Страстная неделя описание по дням. Страстная седмица: чему посвящен каждый из дней строжайшей недели поста. С верой сквозь века

Все дни Страстной недели особенные и называются Великими или Страстными, а ветхозаветные истории тесно переплетаются с происходящим в последние дни земной жизни Иисуса Христа.

В православных церквях на Страстной неделе проходят особые службы, которые считаются самыми величественными и торжественными за весь церковный год.

На Страстной неделе не поминают умерших, не празднуют дни святых - в это время все обряды посвящены подготовке к Пасхе или Светлому Воскресению Христову.

Поинтересовался, чему посвящены дни Страстной недели и что можно и нельзя есть по дням.

Страстная неделя по дням

Страстной понедельник — на церковных службах в этот день вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа, которого родные братья продали в рабство, а также проклятие греховной смоковницы Иисусом Христом, не приносящей ни веры, ни молитв, ни истинного покаяния.

Чин мироварения начинается также в понедельник — его делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят под непрестанное чтение молитв три дня.

В Страстной вторник в церквях вспоминают проповеди Иисуса Христа о том, как Спаситель говорил в Иерусалимском храме, о притчах, рассказанных ученикам, о талантах и десяти девах, воскресении мертвых и Страшном суде.

В Великую среду — вспоминают предательство Иуды Искариота, который предал за тридцать сребреников Учителя, а также о грешнице, которая омыла ноги Спасителя и помазала их миром. В среду люди стараются исповедоваться.

В Страстной, или Чистый четверг Православная Церковь вспоминает Тайную Вечерю Иисуса Христа со Своими учениками и установление Им Таинства Евхаристии (Святого Причащения). В четверг паства причащаются.

Красная, или Страстная пятница — день траура, во время службы вспоминают о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу, изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются перед ней.

В Страстную субботу на торжественном богослужении говорят о погребении Иисуса Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения. Освещают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи.

В Иерусалиме в храме Воскресения Христова в субботу сходит благодатный огонь, а самая главная служба начинается вечером — верующие встречают Пасху.

Что можно и нельзя есть по дням

Все ограничения Великого поста распространяются и на Страстную седмицу, но последняя неделя самая строгая. В течение всей недели некоторые верующие, по желанию, принимают только воду и хлеб.

В Страстную седмицу по монастырскому уставу в понедельник, вторник, среду и четверг положено сухоядение, то есть допускается — хлеб, вода, фрукты, овощи.

В эти дни есть можно постный хлеб и термически необработанную пищу. То есть сырые овощи и фрукты, а также сухофрукты, орехи, мед. Чай и компот в эти дни принимать не рекомендуется.

Приготовить в эти дни можно салаты из овощей и фруктов. Нарежьте, например, любые фрукты - груши, апельсины, яблоки, бананы, добавьте нарезанные сухофрукты, изюм и орехи, и заправьте все жидким медом. Получится вкусно и очень полезно.

По церковным канонам в последнюю пятница перед Пасхой не едят до вечерней службы.

Страстная суббота — последний день перед Светлым Воскресением Христовым, когда Сам Господь был во Гробе, верующие соблюдают строгий пост.

В 2019 году последняя суббота перед Пасхой выпадает на 27 апреля. Пасху православные в 2019 году празднуют 28 апреля.

Тяжело больные люди, беременные женщины, военные, рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом, путешественники, кормящие матери, а также дети до семи лет освобождаются от поста.

Материал подготовлен на основе открытых источников



О событиях Страстной седмицы подробно рассказывается в четырех Евангелиях. Также, посетив любой храм в последнюю неделю Четыредесятницы, верующий может услышать от батюшки историю мученической смерти Иисуса Христа и последующего Воскрешения. Так можно глубже понять сакральный смысл библейских событий и их значение для всех христиан.

История Страстной седмицы

На заре христианства отмечалась не Пасха, а Крестная пятница. Почти 300 лет верующие собирались вместе, чтобы вспомнить последние дни, которые провел Спаситель на земле иудейской. В эти дни было принято прощать своих врагов, освобождать невольников и следовать всем заветам христианства. Но главным событием считалось распятие Сына Божьего.

Факт! Единственной проблемой было то, что в каждой общине были свои правила. Встреча христиан часто превращалась в серьезный теологический спор. Каждый придерживался своей точки зрения, не слушая братьев.




В 326 году произошел Первый Вселенский Собор. Иерархи церкви решили положить конец спорам. Именно тогда было решено всем миром праздновать Светлое Христовое Воскресенье. Страстная седмица, в свою очередь, превратилась в преддверие Пасхи.

Значение дней

Каждый из шести дней Страстной седмицы считается святым или великим. Первая половина недели после Прощенного Воскресенья посвящена грехам человеческим, которые и пришлось искупать Спасителю. В ночь на четверг начинается плач, посвященный страданиям Иисуса и его смерти:

1. Страстной понедельник. В этот день миряне начинают подготовку к Пасхе. Пищу вкушают всего дважды, чтобы мирское не отвлекало от духовного. В этот день в храмах идут богослужения, посвященные двум событиям. Первое – продажа ветхозаветного Иосифа собственными братьями в египетское рабство. Второе – проклятие Иисусом бесплодной смоковницы, являющейся символом души, забывшей о пути к Богу.

2. Страстной вторник. Продолжая подготовку к празднику, мирянам предстоит вновь погрузится в мир библейских преданий. Великий вторник – день повторения проповедей Иисуса в Иерусалимском храме. Верующие вспоминают, как были обличены книжники и фарисеи. В тот же день Мария омывала ноги Спасителю.




3. Страстная среда. В храмах в последний раз можно услышать молитву преподобного Ефрема Сирина, которую верующим необходимо читать каждый день Великого поста. Службы посвящаются предательству Иуды Искариота и обряду помазания, проведенному грешницей над телом мертвого Иисуса.

4. Чистый четверг. После этого дня запрещается проводить уборку в доме. Храмовые службы в этот день очень насыщенные. Священнослужителям необходимо напомнить мирянам о Тайной вечере и омовении Христом ног своих учеников. Также объясняется смысл молитвы в Гефсиманском саду, показавшей двойственность природы воли Сына Господня, объединяющей человеческое с божественным. Также раскрывается вся глубина предательства Иуды Искариота.

5. Крестная пятница. Это день скорби, в который не принято употреблять пищу до выноса Плащаницы Иисуса Христа. На церковной службе зачитываются 12 Евангелий о Страстях Христовых, будет рассказано о распятии Сына Божьего на Голгофе.

6. Благовещенье. Великая суббота посвящается пребыванию Иисуса в гробе. Считается, что в это время его душа прошла ад, спасая грешников от мук. Мирянам рекомендуется весь день провести в храме, не вкушая пищу до завершения полуночной службы.




В субботу Великий пост и Страстная неделя заканчиваются. Миряне, выдержав все испытания и подготовившись к Пасхе, могут наконец-то расслабиться. В воскресенье сразу после службы и освящения куличей начинается разговение. Христиане всем миром празднуют великое событие – Воскрешение Господне.

Важно! После напоминаний о всех страданиях, которые перенес Спаситель в последние дни своего земного существования, люди радуются тому, что Его, как и всех людей, ждет Царствие Небесное. Эта благая весть перекрывает все трудности, через которые приходится пройти мирянам за время Четыредесятницы и Страстной седмицы.




Именно для более полного понимания значения Пасхи и требуется воздерживаться от скоромной пищи, ограничивать себя в удовольствиях и расти духовно. Только так человек может понять весь смысл мучений Христа и дороги к Богу, открытой распятием на Голгофе и последующим воскрешением.

Алена Бальцева | 31.03.2015 | 9548

Алена Бальцева 31.03.2015 9548


Предлагаем хронологию событий Страстной седмицы – последней недели перед Пасхой.

Страстная седмица – самая важная неделя Великого поста, когда верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа на этой земле. Для большинства христианского мира, который пользуется григорианским календарем, она уже наступила. В наших краях, где церкви по-прежнему отмечают праздники по юлианскому календарю, Страстная неделя начнется 25 апреля и закончится Пасхой 1 мая.

Страстной неделя называется потому, что в ее течение произошли «страсти» (то есть страдания) Иисуса Христа.

Страдания Христа, Его смерть и Воскресение – ключевой момент в христианстве, поэтому к Великой неделе верующие относятся с особым трепетом. Если для вас Пасха – это не просто повод собраться с родными за куличами, но праздник, который вы хотите встретить осознанно, эта статья для вас.

Предлагаем вам хронологию евангельских событий Страстной недели.

Вербное воскресенье, 24 апреля

Несмотря на то, что технически Страстная неделя начинается с понедельника, стоит упомянуть и о Вербном (или Пальмовом) воскресенье как кульминационном повороте последних дней жизни Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, фреска Джотто, XIV в.

События

В последнее воскресенье перед Пасхой верующие отмечают Въезд Господень в Иерусалим. Согласно Евангелиям, в этот день Иисус Христос вместе со своими учениками торжественно въехал в главный для евреев город, сидя на осленке. Это стало исполнением ветхозаветных пророчеств и показывало, что он въезжает с миром.

Как описывает Евангелие, жители Иерусалима встречали Иисуса Христа как царя и долгожданного Мессию и устилали дорогу перед ним своей одеждой и пальмовыми ветвями. Именно поэтому воскресенье было названо Пальмовым.

В наших краях, где пальмы попросту не растут, экзотическим листьям нашли достойную замену – ветви вербы, которые как раз распускаются к Пасхе. Принято в этот день приходить в церковь с букетом из веточек, освящать их и хранить дома.

Великий понедельник, 25 апреля

Первый день Страстной седмицы, начиная с которого пост становится строже.

Проклятие смоковницы, Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

События

Как пишут евангелисты, на следующий день после своего торжественного въезда в Иерусалим Иисус проклинает неплодоносную смоковницу. Эту историю вспоминают в церкви как предостережение всем христианам, чья вера не приносит доброго плода в виде искреннего покаяния, любви, милосердия.

В тот же день Христос оплакивает Иерусалим, предвидя, что иудеи отвергнут и убьют Его. После – прогоняет из Иерусалимского храма торговцев, которые превратили религиозные обряды в прибыльный бизнес, а храм – в «логово разбойников».

В православных церквях в этот день также принято вспоминать ветхозаветную историю об Иосифе, который был продан родными братьями в рабство в Египет, а в результате от слуги «дорос» до правой руки фараона и впоследствии спас свою семью от голода. Иосифа рассматривают как прообраз Христа, который пострадал за Свой народ, чтобы спасти его.

Великий вторник, 26 апреля

Страстной вторник. Иногда называется Чистым вторником.

Мудрые и неразумные девы, Петер фон Корнелиус, XIX в.

События

Утром во вторник апостолы замечают, что проклятая смоковница засохла.

Христос проповедует в храме и обличает священников и старейшин. После наедине с учениками предсказывает Апокалипсис и Свое второе пришествие.

В тот день Иуда Искариот планирует предать Христа.

Во вторник Страстной недели в церквях читают слова Христа, сказанные Им в Храме:

О дани кесарю («кесарю – кесарево, а Богу – Божье»).
- О воскресении мертвых («Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых»).
- О самой главной заповеди («Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоею, всем разумением твоим и всей крепостью твоею», вторая главная заповедь – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»).
- Притча о 10 девах и т.д.

Великая среда, 27 апреля

События

События этого дня не описаны в Евангелии. В этот день Иисус не появлялся в Иерусалиме и находился в его пригороде – Вифании.

Предательство Иуды, Дуччо, XIII в.

В этот день верующие вспоминают о том, как Иуда Искариот предал Иисуса Христа, за что получил 30 серебренников. Также вспоминается о том, как одна из учениц Христа по имени Мария помазала Его ноги драгоценным маслом как предзнаменование того, что Ему предстоит вскоре умереть.

Великий четверг, 28 апреля

Страстной четверг, Чистый четверг, Чистый четверток.

Тайная Вечеря, фреска Леонардо да Винчи, XV в.

События

Тайная вечеря – Иисус отмечает еврейскую Пасху (Пейсах) с 12 Апостолами: умывает им ноги, устанавливает таинство Причастия, которое с тех пор проводится во всех христианских церквях.

Иуда Искариот выходит, чтобы организовать арест Христа. Иисус с оставшимися учениками отправляется помолиться в Гефсиманский сад, где просит Отца избавить Его от смерти на кресте («да минует Меня чаша сия»), но в итоге подчиняется Его воле. Этот момент еще называют борением в Гефсимании и молением о чаше.

Иуда поцелуем выдает Христа, которого тут же берут под стражу.

Апостолы от страха разбегаются, лишь апостол Петр издалека наблюдает за происходящим, а в результате за ночь Петр трижды отрекается от Иисуса, как Тот и предрекал.

В храмах читают отрывки из Евангелия о событиях этого дня. В народе Великий четверг получил название чистого, так как в этот день принято было делать генеральную уборку в доме накануне Пасхи и ходить в баню.

Великая пятница, 29 апреля

Несение креста, Иероним Босх, XV в.

События

Суд над Христом:

1. Первый допрос – перед священником Анной.
2. Второй допрос – перед синедрионом (верховным судом иудеев) и первосвященником Каиафой.
3. Третий допрос – снова перед синедрионом. Отречение Петра. Христа обвиняют в богохульстве и отправляют к римлянам.
4. Четвертый допрос – перед Понтием Пилатом, префектом Иудеи. Пилат не находит никакого преступления за Иисусом и отправляет его к Ироду, правителю Галилеи.
5. Пятый допрос – перед Иродом. Ирод просит Христа совершить какое-нибудь чудо, но тот не отвечает ему.
6. Шестой, последний допрос – снова перед Пилатом.

  • Иисуса избивают плетьми.
  • Пилат предлагает на этом отпустить Христа, но толпа требует распятия.
  • Пилат умывает руки и отправляет Христа на казнь.
  • Солдаты унижают Христа, «коронуют» Его терновым венцом и делят между собой Его одежду.
  • Иуда совершает самоубийство.
  • Иисус несет Свой крест на Голгофу (около 9 утра).

Отречение Петра, Карл Блох, XIX в.

Иисус на Кресте

  • На крест Иисуса вешают табличку, где вместо обвинения написано «Царь Иудейский».
  • Толпа оскорбляет Христа. Иисус просит Отца «простить им, ибо не ведают, что творят».
  • Иисус обещает раскаявшемуся разбойнику, распятому рядом, что тот будет с Ним в раю в тот же день.
  • Иисус поручает заботу о Своей матери Марии апостолу Иоанну.
  • В 3 часа дня становится темно.
  • Иисус умирает на Кресте.
  • Завеса в Храме, которая отделяла Святое святых, разрывается надвое (это понимают как символ смены Ветхого завета Новым).
  • Происходит землетрясение. Как описано в Евангелиях, мертвые воскресают и выходят из гробниц.
  • К закату солнца тело Христа хоронят в гробнице, вход в которую заваливают огромным камнем.

В Великую пятницу верующие придерживаются особо строгого поста. На церковных службах в этот день выносят плащаницу, которая символизирует ткань, в которую было завернуто тело Христа. Некоторые полностью воздерживаются от пищи до субботы.

Великая суббота, 30 апреля

Страстная суббота, греческая икона

События

О событиях этого дня из Евангелия известно лишь то, что иудейские старейшины убедили римлян приставить к гробнице Иисуса стражу, опасаясь, что ученики украдут тело и заявят о воскресении учителя.

В этот день в храмах читаются ветхозаветные пророчества о Христе. Также освящаются куличи и яйца.

Светлое Христово Воскресение, 1 мая

Пасха, Воскресение Христово.

Воскресение Христа, фреска Фра Анжелико, XV в.

События

  • Рано утром ученицы Христа (в православной традиции их называют «жены-мироносицы», т.к. они пришли к гробнице с миром – маслом для бальзамирования) находят Его могилу пустой. Ангел возвещает им о воскресении Иисуса.
  • Христос является Марии Магдалене и дает ей поручение рассказать о Его воскресении апостолам.
  • Иисус является двум ученикам по дороге в Эммаус.
  • Христос является изумленным ученикам (Фомы, которого позже прозовут неверующим, тогда с ними не было).

Пасха – центральный праздник в христианстве. Ее наступление начинают праздновать с вечера Великой субботы. А традиции празднования (христосование, обмен яйцами и т.д.) вам и так хорошо знакомы.

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . 24 лекция. (Православные просветительские курсы)
  • Иеромонах Дорофей (Баранов) .
  • Диакон Владимир Василик .
  • Анна Сапрыкина. (материнские заметки)
  • Юрий Кищук . . Мысли в Страстную седмицу
  • Дни Страстной седмицы

    Богослужение

    Богослужебные особенности Страстной

    • Николай Завьялов .
    • Гермоген Шиманский .
    • Священник Михаил Желтов .

    Иконография

    • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

    По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

    Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

    Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

    Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

    Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

    Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

    Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

    Перед светлой Пасхой предстоит встретить страстную неделю (что можно есть по дням перед Пасхой расскажем в статье). Но что можно есть по дням в этот период?

    Сейчас нам предстоит с этим разобраться. Для верующих людей эта неделя очень важна. В этот период и до самой Пасхи христиане молятся и читают библию. Они вспоминают Христа, который пришел на нашу Землю, чтобы вылечить нас от различных болезней, и ушел из этого мира за наши грехи.

    Дело в том, что на протяжении всей недели перед Пасхой не все разрешается кушать. Эти 7 суток считают самыми строжайшими. Начиная с первого дня и заканчивая седьмым, каждый день считается Великим. В важную неделю верующие люди держат строжайший Пост.

    Страстная неделя – это своего рода память о последнем времени препровождения нашего спасителя и о его ужасных муках. За эту неделю у людей происходит переосмысление жизни. Кто-то решает покаяться, кто-то просто находится в раздумьях, а кто-то усердно молится. Для каждого этот святой праздник означает что-то свое. В эту неделю душа очищается от греховных помыслов. То есть воздержание происходит не только пище, но и морально. В Страстную неделю нельзя гневаться и ругаться – это большой грех, как и есть мясо, запивая вином.

    Что нельзя делать в Страстную неделю

    Великий Понедельник. Заканчивали все ремонтные работы по дому, убирали строительный мусор, выносили старые, ненужные вещи.

    Великий Вторник. Заканчивали ремонт одежды, шитье, крой, штопку, глажку и тому подобное. Талой водой, собранной в этом году, мыли домашний скот, чтобы уберечь его от болезней.

    Великая Среда. Ночью, со вторника на среду, брали воду из реки или колодца в большой кувшин или кружку, и трижды осеняли крестным знамением. В два часа ночи поливали себя этой водой, оставляя на дне немного, троекратно осенив себя крестом. На мокрое тело одевали чистую одежду, а остатки воды выливали под дерево или куст. Это обозначало рождение тела омытого и по приметам защищало от болезней на весь год.

    Великий Четверг - или Чистый четверг. Чистый четверг в 2017 году выпадает на 13 апреля. Чистый четверг или Великий четверг – четвертый день Страстной недели, самой строгой седмицы Великого поста.

    Символическое значение имеет в Чистый четверг купание, в этот день необходимо проснуться до восхода солнца и успеть искупаться.

    Считается, что таким образом, как и в Крещенские купания, человек смывает с себя все грехи, а все хвори и болезни его будут обходить стороной.

    В чистый четверг необходимо сходить в церковь для исповеди и причащения. В этот день, согласно обычаям, дома принято перед Пасхой делать генеральную уборку. Именно после похода в церковь в чистый четверг надо заниматься уборкой дома.

    Убираться нужно очень тщательно, не поверхностно – следует помыть в доме все предметы, включая потолки. Есть примета, что если в чистый четверг хорошо убраться дома, то и весь последующий год в доме будет чистота. Опять же чистота в доме будет отражать внутреннюю чистоту души верующего христианина.

    Кроме того, необходимо выстирать весь текстиль и приготовить традиционную пасхальную пищу: куличи и крашенные яйца.

    Приметы на страстную неделю

    Именно в этот день можно избавиться от множества грехов и улучшить свою жизнь. Следуя пасхальным приметам и обрядам, вы можете изменить к лучшему вашу судьбу на следующий год.

    Вот, что знаю я…

    «Если хочешь весь год быть здоровой, непременно, искупайся до восхода солнца.» - Попробуйте сами и вы убедитесь, что, действительно, в это утро вода обретает чудесные целебные свойства. Этой водой можно смыть все, грехи, накопившиеся за год.

    Не предавайтесь лени, а лучше встаньте в Чистый четверг раненько и отмойтесь беленько под душем, в ванной или в бане еще до рассвета. Если вы не можете уверовать в силу волшебной Четверговой воды, то вреда не будет, чистота всем на пользу - и телесная, и душевная.

    Есть верная примета - если в Чистый четверг проведешь генеральную уборку, то получишь за это много радости.

    Кроме того, что дом станет чистым, здесь заложен еще и такой религиозный момент, что шесть дней после Чистого четверга уборкой религиозные люди не занимаются.

    К тому же существует народное поверье, что затевая генеральную уборку в доме, вы получаете в дар от Господа возможность найти, казалось навсегда утерянные любимые и нужные предметы.

    Исстари считалось, что если в течение Чистого четверга трижды пересчитать все имеющиеся в доме деньги, то они в течение года не будут в семье переводиться. Пересчетом деньги следует заниматься рано утром, в полдень и на закате. Делать это нужно в тайне не только от посторонних людей, но и от всех своих домочадцев. Только тогда от исполнения этого старинного обряда будет прок.

    А вот и денежный заговор в Чистый Четверг. Если вымыть двери и окна водой, в которую положена мелочь, то в течение всего года ваши денежные доходы будут расти как на дрожжах!

    Слова заговора, которые нужно сказать, когда бросаете ведро или таз с водой горсть монет:

    «Денежки, водитесь - не переводитесь, растите-умножайтесь, врагу не доставайтесь!»

    и еще любую молитву из тех, что вы хорошо знаете. После того, как все двери и окна в вашем доме будут вымыты, выньте мелочь из воды и положите в дальний, но предварительно, вымытый угол вашего дома или квартиры на неделю. Воду же вылейте под любое дерево.

    Положите на ночь в емкость с водой любой серебряный предмет. А утром, в Страстную Пятницу, умойтесь этой водой, и в течение года никакая нечистая сила вам не будет страшна.

    Если в вашем доме есть малютка в возрасте до года, то ему такая процедура особенно показана, поскольку он еще не может защитить себя с помощью святой молитвы. Поэтому позаботиться о его защите следует нам.

    Четверговую соль можно приготовить двумя способами:

    Первый способ: сходить к троим соседям или друзьям, и попросить у них по горсточке соли, затем смешать ее, лучше в глиняной, посуде и употреблять по мере необходимости. Говорят, что добавляемая в еду и питье тяжело и даже смертельно больного человека, четверговая соль может способствовать его излечению.

    Второй способ приготовления четверговой соли таков: в сковороду высыпают пачку соли и жарят ее, постоянно помешивая, читая при этом «Отче наш». Готовность соли вы почувствуете сами.