Проблема отчуждения в философии. Личность и общество. Проблема отчуждения

Отчуждение понимается как разобщенность людей, их неспособность к дружбе и любви, неуверенность в себе, моральный нигилизм и т. п.

Укажем на главные концепции отчуждения. В концепции общественного договора (Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо и др.) говорилось о том, что в условиях частной собственности человек отчуждает в пользу государства свои естественные права; государство должно гарантировать гражданам безопасность, защиту собственности и т. д. Но это отчуждение создает возможность порабощения человека государством.

Гегель говорил об отчуждении человека от созданных им результатов «физического и духовного умения». При этом отдельный человек отчуждается от «всеобщей жизни», становится зависимым от «чужой силы» – государства, права, морали и т. д.

По Марксу отчуждение – это:

Потеря права распоряжаться собственной деятельностью;

Отчуждение продуктов труда от производителя;

Отчуждение от достойных условий существования;

Взаимоотчуждение;

Утрата людьми своей социальной содержательности.

Маркс считал, что источником отчуждения является частная собственность.

Отчуждение – это процесс превращения результатов и продуктов деятельности человека в нечто, не зависящее от него и господствующее над ним. Вследствие этого деятельность лишается творческого содержания. В классическом капитализме, о котором говорил Маркс, рабочий отчуждается от продукта своего труда. При частном характере присвоения рабочие не могут испытывать привязанности к продукту своего труда. Конвейер уничтожает творческое начало в работе. Это было в прошлом. Но исчезло ли это теперь?

Отчуждению подвергается не только рабочий. Характерная черта нашего времени – участие большого числа ученых, конструкторов, дизайнеров и людей других специальных профессий в монополизированном промышленном производстве. Эти люди также отчуждаются от продуктов своего творчества.

Отчуждение затрагивает художественную творческую интеллигенцию. Бессодержательность, бездуховность многих произведений литературы, киноискусства, музыки и т. д. часто соотносят с «низким вкусом» масс. А ведь фактически эти произведения – результат отчуждения их создателей, в результате чего эти произведения не являются плодом свободного воображения, а должны следовать стандартам «массовой» культуры.

Предприниматель тоже в известном смысле подвержен отчуждению. Он отчужден от работников. Они нужны ему для работы на его предприятии, и он относится к ним в некотором смысле как к придаткам машин.

Обычно считается, что к отчуждению приводит безграничное господство частной собственности. Но есть и другая сторона медали. Практика XX в. показала, что к отчуждению приводит и безграничное господство общественной собственности. Общественное – значит, не мое, ияк нему отношусь соответствующим образом. Это явно проявилось в тоталитарных режимах. Выход из крайностей, порождающих отчуждение, видимо, на базе сочетания частной и общественной собственности.

Отчуждение имеет свои истоки не только в экономических, но и в определенных социально-политических отношениях, когда осуществляется отстранение народа от руководства государством, специфическая обработка общественного мнения, подавление индивидуальности, разобщение людей и т. п.

Процесс отчуждения происходит и в духовной жизни общества. Превращение личности в объект эксплуатации, политического подчинения, манипулирования личностями со стороны господствующих групп порождает в сознании человека разрыв между его желаниями и социальными нормами, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества и т. д. Внешний социальный мир воспринимается как чуждый и враждебный личности. Дюркгейм говорил об «аномии» как утрате людьми понимания значимости социальных норм, исчезновении чувства солидарности человека с той или иной социальной группой.

Отчуждение как психологическое явление – это внутренний конфликт, неприятие чего-то, что как бы находится вне человека, но связано с ним. Отчуждение в ряде случаев специально формируется. Примером могут быть межэтнические и межнациональные отношения. Отчуждение здесь находит свое выражение в шовинистических образах «чудовищ», когда тот или иной народ представляется как неполноценный, недочеловеки и т. п. Ненавистник, ставящий себя в исключительное положение, приписывает другим все то жестокое и бесчеловечное, к чему он сам ощущает стремление.

Общение и обособление – противоречивая извечная ситуация в жизни личности. Иногда человеку хочется общаться, иногда побыть наедине, и в этом нет ничего плохого. Лишь бы не впадать в крайности. А эти крайности – конформизм, с одной стороны, когда человек в чрезмерном общении теряет индивидуальность, и отчуждение, с другой стороны, когда человек самоизолируется от других людей, видя в них своих врагов. Чтобы преодолеть корни отчуждения, нужно уничтожить экономическую эксплуатацию, демократизировать всю общественную жизнь, гуманизировать человеческие отношения.

Страница 24 из 32

ОТЧУЖДЕНИЕ. ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

С проблемой “человек – общество” тесно связано понятие отчуждения. “Отчуждать” – это, по В. Далю, “делать чуждым, чужим”, “устранять”, “отбирать”, “передавать иному”. В юриспру-денции этим словом обозначается акт передачи прав собственности на что-либо от одного лица
к другому. В религии говорят об отчуждении как о смерти индивида, о прекращении его физической деятельности: душа человека отчуждается от его тела, а тело от души; прекращается активная деятельность человека в мирских делах. Речь идет о процессе отъединенноcти одного от другого, о разъединении некоего целого на элементы, о ликвидации единого, целого.
В социальной философии отчуждение касается деятельной личности и степени полноты проявления сущностных способностей человека. Но и это понимание требует уточнения. Человек, как известно, со времени существования родоплеменной общности был чужд природным силам
и находился под их гнетом, не имея возможности сколько-нибудь существенно влиять на них (да
и до сих пор человек оказывается беспомощным перед землетрясениями, наводнениями, торнадо, не говоря уже о постоянном воздействии на него солнечной активности). Чуждость еще не означает отчужденности в философско-социальном плане, хотя и может быть с ней связана в случае негативного воздействия человеческой деятельности на природу и соответствующих экологи-ческих бумерангов на все человечество.

Отчуждение – превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним.

Одним из первых философов, обративших внимание на феномен отчуждения, был английский философ Т. Гоббс. Он обосновал взгляд на государство как на результат деятельности людей, согласившихся на его учреждение, но это государство отняло у людей все права, кроме, быть может, права на жизнь, стало им чуждым, подавляющим их творческие способности. С его точки зрения, до возникновения государства люди находились в состоянии “войны всех против всех” (“bellum omnium contra omnes”). Человек, с одной стороны, злобен (хуже, чем зверь), эгоистичен, завистлив, недоверчив по отношению к иным людям, соперничает с ними, жаждет славы, власти над людьми и т.п. С другой стороны, страх одиночества, страх смерти, способность размышлять, что ему выгоднее, а что нет (т.е. наличие разума), являются основой второй тенденции в его природе – тенденции к солидарности, соглашению. Угроза всем погибнуть в войне всех против всех вынуждает разум в конце концов прийти к заключению, что нужно искать согласие на путях отказа от своих прав. Такое отречение, или отчуждение, отмечает Т. Гоббс, является доброволь-ным актом. Мотивом и целью при отречении от права, или отчуждении его, является гарантия безопасности человеческой личности. Взаимное перенесение права определяется Т. Гоббсом как договор. На этой основе и возникает государство, или Суверен, Левиафан. Оно имеет перед собой подданных, лишенных почти всех прав. Все права отдельных людей, за исключением права на сохранение собственной жизни (да и их жизнями оно может распорядиться в случае войн и других обстоятельств), переданы Суверену, в силу чего только одна его воля может выражать волю
и мнение всего общества. Отдельный человек отныне не может считать свое мнение правильным или неправильным, не может судить о справедливом и несправедливом. Свобода отдельного человека – только в свободе Суверена. Если нарушается свобода Суверена, то он вправе принять меры принуждения и силой положить конец “анархии”. Суверен может выступать в форме абсолютной монархии, аристократического государства или демократии. Т. Гоббс считает наилуч-шей формой государства абсолютную монархию, а из демократии – демократическую диктатуру (по сути, он обосновывал важность тоталитаризма). Он полагал, что любая диктатура – лучше, чем догосударственное состояние, которое есть беспрестанная война всех против всех. С точки зрения Т. Гоббса, подданным следует безропотно подчиняться прихотям и своеволию властителей. Таким образом, Левиафан (или государство в любой его форме) сосредоточивает в себе все права подданных, уравнивает людей между собой, становится чуждым индивидуальным интересам
и обладает исключительным правом распоряжаться их судьбами. То, что было создано людьми, обращается против них же, во всяком случае, становится чуждым людям.

Примерно через столетие после трактата Т. Гоббса “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского” (1651) вышла в свет работа французского философа
Ж..Ж.. Руссо “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762). В отличие от Т. Гоббса Ж..Ж.. Руссо считал, что в “естественном состоянии” человечества не было войны всех против всех; не конфликтность стала причиной общественного договора; гармоничные отношения между людьми были нарушены имущественным неравенством, что и вызвало необходимость в таком договоре. Подлинный суверен – народ, но его права, частично переданные государству, были использованы во вред ему. Во многих странах государство стало нарушать волю народа, выраженную в договоре, и содействовать неограниченному господству частной собственности в обществе. Стала расти тенденция к политическому деспотизму. Именно деспоти-ческое устройство государства оказалось чуждым человеку и негативно воздействующим на его способности, его ум, нравственность. Народ, как утверждал Ж..Ж. Руссо, имеет право на револю-ционное свержение деспотической власти. Результатом такой революции может стать всеобщее имущественное равенство и непосредственная демократия, являющиеся основой заключения подлинного общественного договора и устранения отчужденности государства от народа.

Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер (1759-1805) одним из первых обратился к анализу отчуждения, имеющего причиной разделение труда. Его исходная позиция состояла в утверж-дении, что природа человека изначально целостна и заключает в потенции самые разнообразные способности; реализуя лишь некоторые из них, человек не обретает подлинного счастья; ощущение же неполноты самореализации (если, конечно, он способен осознать это) делает его несчастным. Разделение общественного труда духовно калечит человека. Будучи вечно прикованным к отдельному малому кусочку целого, указывает Ф. Шиллер, сам человек становится куском. Слыша вечно однообразный шум колеса, которое он приводит в движение, человек не способен гармонически развить своего существа, и вместо того чтобы выразить человечность своей природы, он становится отпечатком своего занятия. Отмечая расколотость человека, его способностей и корни этого – в разделении труда, он уподобляет современное ему общество искусному часовому механизму, в котором из соединения бесконечного множества безжизненных частей возникает в целом механическая жизнь. В “Письмах об эстетическом воспитании”
Ф. Шиллер указывает, что односторонним пользованием сил индивид приходит к заблуждениям, но зато род – к истине. Последнее все равно не оправдывает того, что мы называем заблуждением: индивид все более становится односторонним. Даже приближение к истине нельзя считать позитивным процессом, раз только оно должно быть куплено ценой оскудения личности. Сколько бы ни выигрывал мир, как целое, от раздельного развития человеческих сил, утверждает
Ф. Шиллер, все же нельзя отрицать того, что индивид страдает под гнетом мировой цели. Как видим, даже интересы целого, по Ф. Шиллеру, не оправдывают отчужденности отдельного человека от этого целого. И Ф. Шиллер указывает, что в обществе все дробящегося профес-сионализма и непрерывно дифференцирующегося разделения труда происходит нарастание расчлененности того, что ранее было целым и единым: государство и церковь, законы и нравы, средство и цель, наслаждение и работа и т.д. Одно становится чуждым другому, а отчужденное все более гнетет то, от чего нечто отчуждается. Где же выход? С точки зрения Ф. Шиллера, лишь искусство может преодолеть раздробленность человека, восстановить его целостность.

Проблема отчуждения разрабатывалась на философско-идеалистической основе в немецкой классической философии (Фихте, Шеллингом, Гегелем); сопряженными с понятием отчуждения были при этом духовные целостности, отчуждавшие от себя противопо-ложные структуры.
У Гегеля, например, таковой была Абсолютная Идея. Сама по себе она прони-зана у него принципом диалектического развития, однако, при отчуждении от нее природы этот принцип оказывался лишенным развития в материальном мире, а Идея получала неадекватную ей форму.
В учении о субъективном духе Гегель показывает становление сознания, результаты которого отчуждаемы в форме государства, религии, искусства и т.п. По Гегелю, Абсолютный Дух преодолевает отчуждение посредством познавательной деятельности; индивидуальное познание проникает через отчужденные формы в сущность развивающегося Абсолюта и сливается с ним в высшем единстве.

Л. Фейербах много внимания уделил разработке антропологической философии человека
и критике религии. Он считал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою сущность; она оказалась отчужденной и ему противостоящей. Л. Фейербах полагал, что религиозное отчуждение разрушает личность человека. “Чтобы обогатить Бога, – говорил он, – надо разорить человека; чтобы он был всем, человек должен сделаться ничем”. Религиозное отчуждение, считал он, должно быть ликвидировано на основе любви человека к человеку, перехода каждого к “религии любви”.

У К. Маркса проблема отчуждения была связана с анализом частной собственности
и товарного производства. Одна из немногих его работ, где такой анализ был неотрывен от гуманистической направленности – “Экономическо-философские рукописи 1844 года”. Здесь даже идея коммунизма, позже политически заостренная, трактовалась под углом зрения гуманистической природы человека и как средство избавления от отчуждения.

Но вернемся все-таки к той марксовой концепции отчуждения, которая позднее превали-ровала в его политэкономических трудах. К. Маркс подчеркивал отчужденный характер средств производства и производимого наемным рабочим товара и прибыли при капитализме (везде у него речь шла, конечно, о капитализме его времени). К. Маркс утверждал, что прибыль выступает как простое присвоение чужого прибавочного труда, возникающее из превращения средств производства в капитал, т.е. из их отчуждения от действительных производителей, из их противоположности как чужой собственности всем действительно участвующим в производстве индивидуумам, от управляющего до последнего поденщика.

Всю историю человечества, отмечал К. Маркс, характеризует подневольность, принудитель-ность труда. Человек должен был бы, по логике вещей, удовлетворять в труде свою самую подлинно человеческую потребность – потребность в творчестве. Однако труд служит для него лишь средством к удовлетворению самых элементарных потребностей. К труду относятся как
к проклятию, его исполняют с отвращением, от него бегут, как от чумы. В процессе труда – этой самой человеческой из потребностей – рабочий не чувствует себя человеком, он выступает здесь лишь как подневольное животное, как живая машина. Сама трудовая деятельность наемного рабочего, будучи физиологически неотделимой от его тела, оказывается отчужденной от него, поскольку она находится уже в распоряжении владельца средств производства. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность, не позволяет развиться ему как творческому существу. Капитализм является чуждым человеческой сущности; отношение к нему человека труда антагонистично.

Приведенный материал – не просто дань истории философии, истории рассматриваемого понятия. Сама проблема отчуждения очень непроста и нуждается в иллюстрациях, примерах, пояснениях. Что от чего, или от кого отчуждается? В чем состоит критерий (или отправной рубеж) отчуждаемости? Если индивид живет спокойно, удовлетворен своим образом жизни, не желает даже думать об отчуждении от него чего-то, то зачем, спрашивается, говорить, будто он отчужден?

Эта проблема, конечно, и практическая, и теоретическая. От степени ее разработки зависит трактовка как сути самого человека, смысла его жизни, так и сущности общества, назначения исторического процесса.

Уже краткий экскурс в историю философии показывает, что человек в концепции отчуждения берется как человеческая родовая сущность; это как бы общая сущностная модель человека, или, лучше сказать, имеющаяся в нем программа, которая может реализоваться частично или полностью, но может и не реализоваться. С этой точки зрения какие-то личности могут оказаться и оказываются лишь частично наделенными подлинно человеческими чертами, некоторые из людей – античеловечными, а часть из них – находящимися на высоком уровне развития своих способностей, своего менталитета, своей человечности.

Понятие “отчуждение” требует, чтобы к человеку были приложимы понятия “существо-вание” и “сущность ”. Недостаточно, чтобы индивид существовал, важно, чтобы он обретал
и в конце концов обрел заложенную в него сущность (как программу развития).

В понятии “сущность человека” как идеале, отмечают Г.Г. Кириленко и Е.В. Шевцов, воплощены стремления человека к абсолютному добру, абсолютной истине, красоте, свободе,
в конечном счете – к абсолютному бытию. Личность как абсолютное и законченное воплощение сущности человека в отдельном индивиде – нечто недостижимое. В этом смысле можно говорить только о Божественной Личности, в которой полностью совпадают сущность и существование.

В индивиде заложены возможности движения по пути нравственного и умственного развития по направлению к Богу, к воплощению его качеств. Для него Бог мог бы стать символом человеч-ности. Стремясь к этому, человек обретает ценностный ориентир жизни. Если существование необязательно связано с долженствованием, то реализация заложенной в человеке программы имеет обязательным условием должное. Без воли, без целеустремленности на человечное и разум-ное индивид не может стать человеком по своей сущности.

В XX столетии расширился состав форм отчуждения и их причин как за счет появления действительно новых форм, так и благодаря усилению внимания ученых, философов, психологов, социологов, деятелей культуры к самой проблеме отчуждения, выявляющих новые формы отчуж-дения. К исследователям этого феномена относятся Э. Дюркгейм, О. Шпенглер, М. Вебер,
Г. Зиммель, А. Швейцер, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, К. Ясперс, Ж..П. Сартр, Э. Фромм,
X. Хайдеггер, К. Хорни, Г. Маркузе, X. Арендт и др.

XX век показал бессилие индивида перед массовым уничтожением людей в двух мировых войнах, перед государственным терроризмом. Страх за жизнь человека, его судьбу и судьбу всей цивилизации сопровождали также многочисленные (во второй половине столетия) испытания атомных бомб и неспособность руководящих сил ряда ведущих стран справиться с факторами, вызывающими экологическую катастрофу; этот страх и по сей день живет в людях, репрессируя их сознание (их внутреннюю программу). В XX веке общество (как и отдельные люди) столкну-лось с так называемой научно-технической революцией, принесшей не только материальные блага, но и негативное изменение характера труда (взять, к примеру, работу на конвейере); трудовая деятельность оказалась связанной с автоматизацией и с более мощной, чем ранее, машинизацией. Создание компьютеров, решающих одни проблемы, все больше втягивает человека в мир, чуждый высоких идеалов человеческой культуры. Негативную роль (в разверты-вании творческих способностей человека) играет и телевидение, в наше время назойливо заполненное сомнительной рекламой и фильмами, пропагандирующими убийства, насилие, порнографию. Формируется спектр ложных потребностей человека, привязывающих человека
к обществу. Имеется и другая сторона в деятельности средств массовой информации. Она состоит в том, что они стандартизируют мышление, обезличивают индивидов. Г. Маркузе отмечает, что одномерное мышление систематически насаждается изготовителями политики и их наместниками в сфере массовой информации, универсум их дискурса внедряется посредством самодвижущихся гипотез, которые непрерывно и планомерно повторяясь, превращаются в гипнотически действующие формулы и предписания. А. Швейцер обращает внимание на антигуманный характер бытия человека, ведущий к отчуждению. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди, утверждает он. Сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Он ищет не познания и развития, а развлечения – и такого, какое требует минимального духовного напряжения. Нормальное отношение человека к человеку стало затруднительным, полагает А. Швейцер. Человек утрачивает чувство родства со своим ближним
и скатывается таким образом на путь антигуманности. А. Швейцер утверждает, что не только между экономикой и духовной жизнью, но также и между обществом и индивидом сложилось пагубное взаимодействие. Если когда-то (в век Просвещения) общество поднимало людей, то теперь оно нас подавляет. Деморализация индивида обществом идет полным ходом.

В настоящее время одной из существенных форм отчуждения в нашей стране является сужение возможности получения гражданами высшего образования (заметим – и это при росте спроса на образование!). Это сужение обусловлено ростом платных “элитных” школ, что снижает конкурентоспособность учащихся обычных общеобразовательных школ; отсутствием возможности использования репетиторства для большинства школьников, нарастающим числом платных вузов, факультетов, отделений и т.д., наконец, нищенской стипендией студентов
и аспирантов большинства вузов, не позволяющей нормально учиться без “подработки”, низкой зарплатой преподавателей вузов. Все это приводит к тому, что нередко обрывается путь развития многих молодых людей – они лишаются возможности самореализации, проявления своих творческих возможностей. Вынужденные “устраиваться” в нежеланный вуз или на работу, эти люди утрачивают свою индивидуальность. Здесь мы имеем не только потерю индивидами своих сущностных характеристик. Пресловутая утечка мозгов тоже дает печальный результат – отчуждение общества от собственного интеллектуального богатства. (Мы не касаемся темы кризисогенных факторов образования вообще, все чаще звучащей в отечественной и зарубежной научной литературе.)

Отчуждение в нашем обществе порождается и экономическими проблемами, в особенности, низким прожиточным минимумом большинства семей. Эти обстоятельства также ведут к потере основных сущностных характеристик человека, обеднению его природы. В этих условиях труд человека, как правило, меньше всего является выражением высшей потребности индивида – творчеством, он все больше оказывается лишь попыткой обеспечения выживания. Низкий уровень жизни (по некоторым данным, в России сейчас за порогом бедности – около 27% населения) огра-ничивает доступ к образованию, приобщение к культуре, что оказывает негативное воздействие на ум, нравственность, способствует затуханию духовного начала в человеке (или вообще репрессирует его духовные задатки). Материальные трудности, препятствуя общению с близкими людьми (особенно живущими на значительном расстоянии), исключают возможность помощи более слабым – это, в свою очередь, снижает милосердие и ведет к антигуманности. Лишение человека возможности путешествовать, видеть и познавать свою страну еще более отчуждает человека от природы, от других людей, втягивая его глубже в машинообразную одномерность.

В русской литературе советского периода преобладала точка зрения, согласно которой основной причиной отчуждения является частная собственность. Отсюда следовал вывод, что для ликвидации отчуждения необходима социалистическая революция, устраняющая частную собственность. А так как эта революция произошла, то и человеческой сущности представлены все условия для ее развертывания и созданы все условия для счастья человека; проблемы отчуждения в нашем обществе уже нет. Но это было ложное представление. Некоторые философы придерживались иного взгляда на отчуждение. Наиболее глубокими исследователями причин отчуждения, выводившими ее за пределы частной собственности, были В.Ф. Асмус, Г.Н. Волков
и А.П. Огурцов.

В ряде работ последних лет главной причиной отчуждения называется разделение труда. Кстати, в “Экономическо-философских рукописях 1844 года” К. Маркса не было упрощенного сведения всех причин отчуждения к частной собственности: на первое место в генезисе отчуждения ставилось разделение труда и только вслед за этим, как исторически второе явление, – частная собственность на средства производства.

Одномерность человека в значительной мере снимается искусством, приобщением его к эстетическим ценностям. В этом справедливость выводов немецкого поэта и философа Ф. Шиллера.

Многими философами, писателями, деятелями культуры, науки, образования признается, что путь к развитию человека лежит через всестороннее развитие его способностей. Но как это понимать? Как одновременное способствование вызреванию в нем многих и самых разных талан-тов, чтобы он, к примеру, одновременно был и хорошим ученым, и первоклассным машинистом тепловоза, и крупным военачальником, и т.п.? Такая возможность, в принципе, не исключается. Но более эффективный путь другой, и он доступен обществу, его государственной и гражданской организации. Достижение всесторонне развитой личности, т.е. максимально преодолевающей отчуждение и одномерность, означает следующее (и здесь можно согласиться с мнением филосо-фа Э.В. Ильенкова): создание таких реальных условий, при которых каждый человек мог бы беспрепятственно выходить в процессе своего общего образования на передний край человеческой культуры, на границу уже сделанного и еще не сделанного, уже познанного и еще не познанного,
а затем свободно выбирать, на каком участке культуры (или деятельности) ему сосредоточить свои личные усилия: в физике или в технике, в стихосложении или в медицине. Иначе говоря, общество должно всесторонне и особенно в нравственно-духовном отношении развивать человека.

Отдельные формы отчуждения устранимы мерами различной сложности, в разные сроки. Наиболее доступны общественному воздействию те формы отчуждения, которые связаны
с потерей духовного начала в человеке, потерей милосердия, особенно в подрастающем поколении, потерей тяги к творчеству, культурным ценностям.

На первое место (по возможностям и силе своего воздействия) выступает школа – ее роль
в формировании личности ребенка, подростка. Целью образования, отмечал ученый-педагог, философ и публицист С.И. Гессен, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным, достижениям человечества. Ее целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, в ее духовности. Несмотря на экономические трудности, замученность инновационными экспе-риментами, мы верим, что школа сохранила свои главные орудия: это квалифицированные, преданные своему делу педагоги, это замечательные традиции русской школы, это великая оте-чественная художественная литература и творческое наследие практиков и теоретиков педагогики.

Противостояние нарастанию платных форм обучения, особенно высшего образования, улучшение материальных условий студентов и аспирантов – также барьер на пути отчуждения.
В качестве борьбы с бездуховностью, цинизмом, жестокостью – отчуждением человека от его самых сущностных качеств – мы видим движение общественности, и в первую очередь родителей, педагогов, психологов, социологов и т.д., против засилья в СМИ, на телевидении, в поп-литературе, поп-музыке тем пропаганды насилия, эгоизма, стяжательства и т.п. Должен быть (и может быть) введен контроль допуска на массовый рынок передач, книг, журналов, кассет, дисков подобного рода. Одновременно должен быть расширен доступ населения к центрам культуры и искусства – организация бесплатных выставок (вспомним передвижников!), концертов, чтений, создание микрорайонных и дворовых библиотек, спортивных школ, клубов по интересам, домов детского
и юношеского творчества.

Реализации этих и многих других мероприятий помогло бы всемерное развитие (лучше сказать – организация движения) различных форм благотворительности обществ милосердия, профи-лированных фондов, единовременных кампаний и др. Само участие людей в этом движении благотворно скажется на обретении ими чувства милосердия, сопричастности к жизни другого человека.

В последние годы все больше внимания уделяется положительным следствиям, связанным
с широкой информатизацией и компьютеризацией общества. Переход к новому уровню технологий позволит почти полностью освободить людей от тяжелого физического труда, во много раз увеличить свободное время, резко поднять (в России это звучит особенно актуально) уровень материального благосостояния людей и решить много других жизненно важных вопросов.

В преодолении факторов отчуждения, их последствий большую роль играет сам индивид, его воля и мужество, а этому способствует, на наш взгляд, вовлеченность его в творческий созида-тельный процесс.

Проблема отчуждения, точнее, проблема его устранения из жизни общества и человека, многими специалистами признается почти тупиковой, но просветы в ее решении, сколь бы сложной она ни была, как видим, все же имеются. Общество во всех своих проявлениях по отношению к человеку должно стать подлинно человечным. И деятельность общества, и деятель-ность человека должны быть устремлены на созидание человечности.

К своему обоснованию родовой сущности человека Маркс подошел через преодоление антропологического материализма Фейербаха, а вместе с тем и отождествления природы человека и сущности человека в “Экономическо-философских рукописях” 1844 г. “Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений”.
“...Сущность человеческого индивида первоначально находится не в нем самом, а вне его, в мире общественных отношений; именно это Маркс открыл и впервые сформулировал в “VI тезисе о Фейербахе”. Согласно этой точке зрения индивид приобщается к сущности человека по мере социализации, т.е. приобщения к интересам и делам общества.
В период с 1843 по 1848 гг. в мировоззренческой позиции Маркса произошел коренной перелом. Отрешившись от абстрактного гуманизма “Экономическо-философских рукописей 1844 г.”, Маркс сознательно становится на позицию защиты интересов пролетариата и революционного преобразования общества, что и нашло свое отражение уже в XI тезисе о Фейербахе. Главная идея “Тезисов о Фейербахе” – признание революционно-преобразующей деятельности в качестве основы мировоззрения рабочего класса. В качестве субъекта этой деятельности был недвусмысленно назван рабочий класс. Как не существует деятельности вне общественных отношений, так нет иного, кроме деятельности, способа бытия общественных отношений. А это значит, что сущность человека не просто социальная, она есть одновременно и деятельная сущность.
В такой определенности человек предстает не только как продукт общества, но и как его творец, созидатель, он есть одновременно и автор, и действующее лицо своей собственной драмы.
Каков теоретический статус понятия “природа человека” в марксистской концепции человека? Вопрос актуальный, поскольку в современной философской литературе существует две крайности в толковании природы человека. Во-первых, под природой человека понимается биологическая природа как естественный базис социального бытия человека. Во-вторых, понятие природы человека трактуется как тождественная понятию “сущность” человека.
Маркс вкладывает иное содержание в это понятие, лишая природу человека атрибута неизменности, характерного для натуралистических концепций прошлого. Основным признаком природы человека, по Марксу, является производительная деятельность, так что, развивая производительные силы, человек изменяет и свою собственную природу. В силу этого “...вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы”.
В “Капитале” Маркс, употребляя термин “природа человека”, придавал ему и другие, отличные от вышеназванного, значения. Во-первых, для обозначения биологического начала в человеке. Так, рассматривая взаимосвязь производительности труда с естественными условиями производства, Маркс отмечал, что “...последние могут быть целиком сведены к природе самого человека, к его расе и т.п. и к окружающей человека природе”. Во-вторых, для обозначения биосоциальной характеристики человека, включающего единство сущности и существования. В таком значении термин “природа человека” применялся для обозначения признаков, отличающих человека “вообще” от животных: прямохождение, членораздельная речь, целеполагающая деятельность, чувственно-эмоциональный мир и т.д. “Мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху”. В-третьих, для обозначения тех социальных качеств, которые характеризовали его как представителя конкретно-исторической эпохи.
Так, приведя аристотелевское определение человека как “политического животного”, Маркс в примечании пишет: “Аристотелевское определение утверждает, строго говоря, что человек по самой своей природе есть гражданин городской республики. Для классической древности это столь же характерно, как для века Янки определение Франклина, что человек есть созидатель орудий”.
Можно было привести и другие значения, вкладываемые Марксом в понятие “природа человека” в своих поздних произведениях. Следует особо подчеркнуть, что в “Капитале” Маркса понятие “природа человека” не отождествлялось с понятием “сущность человека” и не использовалось в качестве исходного методологического принципа для объяснения социальных явлений.
Понятия “сущность человека” и “природа человека” отражают различные уровни теоретического анализа проблемы человека. Если понятие “сущность человека” отражает связь конкретно-исторического типа общественных отношений с характером человеческой деятельности, и его применение дает возможность судить о человеке первобытнообщинной формации, рабовладельческой формации и т.д., то понятие “природа человека” отражает иной, более конкретный уровень теоретического анализа проблемы. Оно применяется для характеристики многообразия специфически человеческих черт, признаков, особенностей, включающих как биологические, так и социальные аспекты, поддающиеся экспериментальной проверке и наглядно-чувственному созерцанию.
Понятие “природа человека” дополняется и постоянно обогащается по мере развития конкретных наук о человеке, что, однако, не является достаточным основанием для изменения понятия “сущность человека” и для выводов о плюрализме сущностей человека.
Таким образом, из анализа марксовой концепции сущности и природы человека можно сделать вывод: сущность человека социально деятельна, а природа человека биосоциальна.
Из этого анализа также следует вывод о различии трактовок родовой сущности человека в философии Гегеля и Маркса. Гегель представлял интересы консервативной части немецкой буржуазии, поэтому его концепция человека не содержала указания на реального субъекта радикальных преобразований общества. Маркс представлял интересы пролетариата – “могильщика” капитализма, который и был коллективным субъектом революционных преобразований.

Проблема отчуждения была одной из тех проблем, которые живо волновали мысль молодого Маркса. Он обращается к ней с начала 1840-х годов., а ее первый проникновенный анализ мы находим в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Можно в целом проследить эволюцию взглядов Маркса на понятие отчуждения и выделить некоторые этапы этой эволюции, от острой постановки проблемы до ее окончательного снятия. Мы имеем в виду, в основном, «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Немецкую идеологию» и «Экономические рукописи 1857 - 1858 гг»..
Нет сомнения, что интерес к проблематике отчуждения возник у Маркса в результате усвоения им гегелевской системы. С другой стороны, очевидно, что значительную роль сыграла здесь и антропологическая философия Фейербаха. Но для того, чтобы понять всю специфику марксистского подхода к вопросу, нужно обязательно учесть тот контекст, в котором он проявился. Маркс подошел к проблеме отчуждения, движимый не чисто спекулятивным интересом, как Гегель, и не просто с позиций абстрактно преподнесенного гуманизма, как Фейербах. Проблема отчуждения встала перед ним во весь рост на фоне центральной проблемы, занимавшей все его внимание. Этой центральной проблемой была эксплуатация человеческого труда на протяжении всей истории человечества и, особенно, в условиях капиталистического общества. Таким образом, можно сказать, что в основе гуманизма Маркса с самого начала лежало понятие не «спекулятивного человека» (Гегель) и не «природного человека» (Фейербах), а «трудящегося человека». Это особенно важно подчеркнуть, так как именно этот аспект замалчивают вышеупомянутые буржуазные идеологи, рассуждающие о гуманизме молодого Маркса и антигуманизме позднего. Мы увидим, что, если понимать под гуманизмом не отвлеченно-абстрактный стереотип, исходящий из понятия человека вообще, а конкретное умонастроение, основывающееся на остром осознании социальной несправедливости и угнетения человека, то марксов гуманизм 40-х гг. не только не исчез впоследствии, а, напротив, усиливался и обострялся в каждой новой его работе.
В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс, можно сказать, ещё придерживается фейербаховской точки зрения на отчуждение. Разница в том, что он переключает внимание на факт, оставшийся вне поля зрения Фейербаха. Этот факт - эксплуатация человека человеком, конкретнее же - непосильный труд рабочего, беднеющего по мере обогащения своего хозяина-капиталиста. Маркс вводит для объяснения этого факта выражение «отчуждение труда». С этой целью он анализирует четыре основных фактора указанного явления. Первая фаза отчуждения характеризуется им как самоотчуждение рабочего в процессе производства. Это значит, что рабочий, трудясь, как бы отделяется от своего труда и приобретает по отношению к нему внешнюю позицию. Труд не принадлежит ему, выступая в качестве некой самостоятельной сущности. Причину этого Маркс усматривает в принудительном характере труда. Рабочий «в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух».
Следует отметить, что здесь Маркс исходит еще и из фейербаховской концепции отчуждения, перенося ее с религиозной плоскости на экономическую. Первая фаза отчуждения понимается им вслед за Фейербахом как неспособность человека обнаружить в своей деятельности нечто адекватное своей собственной сущности. Из этой первой фазы вытекает вторая. Она связана с тем, что не только сам труд во всем процессе его протекания отчуждается от рабочего, но отчуждается и результат труда, или опредмеченный труд. Конечный продукт не принадлежит рабочему, более того, он закабаляет рабочего, ибо усилия, затраченные последним на создание чего-либо, оборачиваются против него самого.
Отсюда с необходимостью следует, что индивид отчуждается от своей собственной сущности. Труд, по образному выражению Маркса, «расчеловечивает» (entmenschlicht) человека. Создавая ценности, человек сам теряет ценность; от человека отчуждается его собственная ценность, но она не испаряется в ничто, а модифицируется в некоего рода «инобытие». Ценность индивида поглощается общественными отношениями, и тут появляется своеобразный феномен общественной жизни, который Маркс позднее обозначил как «товарный фетишизм». Что означает термин «товарный фетишизм»? По Марксу, он характеризуется двумя признаками. Во-первых, это овеществление общественных отношений в сфере производства, и, таким образом, отношения людей корелируются отношениями вещей. Во-вторых, описанное явление приводит к тому, что люди наделяют вещи, продукты труда неприсущими им свойствами.
Последним, четвертым фактором отчуждения труда в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» выступает процесс взаимообособления людей. Отчужденный труд в условиях капиталистической частной собственности представлен, таким образом, в возрастающей схеме следствий:
Самоотчужденный человек (отчужденный труд отчуждает от человека его собственную природу);
Отчужденный труд (человек лишается собственной деятельной функции);
Отчужденная жизнь (родовая сущность человека превращается в чуждую ему сущность);
Отчужденный человек (человек отчуждается от человека).
В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» проблематика отчуждения раскрывается Марксом в русле имеющейся традиции, но она переносится на конкретно-научную почву. Своеобразие и принципиальная заслуга марксистского учения, однако, заключается не только в том, что «отчуждение» впервые получает здесь адекватную и объективную интерпретацию, но и в том, что, наряду с этой интерпретацией, Маркс намечает реальные пути ее снятия. Мы не ошиблись бы, перенеся акцент именно на второй аспект. Дело в том, что именно с этим, в основном, связаны буржуазные «критические» концепции марксизма. Сетования многих западных «марксоведов» на то, что поздний Маркс якобы изменил гуманистическим настроениям, обусловливавшим мысль молодого Маркса, путем устранения понятия «отчуждение», лишены какой-либо реальной почвы и основаны на принципиальном непонимании специфической сущности марксова подхода к проблеме.


Еще на заре теперь уже уходящего столетия великие мыслители пророчили ему стать веком человека. И, несмотря на то, что ХХ век по праву считается веком великих перемен и революционных потрясений, веком поразительных научных открытий и освоения новейших технологий, благому предсказанию великих гуманистов доселе не суждено было сбыться.

Теперь уже очевидно, что прорицатели ошиблись практически на целое столетие, но особо настораживает другое обстоятельство: теоретическое обоснование проблемы человека, что должно предшествовать его действительному освобождению и утверждению, по-прежнему не адекватно уровню развития естествознания и производительных сил. Соответственно и общественные отношения таковы, что не могут способствовать становлению действительного человека. Напротив, в этом отношении прогресс до настоящего времени осуществляется путем его неосуществления, и история человечества предстает лишь как процесс его движения от едва заметных форм социального перерождения человека до его высшей формы - отчуждения.

Реакционные и пессимистические подходы к проблеме самоутраты человека еще более усугубляют и без того незавидное положение как в сфере общественных отношений, так и в исследующих их закономерности отраслях науки. Так, провозглашая отчуждение результатом цивилизации или рассматривая его как врожденное, неотъемлемое качество человеческой природы, теория подогревает в человеке порожденные противоречиями жизни настроения безысходности. Проявления же такого настроения могут быть многообразными и весьма опасными.

Однако, прежде чем приступить к рассмотрению некоторых из этих проявлений, вкратце остановимся на самой сути явления.

Проблема отчуждения сложна и многогранна. И не случайны наличествующие в социально-экономической литературе смешения, связанные с данной проблемой. Ведь начало этим смешениям было положено Гегелем, а источником, питающим их, стало нечеткое различение Марксом понятий «Entfremdung» и «Entäußerung». Мешает раскрытию проблемы и то обстоятельство, что данные понятия в русском языке покрываются одним термином «отчуждение». По этим причинам понятия «Entfremdung» и «Entäußerung» социально-философской мыслью нередко воспринимаются как синонимические.

На наш взгляд именно четкое различение указаных понятий способствует правильному прочтению «Экономическо-философских рукописей 1844 года», что, несомненно, является ключом к разгадке проблемы.

По самому общему определению, отчуждение - это крайняя форма социального перерождения человека, потеря им своей родовой сущности.

Общеизвестно, что субстанцией человека является «свободная осознанная деятельность». Поэтому именно характером отношения человека к труду определяется степень его отчуждения или очеловечения. Точно так же от того, какие условия труда имеются в тех или иных конкретно-исторических условиях, зависит то, насколько человечны общественные отношения того или иного исторического этапа, насколько достойно человека соответствующее данной эпохе общество. Следовательно, исследуя проблему отчуждения необходимо установить, как изменялись роль и место человека в сфере предметной деятельности по мере развития общества.

Отношение к труду как к нормальному проявлению жизнедеятельности стало меняться по мере роста производительности труда в первобытном обществе и появления излишка или избытка, который развивается в двух направлениях: в одном случае он (излишек) превращается в товар, в другом - в частную собственность. Здесь-то и возникает необходимость размежевания понятий «Entfremdung» и «Entäußerung».

На наш взгляд, «Entäußerung» (обозначим его условно словом «отсвоение») выражает объективный феномен экономического порядка, обозначающий переход объекта от одного субъекта к другому. Поэтому «присвоение» надо рассматривать как категорию парную именно «отсвоению» («Entäußerung»), а не «отчуждению», так как последнее касается лишь субъекта и, как нельзя лучше, выражает процесс самоутраты человека. Что же касается вопроса о категории парной «отчуждению», большинство авторов, касаясь данного вопроса, предлагают категории, парные не самому «отчуждению», а «отчужденному труду» или «отчуждению труда». Мы же считаем, что выражения «отчужденный труд» и «отчуждение труда» неправомерны, так как труд - это процесс, а процесс не может быть ни отчужден, ни отсвоен (если, конечно, авторы в указанных случаях слово «отчуждение» используют в значении «Entäußerung»). Дело в том, что причина утверждения в социальной литературе выражений «отчужденный труд» и «отчуждение труда» заключается опять-таки в нечетком различении понятий «Ehtfremdung» и «Entäußerung», а так же в том, что в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Марксом еще не установлена категория «рабочей силы». Поэтому там, где он говорит об отчуждении труда, наверняка, имеет в виду, с одной стороны, «отсвоение» («Entäußerung») рабочей силы (а точнее права ее использования) и результатов труда, воспринимаемых непосредственным производителем чуждой, враждебной ему силой. С другой стороны, под выражением «отчужденный труд» или «отчуждение труда» Маркс подразумевает и характер самого процесса труда. Если процесс носит монотонный, изнурительный, обессиливающий характер, если он не развивает имманентных способностей человека, а производит слабоумие и кретинизм, то его не следует называть трудом. Ведь труд, как субстанция человека, представляет собой не только средство удовлетворения внешних материальных и духовных потребностей, а является его сущностным призванием и внутренней потребностью. Деятельность, деградирующая человека, адекватно выражается категорией «работа» . Такую трансформацию содержания труда Маркс называет «отчуждением труда». Но, так как труд - это процесс, выражения «отчуждение труда» или «отчужденный труд» так же бессмысленны, как и выражения «перерожденный труд» или «перерождение труда». Подобно тому, как, скажем, прибыль есть превращенная, а не отчужденная форма прибавочной стоимости, работа является принудительной, а не отчужденной формой труда.

Учитывая вышесказанное, >вопрос о категории парной «отчужденному труду» и «отчуждению труда» снимается, и нет смысла обсуждать, насколько приемлемы в этом качестве категории «свободный труд» (тавтология) и «экономическая свобода», предлагаемые Т. Субботиной. Этот принцип распространяется и на категориальную пару «отчужденный труд» - «ликвидация частной собственности» . Однако, даже если на месте категории «отчужденного труда» в данном примере представить категорию «отчуждения» в паре с категорией «ликвидация частной собственности», она не составит единства взаимообусловливающих и одновременно взаимоисключающих категорий. И в самом деле, между ними существует лишь односторонняя связь, а именно: ликвидация частной собственности является лишь условием снятия отчуждения. Что же касается категориальной пары «отчуждение - свобода» , и она не может быть принята безоговорочно. Дело в том, что категория свободы, во-первых, крайне общо выражает явление, исключающее отчуждение, и совсем его (отчуждение) не обусловливает, и наоборот; во-вторых, и это общеизвестно, она спарена с категорией необходимости.

На наш взгляд, в качестве парной «отчуждению» может рассматриваться категория, адекватно отражающая процесс возврата отчужденного человека к своей родовой сущности, и таковой нам представляется категория «эмансипации».

Вернемся теперь к вопросу развития излишка в двух направлениях.

В первом случае имеется в виду то, что избыточный продукт становится предметом обмена. Обмен же предполагает равноправность контрагентов данного акта: каждый признает за другим право собственности на его вещь. Следовательно, тот, кто отсваивает («Entäußerung») продукт своего труда, в то же время присваивает чужой продукт. Здесь речь идет об относительном характере отношений отсвоения - присвоения. Что же касается частной собственности, она возникает с переходом эквивалентного обмена в свою полную противоположность - безвозмездное присвоение. Теперь уже речь идет о таких отношениях, при которых непосредственный производитель отсваивает результат своего труда, не присваивая взамен продукта другого производителя. Присваивающий же сам не является производителем, и, естественно, ни объективно, ни субъективно не дает производителю ничего. В этом случае, с точки зрения непосредственного производителя, происходит утрата опредмеченного труда и, тем самым, излишек или избыток (а иногда и часть необходимого продукта) становится для него прибавочным продуктом. Но для присваивающего - это необходимый продукт, превращающийся в частную собственность. Частная собственность же, первоосновой которой является избыточный продукт, в дальнейшем сама становится причиной превращения этого продукта в прибавочный. Следовательно, опредмеченный труд, являющийся внешним, вещественным свидетельством сущностных сил непосредственного производителя и социальной сущности человека вообще, противостоит ему как чуждая, враждебная сила. Это значит, что труд приобретает характер нетруда в полярном значении, т.е., если для нетруженика труд превращен во времяпровождение, в досуг и безделье, то для непосредственного труженика труд переходит в свою полную противоположность - работу. То, что является субстанцией человека (труд), в антагонистических обществах воспринимается, с одной стороны, как элемент угнетения (физический труд) и, с другой стороны, как привилегия отдельных лиц (умственный труд). Такой антагонизм труда исключает возможность того, чтобы человек был одновременно и действительной, высшей целью и главным средством ее достижения, т. е. самоцелью. Иначе говоря, реализация человека - труженика происходит путем его нереализации, а это значит, что он является средством осуществления враждебной ему цели - утверждения даром присваивающих. При таком положении дел, внешнее проявление сущностных сил человека, вместо того, чтобы носить в динамике характер положительной творческой деятельности, становится причиной его постепенного перерождения - отчуждения.

Таким образом, разграничение понятий «Entfremdung» и «Entäußerung» позволяет установить, что в зависимости от характера отношений отсвоения - присвоения, они могут выступать основой отчуждения, но сами им (отчуждением) не являются. Частная собственность, возникшая в результате развития отношений отсвоения - присвоения, порождает социальное перерождение человека. Однако частная собственность является необходимым, но недостаточным условием отчуждения. Отчуждение - явление, адекватное всеобщему товарному производству, и лишь в его условиях оно принимает всеобщий характер. При этом крайность социального перерождения человека вызвана отношениями всеобщего товарного производства, в условиях господства которых, цель общественного производства реализуется не в естественно - натуральной форме богатства (избыток или излишек, непосредственный прибавочный продукт, феодальная земельная рента), как это имело место в докапиталистических формациях, а в прибыли. При всеобщем товарном производстве действительным богатством признана его абстрактная форма - деньги, а главная закономерность социального движения отражается во всеобщей формуле капитала - Д - Т - Д. Именно этим детерминировано то обстоятельство, что в обществе денег человек, утратив свою внутренне - качественную сущность, приобретает внешне - количественную определенность в виде неограниченной потребности в деньгах (в этом и состоит суть отчуждения). Поэтому в любом обществе, где денежные отношения являются системообразующими, наличие тех или иных форм отчуждения объективно неизбежно. Подтверждением тому может служить наше «социалистическое прошлое», когда отчуждение существовало в латентной, а, >следовательно, в более опасной форме, хотя, исходя из цели социалистического производства, оно вообще не должно было иметь места.

Так как отчуждение, со всеобщей точки зрения, представляет собой явление адекватное всеобщему товарному производству, а в классическом понимании всеобщее товарное производство является основой рыночной экономики, не может не вызывать интереса та ориентация характера человека, которая более всего соответствует современной экономической системе. Ведь, как отмечает Э. Фромм, ориентация, посредством которой человек соотносит себя с миром, составляет самую суть его характера.

Рыночная ориентация характера формируется в эпоху господства меновой стоимости над потребительной стоимостью. Закономерностями рыночной системы детерминировано то обстоятельство, что принцип оценки человека здесь таков же, что и товара. Человек ценится не столько его качественными характеристиками, сколько способностью как можно удачнее продать себя. Так как в подобных условиях успех зависит не от внутренних способностей, а от искусства продавать собственные способности или их предметное свидетельство - товар, человек стремится к развитию не сущностных сил и человеческих качеств, а умения привлекательнее преподать себя рынку. Соответственно, смысл жизни низводится до удовлетворения желания быть выгодно проданным на рынке.Следовательно, если субстанция действительного человека проявляется в положительной продуктивной деятельности, то внутренняя природа отчужденного человека выражается далеко не в продуктивных деяниях.

Примечания

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 465.

Как ни парадоксально, такое отношение к труду до определенного момента имело место в первобытном обществе. Этот парадокс, с одной стороны, имеет под собой, опять-таки, парадоксальную материальную основу - примитивные орудия труда; с другой стороны, он обусловлен системой целей и общественными отношениями первобытного общества.

Неоднозначность понятий «работа» и «труд» научно обосновано в грузинской социально-экономической литературе (См.: Пачкория Дж.С. «Экономикс или единая политическая экономия?!» Зугдиди., 1994. С. 36-40, 104-108, 117-119 (на груз. яз.).

См.: Экономические науки. 1987. № 2. С. 19.

Нарский И.С. Отчуждение и труд. По страницам произведений К. Маркса. М., 1983. С. 58-59.

Давыдов Ю.Н. Труд и свобода. М., 1962. С. 45.

Пачкория Дж.С. Самоутверждение человека // Сакартвелос комунисти. 1989. №11. С. 39.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 59.

Введение

Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество, отчуждение себя от других людей: это может быть изоляция, как эмоциональная, так и социальная. Под эмоциональной изоляцией понимается результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция обычно выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. Переживаемое острое чувство отчуждения влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным.

В настоящее время среди людей изоляция, отчужденность от остального человечества встречается довольно часто, влияя на жизнь конкретного человека, на его взаимоотношения с другими людьми.

Таким образом, отчужденность является одной из проблем человечества, которую необходимо преодолеть.

Проблема отчужденности как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества изучалась многими исследователями, такими, как М. Симэн, А. Нил, С. Реттинг, М. Кларк, Б. Эндерсон и другими.

Таким образом, можно констатировать, что необходимо рассмотреть особенности отчуждения личности в современном обществе.

Цель данной работы - изучение проблемы отчужденности личности в современном жизненном пространстве, влияние отчужденности на человека.

Объект - юноши и девушки в возрасте от 17 до 20 лет (12 человек - 48 юношей и 4 девушки).

Предмет - особенности поведения человека при проявлении отчужденности.

Гипотеза - отчуждение определяет особенности поведения человека, влияя на его личность.

1. Подбор специальных методик по данной проблеме, изучение соответствующей литературы.

2. Определить наличие отчужденности у испытуемых.

3. Оценить значимость отчуждения в поведенческой сфере человека.

4. Определить наличие у испытуемых нарушений в сфере общения, неспособность или нежелание общаться.

5. Установить наличие у испытуемых потребности в общении.

6. Выявить стремление к принятию испытуемых окружающими людьми и страха быть отвергнутым другими людьми.

Проблема отчуждения личности в современном обществе

Отчужденность - термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего - в философии, психологии, криминологии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством.

Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни.

Проявлениями отчужденности являются охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом теплого сердечного общения.

М. Симэн выделил многомерную концепция отчужденности, которая включала в себя пять измерений:

· чувство бессилия ("от моих поступков ничего не зависит");

· чувство бессмысленности ("не ясно, во что верить");

· отсутствие норм ("чувство аномии");

· чувство изоляции ("изоляция от ценностей и общества");

· чувство чуждости всему ("теряется смысл труда, удовлетворение от работы").

Исследования в области личности показали, что отчужденность - генерализованный, многомерный фактор. Зеллер и другие психологи с помощью четырехмерной шкалы (бессмысленность, бессилие, аномия и социальная изоляция) составили психологический портрет отчужденного человека, в который вошли отношения человека к миру и к себе. По их характеристики отношение отчужденного человека к миру характеризуется следующими чертами:

· мир воспринимается как застывший, схематичный;

· низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;

· нет интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;

· верят в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу;

· менее логичное мышление, познавательная замкнутость;

· навязчивые состояния и ригидность;

· с трудом сосредоточиваются и принимают решения;

· склонность печалиться, высокий уровень страхов;

· безразличие к групповому поведению.

Для отношения к себе характерны:

· неадекватность и презрение;

· экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;

· чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;

· презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;

· отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.

Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями либо ситуация отсутствия норм. Отношения между людьми становятся поверхностными. Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы; в любой из культур любовные отношения - это только более сильное выражение формы родства со всеми людьми, преобладающей в данной культуре.

Трудности при отчуждении могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Все это разнообразие обусловливает необходимость классификации психологических трудностей общения.

В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой - избыточность, бессодержательность общения.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным. Человек, чувствующий себя отчужденным не принадлежит к группе, социальные связи нарушены.

Отчуждение в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Отчуждение между человеком и человеком ведет к утрате всеобщих и социальных уз.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным.

Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они часто могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов, таким образом, мешая полноценному общению с людьми.

Под жизненным пространством в современной психологической теории поля понимается мир психических представлений и переживаний личности, кроме этого сюда можно отнести и общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение. Жизненное пространство индивида по К.Левину индивида есть целостное поле, внутри которого возникают его стремления, намерения и другие психологические силы, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения.

Таким образом, отчужденность личности формируется в обществе, и влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.