Советская государственная система в период застоя. Право в период застоя. Список использованных источников

Период охватывающий десятилетия с середины 50-х годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".

Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики.

Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.

Целью лекции является рассмотрение основных моментов в развитии государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.

1. Развитие органов государственной власти и управления в период замедления темпов общественного развития

К середине 50-х годов насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами.

В предшествующий период, как было отмечено на ХХ съезде КПСС:

* не соблюдался принцип коллегиальности;

* сессии Советов созывались нерегулярно, нарушались сроки созыва съездов;

* депутаты не отчитывались перед избирателями и т.д.

По сути дела это означало, что СССР был превращен в тоталитарное государство с авторитарной формой правления.

В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся", в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.

В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.

Разделение Советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение ожидаемых результатов дать не могло. Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС Президиум ВС СССР своим Указом восстановил единые Советы.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-8-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.


В числе сдерживающих факторов следует отметить:

* недостатки функционирования инструментов социалистической демократии;

* несоответствие политических и теоретических установок реальностям жизни общества;

* консерватизм механизма управления;

* волюнтаризм в определении основных направлений развития экономики

Усиление тенденций замедления темпов общественного развития в конце 50-х - начале 60-х годов посекундно осознавалось руководством страны. Вероятно поэтому, этот период отмечен поисками наилучшего сочетания территориального и отраслевого принципов управления, что выразилось в реорганизации системы управления.

В связи с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 14 октября 1954 года "О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата" в 1957 году было произведено разукрупнение министерств.

В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них СМ союзной республики создавался Совет народного хозяйства (СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Совнархозы сыграли определенную положительную роль:

* сблизили управление к производству;

* способствовала кооперированию производства в пределах экономических районов. Однако недостатком этой системы было то, что:

* управление отраслью промышленности было раздроблено;

* стали нарушаться производственные связи между предприятиями.

В соответствии с решениями сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон "Об изменении системы органов управления промышленностью". СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств.

Принцип отраслевого и межотраслевого управления было закреплено Конституцией 1977 г. (ст.135).

Следует отметить, что имевшие некоторые успехи в науке и технике, в т.ч. военно-космической промышленности, были достигнуты прежде всего за счет низкого уровня благосостояния народа, особенно колхозного крестьянства. И без того незначительные капиталовложения в сельское хозяйство в ходе исполнения бюджета, перераспределялись в пользу других отраслей. Сельское хозяйство приходило в упадок.

Сельскохозяйственная продукция у крестьян изымалась через колхозы по низким, установленным государством, ценам. В этих условиях наметилась тенденция массового ухода сельского населения в города.

Мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР", в котором указал (точнее будет, если сказать признал) серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством.

В марте ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление "О повышении роли министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством". 24 мая 1982 г. СМ СССР принял постановление "Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса", по которому предполагалось создание органов управления районным агропромышленным объединением, а также создать аналогичные органы управления в областях, краях, АССР и ССР.

Обобщая работу органов государственного управления в этот период следует отметить, что все народнохозяйственные программы 60-80-х годов были одна за другой провалены. А положение в с/х за полвека практически мало в чем изменилось.

В декабре 1958 года в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий был увеличен с 3 до 5 лет. Народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян, а военнослужащие - на общем собрании воинской части.

Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, всех других судов - перед Советами. Основы предусматривали образование Пленумов Верховного Суда союзных республик, что обеспечило более квалифицированное руководство деятельностью судов.

Законом от 25 декабря 1958 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Они входили в единую систему судов, применительно к организационной структуре армии.

Надзор за судебной деятельностью и руководство военными трибуналами осуществлялось непосредственно Военной Коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

За незначительными изменениями такое судоустройство сохранилось до распада союзного государства.

Таким образом, изменения в органах государственной власти в рассматриваемый период связаны с:

* восстановлением съездов Советов, СССР - как высшего органа государственной власти;

* введением института президентства в СССР.

В 90-е годы союзное государство распалось на независимые государства.

В Российской Федерации была упразднена советская система органов государственной власти, введен институт президентства.

Систему современных органов государственной власти РФ изучает дисциплина "Государственное право и государственное управление".

Вопрос 22. Советское государство и право в годы «застоя» (1964-1985)

В 1964 году Хрущёв был отстранён от власти. Новым первым секретарём ЦК КПСС, фактически главой государства, стал Леонид Ильич Брежнев. Период 1970-х--1980-х годов в источниках того времени именовался эпохой развитого социализма.

Во время правления Брежнева в стране строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определённые достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. В 1980 г. в Москве прошла XXII летняя Олимпиада.

Вместе с этим произошёл и решительный поворот в сторону свёртывания остатков оттепели. С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием -- первым знаком этого был процесс Синявского -- Даниэля. В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ (см. Пражская весна). Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.

В 1975 году происходит восстание на «Сторожевом» -- вооружённое проявление неподчинения со стороны группы советских военных моряков на большом противолодочном корабле (БПК) ВМФ СССР «Сторожевой». Предводителем восстания стал замполит корабля, капитан 3-го ранга Валерий Саблин. С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля.

Благодаря некоторой либерализации появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын. C 1965 года СССР оказывал военную помощь Северному Вьетнаму в борьбе с США и Южным Вьетнамом, которая продолжалась до 1973 года и закончилась выводом американских войск и объединением Вьетнама (см. Война во Вьетнаме). В 1979 году СССР ввёл ограниченный воинский контингент в ДРА по просьбе афганского правительства (см. Афганская война (1979--1989)), что привело к окончанию разрядки и возобновлению холодной войны.

В рассматриваемый период продолжалась систематизация законодательства. Впервые в советской истории было кодифицировано административное право: были приняты основы законодательства СССР и кодексы в союзных республиках.

Кроме того, были приняты основы законодательства Союза о браке и семье, труде, земле, недрах, лесах, исполнении наказаний.

По предметам ведения общесоюзных органов власти были приняты также общесоюзные кодексы, например Воздушный кодекс СССР (1983).

Таким образом, принимались законодательные акты следующих видов:

Законы СССР,

Основы законодательства СССР и союзных республик,

Законы, в том числе кодексы союзных республик. Систематизация законодательства выразилась также в издании

Свода законов СССР. Он представлял собой официальное издание Президиума Верховного совета СССР и Совета министров СССР. Для руководства изданием Свода была создана комиссия во главе с министром юстиции СССР.

В состав Свода включались Конституция СССР, законы, совместные постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР и постановления Совета министров СССР нормативного характера.

Все правовые акты распределялись по семи разделам:

1) об общественном и государственном устройстве;

2) о социальном развитии и культуре, социально-экономических правах граждан;

3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;

4) о народном хозяйстве;

5) о международных отношениях и внешних экономических связей;

6) об обороне страны и охране государственных границ;

7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. 1. Гражданское и хозяйственное право. Продолжали существовать

два комплекса правовых норм, регулировавших имущественные отношения. Один из комплексов регулировал отношения между гражданами и допускал применение метода юридического равенства. Другой комплекс регулировал отношения между социалистическими учреждениями и предприятиями и основывался на административно-правовом методе. Соответственно можно говорить о существовании двух самостоятельных отраслях права - гражданского права и хозяйственного права. Однако законодатель так и не признал хозяйственное право в качестве отрасли. Многие ученые-цивилисты считали оба вышеназванных комплекса норм частью гражданского права.

Субъектами имущественных отношений являлись граждане, социалистические организации, советское государство.

Объектами гражданских прав было движимое и недвижимое имущество и нематериальные блага. Собственность делилась на социалистическую и личную. К социалистической собственности относилась государственная собственность, колхозно-кооперативная собственность, собственность профсоюзов и других организаций. Социалистическая собственность, и прежде всего государственная, находилась под особой правовой защитой.

В собственности государства могло находиться любое имущество. Исключительно государству могла принадлежать земля, недра, воды и леса; основные средства производства, транспорта и связи; банки и т. п. На требования о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов, общественных организаций и граждан не распространялась исковая давность.

Имущественные отношения между социалистическими организациями складывались на ОСНОВА договоров.

Последние заключались в соответствии с государственными планами. Таким образом, распределение продукции производилось в административном порядке. Поставка продукции социалистическими организациями регулировалась не только нормами Гражданского кодекса, но и нормами подзаконных актов: положений о поставке, особых условий поставки отдельных видов продукции.

Государственное имущество передавалось в оперативное управление государственным учреждениям и предприятиям. При этом основными средствами (здания, оборудование, транспорт и т. п.) организации не могли распоряжаться. На эти средства не могло обращаться взыскание по претензиям кредиторов.

В собственности колхозов, кооперативов, профсоюзов могли находиться здания, оборудование, транспорт, скот, денежные средства. Субъектами права собственности были отдельные колхозы и организации, а также их объединения. На основные средства также не могло обращаться взыскание по претензиям кредиторов.

В состав личной собственности входили предметы индивидуального и семейного потребления. Круг и количество объектов личной собственности были ограничены. В личной собственности гражданина мог находиться только один жилой дом. При этом его супруг и несовершеннолетние дети не могли иметь в собственности еще один дом. Размер индивидуального жилого дома не мог превышать 60 м 2 . Этот размер мог быть увеличен для многодетных семей решением исполкома местного совета. Если гражданину была предоставлена для проживания квартира из государственного или общественного фонда, то он и члены его семьи не могли иметь в собственности жилой дом.

Законом устанавливалось также предельное количество скота и транспортных средств, которые могли находиться в личной собственности. Было ограничено использование личного имущества граждан. Использование его не для личного или семейного потребления, а для получения доходов признавалось незаконным - «извлечением нетрудовых доходов». Такое личное имущество подлежало безвозмездному изъятию. Скармливание хлеба и других продуктов скоту влекло административную ответственность.

Обусловленные идеологическими соображениями, ограничения на индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства на фоне дефицита жилья и продуктов питания не имели рационального объяснения и, по сути, стимулировали правовой нигилизм граждан.

2. Жилищное право. Жилищное законодательство впервые в отечественной истории было кодифицировано. В 1981 г. Верховный совет СССР принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. РСФСР и другие союзные республики В 1983 г. приняли жилищные кодексы.

Законодательство определяло порядок предоставления гражданам жилой площади. Льготы в обеспечении жильем имели инвалиды и участники Великой Отечественной войны, герои Советского Союза и Социалистического Труда и т. д.

Граждане были обязаны бережно относиться к жилому помещению, экономно расходовать воду и другие ресурсы. Запрещалось использовать жилье для получения дохода.

Систематизация жилищного законодательства имела позитивное значение. Вместе с тем совершенствование правового регулирования не могло изменить негативные обстоятельства: низкое качество жилых помещений, дефицит жилья, многолетние очереди за жильем и т. п.

3. Колхозное право. Его источниками являлись соответствующие законы и подзаконные акты. Важную роль играл Примерный устав колхоза, утвержденный совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР в ноябре 1969 г. В каждом колхозе имелся свой устав, зарегистрированный в исполнительном комитете районного или городского совета.

Нормы указанных актов закрепляли государственное руководство колхозами, прием в колхоз и выход из него, организацию труда и социального обеспечения колхозников.

4. Уголовное право. Продолжали действовать Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также уголовные кодексы союзных республик. В РСФСР такой кодекс был принят в 1960 г. и введен в действие с 1961 г.

Уголовный закон имел классовую природу и базировался на коммунистической идеологии. Преступлением признавалось предусмотренное законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягавшее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, права граждан, социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом (ст. 7 УК РСФСР).

Уголовной ответственности подлежали лица, достигшие 16-ти летнего возраста. За наиболее тяжкие преступления ответственность наступала с 14 лет.

В особенной части на первом месте располагались составы преступлений, направленных против советского государства и общественного строя и лишь затем - против граждан.

При назначении наказания суды должны были руководствоваться законом и социалистическим правосознанием. Система наказаний включала в себя: лишение свободы; ссылку и высылку; исправительные работы без лишения свободы; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штраф; увольнение от должности; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского или специального звания. Исключительной мерой наказания была смертная казнь. Наказания делились на основные и дополнительные.

Главными особенностями внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем - мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г.

К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады.

СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне - ОСВ-1 и ОСВ-2.

Развивались отношения СССР с социалистическими странами. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы.

2. 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и законом «О статусе народных депутатов в СССР».

С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.

В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.

В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов - объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

Конституция СССР 1977 г.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу - социалистическая собственность на средства производства.

В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.

Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:

I. Основы общественного строя и политики.

II. Государство и личность.

III. Национально-государственное устройство.

IV Советы народных депутатов и порядок их избрания.

V. Высшие органы власти и управления.

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

VIII. Герб, флаг, гимн и столица.

IX. Действие Конституции и порядок ее применения. Конституция закрепляла новые гражданские права:

Право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

Вскоре после принятия Конституции СССР, в апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, утвержденный 12 апреля Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция соответствовала Основному закону СССР и в значительной степени повторяла его главные положения.

Главными особенностями Внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем - мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г.

К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады.

СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне - ОСВ-1 и ОСВ-2.

Развивались Отношения СССР с социалистическими странами. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы.

2. 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и законом «О статусе народных депутатов в СССР».

С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана Система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.

В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в Органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов Была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения Прокурорского надзора: В нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему Арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.

В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались Коллегии адвокатов - Объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

Предметы

Выберите рубрику Адвокатура Административное право Анализ финансовой отчетности Антикризисное управление Аудит Банковское дело Банковское право Бизнес-планирование Биржевое дело Биржи Бухгалтерская финансовая отчётность Бухгалтерский управленческий учёт Бухгалтерский учёт Бухгалтерский учёт в банках Бухгалтерский финансовый учёт Бухгалтерское дело Бухучёт в бюджетных организациях Бухучёт в инвестфондах Бухучет в страховых организациях Бухучёт и аудит Бюджетная система рф Валютное регулирование и валютный контроль Выставочное и аукционное дело Высшая математика Вэд Госслужба Государственная регистрация сделок с недвижимостью Государственное регулирование вэд Гражданский и арбитражный процесс Декларирование Деньги, кредит, банки Долгосрочная финансовая политика Жилищное право Земельное право Инвестиции Инвестиционные стратегии Инновационный менеджмент Информационно-таможенные технологии Информационные системы в экономике Информационные технологии Информационные технологии управления Исковое производство Исследование систем управления История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое ценообразование Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Конституционное право зарубежных стран Конституционное право рф Контракты в международной торговле Контроллинг Контроль и ревизия Конъюнктура товарных рынков Краткосрочная финансовая политика Криминалистика Криминология Логистика Маркетинг Международное право Международные валютно-кредитные отношения Международные конвенции и соглашения по торговле Международные стандарты аудиторской деятельности Международные стандарты финансовой отчётности Международные экономические отношения Менеджмент Методы оценки финансовых рисков Мировая экономика Мировая экономика и вэд Муниципальное право Налоги и налогообложение Налоговое право Наследственное право Нетарифное регулирование вэд Нотариат Обоснование и контроль контрактных цен Общий и таможенный менеджмент Организационное поведение Организация валютного контроля Организация деятельности коммерческих банков Организация деятельности цб Организация и технология внешней торговли Организация таможенного контроля Основы бизнеса Особенности учёта в торговле Отраслевые особенности калькулирования себестоимости Паевые инвестиционные фонды Права человека и гражданина Право интеллектуальной собственности Право социального обеспечения Правоведение Правовое обеспечение экономики Правовое регулирование приватизации Правовые информационные системы Правовые основы рф Предпринимательские риски Региональная экономика и управление Реклама Рынок ценных бумаг Системы обработки ки зарубежных стран Социология Социология управления Статистика Статистика финансов и кредита Стратегический менеджемент Страхование Страховое право Таможенное дело Таможенное право Теория бухгалтерского учёта Теория государства и права Теория организации Теория управления Теория экономического анализа Товароведение Товароведение и экспертиза в таможенном деле Торгово-экономические отношения рф Трудовое право Упд Управление качеством Управление персоналом Управление проектами Управление рисками Управление финансами внешней торговли Управленческие решения Учёт затрат в торговле Учёт на предприятиях малого бизнеса Философия и Эстетика Финансовая среда и предпринимательские риски Финансовое право Финансовые системы зарубежных государств Финансовый менеджмент Финансы Финансы предприятий Финансы, денежное обращение и кредит Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование в международной торговле Эвм Экологическое право Эконометрика Экономика Экономика и организация предприятия Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория Экономический анализ Юридическая этика