второй летом, в день памяти святой Марфы.
Во время Второй мировой войны в 1944 году собор святой Марфы очень сильно пострадал от бомбёжки.

Много споров церковных историков по поводу сестры Марфы — Марии. Её то отождествляли с Марией Магдалиной, то считали иной женщиной… В основном православная традиция считает, что Мария Магдалина — это совсем другая женщина. А вот на то, что одно из миропомазаний Христа совершила именно сестра Марфы и она же отёрла своими волосами ноги Христу, есть указания в тексте Евангелия – начало главы 11 Евангелия от Иоанна, начало главы 12 Евангелия от Иоанна. Мария помазала ноги Христа миром и отёрла своими волосами после воскрешения Лазаря – в благодарность Спасителю и во свидетельство, что брата её воскресил Бог. Обе сестры были в числе Жен-Мироносиц.
«Иисус любил Марфу и сестру ея, и Лазаря».

Людям свойственно иметь различные желания. У некоторых их так много, что они не могут понять, какое важней. Для праведных христиан свойственно умение отделять важное от суетного, преходящего. Но и они порой поддаются духу нынешнего века. Все мы порой чего-нибудь хотим. Тогда верующие обращаются к небесным покровителям.

В последнее время стала популярна некая молитва святой Марте, которая якобы исполняет любые желания. Давайте разберемся, стоит ли тому, кто считается себя прихожанином Русской Православной Церкви, читать эту молитву и ей подобные.


Молитва Святой Марте - текст

«О Святая Марта, Ты Чудотворная!
Обращаюсь к тебе за помощью!
И полностью в моих нуждах, и будешь мне помощницей
в моих испытаниях!

С благодарностью обещаю тебе,
что буду эту молитву везде распространять!
Покорно, слезно прошу -
утешай меня в моих заботах и тяготах!

Покорно, ради великой радости,
которая наполнила твое сердце,
слезно тебя прошу - хлопочи обо мне и моей семье,
чтобы мы сберегли нашего Бога в своих сердцах

и тем себе заслужили Спасенного Всевышнего Посредничества,
прежде всего при той заботе, которая меня сейчас тяготит….

…Слезно тебя прошу, Помощницу в каждой нужде,
победи Ты тяготы так, как Ты побеждала змея,
пока не лежал возле Твоих ног!»


Кто такая Святая Марта?

Прежде, чем обращаться с просьбой к праведнице, хорошо бы знать о ней побольше. В православии наиболее известны две женщины, носившие имя Марта (по-русски Марфа):

  • Святая праведная Марфа Вифанская, мироносица - сестра Марии и Лазаря, евангельский персонаж;
  • Марфа Царицынская - жила в России, скончалась в начале прошлого века.

О каждой подвижнице веры мы расскажем в статье.


Детство святой Марты

Блаженная родилась в 1880 г. в Волгограде (ранее Царицын), родители ее были богаты. Имя при рождении история не сохранила. Когда молодая девушка окончила обучение в гимназии, родители отправили ее в столицу. Она приехала в Санкт-Петербург, где увиделась с праведным Иоанном Кронштадским. Известный святой предсказал ей будущее во славу Христа.

По возвращении домой, Марфа рассказала обо всем родителям, но отец был резко против. Его вовсе не обрадовало то, что единственная дочь хочет принять на себя подвиг юродства. Дошло дело до криков и ругани. Праведнице пришлось уйти из дома. Она начала принимать верующих, у которых случилась беда. По молитвам святой Марты начали происходить чудеса:

  • здоровье приходило в норму;
  • возвращались от любовниц мужья;
  • поправлялось материальное положение.

Весть о скромной праведнице быстро облетела Царицын. Даже сама императрица Александра, жена Николая II, приезжала к ней. Женщина предсказала мученическую кончину всей семьи, а также ужасные события 1917 г.

Также девушка ходила по городу и бросала в прохожих камешки. Люди долго не могли к этому привыкнуть. Потом заметили, что если камень касался больного места, происходило исцеление. Блаженную часто приглашали в гости, Марта любила разговаривать с такими же простыми людьми, как и она сама. Была очень скромной и доброй.

Матушка отдала Богу душу в возрасте 45 лет. Она предсказала, что ее будут хоронить несколько раз. Действительно, первый раз ее прах упокоился на кладбище при монастыре Святого Духа. Большевики устроили в здании тюрьму для противников новой власти, а тело блаженной перенесли в храм Св. Алексия. Сейчас оно покоится на главном городском кладбище.

Почитание святой на родине

На могилке блаженной Марфы почти сразу начали происходить чудеса. И современные жители Волгограда часто посещают святое место. Известно много случаев, когда юродивая оказывала помощь.

  • Татьяна долго не могла зачать ребенка, хотя и у ней, и у мужа все было в порядке. Семья начала посещать храм, причащалась, молилась. Также взяли они освященную землю с могилки блаженной Марты. Вскоре у молодых появилась дочь, затем сын.
  • Девочка 4-х лет из Волжского страдала от паралича. Она не могла даже сидеть, но благодаря молитвам страшный недуг (ДЦП) оставил ее. Сейчас малышка ходит самостоятельно. Врачи только разводят руками, но официально не могут признать чуда. Говорят, что сначала неправильно поставили диагноз.

Работники волгоградского храма рассказывают, что блаженная Марфа помогает в разных вопросах:

  • устроиться на работу;
  • удачно провести сделку с недвижимостью;
  • студентам - в учебе;
  • незамужние обретают семью, семейные - заводят детишек.

Жители Волгограда очень почитают «свою» святую, они в течение десяти лет собирали нужные документы для канонизации. Сейчас комиссия при Московском Патриархате еще делает свою работу. Поэтому официального дня празднования, как и благословенной иконы у матушки Марфы нет.

Но это вовсе не является преградой для того, чтобы обращаться за помощью, поминать ее блаженную память за панихидой или Литургией. Для молитвы можно использовать очень простой текст: «Блаженная Марфа, моли Бога о нас!» Дальше - прошение своими словами.

Когда Русской Православной Церковью будет официально принято решение о причислении к сонму праведников, разрешат для поклонения и православную икону святой Марфы Царицынской. Сейчас она написана, но находится при храме на Дмитриевском кладбище Волгограда.

При жизни блаженная не разрешала поклоняться своему лику, отдавая всю честь за свои чудеса Богу. Сейчас жители города ждут прославления юродивой. Тогда гроб будет открыт, мощи поместят в раку, которая уже готова.

Святая Марта (Марфа) Вифанская

Наверное, каждый помнит евангельский сюжет о двух сестрах, Марфе и Марии. Старшая сестра была озабочена хлопотами по хозяйству, а младшая тем временем внимательно слушала Господа. Когда Марфа возмутилась тем, что одна делает все по дому, Христос укорил ее.

Эта женщина также упоминается в главе, где рассказывается о смерти и воскрешении Лазаря. Из описания событий понятно, что Марта, Лазарь и Мария были родственниками, а Христос очень любил их всех.

После вознесения Марфа вместе с братом и сестрой стала разносить благую весть по разным городам. Точных сведений о ее кончине не сохранилось. Святая очень почитается также и в Католической церкви. Блаженные сестры вместе с Иисусом часто изображались художниками, о них писали стихи, в их честь нарекали храмы и монастыри.

Но официального жития для православных церквей не было составлено. Зато св. Иосиф из Генуи, при жизни бывший монахом, написал ее подробное жизнеописание. Из него следует, что святая имела знатное происхождение. Она никогда не была замужем, желая посвятить свою жизнь служению Господу. После того, как Иисус благословил апостолов распространять Евангелие, Марфа и ее родственники оказались во Франции. Там, в лесах возле Авиньона, водилось огромное чудовище, пожиравшее людей.

Женщина, взяв крест, пошла в лес, где и нашла дракона. Окропив его святой водой и осенив крестом, силой Господа она одержала победу. Чудище стало не больше овцы, сразу присмирело. Народ забил изверга камнями и кольями. Марта, с благословения своего наставника, осталась в этом месте. Она основала монашескую общину, где стала служить Богу, наставлять сестер и горожан.

Много времени монахиня проводила в молитве, принимала постную пищу лишь один раз в день. Однажды некий паломник, который хотел услышать проповедь сестры (она была очень известна), упал в реку и утонул. Его тело с трудом обнаружили. По молитвам праведной Марты юноша воскрес. Когда настал ее час, мироносица мирно отошла к Богу, встретив на небесах свою сестру Марию, которая уже ждала ее там.

Икона святой Марты

На православных ликах праведные сестры изображаются чаще рядом с Христом и Лазарем. Есть и католические изображения. Там Марта стоит рядом с чудовищем. В руке ее крест и сосуд со святой водой. Поверженный демон смиренно склонил голову. На некоторых композициях Марта держит Евангелие, сосуд с миром и горящий факел.

Чтобы молиться св. Марфе Мироносице, лучше всего использовать специальный православный текст:

Пpа́веднаго Ла́заpя Боголюби́выя се́стpы,/ Ма́pфо и Маpи́е пpесла́вныя,/ чи́стым се́pдцем Хpиста́ в житии́ ва́шем возлюби́ли есте́,/ миpоно́сиц взе́мше чин,/ и Его́, я́ко Сы́на Бо́жия, безбоя́зненно испове́дали есте́,/ сего́ pа́ди ны́не во оби́телех Отца́ Небе́снаго/ со А́нгелы и все́ми святы́ми сла́вно ца́pствуете./ Умоли́те, Его́же возлюби́ли есте́,/ и нам, гpе́шным, в ве́pе и любви́ Хpисто́вой утвеpди́тися// и Ца́pствия Небе́снаго сподо́битися.

Католики практикуют следующую молитву: «Святая Марта, проси о нас Иисуса!» Они прочитывается девять раз подряд. С точки зрения богословия тут ошибок никаких нет. Если вас не смущает то, что этот текст составлен католиками - можете читать. Правда, вряд ли какой-нибудь православный батюшка даст на это официальное благословение. Но и нарушений каких-то канонов в этом нет, только негласных обрядов.

Молиться св. Марте можно также, как и другим святым. Просить допустимо и собственными словами, важно здесь проявить искренность. Если в храме нет такой иконы, купите ее и разместите у себя дома. Ни одна церковь не может вместить всех образов - их много сотен.

«Молитвы» из интернета

Многие несведущие люди, видя на первом попавшемся сайте текст, который называется «молитва к святой Марте на исполнение желания» читают его. Но по нему довольно просто понять, что на самом деле он составлен вовсе не отцами православной церкви, а людьми, которые практикуют магию.

Произнося колдовские заговоры, человек берет на себя большой . Лучше почаще читать , псалмы, обращаться кратко к

Молитва Святой Марфе для исполнения желания

Молитва очень мощная. Исполняет все желания (если это угодно Небесам - имеется ввиду, что Вы никому своими желаниями вольно или невольно не повредите); желания исполняются часто еще до окончания цикла чтения.

«О Святая Марфа, Ты Чудотворная! Обращаюсь к тебе за помощью!

И полностью в моих нуждах, и будешь мне помощницей в моих испытаниях! С благодарностью обещаю тебе, что буду эту молитву везде распространять!

Покорно, слезно прошу - утешай меня в моих заботах и тяготах! Покорно, ради великой радости, которая наполнила твое сердце, слезно тебя прошу - хлопочи обо мне и моей семье, чтобы мы сберегли нашего Бога в своих сердцах и тем себе заслужили Спасенного Всевышнего Посредничества, прежде всего при той заботе, которая меня сейчас тяготит….

Слезно тебя прошу, Помощницу в каждой нужде, победи Ты тяготы так, как Ты побеждала змея, пока не лежал возле Твоих ног!»

Отче наш, иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим,
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукавого.
Яко Твое есть и Царство, и сила, и слава,
Отца и Сына, и Святаго Духа
И ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь!

3. Молитва Пресвятой Богородице - Читать 1 раз

«Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою! Благословенна Ты в Женах и Благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!»

4. «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков! Аминь! » - Читать 1 раз

5. «Святая Марфа, проси о нас Иисуса! » - Читать 9 раз

Если желание исполнилось ранее - все равно дочитать до конца цикла (все 9 вторников).

Рядом (справа) на столе должна гореть свеча. Можно любую свечу, но лучше церковную, маленькую.

Время суток - утро или вечер - неважно. Если свеча церковная, пусть догорит до конца; если иная - пусть погорит мин 15-20, а далее можно потушить (не задувать!). Лучше, если свечу смазать маслом бергамота (ладонью, снизу вверх, от основания свечи до фитиля). А также лучше, если рядом будут живые цветы! Но бергамот и цветы - не обязательно, а очень желательно!

Желание лучше записать на бумаге, чтобы всегда одинаково звучало при чтении всего текста молитвы. Один цикл - одно желание.

Молитву нельзя распечачать и читать; необходимо переписать все тексты от руки и уже ими пользоваться! Переписанный Вами текст нельзя передавать другим - каждый человек сам должен переписать своей рукой текст молитв (Вы можете при этом ему продиктовать или просто дать свой или этот распечатанный текст для переписывания).

Блаженная Марфа Царицынская родилась в 1880 году в городе Царицыне (сейчас - Волгоград). Неизвестны ни ее имя при крещении, ни фамилия семьи - история Марфы начинается с посещения ею города Санкт-Петербурга, где святой старец Иоанн Кронштадтский предрек ей будущее - проповедовать людям о Христе.

Через некоторое время жители города стали замечать чудесные перемены, происходящие в людях, их состоянии здоровья, материальном положении, семейных отношениях.

Когда она вернулась в Царицын, и рассказала родителям о встрече со святым - отец не оценил стремления к Божественной проповеди, сильно ругал ее, пытаясь вернуть к «нормальной» жизни. Марфа ушла из дома своих родителей, и поселилась тут же, в сарайчике.

Через некоторое время жители города стали замечать чудесные перемены, происходящие в людях, их состоянии здоровья, материальном положении, семейных отношениях, после общения с юной скромной девушкой. Блудные мужья возвращались в семью, исцелялись больные, в семьях воцарялся мир, счастье и достаток. Святая Марта быстро стала известной, и люди потянулись к ней со всей империи.

Сама великая Государыня Императрица Александра Федоровна, супруга последнего российского Императора Николая II приезжала к ней.

Святая Марта предсказала крушение России и гибель дома Романовых в подробностях.

Марфа взяла на себя подвиг юродства - добровольного безумия. Так, она часто появлялась на улице простоволосая, нечесаная, вела себя вызывающе - например, бросала в людей мелкие камешки, которые во множестве носила в карманах одежды. Люди не понимали смысла ее действий, многие злились и обижались на нее - пока однажды не заметили, что больное место, в которое попадал камешек блаженной, успокаивалось и исцелялось.

Матушка тихо и мирно окончила земной путь в возрасте сорока пяти лет, перед этим предсказав: «Хоронить меня будут трижды». Так и произошло - первые похороны были в монастыре Святого Духа, затем (после того, как большевистский террор, вплеснувшийся на страну, рухнул на головы своих противников и союзников) в монастыре устроили тюрьму - а тело святой Марты перенесли в Алексеевскую церковь, а потом - погребли на Центральном кладбище города Сталинграда.

Теперь на кладбище приходят с молитвой и упованием многие сотни паломников. Говорят, что нужно принести с собой мучное изделие - сухарик, булочку, хлеб, и положить на могилку. После молитвы булочку можно забрать и скушать самому, а можно подарить кому-нибудь, или вообще оставить на могилке.

Не делайте из этой благочестивой традиции культа и ведьмовского безумия. Хотя все сказки о некротической энергетике в данном случае не работают - верующие, прибегающие к помощи блаженной Марты, берут землю с ее могилки и используют ее для исцеления от болезней. Сотрудникам кладбища приходится даже подсыпать свежий песок на могилку блаженной Марфы - так велик поток паломников, берущих с собой частичку благодати.

День памяти

Чудеса продолжались и после смерти блаженной - к ее могилке приходили и приходят тысячи людей. Неверно называть Марту святой, как это делают многие - сейчас только собираются материалы, которые позволят прославить великую подвижницу в лике святых.

Нужно по меньшей мере десять медицинских свидетельств, подтверждающих случаи чудесного исцеления по молитве тому или иному угоднику Божьему. Каждый, кто обращался к блаженной Марфе с просьбой и получил желаемое, может помочь в деле ее прославления в лике святых - записанные свидетельства и любые доказательства помощи блаженной можно предоставлять настоятелю храма Центрального кладбища Волгограда, который сейчас заведует вопросами предоставления материалов о прославлении.

День памяти святой не установлен - это будет сделано после ее причисления к лику святых, но люди могут приходить на могилку в любое время - матушка принимает и помогает всегда. Скорее всего, днем памяти Марты будет назван день ее блаженной кончины - ибо дня ее рождения мы не знаем.

Часто памятью блаженной Марты спекулируют как универсальным средством для исполнения желаний.

Но это - неправильное отношение, оно оскорбляет память блаженной. Действительно, Марфа помогает и бесплодным, и несчастным в семейной жизни, и больным, и всем, кто обращается к ней за помощью.

Это вовсе не значит, что механическое чтение молитвы может исполнить Ваше желание. Просите блаженную о помощи искренне - и получите необходимое. Чтите память блаженной матушки, посетите ее могилку, отслужите панихиду. Помогите в прославлении - оставьте свою историю чудесной помощи Марфы.

Святая икона в честь матушки: есть или будет?

Еще при жизни народ почитал блаженную Марфу святой - люди ставили ее портреты к домовым иконам, но матушка Марта подобных практик не поддерживала, не разрешала делать из себя святую. Сохранились портреты блаженной Марфы, написанные по воспоминаниям современников, с них была написана икона, которая хранится в храме на Дмитриевском кладбище Волгограда, и ожидает прославления подвижницы в лике святых.

Также готова рака для святых мощей - после того, как Православная Церковь признает блаженную Марфу святой, ее останки будут извлечены из земли и помещены для поклонения в храме.