Спиноза все прекрасное так же трудно, как и редко. Бог дал свободную волю человеку. О свободной воле человека, блудном сыне и прочем…


. Стрельцы (по знаку зодиака)

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Невежество не есть аргумент.

Понимание - начало согласия.

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

Бог, или субстанция, или природа (Deus sive substantia sive natura).

Природа и боги сумасбродствуют не менее людей.

В философии же мы ясно осознаем, что атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла.

То, что знает бог, так же мало походит на то, что знает человек, как созвездие Пса - на лающее животное, и, может быть, еще меньше.

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

Дух вечен, так как он воспринимает вещи в форме вечности.

Вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Люди не творятся из ничего, а только порождаются, и...тела их существовали уже раньше, хотя и в другой форме.

Чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать.

Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи.

Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.

Всякое определение есть ограничение.

Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.

Человеческие поступки и стремления я рассматриваю точно так, как если бы речь шла о линиях, поверхностях и телах.

Немало разницы между удовольствием, которым увлекается, например, пьяница, и удовольствием, которым обладает философ...

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Наказание нечестивцев так же предопределено божественным решением, как заложено богом в нас истребление ядовитых змей, которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе.

Мы деятельны, лишь поскольку мы познаем.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве.

Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их...

Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель.

Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!

Смотри на все с точки зрения вечности.

Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины.

И третье величайшее качество, которым наделил Бог человека - это свобода выбора. Как мы говорили выше, весь мир Бог создал подчиняющимся Его законам, законам природы, по которым все существует. А человека Бог создал со свободной волей, со способностью выбирать, принимать личное решение.

К примеру, животные в своем поведении руководствуются инстинктами. Их выбор склоняется к тому, какой инстинкт в них преобладает. То ли инстинкт голода, то ли инстинкт страха. То ли инстинкт привязанности, то ли инстинкт самозащиты. Человек тоже имеет инстинкты. Но человек имеет способность делать независимый выбор, который может противоречить инстинкту. Выбор, основывающийся на свободной воле, личном решении. Голодный волк не будет думать о том, что это безнравственно съесть своего ближнего зайчишку,- в нем действует инстинкт. И инстинкт голода можно остановить только другим инстинктом, к примеру, инстинктом страха, если вместо бедного зайчишки он вдруг увидит охотника с ружьем. А человек может остановить свой инстинкт, просто руководствуясь личным убеждением, личным решением.

Поэтому за человеком всегда остается право выбора, как поступить, что сделать. Даже Бог никогда не принимает решения вместо человека. Бог только говорит ему, как нужно правильно жить, но право выбора всегда остается за самим человеком: то ли послушаться Бога, то ли нет. Человек сам делает свой собственный выбор и поэтому он сам ответственен за свои поступки и за их последствия. Это часть Божьего образа, вложенного в него Создателем.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:8-9,16-17)

Бог не только создал человека совершенным, но Он также окружил его райскими условиями. Лучшей жизни просто невозможно было бы себе представить. Однако было одно но. Это, так называемое, дерево познания добра и зла, плодов которого нельзя было есть. Но зачем же Бог вообще создал это дерево и потом запретил им пользоваться?

На самом деле Бог таким образом предоставил человеку возможность выбора: то ли послушаться Бога, и жить счастливой совершенной жизнью, то ли не послушаться и поступить вопреки Богу, отказавшись от Него.

Конечно, человек был достаточно разумен для того, чтобы не делать глупостей и не портить самому себе жизнь, поэтому он долгое время слушал Бога и продолжал жить счастливо.

Высказывания

Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги.

Блаженство - не награда за добродетель, но сама добродетель.

Все прекрасное так же трудно, как и редко.

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.

Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью.

Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием.

Истина - пробный камень самой себе и лжи.

Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.

Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

Природа и боги сумасбродствуют не менее людей.

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Не плакать, не смеяться, а понимать

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Незнание - не довод. Невежество - не аргумент.

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.

Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.

Прекрасное трудно.

Война - осуществление естественного права, которым сильнейший пользуется для господства над слабейшим.

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.

Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести.

Всякое определение есть ограничение.

Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.

Как свет обнаруживает и самого i и окружающую тьму, так и истин! есть мерило и самой себя, и лжи.

Конечно, для людей было бы гораздо лучше, если бы во власти человека одинаково было как молчать, так говорить. Но опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее

Находится во власти людей.

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

Наши страсти не в нашей власти. Мы различным способом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.

Всякое определение есть ограничение.

Если бы с человеческой природой дело обстояло таким образом, что люди жили бы по предписанию разума и не уклонялись бы в сторону, то право природы, поскольку оно рассматривается как свойственное человеческому роду, определялось бы одной мощью разума. Но люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума...

Философы смотрят на... аффекты как на пороки, в которые люди впадают

По своей вине. Поэтому они имеют обыкновение высмеивать их, порицать или клясть (последним занимаются те, кто не прочь надеть личину святости). Превознося, таким образом, на все лады ту человеческую природу, которой нигде нет, и позоря ту, которая существует на самом деле, они убеждены, что предаются самому возвышенному делу и достигают вершины мудрости. Ибо людей они берут не такими, каковы те суть, а какими они хотели бы их видеть.

Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.

Человеческие поступки и стремления я рассматриваю точно так, как если бы речь шла о линиях, поверхностях и телах.

Немало разницы между удовольствием, которым увлекается, например, пьяница, и удовольствием, которым обладает философ...

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Наказание нечестивцев так же предопределено божественным решением, как заложено Богом в нас истребление ядовитых змей, которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе.

Понимание - начало согласия.

Мы деятельны, лишь поскольку мы познаём.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Невежество не есть аргумент.

Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве.

Тот, кто хочет всё регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их...

Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву; иными словами - человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

В природе нигде не существует должного: есть только необходимое.

Всякое чудо есть не более чем чистый абсурд.

Не следует воображать природу до того ограниченной, что такая ее часть, как человек, и. есть самая главная ее часть.

Субстанция не может быть делима. Части материи - которая повсюду одна и та же - различаются только модально, а не реально. Так, например, мы представляем, что вода, поскольку она есть вода, делится и ее части отделяются друг от друга. Но это невозможно для нее, поскольку она есть телесная субстанция: вода как вода возникает и исчезает, а как субстанция она не возникает и не исчезает.

Тот, кто ищет истинных причин чудес и старается смотреть на естественные вещи как ученый, а не удивляться им как глупец, того повсюду считают и провозглашают еретиком и нечестивцем те, перед кем толпа (vulgus) преклоняется как перед истолкователями природы и богов. Они ведь знают, что при уничтожении невежества уничтожается также и изумление, т. е. единственное доступное для них средство для доказательства и охранения их авторитета.

Иные думают, что Бог есть свободная причина, потому что Он может, по их мнению, сделать так, чтобы то, что вытекает из его природы, т. е. находится в его власти, не происходило, иными словами, не производилось бы им. Но это то же самое, как если бы они сказали, что Бог может сделать так, чтобы из природы треугольника не вытекало равенство трех углов его двум прямым или чтобы из данной причины не следовало следствие; а это нелепо.

Между верой, или богословием, и философией нет никакой связи или никакого родства. Цель философии - истина, вера же требует только повиновения и благочестия. Основание философии - природа, база же веры - Священное Писание и Откровения.

В желании выражается сущность человека.

Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других. Солдат, например, при виде следов коня на песке, тотчас переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда - к мысли о войне и т. д.

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определённое дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, всё у них сложилось таким образом, что они бывают большей частью ненавистны и тягостны друг для друга.

Мысленно обращаясь к политике, я не имел в виду высказать что-либо новое или неслыханное, но лишь доказать верными и неоспоримыми доводами или вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. И для того, чтобы относящееся к этой науке исследовать с тою же свободе духа, с какой мы относимся обыкновенно к предметам математики, я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать.

Всё то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло.

Non indignari, non admirari, sed intellegere - лат. Не негодовать, не удивляться, но понимать.

Истинное счастье и блаженство человека состоят только в мудрости и познании истины.

Во мне... треволнения не возбуждают ни смеха, ни даже слез, ни тем более J ненависти, но побуждают меня к философствованию и к более обстоятельному наблюдению над человеческой природой.

Раскаяние - это вторая ошибка.

Sub specie aeternitatis - лат. Смотри на всё с точки зрения вечности.

Источники биографии и библиографии:

Азарх Л., Соколов В. Спиноза [Текст] / Л. Азарх, В. Соколов // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5.: Сигнальные системы– Яшты / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 112-115;

Соколов В. В. Спиноза [Текст] / В. В. Соколов // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.3.: Н – С / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С.621-622;

Спиноза [Текст] // Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – С.422;

Шуман А. Н. Спиноза[Текст] / А. Н. Шуман // Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 986. – (Мир энциклопедий);

Спиноза [Текст] // Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – С.672-676.

Источник высказываний: Спиноза [Текст] // Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – С.674-676;

Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА, БЛУДНОМ СЫНЕ И ПРОЧЕМ…

Истинно то, что Бог создал человека со свободой волей и свободой выбора. То, что это дарование совершенное, а не ограниченное нам доказывает возможность нами выбора небогоугодного, вредного себе и даже полностью противного Богу! Если бы этого выбора не было, то мы бы были своего рода положительными «программами», имеющими возможность выбирать лишь богоугодный спектр. Такая полу-свобода не есть свобода. Вот почему Господь Бог из любви к нам и для обезпечения нам дальнейшего обожения пошел на драматическое решение – даровать нам полную свободу нашей воле! Еще раньше, до создания человека, Он создал Ангельский мир и даровал каждому Ангелу свободную волю. К чему это привело мы знаем. Примерно одна треть Ангелов, воспользовавшись этой свободой, выступили против своего Создателя и Благодетеля Господа Бога. Это выступление было обречено на провал, ибо никто, как Бог наш. Однако Богу пришлось решать вопрос с Его разумно-вечными творениями, которые сделали злой выбор и ввели во вселенную зло и духовную смерть, которая заключается в удалении от Бога. Сущности сделавшие такой злой и самоубийственный выбор не могли быть оставлены во Вселенной в их свободном существовании, ибо их злое волеизъявление непременно бы сказывалось насилием с их стороны на тех разумно-вечных созданиях, которые еще не сделали своего выбора между «с Богом» или «против Бога», а также на тех, кто этот выбор сделал в пользу Бога. Если Сам Господь Бог не делает никакого насилия или принуждения в волезъявлении Его разумно-вечных творений, то как Он мог попустить это менее совершенным и уклонившимся ко злу творениям? Никак! Рассотворить разумно-вечные сущности означало бы признать Свою ошибку в их сотворении, чего Бог никак не мог! Он не ошибся в создании разумно-вечных творений, но создавал их с любовью и для любви, в надежде, что они с благодарностью Богу за их сотворение, свободу и совершенство ответят Ему любовью, являемую ПОСЛУШАНИЕМ Ему. Это послушание было бы добровольным выбором благодарных творений богоугодного спектра отношений. Другими словами, благоразумные творения использовали свою свободу так, что избранием только Божьего, а значит благого и доброго, они как бы вернули Богу свою способность делать и возможность выбирать небогоугодное и противное Ему, или иначе – злое! Теперь, после такого их благого выбора, они стали добрыми и благолюбивыми сущностями, но не программами, а свободными личностями, связавшими себя с сотворившим их Господом Богом любовью и благопослушанием, основанном на смирении!

Итак, благопослушание творений Богу и есть их благое волеизъявление! Такое послушание основано на смиренномудрии и смирении. Смиренномудрие – это благое восприятие нашим разумом истин в отношении нашего сотворения, наших отношений с нашим Творцом и Богом, происходящее от осознания того, кто мы, а Кто наш Творец Бог. От этого осознания и видения всего так, как оно есть на самом деле и принятия этой истины, как основы для своих решений и действий, мы и приходим к смирению пред Богом. Этим смирением мы сохраняем мир в себе, мир с Богом и себя в благом Божьем мире. От смирения наш дух мирствует и устремляется в любви к Богу, Который есть Дух!

Злые духи, избрав гордостную ложь, т.е. несогласие с той истиной, что Бог сильнее и совершеннее их, и что они зависят от Него, безумно восстали на Него. Проиграв в битве с верными Богу Ангелами, они не оставили своего зла, но утвердились в нем, решив отомстить Богу своей пакостью другим Его творениям – людям. После искушения людей и вовлечения их ложью в богопротивный выбор и непослушание Богу, они стали необратимыми от своего зла и окончательно утвердились в нем. Ради их изоляции Богу пришлось создавать для них особое место для их помещения – ад.

Появившееся в результате злоупотребления творениями своей свободной волей зло в его конкретных проявлениях стало именоваться грехом или грехами. Зло это лишение блага или добра, отсутствие добра, как тьма это лишение света. Оно противоборствует Богу и всему Божьему, стремится к разрушению, хаосу и, в конечном счете, к несуществованию его носителя. Грех это такое деяние, которое стремится ко злу, чаще всего в виде противления Богу и всему тому, что от Бога и для Бога, а также в мести Богу в лице Его творений, во вреде им и в погибели их, заключающейся в навязывании им своего злого выбора, выбора «не Бога»!

Итак, грех есть деятельное проявление зла или злодеяние (злое деяние), а также нарушение Божьего закона, который сохраняет Божий мир от носителей зла тщетно пытающихся его разрушить, а потому называется еще беззаконием. Так как часто грех заставляет человека переступать через Божью заповедь или запрет, то он еще называется преступлением. Соответсвенно этому и люди выбравшие богопротивление именуются грешниками, злодеями, беззаконниками и преступниками.

К сожалению, сотворенный Богом человек и его жена злоупотребили своей волей и выбрали, по причине лукавого обмана их сатаной, противное Богу непослушание, в ложной надежде обрести независимое от Бога «благо», причем посредством воровского вкушения Божьего творения (плодов дерева)! Это было их злое обольщение, несуразность, безумие, нерасчетливость и неопытность. Как можно было поверить в такую нелепую нелепость, что отказавшись от Источника всякого блага Бога, ослушавшись Его, можно вкушением Им же созданного творения (плодов дерева) стать независимыми от Него «Богами» равными Создателю? Оставив Источник своего подлинного блага, они безумно устремились к одному из Его творений (дереву) в ложной надежде стать Богами от этого несравненно меньшего чем Бог и зависимого от Бога творения (плода)! В этом была насмешка сатаны над неопытными и неискушенными первыми людьми.

После падения Денницы и его с ним Ангелов Господь Бог предусмотрительно облегчил выбор первых людей – Адама и Евы, установив им одну запрещающую заповедь и предупредив их о всех последствиях ее нарушения. Такой льготы Ангелы по их сотворении не имели. Люди же сразу были поставлены в их выборе в послушание Богу через веру и доверие к Своему Творцу и Благодетелю. Проявив недоверие и неверие Богу и доверие клевещущему на Бога змею (сатане), люди легко преступили заповедь Бога, но вместо ложно ожидаемого ими легкого обожения от вкушения твари (запрещенного Богом плода дерева) они сразу после вкушения плода духовно умерли и потеряли то блаженное состояние и положение, которое имели по сотворении. Вместо того, чтобы стать Богами, они стали падшими творениями и уподобились скотам безсмысленным. В результате вся их природа сильно исказилась и извратилась на худшее! После заботливой любви Бога они попали под злое владычество ненавидящих их тиранов – бесов. Они обрекли себя на изгнание из рая на землю, где должны были временно проживать в скорбных трудах, скорбях, болезнях и ожидании физической смерти, за которой их тело ждало разрушение, а душу заключение в адские узилища на мучения.

Итак, самым страшным в бытии разумно-вечных творений, в частности нас людей, является то, что мы выбираем для себя не Бога, а значит против Бога, и не благо, а значит зло, которое заканчивается для нас не прекращением нашего существования, а вечным пребыванием в выбранном нами ограниченном, мертвом, темном, безрадостном и изоляционном мире (аде), где «смыслом» избранного нами самими лжебытия становятся ощущаемые нами неперестающие и не изменяющиеся мучения.

Почему же человек очень часто избирает себе такую злую участь? До конца понять этот выбор человека невозможно. Можно было бы подумать, что человек делает свой злой выбор по неведению и неверию, ибо якобы он не знает или не верит, что его ждут вечные адские мучения. На самом деле это не так, ибо есть много случаев, когда человек знает об адских мучениях нераскаянным грешникам и даже видел их лично, но тем не менее избирает для себя грех и наследование этих нескончаемых мучений. И все ушедшие и уходящие из Церкви Христовой лица прекрасно знали, что есть ад и вечные мучения в нем, но тем не менее безстрашно покинули единственное на земле пристанище своего спасения и блага.

Если нам не дано понять глубинные причины этого их злого выбора, то посмотрим хоть на то, что лежит на поверхности. Чаще всего носители зла действуют обманом, своим примером и своим бесовским безстрашием. Обман состоит в том, что предлагаемое ими нам на выбор их злое и вредное преподностится нам, как благое и полезное, а главное – легко и быстро достижимое. По сути повторяется в различных вариантах первая ложь, на которую попались Адам и Ева в раю. В основе попадания людей в обольщения лежит их неверие Богу, их гордость, проявляемая в дерзости и безстрашии, и их нетерпеливость. Человек не хочет терпеть, а тем более долго, все скорбное и неприятное для получения в свое время (т.е. отложенное время) истинного блага и соглашается на получение мнимого «блага» (которое на самом деле есть зло) немедленно, здесь и сейчас.

По сути все сводится к нашей оценке предлагаемого нам блага и к нашему согласию потерпеть ради его получения нечто неприятное и скорбное. Желание получить благо легко и быстро, пагубно само по себе. Оно не дает человеку времени на рассмотрение, размышление и исследование предлагаемого нам “блага”, но движет человека сразу заглотить наживку вместе со скрытым в ней бесовским крючком. Например, церковный человек из-за своей лености, неумения и нежелания тяжело трудиться (напрягаться) в добыче для себя самого и своей семьи необходимых для жизни средств начинает искать легкого их приобретения. Бесы, заметив этот его интерес или уклонение, подсовывают ему лукавую мысль: «Съэкономь на десятине! Перестань ее давать – и сразу появятся недостающие деньги на твои проблемы и желания». Когда человек находится в здравом устроении он видит ложь бесов и ложь предлагаемого ими «блага» и отвергает ее. Но если он омрачен какой-то страстью или комплексом страстей, то он уже не видит обмана и принимает бесовскую логику за свою. Ему рисуется материальный успех в его жизни более ценным и важным, чем духовная составляющая его жизни. Он забывает о пережитой им благодати, о чудесной Божьей помощи явленной ему в Церкви, о всем том истинном благе, которое он получал от Бога. Он забывает то, сколько раз его хранил Господь за молитвы Его угодника от смерти, увечья, ранений, болезней, напастей, душевного разлада, вреда и различных потерь. Он забывает и не хочет знать, что - то, что он сегодня имеет – он имеет от Бога или благодаря Ему. Отказывая Богу в отдавании Ему десятой части, он теряет и остальные девять частей! Конечно, Бог дает в этой жизни жизнеобеспечивающее добро, и добрым, и злым. Так, что часто грешник и злодей имеют для этого все необходимое, а то и просто добытое грехом. Но, приобретенное злыми действиями материальное добро не утешает человека, не дает его душе мира и спокойствия. Вот почему часто оно и спускается грешником в угаре запоя, безудержных гуляний и азартных игр. Добытое злом и грехом не удовлетворяет и не может удовлетворить человека. Часто он, как Иуда Искариотский, разочаровывается в обладании неправедно приобретенным достатком или богатством и гонится бесом в губящее его отчаяние. Приобретая уходом из Церкви свою ворованную у Бога десятину, грешный отступник напрасно думает ею поправить свое положение. В лучшем случае он может лишь номинально приобрести на 10% больше своего обычного дохода, которые он или пропьет, или пустит на ненужные ему вещи. Однако взамен он потеряет Божье благоволение, Божью помощь и Божью защиту. Оставшись один на один со злобным и крайне жестоким миром, где каждый из прочих грешников и злодеев ищет и желает обобрать его, обмануть, а то и лишить жизни, отступник должен брать на себя все заботы по своему обезпечению и своей защите. И в том, и в другом случае его ждут огромные трудности и неудачи. В поле добычи полно конкурентов, которым отступнику надо все время давать отпор самыми злодейскими средствами. Насчет личной безопасности дело обстоит еще хуже. Ее нет от невидимых или не признаваемых отступником бесов. Среди людей же всегда находится тот, кто сильнее, подлее и хитрее отступника. Так что жизнь отступника проходит в непрерывных попытках договориться с демонами об относительном покое (понятно, что ценой греха и своей души) и в постоянной необходимости бороться порочными средствами с прочими грешниками за временное и тленное «благо». Понятно, что с точки зрения вечности все это есть жалкая, тщетная и безсмысленная возня, обреченная на ее пресечение в любой момент. Как понять, почему люди выбирают эту безсмысленную и безперспективную возню ради краткого сегодняшнего своего похотения, которое сегодня же может и оборваться? Итак, ради мнимого приобретения тщетного материального добра, чтобы человеку было сейчас и сегодня чуть сытнее, чуть пьянее и чуть комфортнее, он отказывается от реального, вечного и недомыслимого ему блага в Царстве Небесном, от защиты Бога и от Его помощи здесь! Он остается одиноким и беззащитным, а потому жалким посмешищем для обманувших его демонов. И потому советую вам прежде, чем потерять свет и разум, сядьте и разсудите, что вы теряете и что вы приобретаете своим уходом из Церкви, и своим непослушанием Богу. Послушание Богу и Церкви Его это благоразумное отдание себя в самое выгодное, самое удобное, самое комфортное, самое обезпеченное, самое сохранное, самое надежное, самое благое и самое защищенное положение!

Притча о блудном сыне показывает нам не только любовь к нам и заботу о нас нашего Отца Небесного, но и весь путь падения и восстания заблудившегося человека. Блудный сын тоже был уловлен бесовскими мечтами и ложными посулами о «благе», которое якобы ожидает его вдали от отцовского дома. Он купился на это обольщение, на ложную надежду, что можно не прилагая труда жить легко, безпечно и комфортно. Для начало у него на такую жизнь была причитавшаяся по закону человеческого общежития часть имущества. Он сначала воспользовался законом любви, чтобы получить свою часть, а затем переступил законы любви и ушел из дома любви, чтобы жить вдали по звериным законам. Пока у него были средства, были у него «друзья» и «покровители», которые помогали ему съесть и прогулять его деньги. Когда деньги у него закончились, все эти ложные «друзья» оставили его в нищете, ибо нищий им был не нужен! Ради скудного пропитания он пытался пристроиться к самой унизительной и низкооплачиваемой работе – пасении свиней и уходом за ними. Но ему издевательски запрещали брать для еды даже рожки подаваемые свиньям в корм. Настрадавшись таким положением и отношением, он пришел в себя, и только после этого своим горьким опытом он пришел к тому же размышлению, которое мог иметь еще тогда, когда только зародилась в нем вредная мысль об уходе из дома на «легкую» жизнь на чужбине. А размышление это состояло в том, что лучше: то, что ты имеешь в любящем тебя доме или то, что ты можешь иметь на чужбине с ограниченным твоим запасом. Мы знаем, что последовало дальше. В данном случае через скорбные обстоятельства сын этот покаялся, ожил и вернулся к Отцу, Который принял Его с радостью, устроив праздник. Но почему же Отец отдал сыну его часть? Разве Он не знал, как ее употребит Его сын, живя блудно? Знал! Это нужно было ради сохранения свободы воли и выбора этого сына, ради сохранения закона любви и ради надежды на обращение его посредством скорбных обстоятельств, что и сработало в данном случае. Однако в жизни нашей не всегда и далеко не все блудные сыновья возвращаются к своим отцам! Многие гибнут на стороне далече. Так, что не будем, ложно уповая на благой исход данной притчи, искушать Бога в надежде, что и с нами будет подобный благой финал! С нами может быть совсем иначе, и, если мы изначально лукавим, сознательно действуя по сценарию данной притчи, то мы непременно погибнем!

Помоги вам Господь Бог милосердный правильно понять, принять и усвоить изложенное мной ради вашего истинного и подлинного блага!

ВСТУПЛЕНИЕ.
Многие люди, как верующие, так и неверующие, считают сегодня, что если человек предопределён Богом ко спасению, то он обязательно спасётся, что бы он не делал при жизни. Но если человек не предопределён ко спасению, то как бы сильно он не старался и не пытался заслужить спасение, как бы «не лез из кожи», он всё же обречён на погибель.

Как нам следует относиться к вопросу о предопределении? Это и предстоит нам выяснить в течение нашей беседы.

1. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ:

Предопределение – это Божественный замысел относительно существования этого мира и всего человечества, а также условий и пути спасения.

Общие понятия:

– Cудьба, фортуна;
– Предопределение;
– Случай.

Под судьбой мы понимаем предопределённое стечение обстоятельств, которых ни при каких условиях ни изменить, ни избежать невозможно.

Ярким примером таких представлений о жизни и о судьбе является древнегреческая философия, нашедшая своё выражение в древнегреческой литературе. Например, легенда о царе Эдипе, о котором Оракул предсказал, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Пытаясь бежать от судьбы, Эдип с точностью до малейших деталей исполнил всё предречённое о нём.

Говоря о судьбе, нельзя избежать таких понятий, как фортуна (удача) и случай, которые непосредственно влияют на судьбу человека. Тогда как же быть: если удача и случай влияют на судьбу, то о каком предопределении может идти речь? Если же случай и удача являются запланированными звеньями в предопределённой судьбе человека, то это уже не случай и не удача, а закономерности.

Однако, оставим пустые философствования и обратимся к серьёзному изучению вопроса о предопределении.

Но сначала обратимся к Священному Писанию и взглянем, что Бог думает о судьбе и удаче:

Исаия 65:11-12 «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени, — вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне».

Обратите внимание, что Мени (Meni) = Судьба, бог удачи, и Гад (Gad) = Фортуна, судьба, бог удачи. Гад и Мени — это два сирийских божества.

Приведённый выше Библейский отрывок явно свидетельствует, что вера в судьбу и удачу — это то же самое, что идолослужение, и противно в очах Божьих.

ВАЖНОСТЬ ВОПРОСА О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ

а) Важность вопроса о предопределении заключается, в первую очередь, в том, что он неразрывно связан с другими очень важными вопросами, такими как: всемогущество Бога и свободная воля человека. Каким образом эти вопросы связаны между собой.

Бог — Всемогущий и Всеведущий. Он заранее знает и предопределяет судьбу всего человечества и каждого отдельно взятого человека. Если Он не способен контролировать всё происходящее во всей вселенной, то Его нельзя назвать Всемогущим. А если Он не всемогущ, то Он и не Бог.

Если Бог руководит и предопределяет события и судьбы, то как быть со свободной волей и правом выбора человека? Если судьба каждого человека предопределена до его рождения, то человек лишён свободной воли. За него всё давно уже решено и предопределено. Поэтому и существует большое количество людей, которые верят, что есть люди, предопределённые ко спасению, и есть люди, не предопределённые ко спасению. Если ты предопределён ко спасению, то ты спасёшься, независимо от того, что и как ты будешь делать при жизни. А если ты не предопределён ко спасению, то ты как ни старайся, всё равно пойдёшь в ад.

б) Из истории учения о предопределении.

Существует два основных взгляда на вопрос о предопределении ко спасению. Первое (Кальвинизм) учит, что тем, кого Бог предопределил ко спасению, Он дарует преизобилующую благодать, которой невозможно сопротивляться. Второе (Арминианство) учит, что Божья благодать является источником и основанием нашего искупления, однако свободная воля человека позволяет человеку либо принять этот дар, либо от него отказаться. Таким образом, кальвинисты верят в то, что Бог избирает человека безусловным образом, тогда как арминиане верят в то, что Бог избирает только того человека, который сам выбирает Бога.

ЧТО ПИСАНИЕ УЧИТ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ?

а) Первое упоминание:

Римлянам 8:29-30 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». — Обратите внимание на прогрессию идею о предопределении (прогрессия прослеживается в подчеркнутых глаголах).

б) Продолжение мысли:

Ефесянам 1:4-5 «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».

в) Как же это понимать?

Во-первых, необходимо понять, что предопределение касается в первую очередь вопроса нашего спасения. Речь не идёт о предопределении быть богатым или бедным, умным или глупым, свободным или рабом, начальником или подчинённым, счастливым или несчастным и так далее… Во-вторых, необходимо внимательно ознакомиться с контекстом библейских стихов. Этим мы сейчас и займёмся.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — ГЛАЗАМИ БОГА

а) Ефесянам 1:4-5 «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Основная идея этого отрывка заключается в том, что (1) Бог «избрал нас прежде создания мира» и (2) Бог избрал нас «во Христе». Таким образом, речь идёт не о предопределении кого-то для спасения, а кого-то для погибели, а о предопределении всеобщего спасения через Христа и об усыновлении человечества Богом Отцом через Иисуса Христа.

б) Предопределение — это «тайна Божьей воли» (Ефесянам 3:9 «…открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению…»), открытая нам в Божьем Сыне.

в) Предопределение заключается не в том, что Бог выбирает, кому быть спасённым, а кому — нет. Предопределение — это запланированное Богом «прежде создания мира» спасение человечества через Иисуса Христа. Спасение человечества во Христе — это акт Божьей доброй воли (Ефесянам 3:11 «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей»).

г) Избрание — не значит, что Бог одних избирает, а других — нет. Быть избранным — значит избрать Бога, избрать спасение через Иисуса Христа. Точно также, как в Ветхозаветные времена Бог через Своих пророков предлагал людям выбрать между добром и злом, между смертью и жизнью, и между благословением и проклятьем, и сегодня Господь предлагает нам выбрать жизнь, которую Он дарует нам в Своём единородном Сыне Иисусе Христе.

Второзаконие 30:19-20 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…»

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ КАК ПРЕДВЕЧНОЕ РЕШЕНИЕ БОГА:

1. Назначить Спасителем миру только Иисуса Христа. Эту идею поддерживают другие места писания, такие как Деяния 4:11-12 «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

2. Предусмотреть прежде создания мира благодатный способ спасения. Бог задолго до сотворения мира запланировал спасти человечество через Своего Сына — Иисуса Христа. Он есть «Агнец, закланный от создания мира» (Откровение 13:8). 2Тимофея 1:9-10 «…спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа».

3. Сделать возможность спасения доступной для всех людей. Об этом говорится в тексте 1Тимофея 2:4 «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Ничто не принуждало Бога сделать спасение людей даром, кроме любви. Это Его безвозмездный дар, подарок всему человечеству. Ефесянам 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».

4. Поставить спасение в зависимость от свободной воли человека. Бог не хочет нас заставить спасаться. Решение принимает каждый из нас самостоятельно. Об этом говорит Иоанн. 1:12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Таким образом, Божье предопределение не насилует свободную волю и право выбора человека.

Бог запланировал спасение человечества с самого начала. И это спасение должно было осуществиться в Его Сыне Иисусе Христе. Бог это сделал, потому что Он хочет, чтобы все спаслись. Таким образом, спасение — это дар для всех, для каждого человека на Земле. 1Коринфянам 15:20 «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».

И хотя ни один из нас не заслуживает Божьей милости и спасения, всё же Божья благодать распространяется на всякого верующего: Римлянам 1:16 «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину (язычнику)».

Конечно же, спасутся не все люди. У каждого из нас есть свободная воля, и мы можем принять или отвергнуть дар спасения. Но Бог дарует спасение всем! Если кто-то не спасётся, то это не потому, что он не был избран или предопределён Богом, а потому, что он отказался от него сам. Разумеется, Бога винить в этом нельзя, потому что Он сделал всё необходимое для нашего спасения.

1-e Тимофея 2:3-4 «…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

2. СВОБОДНАЯ ВОЛЯ.

Что такое свободная воля?

Свободная воля – это способность принятия собственного решения, способность осуществлять свободный выбор, право на выбор.

Что включает в себя термин «свободная воля»?
Свобода воли подразумевает свободу выбора, то есть:

— условия выбора (есть из чего выбирать);
— возможность выбора (есть право на выбор);
— способность выбора (и способность принимать личные решения).

На иврите и в греческом языке слово «выбирать» подразумевает идею сравнения между собой двух или более объектов или субъектов, выбор одного (или несколько) из них для достижения определённой цели или выполнения определённой функции.

Чаще всего в Ветхом Завете используется слово bachar»:

Когда мужчина выбирал себе жену (Бытие 6:2);
когда Лот выбирал себе землю для жительства (Бытие 13:11);
когда цари и военачальники выбирали солдат (Исход 17:9; И. Навин 8:3; 1 Царств 13:1-2; 2 Царств 10:9, 17:1).
Это же слово используется при описании выбора царя Израилем (1 Царств 8:18, 12:13);
при выборе Яхве своим Богом (Иисус Навин 24:15,22),
при выборе других богов (Судей 5:8; 10:14);
при выборе истинного пути (Псалтирь 118:30);
при отказе от зла во имя добра (Исаия 7:15-16);
при выборе Давидом наказания за свой грех (2 Царств 24:12).

В Новом Завете существует несколько слов со значением «выбирать».

А. Греческое слово «Eklego» используется для описания:
— Общей идеи выбора одного из многих (Лука 14:7);
— Выбора служителей (Деяния 6:5);
— Выбор верующих (Деяния 15:22,25; 2 Коринфянам 8:19);

Б. Греческое слово «procheirotoneo» используется для описания:
— нравственного выбора (Марк 13:20; Лука 10:42);
— выбора Христом 12 учеников (Лука 6:13; Иоанн 6:70; 13:18; 15:16,19; Деяния 1:2,24);
— избрания Павла (Деяния 9:15),

В. Греческое слово «procheirizomai» — Павел избрал Силу (Деяния15:40),

Г. Греческое слово «epilego» — используется при описании:
— выбора Богом Израиля (Деяния 13:17; Римлянам 9:11),
— при описании верующих как род избранный (1Петра 2:9),
— избрании верующих из бедных (Иакова 2:5),
— не самых умных и сильных (1 Коринфянам 1:27-28),
— во фразе «Много званых, но мало избранных» (Матфея 20:16);
— а так же при описании верующих «избранными» (Марка 13:20).

Свободная воля и выбор в Библии.

1. Бог и Его свободная воля

Если проследить историю свободного выбора в Библии, то необходимо начать с личности Бога, который по Своей воле решил и сотворил вселенную и всё, что ее наполняет.

2. Человек, будучи создан по образу Бога, наделён свободной волей.

В Библии сказано, что человек создан по образу и подобию Божию:
Бытие 1:26-27 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Это означает, что человек — как и Бог — является личностью, наделённой сознанием, чувствами и волей. Бог не создал человека роботом, но сотворил его способным думать, чувствовать и принимать решения.

Поразительно, но мы видим, что этот «образ Божий» в человеческой природе не был полностью уничтожен даже грехопадением. Хотя человечество после грехопадения лишилось спасительной благодати, естественная благодать с ним все же осталась. Об этом говорят следующие тексты Писания: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:19,20) и «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14,15). Эта частичная благодать Божья и обеспечивает грешнику возможность не заслужить, а принять даром предлагаемое Богом спасение.

Поэтому грехопадение лишило человека первозданной способности выразить внешним образом то «желание добра», которое существует внутри его сознания. Об этом говорит нам текст Рим. 7:18-19 «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18,19). Оказывается, тело человека после грехопадения вышло из подчинения его духа, но не уничтожило этот дух полностью.

Поэтому грешник не утратил способности нуждаться в Божественной помощи, а вместе с нею мог даже некоторым образом побеждать или господствовать над грехом. Об этом говорит нам следующий текст: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Хотя грешный человек без Божественной помощи не может освободиться от греха полностью, как и не может полноценно делать добро, однако он способен чинить греху некоторое сопротивление, а также осуществлять некоторое содействие добру.

Первый раз мы сталкиваемся с тем, что человек наделён свободной волей во второй главе книги Бытия, когда человек решает, какими именами назвать всех живых существ, которые сотворил Бог: Бытие 2:19-20 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым».

3. Выбор человека в Эдемском саду.

Условия выбора: Жизнь или смерть? Бытие 2:16-17 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Принятое решение: Бытие 3:6 «…и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Последствия выбора Адама и Евы: смерть и проклятие — Бытие 3:16-24.

4. Выбор Авраама.

Несколько раз Аврааму предстояло сделать выбор:
— Когда Господь призвал его идти в Землю Обетованную (Бытие 12:1-4)
— Когда Господь обещал Аврааму потомство (Бытие 15:1-6)
— Когда Господь велел принести в жертву Исаака (Бытие 22:1-18).

5. Призыв Бога к Своему народу перед переходом через Иордан:

Второзаконие 30:19-20 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им».
Бог не только дает человеку выбор и способность сделать выбор, но также Он подсказывает, какой выбор лучше, и объясняет, почему это так:
Выбор: «Смерть или жизнь; благословение или проклятие».
Подсказка, что лучше выбрать: «Избери жизнь».
Причина: «Ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих»

6. Призыв Иисуса Навина избрать Бога и служить только Ему.

Иисуса Навина 24:14-28 «Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь — Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, чрез которые мы проходили. Господь прогнал от нас все народы и Аморреев, живших в сей земле. Посему и мы будем служить Господу, ибо Он — Бог наш».

Дальше написано: «Иисус сказал народу: не возможете служить Господу, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам. И сказал народ Иисусу: нет, мы Господу будем служить. Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа — служить Ему? Они отвечали: свидетели. Итак отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу Богу Израилеву. Народ сказал Иисусу: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать. И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня. И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами; он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред Богом вашим. И отпустил Иисус народ, каждого в свой удел».

7. Призыв Илии выбрать Бога.

История описана в 3 Царств 18:17-39. Ключевыми словами являются слова Илии: «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» — 3 Царств 18:21.

ВЫБОР, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ИЗ НАС.

Перед каждым из нас сегодня стоит тот же самый выбор, который предстояло сделать людям до нас. И Бог его определил так: «жизнь или смерть, благословение или проклятье». Если вы хотите обрести жизнь вечную и проводить свою вечность в близком общении с Богом, познавая своего Великого Творца, то вам нужно избрать Бога. Но самое невероятное заключается в том, что Он избрал нас первым: Римлянам 5:8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

В чем заключается выбор Бога?

Бог избрал спасти только верующих и погубить только неверующих в Иисуса Христа людей. Выбор Бога заключается также в выборе способа спасения: Он выбрал смерть Своего Сына, чтобы мы могли выбрать жизнь. Если бы Господь не пришёл на землю в облике человека и не умер на кресте за наши грехи, то мы никогда бы не смогли выбрать жизнь. Он умер, чтобы мы могли жить! Какой ещё Бог может любить своё творение настолько сильно, что готов умереть за него страшной мучительной смертью?

В чём же заключается наш выбор?

Мы решаем: принять Иисуса Христа своим Спасителем или нет.
Иоанна 1:11-13 «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

Мы выбираем вечную жизнь или вечную смерть:
Иоанна 3:16-18 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

Мы выбираем спасение или осуждение:
Марк 16:16 «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».

Мы выбираем, повиноваться Божьим заповедям или нет:
1 Иоанна 3:23-24 «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам».

Мы выбираем «творить Божью волю» или нет (Иоанна 7:17):
1 Иоанна 2:17 «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». Воля Божья, чтобы все спаслись: 1 Тимофею 2:3-4 «…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ НАШЕГО ВЫБОРА.

В ветхозаветные времена у людей был выбор и часто Бог давал людям выбор, чтобы испытать их. И от их решения и выбора зависела их последующая жизнь и судьба.

У Адама с Евой было право выбора, и они сделали неправильный выбор, последствия которого отразились на каждом из нас.

У Авраама было много ситуаций, когда ему предстояло сделать свой выбор.

Народ израильский постоянно находился в положении выбора.

Даже Иисус сделал выбор — отдать Свою жизнь за нас: Иоанна 10:18 «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего».

Мы тоже постоянно стоим перед каким-то выбором. Нам постоянно приходится принимать решения, делать выбор между чем-то и чем-то. И что самое интересное, решения, которые мы принимаем, свидетельствуют о наших истинных убеждениях. Бог испытывает нас и нашу веру, ставя нас перед выбором.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Знание и предопределение – две разные вещи. Знание не равно предопределению. Бог знает человека также, как родители знают своего ребёнка и могут предположить, как он поведёт себя в той или иной ситуации. Но их знание своего ребёнка не влияет на поведение и выбор ребёнка. Также и Бог знает каждого из нас, и, тем не менее, Он не довлеет над нашей свободной волей. Он может подсказать, как поступить, но Он не заставляет тебя делать тот или иной выбор. Если есть выбор, значит, есть свободная воля. Божье всезнание не программирует нас и не принимает за нас решения.

Если бы Бог нас запрограммировал, то уж наверняка, мы бы были совсем другими: такими, например, каким был создан Адам – совершенным. И тогда в нашем мире не было бы ни наркоманов, ни убийц, ни насильников. Но наш мир далёк от совершенства. И это не потому, что Бог запрограммировал мир таким ужасным образом. Бог его таким не программировал. Таким мир стал в результате свободного выбора, который сделал человек.

А если бы Бог действительно нас запрограммировал, то у автора вопроса даже не возникло бы вопроса о свободной воле и предопределении. Ведь этого наверняка не было бы у него в программе мозга, как у кота не возникает вопроса о том, как работает компьютер. У животных нет свободной воли, а у человека есть.

Что же касается предопределения, то Библия не скрывает две вещи, которые предопределены Богом. Первая заключается в том, что каждому человеку в своё время надлежит умереть и предстать на суд Божий: Послание Евреям 9:27 «…человекам положено однажды умереть, а потом суд». А второе, что предопределил Господь, это критерии Своего Суда: если человек при жизни не примет Иисуса Христа, то после смерти его ждёт ад: Иоанна 3:16-18 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».