О навязчивых состояниях. Указания святых подвижников о том, как различать явления прелести и благодати. Искушение от бесов через ощущение «света»

О чем бывают мысли от бесов, и какие эмоциональные состояния при них переживает человек

В разделе 1.2. «К мысленным разговорам располагают бесы и этого не знают большинство людей» и в отдельной теме «О прелести» мы уже много говорили о бесовских действиях. Но скажем об этом еще раз для того, чтобы показать, о чем бывают мысли от них и какие эмоциональные состояния при них переживает человек.

Духовная беда многих людей заключается в том, что они не знают о том, что бесы постоянно внушают помыслы, и люди приписывают всё себе.

Макарий Египетский (Духовные беседы, б. 15, 47): «…видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть этого явного зла, привзошедшего вследствие Адамова преслушания, этого жала смерти; потому что прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум, и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие, побуждаемые чуждою некою силою, напротив того, думают, что это естественно, и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это».

Николай Сербский (Символы и сигналы, гл. 12): «Человек обычно считает, что все его мысли - это его собственность, его произведение, исходящее от него самого. Между тем, это неверно, ибо тем самым человек провозглашает свой дух некой абсолютной частью, которая не подвергается воздействию духовных сил, ни добрых, ни злых. По сути, на дух человеческий оказывают влияние множество духовных сил, точно так же, как на тело действует множество различных физических сил».

Итак, вот что говорят святые отцы о мыслях и переживаниях от бесов.

Никон Воробьев (Письма, п. 45): «Где дьявол, там расстройство, мрак душевный, омрачение разума, отчаяние, готовность на всякое зло».

Исихий Иерусалимский (Добротолюбие, т.2, К Феодулу…, гл.46, 47): «…лукавый, будучи умом бестелесным, не иначе может прельщать души, как чрез мечтание и помыслы».

«Пастырь» Гермы (запов.6,2): «Послушай и о действиях ангела злого. Прежде всего, он злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действий его разумей, что это ангел злой».

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.40): «К бесовским же должно отнести премножество мыслей пустых, праздных и кажущихся добрыми, но могущих привести не к добру, - особенно когда они рождаются во время добрых занятий, - во время молитвы и чтения душеполезного и подобного, и отвлекают от них».

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, ст.109): «…когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда - худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу».

Поэтому следует помнить, что если мысли несут, например: беспокойство, сомнения, возмущения, гнев, страх за свое благополучие, довольство собой, мечтательность, рассеяние при молитве, то это - бесовские внушения. А если мысли несут спокойствие, терпение, покаяние, сострадательность и т. п., то это - мысли от Бога.

Примерно 2 года назад, измученный болезненными последствиями от греха противоестественного блуда, я случайно узнал об услугах бабки, которая якобы умеет смотреть на воду и снимать порчу, и обратился к ней. Когда я пришел туда, она нашептала какие-то молитвы над чашкой с водой, затем поставила мне чашку на голову и прочитала определенную последовательность заговоров и молитв и дала мне выпить. При этом я почувствовал какую-то странную теплоту, и меня как - будто заволокло каким-то белесым туманом. Пребывая в этой странной ауре, я все видел как будто сквозь какой-то мутный белесый туман. После чего бабка дала мне указания выполнить определенные процедуры, и, возвратившись оттуда, я продолжал пребывать в этой туманной ауре. На исповеди я говорил священникам о посещении бабки, и они предупреждали меня, что это грех, и что бес вернется и приведет с собой 7 других, однако я игнорировал их предупреждения и продолжал визиты к бабке. К тому же я дерзнул вознести своевольную молитву о возвращении просветленного состояния сознания, которое я до этого достигал, и т.д. в том же духе, и повторил эту просьбу перед церковью несколько раз. При этом я как-будто почувствовал в себе какую-то возросшую молитвенную силу. Но через несколько дней, когда я сидел в одиночестве, я почувствовал как будто какой-то поток странной сладости, входящий в меня в области груди, и при этом я ощутил прямо перед собой чье-то присутствие, хотя никого и не видел. Я встал и поклонился перед этой незримо стоящей фигурой, при этом я ощутил его призрачные ноги на полу, от которых растекались какие-то призрачные потоки энергии и втекали мне в голову. Когда я попробовал молиться, при каждом слове мне в душу втекала какая-то сладость, от которой даже расхотелось говорить, но сладость эта была какая-то фальшивая. При этом мой ум отвлекся от дел, которые я делал, и я стал неспособен делать обычные дела. Еще через некоторое время мне в голову откуда-то извне начали приходить сведения о людях, которых я раньше знал, сведения о событиях, которые со мной раньше происходили, до того мне неизвестные, причем ум мой все более погружался в состояние какой-то отчужденности от реального мира, и я даже начал чувствовать побуждение выйти из дома. Я уже почти пришел в убеждение, что я был посещен чудесным посещением и мне были даны духовны дары, однако перед самым отходом ко сну я вспомнил то, что я знал о состоянии прелести и понял, что нахожусь в состоянии прелести. Поэтому на следующее утро я в страхе пошел в церковь, позвал священника и начал рассказывать ему о случившемся. Он, не дослушав, принес исповедь, начал говорить за меня, и как только перекрестил меня, с меня как-будто спала эта пелена, и я все увидел в другом свете, отличном от обычного сознания, и ощутил довлеющую надо мной Божественную силу, которая все возрастала и причиняла мне что-то вроде довлеющего жжения, короче говоря, я, по-видимому, пришел в состояние, свободное от прелести и впал в руки Бога Живаго. После чего подошел священник, поднял меня на ноги, благословил меня причаститься и сказал, что в Введнской церкви есть отчитка отца Александра, и мне необходимо туда поехать. После чего меня привезли домой, и я постепенно спускался обратно из этого состояния благодати, в котором мне очень тяжело было пребывать, и одновременно я ощущал присутствие бесовских сил рядом со мной. После чего последовал еще целый ряд бесовских наваждений, и, наверное, только стараниями Ангела-хранителя я не стал окончательно бесноватым. Однако бесы завладели моим разумом, и под их влиянием я находился в состоянии психического расстройства целую неделю, пока, наконец не был отвезен на отчитку отца Александра. После чего моя психика пришла в нормальное состояние, и бесы, по-видимому, отошли от меня, но они еще некоторое время подделывали устрашения во сне. Однако примерно через год после первого визита к бабке мне постепенно начали лезть в голову всякие черные мысли и фантазии, в которые активно включился мой ум, короче говоря, я пришел в какое-то болезненное состояние сознания, при котором мои душа и ум были болезненно напряжены и скованы изнутри, и органы чувств пришли в состояние болезненного напряжения. Тогда мне снова пришлось ездить на отчитки, чтобы изгнать беса. От этого мне стало легче, однако я продолжал чувствовать какую-то болезненную разлаженность в работе ума, психики и органов чувств. Еще через несколько месяцев опять возникли неприятные ощущения, которые выражались в том, что я то чувствовал свое тело подвешенным в воздухе, как тряпку, то чувствовал в своей голове полный разлад и бессонницу, и никак не мог собрать свое сознание воедино и т.д. Только после того, как я опять съездил на отчитку, мне стало лучше, однако я боюсь, что через некоторое время нападения бесов опять начнутся в самый неподходящий момент. К тому же в случайном разговоре с товарищами по учебе зашел разговор о бабке, и кончилось тем, что я дал телефон бабки одной из них, что, наверно, еще более усугубляет мою вину. Чтобы загладить мою вину, я подал и ее на молебен. Когда я на отчитке сообщил отцу Александру о моем визите к бабке и последствиях, он сказал, что я преступил Закон Божий, и что мне надо писать генеральную исповедь с 7-летнего возраста и с меня надо снимать проклятие. Когда я сказал, что я на исповеди уже многократно каялся в этом грехе, он спросил, читали ли надо мной молитву на снятие проклятия? Я ответил, что нет, тогда он повторил, что мне надо писать генеральную исповедь и должным образом каяться, а насчет снятия проклятия я так и не понял. Поэтому я написал сюда, чтобы выяснить в основном такие вопросы: Навлек ли я на себя посещением бабки проклятие или что-то вроде этого, и если да, то, что из себя это проклятие представляет? Если это проклятие является актом призвания на меня бесовских сил, в результате чего они получили определенный доступ ко мне, то насколько оно распространяется по времени, какие последствия имеет и что необходимо для его снятия? Достаточно ли того, что я исповедал этот грех, причастился и был на молебне изгнания бесов, или требуется еще что-то – молитва на снятие проклятия или еще что-то в этом роде? В какой мере вообще возможно избавление от всех этих последствий? Являются ли все описанные выше болезненные симптомы следствием того, что бес подходит ко мне на определенное расстояние и распространяет на меня какие-то свои волны или еще что-то? Еще больше меня беспокоит вопрос о том, что, возможно, коль скоро я один раз вступил в контакт с бабкой – проводницей дьявольской силы в этом мире, то последствия этого не исчерпываются только тем, что определенное количество бесов подошли ко мне на определенное расстояние и делают какие-то наваждения и болезни. Если сатана – князь мира сего, и сведения, которые я почерпнул о нем, указывают на то, что он – воздушный князь, миродержец, что он везде стоит и т.д., то это наводит меня на предположение, что посещением бабки я нарушил установленную Крещением отчужденность и защищенность моей души и всей моей структуры от сатаны и что моя душа теперь вступила в контакт не только с отдельными бесами, но и с сатаной, который, видимо, является не только личностью, но и неотъемлемой составной частью нынешнего мироздания, коль скоро он – миродержец и т.д. И что защитная оболочка, которая до этого отделяла меня от миродержительной и вездесущей силы сатаны и делала мою душу чуждой ему, теперь, в результате визита к бабке, была разрушена, и я теперь нахожусь в своем духовном бытии не только в контакте с Богом, но и с сатаной, который получил теперь к моей душе прямой доступ для своих разрушительных воздействий. Кажется, это Богородица делает защитную оболочку вокруг человека, и мои опасения о том, что она была разрушена частично или полностью основываются на том, что, как я описывал выше, в мою душу втекали потоки сатанинской энергии, производящие в ней ощущение фальшивой сладости. Больше всего я боюсь, что потоки сатанинской энергии втекают в мои глаза и голову, и что защитная оболочка была снята с моих глаз. Эти опасения основываются, на том, что я получал некоторые галлюцинации при просмотре телевизора и т.д. Надеюсь, что эти мои предположения неверны, но оставлять это на самотек нельзя, и, если вы компетентны в этих вопросах, пожалуйста, подтвердите или опровергните их. И.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Дорогой И.! Защитная оболочка, о которой Вы пишете, представляет собой ничто иное, как наше физическое тело в определенном его состоянии. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): Боговдохновенный писатель Бытейской книги говорит, что по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их (Бытие 3,21). Ризы кожаныя, по объяснению святых Отцов (Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Праволавной веры, книга 3, глава 1), означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настаящую свою дебелость. Хотя начальною причиною изменения и было падение; но изменение совершилось под влиянием Всемогущаго Творца, по неизреченной Его милости к ним, к нашему величайшему благу. Между прочими полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Человек имеет свободу воли и часто, к сожалению, ею злоупотребляет. Сознательное обращение к злым духам лишает наше тело способности быть естественной защитой. Демоны находят доступ к душе и приводят ее к болезненному состоянию. Искреннее обращение человека к Богу через таинства покаяния, причастия и соборования лишают демонов власти над человеком. Живый в помощи Вышняго. В крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него (Пс.90:1). Когда человек начинает жить в благодатном опыте Церкви, воля его высвобождается от прямой зависимости от падших духов. Однако душа, пройдя через страшный опыт падения, долго еще испытывает последствия совершенного над ней насилия.

Дорогой И.! Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих: преподобного Сергия Радонежского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской и других. Решительно отстранитесь от всего вредного: телевизора, чтения неполезных книг и проч. Иначе исцеление Вашей духовно ослабленной души задержится.

«Галлюцинации», о которых Вы пишете, - явление субъективное. Вызывают это демоны, которые хотят нагнать на Вас страх. Бояться их не нужно. Духовно они - ничто. Их мнимая сила появляется только тогда, когда мы бессильны и придаем им значение. «Защитная оболочка» у Вас есть, ибо церковные таинства врачуют не только душу, но и тело. Через них человек возрождается. Диавол не является «неотъемлемой составной частью нынешнего мироздания». Он назван князем мира (Ин.14:30), мироправителем тьмы века сего (Ефес.6:12) потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества.

С покорностию и благоговением последуем учению святых Отцов, преданию православной Церкви! С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшаго души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившаго ими нас от духов сотворенных, заслонившаго и защитившаго ими от духов падших. Не нужно нам чувственнаго видения духов для совершения нашего земнаго, многотруднаго странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима - Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника - Закона Божия - не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание (святитель Игнатий Брянчанинов).

схиархимандрит Авраам,
духовник Ново-Тихвинского женского монастыря
и Свято-Косьминской пустыни

Сегодняшняя беседа несколько необычна – в ней отец Авраам отвечает на вопросы о темных силах, о том, какое влияние они имеют на нашу жизнь, под кого маскируются и как к ним правильно относиться.

– Батюшка, мне кажется, что мы сильно преувеличиваем участие злых духов в нашей жизни: сами создаем себе какую-то ситуацию, а потом говорим, что это «искушение от демонов».

– Иногда действительно может быть такое, что виноваты только мы сами, а вину сваливаем на демонов.

Все помнят историю из Отечника о том, как некий монах в Страстную пятницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим занятием и монах начал оправдываться: меня-де бес искусил, то демон из угла закричал: «Не верь ему, отче, я сам дивлюсь его лукавству!»

С другой стороны, недооценивать влияния демонов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это влияние гораздо больше, чем многие привыкли думать.

Любой человек одновременно пребывает в двух мирах: телом - в мире вещественном, душой - в мире духовном. Духовную жизнь в широком смысле слова ведет даже атеист, который отрицает само существование духа. Он не верит в темные силы, но, сам того не понимая, общается с ними, принимает их внушения, иногда становится их слепым орудием. Ему кажется, будто он свободен от «религиозных предрассудков» и живет сам по себе, но это иллюзия.

Человек может не думать о том, свежим он дышит воздухом или угарным, - но это не значит, что это никак не отразится на его здоровье. Он может ничего не знать о физических законах, но если коснется оголенного провода, то почувствует удар электрического тока, может быть, даже не понимая, что произошло. То же и в духовной жизни: у нее есть свои законы, которые неизбежно влияют на каждого из нас. Поскольку мы слабо верим в существование демонов, то даже явные бесовские внушения часто принимаем за свои собственные желания.

Главный христианский подвиг - трезвение - направлен именно на то, чтобы внимательно следить за жизнью своего духа, ограждать себя от злых помыслов, всеваемых демонами, очищать свой ум. Когда мы смотрим умственным оком внутрь себя, погружаемся в таинственный духовный мир, то видим, что в нашей душе присутствуют желания и чувства, совершенно нам чуждые, и ясно ощущаем на нас некое постороннее влияние. Человек, который только приступает к подвигу очищения своей души, как подслеповатый: он видит демонов только тогда, когда они, так сказать, подошли уже близко. Люди же опытные в духовной жизни видят приближение демонов к душе издалека, и могут вовремя оградить свой ум молитвой.

Читают ли демоны мысли человека?

– Об этом пишет преподобный . Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) - значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Может ли бес войти в человека?

– Если говорить об этом совершенно буквально, то внутрь человеческой души бес войти не может, туда может проникнуть только Господь сверхъестественным Божественным действием.

Бес может жить лишь в теле человека, овладевая до той или иной степени его душевными или телесными проявлениями, т.е. либо бесноватый человек изредка подвергается припадкам, либо полностью теряет контроль над собой.

Бес может войти в тело человека под действием колдовства - если, конечно, человек не прибегает к помощи Божией, не исповедуется, не причащается, не молится. А может быть и какое-то попущение Божие, для вразумления.

С Мотовиловым, близким учеником и духовным чадом преподобного , произошел такой случай. После кончины преподобного он собирал сведения о его жизни и чудесах. И между прочим нашел повествование о том, как преподобный Серафим исцелил бесноватую девицу. Он подумал: «Ну, в меня бес никогда не войдет, потому что я часто причащаюсь». И как только он это про себя произнес, его окутало темное облако и стало проникать внутрь него, несмотря на его сопротивление. На протяжении недели он испытывал жуткие адские мучения. Потом, по молитвам его духовника, архиепископа Антония Воронежского, по молитвам, которые совершались во всех монастырях и церквях Воронежа, мука прекратилась, но окончательно он исцелился только через тридцать лет, с обретением мощей святителя Тихона Воронежского. Кстати скажу, что святитель Тихон для демонов очень страшен. У меня была одна знакомая бесноватая женщина, которая не могла слышать даже его имени. Когда при ней даже вскользь упоминали имя святителя Тихона, ее сразу начинало корчить.

– Откуда берут свою силу люди, обладающие сверхъестественными способностями, - экстрасенсы, прорицатели, прозорливцы? Их дарования от Бога или от дьявола?

– Экстрасенсы - это люди, находящиеся в прелести. Сами они, чаще всего, думают, что общаются с Богом, космическими энергиями или умеют извлекать из себя какую-то силу и таким образом помогать другим людям. Но на самом деле для того, чтобы творить чудеса от Бога, необходимо вести особенную духовную жизнь, святую. С точки зрения православия, экстрасенсы находятся в общении с нечистыми духами. Если они как будто бы и исцеляют, то эти «исцеления», во-первых, приносят страшный вред им самим, а во-вторых, могут повредить и тем, кого они лечат, - и душевно, и даже телесно. Конечно же, прибегать к помощи экстрасенсов нельзя, это все равно, что просить о помощи самих демонов, которые ищут только нашей гибели.

Что касается даров пророчества и прозорливости, то они, конечно же, бывают и от Бога - но в наше время встречаются крайне редко. Чаще встречается другое явление - ложная прозорливость, ложные прорицания. Демоны ведь потому и названы обольстителями, что умеют обманывать. Они подделывают свои действия под действия Божественной благодати, пытаются подделать и благодатное утешение, утешение от Духа Святого. Они могут показывать и видения; могут, как существа очень проницательные, угадывать будущее. Могут создать ложную прозорливость: одному человеку внушить какую-то мысль, а другому, которому хотят создать славу прозорливца, открыть ее. Часто они открывают такому «прозорливцу» грехи других людей - а кто знает грехи, как не демон, который сам на них и подстрекал? Поэтому, встречаясь с каким-нибудь человеком, имеющим славу пророка, надо быть очень осторожным.

Одна моя знакомая рассказывала, как ходила к некоему «прозорливому» батюшке, который на деле оказался просто прельщенным. Так вот, когда он беседовал с людьми, то у них поднималась температура, до 37, даже 38 градусов, они начинали как бы пылать. У них при этом не было никакого сердечного утешения, покаяния, решимости исправить свою жизнь, было просто такое вот ощущение. И они по неопытности решали, что этот человек благодатный. А что в этом, собственно, было благодатного? Ну, стало тебе жарко - и что? В присутствии этого же человека был такой характерный случай. Несколько людей сидели, ждали его. Он им называл их грехи, а подойдя к одной женщине-мирянке, спросил: «Ты почему ни о чем не думаешь?» А она сидела, молилась про себя Иисусовой молитвой. Что это значит? Это значит, что она при помощи молитвы отгоняла те мысли, которые ей демоны внушали, и этот «прозорливец», естественно, уже ничего сказать не мог.

– А как объяснить способности людей вроде Дэвида Копперфильда? Ведь он летал перед публикой, проходил сквозь Китайскую стену, все это было подтверждено современной аппаратурой.

– Может быть, он чародей, нас этим не удивишь. Ну, проходит он сквозь стену - подумаешь, мы и не про такое знаем. Допустим, чародей Кинопс, с которым духовно боролся Иоанн Богослов, мог пробыть много часов под водой. Но когда апостол Иоанн помолился, демоны оставили этого колдуна, и он, погрузившись в воду, оттуда уже не вышел. Симон Волхв, как мы знаем из книги Деяний, поднимался в воздух и летал. А когда демоны перестали ему помогать, он упал с большой высоты и разбился.

Все это делается нечистой силой, и для православного христианина тут нет ничего удивительного. Когда придет антихрист, он сотворит гораздо большие и страшные чудеса, не то что этот фокусник.

А может быть, такие люди - просто обыкновенные факиры. Мало ли что там подтверждает современная аппаратура. Это могут делать просто ради денег. Люди в наше время верят в науку, вот им и рассказывают про аппаратуру - так же, как в рекламных роликах «научно» доказывают, чем одна зубная паста лучше другой.

Как относиться к инопланетянам и параллельным мирам?

– Как относиться? Кино поменьше смотреть, и все. А то там есть все что угодно: и параллельные миры, и перпендикулярные миры, и конусообразные миры. Насмотришься, будешь потом искать контактов с внеземной цивилизацией. Придет к тебе кто-нибудь с рогами и скажет: «Я из конусообразного мира. Инопланетянин».

Советую по этому вопросу почитать книгу отца «Православие и религия будущего». В ней прекрасно об этом говорится. Конечно, инопланетяне - это бесовщина. В древности демоны прельщали людей через идолов, через ложные чудеса, а в наше время являются под видом инопланетян. Я не буду подробно об этом рассказывать. Об этом, повторю, очень хорошо говорит отец Серафим Роуз, он убедительно доказывает, что это явление именно бесовского характера.

– Что за существа барабашки? Могут ли они принести какой-то реальный вред?

– Барабашки - это просто , которые смущают людей, устраивая всякие фокусы: стучат ложками или еще чем-нибудь. Это явление вполне объяснимое и, к сожалению, довольно частое. Поэтому я, когда освящал квартиры, то добавлял к чину освящения молитву «О доме, который терпит наваждение от злых духов». Конечно, если человек не молится, не прибегает к помощи церковных обрядов и таинств, то он не имеет от этих наваждений благодатной защиты. Впрочем, бывает и наоборот: человек живет внимательной жизнью, усердно молится, а бесы его пугают: стучат, свистят, могут крикнуть или чем-нибудь зашуршать. Это такое мелкое хулиганство. Но, однако же, это мелкое хулиганство многих приводит в жуткий страх, у людей стынет кровь в жилах.

Думаю, если в таких случаях вести себя разумно, не обращать на эти выходки внимания и молиться как ни в чем не бывало, то все постепенно пройдет. Мой духовник рассказывал про себя такую историю: «Проснулся я, а на плече у меня змея - я перевернулся на другой бок и дальше стал спать». Вот и все, а если будешь пугаться, то на тебе будет и змея, и много змей, и все, что угодно. Ну, стучит кто-то - и пусть себе стучит. Подумаешь, какая разница: сосед дядя Вася в стенку постучал или бес какой-нибудь, - результат-то один и тот же.

– Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

– Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно - перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Феномен навязчивости определяют как появление в сознании мысли, представления или каких-либо явлений, не связанных в данный момент с содержанием сознания и воспринимаемых больными как эмоционально неприятные. Навязчивые мысли «господствуя» в сознании, порождают эмоциональную напряженность, способствуют дезадаптации человека в окружающей его среде. Навязчивыми, то есть существующими помимо воли и желания человека, могут быть как определенные мысли, воспоминания, представления, сомнения, так и действия.

Навязчивые страхи именуются фобиями, навязчивые мысли — обсессиями, а навязчивые действия — компульсиями.

Фобический синдром (по гречески phobos — страх) явление очень распространенное. Различают множество фобических состояний. К примеру, нозофобия (боязнь болезни); агорафобия (боязнь открытых пространств); клаустрофобия (боязнь закрытых пространств); эрейтрофобия (боязнь покраснения); мизофобия (боязнь загрязнения) и др. Все это примеры патологических, то есть не связанных с реальной угрозой, страхов.

Бывают страхи от малодушия, трусости. Трусость можно, к сожалению, и привить. Если, скажем, ребенку каждые пять минут говорить примерно следующее: «не трогай», «не залезай», «не подходи» и т. п.

Психологи выделяют так называемые родительские страхи, которые «перекочевывают» от родителей к детям. Это, например, боязнь высоты, мышей, собак, тараканов и многое другое. Перечень этот можно продолжать и продолжать. Так вот эти устойчивые страхи впоследствии нередко можно обнаружить и у детей.

Различают страх ситуативный, который возникает в момент угрозы, опасности, и личностный, возникновение которого связывают с особенностями характера. Приведу пример мизофобии, то есть навязчивого страха заражения, загрязнения. Насколько это тяжкое страдание наглядно видно из этих строк.

«Здравствуйте доктор!

У меня мания чистоты и настолько сильная, что не могу это уже никак контролировать. На улицах стараюсь избегать какого-либо контакта с людьми и грязных мест, кажется, что везде нагажено и я получаю все это "на себя". Естественно, что придя домой, начинается процесс долгого и длительного "намывания" всего — всю одежду в стирку (даже если загрязнения были минимальными). Всё, чего коснулся грязной одежей протираю водкой, а сам отправляюсь в душ часа на 3-4. Причем время "намывания" постоянно увеличивается. То есть, когда мою руки, кажется, что чего-то коснулся снова — и начинается процесс мытья сначала. Поледнее время у меня появилась реальная нервная тряска по выходе из ванной (чем-то напоминает болезнь Паркинсона) и грубая внутренняя истерика (печальный рекорд — 30 часов в ванной на ногах 22—23.09.06). Весь мой мир ограничился постелью и компьютером. Все остальное я уже потерял: институт, друзей, да и работу скоро потеряю. С работы прихожу в 22:30, душ — до 3: 00, на работу — в 9 утра. Это ВСЯ моя жизнь сейчас».

Очень часто навязчивости являются следствием демонического воздействия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

Преосвященный Варнава (Беляев) пишет: «Ошибка нынешних людей заключается в том, что они думают, что страдают только "от мыслей", а на самом деле еще и от бесов… Так, когда пытаются победить мысль мыслью, то видят, что противные мысли — не просто мысли, но мысли "навязчивые", то есть с которыми сладу нет и перед которыми человек бессилен, которые не связаны никакой логикой и для него чужды, посторонни и ненавистны… Но если человек не признает Церкви, благодати, святых Таинств и драгоценности добродетелей, то есть ли ему чем защищаться? Конечно, нет. И тогда, раз сердце пусто от добродетели смирения и с нею от всех прочих, приходят демоны и делают с умом и телом человека, что хотят (Мф. 12, 43-45 )».

Эти слова владыки Варнавы в точности подтверждаются клинически. Неврозы навязчивых состояний лечатся значительно труднее всех остальных невротических форм. Зачастую они совершенно не поддаются никакой терапии, изнуряя своих обладателей тяжелейшими страданиями. В случае упорных навязчивостей человек стойко лишается трудоспособности и попросту инвалидизируется. Опыт показывает, что подлинное исцеление может наступить только по благодати Божией.

Я именую невроз навязчивых состояний наиболее демонически уязвимой формой невротических расстройств. Иначе как можно, к примеру, расценить непреодолимое желание мыть руки до нескольких десятков раз перед едой или пересчитывать пуговицы на пальто у встречающихся прохожих и т. п.? При этом больные ужасно страдают, мучаются от своих состояний, тяготятся ими, но ничего с собой поделать не могут. Кстати, сам медицинский термин «обсессия», обозначающий навязчивые явления, переводится как одержимость. Епископ Варнава (Беляев) еще пишет по этому поводу: «Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов. Внезапно появившиеся помыслы, как буря, обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Но положим, что мы имеем дело с опытным подвижником. Он вооружается сильной и крепкой Иисусовой молитвой. И начинается и идет борьба, которой не предвидится конца.

Человек ясно сознает, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Но весь эффект впереди. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи. И вот в тот момент, когда человеку кажется, что действительно, может быть, борьба эта бесконечна, и когда он уже перестает верить, что есть же такое состояние, когда люди живут спокойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно… Это значит — пришла благодать, и бесы отступили. В душу человека проливаются свет, мир, тишина, ясность, чистота (ср. Мк. 4, 37-40 )».

Развитие навязчивости можно сравнить с развитием греховной страсти. Этапы примерно те же. Прилог сравним с появлением в сознании навязчивого помысла. И далее очень существенный момент. Или человек его отсекает или начинает с ним сочетаться (рассматривать его). Далее идет этап сосложения. Когда возникший помысл представляется достойным более глубокого рассмотрения и собеседования с ним. Следующий этап — пленение . Это когда не человек руководит развившейся в сознании мыслью, а мысль руководит им. И, наконец, собственно навязчивая мысль . Уже достаточно оформленная и закрепившаяся в сознании. Самое плохое, что человек начинает этой мысли верить, а она — от лукавого. А бедный страдалец пытается рационально победить эту «умственную жвачку». И помногу раз прокручивает в сознании этот «навязчивый» сюжет. И как будто решение близко, еще чуть-чуть… Однако мысль вновь и вновь пленяет сознание. Человек не может понять, что решения навязчивости не существует. Эта не трудноразрешимая проблема, а козни бесовские, которым нельзя верить и с которыми нельзя собеседовать.

Как реагировать на появление навязчивых мыслей? Во-первых с навязчивыми мыслями не нужно «собеседовать». Они оттого и называются навязчивыми, потому что не поддаются никакому логическому осмыслению. Вернее, осмыслить-то возможно, но потом эти же мысли опять всплывают в сознании и это повторяется вновь и вновь. Природа таких состояний демоническая. Посему следует не сослагаться с подобного рода мыслями и молиться Богу о помощи. Таким образом только по благодати Божией и при собственном усердии навязчивости (читай — демоны) уходят.

За годы работы сложилось правило борьбы с навязчивыми состояниями. Необходимо следующее:

  • Не верить содержанию навязчивости
  • Не сослагаться с навязчивыми помыслами
  • Призывать Благодать Божию (молитва, Таинства Церкви)

Кратко поясню эти положения. Предположим, что человек поверил навязчивому помыслу, происхождение которого почти всегда от лукавого. И что дальше? А дальше, как правило, внутренний конфликт. К примеру, человек принял хульные помыслы или какую-то скверну от врага и расценил эти мысли как свои. И вот уныние… человек деморализован и пребывает как бы в параличе. «Какое же я ничтожество, — говорит он себе - мне нет места в Церкви, я недостоин причащаться». А враг потешается. Мысли ходят по кругу и выхода человек не видит. Поэтому верить таким помыслам нельзя.

Нельзя с ними и сослагаться. Некоторые пытаются доказать что-то бесу и выстраивают в своем сознании разные аргументы и как будто им кажется, что они справились со своей задачей. Но как только в мысленном споре поставлена последняя точка, все повторяется заново, будто бы никаких аргументов человек и не выдвигал. Победить врага таким образом не удастся.

И, конечно, без Бога и Его помощи и благодати не справиться.

Существуют и навязчивые мысли у психически больных людей. Например при шизофрении. В этом случае навязчивости, в большей степени, следствие болезни. И их нужно лечить медикаментозно. Хотя, конечно, нужно и лечиться и молиться. Если сам больной не в состоянии молиться, то молитвенный труд должны взять на себя его близкие.

В свое время я столкнулся с любопытным клиническим случаем. Мне пришлось консультировать семью, в которой мать и сын страдали навязчивыми страхами за свое здоровье и попеременно индуцировали друг друга.

В ходе беседы выяснилось, что мать моего пациента продолжительное время лечилась ранее у психиатров по поводу навязчивых страхов, сам же он рос очень впечатлительным, эмоциональным мальчиком. В 18-летнем возрасте у него впервые возник навязчивый страх появления злокачественной опухоли. Больной постоянно стремился осматривать свое тело, изучать медицинскую литературу по вопросам онкологии, был подавлен, угнетен. При этом юноша уточнил, что страх возник внезапно, после того, как мама рассказала ему о своем бывшем недуге.

На этом фоне у матери вновь возникли страхи за свое здоровье. Она решила, что у нее рак крови, так как чувствовала себя вялой, апатичной. После консультации у онколога оба были признаны здоровыми и вскоре выздоровели от мнимой болезни, но потом еще дважды заболевали фобиями. Один раз это было связано с инфарктом бабушки — и они решили, что страдают сердечными недугами. А в другой раз боялись умереть в автокатастрофе. Причем, вначале страх возникал у кого-нибудь одного, а потом появлялся и у другого.

Подобные случаи, когда после появления навязчивых страхов у одного из членов семьи заболевали и другие домочадцы, известны. Так, психиатр С. Н. Давиденков описал больного, страдавшего тиком и боязнью покраснеть или вспотеть. Сестра его матери страдала навязчивостью по поводу излишней потливости, одна из ее дочерей — боязнью покраснеть, а сестра самого больного — боязнью разрыва сердца. Вот такое бывает.

Семья, которую мне пришлось консультировать, была неверующей. А когда в душе нет веры, нет страха Божия, в ней могут «расцветать» другие — болезненные, нелепые, навязчивые страхи. Душа по природе своей христианка, и, может быть, существуя в бездуховной среде, она по-своему скорбит и «трясется» по любому поводу.

Мне вспоминается пациент, который испытывал выраженный страх смерти после перенесенного инфаркта миокарда. Усилия врачей увенчались успехом. С Божией помощью наш больной поправился, сердце окрепло, но его не отпускал этот мучительный страх. Особенно он усиливался в общественном транспорте, в любом замкнутом пространстве. Мой пациент был верующим человеком, и поэтому мне легко было откровенно беседовать с ним. Я, припоминаю, спросил его, может ли с ним что-либо случиться без соизволения или попущения Божия. На что он с уверенностью ответил: «Нет». «А в таком случае», — продолжал я, — «неужели Вы полагаете, что Ваша смерть может стать нелепой случайностью?» И на этот вопрос мой пациент произнес утвердительное «нет». «Ну так и снимите с себя эту ношу и перестаньте бояться!» — примерно так я ему посоветовал.

В конечном итоге наши размышления свелись к тому, что он «позволяет себе умереть», если так будет Богу угодно. Через какое-то время вот что он мне поведал. Когда страх возник вновь, он внутренне сказал себе: «Моя жизнь в руках Божиих. Господи! Буди воля Твоя!» И страх исчез, растворился, как сахар в стакане горячего чая, и больше не появлялся.

Невротические страхи тем и характерны, что не обусловлены никакой реальной угрозой или угроза эта надумана и маловероятна. Православный врач В. К. Невярович справедливо утверждает: «Навязчивые мысли часто начинаются с вопроса: "А вдруг?" Далее они автоматизируются, укореняются в сознании и, неоднократно повторяясь, создают существенные затруднения в жизни. Чем больше борется человек, желая от них избавиться, тем более они овладевают им.

Кроме того, в подобных состояниях имеет место слабость психической защиты (цензуры) из-за природных особенностей человека или в результате греховного разрушения его души. Хорошо известен, скажем, факт повышенной внушаемости у алкоголиков. Существенно ослабляют душевную крепость блудные грехи. Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями».

Нередко мне приходится встречаться с разного рода страхами, происхождение которых я связываю с религиозным невежеством, непониманием сути святого Православия. К примеру, в состоянии страха и растерянности приходят на прием люди и говорят примерно следующее: «Я сильно согрешал тем, что передавал на службе свечи левой рукой» или «Я потерял крестильный крестик! Теперь все пропало!» или «Я нашел на земле крестик и поднял его. Наверное я взвалил на себя чей-то жизненный крест!» Горько вздыхаешь, выслушивая такие «жалобы».

Другое распространенное явление — различные суеверия (типа «черной кошки» или «пустых ведер» и т. п.) и произрастающие на этой почве страхи. Собственно говоря, подобные суеверия — это не что иное, как грех, в котором следует покаяться на исповеди.

Искушения эти проявляются различно. По словам священномученика Диадоха , «бесы отнюдь не хотят, чтобы люди как-нибудь удостоверялись в том, что они гнездятся в них, дабы ум, верно зная это, не вооружился против них непрестанною памятию о Боге» . Большею частию, принимая, по слову апостола, вид ангела света – «и не дивно: сам бо сатана преобразуется во ангела света» (), – темные силы влияют на человека через его мозг, стремясь внушить ему, что то или иное видение посылается от Бога. На самом же деле это оказывается лишь вражеским действием.

Но опаснее всего в данном случае, по словам преподобного Нила, следующее: так как человека «не тревожат плотские нечистые страсти, а он чисто предстоит в молитве, то ему никак не думается, чтобы тут было какое-либо вражеское действие, – и он уверяется, что это есть точно Божественное явление, тогда как оно произошло от демона, который, крайнюю употребляя хитрость, чрез мозг, как мы сказали, изменяет сопряженный с умом свет и его самого образует (ему самому дает образ или то и другое заставляет воображать)» .

13.2. Искушение от бесов через ощущение «света»

Но искушения на молитве не всегда бывают лишь через мысли. Иногда с людьми совершенными происходят искушения другого порядка, как, например, явление света, стука и т. п. Обыкновенно, по свидетельству подвижников, первым признаком прелести (диавольского прельщения), ощущаемым физически, является «свет, подобный чувственному огню» , «видимый телесными очами» , «огневые образования» , «свет ночью» и т. п.

За световыми явлениями следуют явления демонов в разных формах и видах. Людям, достигшим известной духовной высоты, они являются в виде ангелов или даже Самого Христа с целью ввести их в заблуждение и заставить думать молящегося, что он удостоился созерцания небесных видений и этим вовлечь его в гордость, которая есть начало падения.

13.3. Явление бесов в виде ангелов или даже Самого Христа

Если эти явления не производят желаемого действия, т. е. если человек по смирению не принимает видение за божественное, то тогда искушения видоизменяются. Демоны, по словам святого Антония Великого , когда не возмогут обольстить сердце подвижника, то опять нападают, но иным образом, именно: «устраивают разные привидения, чтобы устрашить его, для чего претворяются в разные виды и принимают на себя образы – жен, зверей, пресмыкающихся, великанов и множества воинов» , производя «шум, топот, вопли и ругательства» .

13.4. Устрашения со стороны бесов через разные привидения

При подобных искушениях, по указаниям святых подвижников, следует сохранять полное спокойствие духа и не поддаваться страху, так как злые духи могут лишь только угрожать, но другого ничего более сделать не могут. «Таких привидений не должно бояться, – говорит святой Антоний Великий , – потому что они ничто – и тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением креста» . Хотя они и дерзки, и крайне бесстыдны, но бояться их не должно, «хотя бы они казались наступающими на нас, хотя бы угрожали , потому что они немощны и ничего более сделать не могут, как только угрожать» .

13.5. Причины, по которым не следует бояться устрашений со стороны бесов

Не бояться демонов и их искушений научает также и святой Симеон Благоговейный : «Когда молишься, страх ли нападет на тебя, или стук подымется, или свет воссияет, или другое что случится, не смущайся и не робей; но пребудь в молитве гораздо долее обыкновенного. Такое смятение, страхование и ужасание бывает от демонов, чтобы, растерявшись и расслабевши, оставил бы молитву, а когда такие тревожности и оставление молитвы по малодушию обратятся у тебя в навык, – чтобы совсем тебя взять в свои руки и помыкать тобою» .

Подобно этому говорил и преподобный Нил Синайский : «Хотя и шум, и топот, и вопли, и ругательства услышит от демонов стремящийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не предаст его им, говоря к Богу: «Не убоюся зла, яко Ты со мною еси» () и тому подобное» .

13.6. Признаки, позволяющие отличить посещение благодати Божией от искушений со стороны лукавого

Но подобного рода явления (как, например, свет) не всегда бывают от лукавого. Святой Симеон Благоговейный говорит, что иногда бывает, что иной некий воссияет свет, во время совершения тобою молитвы своей, «которого изобразить в слове я не в силах, от которого душа преисполняется радости, возрождается вожделение лучшего и начинают тещи слезы со умилением; то ведай, что это есть Божеское присещение (посещение – «Игум.В.») и наступление» .

Так как человеку, особенно еще не опытному в этом деле, трудно определить, от Бога или же от лукавого получает он видения, то святые подвижники советуют и таком случае обращаться всегда за советом к старцу-руководителю, которого должен иметь всякий желающий идти путем духовного совершенствования. Подробнее о старчестве будет сказано ниже. Теперь же приведем слова святого Каллиста Тиликуды, относящиеся к этому. «Если иногда ум увидит свет без всякого искания его, пусть не принимает его и не отвергает, пусть об этом спросит старца. Если же не найдет такого, то лучше не принимать, но по смирении предать дело Богу, почитая себя недостойным такого видения» .

Вообще же, как общее правило, следует иметь в виду указания святых отцов на то, чтобы не увлекаться видениями и не почитать себя достойным их, даже если бы то было явление Самого Христа или ангела. «Когда, делая свое дело, – говорит святой Григорий Синаит , – увидишь свет или огонь вне или внутри, или лик какой – Христа, например, – или ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда» .

Иногда внутреннее чувство подсказывает человеку, что то или иное видение не от Бога, но от лукавого. «Все приходящее в душу, – говорят отцы, – чувственное ли то или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага» . «Истинное начало молитвы есть сердечная теплота, попаляющая страсти, отраду и радость вселяющая в сердце непоколебимым возлюблением и утверждающая сердце несомненным удостоверением» .

Но все же человеку, особенно на первых шагах прохождения им духовного подвига, очень трудно самому браться за разрешение вопроса: от кого получает он то или другое видение? Святой Григорий Синаит , говоря о признаках прелести, свидетельствует, что «она для многих, по множеству и разнообразию ее козней и осечений, неудобораспознаваема и почти непостижима» . Поэтому, как уже было сказано, молящийся не ошибется, если в данном случае будет идти путем смирения, почитая себя недостойным видений и откровений.

13.8. Прелесть, происходящая от воображений в уме духовных предметов

Следует отметить, что не всегда какие-либо образы или явления привходят в сознание молящегося со стороны. Часто он сам бывает причиной их возникновения. Это бывает в тех случаях, когда молящийся начинает представлять себе чувственно в своем воображении духовные явления или лица. Против же этого особенно горячо восстают подвижники, как против серьезного препятствия молитве. «Когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика, – говорит преподобный Нил Синайский , – и не попускай, чтобы ум твой преображался в какой-либо образ... (или чтобы в уме твоем печатлелся какой-либо образ), но невещественно приступи к Невещественному, – и сойдешься с Ним» .

Об этом же говорят и святые Каллист и Игнатий, ссылаясь на следующее высказывание святителя Василия Великого : «Как не в рукотворенных храмах живет Господь, так и не в воображениях каких и мысленных построениях (фантазии), – кои представляются (вниманию), и как стеною окружают испортившуюся душу, так что она силы не имеет чисто взирать на истину, но все еще держится зерцала и гаданий» . «Сии ведая, – добавляют от себя святые иноки, – и ты каждый час, с Божией помощью, понуждай себя безмечтанно, без воображений и образов, молиться чисто всем умом, всею душою и всем сердцем» .

13.9. Второй вид прелести, имеющий начало в сладострастии

Кроме описанного вида прелести, происходящего от личных мечтаний молящегося, есть еще другой род прелести, берущий начало также в самом человеке. По словам святого Григория Синаита , «второй образ прелести... начало свое имеет в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. От сласти сей рождается неудержимость несказанных нечистот. Распаляя свое естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действия своего и делает помешанным. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные, опьянен будучи неистовством страсти, изменившись нравом и по виду став как бесноватый... Бес непотребства, омрачив их ум сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица» .

Жизненной иллюстрацией к приведенным словам могут служить некоторые из русских сектантов, впадающие в экстазы указанного характера на своих радениях. Описание этого можно найти в исследовании Д. Г. Коновалова «Религиозный экстаз в русском сектантстве», а также в его брошюре «Психология сектантского экстаза» (1908) (речь, произнесенная перед защитой его диссертации).

В тех случаях, когда человек, уже стяжавший дар молитвы, подвергается искушениям во время ее, то ему разрешается в противовес этому, вставая, простирать руки в помощь против искушений. Но и в данном случае должна быть умеренность и осторожность, и святые отцы предупреждают от увлечений. Пусть в таком случае, – поучает святой Григорий Синаит , – «прелести ради не долго сие творит, и опять садится, чтобы враг не обольстил ума его, показав какой-либо призрак. Ибо иметь ум, даже безопасный от падения и горе, и долу, и в сердце, и всюду, безопасным от вреда свойственно одним чистым и совершенным» .

Подобно этому и святой старец Симеон Благоговейный учит, что если бы молящемуся пришлось бы сподобиться Божественного посещения, проявившегося, например, в благодатном свете и вызвавшем умиление и слезы, то для того, чтобы не впасть в гордость, следует перевести мысль свою на какой-либо другой предмет и этим смирить себя. «Если слишком долго будет держаться такое состояние, – говорил святой Симеон, – то, чтобы по причине обилия слез не показаться тебе пред собою чем-либо более, нежели каков ты на деле, обрати ум свой на что-либо телесное и тем смири себя» .

Все приведенные и подобные им предупреждения об избежании прельщения или, как говорят святые подвижники, прелести на молитве, имеют свое глубокое основание и крайнюю необходимость. Предупреждения эти вызываются теми печальными и крайне опасными последствиями для человека, которые влечет за собой прелесть. Идущий без всякой осмотрительности и руководства по этому пути подвергается различным опасностям, начиная с тщеславия и кончая сумасшествием.

13.11. Указания святых подвижников о том, как различать явления прелести и благодати

Для человека, стоящего далеко от «науки из наук и искусства из искусств» , могут показаться странными и непонятными настоящие строки. Но, если дать себе труд глубоко вникнуть в психологические основы молитвенного подвига, то тогда все будет понятным. Повторим, что все рассуждения авторов «Добротолюбия» суть плод их собственного опыта, т. е. того, что было пережито ими самими и чему они были свидетелями, наблюдая окружающих их людей как мирских, так и монашествующих.

13.12. Описание духовной молитвы, свободной от всяких представлений и воображений

Теперь следует сказать о мерах борьбы с указанными искушениями. Главным средством, по учению святых отцов, в данном случае является молитва. «Во время таких искушений, – говорит преподобный Нил Синайский , – употребляй непрестанно краткую, но напряженную молитву» . Насколько сильна верующего и какое производит действие на демонов, видно из сравнения святого Илии Екдика, который говорит, что «грозящий палкою на собак раздражает их против себя, а демонов раздражает тот, кто нудит (принуждает – «Игум.В.») себя чисто молиться» .

Но, пред тем как приступить к такой молитве, полезно и необходимо бывает сказать несколько слов против духа злобы, искушающего молящегося. Святой Евагрий учит: «Во время искушений не прежде приступай к молитве, как сказавши несколько гневных слов против искусителя. Ибо когда душа окачествована (исполнена – «Игум.В.») скверными помыслами, тогда молитве ее нельзя быть чистою. Но если ты скажешь что-либо с гневом против них, то этим приведешь в смятение противников своих и истребишь их внушения» .

Какие именно слова следует произносить в таких случаях, указывает преподобный Никита Стифат . Говоря о хульных помыслах – одном из видов искушений, – он поясняет, что «дух хулы, когда молимся и поем псалмы, и отрыгает иной раз, по нашему невниманию, нашими устами клятвы на нас же и странные хуления на Бога вышнего, привводя их в стихи псалмов и в слова молитвы. Но против него, когда он что-либо такое произносит устами нашими или всевает в мысли наши, надо обращать слово Христово, говоря к нему: «Отойди от Меня, сатана» (), всякого зловония исполненный и осужденный на вечный огнь; хула твоя да падет на главу твою». Сказав это, тотчас насильно, как пленника, обратим ум на другой какой предмет – Божеский или человеческий, какой вспадет на мысль, или со слезами вознесем его на небеса и к Богу» .

Так как искушения лукавого, приводящие в состояние прелести, не всегда бывают в грубой и заметной форме, то святыми подвижниками дается ряд указаний, как различать явления прелести и благодати, которые с внешней стороны иногда могут походить одно на другое, особенно в глазах неопытного в этом деле человека.

Преподобный Максим Кавсокаливит, сравнивая благодать и прелесть, высказывается в том смысле, что отличительным признаком благодати является особое состояние мира душевного с умилением и сокрушением о грехах. Человек исполняется кротостию и смирением, и душа его объята бывает радостию духовною. «Когда входит в человека благодать Святого Духа, – говорит он, – то собирает ум его и делает его внимательным и смиренным, приводит ему на память и грехи его, будущий Суд и вечное мучение, душу его исполняет сокрушенным умилением и подвергает к плачу и слезам, очи его делает кроткими и полными слез, и чем более сближается с человеком, тем более умиротворяет душу его и утешает святыми страданиями Господа нашего Иисуса Христа и беспредельным Его человеколюбием, и ум исполняет возвышенными созерцаниями недомыслимой силы Божией... Тогда ум человека восторгается Божеским оным светом и просвещается светом Божеского ведения, сердце делается тихим и кротким и обильно источает плоды Духа Святого – «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение» () и прочее, и душа его восприемлет неизреченное веселие» .

Наоборот же, когда человек подпал под влияние искусителя и находится в состоянии прелести, то ощущения его уже будут иные, противоположные указанным. Появляется сначала тонкое тщеславие, переходящее затем в гордость. Смирение и мир душевный у такового отсутствуют. «Когда злой дух прелести, – говорит преподобный Максим , – приближается к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и омрачает, наводит боязнь, и страх, и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит, призрачно пред очами показывает свет не светлый и чистый, а красноватый... и уста заставляет говорить слова непотребные и хульные; тот, кто видит сего духа прелести, большею частью серчает и исполнен бывает гнева, смирения совсем не знает, ни истинного плача и слез, но всегда хвастается своими хорошествами и тщеславится ими, когда без сдержанности и страха Божия поддается движениям страстей, наконец, выходит из ума и приходит в совершенную пагубу» .

Итак, человек, находящийся в состоянии прелести, прежде всего лишен душевного покоя и истинного умиления – этих верных признаков благодатного состояния духа. Кроме того, в нем отсутствуют три основных добродетели: смирение, любовь и милосердие, «без коих никто не узрит Господа» .

Чистою молитвою, без прелести, по словам святого Григория Синаита , будет та, во время которой «ум видится безвидным и ни себя, ни другого чего не представляющим даже на мгновение, будучи и от чувств отвлекаем действующим в нем светом. Ибо тогда ум делается отрешенным от всего вещественного и световидным, неизреченно во един дух с Богом сочетаваясь» .

Как говорит святой Исихий, это происходит вследствие того, что «всякий помысл воспроизводит в уме образ какого-либо чувственного предмета, ибо ассирианин (враг), будучи сам умною силою, не иначе может прельщать, как пользуясь чем-либо привычным для нас чувственным... И так как всякий помысл входит в сердце чрез воображение чего-либо чувственного (чувственное же мешает умственному), то Божественный свет Божества тогда уже начинает осиявать ум, когда он упразднится от всего и сделается совершенно безвидным (никакого вида и образа не представляющим). Ибо светлость оная проявляется в чистом уже уме, под условием оскудения его от всяких помышлений» .

Поэтому же и в житии преподобного Варсануфия, составленном Никодимом Агиоритом , где сообщается о том восхищении к Богу, которого преподобный удостаивался на молитве, подчеркивается, что возносился он к Богу «не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, полагая восхождения к Богу в сердце своем» .

В соответствии с этим на всем протяжении «Добротолюбия» нигде не говорится о развитии мысленной, мозговой, энергии, так как это не только не нужно, но крайне вредно и даже опасно для молящегося, ибо приводит к гордости и падению. Весь центр тяжести полагается в развитии чувств сердца, потому что в духовной молитве, чистой от всяких представлений и воображений, интеллектуальная сторона не играет роли.

13.13. Опасность желания скорее стяжать высшие дары молитвы