Понятие мифология. Общее понятие мифа и мифологии. «Мифология как форма архаической культуры

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовав­ших в начале времени и участвовавших прямо или кос­венно в создании самого мира, его элементов как при­родных, так и культурных. Мифология есть совокуп­ность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифоло­гия представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами об­щественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, стр. 737). Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленён­ности, было почти неотделимо от эмоциональной эффект­ной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переноси­лись человеческие свойства, им приписывалась одушев­лённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологиче­ским предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и кон­кретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Определённые силы и 1 спо­собности могли быть пластически выражены многору-костью, многоглазостью, самыми диковинными транс­формациями внешнего облика; болезни могли быть пред­ставлены чудовищами - пожирателями людей, космос - мировым древом или живым великаном, родоплеменные предки - существами двойной - зооморфной и ан­тропоморфной -природы, чему способствовало тотеми-ческое представление о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных. Для мифа харак­терно, что различные духи, боги (а тем самым и представ­ленные ими стихии и природные объекты) и герои связа­ны семейно-родовыми отношениями.

В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи

и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, еди­ничного и множественного, пространственных и времен­ных отношений, начала и принципа, то есть происхожде­ния и сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причинно-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о воз­никновении его отдельных элементов, природных и куль­турных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние (а затем уже об иных событиях, биографии мифологических персонажей). Нынешнее со­стояние мира - рельеф, небесные светила, породы жи­вотных и виды растений, образ жизни, социальные груп­пировки, религиозные установления, орудия труда, при­ёмы охоты и приготовление пищи и т. д. и т. п.- всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, бо­гов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе сред­ством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказы­ваются «кирпичиками» мифической модели мира. М и-фическое время есть время «начальное», «ран­нее», «первое», это «нравремя», время до времени, то есть до начала исторического отсчёта текущего времени. Это время первопредков, первотворения, первопредметов, «время сновидений» (по терминологии некоторых авст­ралийских племён, то есть время откровения в снах), сакральное время в отличие от последующего профан-ного, эмпирического, исторического времени. Мифиче­ское время и заполняющие его события, действия пред­ков и богов являются сферой первопричин всего после­дующего, источником архетипических первообразов, об­разцом для всех последующих действий. Реальные до­стижения культуры, формирование социальных отноше­ний в историческое время и т. п. проецируется мифом в мифическое время и сводится к однократным актам творения. Важнейшая функция мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продол­жают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также явля­ется важной функцией мифа. Эта функция осуществля­ется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсце­нируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторя­ются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гаранти-

Мифология (от греч. mithos – повествование, сказание и logos – слово, учение) означает: 1) совокупность мифов; 2) научная дисциплина, изучающая мифы; 3) наиболее ранняя, соответствующая первобытному обществу форма мировосприятия.

Мифология зарождается на ступени общинно-родовой формации, когда природа и мир мыслятся человеком как огромная семья, где все связано между собой кровно-родственными отношениями.

Житейское представление о мифе: миф – это сказка, вымысел о сотворении мира и человека, сказание о богах и героях. Научное: миф – это создание коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающее действительность в персонифицированных, одушевленных образах в форме устного повествования.

Миф, таким образом, первая и древнейшая попытка научно объяснить мир и его законы, это зачаточный эквивалент науки. Свидетельством этого может служить: 1) одинаковые мифы у разных народов, 2) мифология затрагивает коренные вопросы мироздания.

Мифология для древнего человека была своеобразной идеологией, она объясняла общественные отношения, иерархию в обществе. Мифология была своеобразной религией, т.к. миф для тех, среди кого он бытовал, был «правдой», он прошел через многие поколения людей, олицетворял собой мудрость предков, был подкреплен традицией. Поэтому осмысление фактов содержащихся в мифе оказывалось делом веры, вера не подлежит проверке. Религия появляется в классовом обществе. Мифология во многом отличается от религии, у них разные источники. Мифология возникает из потребности объяснить мир, а религия из невозможности понять мир. Мифология это своеобразная философия древнего человека.

Миф следует отличать от сказки. Для древнего человека миф как бы предшественник сказки. Разница между мифом и сказкой в том, что в мифе отражена действительность, стремление познать явления природы, общественные отношения и человека. Если миф потеряет ряд свойств, он превращается в сказку. Сказка, таким образом, это миф, утративший своеобразие, а миф – это сказка, обобщенно отражающая действительность в первобытном сознании.

Для древнего человека миф – это бессознательная правда, сказка - сознательная выдумка, откровенный вымысел. В сказке происходит ослабление строгой веры в происходящее. В мифах часто используются сказки (в сказании об Одиссее широко использованы сюжеты о сиренах, о волшебнице Кирке – эти сказочные истории встречаются и у других народов).

Этиологические (причинные, объяснительные) – мифы о происхождении чего-либо (животных, растений);

Космогонические – мифы о структуре космоса – огонь, воздух, земля, отделение неба от земли;

Антропогонические – мифы о происхождении человека;

Астральные – мифы о звездах и планетах;

Солярные, лунарные – разновидности астральных;

Близнечные – мифы о чудесных существах, представленных в виде близнецов;

Тотемические – мифы о животных и их родстве с человеком;

Календарные – мифы, связанные с урожаем, аграрной магией, сменой времен года;

Героические – мифы о геоях-первопредках;

Эсхатологические – мифы о конце света, о катастрофах, о гибели великанов и первого поколения богов.

Особенности мифологии.

Антропоморфизм – очеловечивание;

Фетишизм – одушевление, обожествление, поклонение вещи;

Анимизм (animus - душа) – одушевление, это свойство появилось позднее, вещь гибнет, а душа вечна;

Тотемизм – зооморфность природы.

Антропоморфность стала уязвимым местом греческой мифологии как религии. Утратив религиозную функцию, миф навсегда сохранил эстетическую функцию.

2. Периоды мифологии.

Этапы развития мифологии складываются в течение 10 столетий.

Первый доолимпийский период (хтонический – chtonos – «земля», космогонический – космогония – древняя наука о сотворении мира, тератологический – teras - - «чудовище»). Древние считали, что в мире был хаос, хаос – это пространство. В результате соединения Хаоса и Эроса возникли Гея – земля и Тартор – вечная тьма. У Крона (бог времени и земледелия) и Реи (вечное время, движение) было 12 детей-титанов – 6 сестер и 6 братьев. Крону было предсказано, что он будет свергнут одним из своих детей, поэтому он стал их проглатывать. Рея спрятала Зевса, предложив вместо него камень. Зевс вырос, победил отца, заставил изрыгнуть своих братьев и сестер. Он разделил между своими братьями власть над миром и восцарился на Олимпе.

Второй олимпийский период – мифы о богах и героях.

В Фесаллии стояла самая высокая гора Греции Олимп (3 тыс. метров) - место обитания верховных богов. Там находился дворец верховного бога Зевса и жилища других богов. Само понятие Олимп было аналогично понятию «небо».

12 олимпийских богов (греческие и римские названия):

Зевс (Юпитер) – верховный греческий бог, царь среди богов и людей, младший сын Кроноса. Он властитель неба и всего сущего, невластен только над судьбой. (Мойры – 3 сестры Зевса – в их руках судьбы смертных);

Гера (Юнона) – жена и сестра Зевса, покровительница браков, олицетворение супружеской верности;

Посейдон (Нептун) – брат Зевса, покровитель морей, всех источников и вод;

Деметра (Цецера) – сестра Зевса, богиня земледелия и плодородия;

Гестия (Веста) – сестра Зевса, богиня домашнего очага;

Афродита (Венера) – дочь Зевса и богини Дианы, супруга Гефеста – богиня любви и красоты. По одной версии она дочь Зевса, по другой – дочь Урана. Родилась в пене морской из части тела, отрубленной у Кроноса. Она единственная богиня, которую изображают нагой.

Аполлон (Феб) – сын Зевса и богини Лето, бог солнечного света, бог гармонии, покровитель искусств, прежде всего музыки и пения, бог-врачеватель (отец Асклепия);

Артемида (Диана) – дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, покровительница охоты, лесов и живой природы;

Афина (Минерва) – дочь Зевса и океаниды Метиды (Зевс родил ее из головы, это его любимая дочь), богиня мудрости, честной, открытой, справедливой войны;

Арес (Марс) – сын Зевса и Геры, жестокий кровожадный бог несправедливой разрушительной войны;

Гефест (Вулкан) – сын Зевса и Геры, бог огня и связанных с ним ремесел: кузнечного и ювелирного дела. Колченогий муж Афродиты, их брак был бездетен;

Гермес (Меркурий) – сын Зевса и богини Майи, бог торговли, покровитель воров и мошенников, бог красноречия и дипломатии;

Аид (Гадес) – брат Зевса, властелин подземного мира, на Олимпе не живет. Из его царства смерти не было возврата. Трехглавый пес Цербер (Кербер) сторожил выход из обители мертвых, никого не выпуская назад. Мрачный старик Харон , сын бога вечной тьмы и богини ночи, перевозил по реке Стикс души умерших в загробное царство и никого не возвращал на землю. Лета – река забвения, глотнув ее воды, усопший забывал все. Елиссейские поля – вечное блаженство, куда попадают души избранных. Аид сидел на золотом троне Персефоной , дочерью богини плодородия Деметрой . Персефона была похищена Аидом.

У Аида есть служанки – неумолимые богини мщения Эринии , экипированы бичами и змеями, постоянно преследуют преступников. В царстве Аида находится и бог смерти Танат, в черном плаще, с черными крыльями, он посещал ложе умирающего, чтобы отрезать мечом прядь волос и отогнуть душу.

У Аполлона было 9 спутников-муз (дочери Зевса и богини памяти Мнемосины). Они богини искусства, поэзии и науки.

Каллиопа – муза эпической поэзии;

Евтерпа – муза лирической поэзии;

Эрато – муза любовной поэзии;

Талия – муза комедии;

Мельпомена – муза трагедии;

Терпсихора – муза танца;

Клио – муза истории;

Урания – муза астрономии;

Полигимнии – муза гимнической поэзии и музыки.

Земные боги

Дионис (Вакх) – сельский бог виноделия и виноделия, сын Зевса и богини Семелы, муж Ариадны. В честь него в Греции справлялись Великие и Малые дионисии. Дионоса сопровождают сатиры, силены и нимфы (вакханки). Из культовых песен в честь Диониса – дифирамбов – развилась драма.

Пан – сын Гермеса, защитник пастухов и мелкого рогатого скота, преследователь нимф, существо с козлиными ногами и рогами, возбуждал панический ужас и панику.

Гименей – по одной версии, сын Диониса и Афродиты, по другой – Аполлона и одной из муз, покровитель брака. Во время брачного обряда исполнялись эпиталамии (свадебные песни).

Земные боги на Олимпе не живут.

Герои – персонажи греческих мифов, не принадлежащие к числу богов. Чаще дети богов и смертных – полубожественные существа, стоящие на промежуточной ступени между богами и людьми: Ахилл, Геракл, Тезей, Эней, Персей, Икар и др. Границы между богами и героями иногда расплывчаты. Герои помогали при государственных и частных событиях, при болезнях и несчастьях, защищали города и жилища, совершали подвиги. Вера в героев играла большую роль в греческом народе. Герои представляются борцами с чудовищами, с хтоническими, демоническими силами природы, которые мешали упорядоченному мироустройству. В этом случае они приобретают богатырские черты (мифы о Геракле, Персее, Тезее).

1. Опишите мифические чудовища – Тифон, Лернейская гидра, Медуза Горгона, Химера, Ехидна, Сфинкс;

2. С учетом знания мифов поясните следующие фразеологические обороты: ахиллесова пята, яблоко раздора, танталовы муки, сизифов труд, панический ужас, авгиевы конюшни, нить Ариадны. Какие еще вы знаете выражения?

Кануть в Лету

Золотой дождь

Прокрустово ложе

Носятся как фурии

Герастратова скала

Гордиев узел

Ящик Пандоры

Вещая Кассандра

Данайские дары

Объятия Морфея

Рог изобилия

Тема: Гомеровский эпос.

План:

1. «Гомеровский вопрос» в литературоведении. Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи».

2. Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи».

Введение 3

1. Общее понятие мифа и мифологии 4

1.1. Понятие мифа 4

1.2. Понятие мифологии 5

1.3. Функции мифа 6

2.Истолкование мифов. Мифы и герои. 14

2.1 Истолкования мифов 14

2.2.Мифы и герои 15

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Введение

Актуальность темы данной работы заключается в том, что миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство.

Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками, понятиями и категориями.

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы, как

    понятие мифа мифологии

    функции и значение мифов

    Общее понятие мифа и мифологии

      Понятие мифа

Слово «миф» - греческое и буквально означает предание, сказание.

Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, стр. 737).

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе - создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

Миф - это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме.

В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Как отмечал известный английский этнограф Б. Малиновский, миф, как он существовал в первобытной общине, - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы просто дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.

Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая роль мифологии.

1.2 Понятие мифологии

Мифология - исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, "предтеатральными" и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами).

С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.

1.3. Функции мифа

Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа:

Аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления);

Телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования);

Праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном (здесь часто вспоминают мысль Н.А. Бердяева о том, что история - "творимый миф");

Коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);

Познавательная и объяснительная;

Компенсаторная (реализация и удовлетворение потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы).

Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причинно-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние (а затем уже об иных событиях, биографии мифологических персонажей). Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовление пищи и т. д. и т. п.- всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются мифической модели мира. Мифическое время есть время, это, время до времени, то есть до начала исторического отсчёта текущего времени. Это время первопредков, первотворения, первопредметов, (по терминологии некоторых австралийских племён, то есть время откровения в снах), сакральное время в отличие от последующего профанного, эмпирического, исторического времени. Мифическое время и заполняющие его события, действия предков и богов являются сферой первопричин всего последующего, источником архетипических первообразов, образцом для всех последующих действий. Реальные достижения культуры, формирование социальных отношений в историческое время и т. п. проецируется мифом в мифическое время и сводится к однократным актам творения.

Важнейшая функция мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал составляют две стороны - как бы теоретическую и практическую - того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника.

Категория мифического времени особенно характерна для архаических мифологий, но трансформированные представления об особой начальной эпохе встречаются и в высших мифологиях, иногда как идеальный или, наоборот, как время хаоса, подлежащее последующей космизации. В принципе, миф нацелен на изображение превращения хаоса в космос.

Впоследствии, в эпических памятниках мифическое время преобразуется в славную героическую эпоху единства народа, могучей государственности, великих войн и т. п. В мифологиях, связанных с высшими религиями, мифическое время преобразуется в эпоху жизни и деятельности обожествлённых пророков, основателей религиозной системы и общины. Наряду с временем начальным в мифы проникает и представление о конечном времени, о конце мира (эсхатологические мифы). Возникают богов и героев, описывается их жизненный цикл и главные подвиги и т. п. Однако мифическое время остаётся основной категорией мифа, также как мифы творения и мифы объяснительные (этиологические) являются важнейшим; наиболее фундаментальным и типичным видом мифотворчества.

Знаменательно различие, которое туземцы делают между «истинными сказаниями» и «вымышленными». Две категории повествования представляют собой «сказания», то есть относятся к ряду событий, происшедших в отдаленном, весьма давнем прошлом. Хотя персонажи мифов в основном являются богами и сверхъестественными существами, а персонажи сказок героями и наделенными волшебными свойствами животными, у тех и других есть нечто общее: они не принадлежат миру повседневного.

И тем не менее туземцы осознавали, что сказания эти совершенно различны. Те, что имеют отношение к мифу, затрагивают их непосредственно, тогда как сказки и басни повествовали о таких событиях, которые даже когда они привносили изменения в мир (анатомические и физиологические особенности некоторых животных), не меняли удела человеческого как такового14.

Миф - это предания, которые периодически появлялись в дописьменном социуме. Они повествуют о жизни первопредков, подвигах героев, деяниях богов и духов. Само понятие мифа имеет греческие корни и происходит от слова «mytos», что означает «сказание».

Первые упоминания о мифах

Совокупность мифов в обрядовых ритуалах приобретала вербальную форму, выступая, одним из специфических способов систематизации информации об окружающей действительности. С другой стороны, повествования о природе и человека в ней выполняли ряд важных функций: религиозную, идеологическую, философскую, историческую, научную.

К особенностям мифов можно отнести произвольный подход к составлению сюжетов, персонификацию зооморфизм.

Появление представлений о сверхчувственных началах приходится на время появления первых захоронений. Благодаря древним погребениям найдено множество элементарных форм изобразительного искусства.

История происхождения мифов

В верхнем палеолите происходит устойчивое формирование синкретического комплекса: миф - изображение - ритуал. Сохранение этой структуры на протяжении всей говорит о ее универсальности. В ней долгие века отражаются и рациональное начало и иррациональное культурное ядро.

Палеолитические изображения и являлись мифами, а их создание - ритуалами. «Означаемое» и «означающее» в мифах первобытных людей существовали в абсолютном единстве.

Понятие мифа

Во многих науках есть различные трактовки понятия «миф». Значение слова при этом формулируется с различных позиций, что и обусловливает наличие множества расплывчатых и противоречивых определений. Среди них интерпретации, которые даются в энциклопедических словарях, называющие мифами фантастические повествования народного происхождения.

Также встречаются развернутые модернизированные варианты, гласящие, что миф - это синкретическое понимание окружающего мира, выраженное чувственно-конкретными персонификациями и одушевленными существами, которые отождествляются с реальностью. Философские взгляды на трактование этого понятия отталкиваются от понимания мифа как образной схемы мира, объясняющей и предписывающей конкретный алгоритм действий.

Что означает слово миф? На этот вопрос можно ответить синтезировав смыслообразующие составляющие из различных подходов. Именно так можно формулировать полное и точное определение этого понятия: мифами считаются тексты и изображения, демонстрирующие синкретическое отражение окружающей действительности в разные эпохи развития человечества. Причем каждая культура обладает своеобразием, подчеркивающим многочисленные аспекты развития конкретного общества.

Типология мифов

В школьную программу входят мифы, которые с легкостью можно назвать античными, библейскими или другими старинными сказками. Они повествуют о событиях, связанных с сотворением мира, совершением древних деяний (в основном греческими и и героями).

Исследователи исторической мифологии отмечают, что в великом множестве произведений разных народностей многие основные темы и мотивы повторяются. То есть происхождение мифов не во всем определяет их содержание. Например, одними из самых древних и примитивных являются сказания о животных. Наиболее ранние из них лишь наивно описывают признаки представителей фауны. А в древних австралийских мифах, например, широко распространена теория происхождения животных от людей. Но и другие народы мира, пусть и не так явно, распространяют в своих сказаниях мифологическое представление о том, что человек некогда был животным. Примеры мифов такого рода: древнегреческие сказания о девушке-нимфе Дафне, о гиацинте, о нарциссе и прочие.

Происхождение небесных светил также часто освящалось в мифах. В так называемых солярных, лунарных и астральных сказаниях Солнце, Луна и звезды часто изображались людьми, которые когда-то жили на Земле и по разным причинам впоследствии поднялись на небо. Такой миф - это выдуманная народом альтернатива формирования Вселенной. Еще один распространенный сюжет - описание процесса создания Солнца каким-либо сверхъестественным существом. В этом случае небесное светило не одухотворялось.

Центральное место в совокупности мифов многих стран занимали произведения, описывающие создание мира и Вселенной, а также человека. Иначе их называют космогоническими и антропогоническими соответственно. Культурно отсталые народы мало повествовали на эти темы. В частности, австралийцы лишь вскользь упоминали о том, что раньше поверхность Земли выглядела иначе, но вопросы о появлении ее никогда не ставились.

Полинезийцы, североамериканские индейцы, народы Древнего Востока и Средиземноморья рассматривали космогонические процессы с двух точек зрения. Одна из них была основана на идее сотворения мира (креационная), другая - на идее его развития (эволюционная). Согласно креационной теории, мир создал творец, бог, колдун или другое сверхъестественное существо. В мифах, построенных на эволюционной теории, мир планомерно развивается из какого-то первобытного бытия. Это может быть хаос, мрак, тьма и т.д.

Также имеется множество мифологических рассказов о морских существах (чудищах), которых видели моряки, путешественники и рыбаки.

Современные мифы и наука

Суть данной проблемы состоит в том, что вещать о мифе как о научном факте сложно. С уверенностью можно заявить, что он является компонентом мифологии. При этом он относится ко вторичному уровню сознания, который охватывает идеологически, культурно и научно переработанные сведения. В данном контексте, миф - это искусственно созданное человеком сказание, в основе которого лежат предположения и легенды, постепенно изменяющиеся под влиянием идеологических и научных факторов.

Два направления развития мифологии

Появление мифов сопряжено с возникновением, становлением и развитием какого-то народа. Именно так люди формируют свою индивидуальную историю происхождения. Позже в мифотворчестве появляются произведения, предназначенные для масс (которые создает элита), и сказания, созданные самим народом. Таким образом, можно говорить о двух направлениях развития мифологии: закрытом и открытом.

РЕФЕРАТ по Культурологии

На тему 121

«Мифология как форма архаической культуры.

Особенности мифов и их виды»

Выполнила студентка группы ОЗЭКО-16

Арчебасова А.О.

МОСКВА

1. Введение

2. Миф и культура

2.1 Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека

2.2 Основные тематические циклы мифов и их содержание

2.3 Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии

3. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями

4. Список использованной литературы

1. Введение

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

Миф и культура

Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а видмировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.

Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

Космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

Антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

Мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

Эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?